СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ В СТОЛИЦАХ союзных РЕСПУБЛИК

В дни юбилейных торжеств. посвя-
шенных 100-летию со дня смерти Ха-
чатура Абовяна, Ереванский театр
юного зрителя им. А. И. Микояна по-
казал пьесу Д. Газазяна, в которой
запечатлен образ великого армянско-
го просветителя.

Драматургу и театру удалось  соз-
дать мужественный образ поэта и
мыслителя, гуманиста и демократа,
120 лет назад поднявшего свой стра-
стный и смелый голос в защиту угне-
тенного люда против религиозного
мракобесия, против царского полицей-
ского режима, за дружбу армянского
и русского народов.

Д. Газазян показывает Х. Абовяна в
период его напряженного труда над
романом «Раны Армении» и книгой
«Нахашазих». Абовян предстает перед
зрителями, как страстный певец прав-
ды, борец за преобразование жизни
угнетенного армянского народа.
	В пьесе показана любовь народа к
Абовяну. глубокое доверие к велико-
му просветителю. В этом большая
заслуга автора, сумевшего правдиво
показать органическую связь между
народом и его передовым деятелем,
вступившим в борьбу с угнетателями.
	Судьба Абовяна не может не взвол-
новать любого зрителя этого спек-
такля. При этом драматург не под-
дается соблазну вступить в спор
с правдой истории ради мелодрамати-
ческого обострения ситуаций. Он ве-
дет свое сценическое повествозание
просто и правдиво, предоставляя те-
атру богатые возможности для созда-
ния спектакля напряженного, волну-
ющего, страстного.

Постановщик пьесы об Абовяне Т.
Шамирханян сумел воспользоваться
этими возможностями. Армянский
репертуар ереванского ТЮЗА попол-
нился значительным, глубоко реали-
стическим спектаклем, свидетельству-
ющим о высоком мастерстве режиссу-
ры и актеров театра.

‚Роль Хачатура Абовяна исполняет
Г; Чаликян. Эта роль — большая уда-
ца артиста, которому удалось создать
яркий, многокрасочный сценический
портрет великого деятеля культуры,
раскрыть духовный мир Абовяна во
всем его эмоциональном богатстве.
подчеркнуть неразрывную связь всех
поступков героя с думами и чаяниями
армянского народа. Благородство ха-
рактера,  непримиримая честность,
истинное величие мужественной нату-
ры — вот основные черты того прив-
лекательного образа. который создан
актером. Он сумел оттенить и не-
обычайную мягкость, внимательность,
	душевную отзывчивость Абовяна в
общении < крестьянами и ео
стойкость в столкновениях с пред-
ставителями духовенства, власти.
Бесстрание идейного борца, не-
примиримость пламенного  патрио-
та. который видит единственное
	спасение своего народа в духовной
близости с великим русским народом и
готов самоотверженно сражаться за
	В жизни прибалтийского крестьян-
ства произошли за последние годы
большие, счастливые перемены. Быв-
шие помещичьи и кулацкие земли
принадлежат теперь труженикам, тем,
кто знает истинную цену каждого ко-
лоса. Новое входит в повседневный!
быт и несет с собой ралость ссво-
божденного труда, уверенность в
собственных силах. Новое придает.
реальность мечтам, открывает широ-_
кие горизонты всенародного ее
BHA.

Из гола в год крепнет, наливает-
ся новыми силами и Молодое совет-
ское искусство Прибалтийских рес-
публик. Жизнь дает искусству инте-
реснейший, захватывающий своей.
глубиной и значительностью тверче-
ский материал. Не случайно в Эсто-
нии, Латвии и Литве на сценах теат-
ров в последние годы появляются все.
новые и новые пьесы местных нацио-
нальных драматургов. В них ощутимо
стремлениз подметить и воплотить в.
сценических образах глубокие знаме-
нательные сдвиги, происшедшие в.
жизни народа, В этом смысле две но-
вые комелии, виленные нами на Ce:
ках Таллина и Риги, представляют.
бесспорный интерес.

Хуго Раудеепп, чья комедия «Хо-.
зяева Тиллерейну» поставлена теат-
ром «Эстония», — опытный драматург.
Он уверенно владеет «техникой» бы-
товой комедиографии, с хорошим!
юмсром. живо и лаконично обрисовы-
вает характеры действующих лиц,
своболно и естественно создает ост-
рые ситуации, в которых персонажи.
ставшие об’ектом -его сатиры, неми-
нуемо подвергаются жестокой «каз-
ни смехом». «Смех есть признак си-
лы. Смех не только признак силы, но.
сам — сила!ь — заметил А. В. Луна-.
чарский. Эти слова снова приходят
на ум, когла слышишь веселый, би-
чующий смех зрителей, наполняющих
зал театра «Эстония» на представле-
нии «Хозяев Тиллерейну».

Действие комедии происходит в
эстонской деревне в недавние време-
на, когла проводилась советская зе-
мельная реформа. Владелец крупного
хутора «Тиллерейну», кулак Виллем
Выза всячески противится реформе и
старается обойти закон, согласно ко-
торому он должен; расстаться с ча-
стью своих обширных земель. Ето
борьба и его крах, собственно, и ©о-
ставляют сюжет комедии. В спектак-
ле. поставленном режиссером А. Ме-
рингом, роль Виллема Выза мастер-
ски играет А. Рандвийр, артист с
большим талантом, наблюдательный,
Облазающий. способностью ‹...забыть,

что он играет смешную роль», Kak
	того требовал от комедииных актеров
$
	‚ Сцена из спектакля «Хозяева Тиллереину»
		лая, настойчивая, вызывающая речь!
	Абовяна выводит католикоса из лице-!
	мерного спокойствия. В ярости он’

проклинает Абовяна, гонит его прочь.
ттриказывает сжечь его кзрамольнтю
	приказывает ожечь его крамольную
КНИГУ.
	Последние дни Хачатура Абовяна:
	отравлены горечью и тоской; Он узна-.
ет об измене учителя Ованеса, которо

го считал своим другом. Ловкий
интриган Ованес первый предал его,
	искусно лавируя между Абовяном и.
	духовенством. И. Геворкян, талантли-
во` исполняющий роль Ованеса, сумел
обрисовать характер выпукло и ярко,
без мелодраматического нажима, до
конца разоблачив его  иезуитское
двуличие. Тонкий, отчетливый анализ
социального существа образа вообще
характерен для исполнителей спек-
такля «Хачатур Абовян». Именно по-
тому так достоверны фигуры и с03-
нательных и невольных врагов Абовя-
На — епископа (П. Сантросян), Coro-
мона (Г. Стамболцян) и др. Именно
потому так привлекательны образы
родных и друзей Абовяна — его мате-
ри (Н. Манучарян), его сына Вартана
(Н. Саркисян), врача Агафона (К.
Арутюнян) и особенно крестьянина
Арусюна (Б. Трдатян). В результате
трагедия великого человека -приобре-
ла в спектакле большую силу реали-
стической выразительности.
	К сожалению, и в пьесе, и в
спектакле схематичен, ‘примитивно
очерчен образ учителя Петра (арт. В.
Саркисян). Сложной ролью Эмили,
жены Абовяна. чужеземки, неспособ-
ной понять смысл борьбы великого
ученого, пока еще не вполне овладела
талантливая артистка М. Симонян.
	Но важно другое — создан  спек-
такль  поэтичный и страстный,
проникнутый глубоким оптимизмом,
имеющий большое общественное зна-
чение. Образ великого сына армянско-
го народа нашел в нем достойное
спеническое воплошение.
	Радует успех Геатра юного зрителя.
успех не случайный, а результат кро-
потливого, напряженного труда. За
последние два года ТЮЗ им. А. И.
Микояна показал девять новых поста-
новок, в большинстве своем интерес-
ных, привлекающих общественное
внимание.
	Своими новыми постановками, таки-
ми, как «Молодая гварлия» А: Фадее-
ва (инсценировка Р. Широяна и Тер-
Овнаняна), «Сын полка» В. Катаева,
«Красный галстук» и «Особое зада-
ние» С. Михалкова — из русской сов-
ременной драматургии, «Суворовцы»
A. Шайбона и К. Капланяна, «Счаст-
ливое поколение» А. Шайбона, «Тайна
адских врат» А. Широяна и В. Ананя-
на — из армянской оригинальной дра-
матургии, Театр юного зрителя
принял серьезное участие в воспита-
	нии пионеров, комсомольцев, шШколь-
RUKOB,
Н. КАГРАМАНОВ.
ЕРЕВАН.
		Скрипичный
концерт
Д. Кабалевского
	Обратившись к жанру инструмен-
тального концерта, к так называемой
«чистой» инструментальной музыке,
композитор Д. Кабалевский  с03-
дал произведение, впечатляющее
ясностью и рельефностью музыкаль-
ных образов, высоким композиторским
мастерством, произведение, несомнен-
но доходчивое и запоминающееся.
	Концерт привлекает юношеской
свежестью, горячим темпераментом и
жизнерадостностью. Д. Кабалевский,
разумеется, не ставил своей целью
полно и всесторонне воссоздать облик
нашей замечательной молодежи. Он
не коснулся тех качеств ее, которые
проявились в героизме мирного труда
и в грозные годы Великой Отече-
ственной войны. Перед композитором
еше стоит эта задача.
	Bee же радостно отметить, что во
всех трех частях концерта автору
удалось создать яркие и запоминаю-
щиеся образы: полные энергии и ЛИ-
рического тепла — в первой части,
глубокого чувства и задущевностиы—
во второй, увлекательного задора и
веселья — в финальном рондо.
	В концерте звучат интонации нашей
действительности, близкие и родные
советскому слушателю.
	Мелодичность составляет одну из
сильных сторон скрипичного концер-
та‘ Кабалевского. Она пронизывает
все произведение, наполняя собой обе
темы пезвой части — напористую
главную и лирически-напевную по-
бочную, расцветая в танцовально-пе-
сенном финале, привольно разливаясь
во второй части. где особенно хороша
вторая тема, полная горячей трепет-
ности и влохновенного порыва,

Нравда, композитору не везде уда-.
лось удержаться на высоком стили-
стическом уровче. Пользуясь мелоди-
ческими и ритмическими оборотами
нашей советской музыкальной жизни,
	автор не всегда отбирает наиболее
яркие и типичные из них. Ему не
всегда удается слить эти интонации
	в новый обобщенный и высоко худо-
жественный образ. Так, например,
слишком непосредственны и оголены
` связи между популярными образцами
	` лирических кинопесен и первой темой
средней части концерта, между стан-
`дартными формулами аккомпанемента
‘массовых плясок и лихими аккорд-

ными переборами оркестра в разделе
‹ второй темы финала.

Аочется отметить цельность всего
сочинения, спаянность формы, полную
естественность музыкального разви-
тия. Тонкое композиционное чутье
автора заставило отойти его от He-
которых традиционных приемов. Ка-
балевский поместил скрипичную ка-
денцию в финале, а не в первой части,
как это обычно бывает в концертах.
Но этот прием не вытекает из стрем-

‚ ления к новизне ради. новизны, а обус-

ловлен внутренней логикой развития
всего сочинения. Первая часть столь
сжата, развитие ее столь непрерывно,
что не допускает вторжения каден-
ции, В то же время в рондо-финале,
построенном на принципе контраст-
ных сопоставлений, виртуозная“ ка-
денция солиста положительно необ-
ходима: тормозя стремительное раз-
вертывание музыки, она служит свое-
образным «разбегом» к кульминации
всего произведения.

Таковы самые общие впечатления
от этого скрипичного концерта, не-
давно исполненного симфоническим
оркестром Московской государствен-
ной консерватории.

На прослушивании концерта в Сою-
зе композиторов автор в кратком всту-
пительном слове пояснил, что сочине-
ние свое он пясал для молодых ис-
полнителей, не достигших еще полной
художественной и технической зрело-
сти. По нашему мнению, он отлично
выполнил свою задачу.

Как известно, скрипичная литерату-

ра доступная учащимся музыкаль-
	ных училищ и музыкальных ШКоОЛ-
	’десятилеток, не слишком богата пол-
`ноценными художественными произ.
`ведениями, Поэтому следует всячески
приветствовать инициативу Д. Каба-
левского и обратить внимание наших
композиторов на необходимость по-
’полнения репертуара различных ис-
`полнительских специальностей сред-

‘них музыкальных учебных заведений,
	„ререг счастья“
	®
Я. ЧЕРНОВ
Oo
	Мы помним сравнительно недавние
споры о том, возможно ли поставить
балетный спектакль, посвященный
современности. По этому поводу
неоднократно высказывались  ссмне-
ния самого разнообразного свойства.
Скептиков, уверенных в том, что со-
временность — область, недоступная
для балетного театра, — не см лцало
даже то’ обстоятельство, что на со-
ветской сцене с болыним успехом
пропьли «Красный мак», «Светлана»,
«Гаянэ» и лпругие спектакли. Эти
	удачи очи склонны были ечи-
тать исключениями, лишь  подт-
вержлдающшими «правило». Но в по-
	следние годы творческая мыель со-
ветских композиторов и мастеров ба-
летного искусства. отметая STH COM-
	нения, снова сосредоточилась Ha
проблеме современного балетного
спектакля.
	На-днях в Музыкальном театре им.
Станиславского и Немировича-Дан-
ченко мы видели премьеру балета
«Берег счастья» (музыка А. Спада-
веккиа, либретто П. Аболимюва). По-
становка эта снова убедила нае в
плодотворности настойчивых попыток
овладеть современной темой, все ча-
ще предпринимаемых за последнее
время. Балетный спектакль, посвя-
щенный людям наших дней, порадо-
вал своей свежестью и выразитель-
ностью. Как и всякое удачное произ-
ведение искусства, этот балет отве-
чает на некоторые спорные вопросы
более просто и убедительно, чем
сложные рассуждения критиков.

Балет «Берег счастья» не только
открывает хореографическому театру
путь к глубокому и интересному рас-
крытию темы современности, но и
об’ясняет причины горьких неудач
некоторых других опытов в этой об-
ласти. Эти неудачи обусловлены
прежде всего неверием в возможно-
сти хореографии, в язык танца. Об-
ращаясь к современности, наш балет
обычно шел путем натуралистическо-
го копирования действительности, за-
ботливо воспроизводя бытовые ‹ дета-
ли обстановки и поведения героев
	наптих дней. Считая, что танец не в
	силах своими средствами полноценно
отобразить современность, постанов-
	шики сплошь и рядом привносил!

и в
	свои работы элементы, присущие
драматическому театру. Привер-
женность к  псевдореалистическим
мотивировкам толкала к соблазнам
пантомимы, рождала «искусство
глухонемых», разговаривающих Ha
языке жестов.

На спектакле «Берег счастья» мы
убеждаемся в TOM, что танец, осво*
божденный от бытовых условностей,
воздействует на зрителя и передает
большие взволнованные чувства на-
ших современников значительно 60-
лее сильно и полно, чем жест, чем
пантомима. Это поняли постановщики
&Берега счастья» В. Бурмейстер и И:
Курилов, и не случайно их спектакль
насыщен действием, танцовален даже
в таких сценах, которые по традиции
неизменно решались средствами пан-
томимы.

Легко и непринужденно развивает-
ся несложная фабула представления.
Действие балета ‘начинается в. пио-
нерском лагере «Артек». Здесь на-
всегда подружились пионеры Наташа
Калинцева, Петр Болохов, Констан-
тин Громов и Анатолий Светлов. Во
втором ‘акте мы снова встречаемся с
ними. но теперь они уже выросли,
возмужали, стали -актиеными участ-
никами кипучей, многообразной жиз-
ни стоаны. И когда нависли над Ha-
шей Родиной тучи войны, молодые
советские люди пошли в бой, чтобы
отстоять берег счастья, свою радост-
ную. трудовую долю, честь и неза-
висимость своего народа;
	Популярная музыка
советских композиторов
	При Московской и Ленинградской
государственной эстраде организуют-
ся отделы популярной музыки, на
которые возложено руководство MY-
зыкальным обслуживанием кинотеат-
ров, парков культуры, клубов, ресто-
ранов, кафе и пр.

Кивоотдел Мосгосэстрады, на базе
которого создается отдел популяр-
ной музыки, проводит  подготови-
тельную работу по созданию нотной
библиотеки легкой музыки советских
композиторов для оркестров неболь-
	шого. состава,.. К этой работе привле-
каются оркестровщики тт. Ходор-
ковский, Ваганов, Арский, Черный,
Дорман, Кадомцев и др.
	гатым артистическим темпераментом
и непринужденной техникой.  Лег-
кость и отточенность танцовального.
рисунка в, ее исполнении сочетаются
с трогательной непосредственностью
и чистотой. Партию Петра Болохова
А, Соболь проводит артистично, та-
Hell ero мягок и изящен, поддержка
сильна и уверенна..

Радует высокая танцовальная и
артистическая культура, с которой
проводит партию Константина Гро-
мова: И. Курилов.. Углубленная рабо-
та над образом советского юноши
принесла. заслуженный успех А.
Тольскому (Анатолий Светлов). Тем-
пераментно, с веселым задором тан-
цует А. Крупенина — одна из подруг
Наташи Калинцевой. —

`Плодотворным ‘оказалось тесное и
длительное содружество композито-
ра с коллективом театра. Музыка ба-
лета напевна и танцовальна. В ней
ярко выражен принцип симфониче-
ского развития образов. Ясные и чет-
кие лейтмотивы проходят через весь
балет, эмоционально ‘раскрывая его
главные темы. Особенно выразитель-
на музыкальная характеристика На-
таши. Запоминающийся  мелодиче-
ский рисунок этой темы, ее изобрета-
тельное развитие в сочетании с дфу-
гими элементами музыки (гармония и
инструментовка) очень цельно и ор-
танично раскрывают идею всего
преизведения.

Тонко чувствуя богатые возмож-
ности оркестрового звучания, ком-
позитор в одинаковой мере успешно
передает как настроение большого
драматического напряжения (сцена
боя, реквием °и марш наступления),
так и светлую, радостную атмосферу
берега счастья (танец Наташи, лири-
ческие адажио танцовальных дуэтов
Наташи а Петра).
	Больнюе впечатление оставляет

оформление Б. Волкова, отличающее-
ся яркой зрелищность. Живописные
решения моря и южного неба, сцены
бури и боя дают свободный простор
воображению зрителя. Усилиями .ди-
рижера В. Эдельмана музыкальная и
хореографическая части спектакля
образуют ансамбль, подчиненный еди-
ному художественному замыслу.
	К нелостаткам спектакля в пер-
вую очередь относится ‘растянутость
отдельных танцовальных номеров. и
даже целых сцен. Балетмейстеры из-
менили чувству нового в постановке
массовых танцев моряков. В боль-
шинстве случаев они решены по
принципу перепляса, скорее прису-
шего ансамблям песни и пляски, не-
жели балетному театру. Мелодии
широко известных народных песен и
популярных песен советских компо-
зиторов’ включенные в партитуру
балета, за редким исключением (те-
ма русской песни «Рябина»), не по-
лучили большого симфонического
развития. -Музыкальные цитаты в
этих случаях фактически He слива-
ются < действием, а лишь иллюстри-
	руют ето.
Однако все это частные, легко
устранимые недостатки. Спектакль
	имеет болышое воспитательное зна-
чение для нашего юношества. Он бу-
дит в сердцах молодых зрителей жи-
вотворное чувство советского пат-
риотизма, зовет к моральной чистоте
и творческой активности.

Покидая театр, зритель уносит с
собой ощущение - радостной взволно-

ванности. Ибо об этой постановке
можно сказать, что вдохновение и
целеустремленность в балетном спек-
такле присутствуют тогда, когла са-
ми авторы, постановщики и артисты
взволнованы своими образами и пол-
ны ими.
	Любовь к Родине, верность и
дружба тесно сплотили их в борьбе,
дали им волю к победе, подготовили
к свершению героических подвигов.
Эти качества были воспитаны в мо-
лодых воинах пионерской организа-.
цией. Недаром, когда солние свободы:
вновь засияло над берегом счастья,
Герой Советского Союза Петр Боло-
хов, приехавший на встречу < пионе-
рами в родной «Артек», надевает
пионерский галстук. Долгие годы
хранил он его на груди, не расста-
вался с ним в сражениях.

Ясный и последовательный сценар-
ный замысел органически сочетается
в спектакле с высокой культурой
		Артист Г. Чаликян в роли Хача-
	тура Абовяна. Фото Л. Раскина.
		свои убеждения, — все это делает
кипучую натуру Абовяна близкой и
понятной нашим современникам.
волнением следят зрители за перипе-
тиями неравной борьбы великого на-
родолюбца с угнетателями и обман-
пиками, притесняющими трудовой
люд Армении.

Тучи сгущаются над головой Або-
вяна. Власти не в шутку встревожены
ростом его известности в народе. Сре-
ди крестьян началось брожение, мно-
гие отказываются вносить непосиль-
ные налоги. Все это— результат аги-
тации непокорного мыслителя. Его
арестовывают во время урока, когда
Абовян рассказывает ученикам о
жизни и деятельности великого Ло-
моносова. я
	Но временный арест не вызывает
того эффекта, на который рассчитыва-
ли враги Абовяна. Он продолжает
свою борьбу. И вот непокорного при-
глашает к себе глава церкви, католи-
кос всех армян Нерсес. Сцена беседы
Абовяна с Нерсесом — одна из самых
сильных в спектакле. Абовян пришел
к всесильному отцу щеркви в надежде
снискать его сочувствие и помощь. Он
не знает, что незадолго’ до его прихо-
да Нерсес подписал решение о запре-
те книги Абовяна «Нахашавих» — на-
родного учебника, созданию которого
писатель отдал годы вдохновеврного
труда. Но, оказавшись лицом к лицу
с ханжей-католикосом, Абовян быстро
приходит к выводу, что этот «просве-
щенный» святоша — такой же мрако-
бес, как и другие;

Артист А. Казарян ведет роль Нер-
ceca уверенно и тонко. Его плавный,
журчащий говор таит в себе нена-
висть, страх перед светом науки. Сме-
	Сцена из балета «Берег сча-
стья» в постановке Государствен-
ного театра им. К. С. Станислав-
ского и В. И. Немировича-Дан-
	ченко. Наташа  Калинцева —
В. Бовт, Петр Болохов — А. Со-
боль, Константин Громов-—И. Ку-
рилов и Анатолий Светлов —
А. Тольский.

Фото С. Мишина.

>
	танцовальной речи. Иревосходно по-
ставлена сцена атаки. Советские мо-
ряки рвутся вперед, чтобы отбросить,
уничтожить врага. Вот уже пошли в
ход ручные гранаты — и зритель
как бы видит кольцо врагов, сомк-
нувшихся вокруг отважных моряков,
видит гранаты в руках, слышит вы-
стрелы и взрывы. Обо всем этом по-
	вествует выразительный, сильный
язык танца.
Интересны отдельные режиссер.
	ские решения. Среди них запоминает-
ся Шествие моряков, зздымающих
символ победы-—красный стяг с тре-
пещущими на нем отсветами грозного
сражения. Исполненная глубокого
драматизма сцена геройской смерти
Кости воспринимается как прослав-
ление жизни: Танцовальные дуэты
Наташи Калинцевой и Петра Боло-
хова радуют постановочной новизной
поз и движений. В особенности инте-
ресно решены поддержки.

В. Бовт — исполнительница роли
Наташи Калинневой— обладает 60-
	ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ
		театра «Эстония». В центре—А. Рандвийр в роли Виллема Выза.
	ским Хуложественным театром (Дай-
лес-театр) выступает с первой
большой — пьесой. Бросаются в
глаза некоторые. явные следы не-
опытности писательницы: ее комедия
напрасно ‘усложнена любовной интри-
гой. далекой от главного русла про-
изведения, массовые сцены страдают
статичностью. действие порой надол.
го задерживается незначительными
событиями. Но зато писательница,
	несомненно, знает сегодняшний день
	родной республики, радостно взвол-
нована ее счастливым преображени-
ем, умеет точно и верно подмечать
ростки нового в жизни и сознании
людей. Юмор, которым проникнута
пьеса Анны Броделе, — юмор ра-
достный, мажорный и мужественный,
Бодростью. и энергией народной
борьбы за счастливое будущее ды-
шит эта комедия, поставленная, Эду-
арлом Смилгисом и Эмилем Мач.

В селе Речном организуется кол-
хоз. Вдохновитель этого начинания—
Янис Лазда, лемобилизованный офи-
цер Советской Армии, инициативный,
волевой, предстает перед нами в та-
лантливом воплощении артиста
Г. Ваздик. Борьба Явиса за образо-
вание колхоза, за первые ‘успехи
коллективного труда, против кулака
Микелиса Бремзе, против  нереши-
тельности отдельных крестьян, ©би-
тых с толку агитацией кулака, про-
тив лодырей, рассчитывающих, что
в колхозе можно будет отсиживать-
ся сложа руки за счет тех, кто чест-
во трудится, — вот содержание этой
комедий. .

Враг всего нового, Бремзе (А. Ми-
кельсон) чинит всяческие препятет-
вия созданию колхоза. Но действует
он скрытно, руками крестьянина Еци-
са, которого ему удалось, выдавая за
родственника, удержать во батраче-
стве. Систематические неудачи и ра-
зоблачение Бремзе, бессильного 8
борьбе с народным движением, встре-
чаются дружным смехом зрителей,
так же, как и злоключения лоды-
ря Карла (Я. Менца), обманутого в
своей надежде увильнуть от работы.

Ощущение радости освобожденного
труда, то чувство твердой и счаст-
ливой уверенности в своих силах,
которое автору и Театру удалось пе-
редать в образах героев новой Лат-
вии, передовых сынов ее трудового
крестьянства,—вот главные достоин-
ства этого спектакля. Режиссура су-
мела пронизать спектакль мыслью о
том, что новая жизнь обновляет и са-
мое сознание людей. Мужественный,
напористый Янис—Г. Ваздик, сразу
завоевызающий симпатии зрителей
своей ’ пелеустремленностью, актив-
ностью; Марта — М. Клетниеце, все-
гда деятельная, обаятельно простая,
скромная и веселая, Зете — В. Кр7зе.
темпераментная, ревностная в работе,
страстно отстаивающая — интересы
колхоза и гневно отчитывающая ло-
дырей, — вот истинные герои спек-
такля, богатого красками жизни, оп-
тимистичного, правдивого.

Спектакль «Весна в селе Речном»
знаменателен и в творческом разви-
тии театра. осуществившего эту по-
становку. Прежним работам Риж-
ского Художественного театра была
нередко свойственна отвлеченная,
холодная «романтичность». Комедия
Анны Броделе открыла театру пути
к романтике самой жизни, дала его
искусству реалистическую = опору,

Так новое в жизни крестьянства
Прибалтики находит выражение в
театральном искусстве молодых со-
ветских республик. Так театр ока-
зывает серьезное воздействие на умы
и сердца зрителей, обращаясь к Ним
С жизнералостными, правливыми,
современными комедийными спектак-
ями.
	К. НИКОЛЬСКИИ.
ТАЛЛИН—РИГА. (Наш корр.).
	Комедийные. спектакли
на сненах Таллина и Риги
		Белинский. Сочными феалистически-
ми красками обрисовывает он своего
«героя».

:Выза надеется на фиктивный раз-
дел хутора, пытается передать землю
своей батрачке Анне, забитой, cye-
верной старой деве,  мечтающей
о ‘pate, и покупает обещанием
жениться на Анне ee участие в
афере. Другую свою батрачку, Эллу,
Выза хочет слелать фиктивной вла-
лелицей части земель соседнего ку-
	_ лацкого хутора Пымакаса. Он, Выза,

‘надеется даже выгадать Ha земель-
	ной реформе

Но плутни кулака кончаются горь-
ким провалом. Недавние батраки уже
почувствовали себя свободными
людьми, их больше не прельстишь
сомнительными кулацкими соблазна-
ми. И ебли старуха Анна (арт.
М. Мельдре) покорная своей судьбе,
	давно смиримиаяся с рабекой долей,
	безропотно выполняет приказания
кулака, то молодая Элла, как это вы-
разительно показывает актриса М.
Лутс, постепенно освобождается из
его сетей. Такие. как Элла, нахолят
свой путь к новой жизни. Они Разоб-
лачают козни врагов трудового наро.
да. Разоблачен и Выза. Под громкий
смех зрителей он в смятении и злобе
раскрывает свои карты, признает свое
поражение.

Традиции бытовой комедиографии,
основательно усвоенные Хуго Рауд-
сеппом, помогли ему создать яркие
образы Выза, Пымакаса, Анны и Эл-
лы. Но старые, испытанные средства
оказались несостоятельными, когда
автор попытался, с их помощью, вос-
произвести в своей комедии образы
людей новой Эстонии, людей с новым,
советским мировоззрением. Роли де-
мобилизованного моряка Эльмара,
журналистки Мэри Пыхельгае, кре-
стьяника Тыниса написаны словно
другам пером-—схематично, вяло # не-
последовательно. Видимо, у автора
еще слишком мало свежих собствен-
ных наблюдений, которые позволили
бы ему обогатить эти роли.

Видимо, старую деревню Эстонии он
лучше знает, чем новую. Потому
комедия в целом сильна своим сати-
рическим разоблачением . старого,
злобного мира, но лишена жЖизнеут-
верждающего пафоса счастливого со-
вилательного труда.
	Анна Броделе, автор комедии «Вес.
на в селе Речном», показанной Риж-
		A. Payacenna на . сцене
	Учреждения искусств Ашхабада возобновляют работу
	ансамбль танца, бригалы бакши и др.
	— выехали на гастроли в районы рес-
	публики Музыкальная школа и XY
дожественное училише с интернатами
	переведены в Баку. Возобновили дея-.
	тельность творческие союзы компоЗи-
торов и художников.

Население столицы Туркмении об-
служивают кинопередвижки, прово-
дящие бесплатные сеансы.

ИК КП(б) Туркмении принял реше-
	В целях сохранения театральных
коллективов, лишившихся зданий в
результате землетрясения, правитель-
ство Туг“менской ССР приняло ре-
шение о переводе Театра оперы и ба-
лета в областной центр — г. Мары,
Туркменского драматического театра
им. Сталина — в г. Чарджоу, Русского
драматического театра им. Пушкина—
в г. Красноводск.

Ашхабадские театры возобновляют
	работу на своих базах в ближайшие
	дни. Государственная филармония,
здание которой меньше других пост-
радало от землетрясения, будет про-
должать работу в Ашхабаде, обслу-
живая концертно-эстрадными выступ-
лениями население и строителей го-
рода. Сейчас коллективы филармонии
— оркестр народных инструментов,
		ля
	ние о строительстве новых зданий для   композиторов на необходимость по-

ашхабадских театров. Работы начнут- полнения репертуара различных ис-
ся в четвертом квартале текущего  1 ельских специальностей сред
года. Здание филармонии будет вос-   р

становлено уже в 1949 году. Новые Чих музыкальных учебных заведений,

злания ‘Туркменского и Русского ‘так как в этом направлении оделано
		‘еще очень немного.
	здания ‘Туркменского и Русского _
драматических театров намечено за-
	кончить в 1950 году, а !еатра оперы и
балета — в 1951! году,
	зв Австрии
	тельницы. Пронесся шквал .аплоди-

сментов...

Это была своеобразная и замеча-
тельная победа советского кКиноис-
кусства, победа художественной прав-
ды, которая нашла путь к чувствам

сотен людей.
	Когда мы вышли из зала, нас оБ-
ружили зрители, наперебой высказы-
вавшие восхищение фильмом. Посы-
пались вопросы: «Почему так мало
показывают в Зальцбурге советских
картин?». «Нельзя ли послать совет-
ские фильмы с’передвижками в про-
винциальные города и села, где их
совсем не видели?» ит. д. ит. п.
	В главном городе Каринтин, Кла-
тенфурте, кроме «Сказания о земле
Сибирской» и «Сельской учительни-
цы», демонстрировался «Русский во-
прос».

Зрительный зал кинотеатра «Фолькс.
кино» и тут был заполнен доотка-
за. Мы слышали, как многие рители,
которым не досталось билетов, про-
сили администратора, чтобы он разре-
шил посмотреть советский фильм хо-
тя бы стоя. В виде исключения такое
разрешение было дано, и толпы зри-
телей заполнили проходы вдоль стен,
	Выступая перед фестсвалем, мест-
ный бургомистр вапомнил, что не-
когда этот кинотеатр открывался
фильмом «Броненосец «Потемкин».
После этого долгие годы каринтийцы
были‘лишены возможности видеть со-
ветские фильмы.

В главном городе Штирии, Граце,
организаторам фестиваля пришлось

претерпеть немало трудностей по
милости английской оккупационной
администрации. С большим трудом
им удалось всё же найти помещение
для. просмотров, и советская киноне-
деля здесь также прошла с большим
успехом.

Советская кинонеделя в Австрии
показала возросшую зрелость наше-
го киноискусства, его идейную и
художественную силу, которая вы-
держивает проверку в самых различ-
ных аудиториях на разных концах
земного шара.
	Вена — Зальцбург —Клоге“фурт —
Грац.
	естиваль советских соильмо!
		«Нраздничная неделя советского
фильма» — так именовался советский
кинофестиваль в Вене и других круп-
ных центрах Австрии. Надо сказать,
что это название вполне оправдалось.
Один из прогрессивных австрийских
критиков после фестиваля сказал:
	— Мы пережили настоящий празд-
ник возвышенных идей и светлых
чувств!

Цикл картин, показанных на фести-
вале, — самых разнообразных по Te-
мам и жанрам, различных по уровню
режиссерского мастерства и актер-
ского исполнения, — был об’единен
общими свойствами, присущими наше-
му киноискусству: это было  полно-
звучное и полновесное слово художе-
ственной правды, по которому так
стосковались рядовые кинозрители В
странах Запада.
	Венский еженедельник «Ди Вохе»
в дни советского фестиваля писал:
«Интересен тот факт, что все крити-
ки, вне зависимости от их партийной
принадлежности, подчеркивают боль-
шую моральную и воспитательную
роль советских фильмов, проповедуе-
мую ими чистоту и человечность, пол-
ное отсутствие грязных мотивов, OT-
сутствие какого бы то ни было вос-
хваления низменных, преступных ин-
стинктов, т. е. отсутствие всего то-
го, что, например, делает такими от-
талкивающими современные амери-
канские фильмы».

«Русский фильм, особенно в п0с-
леднее время, своим выбором художе-
ственных средств оказывает сильное
и даже революционизирующее влия-
ние на мировую кинематографию и в
особенности на кинопродукцию Ев-
ропы», — заявляет газета «Вельт ам
Абенл», которой отнюдь нельзя при“
писать особые симпатии к Советско-
му Союзу и его искусству,

Австрийская правительственная гГа-
seta «Винер Цейтунг» отмечает вы-
сокий уровень советской кинорежис-
суры. .

«Все советские фильмы, — указыва-
ет венская газета «Дер.Абенд», —
полны любви к миру и воли к миру.
Их темы — работа, восстановление,
радостное служение благу человече-
ства».
	Та же газета «Дер
Абенд» называет фильм
«Русский вопрос» «ак-
том борьбы с поджига-
телями войны». Лаже

°

A. EBCEEB
>

рогов» и «Миклухо-Мак-
лай». Правительственная
«Винер Цейтунг» пишет,
например, что воспроиз-
веденный в фильме об-
	реакционная печать не смогла умол-
чать. о высокой силе художест-
венного воздействия этого ум:
ного и политически острого произве-
дения, которое попало не в бровь, а
в глаз многочисленным австрийским
подголоскам херстовской прессы.
	Очень высокую оценку большинст-
ва газет самых различных направле-
ний получил фильм «Сказание о зем-
ле Сибирской», и, в частности, прек-
расное художественное мастерство И.
Пырьева, актерское исполнение, вы-
сокая операторская культура, обая-
ние прекрасных пейзажей и народной
музыки.

Восторженный прием 0. зрителей и
критики нашел фильм «Сельская учи-
тельница», который идет здесь под
названием «Воспитание чувств». Осо-
бенно много откликов вызывает игра
Марецкой. Газета «Вельт ам Абенд»
опубликовала статью, озаглавленную
«Письмо к молодой артистке», пде
призывает актерское молодое поколе-
ние брать пример с Марецкой. По
словам автора, советская  киноарти-
стка «сотворила чудо», соединив B
своей роли «двадцатилетнюю девуш-
ку и шестидесятилетнюю женщину».

Оценивая картины «Далекая неве-
ста» и «Алишер Навои», газеты осо-
бенно подчеркивают яркость их нацио-
нального колорита, силу фольклор-
ных мотивов. «Режиссер Ярматов, —
пишет газета «Эстеррейхише Фолькс-

штимме» о фильме «Алишер Навои»,
— вместе с узбекскими исполнителя-
ми создал фильм, оставляющий глу-
бокое впечатление». В этой связи га-
зета замечает, что развитие г цио-
нальной кинематографии в Средней
Азии является одним из достижений
советской власти, которая ‘принесла
народам бывшей царской России воз-
можность создавать собственную
культуру:

Большое внимание критики и зри-

телей привлекли также картины «Пи-
	раз Миклухо-Маклая — это 00-
раз «убежденного защитника челове-
ческого достоинства и свободы».

Разумеется, не было недостатка в
попытках реакционных листков ума-
лить художественное значение совет-
ских фильмов, ослабить произведен-
ное ими впечатление, об’явить их
«слишком политическими» Но эти
жалкие потуги не смогли снизить ус-
пех «Недели советского фильма» и
уменьшить ее общественный  резо-
нанес.

Вслед за Веной такие же фестива-
ли, с несколько более сокращенной
программой, состоялись в западных
зонах Австрии, куда советские филь-
мы вообще попадают довольно редко.
«Неделя советского фильма» прошла
в Зальцбурге, Каринтии, Штирии, в
самых. западных австрийских областях
— Тироле и‘ Фораольбеоге.

Зальцбург некогда славился свои-
ми международными театральными
праздниками. Сейчас ‘этол древний
австрийский город — своеобразный
музей средневековья, — более изве-
стен, как сборный пункт фашистеко-
го сброда из разных стран мира,  на-
ходящийся под эгидой американских
оккупационных властей,

Советская кинонеделя проходила в
знаменитом Доме фестивалей. Огром-
ный зал на 1400 мест был переполнен,
Перед первым сеансом с приветствен-
ными речами выступили председа-
тель областного ландтага и вице-
бургомистр города. «Сказание о зем-
ле Сибирской» было встречено зальц-
бургокими зрителями так же тепло,
как и венцами.

На следующий день шла «Сельская
учительница». В назначенный, час
‘начался сеанс. Когда на полотне эк-
рана впервые появилось лицо Марец-
кой и ее освещенные мягким светом
глаза, в зале установилась та тиши-
на, которая всегда сопутствует осо-
бому зрительскому волнению. Зал
был словно заворожен. Мелькнули
последние. кадры. напоминающие о
полгом и славном пути сельской учи-