OB
			Слово композиторов
	На траурном собрании композиторов
Москвы первое слово было предоста-
	влено А. Новикову. Он произносит

взволнованную речь:
— История советской культуры
связана с именем А. А. Жданова.
	Пламенный пропагандист и теоретик,
он с огромной эрудицией, ‚по-большг-
вистски беспошадно критиковал анти-
народное, формалистическое направ-
ление в музыке. В лице товарища
Жданова мы потеряли великого гла-
шатая советского реалистического ис-
кусства. Мы, музыканты, горячо по-
любили Андрея Александровича и
навеки сохраним в своих сердцах
светлую память о нем.

— Безмерно тяжела утрата, постиг
шая партию и весь советский нарол.
А. А. Жданов был выдающимся дея-
телем партии и Советского государ-
ства. Он был Человеком  исключи-
‚тельного обаяния, говорит И. Дуна-
евский.—-Мне посчастливилось встре-
чаться с А. А. Ждановым в годы,
когда он был руководителем Ленин-
градекой партийной ‹ организации.
Андрей Александрович придавал ог-
ромное значение делу воспитания де-
	тей. Помню, какое большое внимание
он уделял Ленинградскому дому пяо-
неров и руководимому мною пионер-
скому ансамблю. Всей своей самоот-
верженной деятельностью A. A,
Жданов Боздвиг себе нерукотворный
памятник в сердцах советских лЮ-
дей и всего прогрессивного человече-
ства. И мы, советские композиторы,
понесем к подножью этого памятника
все самое лучшее, самое светлое &
вдохновенное, что рождает наше твор-
чество.

Б. Мокроусов и В. Фере тозорили
том, какого мудрого наставника в
сердечного друга потеряли компози-
торы в лице А. А. Жданова. Вдохнов-
ленные его указаниями,  советские
композиторы должны всегда помнить
о своей большой ответственности Te-
ред партией и народом.

Лучшим памятником Андрею Алек-
сандровичу от советских KOMII03KTO-
ров будет наш напряженный творче-
ский труд, — говорят композиторы.
Мы должны в кратчайший ерок вы-
вести советскую музыку на широкую
дорогу подлинно реалистического ис-
кусства. ~ у
	У гроба А. А. Жданова ©
	кого волнения скорби владеет каж-
дым, вступающим в Колонный зал.

Андрей Александрович Жданов
был близок многим, очень многим лю-
дям. Они приходили к нему со свои-
ми нуждами и запросами, радостями
ий печалями. Они находили у Hero
подлинное внимание и чуткую под-
держку. Сам’ многопранно талантли-
вый человек, он был необычайно чу-
ток.ко всему молодому, творческому,
новому, .

Одна за другой приходят в Дом
союзов делегации от заводов и фаб-
рик, от воинских частей, от вузов и
учреждений. Они преходят у подно-
жия гроба, салютуя красными знаме-
нами.

Входит делегация Московского Со-
вета. Член делегации трижды Герой
Советского Союза А. Покрышкин
приспускает перед гробом красное
знамя, обвитое черными лентами.

Не только Москва пришла сюда
отдать последний долг Андрею Алек-
сандровичу. Его пламенная револю-
ционная деятельность связана со
многими городами нашей страны. Ма-
риуполь, город на Украине, является
родиной Жданова. Город ‹ Калинин
числит его в славном списке своего
большевистского подполья. В городе
Горьком. строил партийную организа-
цию и строил советскую жизнь боль-
шевик Жданов. В блистательной ле-
тописи Ленинграда ‹ немерюнуиими
буквами записано его имя. Десять лет
Андрей Алексанирович возглавлял
Ленинградскую большевистскую ор-
ганизацию.

В Колонном зале — ленинградские
товариши. Они помнят, они никогда
не забудут, что Жданов был с ними
в долгие и трудные месяцы блокады,
жил одной жизнью ‹ < героическими
защитниками города Ленина; и слезы
набегают на глаза ленинградцев, при-
шедших проститься со своим дорогим
другом, Мимо гроба проходят прел-
ставители крупнейших городов стра-
ны и союзных республик. Идут укра-
инны, белоруссы, грузины, армяне,
латыши, эстонцы.   азербайджанцы,
казахи. ,

Нескончаема живая ‘человеческая
река, десятки тысяч людей уже пере-
секли Колонный зал, а все не исся-
кает этот поток, возникающий пде-то
далеко от столичного центра. Оче-
редь, устремившаяся к Дому союзов,
тянется по всей улице Пушкина и
далее по бульварам. В широкие две-
ри зала входят новые тысячи, десятки
тысяч трудящихея стопицы.

Кругом венки, осенние астры, зеле-
	ная хвоя, Большой венок с  чад-
писью:  «Дорогому ‹ товарищу и
другу Андрею Александровичу
	Жлданову от Центрального Комитета
ВКП(б) и Совета Министров CCCP».
Венок от Презилиума Верховного Со-
вета СССР. От Совета Министров и
Президиума — Верховного Совета
РСФСР. От ВИСНС. От МК и МГК
ВКП(б). От Московского ‘Совета. От
пк кибу. (бт ЦК ВЛКСМ.
От родных и друзей покойного. От
заволов Москвы, учебных заведений,
	воинских частей. От министеретв.
От дипломатического корпуса.

Меняются смены почетного карау-
ла. У гроба стоят члены ЦК ВКИ(б),
министры, депутаты ФЗерховного Со-
вета СССР, депутаты Верховного Со-
вета РСФСР, старые большевики, ра-
бочие, Герои Советского Союза и Ге-
рои Социалистического Труда, лау-
реаты Сталинских премий, академики,
литераторы, музыканты, артисты,
учителя; работники партийных  орга-
нов, колхозники подмосковных сел,
комсомольцы, представители всех ро-
Дов ВОЙСК.

Ровным строем вошли в зал мар-
шалы и генералы, Отдавая послед-
нюю воинскую честь, у гроба на тра-
урную вахту становятся Маршалы
Советского Союза Василевский, Го-
воров, Буденный маршал авиации
Вершинин, адмирал Юмашев, генерал
армии Антонов. главный маршал ар-
тиллерии Воронов, маршал войск свя-
зи Пересыпкин, маршал артиллерии
Яковлев, генералы Кузнецов, Ште-
менко. Виноградов. Их сменяют гене-
ралы Шатилов, Соломатин, Малан-
дин, Захаров. Бирюков, Дагаев, Разу-
ваев, Нагорный, Пронин.

Для солдат, офицеров и полковод-
цев нашей армии А. А. Жданов яв-
лялся олицетворением большевист-
ского мужества, стальной воли к
победе. Много сил он отдал строи-
тельству советоких вооруженных сил,
идейно-политическому воспитанию.
личного состава Советской Армии.

Идут литераторы. В почетный ка-
раул встают писатели Н. Тихонов,
К. Симонов, Б. Горбатов, В. Косты-
лев. В лице А. А. Жданова они вяде-
ли взыскательного и чуткого друга
советской литературы.

В Колонном зале — народные ар-
тисты СССР И. Козловский, М. Ми-
хайлов, деятели московских театров,
художники, музыканты.

У гроба становятся виднейшие уче-
ные страны С. И. Вавилов, Т. Д. Лы-
сенко, Б. Д. Греков. Они пришли
сюда отдать благоговейную дань ува-
жения человеку, сделавшему столь
много для советской науки.

Выражая бесконечную признатель-

ность молодежи ее заботливому учи-
телю и большому другу, у гроба не-
сут почетный караул секретари ЦК
ВЛКСМ тт. Михайлов, Иванов, Ше-
лепин. Климов, Ерпюва, Харламов.
_ „.11 часов 10 минут вечера. В зал
входит товарищ И. В. Сталин. Вместе
< ним в почетный караул становятея
товарищи В. М. Молотов, Л. П. Бе-
рия, Г. М. Маленков. А, И. Микоян,
Л. М. Каганович, Н. А. Вознесенский,
Г. М. Попсв. ,

Наступила ночь, но людской поток
не ослабевал. На фасадах зданий ве-
тер колышет красные флаги с черной
каймой. Бьют куранты на Спасской
башне. По ночным улицам идут и
идут люди’к Дому союзов. До пяти
часов ‘утра ‘перед тробом Андрея
Александровича о Жданова прошло
около двухсот тысяч человек.

Народ прощается со славным CH
ном своим.
	лантливом пропагандисте звзеоликвх
идей Ленина-—Сталина, ведшем He.
примиримую борьбу на идесологиче-
ском фронте за чистоту и больше-
вистскую принципиальность в лите-
ратуре, кино, театре и музыке, гово-
рил М. Габович.

— Всю свою жизнь отдал товарищ
Жданов делу борьбы за счастье и
светлое будущее советского наро-
да,—сказал выступивший в заклю-
чение директор Большого театра
А. Солодовников.—Мы должны всег-
да помнить выступления Андрзя
Александровича, в которых изложена
генеральная линия нашей партии по
вопросам искусства. Целеустремлеч-
ность, большевистская настойчивость
А. А. Жданова, его безмерная  пре-
данность народу, великому делу
Ленина—Сталина должны всегда
служить для нае примером.

Тяжелую утрату понес весь совет-
ский народ. У гроба нашего’ горячо
любимого друга и руководителя мы
даем торжественное обещание народу,
	партии великому Сталину еще узор
	нее и энергичнее осуществлять глу-
бокую перестройку советской музыки
и совершенствовать творчество Болъ-
нюго театра’ СССР.

Напомнив слова А. А. Жданова ©
том, что «Не все доступное гениаль-
но, но все подлинно гениальное до-
ступно; и оно тем гениальнее, чем
оно доступнее для широких масс на-
рода», тов. Солодовников призвал кол-
лектив Большюго ‘театра претворять
эти слова в живые творческие дела
во славу и процветание советского
народа и любимой Родины.
	ленинградских большевиков  прини-
мается за осуществление плана вос»
становления Ленинграда. Под его
руководством город начинает залечи-
вать свои раны, восстанавливать и
еще выше поднимать свою промыш-
ленность, науку, культуру.

Невозможно перечислить все, что
сделал товарищ Жданов для нашего
родного Ленинграда.

Неоценимый вклад внес Андрей
Александрович Жданов в развитие
нашего искусства. В его лице мы,
деятели советского искусства, поте-
ряли большого друга, знатока и це-
нителя. музыки и театра. Мы все пом-
ним, как чутко относилея Андрей
Александрович к нашему театру, как
тонко и глубоко понимал он искус-
ство, какие большие требования
пред’являл к нему. И он хотел, чтобы
наше искусство: было высокоидейным,
подлинно наролным. Он учил нас,
чтобы мы’ своим искусством служили
делу строительства коммунизма.
Вспоминаютея ero пламенные ‘и
мудрые слова, обращенные к. работ-
никам литературы на собрании писа-
телей нашего. города. Эти слова ста-
ли путеводной звездой для всех дея-
телей культурного фронта.

Отзывчивым, внимательным, боль-
шим другом искусства был Андрей
Александрович Жданов. Таким он
навсегда останется-в наших сердцах.

И сегодня, склоняя голову над мо-.
гилой Андрея Александровича, мы
клянемёя жить и творить так, как
учил он -—- наш любимый наставник,
мудрый советчик и великий. друг.
	В. МИЧУРИНА-САМОИЛОВА,
	народная артистка ие
`’ ЛЕНИНГРАД.
	Доуг.
	ПУДрый
	советского искусства’
	пламенного патриота своей Родины
возвеличивал советский народ, иду-
щий в авангарде всего прогрессивно-.
го человечества.

«Где вы найдете такой народ и та-
кую страну, как у пас?’ — говорил
товарищ Жданов в докладе о журна-
лах «Звезда» и «Шенинград». —ТГле
вы найдете такие великолепные ка-
чества людей, какие проявил наш
советекий народ в Великой Отечест-
венной войне и какие он каждый
день проявляет в трудовых делах,
перейдя к мирному развитию и вос-
становлению хозяйства и культуры!
Каждый день поднимает наш народ
все выше и выше. Мы сегодня не те,
что были вчера, и завтра будем не
тё, что были сегодня».

Товарищ Жданов учил советских
художников всегда смотреть вперед,
уметь видеть новое в нашей жизни и
поддерживать это новое в борьбе со
старым.

Замечательной особенностью А. А.
Жданова, как теоретика и практика
ленинеко-еталинской партии, было
поразительное умение глубоко разби-
ратьея в самых сложных вопросах
философии, литературы и искусства,
вскрывать в них заблуждения и
олгибки и‘намечать правильный путь
развзтия. Он бережно и заботливо
относился к творческим работникзм,
совершенствуя в них лучшие качест-
ва воспитателей народа, Ero cy-
ровая и нелицеприятная. критиха
ошибок и недостатков работы писа-
телей, композиторов, художников
еще больше вдохновляла их и звала
вперед. После каждой встречи с А. А.
Ждановым работники  искусетв с
удесятеренной энергией брались за
©вое любимое дело, постоянно помня о
том, что их направляет умелая рука
большевиетской партии.
	Выше всего товарищ Жданов це-
нил в советских художниках чув-
ство большевистской партийности и
призывал их творить для ввоего на-
рода на языке, понятном и.доступ-
ном широким массам трудящихея
людей.

Товарищ Жданов беспощадно разо-
блачал  формалистов и декадентов
всех мастей, которые протаскивали
в наше искусство  безидейноеть и
зполитичноеть, уводили советский
народ от насущных задач борьбы за
победу коммунизма. Он с гневом и
презрением клеймил вырождающееея
буржуазное искусство и ставил перед
советекими философами и художни-
ками неотложную задачу бороться
зсеми доступными им  евредствами
против раестленной и гнусной буржу-
азной идеологии.

Заветы товарища Жданова работ-
никам советского искусства будут
всегда служить знаменем в борьбе за
		дальнеитее укрепление и распвет
	социалистической культуры, за с03-
дание советской художественной
классики,

Великая армия деятелей советеко-
го культурного фронта с глубокой
скорбью проводила в последний путь
своего руководителя и наставника,
мудрого учителя, близкого и родного
товарища. Но горе, постигтее Co-
ветекую страну, должно еще больше
сплотить наши ряды вокруг любимой
партии, вокруг ‘великого гения че-
ловечества товарища Сталина.

Пример светлой сзмоотверженной
жизни Андрея Александровича Жла-
нова, его беззаветное служение со-
циалистической Родине всегда будут
вдохновлять советеких людей на под-
виги, на трул, на творчество.

И лутцим памятником А. А. Жд8-
нову, верному ученику и соратнику
великого Сталина, ‘будет наше бы-
стрейшее победоносное движение
вперед по пути в окончательной
победе коммунизма.
	Смерть вырвала из наших рядов
одного из лучших представителей
ленинско-сталинекой  твардии, Bep-
ного ученика и соратника гениаль-
ного вождя народов И. В. Сталина
товарища Андрея Александровича
Фданова.

Весть о кончине товарища Жданова
глубоко потрясла нашу партию, весь
многонациональный советский народ.
В ляне товарища Жданова партия
липтилась выдающегося  марксист-
ского теоретика, талантливейшего
пропагандиста великих идей Ленина
— Оталина, одного из виднейших
строителей партии и Советского го-
сударетва. о

чЗизнь товарища Жданова, цели-
KOM отданная служению великому
делу коммунизма, будет всегда при-
мером для трудящихея нашей Роди-
НЫ. - *

Вступив в ряды большевистской
партии девятнаднатилетним юношей,
товарищ лданов прошел трудный,
но славный путь партийного и госу-
дарственного деятеля  ленинско-
сталинской школы. На каком бы по-
сту ни находилея товарищ Жданов,
он всей душой отдавался делу, пору--
ченному ему партией, являя cool
образец последовательного ‘и непри-
миримого борца за торжество идей
маркоизма-ленинизма.

ЦК ВЖН(б) накануне ХУШ «езда
поручил товарищу Жланову руковод-
ство  атитационно-пропагандистской
работой партии. На этом поприще
широко развернулись способности
товарища Жданова как крупного тео-
ретика марксизма. Он показал бле-
CTA пример большевистского ру-
ководителя, умело сочетающего самое
активное участие в повседневном со-
циалистическом строительстве е глу-
бокой работой над вопросами теории
марксизма-ленинизма. В его выступ-
лении на первом с’езде Союза совет-
ских писателей были намечены важ-
‚нейшие залачи развития советской
литературы. Блестящие доклады и
выступления товарища Жданова по
вопросам литературы, философии
и искусства являются крупным вкла-
дом в идейную сокровищницу совет-
ского народа, ‘в дело борьбы © пере-
житками капитализма в сознании
людей, в дело борьбы за победу ком-
мунизма.

С именем товарища Жданова свя-
заны исключительной важности со-
бытия, которые произошли за по-
следние ды на идеологическом
фронте, в частности в области лите-
ратуры и искусства.

Творческие встречи товарища
Жданова с писателями, композитора-
ми, художниками, работниками Te-
атров и кинематографии, его глубоко
содержательные м яркие выступле-
ния по вопросам литературы и искуе-
ства навсегда останутся в сознаний
деятелей советской культуры, как
программные указания, расочитанные
на многие годы.

Доклады и выступления товарища
Жданова по вопросам культуры пред-
ставляют собой поистине кладезь
теоретических, эстетических и прак-
тических обобщений и выводов, 06-
нованных на общирном знании и
тлубоком марксистеко-ленинском анд-
лизе опыта культурного строитель-
ства советекого народа. Щедро рас-
выпанные в трудах товарища да-
нова мысли и классические форму-
лировки, относящиеся к вопросам
идеологии, прочно вошли в обиход
деятелей ‚ культурного фронта. Во
всей своей практической работе они
широко пользуются и всегда будут
пользоваться его дружескими совета-
ми, яеными и четкими руководящими
указаниями, Талантливый пропаган-
диет идей Ленина — Сталина,
товарищ Фланов со всей страстью

Москва прощается с Андреем
Александровичем Ждановым... Без-
мерна: скорбь трудящихся столицы,
отдающей последний долг выдающе-
муся деятелю большевистекой пар-
тии и Советского государства, нпла-
менному патриоту Родины, беззавет-
ному бофцу за торжество коммунизма.

Десятки тысяч москвичей собра-
лись 1 сентября на площади Бело-
русского вокзала для ветречи траур-
ного поезда.

На платформе выстроился почет-
ный караул. На перроне — руководи-
тели партии и правительства това-
рищи В. М. Молотов, Л. П. Берия,
К. Е Ворошилов, Г. М. Маленков,
А. И. Микоян, Л. М. Каганович,
Н. М. Шверник, А, Н. Косыгин, М. А.
Суслов, Г. М. Попов, М. Ф. Шкиря-
тов, маршалы Советского Союза
А. М. Василевский, К. А. Мерецков,
С. М. Буденный, маршал авиации
К. А Вершинин, адмирал И. С. Юма-
	шев, делегации партийных, советских
	и общественных организации.

Пять часов вечера. К перрону плав-
но подходит траурный поезд. На ло-
комотиве. в цветах и зелени, портрет

Андрея Александровича. Паровоз и
завлимт GOUTL траурчыми  лезтами.
	вагоны обвиты траурными лентами.
Поезд. сопровождают тт. Н. А. Возне-
сенский, А. А. Кузнецов, родные и
близкие ПОКОЙНОгГО.
	Звучат скорбные мелодии. Руково-
дители партии и правительства BO
главе с товарищем В. М. Молотовым
поднимают гроб с телом А. А. Жда-
	нова и медленно направляются Ha
площадь Белорусского вокзала. Гроб
	устанавливается на орудииный ла-
	женными головами за гробом. Идут
	многотысячные делегации предприя-
	тий столицы, Московского гарнизона,
институтов и учебных заведений.
Вдоль всей улицы Горького недвиж-
	но стоят десятки тысяч москвичей.
Они горестно сопровождают взгля-
	дами траурный кортеж.
	Плошаль Маяковского. Площадь
	Пушкина, Советская площадь. Охот-
ный ряд. Дом союзов.
	`’Руководители партии и правитель-
	ства бережно снимают гроб с лафета
и несут его в Колончый зал. Зеркала
затянуты крепом, люслры окутаны га-
зовой тканью. Под сенью огромного
склоненногл знамени возвышается по-
стамент. Вдоль мраморных ° колонн
опускаются стяри © гербами союзных
‘республик. Пальмы. Цветы.
	В почетный караул у гроба стано-
	вятся товарищи В. М. Молотов, Л. П.
Берия, К. Е Ворошилов, А. И. Mu-
коян, Г. М. Маленков. Л, М. Кагано-
вич, Н. А. Вознесенский, А. А. Куз-
нецов М; А. Суслов, Г, М. Попов,
	нецов, М; А. Суслов, Г. М. Нопов,
П. К. Пономаренко.
Почетный караул сменяется каж-
	дые несколько минут, DOCKS
людской поток вливается в зал. Лю-
ди. стоящие в почетном карауле,. ты-
сячи москвичей, проходящих мимо
гроба, вглядываются в заостривтиеся
черты дорогого лица. Чувство глубо-
	_У работников Мосфильма
	Сообщение о безвременной кончине
Андрея Александровича Ждановз—
выдающегося деятеля большевистской
партии и Советского государства, вез.
ного соратника товарища Сталина—
глубоко потрясло работников. ис-
кусств столицы. :
	В скорбном молчании собрались ва
траурное собрание режиссеры, оперз-
TOPE, актеры, рабочие и служащие
коллектива киностудии Мосфильм.
Они пришли почтить память человека,
жиэнь которого всегда будет слу-
жить примером беззаветной преданно-
сти партии Ленина—Сталина.
	— Весть о смерти Андрея Алексани-
ровича Жданова,—говорит режиссер
М. Ромм—тяжело воспринял весь <0-
ветский народ, Тяжело переживают
эту утрату и советские кинематографи-
сты. В течение многих лет ощущали
мы постоянное внимание Андрея
Александровича к советскому KHHO-
искусству.
	Доклады и выступления товариша
Жданова по идеологическим вопро-
	сам освещали всю нашу деятельность.
Жизнь Андрея Александровича была
для всех примером беззаветного слу-
жения народу.

Поклянемся же свято чтить память
Андрея Александровича и всей своей
дальнейшей работой докажем предан-
ность нашей партии, верным CHHOM
которой был-товаоищ Жданов.

Слово берет И. Пырьев. Он гово-
рит: .

— Андрей Александрович умер. He
выдержало человеческое сердце всей
гигантской работы, которую вел этот
поистине великий патриот нашей Рэ-
дины, верный соратник ` и друг
товарища Сталина. М сейчас, в дни
всенародной скорби, в дни безмерного
горя, которое переживает вся страна,
мы, советские кинематографисты, o6e-
щаем партии, правительству, обещаем
всему советскому народу свято пом-
нить те указания, которые оставил
нам наш дорогой Андрей Александро-
вич, и честно выполнять их в своей
творческой работе на благо социали-
стической Родины.
	В борьбе за социалистическое
искусство
		— С именем А. А. Жданова связаны
замечательные страницы разработки
марксистско-ленинского учения о на-
шем искусстве, о социалистической
культуре. Его проникновенный. и глу-
бокий анализ состояния советской ли-
тературы, музыки, философии помог
вскрыть многие недостатки, тормо-
зившие дальнейшее движение вперед
нашей социалистической культуры.
Скорбя о смерти замечательного че-
ловека, друга советских ученых и ху-
дожников, мы должны неуклонно
проводить в своей творческой дея-
тельности ленинско-сталинский прин»
цип партийности искусства.

$}
	Член-корреспондент Академии ap.
‘хитектуры СССР Е. Чернов рассказал
собравшимся о неутомимой деятель-
ности А. А. Жданова в период;
когда он руководил ‘нижегородской
партийной организацией. А. А. Жда-
нов принимал самое непосредственное
участие в строительстве автозавода
имени Молотова и других. гигантов
индустрии, вдохновлял’ коллективы
архитекторов и строителей, оказывал
им неоценимую помощь.
	— Мы, работники архитектурного
фронта, — заканчивает свою речь
т. Чернов, — должны претворить в
практической работе те сталинские
идеи, которые ясно и точно формули-
ровал в своих’ замечательных BH-
ступлениях А. А. Жданов. 4
	_ На митинге выступил также про-
фессор Н. Брунов, говоривший о том,
что каждый деятель науки и искус-
ства чувствовал в своей работе нап-
равляющую руку верного соратникаги
ученика великого Сталина, неутоми-
мого пропагандиста идей социалисти-
ческого искусства — ‘Андрея Алек-
сандровича Жданова.
	С. чувством глубокой скорби встре-
тили архитекторы столицы весть ©
кончине Андрея Александровича
Жданова. В Доме архитектора, в
проектных мастерских, в научно-
исследовательских учреждениях и
государственных архитектурных орга-
низациях состоялись траурные собра-
ния, посвященные памяти вылающего-
ся деятеля большевистской партии и
Советского государства,

Траурный митинг в Академии архи-
тектуры СССР открыл и. о: президен-
та Академии К. Алабян.

— Умер великий гражданин Стра-!
ны Советов, — сказал К. Алабян. —
Но это большюе горе не может ело-
мить советских людей. Теснее ena

ты)

чивая ряды вокруг партии Ленина-—
Сталина, мы должны мобилизовать j;
все свои силы на укрепление могуше-
ства великой советской Родины, на
борьбу за претворение в жизнь TeX }
идей, ради которых жил и трудился
Андрей Александрович Жданов.

Вице-президент Академии архитек-.
туры СССР А. Мордвинов поделился.
с собравшимися воспоминаниями о
встречах с А. А. Ждановым.

— Андрей Александрович был вы-
пающимся марксистским теоретиком,
— говорит он. — Его выступления по
вопросам философии и эстетики всег-
да указывали нам правильный путь к
искусству социалистического реализ-
ма, к созданию произведений, достой-
ных великой сталинской эпохи. Стра-
стная борьба А. А. Жданова за воп-
лощение идей социалистического реа-
лизма должна стать для нас, архитек-
торов, вдохновляющим примером во
всей творческой работе.

С взволнованной речью выступил на
‚ митинге член-корреспондент Акаде-
мии архитектуры СССР Н. Былинкин.

Блестяший пропагандист марксизма
	Великой скорбью отозвалась в
сердцах работников Большого театра
печальная весть о смерти А. А.
	Жданова. Умер выдающийся деятель
болыневистской партии и Советско-
го государства, отдавший всю свою
жизнь делу строительства коммуниз-
	ма. Соратник великого Сталина, борец
	за счастье народа товарищ Жданов
был дорог и близок работникам совет-
	ского искусства.
С этими мыслями шли на траурный
	митинг работники Большого театра.
У всех на устах имя благороднейше-
го большевика, великого гражданича
	Советской страны, исключительно яр-
кого и талантливого человека, глубо-
кого знатока и ценителя искусств.
	Зрительный зал филиала Большогз
	зыка, В глубоком молчании  собрав-
пиеся почтили вставанием память
любимого руководителя ‘и друга
Андрея Александровича Жданова.
	` Чувство всех присутствующих вы-
	разил в своей взволнованной фезн
	главный дирижер театра Hi. 1! олова-
HOB.

— Ушел из жизни крупнейший по-
литический ‚деятель страны, всеми
любимый ‘и почитаемый  Андоей
	любимый и почитаемый Андрей
Александрович Жданов. В его лице
	Большой театр и все советское ис-
кусство понесли горестную невоз-
	вратимую утрату. Мы потеряли сво-
его настоящего друга, так много сле-
	лавштего для развития советской те-
атральной культуры. Яркая и глубо-
кая речь А. A. Жданова на совеша-
нии деятелей советской музыки в ЦК
	Огромное тяжкое горе переживают
советские люди. Умер Андрей Алек-
сандрович Жданов.

Он принадлежал всей стране, он
много, очень много сделал для ее
расцвета. Он отдавал всего себя делу
своего народа — этот неутомимый и
бесстрашный борещ за счастье чело-
века. Нам, ленинградцам, он особен-
но дорог, и мы с гордостью всегда
говорим: «Жданов наш, ленинград-
ский». Да, он’ был для нас близким,
родным. Он был с нами в самые труд-
	‘ные для Шенинграда дни.
	ВКП(б) против декаданса и форма-
лизма оставила неизгладимый след в
душе каждого из нас. Андрей
Александрович замечательно _ разби-
рался в вопросах искусства. Его вы-
ступления служат’ лучшим образцом
пропаганды идей `марксистско-ленин-
ского искусствознания. Вдохновляю-
шим примером будет всегда служить
для нас страстная борьба А. А.
Жданова за подлинно народное ис-
кусство, за воплощение в музыке
идей  социалистического реализма.
Светлая память о чутком и великом
друге будет служить нам маяком, ос-
вещающим пути фазвития советской
музыкальной культуры,

— Тяжело сознавать, — сказал М.
Михайлов, — что ушел от нас челс-
век, которого горячо любили все сс-
ветские люди. Не. стало с нами
Андрея Александровича. Не выразить
	словами горе, потрясшее всех нас.
Неутомимый пропагандист идей cu-
ниалистического искусства, он не
	только хорошо понимал музыку, но
и любил ее, заботился о ее развитии.
Огромную ‘пользу принеёло коллек-
тиву Большого театра незабываемое
совещание деятелей советской музы-
ки в ЦК партии, проведенное под р.
ководетвом товарища Жданова. Мы
никогда не забудем светлый образ за-
мечательного большевика, неустанно
боровшегося за высокую  идейность
советского реалистического искусет-
ва. В сердцах всех людей, любящих
свою Родину, будет вечно жить на-
мять о друге работников искусств.
О товарище Жданове, как выдаю-
шемся марксистском теоретике, та-
		блокадного Ленинграда детеи и жен-
щин. Он лично принимал все меры к
тому, чтобы максимально использо-
вать помощь партии, правительства,
страны и облегчить страдания  голо-
дающего, но борющегося Левинграла.
	И этой своей неутомимой деятель-
ностью Андрей Александрович вооду-
шевлял ленинградцев на подвиги, рав-
ных которым не видел мир.

Я не могу без. слез вспомнить его

трогательное внимание к работникам
искусств, которые в те дни остава-
	  лись в городе. Мне довелось в один
	из суровых дней осенью 1981 года
встретиться с Андреем Александро-
вичем, Я не хотела отнимать время
у такого занятого человека. А он, про-
должал подробно расспрашивать ме-
ня о жизни актеров, интересовался,
как они обслуживают мужественных
защитников города. Этот до нредела
загруженный большой государетвен-
ной военной работой человек находил
время распорядиться, чтобы из пер-
вых леступивших: по ледяной дороте
продуктов выделили пайки, работни-
кам искусств. Я помню, как глубоко
тронуло нас и распоряжение Андрея
 Александровича об открытии в 1942г.
в доме на улице Росси, где жила зна-
чительная часть актеров, актерской
столовой. Таким он был всёгда —
беспредельно чутким, о отзывчивым,
всегда заботяшимея о людях...
	Последний вражеский снаряд’ рвет-
ся над Ленинградом. И вот уже зал-
пы победного салюта раздаются над
Невой. Но Анлрей Александрович и
не думает об отдыхе после  гигант-
ского напряжения этих тяжелых дней
осады и беспримерной битвы, С при-
сущей ему энергией руководитель
	Паше дело бессмертно
	Работники искусств Советской Бе-
лоруссии с глубокой скорбью  встре-
тили весть о кончине пламенного бор-
ца за дело коммунизма, выдающегося
деятеля большевистской партии, бли-
жайшего соратника и ученика това-
рища Сталина, великого друга и на:
ставника деятелей советского искус-
ства-—Андрея Александровича Жда-
нова.
	Советский народ и все передовое
человечество повесли тяжелую утра-
ту. Особенно тяжела эта утрата для
деятелей искусств, к которым Андрей
Александрович неоднократно обра-
щался © горячим и мудрым словом.
	Выступления товарища Жданова,
человека светлого ума и глубоких
знаний, выдающегося , марксистского
теоретика, вдохновляли нас,  воору-
жали силой больших идей, зажигали
непоколебимым желанием отдать все
свои силы служению  социалистич+-
ской Родине. Образцом такого служе-
ния была прекрасная жизнь и ‘дея-
тельность самого Андрея- Алексав-
дровича.
	Мысли пламенного  пропагандиета
идей коммунизма, его высказывания в
блестящих выступленнях по вопросам
философии, литературы и искусства
всегда будут служить руководством
в нашей творческой работе, ибо в
них товарищ Жданов глубоко и пол-
но выразил волю и разум большевист.
ской партии и великого Сталина.
Мудрые указания товарища Жданова
	помогают нам избегать ошибок и не-
достатков в нашем творческом труде
и воодушевляют нае на создание вы-
сокоидейных произведений  искусзт-
ва. :

Сейчас, когда в звериной ненавиз
сти к. Советскому государству и оево-
бодительным идеям, начертанным на
знамени великой партии Ленина-—
Сталина, возглавляющей борьбу mes
редового человечества за дело ком:
мунизма, международная реакция мо
билизует все черные силы для борьз
бы против нас, мы с особенной остро:
той сознаем тяжесть понесенной утра
ты.

Со скорбью прощаясь © дорогам
Андреем Александровичем  Ждано-
вым и чтя его светлую память, мы,
работники искусств Советской Бело-
руссии, обещаем высоко нести SHANA
большевистской идейности и чистоты
советского искусства и отдать вб
свои силы борьбе за дальнейший
расцвет нашей социалистической
культуры.

- По поручению работников = acs
кусств Белорусской ССР: ЛЮ-:
ТОРОВИЧ, АЛЕКСАНДРОВ-‹
СКАЯ, ГЛЕБОВ, ЖДАНО-.
ВИЧ, ПЛАТОНОВ, МОЛЧА-.
HOB, BOJIOTHH, МЛОДЕК, ,
АЗГУР, 3AAbILEP, TEH-
ДЕЛЬ, АХРЕМЧИК, БОГА-
ТЫРЕВ, ТИКОЦКИЙ, ЛЮ-7
БАН, ТАРКОВА, ГОРЦЕВ a:
другие.
	МИНСК. (По телефону).
	Будем достойны его памяти
	— Андрей Александрович, — TORO-
pur Е. Гоголева, — был выдающимся
руководителем армии культурного
фронта нашей страны. Его выступле-
ния на сезде писателей, на совещании
деятелей советской музыки, на собра-
нии философов освещали пути борьбы
за созетскую социалистическую куль-
	py.
Е. Гоголеву сменяет на ‘трибуне.
	М. Царев.

— Мне все еще трудно поверить,
что нет больше Андрея Александро-
вича Жданова, говорит он.—Нельзя
смириться с мыслью, нельзя поверить,
что мы не услышим больше этого
мудрого друга искусства, что вавсег-
да ‘ушел от нас мужественный боль-
шевик, талантливейший человек, вы-
дающийся государственный деятель.

— Тяжелую утрату понесла наша
партия, советский народ и вся армая
советской интеллигенции, — говорит
директор театра Л. ‹ Шаповалов. ‚ Он
призывает <. еще болыиим напряже-
нием творческих сил бороться за раз-
витие социалистического искусства
так, как боролся за него незабвенный
Андрей Александрович Жданов.
	На сцене Малого театра—больнюн
портрет А. А. Жданова в раме,. за-
драпированной черным крепом. Зал
заполнили артисты, режиссеры, ху-
дожники, работники технических це-
хов старейшего русского театра.

На трибуне—художественный руко-
водитель театра К. Зубов.

— Мы все— партийные и непартий-
ные большевики, говорит К. Зубов,
—юощущаем тяжесть горестной утра-
ты, понесенной нашим народом. Bo
имя блага нашей Отчизны, во имя
расцвета социалистического искусет-
ва мы должны неустанно бороться за.
осуществление указаний ` Андрея
Александровича Жданова, высказан-
вых в его исторических выступлени-
ax,
Выступает Е. Гоголева. Она roso-
рит о суровом времени ленинград-
ской блокады, ‘© воинском ‘таланте
А. А. Жданова, руководизшего 063-
роной города Ленина, о том, как под
руководством Андрея Александрови-
ча была проложена ледяная трасса
через Ладогу, о великом человеколю-
бии, которое проявлял товарищ Жда-
нов в заботах о ленинградцах.
	Когда наш  созидательный труд
был вероломно нарушен врагом, вер-
	ный и испытанный соратник Сталина.
	— Андрей Александрович Жданов
стал душой обороны города. И все,
что было сделано для славной побе-
ды под стенами города-героя, связано
с именем Андрея Александровича
Жданова, верного и боевого. соратни-
ка нашего великого вождя.
	То были трудные, невероятно тяж-
кие дни. И великий патриот,
бесстрашный большевик своей неуто-
мимой деятельностью вселял дух со-
противления в Е зацит-
ников города,

В те дни мы, neduarpaxius, видели
своего боевого руководителя и на пе-
реднем крае среди воинов и на Ла-
дожской ледяной трассе. Мы видели
его на боевом посту в Смольном, во-
	круг которого рвались снаряды, и на
	заводах, где под артиллерийским об-
стрелом голодные люди продолжали
трудиться на оборону. Мы видели его
в музеях и театрах, где он лично при-
нимал все меры к тому, чтобы спасти
ценнейшие сокровища’ искусства,
Он лично руководил отправкой из
	Угас яркий человеческий ум
	в оорьое за создание социалистизче-
ского государства, В.то ‘время, в 1922
году, товарищ Жданов оказал нам
непосредственную помощь в рожде-
нии того театра, работниками которо-
го мы являемся. ;
	Мы приложим все силы к TOMY,
чтобы нап коллектив был в перзых
рядах борьбы за’выполнение поста-
новлений ЦК ВКП(б) о театре, поста:
новлений, сформулированных ‘при не-
посредстванном участии товарища
УК данова. :
	По поручению коллектива Ка-
лининского драматического те-
атра:

Директор В. БОТВИННИКОВ.

Художественный руководитель
В. ГЕОРГИЕВСКИИЙ.
	Секретарь партийной организации
И. ЛОБАНОВ.
	Ушел от нас олин из выдающихся   в борьбе за создание
	деятелей коммунистической партии И
Советского государства. Угас необык-
новенно разносторонний и. яркий че-
ловеческий ум.

Нам, работникам искусств, особза-
но горька потеря товарища Жданова.
С его именем связаны крупнейшве
события на всех участках идеологиче-
	ского фронта — в философии, лите-
ратуре, театре и музыке.
Мы калининцы, всегда гордились

тем, что у нас, в бывшей вери, начи-
нал Андрей Александрович свой
славный революционный путь. В Ус-
ловиях царского самодержавия спла-
	чивал он тверских рабочих вокруг
	большевистской партии.

Здесь, будучи на военно-политиче-
ской работе в годы гражданской вой-
ны и затем на посту Председателя
тверского губисполкома, он проявчл
себя выдаюшимся организатором Macc
	Путеводная звезда советских ХУДОЖНИКОВ
	Оргкомитет Союза советских ху-
дожников СССР вместе со всеми ху-
дожниками нашей страны глубоко
скорбит о невозвратимой утрате, без-
временной кончине лучшего ученика
великого Сталина—Андрея Алексан-
дровича Жданова.

Крупнейший деятель коммунисти-
ческой партии и Советского государ-
ства, выдающийся теоретик марксиз-
ма-ленинизма, Андрей Александрович
Жданов неуклонно направлял совет-
ское изобразительное искусство по
	нути социалистического. — реализма.

Его выступления, по вопросам тео-
рии искусства и художественной
практики навсегда останутся нашей
путеводной звездой в деле дальней-
шего развития советского искусства

Сохранив навсегда светлую память
об Андрее Александровиче, советские
художники будут неуклонно следо-
вать по указанному им пути.

Президиум Оргкомитета Союза .
советских художников СССР.