СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

К 50-л
ДР
.
Б. РОСТОЦКИЙ

© =

«Но вот, в 1917 году грянула
Февральская революция, а за ней и
	Октябрьская. 1еатр получил новую
миссию: он должен был открыть

свои двери для самых широких слоев:

зрителей, для тех миллионов людей,
которые до того времени не имели воз-
можности пользоваться культурными
удовольствиями.. мы очутились В
беспомощном состоянии при виде на-
хлынувшей на театр громады. Но
сердце билось тревожно и радостно
при сознании огромной по важности
миссии, выпавшей на нашу долю», —
этими словами начинает К. С. Стачи-
славокий главу книги «Моя жизнь в
искусстве», посвященную Октябрь-
ской революции и дальнейшим судь’
бам Художественного театра. Руково:
дители МХАТ хорошо знали, что,

только откликнувшись на зов револю-

ционной действительности, целиком
и без остатка посвятив ее идеям свое
искусство, можно ответить чаявиям
нового народного зрителя, впервые
переступающего порог театрального
зала.

Приход в театр народного зрителя,
его пристальное и любовное внимание.
которое почувствовали «художествен-
ники», даже показывая свои старые,
дореволюционные <спектакли, начисто
устрачяли сомнения в ‘общественной
целесообразности деятельности теат-
ра, открывали новые неизведанные
перспективы. Это было радостно соз-
навать. Но радость нельзя было отд>-
лить и от благородной творческой
тревоги, вызванной отчетливым пони-
манием всей масштабности новых за-
дач. Театр стоял перед’ необходимо-
стью отразить в искусстве новую
эпоху в жизни родной страны.

Художественный театр не сразу
пришел к темам революционной сов-
ременности. Напряженные искания,
отмеченные и неудачами, и частичны-
ми успехами, завершились лишь B
1927 году полным и знаменательным
успехом в постановке «Бронепоезда»,

Как поучительна сама история по-
явления этой пьесы и поставленного
на ее основе спектакля! Сколько ум-
ной и твердой воли к творческой по-
беде в работе над текстом пьесы про-
явили его создатели. руководимые
К. С. Станиславским. Здесь не было
и следа того взгляда на иноцениров-
ку, как на своего рода суррогат пье-
вы, который порою дает © себе знать
достаточно отчетливо и в театраль-
ной практике наших дней. Высокая
требовательность к автору в сочета-
нии с глубоко уважительным, вчима-
тельным и бережным отношением KO
всему тому, что ‘несет с собою его
произведение, сопутствовало совмест-
ному труду МХАТ и Ве. Иванова по
превращению повести  «Бронепоезд
14-69» в пьесу. Немало изменений,
обогащавших содержание произведе-
ния в целом и характеристику отдель-
вых образов, было внесено автором в
первоначальную редакцию  сцениче-
ского варианта по прямому требова-
нию режиссуры и исполнителей. Эти
изменения были продиктованы стрем-
лением как можно полнее и ярче пе-
редать на сцене правду новой, рево-
люционной действительности,  пока-
зать героику народной массы в ее
борьбе за завоевания революции, вос-
создать облик отдельного человека —
олицетворения этой массы, ее пред-
ставителя. Со всей определенностью
свидетельствует о такой напразлен-
ности устремлений творческого кол-
лектива Вс. Иванов, рассказывающий,
что для создателей спектакля самым
важным было «необычайно серьезное
отношение к пьесе к людям, в ней
действующим, к людям, которых они
считали живыми, каждую фразу кото-
рых они считали ответственной, ста-
рались ее понять, прочувствовать, ос-
мыслить... тут я увидал, что актеры
хотят и могут показать массу и вме-
сте с тем рассмотреть в этой массе
каждого отдельного человека...»

Этот подход был прямой противопо-
ложностью той ложной «массовости»,
которую пытались выдать за послел-
нее слово революционного TeaTp2
			К 50-летию Московского Художественного академического театра СССР им. М. Горького
		Сцена из спектакля «Победители» в постановке
	Художественного
	театра, Лиза — А. Тарасова и
	Муравьев — Н. Боголюбов.
	ДРАГО

ПЕЙ Ш bbl
		Сцена из спектакля «Платон Кречет» в постановке
Художественного театра, Платсн Кречет — Б. Доб-
ронравов: и Лида — А. Степанова.
	деятели формалистического лагеря,
начиная с пролеткультовцев. Естест-
венно, что успех «Бронепоезда» был
и победой реалистических принципов
искусства Художественного театра и
сокрушительным ударом по формали-
стическим установкам различного
толка.

Вершинин — Качалов явился, пожа-
луй, наиболее примечательным олице-
творением того нового, что пришло в
театр < постановкой «Бронепоезда» и
Что было связано со сценическим жи-
вописанием героя современности. Не-
даром многих поражал успех Качало-
ва в роли Вершинина: было неожи
данным, нарушающим обычные поед-
ставления, исполнение этой требую-
щей определенной и сочной характер-
ности роли артистом, на первый
взгляд, казалось, ей не соответство-
вавшим. Юлий Цезарь, Иван Карама-
зов. Горский, Гамлет, и вдруг —-Верши-
нин! Качалов потому одержал явную
и бесспорную победу в Вершинане,
что суть образа была достигнута ам
прежде всего в ее глубинных нрав-
ственных и интеллектуальных OCHO-
вах. Большой и проникновенный ум,
чуткий к правде и ищущий ее, ролнил
образ крестьянского вожака с излюб-
ленными образами Качалова — людь-
ми беспокойной, жадной, острой мы-
сли. Но были в нем и невиданная ра-
нее цельность. подлинная народность
и героичность, раскрывавшаяся в по-
коряющей простоте, которую не &нн-
мала некоторая приподнятость лона.

В глубоко своеобразном выражении
раскрывались черты нового героя
Н: Хмелевым в образе `Пеклевано-
ва. Образ был построен Ha внутреч-
не оправданном и театрально вырази-
тельном контрасте: за внешчостью
«чеховского» интеллигента скрыва-
лись огромная душевная сила, сосре-
доточенность, целеустремленность
мысли, горячий темперамент револю-
ционера, Таким же подлинно новым
по своей внутренней природе образом
был и Васька Окорок Н. Баталова,
В игре Баталова была отчётливая pe-
	волюционная устремленность,
целенаправленность, с такой силой
проявлявшаяся в знаменитой сцене
	на колокольне в эпизоде «пропаган.
дирования» американского солдата.

Оценивая смысл идейного развития
МХАТ в советскую эпоху, Вл. И.
Немирович-Данченко так определял
то новое, что пришло в искусство Ху-
дожественного театра с революцией,
что росло и укреплялось в нем;
«МХАТ всегда признавал только ис-
		вые замечания подокезывали  вовыс
детали повеления исполнителей, а
порой и решение целых ецен.

С <Грозы» началось мое творческое
содружество с Художественным теат-
ром. И сейчас каждый замысел  но-
вой картины связан для меня с уча-
стием в ней тех или иных актеров
Художественного театра.

Меня не оставляет мечта по-
ставить картину только силами акте-
ров МХАТ, и 0б этом в свое время
я разговаривал с покойным Н. Хмеле-
вым. Хмелев, который был тогда ху-
дожественным руководителем театра,
исключительно внимательно отнесся к
моей идее создания мхатовского ки-
ноансамбля. Я предлагал включить в
план театра работу над сценарием с
тем, чтобы он репетировался от на-
чала до конца в тех же условиях, в
каких в театре репетируется - пьеса,
тем же творческим методом. Разго-
вор с Хмелевым шел о «Трех се-
страх» Чехова. К великому сожале-
нию, мечта так и осталась > мечтой.
Так до сих пор, имея великолепн»
звучащие отдельные инструменты, мы
не использовали возможности добить-
ся концертвого ансамбля. Попытки,
празда, были, но их половинчатый ха-
рактер не дал нужных результатов.

Я ставил чеховокий «Юбилей». и в
нем были заняты Станицын, Андров-
ская, Топорков, Зуева и Грибков. Не-
достаток времени не дал  возэможно-
сти подчинить технику работы над
фильмом сложному творческому про-
цессу мхатовского ансамбля, и симфо-
нического звучания добиться мы не
смогли. ‘

И все же, если не удалось создать
киноансамбль «художественников», то
их участие в картинах потребовало от
кинематографистов создания для ра-
боты таких условий, которые прибли-
жались бы к театральным.

Я видел и чувствовал на с’емках,
как мешает А. Тарасовой все посто.
роннее. не соответствующее той об-
становке, в которой она живет в сни-
маемом куске.

Поэтому мы предварительно гото
вили кадр, оператор заранее устанав-
ливал на дублерах овет, и семка на-
чиналась только тогда, когда чувет-
вовала себя готовой актриса.

На этих с’емках нельзя было услы-
шать ни обычного крика: «приготови-
лись» или «стоп», хлопушка-знак
синхронности — бвнималась не в на-
чале кадра, а в конце. Мы старались
свести к минимуму количество дуб-
лей, потому что ясно видели, что пов-
торы у актрисы получались лишь бо-
лее слабым вариантом первой с’емки
и доставляли ей не творческую ра.
дость, а мучение.
_ © приходом на семку  мхатовцев,
	Об идейно-теоретическом воспитании
молодых музыкантов
	советской музыки слушался нае в
течение одного года по два часа в
неделю, если о буржуазной музыке’
последних двух-трех десятилетий мы.
вообше почти ничего не узнавали и-
если ни разу не слышали даже упо-
минания о наших  современниках ва.
других предметах специального цикла..
	И в курсе гармонии, и в курсе 1и=-
лифонии, и в курсе фольклора, и в
значительной степени в курсе анёлн--
за музыкальных произведений факты:
и примеры, которыми опериронали пе--
дагоги, были взяты из произведевий,
написанных в ХХ веке. :
	Нам кажется, что в новых програм-
мах по истории музыки для музыко-.
ведов должны быть решительно уве-^
личены разделы, посвященные
современной музыке и в первую оче-
редь творчеству советских компози>-
торов. Последнее ‘особенно’ важно:
Наше знакомство с советской My3H-
кой уже на консерваторской скамье
лолжно быть не «вэглядом с птичье
	го полета», а полным и всесторонним
изучением произведений советских
композиторов. Мы считаем правильй
ным начинать изучение истории рус®
ской музыки < первого же курса, од=
новременно с прохождением курса:
истории западной музыки с тем, ‘что?
бы освободившееся время на старших
курсах использовать для развернуто»
го изучения советской музыки. Кста“
ти, такое нараллельное прохождение
истории западной. и русской музыки
сделает невозможными такие пара-
доксальные факты, как одновременное
изучение Вагнера и Фомина, Шумана
и Ивана Шайдурова, Совершенно не-
обходимо также, чтобы фактический
материал, излагаемый в цикле специ
альных теоретических предметов, был:
насыщен примерами из современности;
	Сугубая академичность системы вос-
питания музыковедов проявляется не
только в итгнорировании творчества
музыкантов современности, но ив
том, что студенты не получают даже
минимальных практических навыков
для своей будущей работы. Произ-
водственчая практика музыковелов
носит хаотический и  бессистемный:
характер. Достаточно сказать, что
нами не слушалась такая важнейшея
дисщиплина, как методика преподава-
ния истории музыки. Организация в
стенах консерватории постоянного:
студенческого лектория c обяза:
тельным ‘привлечением к руководетву
им лучших лекторских сил (прочесть
хорошую популярную лекцию перех
массовой аудиторией могут далеко не
все профессора), — систематическое:
привлечение студентов к ‚рецензент-
ской деятельности, в частности регу»
лярная организация конкурсов на
лучшую рецензию, серьезно поставз
ленная и тшательно. контролируемая
педагогическая практика; прививка:
студентам-музыковедам столь необ-
ходимых им организационных навы.
ков —без всего этого немыслимо вос--
питание советского музыковеда.

Недостатки нашего  воспитЕНИЯ
обусловлены не только академич-
ностью, но и неразрывно связанной с
нею аполитичностью. Все мы прослу-
шали и курсе основ марксизма-лени-
низма, и курс истории философии, и
курс основ марксистско-лежинсхой_
эстетики. Но, к сожалению, большин:
ство профессоров специальных пред-
метов ограничивалось в лучшем слу-
чае абстрактными декларациями об
огромном значении для музыкального
искусства маркоистско-ленинской фи-
лософии и эстетики, почти не под-
тверждая это на. конкретных праме:
рах.

Московскую консерваторию часто
называют ‘«хранительницей великах
традиций». И не следует думать, что
мы ничего не получили в ее стенах,
Наоборот, мы получили от консерва-
тории очень много и бесконечно бла-
годарны ей за это. Но сейчас, когла
перед нами открылись необозримые
горизонты многообразной музыкаль-
ной жизни нашей Родины, мы очень
остро ощущаем, насколько больше
мы могли бы получить от Москов-
ской консерватории, если бы oGyue-
ние музыковедов не было в ней
столь оторванным от’ живых запросов

современности. ;
КАНДИНСКИЙ,
М. САБИНИНА, _

- . H. WEXOHHHA..

Трудно представить себе студента-
 дипломника индустриального инсти-
та, который лишь 2—3 раза в своей
	жизни был в цехе завода. Нельзя
найти выпускника педагогического
института, . <присутствовавшего» на
	школьных уроках, но почти ви разу
не проводившего их. Врачи, агрономы,
юристы — все они, оканчивая учебное
заведение, обладают необходимым мв-
нимумом практического опыта в ра-
боте. И даже самое напоминание о
том, что человек, обладающий  лдип-
ломом 0б окончании высшего учебно-
го заведения, должен быть подлин-
ным высококвалифицированным © Cilt-
циалистом, а не начинающим  стаже-
ром, может показаться совершенно
излишним. Но. к сожалению, почти
все мы, начинающие — музыковелы,
окончившие всемирно известную Мос-
ковокую консерваторию и получившие
нередко дипломы с отличием, в пер-
вые месяцы после окончания  свсего
образования чувствуем себя  совер-
шенно безоружными.
	Прочитать популярную лекцию пе-
ред большой аудиторией, написать
рецензию для газеты или журнала,
суметь вынести собственное сужде-
ние после прослушивания нового про-
изведения и отстоять его в творче-
ской дискуссии и даже преподавать
в музыкальных училищах, —все это
оказывалось на первых порах для нае
очень трудным, а в отдельных  слу-
чаях почти непосильным делом. А
между тем, если верить тексту полу-
ченных нами дипломов, все мы обла-
даем квалификацией: — музыковед-
историк, преподаватель музыкального
училища, либо музыковед-теоретик,
преподаватель музыкального учили-
ща. Совершенно своевременна
постановка вопроса: верно ли воспи-
тывали нас в консерваторий, не пора
ли обстоятельно проанализирозать
систему и методы обучения музыко-
велов? ,
	В редакционной статье газеты «Со-
ветское искусство» № 40 «Идей:
но-теоретическое воспитание MO-
лодых музыкантов» нам  болышг
всего по сердцу мысль о том, что
ГУУЗ Комитета по делам искусств
должен был при разработке нозых
учебных планов, «обогащая идейно-
воспитательную направленность пла-
на, не допускать чрезмерной Mdore-
предметности и перегрузки студентов
занятиями, помимо основной спепи-
альности». Многопредметность, ч не
просто обилие обязательных лисцип-
лин, а многопредметность, в  значи-
тельной степени хаотическая, дергаю-
шая студента из стороны в сторончу,
	лишающая его творческой инициати-
вы, отнимающая у него вместе с до-
машними заданиями по 14—16 часов
в сутки, сильно мешала нам во время
обучения. За примерами недалеко хо-
дить. В 1945—46 учебном году сту-
денты ГУ курса историко-теоретиче-
ского отделения проходили одновре-
менно у ‘трех профессоров курсы
фольклора. Все три курса имели раз-
ные названия. Но все три профессора
говорили примерно об одном и том
же и притом во многом различные ве-
щи, Студенты же, видимо, должны
были самостоятельно решить, кто из
профессоров прав и кто неправ.
	Кое-кому из нас неоднократно пря-
ходилось критиковать. эту ‹многопред-
метность и на специальных  сове-
шаниях и в печати: с нами cormeua-
	лись, Но говорили, что изменевче
учебного плана — дело сложное, тре-.
бующее вмешательства вышестоящах
инстанций. Каково же было наше изу-
мление, когда новые учебные планы,
разосланные ГУУЗ в начале теку-
щего учебного года, оказались еще
более об’емистыми, чем прежние! Сей-
час еще нет возможности ознакомить-
ся с новыми программами, и трулно
сказать, будут ли и теперь студенты
изучать одно и то же с разных позн-
ций. Но неужели наши молодые то-
варищи так же, как и мы, почти не
будут иметь возможности посещать
концерты, театры, самостоятельно
изучать музыкальную — литератусу
и т. д? Неужели и они в процессе
обучения так же, как и мы, все свои
представления о музыке вообще и о
музыкальной жизки нашей страны в
особенности будут получать только в
стенах консерваторий?

Процесс нашего обучения не был
связан с живой практикой советской
музыкальной культуры. Не приходит-
ся и говорить об углубленном изуче-
нии современной музыки, если кубе
		ния актеров МХАГ в военную пору,
как Глоба А. Грибоза. (Сафонов В.

Добронравова Mapua Николаззнаь

К. Еланокой в «Русских людях»
К. Симонова, поставленных под худо-
жественным руководством Н. Хмеле-
ва

ную» тему — тему труда сделать по-
настоящему  волнующей, значитель-
ной и актуальной. Речь идет об осу-
ществлении пьесы А. Крона «Глубо-
кая разведка».

МХАТ с безошибочной чуткоетью
уловил основную мысль «Глубокой
разведки», увидев ее в цельности ми-
ровоззрения героев. Именно. в этой
мысли искал постановщик М. Кедров
источники характеристик отдельных
героев пьесы в их контрастном сопо-
ставлении. Отсюда возникала драма-
тическая взрывчатость таких сцен, в
которых выступают Морис — В. То-
порков и Мехти Ara—M. Прудкин,
Александр Майоров — М, Болдуман
и Андрей Гетманов — В. Белокуров.

Если разработка индивидуального
человеческого характера всегда сс-
ставляла сильную сторону творческ?-
го метода МХАТ, то именно в’ совет-
скую эпоху в работе над пьесами со-
временной темы он в наиболышей сте-
пени приблизился к обобщенности,
всегда бывшей целью исканий его ос-
нователей.

Быть может, особенно показатель-
`НыЫМ в этом смысле является один из
последних спектаклей Художествен-
ного театра, поставленный в прямое
осуществление того наказа, который
был дан деятелям советского театра
в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 зв-
густа 1946 года. Этот спектакль —
«Победители» Б. Чирскова. Тонкость
психологической детализации оказы-
вается здесь главным оружием в ру-
ках режиссера спектакля В. Станицы-
на и исполнителей центральных ро-
лей — Н. Боголюбова, А. Чебана,
А. Тарасовой, Н. Порохина и других.

В спектакле, как и в пьесе, нет эф-
фектно разработанных батальных эпи-
зодов, его основные сцены разыгры-
ваются в пределах четырех стен.
в разговорах, которые ведут между
собой действующие лица. Но cnex-
такль не. превратился в «камерное»
воплощение темы войвы. Напротив,
именно сдержанность в примечении
внешних атрибутов батальности под-
черкивает глубокую внутреннюю дра-
матичность каждого эпизода. Эти эпи-
зоды воспринимаются прежде всего в
их связи с целым, как часть: той ве-
личайшей битвы, которая показана
на сцене не в грохоте взрывов и
вспышках ракет, а в судьбах людей.

Было бы неправильным в дни слав-
ного юбилея Художественного теат-
ра утверждать, что МХАТ полностью
и до конца изжил опасности измель-
чения при воплощении той или иной
темы современности. Наша критика
справедливо отмечала, что, несмотря
на ряд очевидных и ярких актерских
удач, несмотря на’истинную поэтич-

«Дни и ночи» в МХАТ не приобреп
той силы звучания, которой вправе
был-ожидать от него зритель: Быть
может одной из главных’ причин та-
кого приглушенного звучания герои:

града в этом спектакле был недоста-
точно активный, недостаточно творче-
ский подход к превращению прозаи-
ческого произведения, К. Симонова-в
произвеление драматическое. Мы
вспоминаем об этом именно потому.

В годы войны МХАТ сумел и «мир-!

ность отдельных сцен, спектакль.

ческой и немеркнущей темы Сталин-

что весь опыт Московского Художе-
ственного театоа восстает против
скрупулезного, но в значительной ме-
ре механического перенесения ситуа-
ций повествования в драму, которым
отмечена инсценировка «Дней и но-
чей». .
Опыт МХАТ в работе над созет-
ской пьесой — драгоценный фонт на-
шего тватра. Это — опыт работы теат-
ра, сыгравшего решающую роль в ук-
реплении позиций нашей советской
драматургии, в решительной бозьбе
против  формалистических изысков.
театра, утверждающего в создавае-
мых им произведениях высокую ду.
ховную красоту и силу советского че-
ловека, театра, опирающегося на ве-
ликие реалистические традиции
‚русского искусства. ,
	сила в нем несметная. Советую зам
взять Дикого.

Я перестал его уговаривать и глу-
боко поблагодарил его за ценнейлий
режиссерский подсказ, который стал
для меня ключом в работе над обра-
зом Кутузова.

Алексей Денисович Дикий принес
в кино лучшие традиции МХАТ. Мы
чувствовали их на каждом шагу в ра-
боте над Кутузовым, где актер ста-
рался глубоко разобраться в внешне
противоречивых чертах многогранного
характера великого полководца. Сли-
чая и сопоставляя, соединяя или от-
бирая необходимые черты, проникая в
их природу и находя им верную оцен-
ку, он добивался создания образа Ky-
тузова — гордости русской военной
славы. Отказавшись от существовав-
ших в театре канонических приме-
ров, Дикий нигде не погрешил про-
тив исторической правды.

Каждый поступок актера перед ап:
паратом был действенным выражени-
ем его мысли. Играя Кутузова, он в
‘первую очередь играл полководца с
‘огромной волей к победе.

В слитном единстве разнообразных
‚внутренних качеств предстал  перел
зрителем ‘цельный и большой xaDaK-
тер Нахимова, человека огромной
культуры мысли, неуемного темперз-
мента и воли, бесстрашия и теплоты.

Откуда.Дикий? Из МХАТ. Откуда

Гиацинтова? Из МХАТ. А откуда
Щукин, Державин? Из мхатовской
ШКОЛЫ.
‚ Не мог не притти к. МХАТ Бого-
любов. Он стал его актером после
«Великого гражданина»,  сыгранчого
перед киноаппаратом. Кинематограф
оказался ступенью к МХАТ, более
близкой, чем театр представления.
На просмотрах «Великого гражлзни-
на» зритель забывал об актере; перед
ним был живой Сергей Миронович
Киров.

Л. М. Леонидов говорил, что если
бы К. С. Станиславокий полошел со
своей системой к кино, он увидел бы,
что нигде ее применение не дает та-
коро яркого результата, как в кине-
 матографе. И действительно, когла я
вспоминаю Ливанова В  Бочарове
(«Депутат Балтики»), Грибова в «Без
‘SHER виноватых», Дорохина в «Воло-
‚чаевских днях», когда, обращаясь на
семках «Сталинградской битвы» к
Станицыну, я называю его’ по имена и
‘отчеству Федора Ивановича Toa-
бухина, когла я часто ловлю
себя на том, что передо мной не ге-
нерал армии Захаров, а`артист Блич-
ников, Я убеждаюсь, чт6 в
кинематограф со всей его техвикой
мхатовский актер несет ле качества
своей школы, которые в нашеём-ис-
‘кусстве должны стать законом,

тургию, всеми мерами способствую-
щим ее росту. Это находит свое вы-
ражение не только в высокой культу-
ре его спектаклей современной темы,
но и в непосредственных фактах де-
лового, подлинно заинтересованвого.
истинно трорческого содружества с
драматургами.

В результате такого содружества
родилась пьеса «Земля» Н. Вирты,
ставшая именно пьесой, а не просто
инсценировкой романа  «Одиночест-
во», как в свое время, за десять лет
перед этим, стала_ пьесой повесть
«Бронепоезд 14-69». )

Голы Великой Отечественной вой-
ны принесли Художественному- теат-
ру ряд бесспорных’ и значительных
успехов в том раскрытии: типического
облика современника. которое всегда
было в центре его ‘творческих `поис-
ков. Зритель узнал и полюбил такие
спектакли, как «Фронт», «Глубокая
разведка», «Русские люди», «Офицер
флота». Умение уловить в герое ео-
временности ‘главное, типически-ха-
рактерное и показать это главное в
неповторимо индивидуальном `психо-
логическом рисунке было основой
художественного успеха этихо спек-
таклей. В них до конца раскрыва-
лась биография героя, а непосред-
ственно передаваемая на сцене си-
туация оказывалась лишь   звеном
этой биографии, сосредоточивающим
в себе ее типические особенности.
Характерно, что:в постановках назван-
ных пьес, из которых почти весе по-
лучили широкое распространение на
советской сцене, МХАТ достигал ус-
пеха и в тех сценах, которые.во мно-
гих театрах оказывались либо-второ-
степенными, либо просто. неудачными.

Достаточно вспомнить хотя бы ту
огромную силу впечатления, которое
производила в спектакле МХАТ сие-
на в окопе в пьесе «Фронт» А. Корней-
чука, оказавшаяся, как правильно
отмечала в свое время критика, душой
и сердцем всего спектакля. Это было
результатом постижения самой завет-
ной сути характера советского чело-
века, его преданности Родине, кото-
рая раскрывалась перед нами в про-
	стом, искреннем. лишенном намехз на
	какую-либо декламационность испол-
нении участников этой сцены. :

В одном ряду с таким утверж-
дением героики советского  челове-
ка вне нарочитой «романтической
приподнятости», вне канонических
штампов <героического», какоё было
осуществлено ‘в ‘сцене в окопе,
стоят и‘’столь примечательные созда-
		кусство, насыщенное большими мыс-
лями, — теперь он наполняет свои по-
становки крупными социальными п0-
литическими идеями... Он хочет сох-
ранить человечность своих спектак-
лей, лишив ее всех следов дешевой
сладкой чувствительности, — он хо-
чет подлинного социалистического
гуманизма, наполненного любовью к
труду, родине и человечеству и нена-
вистью к его врагам». Это высказыва-
ние относится уже к 1938 году, но
оно отмечает результаты того процес-
ca идейной перестройки, первые пло-
ды которого дали о себе знать уже
в постановке «Бронепоезда».
Глубокое понимание героя совре-
менности определяло и силу утверж-
дения новых духовно-нравственных
качеств в образах комиссара Артема
Аладьина — В. Качалова и Лукьяна
Аладьина — Б. Ливанова в «Блокаде»
Ве. Иванова. Беспошалность  разо-
	блачения той душевной гнили, кото-
	рую несла в себе контрреволюция,
была показана в образе «унтилов-
ского человека» Червакова, показан-
ного И. Москвиным в «Унтиловске»
Л. Леонова. Убедительно изображал.
ся крах ложных идей «надклассо-
вой» науки в насыщенном внутрен-
ним драматизмом раскрытии Л. Лео-
нидовым судьбы профессора Бороди-
на в «Страхе»  А. Афиногенова.
«Броненоезд» ‘начал целую линию
постановок МХАТ, посвященных co-
ветской действительности. Среди них
мы встречаем и такие крупные
спектакли этапного порядка, какими
стали «Любовь Яровая» К. Тренева
и «Платон Кречет» А. ‘Корнейчука,
«Земля» Н. Вирты. Направленность к
	философски насыщенному, полит че-
	ски  действенному спектаклю все бо-
лее отчетливо определяла искания
МХАТ и на путях создания произве-
дений современной темы, и в опытах
работы наф классикой. Вл, И. Неми-
рович-Данченко с полным правом го:
ворит в эту пору о том, что искусство
Художественного театра становится
глубже, мужественнее и сильнее.
Всегда характерное для МХАТ
стремление связать свою работу с
наиболее значительными явлениями
литературы руководит его деятельно»
стью и в этот период. Еще в 1920-в
годы сплотивший вокруг себя ряд мо-
лодых писателей, начинавших тогда
свою литературную деятельность, в
подлинном смысле слова сделав не-
которых из них драматургами, МХАТ
продолжает быть ‘театром, активно
воздействующим на советскую драма-
	МХАГ НА
					[И

р
		Не в пример дореволюционным им-
ператорсоким театрам, категорически
запрещавшим своим’актерам снимать
ся в кинематографе, Художественный
театр не возражал против участия в
фильмах своих актеров. Исключения
из этого правила были связаны ‘©
предложениями актерам сниматься в
картинах по низкопробным сценариям.
	В советском кинематографе актеры
Художественного театра участвуют
почти в каждой картине, и все же—
как мало мы привлекаем их для рабо-
ты в наших фильмах!
	Не было роли и сценария, написан-
ных для В. И. Качалова. Такой релью
нельзя считать пролог к «Путевке в
жизнь». Случайным эпизодом была и
его работа в «Белом Орле». А барон
в фильме «Мастера` Художествен`.сго
театра» все же остается лишь  кино-
фиксацией блистательного юбраза 8
пьесе <На дне» на сцене МХАТ.
	№ало снималея и ИЛ. Леонидов.
Грозный в «Крыльях холопа», и Гоб-
сек... А ведь великий актер. любил кь-
нематогпраф и его высказывания ©
значении для кино системы Стани-
славокого, его замечания о логике
поведения актера перед киноаппара-
том, его острые критические мысли ©
несовершенстве некоторых. наших кар-
тин и сейчас заставляют кинематогра-
фистов призадуматься о многом,
	Известно, какое’ огромное значение
имело творчество И. Москвина в
утверждении первостепенного значе-
ния актера в кино. Вспомним его
«Поликушку», Симеона Вырина в
«Коллежском  регистраторе», поли-
цейского надзирателя Очумелова в
«Хамелеоне» и немногие другие роли.
И все же Иван Михайлович снимался
мало, а его заветное желание сыграть
в современном произведении сильную
личность положительного героя так
H He сбылось.
	То, что болышие актеры. МААТ
редко участвовали в создании фаль-
мов, об’яснялось тем, что они, как
взыскательные художники, часто от-
казызались от поедложенных ролей.

Когда я предложил Михаилу Mu-
хайловичу Тарханову, с которым ра-
ботал над фильмами «Петр Первый»
(Шереметев) и «Гроза» (Дикой), поль
	Я храню в своем рабочем архиве
два пожелтевших листа с напечатан-
ным на машинке переводом беседы
Станиславского о фильме «Гроза»,
которую он дал корреспонденту
французской газеты после демонстра-
ции фильма в 1934 г. в Париже.

— Я- человек театра, — сказал
Станиславский,—и хотя кино не моя
специальность, я ощущаю в нем ве-
ликую покоряющую силу. Его сред-
ства безграничны, и результаты мо-
гут быть буквально потрясающими.

В этой же беседе Константин Сер-
геевич повторил свое утверждение,
слеланное более четверти века назад,
о превосходстве театра над кино, где
«выход душевным движениям ограни-
чен механическими средствами». Из
то же время о фильме «Гроза» он
отозвался, как о произведении, прав-
диво показавшем. быт и нравы куп-
пов, в котором «центральная фигура
драмы Островского—Катерина, пере-
дана более захватывающе, чем в те-
атре».

Эти последние слова, на мой
взгляд, опровергают приведенное вы-
ше и предшествующее им утвержле-
ние. Способность актера, . играя В
фильме, «захватывать». снимает, как
мне кажется, вопрос об отсутствия
творческого общения с зрительным
залом. Все дело в самом актере, в его
способности действовать перед аппа-
ратом на с емке в дробных мон-
тажных кусках так же  правдизо,
как и на сцене перед зрителем.
поисках таких актеров меня всегда тя-
нуло по одному адресу: в Проезд Ху-
дожественного театра к ученикам ве-
ликого артиста. На вопрос Станислав-
ского: «Есть ли игра актера на экра-
не искусство или ремесло?» именно
они своим участием в фильмах отве-
тили, что кинематограф для актераЬ—
область искусства, з не ремесла.

Оценка Станиславским  &Грозы»
меня особенно обрадовала потому,
что перед началом постановки, когда
я высказал желание положить в ее
основу систему Художественного те-
атра, Константин Сергеевич отнесся
к моим словам со сдержанным недо-
верием.

Из мхатовцев в картине были згня-
ты только А. Тарасова и М. Тарха-
нов, Но © их приходом на с емки я
почувствовал в павильоне то припол-
нятое благоговейное настроение, ко-

торое всегла овладевает мною в CTE
нах Художественного театра. Я знал,
что театр принимает близко к сердцу

всё, что касается картины, и наблю-_
дает за ходом работы.

Часто на семку или на просмотр.
= ONE ]
	материала приезжал И. М. Москвин,
% кажлый раз его острые, конкрет-
	Вл. ПЕТРОВ
Oo
	Хозрасчетные театральные .
	колле
		качеством репертуара. Организации
искусств на местах будут также кон-
	тролировать финанеово-хозяйствен-
ную деятельность и правильность
тарификации работников хозраочет

ных коллективов, предоставлять им
во временное пользование  декора-
ции, костюмы и постановочные мате:
риалы.
	Оплата труда работников  хозрас-
четных театральных коллективов. бу-
дет производиться исключительно из
доходов, поступающих от спектак-
лей. os,

Работа творческого состава в Кой:
лективах по совместительству не ло-
пускается. На договорных началах
разрешается приглашать режиссеров,
художников, отдельных работников
художественно-технического и об-
служивающего персонала. На время
болезни работника коллектива,  под-
твержденной больничным листком,
оплата труда производится на общих
основаниях. Е

Директор коллектива регулярно
отчитывается перед ним в своей дея?
тельности; в случае необходимости
коллектив имеет право выделить
комиссию для ревизии хозяйственной
	и финансовой деятельности  лирек»
	тора. На’ работников коллективов
полностью распространяются  правиз
ла внутреннего трудового распоряд-
ка, действующие в театрах и: Музы»
кальных учреждениях.

Комитетам и управлениям по де-
лам искусств запрещено переводить
существующие государственные тез
атры на положение хозрасчетных tes
атральных коллективов.
		личению количества выездных и ут-
ренних спектаклей, обеспечить - чет-
кую организацию труда, плановую
бесперебойную работу хуложествен-
но-творческих и ‘технических цехов,
строжайшую экономию средств и ма*
	териалов, максимальное использова“.
	низ внутренних. ресурсов и т. д;
На местах созданы центральные
	штабы и цеховые комиссии по прове-
дению смотра.
	тишина, которой так трудно добиться
на студии, устанавливалась сама со-
бой.

Глядя на то, как на с’емках картч-
ны «Без вины виноватые» большие
актеры-—Тарасова, Ливанов. Грибов—
всячески помогали Дружникову, тог-
да еще ученику актерской школы,
весь с емочный коллектив стафглея
работать более слаженно и дружно.

+

Доверие! Какое огромное -экачение
для успеха нашей работы имеет до-
верие режиссера к актеру и актера к
режиссеру! Обычно оно зарождазтся
на первых пробах, если они прэво-
дятся не формально, когда за два
дня. а иногда за два часа актеру да-
ется вырванный кусок из сценария.

Должен признаться, что так и я по-
дошел к пробе А. Тарасовой на роль
Катерины.  Актриса приехала в Ле-
нинград, и чуть ли не прямо с поезда
ее загримировали, одели в случайное
платье и дали кусочек текста из сце-
ны признания в церкви. И что же по-
лучилось? Внешне все было как буд-
то благополучно, но внутренних ка-
честв образа мы не увидели. Все было
для нее чужим—и случайная обста-
новка, и костюм. Чужим в этой `об-
становке пробы был и текст. Я по-
нял это. Я понял, что такая проба
противопоказана природе актрисы Ху-
дожественного театра.

— Вы с собой привезли что-нибудь
	из одежды?—<просил я Аллу Ксн-
	стантиновну,

— Привезла— ответила она.—Чер:
ное платье, косынку. башмаки,

— А в чем хотели бы сняться, в
уже вам знакомом и близком к обра-
зу Катерины?

— В отрывке из’ «Братьев-Карама-
зовых».

И вот мы поставили ее во всем
«своем» перед микрофоном. Ей ничего
уже не мешало, и по тому, как она
произнесла «совой» текст, я понял,
что это Катерина—та единственная, о
которой мы мечтали, задумывая, кар-
THHY.
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР разрешил
Главному управлению — драматиче-
ских Театров, комитетам и управле-
ниям по делам искусств союзных
республик организацию хозрасчетных
театральных коллективов на началах
полной ‘самоокупаемости. Создание
хозрасчетных театров будет способ-
ствовать улучшению  художествен-
ного обслуживания глубинных сель-
скохозяйственных и промышленных
районов страны, правильному исполь-
зованию свободных творческих кад-
ров и усилению борьбы с бесконт-
рольной деятельностью случайных
театральных групп и ансамблей.

— Хозрасчетные театральные кол-
лективы,— сказал в беседе с сотруд-
	ником газеты начальник Главного
управления драматических театров
В. Пименов, — создаются местными
организациями по делам искусств.
	Разрешение на организацию коллек-
тивов выдается в’ каждом отдельном
случае Комитетом по делам искусств
при Совете Министров СССР и ЦК
профсоюза Рабис. Всего по пред-
ставлению местных . организаций ис-
кусств будет создано ue более 30
хозрасчетных театральных коллек-
THBOB.
	Непосредственное руководство кол-
лективами будет осуществляться
местными организациями по делам
искусств. В их задачи входит ут-
верждение состава, сметы, назначение
директоров. я художественных руко-
вослителей коллективов. понем
	водителеи коллективов, прием
спектаклей и систематический KOH-
троль за ‹ идейно-художественным
	СМОТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
	Для коренной перестройки и улуч-
шения всей художественно-творче-
ской, произволетвенной и хозяйствен-
но-финансовой деятельности театров,
концертных организаций и цирков
страны ЦК профсоюза Рабче и Ко-
MUTeT по делам искусств проводят
общественный ‘смотр организации тру:
да.

Смотр должен помочь созданию
высококачественных спектаклей, кон:
цертных и цирковых программ, уве-
	о И ОР ЕЕ

Позже, пользуясь тем же методом, Кутузова. он ответил мне после дли-

с. ame!) Vm о МЫ
	тельных раздумии;
	я пробовал на роль. Петра артиста
Н. Симонова, предложив ему сцену
из игранного им Бориса Годунова.

Доверие и взаимопонимание—это и
есть творческая дружба, и эта доуж-
ба с мхатовцами порой подсказызала
мне не только метод работы, но и ее
тему.

Так родились «Без вины  винова-
тые» с Тарасовой, Грибовым, Лича-
новым,

— Конечно, я мог бы сыграть Ку:
тузова, и он соответствовал бы тол-
	стовскому образу. Но ведь этого еще
	мало. Будет ли он соответетвовать
	бразу, который должен быть в кар-

тине, создаваемой в дни Великой
Отечественной войны? Не те у меня
сейчас физические силы. Кутузов—
старик, но он русский полководец, и