СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Красота и „красивость“_
	рый князь никуда He
идет и мучается бессон-
	В синтетическом опер-
ном жанре ведущая роль
			= т
ницей в ярко освещен-
o ` ном втилизованном шат-

ре. Конечно, в шатре
  Игорю удобнее вести конфиденциаль-
	ный разговор с половчанином Овлу-
ром. Но как все-таки увязать это ¢
предшествующей фразой княжича и с
либретто композитора, где сцениче-
ское действие развертывается так ло-
гично и просто? Этой сцене придан
характер какого-то «вставного номе-
ра», чуть ли не «интермедии», разре-
зающей акт`на три части. Все искус-
ственно, надуманно, всюду кричащая
роскошь.
	В целом спектакль красочный и.
‘красивый, но весь проникнут стили-
зацией и условностью. А мрак сцены
гнетуще действует на зрителя, с об-
легчением выходящего на воздух го-
родской площади.

«Руслан». Этому гениальному тво-
рению Пушкина—Глинки поистине не
везет на `Большой оперной сцене за
последние два десятка лет. Его
или длительно игнорируют, как это
имело место в последние годы, или

так мудрят над ним, что от оригина-
fla He остается и следа. Величествен-

ное создание русского сказочного
эпоса превратилось в трактовке
Смолича в заумную аллегорию. Бы-
стро снятая с репертуара за
явной уродливостью, эта постановка,
к сожалению, нашла отражение в
дальнейшей работе театра, Налет
грубой символики лег и на сле-
дующую, вторую постановку. Наи-
на у Пушкина — не столько стра-
шное, сколько смешное «седое бо-
жество» — превратилась в зловещую
«фата моргану». Все, что творится
под ее воздействием, происходит

ночью. Замок. Наины погружен во

мрак. Для иллюстрации слов Ратми-
ра «..знакомые вокруг летают тени»
не пожалели ни технических средств,
ни артистов. Уж не тени, а живые,
полвешенные на канатах, в воздухе
‘носились балерины. На них были
‘брошены чередующиеся  разноцвег-
ные огни, которые заодно исполеео-
вывали и сидящего на сцене хазарско-
го хана, совершенно утратившего ре-
альные контуры человека. и походив-
шего на зебру. Жизнерадостная музы-
ка Глинки должна была сопровождать
эту безвкусную фантасмагорию. Пос-
тановку сняли, и’ вот, спустя семь
Лет, в мае текушего. года, этот ше-
‘девр русской классики вновь увидел
сцену Большого театра. Постановка
в декорациях талантливого Дмитри:
ева — несомненно крупный шаг вле-
pea. Однако она также тяжеловесна,
и из 9 картин Оперы 7 происходят в
нолумраке._ —

Откуда это пристрастие к мраку на
‘пене? Для чего заменять равномер-
HO рассеянный свет цветными  про-
жекторами, которые освещают ‘лишь
отдельные участки сцены или от-
дельные фигуры? Порою прожектор
назойливо указывает зрителю, ку-
да и на что именно. ему «надлежит»
в данный момент глядеть. Прием этот
стар, как сама оперная сцена. Но нв-
когда еще им не злоупотребляли так,
как сейчас. Прожектор. бесспорно,
нужно сохранить и совершенствовать.
Но следует, однако, ограничить его
применение, не допуская, чтобы све-
товая партитура довлела над оркест-
ровой.

Пристрастие к показной роскоши и

световым эффектам на оперной сцене

— тревожный симптом. Он говорит о
том, что во многих оперных спектак-
лях подлинное искусство. приносится
в жертву «искусственности», показ-
ной помпе и мишуре. Нужно надеять-
ся. что наша музыкальная обществен-
ность обратит на это свое внимание,
		ветской эстрады
		Руководители эстрадных оргави-
заций стремятся пополнить концерт-
ные программы новыми именами. От-
куда они их берут? В основном это
артисты, ставшие известными  широ-
кой публике по кинофильмам. Ска-
жем, Дружников. Он очень хорош в
фильме, закономерно, может быть, его
выступление в специальном. вечере
мастеров киноискусства. Но’‘его. ча-
стое появление на эстрадных  KOH-
цертах вызывает недоумение. Тов.
Дружников совершенно пропадает на
эстраде, очень плохо поет свои песен-
ки из кинофильма. Зачем хорошему,
темпераментному артисту. Д. Сагал
превращать хороший кусок из кино-
фильма «За тех, кто в море!» в на-
бор цыганских мотивов и чечетки
на эстраде? ;

Решая вопросы финансового поряд-
ка, в погоне за сборами, руководите-
ли эстрады часто становятся Ha He-
верный путь. Этого не избежали и

директоры многих филармоний.
Взгляните Ha афиши Москов-
ской, Киевской, Одесской и неко-
торых других филармоний, —

здесь мало симфонической музыки и
много сборных вечеров. Может быть,
это «летняя специфика»? Нет, просто
отсутствие вкуса и чувства меры. По
договору с Харьковской филармони-
ей в кинотеатрах Харькова выступа-
ют случайного состава джаз-оркест-
ры. Ровенская филармония дает кон-
церты «цыган из Курска». По путев-
ке Общества распространения науч-
ных и политических знаний УССР
приезжал на гастроли в Донбасс
Игорь Ильинский. Между тем, совер-
шенно точно установлено, что ника-
ких лекций он не читал.
age
	Советская эстрада все еще продол-
жает сталкиваться < рядом явлений,
тормозящих ее рост. Нужно реши-
тельно преодолеть все попытки, свя-
занные с желанием свести Ha-HeT
эстрадные жавры, нужно сурово осу-
дить ликвидаторов этого великолеп-
ного искусства.

Решительно очищая ряды эстрады
от антихудожественных элементов,
надо это очищение проводить не по
принципу «одним махом всех побива-
хом». Бывают случаи, когда по тако-
му принципу выбрасываются за борт
люди, имеющие все права на само-
стоятельную профессиональную рабо-
ту.

Необходимо, чтобы творческие пу-
ти эстрадного искусства вели не
только в Москву или Ленинград. Все,
что сделано и создано лучшего,
должно стать достоянием всей стра-
ны.
		ути со

Автору этих -строк довелось недав-
но участвовать в совешании творче-
ских работников украинской эстзады
в Киеве. Немало горьких, но справед-
ливых слов было сказано по адресу
некоторых руководителей искусства
на Украине. Приводились факты рав-
нодушного, безразличного, казенного
отношения к судьбам эстрадных ор-
ганизаций. Отсюда нездоровая обста-
новка, созлавитаяся в эстрадных. кол-
лективах, отсутствие содержательно-
го современного репертуара.

На совещании выступила артистка
киевской эстрады М. Танеева. Она
резко критиковала работу одного из
руководящих работников эстрады на
Украине — т. Балабан. Характерно,
что накануне Балабан заявил, что все
разговоры © возрождении республи-
канской эстрады в Киеве он считает
плодом досужих рассуждений
голубых романтиков и что все
- связанное с украинской ‘эстрадой ле-
жит вне искусства. Обвинение огуль-
ное, бездоказательное. о Оно звучит,
как оскорбительный выпад, целиком
отрицающий достижения советского
эстрадного искусства на Украине.
Тем более странно слышать это от
‘художественного руководителя Ки-
евской эстрады и одновременно сту-
дии эстрадного искусетва, кстати,
превратившего подведомственные ему
учреждения в кормушку.

При таком положении становится
понятным, ‹ почему Комитет по
‚делам искусств УССР принял
«скорое и простое» решение о необ-
ходимости ликвидировать (по хозяй-
ственным соображениям) республи-
канскую эстралу, как самостоятель-
ную организацию. Что может быть
легче?

‘Факты неправильного, пренебрежи-
тельного отношения к эстраде ха-
рактерны не только для . Киева. В
Таллине, например, начальник Управ-
ления по делам искусств т. Ирд
распустил эстрадные коллективы. В
Азербайджане также пытались ликви-
дировать Бакинское ’ концертно-эст-
радное об’единение. В Одессе, горо-
ле, давшем лучших мастеров эстрад-
ного искусства, . самостоятельную
эстрадную организацию превратили в
сектор Одесской филармонии, а в
дальнейшем просто распустили акте-
ров эстрады. Этот перечень фактов
может быть продолжен.

Все подобные «эксперименты» сей-
час, после вмешательства Веесоюзно-
го комитета по делам искусств, пре-
кращены. Но тем не менее ликвида-
торские тенденции кое-где все еще
проявляются.

Весьма значительная группа арти-
став-совместителей давно перестала
	ПОЛОЖЕНИЕ 0 КОНКУРСЕ
НА ЛУЧШУЮ СОВЕТСКУЮ
КОМЕДИЮ
	Утверждено положение 0’ Всесо-
юзном закрытом конкурсе на лучшую
советскую — комедию.

Список драматургов — участников
конкурса —устанавливается Комите-
том по делам искусств при Совете
Министров СССР и Союзом совет-
ских писателей СССР. На конкуре
принимаются не опубликованные и не
поставленные на сцене многоактные
комедии. Произведения представлч-
ются на русском языке. Пьесы, на-
писанные на одном из языков наро-
дов СССР, представляются на кон-
курс в переводе на русский язык.
	Произведения от авторов принима-
ются жюри конкурса с 1 сентября по
15 декабря 1948 года. Результаты
конкурса будут опубликованы He
позже 15 февраля 1949 года.
	В состав жюри конкурса входят
Н. Беспалов (поедседатель), К. Св-
монсв (заместитель председателя),
Н. Акимов, Д. Заславский, Ю. Ка-
лашников, А. Крон, Н. Петров, В.
Пименов и А. Софронов. Секретари
жюри — Б. Рудзеевский и И. Чичз-
ров
	125-й СЕЗОН
МАЛОГО ТЕАТРА
	Закончился 124-й сезон Малого те-
атра. Первой премьерой предстояще-
го 125-го сезона явится пьеса А.
Софронова «Московский характер».
Спектакль ставят А. Дикий и Е.
Страдомская, художник Н. Шифрин.
Затем на основной сцене зрители
увидят давно не шедшую в Москве
комедию Гоголя «Ревизор» в поста-
новке К. Зубова и В. Цыганкова, в
декорациях по эскизам Д. Кардов-
ского.
	Три новых спектакля будут по-
казаны на сцене филиала Малого те-
атра: «Бесприданница» Островского
(постановка К. Зубова, художник
	В. Козлинский), «Семья пилота» Н.
Погодина и В. Супонева (постановка
А. Кричко, оформление И. Носова).
В. Дудин ставит пьесу Голсуорси
«Примерный семьянин». ,
	И. ЧЕКИН
oO
	заботиться OO обновлении своего ре-
пертуара, В течение нескольких лет
Е. Гоголева читает в концертах «Ин-
дусскую легенлу» В. Крахта, О. Аб:
дулов и артист МХАТ А. Комиссаров
«Корреспондента» М. Твена, Г. Ярон
и Савицкая исполняют одну и ту же
сцену из «Веселой вдовы», Б. Лива-
нов и К. Еланская сцену из «Хозяй-
ки гостиницы». В. Володин — сцену
из. «Летучей мыши» ит. д. ит. п.
Никакого желания обновить програм-
му! Но до каких пор зритель может
слушать одно и То же?

Подобному однообразию репертуа-
ра способствовали, к сожалению, ру-
ководители наших эстрадных органи-
заций, боявшиеся «испортить отно-
шения» с соьместителями: Ведь «сов-
местители» составляли 50 процентов
концертной программы. Известно, что
многие артисты читают одно и то же
в один и тот же день на террито-
рии «Эрмитажа»: — сначала в Эет-
радном театре; потом в Концертном
	зале, а затем в ЦИКиО и ЦДКА.
Один из своеобразных и лучших
представителей эстрадного искусст-
ва А. Райкин вместе со своим кол-
лективом выпускает одну премьеру в
год. Каждое новое выступление это-
го мастера обшественноеть обычно
	го мастера общественноеть обычно
встречает с большим интересом. Та-
лантливый артист пользуется заелу-
	женным успехом у публики. Но дает
ли это ему право так редко ‘обнов-
лять репертуар? Показанную москви-
чам еще в прошлом году премьеру
«Откровенно говоря», а также пере-
лицованную программу «Избранные
страницы» Театр миниатюр под руко-
водством Райкина вновь «прокатыва-
ет» в Москве вот уже несколько ме-
сяцев подряд.

Нужно ‘отметить, что государство
превосходно материально обеспечива-
ет мастеров советской эстрады. Это
немаловажное обстоятельство, каза-
лось, должно было стимулировать их
творческую ‘активность. К сожале-
нию, в’ целом ряде случаев подобная
забота государства воспринимается
ими как право на спокойную жизнь.
Тот же А. Райкин, к примеру, считает
нормальным раз в год обновлять ре-
пертуар, получая. ежемесячный го-
норар в 35—40 тысяч рублей.

Пример с театром, которым руково-
дит А. Райкин, разумеется, не едини-
цен. Многие представители эстрадно-
	го искусства остановились в своем
творческом росте, считая, что и
старый ‘ репертуар обеспечит им
		материальное благополучие.
	Е О Ne YE BEE

‘принадлежит музыке. Ее А, Л
‘характер и внутреннее
‘содержание диктуют

сценическое оформление оперного
	спектакля. Это положение общеиз-
вестно.

Однако в последнее время в ча-
ших оперных театрах появилось чрез-
-мерное увлечение «красивыми» сце-
‘ническими эффектами. Все чаще и
‘чаще на оперной сцене можно ветре-

_-тить стилизацию, условность, елиш-
- ком «непринужденное» обращение с
музыкально - литературным первоис-
TOUHUKOM. я

Обратимся к примерам из практи-
ки Болышсго театра Союза’ ССР 3a
последние годы.

«Князь Игорь». Эпическое величие
исторического повествования, драма-
`тизм действия, выразительная про-
стота музыкального рисунка харак-
теризуют музыку этой оперы. И сю-
жет и музыка требуют свободноге
пространства, воздуха и света, худо-
жественной простоты и правды.

Совсем иное видим мы. на сцене,
``За последние годы опера пережила
на снене Большого театра две поста-
`новки, обе в декорациях Федоровско-
го. Первая из них была красочна,
исторически интересна и жизненво
‘правдива. Сменившая ее вторая про-
никнута стремлением к сугубой сти-
лизации, условным и усложненным
положениям. Из пяти картин оперы
только две первые происходят днем,
и то при умеренном освешении. В
трех остальных. картинах преоблада-
ют сумерки, переходящие в мрак.
Блики прожекторов освещают: от-
дельные углы сцены, а то и просто
отдельные фигуры. Условность ос-
вещения нарастает, достигая крайних
пределов в последней картине («Плач
Ярославны»). Вся сцена окутана
‚глубоким мраком, совершенно скры-
`вающим превосходную  декорацию.
`,Только в углу городской стены вид-

` На ярко освещенная фигура Ярослав-
‚ны. Слищком узкий освещенный овал
исключает мысль, что это свет лу-
„ны. Это — прожектор. Кончается
рия Ярославны — гаснет сопутст-
`вующий ей свет. Зато слева вспыхи-
`вает другой. Может быть, наконец,
осходит солнце? Но нет, это опять
рожектор, он обращает внимание

зрителя на выступающий из темной
	лубины сцены «хор крестьян». Про-
ла мимо группа хористов, меркнет и
  этот свет. Чуть-чуть усиливается
общее освещение, и в такой безот-
адной обстановке проходит весь
инал, где народ ‘должен, ликуя,
стречать вернузнегося из Нлена
‘князя.

` «Половецкий акт». Кто не помнит
ткрывающей его очаровательной
тесни половецкой девушки, в кото-

й звучат и бесконечная даль поло--

вецких степеи, и томление восточных

‘девушек, сохнуших и увядающих,
как цветок этих степей. Какая поо-
стота, почти скупость музыкальных
средств и какой поразительный эф-
фект! И как контрастирует® с этой
простотой музыкального выражения
претенциозная вычурность постанов-
ки. Перед нами не девушки, отдыха-
ющие на приволье, в вечерней про-
хладе, а симметрично расположенные
фигуры вокруг озаренной неизменным
прожектором солистки. Снопы mpo-
жекторов превращают ее, и в даль-
нейшем Кончаковну и княжича, из
живых действующих лиц в каких-то
скучных официальных «докладчиков»
	своих вокальных номеров. Кончается
	дуэт княжичаи Кончаковны. «Шаги,
сюда идет отец», — говорит княжич.
Неожиданно закрывается ‘занавес, и
Через минуту ясно, что влюбленнсй
паре не стоило беспокоиться: ста-
		Спена из спектакля «Константин Заслонов» А. Мовзона в
	ACCAMBIEN
	Белорусского государственного драматического
лы. Константин Заслонов — арт. Б. Платонов,
			ловзона в постановке
театра им. Янки Купа-
Кропля — арт. Г. Глебов.
	УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ
	МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА АРХИТЕНТОРОВ
	В Москву из Лозанны (Швейна-
	рия) возвратилась делегация совет-
ских архитекторов в составе дейст-
вительных членов Академии архи-
	тектуры СССР H. Баранова и А.
Власова и члена-корреспондента
Академии архитектуры СССР В.
Шкварикова, принимавшая участие
в учредительной ассамблее Между-
народного союза архитекторов и
Международном конгрессе архитек-
торов.

В беселе е нашим сотрудником тт.
Н. Баранов, А. Власовои В. Hlxpapu-
KOB сообщили:
	— В задачи учредительной ассам-
блеи входило принятие устава Меж-
дународного союза архитекторов и
выборы исполнительного комитета
союза. При обсуждении проекта уста-
ва советская ‘делегация боролась за
то, чтобы Международный союз ар-
хитекторов и входящие в него на-
циональные архитектурные организа-
ции активно участвовали в борьбе за
укрепление мира и демократии, за
сотрудничество между народами, про-
тив сил реакции и сашизма.
	Чаиным голосованием участники
ассамблеи избрали  исполнитечьный
комитет Международного союза ар-
хитекторов. Президентом союза из-
	бран английский архитектор Патрик
Аберкромби, вице-президентами —
действительный член  Акалемии ар-
хитектуры СССР Н. Баранов, амери-
	канский архитектор Уокер -и швеи-
	царский архитектор Вишер, - гене-
ральным секретарем — Ваго (Фран-
ция). В состав исполнительного ко-
митета вошли представители Поль-
ши, Чехословакии, Болгарии, Фран-
ции, Англии, Египта, Бельгии и
Швеции.
	На заключительном заседании по
предложению польской делегации
было принято решение созвать сле-
дующую ассамблею  Международно-
	го союза архитекторов в Варшаве в
1950 году.

28 июня в помещении Лозаннекого
университета открылся Международ-
ный конгресс архитекторов, на кото-
рый с’ехалось 400 делегатов, пред-
ставляющих 31 страну. На повестке
дня конгресса были доклады на сле-
дующие темы: «Архитектор и градо-
строительство», «Архитектор и ин-
дустриальное строительство» и «Ар-
хитектор, государство и общество».

С большим интересом было выслу-
шано участниками конгресса выступ-
ление советской делегации о’ градо-
строительстве в СССР, в котором на
конкретных примерах восстановления
Сталинграда, Киева, Севастополя,
Минска и других городов были оха-
рактеризованы осуществляемые в на-
шей стране смелые архитектурные и
инженерные идеи.

2 июля состоялось первое заседа-
ние вновь чзбранного  исполнитель-
ного комитета Международного со-
юза архитекторбв, на котором были
приняты решения по ряду организа-
ционных вопросов: о процедуре при:
ема новых членов союза, о пред-
ставительстве  наниональных — сек-
Пий в ассамблее и др. Решено, в
	частности, что секретариат исполнн-
	тельного комитета булет находиться
в Париже. Следующее заседание ис-
полнительного комитета состоится в
мае 1949 гола в Швеции.
	Члевы советской делегации по
окончании Международного = кон-
гресса архитекторов выступили в
Цюрихе и Лозанне с докладами о
советском градостроительстве, о вос-
становлении и реконструкции Ленин-
града Киева u Сталинграда. До-
клалы, сопровождаемые демон-
страцией советского документально-
го кинофильма «Восстановление Ста-
линграда», вызвали большой интерес
Гу многочисленной аудитории.

хе аня бе, #
	a
от
		ВАГАНОВА А. Я. Основы класси-

ческого танца. ГУУЗ Комитета по
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР рекомендовано как учеб-
ник для хореографических училищ.
Издание 3-е, исправленное и допол-
ненное. «Искусство». 208 стр. Цена
7 руб.
ГАЛАКТИОНОВ А. А. Лепные ра-
боты. Допущено в качестве учебного
пособия для подготовки мастеров-
исполнителей по лепным работам.
Издательство Министерства комму-
нального хозяйства РСФСР. 84 cro.
Цена 3 руб.

ГАСАНОВ Г. А. Работа . самодея-
тельных хоровых я музыкальных кол-
лективов. В помощь руководителям
	ГОСТИ
МОСНВЫ
	хоровых и музыкальных коллективов.
Издание Дагестанского дома народ-
ного творчества. 32 стр. Цена 5 руб.

Ежегодник Московского Художе-
ственного театра. 1946. «Искусство».
650 стр. Цена 50 руб.
	ПУТИНЦЕВ Н. Алла Константи-
новна Тарасова. «Искусство». (Мас-
совая библиотека). 60 стр. Цена
2 руб. 50 коп .

POMM A. Федос Федорович Шел-
рин. 1751—1895. «Искусство». (Мас-
	совая библиотека). 96 сяр. Цена
2 руб. 50 коп.

ШЕКСПИРОВСКИЙ СБОРНИК
	1947. Всероссийское театральное об-
щество. 296 стр. Цена 25 руб.
	AY LOWECTBENHOE
ОБСЛУЖИВАНИЕ
УГОЛЬШИКОВ
	29 августа 1948 года угольщики
Советского Союза впервые будут
праздновать «День шахтера», уста-
новленный Указом Президиума Вер-
ховного. Совета СССР от 10 сентяб-
ря 1947 года.

Для участия в проведении празд-
ника «Дня шахтера» Комитет по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР предложил Комитетам по де-
лам искусств при Советах Минист-
ров РСФСР, Украинской ССР и Ун-
равлению по делам искусств Казах-
ской ССР направить в августе в
угольные бассейны, расположенные
на территории своих республик, кон-
цертные бригады в составе лучшах
артистов театров и филармоний.

В июле и августе в Кузбассе бу-
дут выступать Государственный хор
русской песни под руководством А.
Свешникова, Государственный  ан-
самбль народного танца СССР под
руководством И. Моисеева и Москэв-
ский театр сатиры. i

В Донбассе состоятся выступления
ансамбля танца ‘Грузинской CCP,
группы солистов ансамбля Советской
Армии им. Александрова и 4 кон-
цертные бригады.

В Подмосковный угольный бассейн
выедут хор русской песни Москов-
ской областной филармонии и 5 кон-
цертных бригад
	Советская кинематография на международном
		кинофестивале
	в Чехословакии
	С 17 июля по 2 августа в гор. Ма-
рианские Лазёи (Чехословакия) сос-
тоится международный кинофести-
валь посвященный 50-летию  чехо-
	словацкого фильма.

Для участия в кинофестивале 17
июля в Чехословакию вылетает деле-
гация работников советской кинема-
тографии. В состав делегации входят
лауреаты Сталинской премии .народ-
ные артисты CCCP И. Пырьев,
Н. Черкасов, народная артистка
РСФСР Л. Орлова, заслуженный дея-
тель искусств РСФСР М. Ромм, за-
служенные артисты РСФСР М. Ла-
лынина и О. Жаков.
	Советская кинематография будет
представлена на кинофестивале хуло-
жественными фильмами — «Сказание
о земле Сибирской», «Третий удар»,
«Сельская учительница», «Русский
вопрос», «Пирогов», «Жизнь в цита-
дели», «Алишер Навои», «Далекая
невеста», «Конек-горбунок» (цветной
мультфильм). Будут показаны доку-
ментальные картины*— «День побе-
дившей страны», «Советская Украи-
на», «Советская Латвия», «Советская
Киргизия», «Первое мая 1948 г.»; на-
учно-популярные и видовые фильмы
— «Они видят вновь», «Долина реки
Вахш», «Весна в горах», «Суриков»,
<Венепианов» и «Юные таланты».
	Приехавшие в Москву на гастроли
артисты Белорусского, Киевского и
Ленинградского театров знакомятся
с лостопримечательностями столицы.
	Нентральный дом работников ис-
кусств организует для коллективов
приехавших театров экскурсии. Так,
например, 15 июля состоялась первая
экскурсия в Центральный музей В. И.
Ленина. Сегодня артисты, режиссеры
и художники посетят Государствен-
ную Третьяковскую галлерею. Кроме
того, состоятся экскурсии в музей
МХАТ СССР им. Горького, в Остан-
кинский музей и др.
		Памяти Е. О. Любимова - Ланского
	Пять лет тому назад, 17 июля 1943
года, перестало биться сердце одного
из крупных деятелей русского дра-
матического театра Евсея Осиповича
Любимова-Ланекого.
	Исполнитель ведущих . ролей и
режиссер классических и современ-
ных пьес в ряде городов нашей не-
об’ятной’ страны, Евсей Осипович с
первых дней Октябрьской революции
занял одно из ведущих мест в совет-
ском театре. Сформированный им
театр им. МГСИС, впоследствии
ставший Театром им. Моссовета, сде-
лался питомником молодой советской
драматургии. :

Именно в этом театре впервые в
Советском Союзе начали ставить
	$3 Председателем Комитета по делам
искусств при Совете Министров РСФСР назна-
чен Н.П. Силантьев.
	$3 Сегодня во Всероссийском театральном об-
естве состоится вечер, посвященный пятиле-
тию со дня смерти народного артиста РСФСР
Е. Любимова-Ланского. Доклад о творческом
пути артиста сделает О. Литовский. С воспоми-
наниями о встречах и совместной работе с
Е. Любимовым-Ланским выступят артисты и
режиссеры московских театров.
	&3 В Доме кино состоялась встреча артистов
Белорусского театра им. Янки Купалы с ра-
ботниками кинематографни. Гостей приветствовал
М. Чиаурели. Дюклад о творческом путн те-
атра сделал главный режиссер Л. Литвинол.
Затем были показаны отрывки из комелни
Янки Купалы «Павлинка».

< Из Москвы в (Сочи выехал коллектив
Государственного симфонического оркестра
Союза ССР. Коллектив даст свыше 15 кон-
цертов под. управлением дирижеров К. Конлра-
шина,- Н. `Анесова; В. ЛДегтяренко н др.
	пьесы о советской действительности.
Здесь увидели свет рампы «Шторм»,
«Мятеж», «Чапаев».

Зрители горячо любили актерское
творчество Е. О. Любимова-Ланско-
го. Его исполнение ролей профессо-
ра Мамлока, Полежаева, профессора
Окаемова в «Машеньке» А. Афино-
		генова надолго останется в памяти
видевших его на сцене.
_ Советские артисты всегда будут
	чтить светлую память этого истин»
ного патриота нашей Родины, отдав-
шего все свои силы и талант родному
ИСКУССТВУ.
	В. РЫЖОВА,
лауреат Сталинской премии
народная артистка Союза ССР.
	oO Центральный театр Красной Армии, игрз-
ющия. в парке ИНЛКА соголна тли аемю
	ющий в парке ЦАКА, сегодня показывает
премьеру — комедию Шаховского, Грибоелова:
и Хмельнинкого «Замужняя невеста», постаз-
	ленную И. Ворошиловым в декорациях В. НЁ:
порина.
	€3 Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР поручил издательству <«Ис-
кусство» выпустить серию брошюр, посвященных
советской эстраде. В течение 1948—1949 голз
будут изданы первые брошюры на темы «Эст-
радная песня», «Хореография и танец на эст-
раде», «Техника оригинальных жанров», «На-
родное творчество на эстраде», «Художник и
эстрада», «О джазе», «Народные гулянья»,
«Режиссура на эстраде» и др.
	$3 Сегодня эстрадный театр «Эрмитаж» по-
казывает свою третью программу, которая по-
священа творчеству К. Шульженко. 96 июля
состоится премьера ленинградского Театра
эстрады и миннатюр под руководством :А. Рай-
кина. с Представление под названием «На раз-
ных языках» ставит режиссер В. Канцель.
	Обсуждение гастрольных
спектаклей
	Кабинет национальных театров
Всероссийского театрального общест-
ва проводит 21,23. и 24 июля научно-
творческую конференцию, посвящен-
ную гастрольным спектаклям Бело-
русского драматического театра им.
Янки Купалы.

В течение июля Кабинет Горького
и советской драматургии ВТО прове-
дет обсуждение спектаклей Киевско-
го государственного русского драма-
тического театра им. Леси Украинки.

Предстоит также обсуждение слек-
таклей Ленинградского театра им.
Ленинского комсомола. р
	турга. Пока этой задаче отвечает
только один спектакль — пьеса из
жизни моравских крестьян Габриэлы
Прайсовой «Ее падчерица». Эту пье-
су, богатую жизненными наблюдения-
ми, молодой режиссер поставил в
психологическом плане, подчеркнув
ее трагедийное начало. Будущее по-
кажет, оправдает ли театр свое ко
многому обязывающее имя.
	Во главе молодого  театра-студич
при Национальном театре в Праге
стоит выдающийся чехословацкий рз-
жиссер Индржих Гонзл. Еще до вой-
ны он прославился постановкой нес-
кольких значительных, ставших под-
линно этапными, спектаклей. После
освобождения Праги Гонзл стал
одним из ведущих руководителей.
Национального театра и направил все
усилия к тому, чтобы придать лучшей
сцене страны единый творческий об-
лик, прогресаивное общественно-но-
литическое направление. Однако про-
иски реакционеров привели к тому,
что Гонзл был фактически устранен
ст руководства’ театром и, формально
оставаясь в Театре, сосредоточил
свою работу. в студии, где вместе с
ним сотрудничает известный актери
режиссер Национального театра Яро-
слав Пруха.
	Студия эта-—-передовой, подлинно.

воваторский коллектив молодых ак-
теров, которые очень требовательно
относятся к репертуару и форме сво-
их спектаклей. Студия поставила
незаслуженно забытые пьесы Влади-
слава Ванчуры, талантливого писате-
ля-борца, замученного гитлеровцами:
Среди пьес Ванчуры прежде всего
отметим «Больную девушку» и «Учи-
теля и ученика». Студия инецениро-
	вала «Репортаж с петлей на. шее»
Юлиуса Фучика. Интересный  спек-
такль был создан по роману Яна
	Дрлы «Городок ‘va ладони». К 30-ле
	тию Октябрьской революции студия
	Сцена из спектакля «Каменный властелин» Леся Украинки в постанов-
ке Киевского Государственного русского драматического театра им. Ле-

си Украинки. Сганарель — арт. М. Высоцкий, Дон-Жуан — арт. М. Бе-

лоусов. Фото С. Шннрарева
			поставила «Машеньку» Афиногенова,
Сейчас театр играет пьесу А. Корней-
чука «В степях Украины».
	Театр сатиры возник из маленькой
любительской труппы, которая после
войны совершила турнэ по всей `рес-
публике, выступая с веселым сати-
рическим обозрением. Успех. этих га-
стролей обеспечил создание новогэ
театра в Праге. Уже первая его по-
становка-—-актуальное ’ политическое
ревю «Жестяной цирк» — принесла
ему признание. В настоящее время
театр” успехом играет пьесу’ моло-
дого драматурга Блажека «Король
не любит говядины». Политическая
острота и злободневность обеспечя-
	Бвают этому театру прочные симпатии
пражских зрителей.
	Молодой, театр «Диск» упорно
ищет новые пути и много, хотя не
всегда удачно, — экспериментирует.
	Ему нехватает твердого художествен-
ного направления. «Диск» во многом
еще подвержен  формалистическим
пережиткам. Эти формалистские тен-
денции театру удалось преодолеть я
одной из последних постановок пье-
сы Горького «Мещане».
	Народно-демократическая  респуб-
лика создала все условия для успеш-
ного развития театрального искусст-
ва страны. Великие политические со-
бытия, происшедшие в этом году в
Чехобловакни, выразили единую во-
лю народа создать свое новое демо-
кратическое государство, в котором
нет места для прислужников реакции
и западного империализма, попираю-
щих интересы простых трудовых лю-
дей. Нет сомнения, что замечатель-
ные демократические преобразования
окажут в скором времени самое бла-
готворное влияние на судьбы чехо-
словацкого: искусства и на развйтине
ий становление национального теат-
	рального искусства молодой - демо-
кратической республики.
	_ овые театры ‘Праги.
	Orro TAAC -
		цессе поисков, его нельзя считать
окончательно оформившимся, даже
труппа его полностью не укомплекто-
вана. Но это первый театр в Чехо-
словакии, имеющий совершенно чег-
кую идейно-эстетическую программу.

Театр им. пятого мая получил
свое имя в честь пражского восста-
ния в 1945 году. Он был создан как
театр для широких масс, и первый его
спектакль «Железный поток» (ин-
сценировка повести А. Серафимови-
ча) зритель воспринял как могучий
апофеоз освободительной борьбы. Ру-
ководитель театра, талантливый ре-
жиссер Антонин Курш проявил в этой
	постановке высокое — гражданексе
чувство и мастерство сценической
компознции. К - сожалению,  саек-
	такли, поставленные вслед за «Ж?2-
лезным потоком», были неудачными и
не нашли отклика у большой аулито-
рии. Театр не выполнил задачи, ради
которой был: создан. Из его репертуэ-
ра исчезла героическая тема, и в рз-
зультате он потерял своего зрителя.
Для обеспечения кассового  успехз
руководство театра обратилось. к
остро сюжетным пьесам, рассчитан-_
ным на обывательский вкус: экегра-
вагантным изделиям Могема или пу-
стым водевилям Лабиша. Несомнен-
HO, что такой чуткий художник, как
Антонин Курш, сумел бы преодолеть
этот кризис, если бы олновременно не
произошел раскол в коллективе. Даль-
нейшее существование театра, каза-
лось, теряло свой смысл, но. в новом-
сезоне его художественным руково-
дителем стал молодой талантливый
режиссер Юрий Ян. Свою художест-
венную программу он определил так:
создание поэтического театра, кото-
рый опирался бы на актера и драма-

$

По мере того, как крепли и утвер-
ждали себя силы новой демократ и
возрожденной послевоенной Чехослс-
вакии, росла и бурно развивалась ч
жизнь искусства. Во всей стране воз-
никали новые театры. В Праге’ это
был прежле всего  Реалистический
театр, ‘один из наиболее прогрессив»
ных и талантливых коллективов сто-
лицы. Затем Театр сатиры, Театр при
Академии искусств «Диск», Драмати-
ческий и оперный театр им. Пятого
мая, Студия при Национальном те-
атре и Театр юного зрителя. Процесв
рождения нового искусства происхо-
дил повсеместно. Театры открылись
в Братиславе. Кошице, Препюве,
Турчанском, Святом Мартине, в по-
граничных областях: Карловых ‚ Ba-
рах, Теплице, Мосте, Усти. Возобно-
BHM свою деятельность театры в
Моравской Остраве и Брно, в период
оккупации разгромленные немецкими
захватчиками. Исчезли кочующие
труппы. Их сменили стационары, по-
явившиеся в таких городах и местеч-
ках. где раньше об этом не. приходи-
лось и мечтать; Создан новый сель-

ский театр, который выезжает в са-°

мые отдаленные уголки  сграны,
Впервые в истории чехословацкого
искусства организован театр  непо-
средственно при.заводе. Характерно,
что это случилось в Злыне, на пред:
приятии,  приналлежавшем фирме
«Батя», где эксплоатация трудящих-
ся, построенная по американскому
образцу, была особенно жестокой.

Расскажем здесь вкратце о судьба
театров Праги, созданных после ос-
вобождения Чехословакии, в мае
1945 года.

Реалистический театр под руковод-
ством Яна Шкоды по своему типу й
	программе больше всего отвечает за-
просам широких слоев. населения. В
короткий срок он добился всеобщего
признания и получил  государствен-
ную премию за. 1947 год.
	Первой постановкой — Реалистиче-
ского театра была пьеса Островскогл
«На всякого мудреца довольно про-
стоты». Спектакль сразу принес попу-
лярность молодому кордлективу. Боль-
шой удачей была и постановка «Гро-
зы» Островского. Примечательно, что
с самого начала существования теат-
ра ему была особенно близка русская
драматургия. В свой третий сезон те-
атр поставил пьесу К. — Симонова-
«Русский вопрос», которым отметил.
тридцатилетие Октябрьской‘ револю-
ции. Пс общему признанию, «Русский
вопрос» оказался самым  значитель-
ным событием в жизни Реалистиче-
ского тватра и имел наибольший ус-
пех у зрителей. Спектакль прозвучал,
как призыв ко всему передовому че-
ловечеству стать на путь борьбы за
демократию и прочный мир.
	#.

Безусловно, большая, заслуга Реа-
листического театра и в том, что оя
привлек к сотрудничеству молодых
драматургов. Театр первым поставил
пьесу начинающего автора Зденека
Благя «Жить возможно», затрагиваю-
щую проблему послевоенного устрой-
ства. В его репертуаре сейчас пьесы
молодых писателей—«Деревня Мла-
	да» Милослава Стеглика и «На рас-
	стоянии руки» Ярослава Климы. Реа-
листический театр еще весь в  про-
			Редакционная коллегия»
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный  редактов).
	м. В. „БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И.  ШАВЕРЛЯН.
	Вевсоюзный Государственный Институт кинематографии
	об‘являет прием в actiapantypy
ПО КАФЕДРАМ
	Режиссуры.
	Актерского мастерства.
	высшим образованием.
о основам марксизма-ленинизма,
	институте (Учебная часть)
BIUHKOB, д. 1-6, троллейбус №9
	‘Совете Министров РСФСР`с глу-
	ректора Саратовской Го-
Собинова. заслуженного
	Декорационного оформления фильма.
	Экономики кинематографии.
	В аспирантуру принимаются лица с законченным в
оступающие подвергаются прнемным испытаниям но ac
	илостранному. языку н хпециальности.
	Прием заявлений до 1 севтября 1948: г.
Справки и консультации можно получить в иное
	`Адоес института:
	NEE ES

Mocksa, пл. ВСХВ, ул. Текстильщиков. п
	я Комитет по`делам искусств при Совете .
  боким прискорбием сообщает о смерти ди
  сударственной консерваторин’ имени Л. В.
деятеля искусств БССР. профессора

Георгия Константиновича NONOBKALKOTO

И ‘выражает соболезнование жене покойного.

издательст
во — К 1-48-98. ‘

Зак. No 1919.
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы! информации, архитектуры, эстрады и`цирка — К 4-15-66, отделы театра. музыки,
	Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7.
	изобразительных искусетв, кино — К 5-45-12: