СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО -
			гвардия“
	К спорам о натурализме и формализме в советской живописи
В sss ee ne NO OEY
	деят Е росту И.

и являют-  изведений) большой = ченные ложной педа-, му искусству. Конечно, при такой °
дов совет-   офорт «Вручение Ле- гогической  системой  спешке некогда  вынашивать тему, Ге
‘ероическа история «Молодой
сусства. В   нинграду ордена Ле- B. Бойков leg BCepbes AyMaTh Е reapamt, mepenanuan одной т
исун- мыслимо
ой войны   нина». Художник хо- °° едооценка рисун- вых средствах, без чего не самых ценимых советскими _ читате-

хцами они   рошю знает волнующее р ка в системе ху- ни олно подливно художественное   ^^ www ee
	лями книг — романе А. Фадеева,
должна была воплотиться и оказа-
лась воплощенной в кино. Рассказ о
подвигах, чувствах и мыслях моло-
догвардейцев получил на экране зри-
мое, наглядное выражение.

Задача была очень трудной. Надо
было не просто повторить роман, не
иллюстрировать его, а пойти дальше
	романа, поеодолеть имеюшииеся B HEM.
	недостатки. Надо было увидеть и по-
казать историю «Молодой гвардии»,
как один из эпизодов всенародной
борьбы против фашистских захватчи-
ков, ведущейся по единому плану под
руководством партии. И, наконец,
надо было добиться того, чтобы Te
прекрасные образы, которые запечат-
лены уже в сознании миллионов, не
только ничего не потеряли при своем
	экранном воплощении, но и приобре-
	ли ту неповторимую  конкретность,
вне которой образ на экране не мо-
жет стать образом народным.

Кто же мог осуществить эту за-
дачу, как не представители той са-
мой комсомольской молодежи, кото-
рая проелавила себя борьбой в рядах
«Молодой гвардии», как не ровесни-
ки Ммолодогвардейцев? Кто же мог
поставить такой фильм, как. не ре-
жиссер, для которого тема советской
молодежи стала личной его темой?
Замысел постановки фильма «Моло-
дая гвардия» возник в учебной рабо-
те С. Герасимова со студентами Госу-
дарственного института кинематогра-
фии совершенно естественно. Он не
мог не возникнуть, ибо отвечал тем
творческим задачам, которые ставят
перед собой и режиссер и его учени-
ки, ибо был подеказан и жизненным
путем этой молодежи и творческим
путем самого Герасимова.

В фильмах Герасимова советские
юноши и девушки предвоенной поры
— строители городов, покорители Арк-
тики, воспитатели младшего поколе-
ния — видели себя и ‘укреплялись в
вере в свою страну, в партию.

Возникают на экране кадры карти-
ны «Молодая гвардия», и думаешь, о
начале творческого пути Сергея Гера-
симова.

Поэтической приподнятости многих
картин он противопоставлял «енижен-
ный тон» говорка, будто незначащих
встреч, разлук. ‘проходных слов. Про-
тивопоставлял, исходя из глубокой
уверенности, что именно так живут
люди и так надо показывать их.

Герасимов был уверен, что пафос
новой действительности, новых отно-
шений между людьми можно увидеть
и показать в обыденном, обыкновен-
ном, «прозаичном», в повседневном. В
этом он был прав. Но случилось, чео
в пылу полемики он порой сознатель-
но сужал картину мира, в котором
действовали его герои, отказывался
от острых конфликтов, был годчерк-
нуто «камерным» в своих фильмах.
	Обращение Герасимова к волную-
щему миллионы читателей роману
Фадеева было закономерно, но ace-
таки с первыми кадрами картины
возникает легкая тревога. Как ни
хороши. по-своему были фильмы  Ге-
расимова, каким убедительным ни был
выбранный им метод, самая поле-
мичность метода влекла подчас
ощутимые протори и убытки.

Борясь против выветрившихся обоб-
щений немого советского кино,  Ге-
расимов зачастую отказывался от
больших обобщений в своих карти-
нах. Маленький конкретный мир зи-
MOBKH, мир далекой стройки, мир де-
ревни по-своему говорили о величии
эпохи, но не нарочито ли тих был го-
лос? Таким ли голосом говорить о
кипучих днях, о деяниях героев Крас-
нодона?

Но уже с первых широких кадров
пролога фильма «Молодая гвардия»
рушатся опасения. Так же, как и его
герои, Герасимов взрослел, изменялся,
учась у эпохи, учась и на своих кар-
тинах:

В большой мир новых, больших, не-
омотря на молодость, людей входим
мы с первыми сценами «Молодой
гвардии», и сами становимся больше,
когда фильм идет к финалу.

Перед нами не только крохотный
Краснодон, не только группа отзаж-
ных ребят,—речь в картине идет о ми-
pax, о столкковении миров, и это глав-
ное в фильме. Миру червей и таран-
тулов противопоставлен высокий, жи-
вой мир людей, которым назначено
жить, которым есть для чего жить,
на долю которых по праву выпала ве-
личайшая честь отдать жизнь за Ро-
дину, за человечество.

Следуя лучшим страницам ромава,
любовно и верно ‘развертывает режис-
сер на экране сцены из жизни десяти-
двенадцати молодых людей — запе-
вал большого отряда героев. День
на экране сменяется днем, нелеля —
неделей, ивы чувствуете, чтоне в
силах без заранее закипающих слез
	С большим успехом на экранах Со-
юза идет первая серия нового художе-
ственного фильма «Молодая гвар-
дия». В Москве фильм демонстрирует-
ся в 20 лучших кинотеатрах и на эк-
ранах крупнейших Домов культуры
и клубов. За первые четыре дня де-
монстрации картины ее просмотрело
свыше 600.000 москвичей,

В большинстве кинотеатров билеты
распроданы до 24 октября. Огромный
и к фильму проявляет  моло-
деж
На вечерних сеансах проводятся
встречи зрителей с представителями
творческого коллектива. Молодые
актеры рассказывают зрителям о сво-
ей работе над образами молодогвар-
дейцев, о кинос’емках на родине крас-
нодонцев. Утренние и дневные сеан-
сы посешаются учащимися.

Во всех кинотеатрах организованы
выставки на темы: «Молодая гвардия»
в документах», «Комсомол и моло-
дежь в художественных фильмах»:

На этот раз Главкинопрокат хоро-
шо подготовился к выпуску фильма.
Только московские кинотеатры и клу-
бы получили 50000 либретто, 100000
листовок, 10000 открыток, посвящен-
ных фильму «Молодая гвардия», в
фойе установлены стенды с Фотомон-
тажами, ‘по городу расклеено 12000
плакатов. Во всех кинотеатрах и клу-
бах, где сейчас идет первая серия, с
25 октября будет демонстрироваться
вторая серия картины:
	С большим под’емом проходят про-
смотры фильма «Молодая гвардия» на
московском ‘областном кинофестивале,
посвященном — 30-летию ВЛКСМ.
Фильм демонстрируется в 55 киноте-
	‚атрах и клубах области, а также на
	50 узкопленочных киноустановках в

колхозных стационарных театрах.
Свыше шестисот юношей и деву-

шек — рабочих, студентов высших
	произведение. Дурной пример зарази-
телен. За ведущими мастерами потя-
нулся целый ряд художников. В ре-
зультате на наших выставках появн-
	CO Pe Vee ERE EEE IIE EE EO OTB

профессионально ‘незавершенных и
просто антихудожественных произве-
	HOHE.
Огромный вред развитию
	огромный вред развитию вашего
изобразительного искусства приносят
существующая, практика подготовки
к выставкам и система контрактаций
художников, осуществляемые нашими
художественными органами. Даже к
такой ответственной выставке, как,
организованной к 30-летию советской
власти, подготовка началась в самом
Комитете по делам искусств в лучшем
случае за год. Болыьшнинетво же ху-
дожников создавало произведения для
нее в еще более короткий срок. Вот
поэтому, главным образом, и обвару-
жились  «натуралистические» карти-
	А. М. Горький справедливо указы-
вал, что «Всякое мышление образа-
ми тем сильйее. и продуктивнее, чем
больше изучения и наблюдения лежит
в основе его». Нужно со всей катего-
ричностью заявить, что художникам,
которые только сейчас берутся за со-
здание больших тематических произ-
ведений к выставкё будущего года,
ни изучать, ни наблюдать всерьез не-
	когда.
	событие, положенное в основу этого
произведения, неплохо владеет офорт-
ной техникой, рисунком, но художе-
ственного произведения. он не создал.
Его работа невыразительна, фотогра-
фична, лишена теплоты и взволнован-
ности. Без волнения работал худож-
ник, равнодушно встретил его произ-
ведение и зритель.

Совершенно  неудовлетворительны
по образно-пластическому выражению
темы произведений скульпторов
Н. Дыдыкина (А. М. Горький»),
Л. Месса («Партизан»), М. Ваймана
(«Работнина»). В. Риттера («Девушка
с медалью»), В. Эллонена и др. Всем
этим скульптурам присуща вялость,
поверхностность, незавершенность.
	Наряду с уже названными плохими
работами на ленинградских выставках
показывались произведения художни-
ков, не иэбавившихся от формалисти-
ческих, эстетско-модернистских тен-
денций. Не перевелись еще в Ленин-
граде подобные художники. Прав-
да, в борьбе с формализмом продела-
на большая работа, но признать, что
в этом отношении сделано все, что
опасность формализма миновала, —
преждевременно.

В Ленинграде еще можно услышать
голоса защитников этого  направле-
ния, и они не находят пока должно-
го отпора среди художественной об-
щественности. На недавнем отчетно-
выборном собрании типичным в этом
отношении было выступление М. Гор-
дона. А таких речей, которые стре-
мятся умалить эту опасность, зату-
шевать ее, можно услышать сколько
угодно. ;
	Художники-формалисты  «перестра-
иваются». Понимая, что в неприкры-
том виде их произведения будут от-
вергнуты широким зрителем, они вся-
чески  приспосабливаются, пытаясь
спекулировать на злободневной теме.
В этом смысле характерен портрет
матери-героини т. Степановой, напи-
санный Р. Фрумаком. Образ советской
женщины-матери, да еще героини, в
портрете отсутствует. Грязнозеленая
монохромная живописная гамма, плос-
костная трактовка об’емов как нель-
зя более ярко обнаруживают равноду-
шие художника.
	Художники Н. Альтман, А. Ведер-
ников, Г. Траугот, очевидно, не жела-
ющие расстаться с присущими их ра-
ботам формалистическими и эстетски-
ми тенденциями, стали на вредный
путь отрицания своих ошибок:
	Большой недостаток, характерный
для многих наших живописцев и гра-
фиков, — слабое владение рисунком—
изобразительной основой реалистиче-
ского произведения. Явление это не
случайное. Оно вытекает из порочной
системы подготовки художественных
‘кадров нашими средними и высшими
специальными учебными заведениями.
Достаточно сказать, что в таком круп-
‘нейшем художественном вузе, как Ин-
ститут им. И. Е. Репина Всероссий-
ской академии художеств в Ленин-
граде, преподавание рисунка было по-
‘ставлено-из рук вон плохо. Перед сту-
дентами на’ первых же-курсах стави-
лись весьма отвлеченные проблемы
«синтеза», «образного. видения», а ри-
совать их не учили. О внимательном
и углубленном изучении натуры не
было и речи. За пять лет обучения в
вузе студентам ниразу не приходи-
лось рисовать человеческую фигуру
до предельного выражения ее формы.
И не удивительно, что из института
часто выходили неполноценные, про-
фессионально малограмотные, искале-
	дожественного образования принесла
огромный вред советскому искусству.
Она открывала дверь всевозможным
формалистическим трюкачествам. Ве-
ликий реалист И. Е. Репин строго на
этот счет предупреждал художников:
<..Не спускайте никакому таланту
относиться небрежно к рисунку, внем
вся суть».

Большой помехой на пути дальней-
шего творческого роста’ ленинград-
ских художников является почти пол-
ное отсутствие критики и самокрити-
ки внутри союза. Для некоторых ху-
дожников слово «критик» еще зву-
чит, как «неприятель», которого нуж-
но поскорее убрать с пути. Критику
можно услышать здесь лишь в особо
торжественных случаях, да и то но-
сит она крайне общий, а подчас и
вовсе беспредметный характер. К за-
малчиванию нетерпимых явлений в
жизни Союза’ художников весьма
удачно приспособилась местная кри-
тическая секция и особенно ее руко-
водители — И. Бродский и А. Борта-
шевич, которые не имеют и не хотят,
видимо, иметь своего голоса. Добру
и злу внимая равнодушно, они обес-
покоены лишь тем, как бы не испор-
тить отношений с художниками. По-
этому некоторые «жрецы искусства»
ОТВЫКЛИ ОТ КОиИтТики.
	Б печати сейчас. проходит оживлен-
ная дискуссия о натурализме и фор-
мализме в живописи. Вопрос этот
весьма актуальный. Действительно,
натурализм, как и всякое другое вред-
ное отклонение от художественной
реалистической правды, — опасность,
и очень серьезная. Мы не можем иг-
норировать ее в нашей борьбе за
идейное искусство социалистического
реализма. Элементы холодного, ре-
месленно-натуралистического  подхо-
да к изображению действительности
можно встретить в произведениях
некоторой части художников, в TOM
числе и ленинградских, уже нами
упоминавшихся. Ho под этим терми-
ном в ходе дискуссии очень часто ра-
зумеют явления иного порядка, про-
исходящие от других причин, хотя и
требующие не менее суровой крити-
ки.

Натурализм — не просто метод, ос-
нованный на рабском копировании на-
туры, на безидейном ее освоении, на
копании в ненужных мелочах. Прояв-
ление его не зависит от случайных,
мимолетных настроений художника.
Нельзя, например, быть сегодня ре-
алистом, а завтра — натуралистом, и
наоборот. Натурализм, как и форма-
лизм, — разложение искусства, ху-
дожественная система, . порожденная
глубоко чуждой нам › идеологией.
Нельзя поэтому без серьезного глу-
бокого анализа творчества художни-
ков так огульно бросать обвинения в
натурализме и формализме, как это
неоднократно имело место в высказы-
ваниях художников и критиков Ле-
нинграда и Москвы.
	Об’яснение многих крупных неудач
советских художников, упоминавших-
ся в ходе дискуссии, следует искать
не в их Формалистическом или нату-
ралистическом» :-мировоззрении; . a B
потере чувства самоконтроля, в без-
ответственности, в снижении требова-
тельности к себе и товарищам по ис-
кусству. Упоенные отдельными удача-
ми, некоторые наши ведущие мастера
причислили себя (не без помощи
угодливых критиков) к непогрешимым
гениям. Что бы они ни написали, все
оказывалось хорошим. Поэтому xy-
дожники стали делать в год по 3—4
больших картины, думая, что этим
оказывают большую услугу советско-
	Ленинградские Художники являют-
-я одним из ведущих отрядов совет-
ского изобразительного искусства. В
годы Великой Отечественной войны
вместе со всеми ленинградцами они
стояли на боезой вахте, их произведе-
ния помогали общенародному делу
разгрома врага. :

Произведения ленинградских масте-
ров в этот период отличались острой,
боевой тематикой, оптимизмом. Ху-
дожники показали себя пренсполнен-
ными сознания высокого гражданско-
го ‘долга перед Роднной, народом. До-
статочно ‘вспомнить работы В. Серо-
ва’ Я. Николаева A. Пахомова,
И. Серебряного, В. Пинчука, да и
многих других, чтобы по достоинст-
ву оценить роль ленинградских ху-
дожников в этот период. <

Итогом послевоенных достижений
изобразительного искусства явились
Всесоюзная выставка в Москве, на
которой частично были представлены
работы ленинградцев, и ленинградская
выставка, где экспонировались про-
изведения значительной части худож-
ников, наиболее характерно отража-
ющие общее состояние изобразитель-
ного искусства в городе-герое,

Матеркал этой выставки позволяет
отметить ‘как отрадное явление пре-
одоление этюдности у живописцев,
тягу к картине, большой и сложной
композиции. Но тематика ленинград-
ской выставки была узка и однооб-
разна. К производственным TeMaM, K
темам быта и отдыха трудящихся на-
ши художники в подавляющем боль-
шинстве еще совершенно не прика-
сались. ОтсутсТвовали портреты знат-
ных людей фабрик и заводов — ста-
хановцев и ударников. Почти совер-
	* шенно не тронутой осталась колхоз-
	ная тема. Общий художественный
уровень экспонатов, за небольшим ис-
ключением, никак не отвечал возрос-
шим запросам нашего народа.

Одна из глазных причин такого по-
ложения — несерьезная, скороспелая
подготовка к выставке. Достаточно
указать на тот факт, что некоторые.
из живописцев (А. Кокош, Н. Яссие-
вич и др.), чтобы не пропустить сро-
ка сдачи картин, здесь же, в выста-
вочном зале, под боком у жюри и с
его благословения, прямо «на ходу»
их «дописывали». Конечно, подобные
эксперименты ни к чему хорошему не
привели. И без того некоторые мало
требовательные к себе художники, в
силу многократно делаемых им по-
блажек, потеряли чувство ответствен-
нбсти за свою работу.

‘Даже у тех, кто в прошлом не раз
добивался успеха в решении слож-
ных живописных задач, на этой вы-
ставке обнаружились непроститель-
ные промахи, да еще в произведениях
на актуальнейшие темы, которые са-
ми по себе, если уж за них художник
взялся, обязывали к максимальной
творческой собранности, к глубокому
и вдумчивому труду (работы Н. Рут-
ковского, Н. Кочергина).

Н. Кочергин, выставивший картину
«Оборона Петрограда», избрал тему
исключительно интересную и благо-
дарную. Однако перед нами — сухая
схема, скучное полотно. Видно, что
способный художник не работал над
произведением серьезно, а лишь без-
думно «использовал готовые трафаре-
ты;

Много недостатков в произведени-
ях графиков и скульпторов. Ленин-
традские графики не раз демонстри-
ровали образцы хороших, волнующих
произведений. Но, видимо, самоуспо-
коенность и зазнайство сыграли свою
отрицательную роль: Убедительным
примером могут служить работы Пав-
лова.
	График Н. Павлов показал (среди
других своих также неудачных про-
	Собрание
	Непонятное равнодушие проявило
правление Союза советских худож-
ников Украины к дискуссии о натура-
лизме и формализме в советской жи-
вописи, развернувшейся в прессе и
творческих организациях ряда горо-
дов. Только спустя почти два меся-
ца после начала дискуссии было соз-
вано общегородское собрание ху-
дожников Киева, призванное обсу-
дить кардивальные вопросы развития
	советского изобразительн ого искус-

ства. .
Основной доклад был сделан
	искусствоведом Л. Владичем. Несмо-
тря на то, что Л. Владич отнесся к
своей миссии с должной добросовест-
ностью, доклад не мог вполне удов-
летворить собравшихся, ожидавших
самокритического выступления своих
руководителей.
	Правда, руководители выступили
в прениях, но только перед самым
она: nfcuwnenyg а’ гнарлае- без
	концом обсуждения, а главно®, Ute
достаточно глубокого анализа своей
творческой практики, что не могло
способствовать широкому разверты-
ванию. критики и самокритики на
собрании.

A. Пашенко, начальник ‘изоуп-
равления Комитета по делам ис-
кусств УССР, признал недостаточной
подготовку художников Украины к
выставке 1949 г., но это была крити-
ка не по творческим, а по организа-
ционным вопросам. — Справедливые
слова А. Пащенко о необходимости
борьбы с этюдностью  представляе-
мых на выставки работ, о недоста-
точной требовательности художни-
ков К законченности своих произ-
ведений, являющейся результатом
непреодоленных формалистических
влияний, поднимают большой и важ-
ный вопрос. Но руководителю изо-
управления следовало бы говорить ©
недостаточной требовательности лиц,
принимающих на выставку не вполне
законченные работы.

Еще весной на обсуждении 1Х рес-
публиканской выставки В. Касиян
признал, что ряд эстампов в ‘его се-
рии «Ленин и Украина» создан без
ознакомления с местом действия,
вопреки основной заповеди реализма,
а потому грешит схематизмом. Остает-
ся только пожалеть, что ` у лучшего
графика республики не нашлось на
собрании смелости подробнее развить
это самокритическое заявление. Оно
принесло бы только пользу.

Следует ли удивляться, что и дру-
гие выступавшие в прениях — 9.
Фридман, И. Штильман, С. Григорь-
ев, П. Пархет — не были достаточ-
но самокритичны.

Правильно говорил С. Григорьев
с недостаточном внимании’ ряла ху-
дожников Украины к рисунку и о
большой важности тшательной рабо-
ты над рисунком, как залоге преодо-
ления формалистических влияний. Но
в его выступлении не была названа
ни одна фамилия. Не говорил С. Гри-
		Кадр из фильма «Молодая гвардия». И. Макарова (Люба Шевцова),
	С. Бондарчук (Bako),
	В. Хохряков (Проценко) и В. ABLOMCHKO
(сотрудник обкома).
		дойти до конца; неожиданного фина-
ла не будет; героям положено уме-
реть, а вы с ними сроднились, и 303-
никает самая высшая  зрительская
реакция: яроеть, протест, горе.
Когда фильм кончается такою р»эк-
цией, оценка его непререкаема;: побе-
дило искусство автора, режиссера, ак-

шихся советскому зрителю —в «Учи.
теле», в «Великом зареве», в «Боль-
moh земле», — Тамара Макарова
больше всего поражала принципиаль-
ностью установки, нежеланием подда-
ваться «кинособлазнам». Те же черты
— протест против сентимента, серьез-
ность замысла — вновь предстают пе-
a at wr a

Be...

теров,

whAAranagc reannmow ... ann onorrt

MT

победило киноискусство. _   фед нами в образе Кошевой. Может
быть так было нужно, чтобы образ
	< — у My ee
Mono nan ря ИС этот отошел на второй план, не засло-

уснех советского писателя. Целый  ” ошевая в
этап в жизни советских кинема- HA MO. дых героев, но Кошевая
	картине кажется слегка обделенной,
	тографистов связан с именем Алек-
сандра Фадеева, с его горячими сло-
вами художника о путях к реализму.
И, несмотря на ошибки романа «Мо-
лодая гвардия», основное, что есть
в романе, — любовь к Родине, к делу
коммунизма, к людям, — победило
и в фильме. о

«Молодая гвардия» — это успех и
автора сценария Сергея Герасимова.
Глубокие по смыслу указания партии
он сумел так органично воплотить в
художественной ткани картины, ато

ОТ

лишенной своего действия.

Великолепно насышая роль неуло-
вимо-тонкими, но ценными деталями,
играет важнейшую в картине роль .се-
кретаря обкома партии Проценко В.
Хохряков. С его появлением в филь-
ме все становится на место: видна пер-
спектива, входит в события несги-
баемая воля большевика-руководите-
ля, символ огромной, непобедимой
партии, в любых условиях возглавля-
ющей, органйзующей пламенную борь-
бу советских людей.

АВИА ЯЗЬ М Е ЗРЯ: < ИЕ РЕ и
	теперь не зйаешь, что переснято Th =
фильме: все органично и высокохудо- одлинным мастерством наполнеяя

п ар м. р   @Цены, связанные е появлением Ha SK-
	жественно, правдиво и неот емлемо OT Ne RANE BA NAPALI CUED RN ee RANE LOR ENED ESN AE SA SS
vATA НЕЕ ране немцев. Режиссерски превосход.
	хода картины.

«Молодая гвардия»—это новый ус-
пех оператора Владимира Рапопорта.
В своей работе оператор отказывается
от всех внешних эффектов, которые
могли бы увести внимание зрителя от
главного, от борьбы молодогвардей-
цев. Его. язык точен, лаконичен, порой
даже сух. Раппопорт правильно по-
нял свою задачу и успешно ее решил:
достаточно вспомнить хотя бы кадр
ночной реки, которую переплывают
юноши: кадр этот — уже не фотогра-
фия, а весь смысл. сцены. Уверенно
и сильно трактуя пейзаж, Рапопорт
меньше заботится о портретах, о леп-
ке лиц, и это то, чего ем” предстоит
добиться, чего он несомненно добьет-
ся.

Одним из первых композиторов, ес-
ли не пергым, пришел в кино двад-

ЕЕ eee en с И ОЕ Е A ЧЕ
но сделаны приезд отряда, фотос’емка
«героя». сцена с Любой. Важно не то,
что блестяще применены панорамы,
умело введен «проходной», похожий
на лай, говор. Вся картина дышит
не только страстной ненавистью к
оккупантам, но и презрением к неза-
дачливому врагу.

Жалко, что из картины почти вы:
пал имеющий важнейшее значение
образ гнета, образ безжалостного на-
силия. Уж очень долго отчитывает
денщика Олег, уж очень громко весе-
лится молодежь в Октябрьский вечер,
й слишком легко проскальзывают ми-
мо часовых молодогвардейпы. Чуть
тускнеет из-за этого героическая
краска, менее гордым становится
подвиг маленьких ребят. Незачем бы-
ло показывать казни, жестокость, си.

7 н^ паллет rhyvssant Ontn Tewa
	ati fhe AERA BRP A ee a ee ae
цать лет назад Дмитрий Шостакович.
Немало ошибок и поражений было у
этого композитора. Были срывы и в
его работе для кино. В музыке к <Мо-
лодой гвардии» Шостакович добился
такой же строгой простоты и эмоци-
ональной силы; которая отличает и!
других создателей этого фильма.
Волнующий пролог, торжественный
реквием, сатирический, острый марш
немцев надолго  запомнятся  зри-
телям.

«Молодая гвардия»— это победный:
дебют молодых актеров — студентов
ВГИК.

Олег Кошевой (арт. В. Иванов),
мальчик-главарь, весь порыв и тверлое
знание; «победа за. нами». Сережа
Тюленин (арт. С. Гурзо): здесь точ-
ность показа, удар по дешевой игре в
популярность доведены режиссером и
актером до блеска (особенно в рязго-
воре о Фомине, в сцене с Проценко).
Неиз’яснимо трогательна и овеяна
поэзией подруга Тюленина Валя Борц
(арт. Л. Шагалова). Ульяна Громова
(арт. Н. Мордюкова), может быть,
чуть иконописная, изредка лишенвая
мягкости, нов целом впечатляющая
зрителя страстностью своей зеры и
ненависти, чистотой духа, верностью
облика. Не повторяя других, входит
в коллектив ребят Иван Туркенич
(арт. Г. Романов), прошедший армию
юноша. И особенной яркостью выде-
ляется образ Любы Шевцовой. Вче-
рашняя студентка ВГИК, Инна Ма-

`если налицо — победа

лу, но надо было показать, что даже
червяк с автоматом в руке создает
духоту в жизни, создает бесчеловечз
вый строй:

Стоит ли говорить об этом из’яне,
в главном?
Стоит, и прежде всего. потому, что
картина не претендует Ha  чванную
бесспорность. Думая о том, что не
удалось в ней, пусть в деталях, мы
думаем о новом качестве ‘советских
картин, о движении вперед.

Обратившись к большой героичеё-
ской темв, Герасимов не всегда’ нахб-
дит то, к чему стремился: сочетание
широкого исторического полотна ‘и
повседнезных, микронных черт личной
жизни. Бытовая трактовка отдельных
сцен приглушает порой их звучание.
Так, не доведен до пафоса кадр взви-
тия флага в пленном городе. Так, в сце-
не вечеринки не чувствуется замеча-
тельного образа «праздника в окруже-
нии». Все это — дань прежним поле-
мическим  преувеличениям, спорам,
которые себя изжили. Однако, осво-
бождаясь от этой изжившей себя по-
лемичности режиссерской трактовки,
Герасимов превосходно решает ецену
слушания сталинской речи по радио,
сцену в тюрьме, сцену казни.

Однако все это может быть
прошено за глубокую насыщенность
финальных сцен, в которых так про-
сто и так сильно показана высокая
сушность молодых коммунистов, вы.
росших в Стране Советов.

Они продолжают жить, эти юношя
	карова — уже зрелая актриса, УВе- Ги девушки, в строках романа, в песне,
ренно создающая жизненно-правди-  на полотне экрана, в сердцах миллио-
вый образ юной советской патриот-  нов.
	ки. Главная заслуга молодой актрисы
в том, что, несмотря на обилие внеш-
них прикрас и трансформаций, она рас-
крыла в основном внутреннюю силу
образа, мир, живущий в маленькой
девушке из Краснодона.

Рядом с этим бурлящим выводком
ребят и девушек стоят лве фигуры
взрослых; матери Кошевого и Про-
ценко. Во всех своих ролях, полюбив-

Жизнь их продолжена средствами
советского искусства,  взращенного
партией ’Ленина — Сталина.

Картина выходит в дни тридцатиле-
тия Ленинского комсомола, как пря-
мое претворение его лозунгов. И в
ней зритель увидит живой и бессмерт-
ный образ советской, счастливой и
гордой молодежи, взращенной в ком-
сомоле партией Ленина — Сталина.
	Большой успех фильма.
	учебных заведений, инженерно-техни-
ческих работников—заполнили на-днях
зрительный зал клуба Совета Мини-
стров СССР, где происходила встреча
творческого коллектива фильма «Мо-
лодая гвардия» с комсомольским ак-
ТИвОМ Столицы.

‚ После просмотра первой серии филь-
ма с рассказом о своей работе высту+
пили молодые актеры — исполнители
ролей молодогвардейцев: В. Иванов,
Н. Мордюкова, С. Гурзо, Г. Мгеладзе
и др. Тепло встретили собравшивея
выступление ‘артиста В. Хохрякова,

ОДЕССА. (Наш корр.). Выпуск на
экраны фильма «Молодая гвардия»
вызвал здесь живейший отклик. Ки-
нотеатры города развернули большую
работу, чтобы сделать ero достоя-
нием самых широких кругов населеё-
НИЯ.

В кинотеатры города уже поступи-
ло 60 тысяч заявок на коллективные
посешения фильма.

# + +

ХАБАРОВОК. На экранах  кино-
театров Хабаровска, Петропавловска-

wr...
	BRICTYIMTICHMG = APTHCTA BD. И нь
‘создавшего правдивый и яркий образ   Камчатского,

большевистского руководителя, сек-    ДРУГИХ городов края начал демон-
	ретаря обкома партии Проценко. стВироваться_ кннороман «Молодая

гвардия».
Н чере было оглашено шениз
га вечере о 7 > оглашено pe в: Огромный интерее вызвал HOBHT
	МГК ВЛКСМ о’ награждении 25 уча-
стников фильма «Молодая гвардич»
почетными грамотами.
		7“   фильм у трудящихся, и особенно у
SPAM?   молодежи. Героические подвиги мо-
лодогвардейцев Краснолона, ожив-
шие на экране, неоднократно звызы-
Фильм  вают бурные. аплодисменты зрителей.
огобый ха
	КУИБЫШЕВ. (Наш корр.). С боль-
шим успехом на экранах города идет
новый фильм «Молодая гвардия». Ки-
нотеатры, клубы, дворцы культуры
переполнены. Только за первые три
дня фильм просмотрело свыше 60.000
зрителей.

Картина идет также в городах и
районных центрах: Сызрани, Чапаев-
ске, на нефтепромыслах. Обком проф-
союза работников МТС послал кино-
передвижку для показа фильма «Mo.
лодая гвардия» рабочим и служащим
MTC области.
		Совершенно неправильно осуществ-
ляется у нас контроль над работой ху-
дожника, обязавшегося по догово-
ру в определенный срок выполнить то
или иное творческое задание. Нрак-
тика установилась такая: контракту-
	ющие организации, неизвестно какими
традициями руководствуясь, почти
совершенно лишают художника твор-
ческой самостоятельности в работе
над его же собственным произведени-
	ем. От него требуют, чтобы он в Me-
сяц-два сделал основную комнози-
ционную разработку темы (срок абео-
	лютно недостаточный), затем свое’ не-
зрелое детище, именуемое эскизом,
он должен представить на утвержде-
ние художественного совета, который
весьма редко принимает его без из-
	менений. Чаше всего члены совета,
не долго размышляя, предлагают
	ве долго размышляя, предлагают
(особенно молодому художнику) вне-
сти в эскиз массу изменений и попра-
вок, нередко противоречивых, от ко-
торых он уже не имеет права отсту-
пить при дальнейшей работе над про-
изведением.

Все это снижает. личную ответст-
венность, сковывает инициативу, эн-
тузиазм художника-творца и, в ко-
нечном счете, приводит к штампу, к
неизбежному схематизму, что мы не-
редко наблюдаем. в. произведениях и
очень одаренных, но. зависимых от
опеки художников. Нужно избавить-
ся от такого ненормального положе-
ния и создать условия для полного
проявления творческой инициативы!

Пользовались советами (именно со-
ветами) и опытные ‹мастера прошлого
времени. Таких примеров можно было
бы указать мвого. Но они приходили
к тем, кому лично доверяли, чьи зна-
ния действительно‘ могли .. принести
пользу, но и в этих случаях худож-
ники не слепо следовали советам, а
принимали их критически.

Наше изобразительное искусство за
советское  тридцатилетие достигло
	значительных ‘успехов. Народ любит
	наше искусство и ценит. Блистатель-
ные перспективы открыты перед ним
на будущее. Нужно только устранить
с пути помехи, задерживающие его
дальнейший рост.
	ЛЕНИНГРАД.
	KDGMMBE
	Украины. Дискуссия эта крайне необ-
ходима для дальнейшего успешного
развития творчества украинских ху-
дожников в духе социалистического
реализма. И она должна быть развер-
нута безотлагательно правлением Сою-
за советских художников Украины,
его творческими секциями, партийной
организацией Союза художников,

хулпожников столицы
	Не менее опасные формы праобре-
тают в среле украинских художни-
ков и проявления натурализма. Увле-
ченные борьбой с рецидивами форма-
лизма, художники-реалисты ‘Украи-
ны до последнего времени не обра-
щали достаточного внимания на на-
туралистические грехи. Между тем,
натурализм еще проявляется в творче-
стве отдельных даже крупных худож-
НИКОВ.
	Такие факты были приведены в
докладе Л. Владича, но в работе
собрания это важное обстоятельство
не нашло достаточного отражения.

Обсуждению подверглись преиму-
щественно организационные вопросы
(недостаточное внимание правления
союза к работе отдельных художни-
ков и областных отделений и. т. д.).
Являясь весьма важными сами по се-
бе, организационные вопросы все же
не должны заслонять основные для
искусства проблемы — идейно-тв2о-
ческие. А именно так получилось на
собрании художников столицы УК-
раины. Лица, отвечающие за подго-
товку и проведение собрания, оче-
видно, забыли, что к художникам
вполне применимо указание, данное
композиторам А. А. Ждановым:
«..организационный вопрос те яв-
ляется основным, хотя он и очень
важен. Основной вопрос есть вопрос
о направлении советской музыки».

Вот почему выступление председа-
теля правления Союза советских ху-
дожников Украины В. Касияна, ко-
торый подытожил прения, не было
вполне удовлетворительно, хотя он`и
признал правнльность справедливых
упреков, адресованных правлению.
Но упреки.эти все касались именно
организационных вопросов.
	Нельзя. не отметить в качестве
положительного факта то, что В. Ка-
сиян заострил внимание собравшихся
на необходимости развернуть борьбу
против формализма и натурализма в
книжной графике и показал на’ при-
мерах иллюстраций художников
Ю. Петрова и Монайма, как натура-
листические и  формалистические
приемы в иллюстрации ведут к серь-
езным ошибкам националистического
характера.

На собрании выступили предста-
вители оргкомитета Союза советских

художников СССР П. Сысоев, С, Мер-
куров и А. Михайлов.
	В своем большом выступлении т.
Михайлов, говоря об основном поин-
ципе нашего искусства — его партий-
ности, подчеркнул, что у нас - чает
игнорируют эту основную черту на-
шего искусства. и подходят к оценке
натурализма и формализма с часто
формальных позиций. Ивые считают,
зто законченность ведет к: натурализ-
му, а деформация — к формализму.

Собрание художников Киева нельзя
считать серьезным вкладом в дискус-
сию о натурализме и формализме в
советском изобразительном искусстве
	горьев и о недостатках в своих рабо-
тах,

Директор Киевского. художествен-
ного института проф. М. Шаронов
указывал, как на причину многих не-
достатков наших молодых художни-
ков, на их слабую профессиональную
подготовку. Он говорил, что из 100
человек, окончивших средние худо-
жественные школы в Одессе, Воро-
шиловграде и других городах, дер-
жавших вступительные экзамены В
Киевский институт, большинство име-
ет очень слабую профессиональную
подготовку, но, явно недооценивая
идейную основу формалистических и
натуралистических ошибок, Шаронов
заявил буквально следующее: «Я на-
деюсь, что через некоторое время,
даже очень незначительное, в нашей
творческой работе все эти ‹измы»
исчезнут сами собой».

Совершенно непонятно, почему ни-
кто’ из присутствовавших. не счел
нужным рассеять этот вредный опти-
мизм проф. Шаронова.
	Из выступивших в прениях только
председатель Львовского областного
правления Союза хуложников А. Ле-
вицкий правильно понял свою зада-
чу и рассказал о том, как он преодо-
левает формалистические влияния В
своем творчестве.

Участники собрания выражали не-
доумение по поводу того, что люди,
стоявшие до последнего времени во
главе формалистической группы ук-
раинских художников, — 3. Толка-
чев, А. Петрицкий, Л. Муравин и
другие, не выступили на собрании с
открытым признанием своих ошибок,
He дали общественности прямых И
искренних доказательств своего же-
лания преодолеть чуждые советско-
му искусству влияния.
	Это — весьма серьезный недоста-
ток обсуждения, ибо на Украине
формалистическое течение в свое
	время тесно смыкалось с буржуаз-
ным национализмом, ‘было его пря-
мой агентурой в искусстве, открыто
пресмыкалось перед  загнивающей
культурой капиталистического Запа-
да, стремилось оторвать украинскую
культуру от животворных влияний
братской культуры великого русско-
го народа.

Разгромленные в живописи и стан-
ковой графике последыши формализ-
ма стремятся взять реванш в других
отраслях изобразительного  искус-
ства, не находившихся до сих пор в
поле зрения правления союза и его
партийной организации. Особенно
сильны такие попытки, как это пока-
зал в своём выступлении В. Касиян,
в книжной графике. Имеют место
они и ‘в художественной промышлен-
ности Украины, и в скульптуре, м В
промышленной графике, и в MOHY-
ментальном искусстве. О подобных
явлениях на собрании, к сожалению,

говорили недостаточно, ` и
	Общегородское -собрание худож-
ников Киева приняло резолюцию, в
которой отмечено, что наряду с
крупными достижениями изоискусст-
ва на Украине в творчестве отлель-
ных мастеров имеются серьезные по-
роки формалистического и натурали-
стического толка, являющиеся ре-
зультатом не преодоленных еше пе-
режитков буржуазной идеологии в
сознании некоторой части художни-
ков.

Решения партии, говорится далее в
резолюции, помогли художникам Со-
ветской Украины вскрыть и разобла-
чить ряд серьезных пороков в твор-
честре отдельных художников. Од-
нако критика и разоблачение бур-
жуазных формалистических влияний
велись в союзе односторонне, огонь
критики был направлен только ‘про-
тив рецидивов формализма. Украин-
ские художники ‘и искусствоведы
ослабили борьбу с натуралистича-
скими извращениями. Собрание счи-
тает, что существенным недостатком
в творчестве значительного числа
украинских художников — являются
нарочитая незавершенность произве-
дений, этюдность, эскизность, бес-
предметное любование самодовлею-
щей игрой цветовых соотношений.

Собрание постановило вести реши-
тельную борьбу с настроениями са-
моуспокоенности, усилить работу над
произведениями к предстоящей вы-
ставке 1949 года. В целях искоренз-
ния антинародного формализма, ре-
цидивов буржуазного национализма,
необходимо усилить. идейную поли-
тико-воспитательную работу среди
художников.

Членам жюри и выставочному ко-
митету предложено повысить требо-
вания K принимаемым пройзведенчям,
отвергать сырые, незакояченные, по-
верхностные и эскизные  произведе-
НИЯ.

Всю организационную работу сою-
за необходимо подчинить идейно-
творческим задачам, усилить руко-
водство областными организациями и
взять под творческий контроль рабо-
ту каждого художника.
	Собрание поручило правлению co-
юза и бюро секций продолжить твор-
ческую дискуссню по узловым воп-
росам развития советского изобрази-
	тельного искусства Украины, прово-.
дя ее в творческих секциях и на.
стравицах печати.
	И. МАРКУС.
А; ВОЛКОВ,
		«Молодая гвардия» вызвал особый
интерес у краснодонцев. Поступают
сотни предварительных заявок на би-
леты от горняков, колхозников, уча-
щихся и домохозяек. На первом сеан-
се в ‘краснодонском. клубе картину
просмотрели родственники Героев Со-
ветского Союза Олега Кошевого,
Ивана Земнухова, Сергея  Тюленина,
Ульяны Громовой и Любы Шевцовой.
семьи других молодогварлейцев. В
зале присутетвовали члены «Моло-
дой гвардии» — Юркин Радий, толь-
ко что прибывший из Советской
Армии в отпуск. и Ольга Иваннова.
		ЛЕНИНГРАД. Первая серия кар-
ны «Молодая гваодия» илет на
	тины «Молодая гвардия» идет .на
экранах 37 кинотеатров и Kay6on ro-
рола.
	В первый же день новое произведе-
	ние советского киноискусства про-
смотрели 130 тысяч ленинградцев.
	р-

Сотни тысяч зрителей побывали в”
кинотеатрах Владивостока, Свердлов-
ска, Сталино, Харькова, Львова, Ка-
луги и других городов. Они едино-
душно заявляют, что фильм «Модо-
дая гвардия» — достойный кодарок
к 30-летию комсомол