СОРЕТСКОЕ ИСКУ

CCTBO
		МАЛЮГИН
	Он почти не вспоминает, Некогда!
Его последние труды не имеют сле-
дов той тщательной литературной от-
	‚делки, которая чувствуется в ИЗЯЩ-
	ной книге «Моя жизнь в искусстве».

Некогда Важнее — просто и лако-
НИЧНО ИЗЛОЖИТЬ ©ВОИ Мысли. .
«Подлый закат жизни», — пишет

Станиславский в одном письме, сок-
рушаясь о том, что его подгоняет вре-
мя, что он не успевает передать лю-
дям все свои мысли. >

Станиславского жжет потребность
поведать тысячам людей тайны сво-
его искусства. Его книги напоминают
своей деловитостью технические тру-
ды — это режиссерские планы с чер-
тежами. мизансценами и об’яснения-
ми. Кто-то сказал о его книге

теры,

решили,
провала,
мгновение Но

чание зала длилось
несколько секунд,
а может быть и
минуту, пауза, во
время которой ак-

потом узнали,

молчание — знак
пережили
наваждение расеея-

страшное.
	лось, мы вспомнили, что мы в театре,
и разразилась буквально буря. Ар-
тисты едва могли поверить своему
успеху, но в зале творилось что-то
неописуемое, их вызывали без конца,
и когда они осознали, что это —
успех, они плакали от радости и
обнимались: им ведь была невыноси-
ма мысль, что они еще“раз заставят
тяжело больного Чехова пережить
провал своей «Чайки». Спектакль
закончился триумфом. Публика дол-
го не могла успокоиться, Тишайший
Н. Е. Эфрос — талантливый  искус-
ствовед и критик — совсем вышел
из берегов: он вскочил на стул и кри-
чал: «Телеграмму, телеграмму Чехо-
зу!», Чувствовалось, что все вместе
с ним разделяют эту радость за дэро-
гого нам Чехова.
	Остается упомянуть о двух спек-
таклях, окончательно  упрочивших
славу театра и показавших ту ог-
ромную роль, которую он призван
был играть и в искусстве, и в об-
щественной жизни. Это — «На дне»
Горького и «Три сестры» Чехова.

«На одне» произвело зпечатление
разорвавшейся бомбы. Зрители yxo-
дили из театра потрясенные, многие
не спали потом ночь. Все персонажи
долго не уходили от зрителя, обсту-
пали его и вместе с Клешем спраши-
вали: «Где же правда? Правда-то
где»? Этот же вопрос задавали мы
себе и чувствовали одно: что так
дальше жить нельзя. Настоящим
буревестником прошумела над Рос-
сией эта пьеса.
	«Три сестры» были вершиной до-
стижений театра. Станиславский сам
говорил, что это одив Из «самых
крепких спектаклей» у НИХ, — это
было слишком скромное определение,
Спектакль был такой, что подобного
ему мне потом не приходилось вн-
деть. В моей жизни я видела спек-
такли, которые  неизгладимо оста:
лись зв памяти и в душе: такие, как
«Иоанна д’Арк» с Ермоловой, «Мз-
рия Стюарт» a «Capo» с ней же,
«Маргарита Готье» в - исполнения
Элеоноры Дузе, «Отелло» с Сальви
ни, «Волки и овцы» с Садовскями,
Лешковской и Ленским ит. д., во
там впечатлению высоты искусства я
была обязана отдельным личностям:
одной Ермоловой, одному Topesy,
одной Дузе... А здесь нельзя было наз-
вать ни одного лица, которое не дава-
ло бы этого впечатления вершины
искусства. :

Мне пришлось бы упоминать всех
участвующих, чтобы воздать им
должное. Размеры статьи не п0зво-
ляют мне сделать этого. Закончу
тем, что после «Трех сестер» Худо-
жественный Театр занял среди теат-
ров России первое место и не утра-
чивает его и до сих пор доказа-
тельство этому то, как праздаует
весь Союз пятидесятилетие славной
деятельности театра.
	другие — их было уже много —
предсказывали блестящий успех; они
оказались правы.

Когда занавес раздвинулея в пер-
вый‘ раз, открыв сцену в палатах
Шуйского, по залу пробежал шюрох.
Вместо шаблонной декорации, пред-
ставлявшей огромный зал, каких
не бывало в древней Руси, вме-
сто чинной толпы статистов, точ-
но  скопированной < картин Ма-
ковского, открылся вид Ha MOC-
ковские кровли и колокольни, а вле-
во возвышалась вышка русского те-
рема, на которой происходила сцена
пира. Получалось впечатление боль-
wore простора, погожего дня, когда
Шуйский угощал своих гостей «на
вольном воздухе». Вышка занимала
всю левую часть сцены и отделя-
лась от зрителей и рампы высокой
балюстралой, так что фигуры акте-
ров были видны только до пояса, что
придало сразу оригинальность поста-
новке. Станиславский об’яснял потом,
что, помимо оригинальности, тут пре-
слеловалась еще практическая цель:
того небольшого количества  стати-
стов, которым располагал театр, было
бы мало для болыной сцены, а это
сокращение размеров давало впечат-
ление значительной толпы. :
	Играли эту замечательную пьесу
прекрасно, и cpasy в этом театре
выделились такие два таланта, как
Москвин и`Книппер. Полвека про-
шло © тех пор,(как я. увидела их, а
в памяти стоит, как живой, Москзин,
трогательно и проникновенно оли-
цетворявший Федора с его  сла-
бостью, робостью и детской чисто-
той. И иконописная Ирина с ее
материнской любовью к бедному ца-
рю.. Осталась в памяти и первая в
русском театре настоящая народная
сцена — «На Яузе», когда Шуйского
ведут на казнь. Каждый участвую-
щий в толпе играл без слов, но иг-
pan Tak, Yo передавал зрителю свое
возмущение, свое отчаяние и захва-
тывал его своими переживаниями.

О спектакле говорила вся Москва,
и ясно было одно, что это настоя-
щий, серьезный театр и что ему суж-
дено остаться.

Я нё могу не говорить о «Чайке».
Столько о ней писано, что нового
‚сказать нельзя: но я хочу упомянуть
`© том впечатлении, которое было ис-
пытано мною, да и каждым в театре.
Bor это впечатление: что «не в теат-
ре сидишь, а откуда-то  подоматри-
` ваешь чужую жизнь», как я опреде-
лила его; Когда кончился первый
акт и занавес слвинулся, — весь зал
некоторое время молчал,  потря-
сенный: казалось, что здесь так xe
невозможно зааплодировать,
нельзя было бы заатлодировать, =.
ли бы на ваших глазах раздался
вопль отчаяния вашего. близкого ne
ловека. Совершенно забывалось, aa

i

это — театр, что эти слова говорит
эпеттися muvune мх наизтеть. М мол-
		К. С. Станиславскии.
			Академия, театрального
творчества
	МХАТ первый рас- © _ бсоциалистического ре-

крыл во всей глубин» ализма, решительным
драгоценное содержа- А. БУЧМА и последовательным
ние драматургии Горь- 2 ‚ борцом против буржу-
кого и Чехова, создал ’ азных влияний форма-

ряд изумительных ”  классических  лизма и натурализма, `В Советской

се. К ПЧ М о аа
	спектаклей. Прекрасным опытом Ху-
дожественного театра питались и пи-
таются поныне многие ‘театральные
коллективы. Этот театр стал теат-
ром-учителем, воспитателем десятков
и сотен артистов и режиссеров Ha-
шей страны, ;
	И подлинно! Бель еще сорок лет
тому назад сверкающие искры ве-
ликой русской сценической  культу-
ры долетели до скромного Львовско-
го украинского театра «Русской бе-
седы» и воспламенили молодые горя-
чие сердца его деятелей. В резуль-
тате украинский зритель увидел на
родном языке спектакль «На дне»,
в котором я, исполняя роль Барона,
впервые испил живой воды из ис-
точника подлинно народного искус
ства великого пролетарского писа-
теля, именем которого по праву наре-
чен лучитий театр Советского Союза
— MXAT.
	Для нас, работников искусств ©0-
ветской Украины, с творчеством Ху-
дожественного театра связаны тоды
исканий, годы развития и ‚расцвета
молодого летами, но зрелого делами
украинского советского театра. В сво-
	ей. повседневной работе мы всегда
стремимся овладеть колоссальным
опытом и драгоценным наследием
	этой подлинной Академии театраль-
	’ ного искусства.
	стране у МХАГ огромное количество
последователей и учеников, у KOTO-
рых неограниченные возможности со-
	вершенствовать свое мастерство и
нести его народу.

Животворящий огонь Учения об
	искусстве театра нового типа — те-
атра социалистического реализма,
зажженный творцами МХАТ — К. С.
Станиславским и В. И. Немировичем-
Данченко, неустанно питает творче-
ские силы всех театров нашей много-
национальной Родины. :
	Трудно забыть безмятежный  сол-
нечный лень июня 194  года, когда,
незадолго до вероломного нападе-
ния гитлеровских полчищ на нашу
Родину, коллектив Киевского театра
им. Ивана Франко с глубоким внуг-
ренним трепетом вступил на землю
Москвы, чтобы рассказать общест-
венности столицы мира о своем твор-
ческом труде и показать спектакли,
созланные за годы социалистического
строительства.

Замечательный, радушный, истинно
русский прием, горячий отклик зри-
телей на наши спектакли навсегда
оставили неизгладимое впечатление в
блатодарных сердцах украинских
актеров.

Мне выпало в те дни большое
счастье „встретиться с крупнейшими
художниками МХАТ и услышать из
уст И. М. Москвина, что наши спек-
такли произвели на него самое луч:
шее впечатление, что он нашел их,
в особенности «Украденное счастье»
Ивана Франко, очень близким к
творческому методу МХАТ.
	Я горжусь этой высокой оценкой,
ибо для украинского театра ‚ тради-
ции, стиль и творческий метод
МХАТ наиболее дороги,
	В эти знаменательные дни я шлю
земной поклон всему коллективу те-
	атра-юбиляра, свято берегущему ве-
ликие художественные богатства со:
вегской социалистической культуры.
	Мировое значение Художественного
театра заключается в том, что он, опи-
раясь на самые лучшие и здоровые тра-
	дипии национального русского театра,
	воплотил в себе все лучшее, что отли-
чало русскую сцену. Будучи созцан
художниками, искрение преданными
своему народу, своей Родине, МХАТ
стал органической частью советской
культуры и крупнейшим театром Со-
ветской социалистической страны.
	В условиях Советского государства,
в условиях подлинного расцвета на-
шей передовой культуры Художест-
венный театр, < его правдивым и бла-
городным искусством, стал театром
	ГЛАШАТА
	Полвека назад фодился Москов-
ский Художественно-Общедоступный
театр — лучший театр не только
Россини, но и мира.

Художественный театр’ стал_ извез
стен далеко за пределами нашей
страны еще в годы своей юности. В
1906 году он предпринимает свою
первую заграничную поёздку. В Бер-
лине, где начиналиеь гастроли, BCE,
начиная от русского царского посоль-
ства и кончая театральными рабочи-
ми-немцами, встретили гостей из Рос-
сии холодно и пренебрежительно. He
уже первые спектакли растопили лед,
	а дальнейшие гастроли в города^
Германии, Чехии и Австро-Венгрии
принесли Московскому Художест-
	венному театру триумфальнын успех.
С особенным под’емом спектакли
усского театра были встречены в
Праге, столице чешского народа, ча-
холившегося тогда под гнетом габе-
бургской  австро-венгерской  монар-
xu, ;

Во множестве европейских газет и
журналов того времени появились
статьи о Художественном театре, KO-
торые характеризовали его, как «театр
будущего», «театр, призванный  pe-
формировать современное искусство
сцены».

Через 15 лет, уже по решению со-
ветского правительства, основная
часть труппы театра во главе со Ста-
ниславским снова проводит двухлет-
ние гастроли в городах Европы И
Америки. В те годы — 1922—1924—
театр понимал, что он елёт за грани»
цу уже не только как русский театр,
но и как представитель молодой с0-
ветской культуры.

В одном из своих писем того пП”-
	риола Станиславский рассказывает,
как в Париже к нему явился кор-.
	респондент «Ганме» и советовал тет
ру в Америку не ездить, так как 3
«тамошние» газеты даны из Парижа
телеграммы о том, что артисты Худо-
жественного тватра—большевики И
что их надо бойкотировать. Любопы-
тен и другой факт; театр, собирав-
шийся на обратном пути из Америки
		Первое: чтение «Чайки». В. И. Немирович-Данченко, Е. М, Раевская, А. Л. Вишневский, А, Р. Артем,
В. В Лужский О Л. Квиппер, ¥ С Станиславский. М. Ф. Андреева. А. П. Чехов. А. И. Андреев
	В. В, Лужский, О. Л. Квиппер, К. С, Станиславский, М. Ф, Андреева, А. П. Чехов,
М. П. Лилина, М. Н. Григорьева, М. Л. Роксанова и И. А, Тихомиров. (1898 г.)
	«Тот, кто видел Америку, менадже-
ров, театральные тресты, суды, кото-
рые все приспособлены ко благу вла-
дельцев театра и антрепренеров, TOT
поймет, какой ужас, какая катастрофа
не иметь успеха здесь. Только сидя
здесь, я понимаю и трепещу при мыс-
ли о том, что бы сделал с нами Гест,
Шуберт, Отто Канн (имена антрепре-
неров. - А. С.), если бы мы не имели
успеха и принесли бы убыток».
	Можно ли сомневаться в том, что
правдивое, не терпящее. фальши и
обмана искусство Художественного
театра не смогло. бы жить и плолот-
ворно развиваться в подобных уело-
виях. В буржуазных странах. неодно-
кратно возникали попытки реформи-
ровать театр с тем, чтобы творческие
проблемы занимали в нем более внд-
ное место. Эти попытки неизменно за-
канчивались провалом. Нельзя coa-
дать творчески полноценный. театр,
лишая его плодотворной силы  про-
тгресоивных Идей. А вооружнть театр
такими идеями современная буржуа-
зия не может. да а не хочет.
	Аарактерно, что попытки создать за

ницей Театры, следующие системе
МХАТ. исходили от наиболее про-
грессивных театральных деятелей. В
Соединенных Штатах Америки теат-
ры, стремившиеся к решению творче-
ских задач и к серьезному репертуа*
Py начали создаваться примерно ©
1915 года. Эти театры. противопостав-
ляя себя обычным коммерческим те-
атрам, образцом для себя избирали
Московский Художественный театр.
Онн создавали постоянные труппы,
стремились к разнообразному и солер-
жательному репертуару. Ови н назы-
вали себя обычно «репертуарными те-
атрами».

Однако жизнь таких театров была
недолгой. Они закрывались в резуль-
тате конкуренции, в связи ¢ OTCYT-
ствием у прогрессивных деятелей те-
атра серьезной материальной базы, в
конечном итоге — восилу коренных
противоречий между подлинным ис-
кусством й всем «образом жизки» н
порядками современного буржуазного
общества. р

Самая серьезная попытка созлать
«американский МХАТ» принадлежит
		им путем реализм —глубокий, полный
жизненной убедительности, ‘оплодот-
воряемый наиболее прогрессивной
драматургией своего времени, драма-
тургней Чехова и ГорБкого. Они тем
самым противопоставили <©вой театр
разлагающему яду лекаданса, уже
входившего повсеместно в моду и за
рубежом, и в России. Станиславский
и Немирович-Данченко боролись вме-
сте с тем против рутины и бессолдер-
жательности императорских театров,
против жалкого  приспособленчества
частных театров.
	«Мы стремимся создать первый ра-
	‘зумный нравственный сбщедоступный
театр и этой высокой цели мы посвя-
щаем свою жизнь». Так говорил Ста-
ниславский летом 1898 года. -

Художественный театр был театром
подлинно новаторским. Его возникно-
вение означало крупный шаг вперед з
развитии мирового театра. А его поя-
вление в эпоху начавшегося всеобще-
го упадка буржуазной культуры еще
раз говорило о неисчерпаемых в03-
можностях блистательного гения рус-
ского народа,
	  Bee живые силы Россин поддержа-
ли дело создания ^ такого театра. ©
‘первых своих спектаклей он завоевал
широкую популярность и быстро до-
стиг блестящего расцвета. Но Хуло-
жественный театр шел в гору-лишь до
тех пор, пока нарастала революцион-
ная волна, Уже в самом начале реак-
ции, последовавшей за бурным рево-
люцнонным под’емом 1905 года, назн-
нается глубокий кризис театра, -2
Атмосфера самодержавно-буржудз-
ной реакции не давала театру в03-
можности вернуться к демократии, к
народу. Кризис углублялся. ь
Обновление театру принесла couna-
листическая резолюция, Можяо счи:
Zam» несомненным, что в условиях
  буржуазно-помещичьей России Хуло-
‘жественный театр никогла не емог бы
‚последовательно  редлизовать_ свой
Г принципы, а тем более отпразлновать
‚ свое славное 50-летие. :
Заняв ведущее положение в социа-
лиетической театральной культуре,
  МХАТ стал учителем и образцом для
  сотен многонациональных театров Со-
	Благоприятные условия для своего
  применения принципы Художествен-
ного театва находят в тех странах,
гле театр становится делом народа и
активно участвует в строительстве.
новой жизни. Еще. в начале века дея-
тели пражского театра, который был
тогда средоточием чешекой нацио-
нальной культуры, боровшейся про-
тив гнета габобургской монархии,
стали горячими сторонниками МХАТ.
Прекрасный театр братского русского
народа, который они увндели в 1906
году в Праге, давал им новые силы
ий волю к борьбе за сохранение чеш-
ской культуры н независимость Че-
хословакии. Известный чешюкий ре-
жиссер Ярослав Квапил поставил тог-
да под влиянием МХАТ «Три сестры»
Чехова, а Станиславский всячески
помогал ему в этой постановке.
Сейчас театр Чехословакии с 0осо-
бым вниманием следит за творче-
ством МХАТ и с успехом ставит спе-
ктакли его репертуара. Такой же ин-
терес мы ‘наблюдаем и в Болгарии,
где поставили недавно «На дне»,
«Платон Кречет», «Русский вопрос»,
чтобы на этих спектаклях поднять
идейный уровень и Феалистическое
мастерство болгарского театра. В
Северной Корее первыми спектаклями
Нхеньянского народного театра были
«На дне», «Чайка», «Вишневый сад»,
Изучение творческого опыта вели-
кого русского театра помогает теат-
ральной культуре стран новой демо-
кратии утвердиться на путях реализ-
	ма и тем самым етать ближе к на-.
	роду.

В России МХАТ возник как одно
из проявлений общественного под’ема
накануне резолюции 1905 года, Когда
в конце ХТХ века Станиславский и
Немиэсаич.Данченко искали ибвых
путей развития некусства сцены, они
делази это во имя приближения теат-
ра к запросам своего времени. к зап-
		А, СОЛОДОВНИКОВ
<
	заехать в Лондон, так и не побывал,
в английской столице ввиду проте-
стов английских актеров против при-
езда «иностранных трупп».

Эти факты достаточно наглядно’
характеризуют обстановку, в которой
приходилось Художественному теат-
фу гастролировать за границей. Одна-
ко сила искусства МХАТ опрокинула-
все козни и все попытки бойкота, И.
на этот раз спектакли в Европе и
Америке сопровождались полными
сборами, бурным успехом, всеобщим
признанием высокого мастерства Ху-
дожественного театра .

Знаменитый французский режиссер
и реформатор тедтра Андре Антуан в
одной из своих статей писал: «...Че-
рез несколько дней после начала га-
стролей Художественного театра ста-
ло ясно, как много наш теётр должен
у него учиться. Совершенство режис-
суры... ‘законченность декораций и
костюмов... высокий уровень мастер-
ства y актеров, их самоотверженная
дисциплина, их любовь к Театру за-
ставляют нае особенно остро почув-
сетвовать, как много мы должны еде-
лать, чтобы наш театр вновь занял
утерянное им меето.,.».

Призывы «учиться у МХАТ» быля
лейтмотивом многих выступлений
прессы в Европе и Америке. Это тем
более знаменательно, что буржуазный
мир в те годы уже не мог не связы-
вать Художественный театр с новой
культурой, строящейся в стране со-
циализма. <..Поистине и в области
театра Росеня преподала нам урок
коммунизма... », писала- французская
газета «Эроп Нувель» 18 декабря
1822 года. А настроение передовых
кругов американской интеллигенции
достаточно ADKO характерязуется
письмом. которое получила тогда
О. Л. Книппер-Чехова от председа-
тельницы отдела романеких языков
Коннектикутского колледжа:

«Вы—в наш век трагической бессо-.
вестности, жалкого буржуазного оп»
тимизма, невежества, машин и хаоса
—не даете права впадать в отчаяние.
Все у вае меня восхищало, но 9с0-
бенно этот совершенный реализм, да-
ющий полное понимание внутренней
жизни, Вы-вёликие созидатели, те,
которые спасут наш умирающий за-
падный мир, если еще можно, если
еще нужно его спасти. Услышав вас,
я еще болыше уверовала, что свет
придет из Росеии...».

Такие же признания великого зна-
чения и влияния МХАТ на мировое
театральное искусство сопровождали
его гастроли в Париже, происходив-
шие в 1937 году. ,

Художественный театр за годы
своих странствий в городах Европы и
Америки дал 541 спектакль. Эти спек-
такли взрывали традиционно-буржу-
азные представления о назначении и
возможностях театра и искусства во-
обще; волновали умы передовой ин-
 теллигенции.

Демонстрация высокого искусства
МХАТ вызвала в мировой и особенно
американской прессе широкую  дис-
’куссию. Споры сводились к вопросу:
является ли МХАТ порождением чи-
сто русским или его искусство, и в
частности система ‘Станиславского,
имеет международный характер и
призвана оплодотворить весь совре-
менный театр. Вще более существен-
ной была другая проблема, которая,
собственно говоря, и являлась стерж-
нем дискуссии. Может ли при бур-
жуазно-капиталистаческих порядках
существовать подлинно художествен-
ный и прогрессивный по своим идеям
и репертуару театр? Или приходится
признать, что только культура соцна-
‘лизма способна питать и развивать
` настоящее и высокое искусство?
	Спор был именно аб этом, хотя бур-
жуазные искусствоведы и критика
стремились всячески затушевать по-
побную прямую и принципиальную по-
становку вопроса. Многие из них счи-
					отчаяния. Педаром в одном из своих
писем из США Станиславский заме-
	принадлежат   росам демократической части русзко-   ветского Союза и для прогрессивных
	режиссеру Клэрману. Он организовал ‘го общества. Они смело избрали сво-   театральных деятелей всего мира. _=`
	тали, что творческий опыт Художе-  ! тил: