СМЕРТИ В. П. СТАСОВА
	IFGPEYXEHME K TEOP
	°
Л. МАЛЮГИН
>
коллектива в целом. В журнале

«Театр» статьи такого типа OTCYTCT-
вуют вовсе. Статьи А. Абрамова о
Театре сатиры или С. Нелье о Го-
сете не меняют положения, ибо они,
во-первых, анализируют работу кол-
лективов, занимающих весьма своеоб-
разное положение на нашем театраль-
ном фронте, а, во-вторых, оперируют
материалом лишь последних постано-
BOK.

«Театр» продолжает оставаться
преимущественно московским журна-

‘лом. Многообразная. жизнь театраль-

ного Ленинграда за последний. год
представлена только одной статьей
С. Цимбала (а вель нужно учесть, что
Ленинград не имеет, теперь своего
геатральнюго органа); Скутю и нере-
гулярно освещается жизнь театраль-
ной периферии. Нужно сказать, что
журнал мало использует местных
критиков. Статьи московских крити-
ков о театрах периферии, разумеется,
полезны и необходимы. Но. иной раз
столичный критик, приехав в незнако-
мый ‘город, за несколько дней не мо-
жет составить полное представление
о художественной жизни областного
или республиканского центра. И осо-
бенно печально то.. ‘что освещение
театральной жизни периферии зача-

_стую доверяется людям неавторитет-

HBIM.
Редакция журнала уже признала
ошибочной статью П. Ершова: «Кир-

гизские впечатления» (после письма,

опубликованного в газете «Культу-
ра и жизнь»), дающую‘ искаженное
представление о жизни искусства
в Киргизской республике. Неблаго-
приятное впечатление производит и
напечатанная в этом же номере
статья Б. Дайреджиева «Заметки о
таджикском театре». Это, действи-
тельно. заметки дилетантские и сум-
бурные, в которых нет уважения ни к
актерам, ни к зрителям. Так, Б. Дай-
реджиев высокомерно утверждает,
что таджикский зритель не может

«вникнуть в сложное содержание пье-

сы Чирскова» и предлагает перед на-
чалом спектакля... рассказывать зри-
телям содержание конфликта,
Журнал почти перестал интересо-
ваться жизнью зарубежного театра. В
нынешнем году напечатана только од-

‘на статья — О. Легран «Трудные

времена» (№ 4) — об английском те-
атре, рассказывающая к тому же толь-
ко о реакционных силах английского
искусства и не освещающая работу
его прогрессивно-демократических де-
ятелей. Читатель вправе рассчитывать
на более подробное освещение идей-
ной борьбы в искусстве Америки и
Западной Европы, театральной жизни
демократических славяноких стран.
Журнал стал систематически сле-
дить за новыми книгами — отдел
библиографии, появлявшийея очень
репко, стал печататься из номера в
номер. Справедливо критикуя ошибки
нашего театроведения. журнал вместе
с тем стал рассматривать всю выхо-
дящую литературу в мрачном свете.
Одни заголовки критических статей о
книгах заставляют насторожиться —
	«Об ошибках олного издания», <Па-
	губные противоречия», «Печальные
сюрпризы», «Плоды легкомыслия».
Статья В. Залесского и И. Любин-
ското «Выбор профессии» имеет такие
беспросветные подзаголовки: «Ошиб-
ки одной программы», «Под флагом
	аполитичности», «Непонятные сюр-
призы». Если поверить авторам ста-
тей. то получится, что наши излда-
	тельства выпускают сплошной брак,
что. разумеется, никак не соответст-
вует действительности.

Недавно журнал ввел новый отдел
— «Из театрального блокнота». Вооб-
ше этот отдел, состоящий из корот-
ких оперативных ° откликов на факты
повседневной театральной жизни. сле-
дует только приветствовать. Но от-
дел не нашел еще правильной линии.
И дело не в отдельных неудачных за-
метках — развязно-бестактной об ар-
тисте М. Астангове или о сборнике
«30 лет советского театра», где автор
заметки предупреждает. что он еше
не успел прочитать книгу, но подвер-
гает ее сокрушительному разносу.
Дело в том, что журнал иногда отде-
лывается небольшими заметками в
тех случаях, когда он обязан высту-
пить е серьезной критической
статьей.

Ноудачным следует признать вве-
дение отдела «Новые пьесы». Как
справочно-информационный материал
он сильно  запаздывает. К тому же
аннотации журнала начинают отда-
вать рекламным душком. :

Но самым слабым местом журнала
является то, что его теоретический
отдел продолжает оставаться на не-
допустимо низком идейном уровне.
Из: статей этого отдела в качестве
положительных примеров можно при-
вести лишь статью Вас. Куриленкова
«Борьба партии за передовой совет-
ский театр» (№ 7) и статьи В. Про-
кофьева о Станиславском (№№   и
3). В статьях В. Прокофьева призеден

бота о Ч
				А. А. Жданов в живописи,
скульптуре и кино
	В цехах завода им. Ломоносова
художница А. Ефимова расписывает
большую вазу на тему «Жданов сре-
ди детей».

Над графическим портретом Жда-
нова работает С. Бондарь.

* * ok

На-днях Ленинградская студия ки-
нохроники закончила производство
специального киножурнала, посвящен-
ного памяти выдающегося деятеля
большевистской партии Андрея Алек-
сандровича Жданова. Е

В кинокадрах запечатлены траур-
ный Ленинград, митинги на заводах
имени Ленина, имени Жданова, Ки-
ровском, в Доме писателя, в военном
училище, носящем имя А. А. Ждано-
		ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Над
образом Андрея Александровича
Жданова с большим воодушевлением
работали и продолжают работать ле-
нинградские мастера. Художник
И. Бродский написал портрет выдаю-
щегося большевика, скульптор
Пинчук изваял бюст А. А. Жданова.
Художник А. Любимов изобразил
А. А. Жданова среди рабочих на за-
воде его имени. А. Яр-Кравченко в
серии акварельных портретов и ри-
	сунков запечатлел образ Жданова в
различные периоды его жизни.

Студент Института‘ живописи,
	скульптуры и архитектуры им. Репина
Н. Бабасюк закончил картину «Жда-
нов у прямого провода в Смольном в
дни блокады». В мастерской скульп-
тора С. Богаткиной стоит. только чтс
законченный бюст А. А. Жланова.
	Всесоюзная художе
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР принял ре-
шение об организации в ноябре
1949 года Всесоюзной художествен-
ной выставки новых ^ произведений
живописи, скульптуры и графики.
Выставка будет открыта в Москве в
помещении Государственной Третья-
ковской галлереи.
	В своих будущих работах худеж-
ники должны отразить  веемирно-
историческую роль Всесоюзной ком-
мунистической партии и советского
правительства в построении социа-
лизма в нашей стране, героику со-
цналистического “труда, воинскую
доблесть народов СССР в Великой
Отечественной войне, величие обли-
ка страны, измененной сталинскими
пятилетками, создать произведения,
передающие образы советских ‘рабэ-
чих. колхозников. и интеллигенции.
	Комитет обязал свои органы. на
местах, Союз советских художников,
Художественный фонд и «Всекоху-
дожник» обеспечить мастерам  изо-
	Советские цирки
в новом сезоне
	Вчера открылись цирки в Москве и!
Ленинграде.

1 октября откроется сезон в цир-!
ках Ташкента, Харькова, ОИ,
Одессы, Риги, Иванова, Казаня,
Ижевска. В начале октября отиры-
ваются цирки Баку, Тбилиси, Батуми,
Омска, Кемерово, Челябинска, Ниж-
него Тагила, в начале ноября — в
Ереване и Магнитогорске.

Главное управление цирков, прида’:
вая болышое значение улучшению 0б-.
служивания Кузбасса, Урала и Сибч-

ри, направляет для выступлений в!
цирках Кемерово, Омска, Челябичска
и Магнитогорска лучших  мастерсв!
циркового искусства.

В цирках среднеазиатских респуб-:
лик (Фрунзе, Ташкенте, Алма-Ате,
Сталинабале) будут выступать за-
служенные артисты РСФСР А. Кор-  !
нилов (дрессированные слоны) и А. Бу: !

}
t
i
:
	служенные артисты РСФСР А. Кор-!
нилов (дрессированные слоны) и А. Бу:
слаев (мотогонки ‘со львами), русский.
богатырь Н. Жевебцов и дф., в нир-:
ках Закавказья (Тбилнеи, Баку, Ба-!
туми)—заслуженные артисты РСФСР
		дающийся руский зодчин
		Архитектурная общественность
страны отметила столетие CO AHS
‘смерти выдающегося русского зодче-
го Василия Петровича Стасова.

Учителями и современниками В. П.
Стасова были великие русские зодчие
В. Баженов, М. Казаков, И. Старов,
А. Захаров, А. Воронихин, К. Росси.
В. П. Стасов-—один из этой славной
плеяды деятелей русской архитектур-
ры, обогатившей своими прекрасными
произведениями не только” русское
национальное зодчество; но и создав-
шей непревзойденные образцы миро-
вого искусетва.

Значение В. П. Стасова в истории
русского искусства и культуры—ог-
ромно. Гений зодчего, воплощенный B
лучших его; произведениях, пронес
через столетие славу русского народа.
Претворяя принципы классики в фор-
мах, свойственных духу нашего наро-
да, В. П. Стаеов воплотил B MOHY-
ментальных и строгих архитектурных
образах величие и славу ‘русского на-
рода, победоносно. завершившего ве-
ликую Отечественную войну 1812
года. г

Сын небогатого чиновника, В. П.
Стасов в 1783 году, после окончания
университетского пансиона, 14-летним
юношей поступил на службу в Мос-
ковское управление благочиния «по-
мощником по делам строительным»,
Почти 20 лет провел‘он на этой рабо-
те, построив в Москве много зданий.
Московский период в творчестве В. IT.
Стасова остается еще мало изучен-
НЫМ.

Только после Октябрьской револю-
ции историки архитектуры взялись за
изучение творческого наследния В. П.
Стасова. ‘Так, работникам Академии
архитектуры СССР удалось  устано-
вить. что здание 6. Провиантских
складов на Крымской площади в
Москве принадлежит к  творениям
В. П. Стасова.

В период с 1802 по 1807 гг. В. П.
Стасов находился за границей, глав-
ным образом в Италии, где изучал
античную древность.

По возвращении на родину талант-
ливого русского зодчего В. П. Ста-
сова постигла та же судьба, что и
многих выдающихся людей Росии
того времени. Он не встретил долж-
ной оценки своего таланта. В. П.
Стасов был назначен на второстепен-
ную должность при С.-Петербургском
военном губернаторе «для переделка
фасадов и наблюдения, чтобы стрсз-
ния производимы были сообразно
оным».

Совершенно ясно, что не об этом
мечтал В. П. Стасов. По возвращении
`из-за границы он разработал и прел-
ставил в Академии художеств инте-
`реснейший проект  памятника-мавзс-
_лея над могилой русских воинов, пав-
ших на полях Полтавской битвы.

В 1811 г. В. П. Стасов приступил к
перестройке сооруженного Кваренги з
1791 г. большого  Парскосельского
дворца для размещения в нем лицея я
‘одновременно разработал проект вос-
становления полуразрушенного двор-
ua Потемкина в Екатеринославе, про-
ект лачи на Каменном острове и др.
Но подлинного распвета талант В. П.
Стасова достиг после Отечественной
войны 1812 года.

Разделяя ликование и воодушевле-
  ние, охватившие весь русский народ

после победы над Наполеоном, В. ey И, Е
ги до конца своей жизни, он работал В

Стасов в этот период создал лучшие, о еее

` свои произведення— ансамбли зданий!
5 . ACHE fh й строительных комитетах. В Ленин:

1 Tlannaareriyy казярм ga Manmrorene па-Ё
	‘ле, здания Конюшенного ведомства,
	градовком государственном архиве на-
ходится заключение Стасова о проек=
	алло не: нра бть Tnvanua с НдгЦ.! Те Исаакиевского собора, разработанз
	ном архитектором Монферраном. В
этом своем заключении русский зодз
‚ чий, как тонкий ценитель искусства и
  глубокий знаток строительного дела;
: критикует проект Монферрана за его
техническую недоработанность, плв-
хие пропорции, за несоразмерность
наружных и внутренних частей здаз
ния, за его «несообразность се правя-
: лами чистой архитектуры и изящест?
  вом вкуса». Комиссии по сооружению
: Исаакиевского собора Стасов отдавал
много времени и труда.

Творчество В. П. Стасова близко &
понятно советским архитекторам по-
тому, что Стасов был подлинным сы-
ном русского народа, истинным пат-
риотом своей родины, потому что егэ
архитектурная деятельность ‘ была
глубоко идейной и принципиальной,
потому что он самостверженно и пос-
ледовательно развивал лучшие идея
русской классики Баженова, Казако-
ва, Захарова и Старова, потому что
он был подлинным зодчим, новатором
строительной техники, талантливо со-
четавиим в своем лице замечатель-
ного художника и крупного знатокз
строительного искусства.

a OO re re

Е ЕС а ЗА на = og у г
ролокой губернии, Преображенский и{ Н0М архитектором \онферраном.

т ‚соборы и целый ряд APY:
  гих зданий.
	  Здание казарм Павловского полкз.
	‘является олним из крупных и выдаю-
	щихся. сооружений В; П. Стасова. !
Это-грандиозный ансамбль, занима-
ющий более половины обирного !

квартала между плошадью  Мареова

поля, Миллионной улицей и Мойкой

В таком утилитарном здании, как ка.
  зармы, архитектор сумел выразить
	большие народные идеи своего време-
Ни. создав величественный памятнак.
	русского оружия и славы русскогз
  народа, одержавшего победу над ар-
 миями Наполеона.

В проекте Павловских казарм В. П.
Стасов показал себя выдающимся
 градостроителем. Он решил архитек-
турно-планировочнуо композицию ги:
гантской площади Марсова поля в
елинстве и соразмерности всех афхи-
‘тектурных элементов, не нарушая
‚ сложившегоея ансамбля центра Из:
  тербурга, а органически его развивая
‚ и. завершая.

Здание Провиантеких склалов в

ми и

Москве, еще более ‘утилитарное пс.
	‘своему назначению, выполненное оро-
	ее.

MOCKOBCK

#3 9 сентября Дом кино организовал обсуж-
дение нового художественного фильма «Молодая
гвардия». В обсуждении приняли участие:
Л. Арнштам, М, Чиаурели, В. Пудовкчн,
С. Трегуб, вице-президент Академии педаго
гических наук К. Корнилов, В. Шербива
	гвардия». В обсуждении приняли участие;
С. Трегуб, вице-президент Академии педаго-
гических наук К. Корнилов, В. Шербина,
В. Головня, Р. Плятт, Г. Мдивани, М. Дон-
ской, О. Нестерович и другие. В заключение
выступил С. Герасимов, поделившийся опытом
своей работы над фильмом.
Великим деятелям русской науки в

‘‹ хультуры посвящены выпускаемые  издатель-
ством «Искусство» плакаты художника Б. Му-
хина. На плакате «Великие русские компози-
 торы» помещены портреты Глинки, Чайковского,
 Римского-Корсакова, Мусоргского и Бородина.
Другой плакат посвящен ученым — Ломоносову,
  Менделееву, Попову, Яблочкову, Жуковскому.
  @ 7 сентября в Государственной Третьяков-
` ской галлерее вступительной лекцией С. Дру-
жинина начался новый цикл публичных лекций
‚  о мастерах русского дореволюционного и со-
ветского искусства.

<} Живописно-выставочный комбинат Мэс-
ковскогс отделения Художественного фонда
CCCP направил в Кузбасс бригаду художни-
ков для создания галлереи портретов ‘знатных
шахтеров.

Редакционная коллегия:
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
		Читатель, внимательно следящий ‘за
журналом «Театр», может заметить,
что за этот год журнал добилея ояй-
ределенных успехов, — это касается
и отдельных талантливых статей и
ряда поставленных интересных BOT-
росов.

Журнал стал более подробно за-
ниматься вопросами драматургии. В
статьях анализируются не только
пьесы, ставшие достоянием широкого
зрителя, но и произведения, которые
не стали репертуарными. Особенно
интересна статья А. . Мащкина «По
слелам конкурса» (№ 1), рассказы-

`вающая о резервах нашей драматур-
гии, о темах, которые несут новые
авторы, о типических ошибках, ме-
шающих их произведениям обрести
спеническую жизнь. Интересна (хотя
и спорна в отдельных оценках) статья
ЗВ. Залесского «Герой и характер»
- (№ 4). разбирающая ряд «производ-
ственных» пьес и сопоставляющая их
надуманные, искусственные конфлик-
ты с жизненным материалом — KOH-
кретным опытом стахановцев.

Журнал напечатал несколько под-
борок, затрагивающих насущные во-
просы нашей театральной жизни. В
№ 5 напечатано несколько статей,
рассказывающих о сценическом во-
площении образов современников.
В статьях актеров разных поколений
-— С. Гиацинтовой, Б. Оленина, Анд-
рея Испова, ‚режиссера А. Лобанова
и критика А’ Борщаговского — гово-
рится © необходимости для наших
актеров и режиссеров изучать совре-
менную действительность. Есть’ ин-
тересные статьи в подборке о работе
театра областного пентра.

Неудачной оказалась подборка, по-
священная самой  животрепешущей
проблеме нашей театральной жизни—
переходу театров на работу без дота-
ции. Редакция проявила здесь онера-
тивность, напечатав материал в ап-
рельском номере; но статьи эти He
зыхолят за границы организационных
‘вопросов: сокращения штатов, увели-
чения количества постановок, парал-
лельных спектаклей и т. нп. А вопро-
сов здесь множество — в частности,
необходимо проанализировать причи-
ны того, почему многие наши пьесы,
несущие высокие и благородные идеи,
но подменяющие эмоциональность
рассудочностью, не получают широ-
кого зрительского признания. И во-
просы высокого качества спектакля,
как первого условия его долговечно-
сти, популярности у зрителя, не на-
тли своего отражения на страницах
	журнала.
‘Журнал своевременно отмечает
юбилейные маты Ho юбилейные
	статьи обычно никак не связываются
с современной проблематикой, е твор-
ческими задачами советского театра.
В апреле вся страна отмечала 125-ле-
тив со дня рождения А. Н. Остров-
ского. Журнал отметил эту знамена-
тельную в истории нашей культуры
дату публикацией чрезвычайно инте-
ресных писем Островского М. Н. По-
техину и М. Н. Островскому и ста-
тьей Н. Калитина «Островский се-
годня», никак не оправдывающей
свой широковещательный ‘заголовок.
У Островского есть великолепные
произведения, составившие его бес-
смертную славу и нашу националь-
ную гордость, есть и неполноценные
пьесы, устаревшие для сегодняшнего
зрителя в своем идейном значении.
Некоторые театры в последнее время
стали увлекаться пьесами, которые
никак не характеризуют прогрессив-
ные тенденции драматурга и в худо-
жественном отношении не принадле-
жат к ето лучшим произведениям.
Н. Калитин, вместо того чтобы опол-
читься против. этой опасной тенденции,
приукрашивает «юбилейным глянцем»
все пьесы Островского, пишет о «бо-
гатстве и глубине содержания» пьесы
«Женитьба Белугина». забыв даже
упомянуть, что в этой отнюдь не
классической пьесе Островский был
только соавтором. Статья разбирает
режиссерское истолкование несколь-
ких спектаклей. Но в этой обзорной
статье не ставится никаких проблем
современной режиссуры, не намеча-
ются принципы совоеменяюго истол-
кования Островского. (Кстати, разби-
рая режиссуру спектаклей, критик не
считает нужным упомянуть ни одно-
го из постановщиков, вызывая закон-
ное недоумение читателей). Статья к
тому же оперирует только материалом
о постановках московских спектаклей.
Отрално отметить. что от статьи —
расширенной рецензии о спектакле,
повторявшей с большим запозданием
газетный отзыв, «Геатр» переходит к
обзорно-журнальной статье, анализи-
рующей ряд спектаклей. Но эти o6-
зорные статьи очень редко становятся
проблемными статьями, содержащими
теоретические обобщения, определяю-
щими главные тенденции развития
искусства. В этом, разумеется, беда
не только редакции, в этом слабость
нашей театральной критики вообще.
В нашей печати в последние годы
почти не появляются статьи-моногра-
фии, характеризующие творческий
путь того или иного драматурга, ре-
жиссера. артиста или театрального
		Нелавно вышла из печати работа
	Ь. Ярустовского «Оперная лраматур-.
	гия Чайковского»! В основу этой
книги положена кандидатская лиссер-
тация автора, которую он писал в
течение 1939—1940 гг.

Выход книги Б. Ярустовекого яв-
ляется своевременным именно сейчас,
когда в связи с постановлением ЦК
ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»
	В. Мурадели» вопросы теории опер-
	ного’ творчества встали во весь рост
перед советским музыкознанием и пе-
ред советской музыкальной общест-
венностью. Изучение оперного насле-
дия великого русского музыкального
драматурга имеет огромное значение
для практики советского оперного
театра.
„Основным материалом пля работы
послужили, главным образом, те опе-
ры Чайковского, в которых уже вы-
явились и сложились принципы его
музыкальной драматургии — «Евге-
ний Онегин»,  «Орлеанская дева»,
«Мазепа», «Чародейка» и вершина
оперного творчества композитора
— «Пиковая дама».

Весь анализ Б. Ярустовский подчи-
няет рялу крупных узловых проблем
оперной драматургии, и это опреде-
ляет построение работы. Первая гла-
ва рассматривает работу Чайковского
над оперным либретто. Во второй ис-
следуется принцип «сквозного дейст-
вия» в его операх. Третья и четвертая
главы посвящены музыкальной харак-
———

1 Б. Ярустовский. «Оперная драма-
тургия Чайковского». Музгиз. Моск-
ва—Ленинграл. 1947 г:
		интереснейший неопубликованный ма
териал — записи последних репети-
ций Станиславского. Критик расска-
зывает о цельности мировоззрения
гениального художника, о его непре-
станных исканиях, о борьбе с собст-
венными штампами. Статьи эти на-
правлены против начетчиков и схола-
стов. которые окружили учение Ста-
ниелавекого унылым благоговением и
мешают его творческому применению
среди наших артистов.

В свое время наша газета дважды
писала о том, что схоластическая и
претенциозная статья Еф. Холодова
«Драма ‘есть лрама», отофванная от
	живой практики советского HCKYCCT-
	ва, является весьма несерьезным по-
водом для развертывания творческой
дискуссии. Редакция журнала «Te-
атр» с упорством, достойным лучшего
применения, продолжает эту дискус-
сию из номера в номер. В последних
номерах журнала отдел теории цели-
ком заполнен статьями, продолжаю-
щими. абстрактный ‘и беспредметный
стюр, статьями, которые могут иной
раз служить образцами полемических
упражнений, но, по существу, весьма
далекими от жизни искусства. Редак-
ция. указывает в примечании: «Про-
должаем обсуждение вопросов раз-
вития советской драматургии», но
почти все участники спора оперируют
примерами античной драматургии,
произведений классицизма, классиче-
ской драматургии прошлого века;
тщетно найти в этих перегруженных
цитатами ‚статьях анализ пьес совет-
ских драматургов.

Влинственным участником дискус-
сии, заговорившим о судьбах совет-
ской драматургии. заинтересовавшим-
ся конкретными пьесами и, в частно-
сти, драматургической неудачей та-
лантливого писателя Б. Полевого,
оказался Н. Погодин, который заявил,
что статья Е. Холодова не представ-
ляет предмета серьезной дискуссии.
Н. Погодин справедливо указывает на
то, что наша критика не хочет выве-
сти известные закономерности из опы-
та советской драматургии. Эта статья
могла бы закончить затянувишийся
спор. Но дискуссия продолжается...

И, пожалуй, самое странное впе-
чатление в этом абстрактном споре
производит статья B, Емельянова
(№ 7). Эта статья также оторвана от
творческого опыта советской драма-
тургии — в ней можно найти ссылки
не только на Аристотеля и Буало, но
даже на физиков Бойля и Эйнштейна,
а из всей советской драматургии бе-
рутся только две пьесы — «Лев на
площади» и «Остров мира», ‚в кото-
рых, кстати сказать, нет образов со-
ветских людей. Не утруждая себя
аргументами и доказательствами, ав-
тор статьи находит очень странные
причины трудностей развития нашей
драматургии. Его удивляют сетования
нашей критики на отставание драма-
тургии от прозы. Он считает его не-
избежным.

Оказывается, театр бессилен пол-
ноценно’ отобразить события нашей
действительности. «Трудность поло-
жения, — пишет Б. Емельянов, — в
которое попадает драматургия, за-
ключается в том. что сейчас наблю-
дается небывалая еше в истории дис-
пропорция между масштабом слож-
нейших событий современности, гран-
диозными массами людей, вовлечен-
ных в’мировые столкновения, и воз-
можностями театра». По Емельянову,
выхолит; ‘что театр. «как бы он ни
нагромождал события, как бы HH
увеличивал список действующих
лиц», не может «вместить весь ги-
гантокий материал действительности».

Вот до чего могут договориться
участники схоластического спора!

Дискуссия тянется из номера в но-
	мер, конца ей не видно. Но характер-
	Но, что в спор этот не вступают ни
драматурги (за исключением Н. По-
година), ни режиссеры, ни актеры, ни,
разумеется, зрители. Мы остановились
на этой дискуссии столь подробно
потому, что, по существу, она состав-
ляет основу теоретического отдела
журнала, а в последних номерах за-
полняет этот раздел целиком. Отдел
теории в журнале изолирован от по-
вседневной тватральной жизни. Этим
самым нарушается большевистский
принципи связи теории с практикой. В
обзорах. печатающихея в журнале,
нет попыток обобщить и суммировать
явления искусства. В теорэтических
	статьях отсутствует конкретный твоъ-
	ческий опыт советского театра.

В прошлогоднем обзоре журнала
нам приходилось писать о том, что
журнал сделал только первые шаги
по реализации указаний ЦК ВКП(б).
Прошел еще год, и снова приходится
отмечать, что редакция весьма мед-
лительна и мало инициативна в пере-
стройке журнала, что журнал про-
должает оставаться скорее регистра-
тором. чем организатором нашей Te-
атральной жизни.

Журнал должен резко повысить
свой теоретический уровень, прони-
зать свои теоретические статьи ду-
хом современности, смело вментивать-
	ся в нашу художественную жизнь, —.
	в этом будет заключаться его органи-
ческая перестройка.
	KOE

CKOM
	ниями. Самое ценное в работе Б. Яру-
стовского — умение ‘рассматривать
музыкальное произведение как живое
музыкальное целое. Такой метод ана-
лиза помог исследователю притти к
ценным и интересным выводам и по-
настоящему вскрыть принципы опер-
ной драматургии Чайковского. Б. Яру:
стовский верно определяет ее, как
драматургию диалектического разви-
тия эмоциональных состояний глав-
ных героев, а не драматургию конф-
ликтных положений действующих
лиц.
«Обобщить данную ситуацию, со-
стояние в. остром, выразительном и
лаконическом мелодическом рисунке,
соответствующей ему гармонизации,
характерном ритме или тембре и по-
казать через развитие этих средств
развитие состояния характера — та-
KOBa главная задача Чайковского-
драматурга. И в этом направлении он
добился колоссальных результатов»,
— пишет Б. Ярустовекий. Огромная
сила Чайковского как оперного дра-
матурга сказывается в овладении им
методом «еквозного действия». Пюд
этим термином Б, Ярустовский пони-
мает непрерывное развитие в операх
Чайковского одной центральной иден,
необычайную — сконцентрированность
действия в них, отсутствие ненужных
подробностей и боковых конфлик-
тоз, затемняющих основную идею
произведения. Благодаря применению
этого принципа выявление, разверты-
вание сценического образа в его опе-
рах даются, как гамма переходов от
одного эмоционального состояния к
другому. : Отсюда: же исключительное
многообразие приемов развития му-
	отделы информации,
		ственная выставка
года
	бразительного искусства  во3мож-
ность широкого и глубокого озна-
комления < жизнью крупнейших за-
BOOB, колхозов и совхозов страны,
железнодорожного и водного  тран-
спорта. В 1948, году намечено прове-
сти широкие творческие совещания с
художниками. Эти совещания будут
посвящены тематическому плану вы-
ставки и повышению  идейно-худо-
жественного уровня выполняемых
произведений.

Комитет утвердил список  основ-
ных чем государственных заказов
художникам на создание новых прэ-
изведений для выставки и учредил
Выставочный комитет. В него взошли:
II. Сысоев, М. Авилов, 3. Азгур,
И. Ахундов, Ф. Богородский, А.
Бубнов, А. Герасимов, С. Герасимов,
В. Ефанов, Б. Иогансон, 9. Kaa-
ныный, В. Касиян, В. Кеменов, С.
Меркуров, Ф. Модоров, В. Мухина,
Я. Николадзе, А. Пластов, Г, Ряж-
ский, В. Серов, Н: Соколова, П. Соко-
лов-Скаля, И. Тоидзе, Н. Томский и
другие.
	В Музее изобразительных
иснусств им. А, С. Пушкина
	Всесоюзная выставка «30 лет Со-
ветских Вооруженных Сил», разверну-
тая в Музее изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, закрывается
15 сентября. За четыре месяца вы-
ставку посетило свыше 100.000 чело-
век. Музеем была организована встре-
ча художников — автороз выставлен-
ных картин — с офицерами Советской
Армии.

Ближайшая выставка, которую на-
мечено открыть в ноябре, будет по-
священа грузинскому искусству.

В связи с началом учебного года
музей возобновил массовую работу с
учащимися—занятия кружков по изу-
чению изобразительного искусства и
лекций. Для преподавателей истории
музей проводит методический семи-

‚ вар.
	Оркестрион
П. И 4asxoscroro
	УФА. Областная газета «Красная
Башкирия» сообщила, что у жителя
деревни Юматозо, врача Торговцева,
оказалея оркестрион, Ha

сетыми и скромными художествевны»
ми средствами, было превращено Ста-
совым в значительное произведение
зодчества, украшающее и HOHE
занту столицу.

Не менее значителен ‘и интересен в
градостроительном и архитектурном
отношении другой комплекс сооруже-
ний, созданный В. П. Cracospim,—
здания Конюшенного ведомства
(1817—1829 гг.). В своей работе зод-
чий был связан тем, что в центрзль-
ной части этого комплекса уже су-
шествовало здание церкви, воздвиг-
нутое несколько ранее архитектором
Л. Руска. С поразительным искусет-
вом В. П. Стасов реконструировал
эту церковь, гармонически связав ее
со всем комплексом. Величие этого
сооружения—в  лаконизме архитек-
турных средств, которым так гениаль-
но пользовался В. П. Стасов.

В. П. Стасов умел  использоватв
всю палитру художественных средств
для построения внутреннего архитек-
турного организма здания, привлекая
для этого и смежные искусства—жа-
вопись, скульптуру, прикладные ис-
кусства, Особенно ярко этот талант
зодчего проявился в большюй работа
по восстановлению и внутренней от-
делке Зимнего дворца после пожара
1838 года. ~
	Одним из наиболее выдающихся
произведений В: М. Стасова следует
считать Триумфальные ворота у Моё-
ковской заставы, возлвигнутые в Пе-
тербурге в память походов русской
гвардии. Патриотическая тема победы
национального оружия выражена в

этом сооружении в простых, етрогих
 и монументальных формах. 12 колоня
несут монументальный  антаблемент,
увенчанный груплами трофеев. Bea
композиння создает у зрителя ощу-
‚ щение гигантского напряжения сил,
  титанических усилий, символизирую-
‘щих героические подвиги русского
. BOVHSTER,

громная творческая и строитель:
‚ ная деятельность В. П. Стасова нё
‚ мешала ему быть неутомимым обще-

‘ственным деятелем. Начиная ec 1814г.

р

Dy Ait; Od GY CHT BIC артисты Е уе   детстве играл-великии pyc? 1 KOM:
{ 1 Po wv
И. Бугримоза и М. Золло, в Рижском   позитор П. И. Чайковский.

п

История этого инструмента тако-
ва. В. Уфе некогда жила сестра вели-
кого композитора, которой и был по-
дарен оркестрион. Врач Торговцев
приобрел его в Комиссионном магази-
	не перед войной. Как сообщает газе-
	та, нынешний владелец инструмента
решил передать его музею, находя-
шемуся на родине П. И. Чайковского.
	ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ГРУППЫ
СОВЕТСКИХ ОНККУПАЦИВСННЫХ
ВОЙСК В ГЕРМАНИИ
	15 сентября на стационарной сцене
спектаклем «Вас вызывает Таймыр»
открывает свой второй сезон драмати-
ческий театр ГСОВ в Германии:

Основной формой деятельности
театра стали выездные спектакли
для частей и гарнизонов, расположен-
ных в различных городах Советской
оккупационной зоны Германии. Сейчас
в репертуаре театра—9 спектаклей: 4
возобновленных из репертуара бывшего
фронтового филиала Малого театра и
	о новых поставовок.
	цирке—заслуженные артисты РСФСР,
укротитель зверей Н Гладильщиков

договориться   И дрессировщик лошадей 1. Никитин.

Уважаемый товари редактор!
	Разрешите на страницах вашей га-
зеты принести нашу глубокую благо-
дарность всем организациям ‘и лицам,
почтившим память Народного артиста
СССР Михаила Михайловича Тарха-
нова.

Е. СКУЛЬСКАЯ.
		В связи с 35-летием творческой
деятельности И, Чайкова в выста-
вочном зале Московского товари-
щества художников открыта вы-
	ставка его работ. Па фото:
скульптура Чайкова «Футболисты»
	свульнтура чаикова «Футболисты»
Фото В. Котляр.

чьи

зыкального ‘материала. С этим же
связано ведущее значение в его опе-
рах собственно музыкального разви-
тия. Этим обусловлена значительная и
самостоятельная роль оркестра в опе-
рах Чайковского,

С точки зрения музыкальной драма-
тургии, Б. Ярустовский рассматривает
У элементы музыкального языка, ий
типы развития, и структурные части.
опер Чайковского, и выразительно.
смысловое значение модуляционных
планов, и выбор тональностей. Много
ценного в смысле разработки методов
анализа вокальной музыки дает чет-
вертая глава.

Несмотря на большие достоинства
книги, она не свобрбдна от недостат-
ков и спорных моментов. В основном
недостатки книги связаны © дав-
ностью ее написания. Все же подго-
товка работы к печати в 1947 г. обя-
зывала автора пересмотреть отдель-
ные положения, иначе расставить ак-
центы, переоценить удельный всо не-
	которых явлении.
	#3 Художественным руководителем xopeo-
  графического училища при Болыном театре на-
  значен П. Гусев. . .

{3 Государственный музей восточных культур
  возобновил пля школьников лекции с показом
; вветных днапознтивов. Темы ближайших лек-
ций — «Культура и искусство древней Индчи»
и «Культура н искусство древнего Китая».

$ 22 сентября^ Московский театр оперетты
спектаклем «Вольный ветер» И. Дунаевского
открывает свой 20-й сезон. В середине октября
театр покажет премьеру — оперетту О. Фельц-
мана «Воздушный замок» (текст В. Винникова
и В. Крахта) в постановке И. Туманова. Режис-
сер А. Лобанов приступает к постановке опе-
ретты Лео Фалля «Принцесса долларов» (текст
К. Финна, стихи И. Солодаря).

{9 Во Всесоюзном государственном институ-
те кинематографии начался учебный год. После
конкурсных испытаний из 200 чел., подавших за-
явления на режиссерский, актерский, оператор-
ский, художественный и экономический факуль-
теты, было принято 124 человека.

< Сегодня в эстрадном театре «Эрмитаж»
состоится премьера пятой, последней в летнем
сезоне, программы, составленной из выступле-
ний артистов Москвы, Ленинграда, Риги и Тал-

лина. Конферирует М. Гаркави,

зыкальным искусством (эта связь
Чайковского с французской музыкой
нередко подтверждалась им самим),
но ошибочно возводить ее в опре-
деляющее влияние. Вообще в кни-
ге ощущается некоторая недостаточ-
ность исторической базы. Автор де-
лает экскурс в историю оперы, начи-
ная с кружка графа Барди (зарожде-
ние оперы в начале ХУП века), про-
водит аналогии опер Чайковского. ©
французским оперным искусством, с
	оперным творчеством Вагнера и вме-
	сте с тем в первых „четырех главах
есть лишь одна фраза о Глинке (на
стр. 60) и одна о Даргомыжском.
Именно поэтому та часть заключи-
тельной главы, где говорится о зна-
чении творчества Глинки и главчым
образом Даргомыжского, для Чайксз-
ского кажется искусственно приде-
ланным добавлением. Придавая уни-
версальное значение принципам фран-
цузской оперной . драматургии для
оперных либретто Чайковского,
Б. Ярустовский приходит к узкому и
одностороннему — об’яснению эсте-
тических основ построения фина-
лов «Пиковой дамы». «Чародейки» и
финала первого варианта «Мазепы».
В трагических контрастах этих фина-
лов чувствуется ‘не связь с француз-
ской оперной школой, а воздействие
драматургических принципов Шексли-
ра, чье творчество было гениально
разработано Чайковским в области
программного . симфонизма.
	Книга Б, Ярустовского, несмотря на
указанные недочеты, представляет
ценность и для музыканта-исследова-
теля, и для педагога-лектора. Много
	Е. ГОРДЕЕВА
oO
	теристике оперных образов и, нако-
нец, пятая, заключительная, глава в
последней своей части касается не-
которых аналогий между творческим
метолом Чайковского и методом со-
ветеких композиторов.
	Автор книги использовал обширный
материал. Им проанализированы не
только оперные партитуры. Рукописи,
черновые наброски, записные книжки
Чайковского. его переписка с друзья-
ми,  либретистами,  истюлнителями,
экземпляры литературных произведе-
ний, послужившие сюжетной основой
спер и хранящие собственноручные
пометки композитора, —все это было
тщательно и любовно изучено азто-
ром и дало ему возможность как бы
«подслушать» процесс создания опер
Чайковского и воспроизвести ero Ha
страницах своей книги, не отягчая из-
ложение .  описательно-фактологиче-
скими подробностями. Перед читате-
лем возникает цельный образ велико-
го художника-реалиста, глубокого
музыкального психолога. По мере
чтения книги развертываются драма-
тические замыслы композитора, выяс-
няется его творческий метол, склады-
ваются и формируются принципы
музыкального мышления великого
русского оперного реформатора.
	Анализ, применяемый Б. Ярустов-
	ским, направленный на раскрытие со-
держания произведения, ‘богат инте-
ресными выволами,. тонкими наблюде-
	Б. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	Государственный MHCTHT
	имени А, В, Луначарского
	ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
		ПА 1948—49 УЧЕБНЫЙ ГОД
	следующим
	специальностям:
	ут театрального искусства
	В первой. главе с работе Чайков-
ского над оперным либретто не сов-
сем верно ставится вопрос о влияний
французской оперы на драматургию
русского композитора. Схематично и
безапелляционно звучат  следующче
слова: «...в принципе они (черты экз-
позиции в опере. — ВЕ. Г.) весьма
близки к схеме первой картины фран-
цузской оперы. Именно поэтому
(подчеркнуто мною.—Е. Г.) почти все
оперы Чайковског., отличаются в5б-
щем большой сценичностью и лакв-
ничностью развития действия». Сце-
ничность опер Чайковского, лаконич-
ное развитие действия в них обус-
	1. Исторни русского и советского театра,
	2. Мстории театра народов СССР,
3. Марксистско-ленинской эстетике.
4. Всеобщей истории театра.

5. Сценической речи.
	Желающие поступить в аспирантуру должны подать заявление Ha
титута с приложением следующих документов:
	института с приложением следующих д
1. Нотариально засвидетельствованной
	ного заведения.

2. Автобиографии.

3. Личного листка по учету кадров.
4. Характеристики с последнего места
5. Фотокарточки.

При. этом должен быть представлен
	ранее опубликованные научные ‘работы.
ap...

копии диплома об окончании высшего учеб.
	работы или высшего учебного заведения.
	письменный реферат по спенпиальности или
	ревлять по адресу: Москва 9, Арбатская пло-
	we CHHHH3Ma, курсам истории русского
ости и иностранному языку производятся
	> Sax. No 2433
	За ат > о к Пе. га к “< Все документы в двух экземплярах нап авл.
Е аст она студенту — музыковеду и я равлять по
ловливаются отнюдь не сходством ¢   4 yaeuTy ys ду

° ° щадь, Собиновский пер., д. 4, ГИТИС.
построением либреттб французеких KOMTOSHTOpy. Заявления принимаются до _50 сентября 1948 года

. Приемные нспытания по основам маркси. >,
опер. Совершенно не нужно устана- Книга несомненно сыграет боль- театра и всеобщей исторни театра, а
вливать связь русской музыкальной  шую роль в разработке проблем му- с 20 сентября по 1 октября 1948 гола.

классики с западноевропейским му-‘зыкальной драматургии.

ин, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, нзобразительных искусств, кино — К 5-45-19.

иузапатаньстьл _ Ш ft 20 an
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	Адрес редакции и нздательства: Москва, Пушкинская, 8, Телефоны: секретариат,