СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		NOG Yb
	* * wk .

Идеи Станиславского и кино    eartp- учит гель -

Сознавая  историче- ‹ испытали на себе та-

Многие из нас до сих пор не пред- ском регистраторе», Леонидова в кар-   скую роль и огромное кие корифеи украин-
ставляют себе в полной мере, какую В HY ROBKHIH тинах «Крылья холопа», «Гобсек» и   значение Московского Г. РЫЖИЦКИЙ ской сцены, как М,
огромную роль сыграл Московский , других, Баталова в «Матери», «Пу-  Художественного Te- © Заннковецкая ип.
Художественный театр в развитии не © тевке в жизнь», Качалова В «Белом атра, К. С. Станислав- : Саксаганский, сделав:
	только русского и мирового сцени- - . } орле», Тарханова в «Иудушке Голов-   ский призывал своих учеников «не су-, шие в 1912 году попытку организовать

2 тгьълиалла RESTO AATTUS NUS TY
	в Харькове Украннский Аудожеетвен-
	ный театр. по образу и подобию Мос-
ковского. В стенах МХАТ работали,
кроме Марджанова, грузины Ладо
Месхишвили (Вл. Алексеев-Месхиев}
и В. Мчедлишвили (Мчеделов), ар-
мянин  Аршак Бурлжалян (Г. Бурджа-
лов) И др. Через них принципы
	МХАТ проникли на Украину, в теат-
ры Грузии и Армении. Но особенно  .
	ры Грузии и Армении. Но особенно
сильным, глубоким и непосредетвен-
ным оказалось влияние МХАТ на
искусство народов нашей страны по-
сле Октябрьской революция.
	Олин из крупнейших драматургов
Украины Ив. Кочерга назвал Cra-
ниславского человеком, совершившим
«подлинную революцию в театре, соз-
давшим действительно художествен-
	ный театр, театр, подошедший с пре-
дельной близостью к жизненной
правде».
	Именно в борьбе за глубокое рас-
крытие на сцене этой «жизненной
правды», в борьбе за овладение ме-
толом  социалистического реализма
система Станиславского и оказала
нашим национальным театрам неиз-
меримую услугу. Наслаждаясь  свое-
образием национальной формы в. игре
таких мастеров украинского  совет-
ского театра, как А. Бучма, Н. Уж-
вий или М. Крушельницкий, мы,
вместе с тем, улавливаем в их испол-
нении ту «правду жизни», за KOTO-
	‘рую всегда ратовал Станиславский.
	И разве не. «по правде» играет 14>
лантливейший мастер грузинской
сцены А. Хорава, исполняя роли Отел-
ло, Ивана Грозного ‘или советского
полководца Муравъева?
	Армянский театр также испытал
весьма ощутимое воздействие мето-
дов МХАТ. Г, Бурджалов, а затем
Р. Симонов и И. Раппопорт  стано-
BATCH воспитателями целой плеяды
молодых деятелей советского театра
Армении. Воспитанник“ Московского
	ГИТИС Алиль Искенлеров приобщил  .
	к системе Станиславского коллектив
руководимого им Азербайджанского
драматического театра им. Азизбе-
KORA.

Целый ряд режиссеров, ставших в
дальнейщем во главе крупных на-
циональных коллективов, выходит из
стен ГИТИС: это Гомбо Цыденжа-
пов — художественный руководи-
тель Бурят-Монгольского музыкаль-
но-драматического ‘театра, режиссер-
постановщик Татарского академиче-
ского театра им. Г; Камала в Каза-
ни Ш. Сарымсаков, киргизекий ре-
жиссер А. Куттубаев, художествен-
ный руководитель Чувашекого театра
К. Иванов и Ap.
	Не остались чуждыми мхатовским
веяниям И Театры Прибалтики, в те-
чение долгах лет работавшие в OT-
рыве от советской сцены. В. послед-
ние годы работники латышских  те-
атров пришли к глубокому проникно-
вению в сущность методов МХАТ.
Многое сделал в этом отношении Э.
Смилтие, высоко поднявший принци-
пы  дисциилыны, профессиональной
этики и общей культуры театра.

Театры Средней Азии также впи-
тали в себя идеи Станиславского и
Немировича-Данченко. В 1927 г, сту-
дию, которой руководил Р. Симонов
й в которой читал лекции сам К.С.
Станиславекий, окончили 17  моло-
дых работников узбекской cuet.
Среди них были Абрар Хидоятов, М.
Уйгур, Сара. Ишантураева, ныне цвет.
и гордость театра Советского Узбе-
киестана. :

Влияние ‘учения Станиславского
и творческих методов МХАТ распро-
страняется далеко за пределы наше-
го Союза, Активные последователи
МХАТ есть в странах новой’ демо-
кратии — в Болгарии, Польше, Че-
хословакии. Книги Станиславского
переведены на многие языки, в TOM
числе на китайский и монгольский.
Разрушая окостенелые формы старо-
го классического китайского театра,
сценические деятели Монгольской
Народной Республики и прогрессив-
ные артисты Китая включаются в
борьбу за сценический реализм. И
там, на далеких ‘рубежах, они сейчас
держат равнение на МХАТ — на ту
«художественную вышку», которая
венчает тватральное искусство Стра-
	ны Советов.
	ческого искусства, но также в раз-
витии других искусств и в особенно:
стн — кинематографии.
	Кинематограф родился за три гола
до того, как в пеззый раз раскрылся
занавес Московского Художественно-
Общедоступного театра, Но искусст-
вом кинематограф стал много позднее.
Понадобились десятилетия, понадоби-
лась Великая Октябрьская социали-
стическая резолюция, вырвавшая ки-
нематограф в нашей стране из рук
торгашей и спекулянтов, чтобы он
стал искусством. Только советский
кинематограф поставил перед собой
важную и благородную задачу-под-
хватить великие прогрессивные идеи,
питающие творчество лучших пред-
ставителей народа, развивать и про-
пагандировать эти идеи, нести их в
широкие массы зрителей.

Теперь каждому ясно, что установ-
	ление тесных творческих связей
взаимно обогащает кинематограф
и театр. Однако в предреволюци-
	онные годы взаимоотношения между
театром и кино были иные,

Многие работники театра вообще
не считали кино искусством. Куль-
тура театра, говорили они, с03-
давалась «Фолетиями.  Актеры и ре-
жиссеры театра владеют опытом, на-
копленным поколениями. Кинос’емка
же -- лишь техническое изобретение,
позволяющее раз навсегда зафикси-
ровать театральную игру и много-
кратно показывать ее.

Только деятели передового Худо-
жественного театра иначе отнеслись к
самому молодому искусству. К. С.
Станиславский еще в 1914 году гово-
рил: «Многие опасаются победы кине-
матографа над театром, волнуются
этим, пишут и спорят, но никто не
пытается изучить кинематограф. Ведь
мы совершенно не знаем ни его
средств, ни его возможностей,
не знаем, есть ли игра актера для эк-
рана искусство или ремесло, или это
что-нибудь третье, новое, чего преж-
де не могло быть»,

Еще более определенно и уверенно
высказался тогда же один из крупней-
ших актеров МХАТ Л. М. Леонидов.
«Я. — сказал он, — в одинаковой сте-
пени люблю кинематограф и театр,
если в них, или, вернее, в игре актеров,
наблюдается высокое творчество, иск-
реннее, продуманное и яркое служе-
ние искусству». И далее: «Кинемато-
граф прел’являет, как это ни’ стран-
ко, одно очень. серьезное и, несомнен-
но, ценное требование к актеру: это—
совершенство техники, которое едва
ли может быть доступно всякому дра-
матическому актеру на нашем совре-
‘менном театре».

Такие голоса тогда раздавались,
однако, пожалуй, только из МХАТ.
Для большинства же театральных
деятелей вопрос о природе и качест-
вах кино, как искусства, являлся в
лучшем случае спорным.

В свою очерель, многие работники
хино не только считали кинематограф
новым, самостоятельным искусством
н0 и стремились его всячески обосо-
бить от искусства театра, даже про-
тивопоставить театру.
		Мы называем теперь МХА! теат-

ром-академией, театром-учителем. Мы
свободно пользуемся выражением
 «мхатовский спектакль», как будто
‘это понятие наделено точными и не-
изменными признаками. Действитель-
°но, МХАТ стал учителем всех пере-
‘довых театров страны, всех прогрес-
сивных актеров и режиссеров MUDA.
“Действительно, при словах «мхатов-
ский спектакль» возникает -представ-
-ление о высоком образце сценическо:
-го искусства, созданном ансамблем
мастеров. Художественный театр Ha-
мщел свой стиль актерской игры и ре-
жиссуры. .
- Но каковы черты этого стиля? Че-
му должны учиться у МХАТ моло.
-дые и зрелые сценические ансамбли?
- Стиль Художественного театра— яв»
ление гораздо более сложное и ияте-
„ресное, чем популярное, весьма рас-
пространенное, но неверное предетав-
ление о «чеховском» спектакле, Вели-
кие мастера Художественного театра
посвятили свою жизнь бесконечным
творческим исканиям, они ‘боролись
со всеми разновидностями штампа—
‚за искусство идейное, правдивое и
страстное, в поисках таких вырази-
тельных средств, которые позволилч
бы перелать в искусстве театра вею
правлу жизни, все мысли и чувства,
‘волнующие современников. Именно
Художественный театр’ нашел самые
верные пути к стилю нашей  эпохи—
стилю социалистического реализма. И
вот поэтому мы вправе сейчас  наз-
вать МХАТ театром-учителем, ‚ теат-
ром-академией.

Две решающие победы одержал на
протяжении своей пятидесятилетней
истории Художественный `театр. В
начале века он Нкобелил рутину, KOC-
ность, пошлость «императорского» И
&коммерческого» театра. Это былз
победа театра новаторского, театра
демократического, который сумел най-
ти таких драматургов, как Горький н
Чехов. и выразил мысли и. чуветва
лучших людей ‘своего’ времени.

Во второй половине своей ‘жизни
“XAT победил  формалистический
	живать своих художественных инте-
ресов», а внимательно «изучать и дру-
	гие театры», чтобы всегда быть го-
товыми * «по мере своих сил и воз
можности» помогать другим творче-
		леве», «Грозе», «Юности Максима»;
Хмелев, Добронравов, Станицын, Бо-
голюбов, Ливанов -и другие арти-
сты МХАТ, участвуя в фильмах Про-
тазанова, Юткевича, Цетрова, Козин-
цева и Трауберга, Эрмлера, Савченко
и многих других мастеров кино, нз-
сли в кинематографию творческую
практику Художественного театра.
способствуя утверждению «системы
Станиславского» не только в актер-
ской, но м режиссерской работе кине-
матопрафистов.
	Для кинорежиссуры имеет исклю-
чительное значение провозглашенный
Станиславским принцип _ подчинения
всех частностей, вплоть. до мельчай-
шей детали, спектакля или поведения
актера, единому, «сквозному» ходу
развития действия. Для работы в ки-
но сохранило полную силу решающее
положение системы Станиславского о
необходимости, во-первых, вскрытия
и установления основного смыслового
хода развития произведення в целом,
во-вторых, вскрытия (и установле-
ния линий развития каждого отдель-
ного образа, в-третьих, взаимной
связи и взаимного подчинения этих
линий и, наконец. HX подчинения
«сквозному действию» всей пьесы В
целом.

Такая система, по самой сути сво-
ей, не могла не быть истинно реали-
стической, враждебной как натура-
лизму, так и проявлениям формали-
стических тенденций. Попытки обви-
нить МХАТ в натурализме были яв:
но несостоятельными. Ведь  пороч-
ность натурализма заключается не в
том, что он тщательно и точно вос:
производит какую-нибудь сторону
явления ин углубляется в его мель-
чайшие детали, а в том именно, что он
изображает это явление в целом не»
верно, отрываясь от идейного содер-
жания явления и нарушая его связи
с окружающим. Художник-реалист,
в своем стремлении как можно бли-
же подойти к отображению действи-
тельности может как угодно глубоко
уходить в проработку мельчайших
деталей, но всегда его изображение
будет подчинено, если можно так вы-
разиться, «познавательной. перспекти-
ве»: самое важное, самое характер-
ное неизменно будет впереди, менее
характерное или случайное будет от-
даляться. Именно это мы и видим в
творческой практике МХАТ, ничего
общего не имеющей с натурализмом.

Лучшим оружием борьбы с чужды-
ми нам формалистическими и натура-
листическими тенденциями является
живая практика реалистического ис-
кусства, нашедшая свое великолепное
воплощение в системе Станиславеко-
го. Она учит нас воспитывать в себе
и в актере неутомимое стремление
подойти со своей художественной
правдой как можно ближе к празде
жизни. И нам надо бояться не этого
Приближения, а отрыва от жизни, от
ее движения, от законов ее развития.

В развитии: советского киноискусст-
ва, в творчестве его художников пе-
редовые традиции лучшего нашего те-
атра имеют важное прогрессивное
значение.
		В процессе развития социалистич?-
ской культуры стали очевидными не-
обходимость и неизбежность глубо-
кой связи и прямой преемственности
между высокой культурой театра и на-
рождающейся культурой кино. Есте-
ственно, что такая органическая связь
кино с другими искусствами возникла
н окрепла в первую очередь под бла:
готворным влиянием самого передо-
вого течения в искусстве театра —_
	вырвавая КИ реалистической школы МХАТ, неот-
стране 3 РУК делимой от её родоначальника — ве-
№, ЧТОбы ОН ликого теоретика и практика теат-
	рального искусства — Константина
Сергеевича Станиславского.

Принципиальные основы «системы
Станиславского» действительны и
важны для любого искусства, практи-
ческие же формы «системы» имеют
особенно важное значение для работ-
ников кинематографии. Известно, что
в силу своеобразных и сложных тех-
нических условий с’емки игра актера
в кино разбивается на ряд отдельных
мелких и даже мельчайших кусочков.
Причем отдельные отрывки роли ие-
полняются вне той последовательно-
сти, в которой раскрывается образ и
развивается действие произведения.
Часто конец фильма снимается рань-
ше, чем его начало, и события, явив-
шиеся следствием какого-либо по-
ступка или факта, изображаются ис-
полнителями прежде, чем.этот посту-
пок или факт совершился.

Вся работа актера в кино наполне-
на разрывами и  перестановками,
Какой же ясностью и прочностью
должна обладать найденная актером
внутренняя линия образа, его поведе-
ния, чтобы не  искривиться, не
сломаться, не потеряться во всех
этих сложных и запутанных
внешних условиях! С какой от-
четливостью должен он воспроизво-
дить свое внутреннее состояние, что-
бы два куска пленки, снятые в разное
время и механически склеенные вме-
сте, воспроизвели бы на экране еди-
ное, непрерывное, естественно разви-
вающееся живое поведение живого
человека!

Система Станиславского, воспиты-
вающая в актере уменье в каждый
момент работы над ролью сосредото-
чить все свое внимание и силы на
внутренней линии ее развития, на том,
что Константин Сергеевич называл
«переживанием», оказывает неоцени-
мую помошь актеру в своеобразных
условиях работы для кино. Больше то-
го, немыслимо полноценное актер-
ское творчество для экрана вне этой
системы, которая учит актера запоми-
нать особой, внутренней, «полной» па-
мятью не внешние особенности его
поступков, а то, что заставляет его
делать эти поступки. И естественно,
что школа МХАТ в практической ра-
боте по постановке многочисленных
фильмов самыми различными режиссе-
рами все же определилась вначале
как ведущая, а затем как основная
актерская школа в кино. Этому спо-
собствовало’ и непосредственное уча-
стие в с’емках фильмов ряда крупных
артистов Художественного ‹ театра.
Достаточно вспомнить хотя бы игру
Москвина в «Поликушке» и «Коллеж-
		Передовой театр — это образец,
учитель, призванный «неустанно за-
ботиться о том, чтобы удержать’ свом
	достижения и подтягивать к ним

другие театры». Окидывая _ взором
тридцатилетний путь, пройденный
	МХАТ, Станиславский так формули-
ровал высокую миссию своего театра:

«Новая и важная задача  передо-
вого театра заключается в том, что-
бы постоянно стараться строить из
своего коллектива художественную
вышку, венчающую искусства  стра-
ны. К высотам этой вышки должны
стремиться все, по ней должны рав-
няться остальные театры нашего оте-
чества, и, если возможно, то и всего
мира». `И добавлял; «Беда, если вы-
сота- такой вышки снизится. Это по-
тянет за собой все другие театры,
это сбавит требования к подлинному
искусству».

Можно смело ‘утверждать, что
сейчас во всем Советском Союзе не
найдется ни одного национального
театра, идущего путем сценического.
реализма, который так или иначе, в
той или иной степени и форме,. не
испытал бы на себе воздействия
культуры и методов МХАТ.

Откликаясь на смерть Станислав-
ского, Гнат Юра’ писал: «Влияние
К. С. Станиславского на творческую
жизнь всех театров Союза, в том
числе и на жизнь украинского теат-
ра и театров других национальных
республик — огромно. Настолько
огромно, что не поддается даже уче-
ту, ибо оно насквозь пронизало все
сушество, всю творческую  деятель-
	ность всех театров нашего необ ят-.
	ного. счастливого Союза ССР».
	Чему учатся наши национальные
театры у старшего своего собрата?
Глубокому проникновению в идейное
содержание произведения, раскрытию
на сцене подлинной «правды жизни»,
высокой общей культуре театра.

Многое из того, что внес МХАТ в
нашу театральную культуру, сейчас
стало настолько общепринятым,   са-
мо собою ‘разумеющимся, что мы `за-
частую  недобцениваем значения И
масштаба той‘великой ‘реформы, ко-
торую совершили на’ театре Стани-
славский и Немирович-Данченко.

До сих пор не замолкли рассужде-
ния о том, что — прекрасная сама по
себе — система Станиславского прч-
водит к сглаживанию специфических
особенностей отдельных театров и что
внедрение этой системы в творческий
метод лишает театральное искусство
данного народа его национальной спе-
цифики. Трудно представить себе
точку зрения более ошибочную.

Секрет расцвета’ наших националь-
ных театров заключается” именно в
умении совмещать” национальную
форму, характерную для строя данно-
го Театра, с методом сценического
реализма, в основе которого и лежит
«система Станиславского».

Сам Константин Сергеевич писал:
«Моя система относится не к OT-
дельной эпохе и ее людям, но к 9р-
ганической природе всех людей ар-
тистического склада, всех’ нацио-
нальностей и ‘всех эпох». И дальше
Станиславский написал следующие
замечательные слова: «Пусть каждая
нация, каждая народность отражают
в искусстве свои самые тончайшие,
национальные ‘` человеческие черты,
	  пусть каждое из этих искусств сохря-
	няет свои индивидуальные краски, то-
на и особенности. Пусть в этом рас-
крывается душа каждого из народов.
Хорошая национальная пьеса, хорошо
поставленная ‘и сыгранная хорошими
актерами их наций — лучше всего
вскрывает душу народа».

Значит, цель и назначение систе-
мы — по убеждению самого Слани-
славского — че в нивелировке, не в
стирании национальных  особенно-
стей, а, напротив, в том, чтобы содей-
ствозать максимальному и. полному
раскрытию именно национальных на-
чал и особенностей данного театра.

Воздействие МХАТ на творчество
работников наших национальных те-
атров поистине огромно, неизмеримо.
Еще в дореволюционное время его
	обновлении, совершенствовании стиля,
творческого метода. Драматургия тех
лет сковывала творческие возможно-
сти театра..И только революция от-
крыла перед театром неизведанные,
необ’ятные просторы, ‘указала ему.
путь в будущее, вызвала прилив`твор-.
ческой энергии. :

У всех на памяти блестящий: ‘цикл
современных спектаклей Художест-
венного театра. Именно тогда, когда.
МХАТ показал на собственном приме-
ре, как надо трактовать современные
темы и образы, как следует вопло-
щать на сцене характеры людей на-
шего времени, он стал учителем мно-
гонациональной семьи наших театров.

И в этом сказалась его новаторская
роль и верность лучшим традициям

классического ‘русского театральное.
искусства, Он был в этом случае под-.
	линным новатором, потому что нч
один театр до ‘него не создавал на
сцене такие правдивые и разнохарак-
терные портреты современников. Он
был верен лучшим классическим тра-
дициям, потому. что в его  современ-
ных спектаклях не было ремесленни-
ческого приспособленчества и фаль-
шивого схематизма; о МХАТ можно
сказать, что он соединил классическое
русское театральное искусство с сов-
ременностью,
Немало писалось о том, какую роль
сыграла в истории советского теват-
рального- искусства вообще, и в’ исто-
рии МХАТ в частности, постановка
«Бронепоезла» Re. Иванова. Этим
спектаклем МХАТ нанес .cMepTeJib-
ный удар театоальным  «левзкам»,
формалистам, пытавшимся изобразить
дело таким образом, как будто толь-
ко они, «левые» режиссеры и актеры,
способны сыграть ° революционную

пьесу.  «Бронепоезд» был сыгран.

МХАТ в традициях классического ре-

`алистического. искусства, и B TO KE

ремя это был новаторский для
ХАТ спектакль. Качалов в роли
	Вермнинина, .Хмелев в роли Пеклева-
	нова, Баталов в роли Окорока, Кед-
ров в роли Син Бин-у создали обра:
зы, овеянные революционной роман-
тикой, Это был в то же время мону-
ментально-героический спектакль.

Совсем в другом плане был сыгран
МХАТ «Страх» А. Афиногенова. Ha
этот раз театр как бы углублялся в

И. Немирович-Данченко.
			творческий
	ский реализм, стремление овлалеть
творческим методом Станиславского
способствовало расцвету сценического
искусства Латвии, а после установле-
ния советской власти. помогло ла“
тышским театрам и в их числе и Госу-
дарственному театру драмы Латвий-
ской ССР, быстрее найти нуть к 690-
пиалистическому реализму.
	Огромную помощь в овладении си
стемой Станиславского оказал нам
коллектив Московского `Художест=
венного театра. Когда во время Оте-
чественной войны группа латышских
актеров эвакуировалась в тыл, Мое-
ковский Художественный театр дал
им убежище и организовал для НИХ
специальные курсы актерского Ма-
стерства. Таким образом, Московский
Художественный театр дал возмож-
ность оторванным временно от своего
театра латьниским актерам  приоб-
щиться к тому великому творческому
методу, который в течение десяткуз
net вырабатывалея Станиславским и
`Немировичем-Данченко.
	нувшись на территорию Латвий»
ской ССР, большинство актеров этой
группы выдвинулозь в первые ряды
латышской сцены и применяет на
практике полученные в Москве n03-
нания. Большая забота Художествен-
ного театра по отношению к латыш-
ским актерам говорит об искренней
любви, которую испытывает благорол:
ный и славный представитель великой
русской культуры к братскому ла“
тышскому народу.

Овладение учением Станиславского,
применение его в сценической прак-
тике помогает нам развить новые
творческие силы. Это хорошо  пони-
мают лучшие представители латыш-
ского сценического искусства как
старшего, так и младшего поколения,
Учась у МХАТ, мы строим наш ла-
тышский советский театр, делаем на-
ше сценическое искусство выразите-
лем жизненной правды, борцом за
будущее, стремимся создать партийное
искусство, способное звать народ К
самым возвышенным залачам.
	Р. ЗАНДЕРСОН,
художественный руководитель
Государственного театра драмы

Патрияской ССР.
	Ресценный
	Мастера латышской сцены росли я
развивались в прямом или косвенном
	общении с величаинтим театром мира
—с русским театром, в котором зву-
чали голоса Островского, Чехова и
Горького, Прогрессивное латышское
театральное искусство в своих поста-
	новках, в манере актерской игры веег-
	да стремилось к реализму, имея об-
разном сценическое искусство рус-
ского народа.

Можно было бы вепомнить неодиз
пример, характеризующий прямую
связь латышского театрального ис-
кусства с гениальными мастерами
русской сцены. Дубуре — известней-
ший в истории латышского театра пе-
дагог театрального искусства, теат-
ральный критик и артист—вел в свое
время деятельную переписку < гени-
альным теоретиком театра, с создате-
лем Московского Художественного
театра К. С. Станиславским. Воспитан-
ники и ученики Дубуреа — ныне ру-
ководящий состав Государственного
театра драмы Латвийской ССР — уже
десятки лет пользуются его театраль-
ной системой. ^ .

Бури первой мировой войны занесли
многих латышских актеров в Москву.
	Полной горстью черпали они вели-
кий творческий опыт, уже накоплен-
	ный в те годы Московским Аудоже-
	ственным театром. Но, вернувшись
на родину, они не сумели полностью
применить и использовать приобретен-
ный ими опыт. Оторванность от стра-
ны Великого Октября, влияние бур-
жуазной идеологии мешали нашим
актерам и режиссерам верно воспри-
нять систему Станиславского, выра-
стить в Латвии такое же живое дре-
во искусства, какое росло и расцве-
тало в стране социализма. Результа-
ты этого отрыва сказывались как в
процессе актерской работы, так и в
постановках, И с системой Станиелав-
ского произошло то, OT че в
свое время предостерегал сам K. C.
Станиславский: гениальный новатор-
ский метод творческой работы прев-
ратился в своего рода догму.

Тем не менее, стремление углублять
	в творческом процессе психологич--
		кс. Станиславский, А. М. Горький и М. ИП. Лилина. (1902 г.)
		°
Я. ВАРШАВСКИЙ
-®
	театр, доказав, что именно ему,
МХАТ, доступно воплощение рево-
люционных. герояческих образов. Это
была победа театра высоких, класси-
ческих традиций, носителя главней-
	ших принципов великого русското 16
	атрального иекусетва,

Традиции и новаторство—эти’ два
понятия в первые годы становления
советской культуры Многим казались
противоречивыми и непримиримыми.
А. А. Жданов в своих блестящих вы-
ступлениях по вопросам социалистя-
ческой эстетики показал, что немыс-
лимо подлинное новаторство без ус-
воения лучших традиций прошлого и
нельзя сохранить эти - традиции, He
развивая их на новой основе, в новых
условиях. Вся деятельность Художе-
ственного театра великолепно пПол-
тверждает эту истину. На всех значи-
тельных этанах творчества Художест-
венного театра мы видим столкнове-
ния, борьбу и сложное единство «тра-
дипионного» и «новаторского» начала,
Так складывался его стиль,

Станиёлавский и `Немирович-Дан-
ченко в первых же своих спектаклях
удивили театральную публику многи
ми неожиданными по тому времени
новшествами. Не будём перечислять
их—-они общеизвестны. Но вот одна
характерная черта, в которой выражя-
	лось ИХ стремление к сценическому
	реализму: они упразднили актерскую
риторику, научили актеров простой,
		нидова, Гарханова было то, что они
смогли вырастить и воспитать второе
поколение мхатовцев, которое зовется
октябрьским — поколение Хмелева,
Добронравова, Кедрова, Тарасовой,
Грибова Ливанова, Андровской,
Бланской, Степановой, Яншина.
Огромная заслуга «второго о поко-
ления» мхатовцев в том, что они
восприняли лучшие традиции  стар-
ших мастеров и  по-новаторски
продолжали развивать их. Особенно
яркой в этом отношении была фигура
Н. Хмелева. Он был крайне чуток ко
всему, что делалось в других теат-
ральных коллективах страны, и заме-
нал лучшее в творческих поисках на-
иболее одаренных режиссеров и акте-
ров любого театра. У одних актероз
Хмелев и его товарищи видели еме-
лое заострение социальной и психоло-
гической характеристики, у других—
интересную поэтическую форму
образа, у третьих-виртуозное влале-
ние сценическим ритмом, выразитель-
ную пластику. И они обогашали ис-
кусство Художественного театра
всем лучшим, что найдено и достиг-
нуто в советском театральном искус-
стве. МХАТ учил другие театры и
учился у них. В этом секрет его He-
увядающей молодости.

Множество изменений претерпел
стиль этого театра за 50 лет! Он
впитывает в себя живые соки жизни
и потому неизменно развивается.
Все более мужественным, MacmiTa$-
ным, эпическим становится MxaTOR-
ский спектакль.

Теперь театром с честью руководит
истинный мхатовец — М. Кедров, не
только ‹унаследовавший от своих
учителей их метод, но, что еще важ-
нее, обладающий такой же высокой
принципиальностью в. искусстве, такой
же страстью к постоянному  совер-
шенствованию.

Широкие пути - открыты перед Ху-
дожественным театром. Мы уверены,
что наследники Станиславского и Не-
мировича-Данченко, Москвина и Кз-
чалова поведут театр к новым творче-
ским открытиям, совершенствуя его
стиль, и будут чуткими ко всему, что
открывает перед ifckyceTBOM наша
необ’ятно широкая социалистическая
действительность. Они не остановят=
	ся, не успокоятся на достягпутом.
	отдельности. Черты эпического стиля
театр искал не в стилизации мизан-
сцены, жеста, речи, а в. напряжен-
ном, страстном ритме действия, во
внутренней, духовной значительности
таких образов, как Фрод и  Листрат.

Советские театры отличаются раз-
нообразием художественных  интере-
сов и устремлений. Спектакли Театрз
им. Руставели не спутаешь со спек-
таклями Театра им. Янки Купалы,
Театр им, И. Франка не похож на ла-
тышский Дайлес-театр. Но при всем
стилевом разнообразии этих и других
сценических ансамблей каждый из
них извлекал для себя ценное в опы-
тах и исканиях МХАТ, Актеры пол-
черкнуто-романтической манеры учат-
ся у него психологическому оправда-
нию образов, мастера строго-реалисти-
ческой школы — лиризму, романтиче-
скому взлету, свободной и естествен-
ной патетике.

В годы войны мхатовцы с под’емом
сыграли «Фронт», «Глубокую развед-
ку», «Русских людей»  «Офицера
флота». В этих спектаклях, так же как
в «Победителях» и «Днях и ночах»,
театр создал мужественные образы
людей фронта и тыла, образы глубо-
ко-патриотические и целеустремлен-
ные. Таким был Белобров—Москвин,
Горбунов—Болдуман, Сафонов—Доб-
ронравов, Глоба-—Грибов, Муравьев—
Боголюбов, -Ca6ypos—Maxapop 4
многие другие. Военные и послевоен-
ные спектакли МХАТ, которыми он
отвечает на историческое постановле-
ние Центрального Комитета партии о
репертуаре драматических театров,
показывают необычайно широкий ди-
апазон его творческих возможностей,
На разнородном драматургическом ма-
териале раскрывается все богатство
содержания, которое заключено в по-
нятии «стиль Художественного Te-
	атра»,
Не всегда театру удавалось  сде-
лать то. что он хотел. Иногда про-
	бивалась на сцену холодная риторчка,
в некоторых спектаклях  воскресалн
старые бытовые краски там, гле, ка-
залось бы, меныше всего можно было
ожидать их. Но театр не отставал от
своего времени. Может. быть, олним
из самых замечательных достиже-
ний Станиславского. . Немировича-
	Данченко, Качалова, Москвина, Лео-

анализ характеров современников,
осмысливал стимулы их деятельности,
их созидательного творчества. Это был
спектакль высоко интеллектуальный,
полный раздумий о природе советско-

‘го человека. И так же, как «Броне-

поезд», этот крупный спектакль Худо-

‚жественного театра привлекал внима-

ние не только зрителей, но и режис-
серов, актеров всех других советских
театров. На этот раз они учились у

МХАТ анализировать образы совре-

менников. .
В каждой новой значительной

‚ премьере раскрывалиеь новые стороны

стиля Художественного театра, HO-
вые возможности его метода. И пото-
му так поучительны были для всего
советского театра эти мхатовекие
премьеры, Конечно, успех «Платон&
Кречета» определялся не только бле-
стящим исполнением главной роли
Б. Добронравовым или каким-либо
другим крупным актерским достиже-
нием В этом спектакле МХАТ достиг
	редкой эмоциональнони насыщенност“

образов. А ведь спектакль носил, как
будто будничный, «камерный» харак-
тер — он повествовал о повседневном
труле рядового советского человека.

Но, может быть, «Платон Кречет»
улался МХАТ именно потому, Что,
„как встарь, театр тяготел к образам
лирическим, к «комнатной» обстанов-
ке действия? Нет, прошло еще два
года, и на сцене Московского Ху-
дожественного .тватра была сыграна
«Земля» Н. Вирты. Лаконизм режис-
серского рисунка к актерского ис-
полнения, музыкальность речи,
скульптурная четкость  мизансцен
придавали «Земле» в постановке
МХАТ черты — эпического, Ha-
родно-героического спектакля. Ху-
дожественный театр сумел по
казать «судьбу народную» в  «судь’
`бах человеческих». Он вывел на сце-
ну не безликие «социальные маски»,
какими пользовался  формалистиче-
\ ский театр, а реальных, с живой че.
  ловеческой плотью и кровью людей.
Герои спектакля. Фрол — А. Грибов, .
  Листрат-Б, Добронравов, ° Алешка
В. Белокуров. представляли собой
\ сбобщенные образы, - но обобщение
постигалось не стиранием индивиду-

альных черт, а, наоборот, точной . ха-
	рактеристикой каждого персоважа
	русской сцены, утраченное бездуш-
ными  ремесленниками  антрепренер-
	ными ремесленниками GH PUMP AP
ских и казенных театров.
Но что же, разве Художественный
	’ театр удовлетворился- достигнутым,

теми чудодейственными средствами,
которые принесли ему огромный успех
в интерпретации Чехова? Нет. Встре-
тившись с Горьким, театр пересмот-
рел свои выразительные средства, на-

wo У ЕЯ Ц *
	шел более мужественный, более энгр-
	гичный язык для сценического вопло-
щения драматургии великого. буре-
‘вестника. Преодолевая собственную
инерцию, театр искал  «горьковские»
интонации й находил их в таких за»
 ‘мечательных спектаклях, как «Враги»,
«В людях». Более того, он и Чехова
сыграл по-новому в последней редак-
ции «Трех сестер», добиваясь муже-
ственной простоты там, где раньше
‘звучала мягкая, задумчивая, мечта-
тельная элегия. Этого требовало вре-
мя, новая эпоха, новое понимание те-
атром своих идейно-творческих задач.

Театр непрестанно совершенство-
вал свой стиль, и принципиальность
его руководителей и виднейших Ма-
стеров сказывалась в том, что они н®
желали эксплоатировать успех певвых
своих опытов, не желали  довольст-
воваться теми средствами, которыми
владели в совершенстве;

На две неравные части делится
‘история Художественного театра.
`Большую часть своей жизни он про-
жил в нашу, советскую эпоху. И
именно в этот период МХАТ возгла-
вил наше театральное искусство.
любом крупном советском театре-— и

‚не только русском, но и украинском,
	грузинском, азербайджанеком, . армян-
ском—вы увидите яветвенные следы
плодотворного влияния МХАТ,
Оставим в стороне примнтивное, ре-
месленническое копирование  некото-
рых внешних черт «мхатовского елек-
	естественной речи на ецене, заставил ST PYSRNL AUN, ah Pua nae
их играть «ие по-театральному» И ском—вы увидите яветвенные
	их играть «не по-театральному», м
это произвело огромный, поразитель-
	оке, > О...

НЫЙ эффект. Душевная теплота Чехо-
	ва--умного и грустного художнисе
печальной российской действительно-
	сти--согревала зрителя на ЭТИХ - ЭН3-   Такля», пе о чзодражателла а >
менитых спектаклях, Они были бес-   учениках великого театра говорим м
	в лучшем   сеичас.
	В предреволюционные годы театр
	возродить переживал застой, и его мастера ис-
		смысле слова традиционными, потому
что мхатовцам улалось возродить
	классическое мастерстрРо корифеев  пытывали острую