НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ
ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
В ЗАШИТУ МИРА
	В Вроцлаве (Полыша) 25 августа
открылся Всемирный конгресс деяте-
лей культуры в защиту мира.

В состав советской делегации ма
конгресс входят: генеральный секре-
	  тарь Союза советских писателей А. А.
	Фадеев (руководитель делегации),
академики И. И. Мещанинов, И. П.
Барлин, Е. В. Тарле, А. В. Палладин,
писатели М. А. Шолохов, Л. М, Лео-
нов, И. Г. Эренбург, А. Е. Корнейчук,
М. Туреун-Заде, Самед Вургун, А.
Венцлова, журналист Д. И. Заслав-
ский, композитор Т. Н. Хренников,
кинорежиссеры В. И. Пудовкин, М. Э.
Чиаурели, народный художник СССР
А. М. Герасимов.

Конгресс единодушно избрал 6
председателей: Жолио-Кюри (Фран-
ция), А. Фадеев (СССР), Хаксли
(Англия), Борейша (Польша), Гуттузо
(Италия) и Андерсен-Нексе (Дания).

Заместителями председателей изб-
раны: Хосе Хираль (Испания), Мукар-
жовский (Чехословакия), Амадо (Лаз
тинская Америка), Дэвидсон (США),
Мульк Радж Ананд (Индия). -

Конгресс заслушал доклады: «Нау?
ка и культура в борьбе за мир, про-
гресс, демократию» (Александр Фа-
деев), «Мир и культура» (Олаф Ф..
Стапльтон), «О свободе национальных
культур» (Иосиф Халасинский), «Ме-
ждународное культурное сотрудниче-
ство» (Марсель Пренан), а также за-
цисанное на пленку обращение Генри
Уоллеса к Всемирному конгрессу де-
ятелей культуры в защиту мира.
	К 100-летию со дня
смерти В. П. Стасова
	Архитектурная общественность
страны готовится широко отметить
100-летие <о дня смерти выдающего-
ся’ русского зодчего В. П. Стасова,
исполняющееся 5 сентября 1948 года.

На совместном заседании Комитета
по телам архитектуры при Совете
Министров СССР и президиума прав-
ления Союза советских архитекторов
СССР создана юбилейная ` комиссия.
В нее вошли: В. Шквариков (предее-
датель), академики А. Шусев и
И. Грабарь, действительный член
Академии архитектуры СССР Л. Руд-
нев, Ш. Ратия, А. Серегин, А. Чал-
дымов, .В. Иванов, Н. Виноградов,
А. Михайлов и внучка зодчего Е. Ста-
сова.

В Москве и Ленинграде 5 сентября
состоятся торжественные вечера, по-
священные памяти В. П. Стасова. В
Московском архитектурном институте
и ленинградском Эрмитаже органи-
зуются выставки проектов, черте-
жей, фотоснимков и других материа-
лов, отображающих жизнь и деятель-
ность крупнейшего мастера русской
архитектуры. Доклады и лекции, по-
священные жизни и творчеству В. И.
Стасова, намечено провести с 5 по
25 сентября в крупнейших городах
страны.

Институт теории и истории `Акаде:
мии архитектуры СССР созывает спе-
циальную сессию, посвященную твор:
честву В. П. Стасова.

На ряде лучших зданий, созданных
В: П. Стасовым, будут установлены
мемориальные доски.
	Сбор труппы
Большого театра
	После летнего перерыва_26 августа
состоялся сбор труппы Большого. те-
атра. С речами выступили директор
театра А. Солодовников и главный
дирижер Н. Голованов.

В тот же день в театре начались
репетиции. Сезон откроется 1 сентядб-
ря спектаклями «Руслан‘и Людмила»
на основной сцене и «Русалка» 8
филиале.
		Орган Министерства кинематографии СССР. Комитета
	а по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	Суббота, 268 августа 1948 гола

2 35 (1123). Год издания ХХ

1ворческая перестройка
советского театра _
	«Мужество», «Великая сила». Во-всех
этих театрах успешное выполнение
	финансовых планов достигается бла-
годаря тому, что они делают ставку
на большую, серьезную советскую
пьесу, а Не на «пустячки», которые
	та чольшую, серБезную советскую
пьесу, а не на «пустячки», которые
только портят репутацию  театрайь-
ного коллектива. ©

Некоторые руководители театров,
до сих пор не понявшие природу зри-
тельских требований, включают в ре-
пертуар современные советские пьесы
	только для того, чтобы афиша театра
выглядела прилично, а главную став-
	ку делают на другие пьесы. Киевский
областной передвижной театр, напри-
мер, строит свой фактический репер-
туар таким образом: в течение месяца
один или два раза ставятся «Любовь
Яровая» или «Платон Кречет», а ос-
тальное время сплошь идут западные
или старые этнографические пьесы.
Этот и подобные ему театры` занима-
ются очковтирательством — их фак-
тический репертуар значительно отли-
чается от «официального», от списка
названий пьес, существующего для
отчетности.

‚ Весьма показательно, что. успех то-
	го же Калининского театра обуслов-
	ден осуществлением в первую очередь
	современных ностановок. ИЗ 279 спек-
таклей, сыгранных театром за 1-е по-
лугодие, 160 — это современные со-
ветские спектакли, 81 — спектакли
русской классики, и только десять
процентов составляли постановки‘ за-
	падной драматургии. Вот каков фак-
тический, а не «официальный» penep-
	туар Калининского театра, позволив-
ний ему превысить доходную ‘часть
	своего оюджета.
	предпозагать. И к тому же актив-
ность ведущих, наиболее популярных
в стране драматургов сейчас без-
условно недостаточна. Нельзя обой-
ти молчанием тот факт, что писатели,
чьи произведения были широко рас-
пространены в театрах, в течение дли-
тельного времени не дают театрам
ничего нового. Неразумно было бы
«подгонять», торопить писателей, тща-
тельно работающих над новыми пье-
сами. Но все же вызывает недоуме-
ние то обстоятельство, что уже дли-
тельное время не получают театры
новых сценических произведений от

Б. Лавренева, Б. Чирскова, Л. Леоно-
ва, А. Крона, В. Вишневского, Л. Сла-
вина, В. Катаева, А. Файко, В. Шквар-
кина и др. Каждый из этих писате-
лей сделал в свое время немало для
успешной работы советских театров.
Почему же сейчае, когда театры ис-
пытывают такую острую потребность
в новых пьесах, они не видят в лице
ведущих драматургов первых своих
друзей и помощников?

a ряде союзных республик также
наблюдается совершенно недостаточ-
ная активность драматургов. Так, на-
пример, в репертуаре узбекских теат-
ров все еще преобладают ‘старые
фольклорные пьесы. «Новинки» здесь
нельзя назвать даже малочисленны-
ми — в четырех театрах прошла пье-
са «Мухабад» Туйгуна о послевоен-
ном колхозе, а сейчас готовится пье-
са того же автора на такую же при-
мерно тему — «Бахтиер». И это —
почти все.
	Несколько лучше обстоит дело в.
	`Латвии, Эстонии. Здесь созданы та-
кие значительные произведения на-
циональной драматургии, как «Глина
и фарфор» Григулиса, «Весна в селе
Речном» Броделе, «Встреча на бере-
гу» Ванагса, две иззестные пьесы
А. Якобсона, удостоенные Стадин-
ской премии. Е

Без национальной драматургии не
может успешно развиваться нацио-
нальный театр. Дело чести всех писа-
телей братских республик — обеспе-
чить свои театры такими пьесами, ка-
ких требует в своем постановлении о
репертуаре Центральный Комитет на-
шей партии.

Советские театральные коллективы
несут такую же ответственность пе-
ред народом за достойное выполнение
партийных требований, как и драма-
турги. Нельзя думать, что они лишь
реализуют возможности, предоставля-
емые им драматургами. От театра ча-
сто зависят и рождение, и судьба пье-
сы.

Все без исключения театры значи-
тельно повысили удельный вес совет-
ской пьесы в своем репертуаре. В
Москве, в столицах союзных респуб-
лик, в областных центрах созданы
	спектакли. отмеченные Схалинсвими.
	премиями. Среди них — <«Пюбедители>
в МХАТ и Ленинградском театре
драмы им. Пушкина, «За тех, кто в
море» и «Великая сила» в Малом те-
атре, «Молодая гвардия» в Москов-
ском. театре драмы, «Глина и фарфор»
в Театре драмы Латвийской ССР,
«Константин Заслоноз» в Белорусском
театре им. Янки Купалы, «Генерал
Ватутин» в Харьковском театре им.
Шевченко, «Утро Востока» в Азер-
байджанском театре им. Азизбекова и
другие. Все эти лучшие работы совет-
ских режиссеров и актеров сближает
та же черта, которой отмечены наи-
более выдающиеся произведения со-
ветской драматургии— они  проник-
нуты воинствующей большевистской
партийностью и воспитывают зрителя
в духе советского патриотизма. Реши-
тельный поворот к советской темати-
ке обогатил творчество режиссеров и
актеров, придал их деятельности це-
леустремленный характер.

Весной этого года в жизни совет-
ских театров начался новый этап. Они
приступили к работе без дотации. Пе-
реход к новым условиям деятельно-
сти — еще один важный шаг в сбли-
жении театров со зрителем, с наро-
дом.

Правда, среди театральных работ-
ников нашлись дельцы, посчитавшие,
что работа без дотации дает им пра-
во включать в репертуар легковесные,
«развлекательные» пьесы, рассчитан-
ные на «кассу». Но именно «касса»
показывает, что пошлая макулатура
может только завести театр в тупик.
Зато театры, строящие свой репертуаз
на лучших ‹бразцах советской драма-
тургии и классики, успешно вывол-
вяют творческие и фечансовые тлёны.

Один из таких коллективов—Тбч
лисский тез`о им Маоджанишвили.
Раныше этот театр получал дотацяю
свыше одного миллиона рублей в
год, и притом работал мало удовле-
творительно, зрительный зал его не-
редко пустовал. Теперь театр зчачи-
тельно улучшил свой репертуао, уве-
личил количество новых постановок и
перевыполняет свой финансовый план.
Проверка рублем способстзозала по-
вышению идейно-художественного
уровня работы марджановцев. Театры
Калинина, Черновиц, Ульяновска ок-
репли в последнее время благодаря
улучшению репертуара и более пра-
вильному использованию артистиче-
ских сил. К окончанию сезона в ре-
пертуаре Калининского театра числи-
лось Ш пьес советских драматургов,
в том числе «Молодая гвардия», «Рус-
ский вопрос», «Жизнь в цитадели»,
	HEUTE aD
	Два года тому назад, вслед за по-
становлением ЦК ВКП(б) «О журна-
лах «Звезда» и «Ленинград», был опу-
бликован важнейший в истории совет-
ского театра документ, содержавший
в себе программу всей-его дальнейшей
работы, постановление «О  реперту-
аре драматических театров и мерах
по его улучшению».

В нашей театральной жизни начал-
ся новый этап. Проблема создания вы-
сокоидейных и подлинно художест-
венных образов современников сосре-
доточила на себе все внимание, всю
энергию драматургов.

И руководители театров, и теат-
ральная критика в оценке каждого
нового спектакля руководствуются
теперь главным и единственно вер-
ным критерием — насколько ньеса,
спектакль помогают партии в деле
коммунистического строительства.
	Бысокой правительственной награ-
дой — Сталинскими премиями — от-
мечены лучшие советские пьесы, по-
лучившие широкое распространение за
последние два года: «Русский во-
прос», «Великая сила», «Хлеб наш
насущный», «Жизнь в цитадели»,
«Борьба без линии фронта», «В од-
ном городе». При всем разнообразии
тем и персонажей этих пьес есть все
же общие черты, их об’единяющие.

Это прежде всего партийное отноше?

ние их авторов, советских драматур-
гов К. Симонова, Б. Ромашюова, Н.
Вирты, А. Якобсона, А. Софронова, к
действительности, верное понимание
ими задач драматургии в той напря-
женной идеологической борьбе, кото-
рая развернулась во всем мире. Сме-
лое обличение реакционной буржуаз-
ной идеологии и условий жизни в ка-

питалистическом мире, борьба с низ-_

копоклонством перед Западом, с раст-
левающим влиянием буржуазной мо-
рали, острая критика тех явлений в
нашей жизни, которые мешают совет-
скому обществу в его движении к
коммунизму, — вот что отличает луч-
ние советские пьесы последних двух
лет. И эта боевая публицистическая
направленность лучших советских
пьес последнего времени — самое су-
щественное явление в нашей драма-
тургии.

Но обличение отрицательных пер-
сонажей — только одна сторона на-
шей советской критики и самокрити-
ки. Драматурги обязаны показывать в
то. же время лучшие черты советских
людей, их всестороннее превосхол-
ство над людьми буржуазного мира. В
каждой из названных выше пьес пер-
сонажам ‘обличаемым — Милягину,
Твердовой, Ратникову. — противопо-
ставлены активные ‘и целеустремлен-
ные строители коммунистического об-
шества. Но нельзя не признать, что
ати праматузги не умеют еше пока-
зывать лучших, передовых людей со-

ветского общества: с той реалистиче-
ской полнотой, живостью, убедитель-

ностью, каких ждут от них ‘зрители.
Требование ЦК партии воссоздать в
пьесах лучшие черты современников
остается одной из самых насущных
задач нашей драматургии. В этом на-
правлении наша драматургия делает
только первые шаги. Она все еще че
умеет отобразить жизнь советского
общества во всем ее многообразны.
Многие «ходовые» пьесы повторяют
одна другую и по темам, и по составу
действующих лиц. и по жанру. Нет
еще в советской драматургии настоя-
щего тематического разнообразия, к =
торое необходимо для того, чтобы тз-
атр отражал вс= существенные еторо-
ны жизни, чтобы зритель интерего-
вался каждой новой премьерой. Нет в
нем и жанровой разнохарактерности,
которая также необходима для удов-
летворения постоянно возрастающих
требований зрителя. Слабо -пока-
заны в новых пьесах советские рабо-
чие, — вообще пьесы о людях заво-
дов, шахт, новостроек взсчитываются
единицами. Е

Наконец, такой популярнейший ср=-
ди зрителей драматический жанр, как
комедия, не привлек до сих пор того
внимания писательской общественно-
сти, какого он заслуживает.
	Много законных претензии пред’яв-
ляет сейчас зритель драматургам. Он
не терпит штампа и схемы в обрисоз-
ке современников, он отвергает серые,
ремесленнические пьесы, авторы кото-
рых используют современную тему
лишь как предлог для того, чтобы чс-
пользовать старые драматургические
штампы, обветшалые сюжетные прче-
мы. Беден, невыразителен, примити-
вен язык многих пьес, посвященных
современной жизни. Это никак не
«технологический» недостаток. Если
драматург наделяет своих героев-со-
временников бесцветной речью, обед-
няет их внутренний, духовный мир,
значит он искажает образы советских
людей.

Постановление ЦК ВКП(б) вызва-
ло приток в драматургию новых, све-
жих сил, — сотрудничать с театрами
стали некоторые прозаики, поэты,
журналисты. Надо отметить, однако,
что и Союз советских писателей, и
Комитет по делам искусств, и веду-
щие театры недостаточно активно
привлекают к драматургической рабо-
те новые литературные силы. В каче-
стве драматургов-дебютантов высту-
пило за эти два года значительно
меньше литераторов, чем можно было
	завтра-— День шахтера
	Плакат художника М. Соловьева, выпущенный издательством «Искус-
	ство» ко Дню шахтера.
	ШАХТЫ, (Наш корр.).. За полтора
месяца летних гастролей Шахтинский
театр. показал 93 спектакля, в том
числе непосредственно в шахтных
клубах, где до этого никогда не по-
казывали драматических спектаклей.
	Наиболыним успехом пользовались
	спектакли «1! убернатор провинции» и
«Глубокие корни». Театр провел два
спектакля для знатных шахтеров 4%
для молодежи. В воскресные дзи
театр давал утренние спектакли для
детей горняков.

ЧЕЛЯБИНСК. Замечательные по-
дарки получают горняки Челябинско-
го угольного бассейна ко Дню шах-
тера. В шахтерском поселке Злока-
зово заканчивается строительство но-
вого клуба. В поселке «Роза» постро-
ен новый кинотеатр со зрительным
запом. на 350 мест.

i

КАРАГАНДА. (Наш корр.). Обла-
стная филармония организовала музы-
кальный лекторий для горняков в
металлургов. В программу первых
занятий включены _ лекции-концерты,
посвященные творчеству Глинки, Чай-
ковского, Римского-Корсакова, Абая.
Циклы лекций-концертов будут пэ-
священы также классикам западно-
европейской музыки, творчеству вз-
дущих советских композиторов и
композиторов Казахстана, русскому и
казахскому музыкальному ‘фольклору.

Первые лекции уже состоялись во
многих шахтерских клубах Караган-
ды, в рабочих клубах и дворцах

культуры Балхаша и Темир-Тау.

A
‚ Издательство «Искусство»  выпу-
стило массовым тиражом ко Дню
шахтера многокрасочные плакаты:

«Слава героическому  шахтерскому
труду» М. Соловьева, «Будь достоин
	$

шахтерской славы» Н. Пономарева,
«Товарищи угольщики! Выполним
	план третьего года сталинской пяти-
летки к ХХХ! головщине Октября»
Н. Смоляка. Издана также серия ри-
сунков художника Н. Пономарева
«Донбасс восстанавливается»:  «Вос-
становление шахты», «У ствола»,
«Смена», «На электровозе».
A

Для обслуживания шахтеров Дон-
басса Всекохудожником = организо-
вана передвижная выставка произве-
дений московских и ленинградских
художников и графиков.

Выставка передвигается по специ-
альному маршруту в отдельном ваго-
не и экспонируется в шахтерских
клубах. В Ясиноватой ее посетило
свыше двух с половиной тысяч чело-
век. Сейчас выставка находится в
Горловке.

чи

` Десять лет назад был создан шах-
терский ансамбль песни и пляски ИК
профсоюза рабочих каменноугольной
промышленности западных районов.
В составе ансамбля — 110 певцов, му-
зыкантов и танцоров — бывших гор-
няков Донбасса.

Ко Дню шахтера ансамбль подгото-
зил праздничную программу.

Новую программу ансамбль уже по-
казал шахтерам Сталинской, Вороши-
ловградской и других областей.

Центральная студия документаль-
ных Фильмов работает над специаль-
ным выпуском, посвященным Дню
шахтера. В Донбасс, Кузбасс, Караган-
ду выехали операторы-хроникеры, ко-
торые заснимут лучшие шахты страны,
передовых угольщиков, жизнь и быт
шахтеров. В фильм войдут также ма-
териалы о праздновании Дня шахтера.
Режиссер выпуска — Л. Кристи.
		Работники искусетв—
-  шахтерам
	`’СТАЛИНО. Здесь началась декада
классической и советской музыки и
литературы, посвященная Дню шах-
тера. Для горняков организованы по-
пулярные лекции-концерты на темы:
«Великие традиции русской музы-
кальной культуры и ее мировое гзна-
чение», «Советская литература —= са-
мая передовая, самая идейная литера-
тура в мире», «Русская классическая
опера», «Петр Ильич Чайковский»,
«М. Горький — основоположник со-
ветской — млитературы». «Донбассе в
хуложественной литературе ‘и’ песне»
	й пруЕв®.

rr
	КИЕВ. (Наш корр.). Для участия в
праздновании Дня шахтера в Сталино
и Ворошиловград выехала группа ве-
дущих актеров киевских театров. Они
выступят в клубах, дворцах культу-
ры, в «нарядных» шахт. Кониертные
бригады направлены в Донбасс Киев-
‘ской, Одесской и Харьковской кон-
серваториями.

Новые песни ко Дню шахтера под-
готовили композиторы Киева. «Шах-
терский марш» ‘ для хора написал
И. Виленский на слова поэта Новиц-
кого.

Деятельное ‘участие принимают в
шахтерском празднике художники й
скульпторы. Передвижная выставка
зюивописи и графики открыта в Воро-
	шиловграле. Посетители увидят здесь.
	произведения Соколова-Скаля, Гано-
ненко, Котова, Яковлева, Бакшеева
и др. В шахты Сталино и Воропилов-
града ‘направлены выставки работ
лучших украинских художников.
Работники кинематографии УССР
встречают праздник шахтеров откры-
тием на шахтах 20 новых киноустано-
вок. Состоится большой кинофести-
валь, проводимый на 200 киноуста-
новках Сталинской и Ворошиловград-

ской областей.
жк

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Концерт-
ные бригады Узгосфилармонии и Уз-
госэстрады дали около 20 концертов
пля угольщиков Средней Азии. Ap-
тисты побывали на шахтах Ангрена,
‘выступали перед шахтерами Ташку-
пыра, Кзыл-Кия, Сумохтаа и других
шахт.

В связи с празднованием Дня шах-
тера к угольщикам узбекской коче-
гарки — Ангрена—выехали симфони-
ческий оркестр Узгосфилармонии,
ансамбль Московского театра Дома
культуры железнодорожников, эст-
ралный ансамбль под руководством
Атманака. а также передовой в рес-
публике Янги-Юльский колхозно-сов-
	хозный театр.

Илдейно-творческая зрелость театра
сказывается не только в составлении
	репертуара, но и в трактовке каждой.
	советской пьесы, в верном понимании
	ее образов и ситуации. НПамятен при-
мер с постановкой «Молодой гвар-
дии» в нескольких театрах, прогля-
девших крупные недостатки романа и
инсценировок. Нередки случаи, когда
антихудожественная и фальшивая
пьеса принимается к постановке толь-
ко потому, что  автор-ремесленник
ловко спекулирует современной  Te-
мой. Это говорит о том, что в ряде
театров совершенно недостаточно ве-
дется идейно-воспитательная работа с
коллективом. Между тем, смысл и
существо постановления ЦК ВКП(б)
диктуют необходимость систематиче-
ской политической  теооетической
	ской политической, теоретической
учебы руководящего, режиссерского,
актерского состава. Без глубокого ус-
воения марксизма-ленинизма, без из-
учения трудов. товариша Сталина не-
	мыслим действительный идеино-твор-
ческий рост театрального коллектива,
неизбежны грубые промахи театра и
в выборе репертуара и в трактовке
образов современников.
	В большом долгу перед творчески-
ми работниками театров и зрителями
наша театральная окритика. Это отно-
сится и к газете «Советское искусст-
во». Если за два истекших года зна-
чительно увеличилось число рецензий
на очередные постановки, публикуе-
мых печатью, то идейно-теоретиче-
ский уровень их все еще оставляет
желать много. лучшего.
	Журнал «Театр» должен был бы
стать одним из инициаторов в разрз-
ботке важнейших теоретических про-
блем современной театральной эзте-
тики. Но как раз отдел теории 8
этом журнале—<самый бедный и самый
далекий от жизни. «Театральный аль-
манах2, издаваемый ВТО, крайне не-
разборчив в публикации ‘материалов.
Наряду со статьями (главным образом
исторического - характера), представ-
ляющими определенную ценность для
читателя, здесь публикуются созер-
шенно безответственные и легкомыс-
ленные материалы. К числу таких
принадлежат, например, печатающие-
ся из номера в номер «Заметки
0б актерских удачах» Л. Борового.
Эти «Заметки» поражают свсей раз-
вязностью и бессодержательностью.
Журнал «Театр» и «Альманах» уде-
ляют совершенно незначительное вни-
мание советской драматургии, пред-
почитая вести разговор об отдельных
спектаклях, о сценическом воплоще-
нии того или иного образа.

Не изжили еще серьезные недо-
статки в своей работе Комитет по. де-
лам искусств и правление Союза со-
ветских писателей. Попрежнему но-
вые советские пьесы проходят долгий
путь по инстанциям Комитета, преж-
де чем определится их будущее.
	Совершенно  неудовлетворительно
организован Комитетом перевод луч-
ших современных русских пьес на
языки народов СССР, что ограничива-
ет возможности национальных теат-
ров.

Союз советских писателей недоста-
точно вовлекает в творческую жизль
участников всесоюзного конкурса на
лучшую пьесу и слабо влияет на
идейно-художественный уровень дра-
матургии.

Два года идут советские  драма-
турги и театры по тому пути, который
указан в историческом постановлении
ЦК ВКП(б) о репертуаре. Немало уже
сделано для претворения в жизнь ука-
заний партии, но несравненно. большие
предстоит еще сделать, чтобы полно-
стью оправдать доверие народа,
великого Сталина к мастерам совет-
ского театра.
	кова (Ульяна Громова), Л. Шагалова
(Валерия Бори), Г. Романов (Иван
Туркенич) и др.

Роль секретаря обкома партии Пр?э-
ценко исполняет артист В. Хохрякэв,
большевика-подпольщика Валько—ар-
тист С. Бондарчук, матери Олега Ко-
нтевого— лауреат Сталинской премия
заслуженная артистка республики
Т. Макарова.

Музыка к фильму написана лауреа-
том Сталинской премии народным ар-
тистом РСФСР композитором Д. Шо-
стаковичем.

Главный оператор фильма— лауреат
Сталинской премии В. Раппопорт,

Фильм «Молодая гвардия». (перв-я
и вторая серии) принят _Министерст-
вом кинематографии СССР и сейчас
подготавливается к выпуску на экрам.
Каждая серия этой картины будет вы-
пущена тиражом по 1.500 копий.

: : (ТАСС).
			НЫЙ
{ед
дат,
			ЛЕНИНГРАД. (Нан корр.). Работ-
ники -нскусетв Ленин. рада и области
принимают участие в культурном об-
служивании шахтеров. В городах
Донбасса < успехом гастролируют
бригада Ленинградской филармозии
и молодежный танцовальный ан-
самбль под руководством Обранта.

‚ Областная ‘филармония подготови-
ла большюй праздничный концерт. Он
состоится после посвященного Дню
шахтера торжественвого заседания
партийно-советского актива `Сланцев-
ского района. В этот район выезжает
Областной кукольный театр.

Шахты треста «Ленуголь» в Новго-
родской области посетит Ленинград-
ский областной малый драматический
театр. Шахтеры увидят спектак.и
«Подвиг останется неизвестным»,
«Стакан воды», «Коварство и лю-
бовь».

Ленгосэстрада организует в Кохт-
ла-Ярве — центре строительства
большюго газопровода — массовое а-
родное гулянье с карнавалом, посвя-
шенное Дню шахтера. `
		ЕРЕВАН. (Наш корр.). Художники
и скульпторы Армении деятельно го-
товятся к выставке «Сталин и воз-
рождение армянского народа», наме-
ченной к открытию в 1949 году.

Экспонаты выставки отобразят
жизнь и революционную деятельность
товарища Сталина до Великого Ок-
тября, роль товарища Сталина в раз-
витии и укреплении советского. госу-
дарства. Картины и скульптуры пока-
жут достижения в области развития
народного хозяйства и культуры Ар-
мении в годы сталинских пятилеток.

Художник М. Абегян работает над
большим. полотном, показывающим
товарища Сталина вместе с Спандаря-
ном и Шаумяном в редакции газеты
«Искра». Г. Рухкян готовит. картину
«Сталин в Комитете ‘по. делам. нацио-
нальностей». Работа народного ху-
дожника А. Коджояна отобразит мо-
мент получения товарищами Сталиным
и Спандарячом в Туруханской ссылке
письма от Ленина.   ,

Серия картин художника Х. Есаяна
посвящена теме «Сталинские места».
Художник А. Аветисян представит
работу «Ленин и Сталин в Смольном
в Октябрьские дни», Е. Севоян —
«Сталин; Молотов и Микоян».

Новые работы для выставки готовят
скульпторы Ара Саркисян и Сурен
Степанян, народный художник Мар-
тирос Сарьян и другие.
	/ ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА .

АЛМА-АТА. Пьесой казахского
драматурга Альжапара  Абишева
	«Дружба и любовь» открыл свой:
	сезон Республиканский казахский те-
атр лрамы.

Сейчас коллектив ставит пьесу
А. Штейна «Закон чести».

Над новыми пьесами для театра ра-
ботают драматурги Казахстана—Мух-
тар Ауэзов, Альжапар Абишев, Ба-
заир Жасакпаев.

oO
НА ОСТРОВЕ ЧЕЛЕКЕН
	АШХАБАД. На острове Челекен
открыт Дом культуры. Здесь рабо-
тают ансамбль пеени и танца, драма-
тический и танновальный кружки, в
которых участвуют более 150 рабочих
промыслов и жителей острова. В по-
селке Карагель, расположенном в
нескольких километрах от поомыслов,
организован филиал Дома культуры.
	о ролднои земле _
	ВЫСТАВКА АРХИТЕКТУРЫ
И НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА
	КИШИНЕВ. (Наш корр.). Здесь от-
крылась республиканская выставка
архитектуры и‘народного зодчества.

Центральное место занимает гене-
ральный план’ реконструкции столицы
республики, выполненный академиком
А. Шусевым. Много прекрасных зда-
ний будет воздвигнуто в городе. `Сре-
ди них: Дом правительства, здания
министерств, Дом Советской Армии,
оперный ‘театр, государственный уни:
верситет и другие. Схема озеленения
города предусматривает создание пар-
ков, садов, скверов, а также загород:
ных рощ. Мелкая река Бык станет
полноводной. Ее берега оденутся кам-
нем.

На выставке размещены ‹ также
схемы планировки городов Benay;
Бендер, Тирасполя, Оргеева, “Сорок,
Калаташа.

В отделе «Памятники архитектуры
и молдавское народное зодчество»
экспонируются многочисленные аква-
рели, макеты, фото, орнаменты и 0об=
разцы керамики — богатейшее насле-
дие архитектурного творчества Мол-
давии.

Эф.
	УКРАИНСКИИ ТЕАТР
В ПРИБАЛТИКЕ
	РИГА. (Наш корр.). С большим
‘успехом прошли в Риге гастроли
Львовского украинского театра им.
Заньковецкой. Театр за месяц пока-
зал 40 спектаклей. В репертуаре га-
строльной поездки  «Послелние»,
«В степях Украины», «Назар Стодо-
ля», «Шельменко-денщик». Впервые
была показана в Риге последняя ра-
бота театра — «Сорочинская ярмар-
ка» (постановка художественного ру=
ководителя театра Бориса Тягно).

Театр выезжал е творческими oT-
четами на крупнейшее предприятие
Риги — завод «ВЭФ», к железно-
дорожвикам, в колхоз «Циня», к мо-
рякам, к бойцам и офицерам.

Сейчас тватр работает над двумя
спектаклями—<«Макар Дубрава» Кор-
нейчука и «Рюи-Блаз» Гюго.
	. MOJOTGBCKHH TEATP
В КИСЛОВОДСКЕ
КИСЛОВОДСК. Здесь начались га-
строли Молотовского государетвенно-
го театра оперы и балета. С большим

успехом прошел первый спектакль —
«Князь Игорь»
	священ теме «Ленин в искусстве и
народном творчестве народов Совет-
ского Союза и мира».

За 10 лет число посетителей музея
превысило 1.100 тысяч человек. За по-
следние три года восстановленный
после войны музей провел свыше 709
киносеансов хроникальных и докумен-
тальных фильмов о В. И. Ленине и
И. В. Сталине. Фильмы просмотрело
более 200 тысяч человек.

Ко дню 10-летия музея на экраны
кинотеатров Украины выходит доку-
ментальный фильм о работе музея,
Заснятый Украинской студией хрони-
кально-документаяьных фильмов по
сценарному плану режиссера Уман-
ского.
	представители музыкальной общест-
венности города и Смоленского 06-
ластного театра драмы. Государст-
венным Гимном Советского Союза в
исполнении симфонического  оркест-
ра, хора и солистов театра тут же от-
крылся концерт, посвященный памя-
ти Глинки. Оркестр исполнил увер-
тюру к опере «Руслан и Людмила» и
«Камаринскую». Народная артистка
БССР В. Млодек спела арию Ачто-
ниды из оперы «Иван Сусанин», ар-
тист В. Таланкин — арию Сусанина.
В заключение концерта торжествен-
но прозвучал апофеоз из «Ивана Су-
санина» в исполнении солистов, хора
и оркестра театра. Концертом дирч-
жировал И. Гитгарц.
	а местонахождение некоторых пока
еще неизвестно. :

Находящаяся в ‘Русском’ отделе
Эрмитажа мозаика «Петр 1» прини-
сывалась неизвестному автору. Ныне
установлено, что эта работа выполне-
на лично М. В. Ломоносовым в 1755—
1757 гг. Исследователь доказал TaK-
же, что мозаичный портрет Александ-
ра Невского. (1754—1758 гг.), недавно
поступивший в Ломоносовский музей
Академии наук СССР, «Апостол
Петр» и «Святой Франциск» — при-
надлежат ученикам Ломоносова и
сделаны в его мастерской.

На-днях издательство Русского
музея выпускает в свет работу. В. Ма-
карова «Ломоносовские` мозаики», где
впервые публикуется полный список
произведений, выпущенных ломоно-
совской мастерской.
	КИЕВ. (Наш корр.). 29 августа —
знаменательная дата для Украины. В
этот день в Киеве 10 лет назад от-
крылся украинский филиал Музея
В; И. Ленина, превратившийся за эти
годы в научный центр пропаганды
идей Маркса—Энгельса — Ленина —
Сталина. К юбилею подготовлена
‚‹ большая выставка, отображающая ра-
боту музея но популяризации жизнен-
ного пути и революционной деятель-
ности великих вождей советского на-
рода Ленина и Сталина.

В И залах музея размещено около
6000 документов, свыше 150 картин и
40 скульптур ` виднейших мастеров
русского и украинского изобразитель-
ного искусства. Специальный зал по-
		СМОЛЕНСК. (Наш корр.). В го-
родском саду в центре Смоленска
высится бронзовый памятник М.
Глинке Великий композитор держит
в правой руке лирижерскую палочку,
чуть склонив на бок голову, ‘как бы.
вслушиваясь в звучание оркестра.

Сюда, к памятнику, направилась
на-днях делегация артистов нахоля-
щегося здесь на гастролях Белорус-
ского театра оперы и балета. От ли-
ца работников искусств Белоруссии
делегация возложила у подножия па-
мятника венок из живых цветов.

Краткое вступительное слово на
состоявшемся здесь митинге произ-
нес режиссер Белорусского оперного
театра В. Шахрай. Затем выступиля
	` ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Насле-
дие мозаичной _ мастерской М. В. Ло-
моносова представляет величайшую
ценность в сокровищнице отечествен-
ного изобразительного искусства.
До Октябрьской револющии было
известно всего 20 произведений мо-
заики, созданных в ломоносовской ма-
стерской. Во течение последней’ чет-
верти века в художественных коллек-
циях различных городов страны про-
изводились исследования находив-
шихся там безымянных мозаик. При
сопоставлении с кропотливо подо-
бранными архивными документами и
литературными источниками кандидат
искусствоведческих наук В. Макаров
установил, что Ломоносову и его уче-
никам принадлежит авторство еще
21 произведения мозаики, часть кото-
рых хранится в советских коллекциях,
	10-ЛЕТИЕ ФИЛИАЛА МУЗЕЯ В. И. ЛЕНИНА

У ПАМЯТНИКА ВЕЛИКОМУ КОМПОЗИТОРУ
		‚МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ“
	Новый хупожественный фильм в двух сериях
	Лауреат Сталинской премии заслу- ‘подполья и раскрыть роль большеви-
женный деятель искусств РСФСР   стской партии в организации разгрома
	кинорежиссер ©. Герасимов закончил
в Московской студии имени М. Горь-
Кого постановку нового большюго ху-
дожественного фильма в лвух сериях
	_ —<Молодая гвардия».
	фашистов. и в освобождении от них
советской земли; исторически верно
им освещены также действия Совет-
ской Армии и организованно прове“
денная советскими органами своевре-
менная эвакуация населения и про-
мышленного оборудования из угрожа-
емых районов.

Фильм «Молодая гвардия» правдиво
и ярко отображает на экране благо-
родство советских людей, высокий
моральный облик нашей героической
	молодежи, безграничную преданность.
	ее своей Родине, большевистской пар-
тии и неизмеримое превосходство над
врагом.

В главных ролях картины снима-
лись студенты актерского факультета
ВГИК а: В. Иванов (Олег Кошевой),
С. Гурзо (Сергей Тюленин), И. Макс-
роза (Любовь Шевцова); Н. Морлю-
	Автор сценария режиссер С. Геза.
симов и руководимый им творческий
коллектив, учтя критику одноименчо-
го романа А. Фадеева и первой серян
фильма «Молодая гвардия», в резуль-
тате коренной переработки преодол>-
ли многие слабые стороны и чед)-
статки романа, значительно расшири-
ли материал картины и обогатили +
ней образы советских людей новымя

тами.

. Герасимову, как автору сценария
и режиссеру фильма, удалось пря-
вильно показать партийное руководст-
во борьбой советских людей против
гитлеровских оккупантов в условиях