№ 46 (134), Год издания ХХ.

CKYGG WIR ¢
	в СССР и Комитета по делам архитектуры при. Совете Министров СССР

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министро
	Суббота, 13 ноября

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ НУЛЬТУРЫ-—
ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЗКНОСТИ
	Наша страна исключительно богата
замечательными памятниками культу-
ры и искусства. Мы обладаем громад-
ным научно-историческим и художе-
ственным наследием, начиная от древ-
них городищ и селищ, старинных ри-
сунков и надписей, высеченных на
камнях и скалах, мавзолеев, храмов,
до произведений монументальной жи
вописи, великолепных дворцов, уса-
деб, паркозых ансамблей и общест-
венных сооружений,  неувядаемых
творений станковой живописи, графи-
ки. памятников скульптуры, предме-
тов декоративного искусства.

Партия и правительство всегда
уделяли большое внимание охране
нашего художественного наслелия.
Еще на заре советской власти, в ок-
тябре 1918 года, был обнародован
декрет Совега Народных Комиссаров
«О регистрации, приеме на учет и
охранении памятников искусства и
старины, находящихся во владении
частных JHU, обществ и учрежде-
	ний». [15 инициативе В. И. Ленина в
первые же годы после Октябрьской
революции началось восстановление
превних сооружений Кремля, укреп-
ление его стен и башен, пострадав-
ших при обстреле во время историче-
ских революционных событий 1917.
года. К реставрационным работам
были привлечены известные ученые и
лучшие мастера-реставраторы. Удале-
ние всех позднейших переделок и
научная реставрация вернули пре-
красным и древним зданиям Кремля
— его соборам, Теремному дворцу,
Патриаршим палатам — их былой

восстановлению городов я сел, мно-
гие из которых богаты памятниками!
старины. Но у нас, к сожалению,
встречаются еще такие архитек-
торы, которые, не затрудняя себя
творческим решением задачи, попро-
сту планируют снос того или иного
памятника зодчества. Многим нашим
архитекторам следовало бы поучить-
ся бережному и глубоко творческому
отношению к архитектурному насле-
дию на примере нового генерального
планах Новгорода (автор А. Щусев),
по КОТорому замечательные произве-
дения древнерусского зодчества ор-
ганически вкомпановываются в ткань
современного советского города.
Недавно советское правительство,
уделяющее огромное внимание улуч-
шению охраны памятников культуры
я искусства, правильному их исполь-
зованию и тщательно разработанным,
подлинно научным методам их ре-
ставрации, приняло постановление,
которое позволяет ‘упорядочить и
	поднять на более высокий уровень это
важнейшее общегосударственное и
общенародное дело.

В этом постановлении подчерки-
вается, что все находящиеся на тер-
ритории Советского Союза памятники
культуры, имеющие научное, истори-
ческое или художественное значение,
являются неприкосновенным  всена-
родным достоянием и состоят`под ох-
раной государства.

Совет Министров. СССР  упорядо-
зил дело охраны нашего культурного
наследия, возложив на Советы Ми-
нистров автономных республик, ис-
полкомы краевых, областных, город-
ских, районных и сельских Советов
охрану памятников культуры и над-
зор за их содержанием. Руководство
и контроль за постановкой дела уче-
та, охраны, реставрации и использо-
вания памятников зодчества осущест-
вляется Комитетом по делам архитек-
	туры при Совете Министров СССР.
	а памятников искусства — Комите-
TOM по делам искусств при Совете
Министров CCCP.

В течение 1948—1949 гг. Советы
Министров союзных республик, Ко-
митет по делам архитектуры и Коми-
тет по делам искусств обязаны, со-
гласно указанию правительства, про-
вести учет всех выявленных до на-
стоящего времени памятников, подле-
жащих внесению в государственные
	Таким образом созданы все необхо-
димые организационные предпосылки
для того, чтобы дело охраны нашего
хулюжественного наследия было по-
ставлено наилучшим образом. Созда-
на для этого и широкая материальная
база. Советы Министров союзных рес-
	‘публик должны предусматривать в
	  народнохозяйственных планах выде-

ление материалов и срелств. для. ре-

ставрации и поддержания сохран-

ности памятников культуры, не нахо-

дящихся в арендно-хозяйственном ис-

пользовании. В то же время денеж-

ные средства, получаемые от исполь-

зования памятников культуры, долж-

ны расходоваться только на нужлы,

связанные < их охраной, ремонтом и

реставрацией.

_ Руководители предприятий, учреж-

дений и организаций, в пользовании

которых находятся памятники архи-

тектуры, несут полную ответствен-

ность за их содержание в сохранно-

сти. и своевременный ремонт, ‘за бла-

гоустройство занимаемых памятника-

ми участков и организацию надлежа-

щей охраны этих памятников. Кате-
горически воспрещены изменения, пе-
ределки, перемещения и снос памят-
ников культуры, застройка террито-

рии заповедников и памятников без
особого разрешения правительства.

В соответствии с постановлением
Совета Министров СССР усиливается
й научная база изучения и реставра-
ции ценнейших сооружений старины.
При Академии наук СССР создается
научно-методический совет по охране
памятников культуры. В него войдут
представители научных организаций,
Комитета по делам архитектуры при
Совете Министров СССР. Комите-
та по делам искусств при Совете
Министров СССР, Комитетов по де-
лам культурно-просветительных = Y4-
реждений при Советах Министров
союзных республик, а также отдель-
ные видные специалисты в области
изучения и реставрации памятников
культуры. На этот совет возложено
научно-методическое руководство де-
лом охраны и изучения памятников
культуры, совершенствование науч-
ных методов реставрационных работ и
установление классификации памят-
ников культуры.

В местах сосредоточения большюго
количества памятников зодчества Ко-
митетом по делам архитектуры с03-
даются специальные научно-рестав-
ранионные производственные мастер-
ские.

Постановление правительства о Ме-
рах по улучшению охраны памятников!
культуры имеет огромное значение
пля науки и искусства нашей страны,
свято оберегающей драгоценное куль-
турное наследство, великие произве-
дения искусства, дошедшие до нас
через века, как символы исторической
славы и художественного гения рус-
ского народа и других народов СССР.

Тщательная охрана этих памятни-
ков, глубоко научная разработка про-
блем их восстановления и реставра-
ции, широко. поставленная пропаганда
и популяризация среди трудящихся
огромного. подлинно мирового значе-
ния нашего художественного насле-
дия ‘и необходимости любовного и!
бережного. к. нему отношения — вот,
круг вопросов, которыми безотлага-
тельно должны сейчас заняться орга-
ны искусства.

Каждый памятник нашей культуры
я славы лолжен быть окружен всена-
ролной любовью и заботой.

5 лни праздника
		Театры столицы в дни. празлнова-
ния Великого Октября показали зри-
телям свои лучшие современные
спектакли. 8 Московском Хулюже-
ственном театре шли. пьесы «Победи-
тели» Б; Чирскова и - «Хлеб-наш на-
сущный» Н. Вирты, в Малом театре —
«Великая сила» Б. Ромашюва, в- Теат-
ре им. Ленинского комсомола — «Гу-
бернатор провинции» бр. Тур и
Л. Шейнина, в Театре им. Моссове-
та: — «Закон чести» А. Штейна и др.

По многолетней традиции театры
Советского Союза приурочили к го-
	 ловшине Октября показ своих новых
	постановок Широко по стране идет
пьеса «Счастье» TI. Павленко и
С. Радзинского (по-одноименному ро-
ману П. Павленко). В Москве в дни
праздников премьера этой пьесы со-
стоялась в Театре им; Ермоловой.
Малый театр на сцене своего филиа-
ла показал пьесу В. Супонева «Семья!
пилота», Центральный театр Красной
Армии — пьесу А. Барянова «На той
стороне». Театр драмы — инсцени-
ровку повести М. Горького «Мать»;
Центральный детский театр — «Два
капитана» В. Каверина.

Многие московские театры дали
шефоские спектакли для трудящихся
крупнейших предприятий столицы.

На площадях и улицах Москвы со-
стоялись народные гулянья, в кото-
рых активное участие приняли работ-
ники искусств. Крупнейшие актеры
столицы выступали с отрывками из
современных пьес и со специально
подготовленными концертными номе-
рами.

Большим вниманием пользовались
открытые в дни праздников художе-
	ственные выставки советокого плака
	та и произведении молодых хулож-
НИКОВ. -
з + ‘

Праздничными премьерами, концел-
	тами, выставками отметили годовщи-
ну Октября работники искусств стра-
	ны. 10 премьер показали зрителям
театры Ленинграда. В Киеве, Тбили-
си, Минске, Ташкенте, Алма-Ате и
других центрах союзных и автоном-
ных республик, областей и краев
состоялись встречи мастеров. искусств
со зрителями, многочисленные кон-
цертные выступления на предприя-
тиях. .
хз *

В Ташкенте в Театре оперы и бале-
та им. Навои состоялась премьера
оперы Чайковского «Евгений Онегин»
	на узбекском языке. Узбекский тезтр
прамы им. Хамза показал пьесу Туй*
гуна «Бахтиер», посвященную хлопко-
робам республики, Драматический
театр им. Горького подготовил. пьесу
В. Супонева «Семья пилота». :

* * * Е ‚=.

В Куйбышеве Драмтеатр им. Горь-
кого показал «Крепость на Волге»
И. Кремлева. В ром С. М. Кирова
выступил артист В. Кузнецов.

* * *_

Во Львове Театр оперы‘и балета
показал «Красный мак» Р. Глиэра.
Драматический театр им. Заньковец-
кой — пьесу А. Корнейчука «Макар
Дубрава».

et хх 2
	В Одессе Театр Советской Армии
выпустил премьеру ‹ «Интервенция»
Л. Славина’ Украинский ‘драматиче-
ский театр ‘им. Октябрьской револю-
ции — «Гибель эскадры» А. Корней-
чука, Русский драмтеатр им. А. Ива-
нова — «За тех, кто в море!» Б. Лав-
ренева.
	x a в

В Днепропетровске  Украинскай
драматический театр им. Шевченко
открыл в праздничные дни новый се-
зон премьерой «Макар Дубрава».

Двухдекалник показа достижений
советского искусства, в котором: при-
няли участие театры, областная фи-
лармония, музыкальные училища, кар-
тинная галлерея. состоялся в Курске.
Такие же декадники проведены и в
ряде других областей.

т жа

В Киевском музее архитектуры от:
крылась выставка лучших работ укра:
инских зодчих. В одном из восставов-
ленных домов Киева открылся стаци-
онарный кинотеатр, которому ‘присвое-
но имя генерала Ватутина. Новые ки-
нотеатры открыты в Смоленске и в
ряде других городов -страны.

. # -* *_ -

Коллективы рабочих. и служащих
многих предприятий страны: встретили
31-ю годовщину Великого. Октября -в
новых клубах, дворцах и домах куль-
туры. Дворец культуры со зритель-
ным залом на 1200 человек получили
машиностроители Челябинского заво-
да им. Орджоникилзе. В просторном
здании нового Дворца культуры в
Свердловске — два’больших зритель:
ных зала и помещения для ‘кружко-
вых. занятий. В Сталинской области
восстановлен Дворец культуры шах-
ты «Юнком». :
		Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Heep
артистке СССР 0. Л. Книппер-Чеховой,
		ник вручает орден Ленина народной
	Фото В. Ковригина (ТАСС),
	ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ СССР АРТИСТАМ МОСКОВСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА им. М. ГОРЬКОГО
	кратно прерывалась горячими апло-
дисментами.

— Ваш театр, — сказал-тов. Швер-
ник, — пользуется исключительным
вниманием правительства и лично
товарища Сталина, вдохновляющего
советских людей на упорный, герои-
ческий. труд. Заслужить к себе вни-
	`мание товарища Сталина мы все, со-
	BeTCKHG люди. считаем для себя ве-
личайшим счастьем.

Руководители и артисты Художе-
ственного театра всей своей дальней-
шей творческой работой должны
оправдать это доверие и внимание
товарища Сталина, развивать искус-
ство для самых широких масс народа,
чтобы оно было наполнено уважением
и любовью к труду, правдивостью
пламенного рассказа о жизни совет-
ских людей, об их борьбе за комму-
низм, о ненависти к врагам советско-
TO социалистического государства.

— Я уверен, что высококвалифи-
цированный коллектив артистов, во-
одушевленный высокой правитель-
ственной наградой, еще выше подни-
‘мет и умножит мировую славу Мос-
ковского Художественного театра,
достойную эпохи постепенного пере-
хода от социализма к коммунизму.

В заключение тов. Н. М. Шверник
пожелал артистам и работникам. те-
атра новых успехов в их работе ва
благо социалистической Родины.
	раскопке завалов в руинах церкви
Спаса Нередицы. Раскопки дали воз-
можность спасти ряд ценнейших poc-
писей, сохранившихся на нижних
частях уцелевших стен. Кроме того,
из завалов было извлечено огромное
количество фрагментов фресок, часть
	которых может быть восстановлена.

Регулярно проводятся обмеры па-
мятников архитектуры Новгорода. К
участию в обмерах, помимо. сотрудни-
ков мастерской, привлекаются аспи-
ранты и студенты московских и ленин-
градских вузов.

В 1949 году мастерская намечает
провести большие работы ‘ша реставра-
ции церкви Спаса Нередицы, “так как
оставление этого замечательного со-
оружения в руинах грозит полной
гибелью не только сохранившимся
там фрескам, но и уцелевшей кладке
стен. Аналогичные работы намечены в
руинах церкви Николы на Липне.
Планируется также производство рас-
	Председатель Президиума Верхов-
ного Совета СССР тов. Н. М. аи
ник вручил ордена и медали Gob:
шой группе артистов и  работни-
ков Московского орденов Ленина и
Трудового Красного Знамени Худо-!
жественного академического театра
СССР им. М. Горького, награжден-!
ных за выдающиеся заслуги в разви-
тии советского театрального искус-
ства и в связи с пятидесятилетием со
дня основания театра. 1

Ч рамоты о присвоении звания на-
родного артиста СССР вручаются
художественному руководителю те-
атра М. Н. Кедрову и артистам О. Н.
Анлровской, А. Н. Грибову, К. Н.
Еланской, В. Л. Ершюву, Б. Н. Лива-
нову, В. Я. Станицыну, В. О. Топор-
кову и Ф. В. Шевченко.
	Высшую награду — орден Ленина—!
получают народные артисты СССР
О. Л. Книппер-Чехова, Б. Г. Доброн-;
равов. М. Н. Кедров, А. К. Тарасова.
народные артисты РСФСР Н. И. Bo-
голюбов. М. П. Болдуман, А. П. Зуе-
ва, Л. М. Коренева, В. А. Орлов,
М. И. Прудкин, А. А. Соколовская,
А. И. Степанова, А. И. Чебан. М. М.
Яншин, заслуженный деятель ис-
кусств РСФСР П. А. Марков и ди-
ректор-распорядитель театра В. Е.
Месхетели.
	Среди награжденных офленами
	Многочисленные памятники -ApeB-
нерусского зодчества, сосредоточен-
ные в Новгороде, представляют CO-
бой ценнейшие сокровища культуры
русского ‘народа. Немецко-фашист-.
ские захватчики во время своего пре-.
бывания в этом старейшем русском.
городе разрушили множество всемир-.
но известных. сооружений.
	Сейчас в Новгороде, одном из стз-
рейших русских городов, восстанавли-
ваются старые здания, возникают но-
вые кварталы, улицы, сады и парки.
Ведутся большие работы по рестав-
рации и ремонту памятников древне-
русского зодчества, пострадавших В
голы. Великой Отечественной войны.
	— Основное внимание, — расска-:
зывает начальчик специальной про-!
ектно-реставрационной мастерской
Комитета по делам архитектуры при!
Совете Министров СССР С. Давы-!
дов, — за последние годы уделялось !
восстановлению памятников Новго-
ролского Кремля и прежде всего.
древнейшего из них — Софийского
собора. Сейчас полностью восстанов-
лены все разрушенные своды и арки,
этого замечательного сооружения, за-:
деланы все пробоины в стенах, зано-
во выложена часть купола централь-
ной главы. восстановлена разбитая

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
ВИННИЦА. Закончено  восста-
		новление городского театра. Театр
оборудован по последнему слову тех-
ники. Активное участие в стройке
принимали жители города. .

В связи с открытием нового театра
получены приветствия от наролной
артистки СССР О. Л. Книппер-Чехо-
	вой и группы ведущих артистов
МХАТ. *
я

СУМЫ  Злесь восстановлен и ре-
	конструирован драматический театр.
Коллектив театра готовит пьесу
	А. Корнейчука «Гибель эскадры».
$

Трудового Красного Знамени — Ha-
родные артисты СССР О. Н. Андров-.

ская. А. Н. Грибов, К. Н. Бланская,
В. Л. Ершов, Б. Н. Ливанов, В. 0.

Топорков. Ф. В. Шевченко, наролные
артисты РСФСР В. Д. Бендина, вк.

Блинников, В. А. Вербицкий, В. В.
Готовцев, Н. И. Дорохин, И. М. Ку.
рявцев, Н. Н. Литовцева, Ц. В. Мас-
сальский, Д. Н. Орлов, В. А. Попов,

В. Н. Попова. И. Я. Судаков, М.  А.
Титова, С. В. Халютина и др. Награ-
ды были вручены о авоЕ:
группе работников постановочной 4a-
сти и группе технических работников. ‚
	От имени награжденных с вЗволно.
ванными речами выступили народные _
артисты СССР` В. 0. Топорков и.
О. Н. Андровская. заслуженные дея-.
тели искусств РСФСР И. Я. Греми-
славский и С. А. Мазалевский. Они:
горячо благодарили правительство ` и.
партию за’ высокие награды, за ока-.
занное доверие и обещали все aol
силы и талант, все свои знания и!
опыт отдать делу создания новых.
высокохудожественных — спектаклей,
чтобы оправдать то всенародное вни-
мание и любовь, которыми окружен
Московский Художественный театр.

После вручения орденов и медалей
тов. Н. М. Шверник выступил с
краткой речью, которая была выслу-
шана с большим внимачием пъпеолно-
	Босстановление древних зданий Новгорода
	снарядами северо-западная глава, се-
верный портал и т. д.

Полностью закончена сложная ра-
бота по реставрации домика при
звоннице Софийского собора, разбито-
го в 1941 году немецкой авиабомбой.
В настоящее время заканчиваются
большие работы по укреплению и
восстановлению самой звонницы.

Крепостные  стены Кремля, во мно-
гих местах разрушенные снарядами и
авиабомбами, частично уже восстанов-
лены. На шести кремлевских башнях

устроены крыши,

Одновременно с работами в Новго-
родском Кремле производится восста-
новление памятников архитектуры В
городе и пригородах. Основное внима-
ние, особенно на первых порах, было
уделено об’ектам, находившимся в
наиболее аварийном состоянии ‘и тре-
бующих принятия неотложных мер
для их спасения. Среди них оказались
лучшие произведения новгородского.
зодчества XII—XV вв. — церкви
Спаса Нередицы, Спаса Преображе-
ния, Петра и Павла в Кожевниках И
другие. . =

В минувшем году под руководством.

ентраль-     архитектора Л. Шуляк была продела-_ В целом ряде памятников будут про-
разбитая   на чрезвычайно трудоемкая работа по! изведены обмеры и исследования.
	о род
	ВЫСТАВКА РАБОТ
ХУЛОЖНИКОВ-САМОУЧЕК
	УЛАН-УЛЭ. (Наш корр.). В самом
северном аймаке республики — Севе-
ро-Байкальском — открылась первая
выставка работ местных художников-
самоучек.

До революции эвенки, населяющие
этот аймак, не имели своего искусет-
ва. Сейчас в Доме социалистической
культуры Нижне-Ангарека демонст-
рируется свыше 200 экспонатов ху-
дожников-самоучек: этюды, пейзажи,
портреты, написанные маслом и аква-
релью. Богато представлены также
образцы кустарных изделий севера:
национальные орнаменты, предметы
убранства и обихода эвенков.

Выставка пользуется болышим ус-
пехом. Сюда приезжают жители даль-
них стойбищ, находящихея” за сотни
километров, р
	КИНОТЕАТР
ДЛЯ НОЛХОЗНИкОВ
	НИКОЛАЕВ. (Наш корр.). Колхоз
им. ХУГ партийной конференции Ново-
Бугского района на доходы, получен-
	‚ ные от реализации сельскохозяйствеч-
ных продуктов, приобрел стационар-
ную звуковую -киноустановку. Кино-
	аппарат устанозлен в колхозном клу-
бе. Сеансы даются три раза в неделю.
		За истекшие тридцать лет нашими
культурными и научными оргавизаци-
яма проделана большая работа по
выявлению, научному исследованию и
охранению памятников старины. До-
статочно сказать, что сейчас на госу-
дарственной охране в нашей стране
находится свыше 16 тысяч только ар-
хитектурных памятников. Многие из
них представляют мировую художе-
ственную ценность.

В годы Великой Отечественной вой-
ны немецко-фашистские захватчики
варварски уничгожили болышное коли-
чество замечательных произведений
наших великих зодчих, скульпторов,
художников. В Киеве, Чернигове,
Новгороде, Пскове, Смоленске, Кали-
нине, Истре и многих других го-
	родах нашей Родины, где побывали.
гитлеровские орды, не осталось ни
олного не пострадавшего в той или
иной степени памятника зодчества.
	фяжелой утратой для русского и
мирового искусства явилось разруше-
ние чудесных дворцово-парковых ан-
самблей в пригородах Ленинграда —
в Пушкине, Павловске, Петродворце,
Гатчине, Стрельне, всемирно извест-
ых творений зодчих, художников #
скульпторов ХУШ-—ХИХ вв. Тысячи
других прекрасных памятников зод-
чества были повреждены в результате
налетов вражеской авиации и артилле-
рийских обстрелов.

После победоносного окончания
войны перел органами советской вла-
сти, архитектурными и строительны:
ми организациями возникла неотлож-
ная задача — восстановить и сохра-
нить художественные творения, яв-
ляющиеся золотым фондом нацио-
нальной культуры советского народа.
За: последние годы ‘осуществлено.
ео крупных работ по реставрации

и ремонту поврежденных за время.
войны памятников архитектуры и ис-
кусства. Из пепла и руйн восстали в
прежней красоте величественные CO-
оружения зодчества в русских, укра-
инских и белорусских городах. Еже-
годно на восстановление и реставра-
цию ценнейших произведений архи-
тектуры отпускаются большие  сред-
ства,

Особенно значительные. реставра-

ционные работы проведены в Ленин-
траде. В этом прославленном городе-
герое восстановлены такие величест-
венные произведения выдающихся
русских зодчих, как здания Эрмита-
жа, Государственного русского музея,
Смольного ‘института, Мраморного
дворца. Адмиралтейства, Театра
им. Пушкина. Больших результа-
тов добились архитекторы и науч-
ные работники. воскрешающие памят-
ники древнерусского зодчества Нов-
города.
‚ Однако имеющиеся достижения в
изучении и реставрации памятников
культуры не могут заслонить серьез-
ных недостатков в деле охраны худо-
жественного наследия. Далеко еще
не везде бережно относятся к ста-
ринным сооружениям и зданиям,
имеющим большую историческую и
хуложественную ценность. Нередки
случаи, когда отдельные памятники
архитектуры не: только не охраняют-
ся. но д@же сносятся.

Ряд ‘архитектурных памятников
предоставлен во временное пользова-
ние различным учреждениям и пред-
приятиям. Преследуя узко ведомст-

венные интересы, некоторые HS HHA
	производят на средства, отпускаемые
на охрану и ремонт памятников, при-
стройки и переделки, искажающие
архитектурный облик древних ‹оору-
жений. В других случаях эти средст-
ва вовсе не используются, здание в
сохранности не поддерживается.

`Органы архитектуры, на которые
возложен контроль за охраной памят-
ников зодчества, зачастую мирятся <
тем, что замечательные сооружения,
которые должны быть украшением
наших городов, нахолятся в затущен-
ном состоянии и даже разрушаются.
Следует отметить, что Комитет по
делам архитектуры, как и Комитет
по делам искусств. неудовлетвори-
тельно осуществляют контроль за
охраной памятников искусства и зод-
чества.

По всей стране развернулась сейчас
огромная работа по реконструкции в
	К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ БЕЛОРУССИИ
	БВ поселке Репино
	МИНСК. (Наш корр.). Близится
тридцатилетие Советской Белоруссии.
Работники искусств республики дея-
тельно готовятся отметить эту зна-
менательную дату. :

Во всех театрах Белоруссии будет
проведена декада показа лучших по-
становок. Эта декада, а также орга-
низуемые в театрах выставки отразят
успехи белорусского советского теат-
рального искусства за тридцать лет.

Крупнейшие театры Белоруссии го-
товят к юбилейной дате специальные
постановки. В Белорусском драмати-
ческом театре им. Янки Купалы наме-
чена к постановке пьеса М. Климко-
вича «Вся власть Советам», расска-
зываюшая о борьбе за Октябрь в Бе-
лоруссии, о роли великих гениев ре-
волюции В. И. Ленинаи И. В. Сталина
в создании белорусской советской го-
сударственности. Пьесу П. Глебко
«Свет с востока» предполагает пока-
зать Белорусский драматический те-
атр им. Якуба Коласа. В оперном те-
атре к празднику ставятся балет В.
Золотарева «Князь-Озеро», в Вв-
рейском государственном театре БССР
— пьеса Когана «Да будет свет».
	Наш ленинградский корреспондент
связался по телефону с председателем
Совета депутатов трудящихся посел-
ка Репино Н. С. Григорьевым, кото-
рый рассказал:

— С большой радостью встретили
трудящиеся Карельского перешейка
сообщение of образовании поселка
	Киностудия «Беларусьфильм» гото-
вит документальный фильм «30 лет

БССР».

Новыми произведениями встречают
30-летие БССР белорусские композя-
торы и художники. Композитор Е. Ти-
коцкий написал симфонию в честь
праздника. Нишут новые ‚музыкаль-
ные произведения А. Богатырев, П.
Подковыров и другие. Готовится -юби-
лейный концерт, на котором будут
исполнены лучшие произведения бе-
лорусских советских композиторов.
Специальный репертуар к празднику
готовит белорусская эстрада.

Организуетея юбилейная художест-
венная выставка. Художники Е. Зай-
цев, И. Ахремчик, В: Цвирко, А.
Кроль Е Красовский скульпторы 3
	готовит белорусская эстрада.

Кроль, Е. Красовский, скульпторы 3.
Азгур, А. Глебов и многие другие
готовят для нее новые произзеления.
Многие художники пишут полотна на
темы, отражающие великую роль пар-
тяи  Ленина—Сталина в создании
БССР.

Успехи белорусских зодчих найдут
свое отражение на большой выставке,
освещающей путь белорусской совет-
ской архитектуры за 30 лет.
	  KOH простор!», «Гопак», портретами
Бехтерева, Шаляпина и многими дру-
  THM произведениями. На знаменитые
  penaucKne «среды» сюда приезжали
почетный академик Морозов, Вера
`Фигнер, Бехтерев, Короленко, Явор-
`ская, Шаляпин, Маякб®ский.

Советские люди высоко чтут память
И. Е. Репина. Около 10 тысяч экскур-
сантов побывали в «Пенатах» за пос=
леднее время.

Сейчас ведугся работы по восста-®

’ новлению разрушенных фашистскими

варварами «Пенат».
	копок завалов в церквах на Волотове   Репино, об’единившего Куоккала
	ия Ковалеве. Сложные работы по пере-
	е   гепино, оо единившего кКуоккала и
-   шесть прилегающих к нему селений.
в   Сердцу русского человека дорого
в место — усадьба  «Пенаты», rae
		около 50 лет прожил гений отечест-
венного искусства И. Е, Репин. Здесь
художник работал над картинами «Ка-
	кладке столбов и укреплению сводов   Сердцу русского
	и арок должны быть выполнены В
неркви Петра и Павла в Кожевниках.
	HON земле
	В ЧЕСТЬ Х!У С ЕЗДА
КПсб) АРМЕНИИ
	ЕРЕВАН. Управление по делам и<-
кусств при Совете Министров Армяя-
ской ССР и Союз советских художни-
ков Армении организуют. большую
выставку. Она отобразит творческую
работу армянских художников 1
скульпторов за последние 10 лет.
Выставка откроется в дни работы
ХУ сезда КП(б) Армении.
	УЛИЦА ИМЕНИ
ВЕЛИКОГО АРТИСТА
	ВИЛЬНЮС. Исполком городского
Совета депутатов трудящихся решил
переименовать юдну из центральных
улиц, Вильнюса в улицу Качалова. На
доме. номер 32 по улице Диджойи,
где, родился В. И. :Качалов, устанав-
ливается мемориальная доска.
	СПЕКТАНЛИ И КОНЦЕРТЫ
В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
‚ СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Крас-
нотурьинск, Карпинск, Волчанка, Се-
вероуральск, Ивдель — молодые го-
рода и поселки` Советского. Союза,
выросшие за‘ последние 10 лет. Это—
индустриальные центры растущего Се-
верного промышленного района.
Артисты ’— частые гости  северо-
уральцев. В: ‘истекшем сезоне перед
	трудящимися Северного Урала выету-
	пили ‚ коллективы Свердловского те-
атра оперы и балета им. Луначарско-
го, Театра музыкальной комедии, сим-
фонического оркестра Свердловской
филармонии, Серовского и Красно-
уральского драматических театров.

Большинетво спектаклей проходило
в заводских и горняцких клубах. Ар-
тисты Серовского тватра им. Чехова
выступали ‘ непосредственно на шах-
тах Волчанки и Карпинска.
	*
ТРУД СТАХАНОВЦЕВ
В ОТОБРАЖЕНИИ ХУДОЖНИКОВ
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр): Многие
	ленинградские художники по-
свящают свои произведения работе
стахановцев, вдохновенному труду
советских людей. а

Портреты лучших стахановцев три-
жды: орденоносного Кировского заво-
да пишут Я. Николаев и Г. Верейский.
Над картиной «Плавка стали в элек-
тропечах» работает К. Джаков. «Об-
мен опытом знатного стахановца тов.
Мурзича» — тема произведения ху-
дожника Д: Шезченко. Серию офортов
на производственные темы готовит
Харшак, серию  автолитографий —
прафик И. Астапов.

Скульптор А. Стрекавин. будет лез
пить фигуру знатного сталевара Ки-
ровского завода т, Семенова. А: Ов-
	сянников создает скульгуру лучше-
	го фрезеровщика-скоростника т. Са-
вича. Скульптурные портреты стаха-
новцев готовит В. Пинчук. _

На Кировском заводе сейчас дела-
ют зарисовки свыше 20 живописцев,
прафиков и скульпторов.
	‚ «ГОРЕ ОТ УМА»
НА ЗСТОНСКОМ ЯЗЫКЕ
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). В конце
прошлого сезона в Таллине был орга-
низован драматический национальный
«Новый театр». Наряду < произведе-
ниями современной и классической
драматургии театр имеет в’ своем ре-
пертуаре ряд спектаклей для детей,
	Недавно в «Новом театре»: состоя-
лась премьера бессмертной” комедии
Грибоедова «Горе от ума» в стихо-
творяом переводе на эстонский язык
поэта Я. Кярнера. Режиссер спектак-
ля — А. Ребаве. —
	  _ КОНКУРС НА ПРОЕКТ a
  ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
	ВИЛЬНЮС. Совет Министров Ли-
товской ССР вынес решение о прове-
дении закрытого конкурса на проект
театра оперы и балета Литовской
ССР. Условия конкурса предусматри-
вают возведение в Вильнюсе в районе
улицы Миндауго монументального
здания со зрительным залом на 1.200
мест.
	В конкурсе принимают участие ли-
товские зодчие, а также архитекторы
Москвы и Ленянграда.
			ctr a
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА. ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О присвоении звания -Народного артиста СССР
	кинорежиссеру Герасимову С. А.
	‚ За выдающиеся достижения в области советского киноискусства при-
своить звание Народного артиста СССР кинорежиссеру Герасимову Сергею
	Анполинариевичу.
	ТЕАТР В ВЫБОРГЕ
	ВЫБОРГ. Сюда приехал на посто-
янную работу драматический театр,
организованный в Честь 30-летия
ВЛКСМ. Труппа сформирована из
выпускников Ленинградского  теат-
рального института. Театр будет об-
служивать города и районы Карель-
ского перешейка,
	Аргисты Молдавского государст-
венного ансамбля народного тан-
- ца Н. Пшеничная и Д. Николаев
исполняют танец «Титерез»:

Фото Л. Раскина. -
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. Н воября 1948
	Восстановленный Музыкально-
драматический театр в городе.
Сумы.