СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	«i...
	АИ
					@ ПОСТАПОВЩИКИ
	к ней. И все же есть у него какое-то
влечение к Ларисе, — недаром Кнуро.
считает Вожеватова ‹соперником. Н.
Рыжов с этим считаться не хочет.
Его Вожеватов к Ларисе абсолютно
равнодушен. В последнем акте его
	пари с Кнуровым неожиданно, непо-
	нятно: А на мольбу Ларисы «Вася, я
погибаю» он отвечает равнодушно, уг-
рюмо, грубо, не глядя на нее: «Лариса
Дмитриевна, голубушка моя! Что де-
лать-то? Ничего не поделаешь».
	Да, оказывается, такие сердечные,
грустные слова можно сказать жесто-
ко и грубо. Режиссура открыла Ры-
жову эту возможность — но зачем?
Во имя чего лишен Вожеватов своей
непосредственности, любви к жизни?
	Мы приблизимся к ответу на этот
вопрос, если разгадаем Карандышева
— Афанасьева. Н. Афанасьев смеется
над Карандышевым, ‚хочет и его сде-
лать «виноватым». Он играет одни
лишь неудовлетворенные претензии,
лишь страсть «повеличаться», но-не
видит безысходного горя этого ма-
ленького. человека, не вндит его бе.
ды, его глубоко запрятанной, изуро-
дованной «мечты». Караидышев у
Островского неестественен в каждом
слове, в каждом жесте. .Но в игре ак-
тера и неестественность Карандыше-
ва должна быть органичной. А здесь
кажется напускной, нарочитой. Каран-
дышев в спектакле ничуть не окрылен
тем, что ему досталась Лариса, он
странным образом сам не верит в
свою любовь, лишь куражитея над
нею зло и мелко. < тупым садизмом
самодовольного ничтожества. Как это
ни странно, он Ларисе — первый
враг.

Так театр спорит < Островским уже
по существу, уже в толковании глав-
ных ролей. Так проясняется замысел
режиссуры: Лариса окружена врагами,
«покупателями», расчетливыми и осто-
рожными, богатыми или бедными, но
равно к ней безучастными. В основе
этого замыела вполне понятное: жела-
ние выпукло показать социальную
несправедливость, жестокость окру-
жающего Ларису мира... Непонятно
только, почему для этого понадоби-
лось обескровить, лишить силы и чув-
ства всех претендентов на Ларису;
почему понадобилось изобразить их
откровенно бессердечными, примитив-
ными, жалкими, вульгарно-расчетли-
выми, совершенно равнодушными к
Ларисе и вполне сознающими свое со-
вершенное равнодушие?

Ларисе — К. Роек ничего другого
не остается, как противопоставить их
расчету свой расчет. К. Роек, де-
бютировавшая в роли Ларисы, богато
одарена от природы. Ее Лариса —
горделива, сильна, энергична. Вся она
— живой протест против «золотых
цепей», против фалыши, пронизываю-
щей жизнь. Но это — не протест ос
корбленного чувства, а гнев возмущен=
ного рассудка. Ее поездка за Волгу
— это не вспышка роковой, непобеди-
мой любви, а просто результат рассуз
дочного решения, просто надежда на-
всегда удержать Паратова. В пьесе
Лариса поддается порыву широкой
натуры Паратова, велению своей стра-
сти. Здесь она просто попадает на
удочку опытного обманшика ив фи-
нале ее слова «Что же вы молчали?
Безбожно, безбожно!» звучат He
беспредельной болью человеческого
отчаяния, а очередным разочаровани-
ем: расчет оказался ошибочным — вот
и все. ; : . З

Тем самым Лариса оказывается по
духу своему, по ‘движениям своего
ума ближе к «виноватым», к компании
Кнурова и Паратова, чем должна бы
быть. Тем самым“глубочайшая трате-
mua Островского, трагедия orpom<
ной любви, богатой человеческой на-
туры, загубленной деньгами и все жб
торжествующей в сердцах зрителей
свою победу над «бессердечным  чи-
стоганом», низводится до мрачной ис-
тории, лишенной главного содержа-
ния. ;

Теряя свою многогранность, свою
диалектику, образы Островского те-
ряют вместе с тем свой социальный
масштаб. «Виноватые» становятся
случайно провинившимися, примитив-
но-мелкими,. безопасными. Эффект
неожиданно получается обратный —
глубокая социальная трагедия усту:
пает место заурядной. провинциальной
драме. :

Великолепны актеры Малого теат:
‚ра, —жак часто радуют они нас от:
кровениями, страстного, темперамент
ного творчества! Радуют талантами и
молодые артисты, которым так пиаро-
ко предоставлено в Малом театре пра:
во дебюта. Прекрасны, бесконечно бо-
гаты правдой и близки театру пьесы
Островского! Отчего же режиссура
Малого театра далеко не в полной ме-
‚ре реализует эти ценности? Не ка-
`жется ли постановщикам, что соци:
альное в их спектаклях поверхностно
именно потому, что человеческое —=
мелко?
	Откуда же эта по-
спешность в разоблаче-
НИИ?

Н. Анненков тоже то-
ропится = «разоблачить»

К. РУДНИЦКИЙ

Думается, что вывод
ясен. Не  зопережать»
драматурга, а проникать
в глубь его  творчест-

- ва. Не стремиться к то-
	своего Белогубова. Уже при пер-
вом появлении на сцене Анненков
сильно утрирует, каждым движением
своим заявляя: Белогубов — подха-
лим, Белогубов — жалкий, ничтожный
человек! Глупо и  подобостраетно
улыбаясь, изогнувшись в три погибе-
ли, стоит Белогубов перед Юсовым...
Эти чрезвычайные усилия излишни.
Подсказанные режиссурой карикатур-
ная вертлявость и скользящая по-
ходка с первой секунды вызывают в
зрителях ироническую снисходитель-
ность к Белогубову. После этого его
уже просто нельзя принимать всерьез.
	Герои Островского вполне откро-
венно говорят о себе, Еще болыше
говорят © каждом его поступки.
Зачем же. опережать события, за-
чем лишать актера возможности по-
следовательного раскрытия харак-
тера? Вот вопрос, на который вряд
ли ответят нам постановщики и арти-
сты, в том числе М „Ленин, с места в
карьер изображающий Вышневского
жалким,  похотливым,  лицемерным
стяжателем, лишающий, как и Н. Ан-
ненков, своего героя чувства ‹обст-
венного достоинства. А ведь это не-
верно, ведь и Вышневский, и Белогу-
бов высокого мнения о себе, — иначе
они не достигли бы того, к чему стре-
мились. иначе они не годились бы в
противники Жадову.

Как это ни парадоксально, — в
спектакле, постановщики которого
стремились, видимо, всемерно уси-
лить обличительный пафос пьесы, Жа-
дову, человеку передовому, честному,
воевать не < кем, ибо его противники
предупредительно обезоружены ре-
жиссурой, заранее изобличены актера-
ми. И это вовсе не предвзятое умоза-
ключение. Диалоги Жадова с Юсо-
вым, Вышнезским, Белогубовым зву-
чат холодно, в этих диалогах нет
борьбы, нет ‘активного столкновения,
а просто каждый говорит свое. Чекан-
ная риторика М. Царева, играющего
роль Жадова, становится самодовле-
ющей, словно’ звучащий в пустоте
мелодраматический монолог. -

Насколько энергичнее, живее про-
ходят. картины в доме Кукушкиной и
на квартире Жадова! Вот здесь у
Жадова находятся настоящие против-
ники, люди, которые искренне верят в
свое неправое дело. Это вовсе не зна-
чит, что, например, В. Пашенная пы-
тается обелить мещанку и ханжу Ку-
кушкину. Ничуть не бывало. В спек:
такле Малого театра Кукушкина —
самая страстная и убежденная сто-
ронница того порядка, того уклада, ©
которым пытается бороться Жадов.
Она поэтизирует обогащение, «хоро-
шую жизнь», она одержима этой иде-
ей, она в нее свято верит, она защи-
щает ее с огромным темпераментом, с
неподдельным пафосом. Это — ее
«правда», единственная страсть ее
жизни. Имеяно поэтому она так не-
обычайно смешна, так по-настоящему
ненавистна, так несомненно винозата
в трагедии Жадова, А ведь Пашенная
не окрывает от нас ни силы, ни свое-
образной полноты характера Фелиса-
ты Герасимовны!

Самый страшный удар Жадову на-
носит его любимая жена, дочь Ку-
кушкиной Полинька. Мы помним, что
и Полиньку в свое время играли рас-
счетливой, отнюдь не простодушной.
Счастливый талант О. Хорьковой убе-
рег. артистку от этого соблазна, Ее
Полинька наивна, по-детски чиста,
бесхитростна. Просто, не знает она
другого счастья, кроме того, к кото-
рому ее готовили в родительском до-
ме. Потому и выступает так неожи-
данно против Жадова, старательно,
не без опаски, повторяя заученные
фразы матери и сестры: «хочу жить,
как все благородные дамы живут»,
«рыба ищет где глубже, а человек —
где лучше». Жадов взволнован, OH
спорит, он отчаянно сражается за ду-
шу этой бесконечно для него доро-
гой маленькой женщины. Взволнова-
ны и зрители. Правда Островского,
талант актрисы одержали победу.
	Досужев А. Дикого крупнее,
энергичнее, чем в пьесе. Он возникает
в спектакле, как грозное предупреж-
дение Жадову — смелый, эффектный,
сильный, с горящими глазами, а тоже
покорился власти денег! Правда, за
бравадой этого импозантного, волево-
го человека нет и тени разочарования,
«потерянности», о которой говорит
Досужев Островского. Но есть пафос
цинизма, есть азарт отрицания, есть
своя страшная сила. Потому мы утвер-
ждаем, что Дикий не изменяет Ост-
ровскому, его духу, его реализму, его
вечному стремлению к ‘органичности
сценического характера. Этого, ко-
нечно, нельзя сказать о тех образах,
которые неверная тенденция режиссу-
ры. попросту обедняет, лишает жиз-
ненвной силы,
	му, чтобы «виноватые» заранее бы-
ли известны зрителям, а дока-
зать их вину, проследовать за автором
в глубь их характеров и обнажить
страсти, движущие каждым. Играть
так, чтобы носителей социального зла
осудили зрители, но не выносить им

приговор в первом же ‘акте...
	В спектакле «Бесприданница», по-
ставленном К. Зубовым, Л. Прозоров-
ским и Б. Никольским, бессознатель-
ная полемика театра ‘с Островским
ощущается еще более отчетливо. Д®-
ло не ограничивается желанием «опе-
редить» Островского, сделать выво-
ды, прежде чем они определяться в
драматической борьбе, поскорее пре-
дложить зрителям скороспелые ре-
зультаты. Здесь расхождения театра
с Островским приобретают более серь-
езный характер,
	Вот первая в пьесе встреча Пара-
това < Огудаловой. Ремарка Остров-
ского предупреждает: Паратов «всю
сцену ведет в шутливо-серьезном то-
не». Паратов здесь впервые в доме
Ларисы раскрывает свои намерения, —
оч всегда говорит о предстоящем бра-
ке по расчету, о своих «золотых Це-
пях» иронически, полусерьезно. Для
него, сильного, смелого, привыкшего
совершать поступки Молодеческие,
этот вынужденный брак — компро-
мисс, сознаваться в котором неприят-
но, но все же приходится. Он и делает
это по возможности легко, игриво, со-
знается шутя. Но это, оказывается, не
устраивает режиссуру. Паратоза ре-
шили изобразить мелким, расчетливо-
циничным обольстителем, плохо скры-
вающим свои всегда низменные побу-
ждения. И потому Паратов — Б. Те-
легин говорит с Огудаловой сухова-
то, беззастенчиво, — ему прятаться
за шуткой незачем, он никаких
угрызений совести не испыты-
вает. Узнав о намерении Лари-
сы выйти за Карандышева, Паратов в
спектакле заявляет, что «это очень
мило с ее стороны», не Кнурову и Во-
жеватову, а «в сторону», то-есть вро-
де как говорит с самим собой, выска-
зывая якобы самые тайные свои мыс-
ли. На самом же деле, конечно, не
только «очень мило», но и очень до-
садно, — это доказывают все даль-
нейшие поступки Паратава.
	В пьесе же искреннее увлечение
Паратова несомненно существует, но
оно уступает приверженности к то-
му, что могут дать деньги. Потому
Паратов и опасен, что он способен
искренне увлекать и звать Ларису к
счастью, которое ему самому недо-
ступно. Лишить его искренности —
значит лишить этот образ всякого
смысла. Между тем, режиссура имен-
но так.-и поступает.
	В самом деле: ведь в этом спек-
такле Ларису окружают люди, кото-
рые просто не прочь приобрести до-
рогую «вещь», люди, которые, вовсе
не нуждаются в трагическом озаренин
Каранлышева для того, чтобы ocos-
нать всю низменность и несостоятель-
ность своих намерений. Все они, как
и Паратов — Телегин, совершенно не-
	способны на любовь, им вообше недо-
	ступны человеческие чувства.
	«Для меня невозможного мало»,
говорит Кнуров. В. Владиславский,
играющий Кнурова, не случайно зату-
шевывает, подает мимоходом эту весв-
ма важную реплику. Тому Кнурову,
которого играет Владиславский, BO-
обще лучше бы не произносить подоб-
ных фраз. Дряхлый, тихий человек,
склонный постоянно держаться где-то
на втором плане, — вот каков Кнуров
Владиславского. Куда же девалась
его настойчивость, его сила, его гор-
деливая самоуверенность? Откуда
взялись эта ничтожная искательность
в разговоре с Огудаловой, этот жест
заговорщика, палец, прижатый к гу-
бам,— жест, который сразу ставит мил-
лионера Кнурова на одну доску с
Огудаловой? Актер и постановщи-
ки забывают о том, что Кнурову 6бо-
яться нечего, он может предложить
Ларисе «такое громадное содержание,
что самые злые критики чужой нрав-
ственности должны будут замолчать
и разинуть рты от удивления». За
ним — сила, за ним—деньги, он стра-
шен в тупом упорстве, с которым пре-
следует намеченную жертву, в уве-
ренном терпении, с которым ждет, ко-
гла же, наконец, состоится аукцион
по распродаже любви Ларисы. На
этом аукционе он свое возьмет!.. Есть
ли такая уверенность у Кнурова —
Владиславского? Даже надежды, воз-
можности такого желания нет.
	А Вожеватов? Вожеватов «в Лета
войдет, такой же идол будет», но ведь
пока у нёго еще «смелости < женщи-
нами нет», он Ларисой восхищен. но
покуда не смеет даже прицениваться
	Снова и снова наш театр обращает-
ся к Островскому. И давно уже стало
ясно, что перед театром, который ‹е-
годня открывает занавес драмы Ост-
ровского, вновь погружая нас в его
художественный мир, стоит трудней-
`шая задача — уловить, чем же имен-
но силен и велик Островский, заново
открыть в его творениях то, что пе-
режило их автора и переживет века.
Естественно, что советская ре-
жиссура стремится выявить и наибо-
лее точно акцентировать социальные
мотивы, пронизывающие каждую пье-
су Островского. Весь вопрос в том,
как этого добиться.

Мы особенно внимательны к спек-
таклям Островского в Малом театре.
На подмостках этого Театра родилась
драматургия Островского, сложилась
богатая\ сценическая история едва ли
не каждой его пьесы. Но важно и
другое — Малый театр в последние
годы несколькими удачными поста-
новками снова подтвердил свое уме-
ние чувствовать новое, современное,
сегодняшнее. Были все основания
ожидать, что и на Островского театр
взглянет, по слову Гоголя, «свежими
очами».
	Недавно ва сцене филиала Малого
театра состоялась премьера «Беспри-
данницы». Она многим напомнила нам
спектакль «Доходное место», постав-
ленный на сцене «дома Островского»
уже полгода назад. И мы не слу-
чайно сегодня сопоставляем эти спек-
такли. В них выявились некоторые
тенденции режиссуры Малого театра,
заслуживающие, на наш взгляд, спе-
циального обсуждения.
	Речь идет а том, как относиться к
персонажам Островского. Вряд ‘ли
нужно доказывать, что Островский
глубок, что он вникает в самую суть
характера каждого из своих героев,
что он понимает их до конца; Но, во-
преки известной поговорке, для Ост-
ровского все понять вовсе не означа-
ет все простить, — он отнюдь не счи-
тает, что «нет в мифе виноватых». ^
	Все обитатели сценического мира
Островского проходят перед суровым
судом автора, Все находят свою оцен-
ку, все получают полной мерой лю-
бовь или ненависть зрителей. Гибнет
прекрасная Лариса — и словно молни-
ей освещаются характеры тех, кто ее
погубил, и мы знаем уже точно истин-
ную цену увлечения Паратова. исте-
рически - завистливой любви Карач-
дышева, дружбы Вожеватова, упорет-
ва Кнурова, заботливой опеки Огуда-
ловой... Терпят крушение лучшие на-
дежды Жадова — и для нас уже нет
сомнений в том, что Вышневский,
Юсов, Белогубов и ‘иже с ними страш-
ны, бесчеловечны. У нас нет сомнений
именно потому, что каждый из них
нам до конца ясен. Мы уверенно гово-
рим: «да, виновных». ‘
	Стало быть, нет никаких оспований
считать тонкость и глубину характе-
ристик Островского вегетарианской
об’ективностью? Стало быть, не сле-
дует этой тонкостью и глубиной пре-
небрегать?
	Но, если судить по двум названным
спектаклям, то невольно приходишь
к выводу, что режиссеры Малого те-
атра не согласились бы утвердительлю
ответить на эти вопросы;
	В спектакле «Доходное место», по-
ставленном К. Зубовым иВ. Цыганко-
вым на сцене Малого театра, роль
Юсова играет талантливейший И.
Ильинский. Ильинский знает, что
Юсов должен быть смешон и более
того — отвратителен, страшен. У его
Юсова — свинцовые глаза, апоплек-
сическое сложение, - медлительная
чванная походка. Распухшая голова с
трудом поворачивается на толстой ко-
роткой шее. Он весь словно сросся со
своим зеленым сюртуком, распух и
одеревенел, даже ногу на ногу заки-
нуть не может. Внешний рисунок ро-
ли поразительно точен. Но ©воей те-
мы, своего увлечения, пафоса наживы,
страсти в отрицании‘ всего нового У
этого Юсова нет. Когда Юсов —
Ильинский беседует с Кукушкиной,
он ни на минуту не открывает нам
своей души. Когда он пляшет в трак-
тире, -— его движения автоматичны,
словно машинальны. ничем не оду-
шевлены. Вообще человек ли? — Нет,
не человек — тупая машина, если н
человек, то мертвый, отвечает Иль-
инский. Актер ненавидит Юсова, но
уничтожает его прежде, чем мы воз-
ненавидели.
	Островский же поступает более
мудро. Он и так и этак поворачива-
ет своего Юсова перед глазами зри-
телей, позволяя им вдосталь посме-
яться над его тупой и по-своему
«принципиальной» ограниченностью,
над его фанатическим граболепетвом
перед сильными мира сего, над его
нелепой философией. Но, вообще, че-
ловек ли? — Да, человек, — уверен-
но отвечает Островский, — потому и
страшен!
	К 50-ЛЕТИЮ МХАТ им. ГОРЬКОГО. Слева — сцена из спектакля «Любовь Яровая» К. Тренева (Яровой —
Б. Добронравов, Панова — О. Андровская). Справа — сцена из спектакля «Земля» Н. Вирты.

Начавшийся 1 сентября во всех
музыкальных вузах новый учебный
год пред’являет не только профес-
сорско-педагогическому составу, но и
всей массе советских музыкантов
исключительно ответственные требо-
вания, ставит перед ними важнейшие
и неотложные ‘задачи, р

Подготовились ли консерватории
к осуществлению этих болыних, го-
сударственно важных задач? Все ли
сделано Комитетом по делам ‘ис-
кусств, кафедрами вузов, научно-ис-
следовательскими учреждениями и
музыкально-общественными организа-
циями для того, чтобы фабота Kod-
серваторий в нынешнем году явилась
достойным ответом на историческое
постановление ЦК ВКП(б) «Об опе-
ре «Великая дружба» В. Мурадели»
от 10. февраля 1948 г.?

Вопросы идейно-теоретической
подготовки и воспитания будущих
композиторов и музыковедов приоб»
ретает исключительно важное значе-
ние; естественно, что к ним в насто-
alkee время привлечено глубокое вни-
мание общественности. В ряде вы-
ступлений печати (в частности в ста-
тьях, опубликованных в нашей газе-
те 20 марта 1948 г. под общим. заго-
ловком «Идейно-теоретическая  под-
готовка советских музыкантов») раз-
давались сигналы о крайнем неблаго-
получии с преподаванием в консерва-
ториях дисциплин историко-теоре-
тического цикла; указывалось, что
именно здесь надо искать корни мно-
гих порочных явлений в советеком
музыкальном творчестве и музыко-
знании. Критика недостатков сопро-
вождалась требованиями пересмотра.
учебных планов, программ, пособий и
всех методов обучения.

Историческое значение для разви-
лия советской музыкальной Школы
имеет Постановление Совета Мини-
стров Союза „ССР «Об улучшении
подготовки музыкальных и вокаль-
ных кадров» (21 июля 1948 г.). Про-
демонстрировав еще pas, © каким
вниманием и заботливостью  Совет-
ское государство руководит’ развити-
ем музыкальной культуры в нашей
стране, этот ` документ, в полном
соответствии с духом Постановления
ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба», с предельной ясностью H
полнотой указал путь перестройки и
укрепления всей системы воспитания
музыкантов и певцов в нашей CTpa-
не.

Постановление ‘Совета Министров
обязало Комитет по делам искусств
обеспечить во всей учебно-научной
и воспитательной деятельности, в
программах и учебниках, научных и
методических работах, в лекциях и
семинарах, проводимых в консерва-
ториях и музыкальных училищах,
марксистсокое освещение вопросов
развития музыкального искусства.

Как же проводятся в жизнь указа-
ния правительства, партии? С чем
начинают музыкальные вузы свой но-
вый учебный год и каковы ближай-
шие перспективы их работы?

Нельзя умолчать о ряде тревож-
ных явлений, свидетельствующих ©
крайней медлительности и неповорот-
ливости ГУУЗ, че сумевшего @ра-
вильно использовать время, прошед-
ее после Постановления ЦК
ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. (во-
Семь с лишним месяцев!), и фактиче-
ски не выполнившего к началу года
многих возложенных на него задач.
Правда, вузам разосланы вовые yueb-
ные планы — детальный перечень
предметов по курсам, предусматрива-
ющий, в частности, для музыковедов
введение ряда новых дисциплин (©с-
новы марксистоко-ленинской  эстети-
ки, история философии, семинары
по музыкальной критике, оперной
драматургии и др.), увеличение ко-
личества часов по дисциплинам ис-
тории советской музыки и народного
творчества, по производственной
практике и т. д. ,

Очевидно, что составители нового
плана  руководствовались важным
стремлением приблизить преподава-
ние к жизненным проблемам совре-
менности и укрепить идейно-полити-
ческое воспитание студентов.

Но одни планы без программ, без
методических указаний не решают
дела. Программы же многих предме-
тов. и в том числе всего историко-
теоретического цикла, еще не подго-
товлены и не разосланы вузам. Ka-
ково будет реальное содержание за-
нятий, будут ли они в нужной степе-
ни солержательными и целенаправ-
ленными? Как перестраивать работу
вузам, особенно периферийным, не
имея никаких указаний, кроме но-
менклатуры предметов?

Не сумев обеспечить к началу го-
да программ или хотя бы временно
заменяющих их методических указа-
ний, не снабдив вузы специальными
инструкциями о том, как строить
преподавание вновь вводимых  ДИсС-
пиплин или дисциплин, ранее вхо-
дизших в план, но требующих реши-
тельных методологических измене-
ний, ГУУЗ создал серьезный прорыв
в деле осуществления государствен-
зо важной задачи перестройки’ 3ос-
чека а ЗК антов. Факт этот не
	питания музыкантов. Wen >
может не породить тревоги, не может
не вызвать настороженного  внима-
ния к методам и формам работы
ГУУЗ. :

Преждевременно судить © пра:
	вильности я  жизненности Новых
учебных планов. Практика и опыт

музыка — не только русская, но му-
зыка всех народов 16 братских рес-
публик. Следует также подумать,
должна ли история ‘советской музыки
вся «залпом» изучаться в один TOR —
на четвертом году обучения? А мо-
жет быть, целесообразнее так органи-

зовать учебный план, чтобы студент с.

первого же года обучения органиче-

ски соприкасался с проблемами совет-

ской музыки? .

На ГУУЗ возложена сложнейшая
задача — издание в 1948—1949. гг. но-.
вых учебников по основным музы-

кально-теоретическим и специальным
дисциплинам. Уже указаны сроки вы-
хода учебников по истории музыки
народов СССР, по всеобщей истории
музыки. по истории новейшей запад-
ноевропейской музыки, по анализу
музыкальных произведений, и сроки

эти не за горами. По заверениям.

ГУУЗ, выходит, что работа над новы-
ми учебниками ведется на всех парах.
Однако уместно задать вопрос: если
нет еще обсужденных и утВержден-
ных программ, то на какой методоло-
гической ‘и ‘методической основе ра-
ботают авторы будущих учебников?
о Следует прямо сказать, что ГУУЗ и
в этом первостепенно важном вопросе
ешё не предпринял всех необходимых

шагов. В частности, не проведено все-.

стороннее критическое обсуждение
учебников и учебных пособий, имев-
ших и поныне имеющих хождение.

По итогам состоявшихся дискусии,
обсуждений, по критическим выступ-
лениям на страницах печати до сих

пор не сделано нужных выволов..

Свыше года тому назад в Союзе ком-
позиторов был обсужден труд Р. Гру-
бера «История музыкальной  куль-
туры». Было установлено, что, нахо-
дясь во власти западно-буржуазной
науки, Р. Грубер допустил в своей
работе глубокие методические ошиб-
ки: он игнорировал участие и актив-

ную роль славянских народов и древ-

них народов Советского Востока в
строительстве мировой музыкальной
культуры, он не сумел дать верных
исторических и теоретических обоб-
щений изучаемых им стилистических
явлений.

В печати указывалось на грубые
теоретические ошибки в исторических
работах Т. Ливановой, оказавшейся в
плену буржуазного космополитизма,
псевдонаучного  об’ективизма,  зара-
женной низкопоклонством перед бур-
жуазным Западом. «История запад-
ноевропейской музыки до 1789 года»
Т. Ливановой, рассчитанная на сту-
дентов-музыковедов, является учеб-
ником недоброкачественным, форма-
листичным по своим установкам.
Проведенное Московской консерва-
торией обсуждение недавно изданно-
го учебника И; Способина «Музы-
кальная форма» выявило методолти-
ческие пороки этой работы, ее анти-
историчность, игнорирование  содер-
жания анализируемых музыкальных
произведений.

Все три названные книги имеют на
титульном = листе рекомендацию
ГУУЗ. Тем более необ’яснима пози-
ция ГУУЗ, до сих пор не взявшего на
себя инициативу развертывания кри-
тики и самокритики и, более Toro,
упорно игнорировавшего  раздавав-
шиеся критические голоса.

Надо понять, что дело перестройки
системы ‘музыкального воспитания в
нашей стране есть дело обществен-
ное и широко гласное; келейно ре-
шать его невозможно. Надо всячески
активизировать все силы, сосредото-
ченные на кафедрах наших консерва-
торий. Надо, чтобы в спорах о наибо-
лее верном, разумном и действелном
построении системы идейно-теорети-
ческой подготовки молодых студен-
тов энергично участвовал Союз ком-
позиторов, его музыковедческая ` ко-
миссия.

Специальный журнал «Советская
музыка» пока еще крайне мало участ-
вует в разработке и решении задач
музыкальной педагогики, имеющих
сейчас государственное, народное зна-
чение. В номере четвертом помещена
передовая статья «За будущее совет-
ской музыки» и две небольшие статьи
А. Живцова и Л. Кулаковското. Ста-
тьи эти, бегло охватывающие множе-
ство тем и заключающие в себе от-
дельные верные соображения, мысля
и наблюдения, могут быть признаны
лишь самой первоначальной постанов-
кой вопроса. В нихснет анализа пла
нов; ничего не ‘сказано о прэподава-
нии советской музыки. Отдельные ре-
цепты, даваемые авторами, не аргу-
ментированы, OHH не основаны Ha
серьезном. изучении, принципиальнсй
критике. Материалы эти не могут за-
менить глубокие проблемные и опе-
ративные выступления, которых ждут
музыканты от своего журнала по во-
просам перестройки советских музы-
кальных учебных заведений.

В журнале дважды упоминается
учебник И, Способина «Музыкальная
форма». как ‘пример ремесленно-фор-
малистической практики преподавания
и чужлых  марксистско-ленинокой
науке методологических установок,
однако—лишь только упоминается, в
то время как журнал имел время и
место для глубокого и развернутого
анализа учебника

Мы призываем к широкому обсуж-
дению учебных планов, программ,
учебников, всей суммы методических
и организационных проблем, решение
которых необходимо для того, чтобы
поднять и обогатить работу советских
консерваторий в соответствии с тре-
бованиями партии ‘и народа.
	после уточнения программ, содержа-
ния и об’ема отдельных дисциплин,
после уточнения м ‚ их препода-
вания, несомненно, внесут свои по-
правки. :

Однако уже сейчас можно выска-
зать сомнения в верности некоторых
методических принципов, положен-
ных в основу разработки нового
учебного плана. Сложность задачи
заключалась в том, чтобы, обогащая
идейно-воспитательную направлен-
ность плана, не допускать чрезмер-
ной многопредметности и перегрузки
студентов занятиями, помимо OCHOB-
ной специальности. Разумеется, со-
ставителям нового учебного плана
легче было итти по пути увеличения
числа предметов, обязательных для
прохождения студентами, что связа-
но с перегруженностью их занятия-
ми и домашними заданиями. Значи-
тельно труднее было итти по пути
качественного, принципиального ©бо-
гащения плана идейным содержани-
ем, проблемностью, методами, акти-
визирующими о самодеятельность и
творческие силы студентов. Состави-
тели плана, видимо, избрали первый
путь.

Количество предметов в новом
плане значительно возросло. Правда,
при этом число часов обязательного
пребывания студентов классах не
‘увеличилось; но достигнуто это пу-
тем резкого сокращения часов на
‘изучение таких важнейших музыкаль-
но-технологических дисциплин, как
гармония (58 часа взамен 105), поли-
фония (70 часов взамен 210). Сокра-
щены лекционные занятия по этим
предметам и по анализу музыкаль-
ных произведений; из’ят практиче-
ский Курс музыкальной формы (то
есть -куре сочинения) из плана исто-
риков и этнографов. Правильно ли
все это? Правильно ли столь энер-
	тичное снижение роли важнейней
	группы специальных предметов, име-
ющих первостепенное значение для
	профессиональной выучки музыкове-
Дов?

Педагоги формалистического тол-
ка превратили преподавание этих
	предметов в школярски-ремеселенное
натаскивание студентов, безжизнен-
ную технологическую муштру; тем
самым OHH принижали подлинную
науку, выхолащивая ее живое содер-
жание и идейно-принципиальную на-
правленность. Речь должна итти о
новых жизненно активных методах
преподавания технологических дис-
циплин, призванных вооружить сту:
дентов необходимыми профессиональ-
ными навыками. Можно и должно,
отнюдь не снижая задач технологи-
ческой выучки, преподавать эти
предметы в соответствии < общим
идейно-политическим направлением, в
соответствии с научными аринципа-
ми марксистеко-ленинекой эстетики.
	Животрепещущие вопросы, BOGHH-
	кающие при рассмотрении нового
учебного плана, смогут получить свое
полное решение лишь после того, как
будут разработаны, широко обсужде-
ны музыкальной общественностью и
приняты новые программы, ‘

Особенно ответственные и’ слож-
ные задачи возникают в связи с необ-
ходимой перестройкой преподавания
истории советской музыки и в связи
с насущной необходимостью насыще-
ния учебного плана и программ жи-
вой проблематикой советской музы-
кальной культуры. Болышой бедой на-
ших консерваторий была их отгоро-
женность глухой стеной от современ-
ности, от запросов и задач живой.
практики — творческих,  теоретиче-
ских, организационных. Курс истории
советской музыки был на задворках,
он не влиял на основное направление
воспитания молодых музыкантов.

Новый план предусматривает коли-
чественные изменения. Так, например,
музыковеды вместо полугодия бу-
дут заниматься  историей советской
музыки целый год. Прохождение ис-
тории советской музыки предположе-
но на четвертом курсе.

Вопросы качественного порядка —
содержания. целенаправленности это-
го предмета, его места в общей систе-
ме илейно-теоретического воспитания,
его связи с такими предметами, как
эстетика, анализ формы, история рус-
ской и западной классики, народное
творчество, —видимо, еще не поставле-
ны. Между тем думается, Что при
наллежащей постановке дела курс ис-
тории советской музыки должен быть.
глубоко насыщен живой проблемати-
кой: именно он должен с наибольшей
полнотой и непосредственностью спо-
собствовать формированию мировоз-
зрения молодого музыканта, готовя“
шегося включиться в советское музы-
кальное строительство.

Нам представляется, что вокруг
курса истории: советской музыки —
ее содержания, проблематики, ее взаи-
моотношений со всеми дисциплинами
историко-теоретического цикла, нако-
нец, методики и организации ее про-
хождения — следует развернуть ши-
рокую общественную дискуссию. В
частности, следует ‚подумать о том,
верно ли, что при нынешних задачах
перестройки музыкальных вузов и на-
сыщения их работы боевым духом
современности, этот предмет входит в
веление кафедры истории русской
классической музыки? Не своевремен-
но ли выделение специальной кафед-
ры, занимающейся вполне самостоя-
тельными и сложными проблемами
советской музыки? Вель советская
	ТВОРЧЕСКИЙ РАПОРТ КОМСОМОЛЬЦЕВ
	В комсомольской организации
Большого театра установилась хоро-
		тельные годовщины творческим ра-
портом комсомольцев и молодых ар-
THCTOB,

В прошлом году к 30-й годовщине
Великого Октября силами моло-
дежи театра был подготовлен боль-
шой концерт для комсомольского ак-

тива столицы. В’ нем участвовало до
150 молодых исполнителей.

Спустя год — к славному 30-ле-
тию ленинско-сталинского комсомо-
ла — наша организация имеет воз-
можность показать творческие успехи
молодежи ‘уже не только в концер-
те: по инициативе комитета ВЛКСМ
включен в работу и осуществляется
силами молодых исполнителей, как
внеплановый спектакль, —балет «Аис-
тенок».
	В двух залах идут репетиции,
Вот комсомольцы — Стручкова, ис-
полняющая партию Аистенка, и Ла-
паури—кавалер в птичьем адажио—
разучивают один из эпизодов  снек-
такля под руководством заслуженно-
го артиста республики А. Радун-
ского. Рядом репетирует вариации
мужской состав балета — KOMCO-
мольцы Л. Швачкин, Г. Фарманянц,
Ю. Гербер, В. Дорохин и др.

В электроосветительном цехе моло-
дежь ремонтирует ‘аппаратуру, вы-
полняя евое обязательство не только
обеспечить /внеплановый спектакль
ен no и сэкономить к юби-
‘лею тысячу рублей- государственных
‘средств. В гримерном цехе ГАБТ #
‘в филиале работа ведется с неменьшим.
‘энтузназмом, чем подготовка в ре-
`петиционных залах шести” балетных
и трех оперных выступлений молодых
артистов для торжественного вечера
29 октября, в день славной годовщи-
‘ны. К этому вечеру готовится, в
‚частности, хореографический номер
«Гимн молодости» (музыка Молчано-
ва).

Но -спектаклЕ и концерт = не

Образцова о задачах советского исз
кусства.

Все перечисленные мероприятия
оживили комсомольскую работу, по-
высили активность молодежи, укрез
пили авторитет организации, что от
разилось, в частности, на росте наз
ших рядов. В последнее время заяв-
ления о приеме в комсомол подал
ряд молодых работников театра, в
частности солист балета Г. Евдоки-
мов, успешно выступающий в «Бах-
чисарайском фонтане» и «Лебедином
озере». Бывшие воспитанники комсо-
мола — наролная артистка pecny6-
лики О. Лепешинская, заслуженные
артисты С. Хромченко, С. Головкина
и другие не порывают связи с ная
шей организацией. О. Лепешинская,
например, помогаег комсомольской
работе как член бюро ‘парторгани-
зации тзатра.

В работе комсомольской организа
ции Болыного театра естьзеще нема-
ло недостатков. Не проявляет долж-
ной активности комсомольская груп-
па филиала, недостаточно звучит
критика и самокритика на наших $06
раниях, имеют место отдельные на:
рушения  комсомольцами трудовой
дисциплины, не во всех цехах ВЫ-
ходят регулярно молодежные. стенз
газеты. Однако сдвиг, достигнутый
в последнее время и в политической
учебе и в творческом росте молодых
артистов, а также общая активиза-
ция работы комсомола, особенно в
дни подготовки к славному трилца-
тилетию, дают нам уверенность в
том, что комсомольцы и молодежь
ГАБТ при повседневной помощи пар-
тийной организации закрепят достиг“
нутые успехи и с честью выполнят
стоящие перед ними задачи. Они зай-
мут должное место в работе всего
коллектива театра по созданию новых
оперных и балетных спектаклей, до-
_стойных советского зрителя,
	. ВАРЛАМОВ,
секретарь momcumenecxod opras
_ низации ГАБТ.
	организации   единственные наши мероприятия к!мо каждому из нас в творческой и
		производственной практике. В «Крат-
ком курсе истории ВКП(б)» научно
изложена история партии Ленина —
Сталина и теория болышевизма, обоб-
щен огромный исторический опыт на-
шей коммунистической партии боль-
шевиков. Великие ленинско-сталин-
ские идеи, воплощенные в этой заме-
	‚юбилею комсомола. В крупных ком-
`сомольских организациях Москвы
‘выступят < творческими отчетами ком-
‘сомольцы: балетной труппы — Ти-
 хомирнова, Стручкова, Фарманянц,
‘оперы — Нелина, оркестра — Б. Ре-
ентович, Докшинцер и др. Отчетный
концерт готовит и молодежь оркестра.
Состоится теоретическая конференция
на тему «Жданов об искусстве». Про-
водятся экскурсии на завод «Серп и
молот», «Шарикоподшипник» ‘и дру-
	‚гие предприятия Москвы. В филиале
	‘развертывается выставка, отражаю-
‘Щая историю ‘и работу комсомольской
‘организации ГАБТ, достижения луч-
‘Ших=молодых производетвенников.
	Обширная программа нашего твор-
ческого рапорта к 30-летию ВЛКСМ
не могла бы быть осуществлена, ес-
ли бы комсомольская организация в
своей повседневной работе не уде-
ляла большого внимания идейному и
профессиональному росту молодежи.
Политическая учеба и самообразова-
ние, выявление лучших молодых ар-
THCTOR: ‘и производственнвков и вы-
движение их на самостоятельную от-
ветственную. работу — вот вопросы,
которыми комитет ВЛКСМ занимает-
ся систематически,

Сейчас политической учебой охва-
чены все. 163 комсомольца ГАБТ и
филиала, кроме того, 21 человек учат-
ся в кружке, организованном для. не-
союзной молодежи. Университет
маркеизма-ленинизма при ЦПДРИ
окончило семь комсомольцев, на вто-
рой курс перешло пять; десять чело-
век поступают на первый куре в
этом году. >

Большая группа товарищей изуча-

ет «Краткий курс истооии ВКП(б)>—
ое произведение творче-
ского марксизма. Эта гениальная кни-
га товариша Сталина. являющшаася
	ценнеишим вкладом в теорию MapK-
сизма-ленинизма, вооружает нашу мо-
лодежь знанием законов обществен-
	концерт — не! ного развития, которое так необходи-
			чательной работе, воспитывают всех   ряд мололых работн:
советских людей в духе беззаветной   частности солист ба.
преданности Родине, вдохновляют их   мов, успешно высту”
		на новые подвиги в борьбе за победу
коммунизма,
	В кружках и семинарах, кроме
«Краткого курса истории ВКП(б)»
комсомольцы и молодежь изучают би-
ографию товарища Сталина. Конети-
туцию, Устав ВЛКСМ. Молодежь
творческих цехов, кроме того, повы-
шает свою профессиональную квали-
фикацию под руководством старших
товарищей, охотно помогающих нам в
этой работе. В частности, сейчас 22
молодых артиста оперы, балета,
оркестра получили творческие зада-
ния и к1 января обязались сдать по-
рученные им партии и сольные но-
мера.
	Но, помня и стараясь выполнить
первую заповаль комсомольца о
том, что он должен быть первым на
производстве, наш коллектив не за-
бывает и других важных разделов
комсомольской работы. В. частности,
после многолетнего перерыва вновь
открылея большой  физкультурный
зал и возобновили работу спортивные
кружки. Проведено обследование
общежития производственных — цехов
и намечены меры по улучшению в
них бытовых условий и культурно-
	массовой работы. Регулярно устраи-
	ваются обтцетеатральные комеомоль-
ские «понедельники», на которых мо-
лодежь уже встретилась с пиависта-
ми Ю. Брюшковым, С. Рихтером, Ге-
роем Советского Союза Курзенковым,
мастером художественного чтения Н.
Першиным, кинорежиссером Г. Алек-
сандровым, прослушала беседу С.