a) COBETCKOE MCKYCCTBO
К СПОРАМ О НАТУРАЛИЗМЕ И ФОРМАЛИЗМЕ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ

РАЕВСКИИ
o
			Появление на страницах газеты
«Культура и жизнь» статьи «К. новым
успехам советского изобразительного
искусства» < большим удовлетворе-
нием встречено всей массой советских
художников. Статья, содержащая глу-
	бокий анализ процессов, происходя:-
щих на этом участке идеологического
фронта, вооружает художников во их
борьбе за наступательный характер
	социалистического искусства, против  :
	проникновения в него злементов чуж-
ДОй нам идеологии, облекающейся в
формы антинародного: формализма =H
зульгарного натурализма.

ЭПоявление этой статьи было тем
более необходимо, что неправильно
орканизованная дискуссия о натура-
лизме дезорнентировала художников,
дада пишу для реваншистских васт-
роений художникам-формалистам, по-
спешившим использовать. для этого
опубликованную на страницах «Ком-
сомольской правды» статью В. Сажи-
на,оне лишенную ряда  чепродуман-
ных м ошибочных положений.

Утверждение В. Сажина о-том, что
наФурализм, «пожалуй, одна из самых
опавных язв, назревающих в нашем
искусстве», особенно неверно не толь-
ко ‘в отношении искусства таких мо-
лодых советских республик, как Лат-
вия, Эстония и Литва, как западные
и Закарпатская области Украины, но
даже и в отношении изобразительного
искусства, Армении, Грузий и других
братских республик, где и до настоя-
щего времени отдельные художники
не ‚преодолели  формалистических
влияний тлетворного, упадочническо-
го искусства современного капитали-
стического мира.

Было бы очень неосмотрительно на
нынешнем этапе развития советского
искусства умалять опасность форма-
лизма.

В своем докладе о деятельности
ЦК ВКП(б) на совещании некоторых
компартий в сентябре 1947 г. тов.
Г. М Маленков прямо указывал Ha
то, что «Партии за последнее время
пришлось развернуть решительную
борьбу с различными проявлениями
HHSKOMNOKJOHCTBA и раболепия ‘перед
буржуазной культурой Запада, кото-
рые имеют известное распространение
среди некоторых слоев нашей интел-
лигенции и представляют из себя один
из пережитков проклятого прошлого
царской России».

Передовая часть советских худож-
ников, следуя указаниям нашей пар-
тии, развернула борьбу против форма-
лизмарфазвеяла легенду о его мнимой
«революционности».

Болыная, жизненно необходимая
для успешного развития нашего ис-
кусства, борьба против. формализма
во многом содействовала правильному
воспитанию художественной молоде-
жи не:только Москвы и Ленинграда.
Мы видим ее плоды и в украинеком
изобразительном искусстве; выдвинув-
шем за тюследние годы ряд талантли-
	вых молодых художников, прочно ут-
	вердившихся на позициях HacTylid-
тельного социалистического искусст-
ва. зд

На совещании деятелей советской
музыки в ЦК ВКП(б) товарищ A. A.
Жданов; критикуя формалистическую
в своей основе оперу «Великая дру-
жба» В. Мурадели, напомнил участ-
никам совещания об опере `Д. Шоста-
ховича «Леди Макбет Мценского уез-
да». В этой опере формалистический
метод тёсно переплетается с грубей-
шим ватурализмом. Резко критикуя
наносное в советской музыке форма-
листическое направление, ° товаринх
А. А. Жданов показывает его прямую
мировоззренческую связь с натурализ-
мом == характерным явлением  упа-
дочнической буржуазной культуры.
	Далеко не случайно, что западно-
европейская и американская реакция,
культивируя в искусстве «космополи-
тический» формализм, охотно обра-
щается к помощи натуралистов, когда
речь заходит о так называемой мас-
совой художественной продукции. До-
статочно ознакомиться с этим видом
«художественной» стрянни идейных
лакеев: Уолл-стрита, чтобы увидеть.
что плакаты и пошлые демагогические
	Выставка В.
	сериях «Оккупанты» и «Цветы -Ос-
венцима».

3. Толкачев и В. Овчинников — ху-
дожники, представляющие в украин-
ском ‘искусстве › формалистическое
крыло, не изжившие еще в своем
творчестве тлетворные влияния не-
мецкого экспрессионизма и рециди-
вы такого буржуазно-националисти-
ческого течения в. украинском изо-
бразительном искусстве, как «бойчу-
кизм». Между тем _ А. Страхов: и. В.
Савин всегда стремились к предель-
HOH досказанности формы. И все же,
внешне формально ‘различные, ‚ их
произведения, перечисленные намн,
ничего - общего не имеют < метслом
социалистического ‚ ‹феализма. Они
чужлы ему своим, вульгарно-натура-
листическим подходом к действи-
тельности.

Формалисты, како и натуралисты,
стремятся уйти от’. животрепентущих
тем советской действительности, рас-
крывающих величие ‘идей, за кото-
рые борется героический советский
народ, идущий впереди всего про-
грессивного человечества.

Творческая дискуссия: только Tor-
да даст ожидаемые плоды, когда: в
ней примут: самое деятельное участие
художники. всех национальных `рес-
публик. В ходе дискуссии, в частно-
сти. не был вовсе затронут вопрос о
дальнейшей. практической разработке
проблемы национальной формы в со-
циалистическом по своему содержа-
нию советском искусстве. Между
тем это одна из важнейших проблем
советского многонационального ис-
кусства. О.ней должны были сказать
овое веское слово. руководители
Оргкомитета. .Союза ‚ художников и
Академии художеств СССР. Эта про-
блема осталась ‘не затронутой в дис-
куссии, несмотря нато, что она тес-
нейшим образом связана с воспита-
нием художников в духе советского
патриотизма и борьбы < проявления-
ми позорного низкопоклонства перед
иностранщиной.

Нельзя забывать о не изжитых еще
рецидивах буржуазного национализ-
Ma в творчестве отдельных худож-
НИКОВ и О ТОМ, ЧТО эта опасность еще
существует в советском искусстве.
Мы должны постоянно помнить об
этом, ещё весьма живучем пережит-
ке капитализма в -соэнании. людей.

Низкопоклонство формалистов и
натуралистов перед культурой загни-
вающего Запада, ‘как. правило, всегда
сочетается с неуважением к культу-
ре других народов’и ‘особенно к вы-
сокой культуре великого русского
народа.

<Интернационаливм в  искусст-
ве, — говорил тов. “A. A. Жданов ‘на
совешанийи ‘деятелей: советской му-
зыки, — рождается He Ha освовя
умаления и` обеднения национально-
го ‘искусства. Наоборот, интернацио-
нализм рождается Там, где расцве-
тает национальное искусетво».

В нашей стране созданы вое уело-
вия для всестороннего развития
творческих сил каждого советского
нарола. Каждый народ имеет свои
особенности; каждая’. нация вносит
свой ценный вклад в общую сокро-
вищницу мировой культуры, обога-
щает ее.

Нет нужды доказывать : особую

остроту. данной проблемы для нскус-
ства. таких. молодых ‚советских рес-
публик, как Латвия, „Эстония и_Лит-
ва, как западные и Закарпатская об-
ласти. Украины. Правильная ленин-
ско-сталинская постановка этой важ-
нейшей проблемы во. многом помо-
жет  идейно-творческому . перевоору-
жению тех художников, сознание ко-
торых долгое время отравлялось ко-
смополитизмом современной челове-
коненавистнической антидемократиче-
ской буржуазной культуры.
‚ Борясь за дальнейшую разработку
проблем. марксистско-ленинской эсте-
тики, деятели самого передового в
мире советского изобразительного
искусства’ придут к новым достиже-
ниям, достойно отображая в полно-
ценных реалистических произведени-
ях людей и дела великой сталинской
эпохи. Е
				изведения, характеризующие  даль-! быть закончен к осени 1949 года. ‘щие дополнительные удобства для

АА иль
ame , HOM прохождении сольфеджио <под  тельной школы! Об’яснение этому

рояль». . невольно хочется искать в счастли-

Очень важно т акже, что ‘учен ики   BOM подборе высокоодаренных уча-

училища систематически развивают   Щихся. Тем более, что конкурс при

~ слух при изучении почти всех спе- поступлении в училище огромен: из

чайными знаками. Повторяем, таким   циальных и музыкально-теоретиче- 300—400 поступающих принимают
развитым слухом владеют все Уча-  ских предметов; приучаясь всегда, а  Обычно 10—15 человек!

щиеся. училища. Это. лишний раз   не только на уроках сольфеджио, к ! Внимательное — ознакомление с
	слуховому осознанию  слышимого.
Особенно большую роль играют при
этом ежедневные двухчасовые заня-
тия сводного хора. Занятия эти, ко-
торыми всегда руководит лично А.
Свешников, представляют собой
прекрасный образец тщательной и
настойчивой работы опытного  маете-
ра по воспитанию у каждого молодо-
го музыканта чуткого, внимательного
отношения к тому, что он поет, как
поет и что‘и как поют его товарищи
по хору. Чистота и точность звуча-
ния хора’ мальчиков Московского хо-
рового училища хорошо известна по
их неоднократным ‘публичным -вы-
ступлениям. И здесь хотелось бы
лишь подчеркнуть, что эта чистота
звучания достигается упорным еже-
дневным трудом.
	Постоянное развитие слуха у уча-
щихся и является центральным мо-
ментом в профессиональном обуче-
нии будущих дирижеров в Москов-
ском хоровом училище. Оно onpene-
ляет успешные занятия учащихся по
всем остальным специально музы-
кальным предметам. А подобных
предметов в Училище значительно
больше, чем в иругих музыкальных
	учебных заведениях. Достаточно ска-
	зать, что; помимо обычного цикла му-
зыкально-теоретических и  историче-
ских предметов и цикла  специаль-
ных хоровых дисциплин, учащиеся
обучаются игре и па фортепиане ‘и
на скрипке, и не просто’ «проходят»
курс; а успешио овладевают  испол-
нительской техникой.
Такое, столь необходимое для ди-
рижера овлаление одновременно не-
сколькими специальностями кажется
почти невероятным. Ведь за 10 лет
учебы ‚ мальчики усваивают полно-
стью и ‘программу общеобразова-
	полтверждает, что вовсе не нужно
обладать какими-то особенными вы-
дающимися способностями, чтобы на-
учиться ‘слышать музыку, а что дело
лишь в умелой постановке препода-
вания предмета.

Чем же все-таки об’ясняется столь
высокая слуховая культура учащих-
ся Московского хорового училища?
Дело прежде всего в высоком каче-
стве преподавания собственно  соль-
‘феджио и пронизанности всего учеб-
	нога процесса элементами воспита-
ния слуха..
Обычно в наших музыкальных
	учебных заведениях сольфеджио про-
ходят  бессистемно и поверхностно.
По. пять, по шесть раз учащиеся по-
верхностно изучают одни и те же
разделы курса, так ‘и не овлалевая
необходимыми слуховыми навыками.
Этого не увидишь в Московском хо-
ровом училище. Из класса ‘в класс
здесь последовательно и целеустрем-
ленно изучают важнейшие слуховые
дисциплины. Но не только строго
последовательное. возрастание труд-
ности материала в курсе сольфеджио
об’ясняет развитость слуха учащего-
ся. Этому способствуют и многие, на
первый взгляд, второстепенные, HO
очень существенные детали в Поста-
новке преподавания предмета. К их
числу относятся постоянные занятия
без фортепиано, когда слуховым
ориентиром для учеников служат го-
лос педагога и камертон, записывание
диктантов © ‘голоса, ‘’ записывание
мелодий и отрывков музыкальных
произведений, которые учащиеся «на
слух» знают наизусть. Bce это помо-
гает развитию активного’ слуха,’ пол-
ному и всестороннему _ слухозому
осознанию всех музыкальных  звуча-
ний, а не только фортепианных, как
это нередко имеет место при обыч:
	жизнью училища убеждает в другом.
Хорошая организация учебного ‘про-
цесса, разумный распорядок дня
учеников и систематическое воспи-
тание слуха — вот действительная
причина этих успехов. Обладая высо-
коразвитым слухом, ученики при
меныней затрате времени и сил ов-
лалевают и элементарной теорией, H
гармонией, и полифонией, и анализом
музыкальных произведений, и музы-
кально-историческими дисциплина-
ми, и техникой игры на фортепиано и
скрипке, и, наконец, специальными
хоровыми предметами. Этим же, ве-
роятно. нужно об’яснить увлечение
учантихся композицией.
	В области воспитания слуха работа
Московского хорового училища пред-
ставляет собой весьма ценное  начи-
нание, и его опыт заслуживает  вся-
ческой популяризации. Не случайно
в. 1945 г. большая группа  учащихея,
окончив лишь 9 классов, выдержала
приемные испытания в Московскую
консерваторию. Молодые музыкав-
ты, не успевшие еще получить сред-
нее образование, оказались в состоя-
ний успешно заниматься в крупней-
шем музыкальном вузе страны.

Значительно более высокая, чем в
других средних музыкальных учеб-
ных заведениях, профессиональная
полтотовка учащихся  Московекого
хорового училища может все же на-
вести. на мысль,. что эти результаты
	достигаются ценой забвения обще-
культурного и политического разви-
тия учащихся, ценой полного лише-
	ния возможности для мальчиков за-
ниматься играми, спортом и т. д.
Ведь прославленная в прошлом слу-
ховая культура воспитанников CHHO-
лального училища постиралась имен-
		НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
~~ GOBETCHIX
КОМПОЗИТОРОВ
	В Союзе советских композиторов
состоялось ‘прослушивание трех но-
вых произведений: туркменской опе-
ры Якова Столляра’и Бегли Харию-
ва «Каракумский канал», сюиты для
	струнного оркестра М. Раухвергера и.
	струнного квартета Юрия Левитина.

Опера Столляра и Харшова посвя-
щена строительству Каракумского
канала—одного из замечательнейших
сооружений нашей эпохи, создание
которого сыграло огромную роль в
жизни Советской Туркмении. Bec-
	спорно, что самый факт выбора такой ‘
	крупной ‘и актуальной темы, равно
	каки стремление композиторов к ?а- :
	бот нап туркменсоким. национальным
	фольклором, явлевие глубоко поло-
	жительное. Однако это важная зада-
ча решена в опере «Каракумский
канал» явно неудовлетворительно.
	Опера написана для туркменского.
тва wa торкменском языке Ee ©
	театра, на турамоелесво wae
главные герои — строители
туркменские рабочие и KO
	туркменские рабочие и колхозники. ‚
Таким образом, уже самый замысел,
оперы требовал. пирокого привлече-.
	оперы требовал. широкого привлече-
ния туркменского музыкального
фольклора. Фольклор этот исключи-
	и разнообразен, Ero .
	олеографии, расхваливающие «демо-
кратические свободы» и «процвета-
ннех системы монополистического ка.
	‘питала, как правило, трактуются в
	грубо натуралистических формах.
- При кажущемся внешнем отличии в
	изображении действительности фор-
малистов-и натуралистов роднит об-
ветшалая идеалистическая философия
познания. Эта философия, разумеется,
негимеет ничего общего с_ленинской
теорией отражения, лежащей в основе
метода социалистического реализма.
На этой именно базе зиждется тро-
гательное сосуществование внешне
якобы взаимоисключающих формали-
стического и натуралистического ме-
тодов в современном западноевропей-
ском_и американском искусстве.
` На совещании деятелей советской
музыки товариш А. А. Жданов, гово-
ря © натурализме в. музыке, называя
это. явление безусловным шагом на-
зад, ни в какой мере не связывает его
с прошлым русской реалистической
музыки. Товарищ Жданов говорит о
модных «теориях», господствующих
сейчас в загнивающей  западноевро-
пейской культуре, где патологию и
шизофрению провозглашают, как не-
кую высшую форму выявления чело-
веческих эмоций. Подобные «теории»
весьма характерны для современного
западноевропейского и американского
изобразительного искусства, где тес-
нейшим образом сочетаются принци-
пы формализма и натурализма. И по-
этому никак нельзя: согласиться с те-
ми участниками дискуссии о натура-
лизме, которые пытались говорить о
натурализме чуть ли не как о типич-
ном признаке русского ‘искусства вто-
рой половины ХХ века. Не впервые
пытаясь подобным образом «решить»
	поинципиальные вопросы нашего ис-
	кусства, современные адепты форма-
лизма на нашей почве явно не ориги-
нальны. Они повторяют старые напад-
ки эстетствующей антинародной цекз-
лентской критики на идейный реализм
русской школы искусства и включа-
ются в хор современных западноевро-
пейских и американских «космополи-
тов», пренебрежительно относящихся
к великому реалистическому  насле-
дию русского искусства и к демокра-
тическим основам советского искус-
ства.

Нужно И. что крупные ма-
стера советского искусства, даже
имеющие отношение к руководству
Оргкомитета Союза советских худож-
ников и Академии художеств СССР,
приняв участие в споре о натурализ-
ме, не внесли в этот вопрос нужной
ясности. Высказываемые ими положе-
ния об’ективно не нацеливали худож-
ников на дальнейшую ‘решительную
борьбу со всяческими проявлениями
формализма и натурализма.
	Мы, например, никак не можем сог-
	ласиться с утверждением Б. Иотансо-
на о том, что в советском изобрази-
тельном искусстве даже в скрытом
виде нет натурализма и формалтзма,
как определенного направления. «Есть
только натуралистические и формали-
стические тенденции, — пишет в CBO-
ей статье «Заметки живописца» Б.
Иогансон, — © которыми мы боремая
и надеемся, что окончательно ликви-
дируем их». :

Если бы существовало такое благо-
получие, как это пытается утверж-
дать тов. Иогансон, то Академии ху-
дожеств СССР, где юн, кстати, игра-
ет не последнюю роль, пожалуй, не
пришлось бы столь решительно вме-
шаться в дело постановки воспитания
молодых художников в Московском и
Ленинградском художественных ву-
зах. Известно, что представители фор-
малистического направления в тече-
ние ряда лет укрепляли здесь свое
положение и, ‘очевидно, не с целью
господства фади господства; а с Це-
лью борьбы за направление.

Украинские художники в течение
последнего года настойчиво боролись
против представителей формалисти-
ческого направления, пытавшихся по-
	С. Сварога
	вести за собой молодежь и занять
ведущее положение в украинском изо-
бразительном искусстве. Эта борьба
приняла особо острые формы после
появления серии работ «Христос в
Майданеке», созданной художником
3. Толкачевым в последний год вой-
ны во время его пребызания за гра-
ницей. Вслед за этой серией эле-
менты символики и мистицизма поя-
вились и в отдельных работах моло-
дых украинских художников — TT.
Гевеке, В. Литвиненко, П; Нруглова
и Э. Викторжевской.
	В защиту этих, враждебных самому
духу есветского ‘искусства, явлений
стали такие художники, как А. Пет-
рицкий, В. Овчинников, Л. Муравин,
В. Меллер и др., — все те, кто еще
недавно открыто’ ориентировался в
своем творчестве на формы западно-
европейского буржуазного. декаданса.
Далеко не случайно и то, что среди
их сподвижников в защите формализ-
ма оказались запоздалые привержен-
цы пост-импрессионизма и... натура-
лиама. ь
	Внимательно рассматривая ‘работы
3. Толкачева периода войны, явно 5о-
зданные под влиянием немецкого экс-
прессионизма, в них нетрудно обна-
ружить признаки самого грубого на-
турализма. То же можно сказать и о
ряде фронтовых зарисовок А. Петрин-
кого, где формалистическое уродст-
во теснейшим образом переплетается
с вульгарным натурализмом.
	По этим причинам жюри Украин-
ской художественной выставки 1947
года не приняло к экспозиции симво-
листически - декадентскую, натурали-
стическую по своей трактовке скуль-
птурную композицию «Возмездие» П.
Гевеке. Но жюри просмотрело те же
пороки в композиции скульптора Л.
Муравина «Клятва» и его же «Лесе
Украинке». Эта последняя работа бы-
ла поспешно разрекламирована в ян-
варском ‘номере журнала «Искусство».
Массовый же зритель отрицательно
воспринял эти претенциозные творе-
ния скульптора, сочетавшие в себе
формалистическое мышление с эле-
ментами сугубо натуралистической
трактовки.

Культурно выросший советский
зритель иной раз, пожалуй, более тон-
ко разбирается в оценке процессов,
происходящих в советском искусст-
ве. чем некоторые наши критики И
художники, склонные  усматривать
натуралистическую опасность только
в тех произведениях, которые в той
или иной мере следуют. высоким
традициям русского реалистического
искусства. Такие критики не желают
понять того, что натурализм, как и
формализм, является выражением
	упадка, загнивания буржуазной куль-
	туры.

Мы далеки от утверждения, что на-
туралистически мыслящий художник
не может иногла. создать внешне реа-
листическое произведение, — полоб-
ный псевдореализм всегда распознает-
ся по неумению или нежеланию ху-
дожника видеть главное, существен-
ное в том или ином жизненном явле-
нии и факте;
	° В послевоенные годы нам неоднох
кратно приходилось наблюдатьс в
творчестве отдельных украинских ху*
дожников. натуралистическое сколь“:
Жение п поверхности явлений.
Достаточно ВСПОМНИТЬ картину.
львовского художника В. Савина:
«Угон в рабство», экспонироваяную’
на 1Х Украинской художественной
выставке.  Вульгарно-натуралистиче-
ское мышление привело ее автора к
гиперболизации силы фашистских па-
лачей и искажению образа’ советеко-
го человека, трактованного безволь-
ным, не способным к сопротивлению.
	К подобным же результатам при-
шли скульптор А. Страхов и хулож-
ник В. Овчинников в своих. произве-
дениях, трактующих трагедию Бабье-
го Яра, а также упоминаемый уже
нами художник 3. Толкачев в его
	Повый дом на Садово-Кудринской улице в Москве. Руководитель про-
екта Л. Руднев, авторы проекта В. Асс и В. Мунц.
				 ‚Москва в послевоен-
ные ‘годы ‹ обогатилась
многими крупными жи-
лими зданиями. Доста:
	‘AY ALDUMCKOM
	Юрий ЯРАЛОВ
	щих. В  каждон
квартире имеются мусо-
ропроводы, звонковая
	каждой! тельно богат
	многостороннее творческое ИспотБ-;,
зование позволило бы создать яркую „.
и образную музыку. Но авторы «Каз,
ракумского канала» поверхностно по-
дошли к решению задачи, стоявшей,
перел ними. Это определило главный, _

коренной порок оперы: она не полу-.-
чилась подлинно туркменской по сво-.-
	ему языку, посмотря ва 1 = &
ней есть ряд туркменских  наролных,
	мелодий и попевок. ИПлохо восполь+..
	зовались авторы оперы богатейшей о

сокровищницей туркменской народ+
ной музыки, слишком внешним и не
глубоким был их подход K исполь-
зуемому материалу.

Либретто «Каракумского канала»;
написанное Kapa  Сейтлиевым и
Алты Карляевым. совершенно не от*
вечает элементарным требованиям:
В нем отсутствует какое бы то ни
было драматическое развитие, образы
героев очерчены до крайности схее
матично и примитивно. Драматургиче*
ская слабость либретто и его излиш.
няя многоречивость, несомненно, нё
могли не сказаться отрицательно Ha
музыке оперы. Но отнюдь не все её
недостатки связаны с плохим, неуме»
ло составленным либретто. Вялость
монотонность, исключительное ‘одно?
Образие мелодических и гармониче:
ских оборотов, бедность ритма и мет»
ра (это при огромном разнообразии
сложных метров и ритмических фигур
туркменской музыки!) — вот наибо-
лее характерные черты музыки этой
оперы, не говоря уже о бледности ее
национального колорита. Музыка
оперы однотипна даже ри самых
различных ситуациях и при харак-
теристике диаметрально  противопо-
ложных образов. -

Ряд безусловно ‘удачных. тепло на-
писанных номеров, как, например, ко=
лыбельная Джемал в 3-м акте и хор
в заключительной сцене 4-го акта,
Кратки и обрываются, едва слупша-
тель ‘успевает уловить основную
мысль. Из-за этого вся опера’ приоб-
рела фрагментарный характер и пре-
вратилась в скучное чередование
мелких эскизно намеченных номеров.
	‘Подобная опера не сможет иметь
уепеха’ у туркменского народа. Об
этом со всей поямотой заявили пред-
ставители Туркмении, присутствовав-
шие на обсуждении этой оперы в
ССК.

Сюита Раухвергера «Юные музы-
канты» (сцена из жизни пионерекого
лагеря) — произведение, радующее
бодрым. светлым колоритом и боль-
шим мастерством. Сюита рассчитана
на исполнение струнными оркестра»
ми детских музыкальных школ и на-
писана с учетом скромных возмож-
ностей такого оркестра. Однако она,
несомненно, прелставляет интерес и
для более профессионально подготов-
ленных коллективов. Отдельные ч0-
мера, особенно № 3—На лужайке» и
№ 4—<Киргизокие девочки танцуют»,
отмечены свежестью и характерно-
стью; № 2 — «Рассказ у костра» —
менее удачен, но задушевно-лириче-
ское начало пьесы оставляет очень
приятное впечатление. Следует лишь
пожелать автору большей мелодиче»
ской непосредственности (© том, что
это ему может удастся, свидетель-
‘ствует начало «Рассказа у костра»),
‘яркости и контрастности образов. Во
всяком случае, произведение это за»
служивает положительной оценки.
	  Квартет Юрия ‘Левитина — произ
ведение талантливое и яркое. Не все
‚в этой ‘музыке равноценно, не все
устоялось, но все в целом искренне и’
привлекательно. Этот квартет свиде-г
тельствует о том, что Левитин сумел
отказаться от свойственной ему фор
малистической нарочитости и нашел
новые выразительные средства;
естественные й убедительные. Нов, и!
‚не только пля Левитина, и самый:
‚ жанр этого квартета. Он явно не пре-
 тендует на масштабы большого ака=.
 демического квартета, его части неве-
ен по размерам и в. первой части.
	традиционное аллегро заменено не-*-
большюй. «пасторалью». Вторая часть:
	— энергичный, чуть грубоватый <Га-
	нец», очень свежо использующий эле-“
менты еврейского фольклора. Третья:
	часть-—<Элегия» и четвертая — «Фи-
нал» наиболее удались автору. У
«Элегии» есть какое-то особое трога-
тельное обаяние. обаяние большой

тельное обаяние, обаяние большой
непосредствениости и благородства.

Финал построен на упругой подвиж-
ной теме и развивается очень стреми-
тельно и органично. Некоторое не-
удовлетворение оставляет только
вторая В-диг-ная тема финала, зна-
чительно более слабая, чем весь
остальной мелодический материал.
Изложен весь квартет очень празрач-
но и ясно, с хорошим учетом квар:
тетной звучности,
	Квартет, по мысли. автора, написав
«про детей и для детей». Это, ве-
роятно, и определило его отличитель-
ные особенности, в Том числе про-.
стоту и скромность фактуры. Надо
надеяться. что для Левитина это про-
изведение будет означать переход на
	новый путь. Следуя по этому пути, он
	создаст и более значительные по
идейному содержанию произведения.
		В ТРЕ АВ = Е > Liniildvitigdithyw, ste 15?
точно назвать новые _ Bo Е фониэирован и  радио-
дома на Можайском шоссе, улице, фицирован. Электропроводка екры-

тая. Встроенные и  антресольные
шкафы в коридорах создают  удоб-
ства для хранения домашних вещей.
Ванны — встроенные, а помещения
их отвечают самым взыскательным
требованиям санитарии и гигиены:
полы из’ метлахских плиток, стены
облицованы ©ветлыми глазированны-
ми плитками. В жилых и в вспомога-
тельных помещениях любовно отде-
ланы и с большим вкусом прорисо-
ваны детали: отделанные дубом
входные двери, перила лестниц, руч-
ки дверей, чугунные, специального
рисунка, двери лифтов, мозаичные
вставки в ‘полах входных вестибю-
лей.

На: строительстве была достигнута
высокая степень индустриализации
и стандартизации. Это — несомненный
показатель возросшей культуры с0-
временной архитектурно-строительной
практики столицы. Механизирозаны
‘были на стройке подача и транспор-
’тировка материалов, работы по окра-
ске помещений. Было организовано
‘заводское изготовление стандартных
облицовочных блоков и деталей, ко-
торые устанавливались методом
«опережающей облицовки». По этому
методу, предложенному одним из ав-
торов проекта, В. Мунцем, сначала
ставятся облицовочные плиты, а за
‚ними кладется стена, что значительно
‘ускоряет кладку.

Стройка показательна и высокой
`требовательностью авторов проекта
‚и строителей к благоустройству уча-
стка. Двор асфальтирован, устроены
ограждающие стенки с декоратив-
ным трельяжем, по которому будет
виться хмель. Ковано-литые ворота
во двор монументальны и отличают-
ся тонким рисунком.

Все эти положительные ; черты не
снимают некоторых ‘недостатков
стройки. Первый и наиболее сущест-
венный из них — далеко не всегда
высокое качество  <троительства.
Стандартные известковые блоки об-
лицовки Из-за небрежного ‘их выпол-
‘нения потребовали ручной «доводки»
— доделок. Доделки эти были очень
значительны. Еще заметнее подоб-
ные дефекты в интерьерах. Небреж-
но, например, настланы плитки по-
лов вестибюлей лестничных клеток.
Грубо сделаны сопряжения поручней
перил лестниц.

Условия участка, на котором по-
строено здание, поставили авторов
перед затруднением, к сожалению,
ими не преодоленным.

Главным фасадюм здание обращено
на север (не солнечную сторону}, а
дворовым —на юг. В стремленин
(вполне справедливом и понятном)
не выводить на главный фасад слу-
жебные помещения, авторы сгруппи-
ровали их на южной стороне. Тем са-
мым солнечная сторона не исполь-
зуется для жилья. Авторы усилили
этот недостаток, ограничившись уст-
ройством балконов на северной сто-
роне и полностью лишив их южный
дворовый фасад. Непонятно, чем вы-
звано такое решение.

Есть недостаток и в композиции
главного фасада, Правдивость худо-
жественной идеи, которой проникну-
то собружение, ослаблена некоторой
кокетливостью в подчеркнуто асим-
	метричном размещении балконов на:
	главном фасаде дома.
И все же эти отдельные недочеты.
не могут изменить общей высокой
оценки дома. В ряду архитектурных
сооружений последних лет здание на
Садово-Кудривской улице выделяется
своей художественной нельностью.
	Горького, Садовом кольце, 1-8 Me-
‚шанской и других улицах столицы.
Недавно сдано в эксилоатацию еще
одно жилое здание — ‘дом № 28—30
‚ на Садово-Кудринской улице (руковэ-
дитель проекта Л. Руднев, авторы
проекта В. Асс и В. Мунц).

Усцех архитектурного произведе-
ния прежде всего определяется ясно-
стью и цельностью художественного
образа, единством идеи и выражаю-
щей ее формы, а главное, проявлен-
ной зодчими заботой о человеке, че-
му должна быть подчинена вся па-
литра архитектурных средств. Следо-
вательно, умение связать утилитарные
требования с идейно-художественны-
ми — основное, чем отличается твор-
чество советских архитекторов.

Не все в архитектуре здания по
Садово-Кудринской равноценно. Мож-
но спорить о деталях общего замыс-
ла. Однако это не должно заслонить
принципиального значения новой ра-
боты архитекторов В. Асса и В. Мун-
ца.

Архитекторы ‘иной раз склонны
упрекнуть авторов дома на Сацово-
`Кудринской в том, что созданная имя
архитектура излишне декоративна н
словно «наложена» на здание. Упре-
ки эти несостоятельны. Архитектур-
‘ная композиция фасада явилась ло-
гическим следствием внутренней
распланировки здания. Принятый
метр членений дома по вертикали,
ритм пилястр. и оконных проемов
правдиво отражают  взаиморасйоло-
жение и размеры комнат квартир.

Дом стоит на одной из главных
магистралей города. Это  диктовало
создание сильного и пластически на-
‘сыщенного образа’ здания, отвечаю-
щего его местоположению. Вместе с
тем авторы не придали самодовлею-
щего значения пластике архитектур-
ных форм, сделав их достаточно
скромными. Они создали гармониче-
ский ‘строй композиции — торжест-
венный И вместе с тем ‘достаточно
интимный для крупного жилого дома.

Хорошее впечатление производят
глубокие, со сводчатыми кессониро-

ванными потолками, лоджии перед
входами в здание. Глубокие нчши,
уютные вестибюли, в стены которых
вкраплены литые детали, — все это
‘как бы подготавливает жильцов до-
‘ма к переходу от бурного ‘emma
уличной жизни к нокою домашней
обстановки. :

Крупным достоинством. является
хороню разработанный дворовый фа-
сад дома. Мы знаем, к сожалению,

немало случаев, когда дома, стоя-
щие на столичных магистралях, мно-
гие годы остаются с архитектурно
незавершенными дворовыми фасадами
(к примеру, дома на улице Горького).
Тем отраднеее видеть, как ответствеч-
но подошли авторы дома на Садово-
’Кудринской к решению своей задачи.

Дворовый фасад с глубокими лод-
жиями, в которые выходят окнами

кухни квартир, скомпанован с таким
же вниманием, как и главный. Прав-
да, несколько спорят между собой
горизонтальные членения, на которые
разбит фасад, с вертикалями лоджий.

Логична и продумана планировка
квартир, предопределившая компози-
‘ционный строй фасадов. Во’ всех

квартирах осуществлен принцип ан-
филадного соединения, что обуслов-
‘лено односемейным расселением. Та-
кое решение создает гармоническую
и чрезвычайно привлекательную вза-
имосвязь жилых помещений.

Продуманы все «мелочи», созлаю:
	par
			я:
ет.
	НЦ
	„Избранные сценарии советского кино“
	нейший путь развития советской ки-
нодраматургии, начиная с «Ветреч-
ного» и кончая недавно законченны-
ми сценариями «Павлов», «Сталин-
градская битва», «Падение Берлина».

Подавляющее болыпинство сцена-
риев, включаемых в сборник, публи-
‚куется впервые. К каждому из них
прилагается краткая справка о твор-
ческой биографии автора и режис-
сера, а также библиография важней-
ших критических отзывов.

Выпуск всех шести томов. должен.
	шеститомника «Избранные сценарии
советского кино». Это издание ста-
вит своей задачей познакомить чита-
телей с литературными ‘сценариями
лучших советских фильмов. В пер-
вый TOM войдут неиболее значитель-
ные произведения немого кино, в
том числе «Броненосец «Потемкин»,
«Мать», «Земля», «Арсенал», «Пото-
мок Чингиз Хана», а также сценарии

первых звуковых фильмов. В нослёе-
	дующих томах будут помещены про-
	20 еентября в Выставочном зале   ках», «К. Е. Ворошилов иА. М. Горь:
Московского товарищества художни-   кий в тире ЦДКА».
ков открылась посмертная выстазка! Среди акварелей ныставлены ил-
работ ‘В. С. Сварога. люстрации к книге К. Е. Ворошилова
На-выставке представлено 267 про-  “Сталин и Красная Армия», серия
изведений из числа созданных ху-  “Красная Армия на маневрах», ново-

г.г г -

ДОЖНиКОМ за 40 лет творческой дея-! стройки, нейзажи Крыма и. Кавказа,
тельности.   последние работы художника — пор-

нь ЗВ ео ео
	треты деятелей искусств.
	В ‘фазделе живописи — известные   _ : - ;
овса В: Сварога — «И. В. Сталин Экопонируется портрет” В, С. Сва-
и члены Политбюро ЦК ВКП\{б) на   Рога, исполненный И. Репиным
Тушинском аэродроме», «Штаб Ox-   (1915 r.).
тября», «Взятие Зимнего лворцаз,  Выставка будет открыта в течение
«В. И. Ленин и И В. Сталин в Гор- ! месяца,
			загпоследние годы внимание Ha-
шейзмузыкальной общественности не-
однократно привлекали серьезные не-
достатки в области подготовки моло-
ABIX 5 BOKAAHCTOB. Медленное BRABH-

»
Ин. ПОПОВ
oO
	жение молодых певческих кадров,
неблагополучае в преподавании пения
в общеобразовательных нколах, ча-
стая порча голосов у студентов кон-
серватории и музыкальных училищ —
все Это были тревожные симптомы.
Они свилетельствовали о необходи-
мости немедленной перестройки всей
системы воспитания певца и коренно-
го Изменения организашии вокального
дела.

В течение минувшего года в этом
направлении была прслелана немалая
работа. Выполняя: постановление Со»
вета.Министров СССР «Об улучше-
		ращением музыкантов в бездушных
ремесленников!

° Можно смело сказать: нет, не
‘этим определяются успехи Москов-
ского хорового училища. Его учени-
ки успешно изучают все предметы
общеобразовательной школы, систе-
матически  посешают` концерты и
оперные спектакли, успевают зани-
маться спортом. участвовать в ряде
кружков, В училище издаются две
стенгазеты, имеется многочисленная
пионерская организация. Учащиеся
живут не замкнутой жизнью интер-
ната, а чувствуют себя полноправны-
ми гражданами нашей великой роди-
ны. В этом большая заслуга всего
педагогического коллектива, сумев-
шего в трудных условиях организо-
вать творческую жизнь училища.

Не следует думать, что деятель-
ность Московского хорового ‘учили-
ща лишена недостатков. Многое еще
требует улучшения и в самом учеб-
ном процессе, и в организации не-
многочисленного свободного времени
учащихся. Как и в остальных MY3H-
кальных учебных заведениях, здесь
почти He увязаны  музыкально-тео-
ретические и ’музыкально-историче-
ские циклы, плохо  увязано даже
прохождение сольфеджио © изуче-
нием элементарной теории и гармо-
нии. В училище нет иллюстраторов на
уроках истории музыки и музыкаль-
ной литературы, нет даже фонда пла-
стинок для прослушивания музыкаль-
ных произведений. Богатейший фонд
пластинок кабинета музыкальной ли-
тературы консерватории пока еще не
используется из-за каких-то между-
ведомственных неурядиц. Это. тем
более странно, что директор и худо-
жественный руководитель училища
возглавляет сейчас и Московскую
консерваторию:

Но все эти недостатки легко’ уст-
ранимы, Училище бесспорно стойт на
верном пути, и следуст ожидать, что
накопленный им опыт воспитания ди-
рижеров хора окажет немаловажную
помощь всем вновь организуемым хо-
ровым “учебным заведениям нашей
	Программы и учебные планы Мос-
ковского хорового училища построз-
ны по тому же принципу, что и про-
граммы обычных музыкальных школ-
десятилеток, в которых  преду-
сматривается прохождение в течение
десяти. лет курса средней общеобра-
зовательной ‘школы и курса музы-
кального училища. Учебные плавы
Московского хорового училиша отли-
чаются лишь расширенной  програм-
мой сольфеджио H, естественно,
углубленным. изучением специальных
предметов ‘== хорового пения; чтения
	нии - подготовки музыкальных и в90-  хоровых нартитур, хороведения
кальных кадров», Комитет по. делам   хорового дирижирования.
искусств при Совете Министров   п
У ервостепенная
СССР принял. рял важных реше р ПЕТЬ = LAA

wawnrarn acvariysctera neapuTdad ann pnt.
	каждого музыканта развития его слу-
ховых навыков очевидна. Нет нуж-
ды аргументировать значение этой
азбучной истины для-процесса воспи-
тания музыканта. И, однако, в наших
средних музыкальных учебных  заве-
дениях о ‘ней давно забыли Выпуск-
ники музыкальных училищ, поступа-
ющие в консерваторию, порой: совер-
шенно беспомощны при определении
на слух простейших аккордовых   по-
следовательностей. Они не могут за-
писать несложный одноголосный дик-
тант или спеть с листа  нетрудную
мелодию. В этом отношении учили-
ще, руководимое Свешниковым,
представляет исключение. Все уча-
Wiech старших классов здесь легко
и; свободно ориентируются в. звуко-
вой ткани сложных полифонических
произведений. Любой. из -выпуекни-
ков может за короткий срок записать
трехголосный диктант. спеть с. листа
мелодию;  изобилующую  отклоне-
ниями в далекие тональности и слу-
	ний. Одно из них наиболее интересно:
и эффективно — организация с
1 октября ныненшнего года хоровых
отделений при 11! музыкальных шко-
лах-десятилетках. В связи © этим
уместно познакомиться с постановкой:
учебной работы в лучшем музыкаль-
иом учебном заведении страны, Гото-.
вящем кадры квалифицированных ру-
ководителей хоровых коллективов —
Московском хоровом училище, в03-
главляемом А. В. Свешниковым.
	Московское хоровое училище было
организовано по специальному реше-
нию правительства в суровые - дни
Великой Отечественной войны. За
прошедиие годы училище значитель-
но выросло, окрепло. Весной буду-
щего года состоится первый выпуск
молодых дирижеров хора. Таким. об-
разом, сейчас уже можно говорить о
том, что сделано училищем за эти
годы и каких специалистов получит
наша страна.
	KOHKYPC
HA ЛИРИЧЕСКУЮ NMECHH
	ТБИЛИСИ. Президиум Союза со-
ветских композиторов Грузии провел
конкурс.на лирическую песню. Вторая
премия присуждена композитору А,
Мачавариани за песню «Не грусти,
мать» на стихи лауреата Сталинской
премии Г. Леонилзе. Дополнительную
вторую премию за песню «Рустави»
получил композитор’ Р. Габичвадзе,
Текст поэта К. Каладзе.
	издаются
	Премированвые песни
массовым-тиражом. -.
	но повседневной дрессировкой, прев-1 страны. :