ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
		ИСКУССТВ
			Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
		НИИ
	районных театров нередко имеют са-
мое смутное представление о том, ка-
кие пьесы поступили в отдел распро-
странения. Из информационных ‘бюл-
летеней, рассылаемых отделом, мож-
но узнать только необходимые сведе-
ния чисто постановочного порядка:
сколько действующих лиц, сколько
картин, сколько декораций. Главное
же — каких вопросов современности
касается пьеса, какие проблемы она
выдвигает и как они решаются — ос-
тается неизвестным.
	Новый театральный сезон начался в
	обстановке, которая обязывает Коми-
тет пою делам искусств и ВТО к 0с0-
бой активности, к работе живой, энер-
гичной, четкой, к неразрывной связи
с театрами страны. Союз советских
писателей, и его комиссия по драма-
тургии в частности, также обязаны
значительно усилить свою борьбу за
создание новых полноценных COBET-
ских пьес.
	Однако все эти недостатки работы
	Комитета по делам искусств и Союза
советских писателей отнюдь не ума-
ляют ответственности руководителей
театров и не дают им никакого права
на выжидательную позицию в борьбе
за улучшение репертуара. Инициатива
театра в этом вопросе часто решает
дело. Нужно ли ссылаться на такие
общеизвестные примеры, как поста-
новки «Константин Заслонов» А
Мовзона в Белорусском театре им.
	Янки Купалы, «Генерал Ватутин»
	Л. Дмитерко в Харьковском театре
им. Т. Шевченко, «Земля» О. Кобы-
лянской в Черновицком  драматиче-
ском театре, «Весна в селе Речном>
А. Броделе в Рижском Художествен-
ном театре и многие другие. Эти при-
меры свидетельствуют о том, что те-
атры могут и должны добиваться са-
мостоятельных успехов в работе с
драматургами. Внести свою лепту В
дело создания богатого советского ре-
пертуара—вопрос чести каждого теа-
тра нашей страны. Поэтому самостоя-
тельная работа с авторами, борьба за
постановку оригинальных произведе-
ний становится первоочередной зада-
чей каждого творческого коллектива.
	Инертность в работе, снижение пар-
	тийной требовательности к репертуа-.
ру, заметные в практике ряда театров,
	этим коллективам позорным
отставанием от жизни. Советские зри-
тели становятся все более взыска-
тельными и требовательными. Только
полной утратой чувства нового мож-
но об’яснить тот факт, что иные руко-
водители театров включают в свой ре-
пертуар давно отыгранные и потеряв-
	шие сзой интерес пьесы. Возобновля-
ются на сцене «Чужой ребенок» В.
	Шкваркина, «День отдыха» В. Катае-
	ва, извлекаются из пыльных театраль-
ных архивов пустые комедии Скриба,
птироко идет «Мачеха». Ставятся и та-.
	кие неполноценные пьесы, как «Млад-
шая сестра» И. Назарова, «Судья»
Д. Слепян, «Жили три друга» А. Ус-
пенского. Все это делается в угоду
невзыскательным вкусам отсталой ча-
сти публики, в расчете на «кассу».
Но «кассовый критерий», как правило,
оказывается несостоятельным даже <
экономической точки зрения, — ори-
ентируясь на «кассу». театры забыва-
ют о том, что наиболышие сборы те-
перь делают не пустые развлекатель-
ные пьесы, а содержательные, насы-
щенные правдой жизни произведения,
отвечающие современным требовани-
ям советских зрителей.
	Огромное значение приобретает и
идейно-творческая зрелость режиссу-
ры театра. Ни для кого не секрет, что
нередко лучшие произведения совет-
ской драматургии много теряют в сво-
ей содержательности, в своей художе-
ственной ценности ‘из-за ремесленного,
равнодушного отношения постановщи-
ков, из-за неумелой, примитивной ра-
боты с актерами. Идейная незрелость
ряда режиссеров обнаруживается и в
их работе над классическими произ-
ведениями, когда торжествует пороч-
ная тенденция вытравлять из драмы
её социальные мотивы, сводить смысл
лучших произведений драматургии к
абстрактной «борьбе чувств», отор-
ванной от классовой борьбы, от обще-
ственной жизни той или иной эпохи.
Для того чтобы подобные тенденции,
чуждые искусству социалистического
реализма, были изжиты, следует все-
мерно усилить идейно-воспитательную
работу среди режиссеров и актеров.
Комитет по делам искусств и руково-
дители театров должны обратить 0со-
бое внимание на подготовку и вос-
питание. идейно-зрелых кадров совет-
ской режиссуры.

Театральный сезон не обещает лег-
ких успехов. Но это не должно сму-
щать деятелей советского TeaTpa.
Уже к тридцать первой годовщине
Великого Октября зрители ждут от
театров полноценных постановок. За-
лог успеха — в сознании ответствен-
ности художника перед народом, в
стремлении преодолеть любые ‘труд-
ности ради подлинных творческих
побед. завоеванных упорной работой.
		< 50-летию
	22 сентября mom председательст-
вом П. Лебедева состоялось второе
заседание Всесоюзного комитета по
проведению 50-летнего юбилея.
МХАТ СССР им. Горького. С’ сооб-
щениями о планах юбилейных меро-
приятий выступили заместитель Ми-
нистра кинематографии СССР В.
Щербина, заместитель председателя
ВТО 3. Дальцев и председатель Все-
союзного общества по распростране-
нию политических и научных зна-
ний — президент Академии наук
СССР С. Вавилов.

К праздничным дням Московской
студией научно-популярных фильмов
выпускается кинокартина в двух ча-
стях, посвященная юбилею театра.
Сюжеты на эту тему запланированы
в очередных номерах киножурнала
«Новости дня». С 25 по 28 октября
на экраны столицы и крупнейших го-
родов Союза будут выпущены филь-
мы, в которых ведущие роли ‹испол-
няют артисты Художественного теа-
тра: «Мастера сцены», «Искусство
актера», «Проза», «Петербургская
ночь», «Без вины виноватые», «Чело-
век в футляре», «Юбилей», «Зло-
умышленник» и другие.

В проведении празднования 50-ле-
тия МХАТ деятельное участие при-
мут все организации Всероссийского.
театрального общества. Для широкой
популяризации достижений Художе-
ственного театра ВТО организует
цикл докладов, которые будут чи-
таться в городах Российской Феде-
рации и ряда братских союзных рес-
публик. Выездные сессии ВТО про-
водятся в Риге, Баку и Львове. В
Горький, Саратов, Куйбышев, Сверд-
ловск, Челябинск, Тулу, Кузбасс,
Донбассе и столицы национальных
республик направляются квалифици-
рованные докладчики.

На заводах, фабриках, в колхозах
и некоторых высших учебных заведе-
ниях Москвы и Московской области
ВТО организует доклады-концерты
на темы; «МХАТ и советская социа-
листическая культура», «Русская
классика на сцене МХАТ», «Стани-
славский, `Немирович-Данченко и их
последователи», «Образ советского
человека в спектаклях Художест-
венного театра» и др.

22. 93 и 95 октября в Москве со-
стоится торжественная сессия Совета
Всероссийского театрального обще-
ства, организуемая совместно © Ко-
митетами по делам искусств при Со-
ветах Министров СССР и РСФСР и
Художественным театром. На сессии
	Суббота, 25 сентября 1948 года
	обимый сын Napoda
		четном карауле товарищи В. М.
Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Мален-
ков, А. И. Микоян, Л. М. Каганович,
Н. А Вознесенский, Г М. Попов.
	Глубокая НОЧЬ, накрапывает
дождь. Уличные фонари отражаются
в мокром асфальте. Но шествие ты-
сяч к Дому союзов не прекращается.
Круглые сутки прощается Москва с
товарищем Ждановым. Несколькими
кадрами фильм передает облик вели-
кого города в эти незабываемые ча-
сы — кремлевские башни, словно за-
стывнше в почетном карауле на фоне
низко нависших облаков, море пе-
чальных осенних цветов над молча-
ливыми толпами, лица москвичей, ом-
раченные огромной потерей. Насту-
пают последние минуты прощания, и
к гробу Андрея Александровича сно-
ва приближаются товарищ Сталин и
его соратники.
	Красная площадь. Бьют куранты.
Медленно поднимаются руководите-
ли партии и правительства на трибуну
мавзолея. Над Красной площадью
звучат слова любви и скорби, обра-
шенные к товарищу Жданову.

«Прощай, наш дорогой друг, наш
боевой товарищ!» — этими словами
заканчивается полностью воспроизве-
денная в фильме речь Вячеслава Ми-
хайловича Молотова. Частично вос-
произведены также речи выступав-
ших на митинге от трудящихся Мо-
сквы и Московской области Г. М.
Попова, от трудящихся города Ленина
П. С. Попкова, маршала Советского
Союза Л. А. Говорова.
	В фильме запечатлены похороны и
военные почести, отданные свежей
могиле любимого сына советского
народа.

И когда по Красной площади про-
ходят чеканным шагом воины Мос-
ковского гарнизона, когда на экране
возникает государственный флаг,
развевающийся над Кремлем, снова
оживает образ болышевика-сталинца,
который никогда не померкнет в
зердцах советских людей,
	Скорбная страница в кинолетописи
наших дней запечатлела всенародное
прощание с любимым сыном совет-
ского народа — Андреем Алекванд-
ровичем Ждановым.

Москва в трауре. Притихшая улица
Горького. Площадь перед Белорус-
ским вокзалом, заполненная делега-
циями трудящихся столицы, Левин-
града, Горького, Калинина и других
городов. Перрон. Молодые лица вон-
нов, застывших в почетном карауле.
Проходят руководители партии и
правительства Взгляды устремлены
	в сторону, откуда сейчас покажется
	траурный поезд...

Каждый кадр, каждое слово дик-
тора, каждая музыкальная фраза’ вы-
ражают печаль советского народа,
незримо присутетвующего в эти ми-
нуты здесь, у западных ворот Мос-
квы. Делегация города Ленина пред-
ставляет весь героический Ленин-
град, скорбящий о товарище Ждано-
ве — пламенном большевике-сталин-
це, боевом руководителе, отзывчивом
друге. .

Руководители партии и правитель-
ства во главе с товарищем В. М.
Молотовым выносят гроб и бережно
устанавливают на орудийный лафет.
И снова кажется, что вся страна со-
провождает траурную процессию, на-
правившуюся к центру Москвы.
	< экрана звучат скорбные мелодии
Чайковского и Шопена. Мы видим
улицу Горького то сверху, то со
стороны, то встречаем процесеию, то
сопровождаем её. Конца нет люд-
ским потокам и развевающимся над
ними траурным знаменам. Каждый
шаг траурного ‘кортежа запечатлен
на пленку. И зритель, как бы влив-
шись в процессию, сопровождает
гроб с телом А. А. Жданова к высо-
кому постаменту в Колонном зале,
	Документальный фильм «Похороны Андрея
Александровича Жданова». Выпуск Централь-
ной студии документальных фильмов. Москвз,
1948 г.
	Московская государственная филар-
мония проводит в течение сентября—
октября цикл. питературно-художест-
венных вечеров на темы: «Образ со-
ветского молодого человека в литера-
туре и музыке», «Герой нашего време-
ни», «Боевой путь советской молоде-
жи», «Комсомол на стройке пятиле-
ток»,  «Пионеры-ленинцы — смена
комсомолу». Е

Артисты Московской филармонии —
мастера художественного слова—ис-
полняют концертные программы, `по-
священные комсомолу: С. Кочарян—
литературную композицию «Молодая
гвардия», Д. Журавлев = «Василий:
Теркин», А. Азарин и Б. Горбатов —
«Два капитана», Н. Эфрос и П. Ярос-
лавцев «Гражданин Гайдар», П. Ми-
нин — «Педагогическую поэму».

+

11 сентября в комиссии массовых
музыкальных жанров Союза советских
композиторов состоялось прослушива-
ние новых песен, посвященных 30-ле-
тию ВЛКСМ. Лучшие из них намече-
ны к обсуждению широкой ` комсо-
мольской общественностью. Это песни
Ю. Левитина — «За Миус-рекой»,
А. Новикова — «Комсомол», М. Та-
бачникова — «Комсомольская слава»,
А. Островекого — «Комсомольцы»,
М. Фрадкина — «Комсомольекая сла-
ва», К. Листова — «Комсомольский
марш» и Г. Брука —<Краснодонцых»,

жа

Центральная студия документаль-
ных фильмов готовит к З0-летию.
ВЛКСМ ряд специальных номеров
кинопериодики. Режиссер А. Оване-
	_ АРХИТЕКТОРЫ —
УРАЛУ

СВЕРДЛОВСК. 27 сентября здесь
открывается научная конференция по
вопросам массового жилишного стро-
	ительетва, созываемая институтами
архитектуры массовых соотужений и
строительной техники Академии ар-
хитектуры CCCP,

В. работах конференции примут
участие архитекторы, строители,
представители партийных и советских
организаций Свердловска. ^

Участники конференции заслушают
доклады члена-корреспондента  Ака-
демии архитектуры СССР Н. Былин-
кина’ «Архитектура массового жи-
лищного строительства’ в: условиях
Урала и Сибири», члена-корреспон-
дента Академии архитектуры СССР
П. Блохина «Проектирование много-
этажных жилых домов в условиях
индустриальных методов  строитель-
ства», архитектора Л. Бумажного
«Опыт проектирования жилого’ района
в г. Магнитогорске», главного инжеё-
нера Уралэнергостроя С. Новосель-
ского «Практика изготовления ‘и
сборки железобетонных малоэтажных
домов на Уралё», кандидата архитек-
туры А. Шеренциса «Индустриаль-
ные кбиструкции шлакобетонных до-
мов» и других.

МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР
	ИРБИТГ (Наш корр.). Ирбитский
драматический театр — старейший в
Свердловской области. В будущем
году он празднует свой столетний
юбилей. На сцене этого театра вы-
ступали Комиссаржевская, Давыдов
и другие прославленные артисты.

В этом году в театре выступает но-
вая молодежная труппа, составленная
из выпускников Свердловского теат-
рального института. Молодые артисты
приехали в театр с репертуаром, соз-
данным за время учебы. Они показа-
ли спектакли: «В одном городе» А.
Софронова, ‘ «Бесприданницу» А.
Островского и’ др. Спектакль «Глу-
бокая. разведка» А. Крона поставлен
одним о изо выпускников › инетиту-
та—В. Мотыль.

В первые же месяцы ‘работы моло-
дежная труппа совершила гастроль-
ную поездку по городам Свердлов-
ской области.

К 30-й годовщине. комсомола мо-
лодежный театр готовит инсцениров-
ку романа А. Фадеева «Молодая

TACHA,
		Начался новый сезон в театрах на-
шей страны. Творческие коллективы,
имеющие уже опыт бездотационной
работы, булут в этом взоне держать
серьезное испытание перед требова-
тельной аудиторией, перед взыска-
тельными советскими зрителями. Су-
меют ли театры в этом ‘сезоне ока-
заться на высоте положения? Сумеют
ли они завоевать прочный авторитет
среди своей публики, привлечь _ее
симпатии, создать вокруг каждого
творческого коллектива атмосферу
зрительской любви, установить актив-
ную и дружескую связь со своими по-
сетителями?

Следует сразу сказать, что ответ
на-эти вопросы зависит oT больше-
вистской принципиальности, ‘ инициа-
тивы, творческой заинтересованности,
энергии каждого театра. Театр, кото-
рый теряет живой творческий дух, ли-
шается чувства современности, неиз-
бенно превратится в бюрократическое
учреждение, куда «поступают» и где
равнодушно ’ разыгрываются первые.
попавииеся под руку пьесы. Глубокое
сознание ответственности перед наро-
дом, ответственности не только за.
каждую новую постановку, но и за
каждый рядовой спектакль долж-
но будить инициативу руководителей
и членов творческого коллектива те-
атра, требовать партийной направлен-
ности, вдумчивого творческого отно-
шения к работе каждого актера,
режиссера, художественного руково-
дителя, директора театра.

Решающими являются сейчас во-
просы репертуара. Именно этот уча-
сток работы потребует в начавшемся
сезоне наибольшей энергии и инициа-
тивы деятелей советского театра. Ре-
пертуар драматических театров и их
планы на ближайшее будущее пока
еще не могут удовлетворить зрите-
лей. Далеко не все театры смогут в
первые месяцы нового театрального
сезона порадовать свою публику
премьерой интересной, содержатель-
ной, новой, советской современной пье-
cH

В скором времени увидят свет рам-
пы новые произведения П. Павленко
и С. Радзинского («Счастье»), А. Су-
рова («Зеленая улица»), А. Якобсона
(«Два лагеря»), В. Супонева («Семья
пилота»). Заканчивают работу над но-
выми пьесами Н. Погодин, Б. Рома-
шов, Г. Мдивани и др. Но этого, ко-
нечно, малю. Счет, который пред’яв-
ляют театры советским драматургам
и, в особенности, нашим признанным
театральным писателям, почему-то пе-
реставшим писать для сцены, — очень
велик.

Основной пробел, который заметно
сказывается на результатах работы
драматургов, — их недостаточное вни-
мание к правдивой и детальной разра-
ботке характеров, к сценической зани-
мательности, к глубине, остроте и
четкости драматического разрешения
	` поставленных пьесой проблем. Немало
	появилось произведелии, в которых
важнейшие, злободневные темы стано-
вятся лишь поводом к созданию внеш-
не занимательной интриги. Тем самым
тема пьесы обесценивается, теряет
свое общественное значение. Такие
пьесы вызывают вполне закономерное
разочарование зрителей.

Но значит ли это, что руководители
театров имеют право равнодуино кон-
статировать только факт; общую
бедность современного репертуара?
Значит ли это, что можно ограничить-*
ся очередными упреками в адрес Ко-
митета по делам искусств и Союза со-
ветских писателей и занять выжида-
тельную позицию, пробавляясь в на-
дежде на внезапное и стихийное по-
явление желанных пьес ходовыми ме-
лодрамами давно отыгранного репер-
туара?

Такая позиция и порочна, и вредна.

Спору нет. Комитет по делам ис-
кусств и Союз советских писателей
заслужили справедливые нарекания
нашей общественности. До сих пор
еще Комитет по делам искусств и
правление Союза советских писате-
лей не проявляют необходимой на-
стойчивости в работе по улучшению
репертуара драматических  театров-
Новые пьесы еще долго блуждают по
кабинетам Комитета, прежде чем по-
лузить санкцию на выход в свет. Раз-
решение легко получают такие пош-
лые и надуманные произведения, как,
натример, «Жили три друга» А. УС-
пенского, такие поверхностные и сла-
бые пьесы, как «Галина» Кривонтеина,
«Душа университета» Финка, «Тайны
зеленого кресла» Дыховичного и Сло-
бодекого, «Семья Кайранеких» С. Ро-
шаль и др. Что же касается пьес; ко-
торые могут стать значительными со-
бытиями нашей театральной жизни.
	ставят серьезные общественные проб-
	лемы, то эти пьесы нередко задержи-
ваются в руках нерешительных ра-
ботников, одержимых страхом, «как
бы чего не вышло».
	Крайне вяло ведется работа по 03-
накомлению театров < новинками ре-
пертуара. Руководители областных и
		‘будут заслушаны доклады «МХАТ Я
	советская социалистическая культу>
ра», «Великие реформаторы русскога
театра— К. С. Станиславский и В. И.
Немирович-Данченко», «Роль МХАТ
в формировании стиля социалистиче-
ского реализма», «Мировое значение
Художественного театра» и др. *

Накануне торжественной сессии В.
Доме актера будут проведены вече=
ра на темы: «Первые годы МХАТ в
воспоминаниях современников», «Со-
ветская. драматургия на сцене
МХАТ», «Горький и Чехов в Хулдо-
жественном театре», «Реформа _руз
ководителей МХАТ в музыкальном
театре». Два вечера посвящаются
воспоминаниям о К. С. Станислава
ском и В. И. Немировиче-Данченко: :

Научные кабинеты ВТО примут.
участие в посвященных МХАТ сеся
сиях Всесоюзного дома народного ^
творчества и Института художест=
венного воспитания Академии педаз
гогических наук. .

К юбилейным дням издательства
ВТО выпускает сборники «К. С. Стаз
ниблавский» и «И. М. Москвин»; ©
монографию В. Залесского «А. К. Таз
расова» и тезисы к докладам о Худо-
жественном театре.

Всесоюзное общество по распроз
странению политических и научных
знаний организует в Москве цикл
публичных лекций, посвященных
Художественному театру и его зназ
чению в развитии советской культуз`
	ры. Будут прочитаны лекции: И:
Марковым — «Путь Художественно-
ro театра», П. Новицким  — «Вели?
кие деятели русского театра К. С;
	Станиславский и ВБ. И. Немирович-
Данченко», С. Дурылиным — «Худоз
жественный театр и советская куль:
тура», Б. Ростоцким — «Русская ’
классическая драматургия на сцене
МХАТ», Б. Алперсом — «Советская
драматургия в Художественном теат-
pe». Ю. Юзовским — «Горький и“
МХАТ».

Ряд лекций о Художественном”
театре будет прочитан действитель-
ными членами общества в. закрытых
аудиториях Москвы — на предприя-.
тиях, в учреждениях, учебных завез
дениях и воинских частях. В помощь
правлениям республиканских 06+
ществ на периферию направляются
докладчики — театроведы и деятели
советского театра. Стенограммы ряда
публичных лекций, прочитанных в
Центральном лектории общества, бу=
дут изданы тиражами по 100 тысяч
экземпляров.
	Документальный Фильм
_ «Похороны Андрея
Александровича Жданова»
		Приглушенный голое диктора про-,
ступает сквозь печальные мелодии.
Светлый образ славного большеви-
ка, выдающегося теоретика марксиз-
ма, блестящего мастера социалисти-
ческой культуры, бесстрашного бор-
ца за дело коммунизма, ‘соратника
великого Сталина нарисован просты-
ми, запоминающимися словами. Сол-
датам он подавал пример бесстрашия,
рабочих и колхозников вдохновлял
на героический труд, интеллигенцию
учил бороться за’ высокоидейную
партийную чистоту искусства, лите-
ратуры, науки. Это он с гордостью и
любовью, говорил о советских людях:
«Каждый день поднимает наш народ.
все выше и выше. Мы сегодня не те,
что были вчера, и завтра будем не
те, что были сегодня». И народ отве-
чал своему верному сыну уважением
и любовью.

Посланцы народа непрерывными
потоками направились к Дому сою-
зов. Десятки тысяч людей идут к
‘пробу верного ленинца-сталинца.

_ Кинооператоры Москвы побывали
а митингах на заводах, фабриках, в
депо, в колхозах, запечатлев на
пленку глубокий всенародный траур.

„Колонный зал. Знамена © геоба-
ми союзных . республик  еклонились
над гробом. Опечаленные лица руко-
водителей партии и советского госу-
дарства, маршалов, ученых,  стахя-
новцев. Делегании республик, горо-
дов. Осенние цветы в зелени бесчис-
ленных венков. Слрогим строем вхо-
дят маршалы, генералы и адмиралы.
В почетном карауле трижды Герой
Советского Союза полковник По-
крышкин, академики, писатели, акте-
ры, моряки Балтики.

11 часов 10 минут. В зал входит
товариш Сталин. Рядом © ним в по-
	ТРЕЧУ 30-летию ВЛКСМ ©
	Комсомольцы Театра оперы и бале-
та готовят концерт, посвященный

30- й годовщине комсомола.

ТАШКЕНТ, (Наш корр.). Управле-
ние по делам искусств при Совете
Министров УзССР разработало план
мероприятий, посвященных 30-летию
ленинского комсомола.

В лни юбилея намечено провести
республиканский омотр творчества
театральной молодежи. В Ташкенте
состоитея конференция молодык
зрителей, на которой будут обсуж-
даться спектакли «Зоя», «Молодая
твардия», «Сын полка» и др.. поетав-
ленные столичными театрами.

В Ташкенте откроется Театр юно-
го зрителя им: Ахунбабаева. Первым
спектаклем здесь будет показана ин-
сценировка романа Н. Островского
«Как закалялась сталь» на русском
и узбекском языках. в

К юбилею комсомола в Ташкенте
откроется ‘выставка новых произве-
дений художников Узбекистана, по-
священных советской молодежи.

“я

СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Но-
вая пьеса молодого. драматурга Ках-
xopu «Пламя сердца» рассказывает о
Герое Советского Союза комсомоль-
це-таджике Туйчи Иригитове, кото-
рый во время Великой Отечественной
войны повторил подвиг своего рус-
ского собрата—рядового Александра
Матросова.

Пьеса принята к постановке в об-
ластных драматических театрах Хо-
рога, Курган-Тюбе, а также на роди-
не героя — в Ленинабаде,
	сова работает над выпусками киножур-
налов «Новости дня» и «Нионерия».
Праздничный номер «Советского
спорта» делает режиссер И. Венжер.

Во всех очередных номерах <«Ho-
вости дня» помещаются материалы,
посвященные славному юбилею.

Е

КИЕВ. {Наш корр.). В клубе писа-
телей состоялось прослушивание пе-
сен, написанных к 30-летию комсомо-
ла композиторами Украины на тек-
сты украинских советских поэтов.
Хор киевского музыкального учили-
ща, бригада хороБо“ капеллы Дома
культуры завода «Большевик» и ар-
тисты украинского ›радиокомитета
	исполнили более 20 песен, написан-
	ных композиторами Г.  Веревкой,
М. Вериковоким, А. Филиппенко,
О. Сандлером, Е. Юцевичем, Г. Жу-
ковским, А. Лазаренко, Ю. Рожав-
ской и др.

Большинство прослушанных песен
	были одобрены собравшимися и
включены в выходящий вскоре
«Сборник комсомольских“ песен».
*%*
к
	РИГА. (Наш корр.). В дни празд-
нования 30-й годовшины ВЛКСМ
Театр юного зрителя Латвийской
ССР покажет новые спектакли. Ла-
тышская трупна готовит пьесу
С. Михалкова «Я хочу домой». Рус-
ская труппа работает над инсцениров-
кой романа Тургенева «Накануне».

Обе труппы театра ‘разучивают
монтаж по роману А. Фадеева «Мо-
лодая твардия», с которым будут
выступать в школах, клубах и народ-
ных домах.
	Хроника юбилейных торжеств
	Общественность: республики гордит*
ся тем, что крупнейший деятель гру=
зинской сцены, один. из основателей
грузинского. советского театра’ ре=
жиссер К. Марджанишвили работал
вместе с корифоями русской-снены и
перенес в’Грузию традиции МХАТ.
_-В годы Отечественной войны В. И:
Немирович-Данченко, будучи в Тбиз
лиси, готовился поставить на сцене
Театра им. Руставели пьесу Шекспия
ра «Антоний и Клеопатра».  Коллекз
тив театра никогда не забудет бесед;
проведенных одним из’ основателей
МХАТ.

Грузинское театральное ‘общество
проведет сессию, посвященную  зна+
менательной дате.
	i a
PHA. (Ham xopp.). Coper Manne
стров Латвийской ССР создал коз
миссию по проведению 50-летнего
юбилея МХАТ. Председатель комис-
сий — заместитель председателя С0-
	вета Министров Латвийской CCP
тов. Я. Остров. .:
Вилнейшие театральные деятели
	Латвии выступят с циклом лекций, и
бесед, посвященных полувековой де-
ятельности МХАТ.

В Риге организуется выставка, от
ражающая творческий путь МХАТ. ,
	В целях популяризации творческо-
ro опыта Художественного театра
среди участников самодеятельных
театральных коллективов страны Ко-
митет по делам. искусств. при Совете
Министров СССР организует’ ветречи
мастеров МХАТ со слушателями се-
минара руководителей  самодеятель-
ных кружков. Во всех республикан-
ских, краевых, областных центрах и
крупных промышленных городах на-
мечено провести общегородские соб-
рания кружков художественной Ca-
модеятельности, ‘посвященные ‘юби-
лею.

aH

Комитет по делам искусств при-
HAN решение ‘о перэдаче музею
МХАТ СССР им. Горького всех эс-
кизов и зарисовок, относящихся к
постановкам театра и хранящихся
сейчас в государственных художе-
ственных музеях.

a

ТБИЛИСИ. Пятидесятилетний
юбилей МХАТ, сообщил член Весе-
союзного комитета по проведению
юбилея А. Хорава, вместе со всей
страной торжественно отмечает и гру-
зинокий народ. МХАТ по праву у нас
считают учителем прузинского театра.

т

уго

се 9 а coe

югролнои земле
	ОПЫТ МАРВИНЦЕВ —
	НА ЭНРАНЕ

КИЕВ. (Наш kopp.). Украинская
студия  хроникально-документальных
	фильмов на-днях вынустила на экра*
ны кинотеатров. Украины короткомет=
ражный фильм «Марвинны». Фильм
показывает, какую большую массовую
работу, отмеченную постановлением
ЦК КГиб)У, провела партийная орга
низация Марвинского района Сталиаз
ской области. Режиссер Р. Фощенка
и оператор Я. Марченко сняли разз
личные-виды массовой работы в рай-
оне, в том числе: приезд в полевой
стан: артели им. Сталина кинонерез
движки. демонстрирование очередно=
го выпуска районной световой киноз
газеты с. карикатурами местного ху=
-дожника_т. Тарануха. as
	ФАБРИКА,
ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ ФИЛЬМЬЕ
	ХАРЬКОВ, Ежедневно Харьковская.
кинофабрика получает десятки телез
грамм: Из Владивостока телеграфи-
руют: срочно вышлите четвертую и
ппестую части фильма «Комсомольск».
Из Львова просят изготовить пятую
и седьмую части ‘картины «Иван Гроз-
ный».
	Это—единственная в Советском Со-
Юзе кинофабрика, восстанавливающая
пришедание в’ негодность фильмы. В
специальных сейфах хранятся негатиз
вы вышедших на экраны картин, и
если олна из частей по каким-либоЕ
	  причинам стала непригодной к показу,
	прокатная контора ‘заказывает фабри-
ке необходимую часть.

За первое полугодие 1948 года мощ=
ность фабрики возросла вдвое. Уста-
новлены две проявочные машины, ко-
торые обрабатывают десятки тысяч
метров пленки ‘за смену. Это лает
возможность восстанавливать пятьз
	шесть копий кинофильмов в день.
	_Кроме реставрации старых частей,
здесь впечатывают надписи. В послед-
нее время на-экраны- выпущены филь-
	мы «Пирогов» в-титрами на тувинском
	языке, «Человек с ружьем»—на MOL
	довском, «г линка»—на - финском,
«Сельская учительница»  —- на веня

‘

терском-и. другие. - Г
	OTHPbITHE KOHUEPTHOTO
		ДОМ РАБОТНИКОВ
		ЕРЕВАН. Здесь открылся Дом ра-
`‘ботников искусств. Выступавшие на
‘торжественном вечере представители
всех областей искусств горячо благо-
‘дарили партию и’ правительство за
заботу и внимание.

Дом работников искусств Армения

nn Я Е За ее, же:

занимает прекрасное помещение, в ко-
	’тором имеются зрительный зал с эс-
‘традой, аудитории, библиотека, чи-
‘тальный зал, комнаты отдыха, кафе.
  Работа клуба будет вестись в тес-
ном контакте с творческими органи-
зациями писателей, художников, `ком-
позиторов. Злесь же будут прово-
диться’ занятия филиала вечернего
‘университета марксизма-ленинизма.
	ПЬЕСА 0 ГЕРОЯХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
ДЗАУДЖИКАУ. Открылся зимний

’сезон в Государственном осетинском
драматическом театре. Зрителям бу-
дут показаны спектакли: «На дне» ий
«Егор Булычев» Горького, «Закон че-
сти»  Шлейна, комедия. Шекспира
«Много шума из ничего» и др.

Ко дню 30-летия. ленинско-сталин-
ского комсомола театр готовит коме-
дию Уруймаговой «Знатная женщина»,
Пьеса рассказывает о трудовых буд-
нях двух колхозов Северной Осетии,
руководителями которых являются
молодые Герои Социалистического
Труда.
	недостаточно использовал в своей му-
зыке латышский национальный коло-
рит.
	ДЕКАДА ИСТОРИКО-
РЕВОЛЮЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
	В рижском кинотеатре «Спартак»
началась декада показа фильмов 6
большевистской партии. Зрители про-
смотрят картины — «Депутат Бал-
тики», «Юность Максима», «Выборг:
ская сторона», «Партийный билет»,
«Великое зарево» и другие.

Сеансам предшествуют лекции
лучших пропагандистов города. об-
истории большевистской партии. — ©

В фойе театра открыта выставка,
посвященная десятилетию «Краткого.
курса ‹истооии ВКП(б)».
	«Пушкин и Мицкевич». Диплом-
ная работа студента’ Института
прикладного и декоративного’ ис-
кусства М. Мильбергера, полу-.
чившего отличную оценку.

в ЛАТВИЙСКОЙ ССР
	ca. Фильм расскажет об общественно-
политической деятельности и начале
литературного пути великого поэта
латышского ’народа. ‘Постановщик
фильма — Ю. Райзман, режиссеры—
А. Стемп, Н. Береснев, В. Пуце, опе-
раторы — А. Шеленков, В. Упит,
	ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Молодого КОМПОЗИТОРА

На творческом собрании латышских
композиторов: были заслушаны произ-
ведения М. Гольдина — аспиранта
Московской консерватории, работаю-
щего: над диссертацией о. латышеком
фольклоре. a .

В обсуждении приняли ‘участие
Я. Медынь, П.›Смилга, А: Мудзалев-
ский и др. По мнению : большинства
выступавших, автор песен достиг вы-
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Сего-
дня открывается концертный ‘сезон в
Большом. зале Ленинградской“ филар-
монии. В ближайших концертах вы-
ступят М. Александрович. Э. Камин:
ка, Б. `Гольдштейн, Г, Нейгауз,
Э. Пакуль. Намечены концерты пча-
нистов Э. Гилельса, С. Рихтера и
В. Софроницкого.

Симфонический сезон откроется
9 октября. Оркестром будет: дири-
жировать Е. Мравинский. В конце
октября будут исполнены «Времена
года» Гайдна (дирижер К. Зандер-
линг). Из произведений советских ав-
торов: в репертуар включены концерт
для голоса е оркестром Глиэра (ди-
рижер 9. Грикуров) и 3-я симфония
В. Шербачева (дирижер Е. Мравин-
ский).
							УЛАН-УДЭ. (Наш корр.). Бурят-
Монгольский театр оперы и балета
принял к постановке: в текущем те-
атральном сезоне ‘новую оперу «Мэ-.
дэгмаша». Либретто” написано поэтом
Цыденом Галсановым,; музыка — KOM-
позитором С. Ряузовым.

Новая опера прослушана и одобре-
на музыкальной общественностью
республики.
	ПАМЯТНИК В. И. ЛЕНИНУ
В РИГЕ
В столице Советской Латвии будет
воздвигнут монументальный памят-
ник В. И. Ленину. Он будет выпол-
нен из бронзы и установлен на мра-
морном пьедестале у здания Совета
Министров Латвийской ССР. Высота
	фигуры 0—6 метров, а. высота
памятника с пьедесталом — до 12
метров.
	Разработка проекта памятника’ ис-
ручена ленинградекому  скульятору
В Ингал. ая
	ФИЛЬМ О ВЕЛИКОМ
ЛАТЫШСКОМ ПОЭТЕ
Рижская киностудия приступила к
с’емкам художественного  историко-
биографического фильма «Райнис» по
зценарию Ф. Рокпелниса и В. Крецп-
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
	О присвоении почетного звания Заслуженного артиста
РСФСР артистам Бурят-Монгольского музыкально-
‘драматического театра Петровой Н. К. `
и Гомбоевой-Языковой К. И.

За большие заслуги в области театрального искусства присвоить по-
четное звание Заслуженного артиста. РСФСР артистам Бурят-Монголь-
	ского музыкально-драматического театра Петровой Надежде Казаковне и
Гомбоевой-Языковой Клавдии Ивановне.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.
Москва, 21 сентября 1948 года.
РСФСР артисту Всесоюзного радиокомитета
Киселеву А. С.
	За выдающиеся заслуги в области советского искусства присвоить M9
четное звание Заслуженного артиста РСФСР артисту Всесоюзного радио-
	комитета Киселеву Александру Сергеевичу.

J
i
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ,
	сокого профессионального уровня; но. РИГА, (Наш. корр.).