СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Театры страны
МОСКВА
	29-сентября открывается сезоя в
Московском государственном Камер-
ном театре. Ближайшая премьера —
пьеса О. Бергольц «Город славы» —
о героической обороне Севастополя в
дни Великой Отечественной войны.
Спектакль ставит А. Таиров, оформ-
ление Е. Коваленко. В течение ce3c-
на будут также показаны пьесы:
«Ветер © юга»по роману Э. Грина,
«Украденное счастье» И. Франко,
«Плоды просвещения» Л. Толстого и
Ap. .

Театр им. Моссовета начинает се-
зон 1 октября. В. конце октября со-
стоится премьера пьесы «Закон че-
сти» А. Штейна в постановке Ю. За-
вадского и И. Вульф, художник
Я. Штоффер. В. Ванин приступил к
постановке «Свадьбы Кречинского»
Сухово-Кобылина, в которой он бу-
дет играть Роль’ Расплюева. Оформ-
ление М. Виноградова. В репертуар
включена пьеса «Преступление ди-
ректора Риггс&» Эдуарда Чодороффа
—© борьбе прогрессивных сил. с реак-
цией. в Америке.

Еврейский театр им. С. М. Михоэл-
са готовит спектакль «Колдунья»
3. Шнеера. (по Гольдфадену) в поста-
новке .Ф. Каверина и в оформления
А. Тышлера, музыка Л. Пульвера.

Следующими новыми постановками
явятся: «Подводник Белинкович» А.
Витензона и М; Зингера, «Лехаим»
И. Фефера — о колхозном строитель-
стве на Украине и комедия «Король
Лампедлузы» П.. Маркиша.
	АШХАБАД

Русский драматический театр им.
А. С. Пучикина 1 октября ‘откроет свой
93-й сезон пьесой «Губернатор про-
винции». До конца года театр пока-
жет ‘новые премьеры: «Закон че-
сти» А; Штейнаи «Великая сила» Б.
Ромашова. ‹ Намечено поставить
один спектакль силами театральной
молодежи.

В этом году ‘театр предполагает
провести зимой гастрольные поездки
в Байрам-Али, Мары, Чарджоу.

Оперой «Лейли и Меджнун» oT-
крывает в начале октября свой сезон
Туркменский театр оперы и балета, В
этом году будет поставлена на рус-
ском языке опера «Пиковая дама».
	УЧЕБНЫЙ ГОД
В УНИВЕРСИТЕТЕ,
МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
	В первых числах: октября начинает-
ся учебный год в филиале универси-
тета маркеизма-ленинизма МГК
ВК (б) при Центральном доме, работ-
ников ‘искусств СССР. Множество
заявлений -о®№ желающих  посту-
пить в университет: свидетельст-
вует о большой тяге работников ис-
кусств к политической учебе. В этом
году в университет будет принято
более 550 человек. Среди них —
художественный руководитель Теат-
	ра батиры Н. Петров, художествен-
ный руководитель Театра Красной
Армии А. Хохлов. мастер художе-
	ственного слова В. Аксенов, компо-
зиторы И. Любан, В. Мурадели,
В. Кручинин, артистка, К Коюенева,
моцент консерваторий Ю. Брюшков и
другие творческие ‘работники театра,
музыкального и изобразительных. ис-
KYCCTB. 350 wenopex: будут пролол-
Зкать ‘учебу на. втором Kypce ‘универ-
ситета.

` Университет  мархсизма-ленинизма
при ПДРИ существует четвертый
Гоп. -Здесь уже закончили обучение
662 чел., изних 350 сдали выпускные
экзамены на «отлично». Работники
искусств, слушатели университета,
TO лекмяи по истории
BRIT 6), диалектическому и истооиче-
скому Материализму. истории СССР,
‘марксистско: -ленинской эстетике, J10-
	тике и психологии.
	Большой. интерес среди слушателей
вызвали  семинарские, занятия. Они
способствовали глубокому усвоению
изучаемых предметов и привили слу-
шателям. вкус к самостоятельной ра-
боте над первоисточниками марксиз-
ма-ленинизма.

_ `Собеседования, проведенные со
вновь поступающими слушателями,
показали эначительно возросший
‘уровень политических знаний работ-
ников искусств столицы. Е
	В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
СОВЕТЕ ЦИРКА
	91  сентября в Главном управлении
цирками Комитета по делам искусств
состоялось заседание Художествен-
ного совета, посвященное обсужде-
нию программы Московского цирка
«Впервые в Москве». С сообщением
выступил писатель Л. Никулин, в
прениях приняли участие С. Ютке-
вич, М. Долгополов, В. Жанто, Г. Ве.
нецианов, Ю. Файер, М. Блантер,
А. Арнольд, Н. Барзилович, Каран
д’Аш, Ю. Дмитриев.

Участники обсуждения отмечали
принципиальную важность  програм-
мы Московского цирка, на арене ко-
торого впервые за много лет показа-
ны достижения молодых цирковых
артистов, еще не знакомых столично“
му зрителю. Положительно оценивая
большинство ‘номеров программы,
участники обсуждения критиковали
отдельные ее недочеты. В частности,
указывалось на крайне низкий уро-
вень клоунады, слабость номера ук-
рощения хищных зверей, некоторое
‘однообразие приемов акробатики,
неудачное музыкальное. сопровожде-
ние. Отмечалось, что в номере воз-
душных тимнастов сложная, громозд-
кая аппаратура мешает показу 803-
можностей молодых артистов.

Справедливые упреки пред’явля-
лись режиссуре, которая, добившись
хорошего темпа и зрелищной выра-
зительности всего представления, 8
то же время мало внимания уделила
непосредственной работе © артиста-
ME.
	БЕРЕГ СЧАСТЬЯ“
	Я коллектив Музыкального
театра К. Станиславского и В
Hemupopuva- -Данченко в ознаменова-
ние 30-летия  ленмчско-сталинского
	комсомола готовит балет А. Спада-
	веккиа «Берег счастья» по либретто
П. Аболимова. =

Балет «Берег счастья» повествует
о жизни советских девушек и юно-
шей, воспитанных в духе дружбы,
любви и верности советской Родине.

В настоящее ‘время идут усилен-
ные репетиции спектакля. Режиссе-
ры-постановщики В. Бурмейстер и
И. Курилов завершили последние

черновые репетиции в балетном зале
театра и перенесли репетиции на

сцену.
		цах «Советского искусства» уже пи-
салось о более ранней его пьесе
«Стеклянный зверинец».) Год назад
он был «многообешающим молодым
драматургом». Теперь его сравнивают
с Шекспиром... Постановка «Грамвая»
явилась гвоздем сезона на Бродвее.
	Старая Америка умирает, к хозяй-
скому месту пробирается. «новый че-
ловек» — такова основная тема пъе-
сы. Этот «новый человек» показан в
образе грубого, жестокого, не брез-
гующего самыми грязными средетва-
ми молодца, по имени Стэн. Согласно
концепции драматурга, его герой об-
ладает «первобытной силой». Перед
этой силой не может устоять героиня
пьесы Стелла. Вот типичная для
спектакля мизанецена. На вершине
металлической винтовой ‘лестницы
стойт Стелла в’ белом платье, ярко
	освещенная лучами прожекторов. У
	подножья лестницы ожидает ее
Стэн. И Стэлла, ‘понурив голову,
мелленно сходит вниз. Ее белый
	длинный шлейф беспомощно скользит
по“ ступеням. Она лишена воли: ее
влечет, по словам рецензента, «пер-
вобытная: силах `
	Сестра Стеллы, ‚Бланш, тщетно
ищет спасения от невыносимой дей-
ствительности в «моральных устоях
прошлого». Эти устои ‘оказываются
аризрачными. Бланш, охваченная от-
чаянием, предается разврату и пьян-
ству и в конце концов сходит с ума.
Итак, согласно Вильямсу, выхода
нет, надо либо покориться «первобыт-
‘ной силе», как Стелла, либо сойти ©
ума. как Бланш.
	Нъесы -Геннесси Вильямса воздей-
ствуют на зрителей потому, что. в них
ловко использованы приемы социаль-
ной: демагогии. Прославляя первобыт-
ную грубость и силу; драматург. по-
путно рассказывает осневыносимо тя-
желой жизни «маленьких» американ-
цев. Он бьет на широкую  популяр-
ность. «Но разве не было другого ре-
шения, кроме безумия Бланш?» —
наивно замёчает по ‘поводу пьесы
Вильямса один критик. Конечно было,
самое естественное и очевидное: схва-
тить «первобытную силу» за. горло.
	в новом сезоне
	В конце октября откроет свой 20-и
сезон Туркменский драматический те-
атр им. Сталина. В этом году кол-
лектив покажет новые спектакли:
«Арзув» Меред Атаханова, «Семья
 Аллана» Гусейна Мухтарова, «Ба-
харгюль»: Беки Сейтакова, «Кемине
и ростовщик» Базар Аманова.

В середине октября открывает се-
зон республиканский Театро юного
зрителя. Он уже подготовил. пьесу
В. Любимовой «Снежок». В реперту-
аре театра новые спектакли: «Лжец»
К. Гольдони, «Женитьба» Н. Гоголя,
«Аленький цветочек» (по Аксакову).
К 30-летию. комсомола театр поста-
вит пьесу Гераскиной «Аттестат. зре-
лости».
		Таджикский театр оперы и балета
11 сентября открыл зимний сезон опе-
рой С. Баласаняна «Восстание” Восз»,
более 10 лет идущей на его сцене. -

В репертуаре театра балеты: «Ду-
гуль», «Шехерёзада», «Лебединое
озеро»; оперы: «Пиковая дама», «Ев-
гений Онегин» и другие.

Для обслуживания хлопкоубороч-
ной кампании создана специальная
выездная бригада, в состав которой
вошли ведущие солисты театра.

1 октября Таджикский академиче-
ский театр драмы открывает сезон
трагедией Шекспира «Отелло» в по-
становке Е. Мительмана и декора-
циях М. Шипулина. В заглавной роли
М. Касымов. :

Очередные премьеры театра — ин-
сценировка Желябужского «Овод» в
переводе С. Улуг-Заде и пьега Саид-
мурадова и М. Рабиева «Саодат».
	ГОРЬКИИ

Драматический театр им. А. М.
Горького готовит к 30-летию
ВЛКСМ спектакль «Молодая
	гвардия» в новой редакции. В середи-
не октября будет показана‘ пьеса
«Последние» А. М. Горького.

Свой ‘двадцатый сезон Горьковский
театр юного зрителя имени Н. К.
Крупской начал спектаклем «Алена
Пешков» по-А. М, Горькому. К 30-
летию комсомола театр покажет пье-
су по мотивам романа «Как закаля-
лась сталь» Н. Островского.
	дак американцы —
„перевоспитывают“ немцев
	Олна из особенно-
	экрана, так как в ней
	стей американской - : ЧЛЕНОВ Weed ea Era ae
киноэкспаноин в Гер-  ... А. ЛЕ о борьбе с расизмом.
мании заключается в ое По. тем же расист
	TOM. что совершается
она не на коммерческих основах - —- е
поддерживают и всячески. ей <содей-
	непосредственно оккупаци:
онные власти. В американской
зоне оккупации и в американ-
ском секторе Берлина. для. этого

ствуют
	используется военная. цензура. Без. ее
разрешения на немецкий экран_не вы-
ходит ни один Фильм. Кроме. того, в
порядке приказа любому немецкому
кинотеатру можно предписать демон-
страцию не менее 50 проц. американ-
ских фильмов. Другая особенность
состоит в том, что целый штат под-
ручных генерала Клея тщательно от-
бирает американские фильмы, выпус-
`каемые на немецкий экран. Далеко
не все то, что показывается в самой
`Америке, завозят в Германию. В Бёр
`лине прокатываются фильмы всех Ok
купационных держав. Oco6eHHo: Ha-
тляден поэтому резкий контраст ме-
жду голливудской продукцией ^и
глубоко идейными советскими Зи
‘мами:.

Как известно, американская `воен-
ная администрация. по Потедамекому
соглашению обязана совместно. с
союзными державами осущеслв-
лять перевоспитание немецкого на-
рода на демократинеской основе “Ho
„ссгласовать эту задачу с”реакцион-
«ной практикой невозможно. И-- ‘п0-
‹этому подручные Клея нередко’ во-
`надают в весьма: неловкое положе-
ение. Е fo

В Берлине; например, имеется эк-
земпляр хроникального ° фильма
=«Жизнь Рузвельта». Запретить его: в
США пока еще невозможно. Однако
‘американская военная администрация
зв Берлине не разрешила прокат этого
фильма на берлинском экране. Но вот
одошла третья- годовщина смерти
Рузвельта, который в Войне * ‘против
Гитлера был  главнокомандующям
американскими вооруженными силзми.
И, скрепя сердце, о американцы
устроили просмотр этого фильма дия

немцев. Фильм показывали всего.
один день, состоялись только три
сеанса. На первые два . пустили
	школьников, которые ничего: не ионя?
ли,— картина шла без дубляжа и не-
мецких титров. Немецкие зрители
возмущались этой посмертной травлей
	Рузвельта. То обстоятельство. что
	фильм не перевели на: немецкий язык, !
	справедливо было воспринято, . как
нежелание знакомить немцев с пр-
грессивной деятельностью круннэй-
шего американского президента.
	‚ Из фильмов Чаплина на экране
идет только кинокартина «Золотая
лихорадка», а «Новые времена» и
«Orin большого городаь-не  допуще-
ны на экран, С фильмом «Диктатбр»
произошла следующая история. В
Берлине состоялея закрытый < про-
	смотр этого фильма для немецкой
общественности. Но; по мнению амё-
риканнцев, «Диктатор» встретил слиш-
ком теплый прием зрителя, и демон-
страция его в Германии была запре-
шена. Предлог к тому был найден
самый нелепый. В. издающейся по
американской лицензии газете «Ta-
гесшпигель» появилась статья, в ко-
торой говорилось, что _«<..поеле тя-
желых переживаний войны немецкая
аудитория не в состояний оценить
веселую сатиру на Гитлера».
	Нечего и говорить, что такие филь-
мы, как «Миссия в Москву» или
«Гроздья гнева», в Берлин- не были
допущены. Даже премированный гол-
ливудский фильм «Лучшие годы Ha-
шей жизни» вызвал. неудовольствие
приближенных генерала Клея. Ведь в
нем, правда, довольно: робко, гово-
рится о разочаровании, постигшем
рузвельтовских солдат в послевоен-
ной Америке. Фильм неудобно было
запретить — он получил слишком
много премий в Америке и Европе.
Тогда был использован новый маневр
— его переводили на немецкий язык
и: дублировали целых два года. Для
сравнения: патологический фильм
«Потерянный отдых» о переживаниях
алкоголика дублировали всего два
месяца.

Такие умеренно прогрессивные
фильмы, как «Эдиссон». «Мадам Кю-
ри», «Юность Линкольна», шедшие в
первые годы оккупации, ныне сняты
с экрана. Зато пошлые музыкальные
комедии идут в течение трех лет.
Картина «Юность Линкольна» оказа-
лась неприемлемой для берлинского
	9 . CKHM мотивам He
пускают. на берлинский экран фильм
«Перекрестный огонь», где. показан
антисемитизм в_Америке. В то же
время ‘американцы дублируют. › на ие-
мецкий язык фильмы, откровенно
пропагандирующие. расизм. Образцом
такой пропаганды «расового. превос-
ходства» англо-саксов - может  слу-
жить Фильм «Анна и Сиамский ко-
	роль». Это слащавая история 0
том, как одна  добродетельная
гувернантка воспитала = сиамско-
го короля. и этим. якобы. открыла
	перед сиамским народом путь к иро1
грессу. Фальсификация истории при-
нимает просто смехотворный оборет!
Героиня фильма — вдова английско-
то. колониального. офицера! — учит
сиамского короля... республиканским
доктринам „Линкольна! Сиамский на-
род показан, как толпа. дикарей. Весь
сюжет картины построен так,  чтэзы
доказать зрителю, будто. без пред-
ставительницы „ англо-саксонской
«высшей расы» и «просвещенного ко-
роля» Сиам никогда не вышел бы из
первобытного состояния. Нечего и
говорить, что подобная. расистская
‘пропаганда находит . благодарную
почву среди охвостьев_. германского
фашизма. oo
„Естественно, что при’ такой поли-
тике «перевоспитания немцев» амерн-
канские цензоры ‘веячески. препраж-
дают путь на экран. советским: филь-
мам.

_В первый период оккупации Берли-
на советские. фильмы-в порядке-обме-
Ha шли во-всех секторах. Но е прош-
лого. года прокат советских. кинокаь-
тин прекратился сперва в американ*
ском, а затем и в английском секто-
рах. Теперь жители - Берлина могут
знакомитьвя с пройзведениями созег-
ского киноискусства только в востэч-
ном секторе.

Что же показывают американцы не-
мецкому ‘зрителю взамен: ими запре-
шенных прогрессивных фильмов?.

Вот несколько примеров. Картина
«Ад, где твоя победа?» поучает зра-
теля. ‘что французскую’ революцию
1848 г. совершила взбунтовавшаяся
толпа. Поводом к этому, по сцена-
рию фильма, был судебный процесс
одного герцога, влюбленного в гу-
вернантку и убившего свою жену.
	Картина «Золотые врата» пропове-
дует ту же мораль применительно к
современности. Действие происходит
в 1940 году. В тогда еще нейтраль-
ные Соединенные Штаты пытаются
пробраться из Мексики европейские
эмигранты. Фильм высокомерно под-
черкивает, что европейцы . гото»
вы, мол, на любую подлость, лишь
бы добиться американского граждан-
ства. Один из них, герой фильма,
профессиональный: сутенер, женитея
на американке, чтобы: получить” аме-
рикайское гражданство. Внезапно
вспыхнувшая любовь  ‘преображает
его, и он решает начать трудовую
жизнь. Но если сутенер становится
американским гражданином, то бор-
цы-антифашисты в этом фильме так
и остаются у порога «гостеприимной»
Америки, не получив в нее доступа.

Таким образом зрителю внушают,
что даже заблудшему грешнику уго-
тованы райские кущи, если он; не за-
ражен революционно-демократиче-
скими идеями.

«Мистрие Паркингтон» — внешне
аполитичная картина. Молодая героя-
ня фильма; простая девушка, по люб-
ви выходит замуж. за ‘американского
миллионера. Он жесток, жадез, звер-
ски  эксплоатирует - рабочих своей
шахты, доводит до самоубийства ®од-
ного - конкурента: Но ему все` про-
щается вочимя его нежной любви к
жене. Жена миллионера не допуска-
ет рабочих до разорения. «Демокра-
тический дух» торжествует. Мораль?
Стоит  переженить всех миллионе-
ров на девушках ‘из’ народа, и все
классовые конфликты‘ будут тотчас
устранены.

Нет нужды умножать перечень пои:
меров. Все эти фильмы’ подчиневы
одной цели, одной программе: утверж-
дению приоритета Америки, подчи-
нению капиталистическим  монопо-
лиям США экономики других стран.

Вся система’ американской KHHO-
пропаганды в Берлине направлена к
тому, чтобы отвлечь немецкого зри-
	теля от проблем демократического
переустройства своей страны
		одного из мошных хребтов Тянь-
	импровизированная сцена, залитая
в долине-—-луг, превращенный в
	На заднем плане — очертания
Шаня. Ближе, на склоне холма —
светом прожекторов. Чуть ниже
	светом прожекторов. Чуть ниже, в долине луг, ‘pepe
зрительный зал, в котором расположилось четыре тысячи человек
все население окрестных колхозов, от мала до велика. Затаив дыха-
ние, следят они за перипетиями оперного действия. :

Это Киргизский государственный театр оперы и балета показывает
в колхозе «Социализм» Кызыл-Аскерского района одну из самых
популярных в республике опер—«Ай-Чурек» («Лунная красавица»).

Киргизский оперный театр впервые включил в план своей летней
гастрольной работы выезды в колхозы и на рудники. В течение ме-
сяца он побывал во многих районах, обслужил десятки колхозов и
рудник Ак-Тюз. Свыше 30 тысяч колхозников и шахтеров присутство-
вали на постановках опер «Ай-Чурек», «Евгений Онегин» и музы-
кальной комедии «Аршин мал алан».
		На выставке художественной промышленности
	Прошло около двух месяцев со дня
открытия. в залах Академии худо-
ects CCCP Всесоюзной выставки
произведений художественной про-
мышленности и народных ремесел.
Выставка пользуется болышим успе-
хом. Ее посетили свыше 16.000 чело-
век. В своих многочисленных OTSH-
	вах посетители пишут 06 огромном
значении выставки, о расцвете на-
родного творчества в нашей стране.
Многие. посетители высказали
пожелание сделать выставку художе-
ственной  промынгленности  постоян-

вой.
	На снимках: вверху — артистки Аджикоднаева, Иманкулова и THett-
кимбаева — участницы оперного спектакля «Ай-Чурек» в колхозе
«Социализм»: внизу — грунпа зрителей. Е
	© Академия Художеств CCCP открывает ряд.
творческих мастерских для усовершенствова-
ния мастерства живописцев и скульпторов. Под
руководством М. Манизера уже приступила к
работе скульптурная мастерская. Предстоит от.
крытие мастерских по живописи и театрально-
декоративному искусству.

- © Московский театр юного зрителя показал
премьеру — пьесу-сказку E. Шварца «Красная
шапочка» в постановке П. Гаврилова и М. Ко-
лесникова, художник В, Талалай, композитор
М. Раухвергер.

< Комитет по делам искусств внес измене-
HHA. B репертуарный план Большого театра на
второе полугодие 1948 года. В репертуар фи-
лиала дополнительно включается балет «Аисте-
нок» Д. Клебанова. Работа над этой поста-
новкой посвященной 30-летию ВЛКСМ, будет
вестись комсомольцами и молодежью театра. Tfo-
становка балета «Три толстяка» В. Оранского
перенесена на 1949 год.

@ Московский драматический театр репети-
рует пьесу И. Финка «Душа университета» в
постановке Н. Лойтера, художник С. Шевал-
дышева,

3 Плакат-монографию © жизни и творче-
	20 сентября <. г. скончался старей-
ший музейный работник и искусство-
вед Н. С. Моргунов. В рано со.

последних 96 лет Н. С. Моргунов со-
стоял научным сотрудником Третья-
ковской галлереи, отдавая свои силы!
и знания делу популяризации русско-
го и советского изобразительного ис-!
кусства.

С 1903 г. Н. С. Моргунов выету-
пал с искусствоведческими работами
в печати, неуклонно  пропагандируя
лучшие традиции русской реалиети-
ческой живописи. Ето перу принад-!
лежит ряд статей и книг о крупней-
ших русских художниках-реалистах.

До послелнего времени, будучи’
уже тяжело больным, Н. С. Mopry-

нов не прекращал своей литературно-.
плитолжроралчелко“ поботы. я
		© В Москву из гастрольной поездки по Ka
лининградской области, Литовской и Латвийской
ССР вернулась Республиканская русская хо-
ровая капелла под руководством А. Степаноза»
За 30 дней капелла выступила в 16 городах.

@ Для оказания систематической творческой
помоши современным национальным драматур-
гам союзных геспублик и координирования всех
мероприятий по созданию национальной драма
тургии организована об’единенная комиссия из
представителей Союза советских писателей, ко-
митетов по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР и РСФСР и ВТО.

© Малый театр возобновляет на смене фя*
лнала спектакль «Коварство и любовь». Роль
Фердинанда поручена М. Цареву, роль Луизы —
И. Ликсо и К. Роек. Леди Мильфорд играет
Е. Гоголева.

< Театр им. Ермоловой покажет в первых
числах октября премьеру комедии А. Гладкова
«До новых встреч». Постановка А. Лобанова
и С. Гушанского, художник А. Васильев.

$ В начале ноября Московский цирк во-
кажет вторую программу сезона. В дстав-
лении примут участие артисты цирков Украины,
Туркмении и Узбекистана. Русский нирк будет
представлен тремя номерами, в том числе
Ю. Дуровым. В третьей программе под назва-
нием «Рекордсмены советского цирка» высту-
лят лучшие советские гимнасты, жокеи, акре»
баты, жонглеры-рекордсмены,
	5.

Активный общественник, он отда-
вал много сил профсоюзной работе,
В голы Великой Отечественной вой-
ны Н. С. Моргунов проводил. боль-
шую художественно-воспитательную
работу в воинских частях, на. пред-
приятиях и в учреждениях.

Память о Н. С. Моргунове навсе;
гда сохранится у всех товарищей,
работавших вместе с ним.
	П. Лебедев, А. Герасимов, В.
Кеменов, П. Сысоев. А. Лебе-
дев, А. Замошкин, Б. Иогансон,
И. Грабарь, П. Рябинкин, Г.
Жидков, М. Колпакчи, Е. Жу-
равлева, О. Лясковская, А.-Во-
ловов, В. Прытков, В. Садо-
_вень. 5

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	Вене: Н. Cc Моргунова
	В концертных залах столицы
	Сегодня Московская Филармония
начинает новый концертный сезон. В
Малом зале Московской консервато-
рии выступит квартет им. Бетховена.
Он исполнит произведения Чайков-
ского, Бетховена, Алябьева.

3.октября открывается концертный
зал Дома ученых. Днем здесь со-
стоится первая лекция-коннерт Му-

зыкального университета филармо-
НИИ — «М. И. Глинка».
	8 октября открывается Большой
зал Московской консерватории. Го-
сударственный ° симфонический  op-
кестр СССР под управлением К. Ива-
нова исполнит первый концерт для
фортепиано с оркестром Чайковского
(солист Л. Оборин) и пятую симфо-
вию С. Василенко. В этот же вечер
откроется Концертный зал им. Чай-
ковского. Будет дан тематический
концерт, посвященный операм и ба-
летам Чайковского.
	дающегося актера, режиссера и ху-
дожественного руководителя Малого
театра.
	ОССОВСКИЙ А. В. Мировое зна-
чение русской классической музыки.
Стенограмма. публичной лекции. Из-
дание Ленинградского отделения
Всесоюзного общества по распро-
странению политических и научных
знаний. 98 стр. Цена 90 коп.
	Лекция посвящена обзору распро-
странения. классической руеской му-
зыки ‘и ее воздействия на развитие
музыкального искусства Франции,
Италии, Испании, Германии и других
стран Западной Европы в Х—ХХ
веках.
	СОЛОВЦОВ А. Н. АА. Римский-
Корсаков. Музгиз. 220. стр. Цена 14
руб. 50 коп.

Мовография о жизни и музыкаль-
ной деятельности Н. А. Римекого-
Корсакова, его`идейных и -художест-
венных взглядах. Значительное место
уделено автором характеристике и
анализу отдельных произведений ве-
ликого русского композитора.
		савицей — уж слишком, слишком ще-
петильной», Есть что-то постыдное в
этой лакейской угодливости:

Итак, истекший нью-йоркский се
зон чне удовлетворил голода по на-
стоящему театру», как говорится в
одном из писем читателей журнала
«Сиэтр Артс». Правда, настоящий ус-
пех у широкой аудитории имела пье-
са Артура Миллера «Все мои сы-
новья». Симптоматичен также успех
комедий Бернарда Шоу у прогрессив-
ной части зрителей. Но всего этого
слишком мало, и это не может изме-
нить общей картины вырождения и
распада американского театра. Неда-
ром в: среде рядовых актеров растет
чувство. недовольства зсуществующим
положением. Оно унизительно и
день ото дня становится все более
	тягостным. Американский актер’ пре-
	вращается в механическую куклу,
вынужденную слепо повиноваться
любой ‘прихоти постановщика, Дру-
гого выхода у чего нет, потому’
что малейшая попытка протеста со-
пряжена с угрозой безработицы и го-
лода. Бернард Шюу в своей недавней
беседе с’ режиссером Джин `Дэл-
римпль резко KpwhaKkoBan это поло-
жение.

Девяностодвухлетний Шоу говорил
в этой бесед» о том. как он ставил бы
пьесы, будь он сам: режиссером. Он
не стал бы диктовать актерам,” что
нужно делать. Он ограничилея бы
тем, что’ показал входы и выходы и
раздал учить роли, А. затем потребо-
вал бы от актеров сыграть всю пьесу
целиком. Сам он, по его словам, си-
дел бы в глубине пустого зрительно-
го зала и диктовал_  стенографистке
свои подробные . замечания. После
этого он стал бы беседовать с акте-
рами. И не говорил бы им: «Вы ‘здесь
должны сделать то-то», но — «Я по-
лагаю, что здесь правильно сделать
то-то»... «Все должно естественно
рождаться из внутреннего существа
этих людей», — сказал об актерах
Бернард Шоу.

Эти слова Бернарда’ Шоу пришлись
не по вкусу’ заправилам американско-
го театра: “Ведь если’ послушать
Шоу, то на американскую сцену про-
рвется поток живых мыслей и чувств.
А вместе с этим потоком. хлынут-и те.
«опасные идеи», которых, как огня,
баятся театральные боссы Бродвея.
		НОВЫЕ ЕНИГИ
	ГОЛДОВСКИЙ Е. М. Введение в
кинотехнику. Учебное пособие для
высших и средних учебных заведе-
ний кинематография. Госкиноиздат.
352 етр. Цена.9 руб. 75 коп.

Книга содержит основные сведе-
ния о кинос’емке, оптической звуко-
записи, печати. и проекции KHHO-
фильмов, а также данные To ис-
тории. развития. кинотехники. От-
дельные главы посвящены техноло-

гии изготовления и демонстрации
цветных и стереоскопических Kap-
	КАПАНИЦЫН Д.А. Как учиться.
рисовать. Дагестанский дом народно-
го творчества. 32 стр. Цена 3 руб.

Методические указания для начи-
нающих самодеятельных  художни-
Ков.
КАРА-МУРЗА С. Пров Михайло-
вич Садовский. . 1374—1947. «Искус-
	ство». (Массовая библиотека). 68 стр
Цена 2 руб. 50_коп.
Популярный очерк. полувековой!
	сценической деятельности народного
артиста СССР П. М. Садовского, вы:
	Но в таком случае пьеса не получила

аа. ge Е
	бы рекламы и не сделала бы бизнеса.

Постановка пьесы Вильямса сопро-
вождалась всевозможными  сцениче-
скими эффектами — зрительными и,
главным образом, слуховыми. Это бы-
ла не просто звуковая иллюстрация.
Беспрерывный поток нестройных шу-
MOB, широко используемый амери-
канским театром прием, — оказывал
на зрителей определенное ‘физиологи-
ческое ‘воздействие, щекотал им нер-
вы. Ведь точно под такую же «музы-
ку» на ‘американской эстраде полуго-
	лые девушки, раскрашенные. как по-
	пугаи, во все цвета, пляшут псевдо-
малайские, псевдотаитянские и про-
чие «экзотические» танцы, прослав-
ляя своими плясками все ту же «пер-
вобытную силу»: власть торжествую-
щего. гангстеризма и разнуздавшегося.
фашистского зверья. Прославлением
этой «первобытной силы» проникнуты
и шумные, крикливые «пюу» с целы-
ми эскадронами совсем голых или.
полураздетых герле, скачущих с точ.
ностью механических кукол, с хорами
бессмысленных песен, распеваемых ©
отчетливостью урока фонетики на
граммофонной пластинке (или «с
вышколенной дикционной отчетливо-
стью телефонных барышень», по вос-
хищенному отзыву рецензента), с це-
лым, потоком плоских и неприетой-
ных шуток, со световыми эффектами
и грохотом оркестра!

Самое прославленное из этих «шоу»
под названием «Оклахома!» было вы-
везено в нынешнем году с Бродвея в
Лондон. После первого же спектакля
в английской прессе появился ряд
умиленных статей, полных . раболеп-
ного-- восторга. - Одна 3 них
красноречиво озаглавлена «Американ-
ское вторжение». Автор статьи назы-
вает. этот спектакль «авангардом аме-
риканского вторжения». После таких
слов мы ожидали-найти в статье до-
стойный отпор ‘американской идеоло-
гической экспансии. Ничуть не быва-
ло! Автор расточает спектаклю без-
мерные похвалы, в особенноети- вос-
хинтаясь его механической слажен-
ностью и плясками выдрессированных
герле. Более того: он находит нуж-
ным, в угоду американцам, унизить
английский теато. По словам автора
	ТРИ: по сравнению с американеки-
ми <оху» «английская  музыкаль-
	ми «шоу» «английская музыкаль-
ная комедия. кажется отцветшей Kpa-

- Минувший театральный“ сезон в
Нью-Йорке ешее-`раз показал, до Ka-
кой степени упалка и вырождения-
дошло буржуазное искусство. Значи-
тельную часть репертуара попрежне-
му составляла так называемая «раз-
влекательная комедия». ‘пустая и бес-
солержательная. с ее скудными и до
тошноты вадоевшими штамнами. И.
если было что-либо новое в этих пье-
сах, фабрикуемых в огромном количе-
стве, по конвейеру,/ то’ развечяишь
большое количество «синих» реплик,
как называют американские ‘актеры
слова с самым. бесстыдным, цинич-
НЫМ «подтекстом». :

О том же безнадежном вырождении
буржуазного театра говорит. и послед-
ний американский «крик моды» — -мо-
дернизация классики, в частности
Шекспира. Об идейном раскрытии. ве-
ликих произведений и ‘товорить. HS
приходится. Все свелось о к Чисто
внешнему эффекту — Ярким костю-
мам и декорациям, к своего’ рода
«гастрономии». Наибольшей реклам-
ной шумйхой сопровождалась поста:
новка «Антония и Клеопатры»: _И3-
вестный театральный критик Роза-
монд Гильдер, желая, ‘видимо. похва:
лить спектакль, дала ему. краткую; . HO
красноречивую характеристику  «еги-
петское блюдо». -

Неудивительно, что к концу. сезона
в прессу, несмотря на все рогатки,
стали проникать протестующие .ПИСЬ-.
ма читателей, рисующие безотрадное.
положение театра в США. Так, на-
пример, в последних номерах. журна-
ла «Сиэтр Артс». встречаются. сле-
дующие жалобы читателей; «Амери-
канский театр, как факт. общенацио-
нального значения, перестал сущест-
вовать»; «В Америке нет более театра,
в котором могли бы жить классики
прошлого»; «Беспорядочные методы
частной театральной антрепризы не в
силах удовлетворить потребность на-
селения» ит. д. ит. п.

Режиссер Рубэн Мамулян, несмот-
ря на шумный успех. который он стя-
жал, как постановщик музыкальных

ревю («шоу»), и тот вынужден был

признать, что в‘нынешнем году ‹аме-
		Редакционная. коллегия:
	`В. Г. ВПОВИЧЕННО (ответственный ретантов). А. А. СУРОВ,
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, C. A.
		УРАН
	риканскому. театру. нехватает глубо-
ких тем, жизненных идей».

‚Пошлые, развлекательные пьесы и
перелицовки классики’ не исчерпыва-
ют, однако, всего репертуара. Из го-
Ha в год. все пышнее: расцветают на
американской сцене о кошмарные,
мрачные пьесы, --полные- ужасов,
убийств, истязаний, торжествующих
гангстеров и несчастных жертв, —
пьесы, от которых пахнет кровью. И
рядом с. ними —_ «проблемно-пеихо-
логические» пьесы, в которых дейст-
вуют нелепые, патологические люди,
безумцы, блуждающие по жизни, как
по призрачному лесу, созданному их
собственным больным. воображением.
Американские театральные критики
то и дело с благоговением упомина-
ЮтТ «отца» этого рода драматургии—
О’Нейля; зовут учиться у него, кля-
нутся его именем. «Герои О”Нейля—
почтительно пищет один из крити-.
ков, — в самой глубине своего су-
щества — извращенные. люди. Они’
охвачены. извращенным страхом, ус-
ложняющим их поступки... Они-еже-
минутно ожидают ‘трагической. раз-
‘вязки». “Эту ` бредовую патологию
американская критика пышно . име-
нует. «психологической сложно-
стью»! :

Много. шума в прессе вызвала шед-
шая на Бродвее пьеса Сартра: «По-
чтительная проститутка». ‚С наглой
откровенностью захлебывающийся от

восторга рецензент сообщает об ‘этом
	спектакле следующее: «Сартр как бы
срывает. ©. нас (т. е. со зрителей, —
М. М.) одежды, а вместе с одеж-

дой — плоть нашего чувства: и бро-
`‘сает наши жалкие. презренные остан-
	ки в пламя садизма». И это в Амери-.
	ке Называется «похвальной ff
зией»!... Яркое «пламя садизма
лепляет зрителей, опустошает
пушу, сжигает разум и чувства»
	* me 5’ в > eo =>. 7 $
` Больше всего’ похвал. припьлось ‚на.
	долю драматурга Теннесси Вильямса
	‚ За его eee, пьесу <«