гГлАВЕОМ и второстепенно
			музыковедов и критиков. Они прохо-
дят мимо многих достойных произве-
дений композиторов братских рес-
публик, по их вине до сих пор отсут-
ствуют как серьезная разработка.
принципиальных проблем музыкозна-
ния, так и широкое освещение музы-
кальной жизни в снециальной и общей
печати,

— Бесспорно, = сказал в своем,
выступлении М. Коваль, — что после.
постановления ЦК ВКП(б) работа со-
юза оживилась. Однако из поля зре-
ния комиссий и секций выпали многие
существенные вопросы. Еще слаба
творческая дисциплина членов союза,
вет должной проверки исполнения’
принимаемых решений. Тов. Коваль.
напомнил, что народ будет судить о
работе Союза композиторов не по ко-
личеству заседаний или прослушива-
ний, а по творческим результатам дея-
тельности композиторов.

За последнее время было прослу-
шано много новых произведений, HO
для всех них характерна некоторая
незавершенность. Надо обратить осо-
бое внимание на тщательность и со-
вершенство профессионального реше-
ния темы в наших произведениях, ко-
торые должны блестяше выдерживать
сравнение с лучшими образцами му-
зыкальной классики.

Тов. Коваль обратил внимание со-
бравшихся на общественную  пассив-
ность членов союза = тт. Хачатуря-.
на; Шостаковича, Мясковского, Про-
кофьева‚ Шебалина, Попова, факти:
чески не участвующих в жизни союза.

В заключительном слове тов.
Хренников согласился с ценными за-
мечаниями и предложениями (к сожа-
лению, немногими}, вылвинутыми В

прениях, в частности о необходимости
	создания секции хоровой музыкч,
оживления работы Центрального дома
композиторов, о посылке композиторов
на периферию и т. д.

Единодушное одобрение встретило
также предложение заслушать перед
декабрьским пленумом правления
союза доклады всех секций. В этих
локлалах должны быть подведены
	ИТОГИ работы композиторов по выпол-

нению решений партии о музыкальной
культуре.

В проведёнии такого мероприятия
ощущается острая необходимость, ибо,
как показало собрание, в Союзе ком-
позиторов отсутствует глубокая и це-
леустремленная деятельность по осу-
ществлению зафиксированных в его.
уставе основных целей и задач.
	  Эти задачи сформулированы четко ий

ясно: утверждение в советском музы
кальном творчестве принципов социа-
листического реализма, развитие луч-.
ших традиций русской и мировой.
классики, развитие национальных му-.
зыкальных культур, борьба против.
тлетворного влияния разлагающегося.
буржуазного искусства, развитие
советского музыкознания, идейно-по-
литическое воспитание членов союза и

‘содействие их творческому росту.
	В самом деле, чем иным, как не от-
сутствием в союзев течение долгого
времени ‹ настоящей повседневной
творческой работы с композиторами,
заботы об их идейно-политическом и
профессиональном росте, можно об’-
яснить тот факт, что до сих пор не
создано ни одного произведения о ве-
ликих вождях советского народа, нет
новых полноценных советских опер,
больших программных симфонических
произведений?

Что изменилось после постановле-
ния ЦК ВКН() в Доме композито-
ров?

До сих пюр, к сожалению, в союзе
отсутствует атмосфера деловой, това-
рищеской, нелицеприятной критики и
самокритики. «Метод» захваливания
явственно ощущался и при обсужде-
нии скрипичного концерта Кабалев-
ского и при обсуждении оперы Т.
Хренникова «Фрол Скобеев». Робко.

звучал голос критики и на последнем
собрании, отражая общую атмосферу,

сти
гос
	нарящую в союзе. Попрежнему pa-
	ботники смежных областей искусства.
являются редкими гостями в Союзе
композиторов. Попрежнему болыпин-_
	ство комнозиторов отсиживаетея
крупных городах и столичных цент-
рах, не выезжая в творческие коман-
дировки на предприятия, на ново-
стройки, в колхозы...

Обо всем этом приходится напом-“
нить Союзу советских композиторов
СССР’ после общемосковского собра-
ния, которое было проведено 26 ок-
тября.
миль
	поставлена им, например, вся цирко-
вая сцена. Только один упрек мы
должны алресовать постановщику —
за попытку его некоторой стилизации
«Проданной невесты». Больше всего
это относится к 1-му акту, где oon
тели окраины чешской деревни у По-
кровского несколько смахивают на’
пастушков и пастушек из пасторалей.
ХУНГ века. Не потому ли и оформле-
ние 1-го акта выдержано в стиле сель-
ских идиллий Ватто? Красивая услов-
ность ХУШ века не подходит к на-
родной лирической музыкальной коме-
	’дии ХХ века, какой и является «Про-
	данная невеста» Сметаны. Уклон в
стилизацию в известной мере мешает
и более глубокому раскрытию соци-
альной темы в «Проданной невесте».

Сейчас в спектакле соперничество.

Еника и Вашека ` выглядит только

лишь, как соперничество умного и не-

доросля-дурачка, в то время как у
Сметаны в его опере ясно дано стол-
кновение богатого и’ бедняка-отше-

пенца. Этот социальный мотив в,

«Проданной невесте», свидетельст-
вующий о лемократических устремле-
ниях и симпатиях Сметаны, можно
было и следовало бы, оттенить в
спектакле больше, чем это сделано
сейчас. Кстати сказать, этот мотив
и эту, по-своему, главную тему в
«Проданной невесте» прекраснейшим
образом учуял и совершенно блестя-
ще раскрыл в своем русском перево-
де текста оперы Сергей Михалков.
Этот русский текст, написанный Ми-
халковым для «Проданной невесты»,
не только ‘легко и удобно «ложится»
на музыку, но, что чрезвычайно су-
щественно, очень образно и рельеф-
но подчеркивает демократическую
природу жанра «Проданной невесты».
Работа Сергея Михалкова над пере-
водом чешекого текста может слу-

жить примером подлинно творческого

отнопения поэта к созданию либретто
для оперного произведения,

Таков спектакль «Проданной неве-
сты» на сцене филиала Болыного

театра — спектакль жизнерадостный,
красочный. увлекательный, спектакль

болышой ‘театральной и музыкальной,

культуры. Зазвучавшая на сцене
лучшего из наших музыкальных теат-
ров в дни празланования 30-летия че-

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	й и медалями артистов
Ленина, и Трудового -
	@ награждении орденам
‚Московского орденов
	Нрасного знамени Художественного ; акалемичесного
театра С0бР имени М, Горького
	94. Семенова Михаила Даниловича

— артиста оркестра *

95. Семерницкого Искусиеля Мар-
ковича — артиста вокально-драмати-
ческой части

96. Словинского Николая Иванови-
ча — аотиста вокально-драматической
части

97. Смирнова Алексанлра Алексее-
вича — слесаря

98. Сияткова Федора Степановича—-
старшего билетера

99. Собинякову Антонину Дмит-
риевну — старшего кассира билетной
кассы,

100. Сокольскую Елизавету Сер-
теевну — артистку вокально-драма-
тической части

101. Соловьеву Екатерину Дмит-
риевну — кассира билетной кассы

102. Строеву Елену Давыловну —
артистку

103: Строкину Александру Тимо-
феевну — артистку вокально-драма-
тической части

104. Судакова Федора Дмитриеви-
ча — старшего гарлеробщика

105. Теленкову Екатерину Петров-
ну — уборщицу

106. Троицкого Анатолия Иванови-
ча — артиста оркестра

107. Трофимова Павла Михайлови-

ча — старшего монтера-электроосве-
тителя

108. Тумасову Елизавету Никитич-
ну — артистку

109. Успенского Сергея Петровича
— помошника режиссера

110. Фуки Михаила Ильича —
старшего электроосветителя

111. Цильмана Залман Григорьеви-
ча — артиста

112. Цыганову Елену ПОРТ
— артистку

113. Чайковскую Е Cep-
геевну — артистку

114 Чернобровцева Максима Оси-
	повича -- артиста .
115. Чернова Петра Григорьевича—
артиста
	116. Чубракову Серафиму Васильев-
ну — старшего бухгалтера

117. Чуйкову Елизавету Константи-
HOBHY — заместительницу  заведую-
mero текущим репертуаром.

118. Шифрина Бориса Петровича —
артиста вокально-драматической ча-
сти

119. Шмонина Фелора Ивановича—
старшего гардеробщика

120. Штекер Людмилу Андреевну
— помошника режиссера

121. Шутова Дмитрия Илларионо-
вича — артиста

122. Шербинину Марию Петровнум—
артистку

123. Элияссон Фриду Львовну —
‘художника по тканям

.124. Яковлеву Аду Константиновну
— артистку вокально-драматической
части.
	53. Кулакова Николая Федоровича
— и. о. начальника пожарной охраны
` основной сцены
64. Курочкина Николая Ивановича
— артиста
65. Лапшинова Увара Сертгеевича—
заместителя машиниста ецены
66. Людвигова-Маевского Павла
Люлвиговича — артиста
67. Максимова Ивана Никифорови-
ча — старшего уборщика-бригадира
68. Малышева Василия Петровича—
‚старшего рабочего сцены
69. Маркарову Маргариту Григорь-
евву — старшего научного сотрудни-
ка музея
70. Меламеда Авраама Бенционови-
ча — артиста оркестра
71. Милатина Антона Степановича
— контролера-билетера
_ 72. Молчанову-Ананьину Наталью
Константиновну — артистку вокаль-
но-драматической части
73. Морозова Ивана Семеновича —
заместителя заведующего мебельно-
Зутафорским цехом
74. Неймана Бориса Львовича —
артиета оркеетра
75. Нечваленко Ольгу Cepreesay—
медсестру
76. Огиевич Илью Федоровича —
зютиста вокально-драматической ча-
стя
77. Оствоухова Николая Владими-
фовича — артиста
78. Офенгейм Цивию Генриховну—
артистку оркестра
79. Панферова Николая Семенови-
ча — помощника заведующего ме-
бельно-бутафорским цехом
80. Петрову Евгению Владимиров-
‘Ry — артистку
81. Платонова Павла Никитовича—
старшего рабочего сцены
82. Погонялина Якова Алексеевича
— старшего рабочего спены
83. Полякова Алексея Николаеви-
за — суфлера
84. Попова Ивана Алексеевича —
артиста оркестра
85. Попова Сергея Михайловича —
инспектора по музыкальным инстру-
ментам 3
_ 86. Преваль Регину Станиславовну
части
87. Пронина Ивана Михайловича—
старшего рабочего сцены
88. Просекова Василия Ивановича
= заведующего театральной библио-
текой
_89. Разумовского Миханла Антоно-
вича — дежурного администратора
- 90. Рогачевского Моисея Лазаре-
вича — и. о. заместителя заведующе-
го литературной частью
91. Розанову Марию Ивановну —
Малсестру
92. Саврасова Сергея Александро-
	вича — старшего мастера-столяра
`93. Салтыкова Василия ‘Anekcan-
	дровича — артиста
	Окончание. Начало на 3-й странице
	Девять месяцев прошло со. дня опу-
бликования исторического решения
ИК ВКП(б) об опере «Великая друж-
ба» В. Мурадели и шесть месяцев со
дня первого Всесоюзного с’езла ком-
позиторов, наметившего игирокую проч
грамму мероприятий по выполнению
указаний партии. На этом с’езде гово-
	филось, в частности, о необхолимости
	развертывания критики и самокритики,
более частого проведения творческих
дискуссий, собраний и конференций.
На-днях, после почти полугодового
перерыва, состоялось общегородекое
собрание композиторов Москвы.
	Казалось бы, что главным, OCHOB-
HHIM вопросом, который следовало
обсуждать сейчас участникам собра-
ния, должен был быть вопрос о том,
как композиторы ответили на требова-
ния партии и народа о создании новых
высокоидейных музыкальных произве-
дений, посвященных темам нашей <о-
временности.

Однако и информационное сообще-
ние генерального секретаря Союза
советских композиторов Т. Хреннико-
ва «О текущей работе союза компози-
торов», и прения пошли совсем по
иному пути.

Основную часть своего выступле-
ния тов. Хренников посвятил сообще-
нию о том, что за истекшее время
был утвержден устав союза, его
структура и штаты и принято носта-
новление, обеспечивающее упорядоче-
ние издания музыкальной литературы;
что для удовлетворения жилищных
нужд членов союза предоставлен лом
на Беговой улице, что улучшилось
участие союза в работе филармонвий,
радиокомитетов и других организаций,
популяризирующих музыкальные про-
	изведения. з &
` Конечно, всё это существенные
моменты, имеющие важное значение в
деятельности Союза композиторов,
	особенно утверждение устава. Ho
уместно вспомнить, что «организа-
ционный вопрос не является основ-
ным, хотя он и очень важен. Основ-
ной вопрос есть вопрос о направлении
советской музыки» (Жданов).

Что же сделано за последнее время
для решения главной, основной задачи
Союза композиторов СССР — озда-
ния высококачественных  произведе-
ний советского музыкального искус-
ства? -

Коснувшись; наконец, творческих
вопросов жизни союза, тов. Хренников
сообщил собравшимся, что в работе
союза устанавливается атмосфера
принципиальной товарищеской крити-
ки, оживилась деятельность комиссий
и секций — массовых жанров, детской
музыки, симфонической и камерной
музыки. музыкального театра, народ-
ного творчества. р

Однако выступления в прениях
внесли существенные коррективы и
дополнения к этой части сообщения
генерального секретаря. Если и уве-
личилось количество проведенных в
секциях прослушиваний и обсуждений
отдельных музыкальных произведе-
ний. то качественный уровень этих
обсуждений попрежнему низок. Все
еще отсутствует тесная связь ©
композиторами периферии, не прово-
дятся дискуссии по основным творче-
ским проблемам советской музыки, не
развернута по-настоящему деятель-
ность Центрального дома композито-
ров и т. д. Все это свидетельствует о
том, что. нет оснований для настрое-
ний благодушия и самоуспокоенности,
симптомами которых явилось, в част-
ности, отсутствие на собрании споров
и серьезного обмена мнениями об ито-
гах творческой деятельности компози-
торов. А итог этот весьма невелик!

„Давно ужё начался театрально-кон-
пертный сезон, а симфонические про-
изведения советских композиторов в
концертах звучат очень и очень редко.

Тов. Хренников ограничился лишь
упоминанием отдельных произведений,
которые могут быть зачислены в ак-
тив работы Союза композиторов при
полвелении итогов выполнения реше-
ний ЦК ВКП(б) по вопросам музыки.
Это — скрипичный концерт Кабалев-
ского, квартет Левитина, увертюра
Чулаки, «Негритянские песни про-
теста» Шварца и др. Созданы также
песни к 30-летию Комсомола — пес-
ни Макарова, Любана, Милютина, Те-
рентьева, Фрадкина, Табачникова, Oc-
тровского и др. .

— Ближайшая наша задача, —заявил
в заключение тов. Хренников. —
хорошо подготовиться к предстояще-
му в декабре расширенному пленуму
	да) Балакирев ездил в Прагу ста-
вить оперы Глинки. Советские музы-
	канты чтут имена замечательных
ченских музыкантов — Направника,
Лауба — лруга Чайковского,  Вяче-
	слава Сука, Авранека и многих дру-
гих. нашедших в России свою вторую
родину и много сделавших для раз-
BHTHA ее музыкальной культуры.
	Все эти воспоминания и мысли ве-
вольно возникали у ‘нас на премьере
«Пооданной невесты».
	Большой театр с большой» любовью
и искренним увлечением работал над
постановкой новой оперы, и,
надо прямо сказать, спектакль «ГТро-
данная невеста» оказался олним из
лучших за последние годы на сцене
филиала Болыного театра. Успех
спектакля прежде всего определился
тем, что театр нашел для «Продан-
ной невесты» достойных исполни-
телей. Напомним, что «Проданная не-
веста» — лирико-комическая опера, а
считается, что оперные певцы, как
правило, редко бывают хорошими ко-
медийными актерами. Постановка
«Проданной невесты» ознаменовалась
в этом отношении неожиданными и
приятными открытиями. В самом деле,
KTO мог полозревать, что в таком ли-
рическом теноре, как Орфенов, скры-
вается превосходное комедийное да-
рование: роль недоросля-заики,
младшего сына старого Михи, Орфе-
нов играет (и поет) е такой непри-
нужденностью, комедийной  легко-
стью и тонким «акварельным» юмо-
ром, которые, право же, подстать
только самым редким представителям
тенорового жанра. Бас Шегольков
на своем актерском веку играл Су-
санина, Руслана, но навряд ли по-
мышлял скажем, о.. Фарлафе. В
Болыном театре Шеголькову дали
роль Еремки во «Вражьей силе».
Советские зрители помнят, как по-
НОВОМУ засверкал в эом спектакле
талант Щеголькова. И вот в «Про-
данной невесте» Шегольков ныне ис-
полняет труднейшую одстро-гротеск-
ную, комическую роль свата Кецала.
Истинное удовольствие доставляет
следить за тем, с каким свободным H
уверенным мастерством артист «ле-
пит» этот образ. с каким темпера-
	НА СОБРАНИЙ
КОМПОЗИТОРОВ МОСКВЫ
		правления союза, который подведет
итоги работы советских композиторов
по выполнению исторических реше-
ний ЦК ВКП(б). Правление решило
послать на места представителей
союза, поручив им подробно ознако-
миться < новыми работами компози-
торов братских республик и выявить
лучшие их произведения для показа
на пленуме.

Содержание доклада предопредели-
ло в основном весь ход прений. Уже
по многочисленным вопросам, задан-
ным докладчику, — о судьбе магази-
на-салона «Советская музыка», об
оплате рукописей, привятых ликвиди-
руемым издательством — Музфонда,
и т. п, было видно, что композиторы
столицы, собравшиеся после длитель-
ного перерыва, не воспользовались
этим собранием, чтобы обсудить кар-
динальнейшие вопросы состояния и
дальнейшего развития советской му-
BbIKM, H COW ВОЗМОЖНЫМ... ОТЛОЖИТЬ
их обсуждение до декабрьского пле-
нума правления союза. Видимо, ни
композиторы, ни комиссии и секции
союза. представители которых после
настойчивых приггашений председа-
тельствовавшего выступили с крат-
кими информационными сообщениями
о своей работе, попросту не были го-
товы к обсужлению творческих проб-
лем и конкретных произведений, не

располагали для этого необходимыми

материалами.

И действительно, большинство
участвовавших в прениях (тт. Полон-
ский, Кочетов. Елдаков, Фере, Глезер,
Табачников, Аксенов и др.) посвятили

свои выступления в основном второ-

степенным организационным вопросам.
Лишь несколько товарищей затро-
нули важные вопросы музыкального
творчества.
Тов. Васильев-Буглай, рассказав-
ший о том, сколь полезной для него

была продолжительная ‘творческая
работа в Удмуртии и в одном из кол-
хозов Рязанской области, внес цен-.
ное предложение о направлении ком-.
позиторов для длительной работы на.
периферию, что принесет огромную
пользу и им самим, и делу развития
музыкальной культуры. Он говорил
также о необходимости пире развер-.
нуть работу по созданию хоровых про-.
изведений, для чего следует создать.
при союзе специальную комисейю по

хоровой музыке, ;

С. Корев, отметив творческие успе-
хи некоторых композиторов, справед-
ливо указал на то, что обший
уровень советской музыки еще далеко
не удовлетворяет тем требованиям,
которые предл’являют к ней партия и
нарол. Состоявшееся ‘обсуждение
скоипичного концерта Кабалевского,
заявил OH, носило односторонний
хвалебный характер. Не было дано
профессионального анализа дос-
тоинств и недостатков этого в основ-
ном хорошего произведения: Особенно

неудовлетворительна деятельность.
	В Комитете
по делам искусств
	На очерелном заседании Комитета
по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР была’обсуждена! деятель-
ность Государственного. научно-иссле-
довательского института театра и му-
зыки. С докладом выступил директор.
института, член-корреспондент Акаде-
мии наук СССР А. Оссовский.

Комитет по делам. искусств принял

{
 !

развернутое решение, направленное к
коренной перестройке  деятельно-
сти института, ликвидации серьезных
ошибок и недостатков в его работе.
Дирекции института предложено об-
	ратить особое внимание на разработку
	проблем истории и теории советского
театрального и музыкального искус-
ства, обобщение его опыта, а также
изучение наиболее важных проблем
марксистско-ленинской эстетики.

Отделу  научно-исследовательских
учреждений комитета и дирекции ин-
ститута поручено укрепить научный
состав института высококвалифициро-
ванными специалистами.

Решено также улучшить работу ас-
	пирантоких групн и повысить КонН-
троль за их деятельностью.

PRP PP PPP PPP PPP IPL

ментом он движется по сцене, как
	превосходно звучит у него в «Про-
данной невесте» голос! Пусть момен-
тами У Кецала — Шеголькова про-
рываются нотки  мефистофельской’
оперности, все же образ Кецала —
одна из самых больших удач нового.
спектакля. Весьма примечательно —.
и это хочется отметить — что и BTO-,
рые исполнители. ролей Вашека —
Хоссон и Кецпала — Николау так же
(в особенности Хоссон) вполне хоро-_
шо с ними справляются.
	„Леокадия Масленникова — одна из
самых многообацпающих и талантли-

‘вых молодых певиц в нынешней труп-.
	пе Большого театра. Ее красивый и.
чистый голосе полон тонкого обаяния.
и душевной теплоты. Этими чертами
Масленникова и наделяет свою ге-
роиню — юную, горячо любяшую и.
преданную Маженку. Когда Мажен-
ка — Масленникова воркует со своим
возлюбленным Еником или когла она
негодуя «выговаривает» надоевшему
ей свату, когда она сердито и упрямо
стучит ножкой, заявляя, что не пой-_
дет ни за кого другого замуж, а
только за Еника, — во всех этих эпи-
зодах и сценах в чем-то неуловимо
она капоминает. нашу глинкинскую
Людмилу. И впрямь! — как чешская
деревенская дивчина Маженка cor

ка женским образам наших фусеких
опер — Людмиле, Снегурочке, `Ганне
из «Майской ночи» и др.
	Партию Еника превосходно поет
Г. Нэлепп. В игре же его пока в
большой мере сказывается еще
штамп некоего оперного героя: в O6-
разе Еника — этого умного и хитро-
го деревенского парня, хотелось бы
видеть больше простоты и ecTecTBen:
ности.
	Хороши в общем и все остальные.
исполнители этого спектакля, в ча-
стности вся трупна актеров. бродяче-
го цирка в 3-м действии. «Продан-
ная невеста» на сцене филиала Боль-
moro театра радует — достаточно.
редким в опере — удивительным
дувством ансамбля. ровного, крепко-
го и живого. Этим спектакль обязан
режиссеру Б. Покровскому и дири-
жеру К. Кондрашину. Кондрашин ве-
дет спектакль с большим воодушев-
лением, в хорошем темпе. Оркестр,
хор звучат в спектакле очень выра-
зительно. Режиссер Покровский вы-
казал в «Проданной невесте» много.

настоящего. вкуса, прекрасное чув-
ство сцены, умение работать с акте-
рами, наконец, яркую театральную

выдумку — совершенно виртуозно

Всесоюзная выставка работ молодых художников, посвященная 39-летию
ВЛКСМ. Картина Н. Осенева «Комсомольцы на cTpouTegpcTBe оборо-
нительных оубежей пол Москвой» (cpenxv) нп картина С Гоигорьева
	«Юные натуралисты». .
			за высокое качество
градостроительства
	буны совещания, в частности в
речи начальника Свердловского об-
ластного отдела пю делам архитекту-
ры т. Злобина.

В то же время участники совеша-
ния отмечали, что некоторые типо-
вые проекты страдают существенными
	недостатками. Начальник Управления
	по делам архитектуры при Совете
Министров Башкирской АССР т. Са-
хаутдинова резко критиковала ряд
типовых проектов гражданских и
жилых зданий, утвержденных Komu-
тетом по делам архитектуры.
Главный архитектор города Комсо-
мольск-на-Амуре т. Тимохин в своем
	‘выстунлении указал, что города Даль-
	него Востока совершенно выпали из
	закончило свою работу Всероссий-
ское совещание руководящих работ-
ников органов по делам архитектуры,
посвященное вопросам улучшения ка-
чества застройки городов.

В течение четырех дней участники
совещания делились опытом своей
работы, рассказывали о происшед-
ших за последние годы глубоких ка-о
чественных изменениях в планировке
и застройке городов и рабочих но-
селков.

Значительным достижением  совет-
ского  градостроительства является!
тот факт, что многие крупные города
нашей страны обеспечены генераль-
ными планами. Эти планы — осноз-
ной закон развития города, они опре- i
	еляют пу альнеииь а ЕДЫ
  al ути его дальн ишего роста   поля зрения Управления по делам ар-

о мг

хитектуры при Совете Министров
РСФСР.
	Архитектурная общественность и

Борьба за  высококачественную рез-
	лизацию генерального плана — МИ:
вейшая обязанность главных аохи-
	веишая обязанность главных aD XH
текторов городов. На совещании при-.
	$ 0 - “aa! HOOUHORDATHO
волилюесь немало приметов, когда на! Tesarh PHO УБЕ
		‚ пределением архитектурных кадров.
	Об этом же говорили и многие участ-
ники совещания. В то время как мно=
гие архитекторы Москвы, Ленингра=
 да и других крупных . центров зачая
стую заняты у себя бумажным проек-
тированием, в городах, где разверну=
лось огромное по масштабам жилища
  ное и гражданское строительство,
ощущается острая нужда в квалифи-
цированных и опытных специалистах.
В прениях по доклалу начальника
Управления по делам архитектуры
при Совете Министров РСФСР В.
  Икварикова выступило 46 человек.
  Участники совещания внесли ряд кон-
кретных предложений, направленных
к повышению качества застройки го-
Газа упорядочению проектного де
ла, улучшению деятельности архитек-
  турно-строительного контроля.
С болыним под’емом участники ©0-
  вещания приняли приветствие
товарищу Сталину.
	Во втором отделении. Государствев-
ный симфонический оркестр под уп-
равлением молодого дирижера ©. Ага-
ркова исполнил 2-ю и 3-ю части фор-
тепианного концерта А. Бабаджаня-
на (солист — автор), «Праздничную
увертюру» Н. Будашкина и «Привет-
ственную увертюру» М. Чулаки.

Концерт показал, что Московская
консерватория располагает хороши-
ми исполнительскими коллективами,
Жаль только, что к участию в нем
не были привлечены молодые дириже-
ры-аспиранты консерватории, среди
которых есть одаренные “музыканты.
	лицы, президенты секций BOKC, ap-
тисты, музыканты, кинодеятели, пред-
ставители печати.
	Среди гостей находились -—— посол
Польши в СССР М. Нашковский, по-
сол Румынии в СССР Г. Владеску-
Ракоаса, посланник Венгрии Э. Моль-
нар, посланник Албании М. Прифти,
посланник Финляндии К. Сундстрем,
Временный поверенный воделах Бол-
гарии С. Колез, Временный поверен-
ный в делах Норвегни Х. Акре, Полиз
тический представитель Австрии
		основе генеральных планов IC ale
кварталы, улицы и городские районы
застраиваются красивыми, удобными
и благоустроенными жилыми домами
и общественными зданиями. Но не-
редки еще случаи грубейшего нару-
шения генеральных планов.
Большинство выступающих в пре-!
	ниях нравильно отмечало, что tse
му индустриализации строительства,
	повьшнения его качества и соиажения
стоимости нельзя решить без макси-
мального внелрения типовых проектов.
Однако, как показало совещание, не-
которые руководители местных архи-
тектурных организаций, и в частно-
сти многие главные архитекторы
городов, еще ке поняли всей важно-
сти этого дела, барски-пренебрежи-
тельно относятся к типовым проек-
там. В ряле городов имеет хожде-
	ние «теория» о том, что типовые
	  проекты сковывают творческую ини-
	циативу — архитекторов. Отголоски
этой «теории» прозвучали нс три-
	Вчера в Большом зале консервато-
рии состоялся организованный консеф-
ваторией и Московской филармонией
симфонический концерт, посвященный
триднатилетию Ленинско-Сталинско-
го комсомола.

Значительная часть программы со-
стояла из произведений молодых ком-
позиторов — воспитанников консерв
тории (кантата «Славься молодость»
М. Кусс, «Слава комсомолу» для хора
	‘и оркестра К. Хачатуряна и песня
	«Московская комсомольская» К. Мол-
чанова), написанных ими в честь слав»
ного юбилея, а также нового окрипич-
ного концерта Д. Кабалевского.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
	Председатель Поезилиума Везховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Секретарь Президиума. Вер
	Москва, Кремль. 926 октября 1948 г.
		ховного Совета СССР А ГОРКИН.
	`Сцена из комической оперы Б. Сметаны «Проданная невеста» в поста-
новке Больнтого театра Союза ССР. На фото (слева направо): Людмила,
мать Маженки — М. Кузнецова, Крушина, отец Маженки—И. Скоб-
пов, Маженка = Л. Масленникова и сват Кецал — Н. Шегольков.
		Фото В. Ковригина,
	Премьера в филиале Большого театра СССР

>

М. МИХАЙЛОВ
ре
	юмора и чудесного оптимизма у ва-
рода, который в условиях чуже-
земного владычества мог создать. та-
кую светлую, жизнеутверждающую
музыку! Сколько любви к своей роди-
не было у Бедржиха Сметаны, когда
он писал свою «Проданную невесту»!
«Мы — поющая нация», — говорил
сам Сметана — и об этом тоже сви-
детельствует «Проданная невеста»,
вся пронизанная чешской народной
песенностью и плясовыми народными
ритмами.

Постановка «Проданной невесты»
имеет для нашего слушателя
еще и особое значение. Она фазобла-
чает злую легенду о преобладающем
немецком, «западном» влиянии в чеш-
ском искусстве, чешской музыке. Эту
легенду создали враги и русского, и
чешского народа. Буржуазные музы-
ковелы всех мастей и рангов находи-
ли в музыке Сметаны, в частности в
его «Проданной невесте», любые за-
паляые веянья, но отрицали всякую
связь этой музыки е музыкой  рус-
ской. Но лаже самый неполготовлен-.
вый. непосвященный в музыкальные
тонкости слушатель, пришедитий на
спектакль «Проланной невесты», не
сможет не уловить совершенно. явст-
венных черт общности между парти-
турой чешекого классика Сметаны и
партитурами великого русского клас-
сика Глинки. И св лирических стро-
ках Сметаны, и В его полных нарол-
ного юмора веселых  «каламбурах»
свата, и в легкой поступи народного
танца, в хорах, — словом, всюду в
«Проланной невесте» ощутимы эти
внутренние «токи», эти глубоко род-
ственные нашему класгическому рус-
CKOMY искусству черты, духовная
близость двух славянских культур.

Эту духовную близость всегда
	ощущали передовые слои и русского
и чешекого общества. Мы знаем,
	каким триумфом сопровождались при-
	‚езды Чайковского в МНрагу, как
`в год первой постановки «Продан-
` ной невесты» (30 max 1866 го-
	К люю празднования 30-й годовящи-
вы Чехословацкой республики Боль-
шой театр подготовил и показал
премьеру своей новой постановки
оперы Бедржиха Сметаны «Продан-
ная невеста». Можно только от всей
души приветствовать эту прекрасней-
шую ‘инициативу нашего театра. В
ней нашли свое отражение чувства
горячей симпатии и любви, которые
питают советский народ к народам
Чехословакии. Вместе с тем постанов-
ха «Пооданной невесты» является

ка «ЮПроданной невесты» является
ценным подарком советским слуша-
телям. Опера Сметаны должна быть
причислена к подлинным шедеврам.
мировой оперной классики, и нет сом-
нения, что она надолго утверлится на
советской сцене и будет пользоваться
неизменным успехом у нашей аудито-
рии. Е
В музыку «Пооданной невесты»
влюбляешься с первого же раза. Если
бы мы вздумали перечислить лучшие
музыкальные. страницы в этом клас-
сическом произведении чешского ком-
позитора, то нам пришлось бы, ве-
роятно, назвать все музыкальные но-
мера з партитуре оперы. Мы не
преминули бы упомянуть и зажи-
гательную  увертюру, столь близ-
кую по духу глинкинской  увер-
тюре к «Руслану и Людмиле», и зна-
менитую чешскую польку, дуэт Ма-.
женки и Еника в первом акте, и все.
«выступления» свата Кецала, и трио.
«Парень славный, спокойный», и го-
рячий фуриант из 2-го акта, и остро-
умнейшие «арии» заики Вашека, его.
дуэт с Маженкой, и арию Еника, его.
прекомичнейший дуэт со сватом
(«Есть у невесты дом и дукаты»),
дуэт с Маженкой («Какая ты упря-
мая»). и большие вокальные ансамбли.
3-го акта, ит. д. ит. п.
Но не только чисто эстетическое
музыкальное наслаждение  полу-
чаешь, слушая «Проланную невесту».
Опера эта для нас имеет, несомнен-
но. и болышой познавательный инте-
рес. Как всякое гениальное, подлин-
но народное произведение, опера
Сметаны отражает в себе черты ха-
рактера и душу чешского народа.

Сколько Же должно быть сердечной
	чуткости и отзывчивости, безгранич-
гой пвобческой энергии, мягкого
	at
		Вю Всесоюзном Обществе культур-
ной связи с заграницей (ВОКС) был
устроен вчера, 29 октября, прием в
честь находящихся в Москве деяте-
лей зарубежного театра, привимавних
участие в праздновании 50-летнего
юбилея МХАТ. :

Зарубежных гостей принимал пред-
седатель Правления ВОКС профессор
А. И. Денисов. На приеме присутст-
вовали ответственные сотрудники
МИД СССР, группа артистов Хуло-
жественного театра с народной арти-
сткой СССР 0. Л. Книппер-Чеховой
во главе, общественные деятели сто-
			ДАПИЛОВ С. С. Очерки по исто-
рии русского драматического театра.
«Искусство», 588`стр., 30 листов ил-
люстраций. Цена. 16 руб.

Книга рекомендована Главным уп-
равлением учебных заведений Коми-
тета но делам искусств при Совете
Министров СССР в качестве учебно-
	го пособия для О HHCTHTY-
тов и училищ.
	Ежегодник Московского Художе-
ственного театра. 1945 год. Том 1.
«Искусство», 764 стр. Цена 50 руб.

В Ежегоднике напечатан ряд новых
материалов о Художественном театре
и его вылающихея мастерах (режис-
серский экземпляр «На дне» К. С.
Станиславского, стенограмма  режис-
серских замечаний В. И. Немировича-
Данченко к спектаклю «Горе от ума»,
статьи и воспоминания о В. И Кача.
	Сахновском, материалы о  деятельно-
сти МХАТ я 1945 г. ит д.).
	  GKPEBKOBA О. Л. и СКРЕБКОВ
 С. С. Хрестоматия по гармоническому
‘анализу. Музгиз, 262 стр. Цена 9 руб.
‘50 коп. ° “
  Учебное пособие к общему курсу
гармонии для исполнительских снеци-
альностей музыкальных училиш Я
консерваторий. Хрестоматия содержит
свыше 400 нотных примеров и ‘мето-
‘дические указания для учащихся.

Театральная самодеятельность. «Ис
	кусство». 152 стр. Цена 6 руб. 50 кон.
- Сборник методических статей об
основных этапах работы театрального
коллектива (работа режиссера над
пьесой и спектаклем, труд актера,
сцена и ее оборудование, грим, сцени-
’ ческая речь). Сборник прелназначает-
‘ся ‘для руководителей и участников
  художественной самодеятельности.
	хословацкой независимости чудесная   Лове, О. Л. Квиппер-Чеховой и В. Г. .
	Репанционная коллегия
	опера Бедржиха Сметаны является.
для нас CHMBOJOM тех крепнушщих
культурных связей, той нерушимой
дружбы, которые соединяют ныне
народы Советского Союза с братеки-
ми народами демократической Чехо-
словакии.
		В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный педактев), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
	ГД
ИН
	Л. А. МАЛЮГИН. Ю
	БИЦНИЙ, А. И. ШАВЕРЛЯН.
	Адрес релакния: Москва, Нутликинская, 8. Телефоные секретариат, отделы информация, эстрады в цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразательных искусств, кино — К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентской сети = К. 1-25-08.
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	Зак № 9900.