Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

От Совета Министров СССР
	Совет Министров СССР с глубоким прискорбием изве“
тает о смерти выдающегося деятеля русского театра, одного
	из основателей Московского
	Художественного театра, на:
	Суббота, 2 октября 1948 года

Московское областное управление
кинофикации и московская  област-
ная контора «Главкинопрокат» орга-
низуют с 10 октября: по 15 ноября 1948
года во всех районах области кино-
фестиваль; который будет проведен
на 600 стационарных киноустановках.

На фестивале будут показаны луч-
шие произведения советской кинема-
тографии, отражающие героизм, доб-
лесть, славу советской молодежи.

Для обслуживания отдаленных
сельскохозяйственных районов орга-
низуется до 30 агиткинофургонов.

aS

Президиум ЦК профеоюза Рабис

принял решение об участии профсо-
	юзных организаций работников из-
кусств в праздновании, 30-летия
ВЛКСМ.
	Все профорганизации.Рабис примут
активное участие в подготовке юби-
лейных озектаклей, концертов, вы-
	BOK,

Совместно с комитетами ВЛКСМ
профорганизации Рабис устраивают
циклы лекций-коннертов и литератур-
	вечеров для моледежи, встречи
мастеров искусств с молодыми рабо-
чими, колхозниками и учащимися.
‘ei

Московское отделение Союза co-
ветских архитекторов совместно с
МК ВЛКСМ и студенческим научно-
творческим обществом Московского
архитектурного института организует
конкурс в честь 30-летия комсомола.

Темы конкурса — создание мону-
	ментов памяти комсомольцев — героез
Великой Отечественной войны ‘и про-
ектирование колхозного кпуба в де-
ревне Петрищево — месте гибели
славной дочери комсомола Зои Кос-
модемьянской.

Местные организации Союза со-
ветских архитекторов отметят 30-ле-
  тие ВЛКСМ организацией выставок

работ молодых архитекторов, докла-
дами и лекциями для молодежи.

vl

Театр им. Ленинского комсомола в
дни юбилея ВЛКСМ проведет декаду
  спектаклей о советской молодежи.
  Будут показаны постановки: «Юность
‚ отцов» Б. Горбатова, возобновленная
силами молодых. артистов (режиссер
Н. Паркалаб), «Парень из нашего го-
рода» К. Симонова, «Школьные то-
варищи» Б. Ласкина. Театр готовит
юбилейные концертные программы.

Намечен ряд встреч с комсомоль-
ским активом столицы.

“Si

Московский театр юного зрителя
Готовит спектакль о легендарном ге-
рое Великой Отечественной войны
капитане Гастелло. Пьесу И. Штока
«Гастелло» ставят П. Цетнерович и
П. Ершов, художник В. Талалай.

Для концертов в клубах, молодеж-
ных общежитиях, школах и ремес-
‘ленных училищах театр готовит мон-
  таж «Во весь голос на весь мир» из
` произведений М. Горького, В. Мая-

Могучее идейное оружие  HapeTpey
	В «Ёратком курсе истории ВЕЦ(б)»
советский художник находит глубо-
кое идейно-философекое обоснование
своих творческих устремлений. Эта
книга помогает ему найти нуть к
искусству страстному, вдохновляю-
щему, активному, помогает создать
произведения, удовлетворяющие все
более и более возрастающим требова-
ниям трулящихея нашей страны.
	Первостепенное, огромное  значе-
ние для каждого советекого художни-
ка имеет углубленное изучение  ге-
ниальной работы товарища Сталина
— его трула «0 лизлектическом и
	историческом материализме», вошел-
шего как составная часть в «ЁКрат-
кий курс истории «ВП (б)». Труд-
но представить ‹ебе советского: ху-
дожника, не изучающего эти идейно-
философские основы нашей партии,
налиего государства.
	Ga годы, прошедитие после выхола
в свет «Араткого KypCa истории
ВКП(б)», большевистекая партия не-
однократно указывала работникам
некусетв на необходимость присталь-
ного, глубокого изучения  марксиет-
ско-ленинокой науки. [lapraa не-
	опровержимо доказала, что корни всех
заблуждений тех или иных мастеров
искусства и литературы — в забве-
нии илейных оенов нашего мировоз-
зрения, в непонимании острой идео-
логической борьбы, которая ведется
на международной арене между лаге-
рем империалистической реакдии и
лагерем демократии и социализма.
Постановления ПК ВКП(б) по вопро-
сам литературы и искусства; матери-
алы организованных ЦЕ ВКП(б) хис-
куссий по вопросам философии и му-
зыки свидетельствуют о том, что без
серьезного знания идейно-политиче-
ских основ большевистского мировоз-
зрения, без систематического изуче-
ния «Краткого куреа истории ВВШ(6)»
советский художник не может расти,
не может двигаться вперед в своем
искусстве. Центральный Вюмитет на-
шей партии своими решениями, за-
трагивающими самые различные 0б-
ласти культуры — литературу, Te-
атр, кино, музыку, дал советским ху-
дожникам прекрасные примеры прак-
тического применения  идейно-фило-
софеких знаний в живом творчестве.
	Следовательно, первоочередная 33-
дача заключается в усилении рабо-
ты по партийному просвещению ра-
батников искусств. Факты говорят о
	Вчера, 1 октября, исполнилось,
10 лет со дня выхода в свет ЕНИГИ
«История Всесоюзной Коммунистиче-
ской партии (большевиков). Краткий
курс». Автором этого выдающегося
произведения ‘ марксизма-ленинизма _
является товарищ Сталин.

С исчерпывающей ясностью, ©
непревзойденной точностью и глуби-
ной товарищ Сталин изложил и твор-
чески обобщил в этой книге гигант-
ский опыт большевистской партии.
Колоссальный исторический матери-
ал, отражающий почти полувековую
историю большевизма, -неопровержи-
мо свидетельствует о правильноетя
пути, по которому шла и идет вели-
кая партия Ленина — Сталина.
	Бессмертные — идеи  маркеизма-
ленинизма, изложенные в «Кратком
курсе истории ВЁП(б)», проверены
всем холом истории. Вея героическая
борьба нашей партии, более чем три-
лцатилетнее существование Советско-
го государетва неотразимо подтверк-
дают могучую жизненную силу этих
идей, их организующую и преобра-
зующую роль. Они прошли суровую
проверку в пламени Великой Os-
тябрьекой социалистической револю-
ции, в огне гражданской войны, в
борьбе за построение сопиалистиче-
ского общества, в нобедоноеной бит-
ве с фапгистской Германией и импе-
риалистической Японией, в бесчис-
ленных послевоенных достижениях
коммунистического строительства В
нашей стране. Вее славные истори-
ческие победы большевистской map-
тии и советского народа достигнуты
в условиях непримиримой борьбы с
ожесточенным сопротивлением клас-
совых врагов и их контрреволюцион-
ной атентурой внутри партии-—троц-
кистами и зиновъевцами, бухарин-
цами, всякого рола буржуазными на-
ционалистами, платными наемника-
ми  империалистических разведок.
Вее великие достижения  Коммуни-
стической партии и советского наро-
да — результат претворения в жизнь
немеркнуших идей марксизма-лени-
низма. И сегодня эти илеи Ведут
за собой народы великого Советекого.
Союза, организуют и мобилизуют со-
ветских людей на борьбу за построе-
ние коммунистического общества.

«Краткий куре» — замечательный
сталинский труд, подлинная энцик-
лопедия основных знаний в области
марксизма-ленинизма — вооружает
переловой революционной теорией . He
только нас, советских людей, HO т
миллионы передовых людей во всем
мире. Эта книга дает силу ориенти-
ровки и ясность перспективы всем!
передовым деятелям международного

большевизма
	Эта работа товарища Сталина,
прелставляющая собой гениальное
обобщение всех достижений MapKCH-
стеко-ленинской философской мысли,
в огромной степени подвинула вперед
тальнейшее развитие маркеистско-ле-

`нинекой философии на основе новей-
	пгих выводов науки и революционной
практики. На конкретных примерах.
из области естествознания и исто-
рии человечества товарищ Сталин по-
казал действие законов материали-
стической диалектики и раскрыл
глубокую революционную сущность.
материалистической маркеистеко-
ленинской философии, назначение
которой не только об’яснять явления
жизни, но и служить орудием ее ре-
волюционного переустройства в ин-
тересах трудящихся.
	В краткой биографии И. ВБ.
Сталина значение этого раздела кни-
ги характеризуется следующим об-
разом:
	«Товарищ Сталин развивает дид-
лектический материализм как теоре-
тическую основу коммунизма, каз
мировоззрение маркеистоко-ленинской
партии, идейно вооружающее рабо-
чий класс в его борьбе за завоевание
диктатуры пролетариата и построе-
ние коммунизма. С особой силой по-
казана в этой работе внутренняя
связь, существующая между филосо-
фией марксизма-ленинизма и практи-
ческой революционной деятельноетью
большевистской партии. Чтобы He
оптибиться в политике, учит Сталин,
надо руковолствоваться положениями
марксистского диалектического мето-
да, надо знать законы исторического
развития.
	Работа И. В. Сталина «0 диалек-
тическом и историческом  материа-
лизме», написанная  несравненным
мастером марксистского диалектиче-
ского метода, обобщающая  гигант-
ский практический и теоретический
опыт большевизма, поднимает на
новую, высшую ступень диалектиче-
ский материализм, является подлин-
ной вершиной марксистско-ленинской
философской мысли».

Товарищ Сталин ‘учит нас тому,
что овладеть революционной теорией
— это не значит старательно заУЧиТЬ
	отдельные выводы и положения из
произведений классиков марксизма-
ленинизма; овладеть марксистской
теорией — значит усвоить существо
этой теории и научиться пользовать-
ся ею при решении практических
вопросов.

За десятилетие, проптелшее со дня
выхола в свет «Краткого курса
истории ВКП(б)». нашей стране при-
	том. что изучение «Краткого курса   ковского и современных советских
	писателей и поэтов.

истории В№[(0)» и классических тру-
лов Маркеа, Энгельса, Ленина,
Сталина неизмеримо повыптает твор-
ческлю боеспособноеть  Таботников
	TB те HT-
це
что
ет,
еча
отм
т
ите
ом
шении К.
11K
е   ре
HTE
ре ren
MBe pel
о уни
HBR
TOS
O1HOM
B
дами.
-
	pF UU,

ляется блистательный труд товарища   марксизма-ленинизма при. ДПДРИ уже:   ральной   задачей театров является
	закончили обучение 602 человека,
срели которых немало крупнейших,
	Сталина — «Враткий куре история
ВЕП(б)». Ныне, когда весь совет-
	усиление работы над спектаклями на

советскую тему и повышение идейно-
п аи луче т Ри
	ский народ занят грандиозным п0-  известных веей стране режиссеров, художественного уровня репертуара.
	левоенным строительством, вогла ус-
пех в выполнении великих преобра-
зований, предпринятых нашим гоеу-
даретвом, в значительной мере зави-
сит от уровня социалистической с03-
нательности птирочайпеих народных
масс, классический научный труд
товарища Сталина приобретает 06о-
бенно большое значение. Он позво-
ляет советским людям правильно
	актеров, музыкантов, художников.
350 из окончивших слали выпуск-
ные экзамены на «отлично». В этом
году в университет при ПДРИ будет
принято 550 человек, в университет
при ленинградском Доме искусств—
400 человек. В Киеве 180 работни-
	ков искусств также начали учиться
	в университете  марксизма-лениниь-
ма. Эти пифры свилетельствуют 0
	  Внимание коллективов театров с9%-
  редоточено на подготовке спектаклей,
посвященных 31-й годовщине Великой
  Октябрьской социалистической рево-
  ЛЮЦИИ, 30-летию ВЛКСМ и праздно-
			«ориентироваться в обстановке, по-  сильной тяге работников искусств Е.
	партийному просвещению, 0 их глу-
бокой заинтересованности изучением
«Краткого куреа истории ВВН(б)».
	Но коренное, новеемеетное улуч-
шение политической учебы работни-
ков искусств не может быть достиг-
нуто без повседневной заботы 06
этам местных парторганизащий. Нар-
тийные организации учреждений ис-
кусетв и творческих. коллективов
страны обязаны взять дело партий-
ного просвещения партийных и не-
партийных болышевиков-под свой не-
ослабный ‘контроль, ибо партийная
	учеба определяет и творческие Ye-
		нять внутреннюю связь окружающих
событий, предвидеть ход событий и
распознать не только то, как и кула
развиваются события в настоящем,
но и то, как и кула они должны раз-
виваться в будущем».
	Отромная популярность «Вратко-
го курса истории ВЕП(б)» — небы-
валые тиражи, которые выдержала
эта книга, ее многочисленные нере-
воды на языки народов СССР — все
Это Говорит 0 том, как необходима она
советским людям. Только на русском
языке «Краткий курё истории
ВКП(б)» переиздавалея свыше 70
раз. 63 перевода этой книги, в том.
	‚ числе на языки всех народов нашей
	страны, выпили тиражом в 5 миллио-
нов 571 тысячу экземпляров. Общий
тираж 208 изданий «Краткого кур-
ва» приближается к 35 миллионам
экземпляров.
	«Враткий курс истории ВЕНб)»
играет огромную роль в жизни всех
советеких людей, в TOM числеи
советекой художественной интелли-
генции. Известно, что одной из задач
этой книги было положить предел
  пренебрежительному, антиленинеко-
му отношению к нашей интеллиген-
ции, дать интеллигенции оружие по-
литического воспитания, приобщить
вв к теории марксизма-ленинизма, к
‘истории великой большевистской nap-
ТИИ.

За истекшие десять лет «Ёраткий
курс ис®рии ВКП(б)» стал настоль-
HOH книгой каждого советекого - xy-
дожника. Именно эта книга, откры-
вающая всякому читателю путь к 0с-
воению гениальных трудов Маркса,
Энтельса, Ленина. Сталина, обеспе-
чила небывалый  идейно-политиче-
ский рост советской интеллигенции.
Тысячи художников страны социализ-
ма, углубляясь в ее ‘гениальные стра-
ницы, жално вчитываяеь в простые
ий мудрые слова, открывающие путь.
Е вершинам человеческого знания,
обрели в этой книге опору своего соз-
нательного творчества, проникнутого
идеями большевистской партии.
«Ёраткий курс истории ВЕТб)» по-
мог тысячам советских актеров, ре-
жиссеров, архитекторов, мастеров
кино, = музыкантов,  живониецев,
скульпторов приблизить свое творче-

ство к требованиям народа, стать под-
ЛинННо советскими художниками.
	«Меня воспитал комсомол». В нем
примут участие новаторы производ-
ства, мастера высоких урожаев,
представители Советской Армии, уче-
ные, писатели, мастера искусств, вос-
питанные комсомолом.

Кроме того, в течение’ октября
ЦДРИ] устраивает цикл вечеров «На
сцене—молодежь». С творческими ра-
портами выступят молодые артисты.

В ЦДРИ открывается выставка
работ’учащихся московских художе-
ственных учебных заведений «Моло-
дые художники — комсомолу».

aH
ТАШКЕНТ. (Наш. корр.). В кол-
хозно-совхозных, районных и област-
ных  теалрах Узбекистана начался
первый тур смотра творчества  теат-
ральной молодежи, посвященного 30-

летию комсомола. ~
Победители областных смотров прч-
мут участие в заключительном туре,
который состоится в Ташкенте 25 ок-
тября. Для: смотра готовится ряд но-
вых спектаклей. Театр юного зрителя
им. Ахунбабаева покажет на русском
	и узбекском языках инсценировку ро-
мана Н. Островского «Как закалялась
сталь». Молодежь Театра оперы и ба-
лета им. Навои выступит в балете
«Коппелия».
+
ТБИЛИСИ. В Академии художеств
организуется выставка работ студен-
тов, посвященная 30-летию комсомола.
На зыставке экспонируются карти-
ны, отображающие эпизоды из рево-
JHOUHOHHOH деятельности товарища
Сталина, а также участие молодежи в
социалистическом строительстве,
Студент А. Чумбуридзе готовит к
выставке скульптурный бюст товари-
ша Сталина, студентка Э. Какабадзе
— скульптуру «Комсомолка».
Лучшие работы будут отправлены
на Всесоюзную выставку.
+
БАКУ. (Наш корр.). Киностудия
готовит специальный выпуск журна-
ла, посвященный славному юбилею.
Зрители увидят на экране передо-
вую молодежь Азербайджана, герои-
чески борющуюся за нефть, хлопок,
овладеваюшую наукой,  самоотвер-
женно трудящуюся в тазличных от-
раслях народного хозяйства.
+
КУЙБЫШЕВ. (Наш корр.). Обла-
стной отдел иокусств и отделев
Союза советских писателей в честь
исполняющегося 30-летия ВЛКСМ
проводят конкурс на лучшие моло-
лежные песни, одноактные пьесы,
	рассказы, стихотворения и частушки.
	За лучшие произведения для моло-
дежи установлены премии.
%
СВЕРДЛОВСК. В связи с 30-ле-
тием ВЛКСМ Свердловский союз
советских художников проводит твор-
ческие отчеты молодых художников.
Состоялся отчет пейзажиста т. Бурак,
который представил на смотр 30 кар-
тин, этюдов и эскизов.
В октябре откроется выставка про-
	родного артиста СССР, лауреата Сталинской премии Василия
		Ивановича Качалова.
	В СОРЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
	00 увековечении памяти-выдающегося деятеля
русского театра народного артиста СССР В, И, Качалова ,
и 00 обеспечении его семьи
		‚ 9 гроба великого артиста
	Армии, работники искусств, учащаяся
молодежь.

Доступ для прощания с выдающим-
ся деятелем русского театра будет
прекращен сегодня в 10 часов. В 14
часов начнется гражданская пачихида,
Похороны состоятся в 16 часов 30 миз
нут на Новодевичьем кладбище.

Прах В. И. Качалова будет погре-
бен рядом с могилами К. С. Стани-
славского и В. И. Немировича-Дан-
ченко.
	вете Министров СССР образовал ко-
мисеню по организации похорон В. И.
Качалова в составе — В. Е. Месхете-
ли (председатель), М. Н. Кедрова,
А. К. Тарасовой, В. Ф. Пименова, Е. Н,
Гоголевой, А. Г. Коонен и Всеволода
Иванова.

На протяжении вчерашнего дня на
имя комиссии беспрерывно поступали
телеграммы © выражением соболезноз
вания по поводу тяжелой утраты, поз
стигшей советский театр.
	Великой скорбью отозвалась в серд-
wax работников Художественного
театра гррестная весть © кончине лю-
бимого актера, близкого товарища и
друга Василия Ивановича Качалова.
Вместе с коллективом МХАТ тяже-
лую утрату переживают работника
искусств Советского Союза. Из раз-
ных городов нашей страны непрерыв-
HO поступают телеграммы, в которых
‚актеры; режиссеры, композиторы, ху-
дожники, зрители, радиослушатели
скорбят о смерти крупнейшего артиста
-мира, одного из основателей Москоз-
ского Художественного театра В. И.
Качалова.
 =
  _ В ночь с 1 на 2 октября гроб с телом
‚В. И. Качалова был установлен в Мо-
`сковском Художественном театре.
Отдать последний долг любимому ар-
  тисту пришли тысячи трудящихся
столицы.
Всю ночь непрерывным потоком шли
мимо гроба с телом В. И. Качалова
‚ рабочие, служащие, воины. Советской
	‘Совет Министров Союза/( ССР п0-
становил*
	1. Соорудить в-г. Москве памятник
народному артисту СССР В. И. Kava:
лову.

2. Установить следующие стипендии
имени народного артиста СССР В. И.
Качалова:

а) в школе имени В. И. Немировича-
Данченко при Московском Художест-
венном Академическом театре СССР
имени М. Горького — три стипендии
по 400 рублей каждая для учащихся;

6) в Государственном институте те-
атрального искусства имени Луначар-
ского — две стипендии по 400 рублей
каждая для студентов.

3. Переименовать Малую НИикит-
	скую улицу в г. Москве в улицу име
ни Качалова В. И.

4. Присвоить Казанскому Государя
ственному большому драматическому
театру имя Качалова В. И.

5. Выдать единовременное пособие
жене Качалова В. И. — Литовцевой
Нине Николаевне в размере 25 тыс;
рублей и установить ей персональную
пенсию в размере 750 рублей в месяц
пожизненно. Выдать единовременное
пособие сестре Качалова В. И. — Но-
повой Софье Ивановне в размере 10
тыс. рублей и установить ей персо-
нальную пенсию в размере 500 рублей
в месяц пожизненно.

6. Похороны народного артиста
СССР Качалова. В. И. принять за счет
		государства.
	В Театре. имени В. И. Качалова
	  Слово предоставляется заслужен“
‘ному артисту РСФСР депутату Вер-
	` ховного Совета ТАСОР Н. Лкушенко.
— Я дважды встречался с Василием
_ Ивановичем,—сказал он.—Эти встрез
UH оставили неизгладимое впечатлеч
‘ave, OH заставили меня еще больше
‹ любить театр, наше искусство. Я об-
  ращаюсь ко всей театральной молоя
` дежи с призывом твердо итти по то-
‘му пути, которым всю. жизнь шел
В. И. Качалов, — это путь честного
‚ служения искусству, служения на-
 ролу, советской Родине.

Заслуженный артист республики

Д. Любин, главный режиссер театра
Е. Простов также говорили о безмер-
  ной скорби, вызванной тяжелой утраз
	  КАЗАНЬ. (По телефону),
	Экспозиция РАБОТ
	ТЕОЛОРА УДЕРСА
	РИГА. (Наш корр.). В Музее ла-
тышского ‘и русского искусства раз=
вернута выставка работ известного лаз
тышского художника-реалиста Теодо-
ра Удерса, посвященная 80-летию <9
дня его рождения. На выставке будут
экспонированы все работы художника,
отображающие преимущественно крем
стьянский быт Латвии. Среди рисуня
ков Удерса обрашает на себя внимаз
ние серия, посвященная революций
1905 года в Латвии.
	На доме, где художник жил и умер,
	в юбилейные дни будет ‘установлена
мемориальная доска.
i
	БЕЛОРУССКИЕ
ЦИМБАЛИСТЫ
	  Вчера в Казанском Большюм лрама-
тическом театре им. В. И. Качалова
собрались артисты, художники, лите-
раторы, работники производственных
цехов. Траурный митинг открыл ди-
ректор театра Г. Ригорин.

Художественный руководитель те-
атра Н. Медведев выразил от лица
собравшихся глубокую скорбь по но-
воду огромной утраты.
	— Нам, — говорит он, — особенно.
	близка и дорога память В. И. Качало-
ва. Три сезона выступал на сцене на-
шего театра Василий Иванович и сыг-
рал за это время около трехсот ролей.
Он начал работать в Казани в 1897 го-
ду и через три года был приглашен в
труппу Московского Художественно-
	о

го Театра. Правительство оказало нам, той
т“ t
	имя В. И.
	великую честь, присвоив
Качалова нашему театру:
	KYCCTE ” организует вечер на тему   изведении молодых художников:
	ванию 150-летия CO дня рождения
А. С. Пушкина. 10 лучших пьес будут
переведены на языки народов СССР.
Решено провести BO всех союзных
республиках творческие конференции
режиссеров, драматургов и. критиков,
посвященные репертуару. Hamefeno
организовать совместно < Союзом со-
ветских писателей и Театральным об-
ществом всесоюзный юмотр снектак-
лей на современные темы. Художест-
венные руководители театров вызыва-
ются в Москву на курсы переподго-
товки и повышения квалификации.
	_ Театры в новом сезоне
	  Вчера, 1 октября, на заседании Ко-
	митета по делам искусств при Совете
Министров СССР обсуждалась работа
театров в новом сезоне. В принятом
	рабочего движения, она служит не-   Ходилось решать разнообразные, труд-   искусств. Сеть университетов марк
иссякаемым источником, из которого   Ные и сложные задачи. Партия и с0-   сизма-ленинизма, охватывающая пти-
они черпают для себя руководящие   Ветский народ успешно справлялиеь рокие круги советской художествен-
	р 224 OS п ^^

ee i. i ых  aw   я ^< 8 Oo
указания, она питает их непоколеби-  6 ними потому, что их путь был яр-   ной интеллигенции, призвана зсемер
	мую уверенность в неизбежном тор-   Ко освещен прожектором марксистево-   но помогать им в самостоятельной
	жестве дела, 34 которое они борются.
	Издание книги товарища Сталина
явилось выдающимся событием в)
жизни партии большевиков и совет-
ского народа. Партия и советский
народ получили мощное илейное ору-
жие — единое руководство по исто-
рии и теории большевизма, книгу, в
которой отражен величественный
путь большевизма — от немногочис-
ленных марксистеких кружков до
многомиллионной руководящей пар-
тии первого в мире социалистическо-
го государства. В «Ератком курсе»
четко и предельно ясно показаны
единство, целостность и преемствен-
ность учения аркеа-Энгельса и
Ленина, единство марксизма-лениниз-
ма, в нем изложено то новое, что
внесли Ленин и Сталин в марксиет-
скую теорию на основе обобщения
опыта классовой борьбы пролетариата
в эпоху империализма и пролетар-
ских революций, в эпоху строитель-
ства и победы социализма в нашей.
стране. Органическое единство марк-
систско-ленинской теории и револю-
ционной практики партии показаны’
в книге с неотразимой силой. Hero-

рия партии большевиков—это марк-
визм-ленинизм в действий.
	В «Вратком курсе истории ВЁП(б)»
мы находим яркую и точную карти-
ну создания большевистской партии,
изложение ее идеологических, орга-
низационных, тавтических и теоре-
тических основ, мы видим, как пар-
тия Ленина — Сталина росла и крен-
ла в неустанной борьбе с мелкобур-
жуазными партиями и © оппортуни-
стами в собственных своих рядах,
как привела она рабочий класс к
победе над царизмом, а затем —
победе над капитализмом, как рабо-
чий класс, трудящиеся нашей стра-
ны, руковолимые партией, отетояли
в грозных битвах свою Родину и по-
етроили сопиалистическое общеетво.
	замечательная книга товарища
Сталина раскрывает великое значе-
ние Советского государства. В своем
историческом докладе aa XVIII c’es-
де партии товарящ Сталин заверптил
создание цельной и законченной те-
ории сопиалистического государства,
сыгравшей величайшую роль в CYJb-
бах советского народа. В суровые го-
ды Великой Отечественной войны.
советские люли с честью выдержали.
все испытания,  продемонстрировав.
всему миру могущество советской.
державы.

- «Краткий курс истории ВИП(б)»,.
пронизанный принципами марксист-
ской диалектики, являет вместе ©
тем пример глубокого научного пред-
видения, учит творческому отноше-
нию к марксистеко-ленинской  тео-
рии, показывая, как надо применять
матерналистическую диалектику в
анализе общественного развития. В
специальном разделе «0 диалектиче-
ском и историческом материализме»
предельно четко дается гениальное
	изложение основ диалектического и
исторического материализма.
	работе нал этими бессмертными тру-
	ACHHHCROPO учения, выдающимея и
ценнейпеим вкладом в которое яв-
			о роднои земле
	В Улан-Удэ прибыла из Хабаровского художественного музея пере“
движная выставка произведений мастеров русского изобразительного
искусства. Среди работ, экспонированных на выставке, имеются ори-
гиналы картин художников Сурикова, Репина, Левитана, Айвазовского,
Шишкина, Крамского и др. На фото: директор Хабаровского художе-
ственного музея А. Туркин (в центре) с экскурсантами у картины
				Шишкина «Сосновый бор».
	ВЫСТАВКА Н 10-летию
ВЫХОДА «КРАТНКОГО КУРСА
ИСТОРИИ ВКП(б)»
	” КИЕВ. (Наш корр.). Специальную
выставку к 10-летию выхода в свет
`«Краткого курса истории ВКП(б)» ор-
`ганизовал филиал Музея В. И. Ленича
в Киеве. Выставка показывает изда-
ния «Краткого курса истории ВКП(б)»
на языках народов СССР и чародов
мира.

К знаменательной дате залы музея
пополнились новыми документами и
произведениями мастеров искусства.
Среди них — картины Д. Налбандяна
«В. И. Ленин и И. В. Сталин у карты
Гоэлро» и профессора Киевского ху-
дожественного института Эржиков-
ского «В. И. Ленин и Н. К. Крупская
среди селян». Оригинальным портре-
том товарища Сталина пополнился от-
дел «В. И. Ленин и И. В. Сталин в

изобразительном искусстве».

ХУЛОЖНИНОВ-САМОУЧЕН
	УЛАН-УДЭ. (Наш корр.). Бурят-
монгольский Дом народного творче-
ства организовал выставку работ ху-
дожников-самоучек. Выставка разме-
шена в павильоне городского парка
культуры и отдыха и ежедневно при-
влекает сотни трудящихся.

Среди 200 работ художников-само-
учек выделяются по технике и за-
мыслу картины «Возвращение в род-
	ные края» Л. Гергесова и «Отряд
Ранжурова» Г. Пашкова.

БЕЛОРУССКИЕ
КИНОЖУРНАЛЫ
МИНСК. (Наш корр.). 25 кино-
	журналов должна выпустить в этом
году студия «Белорусьфильм»: Вско-
ре выйдут на экраны 14 и 15 номера
журналов.

Один из последних журналов по-
священ успехам трудящихся Бело-
руссии в борьбе за хлеб. В нем запе-
чатлен труд передовых колхозов рес-
публики, добившихся лучших резуль-
татов в текушем гому,
	КОНКУРС НА ПРОЕКТ
ДОМА АРХИТЕКТОРА
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Здесь
закончилея конкурс на проект Дома
архитектора. Жюри отмечены проек-
ты: Анисимова — автора проекта До-
ма правительства в Сталинабаде и
молодого архитектора Натальи Гей-
денрейх.
	«Нужню признать, как аксиому, —
сказал товарищ Сталин, — что чем
выше ‘политический уровень и марк-
систеко-ленинекая сознательность
работников любой отрасли государст-
венной и партийной работы, тем вы-
	‚те и плолотворнее сама работа, тем
	эффективнее результаты работы, и,
наоборот. — чем ниже политический
	‚ уровень и мавксистеко-ленинская 605-
	нательность работников, тем веро-
ятнее срывы и провалы в работе, тем
вероятнее измельчание и вырожде-
ние самих работников в деляг-кро-
х0боров, тем вероятнее их перерож-
тение». :
	Эти слова вождя в полной мере от-
носятся и к работникам  искусетв.
Упорное, влумчивое, глубокое изуче-
ние «Краткого курса истории
ВЕП(б)», трудов классиков маркеиз-
ма-ленинизма — долг каждого совет-
ского художника. М. И. Калинин го-
ворил: «Я читал «Краткий курс
истории ВЁП(б)» < захватывающим
интересом и думаю, что так читал
не только я один, а, наверное, сотни
тысяч людей. И замечательно, чт“
каждый раз, когда снова берешь В
руки эту книгу, то находишь в ней
новое, незамеченное в первый pas.
Такова уж особенность всех больших
произведений».
	Да, читать, перечитывать,  изу-
чать эту гениальную книгу — зна-
чит становиться уверенней в своем
творчестве, значит приобщаться В
источнику глубочайших знаний, зна-
чит черпать новые.и новые-вилы для
соззания о произвелений ° искусства,
	близких и дорогих народному сердцу:
	’ МИНСК. (Наш корр.). Белорусский
народный инструмент цимбалы за го-
ды советской власти получил широ-
кое распространение. Белорусская
государственная консерватория гото-
вит квалифицированных цимбалистов.
При филармонии создан оркестр цимз
`‘балистов, выступающий с большим
успехом перед городской и’сельской
аудиторией. Руководит оркестром
один из. старейших белорусских цим-
балистов, автор популярной книги об
этом инструменте И. Жинович.
	Много самодеятельных  коллекти-
вов цимбалистов создано в колхозах
Белоруссии.
	В республике организована мастер=
ская по производству цимбал.
	НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ПРОИЗВЕЛЕНИЯ
	ТАЛЛИН. В Союзе советских ком-
позиторов- Эстонской ССР состоялось
обсуждение новых музыкальных про-
извелений.
	Была  прослушана «Молодежная
симфония», написанная одним из ста-
рейших эстонских симфонистов про-
фессором А. Каппом. В симфонии ком-
позитор широко использовал народные
мотивы.
	Были исполнены также кантата для
смешанного хора и духового оркест-
ра — «Могущество народа» Э. Каппа,
посвященная предстоящему ХШ рес-
публиканскому певческому празднику,
и «Эстонское каприччио» композитора
Л. Аустер для симфоничеекого орке-

стра.
	Театры страны в новом сезоне
		ской комсомолке, готовит к 30-летию
комсомола Паневежский театр драмы.
		_ Постановкой пьесы Ю. Балтушиса
«Поют петушки» открыл новый сезон
Государственный театр драмы Литов-
ской ССР. К Октябрьским праздникам
театр готовит пьесу М. Горького
«Егор Булычев и другие». В текущем
году театр покажет также пьесу
И. Марцинкевичюса «Возвращение».

В начале октября открывает свой
первый сезон в Вильнюсе Государст-
венный театр оперы и балета Литов-
ской ССР. Театр покажет зрителям
оперы «Пиковая дама», «Евгений Оне-
гин», «Отелло», «Аида», «Ромео и
Джульетта», балеты «Лебединое 0зе-
ро» и «Спящая красавица» и др. Сей-
час театр готовит оперу Рубинштей-
на «Демон».

Государственный Русский драмати-
ческий театр открыл сезон спектак-
лем «Губернатор провинции» и уже
показал премьеру — комедию Каль-
дерона «Дама-невидимка».

Каунасский Государственный театр
драмы к открытию нового сезона по-
казал осуществленный силами вы-
пускников ‘театральной студии спек-
такль «Так и будет» К. Симонова.

Пьесу А. Кленова «Марите Мар-
гите», посвяшенную славной литов-
	Постановкой оперы Чайковского
«Чародейка» начал свой 74-й сезон
Харьковский театр оперы и балета
им. Лысенко. Спектакль поставлен В.
Будневичем. Дирижировал И. Штейн-
ман. Театр готовит премьеру «Лакме»
и работает над. постановкой «Аиды» и
балета «Эсмеральда».

Украинский драматический театр
им. Шевченко открыл свой 27-й се-
зон пьесой «Генерал Ватутин» Л.
Дмитерко.

Об’явленный театром репертуар до
конца 1948 гола включает 17 пьес, из
	них 10 пьес советских драматургов.
	Театр возобновляет в новом автор-
ском варианте «Молодую гвардию»
в инсненировке Г. Гракова.
		Пьесой «Живой труп» открыл зим-
ний сезон Ижевский русский драмати-
ческий театр. В его репертуаре
ряд произведений советской драма-
тургии: «Великая сила» Б. Ромашова,
«Счастье» П. Павленко и С. Радзин-
ского, «Юность отцов» Б. Горбатова.