ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		истров СССР
	15 лучших молодых исполнителей и
старых песен о молодежи,

В связи е юбилеем в театральных,:
музыкальных и художественных
учебных заведениях организуются от-
четные концерты, спектакли и вы-
ставки работ учащихся. Будет прове-
ден смотр творчества композиторов-
студентов.

ыы i

Комитет по делам искусств при Со:
вете Министров СССР. Министерст-
BG просвещения РСФСР совместно ©
ЦК ВЛКСМ организуют в этом голу!
Всесоюзную выставку изобразитель-
ного творчества детей, посвященную
30-летию Ленинского комсомола. На
выставке будут широко представлены
произведения живописи, скульптуры,
рисунки и различные виды лекоратив-
но-прикладных работ детей. &

К 30-летию ВЛКСМ театры страны
готовят специальные постановки, по-
священные советской молодежи,
Многие театры ставят «Молодую
гвардию» А. Фадеева, «Как закаля-
лась сталь» Н. Островекого, «Юноств
отцов» Б. Горбатова, «Старые друзья»
Л. Малюгина, «Двадцатилетие» Е. Раз
гозинской-Николаенко, — «Воробьевы
горы» А. Симукова и др.

I

Государственное музыкальное из
дательство выпускает сборник «Пес-
ни комсомола», в который включено
18 песен. В их числе — «Молодая
гвардия» К. Листова (слова  А. Жа-
рова), «Комсомол» Б. Мокроусова
(слова А, Софронова), «Комсомоль-
ская слава» М. Табачникова (текст
С. Острового) и др.

Кроме ‘того, Музыкальное изда:
тельство выпускает отдельными из-
	даниями новые комсомольские песни:
a
se
	К 30-летию ВЛКСМ излательства
«Искусство» выпускает массовым ти-
ражом серию многокрасочных плаказ
тов: «Да здравствует трижды орде-
ноносный Ленинско-Сталинский ком:
сомол!» И. Ганфа, «Гимн демократи:
ческой молодежи мирах П. Черныше-
ва, «Верно служим Родине» Б. Зе:
ленского. «Мой ученик!» В. Говорко-
Ba, «Комсомольцы, на трактор!» В.
Корс-кога.
	К УС
	Орган Министерства кинематографии СССР; Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Мин

В связй с предстоящим празднова-

нием 30-летия Ленинско-Сталинского
комсомола Комитетом по делам. ис-
кусств при Совете Министров СССР
разработан обширный план мероприя-
тий в области драматургии, театра,
музыки и изобразительного искусст-
ва.

Принято решение создать в течение
1948—1949 гг. по государственным за-
казам Комитета 15 пьес о комсомоле
и советской молодежи. С 1 октября
по 1 ноября будет проведена провер-
ка творческой работы театральной
молодежи. Будут осушествлены меро-
приятия по. улучшению работы в теат-
рах с молодыми актерами, художня-
ками и режиссерами.

План намечает также создание но-
вых музыкальных произведений, по-
священных советской молодежи, в
частности. симфонни «Молодость»,
кантаты «К 30-летию комсомола»,
комсомольского гимна и марша, опе-
ры о советском молодом человеке,
детской оперы и детского балета, 30
несен о комсомоле, Будут выпущены
новые мололежные балетные спек-
такли: «Берег счастья» А. Спадавек-
киа, «Юноёть» М. Чулаки н «Юные
патриоты» К. Корчмарева.

Во время юбилейной декады по
всей стране организуется широкий по-
каз исполнительского мастерства мо-
лодых музыкантов. вокалистов, тан-
цоров и танцовщиц. В день 30-летия
ВЛКСМ в Москве в концертных за-
лах Московской консерватории им.
Чайковского и Дома союзов будут
проведены юбилейные концерты луч-
ших молодых исполнителей всех со-
юзных республик.

К праздничным дням в Москве бу-
дет открыта Всесоюзная художест-
венная выставка. посвященная 30-ле-
тию ВЛКСМ. В 1948—49 гг. намечено
подготовить и издать альбом «Моло-
дежь в советском изобразительном
искусстве».

Цирки Москвы и Ленинграда под-
готовят специальные программы <
участием молодых цирковых артистов
РСФСР и братских республик. Изда-
тельства «Искусство» и «Музгиз»
выпустят юбилейные плакаты, от-
крытки, альбомы, эстрадные и песен-
ные сборники. Будет произведена
граммофонная запись выступлений
			театры ст
		Суббота, 11 сентября 1948 года
	атр наметил показать также ряд
	классических пьес в том числе
«Учитель танцев» Лопе де Вега и
«Двенадцатая ночь» Шекспира:
	Болыной драматический театр им.
Горького поставит пьзсу Мина и
Мичковского «Успех». Драматиче-
ский театр готовит спектакль по. ро-
ману П. Павленко «Счастье» в ин-
сценировке автора романа и`С. Рад-
зинского. Вторая премьера -«Стро-
roe воспитание» МЛ. Левина пос-
вящена. советской молодежи. Новый
театр по возвращении из гастроль-
ной поездки в Крым покажет пьесу
Б. Горбатова «Юность отцов», «Же-
нитьбу» Гоголя, инсценировку пове-
сти Тургенева «Вешние воды».
			праздник
	театральной культуоы
	Приближается торжественный и ра-
достный для всех тружеников совет-
ского искусства день празднования
50-летия Московского Хуложествен-
ного академического театра Союза
ССР им. М. Гооького.
	Решение Совета Министров СОСР
об учреждении Всесоюзного комнте-
та по проведению 27 октября 1948 г.
юбилея МХАТ, о популяризации сре-
ди трудящихся его деятельности нод-
черкивает значение этой знаменатель-
ной даты в культурной жизни страны.
Самые широкие круги общественности
примут участие в юбилейных торже-
ствах, в чествовании ‘театра, полу-
вековая деятельность которого вызы-
вает чувство патриотической `гордо-
сти за нашу советскую‘ художествен-
ную культуру.

В творчестве Московского Хулдо-
жественного театра воплощены луч-
шие черты русского искусства — по-
длинная народность, реализм, высо-
кая идейность. МХАТ прославил рус-
ское ‘театральное искусство, утвер-
дил его неоспоримый приоритет в ми-
ровой театральной культуре. Нет та-
кой цивилизованной страны, где были
бы неизвестны шедевры МХАТ, где
не изучались бы труды его осново-
	положников — К. С. Ставиславского
	и В. И. Пемировича-Данченко. У
МХАТ учатся прогрессивные режис-
‘серы, актеры; драматурги всех стран.
Последователи МХАТ есть всюду,
гле дорожат правдивым и высоко-
идейным ‘искусством, где живут и
развиваются традиции реализма.

Не может быть подлинного нова-
торетва без усвоения лучших тради-
ций классического искусства, невоз-
можно сохранить эти благородные
традиции, не развивая их на новой
основе. История МХАТ подтверждает
эту истину.йК. С. Станиславский и
В. И. Немирсвич-Данченко создали
полвека назад театр в лучшем смыс-
‘ле слова традиционный и в то же
время подлинно новаторский. Это был
театр традиционный потому, что он
следовал заветам М. С. Шепкина
и других великих реалистов прошло-
то века, пристально изучая законы
мастерства самых выдающихся ху-
дожников сцены того времени. Это
был театр новаторский потому, что он
не ограничивал свои задачи воеспро-
извелением лучших образцов сцпени-
ческого реализма, а искал непрото-
ренные. пути к еще ‘более совершен-
ному искусетву, способному передать
мыели и чувства, идеи и образы co-
временниксв.

Основатели МХАТ назвали его
«художественно-общедоступным». В
этом сказалось тяготение прогрессив-
HBX театральных деятелей к лемо-
кратическому зрителю. Широкие де-
мократические круги России поддер-
жали новый театр, откликнулись на
его страстное стремление к жизнен-
	ной правде. Первые  горьковские
спектакли МХАТ булизя обществен-
ную мыель, вызывали ключительно -
	широкии общественный резонанс. Не-
даром царская цензура чинила всяче-
ские препятствия молодому театру—
она видела в нем глашатая правды и
из-за одного этого готова была cuH-
тать его чуть ли не революционным
театром.

Но МХАТ стал революционным
театром только в нашу, советскую
эпоху. Революция снасла театр от
творческого кризиса — от модер-
HHCTCKHX и формалистических увле-
чений, от влияний буржуазной идео-
логии. В годы, дшествовавитие
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции, на сцену МХАТ про-
никли пьесы, выражавшие. настрое-
ния пессимизма, символизма, буржу-
азного индивидуализма. Актерскому
и режиссерскому искусству МХАТ
грозили . застой, омертвение. Новый
зритель, пришедший в театр в рево-
люционные годы, вновь пробудил в
его замечательных мастерах стремле-
ние к искусству жизненной правды
й переловых идей.

Решительное обновление ‘принесла
МХАТ  советокая драматургия и
прежде всего такие пьесы, как пате-
тическая революционная драма
Вс. Иванова «Бронепоезд». В этом
спектакле блестящие  мхатовские
актеры — В. Качалов, Н. Хмелев,
Н. Баталов, М. Кедров и другие соз-
лали незабываемые образы людей
революционной эпохи. Так началея
новый этап в истории славного Худо-
жественного театра, ставшего во
главе всех прогрессивных творческих
сил в нашем театральном нокусстве.

МХАТ сыграл выдающуюся роль
	°_в разгроме формализма — OH Ha деле
	доказал, что только реалистическое
искусство способно выражать рево-
люционную идеологию, служить
срелетвом воспитания масс в духе
идей нашей партии. Великий прин-
ции партийности все более глубоко
внедряется в творческую жизнь луч-
шего театра страны и ведет его к но-
вому под’ему и расцвету.

Жиэнеспособность МХАТ сказа-
лась в том, что на смену мастерам
старшего поколения пришли достой-
ные их ученики, высоко держание
знамя театра, со славой продолжаю-
щие их дело. МХАТ создал целую
семью советских театров, выросших
из студий и ставших зрелыми твер-
ческими ансамблами.
	Руководители Художественного те-
атра создали последовательную и
цельную программу работы над спек-
таклем, которая служит ныне образ-
HOM Mas любого сценического ан-
самбля. В основе ее лежит величай-
шая требовательность к драматургии,
как основе театрального искусства.
Самая строгая взыскательность к

идейно-художественному качеству
пьесы и активнейшая помощь драма-
тургу — BOT один из важнейших

принципов МХАТ. Если в ервые го-
ды своего существования МХАТ спо-
собствовал расцвету драмаФургиче-
ского творчества М. Горького и
А. Чехова, то в годы становления со-
’ ветокого театра он помог стать дра-
матургами Вс. Иванову, В. Катаеву,
А. Афиногенову, Н. Вирте и многим
другим советским писателям.
  В творческой практике МХАТ ста-
ло правилом изучение действитель-
ности, отраженной в пьесе, для наи-
лучшего выражения замысла и обра-
зов драматурга. И в этом также ска-
залась его новаторская сущность.
Теперь никого не удивит режиссер,
собирающий вслед 3a драматургом
«жизненный материал» для спектак-
ля. Но это было новшеством в пору
создания горьковского спектакля
  «На дне». Работая над пьесой «Зем-
ля» Н. Вирты, режиссеры и актеры
МХАТ изучали на месте, в Тамбов-
ской области, историю событий, опи-
санных драматургом. Ставя любой
современный  слектакль, мхатовцы
стремятся поближе узнать те «пер-
воисточники», которые послужили
предметом изображения в пьесе.
Этот принцип Художественного ‚ те-
атра в высшей степени характерен
для нашего  социалистического ис-
кусства, и он получает повсеместное
распространение. +
- МХАТ воспитал актера нового
типа, актера-мыслителя, необычайно
чуткого к замыслу автора и жизнен-
ной правде, врага сценических
штампов и ремесленничества. Твор-
ческий путь таких ярких предста-
вителей МХАТ, как И. Москвин,
В. Лужский, Л. Леонидов, М. Тарха-
нов, как изумительный художник
`ецены В. Качалов или О. Книнпер-
Чехова, это’ пример высокого и бла-
горолдного служения искусству. Еще
в годы рождения МХАТ передовая
критика того времени отмечала, что
этот ‘театр сумел воспитать «интел-
лигентного актера», и это было од-
‚ ним из решающих условий его даль-
нейшего расцвета. Мы видим сейчас,
что принципы К. ‘Станиславского и
В. Немировича-Данченко, ставивиих
своей целью не ремесленническое
«обучение», а ‘творческое  воспита-
ние актера, принесли замечательные
плоды. Недаром многие ученики этих
великих режиссеров — Н. Хмелев,
М. Кедров, их сверстники и товари-
щи сами стали превосходными вос-
питателями актеров, взыскательны-
  ми и умелыми учителями сложного
  искусства сцены.
Всей стране известны имена таких
выдающихся APTHETOK и артистов
МХАТ. как О. Андровская, К. Елан-
  ская, А. Зуева, А. Степанова, А. Та-
` расова, `Ф. Шевченко, Н. Боголюбов,

А. Грибов, Б. Добронравов, Б. Лива-
\ нов, В. Станицын, В. Топорков, М. Яч-
‘ шин и другие.
МХАТ стал ведущим советским
театром потому, что высокая идей-
ность составляет основу его творче-
ского метода, потому, что его метол,
подробно разработанный и четко
сформулированный Станиславским и
Немировичем-Данченко, становится
достоянием всех театральных коллек-
‚ тивов страны.
, Художественный театр называется

академическим. ‘Sta, действительно,
  театр-академия, хранитель важней-

ших принципов передового реали-

стического искусства. Его считают

свсим ‘учителем театральные деяте-

ли Украины и Белоруссии, Латвии и
=  Армении и Азербайджана,

всех национальностей Советского
Союза.

В последние годы творческий кол-
лектив МХАТ посвятил все свои
силы достойному выполнению тре-
бований ПК ВКП(б) об улучшении
репертуара драматических театров.

Театр, приходящий к своему 50-
летию, попрежнему полон молодой
энергии. Не угасла, а окрепла его
творческая воля, и, как в голы юно-
сти, он готов искать, дерзать, решать
самые трудные задачи в искусстве.

Широко открыт перед ним путь в
будущее, к высотам социалистиче-
° ского искусства, Недаром на его зна-
мени ‘начертано славное имя Макси-
‚ма Горького — основоположника со-
циалистической художественной куль-
туры. .

Великий Ленин бережно хранил

Московский Художественный театр
в суровых ‘испытаниях эпохи граж-
‚ данской войны. Партия большеви-
ков, советское правительство и лич-
HO товарищ Сталин всегда помогают
мастерам МХАТ в их устремлениях
к высокоидейному искусству, к об-
разам, полным жизненной правды и
художественной силы. Горячая лю-
бовь советского нарола к ‘своему
лучшему драматическому  театру—
залог успентного решения всех етоя-
‘щих перед ним тзорческих задач.

Начался новый театральный сезон
столицы.
	Вслел за Белышим и Малым теат-
рами, МХАТ СССР им. - Горького,
Драматическим театром им. Стани-
славского, Еврейским театром им.
Михоэлса, Театром драмы и коме-
дии 5 сентября открыл сезон. Цент-
ральный театр Красной Армии, се-
годня возобновляются спектакли
Театра им. Ермоловой, 15 сентября—
Московского театра драмы, 18 сен-
тября — Театра им. Ленинского ком-
сомола, в начале октября — “Kamep-
ного и Театра ‘им. Моссовета.
	В течение ближайшего месяца
ряд московских театров покажет но-
вые спектакли.
	Б филиале Малого театра сегодзя
премьера — «Бесприданница» в поста-
новке К. Зубова и в декорациях
В. Козлинского. В Московском теат-
ре драмы в начале октября зрители
увидят пьесу К. Финна «Не от мира
сего» (постановка ©.  Каверина,
оформление Б. Эрдмана), в Театре
им. Ленинского комсомола — «Не
ждали» В. Полякова (режиссер А.
Вовси, художники В. Шестаков и
Л. Демидова) и др.
	Ближайшая премьера в Театре им.
Ермоловой — комедия «До новых
встреч» А. Гладкова в постановке
А. Лобанова и С. Гушанского, ху-
дожник А. Васильев, в Театре чм.
Моссовета —«Закон чести» А. Штей-
на (постановка Ю. Завадского 4
И. Вульф, художник Я. Штоффеэ),
в Театре драмы и комедии — инсце-
нировка романа Тургенева «Дворян-
ское гнездо» (постановка А. Плотни-
кова, художник В. Памфилова) и лр.
	Все московские театры готовят но-
вые постановки к 31-й годовщине
ской революции.
	ЛЕНИНГРАД
	повый театральный сезон открыл
Ленинаканский драматический театр
постановкой пьесы Н. Зарьяна «Ара
прекрасный». Театр работает над
пьесой молодого драматурга Газазя-
на «Хачатур Абовян», которая бу-
дет показана в день 100-летия co
дня смерти великого армянского пи-
сателя.

Театр. им. Сундукяна покажет
зрителю свою последнюю работу —
пьесу Габриеляна и Чаманова «Де-
вушка из Араратской долины», в ко-
торой отображены трудовые подвиги
людей колхозной деревни.

В течение этого года Русский те-
атр им. Станиславского пополнит
свой репертуар постановками пьес
«Зыковы» М. Горького, «Вишневый
сад» А. Чехова, «Закон чести»
А. Штейна.

Театр оперы’ и балета откроет се-
зон оперой «Тоска». Впервые на сце-
не этого театра в нынешнем году
будет поставлена опера А. Бородина
«Князь Игорь».
		Художественный = совет Театра
оперы и балета им. №: Г. Шевченко
	расемотрел  репертуарный план на
1948—1949 гг.

Ло конца 1948 г. театр покажет
	новые постановки: оперы «Иван Су-
санин» М. Глинки, «Наталка-Пол-
тавка» Н. Лысенко. «Демон» А. Ру-
бинштейна, «Фауст» Ш. Гуно и балет
«Золушка» С. Прокофьева.
	Во второй половине сезона театр
будет работать над оперой «Богдан
Хмельницкий» по либретто А. Кор-
нейчука и В. Василевекой. Музыку
пипет композитор К. Данькевич.
	К постановке намечены также
опера «Мазепа», балет «Спящая краса-
вица» П. Чайковского, опера Н.
Лысенко «Утопленнииа», балет
Р. Глиера «Медный зсадник» и опе-
ры «Сказки поэтах Ж. Оффенбаха и
«Аида» Д. Верди.
			Оперой 3. Налиашвили «Абесса-
лом и Этери» открыл новый сезон Те-
атр оперы и балета. Драматический
театр им. Руставели показал  пье-
су классика грузинской литературы
А. Казбеги «Царица Кетеван».

Через несколько дней откроют
сезон и другие театры столицы Гру-
зии. Драматический театр им. К.
Марджанишвили в связи с 100-лети-
ем со дня рождения А. Казбеги ставит
его пьесу «Пастырь». Свою послед-
нюю работу — пьесу .А. Арбузова
«Таня» — покажет зрителю Русский
лраматический театр им, Грибоедо-
ва.
			Коллектив украинского драматиче-
ского Театра им. Ив. Франко пока-
жет в первой половине сезона ряд
премьер. в том числе «Житейское
море» И. Тобилевича в постановке
хуложественного руководителя Te-
атра Г. Юры и ‘главного режиссера
Б. Норда, «Сагайдачный» Л. Смелян-
ского в постановке Г. Юры. Театр
работает нал новой пьесой молодого
автора А. Барянова «Но ту сторону»
о героической работе советских раз-
ведчиков.

Кроме того, театр включил в свой
репертуар пьесу Б. Шоу «Ученик
дьявола» в постановке главного ре-
жиссера Б. Норда и пьесу Шекспи-
ра «Двенадцатая ночь», которую по-
ставит режиссер Ш. Варшавер.

Театр русской драмы им. Леси Ук-
раннки покажет ряд новых спектак-
лей, в том числе «Московский харак-

тер» А. Софронова, инсценировки ро-
мансв- «Обрыв» и «Овсд». В реперту-
	арном плане театра также пьеса
П. Павленко и С. Радзинского
«Счастье».

Театр музыкальной комедии пока-
жет новую советскую комедию
«Воздушный замок», музыка О.
Фельимана. в постановке главного
	режиссера Ш. Земчано и «На нашем
берегу» М: Блантера в постановке
молодого режиссера М. Шермана.
	Ряд премьер готовят также кизв-
ский ТЮЗ и Кукольный театр.
	АЛМА-АТА
	Открыл сезон Русский драматиче-
ский театр Латвийской ССР.

Ближайшей премьерой явитея по-
становка пьесы А. Успенского «Жи-
ли три друга» (режиссер А. Мар-
	тынов, художник А. Аболинь). Этот
спектакль будет показан в сере-
дине сентября. К — октябрьским
	праздникам ‘готовится пьеса А. Соф-
ронова «Московский характер» (по-
становка _А. Ефремова, оформле:
ние московского художника К. Ку-
ленюва). В. этом сезоне предполагает-
ся также показать комедию В. Поля-
кова «Не ждали», «Мать» и «Яков Бо-
гомолов» М. Горького, «Женитьба
Фигаро», «Дворянское гнездо» и «Вей,
ветерок» Я. Райниса.
		Эткрылся сезон в трех оперных те-
атрах Ленинграда.
	В Геатре им, Кирова сейчас осу-
ществляется постановка оперы Му-
соргекого «Борис Годунов». Затем
намечено показать «Сказание о неви-
димом граде Китеже» Н. Римского-
Корсакова, «Отелло» Верди и «Фа-
уст» Ш. Гуно.
	В сентябре Малый оперный театр
покажет первую премьеру «Вертер»
Масснэ (постановщик Н. Соловьев,
дирижер Э. Грикуров). Репетируют-
ся также опера «Черевички» П. Чай-
жовского и балет И. Морозова «Док-
тор Айболит». Продолжается работа,
над балетом о советской молодежи —
«Юность» М. Чулаки, 3
	Ближайшая постановка Театра им.
Пушкина — пьеса ленинградского
писателя И, Бражнина «Крылья». За-
тем будут показаны «Профессия
миссис Уоррен» Б. Шоу и возобнов-
ляемый спектакль «Полководец Су-
воров» И. Бахтерева и А. Разумов-
ского. Из пьее на современную со-
ветскую тему намечены к постанов-
ке «Новое время» Л. Левина и А.
Меттера, «Зеленая улица» А. Суро-
ва. Из русекой классики театр по-
кажет «Живой труп» Л. Толстого и
к 150-летию со дня рождения А.
Пушкина ето гениальную трагедию
«Борисе Годунов».
	Театр им. Ленинского комсо-
мола открыл сезон «Молодой гварди-
ей» А. Фадеева. Сейчас труппа репе-
тирует пьесу ленинградокого лрама-
турга Г. Ярплфельда  «Коронный
удар». 30-ю годовщину ВЛКСМ те-
атр предполагает отметить постанов-
кой пьесы И Штока о Герое Совет-
ского Союза капитане Гастелло. Те:
	Город Вроцлав—древний польский
город. переименованный немцами в
Бреслау и ставший ныне центром
возврашенных Полыне запалных зе-

Образы В И. Ленина и-И. В. Сталина `
	закончился об’явленный Хуложест-
венным фондом СССР. Всесоюзный
конкурс на лучшее произведение на
тему «В. И. Ленини И. В. Сталин —
вожди ВКП(б) и советского государ-
ства». 8 сентября жюри конкурса в
составе Ф. Федоровекого  (председа-
тель), В. Касияна, РГ. Верейского,
С. Меркурова, Ф. Модорова, П. Сы-
соева, С. Герасимова, Н. Томского,
Н. Машковцева, Г. Шегаль, В. Журав-
лева и М. Керзина закончило просмотр
работ. Были присуждены премии ‘за
лучшие эскизы произведений, пред-

`Ставленных скульпторами, ‘живописца.
ми и графиками Москвы, Ленинграда и
всех союзных республик.

На конкурс поступило около 600 ра-
бот. Большинство из них свидетельст-
вует о серьезном творчестве художни.
ков, обращающихся к тематическим
произведениям.

Первая премия за эскизы скульп-
турных фигур и портретов присужяе-
ва Д. Шварцу (Москва), вторая пре-
мия—Е. Захарову (Ленинград) и
П. Кениг (Москва); третья о
В. Акимову (Куйбышев) и М. Гель-
ман (Киев); поошрительные премии

жа В. Ингалу (Ленинград),
П. ‚ ЯЦЫНО. aH. Шильникову (Москва).

п. Яцыно и Н. Шильникову (Москва).
  За эскизы двухфигурных скульптур-
  ных композиций первая премия при-
	в изобразительном. искусстве
	вуждена 1. Ситнику (Ленинград), втоз
рая премия—В. Пинчуку и Р. Таурит
(Ленинград); поошрительная премия—
Н. Никогосян (Москва).

Первая премия за эскизы живописз
ных портретных работ присуждена
И. Татову и А. Пруцких (Москва),
вторая премия — В. Зинову (Сверд-
ловск) и Н. Терпсихорову (Москва).
третья премия—И. Давидович (Минск)
ий Ф. Голубкову (Москва), поошриз
тельная ‘премия — Ф. Решетникову
  (Москва).

За эскизы живописных композиз
  ционных работ первая премия прису-
‚ ждена И. Погожеву (Москва), вторая

премия — Н. Бабасюк и А. Казанцеву
(Ленинград), третья премия — К. Ак-
сенову, И. Радоман (Москва) и В. Мо-
  савову (Ленинград), поошрительные
премии выданы Ю. Абрамову (Калуга)

‚и В. Зинову (Свердловск).

Первая премия за эскизы графичез
ских работ присуждена Н. Карповско-
  my (Москва), вторая премия—Т. Жир-
мунской и Ю. Непринцеву (Ленина
град), третья премия — C. Шомину
  eigen) и В. Ностникову (г. Сыктыв=
  Kap).

Авторам, получившим премии за
‹ лучшие эскизы, будут даны заказы на
исполнение художественных произвет

лений лля выставки.
	искренним сторонникам ‘свободы. Го
рячо и страстно прозвучали выступ-
ления посланцев угнетаемых белыми
колонизаторами цветных народов Афз
рики, Мадагаскара, Цейлона и др:
Речи представителей этих народов, ос-
корбленных гнетом и насилием, наро-
дов, полных жизненной силы и твор*
Ческой энергии, ° вряд ли доставили’
удовольствие тем, кто. по сути дела,
‘представлял’ на конгрессе интересы

«хозяев» колоний и полуколоний,
	Настроения, характерные для зная
‘Чительной части ‘прогрессивной. ин
‘теллигенции, выразили в своих выз
ступлениях итальянский профессор
Домини и французский аббат Бруэ.
Закономерно, сказал проф. `Доми+
‘HH, что на конгрессе имеются раз-
личные течения и взгляды, -но есть
TO ° главное и ‘основное,  вокруР
чего должны об’единиться лучшие лю-
ди всех стран, — это борьба 3a MHD
против врагов культуры.
	28 фактов. подтверждающих, что
капиталистическая культура `вахо.
дится в тупике, что повсюду в стра-
нах капитализма ведется похол проз
THE прогрессивно мыслящих ученых
и художников, на конгрессе было
приведено немало. В этих условиях;
как заявил с трибуны один изоделега=
тов конгресса, пассивность есть од
на`из форм помощи снлам ‘империа-
лиама.

Бот почему: большое значение имея
ет тот факт, что в единодушно приз
нятом Манифеете (против которого
голосовали ‘лишь семь американских,
три английских и один бразильский
делегаты при пяти воздержавшихся)
конгресс. призывает всех работников
интеллектуального труда, всею пере
довую интеллигенцию к активной
борьбе за мир, прогресс и демокра=
	ТИЮ.

Всемирный © конгресс деятелей
культуры в защиту мира пошел по
	  пути, намеченному в покладе A. As

Фадееза и в ярких, содержательных
выступлениях членов советской деле-
гации — И. Эренбурга, Д. Заслав-
ского, Самела Вургуна. Иначе не мо=
гло и быть, ибо могучая социалисти
ческая держава идет в авангарде
международной демократии, = свято
CTOHT Ha страже мира, яапиональной
независимости и культурного  проз
гресса всех стран — больших и маз
ЛЕХ. Е
	Раньше всех бакинских театров
начал новый сезон Театр юного зри-
теля.

Театр покажет новую пьесу моло-
дых драматургов — актеров театра
А. Атаева и А. Ахмедова — «За
счастье». Пьеса рассказывает о тру-
довых подвигах молодых нефтяников
— воспитанников ремесленного учи-
лища, Режиссер-постановщик Керим
Гасанов, художник Шариф-Заде.

Ближайшие ‘премьеры для детей
младшего возраста — «Гараджа
гыз» старейшего. азербайджанского
писателя Абдулла Шанга и «Крупе-
	ничка» — русская народная сказка
в обработке писателя А. Малярев-
ского.

СЫКТЫВКАР

Государственный национальный
драматический театр Коми АССР
пьесой А. Н. Островского «Талан-
	ты и ноклонники» открыл свой 12-й
сезон.

На-днях театр покажет комедию
«Вас вызывает Таймыр» в постанов-
ке художественного руководителя
П. Мысова.
	Оперой композиторов Хамиди и
Жубанова — «Абай» — открыл сезон
Казахский государственный театр
оперы и балета.

Казахская труппа театра работает
над оперой «Кармен», русская —
над оперой «Самсон и Далила». В
репертуаре театра — оперы «Князь
Игорь», «Кыз-Жибек», «Пиковая
дама» и др.
			НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ   ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ: В ЗАЩИТУ. МИРА
	олос передовых людей миро
		>
Тихон ХРЕННИКОВ
$
	пошлая какофония джаза, неврасте-
ничная и эклектическая музыка «лег-
ких» жанров...

Приподнятое настроение ‘царило в
зале заседаний Политехнического ин-
ститута, в “‘улуарах, во время друже-
	ских встреч. [о и дело возникайч
группы оживленно беседующих де-
легатов. Вот убеленный селинами
	датскии писатель Мартин Андерсен-
Нексе разговаривает о чем-то с груп-
пой представителей латино-американ-
ских стран. Выдающаяся представи-
тельница французской науки Ирэн
Жолио-Кюри, председательствовав-
шая Ha первом заседании  чжон-
гресса. ШМастоятель ` Кентерберий-
ского собора Хьюлетт Джонсон, ко-
торому лишь недавно‘ полицейские
власти «демократической» Америки
отказали в разрешении посетить США
для выступления с докладами, как,
впрочем, поступили‘ в Америке‘и с
Жолио-Кюри, не дав ей возможности
сойти с парохода на американскую
территорию. Вот крупный ‘американ:
ский публицист Альберт Кан, анг-
лийские делегаты — писатель Ген-
ри Грин и композитор Стивенс,
чешекий писатель Ян Дрда, швед-
ский писатель Георг Брантинг, ‘бра-
зильский писатель’ Иорге Амаду,
представители Индии. Китая, Цей-
	лона, Мадагаскара, Индонезии, Аф-
рики, деятели культуры  реснуб-
ликанской Испании, борющейся
	Греции, всех славянских стран. Раз-
нообразие костюмов, среди которых
выделяются яркие одежды делегатов
неевропейских стран, разноязыкий го-
вор людей — все это подчеркивало
своеобразную атмосферу подлинно
всемирного  с’езда.

Конгресс открыл председатель Со-
юза польских писателей Ярослав
Ивашкевич. Вслед за тем зал` огла-
сили мощные звуки «Аппассионаты»
Бетховена, исполненной известным
чехословацким пианистом  Палениче-
ком. Страстная, патетическая музыка
этой сонаты говорит о величии чело-
веческого духа, о его борьбе с силз-
ми тьмы, зовет на борьбу за о
ство света и разума.
	Сорок. шесть стран мира. были
представлены: на конгрессе. Его: де-
	кучами щебня — так выглядит сей-
час место, MMe разыгралась: жуткая
трагедия людей. повинных лишь B
	легаты говорили на HOTYCOTHE раз-
личных языков и наречия. Но это не
	помешало собравшимся найти общий.

язык: их об’единили идеи, ‘четко и
ясно сформулированные в основном
докладе А. А. Фадеева «Наука и

‘культура в борьбе за мир, прогресс

и ‚демократию». Яркий, насыщенный
фактами, целеустремленный, прони-
занный высокой илеей необходимости
единения всех прогрессивных сил в
борьбе за торжество лучших идеалов
человечества, доклад. этот, неолно-
кратно прерывавшийся  аплодисмен-
тами всего зала, определил характер
всей последующей работы. Участни-
ки конгресса должны были дать пря-
мой и честный ответ на вопрос: ©
кем вы. мастера культуры? Стало
ясным, что здесь нет места для гром-
ких, но ни к чему не обязывающих
фраз, общих деклараций для протас-
кивания половинчатых решений и за-
вуалированных антидемократических
идеек.
	^ Однако ереди англииской и амери-
`канской делегаций нашлиеь. отдель-
‘ные представители, ‘которые попыта-
лись повести конгресс по’ нному пу-
ти. В своем докладе «Мир ‘и куль-
тура» английский писатель Олаф
Ф. Стапльтон весьма положительно
отзывался о «благодеяниях», которые
несет «план Маршалла»  закабаляе-
мым им нациям, ‘о «конструктивных»
элементах, якобы имеющихся в поли-
тике правящих кругов капиталистиче-
ских стран. Наряду с лицемерными
декларациями о ценности «единения»
он не постеснялея здесь же высту-
пить с грубыми нападками по адресу
СССР. Его поддержал другой англий-
ский оратор, профессор Тейлор. Но
подобные рассуждения не встретили
одобрения не только среди других
участников конгресса, но даже в ан-
глийской и американской делегаци-
ax. Видный американский юрист
Джон Рогге, бывший в свое время о0-
винителем. на Нюрнбергском процес-
се, выступил с резкой оценкой импе-
риалистической политики правящих
групп США.
	В речах. делегатов конгресса про-
звучал резкий отпор этим реакцион-
ным «идеям» о англо-американских
ораторов. . Представитель Венгрии
‚напомнил о том, что освобождение
народов. Европы. стоило СССР боль-.
	ших жертв, что советская КУЛЬ-
тура сейчас. указывает путь. всем
		Зозвращенных нольше западных зе- том, что они принадлежали к неугод-
мель — привлек в эти дни внимание! ной фашистами напиональности. Ху:
	передовои общественности — мира.
Почти все государства земного шара
прислали сюда своих представителей
— деятелей науки, литературы, иску2-
ства. Они собрались, чтобы обеудить
задачи, стоящие перед ними сейчас,
когда воинствующая реакция стремит-
ся развязать силы войны, когда в
странах капитализма, под прикрытнем
громких фраз о «демократии», нару-
шаются основные принципы своболы,
а культуру и искусство толкают Ha
путь пропаганды бредовых идей ра-
совой ненависти, эксплоатации, уг-
нетения одних народов друРиМи.
	Уже сам внешний вид Вроцлава
был для делегатов ‘конгресса. пре-
красной иллюстрацией того, к чему
приводит политика империализма и
агрессии. Улицы этого некогиа пре-
красного города, памятника древней
польской культуры, обезображены
развалинами, напоминающими о тя-
желых последствиях войны. Но
здесь, в Польше, мы убедились еще
раз и в том, сколь велика энергия и
неисчерпаемы силы народа, ставшего
на путь прогресса и демократии. Вро-
цлав, как и другие города и села Поль-
ской республики, восстанавливается
быстрыми темпами. Вступают в
строй новые предприятия, учебные
заведения, вырастают здания куль-
турных учреждений, жилые дома. С
энтузиазмом работает все население,
от мала до велика. Я видел на уля-
wax Варшавы. как © чеснями или ча
	строительные площадки Мололожныз ь
	бригады, как радостно трудились
они, воёстанавливая свою столицу.

Если развалины Вроцлава ‘были
для делегатов конгресса живым  на-
поминанием о последствиях военной
бури, то посещение кварталов быв-
шего варшавского гетто явилось
ужасной иллюстрацией того, к чему
ведет пропаганда расовой ненависти,
«теории» о «полноценных» и «непол-
ноценных» нациях.

В разоренных фашистами городах
кое-где остались все же уцелевшие
островки, остевы зданий. Здесь же
ничто не напоминает даже о смрад-
чых погребах и подземных  лачугах,
в которых страдали: тысячи” несчаст-
ных людей. Каменные  пустыри с
	ной фашистами национальности. Ху-
дожники и трудящиеся новой Польши
воздвигли грандиозный обелиск с за-
мечательными скульптурными горель-
ефами, призывающими народы к боть-
бе за то, чтобы. такие позорные про-

явления варварства не повторялись в
истории человечества.

‚К этой же благородной цели — к
борьбе за мир. за торжество свобо-
HH И прогресса — была  направле-
на и BCA деятельность конгресса.
Наиболее многочисленной являлась
делегация Польши — страны, госте-
приимно  встретившей делегатов и,
несмотря на естественные послевоен-
ные трудности, сумевшей образцово
организовать работу конгресса и ©6б-
служивание его участников. Из дру-
гих стран самые большие группы де-
	легатовао прислали Англия — 42 и
Америка — `32. Советский Союз был
представлен .!7 делегатами, среди
	которых ученые, писатели, кипорежис-
серы, композитор, художник — пред-
ставители РСФСР, Украины, Грузии,
Азербайджана, Латвии, Таджикиста-
на. ,
Воспользовавшись представив-
шейся: возможностью. делегаты кон-
гресса, композиторы и музыканты,
собрались за дружеским столом, что-
бы поговорить о положении на музы-
кальном фронте, Английский компо-
зитор Стивенс, бразильский компози-
тор Клавдио Санторо, композито-
ры и музыкальные деятели СССР,
Польши, Венгрии, Чехословакии,
Италии. Голландии, Болгарии и дру-
гих стран рассказали о том, как в
ик странах осуществляются решения
Пражского конгресса композиторов.
Выяснилось, что этот конгресс ока-
зал существенное влияние на музы-
кальную жизнь. Многие прогрессив-
ные деятели музыкальной культуры
критически пересматривают свои
взгляды на пути современной музы-
KH, по-иному осмысливают вею глу-
бину опасности формализма, осозна-
ют необходимость борьбы за музыку,
понятную народу, + жизнеутверждаю-
щую, раскрывающую. радость борь-
бы и созидательного труда; Компо-
зиторы ишут пути к созданию такой
музыки, преодолевая трудности, вы-
званные условиями капитализма,
Mie насаждается и культивируется
		О 50-netHem юбилее Московского
Художественного театра им. Горького
	лопков Н.П., Погодин Н.Ф., Пырьев
И. А., Ржанов Б. С., Сарычева М. В.,
Силантьев Н. П., Симоноз Р. Н.,
Смилгис Э. Я., Софронов А. В., Таряа-
сов П. А., Тарасова А. К., Федоров-
ский Ф. ©. Хидоятов А. Хорава
А. А., Черкасов Н. К., Шатилов С. С.,
	Юра Г. П., Яблочкина А. А., Яков-
		2’ октября 1948 г. исполняется
50-летие со дня основания Москов-
‘ского Художественного Академиче-
ского театра им. Горького.

`Принимая во внимание выдающиеся
заслуги театра в развитии советского
театрального искусства, Совет Миня-
стров СССР учредил Всесоюзный ко-
митет по проведению 50-летнего юби-
лея Московского Художественного
Академического театра Союза “ССР.
имени М. Горького в ее У:

составе: тт. Лебедев П. И. (предее-
датель), Беспалов Н. Н., `Берсенев
И. Н.. Глебов-Сорокин Г. TL, Голова-
нов Н. С., Головенченко Ф. М. Да-
нилов Н. H, Далматов И. П., Добро-
нравов Б. Е Ермилов В. В.. Завад-
ский Ю. А., Зубов К..А., Качалов
В. И,, Кедров М.Н, Книппер-Чехова
О. Л., Кожевников В. М., Климов’
А. Г., Коваль М. В., Крушельницкий

М. М., Лаутер А. М., Марков П. А.,
Месхетели В. Е., Муратов С. М. Ox:
		На Всесоюзный комитет возложены
разработка мероприятий по популяри-
зации среди трудящихся СССР значе-
ния деятельности МХАТ, а также
подготовка и проведение юбилея
МХАТ.
	В связи с юбилеем в театрах, клу-
бах, на прелприятиях и в учрежлени-
ях устраиваются доклады и лекции о
значении МХАТ в развития советской
	‘культуры. Организуются также твор-
	ческие встречи мастеров художест-
венного театра с рабочими, служащи-
ми, колхозниками, студенчеством.