СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		ДЕКАДА ТЕАТРАЛЬНОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

октября в Москве началась дека-
нота тт поматической само-
	5 октября в Москве началась дека-
да театральной драматической само-”
деятельности профсоюзов, проводимая
ВИСПС и Комитетом по делам ис-

кусств при Совете Министров СССР.
Первым выступил Ленинградский Te-
атральный коллектив Выборгского до-
	ма культуры, который показал пьесу
А. М. Горького «Егор Булычев и дру-
		В СИСТЕМЕ ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
	Партийные организации и 06-
шественвость театров и концертных
организаций Москвы широко  отме-
	тили десятилетие со дня выхода в
свет «Краткого курса истории
ВКП(б)».
	В музыкальном театре им. К. С.
Станиславского и Вл. И. `Немирови-
ча-Данченко состоялось партийное
собрание, посвященное 19-летию ге:
ниального произведения товарища
Сталина_и началу учебного ‘года в
сети партийного просвещения,

Пропагандисты` Московского теат-
ра оперетты провели в цехах театра’
беседы, посвященные знаменатель-
ной дате. В театре приступают к ра:
боте 2 политшколы и 3 кружка по.
изучению «Краткого курса истории
BKIT(6)».

В Московской консерватории’ был
проведен специальный семинар про-
пагандистов — педагогов и студен-
тов ‘и политчас в студенческих груп-
пах, посвященный  -летию со дня
выхода «Краткого курса истории.
ВКПЦб)». Этой же теме было посвя-
шено расширенное заседание кафед-
ры марксизма-ленинизма  консерва-
тории.

Студенты; профессора и преподава-
тели Всесоюзного государственного
института кинематографии отметили
на торжественном собрании десяти-

СМОТР КИНОТЕАТРОВ
И СЕЛЬСКИХ КИНОПЕРЕДВИЖЕК
	Министерство кинематографии
CCCP проводит всесоюзный смотр ра-
боты кинотеатров, кинопередвижек,
районных отделов кинофикации и ки-
норемонтных пунктов.

При подведении итогов смотра бу-
дут учитываться систематический по-
каз документальных и нцаучно-попу-
лярных фильмов, качество демонстра-
ции картин, повышение культурного
обслуживания зрителей и т. п.

Для руководства смотром создана
центральная комиссия. под председа-
тельством заместителя министра KH-
	нематографии СССР В. Рязанова,
Смотр продлится до 1 декабря.
	В Академии
художеств СССР
	При Академии художеств СССР
организовано издательство, основной
задачей которого является издание
трудов Научно-исследовательского ин-
ститута истории и теории изобрази-
тельных искусств академии, а также
популяризация: лучших произведений
советских художников.

Подготовлены к печати и выйдут в
свет в 1948 году труды научных кон-

ференций и сессий Академии худо-
spoannon ВРолуж така изпоны депро-
жеств. Будут также изданы репро-
дукции произведений советских ху-
дожников, удостоенные Сталинской
премии.
	летие со дня опубликования «Крат-
кого курса истории ВКПКб)». Док-
лад об историческом значении это-
го классического труда товарища
Сталина сделал Э. Степанян,

На собрании выступили профес-
cop 10. Желябужский, доцент И.
Долинский и студенты Я. Базелян и!
И. Пуш. Они рассказали о том, как
изучение «Краткого курса» помогло
им в их научной, творческой и учеб-
ной работе.

Накануне знаменательной даты в
Московском союзе советских ху-
дожников состоялось собрание пар-
тийной организации. С докладом ©
десятилетии со дня выхода «Кратко-
го Курса истории ВКП(б)» и зада-
чах парторганизации МОССХ в свя-
зи с началом учебного года в систе-
ме партийного просвещения. высту-
пил секретарь парторганизации
MOCCX ©. Yoo6yrm«umn.

1 октября начались занятия BY
кружках. Все коммунисты-художни-
ки вовлечены в систему партийного
	просвещения. Некоторые из них по-
ступили в Университет  марксизма-
ленинизма при ЦДРИ.

Для беспартийных художников CO-
здан лекторий на 250 человек. Около
60 беспартийных художников нача-
ли слушать лекции в Университете
марксизма-ленинизма при ПДРИ.
	ОБСУЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ЗАРУБЕЕНЫХ ПЬЕС
	Кабинет Шекспира и западной дра-
матургии ВТО осуществляет цикл
докладов и обсуждений, посвящен-
ных новейшим пьесам и инецени-
ровкам произведений современных
зарубежных писателей. Первый ве-
чер этого цикла был посвящен пьесе
Артура Миллера «Все мои сыновья»,

Докладчик А. Штейн. выдвинул
более Чем сомнительную ‘теорию об
«едином потоке» всей драматургии
Запада, по существу дискредитирую-
щую творчество прогрессивного кры-
	ла зарубежных писателей и, в част-
ности, пьесу А. Миллера.

Выступавишие в прениях М. Моро-
	зов, Jl. Karas, А. Неймарк, Н. Ko-
	варский, И. Смуров,  И. Робин и др.
	единодушно осудили доклад А.
Штейна и указывали, что пьеса «Все
мои сыновья» имеет большое позна-
вательное значение для советского
зрителя, показывая не только под-
линное лицо основных поджигателей
войны, но и рядовых буржуа, деяте-
лей «одноэтажной Америки» ‚ отрав-
ленных ядом  капиталистического
стяжательетва.
	итературовед Р. Орлова позна-
комила аудиторию < злобными  от-
зывами американской реакционной
прессы о пьесе «Все мои сыновья».
Как сообщила Р. Орлова, выдаю-
щийся прогрессивный писатель Аме-
рики Говард Фаст писал об этой
пьесе, как о крупнейшем явлений
прогрессивной литературы, укрепляю-
шем фронт подлинного реализма.
	Спектакли самодеятельных драма-
тических коллективов проходят в
Центральном детском театре и в
Центральном доме работников ис-
кусств.
	НЕОПУБЛИКОВАННЫХ
- ПИСЕМ
	В своем письме в редакцию Т. Гуд-
кова сообщила, что студия изобрази-
тельного искусства при Доме народно-
го творчества в Петрозаводске рабо-
тает в ненормальных условиях. Отсут-
ствуют учебные и наглядные пособия,
присланные заочниками работы подол-
гу не рассматриваются. Недостаточна
и по количеству часов и по тематике
учебно-лекционная работа. Республи-
канский союз художников не оказы-
вает студии никакой помощи.
	Начальник Управления по делам
искусств при Совете Министров Ка-
рело-Финской ССР С. Колосенок со-
общил нам, что Союз художников
взял обязательство оказать студии
помощь. Он выделит. руководителей
и лекторов, организует консультации
для студийцев и обеспечит студию
материалами.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	< Центральный детский Феатр принял к п0-
становке научно-фантастическую пьесу Игоря
Луковского «Тайна везной ночи».
	$3 Московский театр сатиры 13 октября от-
крывает сезон. Ближайшая премьера — «Лев
Гурыч (Синичкин» Ленского в постановке
Э. Краснянского. >
	$3 Драматический театр им. К. С. Станис-
лавского завтра покажет премьеру пьесы
П. Нилина «В тиши лесов», Спектакль осуще-
ствлен силами молодых артистов и поставлен
	Академик А. В. Щусев в своей мастерской у проекта здания Академии
	наук СССР.
		Фото В. Котляр.
$
	сео
	`(Снена из спектакля «Любовь поэта» в постановке Государственного
музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. Й. Немировича-

Данченко. Слева направо: Спаланцани — С. Ценин, Олимпия — Т. Юди-
			на и Линдорф — В. Канделаки.
©
	обовь поэта»

Так иногда бывает
в актерской среде
резонер или фат, или
даже комик всю
жизнь мечтает сыг-

°
Виктор ЭРМАНС `
Г >

мецкого бюргерства.
Жаль, что эта соци-
альная трактовка об-
раза Линдорфа недо-
статочно подчеркну-

Трижды влюбляется Гофман, и
трижды Линдорф становится на его
пути. Неудача постигает поэта спер-
ва с Олимпией — куклой без души!
и сердца, потом © Антонией — чи-
стой, одаренной певицей, неизлечимо
больной и обреченной нас смерть, и
позже — с Джульеттой, бесстыдной
куртизанкой, продажной и лукавой.

Однако истинная, большая Любовь
побеждает все преграды. Козни со-
ветника Линдорфа бессильны, когда
поэт находит, наконец, свою любимую
— Стеллу и вместе с ней и свое сча-
стье. с

Театр им. Станиславского и Неми-
ровича-Данченко чаше, чем какой-
либо другой, пересматривал чуждые
современности либретто, преображая
их с глубоким ощущением духа му-
зыки. В данном же случае работа
Ценина-либреттиста сделана хотя
внимательно и любовно, но недоста-
точно смело и решительно. Он не су-
мел полностью избежать тлетворного
влияния гофмановской поэзии. Отку-
да эта робость, эта половинчатость?

Каждому из трех актов оперы ре-
жиссура (постановщик П. Марков,
‘режиссеры Л. Белякова и М. Степа-
нова), идя за Оффенбахом, придает
свое особое звучание. Сцена ©
Олимпией решена в плане коме-
дийном, акт у Джульетты идет
в тонах подчеркнуто мелодраматиче-
ских и, наконец, действие в комнате
Антоний проникнуто подлинным дра-
матизмом.

Важно также отметить, что поста-
новщикам в отдельных частях спек-
такля, там, где это позволяет текст,
удалось достичь полного слияния Му-
зыки и слова.

Этому содействует и дирижер Е.
Акулов,—оркестр под его управле-
нием играет стройно, чисто, pac-
крывая реалистическую основу оча-
ровательной оффенбаховской музы-
ки, ее тончайшие оттенки и интона-
ции.

Огромную, трудную партию Гофма-
на моментами тяжело петь Н. Белу-
гину, — он форсирует звук; но не-
посредственность, темперамент и под-
купающая молодость выручают его
в трудные минуты.

Три центральные женские партии
— Олимпии, Джульетты и Антонии—
удались артисткам Т. Юдиной, 3.
Смирновой-Немирович и М. Федо-
сеевой; последняя очень просто и
трогательно передает страдания уми-
рающей юной певицы. Артистка
преодолевает искусственность фина-
ла этой сцены, для которого привле-
чены все «серлщещипательные»
средства, до «голоса матери» вклю-
чительно.

Олнако лучшими исполнителями в
спектакле оказались С. Ценин (Спа-
ланцани) и В. Канделаки (Линдорф).
Образы тщеславного механика Сипа-
ланцани, маньяка, одержимого жаж-
дой славы и наживы, и Линдорфа,
олипетворяющего собой зло, стяжа-
тельство, примитивную и  самодо-
вольную ограниченность, почти безу-
пречны. В игре этих артистов нашли
свое выражение принципы Художе-
ственного театра, перенесенные на
оперную сцену.

рать Гамлета и усердно работает над  та в постановке.
	PUM PUD $дия ©е9я», лчаивом 019
всех.

` Подобно этому, Жак Оффенбах,
OHH из одареннейших французских
	композиторов второй ‘половины МХ
века, непревзойденный мастер паро-
дийных оперетт, снабжавший весь
мир легкой музыкой, мечтал о. серь-
езном жанре, много лет кряду писал
в свободные часы «для души» лири-
ческую оперу.

Оффенбах пользовался ° мировой
	известностью, его. вазывали «Моцат-
	том Елисейских полей», а он всю
жизнь тщетно стучалсея в двери опер-
ного театра.

Для Буфф’а и Варьете Оффенбах
сочинял ураганные канканы и 6уф-
фонады, пикантные ариетки и куп-
леты, но мало кому было известно,
каким трогательным лирическим да-
ром он обладал. Дар этот проявлял-
ся в <Песенке Фортунио», в прощаль-
ном письме Периколы и развернулся
во всю ширь лишь в посмертной опе-
ре «Сказки Гофмана»..

Сейчас в Театре им. Станиславско-
го и Немировича-Данченко «Сказки
Гофмана» идут под названием «Лю-
бовь поэта»; около полугода назад
они в этом же театре именовались
«Сказками поэта». Но как ни назы-
зай эту оперу, в ней всепда будет
чувствоваться влияние Эрнста Теоло-
ра Амадея Гофмана—одного из осно-
воположников аристократически - `са-
лонного ‘декадентства и Мистицизма.

Ставя «Любовь поэта», театр, ви-
пимо, был преисполнен самых благих
намерений — он стремился избежать
болезненных черт гофманской поэ-
зии, которая, по словам Гете, нано-
сила «огромный ущерб здоровому
	поэтическому восприятию читателей».
		‚ Это легко ‘можно было сделать
главным образом потому, что Оф-
фенбах не разделял мистицизма Гоф-
мана. Замечательная музыка оперы —
светлая, прозрачная, душевная, ро-
мантически-взволнованная ’ — нахо-
лится в резком противоречии с
либретто, сделанным Жюлем Барбье
no новеллам Гофмана.

ровича-Данченко, пересмотрев Ta-
рый текст оперы, стремился сделать
tro более понятным и близким музы-
ке, В основу либретто положен пе-
револ С. Левика с редакционными
поправками С. Ценина. В чем же
они заключаются? Ценин, частично
устранив мистические мотивы либ-
ретто. подчеркнул его сказочность и
выдвинул на первый план идею о
побале любви нал силами зла.

Мрачному советнику Линдорфу
ненавистен восторженный Юный
поэт-мечтатель Гофман. Он, подобно
лермонтовскому Неизвестному,
«всегда с другим лицом, всегда в
другом наряде» преследует поэта,
появляется на его пути то в обличьи
торговца очками  Коппелиуса, та
содержателя игорного дома Дапер-
тутто, то доктора Миракля. «Нам ©
тобой вместе в мире места нет»,
заявляет Линдорф поэту. Но если
месть Неизвестного была вызвана
тлавным образом личными, меркан-
тильными причинами, то Jue nope
преследует поэта, как представитель
самоловольного, тупого, коеного не-
	tO со

ДНЯ

рождения
	ров для ряда городов, болышие ансам-.
бли набережных, площадей и районов
Москвы. а

Начало Великой Отечественной
войны застало А. В. Шусева за рабо-
той над сооружением Театра оперы и
балета в Ташкенте и проектировани-
ем огромного комплекса Академии
наук СССР. Еше в дни, когда ча
фронтах войны велись  кровопролит-
ные бои, зодчий принимал деятель-
ное участие в разработке проектов
восстановления разрушенных врагом
	горолов.

В 1943 голу А. В. Шусев избирает:
ся действительным членом Академий
наук СССР. В 1946 году ему при-
суждается Сталинская премия за
внутреннее архитектурное  оформле-
ние мавзолея В. И. Ленина. Третья
Сталинская. премия была арисужде-
на ему в 1948 году в связи е окон:
чанием строительства Государствен-.
ного театра оперы и балета им. На-
вои в Ташкенте. Эта работа представ-
ляет собой новый уснех мастера,
который для воплощения  социалис-
тического содержания сочетает в
своих произведениях принщипы миро-
вой классической архитектуры и пе-
редовую современную технику е тра-
дициями национальной класеики, ©
любимыми народом национальными
формами. Широкая популярность
среди узбекского народа этого ново-
го произведения Шусева свидетельст-
вует о плодотворности творческого
метода зодчего. Над вациональными
формами в архитектуре он работает ©
постоянством и серьезностью, каких
мы не встретим за пределами совет-
ской страны ни у одного архитектора
современности. Интерес к националь-
ной архитектуре проходит красной ви-
тью через все творчество Щусева.

Научное творчество А. В. Шусева
также обширно. Мервой научной ра-
ботой. которая принесла ему широ-
‚кую известность, была реставрация
храма в Овруче, выполненная в 1910
году. По исключительной точности и
своеобразию метода восстановления
эта работа имела выдающееся научное
значение. В дальнейшие годы И\усе-
вым опубликовано множество етатей
и сделано большое количество докла-
дов по важнейшим вопросам архитек-
туры — в общей сложности более
170 работ. Солидная научная воору-
женность позволила ему успентно вы:
полнить такие капитальные труды,
  как планировка и реконструкция го-
родов Истры, Новгорода, Кишинева
(родины зодчего), Туалее, и многие
другие. оне

Тесно связанный с практикой со:
циалистического строительства, А. В.
Шусев чутко прислуншивается к `тре-
: бованиям жизни, многократно кор:
‚  ректирует свои работы, ‘проверяет их
‘   на практике. Это позволяет ему быть
  в числе передовых архитекторов на-
‹ шей страны, претворяющих в своем

творчестве принципы социалистиче-

ского реализма. В работах зодчего на-

‘личествуют черты туманизма, внима-

ния к человеку, к его чувствам, пони-
‚! мание не только утилитарных потреб-
.  ностей, но и здоровых эстетических
eS трудящихся, :

Итог большого, более чем полуве?
кового творческого пути крупней-
шего золчего нашего времени  сви-
детельствует о том, что в лице А. В,
Шусева советская культура имеет
активного борца за воплощение в
монументальных формах архитектур:
ното искусства передовых идей сво-
		го времени. 5

H. COKOJIOB,
шимся члены-корреспонденты Акаде-
мии архитектуры СССР Н. Былинкин
и Д. Аркин.
	В залах Дома архитектора развер-
нута выставка, посвященная творчест-
ву А. В. Шусева. Среди экспонатов
выставки фотоснимки сооруженных
А. В. Шусевым зданий, проекты, про-
извеления живописи и графики.
		Алексей Викторович Шусев, 75-ле-
тие со дня рождения которого отмеча-
ет архитектурная общественность,
принадлежит к числу советских зод-
чих, чья творческая деятельность на-
чалась еще в дореволюционное время.
	На фбне безидейной эклектической
архитектуры конца ХПХ и начала ХХ
века творчество А. В. Шусева ярко
выделялось своим стремлением возро-
дить лучшие традиции русского зод-
чества. С замечательным мастерством
он развивал в своих произведениях
высокие художественные традиции,
накопленные гением русского народа,
противопоставляя их  поверхност-
ной стилизации «под древнерусский
стиль», широко распространенной в
эти годы архитектурного безвременья.
Всей своей творческой деятельностью
доказал он, что сокровиша нашего
прошлого могут получить новую
	молодым режиссером Б. Равенских, художник   ЖИЗНЬ И дальнеишее развитие в произ-

А. Васильев.
	ведениях полюбившего и понявшего
их художника.
	Великая Октябрьская революция
стала Шусева за строительством
	всемирно известного Казанского вок-
	#3 В смотре театральных коллективов сель-
ской художественной самодеятельности, прово-
димом в декабре по решению Мособлисполкома,
примут участие свыше двух тыеяч сельских
театральных коллективов Московской области.
	> ба Ge Fat See

we 7 ЕО Ору. № PAE EF

ральный лекторий для интеллигенции столицы. зала в Москве. В этом здании зод-
Цикл лекций посвящается творческой жизни   ЧИЙ Показал, насколько плодотворен
		ведущих московских
актерам страны.
		присущий ‚отечественной архитектуре
	принцип живописного ансамбля. об’-
	единяющего в живое, разнообразное
единство многочисленные здания.
Ансамбль Казанского вокзала вошел
в городской пейзаж настолько орга-
нично, настолько стал характерен.
для-него, что Москву так же трудно.
		‘лучших сооружений старины.
	gh OE ENO Е О Ч

За годы советской власти он:
А. В. Шусева развернулся со всей.
полнотой. Социалистическое строи-
	тельство открыло перед мастером воз-
	можноеть творить для народа, нахо-.
дить образы, запечатлевающие в гра-
ните и бетоне идейное богатство ста-
линской эпохи. Он проектировал и
строил здания самого разнообразного
назначения — санатории, дворцы куль-
туры, жилые дома, занимался плани-
ровкой и реконструкцией городов,
вел большую научную и педагогиче-
скую работу.

Но, конечно. самым значительным и
прекрасным произведением `Шусева
должен быть признан созданный им
на Красной площади в Москве мав-
золей В. И. Ленина. Простые, пюл-
ные силы и художественной убеди-
тельности, гармоничные и строгие
формы этого замечательного соору-
жения отмечают место последнего
успокоения гениального борца за _де-
ло освобождения человечества. Одна
эта работа дает право отнести А. В.
Щусева к числу самых выдающихся
мастеров советской архитектуры.

Маститый зодчий чрезвычайно. пло-
дотворню работает во все последую-
		Всем учреждениям и лицам, почтив-
шим память Василия Ивановича
Качалова, выражаем свою искреннюю
благодарность.

Н. Н. ЛИТОВЦЕВА.
В. В. ШВЕРУБОВИЧ.
	башня?
	схоже со зданием академика архитек-
туры С. Соловьева, которое `с 1912
года украшает Малую Пироговскую
улицу в Москве.
	Фридмана
		Откуда взялась феодальная
	рой Прибалтийских стран. В своей
работе мы заимствовали приемы этой
национальной архитектуры и счи-
таем, что это удалось нам.., у

Действительно — «удалось»! Про-
ект Таллинского института, крупней-
шего здания, призванного украсить
столицу Советской Эстонии, действи-
тельно выдержан в духе упомянутой
«концепции» профессора. В нем нет
ни элементов эстонского народного
творчества, ни богатства форм пере-
довой советской архитектуры. Зато
на всем проекте лежит печать прус-
ской казарменно- -крепостной архитек-.
туры, ничего общего не имеющей с.
	подлинной культурой эстонского на-:
рода, который веками вел борьбу с;
тевтонами. :
К этому следует добавить, что!
«концепция» профессора Фридмана!
уже обошлась государству в 177 ты-!
сяч рублей — стоимость негодного !
проекта.
Проект здания Таллинского инсти-,
тута, к сожалению, не первая ошибка
профессора Фридмана. Из его mactep-
ской вышел явно неудачный проект

Московского кооперативного инсти-
тута. Эклектичный проект Че-
лябинского сельскохозяйственного
	института с нелепыми двухэтажными
темными аттиками над колоннадой в
течение года уже три раза перераба-
тывался. Он и по сей день лежит на
полке. Проект Саратовской научной
библиотеки доведен до конца. Но
тут выяснилось, что спроектирован-
ное в мастерской профессора. Фрид-
мана злание библибтеки поразительно
	рен в этом отношении фильм 1947 г.
«Проклятие семьи Алленбейн». Te
роиня этого фильма-—девушка, убеж-
денная в том, что в результате семей-
ного проклятия она превращена в
упыря-оборотня. На экране происхо-
дит серия кошмарнейших убийств.
Зритель убежден, что девушка-оборо-
тень является преступницей, однако
ее «психологические переживания»
настолько трогательны, что, как от-
мечает критика, все симпатии зрите-
ля на ее стороне. о Посовестиьшись,
очевидно, столь открыто идеализиро-
вать преступника, авторы фильма в
последних кадрах внезапно сообщают
зрителю, что подлинным убийцей яз-
ляется не девупка, а ее престарелая
тетушка, которая, между прочим, вы-
зывает не менышие симпатии, чем ее
племянница. :

Используя любые приемы социаль-
ной демагогии, американские KHHO-
дельцы в своей пропаганде  стра-
ха прибегают к разнообразней-
шим маскировочным приемам. Они
стремятся изобразить дело так, будто
они тут не при чем, будто сама жизнь
подсказывает им темы и вынуждает
к изображению ужасов в выпускае-
мых ими фильмах.

Характерна в этом отношении ииро-
ко рекламируемая американской кри-
‚тикой картина «Грубая сила». Ещё
‘задолго до ее появления на’ экране
киножурналы провозглашали  «Гру-
бую силу» «новой вершиной реализ-
ма», «носительницей идей гуманизма»,
фильмом «любви к социальным HH-
зам».

Первые кадры фильма, повествую-
щие о бунте заключенных,  вызван-
ном зверским обращением начальника
тюрьмы, создают ложное  внпечатле-
ние, будто фильм претендует на кру-
	‘тику системы американской юстиции
	Однако очень скоро зритель убеж-
дается, что и этот фильм является
стандартной продукцией толливуд-
ской фабрики ужасов. Бунт заклю-
ченных введен автором фильма. лишь
для того, чтобы продемонстрировать
зверство начальника тюрьмы,  пока-
зать многочисленные сцены избиения
заключенных. Как отмечает критика,

особой изошренности достигли авторы
Фильма р эпрэаола праки межлу Ha-
	Первое же знакомство с проектом
поразило собравшихся. На многочис-
ленных подрамниках они увидели
тщательно вычерченное мрачное зда-!
ние. i

В центре — крепостной двор, со!
всех сторон сдавленный высокими
стенами. С внешним миром его сое-!
диняют лишь три Узкие арки. Позади
видна зелень существующего парка,
но от деревьев здание отделено глу-
хим каменным парапетом типа бранд-
мауэра. Над черепичной крышей, над
всей ‘окрестностью возвышается тя-
желая, об’емная бастионная башня...

Что же изображено на подрамни-
ках: средневековый замок герман-
ского феодала? мрачная немецкая
крепость?

Обсуждается проект здания Тал-
линского - политехнического HHCTHTY-,
ta. Автор проекта — профессор
Д. Фридман. Он руководит одной из
мастерских Государственного инсти-
тута по проектированию вузов Мини-
стерства высшего образования СССР.

Откуда же взялись в современном
проекте советского архитектора кре-!
постной двор, феодальная башня,
весь этот грубый немецкий казар-!
менный дух?

Профессор Фридман, выступая на
общественном просмотре проекта, сам.
дал ответ на этот вопрос.
	— Эстония, как и другие Прибал-
тийские страны, — заявил он в своем!
докладе, — находилась под влияни-.
ем  немецко-австрийской культуры,
которая стала напиональной культу-
	из лжи и кровавых  преступлевии.
Буржуазная пресса и не думает пори-
цать весьма неблаговидные поступки
героини фильма. Ее восхищает лишь
«мастерская игра Ларен Дей, столь
проникновенно скрывающей свои па-
тологические пороки под личиной не-
винности». Рецензенты восторгаются
тем, что актрисе удалось «заставить
зрителя дрожать, как в лихорадке».
«Заставить зрителя дрожать, как в
лихорадке»—в растленном киноискус<-
стве Америки эти слова звучат как
величайшая похвала. Не случайно ки-
норецензент журнала «Синема», 33-
хлебываясь от восторга, пишет об иг-
ре Эдуарда Робинсона в фильме «Баг-
ряный дом»: <Талант Робинсона
озаряет своим блеском все кадры это-
го раздирающего душу фильма. Ак-
тер настолько блестяще справился
со своей ролью, что людям с больным
сердцем не рекомендуется смотреть
за Робинсона в роли угрюмого фер-
мера, хранящего в тайниках своей пре-
ступной души зловещую тайну».
Героем недавно выпущенного аме-
риканского фильма «Исчезновение
Джона Медфорда» является сумас-
шедший скульптор, который с мето-
	дическим садизмом убивает десятки
	людей. Оценивая этот фильм, критик
журнала «Синема» цинично заявляет:
«Фильм нисколько не претендует на
разрешение каких бы то ни было
проблем... Его достоинства заключа-
ются в старательном и точном  вос-
произведении ужасающих деталей в
эпизодах удушения девушек и стрэ-
гих критиков, которых возненавидел

безумный скульптор. Особый интерез

в фильме представляет центральный
персонаж, чья изысканная кровожал-
ность, физическая сила и грубые чер-
ты лица напоминают обезьяно-чело-
века доисторических времен».
Иногда для разнообразия мотив бе-
зумия или врожденная склонность к
убийству заменяется в фильмах дру-
гим, не менее «жутким» мотивом рэ-
ка, проклятия, действием  мистичэ-

CKHX потусторонних сил. Характе-.

ждут и другие города нашеи стра-
ны — Барнаул, Запорожье. Но про-
пускаются все договорные сроки,
	тратятся значительные ‹<редства, за-
держивается строительства крупней-
ших культурных зданий, — ни одив
из проектов еще яе покинул стен ма-
стерской. ^

К чести работников Гипровуза сле-
дует отметить, что они неоднократно
	поднимали вопрое об ошибках проф.
‘Фридмана. В частности, во время об-

суждения проекта аллинского ин-
	  ститута вредная «концекиия» проф.
	Фридмана встретила дружный отпор.
О порочности идеологических основ
проекта говорили в своих выступле-
ниях руководители мастерских TT.
	Бронников и Буров, архитекторы тт.   щие годы вплоть до нынешнего дня,
Риг, Проничева, Певзнер, Шевцов  1 встречая свой юбилей полным сил и.

а ee 060 АР < кии, аа mae eet Алан. Фа
	Риг, Проничева, Певзнер, Шевцов и
другие. Но директор Гипровуза П.
Шмадченко не прислушивается к Го-
	‚ лосу общественности и потворствует
	бракоделам.
	творческой энергии. Особенно боль-
пюе количество построек выполнено
им в период второй и третьей ста-
линских пятилеток.

За сооружение здания `Института
Маркса—Энгельса—Ленина в Тби-
лиси А. В. Шусеву была присуждена
Сталинская премия. Это — одно из
первых зданий; в котором националь-
ная форма, облекающая социалисти-
ческое содержание, органически со-
четается с прогрессивными элемен-
тами мировой классической архитек-
туры.

В тот же период А. В. Шусев
проектирует жилые лома, гостиницу
«Москва», здания институтов и теат-

* 1

Сегодня в Центральном доме архи-
тектора состоится торжественное за-
седание в ознаменование 75-летия вы-
дающегося советского зодчего акаде-
мика А. В, Щусева.

С докладом о жизни и творчестве
А. В. Шусева выступит действитель-
ный член Академии архитектуры
СССР Н. Колли. О лучших произве-
дениях юбиляра расскажут собрав-

З
	Умер Давид Семенович Блок. Со-
ветская кинематография потеряла та-
лантливого дирижера и композитора,
одного из пионеров музыки в кино.
	Свыше‘ 40 лет отдал Д. С. Блок
искусству кино. В качестве дириже-
ра симфонического оркестра, иллю-
стрировавшего немые кинофильмы,
Д. С. Блок немало сделал для про-
паганды русского музыкального на-
следия. Дилетантской импровизации
киноиллюстраторов он противопоста-
вил разработку музыкальных  сцена-
риев к немым кинофильмам.
	С 1930 года — года рождения CO-
ветской звуковой кинематографии —
начинается новый ‘период кипучей
деятельности Д. С. Блока. Около
200 фильмов имеют на своих титрах
	Реданционная коллегия;
	Напрашивается вопрос: почему по-
ложением в Гипровузе не заинтересо-
валось Министерство высшего обра-
зования СССР? Почему до сих пор
деятельность проф. Фридмана не при-
влекла внимания Комитета по делам
архитектуры при Совете Министров
СССР и Союза советских архитек-
торов СССР?

А. НАТОЛЬЕВ.
		ФАБРИКАНТЫ СТРА
		«Густая завеса страха опустилась
над Америкой—не так давно писал
2 горечью Арчибальд Батлер на
страницах «Дэйли Уоркер»,—амери-
канцу страшно жить. Он не уверен в
завтрашнем дне и до смерти напугая
воинственными декларациями  сво4х
государственных деятелей. Его ни на
миг He оставляют тяжелые мысли о
неизбежности нового, может быть,
сильнейшего в истории Америки кри-
зиса и вытекающих из него безрабо-
типы, разорения, нищеты... И ото-
всюду—с газетного листа, со страни-
цы модного романа, с киноэкрана—
угрожающе протягивает свои шупаль-
пы не знающий жалости, леденящий
душу непреоборимый страх...

Пропаганда страха—это не случай-
ное ‘явление в капиталистической
Америке. Представителей господству:
ющих классов страшит укрепление
сил прогресса во всем мире, сулящее
неминуемую гибель капитализму. и
больше всего американскую буржуа-
зию пугает мысль о том, что трудя-
шиеся Америки освободятся от чув-
ства страха, неуверенности, взаимного
недоверия, станут за путь решитель-
ной борьбы против своих угнетателей.
Вот почему идеологи империалисти-
ческой реакции стремятся внушить
народу мысль, что в нынешний век
страх стал ведущим принципом жиз-
ни, вот почему они прилагают все
усилия, чтобы сделать завесу. страха,
Нависшую над Америкой, еще более
густой, еще более непроницаемой.

«Страх, пишет американский реак-
пионный СОЦИОЛОГ Рэскин в свозй
пинически откровенной брошюре
«Мир завтрашнего дня», —это великий
лар, преподнесенный богом  челове-

честву. Если бы не существовало
страха, не было`бы ни пивилизании, ни
счастья ни движения человечества
	вперел. Не было бы морали, потому
что люди не боялись бы бога, не бы-
ло ‘бы технического прогресса, пото-
му что слуги не боялись бы господ,
нё было бы любви, потому что людв
не боялись бы ненависти».
		чальником тюрьмы и вожаком взбуч-
товавшихся заключенных.

«Выбитый глаз, откушенный язык,
раздираемый пальцами нос,—е упоз-
нием восклицает критик журнала
«Синематографик ревю»,—чего толь-
ко не найдет в этих кадрах зритель,
ищущий острых ощущений».

Все это нагромождение кошмара по-
надобилось авторам фильма для дока-
зательства нехитрой идейки: сущест-
вующий порядок незыблем, порочна не
капиталистическая система в целом, а
лишь отдельные, случайные ее пред-
ставители. Взбунтовавииеся арестан-
ты усмирены; в тюрьме, куда назна-
чен новый, «справедливый» началь-
ник, воцаряется порядок.

Буржуазное кино особенно усердно
старается воспитать в зрителях чувст-
во взаимного недоверия, ненавйсть к
ближнему. Показателен в этом отно-
шении недавно опубликованный сцена-
рий фильма «Первое дело Вагхорна».
Герой фильма, молодой полицейский
чиновник Вагхорн, неожиданно прихо-
дит к открытию, что его ближайший
друг, знаменитый химик Харвуд, оха-
зался отравителем, убивающим не-
угодлных ему людей специально  изо-
бретенным синтетическим ядом. Ког-
да, потрясенный этой новостью, Bar-
хорн обращается за утешением к сво-
ему начальнику, тот поучает его:

«Вы узнали, что ваш друг убийца?
Стоит ли волноваться? А разве увер®-
ны вы, что ваш брат не пролил своей
доли крови, что ваш отец, память ко-
торого вы так чтите, не убил свою
жертву? Да разве можете вы, наке-
‘Hell, быть уверенным во мне? Я, на-
пример, вам не верю. Ведь убийствз
Моргана произошло на вашей улице,
неподалеку от вашего дома, и убий-
ца ло сих пор не найден... Вы покра-
снели, успокойтесь, я пошутил». В
этих словах выражена вся звериная
философия фильма: в мире не можзт
быть ни дружбы, ни истинной любв»,
в мире никому нельзя — доверять.
	Мы привели здесь лишь несколько
примеров, но и они дают наглядное
представление о тех  разнообразней-
щих способах запугивания американ-
ского обывателя, к которым прибега-
ют фабриканты страха.
	Е. РОМАНОВ
Oo
	Особенно усердствует в пропаганде
страха американская кинематография,
которую прогрессивная критика со-
вершенно справедливо называет «гИ-
гантской фабрикой страха».

На американских экранах JeMOl-
стрируются десятки картин, paccds-
танных только на то, чтобы внушить
зрителю чувство безотчетного стра-
ха, чтобы разбудить в нем звериные,
человеконенавистнические — инстинк-
ты. Нормальному человеку трудно
себе представить, до какого изощрен-
ного садизма доходят голливудские
дельцы в изображении отвратитель-
ных предельно  натуралистических
сцен убийства, в смаковании «психо-
логических» переживаний патологиче-
ских маньяков.

Реакционная критика не перестает
воспевать на все лады мастерство
подвизающейся и в Америке и в Ан-
глии кинозвезды Маргарет’ Локвуд,
героини очередного «боевика» «Беде-
лия». Портреты актрисы. публикуются
на обложках иллюстрированных жур-
налов, рекламирующих новые сорта
панирое и новые фасоны  дамского
белья, ее фотографии все чаще и ча-
ще мелькают на страницах газет.
Чем же так отличилась Маргарет
Локвуд в фильме «Беделия»? На это
дает ответ журнал «Голливуд—Куо-
терли»: «Маргарет  Локвуд, —пишет
рецензент,—удалось создать  чарую-
‘ший образ красавицы, убивающей
‘своих мужей для получения страхо-
‘вой премии. Актриса внесла в роль
столько личного обаяния, что зритель
с неподдельным сожалением ‘следит
за действиями сыщика, разоблачаю-
щего прекрасную отравительницу».

Не менее показательна шумиха,
поднятая вокруг выпущенного — на
экран несколько месяцев назад филь-
ма «Лоцет». Героиня этого фильма—
женшина, вся жизнь которой соткана
	ПАМЯТИ Д. С. БЛОКА
	его имя в качестве композитора или
музыкального оформителя.

Д..С. Блок был организатором Го=
сударственного симфонического ор-
кестра Министерства кинематографии
и много лет являлея его руководи-
телем.

В 1940 году Д. С. Блоку присвое:
но звание заслуженного деятеля исз
кусств:- РСФСР.

Советское правительство высоко
оценило плодотворную и многолет-
нюю деятельность Д. С. Блока в ©6-
ласти киномузыки, наградив его Op-
деном Трудового Красного Знамени.

Память о Д. С. Блоке, одном из
пионеров музыки в кино, сохранится
у всех работников советского кино-
искусства. =

ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ.
	Ht
PEL
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л А МАЛЮГИН. Ю. Ю. САВИЦКИЙ. А. И. ШАВЕРДЯН.
	Правление Союза советских
	писателе CCCP с глубоким при-
	скорбием извещает о безвременной смерти члена ССИА

БЕРМОНТА Евгения Григорьевича,
	последовавшей 5 октября ‘с. г. после тяжёлой болезни,
и выражает соболезнование ‚семье покойного.

ОА В г a eo

Адрес Редакции: Чзосква, Пушкинская, ©. Телефоны: секретариат, отделы ниформацин»

ао А

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича,