СОВЕТСКОЕ ИСКУ

CCTB

О
	Фильм о могуществе
нашей Родины
	тех. кому страна доверила эти чудес-
	ные машины. Снокойствием и уверен”
ностью пышат лица сталинских соко-
	лов. ведущих стремительные машины.
Синхронно воспроизведены = слова
команды перед показом фигур высше-
го пилотажа. Кинооб’ективы привели
зрителя к «рабочему месту» водите-
лей воздушных кораблей и помогли
ему увидеть глазами летчиков празд-
ничную Москву < высоты голубой
арены.
	Зритель с любовью наблюдает за
кажлым движением создателя вели-
	кой авиационной державы и ЧУВСт-
вует, что к этой трибуне, —`К
Сталину, — устремлены взгляды He
	только присутствующих на праздни-
ке, но и всех, кто сидит сейчас за
штурвалами самолетов или, выйдя на
крылья, готовится к прыжку с пара-
потом. Это большая заслуга всех
авторов фильма, сумевших подметить
самое главное. сокровенное, передать
дух празднества и высокие чувства
его участников. :
	Мастера советского KHHO отлично
справились с поставленной перед
ними задачей. Когда смотришь на
блестяще снятые сложнейшие фигуры
высшего пилотажа, невольно напра-
птивается сравнение: вместе с летчи-

ками советские кинооператоры демон-
	стрируют свое отточенное мастерство.
	Высокой похвалы заслуживает ис-
кусство режиссеров. Авторам такого
событийного фильма, очевидно, He-
легко было из потока разрозненных
эпизодов. снятых большим отрядом
операторов, отобрать самое главное и
создать стройный рассказ © ясной сю-
жетной канвой. И эту задачу режис-
серы решили превосходно: каждая
деталь «работает» на фильм, с хуло-
жественной силой и документальной
точностью воспроизводящий на экра-
не в течение олного часа многочасо-
вую демонстрацию могущества нашей
авиапий.
	Глубоко патриотичный По своему
содержанию, фильм еще выше поды-
мает чувство советского патриотизма,
когла несколькими короткими мон-
тажными фразами  публицистически
обобщает только что виденное —
смотрите, вот что защищает сталин-
ская авиация — эти прекрасные поля,
этот золотой разлив хлебов, эти свер-
кающие белизной вечных льдов горы,
эти густые леса и сады... ^
	Использовав богатые возможности
нветного киво и звукозаписи, автор-
ский коллектив созлал волнующеб,
высокохудожественное произведение.
Дикторский текст, написанный
Е. Кригером и прочитанный Ю. Левя:
таном, строг и лаконичен и в отли-
чие от многих других текстов не о1-
влекает внимание от. изобразительного
материала, а’ органически сливается
с ним. Эта строгость и, может быть,
даже нарочитая сухость текста как бы
еще! раз подчеркивают, что происхо-
дящее на экране не нуждается в мчо-
гословном пояснении — настолько
оно ярко и убедительно.
			Томской, Алтайской, Сталинской, Во-
рошиловградекой, Ростовской, Азер-
байджанской, Грозненской, Красно-
дарской филармоний и Кемеровского
концертного бюро.
*

ЛЕНИНГРАЛ. (Наш корр.). Раз-
вернулась подготовка к выступле-
ниям на вечерах и в концертах, посвя-
шенных 30-летию комсомола. Кон-
цпертное бюро Ленинградской филар-
монии подготовило программы высту-
	плений на темы: «Нас воспитал
Сталин», «Комсомольская — песня»,
«Маяковский о молодежи», «Люби-
	мые герои молодежи».
	В кинолетопись ваших дней этот
фильм войдет, как одна из ярких
страниц. По cute эмоционального
воздействия, по своим художествен-
ным достоинствам, творческому раз-
маху ‘и техническому мастерству он
является одним из лучших  докумен-
тальных кинопроизведений последних
лет.

Было‘бы не совсем точно утверж-
дать, что, находясь в’ кинозале, зри-
тель чувствует себя среди сотен ты-
сяч москвичей, наблюдавших  авиа-
пионный праздник в Тушино. Авторы
картины, использовав все  средетва
кино, добились даже большего — они
помогли советским людям увидеть
то, чего нельзя было увидеть © трибун
Тушинского аэродрома. 30 об’ективов,
проникнувших в кабины сверхскорост-
ных реактивных самолетов, соверша-
ющих фигуры высшего пилотажа, 30
об’ективов, фиксирующих выражение
лиц сидящих за штурвалами пилотов,
позволили показать воздушный парад
так полно и так глубоко, как это
только доступно кинематографу.
	Нужно было показать большюй день
советской авиационной державы, кра-
сочный праздник могущества и славы
нашей отчизны. Нужно было воспро-
извести для миллионов людей то, что
удалось увидеть тысячам  счастлив-
цев-москвичей, побывавших на празд-
нике. И эта цель оказалась достиг-
нутой.

И вот снова мы видим раннюю
праздничную Москву, в небе которой
сегодня возникнет незабываемое зре-
лише. Перед нами Коллективный ки-
нопортрет москвичей и гостей сто-
лицы, устремившихся к Тушинскому
аэродрому — все дороги Москвы се-
годня ведут к нему. Нет, это не
только «хроникальный» прием, обыч-
ный в таких случаях. Несколькими
запоминающимися штрихами авторы
сумели передать и радостное волне-
ние и гордость народа—творца перво-
классной авиационной техники. Не
безликие людские потоки устреми-
лись К месту празднества — на экра-
не люди, создавшие лучшие в мире
самолеты, управляющие ими, — граж-
лане великой авиационной державы...
	На протяжении зсеи картины, какие
бы моменты праздника ни воспроиз-
водились в ней, показ непревзойден-
ной советской техники неразрывно
связан с показом людей, создавших и
освоивших ее. Это — отличительная
черта фйльма и, пожалуй, самая боль-
шая заслуга его авторского коллек-
тива.

С волнением и гордостью следят с
земли за полетом своих машин про-
славленные советские конструкторыы-—
Яковлев, Микоян и Гуревич, Лавоч-
кин, И в тот же момент зратель «про-
никает» в кабины самолетов и видит
	Новый  нветной документальный . Фильм
«День воздушного флота СССР» (авиационный
праздник 1948 года в Москве). Режиссеры -—
лауреаты Сталинской премии В. Бойков, Л.
Кристи. Гл. операторы — лауреаты Сталян-
ской премии Б. Макасеев, М. Ошурков, А.
Щекутьев. Фильм снимали 30 кинооператороз,
Текст Е. Кригера. Производство Центральной
студии документальных фильмов, 1948 г.
	К 30-летию

Комитет по делам искусств при.
Совете Министров СССР поручил Га-
строльбюро организовать для молоде-
жи в осенне-зимнем концертном сезо-
не сводный цикл лекций-концертов и
литературно-хуложественных вечеров.
Будет выпущен специальный абоне-
мент, в который войдут 25 лекций,
лекций-концертов и литературно-ху-
дожественных вечеров. Среди них:
«Роль партии в развитии советёхого
искусства и литературы», «Образы
Ленина и Сталина в искусстве и ли-
тературё», «Образ молодого человека
сталинской эпохи», «Мастера совет-
ского искусства, воспитанные ком-
сомолом», «Великие традиции русской
музыкальной культуры и ее мировое
значение», «Советская музыка на но-
вом этапе», «Демократические тради-
ции русского классического театра»,
«Советская драматургия и театр»
и др.
	Проведение юбилейного ЦИКЛа ЛИ-\ юностью».

тературнс-музыкальных вечеров в&ЛЮ-
	чается в планы концертного сезона
Молотовской. Челябинской, Сверд-
ловской. Новосибирской Омской,
	В Пушкинском заповеднике
	ПОДГОТОВКА
	ВОКАЛЬНЫХ КАДРОВ
	ЛЕНИНГРАД, 3 сентября. (ТАСФ).
Сюда приехал директор Государст-
венного Пушкинского заповедника
Академии наук СССР С. С. Гейченко.
В беседе с корреспондентом ТАСС он
рассказал:

— Левять месяцев отделяют нас от
	знаменательной даты — 150-летия со
	дня рождения А. С. Пушкина. В Пуш-
кино-Гореком районе, Псковской об-
ласти, ‘где расположен заповедник
поэта, идет деятельная подготовка к
юбилею. Завершается восстановление
зданий, парков, села Михайловского
и Тригорского, старинного монасты-
ря, возле которого находится могила
Пушкина. По сохранившимся  черте-
жам будет построен главный усадеб-
ный дом, в котором откроется - BEI-
ставка.
	Министерство высшего образования
CCCP wu Комитет no делам искусств
при Совете Министров СССР приняли
решение об улучшении подготовки
музыкальных и вокальных кадров. я
этой нелью будут пересмотрены все
учебные программы и учебные посо-
бия.

На вокальные факультеты привле»
каются в качестве . преподавателей
крупные ‘мастера вокального искус-
ства. Организуются семинары по по-
вышению квалификации преподавате-
лей. Для переаттестации преподава-
‘телей пения консерваторий и музы-
кальных училищ создана Централь-
ная аттестационная комиссия. В ее
составе А. Свешников (председатель),
В. Барсова, (заместитель председате-
ля), И Козловский, Е. Катульская,
А. Нежданова, Е. Степанова, Н. Обу-
	Пушкинский дом, Академии наук
СССР выделяет для заповедника цен-
ные экспонаты, среди которых карти-
ны замечательных русских художни-
ков Ге, Наумова и других на темы
произведений великого поэта. Будет
воспроизведен кабинет Пушкина в
усадьбе села Михайловского. По за-
казу заповедника Ленинградское ху-
дожественное ремесленное училище
изготовляет копию рабочего кресла
поэта. Там же изготовляются изразцы
_для печей и обойные материалы в сти-
ле того времени. Они будут истюльзо-
ваны для отделки дома-музея.
	В заповеднике — в деревне Боро-
нич, рядом © Тригорским, полностью
восстановлен Цом туриста. Сюда еже-
лневно прибывают  экскурсанты:
	хова, К. Держинская, Н. Озеров, Н,
Голованов, М. Максакова, А. Пиро-
гов, И. Паторжинекий, Л. Алексанл-
ровская, Х. Насырова,` Э. Пакуль н
пр. На местах будут работать респуб-
ликанокие комиссии.

Во всвх консерваториях создаются
студенческие хоры. Хоровые отделе-
ния открываются также при М му-
зыкальных школах-десятилетках Мо-
сквы, Ленинграда, Киева, Тбилиси,
Еревана, Баку, Риги.

При Московской, Ленинградской,
Саратовской, Свердловской и Kues-
ской консерваториях и Государствен-
ном институте имени Гнесиных в Мо-
скве с осени этого года организуют-
ся вечерние отделения вокальных фг-
культетов, где молодежь сможет
обучаться пению без отрыва от про-
изволства. ‹
	Ю новому под ему

советской кинематограс

линских премий. Однако перед кино-
хроникерами стоит сейчас важная
задача резко улучшить качество до-
кументальной кинопериодики, Жур-
нал «Новости дня» и в особенности
аналогичные журналы, выпускаемые
	на периферии. все еще резко OTCTa-.
	ют и от требований зрителеи и от
возможностей мастеров документаль-
ного кино,
	Научно-популярная кинематограт
фия, давшая несколько хороших кар-
тин, таких, как «Жизнь растений»,
«Миклухо-Маклай», «Они видят
вновь» и др., все еще отстает от зап-
росов жизни. Она совершенно недоста-
точно понпуляризирует отечественную
науку и труды ее корифеев, мало ©с-
	вешает те изменения в экономике ни
	даже географии страны, которые про-
исходят в результате успешного осу-
ществления плана новой послевоен-
ной сталинской пятилетки. Между
тем требование тематической перест-
ройки относится к ней так же, как и
к кинематографии художественной.
Современная тема за последние два
года заняла ведущее место в CO-
ветской кинематографии. И это 06-
стоятельство, являющееся прямым
результатом указаний Центрального
Комитета ВКП(б), также приблизило
наше киноискусство к запросам зри-
теля. Сейчас мастера советского KM-
но работают над осуществлением
болыних современных картин. Новый
фильм художественно - документаль-
ного жанра, посвященный — Вели-
кой Отечественной войне и сталин-
ской стратегии, «Сталинградскую
битву», снимает В. Петров по сцена-
рию Н. Вирты. Идет работа над но-
вым большим фильмом М. Чиаурели
и П. Павленко «Падение Берлина» и
рядом других значительных по теме
современных кинопроизведений. ‘
Допустив серьезные ошибки в пер-
вом варианте своей картины «Адми-
_рал Нахимов», В. Пудовкин сумел
‘сделать все необходимые выводы . из
той суровой критики, которой под-
‘верг его работу Центральный Комч-
тет партии в постановлении о кино-
фильме «Большая жизнь». В резуль:
	тате В. Пудовкин создал одно из
лучших исторических произведений
созетской кинематографии, правдиво
	‘воплоштающее образ замечательноге:
	русского патриота и военачальника.
	Совсем недавно пример такого же
понимания залач советского ху-
	дожника показал режиссер С. Гера-
симов, сделав все необходимые вы-
воды из партийной критики первого
варианта его фильма «Молодая гвар-
Дия».

` Успехи, достигнутые советской
кинематографией в результате осу-
ществления исторических решений
партии по идеологическим вопросам;
велики и бесспорны. Ho для удов-
летворения возросших требований
советских людей сделано еще далеко
не все. :

До самого последнего времени име-
ла место неверная ориентация на ко-
личес твенный рост производ ства
фильмов в ущерб их идейно-худо-
жественному качеству. Погоня за
количеством не раз приводила K TO-
му, что в производство  попада-
ли серые, недоработанные  сцена-
рии. Недостаточная требовательность
проявлялась и при выдвижении ре-
жиссеров на постановку ‘фильмов.
Постановка картин поручалась порой
людям, которые не обладают ни на-
стояшим мастерством, ни необхоли-
мым в этой сложнейшей творческой
профессии опытом. Принятое недавно
постановление Совета Министров
СССР о плане производства художе-
ственных документальных и видовых
картин на 1948 год осудило эту оши-
бочную практику.

Следует указать, что до последне-
	го воемени не были сделаны все вы-.
	воды из решений ЦК ВКП(б) по
илеологическим вопросам для орга-
	низационной перестроики творческо-
	го процесса. Серьезным пороком в
системе подготовки сценариев был
отрыв творческой работы сценари-
ста от режиссера. Сценарии писались
без расчета на определенного поста-
новщика. облалающего своим кру-
гом близких ему тем, своим особен-
ным творческим почерком. своей ху-
дожественной манерой. Это  приво-
лило к тому. это созданные сцеда-
	дило к тому. что созданные сцел a
рии, как правило, требовали npucno-
	собления их К особенностям TOTO
или иного режиссера, а режиссеры,
	чение з
	°
А. ГЛАДКОВ _
ах
	их творческих портретов—дело более
трудное, но и более нужное.

Нам кажется, что редакция серий.
идет в этом отношении по пути Har:
меньшего сопротивления. «Массовая
библиотека» He должна бесстрастчо
извлекать из театральной истории бо-
лее или менее известные имена. В
первую очередь нас интересуют  т®
художники театра, на примере кото-
рых мы можем решать волнующие
нас актуальные творческие проблемы
современности. Разве творческий
опыт великой актрисы Веры Комис-
саржевской не нужен нам, когда мы
говорим © воспитании современной
театральной молодежи? Разве опыт
Дазыдова не поможет нам в наших
спорах о необходимости «творческого
перевоплощения» и утверждения ха-
рактерности в актерском мастерстве?
Авторы «Массовой библиотеки» и в
очерках о мастерах прошлого не дол-
жны замыкаться в архивные изыска-
ния, а смело приближать творческий
опыт великих актеров прошлого к со-
временным проблемам. Можно ли, на-
пример, представить себе биографию
Мичурина, написанную безотноситель-
но к происходящим в наши дни дис-
куссиям о проблемах дарвинизма и
генетики.

Целеустремленными должны быть
работы о. мастерах театра минувших
десятилетий. Только бескрылый лож-
НЫЙ «академизм» может ограничивать
историю театра бесстрастным  изло-
жением хорошо проверенных дат и
фактов, . оживленных несколькима
давно знакомыми анекдотами. Хроно-
логию можно найти в учебниках, а в
творческих портретах художников те-
атра нас интересует другое: раскры-
тие роли художника в общественной
жизни его эпохи и связь всего ново-
го, лично им снесенного в искусетво
театра, с проблемами актерского ма-
стерства современности.

Так же по линии наименьшего со-
противления идет редакция «Macco-
вой библиотеки» и в.выборе имен для
	Исполнилось два года со дня опу-
бликования постановления
ВКП(б) о кинофильме «Болыная
жизнь». Это постановление так же,
‘Kak и постановления © ленинград-
ских журналах «Звезда» и «Ленин-
грал» и о репертуаре драматических
театров, сыграло огромную историче-
скую роль в развитии советского ки-
ноискусства. Партия, подвергнув в
этих постановлениях суровой боль-
шевистской критике недостатки лите-
ратуры, театра и кинематографа, <о-
здала все необходимые условия для
нового под’ема всего советского ис-
кусства. Все те успехи, которые до-
стигнуты за истекшие два года B 06-
ласти литературы и, искусства, явля-
ются результатом осуществления ре-
шений партии по идеологическим во-
просам.

за два года, прошелшие после опу

бликования постановления UK
ВКП(б) о кинофильме «Большая
жизнь», советская кинематография
созлала ряд фильмов, получивших
	всеобщее признание советских зри-
телей и прогрессивной общественно-
сти всего мира. Участвуя-в ряде ме-
ждународных кинофестивалей, наши
фильмы неизменно занимали в них
первые места. И что не менее важно,
влияние передового советского ки-
ноискусства помогло формированию и
росту новых отрядов киноискусства в
странах народной демократии.
	_ В то время как американское кино
и подражающие ему кинематографии
‚ряда буржуазных государств создают
фильмы, сеющие реакционные идеи,
имеющие своей задачей отвлечь тру-
дяшихся от борьбы за изменение ус-
ловий своего существования, наше
передовое правдивое жизнеутвержда-
ющее искусство помогает. совётеким
людям в их всемирно-исторической
борьбе за коммунизм. Какова` бы ни
была тема советского кинофильма, о
чем бы ни рассказывал OH — 0 COB-
ременности или о прошлом, он всегда
выявляет все исторически прогрес-
сивное, помогает строить будущее.
Таким примером является Жизнь
скромной учительницы Варвары Ва-
сильевны в фильме «Сельская учи-
тельница» M. Смирновой и

Донского. Черты нового  совет-
ского человека. его патриотизм, его
высокие моральные качества ярко
выявлены в Фильме «Сказание о Зем-
ле Сибирской», созданном И. Пырье-
вым, Е. Помешиковым и Н. Рожко-
вым. Деятельность американских ре-
акционеров разоблачается в картине
М. Ромма «Русский. вопрос». Эти
фильмы так же, как и многие дру-
гие, поставленные за последние два
гола. посвящены важнейшим темам
	современности и дают глубокое идей-
	но-художественное раскрытие  проб-
лем, волнующих советских людей.
Они обладают тем качеством, которо-
го мы требуем от каждого произве-
дения нашего искусства: они партий-
ны. они проникнуты большевистекой
идейностью.

Серьезных успехов достигли MHO-
гие национальные отряды ‘советского
кино. Украинская кинематография
дала нашему зрителю такие патряо-
	тннескне картины, как

ны судьбой» (Н. Путинцев «