очестве живописцев.
	ной жизни и борьбе советского
народа, т. ег является силой, враж-
дебной нашей идеологии.
	Но нельзя забывать, что зачастую
отдельные проявления ‘натурализма
имеют место и у молодежи, которая
суб’ективно целиком и полностыо
стоит на позициях марксизма-лени-
низма, безусловно предана Родине и
партии и хочет активно участвовать
своим оружием, — искусством — B
строительстве коммунизма. В таких
случаях натуралистические приемы —
следствие еше недостаточного  овла-
дения теорией. марксизма-ленинизма,
слабо развитого политического обоб-
шения явлений действительности и
низкого художественно-профессио-
нального мастерства. Необходимо в
вузах и везде, где воспитывается ху-
дожественная молодежь, поднять
идеологическую работу, учить’ моло-
лых художников видеть отдельные
проявления нашей советской действи-
тельности в бвете нашей борьбы за
коммунизм, так как только это явВ-
ляется основой для рождения нужно-
го нашему искусству образа.

Необходимо неустанно  фазобла-
чать пережитки буржуазного . созна-
ния во всех их конкретных проявле-
ниях и этим самым помочь художе-
ственной молодежи подниматься в
искусстве до больших идейных об0б-
шений.
		ством социалистического реализма,
Вель картина может иметь ярко вы-
раженный образ и в то же время быть
глубоко враждебной коммунистичес-
кой идеологии.

Это безразличие к тому, какой об-
раз лолжен быть изображен, нагляд-
но видно из его выступления в части,
касающейся портретов командира
Красной Армии, изображенного одно-
временно художниками Котовым И
Кориным.

Тов. Бескин! говорит: «Но при сли-
чении портрета Котова и Корина
именно с точки’ зрения образа (с ко-
торым можно не согласиться) я ви-
жу, что Корин хотел gaTb облик
победителя, волевого ‘человека. Ко-
рин творчески < претворил ‹ действие
тельность. Котов’ дал натурального
полнозатого ‘человека. Все преиму-
щества в этом смысле на стороне
Корина». -

Ни слова о том, что, изображая
командира Юоветской Армии, нгдо
показать не только «волевого Nose.
дителя», который может быть в лю-
бой. каниталистической армин. Надо
найти средства, чтобы создать герои-
ческий облик командира нашей ар-
мии, несущей ‘великие  гуманистиче-
ские идеи нового коммунистического
общества, армии — освободительни-
цы человечества ‘от фашизма.

В то же время в своих критических
обзорах О. Баскин неоднократно ил>
люстрирует свое представление об
образех Особенно резко это  прояви-
лось в его обзорах, посвященных
портретам работы П. Кончаловекого
и Р. Фалька. О. Бескин восхищает-
ся ярким выражением  материально-
плотского начала в портрете Дуло-
вой, исполненного ^П. Кончаловским,
и спиритуалистической = беснлот-
ностью женского портрета Р. Фаль-
ка. :
По поводу работ П. Кончаловско-
го Бескин пишет: «В очень острых
двух этюдных ортретах. пианиста
Цекки, играющего в одном случае
Скарлатти, а в другом Шопена, пре-
красно переданы фигурой и жестом
концертанта -жемчужное  стоккато
Скарлатти и пюпеновокое лирическое
легато».
	Так разоблачается истинное лицо
критиков-формалистов, выступающих
в качестве «борцов» за социалисти-
ческий реализм, против натурализма
в живописи,

Проявления натурализма, имеющие
место в нашем изобразительном Ис-\

кусстве, должны быть предметом
постоянного критического разоблаче-
ния. Натурализм — серьезное пре-
пятствие на пути высокой идейности
советского искусства и действитель-
ного превращения его ‘в мощное ору-
жие коммунистического перевоспи-
тания Масс. В отношении борьбы с
натурализмом искусствоведческая
критика в лолгу перед советским об-
ществом. Но когда борьбу с натура-
лизмом используют как дымовую за-
весу для протаскивания еще более
вредных проявлений буржуазно-фор-
малистических теорий, когда Под
флагом борьбы. с натурализмом пря-
чут двурушничество, это должно быть
разоблачаемо столь же беспощадно.

ee OR $

‹Всякий натурализм в изобрази-
тельном искусстве в своей  безилей-
ности искажает нашу социалистиче-
скую’ действительность, поскольку
вся она пронизана и подчинена высо-
кой идее борьбы за коммунизм. Ha-
турализм в-изобразительном искусст-
эе чрезвычайно вреден еще ‘и пото-
му, что он затушевывает, ‘скрывазт
ту перспективу борьбы за `коммуни-
стическое общейбтво, во имя которой
наш советский   нарол, сплоченный
вокруг коммунистической партий, ‚ге-
роически строил Советское государ-
ство, проявлял чудеса‘ героизма ‘и
мужества в Отечественной войне 4
сейчас в массовых масштабах пока-
зывает примеры высокого патриоти-
ческого служения ‘нашей Родине,

С натурализмом  надо ‘бороться в
разных его проявлениях. Опасен не
только «убежденный натурализм», как
это думает О. Бескин, Идейный, убе-
жденный натурализм в условиях на-
wero  социалистического общества
явился бы прямым отказом от борьбы
за победу коммунизма. Такой натура-
лизм означает сознательное  от-
странение от участия в актив-
	турализме в советской живописи
	XY B TBO
	°

Е. ВУЧЕТИЧ
С. ОСТРОВА ©

rey
	Не следует примитивно представ-
лять себе процесс. коммунистического
перевоспитания идеологии и исихоло-
гии всей массы художников. Этот
процесс не завершается ликвидацией
формалистических групп и отеутстви-
ем на выставках явно формалистиче-
ских ‘произведений. Для своего завер-
шения он требует непрерывного разоб-
лачения всяких проявлений буржуаз-
	ной идеологии, а не их замазывания
	и провозглашения окончания борьбы
с формализмом.
Е . =

Необходимость широко развернутой
идеологической работы по вскрытию
всех и всяких влияний идеологии
разлагающегося буржуазного общест-
ва в искусстве (а не только натура-
лизма) особенно выявляется в связи с
фактами, имеющими место в ‘послед-
ние годыв нашей художественной
	критике. Именно к этим фактам цели-
	ком и блестяще приложимы уже
приведенные нами слова товарища
Жданова о том, что формалисты пред-
почитают скрываться под маской со-
циалистического реализма.
Искусствовед А. Эфрос, © котором
мы уже говорили, выступая в Третья-
KOBCKOH галлерее, зачислил формали-
стическую группу «Бубнового валета»
в число приемников исконно русских
реалистических начал. Он заявил при
этом, что нет об’ективной предпосыл-
ки для исчезновения бубновалетекой
	школы. А. Эфрос доказывал, что
именно  бубновалетовцы являются
«кровными наследниками’ великого
	русекого искуества?.

Проповедуя такую  антинародную
теорию, желая отвлечь внимание CO-
ветской общественности от борьбы ©
формализмом, отвратительно чизко-
поклонствуя перед буржуазным ис-
кусством, А. Эфрос тут же клевещет
на крупнейших представителей совет-
ского искусства. Он заявляет: «Кук-
рыниксы знают и то, как новейшие
парижские художники синтезировали
достижения западной школы. Они ста-
раются проделать тот же путь, хотя
еще недостаточно тонко и =етко...». И
далыне: «Все оттенки реализма всех
флангов и пород, будь то очень из-
менивщийся, перестроенный на новый
лад «Бубновый валет» или его анти“
под—импрессионизм в разных его ви-
дах, — все это живет в советской жи-
вописи, составляет ее основной мас-
CHB B данное время и, болыше- того,
проявляет тенденцию не только ис-
пользовать свое прошлое, но и обно-
вить его для будущего».

На Х пленуме Оргкомитета Союза
советских художников СССР высту-
пил искусствовед тов. О. Бескин.
Большую часть своего выступления он
посвятил необходимости борьбы с на-
туралистами или, как он называет их,
«псевдореалистами», обвиняя их в от-
‘сутетвии «образа», без чего не может
существовать искусство. Казалось
бы, что может быть полезнее и пра-
вильнее такого выступления в интере-
	сах социалистического реализма? Но,
	прикрываясь этим почетным знаме-
нем, О. Бескин изрек целый ряд сом-
нигельных, с точки зрения марксизма-
ленинизма, положений по вопросу.
сущности изобразительного искусства.
Он сказал: «Об’ективная основа ис-
кусства — это чувственно-интеллек-
туальная передача художником обра-
за действительности ..».

Разве это положение определяет
сущность искусства социалистическо-
го’ реализма? Разве под это определе-
ние не может быть подведено любое
произведение искусства, выражаю-
щее буржуазную идеологию?

Требование «образа вообще», без
указания нато, что образ этот дол-
жен отражать наше новое социали-
стическое общество, означает борьбу
с натурализмом с позиции формализ-
ма, а следовательно, враждебную нам
идеологию.

Бесконечно раз’ясняя на протяже-
нии  своего обширного выступления
значение образа вообще, тов. Бескин
ни единым словом не обмолвился по
поводу того, что образ этот должен
выражать идеи нашего. советского об-
щества, Иначе это не будет искус-
		«Плоды просвещения» симпатичного
-ему Акима, принявшего в комедии об-
раз третьего мужика. Даже фамилия
одна и та же: Чиликин! Он, как и
Аким, тоже выразитель ветхозавет-
ных религиозно-патриархальных идез-
  лов, Но Чиликин из «Плодов проеве-
щения» громко заговорил © самом
главном — о земле, отнятой у народа
господами. Через всею пьесу проносит
	он страшную тоску — жалобу о
земле. Семь раз повторяет он ело-

ва: «Kak жить? Земля малая, xe
	то, что скотину, курицу, скажем, и ту
выпустить некуда!» Слова эти вызыва-
ли в зрительном зале, где сидели «хо-
зяева жизни», гомерический хохот, что
до глубины души возмущало Толето-
го. Присутствуя на спектакле в Ма-
лом театре, Толстой с недоумением и
гневам говорил: «..чему же смеется
публика? Ведь в речах мужиков по-
стоянно звучит жалоба, а иногда И
попытка протеста, И их слова; по мо-
ему мнению; скорее должны возбуж-
дать сочувствие к безвыходному по-
ложению, а уж никак не смех».
	Устами трех  мужиков-ходатаев
Толстой сказал-в‘этой «веселой»: пье-
се о’ безвыходной крестьянской: нуж-
де, о том; что народу «жить нельзя».
Гоголевский «смех сквозь слезы» яв-
фтвенно звучит в толстовской комедии.
И неслучайно Горький поетазил «Пло-
ды просвещения» в один ряд © «Го-
рем от ума» Грибоедова и «Ревизо-
ром» Гоголя.
	Толстой беспощадно высмеял в ко-
медии «просвещенных» господ, зани-
мающихся спиритизмом, устройством
обществ коленкоровых балов и разве-
дением старинных Густопеовых собак.
Он показал Звездинцевых, Кругло-
световых и прочих господ бездельни-
ками, тунеядцами, не только об’едаю-
щими народ, но и старающимися раз-
вратить его.

Господа-зрители смеялись над тол-
стовскими мужиками. Толстой же вме-
сте с тремя мужиками-ходатаями, вме-
сте с прислугой, собравшейся на кухне
барского дома, зло и весело посмеялся
над «просвещенными» господами. Не-
нависть народа к барам выражена в
комедии с такой определечностью и
силой, что сам Толстой удивлялся. как
цензура, столь придирчивая к нему,
пропустила некоторые сцены (напри-
мер, сцену разговора мужиков с кухар.
	К cnopam o-na
	ЧУЖДЫХ. ВЛИЯНИ:
	ний, их приобщение к большим темам
нашего социалистического общества,
Наряду с этим у нас есть худож-
	ники, которые за последнее десятиле-
	тие недопуетимо мало участвуют в
нашем изобразительном искусстве.
По отношению к их возможностям это
равносильно выключению их из 96-
	шей борьбы советского народа. В чиг-
ле таких художников мы назовем
Б. Королева, А. Матвеева, В. Фавор-
ского, ‘А. Петрицкого и других:

Все советские художники имеют в
нашей стране ‘неограниченные возмож-
ности для творческой ‘работы. И если
все же талантливый художник и боль-
	шой мастер не говорит ничего, . это
	значит, что. он хочет и может сказать
только то; что не нужно нашему на-
роду, активно строящему KOMMYHH-
стическое общество. Это. значит, что
в рядах наших художников имеются и
такие, сознание и идеология которых
не проникнуты духом подлинного со-
ветского патриотизма.
Многочисленными работами участ-
вует на выставках бывший вождь
группы «Бубнового валета» П. Кон-
чаловокий. Но за 30 лет существова-
ния советского общества он все еще
не преодолел буржуазно-формали-
стической направленности своего ис-
кусства. Творчество этого художни-
	ка идет мимо героического, вдох-
новенного труда нашего народа,
созидающего новое общество. Оно
PATTI MEMO легенларного маесо-
	прошло, мимо легендарного, мас
вого героизма советских людей во
	воемя Великой Отечественной войны.
	‚В полавляющем болыпинстве ЦП. Кон-
	чаловский в своих работах старатель-
но обходит темы, отражающие жизнь
советского народа. Если жё в отдель-
ных случаях художник и обращается
к нужным нашему народу темам («Де-
вушки сдают кровь», «Ha полдни»,
«Пушкин» и др.), он пользуется при
	этом арееналом своих прежних форма-
листических изобразительных средств.
	О наличии фофмалистических влия-
ний свидетельствуют и отдельные ра-
боты других художников. Можно на-
звать, к примеру, «Встречу победите-
лей» Фрих-Хара, работы скульптора
Никогосяна, «Освобожденный чело-
век» скульптора С. Коненкова,
	А. Григорьева — портрет артиста ба-
	лета Корень, Рублева «Маки» и др,

Художник П. Корин, выдающийся
мастер, в последние годы работал над
созданием монументальной мозаики,
Она должна была на многие века за-
печатлеть величайшую, историческую
эпоху героической борьбы советского
народа за коммунистическое обще-
ство. Работая над эскизами и фраг-
ментами своих произведений, П. Ко-
рин часто решает их символически,
совершенно оторванно от конкретной
исторической советской эпохи: таков
его абстрактный «Марш в будущее»
обнаженных людей с устремленными
к небу взорами.

Н. Корин упорно отстаивал идею и
форму своего произведения, хотя ему
неоднократно делали указания о том,
что оно определенно перекликается ©
чистейшим немецким символизмом,
представленным  Клингером. Един-
ственной его «уступкой» современно-
сти явилось едва заметное изображе-
ние серпа и молота на знамени, кото-
рое несут изображенные им внеисто-
рические люди.

К выставке «30 лет Октября»
скульнтор С. Орлов представил фар-
форовую группу, изображавшую «Ша-
баш ведьм на Лысой гора». .Талант-
ливый скульитор Орлов создал такое
выдающееся произведение, как
«Мать». Он создал в фарфоре очень
хорошие вещи на темы русских народ-

ных сказок. выражающие. лучшие мо-
	ральные качества русского человека.
Такое использование народной фан-
тазии является приемлемым для с0-
ветского искусства, Но нельзя обойти
молчанием то обстоятельство, что тов:
Орлов, при неисчерпаемом богатстве и
красоте сюжетов нашей героической
действительности и нашего завтра, от-
дал свою творческую фантазию и свое
время такой теме, как «Шабаш ведьм».
Нельзя забывать, что для современно-
го растленного буржуазно-формали-
стического искусства Запада  харак-
	терна проповедь ухода от сюжетов.
	об’ективной действительности в Мир
уродливых фантазий и «мифотворче-
ства», играющих чисто реакционную
Poul.

В статье «Против натурализма ‘в
живописи», помещенной в «Komco-
мольской правде» в номере от 6 авгу-
ста <. г, есть немало правильных за-
мечаний, характеризующих опасность
натурализма для нашей советской
ЖИВОПИСИ.

Однако, несмотря на это, ее ориен-
тация и принципиальные выводы не
отвечают задачам, вытекающим из
важнейших постановлений ЦК ВКП(б)
по идеологическим ‘вопросам, задачам
широкого и непримиримого наступле-
ния против всех проявлений. враждеб-
ной советскому обществу буржуазной
идеологии в нашем искусстве.

Автор статьи’ пишет: «В процессе

развития наше искусство; здоровое в
своей основе; всегда было противопо-
ставлено модернизму. Но с некото-
рых пор наметилась другая  опас-
ность — многие художники начали
впадать в натурализм. Телерь это, по-
жалуй, одна из самых опасных язв,
назревающих в нашем искусстве».

Из этого принципиального положе-
ния и всей статьи явствует, что, по
мнению автора, главной задачей борь-
бы за социалистический реализм в
живописи является борьба с проявле-
ниями натурализма.

В свете исторических постановле-
ний ЦК ВКП(б) мы считаем опгибоч-
ным и вредным такое  суживание
фронта идеологической борьбы в изо-
бразительном ‘искусстве до борьбы
против натурализма.

Можно ли, как это делает автор,
на основе разоблачения и ликвида-
ции имевших у нас место формали-
стических течений (символизм, ку-
бизм, футуризм и др.) считать закон-
ченной борьбу с влияниями буржуаз-
ной идеологии в советской живопи-
си? .

Этот вопрос тем более важен, что

автор статьи в «Комсомольской прав-

де» не одинок в своем убеждений.
Это же самое утверждают и крити-
ки-искусствоведы, фактически  стоя-
щие на формалистических позициях:

Получивший печальную ‘известность
формалист-искусствовед А. Эфрос,
систематически проповедывавитий низ-
копоклонство перед буржуазным ев-
ропейским искусством, еще в 1945 го-
ду заявлял: «Первое, отчего прихо-
дится отталкиваться, как от безуслов-
ного факта, — это исчезновение ста-
рых отвлеченных — абстрактнических
течений в советском искусстве; T. @.
формализма всех видов и толков».

_ Выступая на Х пленуме Оргкомите-
та Союза советских художников
СССР, ему вторил критик О. Бескин:
«Годы перед войной были годами ши-
рокого развития реализма © отгремев-
шими боями с формализмом... Война.
Военные годы сразили, пережгли, как
в горниле, даже остатки такой вещи,
как формализм...».

При оценке этой концепции ука-
занных выше критиков необходимо
исходить из положений, высказанных
товарищем Ждановым на совещании
деятелей советской музыки. Говоря ©
Фформалистическом направлении, То-
варищ Жданов сказал:

«При этом особенностью второго
направления (формалистического. —
Е. В. и С. 0.) является то, что оно
избегает фронтальных атак; предпочи-
тая скрывать свою ревизионистекую
‘деятельность под маской якобы CO-

гласия © основными положениями с0-:
	циалистического реализма»:
+++

После решения ЦК ВКН(б) по
идеологическим вопросам, естествен-
но, трудно ждать открытых выступле-
ний в живописи, выражающих бур-
жуазно-формалистическую идеологию.

Но посмотрим, действительно ли
окончательно разбиты все проявления
буржуазной идеологии в нашем изоб-
разительном искусстве, кроме вату-
рализма? Мы хотим -обратить внима-
ние на следующие известные - нам
факты. Хотя ряд художников из. плея-
ды державших ранее знамя форма-
лизма идеологически перевооружился
и стал на платформу социалистиче-
ского реализма, значительная же’
группа художников из числа, напри-
мер, бывиих деятелей «Бубнового ва-
лета» — А. Осмеркин, П. Кузнецов,
Р. Фальк и другие — фактически
«ушла в щель». На выставках в воен-
ные и послевоенные годы мы не ви-
дим болыших работ, показывающих
преодоление ими буржуазных  влия:-!

В Государственной Третьяковской галлерее недавно установлена
хрустальная ваза, подаренная товарищу И. В. Сталину коллективами
завода № 354 и живописно-выставочного комбината Московского от-
деления Художественного фонда СССР. Около вазы всегда много
посетителей, с интересом рассматривающих это замечательное произ=
ведение русских мастеров прикладного искусства. На фото: посетите-
				Фото С. Шингарева.
	зи выставки у вазы,
	Несколько слов о характере кри-
тики. Острота критики, Невзирая на
лица и заслуги, как это неоднократ-
но указывала наша партия, должва
исходить из высокой ‘большевист-
ской идейности и принципиальности
ее. Только такая критика может вы-
полнить указанные выше задачи —
помочь художникам в преодоления
ими пережитков буржуазного созна-
ния, в их овладении коммунистиче-
ской идеологией Критика должна
быть действенной, т. е она должна
	быть побудителем лля идеиного и
	профессионального фоста  художня-
ков. А для этого, критикуя художни-
ка с точки зрения поставленных пар-
тией задач, обязательно нужно подхо-
дить к нему индивидуально, учиты-
вая процесс его роста и развития.
Характер и способы выражения этой
критики должны ‘разниться, напри-
мер, в зависимости от того, рассмат-
ривается ли: работа старых мастеров
или начинающих художников. Надо
векрыть индивидуальные причины
того, почему и в чем художник не
поднялся до необходимой идейной A
художественно - профессиональной
высоты; и‘раскрыть их автору. Олна-
ко нельзя забывать, что заменять
беззубую критику «зуботычинами»—
совсем не в принципе большевист-
ской Критики.
	Творческий путь Сергея Герасимо-
ва широко ‘известен нашей художе-
ственной общественности. Известзо,
что Сергей Герасимов был формали-
стом. Путь его перехода на рельсы
социалистического реализма совер-
шается весьма мучительно. Об’ектив-
но он до сих пор еше является зна-
менем для  формалистов явных и
тайных. То, что Сергей Герасимов,
обратившись к актуальной современ-
ной теме, волнующей наш народ, ны-
тался; хотя и неудачно, решить ее
реалистическими средствами, ‘требо-
вало-от критиков в данном. конкрет-
ном случае более продуманных  за-
мечаний. Нашей критике необходимо
помочь С. Герасимову решительно
двигаться по этому пути,
	Очень большие достижения имеет
наше советское искусство в резуль-
тате исторических постановлений
НК ВКП(б) по вопросам идеологии.
‘Однако эти достижения и побёда со-
нналистического реализма, которые
имеют место в нашем изобразитель-
HOM искусетве, не освобожлают от
	необходимости большевистского не-
примиримого ° разоблачения ‘всяких
проявлений  буржуазно-формалисти-
	ческой идеологии,
	Нельзя также забывать огромную
прогрессивную роль советской сониа-
листической культуры во всем мире;
она требует высокохудожественных
произведений искусства, котовые по-
казывали бы всему миру превосход-
ство нашей общественной системы и
тем самым помогали бы победе ком-
мунизма.
	Собрание партактива
ленинградских художников
	Э сеятября состоялось . собрание
партийного актива Ленинградского
	Союза советских художников совме-
стно с Президиумом правления союза,
посвященное обсуждению проблем, за-
тронутых в дискуссии о формализме
и натурализме в живописи, развернув-
нейся в печати.

Во вступительном слове секретарь
парторганизации Союза художников
Ленинграда А. Хоршак подчеркнул ак-
туальность и важность для дальней-
его развития изобразительного ис:
кусства вопросов, поднятых в ходе
„дискуссии,

К. Джаков, первым выступивший в
прениях, отметил, что многие худож-
ники, в том числе и ведущие, зача-
стую создают неполноценные произ-
ведения, но их работы не подвергают-
ся строгой и принципиальной критике.
Оргкомитет Союза советских худож-
ников не уделял внимания этим жи-
вотрепешущим вопросам. Не занимал-
ся он и разработкой проблем теории
я критики. Оргкомитет: самоустранил-
ся от работы по организации труда
советских художников, тогда как
этот вопрос имеет крайне актуальное
значение для всей. массы художников,

— Натурализм и формализм, —
говорит М; Натаревич, — эти обе тен-
’денции являются выражением чуж-
дой и враждебной нам идеологии, По-
этому решительная борьба должна
быть об’явлена и тому, и другому яв-
лению.

KL Серебрянный, разделяя эту точ:
ку зрения, отмечает, что вопросе о
творчестве художника наиболее ‘пра-
	-вильно поставлен в статье. А. Бубно-
	ва; напечатаннои в «Советском ис»
кусстве». :

О пагубной системе: подготовки к
выставкам, когда художнику дается
очень мало времеви для работы над
произведением, говорил К. Соболев-
ский.

Скульптор А. Брояловский указал
в своем выступлении, что существен-
ным недостатком дискуссии являет-
ся ограничение ее только проблемами
живописи Для скульпторов также
было бы очень ценным широкое об-
суждение их творчества,

Председатель Ленинградского сою-
за художников Я. Николаев, отметив
глубокий интерес художественной
общественности к развернувшейся
дискуссии, посвятил свою речь ана-
лизу недостатков в деятельности Со-
юза. По мнению т. Николаева слабое
развитие принципиальной критики
oco6o дает себя чувствовать

— Натуралистические тенденции,—
говорит далее оратор, — связаны с
поверхностным отношением художни-
	внес большой вклад в дело сцени-
ческого воплощения художественных
образов Толстого. Одним из подлин-
ных триумфов МХАТ была постановка
в 1911 году драмы Толстого «Живой
труп» сИ. Москвиным в роли Феди
	‚ Протасова. Ньеса эта почти полвека
	‘не-сходит со сцены наших театров и
пользуется неизменным вниманием
зрителей.

В «Живом трупе», как и в романе
«Воскресение», Толстой обрушился
на все учреждения буржуазно-дво-
рянского общества, разоблачил коме-
дию суда и «законного» брака, цер-
ковное фарисейство, полицейско-бю-
рократические порядки. Острая соци-
альная критика сочетается в драме ©
тончайшей разработкой психологии
действующих лиц. Это сочетание, а
также удивительный,  непозторимый
толетовский язык и составляют «сек-
рет» неотразимой художественной
Убедительности «Живого трупа».

В «Живом трупе», быть может,
больше; чем в других пьесах Тол-
стого, выразились кричащие противо-
речия писателя, гениальную характе-
ристику которых дал В. И. Ленин в
своих статьях о Толстом, Замеча:
тельно сильный, непосредственный и
искренний протест против. общест-
венной лжи и фальши, разоблачение
правительственных насилий, коме-
лии суда и государственного управ-
ления сочетаются в драме © пропо-
ведью всепрощения. В образе мило-
го, обаятельного Феди Протасова
Толстой показал «непротивленца»,
который, вместо того чтобы  разру-
шать буржуазно-дворянские порядки,
которые он сам называет «пакостью»,
рептил. устраниться, никому и ничему
не мешать. .

Ставя «Живой труп», наши театры
должны избегать той. идеализации
образа Феди Протасова, которая бы-
ла присуща многим дореволюцион-
ным постановкам ламы.
	«/Кивой труп» — проблемная пье-
са. М в своих высказываниях о пра-
матическом искусстве и в своих. вье-
сах Толетой выступил сторонником
проблемной драматургии:

«В драматическом произведнии, —
утверждал Толстой, — должно “по-
ставить какое-нибудь еще не разре-
шенное людьми положение и заста-
вить его решать каждое действую-
щее лицо сообразно его внутрен-
ним данным». В «Живом трупе» Тол-
стой превосходно осуществил это
требование: Федор Протасов. его же-
на Лиза, Виктор Каренин” поставле-
ны в пьесе в неразрешенное люльми
HX круга, их класса положение,
оказавшееся для`них неразрешимым.
	ка к жизни, с механическим мышле-
нием, отсутствием ‘глубокого, партий“
ного анализа общественных явлений.
К сожалению, эти тенденции имеют-
ся и у некоторых ленинградских ху?
дожников — П. Бучкина, Н. Дорми-
донтова, Н. Павлова, В. Пинчука, А:
Бливкова и др. Есть они и в художе-
ственных учебных заведениях. Мы
надеемся, что всестороннее и глубоко
принципиальное обсуждение поможет
выявить до’ конца все болезненные
явления в нашем искусстве, поможет
нам быстрее устранить недостатки. В
этом мы ждем помощи и от Оргкоми-
тета ССХ. Деятельность Оргкомитета
заслуживает серьезных упреков. Ру-
ководство Оргкомитета местными ор-
ганизациями недостаточное. Об этом
красноречиво свидетельствует. тот
факт, что творческими вопросами ра-
боты ленинградских художников. ник-
то из Оргкомитета по существу не ин-
тересовался. Нас засыпают письма-
ми, циркулярами, запросами, без кон-
ца требуют отчетности. Для стиля ру-
ководства Оргкомитета характерно
его отношение к дискуссии в печати
и к критике, которая прозвучала со
странии газет и на собраниях. Мы
ждали от Оргкомитета указаний, как
далыне вести дискуссию, чтобы пол-
нее выявить недостатки. Вместо это:
го мы получили одно письмо. Оно не
оставляет сомнений о целях, которые
	поставили перед собой его авторы. В
	этом письме отб сентября, ответст-
венный секретарь Оргкомитета пиз
шет: «В письме Титова’ и Шурпина,
опубликованном в «Советском  ис-
кусстве», имеется ссылка. на прове-
денное вами собрание, обсуждавшее
работу Оргкомитета... Просим присз
лать все имеющиеся у вас материалы,
а также осветить факты, указанные
в письме Титова и Шурпина, и доку-
ментально их подтвердить». Так по
вопросу, имеющему большое принци-
пиальное значение, Оргкомитет тре
бует от нас бюрократических отпиз
сок, каких-то документальных дока:
зательств и проч. р

В принятом постановлении  собраг
ние партийного актива одобряет ини-
циативу газет «Советское искусст-
во» и <Комсомольская правда», под:
нявших принципиально-важные твор:
ческие вопросы советской живописи:
Актив признал необходимым созвать
общее собрание всех членов Ленин:
градского союза художников для все:
стороннего обсуждения творческих и
организационных вопросов, поднятых
в печати. Такое собрание решено про-
вести в конце сентября с. г.
‚ ЛЕНИНГРАД (по телефону ot
	И А пока у-
корр. «Советского искусства»).
	Эта пьеса, по замыслу автора, дол:
	жна была состоять из 15 картин,
Замысел — осталвя  незавершенным:
Толстой написал 19 картин, и. как
	известно, драма не получила оконча-
тельной отделки, В частой смене кар
тин, в большом числе эпизодов Тол-з
стой находил «особую “естествен“
ность», полагая, что в  многокартин-
ной пьесе легче осуществить то, что
он. считал одной из важнейших зач
дач писателя: показ «текучести»
жизни и человека, показ «диалекти-
ки души».

«Власть тьмы», «Плоды просвеше-
ния» и «Живой труп» — лучшие
пьесы Толстого, но ими. однако, He
исчерпывается список его  драмати-
ческих произведений. Драматическое
наследие великого писателя весьма
неравноценно. Его ранние драмати-
ческие опыты 50-х годов (неосущест-
вленные комедии «Дворянское се-
мейство» и «Свободная любовь») и
комедии 60-х годов («Зараженное
семейство» и «Нигилист») интересны
лишь для исслелователей  творчест-
ва писателя и его бниографов. Такие
пьесы Толстого, как «Петр Хлеб-
ник» и «Аггей», написанные на рели-
гиозно-легендарные сюжеты, или
«антналкогольные» “Пьесы «Первый
винокур» и «От ней все качества»,
писались с нравоучительно-дидакти-
ческой целью, насквозь проникнуты
проповедью толстовского вероучения.
	- Еще в-80-е голы Толстой начал
писать автобиографическую -драму
«И свет во тьме светит», подверг ее
переработке в 900-е годы, - но таки
оставил незаконченной. 2:
Мы не говорим злесь об инсцени:
ровках крупнейших. о произведений
Толстого, завоевавших в постановке
таких театров, как МХАТ, широчай-
шую популярность у зрителей. Нуж-
но, однако, пожелать, чтобы в теат-
рах наших жили яркой сценической
жизнью и лучшие пьесы Толстого,
	Написанные с громадной художест-
венной силой, пьесы Толетого; каки
все его великие произведения, исполь
нены противоречий, заключают в себе
сильные и слабые стороны. Наши ре-
жиссеры и актеры при постановке пьес
Толстого лолжны средствами сцени-
ческого искусства показать всю’ несо*
<тоятельность таких, например, сто-
POH в пБесах, как непротивленчество
Акима во «Власти тьмы» или самоубт-
ранение от ббрьбы и жизни Федора
Протасова в <Жизом трупе»,
	Вооруженные гениальными’  ленин-
скими статьями о Толстом, nay Tear.
ры могут н должны творчески  ИСПОЛЬ-
зовать, ураматическое наследие зели-
кого писателя. м
	К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. Н; ТОЛСТОГО

В золотой фонд классической рус“
ской драматургии навсегда вошли ‘три
пьесы Льва Толстого — «Власть
тьмы», «Плоды просвещения» и «Жи-
вой труп». Каждая из них имеет
большую и сложную творческую и
сценическую историю.

Народная драма Толстого «Власть
тьмы» оставила глубокий след в исто-
рии русского и мирового драматиче-
ского и сценического искусства. Тол-
стой открыл перед зрителями НОВЫЙ
мир, никем до него с такой глубиной
не изученный и с такой художествен-
ной силой не показанный. Толстой
привел на сцену подлинного русского
мужика, настоящего крестьянина.

Поразительное умение Толстого
«переселяться в душу» крестьянина и
показать не только внешний крестьян.
ский быт, аи мужицкий «взгляд на
веши»,—это умение было отмечено
еще Н. Г. Чернышевским в его рецен-
зии на «Утро помещика» (1856 г.). Че-
pes тридцать лет после «Утра поме-
шика», обогащенный. громадным жиз-
ненным и творческим опытом, Толстой
написал драму «Власть тьмы», пока-
зав в ней разрушение старой, патриар-
хальной деревни под натиском «госно-
дина Купона».

Во «Власти тьмы» русская деревня
показана в пореформенную эпоху, ког-
да «Старые устои крестьянского хо-
зяйства и крестьянской жизни, устои,
действительно державшиеся в течение
веков, пошли на слом с необыкновен-
вой быстротой» (Ленин). Толетой в.
своей пьесе дал ярчайшую картину’
вытеснения патриархальной старины
проникавшим в деревню капитализ-
мом, властью денег. В столкновении
хозяйственного крестьянина, расчет-
ливого накопителя Петра, с беспут-
ным, выросшим на «чугунке» Никитой
раскрывается главная тема пьесы. На-
сильственная смерть Петра, разруше-
ние его семьи, его хозяйства олицет-
воряют собой гибель «устоев», гибель
патриархальной деревни.

Мы не найдем в драме «Власть
тьмы» открытых, прямых призывов к
борьбе, к непокорству, но в ней со
всей силой обнаруживается ‹..полное
самого глубокого чувства и самого
пылкого возмущения, обличение кайн-
тализма...» (Левин).

«Власть тьмы» изображает порефор-
менную деревню, которая «.отдана
была буквально на поток и разграбле-
ние капиталу и фиску» (Ленин). На
	редкой странице пьесы Толстого не
ндет речь о деньгах. Роль их в драме
так сильна, что порой «власть тьмы»
выглядит как «власть денег». Однако
было бы неправильно думать, что Тол-
стой выступает в драме лишь против
той тьмы, которая шла в деревню из
капиталистического города: драма нап-
равлена и против тьмы, накопленной в
деревне веками крепостного гнета,

Толстой нарисовал в драме потря-
сающую картину деревенской темноты,
забитости, отупения, Десятилетняя де-
вочка Анютка—один из самых поэти-
ческих образов у Толетого!--еспраши-
вает бывалого солдата Митрича: «А
как быть?». В этом вопросе, который
задан ребенком знающему жизнь ста-
рому солдату,—центр драмы, в отве-
те на него— весь идейный смыел про-
изведения. И глубоко. знаменательно,
что ответить на этот вопрос Толстой
поручает не Митричу, полному оже-
сточения на хозяев жизни и непокор-
ства, а патриархальному косноязычно-
ному Акиму. Устами Акима Толегой
предложил один из своих главных «ре-
центов спасения человечества», ‚он
предложил «вспомнить о боге, опамя-
товаться».
	иные из наших режиссеров чурают-
ся «Власти тьмы», не. хотят ставить ее
потому, что боятся «проповедей» тоя-
стовствующего Акима. Но эти ре-
жиссеры почему то не видят, что ло-
гнка драматического действия пьесы
не только не укрепляет позиций Аки-
ма, а всемерно ослабляет их. Сталки-
ваясь с конкретными проявлениями
зла, Аким неизменно отступает. Собы-
тия в драме развертываются так, что
не только не оправдывается пропо-
ведничество Акима, а обнаруживается
полная несостоятельность его непро-
тивленчества,

Несомненно, что разоблачение не-
состоятельности акимовского «непро-
тивленчества» не входило в намерения
Толстого. Оно возникает вопреки воле
автора, в силу внутренней логики со-
бытий, развивающихся в драме.

Еще не закончив работу над <Вла-
	стью тьмы», Голстой начал писать
«Плоды просвещения». Пьесы 3TH
тесно связаны между собой: из
	«Власти УЬМЫ»
	у. М. Голетойи И. Е, Репин. (Фото из коллекции. Государственного
	Толстого}.
х
			`В живых, сочных образах мужиков и
прислуги в «ПИлодах просвещения»
Толстой показал таившуюся в народе,
накопленную веками ненависть к гос-
подам, показал истоки и силу этой
ненависти. «Плоды просвещения»—
социальная комедия, ярко запечатлев-
щшая классовые отношения мужиков и
господ в пореформенной России.

Правдивое и мастерское изображе-
ние мужиков в «Плодах просвещения»
признано было даже критиками, враж-
дебно относившимися к Толстому, но
они резко напали на писателя за сати-
рическое изображение господ. Всех
мужиков и лакеев, возмущались эти
«критики», Толетой показал добры-
ми хорошими и умными людьми, а
всех господ изобразил дураками, под-
лецами и дегенератами,

Толетой проделал огромную работу,
совершенствуя и заостряя форму ко-
медии. Написанная сначала как без-
обидная шутка, предназначавшаяся
для’ любительского спектакля, носив-
шая водевильное название («Исхитри-
лась»), пьеса была развернута Toa-
стым в социальную комедию-сатиру.

«Плоды просвещения» как и
«Власть тьмы», появились в ту пору,
когда театры задыхались от ремеслен-
нической, бессодержательной и серой
драматургии. Актеры и режиссеры,
привыкшие к псевдонародным пьесам
рубашечного. репертуара, растерялись!
	перед подлинными, живыми предста?
вителями русского крестьянского ча-
рода, которых вывёл на сцену Тол-
стой. Крупнейшие столичные театры,
по единодушным отзывам критики
90-х и 900-х годов и признаниям са-
мих театральных деятелей, не спра-
вились < постановкой драмы «Власть
тьмы». К. С. Станиславский писал
о спектакле «Власть тьмы», по-
ставленном Московским Художествен-
ным театром в 1902 году: «Продолжая
искать новое, я не мог примириться ©
шаблоном театральных мужиков. Хо-
телось дать подлинного мужика и, ко-
нечно, не только по костюму, но,
главным образом, по внутреннему
складу. Но в результате вышло. иначе.
Духовной стороны пьесы мы, актеры,
не дали, не сумели, не доросли еще до
нее, — и чтоб заполнить пробел, как
всегда бывает в этих случаях, перепу-
стили внешнюю, бытовую - сторону.
Она осталась неоправданной изнутри,
и получился голый натурализм».

В этом признании К. С. Станислав:
ского самое важное состоит в том, что
оно указывает на самую существенную
сторону драмы Толстого: ее подлич-
ную жизненность и новаторскую ует-
ремленность. «Власть тьмы», каки
«Илоды просвещения», требовала от
постановщиков и актеров поисков но-
вых путей сценического искусства.

Московский Художественный театр
	Толстой перевел В  кой и старым поваром).