СОВЕТСКОЕ ИСКУС
		ПИОСТЬ СОВЕТСКИЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ
	°

С. ТРЕГУБ
o
	темы пьесы. В спектакле не оказалось
изуродованной тщеславием любви
Карандышева, не оказалось страстно-
го порыва Паратова, умерщвленного
погоней за миллионом; не оказалось
осколков дружбы в характере Воже-
ватова, извращенного и загубленного
купеческими наклонностями; не ока-
залось, наконец, и тени материнской
любви у Огудаловой. Все это нроизо-
шло не случайно, а в результате не-
верного режиссерского замысла, в ре-
зультате недоверия к Островскому,
которого решено было «скорректиро-
вать» чуть ли нес помощью Салтыко-
ва-Шедрина. И спектакль, в котором
привлекло к себе внимание молодое
дарование К. Роек—Ларисы, оказал-
ся лишенным поэтического дыхания,
значительного сопиального смысла.
	Стиль социалистического искусства
при постановке классической пьесы
сказывается в глубоком раскрытии гу.
манистического содержания драмы.
Духовный склад советского художни-
ка определяет собой большую широту
переживаний, ярче выявляет образ-
ный, поэтический смысл пьесы. Идей-
ное воздействие современности опре.
деляется в более решительном, реали-
стическом выражении гуманистиче-
ской тенденции. Неясные и эфемерные
чаяния героев совершенно естествен-
но в нашем восприятии получают оп-
ределенность и  целенаправленность
реальных предвидений. Сомнения Гам-
лета, тоска по справедливости короля
Лира или Дон-Кихота, трагический
порыв к счастью у Катерины‘или Ла-
рисы, все эти нравственные страдания,
сохраняя свой глубоко-драматический
смысл, получают новую оптимистиче-
скую перспективу. Мечты о гармонии,
точно пунктиром уходящие в буду-
щее, приобретают в нашем восприя-
тии реальность общественной цели. И
в то же время социальные. преграды,
которые в прошлом представлялись
величайшим затруднением на пути ге-
роя, лишаются своей непреодолимой
силы. Поэтому как бы ни были значи-
тельны сами по себе характеры отри-
цательных персонажей, ограничен-
ность их целей узкими. эгоистически-
ми интересами делает личность этих
людей мизерной. ничтожной.
	Если положительный герой во имя
	общественной идеи, которой он слу-
	жит, выходит за пределы своего лич-
ного мира, то персонаж, исторически
отрицательный, охраняющий устои
общества, ограниченный  собственни.
ческими интересами, тем самым стано-
вится ограниченной личностью, — в
нем резко проступает характерное и
обнаруживается полное отсутствие
воодушевляющего начала. Это — ду-
ховно мертвая фигура, несмотря на
всю живость психологических Tepe-
живаний и драматизма в личной
судьбе.

Если актер, создавая положитель-
ный образ, должен находиться со сво.
им героем в нравственном контакте,
отдавать ему свою душевную силу и
сам питаться его душевным пафосом,
то, изображая натуры отрицательные,
духовно мертвые, актер ни в коем
	случае не может вступать с таким
	персонажем в нравственное единение,
не должен пытаться личной олушев-
	ленностью гальванизировать мертвую.
	душу. Умея психологически перево-
плотиться в образ, актер ‘обязан:
точно знать границу, за которую-его
личное сочувствие не должно перехо-
дить; личное. чувство художника в-об-
pase, идейно отрицательном, должно
существовать только’ как внутренний
гнев, как сарказм. как обличение. На:
рушение этого закона приводит к па-
губным последствиям — совершенно
неожиданно, например, помещица Гур-
мыжская, не по праву наделенная ак-
трисой лирическими интонациями,
ищет у нас как бы сочувствия
своим «любовным темлениям».

Если в положительном персонаже

идея, которой жизет герой, должна
предстать как страсть, составляющая
	натуру человека, укрепляющая его
	волю и уясняющая цель, то персонаж
отрицательный содержит в себе
«идею» лишь как помысел, как прак-
тический расчет, его страсти огра-
ничены мелкими чувствами, а натура
замыкается в пределах резко выра-
женной характерности. И даже в том
случае, когда эти характеры достига-
ют большой силы, например, у Ричат-
да Ш, или У Леди Макбет, то
здесь мы имеем дело не с великими
страстями, а с малыми, корыстными
вожделениями, уродливо-увеличенны»,
ми, доведенными до пределов пре-
ступности и деспотизма. Если идейное
начало положительного героя, поэти-.
ческая природа его страстей . («Это —
жизнь!>). Она выражается напыщен-
ными сентенциями; «Когда женщина
становится между мужчинами — это
всегда не к добр» или «Человек за-
бывает о политпрамоте, когда его за-
хлестывает страсть»
_ Однако, если внимательно слушать
дальнейшие рассуждения Орловой,
сбнаруживаешь, что, собственно го-
воря, именно этой доброй, отзывчи-
вой пожилой женщине с большим
жизненным опытом и свойственны
здравый смысл и простые, хорошие
человеческие чувства, которых не-
Хватает молодым носителям «главной
идеи» пьесы.
	В самом деле, Орлова по-материн-
ски беспокоится о том. не окажется
	ли влюбленность Юсуфа легкомыс-
ленным увлечением, которое может
связать его на всею жизнь с нело-
	стойной женой; Орлова уговаривает
Кирилла повидаться с Женей, выяс-
нить отношения: она откровенно го-
ворит Саше, что ей не следует на-
деяться на любовь Кирилла. Орлова
оберегает дружбу Кирилла и Юсуфа,
понимая ее не как «рыцарство», а как
ясные и прямые отношения людей, по-
настоящему близких и откровенных
друг с другом. Наконец, именно она
вызывает Женю, решительно раскры-
вая ей тайну Кирилла — «Федора».
Стоило ли драматургу подвергать
Орлову за вое это осмеянию, навязы-
вая ей всевозможные неленые  сен-
тенции?

«Это — жизнь!» — то и дело по-
вторяет по-французски Орлова. Нет,
это карикатура, а не жизнь! — ска-
жем мы о пьесе. Вирочем, артисты
Московского драматического = TeaTpa
стараются ее играть как можно более
живо и естественно. Конечно, это им
плохо удается, потому что, вероятно,
в глубине души они не очень уверова-
ли в надуманную интригу этой лири-
ческой комедии: Если играть ее всерь-
ез, — разбивается счастье хороших,
ни в чем не повинных Юсуфа и Са-
ни. Да еще неизвестно, устроится ли
судьба Кирилла с Женей, когда они,

наконец, встретятся где.то за преде-
лами пьесы, в Свердловске или на
	ле они должны иронически улыб-! чить из душ героев чувство любви и
	Нуться, а порой и вознегодовать.
	фактически прошел мимо центральной

oOo & >
	26 октября в филиале Большого театра состоится премьера оперы Б. Сметаны «Прод:
Постановка Б. Покровского, танцы поставлены В. Вайноненом. На фото: сцена из: третьего