К спорам о натурализме и. формализме в советской живописи
	Статьи о советском изобразитель-
HOM искусстве, опубликованные в Пе-
чати, о путях его развития, о форма-
лизме и натурализме, глубоко враж-
дебных социалистическому реализму,
статья в газете «Культура и жизнь»
(«К новым успехам советского изо-
бразительного искусства»),. направив-
шая ход дискуссии в русло больших
творческих вопросов, вызвали живой
отклик в среде ленинградских худож-
ников. Обсуждению этих статей и
поднятых ими кардинальных проблем
социалистической эстетики была по-
священа творческая дискуссия, со-
стоявшаяся на-днях в Ленинградском
союзе художников.

Большой выставочный зал JIOCCX
был переполнен. Сюда пришли худож-
няки, критики, работники музеев,
представители прессы, студенческая
молодежь.

Дискусоию открыл председатель
ЛОССХ художник Я. Николаев.
«Дискуссия, поднятая советской пе-
чатью, статья газеты «Культура и
жизнь». — сказал Я. Николаев, —
вызывает в нас потребность опреде-
лить и высказать свое отношение к
волнующим нас творческим вопросам.
Газета «Культура и жизньх указала
нам правильный путь, обеспечиваю-
ший дальнейшее успешное развитие
	советекого изобразительного искус-
ства».

Отметив достижения советских
художников, т. Николаев призвал
	аудиторию шире развернуть критику.
недостатков, имеющихся в творчест-
ве живописцев, скульпторов, дабы по-
кончить с атмосферой самоуспокоен-
ности. которая привела к тому, что
многие, лаже крупнейшие художники,
снизили качество своей работы.

Тов. Николаев подчеркнул низкое
качество критики, отсутствие само-
критики в среде художников. Крити-
ки захваливают художников «с ве-
сом». зачастую отделываются мало-
значащими фразами о «волнующих об-
разах» вместо серьезного анализа
произведений. Тов. Николаев призы-
вает художников бороться с аполи-
тичностью в искусетве, с равнодуши-
eM и темесленничеством. Неверные
установки в оценке русского класси-
ческого наследства, говорит он,
являются питательной средой для
развития вредных тенденций. Партия
пюлнослью восстановила роль и зна-
чение русского классического на-
следства, на него следует опираться
художникам в борьбе с формализмом
и натурализмом.

Тов. Николаев анализирует. творче-
ство московских художников —
В. Яковлева, Я. Ромаса и, в порядке
самокритикя, останавливается на co6-
ственных творческих ошибках. Он по-
‚лагает. что В. Яковлев нередко меха-
нически переносит в свои картины из
советской жизни старый типаж, коло-
рит, художественную манеру масте-
ров ХУ[ века. В своей последней ра-
боте художник отмечает ряд серьез-
ных ошибок, отсутствие должного
обобщения, эстетизм. Выступая про-
тив «этюдизма». тов. Николаев поды-
мает важный вопрос реалистического
мастерства, говорит о законченности
художественной» произведения, о ре-
жиссерском замысле, необходимом в
каждой картине, замысле, которому
должны быть подчинены все детали.

Тов. Николаев усматривает черты
натурализма в некоторых произведе-
ниях В. Серова, в картине «Сенокос»
Пластова, где «иллюминация из цве-
тов» заслоняет образ человека, в
скульштуре В. Пинчука «Ленинград-
ка». Художник призывает живопис-
цев, скульпторов, графиков больше
работать над изображением духовной
красоты советского народа. На этом
пути будут нанесены удары по фор-
мализму и натурализму.

В прениях выступили художники
П. Ивановский, В. Раевская, К. Джа-
ков, В. Исаева, В. Пинчук, искусство-
penn В. Байков, И. Бродский,
И. Гинзбург, С. Коровкевич, Я. Па-
стернак. Тов. Байков указывает, что
целая группа художников Ленингра-
да — тт. Альтман, Ведерников, Трау-
гот—не стремится перестроиться, не
думает отказываться от привержен-
ности к формализму, к эстететву.

Причины крупных недостатков в
творчестве ленинградских хуложни-
ков т. Байков видит в слабости кри-
тики, в отсутствии самокритики В
среде художников, в излишней опеке
над художниками разных комиссий,
что лишает художника личной ответ-
ственности, в организационных непо-
лалках в выставочном деле.

Мысль о слабости коитики содер-
	жалась буквально во всех выступле-
	ниях искусствоведов и Художников.
Тов. Байков указывает, что HH сек-
	уложников Ленинграда

мнению ‘Ивановского, у учеников
Бродского. Тов. Ивановский требует
коренной перестройки работы криги-
ческой секции ЛОССХ, активизации
борьбы с формализмом и натурализ-
MCM,

Я. Пастернак посвящает свою речь
в основном проблеме натурализма,
подчеркивая, что причины творческих
ошибок коренятся в мировоззрении
художника. Натуралисты не умеют
показать духовный мир человека, они
ограничиваются показом лишь внеш-
ней оболочки явлений. Натуралисты и
не стремятся познать действитель-
ность, они вполне удовлетворяются
«списыванием с натурщиков». Вели-
кий реалист Репин долго искал ти-
паж, для его метода работы были не-
обходимы знание жизни, поиски TH-
пических явлений, обобщающая
мысль. Реалист отправляется от идеи
произведения, ей подчиняет свои фор-
мальные средства. Натуралист -огра-
ничивает себя протокольным правло-
подобием. В качестве примера натура-
листического подхода к теме т. Иа-
стернак приводит картину В. Серова
«В’езд Александра Невского 8
Песков», элементы натурализма он
усматривает и в первом варианте кар-
тины Кукрыниксов «Таня».

Серьезно анализируя природу нату-
рализма, т. Пастернак в своем вы-
ступлении полностью обошел опас-
ность формализма, ограничившись
чисто декларативным утверждением
о том, что следует бороться и < фор-
мализмом. Односторонняя оценка ху-
дложественных явлений Пастернаком
вызвала критику его выступления ©о
стороны художников Ивановского и
Джакова, ,

В прениях приняли участие также
скульпторы В. Исаева и В. Пинчук.

Творческая дискуссия, организован-
ная ЛОССХ, подчеркнула своевремен-
ность появления статьи в газете
«Культура и жизнь», сигнализиро-
вавшей о необходимости бороться как
с натурализмом, так и с формализ-
мом, которые еше находят себе адво-
			нать художникам о необходимости не-
примиримой борьбы со всеми проявле-
ниями формализма и натурализма. От-
меченное в статье «Культуры и
жизнь» положение, что изокритика
оказалась «несостоятельной перед
лицом сложных и ответственных за-
дач», проявилось в полной мере и
в творческой дискуссии, организован-
ной ЛОССХ. Выступавшие только
скользнули по самой поверхности яв-
лений, не поставив вопроса о карди-
нальной проблеме социалистической’
эстетики, о партийности искусства,
как основополагающем ее принципе.

В отдельных выступлениях прозву-
чала «тоска» по профессиональной
критике, но ничего ве было сказано о
критике партийной, обращенной к <о-
ветскому народу, о критике, опираю-
щейся на высокие традиции марк-
систеко-ленинской публицистики.
Призывы к самокритике, с которыми
председатель ЛОССХ т. Николаев
обратился к художникам, в сущности,
повиели в воздухе, так как болынин-
ство мастеров устранилось от актив-
ного участия в дискуссии, предпочи-
тая позиции слушателей.

Художники Ленинграда — сильный
отряд. их участие на Всесоюзной вы-
ставке, посвященной 30-летию Совет-
ского государства, было заметным и
плодотворным. Однако а тотда уже
можно было заметить у них известное
стремление уйти в область историче-
ской темы, робость в подходе к со-
временной тематике. Эта же робость
в подходе к современной теме, к ак-
туальным проблемам сегодняшнего
дня нашла свое отражение и в дис-
куссии, которая прошла не на том вы-
соком принципиальном уровне, кото-
рый можно было ожидать от одного
из ведущих творческих союзов стра-
ны:

Надо надеяться, что только что
проведенная дискуссия о путях раз-
вития советского изобразительного
искусства является первым шагом, за
которым должны последовать углуб-
ленные исследования творчества ле-
нинградских художников. Искусство-
веды и критики должны сыграть роль
застрельцщиков в развертывании твор-
ческих споров: Дело не в том, чтобы
«навешивать ярлыки» формализма и
натурализма на тех или иных худож-
	ников, а в том, чтобы на`деле доби-
	ваться новых успехов советского изо-
бразительного искусства, чтобы до-
биться решительного перелома в с9-
стоянии критики и самокритики —
этих сильнейших орудий в борьбе за
великую социалистическую культуру.
	ция критиков ЛОССХ, ни специаль-
ная печать (журнал «Искусство», га-
зета «Советское искусство») не уде-
ляли должного внимания ленинград-
ским художникам. Руководители сек-
ции критиков ЛОССХ (т. Бродекий,
Бартошевич) заняли позицию нейтра-
литета в важнейших идеологических
вопросах, а в ряде своих статей допу-
скали серьезные ошибки.

Тов. Байков специально останавли-
вается на статье И. Бродекого, посвя-
щенной педагогическим взглядам Ре-
пина, где передвижники 90-х годов
об’являются изжившими свои про-
грессивные тенденции.

Вместо того чтобы признать оши-
бочной свою концепцию, И. Бродский
в своем путаном выступлении ста-
рался оправдать свои ошибки и обна-
ружил непонимание идейной борьбы в
русском искусстве Ha рубеже
XIX—XX 230.

— Мы не полготовились к дискус-
сии, секция критиков ЛОССХ устра-
нилась от этой важной творческой
работы, — говорит в своем выступле-
нии И. Гинзбург. Она подвергает
критике творчество художника Кона-
шевича, в котором усматривает эстет-
ство, уход от современности, форма-
листические тенденции. Слабый инте-
рес к современности, равнодушие к
болышим идейно значительным темам,
элементы натуралистического подхо-
да к теме т. Гинзбург констатирует и
в работах отдельных аспирантов и
студентов Института им. Репина. От-
мечая новаторство. зрелое мастерст-
во в картине В. Серова «Ленин про-
возглашает советскую — власть»,
т. Гинзбург указала вместе с тем на
то, что в обрисовке наролных типов
художник не достиг верности истори-
ческой эпохе, обнаружил элементы
натурализма.

Критик С. Коровкевич сосредото-
чила свое выступление на важнейших
вопросах; она говорила, что многим
художникам нелостает знания жизни,
чувства нового. Критик находит, что
даже А. Пахомов — автор замеча-
темьных образов борющегося Ленин-
града эпохи блокады — недостаточно
широко показывает жизнь. Не рас-
крыт как следует образ народа и в
картине В. Серова. Удачно создав об-
раз Ленина, художник не сумел дать
типические образы первых лет _Вели-
кой Октябрьской революции.

Под этим же углом зрения Коров-
кевич критикует картину А. Пластова
«Едут на выборы», скульптуру В. Пин-
чука «Ленинградка» ‘и особенно
картину Ф. Богородского «Повержен-
ные знамена». По мнению С. Коров-
кевич, черты формализма ярко про-
являются в работах А. Дейнеки, в
картине М. Сарьяна, посвященной
Пушкину. Образ советской молодежи
художник Дейнека исчерпывает одной
«физкультурной бодростью».

Одну из причин, обусловливающих
поверхностное отношение к явлениям
жизни, С. Коровкевич видит в том, что
высшая художественная школа учит
писать натурщиков, но не учит писать
целостный образ человека. Высоко
оценивая картину А. Бубнова «Утро
на Куликовом поле», тов. Коровке-
вич резко критикует ложный роман-
тизм, к которому прибегают иные
художники.

Картина А. Бубнова «Утро на Ку-
ликовом поле» находилась в центре
внимания ряда выступавших. О ней
в качестве положительного образца
современной советской живописи го-
ворили П. Ивановский, Я. Пастернак.
и другие, полемизируя при этом с ху-
дожником В. Раевской, которая обви-
няла` Бубнова в прямолинейном под-
ражании Васнецову.

П. Ивановский приветствовал Буб-
нова за то, что он опирается на реали-
стическое наследие русской школы и
вместе с тем оценивает явление исто-
рии с позиций современного, передо-
вого советского человека. Подчерки-
вая значение статьи в газете «Куль-
тура и жизнь», т. Ивановский оста-
навливаелся на ошибке В. Сажина,
который  схоластически поставил
вопросе о формализме и натура-
лизме. На основе анализа творчества
ленинградских и московских художни-
ков т. Ивановский приходит к выво-
ду, что формализм и натурализм явля-
ются не случайными тенденциями В
нашем искусстве, а течениями, с ко-
торыми надо вести упорную борьбу.

— Формализм,— заявляет Иванов-
ский, — заметен в тзорчестве учени-
  ков Петрова-Водкина, в произведе-
ниях Траугот, Тырса и др. Траугот
замыкается в узком кругу суб’ехтив-
‘ных настроений и`проволит носледо-
о глубоко ошибочную ли-

нию. Черты пассивного натуралисти-
ческого полхола обнаруживаются. по
	Итоги конкурса на одноактную пьесу
	Закончился второй Всесоюзный кон-
курс на лучшую одноактную пьесу
для театральных коллективов худо-
жественной самодеятельности, об’яв-
ленный Комитетом по делам искусств
при Совете Министров Союза ССР.
	Жюри конкурса, рассмотрев 645
пьесы, постановило первой премии не
присуждать. Вторая премия в размере
10.000 руб. присуждена драматургу
А. Напаян (Ереван) за пьесу «Счаст-
ливая семья». Третьи премии по 5.000
руб. присуждены драматургам И. Ста-
сенко (Шахты) за пьесу «Гражданин
страны» и А. Школьник (Харьков) за
пьесу «Родные люди».

Отделу художественной самодея-
тельности Комитета и ВДНТ им. Н.К.
	Крупской рекомендовано продолжить’
	работу с авторами: Л. Синельниковым
(пьеса «Чеботаревы»), Е. Анучиной и
Н. Ромовой (пьеса «Комната на сол-
нечной стороне»), В. и В. Зверевыми
(пьеса «Буран»), И. Зеленским (пье-
са «Встреча»), Н. Хорьковым (пьеса
«Егоркин паровоз»), Л. Левиным (пье-
са «Роман и его друзья»), К. Криво-
шеиным (пьеса «Мечта поэта?) В. Су-
холольским и А. Ульянинским (пьеса
«Широким шагом»).

Жюри отметило тематическое и

жанровое разнообразие представлен-
	ных пьес, широкое участие в коякурсе
	начинающих авторов и наличие среди
них одаренных драматургов.
	Декада театральной самодеятельности
	Комитет по делам искусств ODPM
Совете Министров “ОССР и ВЦСИС
проводят в Москве декаду театраль-
ной самодеятельности. В октябре в
	столицу приедут лучшие коллективы
	театральной драматической  само-
деятельности профсоюзных дворцов
культуры и фабрично-заводеких клу-
бов, занявшие первые места на Все-
союзном смотре театральной самодея-
тельности рабочих и служащих.
Декада откроется 5 октября в по-
мещении Центрального детского те-
атра спектаклем «Егор Булычев и
другие» М. Горького в исполнении
театрального коллектива Выборгско-
го Дома культуры (Ленинград). На
следующий день коллектив Москов-
ского Дворца культуры автозавода
им. Сталина покажет пьесу К. Трене-
	ва «Любовь Яровая». Театральная
самодеятельность столицы на декаде
будет представлена также дфамкол-
лективами клуба «Красная звезда»
и Московского авиационного институ-
та. Они подготовили спектакли «На-
встречу жизни» А. Успенского и «Рус-
ский вопрос» К. Симонова.
	Всего в декаде примут участие
17 самодеятельных драматических
коллективов РСФСР и братских рес-
публик. В их числе — коллективы
Химического завода (Чапаевск), за-
вода комбайнов (Саратов), Дворца
культуры = металлургов (Свердлов-
ская обл.), `Дома культуры профсоюза
транспортного машиностроения (Харь-
ков), Дворца культуры нефтяников
(Баку) и др.
	«П. И. Чайковский». Портрет работы художника В. Сварога. —
	МАСТЕР АКВАРЕЛИ_
	Подобно большинетву русских ху-
дожников, В. С. Сварог был подлин-
ным сыном народа, и прежде, чем
достичь известности, прошел суровую
школу жизни.

Василий Семенович Корочкин (на-
стоящая фамилия Сварога) родился
18 марта 1883 года в Старой Руссе, в
крестьянской семье. Талант художни-
ка у Василия Семеновича проявился
рано. Еще учась в приходеком учили-
ще, он поражал окружающих своими
рисунками. Двенадцатилетний маль-
чик, успешно выдержав экзамен, по-
ступил в петербургское училище
Штиглица.

По.окончании училища В. Сварог
много работал как живописец. Ойдна-
ко его разносторонний талант тогда
ярче всего блистал в области жур-
нальной иллюстрации.
	Октябрьская революция дает поли-
тическую направленность творчеству
Сварога. Его многочисленные иллю-
страции и рисунки, печатавшиеся вна-
чале в <Ленияградокой — правде»,
	«Известиях», «Комсомольской прав-
де» и различных журналах, отклика-
лись на актуальные темы советской
действительности. Он создавал порт-
реты вождей революции, руководи-
телей нартии и правительства, рабо-
чих-ударников, в его произведениях
нашли свое отражение быт и полвиги
	«Старинный инструмент», купленный
с выставки И. Е. Репиным.

В советскую эпоху Сварог crano-
BUTCH автором многих композиций па
историко-революционные темы, темы
Красной Армии и др. Его
ния появляются на юбилейных вы-
ставках Красной Армии, на всех
главных выставках советского искус
ства. Картины Сварога привлекают
внимание массового зрителя, лучшие
его произведения поступают в собра-
ния Третьяковской галлереи, Русско-
го музея в ‘Ленинграде, в Музей
Ленина и другие музеи нашей страны,

Наибольшей известностью  пользу-
ются полотна - Сварога «Иван Ка-
ляев», «В. И. Ленин и И. В. Сталин
в Горках», «Штаб — Октября»,
«К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в
тире», «К. Е. Ворошилов на маневрах»,
«Члены Политбюро в Тушине». В
этих работах смелая кисть художника
нашла правдивые, реалистические
формы изображения.
	Как мастер акварели, Сварог оста-
вил большое количество иключитель-
ных по качеству листов; акварелью
он исполнял иллюстрации, плакаты,
тематические станковые композиции.
В новейшей истории фусского аква-
рельного искусства Сварог безусловно
займет вилное место.
	В числе последних акварельных pa-
	ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР АРХИТЕКТУРЫ НОВОСТРОЕК
	Президиум правления Союза совет-
ских архитекторов СССР принял ре-
шение о проведении Всесоюзного
сматра архитектуры новостроек, пос-
левоенной сталинской пятилетки.

Основные задачи смотра — показ
лучших примеров. архитектуры жилых
и общественных зданий и планировки
вовых городов и поселков, выявление
лучших образцов и передовых мето-
дов организации строительных работ,
оказание творческой помощи архитек-
торам и строителям крупнейших ново-
	строек.
		Архитектурная общественность го-
товится отметить юбилей выдающего-
ся советского зодчего академика
А. В. Шусева, которому’ 8 октября
нынешнего года исполняется 75 лет.

Президиум Союза советских архи-
текторов совместно с Комитетом по
делам архитектуры при Совете Мини-
	„Любовь поэта“
	Сегодня Музыкальный театр им.
К. С. Станиславского и В. И. Немиро-
вича-Данченко показывает премьеру—

{
wep momo e oo
	  оперу «Любовь поэта» Ж. Оффенбаха.
`В основу либретто положен перевод
	На-днях в Государственной 1 ретья-
ковской галлерее откроется выставка
произведений И. И. Шишкина. На
выставке будет представлено около
300 картин и рисунков, в том числе
привезенные из тридцати музеев
страны — Киевского музея русского
искусства; Ленинградского Русского
музея и др. Е
	есть одно только средство нродлить
срок своих привилегий, и это сред-
CTBO -— война».
	Во Франции чаше всего на худож
	ника смотрят, как на лошадь, которой
дают овес только в той мере, в какой
она его окупает. В СССР, напротив,
на художника смотрят`как на «инже-
Hepa человеческих душ», по выраже-
нию И. В. Сталина, и‘ему создают
все необходимые условия для сво-
бодного творчества. Тот, кто не хо-
чет считаться с этой истиной, кле-
ветнически извращает значение ис-
кусства того нового общества, котое-
рое вопреки и наперекор всем стара-
ниям, вопреки всем лживым измын-
лениям реакции уже существует в
мире.

У деятелей других видов искус-
ства, например у работников театра
во Франции, положение не лучше,
чем у художников.
	Театр может быть верным оружием
в борьбе за мир только в том случае,
если он станет средством идейного
воспитания масс и рассадником куль-
туры. Драматург Арман Салакру, го-
воря о нынешнем положении театра
во Франции, между прочим заметил:
«Являются ли нынешние француз-
ские драматурги нашими современ-
никами? Их правильнее было бы на-
звать свидетелями иных времен. Они
рассказывают истории о минувших
лет». Арман Салакру требует, чтобы
театр отвечал интересам современно-
сти и обращался бы «не к сборищу
лиц, которые случайно в один и тот
же вечер имели возможность потра-
тить 500 франков на билет», чтобы
театр делал различие между публи-
кой, состоящей из снобов, и подлин-
ной большой публикой. Салакру тре-
бует, чтобы драматург осознал свою
ответственность перед зрителём, он
считает, что прогрессивные деятели
театра обязаны сделать все от них
зависящее, чтобы содействовать соз-
данию пьес, которые помогут победе
сил демократии над силами реакции в
послевоенном мире. 5
	В борьбе за мир искуеству кино.
	достойное
BO МНоОгОМ
	могло бы принадлежать
место: его возможности
	К участию в смотре широко привле-
каются республиканские и городские
организации Союза советских архи-
текторов. Для оказания помощи в
подготовке и проведении смотра на
места выезжают группы архитекторов
столицы.

В Центральном доме архитектора
будет организована выставка, отобра-
жающая строительство магистралей и
площадей, внешний вид и интерьеры
сооружений, планы и разрезы зда-
ний.
		ГО SOAYELO
	стров СССР, Академией архитектуры
СССР и Московским архитектур-
вым институтом организует чест-
	вование юбиляра. Создана юбилейная
комиссия под председательством ви-
це-президента Академии архитектуры
СССР А. Мордвинова.
	СКУЛЬПТУРЫ
ДЛЯ НОВЫХ СТАНЦИЙ
МЕТРО
	Станции четвертой очереди Москов-
ского метро будут оформлены
скульптурными украшениями. Сейчас
группа скульпторов работает над
произведениями для станций первого
участка «Большого кольца.»

Оформление станции «Калужская»
посвящается обороне Москвы. В’ за-
лах и на перронах станции будут
установлены скульптурные портреты
Героев Советского Союза. Четыре
болыних барельефа с ‘изображением
победных знамен, боевых эпизодов и
оружия будут помещены в наземном
вестибюле станции. Эти работы вы-
полняются по эскизам скульптора
Г. Мотовилова.

Одна ‘из крупнейших станций мет-
ро — «Центральный парк культуры
и отдыха имени Горького» — укра-
сится скульптурными медальонами
работы И. Рабиновича, отражающими
разностороннюю деятельность цен-
трального парка столицы.

Мраморные барельефы ‘для стан-
ции «Серпуховская» на тему «Друж-
ба народов Советского Союза» гото-
вит Е. Янсон-Манизер.
	Красочное панно, посвященное
победам Советской Армии, украсит
станцию «Таганская». Панно выпол-
няется под руководством скульптора

П. Кожина.
	Так полно и разнообразно TBOD-
чество И. И. Шишкина будет показа-
но впервые. Посетители выставки
смогут ознакомиться с лучшими ра-
ботами знаменитого русского худож-

ника и проследить весь его TBOD-
ческий путь..
	даже шире, чем у театра. Однако
возможности эти у нас во Франции
не могут быть использованы, что в
первую очередь об’ясняется экспан-
сионистской политикой Америки, ко-
торая стремится навязать свои филь-
мы всему миру. Францию США сде-
лали своим опытным полем. Вот не-
сколько цифр, красноречивее  кото-
рых ничего не придумаешь: в первой
половине 1946 года, до подписания
соглашения Блюм—Бирнс, во Фран-
цию было ввезено 38 американских
фильмов. В декабре 1946 г., после
соглашения, американцы ввезли во
Францию 276 фильмов, а в 1947 г.—-
736.

Цифры эти_ приобретают зловещий
смысл, поскольку известно, что фран-
цузекий рынок может: поглотить в
год не болыше 180—200 фильмов. В
итоге: 60 проц. технического персо-
нала и 75 проц. рабочих кинопромыш-
ленности — без работы.

Еще один достаточно убедитель-
ный факт: в Париже из 19 фильмов,
показанных зрителю за одну только
неделю, 16 было американских и три
французских. Если в ближайшем бу-
дущем не произойдут какие-либо из-
менения, то американокие фильмы
полностью захватят Французский
экран, и это будет означать катастро-
фическое порабощение национальной
мысли в интересах тех, кто борется
против всеобщего мира.
	Работники французской кинемато-
графии совместно с широкими масса-
ми трудящихся встают на защиту не-
зависимости своего искусства. По
всей стране возникают «комитеты
защиты», куда зхолят не только ар-
тисты и технический персонал кино-
фабрик, но и представители народа.
Защищая честь и достоинство фран-
цузского искусства, они защищают
мир и права человека.

Нет сомнения, что в современных
условиях обеспечить мир можно толь-
ко мужеством и верой в человека,
сознательной борьбой за независи-
мость и своболу народов, идя по пути
и еледуя примеру великого Совет-
ского Союза и стран наролнюй демо-
	кратии. В этой борьбе художник дол-
жен быть вместе со своим народом.
	Красной Армии. Он пихал сложные   бот Сварога были нортреты деятелей
композиции на-индустриальные и Кол- ! искусства. В них кисть Сварога блес-
хозные темы. В журнальных иллю-  нула с особой творческой силой, по-
страциях Сварога оживали советские   явилось и новое качество —= острота
	внутренней характеристики, смелое
психологическое рапение. Таковы
	новостройки — Челябинский трактор-.
ный Магнитострой, Кузнецкстрой и.
	многие лругие. совхоз «Гигант». Сва-! этюды портретов Грабаря, Радакова,
	Любимова-/Ланюкого.
	рог был одним из тех первых совет-   Менделевича,
	ских художников, в творчестве KOTO-   артистов Художественного и Малого
рых нашли свое отражение сталин-! театров.
	Большая фазносторонняя выставка
	Сварога, недавно открытая в Выста-
	ские пятилетки,
Сварог неустанно совершенствовал
	СВ мастерство совальщика-иллю-!
ое ре рисовальши   вочном зале Московского товарище-
	художников, — свид:
яркого таланта, больного мастерства
хуложника. Tak рано ушедшего из
	Мях СОКОЛЬНИ
	зора.

Как живописен-станковист Сварог
выступал на многих выставках. Поми-
мо «Портрета матери». выделялись
	его автопортреты, портрет Юрия Р®-
пина, городской пейзаж «Ноябрь»,
	Сезон Концертного зала им. чаиковекого
	сток, мужской хор Эстонской ССР,
Ансамбль ‘артистов театров оперы и
балета Украинской и Белорусской
ССР. Татарской АССР, а также Во-
ронежский и Архангельский русские
народные хоры.

К 150-летию со дня рождения Пуш
кина в зале будет проведен цикл #3
8 конпертов-лекций («Пушкинские
чтения»). Готовится к постановке в
концертном исполнении «Маскарад»
Лермонтова (музыка Глазунова).

Намечен также обширный цакл ор:
	‘‹ ганных конпертов.
	8 октября начинает свой девятый
сезон Концертный зал им. Чайковско-
го. Основное место в концертном пла-
не зала занимают выступления музы-
кальных коллективов союзного значе-
ния. В конце года выпускает новую
программу Государственный ансамбль
народного танца Союза ССР, обнов-
ляют программы Русский народный
хор им. Пятницкого, Государственный
хор русской песни, Русский народный
оркестр и Ансамбль песни и пляски
Советской Армии.

Государственный симфонический
оркестр Союза ССР исполнит симфо-
нические произведения Чайковского.
В декабре в зале даст несколько кон-
цертов киевский симфонический ор-
кестр. .

В сезоне 1948—49 г. будут показаны
лучшие образцы национального ис-
кусства народов Советского Союза.
Выступят Ансамбль танца Туркмения,
Ансамбль песни и танца Армянской
	‚ ССР,. Таджикский ансамбль рубоби-! страны.
ee
	€3 27 сентября в Центральном доме компо-
зиторов состоялось прослушивание новых про-
изведений легкой инструментальной музыки.
Были чсполнены сочинения Д. Салиман-Влади-

мирова, Ю. Левитина, Г. Крейтнера, М. Ста-
рокадомского, С. Баласаняна, В. Кручинича,
М. Мильмана, Л. Степанова и Ю. Хайта.

< Комитет по делам искусств в специальном
приказе отметил творческие достижения моло-
дых артистов пирка и об’явил благодарность
болыней rpymme участников циркового пред-
ставления «Впервые в Москве».

< Союз советских композиторов совместно
с комиссией музыкальной праматургии Москов-
	ского комитета драматургов организуют 4 ок-
тября доклад С. Городецкого на тему «Темя-
тика # технология современной советской опе-
	ры».

© Вчера в Московском союзе советских ху-
дожников состоялось заседание правления с
активом. Президент Академии художеств СССР

Репакционная коллегия:
		Дата 30-летия ВЛКСМ отмечается
тематическими концертами, в которых
выступят молодые исполнители шест“
надцати союзных республик. К 50-ле-
тию МХАТ организуются концерты
артистов театра-юбиляра.
	В Зале им. Чайковского покажут
свои премьеры артисты эстрады Мо-
сквы, Ленинграда и ‘других городов
	А. Герасимов сделал доклад об ятогах Все-
мирного конгресса деятелей культуры в защиту
мира.

3 Издательство «Искусство» выпускает се-
рию портретов выдающихся русских ученых,
гисателей и композиторов. Изданы портоеты
И. М. Сеченова, Н. И. Добачевского, П. Н.
Яблочкова, И. В. Мичурина, Л. Н. Толстого,
М. Е. Салтыкова-Шелрина, П. И. ` Чайковского
и др.

< Московский союз советских художников
я московское отделенве художественного фон-
да СССР направили в Кисловодск выставку
картин С. Герасимова, Ф. Модорова. П. Кон-
	чаловского, А. Бубнова, И. Нокаржевского,
Н. Ромадина и др.

© 8 октября Музей изобразительных яс-
	куссте им. Пушкина начинает проводить еже-
недельные лекции по истории изобразительного
искусства.
	Выставка произведений И, И. Шишкина
	ВМЕСТЕ С НАРОДОМ _
	Леон МУССИНАК
oOo
	`с сопиальной действительностью, 06
щество уполномочивает архитектора
служить своими произведениями на-
роду, коллективу. Но возможно ли
это, осуществимо ли в условиях ка-
питалистической действительности?
Французский архитектор Андре Люр-
са заметил по этому поводу, что
«строить и организовать процесс
строительства—значит творить живое
`дело, дело мира». Но успех его мо-
жет быть обеспечен только в таких
общественных условиях, «когда уси-
лия всех будут направлены к общей
цели».

Буржуазные теоретики искусства
не хотят признавать идейной перво-
основы творчества художника, не
хотят признать. что эстетика не мо-
жет существовать сама по себе, в
отрыве от жизни. В условиях совре-
менной Франции очень трудно бывает
разяснить художнику, что законы
эстетики непрерывно изменяются вме-
сте с изменением условий существо-
вания, что произведения искусства
всегда показывают, насколько актив-
во и горячо участвует художник в
битвах своей эпохи.

Только в тесном контакте с народ-
зыми массами искусство может слу-
жить делу мира и способно отстаи-
Balb подлинную свободу творчества.
Да, только в сближении с народом
оно достигнет той действенной силы
и величия, которых ему сегодня еще
так недостает.

В буржуазном обществе косность
и пассивность художника вызывают-
ся различными причинами и, в част-
ности, тем, что он чаще всего вынуж-
ден работать по заказу тех, кто мень-
ше всего’ заинтересован в мире и
свободе народов.

Реакционные теоретики постоянно
твердят, будто художник в своем
	В наши дни, когда пропаганда вой-
ны со стороны ее поджигателей ста-
новится все более широкой, всем,
кто искренне заинтересован в дли-
тельном и прочном мире, должно
быть ясно, что добиться его можно
только путем борьбы. Оружие интел-
лигенции в этой борьбе — идея. Ста-
ло быть; она должна быть в полной
боевой готовности, стало быть, сей-
час не время разоружать мысль. Если
мы лишимея нашего оружия, если
оно попадет в руки империалистов,
именно этим оружием будет убит
«голубь мира, голубь нашей надеж-
ды».

Сплоченность рядов всей прогрес-
сивной интеллигенции имеет перво-
степенное значение в борьбе за мир.
Неправы те, кто говорит, что против
опасности новой войны художник не
может бороться так же успешно, как
ученый или писатель. Мы обязаны
всемерно разоблачать ложное ут-
верждение, распространяемое реак-
цией, ‘будто «свобода художника»,
его «творческая независимость» тре-
буют, чтобы он сторонилея того, что
они называют действием, т. е. жизни.
Мысль, воплощенная в искусстве —
это действие, произведение  искус-
ства — действие; художник не мо-
жет существовать обособленно, его
творчество живет благодаря обще-
ству и в обществе.

Наша задача состоит в том, чтобы
защитить от покушений реакции ве-
ликие завоевания прошлого и обес-
печить свободное развитие культуры
в будущем. Как же это можно сде-
лать?

Американский архитектор Нельсон
считает, что «условия войны нужно
превратить в уеловия мира». `Фран-
цузокий архитектор Лоде выразился
еще категоричнее, заявив, что «сле-
довало бы мобилизовать ‘мир». Так
прямо. ставится вопрос. Касаясь об-
ласти своей деятельности, эти архи-
текторы рассуждают так: поскольку
ях искусство близко соприкасается
	творчестве подчиняется только пла-
стической идее. Это ложное утверж-
дение всячески распространяется и
пропагандируется, хотя Ha каждом
шагу его опровергает сама действи-
тельность.

Когда Пикассо, потрясенный звер-
ствами фашистов в Испании, писал
свою «Гернику», разве он подчинял-
ся только пластической идее? Ког-
ла Жан Люрса в. Обюссоне во время
немецкой оккупации ткал тайком ко-
вер, рисунок которого передавал и
прославлял тему знаменитой поэмы
Элюара, посвященной свободе, разве
он подчинялся только пластической
идее?  А художник, воплотивиший при-
зыв К восстанию в стенной росписи
часовни вишийского концлагеря, раз-
ве он подчинялся только пластиче-
ской идее? И сколько других приме-
ров можно было бы привести.
	Вопрос о судьбе искусства в 0©0-
временном мире нельзя сводить K
спорам © различных средствах выра-
жения и различных художественных
направлениях. Речь идет о емертель-
ной борьбе, о борьбе между свободой
и рабством, в которой художник вме-
сте с народными массами участвует
дупюй и телом.

О том, каково сегодня положение
деятеля искусства в обществе, где
силы реакции поддерживают по-
стоянную угрозу войны, хорошо ска-
зал художник Фужерон: «Именно те
люди, которые рассчитывают © по-
мощью войны сохранить свои приви-
легии, обрекают художника на ни-
щенское существование, приравни-
вают его к беговой лошади, на кото-
рую выгодно делать ставки. Бесстыд-
ная спекуляция картинами — олна
из отвратительных привилегий этих
людей. Прекрасные полотна нередко,
вместо того, чтобы украшать стены,
хранятся вместе со слитками золота
в бронированных сейфах. Эксплоата-
ция таланта, подобно эксплоатации
труда, также составляет привиле-
гию этих людей. У империалистов
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН. Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
		Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР с глубоким
прискорбием извещает о смерти выдающегося деятеля русского Te-
атра, одного из основателей Московского Художественного театра,
народного. артиста СССР. лауреата Сталинской премии, артиста Мос-
ковского Художественного Академического театра СССР имени
		Василия Ивановича КАЧАЛОВАД,
	последовавшей 30 сентября 1948 г., и выражает соболезнование семье
				Нрезидиум Совета Всероссий-
ского Театрального Общества с
глубокой скорбью извещает о
	смерти великого артиста, члена
Совета ВТО
	Василия Ивановича
		покойного и коллективу МХАТ

Московский орденов. Ленина
и Трудового. Красного Зна-
мени Художественный Ака-
демический: театр СССР имени
М. Горького с величайшей
скорбью ‘извещает © кончине
одного из основателей Художе-
ственного театра. народного
артиста СССР, лауреата Ста-
линской премии
	Василия Ивановича
  КАЧАЛОВА,
	последовавшей 30 сентября
1948 года в 10 час. 90 мин.
	и выражает свое искреннее со-
болезнование всему коллективу
Художественного театра и
семье покойного.

Зак- №2640:
	Адрес редакции: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации,
Ады
	эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино — К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентской сетня — K 1-48-98
		Типография «Гудок». Москва. ул. Станкевича. #.