СОВЕТСКОЕ ` ИСКУССТВО
	К 50-летию. Месковского Художественного Академического театра СССР. имени  М. Горького
ря . ‚2 о —————=®ПППП  —,—зП,о—зЗ: ,ЗЗЗ,:———:—а—з_——— + .
			К. С. Станиславский
(снимок 1882 года).
	В. И. Немирович-Данченко
(снимок 1898 года).

вые идеи своего времени, мысли и
чувства своих современников.
Основатели ‘театра’ обратились бы-
ло за поддержкой в Московскую
думу. Но прогрессивные новаторские
идеи создаваемого театра не были,
конечно, поддержаны верными нико-
лаевскими слугами, «отцами торода».
Доклад был поставлен на обсужде-
ние... через год после открытия теа-
тра. .
Программа’ Художественного. теа-
тра несла с собой утверждение сце-
нического реализма, обравтение теат-
ра к современнности,. торжество
правды и простоты на сцене; высо-
кую. культуру и прогрессивную идей-
ность в. творчестве актера. и -режис-
сера. ‘
Принципы, которые были положе-
ны в основу нового театра и которые
тенерь уже считаются неоспоримы-
ми и совершенно обязательными для
каждого театра Советского. Союза:
подчинение всех деталей актерской
игры, обстановки, костюмировки и
т. п. главному стремлению наиболее
	выразительно и отчетливо передать
	зрителям идею и стиль воплощаемо-
го произведения, вполне осознанное
тяготение к репертуару, имеющему
серьезное общественное значение, к
слаженному ансамблю, к высокой
постановочной культуре — все это
казалось в те годы новшеством, не-
бывалым и поразительным.
	Основатели театра присвоили ему
название «Художественно-общело-
ступный». В этом выразилось их
стремление к широким массам зрите-
	лей, к демократичности искусства. И
	первые же постановки театра были
восторженно встречены представите-
лями передовой прогрессивной ин-
теллигенции. Уже в 1901 г. В. И.
Ленин писал: «Превосходно играют
в «Художественном-общедоступном»
— до сих пор вспоминаю с удоволь-
ствием свое посещение в прошлом
году...».
		оказал . Художественный театр и’: На
развитие ‘советского’ `вационального
спенического искусства, (И хотя до’
	сих пор еще не перевелись защитни-
	ки. косной теории, будто влияние
МХАТ лишает национальные театры
их своеобразия и приводит к ущербу
национальные. ” формы. * искусства,
тем не менее система Станиславско-
го все*’более широко. проникает в те-
атральную культуру народов нашей
страны, обогашая. и оплодотворяя ee.
Нелый ряд; виднейших мастеров со-
ветской национальной сцены прошел
	обучение по методам Аудожествен:-
	ного Театра; В Государственном ин-
ституте театрального искусства им.
Луначарского обучались народный
артист. АзССР Адиль Искендеров,
художественный руководитель Азер-
байлжанского. драматического театра,
народ»ый артист СССР Гомбо Цы-
денжапов — художественный  руково-
дитель Бурят-Монгольского Театра,
кумыский режиссер, Г. Рустамов,
киргизский режиссер А. Куттубаев,
чуваиский режиссер К. Иванов, та-
тарсхий режиссер Ш. Сарымсанов,
Все эти художники, возглавляя круп-
нейшие национальные Коллективы,
способствуют установлению  реали-
стического, самобытного, вацио-
нального по форме театра, и. взе они
вооружены. в своей творческой прак-
тике опытом Московского Художе-
ственного театра. Целые коллекти-
вы, воспитанные в Москве под руко-
волством мастеров МХАТ, успешно
работают сейчас и в. Туркмении, ив
республике Коми, и В Адыгее, и в
Якутии.

Наиболее мощные национальные
театры нашей страны испытали мо-
гучее влияние великого _ русского
реалистического театра Станислав-
ского и Немировича-Данченко еще до
революции. К. Марджанишвили и А.
Бурджалян-Бурджалов, воспитав-
шие целую плеяду мастеров грузин-
зкой и армянской сцены, были непо-
средственными учениками К. Стани:
славского. М. Заньковецкая, П. Сак-
заганский, а вноследствии также А.
Бучма, Г. Юра, Н. Ужвий, М. Кру-
шельницкий, несомненно, восприняли
многие завоевания Художественного
театра. ‘

Стремление к народности, к реа-
лизму, к правдивости, партийной
страстности, глубине, простоте сце-
нического искусства неразрывно свя-
зано с именем Художественного те-
атра. Ибо Московский Художествен-
ный театр наиболее полно и глубоко
воплощает социалистический реализм
на сиене. —
		несколькими новыми современными
постановками, Но это отнюдь не 03-
начает, <что. требования, _ которые
пред’являет советский зритель к луч-
шему театру страны, полностью удов-
летворены. Важнейшая задача, „стоя-
шая ныне перед Московским Худо-
	жественным театром, -- создание Hour
	вых значительных спектаклей, отра-
жающих мысли и чувства, современ:
ников, способных ‘воодушевлять ‚зрит
телей на подвиги в повседневном. со-
зилательном труде.
	—_—

За полвека своего существования
Московский Художественный театр
выпестовал: группу великоленных ак-
теров, чьи имена навсегда’ вписавы
в историю ‘русской сцены. Народные
артисты ‘Союза CCP И. «Москвин;
В. Качалов, Л. Леонидов, М. “Тарха-
нов, О. Книппер-Чехова, такие BH-
дающиеся актеры, как A. Артем,
А. Вишневский, М. Лилина, Н. Ли-
товцева, В. Лужский, Н. Подгорный,
М. Савицкая, С. Халютина о создавали
театр вместе с его основателями
К. С. Станиславским и Вл. И. Неми-
ровичем-Данченко-

Затем выросло и возмужало. новое,
октябрьское. поколение мастеров Ху-
дожественного театра, наиболее яр-
ким и зрелым представителем кото-
nears бит реликий советский. актер
	рого был великий COBETCKHH . CAINE
Н. Хмелев. Вместе-с ним выросла в
театре ‘богатая плеяда актеров и ре-
	жиссеров‚ составляющих ныне ‘освоВ-
ное ядро ‘театра, руководимого М.
Кедровым, — О. Андровская, Н., Гор-
чаков, А. Грибов, 5, Добронравов,
К. Еланская, А. Зуева, А. Кторов,
А. Комиссаров, И. Кудрявцев, Б. Ли-
panos, П. Массальский, В. Орлов,
В. Попова, М. Прудкин, В. Станицын,
 А. Степанова, А, Тарасова, В. Топор-
ков, А. Чебан, М. Яншин и многие
другие. Творчество каждого из этих
актеров. в отдельности представляет
собой. значительное явление в, изкус-
стве. Художественный театр богат
народными талантами и бережно их
растит, воспитывает, совершенствует.
Новое мололое ‘поколение талантли-
	вых артистов. Аудожественного теат-
ра уверенно заявляет о себе едва ли
	He в каждой очередной. премьере.
Актеры Художественного . театра
	ироко популярны в советской стра-
не. Не случайно сотни людей, нриез-
жающих ежедневно в столицу, стре-
матся попасть на спектакли МХАТ,
	театра, ставшего нащиональной  сла-
	вой, театра, которым гордится Моск-
ва -— город-знаменосен нашей соци-
алистической эпохи. Художественный
театр. систематически бывает на’ га-
стролях в Ленинграде, его спектакли
знают зрители Киева, Горького, Са-
ратова, Свердловска, Минска, Риги:
	снимались актеры МХАТ, с их искус-
	ством познакомились Миллионные
массы зрителей нашей страны, Такие
широко популярные картины, как
«Клятва», «Валерий Чкалов», «Гроза»,
«Без‘вины виноватые», «Петр  пер-
вый», «Юность Максима» и многие
	другие созданы при участии артистов
Художественного театра — любимых
артистов ‘советского народа. :
	Учение К. С. Станиславского, кото-
	рое легло в основу воспитания акте-
		Пятьдесят лет назад, 27 (14) ок-
тября 1898 года, состоялся пер-
вый спектакль Московского” ХУ-
ложественного театра. Sta дата
	является поистине  энаменательной в
истории культуры нашей страны. Ибо
полувековая деятельность театра, <о-
зданного в 1898, году К. С. Станис-
лавским и Вл. И. Немировичем-Дан-
ченко, по своему значению ‘не имеет
себе равных не только в современ-
ном театре мира, но и во всей исто-
рии мирового сценического искусст-
‘ва. Для того чтобы уяснить себе
всю огромную прогрессивную роль
этого театра как в области сцениче-
ской культуры, так и в области об-
тцественного развития, для того что-
бы понять, какое могучее воздейст-
вие оказало творчество Художест-
венного театра на умы и сердца. его
многочисленных зрителей, на все без
исключения театры нашей страны и
на театральное искусство всегс мира,
следует обратиться к его славной
истории, которая представляет собой
‘историю трудной борьбы за утверж-
дение реалистического,  народеого
искусства. Самых высоких успехов в
‘этой борьбе театр достиг уже в с0-
ветский период его творческой жиз-
ви. История Художественного театра
с ето возникновения до наших дней
глубоко поучительна.
	В. И. Ленин характеризовал сере-
дину 90-х годов прошлого века как
начало пролетарского периода осво-
бодительного движения в России. Это
движение находило свое отражение и
в умах интеллигенции, составлявшей
значительную часть театральной
публики. Императорские театры
не могли удовлетворять  духов-
ные  запрогы передовой части
русской интеллигенции. Скованные
своим придворным положением, об-
ремененные многими дурными, чи-
сто театральными штампами и обы-
чаями, изолировавшими их ецениче-
ское искусство от реальной действи-
тельности, эти театры потеряли свою
общественную роль. Только. в творче-
стве отдельных корифеев император-
ской сцены — таких, например, как
М. Н. Ермолова, А. П. Ленский,
звучали отголоски освободительного
движения, охватившего русский про-
летариат и всколыхнувшего  демо-
кратически настроенные круги ин-
теллигенции. Блестящие таланты,
превосходные русские актеры в сто-
лицах и в провинции задыхались в
борьбе с засилием жалких мелодрам,
пустых комедий,  третьеразрядных
переводных пьес, наводнявших сцену
с благословения властей, стремив-
тихся отвлечь народ от социальной
борьбы. Недаром Ермолова порыва-
лась бросить сцену. Лучшие ‘реали-
стические традиции русского - народ-
ного театрального искусства, тради-
ции Ф. Г. Волкова, П. С. Мочалова,
М. С. Шепкина, Садовских подменя-
лись развлекательностью, дешевыми
эффектами. Театр покорялся вкусам
случайного пресыщенного буржуаз-
ного зрителя.
	Театр, созданный К. С. Станислав-
ским и Вл. И. Немировичем-Данчен-
ко в 1898 году, ставил своей целью
реформировать сценическое искусст-
во всесторонне, коренным образом.
Стремясь бережно сохранить ценней-
шие реалистические традиции рус-
ской сцены, создатели Художествен-
ного театра взяли на себя миссию
полностью очистить эти традиции от
всего косного, фальшивого, мешав-
шего подлинному искуеству. <...Бы-
ло решено, что мы создаем народный
театр...», — подчеркивал Станиелав-
ский и продолжал: «Программа на-
чинающегося дела была революци-
онна. Мы протестовали и против
старой манеры игры, и против теа-
тральности, и против ложного пафо-
са, декламации, и против актерского
наигрыша, и против дурных условно-
стей постановки, декорации, и про-
тив премьерства, которое  портило
ансамбль, и против всего строя спек-
таклей, и против ничтожного репер-
туара тогдашних театров».
	Подлинно революционным театром
МХАТ стал, конечно, только после
Великой Октябрьской революции. Но
уже его программа и его ‘первые
спектакли были, несомненно, нова-
торскими.
	Важно отметить, что многие запад-
ные практики и теоретики театра в
те годы высказывали мысли, близкие
программе реалистического народно-
го театра, созданного К. С. Стани-
славским и Вл. И. Немировичем-
Данченко. Но все их попытки соз-
дать подобный театр успеха не име-
ли. Отчего же мысли К. С. Стани-
славского и Вл. И. Немировича-Дан-
ченко претворились в реальность?
Оттого, во-первых, ‘что Художест-
венный театр возник на благодатной
почве. За ним были богатейшие со-
кровища русского ° реалистического
искусства, русской реалистической
литературы, и театр на протяжении
всего своего творческого пути пи-
тался живой водой из этого могуче-
го источника. Оттого, во-вторых, что
Художественный театр с начала его
существования связал свое искусст-
во с современной действительностью,
< передовой современной литерату-
рой — это также определило его
жизнеспособность.

Опираясь на лучшие традиции рус-
ской культуры, русского еценическо-
го реализма, он искал пути к искус-
ству, способному выразить передо-
		героику гражданской войны. Эта по-
становка по праву считается этапной
в истории Московского Художест-
венного ‘театра: отныне советское. с0-_
держание наполняет его искусство и.
движет его режиссерские изактер-
ские творческие поиски.

«Страх» А. Афиногенова, «Платон
Кречет» А. Корнейчука, «Любовь
Яровая» К. Тренева, «Земля» ’ Н,
Вирты явились дальнейшими наибо-
лее значительными этапами в ста-
новлении современной драматургии.
Ha сцене Художественного Театра.

В этих постановках театр касался
наиболее волнующих ‘проблем говет-
ской современности, создавал яркие’
сценические ‘портреты передовых лю-
дей советской эпохи. В память зри-.
телей театра глубоко врезались та-
кие великолепные создания артистов
Художественного театра, как Пла-
тон Кречет — Б. Добронравов, Лю-
бовь Яровая — К. Еланская, ‘Фрол
Баев — А. Грибов и многие другие:

В то же ‘время театр продолжал
настойчиво работать над воплоще-
нием лучших произведений класси-
ческой драматургии, стремясь до:
биться: их наиболее глубокой и сов-
ременной трактовки. В числе наибо-
лее успешных работ театра — «Го-
рячее сердце», «Таланты и поклон-
ники», «Последняя жертва»—Остров-
ского; «Женитьба Фигаро» Бомарше,
«Воскресение» и «Анна Каренина»
Л. Толстого, «Мертвые души»  Гого-
ля, «Пиквиккский клуб» Диккенса,
«Дядюшкин сон» Достоевекого,
«Враги» Горького, «Три сестры» Че-
хова.

Таким образом, Московский Худо-
	всему своему содержанию, уводя-
щие народ от борьбы.

Перед Великой Октябрьской рево-
люцией Московский Художествен-
ный театр. находилея в состоянии
кризиса. Долгое время. он сопротив-
лялся натиску жалких, пустых раз-
влекательных и пошлых пьес, кото-
	рыми систематически пользовалась
императорская сцена. В предрево-
люнионные годы, однако, и в Худо-
	жественном театре были поставлены
такие ‘слабые произведения, как
«Осенние скрипки» И. Сургучова,
«Будет радость» Д, Мережковского.
Серьезные колебания  испытывало
театр и в своих поисках стиля. Ноч-
ти одновременно с работой над реа-
листическими спектаклями «Смерть
Пазухина» Салтыкова: Щедрина,
«Маленькие трагедии» Пушкина
снова готовилась эстетская символи-
стская постановка — «Король тем-
ного чертога» Рабиндраната Тагора,
которая таки не увидела света рам-
пы. Е

ae

Великая Октябрьская революция
сразу же открыла перед Художеет-
венным театром самые широкие пер-
спективы. “Отношение °большевист-
ской партии ко Художественному
театру В. И. Ленин сформулировал
так: «Если есть театр, который мы
должны из’прошлого во’ что бы то
ни стало. спасти и сохранить — это,
конечно, МХАТ».

Вл. И. Немирович-Данченко впо-
следствии говорил об огромном воз-
действии, которое ‘оказал «гран-
диозная мощь революции на работу
театра, выведя его из того тупика, в
котором оказалозь искусство Худо-
жественного театра накануне рево-
люции. Если бы не было Великой
Октябрьской социалистической ре-
волюции, то искусство Художест-
венного театра потерялось бы и за-
глохло».

С первых же дней революции
театр нашел, наконец, зрителя, котб-
рого он ждал долгие годы. B зал
пришли пролетарские массы. Театр
сразу ощутил контакт со зрителем,
понял, что он этому зрителю’ нужен.
Начались ( спектакли в районных
клубах, в больших помещениях, Но
в первое время Московскому Худо-
жественному театру пришлось вы-
ступать’°неред революционной ауди-
торией cO старыми спектаклями.

Teatp ‘далеко не’сразу нашел. нуж-
	ный репертуар и нужные художест-
венные средства, которые позволили
ему создать ‘спектакли, достойные
советской ‘эпохи, близкие интересам
советских зрителей. Предпринятая
театром. попытка поставить ‘байро-
новского ‘<Каина», Kak спектакль,
«созвучный революции», ‘успеха не
имела. Значительно более удачной
работой была новая постановка’ «Ре-
визора».: :

Затем Художественный театр, ко-
торому было присвоено наименование
Академического, выехал на двухлет-
ние гастроли в Европу и Америку.

По возвращении в Советский Союз
театр очутился в атмосфере напря-
женной борьбы на театральном фрон-
те, где в это время большую актив-
ность проявляли «левые» апологеты
формалистического театра. Но ни в
репертуаре театра тех лет, ни в ре-
жиссуре снектаклей, ни в игре ‘акте-
ров не было и следов формализма. В
те годы, когда формалисты изо всех
	сил старались вавязать советским
зрителям свое заумное и выхоло-
шенное «творчество», Московский
	Художественный театр был подлин-
ной цитаделью реализма, постоянно
противопоставляя свое живое, до-
ходчивое искусство ° формалистиче-
ским вывертам и изыскам «левых».
Роль Московского Художественного
театра в отстаивании подлинного ре-
ализма советского сценического ис-
кусства исключительно велика.
		мя пьесы Максима Горького «Меща-

не» и «На дне» несли в себе уже

вполне. отчетливо выраженный про:
тест против царского режима, содер-
жали открытое социальное и фило-
софское разоблачение ° феодально-
буржуазного” строя. Вл. И. Немиро-
вич-Данченко, описывая те препят-
ствия, которые чинили театру вла-
сти при постановке «Мещан», точно
определил: «Горький был для Пе-
тербурга  определеннейший, ярый
классовый враг». И хотя спектакль
«Мещане» прозвучал ‘на сцене теат-
ра несколько приглушенно из-за ув-
лечения режиссуры различными на-
туралибтическими бытовыми  дета-
лями, все же самая встреча театра с
Горьким имела огромнейшее значе-
ние. «Главным начинателем и 303-
дателем  общественно-политической
линии в нашем театре был А, М.
Горький», отмечал К. С. Станиелав-
ский. Следующая  горьковская  пре-
мьера театра «На дне» имела огром-
ный, исключительный успех и боль

‘шой общественно-политический ре-

зонанс. Гневное обличение социаль-
ной несправедливости, оптимистиче-
ские, бунтарские ноты, звучавшие в
сценичёском творчестве Горького,
находили свой отзвук и в некоторых
других спектаклях театра — в’ таких,

`например, как «Доктор Штокман»

Г. Ибсена со Станиславским в за-
главной роли. Спектакль «На дне»
сохранилея в репертуаре театра до
сего дня.

В первые годы своей творческой
жизни. молодой театр еше явственно
колебался в своем понимании реа-
лизма. Натуралистические ошибки
были свойственны таким спектаклям,
как «Мешане», «Власть . тьмы»
Л. Толстого, «Юлий Цезарь» Шек-
спира, в котором В. Качалов превос-
ходно играл заглавную роль. Но в
целом искусство Художественного
театра этого’ периода было тесно

связано с прогрессивными движения-

ми предреволюционного времени и
потому оно крепло, мужало, завое-
вывало все более широкое общеет-
венное признание. В разгар револю-

‘ции 1905 года театр показал «Дети

солнца» М. Горького. Вскоре носле
этого спектакля труппа выехала в
первые заграничные гастроли.
		Период © 1898 по 1905 г. был пе-
риодом успешного творческого ста-
новления молодого театра. В эти го-
ды театр быстро попадает в центр
широкого общественного внимания,
привлекая зрителей главным образом
своей серьезностью, вдумчивостью в
постановке волнующих современных
проблем. Главное место в репертуа-
ре Художественного театра прочно
занимает. современная драматургия.
Но и в двух-трех классических
постановках театр достигает круп-
ного успеха. Наиболее значительной
из них оказался первый спектакль
Художественного театра — трагедия
А. Толстого «Царь Федор Иоанно-
вич», удержавшийся на сцене и
поныне. Это небывалый в истории
	‘мирового театра случай, когда спек-
	такль без всяких серьезных измене-
ния не сходит со спены в течение
	50 лет.
	Во. всем мире сейчас нет театра,
способного сравниться с МХАТ по
своей художественной ценности, по
свбей общественной ‘значимости. И
поэтому, ‹: естественно, влияние
МХАТ давно уже вышло далеко за
пределы нашей страны. Еше во время
первых заграничных гастролей теат-
ра в 1906 году восхищение зарубежз
ной критики достигало апогея. «Шапз
ки долой перед вами, москвичи!» —
писала одна берлинская газета. Впо=
следствии МХАТ побывал ню хаххро»
лях в Германии, Австрии, Чехослова-
кии, Югославии, в Соединенных
	Штатах Америки, во Франции. Спек-
такли везде встречали восторженное
	одобрение публики. Вскоре последо-
ватели Художественного TeaTpa 10+
явились во всех концах земного ша=
ра. Не случайно чаще всего идеи
Станиславского и Немировича-Данз
ченко подхватывались прогрессивны-
ми художниками. Перед МХАТ пре:
клонялись и преклоняются крупней:
шие артисты современного Запада н
Востока. Книги К. С. Станиславского
«Моя жизнь в искусстве» и «Работа
актера над собой» переведены на де
сятки языков. В итоге всякий об’ек-
тивный историк американского, анг
лийского, француеского, немецкого,
итальянского, японского, китайского
театров наших дней не сможет не от-
метить явлений, свидетельствующих
© воздействии. МХАТ на’ творчество
актеров и режиссеров этих стран.
`Московский Художественный те-
атр — огромное явление русской со-
ветской культуры — стал явлением
культуры мировой, явлением интер?
	национального значения. Весь путь
Московского Художественного  те-
атра подтверждает слова A. A.
	7УКданова: «Интернационализм в ис-
кузстве рождается не на основе ума-
ления и обеднения национального ис-
кусства. Наоборот, интернационализм
рождается там, где расцветает на-
циональное искусство».

Советское правительство высоко
оценило творческий путь Московско-
го Академического Художественно-
го театра. Театр носит имя великого
советского писателя Максима Горь-
кого. Театр награжден орденами
Ленина и Трудового Красного Знаме-
ни. Десятки его режиссеров, арти-
стов и трудящихся подсобных цехов
отмечены почетными званиями и пра-
вительственными наградами. Неод-
нократно спектакли театра удостаи-
вались Сталинских премий.
`Любовь зрителей, внимание партии
	_и правительства обязывают коллек-
	тив Московского Художественного
театра отдавать всею свою энергию
творчеству во имя народа и для на-
рода. Опыт Московского Художест-
венного театра, его твердость и` це-
леустремленность в борьбе за, созда-
Hue подлинно-реалистических,  про-
никнутых большевистской партийно-
стью, талантливых и ярких спектак-
лей должны стать примером для всех
актеров и режиссеров ‘советского те-
атра.
	Наиболее плодотворным в этот не-
риод жизни театра было его обраще-
ние к драматургии А. П. Чехова и
М. Горького. И Чехов, и Горький, как
драматурги, родились в Художест-
венном театре. Самые передовые
русские писатели тех лет, они внол-
не закономерно связали свою сцени-
	чегкую судьбу с самым передовым
	современным русским театром.
Драмы А. П. Чехова — «Чайка»,
«Лядя Ваня», «Три сестры», «Виш-
невый сад» и «Иванов»—впервые по-
ставленные театром в годы с 1898 по
1904, выражали мысли и чувства рус-
ской трудовой интеллигенции, кото-
рая испытывала немало сомнений и
колебаний в эпоху нарастания рево-
люционного движения. Чехов He
смог выдвинуть на сцену образ пере-
дового героя времени, — он сам му-
чительно искал и не находил верно-
го пути. Но чутьем гениального ху-
дожника он подметил социальные и
духовные противоречия, свойствен-
ные его современникам—интеллиген-
там, искренне мечтавшим о буре, ко-
торая «пронесется по земле и разру-
	шит пошлость, окутывающую COBpe-
	менную жизнь». Со сцены театра зву-
чали слова, которые еще не указы-
вали определенного пути, но кото-
рые уже заставляли работать мысль,
волновали умы и сердца зрителей
предчувствием ‘революции: «Приш-
ло время, надвигается на всех нас
громада, готовится здоровая, силь-
ная буря, которая идет, уже близка
и скоро сдует с нашего общества
лень, равнодушие, предубеждение
к труду, гнилую скуку».

Чеховские спектакли Художест-
венного’ театра поражали своей прав-
дивостью, искренностью, глубиной.
Они, несомненно, сыграли свою про-
грессивную роль в общественной
жизни. О том, как действовали они
на зрителей, свидетельствует, напри-
мер, один из отзывов, который всно-
минал в свое время А. В. Луначар-
ский: «Когда я шел из театра до-
мой, — писал Луначарскому один из
посетителей театра после чеховского

спектакля «Три сестры», — то кула-

ки мои сжимались до боли и в тем-

‘ноте мне мерещилось то чудовище,

которому, хотя бы ценою своей сме-

PTH, надо нанести сокрушительный
удар».

Значительно дальше Чехова по ре-
волюционному пути пошел Горький,
художник, органически связанный с
народом и отразивший в своем твор:
	честве  освободительную борьбу
русского пролетариата.
Поставленные театром в то вре-

roy
	жественный театр в советские годы, + ров. Художественного театра, не дает
	впервые полно и ярко воплотил на
звоей сцене ряд произведений вели-
кого русского драматурга А. Н.
Островского, поставил неповторимые
по своей правдивости и впечатляю-
щей силе спектакли «Воскресение» и

«Анна Каренина», в которых сумел
воссоздать яркие образы гениального
писателя земли русской Л. Толстого,
созлал превосходный спектакль
«Мертвые дущи» по Гоголю, вновь
вернулся к драматургии Горького в
блестяшей постановке его пьесы
«Враги» и в спектаклях «Егор Булы-
чев и другие», «Достигаев`и другие»,
наконец, снова обратился к А. П. Че-
хову и возобновил «Три сестры» в
новой, отмеченной чертами истинной
гениальности постановке Вл. И. Не-
мировича-Данченко. Это свободное и
смелое сценическое творчество теат-
ра, черпавшего материал для своих
постановок главным образом в со-
временной советской драматургии ив
обширном русском классическом на-
следстве, говорило о ‘его зрелости и
уверенности в своих силах, о том,
что реалистический стиль’ его режис-
суры и его актеров сформировался и
укрепился.

° В процессе создания Этих поста-
новок народное и реалистическое ис-
кусство Московского Художествен-
ного театра приобрело новые черты.
Органически слившееся с ‹ жизнью
‚страны искусство МХАТ стало мо-
‚гучим средством воспитания масс.
Художественный театр возглавил
все прогрессивные творческие силы
нашего театрального искусства.

Чем это об’ясняется?

Тем, что Художественный театр ©
первых дней своего возникновения
стремился хранить и развивать на-
родные реалистические традиции
русского искусства.

Тем, что на протяжении. своего пу:
ти Художественный театр  созна-
тельно стремился поддерживать и
отражать в своем искусстве прогрес-
	сивные тенденции общественного
развития.
Тем, что Художественный. тватр
	нашел общий язык. се Миллионами со-
ветских людей, совершивших вели-
чайшую в истории революцию, и
искренне сроднился- с советским на-
родом, впитал в себя здоровое, про-
грессивное болымевистское мировоз-
зрение и воспитал актеров нового ти-
па — страстных партийных худож-
ников, выступающих ‘во всеоружии
высокого мастерства.

Тем, что Художественный театр,
верный принципам социалистическо-
го реализма, всегда был ярым! врагом
безидейного, формалистического ис-
кусства.

Тем, что советское правительство
всегда уделяло огромное внимание
Московскому Художественному теа-
тру, слитая ero творчество великим
вкладом в советскую культуру.

В годы Великой Отечественной
войны Московский Художественный
театр создал ряд интересных
патриотических спектаклей: «Фронт»,
А. Корнейчука, «Русские люди»
К, Симонова, «Глубокая разведка» и
«Офицер флота» А. Крона. Подвиги
советских людей на фронтах войны
за честь и независимость нашей Ро-
дины театр отразил также в своих
послевоенных спектаклях: «Победи-
тели» Б. Чирскова и «Дни и ночи»
К. Симонова.

Постановление ЦК ВКП(б) <0 ре-
пертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению» указало на
то, что в первые послевоенные годы
уделял мало внимания современной
советской драматургии. В настоящее
время репертузр театра обогатился
	никаких готовых .трафаретов. Оно.
требует от художника постоянных по-
исков сценической правды, требует
творческого горения, вдохновения,
настойчивости, волевой целеустрем-
ленности. Актеры и режиссеры МХАТ
обладают всеми этими качествами и
именно потому являются передовыми,
любимыми художниками народа.
		На протяжении полувековой ^ исто-
рии Московского.’ `Художественного’
театра от него’ «отпочковалось» ве-.
сколько ‘самостойхельных творзеских.
коллективов, ‘среди которых такие
крупные, как Государственный театр
им. Евг. Вахтангова, Государствен-о
ный музыкальный театр ` им. К
Станиславского и Вл. И. Немирови-
ча-Данченко, ‘Драматический театр
им. Станиславского и др. Кроме того,
во. главе многих крупнейших театров
страны стоят. прямые ученики и по-
следователи К. С.’ Станиславского #
Вл. И. Немировича:Данченко, а число
режиссеров и артистов, испытавших
непосредственно благотворное влия-
ние Художественного театра, не’ под-
дается учету. -

И тем не менее этими фактами да-
леко еще не ограничивается огроме
вый ‘диапазон творческого влияния”
Хуложественного театра. Многоты-
сячные тиражи книг К. С. Станиелав-
ского и Вл. И. Немировича-Данченко,
бесчисленные статьи, брошюры, ‘мо-
нографии, сложившиеся уже’ в ‘целую
отрасль литературы, разнесли по всей
нашей стране идеи Художественного
театра. Сейчас вряд ли возможно най-
ти в Советском Союзё театр, творче-
ская жизнь которого не впитала бы в
‘себя принципы, установленные Xy-
 дожественным. театром — самым пе-
редовым театром нашей эпохи.
Успешное преодоление формалисти-
ческих рецидивов в любом театре на-
шей страны ‘неизбежно требует’ору-
жия реалистической школы Художб-
ственного театра.

Система К, С. Станиславского, . КО-
торая учит актера чворчески нахо-
	дить пути к сценической правде,
изучается во всех уголках нашей
страны.
	Большое и благотворное влияние
	После поражения революций
1905 года в творчестве Художест-

венного театра начинают с болыной
силой выявляться противоречия, об-
условленные, с одной. сторовы, Гупа-
дочничеством в  интеллигентеких
кругах, разочарованием в результа-
тах революции, контрнаступлением
реакции Ha идеологическом фронте
и, с другой стороны, стремлением
театра закрепить и ‘развить достиг-
нутые успехи, сохранить свое основ-

-ное общественное и эстетическое на-

правление. Это удается театру дале-
ко не в полной мере.
	В годы столыпинской реакции,
черносотенного разгула, свирепого
цензурного гнета театр обращается
порой к декадентским пьесам, опе-
рирующим ° расплывчатыми ‘ симво-
лами, совершенно чуждыми его реа-
листичеекому стилю, а также за счет
современных пьес, не удовлетворяв-
‚ших театр, значительно более широ-
ко вводит в свой репертуар клазси-
‘ку. Но, как показали спектакли
«Драма жизни» К. Гамсуна, «Жизнь
человека» Л. Андреева и некоторые
другие постановки, условная  симво-
лика декаданса’ не прививалась ‘на
реалистической сцене Художествен-
ного театра. «Оторвавшись от реа-
лизма,—писал К. С Станиславский, —
мы, артисты, почувствовали себя бес-
помощными и лишенными почвы под
ногами». Ко дню своего десятилет-
него юбилея театр приходит с твер-
дым сознанием того, что вне реализ-
ма нет подлинного искусства и что
  МХАТ является продолжателем
щепкинской линии русского театра.
	Обращаясь к классике, в первую
очередь русской, Московский Худо:
жественный театр дает в этот период
ряд значительных постановок произ-
ведений Грибоедова, Пушкина, Го-
толя, Тургенева; Островского, Л.
Толстого, Салтыкова-Шедрина, До-
стоевского, Мольера, Гольдони, Шек-
спира. При’этом искусство артистов
Художественного ‘театра ‘становится
все более’ зрелым и высоким. Но
театр в эти годы теряет прогрессив-
ную общественную линию в своем
творчестве, что в первую очередь
об’ясняется его изолированностью от
ушедшей в глубокое поднолье рево:
люционной борьбы, = отсутствием
правдивой и актуальной современной
	  драматургия в его репертуаре.
	В 131!5 году, когда уже началось
новое оживление в революционном
	  рабочем движении, Художественный
	театр показывает инсценировку ро-
мана Ф: Достоевского «Бесы», про-
никнутого реакционными идеями и
страхом перед. революцией. Эта по-
становка вызвала страстный протест
А. М. Горького, выступившего в. пе-
чати с открытым письмом, в котором
великий писатель резко осуждал
спектакли Достоевского в Художе-
ственном театре, как реакционные по
		Сознавая необходимость усилен-
ной работы над созданием современ-
ных спектаклей Художественный
театр сплотил вокруг себя большую
группу советских драматургов, чьи
произведения стали предметом наи-
большего внимания режиссуры и
актеров. Современность театра —
основной залог его жизнеспособно-
сти, его успеха у зрителей. Crpe-
мясь удовлетворить запросы совет-
	ского народа, Художественный
театр постепенно стал подлинной
«лабораторией» современной совет-
	ской драматургии.

В Художественном театре в два-
дцатые годы были поставлены первые
пьесы К. Тренева, Вс. Иванова, Л.
Леонова, В. Катаева. Наиболее зна-
чительным. событием ‘истории театра
в эти годы явилась постановка «Бро-
непоезда 14-69» Ве: Иванова. В этом
спектакле на сцену Художественного
театра впервые вышел герой совет-
кой действительности, — его персо-
Haku Вершинин. (В. Качалов), Пек-
леванов (Н. Хмелев), Васька-Окорок
(Н. Баталов) сразу стали. близки
зрителям: Реалистический спектакль
правдиво и выр-зительно ‘передавал
	«Царь Федор Иоаннович». Спектакль 1898 года. Царь Федор —
И. М. Москвин, Ирина — О. Л. Книппер, Луп-Клешнин -- А. А. Санин
		ИТаховской = А. С.
	«Бронепоезд 14-69». Вершинин — В. И. Качалов, Пеклеванов — Н. П.
Хмелев и Знобов— А. А. Андерс.