СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО _
		` Открытие сезона.
MOCKOBCKOM цирке

Mose подходя к зданию = ° раднее появление в но-
осковского цирка, вы вой программе Бориса
уже замечаете, что сре- ВИКТОр ЭРМАНС Манжелли, потомствен-
ди блеска иллюминаци- >. ного конника, дресси-
		ровщика и жокея, вы-
ступающего на арене с шестилетнего
возраста. Высокий класс искусства
Манжелли подтверждают все три. его
	‘выступления («ГТочта». «На де де» на
	двух лошадях вместе с молодой
наездницей-балериной В. Туренок,
дрессура). _Манжелли-дрессировшик
как бы бравирует своим. мастерством,
делая вид, что лошади «сами», без
его участия, выполняют сложные пе-
регруппировки и комнозиции; техни-
ка дрессировки в этом номере дове-
дена до совершенства.
	Если повторные выступления Ман-
желли только укрепляют его успех,
то этого нельзя сказать о вторичном
появлении на’ арене бр. Лавровых ©
политическим антрэ  «Разбойники».
Как музыкальные клоуны  Лавровы
работают интересно. Что же касается
их разговорного. репертуара, то он
весь, начиная с выходной репризы,
посвященной трамвайным и,
скучен и _беззуб.

После выступления axpo6aton Ha
вольно стоящей лестнице —`Верони-
ки и Анатолия. Мининых, крепких
профессионалов, возникает законный
вопрос: стоило ли вести из Хабаров-
ска этот номер, мало чем выделяю-
щийся среди ряда подобных номеров?

Все представление постановщик
Б. Шахет) идет в хорошем, ‘бодром
темпе. Тем большее чувство досады
вызывает концовка программы. Геор-
гий Борисов, много лет работающий
в советском цирке, вытравил из сво:
его номера’ всякай намек на’ роман-
тику профессии дрессировщика. Мо-
ментами кажется, что это репетиция;
«черновой прогон», на котором зри-
тели присутствуют лишь по недора-
зумению. Есть.-как известно, два ро-
да дрессировки хищников: один
мягкий, дружеский, без следов «укро-
щения», и другой—нарочито демонет-
рирующий «дикость» зверя, опасность
общения < ниме Трудно определить,
какой стиль ближе Борисову. Он
просто усердно; деловито’ передви-
гает тумбы, уделяя этому занятию все
свое внимание. Темперамент просы-
пается у Борисова лишь под самый
конец. номера, когда зверей надо за-
гонять в клетки, что он и делает с
болыним азартом. Прозаическому по-
ведению дрессировщика  соответст-
вует сонное, безразличное поведение
его зверей.
	Дрессировшики различают среди
своих питомцев одаренных. и несло-
собных. Борисову, видимо, доставля-
ет удовольствие работать с «тупи-
цами». Мы помним Борисова 7—8
лет назад острым, эмоциональным
дрессировщиком. Почему такая пе-
ремена?
	Выступление Аллы Рудиной будет,
несомненно, вызывать восторги на
детских утренних представлениях,
Понравилось оно и взрослым. Oco-
бенно эффектен первый выход дрес-
сировщицы с белыми собаками и го-
лубями.

Москвичи хорошо знают П. Боро-
викова еще по гастролям Узбекско-
го циркового коллектива. Это опыт-
ный соло-клоун и первоклассный
прыгун, добросовестно заполняющий
паузы между номерами занятными
сценками и оепризами.
	В заключение несколько слов о
Каран д’Аше. Выпускать его в.неле-
пой двухминутной роли в прологе -*
по менышей мере расточительно.

И есть еще одно немаловажное об:
стоятельство, обращшающее на себя
внимание: в московской программе,
как в зеркале, отражаются  достоин-
ства и недостатки, присущие всем 53
циркам страны. К достоинствам от-
носится бурный рост одаренной цир-
ковой молодежи, к недостаткам — в
первую очередь, давнишнее отстава-
ние разговорного жанра.

Об’явить беспощадную борьбу о6б-
ветшалым маскам и приемам, всяче-
ски поошрять и поддерживать все
новое, что движет вперед цирковое
искусство, — эти выводы на примере
отчетной программы должно сделать
Главное управление цирками.
	тектуры, разработка теоретических
проблем в отрыве от реальных по-
требностей нашего социалистического
общества. ;

Нельзя не согласиться с т. Былин-
киным в том, что самый серьезный.
упрек, который следует сделать по
адресу академии, заключается в. ха-
рактеристике ее позиции, как аполи-
тичной по отношению к борьбе, ко-
торую` проведили представители этих
направлений против дела ‘советской
архитектуры. Академия, в частности,
проглядела  укренление позиций
идеалистической школы Жолтовско-
го. И в самом деле, Академия архи-
тектуры, ее Институт теории и исто-
рии не создали ни одной ‘теоретиче-
ской работы, содержащей марксиет-
ский, партийный анализ положения в’
советской архитектуре, работы, кото-
рая явилась бы научным оружием
для разгрома идеализма ‘в. теории ‘и
в практике нашей архитектуры. Бо-
лее того, немало теоретических ра-
бот, изданных академией, сами `0с-
новывались на идеалистических по-
ложениях и чисто формальных. крите-
риях анализа,

Далее докладчик подверг критиче-
скому анализу работы, подготовляе-
мые институтами Академии. архитек-
туры: сборник «Основные. черты’ со-
ветской архитектуры», работы Бори-
совского, Носова в области теории
архитектуры, а также вышедший из
печати 1 том Всеобщей истории архи-
тектуры. На ряде конкретных приме-
ров он показал наличие в этих. трудах
серьезных идеологических ошибок.

Для сборника, посвященного   BO-
просам социалистического реализма,
из 11 статей годными надо признать
только четыре. Для исторических ра-
бот характерно своеобразное их деле-
ние на весьма краткий (вводный) со-
циально-экономический очерк, в кото-
ром «отдается дань» требованиям мар-
KOHCTCKOTO исторического анализа
эпохи, и на «основной» текст, в’ кото-
ром все является чисто формальным
описанием и формальным анализом
памятников зодчества.
	На порочной основе покоится сей-
час и главная теоретическая работа
Института градостроительства. Под-
готовляемый им труд, посвященный
основам советского градостроительст-
ва, в его сегодняшнем виде и за-
мысле оторван от практики, полон
умозрительных суждений, абстракт-
	онных огней нет, как
обычно, выписанного крупными бук-
вами названия главного аттракциона
программы, нет имени какого-либо
выдающегося артиста. Этот своего
рода отказ от рекламирования га-
стролеров, от «красной строки» очень
характерен для всей системы подбо-
ра номеров в программу открытия.
Перед Главным управлением цир-
ками было два пути. Идя по одному из
них, проторенному, необходимо было
собрать лучших, популярных цирко-
вых артистов страны, рекордеменов,
показать блестящую программу. Ру-
ЕОВОдДСтво Московского цирка выбра-
ло другой, более трудный и плодо-
тверный путь — оно сделало ставк
на талантливую молодежь, в первы
раз вступившую на арену столичного
цирка. Отсюда и название всей про-
граммы — «Впервые в Москве».
	Открывается представление не-
большим прологом (текст В. Со-
ловьева, музыка И. Дунаевского),
действие которого развертывается на
сцене и арене,

Вечерняя Москва, вокзал. Столица
встречает гостей цветами и пролив-
ным дождем. Каран x Au и режиссер
Буше в ожидании прихода поезда
терпеливо мокнут под всамделишным
	дождем — сомнительной: гордостью
водопроводной техники. . Наконец,
артисты приезжают и -появляют-
	ся на арене. Начинается традицион-
ный парад — участников програм-
мы представляют зрителям. Нужно
ли это? Не нарушает-ли парад ху-
	дожественной цельности гпредстав-
ления? ° Целесообразно au ради
сомнительного эффекта показывать
	зрителям загримированных, одетых в
специальные костюмы артистов, KO-
торые через некоторое время будут
выступать на арене?

Смелое выдвижение одаренной мо-
лодежи полностью себя оправдало.
Лучшие номера программы оказались
созданными Молодыми, малоизвест-
ными артистами. Зритель, уходя из
цирка, уносит в своей памяти имена
таких — артистов-дебютантов, как
А. Грибанова и Г. Резников, братья
В. и М. Запашные, Федосовы.
	А. Грибанова и Г. Резников—воз-
душные гимнасты, работающие pol
куполом цирка на  вращающемся
аппарате оригинальной конструкции.
Без сетки (она, кстати сказать, <ко-
ро станет экспонатом циркового му-
зея), без лонж проделывают они
свон головокружительные упражне-
ния с завидной легкостью, четкостью
	и смелостью. Выступление Грибано-.
	вои и Резникова, скромно именуемое
в программах и афишах номером, по
сути дела является первоклассным
воздушным аттракционом.
	‚Силовые гимнаеты бр. В. и М. За-
пашные покоряют зрителя своим
обаятельным искусством ¢ первого
появления на арене. Особым успехом
пользуется младший брат — Метис-
лав, обладающий незаурядной техни-
кой и врожденным артистизмом. Труд-
но поверить, что этот «любимец пуб-
лики» днем сидит за партой в 3-м
классе средней школы.
	Группа акробатов-прыгунов, ‘высту-
пающая под руководством И. Федо-
сова, по праву может занять место
среди лучших артистов этого жанра.
Внимание зрителя привлекают рекорд-
ные трюки акробатов-экецентриков
Л. Захаренко и Ю. Громова, воспи-
танников Московского училища цир-
кового искусства.
	В программе открытия участвуют
также артисты среднего и старшего
поколения — Б. Манжелли, бр. Лав-
ровы, А. Рудина, Минины, Г. Бори-
сов, П. Боровиков и другие. Кое-кто
из них уже не раз выступал в столи-
не. Но они переменили номера, ко-
стюмы и даже имена, и благожела-
тельный зритель сделал вид, что не
узнал их, что видит их «впервые в
Москве».
	Конный цирк в последние годы фе-
шительно вытеснялся с арены всевоз-
можного рода аттракционами. Тем от-
	Несколько дней назад на расши-
ренном заседании президиума Акаде-
мии архитектуры СССР был заслушан
и обсужден доклад исполняющего
обязанности академика-секретаря Н.
Былинкина «Первоочередные задачи
архитектурной науки». Доклад этот
был поставлен на обсуждение в не-
посредственной связи с той замеча-
тельной по глубине и результатам ди-
скуссии, которая прошла недавно в
биологической науке. Проведенная на
основе одобренного Центральным Ко-
митетом партии доклада тов. Т. Лы-
сенко, эта дискуссия обогатила всю
нашу науку новым выдающимся при-
мером применения  материалистиче-
ской диалектики, образцом партийно-
сти в решении крупнейших научных
проблем. Естественно и понятно было
стремление руководителей Академии
архитектуры СССР использовать не-
оценимый опыт. этой дискуссии для
самокритического обсуждения со-
стояния архитектурной науки.

Характеризуя ‘борьбу направлений
в советской архитектуре, Н. Былин-
кин указал на два крыла, которые
противостоят многообразной и пло-
дотворной практике сотен и тысяч
архитекторов, перестраивающих  го-
рода и поселки, создающих новые
принципиальные явления советской
социалистической архитектуры. Пред-
ставители одного такого крыла, от-
казываясь на словах от позиций кон-
структивизма и признавая, опять-таки
на словах, значение для нас класси-
ческого наследия, пытались (но толь-
ко в новом литературном обличии)
провозглашать и отстаивать dopMa-
листические концепции о самодов-
леющем развитии архитектуры, о
конструкции и измененном способе
строительного производства, как яко-
бы основных формообразующих фак-
торах архитектуры. Подобные ` кон-
ценции нашли свое теоретическое об-
общение в статьях покойного акаде-
мика М. Гинзбурга, ‘А. Веснина,
А. Бурова и других статьях, помещен-
ных в свое время на страницах жур-
нала «Архитектура СССР».

Другое крыло, внешне  полярное
этому направлению, составляет так
называемая школа Жолтовского, ко-
торая на деле смыкалась с ним в
идеалистическом понимании архитек-
туры и закономерностей ее развития.
Общим для обоих этих направлений
являются, таким образом, равно иде-
алистический их характер, неверное
понимание существа советской архи-
		В Мосновеком .
Художественном театре
	Московский Художественный” театр
работает над пьесой А. Сурова «Зеле-
ная улица». Выпуск смектакля при-
урочен к дням ` празднования 50-лет-
него юбилея“ театра. Пьесу ставит
народный артист СССР М. Кедроз,
режиссер А. Карев; художник, 34-
служенный деятель искусств РСФСР
Б. Волков. В главных ролях заняты:
народная артистка СССР А. Тарасо-
ва, народные артисты РСФСР А. Зу-
ева, Н. Боголюбов, Б. Ливанов, В. Ор-
лов, М. Прудкин, заслуженные арти-
сты РСФСР В. Бендина, И. Гошевз,
С. Блинников, В. Макаров, молодые
артисты, окончившие школу-студию
МХАТ. К. Ростовцева, А. Пэкров-
	ский и ученик студии О, Ефремоз.
	Памяти выдающегося
русского. зодчего
	В Московском архитектурном инсти-
туте 15 сентября состоялась сессия
Института истории и теории архитек-
туры, посвященная творчеству. выдаю-
щегося русского зодчего В. П. Стасо-
ва, столетие со дня смерти которого
было широко отмечено советской эб-
щественностью. —

После вступительного слова акаде-
мика А. Щусева Идя о жизни и
творчестве В. П. Стаэбва сделал стар-
ий научный сотрудник А. Михайлов.
На сессии выступили с сообщениями
кандидат архитектуры В. Пилявский—
«Работы В. П. Стасова в Ленинграде»
икандидат архитектуры А: Капяун—
«Московские Провиантские склады —
произведение В. П.: Стаеова».
	Новые книги.
	_БЕРЛЯНД Е; Композиторы первой
половины восбмнадцатого века. Изяа-
ние Московской филармонии (Музы-
кальный университет. Западноевро-
пейская классическая музыка. Вып.
7). 76 стр., цена 5` руб.

` Книга содержит общий обзор опео-
ной и инструментальной музыки на-
чала ХУШ века. Отдельные главы
посвящены творчеству Генделя в
Баха.

ВИРТА Н. Хлеб наш насущный,
Драма в 4 действиях. Вариант Мо-
сковокого Художественного театра.
«Искусство». 120 стр., цена 4 руб. —
	ИВАНОВ С. П. О стереоскопиче-
ском кино. Стенограмма ^ публичной
лекции. Всесоюзное общество по рас-.
пространению политических и науч-
ных знаний. 32 стр. цена 60 кои.

Автор лекции. — лауреат Сталик-
ской премии, один из изобретателей
советской системы стереокино. В лек-
нии освешено современное состоявие
	  стереокино, преимущественно в СССЁВ,
	и намечены перспективы его дальвен-
шего развития.

Колхозная ‘сцена. Вып. 2. Вого-
нежское областное книгоизда-
тельство; 56 стр., цена 4 руб.
	Репертуарный сборник для коллек-
	ТИВОВ КОЛХОЗНОЙ XYHOKCCTBERHOR ca-
модеятельности.

КОСТОЧКИН В. Нарва. Издатель-
ство Академии архитектуры СССР
(Сокровища зодчества варолов
ССЕР). 48 стр.,. 15. листов иллюстфа-
	  ций, цена о

руб.
	Перед учебным годом.
в сети партийного просвешения
		_ МОСКВА. В партийных  организа-
Циях столичных театров идет дея-
тельная подготовка к началу учебы в
сети партийного просвещения. Закан-
чивается отбор желающих учиться в
университетах  марксизма-ленинизма,
комплектуются политшколы и круж-
ки. Партийные организации оказыва-
ют серьезную помощь. коммунистам,
самостоятельно работающим над по-
вышением. своего. идейно-политиче-
ского уровня. Заканчиваются подбор и
утверждение пропагандистов.
Коммунисты и комсомольцы про-
являют большой интерес к партийной
учебе. Так, например, в парторгани-
зации Театра им. Ленинского комсо-
мола нет ни одного человека, кото-
рый точно не определил бы своего
плана партийной учебы. 14.работников
театра будут продолжать учиться в
филиале университета марксизма-ле-
нинизма при ЦДРИ. Еще 15 человек
сейчас поступают на первый курс.
Создан и приступает к занятиям
	кружок по изучению истории партии.
	Для молодежи организована полит-
школа.

‚ Хорощо готовится к началу учеб-
ного года и парторганизация Театра
‚им. Ермоловой. Кроме 8 работников
театра, которые будут продолжать
учебу на 2-м курсе университета
марксизма-ленинизма, еще 10. человек
из’явили желание поступить в уни-
верситет:

+  +
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). На-
чался ‘второй учебный год в универ-
ситете марксизма-ленинизма при ле-
нинградоком Доме архитектора. На
первый курс поступило 250 человек.

400’человек приняты Ha первый
курс’ университета маркоизма-лени-
низма’ при Доме искусств. Это
значительно больше, чем в прошлом
году. Сейчас на втором курсе здесь
обучаются 250 работников искусств.
Среди вновь поступивших: художест-
венный руководитель Театра им.
С. М. Кирова Б. Хайкин; балерина
		‚ этого театра Н. Ястребова, артисты
	Е, Тиме (Пушкинский театр), В. По-
лицеймако (Большой драматический
театр), Е. Уварова (Театр комелин).
В этом году-в университете вачали
заниматься многие работники кино.
Наибольшую группу — пятьдесят че-
ловек—составляют сотрудники Лен-
фильма. Среди них-—режиссеры А.
Зархи, И. Хейфиц, Г. Рапопорт, ар-
тистка В. Мясникова и др.

В университете при Доме искусств
занимаются также работники Консер-
ватории, Русского музея, Ленгос:
эстрады, Филармонии.

ayy

КИЕВ. (Наш корр.). Новый учеб:
ный год ‘в филиале университета
марксизма-ленинизма для работников
‘искусств начнется в первых числах
октября.

На первый курс университета наме-
чено принять до 180 слушателей —
артистов, композиторов, художников.
На втором курсе будут продолжать
‘чебу свыше. 150 работников искусств.

С первых. чисел октября возобновят
свою работу филиалы университета
марксизма-ленинизма в Харькове и во
Львове,

В прошлом ‘учебном году Львов-
ский филиал закончили 57 человек и
на второй курс перешли 18 человек.
Казалось бы, что число слушателей в
этом году должно было увеличиться.
Однако Львовский филиал находится
под угрозой закрытия — контингент
слушателей очень мал. В прошлом го-
ду местная опера была представлена
на занятиях первого курса лишь тре-
мя слушателями, а музкомедия—од-
ним. Из-за бездеятельности бюро пар-
тийных организаций этих театров нет
уверенности в том. что в нынешнем
году число слушателей увеличится: к
‚новому набору а здесъ
еще не приступали.

Республиканский комитет союза
Рабис возобновляет работу своего по-
стоянного лектория ля работников
искусств Киева. Е
	ХРОНИКА
	Концерт Краснознаменного имени А. В. Александрова ансамбля песни
	 40-тысячной аудиторией берлинцев
	- “nw пляеки Советской Армии перед
	на плошади Жандармен-парк в советской зоне оккупации Берлина.
		Фото А. Соловова,
	750. тысяч слушателей ансамбля.
	14 сентября в Москву из гастроль-
ной поездки по Чехословакии и со-
ветской зоне оккупации Германии
возвратился Краснознаменный им.
А. В. Александрова ансамбль песни и
пляски Советской Армии.
	‚ — За три месяца гастролей наш
ансамбль дал 70 концертов, на кото-
рых присутствовало до 750 тысяч
слушателей, —сообщил в беседе сна-
шим сотрудником художественный
руководитель ансамбля Б. Александ-
ров. — В третий раз приехали мы в
Чехословакию и вновь  астретили
здесь самый дружественный и теп-
лый прием трудящихся. -
	В Пражском Национальном театре
на первом концерте ансамбля присут-
ствовали члены чехословацкого пра-
витёльства во главе с президен-
том республики Клементом Готваль-
лом, члены дипломатического корпу-
	са и представителя художественной
общественности. Е ЗЕ:

По приглашению министра земле
делия Чехословацкой республики г-на
Дюриша ансамбль дал семь концер-
тов на сельскохозяйственной” выстав-
ке. Каждый концерт собирал свыше
10 тысяч слушателей — участников
выставки, рабочих и служащих пред-
приятий Праги. те

Из Праги ансамбль выехал в совет
скую зону оккупации Германии, где
дал концерты в Берлине для горня-
ков Шварценберга. —

После концерта на Лейтшцигской
ярмарке мы дали’9 сентября заклю-
чительный концерт. на Дрезденском
стадионе, где присутствовало. 80. ты-
сяч человек. — .

Bo .spema Hamel трехмесячной по:
ездки мы дали 20 концертов для
войск Советской Армии в советской
оккупационной зоне Германии. \
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Больше внимания
композиторам периферии
	Историческое постановление ЦК
ВКП(б) об опере «Великая дружбг»
дало ясную программу действий ра-
ботникам музыкального фронта. Меж-
ду тем Союз советских композиторов
Украины все еще находится в стадия
организационной перестройки. По-
прежнему ССК Украины работает. в
отрыве ‘от творческой жизни компо-
зиторских ‘организаций областных
центров республики. Статистические
данные и планы организационной ра-
боты — вот главное, чем интересует-
ся ССК.
	Па`пленуме ССК Украины было
сказано много хороших слов о необ-
ходимости связи с композиторами,
работающими нг периферии. Но, ви-
димо, руководители союза забыли об
этом, как только ораторы покинули

уну. Дальше общих деклараций
правление ССК Укргины не пошло.
По существу, ССК Украины—это не
республиканский, а городской, Киев-
ский союз композиторов.

Такой же установки, видимо, при-
держивается и Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров Украя-
	ны, и газета «Радянське Мистецтво»,
а также издательства Музфонда Ук-
раины и «Мистецтво». В их поле зре-.
ния находятся лишь композиторы, 5а
ботающие в Киеве.

Газета «Радянське Мистецтво» Be
освещгет на своих страницах творче-
скую деятельность ° композиторов
Одессы, Харькова, Львова и других
городов Украины. Между тем обла
стные союзы советских композиторов
очень нуждаются в помощи, поддера
жке и критике со стороны ав:
канских организаций. }

Оторванность от широкой   музы
кальной общественности, слабость
музыкальной критики отрицательно
сказываются на творческой работе
областных союзов. _

Пора, давно пора и Комитету по
делам искусств при Совете Минист»
ро УССР и в первую очередь ССК
Украины и газете «Радяньске Мис
тецтво» вспомнить, что в ряде област.
ных городов Украины живут й 02654
тают композиторы. :

Композитор Н. NHPKOBCKHA,

г. Одесса; ~
	$3 Комитет пэ делам ‘искусств при Совете
Министров СССР, отметив успешное окончание
московских гастролей. ЕЕ дра-
матического театра им. зизбекова, об’явил
благодарность. всему составу’ тезтра, преми-
ровал его руководящих и творческих работни-
ков. Принято решение об издании брошюры по
истории Азербайджанского театра и монографии
© выдающихся деятелях драматических театров
Азербайджана,
	{3 Ha состоявшихся недавно заседаниях Ко-
митета Всесоюзной художественной выставки,
посвященной 30-летию комсомола, были ото-
браны работы молодых художников, . экспони-
рованные на’ всесоюзных выставках 1947 года
и «30 лет Вооруженных Сил СССР». Отоб-
раны произведения. живописи, скулымуры и
графики, выполненные, В. Пузырьковым, А. Max-
сименко, С. Отрошенко, Г. Джаши, Л. Кер-
белем; В; Циганем и другими. .
	большую, отлично проведенную худо*
	жественяозисполнительскую работу во время
выступлений Ансамбля танца Грузинской CCP
в Финляндин’и Дании Комитет по делам ис-
кусств ‘объявил благодарность артнстам, ан-
самбля и его ‹ художественным руководителям

И. Сухншвили и Н. Рамишвили.

© Московский Театр сатиры ‘успешно пре-
вел гастрольную поездку по художественному
обслуживанию` работников угольной промышлен-
ностн Кемерово, Сталинска и ‹ Прокопьёвска.

Комитет по делам. искусств об’явил благолар-
	ность всему коллективу театра, принимавшему
участиё в sy AowecT Benton обслуживании Куз-
баеса,

©) В выставочном зале Московского товз-
рищества художников 20 сентября открывается
посмертная выставка произведений В. Сварога.

<3 Музыкальный театр им. Станиславского
и Немировича-Данченко открывает сезон 8
своем стационаре 25 сентября. Ближайная
премьера — комическая опера Т. Хренникова
«Фрол Скобеев» (либретто С. Ненина) в по-
становке П. Маркова и П. Златогорова.

© В ближайшие дни на экраны выпускается
сборник цветных мультипликанионных фильмов.
В сборник вошли картины: «Путешествие в
страну великанов» (режиссер Д. Бабиченко),.
«Серая шейка» —— по мотивам рассказа Д. Ма-
мина-Сибиряка (режиссеры Л. Амальрик и:
В. Полковников), «Первый урок» (режиссер
Л. Бредис) н «Квартет» —по басне Крылова

fnawunecn А ЗН
	43 Утвержден ‘новый состав редакннонного
совета Госкиноиздата. В совет вошли: В. Fpa-
чев, М. Высопкий: E. Голдовекий,. “А. Роловня
Г. Ирский, Н. Коварский. Г. Козлов. Н, Ле-

© Малый театр: показал 11 сентября’ премьеру
гъесы A. Островского «Бесприданница» в. по-
е К. Зубова и оформлении’ В. Коз-

линского: Роли „Ларисы и Карандышева  ис-
колняли молодые артисты К; Роек и Н; Афа-

‚насьев. а . coe >

- @ Московская киностудия научно-пбпуляр-
ных фильмов закончила киноочёрк «Художни:
ки-воины», ‹посвяшенный` Студии военных xy:
дожников” им. М.   s }

генштерн. о

Популярный очерк архитектурной
истории города и описание его глав-
нейших архитектурных  памятникоз
ХГУ—ХУШ веков.

ТАРАСОВ Л. Константин Егорович
Маковский (1839—1915). «Искусство»
(Массовая библиотека). 32 стр., цена
1 руб. 50 коп.

Популярный очерк жизни и твор-
чества замечательного русского ху-
ложника.
	ПЛАКАТЫ
О МИЧУРИНСКОЙ НАУКЕ
	Издательство «Искусство» выпуска-
ет массовым тиражом -многокрасочные
	плакаты, посвященные нередовой MH-
	чуринской науке. Среди них: «Союз
	науки и труда — залог высоких урэ-
	жаев» — В. Корецкого; «Через науку
и знания — к высоким урожаям» —
М. Соловьева. Выпущен портрет И. В.
Мичурина (художник А. Петров).
	но допускающего многие грубые
ошибки под влиянием современной
американской архитектурной практи-
ки, советская архитектурная общест-
венность давно ждет честного их
анализа.
	Вызывает недоумение крайней сво-
ей неконкретностью речь основного
руководителя теоретического участка
работ Академии архитектуры СССР,
ее вице-президента А. Мордвинова.
Поставив в абстрактной форме воп-
росы: имеется ли борьба. направле-
ний в архитектуре, ° могут ли быть
проявления вредной схоластики в
	деятельности не только ` Теоретиче-:
	ских институтов, но и в работе дру-
гих институтов и лабораторий ака-
демии, А. Мордвинов ответил на этот
вопрос утвердительно и столь же аб-
страктно: Да, эта схоластика может
быть...
	_ ~~
Но сам А. Мордвинов не разобрал
ни одного явления современной архи-
тектурной практики и теории. Наибо-
лее конкретной частью его выступ-
ления была защита раскритикованно-
го сборника по. вопросам социалисти

ческого реализма в архитектуре,
	Весьма мало обогатили дискуссию
	и выступления руководящих работ-
ников Института Теории и истории
Е. Чернова и Ю. Яралова. В них, в
основном, содержались сетования на
то, что плохая работа в 1946 году
определила неудачную научную дея-
тельность института в 1947 году, что,
в свою очередь, привело к мало удов:
летворительному положению в году
1948!
	Очевидны выводы, которые сле-
дует сделать из этой дискуссии. Она
свидетельствует о стремлении руко-
водителей Академии . архитектуры
CCCP и ее общественности пере-
смотреть прежние позиции и завое-
вать принципиально новые, соответ-
ствующие. обширным и важным зада-
чам. основного центра советской ар-
хитектурной ‚науки. Но выступления
некоторых ‚руководящих работников
академии вызывают опасение, что
начавшаяся перестройка. носит пока
что в значительной мере декларатив:
ный характер. _
	Было бы легкомысленно утверж-
дать, что перестройку в области ар-
хитектурной науки провести легко.
Но проводить ее нужно, а в цезтр ее
должен быть поставлен вопрос об ук-
реплении и правильной расстановке
научных кадров архитектуры, овла-
дении ими великой теорией марксиз-
ма-ленинизма. Без знания этой тео-
рии и умения ею пользоваться на деле
нет и не может быть истинной науки.
	—
По следам наших выступлений
	„Украина должна иметь хорошую эстраду“
	Председатель Комитета по делам
искусств при овете Министров
УССР Н. Пащин сообщил редакции,
что: письмо Ю. Тимошенко и Е, Бе-
резина «Украина должна иметь хо-
рошую эстраду», опубликованное в
«Советском искусстве» № 97, o6-
	суждалось на заседании Комитета.
	„В своем постановлении Комитет от-
‚мечает, что за последнее время в
работе республиканской эстрады за-
метны некоторые улучшения. Наряду
с этим в деятельности эстрады
	имеется. еще много серьезных недо-
	четов. «Укрэстрада» недостаточно
занимается воспитанием молодых ук-
ранинских кадров. Это привело к то-
му, что на эстраде почти отсутствуют
украинские исполнители. Плохо
представлен украинский репертуар.

Эстрада не имеет своего. поетоян-
ного помещения ‘для проведения от-
‘крытых концертов. Управление муз
зыкальных учреждений Комитета не
‘руководило эстрадой. В итоге эстра-
да превратилась в один из самых от-
сталых участков искусства на Ук-
раиве.
	„почему областные театрь

Под таким заголовком. в № 35
«Советского искусства» было напе-
‘чатано письмо М. Матвеева и сооб-
щение нашего ленинградского’ кор-
респондента. Авторы указывали, что
два тватра Ленинградского областно-
	  то управления по делам искусств —
	Театр малой оперетты и Малый дра-
матический — вместо того, чтобы
давать спектакли в городах и сель-
ских местностях области, предпочи-
тают отсиживаться в Ленинграде или
гастролировать в других республиках.
Художественным руководителем обо-
их театров. числится т. Баркман, хо-
тя по существу она не работает ни_в
ORHOM 43 них.

Начальник Управления по делам
искусств Леноблисполкома П. Ма-
ринчик сообщает, что факты, при-
веденные в «Советском  искусст-

ве», при расследовании полностью
	подтвердились. Управление осущест-
		` Редакционная коллегия:
„. В.Г. ВДОВИЧЕНКО (
М; В: -БОЛЬШИНЦОВ,

eA A. МАЛЮГИН. Ю.Ю
	Для улучшения деятельности
эстрады Комитет наметил ряд мер,
Решено укрепить художественное ру
KOBOACTBO республиканской эстрады:
Директорам Украинской государст“
венной филармонии и Укргастроль:
бюро предложено передать в штат
эстрады с 1 октября всех артиетов
эстрадных ‘жанров. Решено ‘попол-
нить кадры эстрады украинскими
исполнителями за счет привлечения
молодежи из числа выпускников конч
серваторий, театральных институтов
и других учебных заведений, а так»
же талантливых участников худо+
жественной самодеятельности. :

До оборудования специального
помещения для эстрадного театра
Комитет обязал филармонию ежеме-
сячно предоставлять  республикан-
ской эстраде на ‘6 дней концертный
зал для проведения эстрадных кон-
цертов.

Решено в 1949 г. провести Всеук:
раинский конкурсе на эстрадные
произведения (фельетоны, рассказы,.
куплеты и др.), а также конкурсе
эстрадных исполнителей. Е

атры не выезжают в область?“
	вляет сейчас ряд мероприятий, кото:
рые должны оздоровить. деятель»
ность областных театров. Художест-
венный руководитель т. Баркман cHA-
та с работы. Репертуар театров зна-
чительно. расширяется. Приняты _ме-
ры к резкому повышению професси-
онального уровня спектаклей. Театры
направлены в города Ленинградской
	области, где они и должны, в 06-
новном, функционировать.

Материалы, _ опубликованные 8
	«Советском искусстве», обсуждались
также на совместном заседании -парт-
бюро Управления и парторганизации
Театра малой оперетты. Критика дея-.
тельности обоих областных театров
признана правильной. Партбюро
одобрило меры, принятые. Управле+
нием к устранению. отмеченных недо?
статков. Одновременно = партбюро
признало необходимым усилить Mace
сово-политическую работу в коллек:
тивах областных театров.
	(ответственный редактор), А. А, СУРОВ,:
Я `&. ГЕРАСИМОВ, . В. В. ЖУРАВЛЕВ
. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН. >

Московский цирк. Слева направо: акробаты ‘братья  В. и М. Запашные,
«Па де де» — Б. Манжелли и В. Туренок и. воздушные акробаты
	Фото Ё. Явно.
	А. Грибанова и Г. Резников.
aaa th a aaa 94
	ного. анализа некоего «идеального»
города, схоластических ‘рекоменда-
ций. : Я:

*2 @

Доклад Н. Былинкина о положе-

нни В советской архитектуре и архи-
тектурной науке, хотя и содержал в
основном ‘лишь характеристику борь-
бы архитектурных направлений в пе-
риод до Великой Отечественной вой-
HHH He дал такого же конкретного
анализа современного положения в
архитектуре, все же мог создать базу
для плодотворной и важной дискус-
CHT.
Участник дискуссии А. Михайлов
привел примеры того, что и сейчас
в архитектурных вузах вопросы тео-
рии архитектуры излагаются нередко
<. идеалистических позиций. Теория
превращается в догму, вопросы. архи-
тектурной композиции иллюстриру-
ются. только на примерах старой
классической архитектуры. Между
тем, практика советского зодчества
уже предоставляет богатейший мате:
риал для нового понимания‘ проблем
архитектурной композиции. `Подлин-
ное. разрешение современных теорети-
ческих. и эстетических проблем зод-
чества заключается не в нормативном
их раскрытии, а в глубоком анализе
законов развития нашей  социали-
стической архмтектугы,
	Исполняющий обязанности прези-
дента Академии архитектуры СССР
К. Алабян указал на тот факт, что
конкретных носителей идеалистиче-
ской философии и формализма в со-
ветской архитектуре выявила не Ака-
демия архитектуры. Она даже не су-
мела по-настоящему подхватить ту
критику. которую высказала обще-
ственность, разоблачая идеалистов и
формализм в архитектуре. Этот факт
свидетельствует о том, что акаде-
мия, ее президиум, Институт теории
и истории еще не создают советской,
глубоко партийной. активно вмеши-
вающейся в жизнь архитектурной на-
уки. То, что делается академией. в
области теории и истории архитек-
туры, в большой степени определено
влиянием и пережитками буржуазной
идеологии. Многие научные сотруд-
ники Академии еще не сознают, что в
значительной мере ст’›ял Ha позициях
буржуазных историков. ‘—
	—Критика, которой сейчас подвер-
гается Академия архитектуры СССР,
— продолжал ‘К. С. Алабян, — это
не только критика ее прошлых оши-
	бок. Она прежде всего является кри-
тикой тех немарксистских взглядов
на архитектуру, тех методов и навы-
ков, которые глубоко укоренились в
научной работе многих сотрудников
академии. :

Переходя к оценке положения в
архитектурной практике, К. Алабян
указал, что и в ней происходит борь-
ба двух лагерей. Но мало признать
это. Задана академии, как высшего
научного марксистского центра в ар-
хитектуре, — раскрыть содержание
этой борьбы, конкретно указать, кто
носитель положительного и отрица-
тельного. А между тем, носителем
формализма в архитектуре является
не только правильно раскритикован-
ная школа Жолтовского. По мнению
Алабяна, творчество академика Ио-
фана, пользующегося большим влия-
нием в определенных кругах архитек-
торов, заслуживает серьезной крити-
ки. Оно космополитично, питается не
из богатейшего источника архитекту-
ры народов СССР, а из западноев-
ропейского и американского «источ-
НИКОВ».

Отдельные ценные замечания со-
держались и в некоторых других вы-
ступлениях. И всё же глубокого раз-
говора о существующем положении в
советской архитектурной практике и
теории не получилось, . хотя, казалось,
в этом отношении и была проявлена
хорошая инициатива.
	То, ‘что было высказано в самых
содержательных выступлениях, —
тревога за положение дел в Акаде-
мии архитектуры СССР, убеждение в
том, что неблагополучно в ней с
марксистским образованием научных
кадров, с развитием в ее деятельно-
сти критики’ самокритики, Hal:
ло прямое отражение в самой дис-
куссий, в ее направлении. Ее тео-
ретический уровень был резко сни-
жен. Чего, `например, стоило вы-
ступление научного сотрудника’ и
главного  федактора издательства
Академии архитектуры И. Леонидо-
ва! “Он не использовал трибуну для
критики крупнейших ошибок, допу-
щенных издательством, а потнел по
пути поверхностных вульгарных ана-
логий между биологией и архитекту-
рой.

Основной тезис выступления А.
Бурова в ответ на критику его работ
сводился, по существу, к праву его,
Бурова, на экснерименты в области
архитектурной. практики и теории.
Вряд ли кто оспаривает это право в
отношении кого бы то’ ни было. Но
право на эксперимент никак не равно
‹праву» на ошибки. От А. Бурова, че-
ловека талантливого -и деятельного,
	> Комитет по’ Делаю „Искусств при Совете. Министров: 6.
	-феечное отделение Государственного Института.
театрального искусства имени А_ В Лунлодроного’
	_ Ub  ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ СТУДЕНТОВ

НА 1948/49 УЧЕБНЫЙ ron
	mittee oe ee мранимаются лица. вне зависимости ; от возраста, нмеющие >

законченрое: среднее образование, „стаж руководящей работы в учреждениях Ac:
кусств. и. направление Управления (Комитета) по делам искусств при Совете
Е = Министров. Союзной Республики. :

Все ‚поступающие подвергаются вступительным экзаменам по спениальностн:
также по общеобразовательным предметам: ‘история wannannn бб о

мг se mst meme NN
Е и литературе в об еме’ программы средней. школы,
Подробные условия приема нмеются. во всах Урана А

Нрием заявлений до

oy

EEE EL NSIT MEA

10 октября 1948 года,

Нриемные экзамены с 14 октября,

имо делам искусств,

НА
ae
	Адрес «института: Москва,
	3; Собиновский `пер., д. 4. Тел. К_ 3.50.71.
			Зак № 9510.
	отделы архитектуры“и корребпондёнтекой сети — К 71-48-58 -
	Адрес редакции: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, эстрады н цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, ‘кино —К 5-45-12:
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.