СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО . — р — ——

К СПОРАМ`О НАТУРАЛИЗМЕ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
	Развивать’ традиции Русской
реалистической живописи
	Прогрессивные идеи русских PEBO-
люционных демократов, эстетика Бе-
линского, Чернышевского, Добролю-
бова в значительной степени влияли на
творчество ‘русских художников. и
определили его глубоко идейный, #2-
родный, реалистический характер.

В начале ХХ века, в условиях ©бо-
стрения классовой борьбы между бур-
жуазией и пролетариатом, в России
формируется реакционный буржуазчо-
дворянский фронт против русского
реалистического искусства.

Вооружившись широко распростра-
ненными в то время на Западе теори-
ями «чистого искусства», «теоретики»
этого фронта открыли решительный
поход против эстетики Белинского и
Чернышевского, против творчества
передвижников. р

Ставя себе задачу во что бы то зи
стало дискредитировать лучшие трз-
диции русского реалистического ис-
кусства ХГХ века, буржуазные искус-
ствоведы об’явили творчество перед-
вижников натуралистичным. Эта кле-
вета на передвижников, получившая
в свое время очень широкое распрэ-
странение к великому сожалению,
живуча до сих пор: в среде опреде-
ленной группы художников и крити-
ков. . .

В ходе дискуссии, развернувшейся
на страницах нашей печати, были под-
вергнуты острой критике отдельные
произведения ‘некоторых советских ху-
дожников. Справедливо указывалось,
что картины многих из них не волнуют
зрителя, не раскрывают перед ним
многогранную, богатую жизнь нашего
народа и не обладают глубоким идей-
ным содержанием.

С полным основанием можно приве-
сти как пример некоторые картины
	Н. Денисовского, А. Славского,  ®.
Богородекого, Г. Шегаля, картины
«Едут на выборы» и «Ярмарка» А.
	Пластова, «Встреча А. С. Пушкина с
телом А. С. Грибоедова» М. Сарьяна,
«Минин приветствует народ с побе-
дой» Г. Горелова и другие,

Суровая критика слабых сторон
творчества наших живописцев — не-
сомненно, явление положительное.
Особенно она уместна после мертвой
тишины, царившей долгое время в
кругах искусствоведов и художествен-
ных критиков.

Наряду с этим некоторые ‘выводы,
сделанные в ходе дискуссии, непра-
вильны и могут дезориентировать чи-
тателей. В самом деле, справедливо
ли утверждение, что натурализм ха-
рактерен для современного состояния
советской живописи? Нам кажется,
что нет. Нельзя рассматривать отдель-
ные картины в отрыве от общей целе-
устремленности творчества их авторов
и вне всякой связи с общим состояни-
ем советской живописи. Отмечая вот
	дельных работах отсут-
ствие необходимой: выра-
зительности, глубокого
идейного содержания и

°

А. ДЖАКОВ
$

вие дальнейшего роста

нашего искусства.
Неудача, постигшая М.

Сарьяна с его последней

р бу Мот 65 BS LDV пани mnt.
	Е. КОТОВА
o
	полноценного о живонис-
ного решения, нельзя только по этим
признакам классифицировать их как
натуралистические. И уже вовсе не-
верно утверждение, что будто бы од-
ним из тормозов развития советской
живописи является подражание пере-
движникам.

Факты показывают, что из общей
массы наших живописцев лишь немно-
гие художники заиметвуют традиции
передвижников, и эти немногие доби-
ваются серьезных успехов в`искуе-
стве. Большинство же наших живо-
писцев до сих пор не использует и не
развивает как следует опыт и лучшие
традиции творчества великой русской
реалистической школы: XIX Beka.

Вместе с тем лучшие произведения
советской живописи, «На старом
уральском заводе» и «Допрос комму-
нистов» Б. Иогансона, созданы в тра-
дициях русского реалистического ис-
кусства и передвижников.

Отход от этих традиций неизбежно
приводит к снижению качества’ произ-
ведений,

Живописный язык А. Иванова, Ре-
пина, Сурикова — высшая и самая
близкая нашей современности форма
живописи. Только осваивая и развивая
эту высшую форму живописи, напря-
женно работая над раскрытием нового
содержания советского искусства, на-
ши художники могут создать и новые,
более выразительные и высокие фор-
мы живописи.

‘Ошибка некоторых участников дис-
куссии в оценке роли передвижников
не случайна.

Если бы ‘они были свободны
от влияний разного рода реакци-
онных буржуазных эстетических тео-
рий и порочных взглядов на исторчю
русского искусства. они не прашли бы
к выводу, что подражание передвиж-
никам — основная причина, тормозя-
щая нашу советскую живопись. Они
не могли бы позволить себе ограни-
читься рассмотрением лишь неболь-
июго числа работ отдельных совет-
ских художников и закрыть глаза на
рост творчества широких кругов со-
ветских художников, Они не могли
бы в то же время не заметить, что в
творчестве художников прибалтий-
ских советских республик. а также
Грузинской и Армянской ССР ло сих
пор живучи влияния формализма.

Ведь совершенно ясно, что в твор-
цестве ряда видных советских живо-
писцев — Сарьяна, Кончаловского, С.
Герасимова, Дейнеки, Пластова и Др.
— в той или иной степени еще сказы-
вается влияние формализма. Именно в
этом и заключается главное препятет-
		картиной «Пушкин встре-
чает тело Грибоедова в горах Арме-
ний в 1829 г.», целиком предопоеде-
лена формалистической природой его
творчества.

В некоторых работах П. Кончалов-
ского заметно вредное влияние форма-
лизма. Его большой пейзаж «На пол-
дни» смотрится. как ‚незаконченное
произведение искусства, Происходит
это ‘не потому, что художник не за-
кончил картину. Дело в том, что. по
формально-эстетическим ‚нормативам,
которыми руководствуется художник,
картине и не полагалось быть: более
разработанной. Вода, весь передний
план пейзажа. воспринимаются: зрите-
лем лишь как некая бесформенная
живописно-пластическая масса, Де-
ревья, по своим размерам. приближаю-
щиеся в картине к натуральным, ре-
шены схематично.

В современных условиях решитель-
ного. наступления на формализм и 5ез-
идейность в искусстве. в нашей стра-
не невозможно выступить и тем более
добиться каких-либо успехов с от-
крытой, прямолинейной пропагандой
формализма. Поэтому приверженцы
формализма меняют тактику. Перзый
и излюбленный их прием — это мас-
кировка и отрицание наличия форма-
лизма в нашем искусстве. По этому
пути пошел и небезизвестный аполо-
гет разложившегося буржуазного ис-
кусства Запада, неутомимый  проиб-
ведник формализма Н. Пунин.

Недавно на отчетно-выборном .50б-
рании ЛССХ группа художников —
Альтман, Траугот и др., до сих пор не
освободившиеся от влияния формализ-
ма,—полностью отрицала всякие обви-
нения в. формализме. К сожалению,
коллектив ленинградских художняков
не дал должного отпора их выстувле-
НИЯМ.

Недостатки произведений многих
наших художников в большинетве
случаев вовсе не вытекают из привер-
женности их к натурализму. Отсутст-
Bie глубокого идейного содержанчя
и нужной выразительности в произве-
дениях многих наших художников
прежде всего обусловлено тем. что
большинство из них не прошло насто-
яшей школы реалистического искус-
ства. Воспитавшие их учебные заве-
дения, придерживавшиеся формапи-
стического направления, не способны
были дать им все, что нужно для ре-
шения задач, стоящих перед советскям
искусством. Эти учебные заведения
оказались  неспособными воспитать
художников-реалистов и дать им 8ы-
сокую профессионально-техническую
подготовку.
	СКОГО XY MO?
	писи и педагогом, вос-
питавшим  многочислен-
ОВА ные кадры советской ху-
дожественной молодежи.
Однако его взгляды Ha
советское искусство, его творческая
	‘практика, методология обучения мо-
	лодежи  заслуживают самого при-
стального внимания.

В одной из своих автобиографий
С. Герасимов, намечая свою творче-
скую программу на будущее, писал:

«В будущем нужно делать вещи,
чтобы они были сильно ‚действенны-
ми, но в ответственных больших фор-
мах... Основное требование к изобра-

зительному искусству — действих,
впечатляемость».
	Как же. С. Герасимов претворяет в
жизнь эту свою декларацию?
	В книге отзывов Третьяковской
галлереи имеется всего шесть отзны-
вов зрителей о картине С. Герасимо-
ва «Сын вернулся». Четыре из них—
отрицательные. Зрители пишут, что
«картина  невыразительна, замысел
явно не удался, лица ни о чем не го-
ворят». Это правильно  отмеченноя
зрителями и характерное для творче-
ства С. Герасимова безразличное от-
ношение к типажу, отсутствие глубо-
кой психологической характеристики
является следствием ‘импрессионисти-
ческого подхода художника к об’екту
изображения. Художник рассматрява-
ет его лишь как предметную мотиви-
ровку для решения чисто” живопис-
ных, формальных задач. /
	Мы знаем, как страстно искали на-
туру для своих картин великие рус-
ские художники, как серьезно отно-
сились они к изучению «типического
в типических обстоятельствах». И не
в этой ли неразрывной связи с жизнью
своего нарола заключается величие
их Творений?

Пренебрежение лучшими традиция-
ми русского реалистического  искуз-
ства, отсутствие интереса к человеку,
к его духовному миру—характерный
признак формалистического искусства.
В ряде своих произвелений С. Гера-
	симов предстает перед нами как фоз.:
малист:
	Дело в том, что С. Герасимов  по-
нимает «действенность» своих картин
формалистически, как внешнюю  эф-
фектность = световых соотношений,
яркость декоративного пятна. Это мз-
шает ему создавать глубокие психо-
логические характеристики советских
людей. Отсюда’ в `произвелениях
С. Герасимова и композиционные по-
грешности, и деформация лиц и фи-
гур. Это приводит художника к тако-
му изображению советского человека
(«Мать партизана»), которое способно
скорее вызвать чувство возмущения
у зрителя и оттолкнуть его, чем до-
	ставить ему эстетическое уловлетво-
Penne.
	В пейзажах С. Герасимова HOMUHE-
рует цвет, взятый абстрактно. Поэто-
му его пейзажи-—это не картины рус-
ской природы, а только ЦВЕТОВЫЕ
впечатления, вынесенные художником
от русского пейзажа.
	С. Герасимов прошел хорошую реа-
листическую школу, окончив бывшее
Строгановское училище и Училише
живописи, ваяния И зодчества.‘ Но
увлечение западноевропейским искус-
ством в период его распада расшата-
ло реалистическую основу творчест за
художника. Родимые пятна формали-
стического искусства мы видим аа
многих его полотнах.
	Одно из видных мест среди группы
мастеров, ведших педагогическую ра-
боту в Московском институте им.
Сурикова. занимал и А. Дейнека.
Безразличие к натуре характерно для
творчества этого художника. В ero
картинах зритель не найдет полноцен-
ного образа советского человека. В
них присутствуют только его внеш-
ние аксессуары — футболки, майки,
короткие юбки ит. д. Основные недо-
статки. живопясной системы А. Дей-
неки,— плакатность, условное плос-
костное решение человеческой фигу:
ры,‚. зачастую лишенной не только ян-
	традиции
	го обсуждения методов воспитания
певца может быть создана советская
вокальная школа, единая в своей ос-
нове и гибкая и многообразная в педа-
гогических приемах.
	В новых учебных планах наиболь-
ние изменения внесены в программы
студентов музыковедческих специ-
альностей. Вновь введенные семина-
ры по критике, оперной драматургии,
расширенное изучение ‘народного му-
зыкального творчества, русской клас-
сики, советской музыки, цикла обще-
ственно-политических дисциплин, не-
сомненно, сыграют свою положитель-
ную роль в воспитании молодых му-
зыковедческих кадров. Мне хочется
подчеркнуть лишь, что музыковедам
необходимо, ‘может быть, более. всех
остальных музыкантов, еще на студен-
ческой скамье приобретать навыки
практической работы. Ведение про-
грамм студенческих концертов, раз-
личные формы  газетно-журнальной
критической деятельности, широкое
привлечение студентов к обществен-
ной работе с целью приобретения ими
столь необходимых каждому музыко-
веду навыков организационного руко-
водетва, — все это должно занять
свое почетное место в системе воспи-
тания историков и теоретиков музы-
ки. Совершенно ясно, что коренное
улучшение постановки и ведения
учебного процесса в консерватории
зависит прежде всего от надлежащей
постановки идейного воспитания сту-
денчества. Многое предстоит сделать
и для улучшения работы кафедры ос-
нов марксизма-ленинизма. испытыва-
ющей острую нужду в высококвали-
фицированных \‹ преподавателях, и,
главное, для. того, чтобы всю систему
воспитания молодых музыкантов про-
низать большевистской партийностью,
Ведущую роль в этом должны сыг-
рать профессора специальных классов,
так как они чаще всего встречаются
со студентами и оказывают решающее
значение на формирование идеологии
молодых музыкантов.
	О том, насколько еще недостаточно
высок идейный уровень консервато?-
ского студенчества, говорит хотя бы
тот факт, что подавляющее большин-
ство выпускников всеми правдами и
неправдами стремится остаться в Мо-
скве, предпочитая лучше иметь поло-
винную ставку в столичной детской
музыкальной школе, чем вести боль-
шую творческую работу на периферии.
Мне бы хотелось напомнить, что та-
кие музыканты, как Игумнов, Иппо-
литов-Иванов, Глиэр, не считали для
себя зазорным работать после полу-
чения высшего образования лаже в до-
революционной провинции! Они пре-
красно понимали, что по-настоящему
вырасти музыкант может только не-
посредственно в процессе своей прак-
тической деятельности, а отнюдь не
в <кулуарах» Московской консерва-
	тории.
Большие задачи стоят сейчас пе-
ред руководителями — консервато-
	рии по привлечению новых педагоги»
ческих кадров. В первую очередь, ко-
нечно, нужно пополнить состав кафед-
ры композиции. Сейчас уже получено
согласие профессоров Шапорина и Ра-
кова на ведение ими классов сочине-
ния. Однако работа по укреплению
этой важнейшей кафедры еще пред-
стоит большая. В ближайшем буду-
щем к педагогической деятельности в
консерватории будут также привлече-
ны крупнейшие мастера. советского
вокала и виднейшие музыкальные кри-
тики. :

Большая и трудная задача пере-
стройки работы крупнейшего музы-
кального вуза страны может быть
разрешена только при условии полной
мобилизации творческих сил всех ра-
ботников консерватории. В частности,
должна значительно активизировать-
ся научная мысль. Наши многочислен-
ные музыковеды, как педагоги, так и
научные сотрудники, до сих пор не
смогли оказать сколько-нибудь замет-
ного влияния на творческую жизнь
консерваторского коллектива. Вероят-
HO, Потребуется произвести струк-
турные изменения, реорганизовав наш
мало работоспособный  научно-иссле-
довательский кабинет в полноценную
научно-исследовательскую  организа-
цию, способную возглавить борьбу за
превращение консерватории в подлин-
но народное демократическое учреж-
дение.

Сейчас. когда возможности для раз-
‚вития музыкального искусства в Ha-
шей стране безграничны, замечатель-
ный коллектив Московской консерва-
тории сумеет с честью выполнить за-
дачи, поставленные перед ним пар-
Tuer.

Панительн

Московскую консерваторию можно
смело назвать хранительницей вели-
ких традиций русской классической
музыки. Из поколения в поколение в
ее стенах передавались от профессо-
ра к ученику творческие заветы Чай-
ковского, Танеева, Николая Рубин-
штейна. Однако за последнее время
эти великие традиции Московской
консерваторией были в значительной
степени утеряны. Немалое количест-
во профессоров и студентов  увлек-
лось изощренными модернистическими
звучаниями произведений Игоря Стра-
винского, Арнольда Шенберга, Пау-
ля Хиндемита и других «етолпов» бур-
жуазного музыкального декаданса.
Коллектив консерватории начал все
больше и больше замыкаться в узкие
рамки академической учебы. Он от
далялся не только от народных масс,
но и от рядовых музыкантов. Когда-
то широко популярные открытые кон-
церты профессоров и студентов соби-
рали все меньше и меньше слушате-
лей. В учебный процесс все сильнее
проникали элементы формализма, го-
лого техницизма, школярства, ремес-
ленничества, что особенно пагубно
сказалось на воспитании композиторов
я музыковедов.

Партия сурово и споаведливо за-
клеймила отрыв музыкантов от наро-
na.  В` историческом постановлении
	Центрального Комитета ВКП(б) ска-
зано:

«Порочное, антинародное, формали-
стическое направление в советской
музыке оказывает также пагубное
влияние на подготовку и воспитание
молодых композиторов в наших кон-
серваториях, и, в первую очередь, в
Московской консерватории (директор
т. Шебалин), где формалистическое
направление является господетвую-
щим. Студентам не прививают уваже-
ние к лучшим традициям русской и
западной классической музыки, не
воспитывают в них любовь к народ-
ному творчеству, к демократическим
музыкальным формам. ‘ворчество
многих воспитанников консерваторий
является слепым подражанием музы-
xu JJ. Шостаковича, С. Прокофьева
и др».

Что же необходимо предпринять,

чтобы решительно оздоровить систе-
му воспитания молодых музыкантов в
ведущей консерватории страны? Ка-
кие задачи стоят сейчас перед на-.
МИ?

Я ставлю во главу угла перестрой-
ку работы композиторского отделения.
Пе может быть более терпимо поло-
жение, при котором <туденты-компо-
зиторы воспитываются в атмосфере
преклонения перед формалистически-
ми ‘изысками музыкальных снобов и
молодые авторы < юношеских лет на-
чинают с презрением относиться к за-
просам широких слушательских масс.
Мы должны возродить прекрасные
традиции великой русской классики.
Не замыкание в узкие рамки абстракт-
но-выхолощенных симфоний и квар-
тетов, а творческое овладение всеми
разнообразнейшими музыкальными
жанрами необходимо сделать основой
обучения композиторов. Опера, сим-
фония, кантата, романс, массовая пес-
ня, хоровые и инструментальные про-
изведения малых форм, танцовальная
музыка — всеми этими жанрами дол-
жен в совершенстве владеть компо-
зитор, окончивший Московскую кон-
серваторию.

Особое внимание при обучении ком-
позиторов следует обратить на овла-
дение ими разнообразными вокальны-
ми жанрами и всей неисчерпаемой со-
кровищницей мелодических богатств
классической музыки и русской на-
родной пеони. Мелодия — душа му-
зыкального произведения. Эту старую
истину, осмеянную формалистами,
нельзя ни на минуту забывать при
воспитании композитора. Говоря это,
я одновременно хочу предостеречь
против другой крайности — забвения
любого элемента музыкальной выра-
зительности. «Музыка приносит на-
слаждение только тогда, когда все ее
элементы -— й мелодия. и певучесть,
й ритм — находятся в определенном
гармочическом сочетании», — Ha эти
замечательные — слова товарища
Жданова нужно ориентироваться при
оценке музыкальных произведений.

Следуя в творчестве классическим
тралициям, молодые композиторы `в
своих произведениях должны отра-
жать нашу многообразную советскую
действительность. И. здесь нужно
вспомнить слова тов. Жданова: «На-
род оценивает талантливость музы-
кального произведения тем, насколько
оно глубоко отображает дух нашей
эпохи, дух нашего народа, насколько
OHO доходчиво до широких масс».
		А. СВЕШНИКОВ
Oo
	Студенты-композиторы нередко не
имели возможности услышать <вои
произведения в реальном звучании,
Происходило это потому, что сочиня-
ли они преимущественно монумен-
тальные симфонические формы, орга-
низовать исполнение которых в вузов-
ских условиях очень трудно. Если же
молодой автор писал камерные про-
изведения, то студенты исполнитель-
ских факультетов не проявляли ин-
тереса к этим модернистическим опу-
сам.

Мне кажется, что работу компози-
торского отделения нужно решитель-
HO ‚ приблизить к  слушательским
массам. Каждый студент-композитор
обязательно должен ‘услышать все
свои творческие опыты в реаль-
ном звучании, услышать  неодно-
кратно, при исполнении их в различ-
ных аудиториях. Только проверяя
свои музыкальные мысли на слуша-
телях, устраняя ошибки в своем твор-
честве, композитор может стать под-
линно реалистическим музыкальным
деятелем, понимающим, чего ждет от
него народ. Только прислушиваясь к
оценке своих произведений массовым
	стушателем, памятуя слова тов.
Жданова о том, что «музыка, которая
непонятна народу, народу не нужна»,
наши студенты начнут писать ясно и
просто, без формалистических изошре-
	Всячески следует стимулировать
	творческое общение студентов-компо-
зиторов и исполнителей, чрезвычайно
благотворно влияющее и на тех и на
других. В частности, должна стать
хорошей консерваторской традицией
	регулярная организация выездных
концертов, где перед рабочей аудито-
рией произведения студентов-компози-
торов исполнялись бы студентами-ис-
полнителями. Вообще концертная
жизнь консерватории требует значи-
тельного оживления. Открытые кон-
	церты до сих пор у вас устраивались
недостаточно часто. Сугубо академи-
	ческое составление программ приводи-
ло К тому, что слушатели почти не
посещали эти концерты. В будущем
открытые студенческие вечера следу-
ет устраивать значительно чаще, с та-
ким расчетом, чтобы все студенты-
исполнители минимум два раза в год
выступали перед публикой. Програм-
мы этих вечеров должны быть сме-
шанными.— © участием и певцов, и
пианистов, и скрипачей, и виолончели-
стов, и студентов других исполни-
тельских специальностей.
	Серьезных изменений требует рабо-
та дирижерско-хорового факультета.
И здесь основная задача — всемер-
ное приобщение будущих дирижеров
хора к непосредственной  практиче-
ской деятельности. Поле для творче-
ской деятельности студентов дири-
жерско-хорового факультета букваль-
	Ho необ’ятно. Бесчисленное множест-
	во самодеятельных хоровых кружков
и коллективов с большими трудностя-
ми находят руководителей, А у нас до
самого последнего времени студенты
	‘младших курсов сдавали экзамены...
	дирижируя под рояль! В дальнейшем
мы предполагаем принимать в качест-
ве экзаменационной работы у студен-
	тов дирижерско-хорового факульте-
	та программу, выученную ими © са-
модеятельными хоровыми коллектива-
ми.
	Очень серьезно положение, создав-
шееся на вокальном факультете .Mo-
CKOBCKOH консерватории. С каждым
годом контингенты людей, поступаю-
щих на вохальный факультет, оказы-
ваются все менее подготовленными,
Достаточно сказать, что из 21 вока-
листа, допущенного к второму туру
протекающих сейчас конкурсных при-
емных экзаменов, десять человек по-
лучили оценку «плохо» по сольфед-
жио — одной из важнейших для лю-
бого музыканта дисциплин. С другой
стороны, нередки случаи, когда сту-
дент, обнаруживший хорошие вокаль-
ные данные на вступительном экзаме-
не, за время обучения в консервато-
рии либо начинает петь все хуже и
хуже, либо вообще срывает голос.
Это говорит о значительных дефек-
тах, существующих в самих методах
вокального преподавания. К сожале-
нию, разрешение этого крайне важно-
го вопроса сильно затрудняется тем.
что профессора-вокалисты, как прави-
ло, ревниво оберегают свои «секре-
ты» постановки голоса, Между тем.
только путем широкого общественне-
		Формализм, как идейно-творчестая
установка, пустил глубокие Корнив
сознании многих наших художников.
До сих пор он является главным тор-
MO30M в HX творчестве.

Но это отнюдь не означает, что
нами полностью изжит натурализм и
что он не представляет никакой опас-
ности на пути дальнейшего развития
советского изобразительного искусст-
ва. Напротив. Современные формализм
и натурализм не только не исключа-
ют друг друга, но часто смыкаются
‚между собой, главным образом в от-
рицании общественно-преобразующей,
воспитательной роли искусства. Свое-
	образно смешиваясь в своем твор“
стве, формализм и натурализм оказы- ,
	ваются не ‘антиподами, а спутниками.
Уже в импрессионизме можно видеть
закономерность перерастания натура-
лизма в формализм, равно каки в
творчестве  суб’ективистов-формали-
стов налицо беспринципное смешение
чудовищных искажений действитель-
	ности © натуралистическими дета-
лЯМи. 1
Еще в Феврале 1936 года «Прав-
	да», коитикуя Формалистическую му-
зыку Д. Шостаковича. призывала ма-
стеров советского искусства «добро-
совестно изучать новый быт людей
нашей страны, избегая в своих про-
изведениях... и грубого натурализма
и эстетствующего формализма». В
марте того же года в «Правде» были
опубликованы статьи В. Кеменова
«Поотив формализма и натурализма в
	живописи», оценки и выводы которых _
	полностью сохраняют свое значение и
в наши дни. —

В недавних решениях о журналах.
«Звезда» и «Ленинград», о театре,
кино и музыке ЦК ВКП(б) дал чет-
кие и ясные указания о путях разви-.
тия литературы и искусства социали-
стического реализма.

Партия и народ требуют от нашях
художников создания глубоко-идей-
ных, высокохудожественных произве-
	лений. Эти произведения должны BHI
	ражать передовые идеи и высокие
чувства советского народа, красочно
и убедительно показывать его бога-.
тую, многогранную жизнь.

Успешно выполнить эту задачу ча-
ши художники могут, только став на
путь освоения и развития лучших тра-
диций великой русской реалистичес-
кой школы, отметая всякие формали-
стические и натуралистические влия-
ния в своем творчестве. Нашей худо-
жественной критике пора решительно
пересмотреть свои позиции и занять
свое настоящее место в борьбе за
	большое советское искусство, разви-
	вающееся на основе мудрых решений
партии по вопросам идеологии,
	ЧИКА
		Центральный Комитет ВКП(б) в
своих постановлениях по идеологи-
ческим вопросам поставил перед де-
ятелями советской литературы’ и ис-
кусства задачу ‘развернутого насту-
пления на буржуазную . идеологию,
разоблачения растленной культуры
современного капиталистического мн-
ра. С особой силой в постановлении
об опере «Великая дружба» В. Му-
радели была подчеркнута задача
борьбы против’ порочного антидемо-
кратического формалистического на-
правления в искусстве, оказывающе-
го пагубное влияние на подготбвку и
воспитание молодых кадров художе-
ственной интеллигенции. Эти указа-
ния партии являются программными
не только для музыкантов, но и для
работников всех“ областей советской
культуры, в том числе и для деяте-
лей изобразительного искусства.

В развернувшейся за последнее
время дискуссии по вопросам изобра-
зительного искусства немало ‘было
сказано о формалистических и нагу-
ралистических тенденциях в творче-
стве советских ` живописцев. ‘Была
подвергнута резкой критике деятель-
ность Оргкомитета Союза советских
художников. Но почти ничего не го-
ворилось“о крупнейших недостатках
в работе художественных вузов, о
людях, которым доверено такое от-
ветственное и болыное дело, как во-
спитание новых кадров. художников.

Мы не можем закрывать глаза на
TO, HTO среди художников еще He
изжиты пережитки буржуазной иде-
слогии, питаемые ‘влияниями совре-
менной упадочной ‘западной’ ‘культу-
ры. Нам не раз. приходилось _убеж-
даться, что забвение интересов на-
рода, пренебрежение лучшими тоа-
дициями русской живописи, ° погоня
	за ложно понятым новаторетвом при»
	водят художников в тупик формали-
стического  антидемократического” ис-
кусства, чуждого советскому наро-
ду и его, художественным вкусам.
«Творчество» таких художников па-
носит огромный вред нашему изобра-
зительному искусству, мешает его
дальнейшему расцвету. Но неизме-
римо больший вред причиняют эти
художники своей педагогической ле-
ятельностью, уродуя нашу молодежь,
уводя ее с иравильного пути соция-
листического: реализма. ^^ .

Среди выпускников Московского
художественного института им. Су-
рикова — немало способных”. моло-
дых художников. В своих  произзе-
дениях OHH правдиво передают
нашу советскую действительность,
твердо идут по пути социалистичес-
кого реализма. Но надо прямо бка-
зать, что эта молодежь добивается
успехов в своей творческой работе
не благодаря, а`часто вопреки суще-
ствующей в институте системе вос-
питания.

Что же это за система воспитания,
положенная в основу работы с моло-
дежью? В общих чертах ее основ-
ные принципы изложены в сборнике
«Учебные программы для высших ху-
дожественных учебных заведений»
(выпуск 1, «Искусство», 1946 г.), под-
готовленном и . отредактированном
Отделом художественных учебных
заведений Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров ОССР.
В составлении этого сборника прини-
мали участие профессора Московс-
кого художественного института
С. Герасимов и А. Дейнека, академик
И. Грабарь и др. `

Сборник поражает своей аполитич-
ностью, оторванностью от нашей со-
ветской действительности. Вот, на-
пример, как понимают авторы co-
держание воспитательной работы:

«Руководитель, He ограничивая
свою работу  узкопрофессиональны-
ми задачами, должен вести система-
тическую воспитательную работу,
развивая у студентов вкус, кругозор,
любовь к искусству и честное отно-
шение к своему труду».

Ни одним словом составители не
обмолвились о воспитании молодежи
в духе советского патриотизма, без-
граничной любви к своей Родине. в
	дивидуальности, но и конкретно-зува
ственной ее материальности.

Наиболее ярко проявились формали-
стические тенденции в творчестве лру-
гого педагога Московского инстизу-
та—А. Осмеркина. В его работах куль+
тура цвета, как самодовлеющего. комз.
понента картины, доведена до апогея.
В них особенно сильно обнаруживает--
ся отрыв от реалистических традиций
русской живописи.

К числу «заслуг» Осмеркива в обла:
сти советского искусства относится,
как известно, его многолетняя форма-
листическая деятельность по разруше-
нию реалистических основ советской
живописи. Вот в каких восторженных
выражениях пишет он об одном из
этапов своего творчества, всячески
подчеркивая при этом свое презритгль-
ное отношение к наследию русского
искусства: ,

«Первое мое знакомство в «Бубно:
вым валетом» предрешало будущую
мою крепкую связь с передовым в 10
‘время содружеством московских ху-
 дожников, выступивших шумной вата-
гой к великому смущению столичного
мещанства... Холсты «Бубнового ва-
лета» волновали размахом цветового
постижения формы, покоряли сознание
контрастом с рыжей «фузой»  перед-
вижнической палитры, смелым разрыз
вом с традициями и вкусами». И да-
лее: «То, чего не могла дать киевская
школа (реалистическая. — ®. К.), что
в ней было спрятано за семью печатя-
ми, то легко и свободно воспринима-
лось от одного гастрольного нагляд+
	вого урока, данного вы
2 ставкой «
вичей». MOCK
	Дальше идут такие откровенные
признания:
	«В числе моих «университетов», ос-
тавивших на всю жизнь неизгладимый
след, одно из первых мест заняло
Шукинское собрание в Москве. Я по-
дошел к французам со сложившимся
вкусом к определенной живописчой
картине, и влияние Щукинского. co6pa-
ния (где, как известно, был сосредо-
точен весь «цвет» распада француз-
ского искусства. — Е. К;), конечно
было обусловлено притяжением стой»
ких уже во мне пристрастий».
	С таким вызывающим бахвальством
и без тени критического отношения к
своим ошибкам вспоминает 06 STOM
в 1937 году А. Осмеркин. .
	Воспитание молодых скульпторов в
Московском художественном инсти:
туте было доверено А. Матвееву, ко-
торый до последнего времени провэ-
дит чисто эстетские установки как в
своей творческой пракгике, ‘так в в
педагогической деятельности. Само-
довлеющий культ пластической. фор:
мы; абстрактный подход к натуре, иг-
норирование идейного содержания —
все это привело к тому, что А. Мат-
воев за последние годы не сумел 603+
дать ни одного значительного произве-
дения: Характерно, например, что
созданный этим скульптором портрет
молодого Пушкина из-за своего низко-
го идейного и художественного уров-
ня не был принят на Всесоюзную худо:
жественную выставку 1946 года.

Естественно. что формалистические
тенденции в творчестве директора ич-
ститута‘и многих его профессоров я
прецодавателей не могли не отразиться

пагубно на работах студентов и BBY
CKHHKOR.
	С таким положением дальше
	Г ЕЕ = ам Заки SACI DUI Mate
риться нельзя. Московский художе-
ственный институт лолжен готовить
	живописцев, скульпторов й графиков,
хорошо владеющих своей профессией,
идейно закаленных, имеющих — ясное
представление о высоких обязанно:
стях советского художника А пля
	этого необходимо до конца выкорче-
	вать все чуждые советской идеология
	элементы формализма в обучечяя
студентов, укрепить  преподаватель-
ский состав и коренным образом пз-
рестроить систему воспитания худо-
жественных кадров.
	духе высоких и олаго- ‘
родных традиций русско-
го реалистического ис- E. KC
кусства. p
Из поля зрения авто-
ров программы выпало главное —
идейно-политическое. воспитание мо-
лодежи. Правда, в программе курса
композиции есть одна фраза о «боль-
шом_  значении.. идей. Ленина—
Сталина», но’ и эта фраза повисает в
воздухе, как чисто .декларативное по-
ложение; никак не подкрепленное
всем содержанием программы.
Характерно, что только. на послед-
нем курсе студенты, согласно этой
программе, должны заниматься эски-
зами на тему, «посвященную  совре-
менным событиям и современным лю-
дям». В том же плане пред’являзт
программа требования к дипломной
работе ‘студентов. Оказывается, что
представленные на соискание дипло-
ма картины должны отвечать всего
лишь «профессиональным требовани-
ям и заключать в себе ясное, выра-
зительное живописно - ‘пластическое
решение тем».
	Стоит ли удивляться после этого,
когда видишь в работах студентов и
в дипломных работах погоню за вне-
шней эффектностью, за сочным маз-
ком, увлечение формой в ущерб со-
держанию, неумение раскрыть образ
человека, подмену глубокой психоло-
гической характеристики образа ри-
сованием схематических фигур.

Пройдя такую аполитичную вы-
учку, зараженная. формалистически-
ми влияниями, наша художественная
молодежь вряд ли будет в состоя-
нии решать те огромные задачи, ко-
торые поставлены партией и народом
перед советским изобразительным иС-
кусством.

На выставке` дипломных работ. не:
давно была представлена  картича
М. Володина «Пленные немцы 8
	‚ Москве». Нет нужды доказывать, что
	тема произведения выбрана удачно,
что она способна взволновать каждога
советского человека. Но как эта тема
решается? На фоне неплохо написан-
ного городского пейзажа совершен
но условно и схематично, с наруш:-
нием всех законов анатомни, даны
фигуры людей. Зритель не найдет в
картине ни народных толп, заполния-
тих в ‘этот памятный день тротуары
‘столицы, ни сколько-нибудь вырази-
тельной характеристики ‘лиц  совет-
ских людей и пленных немцев: А ка-
кую, казалось бы, замечательную и
благодарную тему нашел художник!
Как захватывающе и прочувствован-
‚но она могла бы быть передана ху-
дожником-реалистом! Но в картине
Володина главными героями оказа-
лись только... проблемы света’ и пез
та, тональное соотношение. Об этом
‚ достаточно убедительно свидетельст-
_вует нелепая фигура девочки, напи-
санная художником в нарушение всех
законов композиционного построения
только ради красного пятна — ев
платьипа,
	О полном безразличии к сюжету и
безответственном отношении руково-
дителей института к выбору тем для
дипломных работ свидетельствует
картина И. Голицына «В мастерской
академика И. Грабаря», пошлая ло
содержанию и безграмотная по компо’
зиционному решению.
	Отсутствие грамотного рисунка и
повышенный интерес к цветовым ка-
чествам натуры—вот что характерно
для дипломной работы Фадеева
«Возвращение». Эту картину даже Ca-
ма дирекция института была вынуж-
дена снять с выставки дипломных ра-
бот.

Таких примеров,  свидетельствую-
щих о пагубном влиянии формалистов
на молодежь, можно было бы приве:
сти немало. В чем же причины такого
BISA?

Московский художественный инств-
тут им. В. И. Сурикова до самого по:
следнего времени возглавлял С. Ге-
расимов.

Известно, что С. Герасимов являет:
ся одним из крупных мастеров живо.

$:
		Формальная omnucka
	Постановления ЦК ВКП(б} по воп-
росам литературы и искусства и со-
стоявшаяся в прошлом году фило-
софская дискуссия поставили задачу
глубокой разработки проблем марк-
систско-ленинской эстетики и улуч-
‘нения преподавания этого важнейше-
го‘предмета в вузах. Министерство
высшего образования еще весной ны-
нешнего года приступило к составле-
нию программ и учебных планов и на-
метило организацию курсов перепод-
готовки праюдавателей эстетики.
	Все шло, как будто, гладко. Осно-
ваний для тревоги не было. В первых
числах августа работники министер-
ства заверяли, что и программа по эс-
тетике почти готова, и курсы по пере-
подготовке преподавателей в намечен-
ный срок.начнут свою работу.
	‘Однако на деле оказалось все да-
леко не так. Обещания министерства
выполнены не были. Отдел препода-
вания общественных наук Министер-
ства высшего образования ограничил-
ся только тем, что разослал вузам
«План курса «Основы маркеистеко-
ленинской эстетики». Иными словами,
‘вузы получили один лишь перечень
тем лекций и семинарских занятий С
обозначением количества часов, отво-
диМых для них.

Прежде всего вызывает удивленае,
что в «Плане курса» не нашлось ме-
ста для известных постановлений ЦК
ВКП(б) по литературе и искусству.
Исторические партийные документы,
замечательные доклады А. А. Жда:
нова, раскрывшие новые широчайшие
перспективы развития многонацио-
нального социалистического искусст-
за и являющиеся большим вкладом в
марксистско-ленинскую эстетику,
боевой программой в борьбе за социа-
листический реализм, не нашли ни-
какого отражения в названном курсе
эстетики.

Дальнейшее знакомство с «Планом
курса» показывает, что подобная «за-
	бызчивость» составителей плана—не
случайность. Из 21 темы курса
MADKCHCTCKO - ленинской — эстетики
	только одна, и то самая последняя,
посвящена... советскому — искусству.
Примечательна необычайно общая
формулировка темы «Советское со-
пиалистическое искусство как самое
	передовое искусство в мире (Связь
	советского искусства с классическим
наследством)».

Совершенно не нашли отражения в
«Плане ‘курса» вопросы о том, Kak
создавалось советское искусство, ка-
кую борьбу пришлось вести партии с
теорией и практикой пролеткультов-
щины, с декадентством, с модерниз-
мом и прочими антинародными, ти-
пично буржуазными направлениями в
художественном творчестве.
	Мало того, таким темам, как «Пре-
красное и возвышенное, трагическое
и комическое в искусстве», «Сюжет
и фабула, тип и образ в искусства»,
отводится по 6 часов, теме же о сэ-
ветском искусстве... 2 часа,
	Авторы «Плана курса» могут воз-
разить, что здесь есть еще тема «Со-
цналистический реализм—метод  5о-
ветского искусства», которой посвя-
щено 6 лекционных и 4 семинарских
часа. Пусть так, но и в этом случзе
из 128 часов курса эстетики на долю
советского искусства приходится все-
го лишь 12 часов.

План курса марксистеко-ленинской
эстетики, т. е. курса теории советеко-
го искусства, немыслим без конкрет-
ной связи с практикой советского ис-
кусства.

Однако в плане не нашлось места
для таких тем, как «Народность ис-
кусства», «Советское искусство—на-
циональное по форме и социалистиче-
ское по содержанию». Большой раз-
дел марксистско-ленинской эстетики
—о классическом наслелии-—в «Пла-
	не курса» отражен вскользь. Нет
темы об. А. М. Горьком — оеново-
положнике метола сопиалисти-
	ческого реализма. Наконец, недоста-
точно ясно отражена в «Плане кур-
	‚са» связь между философией и эсте-
	THKOH, эстетикой и политикой., Сов-
сем нет темы «Этика и эстетика».
Формулировки ряда тем настолько
общи, абстрактны, а местами неясны,
что трудно себе представить, как
преподаватель расшифрует их,
Затруднение начинается сразу же, с
первой темы «Предмет эстетики».
Возникает вопрос, о какой эстетике
идет речь? Можно ли дать определе-
вие эстетике, говорите о ее предмете,
не коснувшись одновременно задач
эстетики? Входит ли в предмет эсте-
тики «Художественная критика», ибо
	в «Шлане курса» она подана’ са-
мостоятельно, 14-й темой? Не ясно
ли, что первую (вводную) лекцию
надо было бы сформулировать не как
«Предмет эстетики», а как «Предмет
и задачи марксистско-ленинекой эс-
тетики»?

Ни разу не упоминаются в «Плане
курса» фамилии Белинского, Черны-
шевского и Добролюбова, Составите-
ли плана опять-таки могут сказать:
создателей русской реалистической
эстетики надо подразумевать в теме
«Прогрессивное реалистическое на-
правление в искусстве». Но сюда
можно и нужно отнести и Пушкина,
и Глинку, и Репина, и многих других
великих художников России.

Остается еще сказать, что «План
курса» не подкреплен хотя бы мини-
мальным списком рекомендательчой
литературы.
	Таково то «вооружение», которым
Отдел преподавания общественных
наук Министерства высшего образо-
вания онаряжает преподавателей эс-
тетики. Прямо скажем: бедно, плохо!
И хуже всего то, что одному челове-
ку—вузовскому — преподавателю—те-
перв придется сделать то, чего не
смог или побоялся сделать целый
коллектив людей. Получив такой
план, одиночка-преполаватель, где бы
он ни находился, должен в пожарном
порядке разработать для себя про-
грамму, готовить и читать лекции,
составлять и осуществлять планы се-
минарских занятий, определять, ка-
кую литературу можно рекомендо-
вать своим слушателям и т. д. ит. п.

Что же, в таком случае, предетав-
ляет собой «План курса», если на
формальную отписку, которая способ-
на внести в систему  преподавапая
эстетики лишь путаницу и разнобой?

И как тут не вспомнить слова
А. А. Жданова, сказанные им на
философской дискуссии, о том, что
пора кончать с небольшевистской
трусостью и-«смелей двигать внеред
теорию советского общества, теорию
советского государства, теорию сов-
ременного естествознания, этику и
	эстетику».

Г, АПРЕСЯН,
старший преподаватель Москов-
ской государственной консерва-
тории.