СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	FUEPA
	тор Берлина), где шла пьеса «Мухи»
небезызвестного Сартра.

У входа в Хеббель-театр тоже тол-
пились люди. Но это совсем другая
толпа, не похожая на ту, которую мы
видели вчера перед зданием оперы.
Здесь собрались надменные, самодо-
вольные буржуа, с крикливым шиком
разодетые дамы, длинноволосые фран-
ты в широкополых шляпах. Здесь же,
у театрального” под’езда, идет бойкая
торговля американским шоколадом и
сигаретами «Кемель». Черная бир-
	жа действует без всякого стес-
нения. Лва полицейских из шай-
	ки Штумма делают вид, будто не заме-
чают того, что творится вокруг, и ле-
ниво ‘посматривают на небо, на тяжено
груженные американские самолеты, TO
и дело пролетающие на запад.

Третий звонок. Публика занимает
места. Подымается занавес. На сцене
— три неуклюжие угловатые стены
без окон с низкими черными дверьми.
Стены густо обрызганы кровью. Чуть
в стороне — столб с насаженной на
него огромной, страшно изуродован-
Ной Головой.
	Над всем этим протянут холст ©
зловещим черным пятном на желто-
красном фоне. Пятно должно. изобра-
жать угасшее солнце. Со сцены как
бы веет запахом: крови и трупным
смрадом. За кулисами раздаются ди-
кие, истошные крики,

События в пьесе разворачиваются.
Воют в могилах мертвецы, хором пла-
чут и стонут от ужаса жалкие, измож-
денные людишки, нищие и безволь-
ные. Эти юродивые в черных отрепьях
должны, по замыслу автора, изобра-
‚жать народ. Небезынтереено отметять,
что постановку этой пьесы американ-
ская военная администрация поручила
скандально известному в берлинских
театральных кругах морфинисту и ии-
зофренику Юргену Фелингу. Он
приложил все усилия, чтобы оправдать
доверие.своих хозяев. За три часа на
сцене, как в дьявольском калейдоско-
пе, мелькают десятки действующих
лиц — выродки, убийцы, призраки,
вплоть до отвратительных гигантских
мух, наделенных человеческой речью
и человеческими пороками. Все персо-
нажи пьесы — обезображенные, с
бледными, могильными лицами и с
большими, неестественно раздутыми
животами.

С циничной откровенностью и об-
стоятельностью автор и постановщик
показывают все разновидности безу-
мия, эпилепсии,-предсмертной агонии.
В конце пьесы, когда туча жирных ги-
гантских мух-вампиров с диким воем
бросается вдруг к фампе, в зале раз-
даются истерические вопли, кто-то те-
ряет сознание. Хочется скорее выйги
из этого смрадного зала на чистый, воз-
дух.
	Какая непроходимая пропасть отде-
	ляет этот растленный и циничный бур-
жуазный театр от того высокого ут-
верждающего искусства, < которым
познакомил вчера берлинцев Ансамбль
песни и пляски Советской Армии. Вот
они, два искусства—два мира, не по-
хожих друг на друга, как может быть
не похож солнечный день на темную
	Ночь.
Л. ПОЛЯКОВ.
	В начале ноября будут выпущены
два спектакля, посвященные 31-й го-
довщине Октября—«Московский ха-
рактер» А. Софронова в постановке
А. Дикого и Е. ‘Страломской, худож-
	АНТ Ч НИЙ 5 + ат 9 в 4

ник Н. Шифривь + й «Семья пилотов»
	Н. Погодина и В. Супонева в поста-
	новке А. Кричко и М. Гладкова, ху-
		дожник И. Носов.
	(Письмо из Берлина)
	Повый сезон в Малом театре
		Ко Дню шахтера Киевская студия
кинохроники выпустила  киноочерк
«Донецкие- шахтеры». Автор—фежиг-
сер фильма М. Юдин и оператор И.
Кацман более месяца провели в Дон-
бассе, фикеируя героический труд
горняков всесоюзной кочегарки.

Новыми  производственными  Ус-
пехами радуют Родину донецкие шах-
теры, давшие великому Сталину сло-
во выполнить пятилетку в четыре
года:

Мы — на орденоносной шахте им.
Димитрова, на участке прославленно-
го мастера цикличной работы Ивана
Брипько. Знатного мастера и людей
его участка — лучшего врубмашини-
ста Советского Сеюза Николая Ре-
шетняка, маптикиста электровоза ком-
сомолку Таню Мослякову — авторы
фильма показывают непосредственно
	в забое, во время работы, и зритель
видит, какой совершенной техникой
оборудован сейчас Донбассе. Ho asTo-
ры фильма, показав сложную COBpe-
менную технику угледобычи, правиль-
но делают упор на показ смелых но-
ваторов производства, в чьих руках
эта техника творит чудеса.

Вот коммунист Александр Тюрен-
ков, бригада которого выдала 669 тонн
угля. за смену. Соревнующийся ©
Тюренковым Иван Валегура, работа-
ющий на шахте «Красный Октябрь»,
решил перекрыть этот рекорд. Тша-
тельно разработал он свой проект,
‘обсудил его с руководством шахты и
5 июля вместе со своей бригадой
выдал ‘на-гора 1.007 тенн угля за
смену. Однако десять дней спустя
Александр Тюренков со своей брига-
дой снова добился первенства, выдав
1.069 тонн.

По лучшим людям Донбасса равня-
ются остальные. Десятки тыс. тонн
угля сверх плана дала шахта им. Ди-
митрова. Многие передовые шахтеры
уже зыполнили досрочно свои пяти-
`летние планы. Горняки Донбасса до-
  стойно трудятся во славу родины. Мы
  видим их и в шахтах, и в роскошном
  зале своего Дворца техники. видим их
  на многолюдном концерте, где тут же,
  возле шахты, на открытом воздухе по-
ет народный артист СССР И. Коз-
  ловский.

Социалистический Донбассе хоро-
  шо показан в этом небольшом филь-
  ме, и можно только пожалеть, что ог-
 раниченность метража не позволила
  М. Юдину более подробно и ярко по-
казать трудовые будни, быт и куль-
турный досуг героических тружени-
ков Донбасса.

#34

Ленинградская студия кинохроники
закончила киноочерк «В Сталиногор-
ске», посвященный делам и дням шах-
теров’Подмосковного угольного бас-
сейна.

Трудно поверить, что менее двух
десятков лет назад Сталиногорска не
было на ‘географической карте. Ныне
это — болышой благоустроенный го-
род, центр обширного угольного бас-
celina. ©

Авторы фильма — сценарист С. Га-
рин, режиссер А. Минкин и режиссер-
оператор А. Богоров сумели в неболь-
шом очерке показать и прекрасную
технику, которой оснащены шахты
Подмосковья, освещаемые`даже лам-
пами дневного света, и замечательных
людей бассейна, добившихся высокой
производительности труда. Старый
горняк Егор Барышников, знатные ма-
  стера — забойщик Дремов, врубма-
г шинист Филимонов,  крепильщик
  Штырков, почетный шахтер Анна
Анисимова и другие, засняты не толь-
ко в шахтах во время, работы, но и в
‘семейном кругу, в клубе, на отдыхе.
’ Фильм не содержит эпизодов, по-
  следовательно изображающих работу
  какой-либо одной бригады, но, пока-

зывая передовых людей различных

шахтерских профессий, он дает на-

глядное и яркое представление о всех

процессах добычи угля, вплоть до вы-

дачи его на-гора с помощью . совер-
  шенных транспортных механизмов.
  Кроме того, расширяя рамки своей
темы, авторы короткими монтажными
  фразами рассказывают и о том; что
добытый шахтерами уголь дает энер-
гию многочисленным промышленным
предприятиям столицы, ее транспор-
ту, ее электростанциям.

Фильмы «Донецкие шахтеры» и
«В Сталиногорске» правдиво и ярко
отображают доблестный труд масте-
ров угледобычи.

их БЕЛЯВСКИЙ.

лы, чтобы предотвратить исключение
Эдварда из колледжа. Он  загубил
жизнь жены, которую своим циниз-
MOM и развращенностью довел до
TOTO, что она стала алкоголиком,
принес в жертву любовницу, так как
‹ скандал грозил карьере сына. Он го-
тов был на все, чтобы предоставить
Эдварду те преимущества, которые
можно купить за деньги. Естествен-
но поэтому, что из Эдварда выраста-
ет эгоист и негодяй. И хотя сам Эд-
вард так ни разу и не предстает пе-
ред зрителем, чзо значительно уси-
ливает мрачный колорит спектакля,
в конце пьесы известие о его гибели
на войне воспринимается как зако-
номерное завершение распада семьи.

Таков репертуар современного ан:
глийского театра и таков подлинный
итог минувшего сезона, по поводу ко-
торого лондонская пресса напечатала
немало рекламных статей.
	Вместе с тем необходимо отметать
лнирокий интерес английской театраль-
ной аудитории к подлинно социаль-
ной проблематике. Об этом  свиде-
тельствует большой успех, выпавший
Ha долю пьес, разоблачающих совре-
менную американскую «демократию»,
—<Глубокие корни» Гоу и д’ Юссо йи
«Все мои сыновья» Артура Миллера
(пьеса Миллера, как известно, запре-
щена американскими властями к по-
становке в Европе, так как в ней ра-
зоблачается заинтересованность аме-
риканских дельцов в войне, как сред-
стве наживы).

Большое › внимание ‘вызвала пьеса
К. Симонова «Русский — вопрос»,
показанная прошлой осенью JIOH-
донским театром «Юнити» (левый
театр, веросший из рабочей самолея-
тельности). Этот спектакль привлек к
себе широкую аудиторию, профсоюз-
ные и кооперативные общества устра-
ивали голлективные посещения «Рус-
ского опроса» для своих организе-
ций.

В ашреле 1948 г. тот же театр
«Юнеги» поставил другую пьесу
К. Симонова—«Так и будет», BHI
вавн ую оживленные отклики в аи-
глиЁской прессе. Характерно, что ла-
же реакционная печать противопо-
стазляла светлый оптимизм и веру в
будущее, свойственные героям со-
весской пьесы, душной атмосфере
ссвременной английской драматургия.
«После целой недели спектаклей, от
которых веяло неврастенией, страда-
нием, крушением. надежд и смертью,
— писала газета «Рейнольдс Ньюс», —
пьеса Симонова «Так и будет» оказя-
лась струей свежего воздуха, которая
нам так необходима. Было отрадно
услышать, что сцена — используется
для утверждения веры в жизнь...»

Пятница, 13 августа. Под’езд Ад-
мирал - Паласта — здания немецкой
оперы: Сегодня здесь зыступает”Крас-
нознаменный ансамбль песги и пляски
Советской Армии. До начала концерга
еше лолго, а к под’езду театра уже
	трудно пробраться. Билеты были pac-
	проданы за неделю внеред, однако т5 -
сячи людей самых различных возрас-
тов и профессий сейчас терпеливо ст>-
ят и ждут. Непрерывно раздается один
и тот же вопрос: нет ли лишнего би-
лета?

Зал, вмещающий свыше полутора
тысяч зрителей, заполнен  доотказа.
Люди — в проходах, теснятся у дзе-
рей. Концерт транслируется по радио
для всей Германии.

Программу открывает величествен-
ная, праздничная «Кантата о
Сталине». За ней следуют одна за
другой народные песни, произведения
советских композиторов и классиков.
В зале парит необычайное воодушев-
ление; В паузах между номерами лю-
ди срываются с ‘мест, восторженно
аплодируют. Дождь цветов засыпает
сцену. Ансамбль вынужден  бисиро-
вать почти каждый номер. Такую же
бурю аплодисментов вызывают тан-
цы и пляски, исполненные танцо-
вальной группой ансамбля.

-Я видел, как во время танцев дик-
тор, ведущий концерт, возбужденно
размахивая руками, что-то восторжея-
но кричал в микрофон. Кричал, по-
тому что среди шума непрерывных
оваций невозможно было разобрать
ни олного слова, сказанного спокой-
	тоном.
Радость подлинно человечного,
жизнерадостного искусства нашла
	отклик в сотнях благодарных сердец.
И зал как бы преобразился, — он’сде-
лался светлее`и просторнее.

Медленно, с неохотой расходятся
люди после концерта. К столикам, на
которых лежат книги отзывов, трудно
пробиться. Здесь столпились те, кто
хочет выразить ансамблю свою при-
знательность. Взглянув на открытую
страницу книги, я увидел такую за-
пись:

«...Я бывший боец Интернациональ-
ной бригады в Испании. Дважды в
жизни я испытал такое волнение. Нер-
вый раз—когда наша бригада входи-
лав 1936 году в Барселону и. женши-
ны встречали нас как героев, несущих
Испании освобождение от фашистско-
го рабства.

Второй раз — сегодня. Спасибо...».

За этой записью следовали другие:

«А нам столько лет лгали, что этот
народ хочет уничтожить культуру!!!».

«Такое искусство могут творить
только Люди с болышой буквы».

«Как много в вас жизненной силы и
темперамента».

У выхода из театра я встретил глав-
ного директора Немецкой оперы Ле-
галя.

— Нашему театру уже не один де-
сяток лет, — сказал он, — на его сце-
не выступали многие знаменитости
мира, но никогда публика так бурчо
не выражала своих чувств, как сегод-
ня. Ваши артисты надолго завладели
сердцами берлинцев.

Это было в пятницу...

А в субботу мне довелось побывать
в Хеббель-театре (американский сек-
	1 сентября Малый театр открывает
свой 125-й сезон. В этот день на ос-
новной сцене пойдет «Доходное Me-
сто». на сцене филиала «Правда хо-
ропю, а счастье лучше».

Ближайшая премьера, которую те-
атр покажет на сцене филиала —
«Бесприданница» А. Островского в
постановке: К. Зубова и оформлении
В. Козлинского.
	10 сентября открывается сезон в
Московском цирке. Будет показана
новая программа под названи?м
«Впервые в Москве», состоящая глаз-
ным образом из выступлений молодых
артистов с новыми номерами. ‘

Клоунаду представляют в програм-
ме братья Лавровы (буффонное антре
«Разбойники») и артисты Д. Зверев и
С. Шестопалов (антре «Соперники»).

Много места уделено дрессуре: зрч-
тели увидят дрессированных AbBOR
(Макс Борисов), лошадей (Бориг
		АРОК
	ПОД
	‚ Суровый, — самоотвер-

женный труд советских И. НЕСТЬЕВ

шахтеров, овеянный OCO-
бой романтикой, являет
собой неисчерпаемый
круг тем и сюжетов для новых
пьес, картин, песен, кинофильмов.
Шахтеры, В частности, давно пред’яв-

°

>

Нынче поднималася.
Почему же? Да пото-
му же —
Завлекать старалася!
Паренек мой был CKOH-
фужен,
Только хмурил бровочки. `
Почему же? Да потому же —
	Увлечен врубовочкой (!)
	Удивительно, что такой одаренный
композитор, Как Б. Мокроусов, мог
избрать столь невыносимо топорный и
пошлый” текст. Кстати, музыка этой
же песни без каких-либо изменений
издана и другим издательством-=Муз-
фондом СССР, но © другим, не на
много более содержательным текстом
А. Жарова («Говорят, что я влюби-
лась»). Кому нужно это бойкое жон-
глирование одной и той же песенкой,
полаваемой под разными соусами?
	Сборник «Шахтерские песни», из-
данный Союзом советских композито-
ров, по художественному качеству
значительно привлекательней. Образ
железной гвардии горняков хорошо
воплощен в суровой волевой песне
М. Коваля «Шахтеры» (слова А. Соф-
ронова), воскрешающей хорошую
традицию хоровых песен Давиденко.
В русской хоровой манере, близкой к
стилю Захарова, решена жизнерадост-
ная «Шахтерская песня о Воронгило-
ве» А; Титова. В эстрадной песне
А. Новикова «Ох, не могу» есть при-
ятные лирические обороты, но текст
П. Беспощадного примитивен и бессо-
держателен. (Эта же песня издана
Музгизом под названием «Шахтерская
свадебная» с несколько «отремонти-
рованным» текстом. Неясно, что яв-
ляется причиной полобного дублиро-
вания: спешка или коммерческая по-
гоня за количеством?).
	Штамном и казенщиной отличается
подавляющее большинство текстов
«шахтерских» песен, особенно же сти-
хи И. Улина, П. Кудрявцева, В. Ба-
лашова и др. Поэзия в этих текстах
«и не ночевала». Вместо горячего вос-
певания трудовой доблести горняков
— наспех сработанные вирши с упо-
минанием копров, вагонеток, штреков
и обязательным «производственным»
эханьем: «Эх, уголек, уголек!», на
скорую руку запевают Г. Градов” и
В. Крахт, «Эх, отбойный молоточек!»
вторит им. Вас. Балашов, «Эй, това-
рин, нажимай!», продолжает А. При-
шелец и т. д. в том же духе.
	Авторы, вероятно, представляют се-
бе наших шахтеров примитивными
людьми, не способными понять настоя-
щее поэтическое слово и хорошую,
красивую музыку. Это глубокое за-
блуждение! Письма, полученные Все-
союзным радиокомитетом ко Дню
шахтера от рабочих Донбасса, Урала,
Кузбасса, включают заявки на испол-
нение множества сложных классиче-
ских произведений Чайковского,
Глинки, Римского-Корсакова. Недав-
но в Москве побывал старый донен-
кий производственник, потомствен-
ный шахтер Павел Степанович Дмит-
риев-Кабанов. Он с детства увле-
кается музыкой, а в последние годы
научился нотной грамоте и стал скла-
дывать собственные песни — мелодии
и тексты. Он показал свои записи
профессору Московской консервато-
рии Е. Гиппиусу. Оказалось, что пес-
ни П. Дмитриева-Кабанова предетав-
ляют незаурядный художественный
интерес. В них есть непосредствен-
ность. и свежесть народного песен-
ного мышления, настоящий поэтиче-
ский огонек. Лучшие из песен Дмит-
риева-Кабанова—«Горняцкая шахтер-
ская», «По над Доном буйной пес-
ней», «До свиданья, девушки», «Про-
ходчица Маша», обработанные для
хора и оркестра, разучены хором рус-
ской народной песни Всесоюзного ра-
диокомитета и ныне звучат по радио.
Уровень этих цесен не идет ни в. ка-
кое сравнение с изделиями, грубо сра-
ботанными Музгизом и Углетехизда-
том ко Дню шахтера.
		Нет, не примитивны и не убоги ху-
дожественные запросы наших горня-
ков, как полагают некоторые незадач-
ливые песенники! Надо бы им напом-
нить, что те, кто ориентируется на
бедность и отсталость музыкальных
вкусов, рискуют отстать от растущей
советской аудитории и выйти в тираж.
	А. КУБИЦКАЯ
- >

шей акт правосудия. В невменяемом
состоянии доктор Анджелус выкри-
	кивает проклятия и бессвязные оправ-
даеЕия.
	Так тривиальный детективный сю-
жет американского образца, попав ча
лондонскую сцену, усложнился TH-
пичным для современной английской
драматургии «психологизмом». Дру-
гой образец психологической «драмы
ужаса», претендующей к тому же на
некую «философскую»  глубину,--
пьеса Олдоса Хаксли «Улыбка Джио-
конды», поставленная в «Новом теат-
ре». Вот ее сюжет. Молодая женши-
на убивает свою подругу, в мужа ко-
торой она влюблена; затем, когда ни
в чем не повинный человек, подозре-
ваемый в ‘убийстве, попадает ‘на
скамью подсудимых и ожидает казни,
героиня, движимая ревностью к его
второй жене, с садистическим насла-
	ждением смакует перспективу ev
гибели.
Пьесы, подобные «Доктору Анд-
	желусу» и <Улыбке Джиоконды»,
детективные мелодрамы типа «Нууз»
(посвященной английским  гангсте-
рам) или «Четыре часа для убийст-
ва», американские музыкальные  Ко-
медии вроде «Радуга Финнианча»
(театр Паллас), — вот что реально
скрывается за рекламной цифрой 100
новых спектаклей лондонской - сцены,

Чрезвычайно знаменательно, что на-
иболее талантливые ‚английские . ак-
теры, видимо, не желая участвовать
	в этой массовой фабрикации садист-
	CKHX HW пошлых зрелищ, обратились к
классике. Лучший английский театр
«Олд Вик», единственный ‘в стране
театр с более или менее постоявной
труппой, не поставил в прошедшем
сезоне ни одной современной пьесы.
«Укрощение строптивой», «Ричард
второй» и «Кориолан» Шекспира,
«Святая Иоанна» Шоу и бессмертная
комедия Гоголя «Ревизор»—вот  ре-
пертуар самого популярного в Англии
	театра, где играют такие превосход-
	ные актеры, как Лорене Оливье в
Ральф Ричардсон.

Если господствующее место в ан-
глийском театре принадлежит mbe-
сам, по меткому выражению лонден-
ского критика, «соревнующимея с
Голливудом в изображении вэспален-
ных умов», то рядом с ними надо по-
	ляют требования на новую рабочую
песню, ‘которая воплотила бы в себе
красоту и благородство горняцкого
труда. До сих пор таких песен не бы-
ло. Если не считать ‘популярной пе-
сенки Н. Богословского «Спят курга-
ны темные» (слова Б. Ласкина),
композиторы ий поэты за много лет не
внесли ничего примечательного в пе-
сенный репертуар шахтеров. Темы со-
пиалистического труда, образы героев
послевоенной пятилетки вообще мало
привлекают внимание большинства
натих песенников, продолжающих на-
ходиться в кругу неглубокой лирики,
перепевающей одни и те же настрое-
ния и мотивы.

Но вот накануне Дня шахтера ряд
композиторов столкнулся с почетным
творческим заданием: в подарок геро-
ическим советским горнякам нужно
было создать серию хороших песен—
трудовых, лирических, шуточных и пр.
Это был своеобразный экзамен на сте-
пень идейной ‘зрелости, на умение
оперативно и полноценно отразить в
песенном искусстее темы, выдвигае-
мые жизнью. Увы, большинство авто-
ров, написавших около трех десятков
новых шахтерских ‘песен, этого. экза-
мена не выдержало. Спешка, равноду-
шие, серый, ремесленный шаблон от-
личают преобладающее число этих
опусов. Создается внечатление, что
авторы, за редкими исключениями,
никогда не встречали настоящего,
живого шахтера, не знают его быта,
его жизненных интересов, не знакомы
с шахтерским песенным фольклором,

„Те же мелодии и те же нехитрые
ходульные тексты можно было бы в
равной степени адресовать танки-
стам, железнодорожникам или садо-
водам... в зависимости от приближаю-
щейся даты.

`Перед нами сборник песен (соста-
вители В. Крюков, Н. Речменский,
Я. Гончаров) «Шахтерам», изданный
Музгизом и подготовленный к печати
Углетехиздатом Министерства уголь-
ной промышленности восточных райо-
нов СССР. (Последний используется,
очевидно, в качестве ширмы для не-
задачливых музыкальных редакторов).
Первые пять песен не в счет — это
давно знакомые произведения А. В.
Александрова, И. Дунаевского и дру-
гих, не имеющие прямого отношения
к теме сборника. Далее идет шаблон-
ная, изобилующая безвкусными моду-
ляциями «Наша песня» Л. Бакалова.
Ни единой свежей интонации не за-
ключают в себе «Споемте, шахтеры!»
С. Полонского и «Песня о шахтероком
друге» В. Энке. Искусственна и неме-
лодична «Песня о труде» Л. Половин-
кина. Чувство протеста вызывают
«Слово шахтера» С. Туликова и
«Шахтерская застольная» С. Полон-
ского, в которых несоответствие му-
зыки и текста просто режет слух:
торжественные фразы о славном шах-
терском труде сочетаются то с чувет-
вительными интонациями старинного
романса (припев к песне Туликова), то
< перепевами знакомого салонного
вальса (у С. Полонского). Почти па-
родийно воспринимается эклектичная
песня H.  Речменского на слова
И. Улина «Листья тихо шептались»:
авторы с ремесленным усердием ско-
пировали давно прозвучавигие мотивы
сердцешщипательного романса, почему-
то приписав эти настроения современ-
ной шахтерской молодежи,

Исключением в сборнике являются
песни В. Макарова, особенно его «Се-
ребряная свадьба» на слова А. Жаро-
за, выдержанная в свежем русском
колорите с жизненно правдивым бы-
товым сюжетом (о старом шахтере,
отпразлновавшем свой трудовой юби-
лей). Две частушечные песни Б. Мо-
кроусова ‘и Н. Речменского вполне
приемлемы по музыке, но тексты
В. Баланюва, использованные компо-
зиторами, поражают своим безвкусием
и малограмотностью:

Полюбился в шахте дюже (1!)
Мне шахтерик-паренек.
Почему же? Да потому же —
Славно рубит уголек.
	5] из шахты с ним наружу
		В зерносовхозе «Гигант» Ростовской области постоянно а
агитбригада художественной самодеятельности при клубе им. Горь

eens wy OP PALDTAW
	на полевых станах.
	в отлелениях совхоза,
	Она дает концерты в клубе,
	На фото: выступление солистов агитбригады на полевом стане после

р аи РР
		°
РЕЛАКЦИЮ
	Фото Г. Аольного.
		окончания работы,

pe
		Почему областные театры
не выезжают в область?
	ла к тому, что некоторые актеры вы-
ступали лишь по 5—8 раз в течение
	полугодия.
Ни одного спектакля ве поставила

на сцене малой оперетты сама
	Л. Баркман — художественный руко-
водитель театра. В-театре она бывает
редко. Даже когда оперетта отправи-
лась на длительные гастроли в Эсто-
нию, Л. Баркман выехала туда всего
на 5 иней.

Л. Баркман одновременно хуло-
жественный ‘руководитель другого
областного театра — Малого драма-
тического. Впрочем, вряд ли кто-ни-
будь сможет сказать, где же она ра-
ботает по совместительству и где —
постоянно. Во всяком случае Л. Баркз
ман не обременяет себя заботой и ©
Малом драматическом театре. За два
с половиной месяца гастролей этого
театра художественный руководитель
пробыл с коллективом... два дня!

Стоит ли после этого удивляться
тому, что оба эти областные театра
не справляются со своей прямой за<
дачей — художественным обслужи-
ванием населения Ленинградской об-
ласти. Между тем рядом < ними ра-
ботает театр, который может служить
им хорошим примером.

Ленинградский областной драмати-
ческий театр (художественный руко-
‘водитель Г. Авлов) должен был за
‘пять месяцев дать в районах области
48 спектаклей. Состоялось же 64
спектакля. Потерпел ли театр какой-
либо ущерб от усиления своей дея-
тельности в рабочих и сельских мест-
ностях? Наоборот, его доходность
значительно превысила запланирован-
ную сумму. Коллектив театра живет
напряженной творческой жизнью. Не-
смотря на постоянные перёезды, здесь
систематически работают над попол-
нением репертуара. Из 13 идущих в
театре спектаклей — 6 советских пьес
и 6 — русских классиков.

Нет оправдания для оседания об-
ластных театров в центре. Опыт по-
казал, что чем шире и глубже прони-
‚кают театры в районы области, тем
`успешнее они справляются е работой.
	ГГо следам наших материалов
		Президиум Союза советских архи:
текторов СССР указал своим местным
организациям на необходимость зва-
чительно расширить теоретическую и
критическую деятельность союза, раз-
вертывая творческие дискуссии по
актуальным вопросам теории и архи-
тектурной практики, проводя TBODp-
ческие отчеты архитекторов, критиче-
CKH оценивая различные  творче-
ские направления. Серьезный анализ. и
обобщение практики советской архи-
тектуры должны стать основной и по-
вседневной деятельностью союза.
	Боевая задача союза, говорится ца:
лее в постановлении, — разоблачение
и критика буржуазных течений в архи.
тектуре капиталистического Запада,
борьба с пережитками буржуазных
	влияний в советской архитектур-
ной теории и в творческой работе
отдельных архитекторов. В центре
	работы всех организаций должны
стоять задачи идейно-политического и
творческого воспитания членов союза.
	‘Московскому отделению ‘союза
предложено провести в октябре конфе*
ренцию, обсудив на ней творческую
практику архитекторов столины и про-
изведя выборы руководящих органов.
В текущем году должно быть закон-
чено проведение республиканских
с’ездов союза. С’езд Союза советских
архитекторов Украины решено созвать
в начале 1949 года. В ноябре нынеш-
него года будет созван’ очередной
пленум правления Союза советских
архитекторов СССР.
	Президиум правления Союза совет-
ских архитекторов СССР предложил
всем республиканским правлениям со.

Так называлась статья, опублико-
ванная в газете «Советское искусст-
во» от 31 июля 1948 года; содержа-
щая критику деятельности Союза со-
ветских архитекторов СССР. Прези-
диум правления Союза советских ар-
хитекторов CCCP и Московского
отделения зоюза, обсудив эту  ста-
тью; принял специальное постанов-
ление, в котором отмечается правиль-
ность выступления. газеты.

В постановлении указывается, что
для устранения серьезных недостат-
ков в работе союза необходимо реши-
тельно перестроить деятельность пре-
зидиума правления и всех республи-
канских и местных организаций Союза
советских архитекторов. Важнейшей
‘задачей союза, говорится в постанов-
лении, является мобилизация архитек-
турной общественности страны на вы-
сококачественное и экономичное вы-
полнение архитектурно-строительной
программы сталинского  послевоен-
ного пятилетнего плана. Все органи:
зации ‘союза должны добиваться ре-
шительного устранения всякого рода
излишества в проектировании и
строительстве, настойчиво внедряя
типовые проекты, повышая архитек-
турное качезтво сооружений и сокра-
щая сроки строительства. Для этого
необходимы систематические обще-
ственные просмотры и творческие об-
суждения основных строительных
об’ектов пятилетнего плана.

В течение нынешнего года президи-
ум правления союза считает необходи-
мым провести всесоюзный смотр архи-
тектуры ° крупнейших новых строек
сталинской пятилетки. Основная зацдя-
ча смотра — показать лучшие образцы
	архитектурной работы и оказать твор-   юза и местным организациям обсудить
	ческую помощь архитекторам и строи-
телям, работающим на строительстве
важнейших сооружений.

CTATHIO «В обстановке равнодушия и
  SecnenocTH., опубликованную в газе*
те «Советское искусство»,

Областной театр малои оперетты,
существующий при Управлении по де-
лам искусств исполкома Ленинград-
ского областного Совета, призван об-
служивать главным образом  трудя-
щихся Ленинградской области. Меж-
ду тем, за полугодие театр дал в об-
ласти всего 15 спектаклей. Все время
театр проводит в Ленинграде. Каче-
ство постановок этого театра остав:
ляет желать лучшего.
	Чем об ясняется такое отношение к
обслуживанию зрителей городов и
сел Ленинградской области?

М. МАТВЕЕВ.

Ленинград.

а

По поручению редакции ленинград-
ский корреспондент газеты «Совет-
ское искусство» проверил изложен-
ные в письме т. Матвеева‘ факты и
сообщил следующее:

Ленинградекий областной театр
малой оперетты, афиши которого дол-
жны были бы пестреть в городах и
селах области, с января по июль дал
там лишь 15 спектаклей. Остальное
время он играл в Ленинграде или га-
стролировал за пределами облаети.

Продолжительная оседлая жизнь
перелвижного театра была бы в ка-
кой-то мере оправдана, если бы кол-
лектив в это время работал над повы-
шением художественного уровня сво-
их постановок.
	Однако от долгого пребывания В
Ленинграде положение театра не
улучшилось.
	Театр готовит не соответствующие
его возможностям постановки, KOTO-
рые под силу лишь большому стацио-
нарному коллективу. Естественно, се-
бестоимость спектаклей высока, и ма-
ловместительные сельские клубы не
в состоянии окупить такие расходы.
	К тому же руководители коллекти-
ва допустили разбухание труппы, и
без того уже превыбившей  установ-
ленный штат. В театре велика теку-
честь актерского состава. Неравно-
мерная загрузка исполнителей приве-
	„ВПЕРВЫЕ В МОСКВЕ“
	Манжелли) и собак (Алла Рудина).
Большое количество номеров пока-

жут воздушные. › гимнасты (В. Зю-

зин, А. Грибанова и Г. Резников, Гор-
	ностаевы) и акробаты— братья Б. и
	М. Запашные, Минины,  Федосовы,
Л. Захаренко и Ю. Громов.
В клоунских интермедиях выступят
Каран д’Аш и Навел Боровиков.
Постановщик представления Б. Ша-
хет, режиссер А. Ширай, художник
Б. Эрдман.

чествуют его, благо вор был движим
благородными побуждениями.

Таким образом в пьесе Бингхэма
замазываются и фактический провал
\ жилищного строительства и рексн-
струкции городов в. послевоенной Ан-
глии, и серьезные пороки английской
бюрократической системы.

Намек на сатиру, не получивший,
однако, дальнейшего развития, со-
держится и в комедии Дугласа Хоум
«Сотни Чильтернов». Сын старого
аристократа, потерпев поражение на
выборах в качестве кандидата коч-
серваторов, решает снова попытагь
счастья, но уже... OT лейбористской
партии. Эта, казалось бы, острая са-
тирическая ситуация сводится на-нет
чисто водевильным разрешением кон-
фликта: неожиданным противником
новоиспеченного «принципиального»
лейбориста оказывается его дворец-
	кий, ярый реакционер, по убежде-
нию — истинный консерватор.
Проблема воспитания, — крайне
	острая для современной Англии, в
связи с неудачей педагогической ре-
формы, вызвала целую серию пьес,
описывающих нравы школ и коллед-
жей («Подопытная свинка», «Мальчик
из семьи Уинслоу», «Мальчики в ко-
ричневом», «Темные годы» и др.);
	ВБесьма показательна в этом OTHO-
шении пьеса, написанная  Ноэлем
Лэнгли в сотрудничестве с актером
Робертом Морли, «Эдвард, мой
сын». Конфликт пьесы ограничен
рамками одной буржуазной семьи.
Однако он имеет более широкое с3-
циальное значение, поскольку судьба
героев и их поведение целиком опре-
деляются той средой, в которой они
действуют. События пьесы охватыва-
ют период в 28 лет; за это время сча-
стливая, безмятежная семья Холтов
постепенно превращается в союз
людей, ненавидящих друг друга,
отягощенных преступлениями, ду-
‚шевно ‘опустошенных, разбитых, не-
смотря на добытое ими богатство.
Начав свою ‘карьеру в качестве
мелкого агента по скупке зе-
мельных участков, Арнольд Холт
после первой мировой войны  стано-
вится могущественным и жестоким
магнатом, располагающим крупным
капиталом. ° Сюжетным  стержном
-пьесы является безграничная слепая
любовь отца к сыну, ради которого
он идет на преступление, ради кото-
рого он разрушает евою семью. Прел-
ставляясь в прологе зрителю, Ар-
нольд Холт говорит: «Вы увидите,
‘почему я стал негодяем,—из любви к
моему сыну Эдварду». Когда Sapapt
был ребенком, отец, чтобы заплатить
за его лечение, совершил подлог, за-
тем он шантажировал директора шко-

ставить пьесы, претендующие на
злободневность и дающие ложное
освешение современной жиЗ-
	ни. Используя интерес зрителей к
сюжетам, близким к действительно-
сти, драматурги, как бы походя, затра-
гивают насущные вопросы существо-
вания, направляя все свои усилия на
разработку анекдотических подроб-
ностей. Когда же драматурги серьез-
но берутся за современную тему, не-
ред ними встает мрачная картина рас-
пада и деградации, пессимизма и
страха перед будущим.

Одной из лучших пьес на послево-
енную тему, по единодушному MHe-
нию критики, была пьеса Пристли
«Семейство Линденов», в которой пе-
ред зрителями предетала жизнь се-
годлняшней Англии, взгляды, настрое
ния мелкобуржуазной семьи. И хотя
в «Семействе МЛинденов» Пристли
пытался еще всеми силами оправдать
английское «социалистическое прави-
тельство», бодро приветствуя его
	- €HOBEIE преобразования», все же пьБе-
	са получилась печальной, Tak Kak
автор не смог скрыть своего разоча-
рования в послевоенном устройстве
Англии. Это поняли некоторые теат-
ральные критики, оценившие «Семей-
ство Линденов», как пьесу «о сегод-
няшнем дне, представляющую  пере-
чень страданий и тощий рацион
надежд».

Но если Пристли, опытный талант-
ливый драматург, изображая час сный
эпизод, сумел притти и ‘к`известным
обобщениям, то другие авторы, обра-
щаясь к современным темам, как
правило, облекают их в форму
веселой комедии, а то и легкого фар-
са, с неизменно благополучным кон-
цом.

Такова комедия Бингхэма «Yenonex
из министерства». Герой этой пьесы
—демобилизованный сержант Генри
Браун, которому негде жить. Не видя
другой возможности преодолеть бю-
рократические рогатки и проникнуть
в министерство реконструкции, он по-
	просту через окно влезает в кабичет
соответствующего лица; Там оч
встречает секретаршу, уволенную
	из-за неспособности выполнять слу-
жебные обязанности. — Совместно с
этой девицей сержант крадет офи-
циальные бланки министерства, с по-
мощью которых. они осуществляют
строительство поселка в 500 домов.
В финале пьесы «благоразумные» вля-
сти, вместо того ‘чтобы покарать
	предиприимчивого нарушителя законов, `
	Cl
	Подводя итоги минувшего сезона,
можно назвать цифру: 100 новых
постановок в лонлонских театрах.
Внушительность эта, однако, мни-
мая. Вот, что в действительности
	скрывается за этим рекламным «ито-
	TOM сезона».

Нескончаемый поток пустых, пош-
лых пьес, детективных комедий и
фарсов; спектаклей, молниеносно сме-
няющих друг друга, разыгранных
временными труппами, наспех сколо-
ченными для какой-либо постановки;
потогонная система труда; погоня за
барвином, как единственный метод
творчества.

Самыми модными в минувшем сезо-
не были так называемые «пьесы ужа-
са». Жанр_этот перекочевал. из. Гол-
ливуда сперва на американскую сце-
ну, а затем и в Англию, с готовно-
стью воспринявшую и этот вид при-
нудительного ассортимента к «плану
Маршалла». Поставленная в театре
Феникс и широко разрекламирован-
ная прессой льеса Джорджа Бриди
«Доктор Анджелус»—один из самых
	характерных нримеров «драматургии
ужаса».
Доктор  Анджелус, преступник,
	прикидывающийся святошеи, считает,
что жена и теща мешают полному
расцвету его личности, и решает от
них избавиться. Первой жертвой ста-
новится отравленная им теща, причем
невольным пособником Анджеёлуса
оказывается его ассистент-—молодой
врач Джонеон. С помощью шантажа
Анджелус заставляет Джонсона
подписать свидетельство © смертё
тещи. Однако, несмотря sa бур-
ное отчаяние, демонстрируемое Ан-
джелусом после смерти тещи, у его
жены, как и у Джонсона, возникают
некоторые подозрения.  Лицемерные
клятвы Анджелуса рассеивают беспо-
койство жены, у которой появляются
те же болезненные симптомы, что 4
у ее матери. А своего молодого по-
мощника Анджелус  подпаивает 8B
ночь, когда должна наступить смерть
жены. Джонсон засыпает у постели
больной и, проснувшись, находит ее
мертвой. На этот раз молодой врач
не`скрывает своих подозрений. Пони-
мая, что ему грозит ‘разоблачение,
Анджелус пытается устранить и сво-
его помошника. Над его бесчувствев-
ным телом он произносит монолог. в
котором с воодушевлением излагает
причины, побудивитие его совершить
и это преступление. Пьеса  заканчи-
вается появлением полиции, свершаю-
	ee Mg
	2. И. ЛАЗАРЕВСНИЙ

После тяжелой. вепродолжительной
болезни 19 ‘августа скончался Иван
Иванович Лазаревский, всею свою
жизнь отдавший служению искусству.
Его большие знания в области искус-
ства оформления книги и русской ма-
териальной культуры хорошю извест-
ны широкому кругу художественной
общественности.
	Перу И. И. Лазаревского принадле-
жат популярные ‘искусствоведческие
работы — книга «Среди коллекционе-
ров», монография «В. В. Верещагиа»,
труды «Искусство советской книг4»,
«Полиграфический справочник для ху-
ложников и редакторов», «Горький и
	русские художники» и многие другие.

Память об Иване Ивановиче Лазл-
ревском — человеке большой душев-
ной чистоты и большого трудолюбия—
	сохранится в сердцах всех, знавших
его.
	А. Герасимов, С. Герасимов, А.
Лебедев, В. Лобанов, Н. Маш-
ковцев, Т. Катуркин, В. Журав-
лев, Б. Веймарн, Н. Соболевский,
В. Сорокин, Н. Морозов, М. Чер-
вонный, М. Бабенчиков, Н. Ги-
ляровская, А. Туманян, М. Зах-
ваткин, Н. Сидельников, Н. Ло-
банов, М. Махвиладзе, И. Пику-
лев, Г. Фишер:
		Редакционная коллегия:
	редактор).

А. А. СУР
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	Скульптурно-Репродукционная мастерская
Государственного Музея Изобразительных Искусств
им. А. С. ПУШКИНА

имеет в наличии и принимает заказы на изготовление статуй,
бюстов, ваз, архитектурных деталей и учебных пособий с музейных
эталонов.
Мастерская также производит реставрацию скульптуры.
Адрес: Москва, 19, улица Фрунзе, 13. Телефон К 4-96-13.

_ nS аа то вс ат в Ба Бао ше ве ны аа ат

1х искусств, кино — К 5-45-12; издательство — К 1-48-98.
	Зак. № 2290.
	В. Г. ВЛОВИЧЕНКО (ответственный
	Алрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8, Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады в цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразвтельных искусств, ИНО — К 5-45-12; издательство — К 1-48-98.

Типография «Гудок», Москва, ул Станкевича, 7.