° Крупнейший
	Советский театр понес тяжелую ут-
рату — скончался выдающийся дея-
тель русского театра, крупнейший ap-
тист мира, Василий Иванович Качалов.

Для ‚ миллионов советских людей
имя В. И. Качалова было воплощени-
ем лучших, благороднейших качеств
художника-гражданина, своими глубо-
кими, проникновенными образами в
течение десятилетий  волновавшего
сердца зрителей.

Творческая жизнь В. И. Качалова
неразрывно связана с Московским
Художественным театром, на сцене
которого почти полвека сверкало его’
редкое дарование, неповторимое по
обаянию и духовной мощи. Актер-
мыслитель, раскрывавший на сцене
искания пытливого человеческого
разума, он боролся своим творчеством
за светлые гуманистические идеалы.
	Он был актером-трибуном, всегда на-
ходившимея в первых рядах целеуст-
ремленного и действенного искусства
своего времени. По словам К. С. Ста-
ниславского, он был подлинно вели-
ким актером.

С первого своего выступления на
сцене Московского Художественного
театра в 1900 году В. И. Качалов стал
любимейшим актером демократической
русской интеллигенции, которая виде-
ла в нем выразителя своих надежд и
чаяний. В образах чеховских героев—
Тузенбахе и Трофимове — он переда-
вал не только тоску и. горечь своих
современников, но и их веру в неиз-
бежное лучшее будущее, их ожидание
надвигавшейся социальной бури.

Горьковская драматургия, с ее стра-
стным жизнеутверждением, огромной
верой в силу свободного человека и
ненавистью к прогнившим устоям бур-
жуазного мира, была особенно значи-
тельной и плодотворной для творчест-
ва В. И. Качалова. В спектакле «На
дне» он в течение 45 лет играл Барона,
вызвав восхищение М. Горького, а в
наше время в спектакле «Враги» он
создал один из лучших образов совет-
ского театра — образ Захара Бардина,
полный публицистической остроты и
сатирической силы. 7

Смелый и многогранный художник.
В. И. Качалов воплотил целый ряд мо-
нументальных образов русской и ми-
	Тяжелая утратс
	протеста против мира, у кото-
рого такое страшное «дно». Горький
недаром восхищался игрой Качало-
ва в этом спектакле, до сих пор со-
‘хранившемся в репертуаре театра.
45 лет играл Качалов Барона, откры-
вая колоссальный трагизм этой роли,
неизменно потрясая зрителей.
Великая Октябрьская революция
открыла гению Качалова широкий
творческий простор. Вместе с рево-
люцией к Качалову пришел новый
зритель, о котором раньше он мог
лишь мечтать, Вместе с революцией к
художнику пришло ясное философ-
ское осмысление тех стремлений, ко-
торые всегда жили в его искусетве,
но не были до конца осознанными,
политически четкими. Его творчест-
во наполнилось глубоким социаль-
ным содержанием. И в первом, же
значительном советском спектакле
Художественного театра великий ак-
тер доказал, что он — плоть от пло-
ти и кровь от крови своего освобож-
	‘денного народа. Вершинин ‘Качалова
	— одно из самых замечательных ео-
зданий советского актерского искус-
ства. В этой роли игра Качалова при-
обрела пафос утверждения, была
одухотворена романтикой революции.
Его Вершинин — человек огромной
силы духа, величественный и  про-
стой, крестьянин, сын земли русской
шел к революции во имя новой, сво-
бодной жизни, во имя любви к Роди-
не. Он побуждал зрителей, наполняв-
ших зал Художественного ‘театра, от-
давать все свои силы укреплению
молодого Советского ‚государвтва.
	Творчество Качалова было вели-
чайшей аародной ценностью  совет-
ского театрального искусства. Его
игра насытилась огромной идей-
ностью, стала более целеустремлен-
ной, точной, масштабной. Никогда не
забыть Качалова в роли Николая I,—
беспощадный гений артиста обрисо-
вал душителя России и Европы с
неумолимой правдивостью, с гневзной
прямотой.

Но, может быть, наиболее совер-
шенным созданием Качалова, в ко-
тором он со всей полнотой выразил
свое мировоззрение, свою творческую
личность, было лицо «От автора» в
спектакле «Воскресение» по роману
Льва Толстого. На сцене, соеди пер-
сонажей романа, незримо для них, но
зримо для зрителей, присутствовал
Качалов, в простом черном костюме,
весь излучающий мудрую силу тол-
стовского обличения и в то же вре-
мя весь принадлежантий своим сов-
ременникам, наполнявшим зал. Раз-
облачитель, беспощадно срывающий
покровы лицемерия ¢ истинных по-
буждений персонажей спектакля,
темпераментно бичующий ханжест-
во олних, вялость и бесхребетность
других, холодный цинизм третьих,
вдохновенно воспевающий красоту
человеческую, красоту природы, он
‘смело сходил со сцены в публику,
вновь возвращался на подмостки, и
невозможно было отвести от него
взгляд. -

В советские годы Качалова оце-
нили миллионные массы трудящихся.
	Память о нем не умрет
	лась и искала своего воплощения жи-
вая жизнь его времени, а в его жиз-
ни всегда звучал взыскательный #
неутолимый голос вдохновенного ху-
дожника.

Поэтому в огромном количестве пи-
сем, которые всегда получал Кача-
708, главным образом от молодежи,

его спрашивали не только о том, как
стать актером, а чаще о том, как
жить и что делать.

Ему всегда верили — и на сцене и
в жизни, — и в этой вере к нему зри-
теля, рожденной неразделимым его
талантом человека и актера, и заклю-
чается секрет Toro неповторимого
обаяния, которое притягивало к нему
все серлца. Все образы, созданные нг
спене Качаловым, всегда несли в се-
	артист мира
	ровой классической драматургии —
Чацкого и Глумова, Юлия Цезаря и
Бранда, Гамлета и Ивана Карзмазова,
пушкинских Пимена и Дон-Жуана. —

Больших творческих успехов достиг
В. И. Качалов в советское время. Ве
ликая Октябрьская социалистическая
революция открыла ему новый смысл
его. жизни в-искусстве, Она обогатила
и расширила его мировоззрение, обно:
вила его творчество, : позволила ему
стать подлинно народным художни-
KOM, =

В спектакле советского’ театра «Брог
неноезд 14-69» Качалов с необычай-
ной правдивостью и убежденчостью
создал образ партизанского зожака
Никиты Вершинина,  постигающего
значение великих революционных соз
бытий,

В творчестве Качалова совершенно
особое место занимает исполнение ро-
ли «От автора» в спектакле «Воскре-
сение». Качалов сумел передать силу
толстовского обличения и глубоко
современное понимание и оценку со-
бытий. В этой роли он выступал мудз
рым критиком ‘и разоблачителем, ком
ментатором и чтецом.
	В носледние годы своей жизни В. И;
Качалов с большим увлечением и ин-
тересом выступал на концертной’ эст=
раде и по радио, читая произведения
Пушкина и Толстого, Острозского й
Шекспира, Блока и Маяковского.

В. И. Качалов был особенно дорог
советскому зрителю за глубокий, нз-
исчерпаемый оптимизм его искусства;
за органическую связь с жизнью’ на-
рода. Творчество В. И. Качалова от-
личалось идейной  целеуетремлен-
ностью, гармонией формы и содержаз
ния, классической простотой и ясно-
стью, совершенным и отточенным ма-
стерством.

Советское правительство высоко
оценило исключительные заслуги Ва-
силия Ивановича Качалова. Он быя
награжден двумя орденами Ленина;
орденом Трудового Красного Знамени
и удостоен высоких званий Народного
артиста Союза ССР и лауреата Ста-
линской премии.

Память о вдохновенном художнике
советского театра будет всегда жить в
сердцах советских людей.
	Умер Качалов. Ушел огромный’ ху-
дожник, великий артист, чей талант
был гордостью и украшением нашего
искусства, чье имя известно и чиког-
да не.будет забыто его искренними
почитателями во всех уголках нашей
страны, во всем мире. Театр, в сте-
нах которого расцвел и утвердился
тений Качалова, постигло тяжелое
rope...

Какой острой болью отзовется эта
весть в сердцах миллионов людей
нашей страны!.. Гениальный актер
Качалов был известен и любим во
всех городах и селах нашей необ’ят-
ной Родины. Тысячи и тысячи людей,
видевшие его на сцене, навсегда со-
хранили в душе пленительное благо-
родство  вдохновенного, высокого
творчества. ~

Несколько поколений знали, чти-
ли, любили Качалова. On внес в
жизнь советских людей свою, кача-
ловскую тему, — он был певцом люб-
ви-к свободе, к творчеству человече-
ства. Он был мятежным врагом сил
реакции, — всю свою жизнь творил
во имя освобождения народа, во имя
победы Человека.
	‘Любимые герои предреволюционно-
го творчества Качалова были бунта-
рями. Навсегда останется в истории
нашей сцены его Чацкий. Незабвен-
ны его Протабов из «Детей солнца»,
его Петя Трофимов из «Вишневого
сада», его Тузенбах из «Трех сес-
тер» — образы, в которых он выде-
лял не черты бессилия и растерян-
ности, а твердую убежденность в
	победе новых, прогрессивных сил ис-
	TOPHA, BEPY B TOPRECTBO MEMOBENSCKO-
го разума.

Вряд ли можно назвать художника
более тонкого и глубокого, чем Ка-
чалов. Вряд ли можно назвать арти-
ста, творчество которого так потря-
сало, так будоражило умы и сердца
зрителей, так поражало своей благо-
родной завершенностью,  поэтич-
ностью, красотой.  Шекспировские
роли Качалова — Юлий Цезарь, Гам-
лет, Ричард Ш (которого он так ве-
ликолепно воплощал в своих кон-
цертных выступлениях) — были’ со-
зданиями огромного таланта и про-
никновенного ума. Незабываемы впе-
чатления от его Ивана Карамазова,
его Анатэмы, его Бранда. В предре-
волюционные годы искусство Кача-
лова было знаменем передовой демо-
кратической интеллигенции. В Кача-
лове зрители Московского Художе-
ственного театра не могли не видеть
великого актера-гражданина, искрен-
не желавшего передать залу бунт
своей мысли, протест против всего,
что уродует человека, мечту о том
времени, когда люди смогут свобод-
но строить счастливую жизнь.
	В горьковском «На дне», спектак-
ле, имевшем огромный общественно-
политический резонанс, прозвучавшем,
как ‘открытый вызов царскому строю,
Каналов с великолепным мастерст-
вом играл Барона, смело демонстри-
руя падение человеческой личности в
невыносимых условиях самодержав-
ного гнета, вызывая чувство актив-
	Острая боль сжала сердце. Умер
Качалов. Умер актер, именем которо-
го может быть охарактеризована це-
лая эпоха, умер человек, в котором
отразился весь сложный и благооод-
ный путь русской интеллигенции на-
шего века, умер художник, в творче-
стве которого нашли свой синтез ‘не-
уемная неудовлетворенность дорево-
люционной России и высокий опти-
мизм Великого Октября.

Бывает немало прекрасных актэров,
связь с которыми у зрителей обрыва-
ется вместе с концом спектакля.

Не таким был Качалов. С закрыти-
ем занавеса его внутренняя. связь
с зрителем не только не обрывалась,
а росла и крепла. Это было потому,
что в искусстве Качалова всегда би

Слава о нем разносилась из зала: Ху-
дожественного театра по всему миру.
По радио звучал его прекрасный го-
noc, — и какой ум, какое понима-
ние автора чувствовалось в этом го-
лосе, когда Качалов читал Пушкина,
Маяковского, Шекспира, Блока!
	До последних лет жизни Василий
Иванович Качалов был примером
изумительной требовательности к се-
бе, высочайшей ответственности ху-
	дожника, постоянно ощущающего
пристальное, влюбленное -‘внимание.
народа.
	Создатели Художественного теат-
ра К. С. Станиславский и Вл. И. Не-.
мирович-Данченко не ошибались, ког-
да называли его великим ‘артистом.
Требованию Станиславского «быть
идеально о искренним и честным ,на
сцене» Качалов отвечал, как никто.
Его искусство не знало не только
фальши, но и`малейшей неестествен-
ности. Он умел видеть в человеке и
передавать на сцене то, что челозек
скрывает даже от самого себя, то,
чего человек сам о себе не знает. В
искусстве он любил вечно прекрасный
образ народа, в этой любви черпал
свои могучие творческие силы.

Прошлый театральный сезон был
последним в жизни Качалова. Смер-
тельная болезнь, которая унесла в
могилу великого артиста, все чаще
и чаще приковывала его к постели.
И все же он выступил на сцене два-
жды — в день юбилея своего ста-
рого товарища по сцене М. М. Тар-.
ханова и в день, когда Художествен-
ный театр отмечал 49-летие своего
существования. Те. кто видел эти
последние качаловские . спектакли,
никогда их не забудут. Было потря-
сающее величие в этом полном тор-
жестве таланта над тяжелым физи-
ческим недугом. 2 октября 1947 года
шел «Вишневый сад». С презритель-
ной иронией играл Качалов Гаева, до
конца обнажая его никчемность, его
социальную отсталость и бесполез-
ность. С чеховской  проницатель-
ностью и мягкостью Качалов умел
сочетать беспощадность анализа, зре-
лость исторической оценки. 27 октяб-
ря он играл во «Врагах» — горьков-
ском спектакле, в котором эти каче-
ства артиста выявлялись еще более
отчетливо. Он воплощал образ мнимо
либерального Захара Бардина, пока-
зав за его высокими и красивыми
словами фанатическую  привержен-
ность к собственности, злую вражду
ко всему действительно революцион-
ному, ° низменность и озлобленность
этого фактического союзника поли-
ции. Горьковская публицистическая
острота, темпераментная сатира были
в этом сценическом создании актера.

Таков был этот великий сын рус-
ского народа, проживший долгую,
прекрасную творческую жизнь и ос-
тавивший по себе неизгладимый, глу-
бочайший след в искусстве всего ми-
ра:
Советское искусство’ понесло TA-
желую,; невознаградимую ` утрату...

М. ПРУДКИН,.
народный артист РСФСР.
	бе плодотворные зерна этого замеча-
тельного качаловского двуединстваы—
человека и’ актера, — поэтому он тах
глубоко проникал в сердца и созна-
ние зрителя и так щедро оплодотво-
рял его.

Друг Баумана, Чехова, Горького и
всех революционно мыслящих людей
царской России, Качалов по праву
стал после Октября другом  совет-
ского народа, которому он’ безраз-
	дельно отдал всю свою жизнь и В
	сердце которого никогда не иссякнет
благодарная память о великом актер»
и замечательном челозеке — Василии
Ивановиче Качалове.
	Александр ТАИРОВ,
народный артист РСФСР.
	ПОР
	качаловским Бароном, он говорил: это
болыше, чем я написал. Можно ска-
зать с уверенностью, что впредь наше
восприятие  горьковского ‘Барона,
сколько бы ни видели его на сцене,
всегда будет ассоциироваться с кача-
ловским образом.

Качалов был самым плодовитым ар-
тистом Художественного театра, —
по числу сыгранных ролей он усту-
пает только Лужскому. Он играл
все — Софокла и Ибсена, Шекспира
и Метерлинка, Пушкина и Леонида
Андреева, Толстого и Достоевского.
Творческий путь Качалова — это вся
история Художественного театра: его
величественные победы, напряженные
искания и горестные неудачи. В тя-
желые годы общественной реакции
театр пережил болезненное увлече-
ние декадентством, и Качалов вместе
с коллективом блуждал но боковым
тропинкам с тем, чтобы уверенным
шагом выйти на широкую дорогу реа-
лизма. И над всей многолихой толпой
разнохарактерных качаловоких героев
высится вдохновенный образ воинет-
венного мыслителя-гуманиста, страст-
ного искателя истины, человека бук-
туюшего ума.

Качалов очень русский актер. Рус-
	В. И. Качалов в роли Вершинина
аа
	(«Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова).
					Благородный талант
	в духовный мир своих героев. Он был
поэтом правды и свято верил, что
только правдивое прекрасно, что толь-
ко искреннее, идущее от сердца, спо-
собно возлействовать на мысли и чув-
ства человека. В этом был секрет ве-
ликого художественного обаяния Ка-
чалова. Вею жизнь говорить людям
правду, возвещать с подмостков сцены
величие и неизбежное торжество че-
ловека, неизбежную победу сил сво-
боды — в этом был пафос его творче-
ства.
	До последних лет жизни Качалов
сумёл сохранить в себе удивитель-
ную силу молодости, живость мыс-
ли, остроту восприятия, всепоглоща-
ющий интерес ко всему окружающе-
му. Тяжелая болезнь подтачивала его
здоровье, но этот недуг был бесси-
лен перед ясным разумом художни-
ка, перед его несравненным талантом.

Имя Василия Ивановича Качалова
	навсегда останется в истораи совет-
ского тватра, которому он ‘отдавал все
	свои силы по самых носледних свойхг
		Трудно в этот тяжелый день гово-
рить о человеке, который был так ве-
лик, так дорог нам. Нет больше Кача-
лова. Умер великий актер и прекрас-
ный человек. Никогда не забудется
огромное благородкое обаяние, кото-
рое вместе с его гением создало Кача-
лову мировую славу. Никогда не уй-
дут из памяти его удивительные гла-
за, весь его облик — такой знакомый,
величественный, созершенно театраль-
ный и неизменно правдивый.

Да, это был великий русский актер,

величайший борец за-правду искусст-
ва. О нем много писали, напилтут еше
	больше; Нам всем остается. только
	учиться у него строгости, честности, в
искусстве, любить искусство, как Ка-
чалов, быть преданными ему до конца,
как Качалов. С нами, его товарищами
	‚по сцене, горечь тяжелой утраты де-
	лит сегодня вся страна, весь народ,
‘ибо советский театр-достояние наро-
да. и Качалов был тоже актером наро-
	  да. Особенно горько сознавать, что Ва-
	силий Иванович не дожил до пятиде-
сятилетнего юбилея’ театра, которому
отдал полвека своей самоотверженной,
прекрасной жизни. В этот день он ©
особой отчетливостью почувствовал
бы, как признательны ему все, кому
только довелось видеть Качалова на
сцене, в концертах, слышать его го-
лос по радио.

Прекрасен его блестящий, но стро-
гий и честный путь в искусстве, его
вдумчивость, его скромность. Прек-
расно чувство огромной ответственно-
сти, которое никогда не покидало Ка-
чалова, Прекрасен его кристально-яс-
ный, всегда глубоко содержательный,
всегда серьезный, в лучшем смысле
этого слова—гуманистический талант.
Юн был человеком искусства именно и
прежде всего потому; что хотел и

умел многое сказать людям. Не было
равных ему в уменьй владеть языком
искусства и посвящать своих зрителей
	ский не только потому, что он пере-
играл всех русских классиков — Гри-
боедова, Пушкина, Островского, Льва
Толстого, Тургенева, Достоевского,
Чехова, Горького, приветливо встре-
тил первые пьесы советских драма-
тургов. Влактерском облике Качало-
ва встает для нас собирательный об-
раз русского человека большого серд-
ца и непокорной мысли, протестую-
щего против несправедливо и уродли-
во устроенной жизни, добивающегося
правды и свободы, зовущего к высо-
ким и благородным идеалам. Именно
мыель качаловских героев, напряжен-
ная, беспокойная, ищущая, а потом
уже все остальное — печальная лю-
бовь Тузенбаха, целомудренное‘ чув-
ство. Пети Трофимова, житейская бес-
помощноеть горьковского Протасова,
надломленность чеховского. Иванова,
метания Ивана ` Карамазова, == эта
мысль будила умы зрителей, ударяла
по их сердцам с неводомою силой и
определяла, гражданский пафос твор-
чества артиста.

В глухую пору реакции Качалов
воплотил самый трагический ‘образ
мировой драматургии — Гамлета. Это
был страстный спор художника-реа-
листа с режиссером _декадентекого
театра. Это был вызов художника-
гражданина эпохе безвременья. Кача-
лов показывал мировую скорбь Гам-
лета. Качалов показывал Гамлета, не
	О. Книппер-Чехова, П. Лебедев, Н. Беспалов, Д. Шепилов, Л. Ильи*
зев, А. Фадеев, С. Кафтанов, Ф. Головенченко, Н. Литовцева, М. Кед-=
ров, А. Тарасова, Б. Добронравов, В. Месхетели, Б. Рюриков, Ф. Ка-
лошин, В. Пименов, А. Солодовников, В. Шверубович, О. Андровская,
К. Еланская, Л. Коренева, Н. Соколовская, Ф. Шевченко, А. Сте-
панова, А. Зуева, С. Халютина, А. Грибов, В. Ершов, Б. Ливанов,
П. Марков, М. Прудкин, В. Станицын, И. Судаков, В. Топорков,
А. Яблочкина, К. Зубов, Е. Корчагина-Александровская, Н. Черкасов,
А. Нежданова, Ю. Завадский, И. Берсенев, Н. Охлопков, А. Попов,
Р. Симонов, А. Таиров, А. Кобнен, О. Пыжова, Н. Петров, В_ Про=
	кофьев, И. Тарасов, Н. Силантьев, П. Аболимов, М. Яншин, Н. До-
	рохин, В. Орлов, Е. Калужский, Б. Изралевский, И. Гремиславский,
М, Фалеев, Н. Чушкин, В. Виленкин, В. Радомысленский, И. Неж-
ный, Ф. Михальский, А. Герасимов, Н. Погодин, В. Иванов, Л. Лео-
HOB, “A, Корнейчук, В. Зускин, А. Хорава, Г. Юра, А. Гулакян,
Г. Глебов, Х. Насырова, К. Байсеитова, М. Чиаурели.
	с эстралы поэму Ал. Блока «Двенад-
цать», Качалов первый с концертной
трибуны бросил в зрительный зал ог-
невые стихи Маяковского.
	_ Нет ни одного чтеца в Советском
Союзе, который не учился бы у Кача-
лова пониманию стиля, благородстзу,
художественному вкусу. Встречи ©
Качаловым были подлинным творче-
ским праздником для каждого из нас.
Он учил нас непрестанной работе,
любви к нашей родине и русекой при-
роде, проникновенному изучению че-
ловека и советскому гуманизму. Он
учил нас работать и жить в искусст-
ве, и его светлый пример сохранится
навечно, как высочайший подвиг слу-
жения правде, народу и Родине.
	Д. ОРЛОВ, - С. КОЧАРЯН, Вс,
	АКСЕНОВ, ff.  ЖУРАВЛЕБ,
A. ШВАРЦ, 9. КАМИНКА.
	С. БАЛАШОВ.
	Искусство художественного чтения
понесло тяжелую утрату. Ушел от
нас великий чтен:

Василий Иванович Качалов во всей
многогранности своего дарования
был одним из основателей нашего ис-
кусства. Он был учителем и другом
чтецов. Он был знаменосцем в этом
новом и молодом советском искус-
стве.

Качалов, один из крупнейших ма-
стеров театра, столь же серьезно и
углубленно посвятил свой огромный
талант мастерству звучащего слова.
И вся его концертная деятельность
была неразрывно связана с отечест-
венной, русской литературой. Драго-
пенные образы Пушкина, Гоголя,
Толстого, Чехова. Горького в непов-
торимом исполнении В. И. Качалова-
чтеца, получали особое обаяние, яр-
кость и убедительность.

Качалов, первый из чтецов прочел
	_вдохновенный чтец
	Имя его всегда будет вдохновлять
молодых на творческий подвиг. Ибо
жизнь Качалова поистине была под-
вигом — подвигом художника, влюб-
ленного в свой наюод.
	Качалов был Народным Артистом в
самом глубоком смысле этих слов.
Его многообразное искусство было
проникнуто любовью к народу. Нат-
риотизм гражданина одушевлял все
замыслы художника, все его создания.
Именно потому имя его вечно будет
жить в народе советской страны. На
пути к новым и новым достижениям
нашего искусства мы всегда будем
стремиться подражать Качалову, неиз-
менно чуждому всякой надуманности,
всякой неестественности, реалисту до
мозга костей.
	Ю. ЗАВАДСКИИ,
народный артист СССР
			Вскоре после снятия блокады Ле:
нинграда Качалов вместе с. группой
артистов приехал в город, связанный
с `Художественным театром _ давней
дружбой. Качалев читал Пушкина:
Его слушали старые театралы, знав-
шие артиста еще по дореволюцион-
ным весенним гастролям  Художест-
венного театра. Его слушали юноши
и девушки, впервые увидевшие живо-
го Качалова. В зале стояла та благо-
говейная тишина, которая всегда ©о-=
путствует выступлению великого ар-
тиста. Качалов читал вдохновенно.
Это было классическое исполнение
Пушкина: мудрость его ясной мысли,
чеканная музыка стиха. Могучее сло-
во поэта заливало зал, оно вырываз
лось на улицу. У репродукторов стоя-
ли грунпы людей, они слушали жад-
но и напряженно, как слушали в то
время известия о крупных военных
победах. Еше шла война, и город,
построенный как пушкинская поэма;
скрывался в темноте. Но близость
победы уже чувствовалась в возду-
хе, она ошущалась в голосе Качало=
ва, который раздавалея рядом. Люди
стояли рядом с грозной надписью:
«При артобстреле эта сторона улицы
наиболее опасна» и, как слова побе-
ды, слушали пушкинские строки: «Да
здравствует солнце! Да скроется
тьма!». :

До самого последнего времени Ка-
чалов жил насыщенной творческой
жизнью. Его часто можно было ви-
деть в концертных выступлениях. Ра-
дио разносило его’могучий нестарею-
щий голос BO все уголки страны. Он
мечтал сыграть Несчастливнева, роль,
с которой началась его артистическая
жизнь; эта его мечта осталась He-
осуществленной.

Качалов прожил болыную и содер-
жательную жизнь в искусстве. В твор-
честве крупнейшего артиста мира
прошла . целая эпоха жизни нашей
страны. На заре нового века он ска-
зал, пророческие слова о грядущей
буре революции. В наше ‘советское
время он воплотил образы людей но-
вой. революционной эпохи.

Сегодня печальный день для всех,
кто любит искусство, — мы прово-
	жаем в последний путь Василия Ива-
	новича Качалова. Мы не увидим его
на торжественном празднике Художе-
ственного театра. Мы не услышим
его в будущем году на народных тор-
жествах в честь рождения великого
Пушкина. Осиротело наше искусство.
Но‘ пусть светлая жизнь Качалова
будет примером для наших артистов.
Налгробием Качалову надо поставить
пушкинские слова;
		И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
	го и умного человека, который пони-   не был вечер воспоминаний. Это бы-
	мал свое трагическое. одиночество.
Вместе с актерами нового, октябрь-
ского поколения зрелые мастера за-
кладывали краеугольные камни здания
советского театра. И одной из самых
радостных, самых увлекательных
страниц в этой истории нового TeaT-
ра было. выступление Качалова в
спектакле «Бронепоезл 14-69».
Образ сибирского крестьянина, пар-
тизана. Никиты Вершинина, казалось,
находился за границами актерского
диапазона Качалова. Качалов вообще
никогда не ипрал крестьян, ему был
ближе другой Вершинин — чеховекий
герой, которого он сыграл в своей мо-
лодосбти. Героям Качалова было свой-
ственно чувство повышенной, рафи-
нирозанной интеллигентности. Но этой
своей выдающейся работой актер по-
казал, что его творческие возможно-
сти безграничны. Острое чувство сов-
ременности, не покидавшее Качалова
до самой смерти, помогло ему вопло-
тить этот, казалось бы, такой дале-
кий для него образ. Мы увидели по-
тенциальное духовное богатство это-
го вожака сибирских партизан, ero
колебания и раздумия, его пытливый
ум, его желание умом понять фево-
люцию, чтобы потом принять ее серд-
nem. Меньше года назад, через двад+
цать лет после премьеры, Качалов иг-
рал сцену из спектакля «Бронепоезд»
	ла работа, отмеченная чувством ново-
го — образ героя гражданской войны
был как бы освещен сегодняшним
прожектором.

Одной из последних и самых бли-
стательных работ Качалова была
роль чтеца в спектакле «Воскресе-
ние» Льва Толстого. Это был совре-
менник, который рассказывал нам го-
рестную историю недавних дней 4
вместе с тем давно минувшей эпохи.
Это был образ большого благородства
и почти аскетической — строгости.
Сдержанно,^ почти эпическим тоном
рассказывал он о великоленной рус-
ской природе, о горячей, безответной
любви, о безволии и несправедливо-
сти, о ханжестве, но в этой сдержан-
ности чувствовались гнев, горечь и
боль. Роль Качалова называлась «От
автора», но он говорил и от автора, и
от себя, от художника-гражданина
новой эпохи, беспощадного обвините-
ля старого’ мира.

С наибольшей силой сказался граж-
данский пафос артиста-современника
в воплощении Качаловым образа фаб-
риканта Захара Бардина из горьков-
ских «Врагов». Великолепно обрисо-
вывая частное, OH ‘показал общее,
дух времени, он показал опасного
и скрытого врага, который прячет
свою трусость, предательство, озлоб-
ленность за высокими фразами, за
мягкой, внешне обаятельной интелли-
гентностью.

Интеллектуальный талант Качалова
год’ от года становилея мудрее и
яснее. Время было бессильно над
глубиной его мысли, над красотой его
голоса, Десять лет назад, в дни празд-
нования сорокалетия Художественно-.
го театра; Качалов играл Чацкого.
Ему было тогда 63 ‘года, и он, конеч-
но, не мог играть Чацкого — это бы-
ло уместно лишь в торжественный
вечер, как воспоминание о молодости
артиста: Но, опять-таки, это не было
только воспоминанием. Качалов сыг-
	  рал Чацкого за тридцать лет до это:
	го, он нравился зрителям, критика На-
зывала его самым привлекательным
Чацким из тех, кого знала русская
сцена. Но слово «привлекательный»
было слишком обидным для умного
и страстного  грибоедовского те-
роя. Это были ошибки режиссуры,
пожелавшей прочитать пьесу нетра-
диционно; показать Чацкого — влюб-
ленного юношу. В спектакле 1938 го-
да во весь голос заговорил. Чацкий —
гражданин, патриот своей Родины, и
нужно было видеть, как заволновал
его. гневный пафос весь зал, какими
рукоплесканиями проводили зрители
Качалова — Чацкого, гордой поход-
кой уходившего из чужого мира. Фа-
мусовых.
	1030 WwW

граж
		Новое поколение, то, которое посе-
щает сейчас тюзы, будет завидовать
чам, видевшим великого артиста Ка-
чалова. Так завилуем мы тем, кому
посчастливилось видеть Komuccap-
жевскую или Ермолову.

Найдутся ли у нас, благодарных
зрителей, выразительные слова для
того, чтобы передать вдохновенный
облик артиста? Величавую  поступь
его походки, благородную осанку, чу-
десные переливы музыкального голо-
са, мягкое изящество его игры,
скульптурную пластичность образов.

Есть артисты — большие художни-
ки, имеющие горячих поклонников и
принципиальных противников. Кача-
лов обладал чудесным даром поко-
рять весь зал. Трудно представить
себэ зрителя, который <порил бы с
Качаловым, который бы спокойно, без
волнения, следил, за его итрой. Тако-
ва была мощь его неповторимого ар-
тистического обаяния.

Качалову было много отпущено от
природы. Однако «ценные дары при-
роды» помогают формированию TKO-
бимцев публики, но не великих арти-
стов. Качалов не только радовал зри-
телей редкостной красотой: своего та-
ланта, Ему было мало покорять серд-
ца, он должен был волновать умы,
Качалов стал властителем дум ‘своего
поколения.
	Биография Качалова—это материал
для великолепного романа о худож-
нике, который совершил жизненный
подвиг, о поэте, который понял, что
задачи искусства выше служения кра-
соте, что поэт обязан стать гражда-
НИНОМ._
	У Качалова была счастливая актер-
ская молодость, — он сразу завоевал
еливодушное зрительское признание.
Он мог стать выдающимся гастроле-
ром. премьером, который мог бы
украсить любую труппу. Нужно обла-
дать болыним мужеством, истинным
бескорыстием великого хупожника,
чтобы, булучи признанным артистом-
премьером, притти в театр, где слово
«премьер» считалось позорным, и сда-
вать экзамен Ha звание рядового
участника труппы.

Сейчас мало кто помнит, что жизнь
Качалова в Художественном Театре
началась с провала. Страстный про-
тивкик сценической футины, Craiin-
славский говорил Качалову самые су-
ровые слова © том, что он испорчен
провинцией, что его нельзя выпустить
в сколько-нибудь ответственной роли,
	Л. МАЛЮГИН
oO
	что ему нало ужасающе много рабо-
тать над собой.

Нужно обладать волей и упорством
борца и подвижника, Чтобы после
зрительских оваций, нтумных рецен-
зентских похвал, потока бенефисных
подарков стать скромным учеником
школы Художественного театра, на-
чать жизнь в искусстве сначала.

Качалов вышел на сцену Художе-
ственного театра на рубеже столетий,
вышел величественной поступью на-
ря Берендея, — его сразу признали и
артисты (это первый артист «со сто-
роных в молодом дружном коллекти-
ве) и зрители. Это было признание
крупного таланта, но главная тема
художника еще никак не намечалась
в этом образе. Качалов.заговорил как
актер-мыслитель, как художник-сов-
ременник, остро чувствующий дыха-
ние своей эпохи, в следующем спек-
такле — «Три сестры». В этом спек-
такле. родившемся в Художественном
театре в первые дни нового века,
именно Качалов сказал эрителям сло-
ва, знаменующие начало новой эпохи:
«Готовится ‘здоровая, сильная буря,
которая идет; уже близка и скоро
сдует < нашего общества лень равно-
душия, предубеждение к трулу, гни-
лую скуку».

Чехов, заставший Качалова на му-
чительно неудачной репетиции пъесы
Ибсена «Копда Мы, мертвые, пробуж-
даемся», сказал ему: «А какой вы
еще будете`большой актер!». Чехов
угадал в Качалове большого худож-
ника и своего актера. Интеллектуаль-
‘ный талант Качалова зрел и форми-
ровался. на идеях и образах самых
прогрессивных писателей нового
века — Чехова и Горького: Сдержан-
ный в своих похвалах, Чехов восхи-
шалба его Тузенбахом. Качалов был
илеальным исполнителем Чехова. Вы-
сокие мечтания его героев, их скры-
лое духовное богатство, искренность
и задушевность, красота чувства, тро-
гательный лиризм, окрашенный мяг-
ким юмором—верным признаком бога-
того ума, — все это жило в велико-
лепной гармонии чеховских образов
Качалова. Качалов был непревзой-
денным артистом Горького, страстным
пропагандистом его гуманизма, веры в
справедливость и торжество челове-
ческого разума. Горький восхищался

разедаемого сомнечиями, но сильно-   в Центральном доме литераторов. Это
	В. И. ‚Качалов в роли Барона
(«На дне» А. М. Горького).
	Ыб gag

В. И. Качалов в роли Артема
Аладьина («Блокада» Вс. Ивано-
ва).