COBETCKOE HCKYCCTBO
	_О работе ВТ
	В советской печати неоднократно
подвергались критике серьезные недо-
статки в работе Всероссийского теат-
рального общества. Оторванность де-
ятельности общества от нужд теат-
ра, отсутствие необходимой связи с
широкими массами работников ис-
кусств, воцарившаяся в стенах обще-
ства атмосфера благодушия — все
это привело к резкому ослаблению
деятельности ВТО, которая постепен-
но свелась к совещаниям келейного
характера, к изданию случайных и
зачастую плохо отредактированных,
не имеющих практического значения
книг и брошюр и т. п. Связь общест-
ва с его периферийными отделениями
`и < периферийными театрами ослаби-
	ласъ, а с некоторыми театрами и
вовсе прервалась. Тем не менее
правление ВТО no сути дела

никак не реагировало на сигналы об-
щественности. Беспечность руководи-

телей ВТО привела к дальнейшему

ухудшению работы общества в це-
лом.

После специальной проверки дея-
тельности ВТО Совет Министров
РСФСР принял постановление, в ко-
тором отметил, что общество и его
правление выполняют свои задачи
неудовлетворительно.
	В постановлении Совета Министров
РСФСР указано, что Всероссийское
театральное общество и его правле-
ние не помогают театрам в их твор-
ческой работе. В частности, ВТО
фактически отстранилось от помощи
театрам в работе в новых условиях.
Театры в этот период пред’являют
к ВТО вполне обоснованные, повы-
шенные требования. В свете этих тре-
бований отставание аппарата ВТО и
его правления от насущных задач
театральной жизни становится 050:
бенно очевидным.
	‚

Совет Министров РСФСР признал
научно-творческую и издательскую
деятельность ВТО не соответствую-
щей высоким. требованиям, пред’яв-
ляемым к нашему театральному ис-
кусству партией и народом, — требо.
ваниям, которые нашли свое полное
и отчетливое выражение в постанов-
лении ЦК ВКП(б) о репертуаре дра-
матических театров. По определению
Совета Министров РСФСР, значи:
тельная часть изданий ВТО и рукопи-
сей. принятых обществом, является
недоброкачественной. Научно-творче-
ские кабинеты общества в своей ра-
боте отстают от современных задач
советского. театра.

В постановлении указываются так-
же весьма серьезные пороки органи-
зационно-финансовой стороны дела,
существенно влияющие Ha работу
ВТО. Укоренилась практика проведе-
ния общественно-творческих  меро-
приятий силами приглашаемых плат-
ных работников. Штатным работникам
выплачивались дополнительные гоно-
рары за работу, входящую в круг их
непосредственных служебных обязан-
ностей. Авторский гонорар устанав-
ливался зачастую произвольно. Совет
Министров РСФСР осудил бесхозяй-
ственность президиума ВТО в расхо-
довании денежных средств.
	pe ER Re ae ee

Совет Министров РСФСР_ обязал
	’Комитет но делам искусств при Co-
 вете Министров РСФСР и Совет ВТО
в кратчайший срок устранить отме-

Письмо в
	Предохранить
_ Софийский
	“Одним: из замечательных творений
древнерусской архитектуры является
Софийский ‘собор в Киеве. Государ-
ство‘ ежегодно отпускает  значитель-
ные средства на содержание и изу-
чение этого выдающегося  памятни-
ка старины. Только 3a последние
несколько лет для этих целей было
выделено свыше 4,5 млн. рублей.

Однако в Академии архитектуры
УССР, в ввдение которой был пере-
дан Софийский заповедник, решили,
что можно этими средствами распо-
ряжаться как угодно: отстраивать
квартиры, строить гаражи и т. п.

Из ассигнованных 4,5 млн. рублей
фактически на заповедник было из-
расходовано He более 300 тысяч
рублей, остальные средства’ исполь-
зованы не по прямому назначению.

В 1946 году по просьбе Академии
	_ (‘езды композиторов
	союзных республик
~ xe.
	В Казахстане
	АЛМА-АТА, Состоялся первый
с’езд композиторов Казахстана. Деле-
гаты заслушали отчетный доклад
председателя оргкомитета Союза со-
ветских композиторов республики Е.
Брусиловского.

Благодаря заботам  коммунистияе-
ской партии и советского правитель-
ства развитие музыкальной культуры.
в республике далеко шагнуло вперед,
заявил докладчик. Свидетельством
этому служит создание Казахско-
го государственного театра, Государ-
ственной филармонии, Государствен-
ной консерватории, музыкальных
школ. За последние 15 лет компози-
торы республики создали 16 опер, 55-
лее 230 музыкальных пьес, симфоний,
массовых песен и других. произведе-
ний. Наряду с композиторами-профес-
сионалами в республике плодотвор-
но работает большая группа народных
мелодистов. Большинство из них яв-
ляется выдающимися певцами или
домбристами.

Значительно активизировалась дея-
тельность композиторов после исто-
рического постановления ЦК ВКП(б)
об опере Мурадели «Великая друж-
ба».

Наряду с успехами докладчик от-
метил немало существенных недо-
статков в работе оргкомитета и от-
дельных композиторов.

Выступившие в прениях делегаты
рассказали о своей деятельности и
творческих планах, критиковали орг-
комитет за допущенные в его работе
недостатки, намечали пути дальней-
шего развития музыкального искус-
ства Казахстана.

С’езд утвердил Устав Союза совет-
ских композиторов Казахстана’ и из-
брал правление союза.

В работе сезда приняли участче
председатель Президиума Верховного
Совета Казахской ССР тов. Керим-
баев и секретарь ЦК КП(б) Казах-
стана тов. Омаров.

С болышим под’емом было принято
приветствие товарищу И. В. Сталину;
	В Гаджикистане
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Со-
стоялся пленум Союза советских ком-
позиторов Таджикистана, обсудивший
отчетный доклад председателя Орг-
комитета союза А. Ленского.

Выступавшие в прениях отмечали
неудовлетворительную работу компо-
	BY. збекистане
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Закон-
чился продолжавшийся 4 дня пер-
вый Сезд Союза советских компози-
торов Узбекистана. С’езд обсудил до-
	клад председателя оргкомитета т. Са-.
	дыкова об итогах работы и дальней-
ших задачах Союза.

— Благодаря мудрой ленинско-ста-
линской национальной политике и
повседневной заботе партии и прави-
тельства, — сказал т. Садыков, —
узбекский народ создал собственную
оперу и балет. В Ташкенте и обла-
стных центрах работают 9 музыкаль-
ных театров. В 14 музыкальных шко-
лах, училищах и в Государственной
консерватории учится свыше 2 тысяч
юношей и девушек.

Постановление ЦК ВКП(б) «Об опе-
ре «Великая дружба» В. Мурадели»
послужило мощным стимулом твор-
Ческой работы композиторов респуб-
лики. В последнее время закончены
балет «Гюльнара» Г. Мушеля, сюита
для симфонического оркестра С. Ба-
баеза. посвященная ленинскому ком-
сомолу, новые вокальные и инстру-
ментальные произведения М. Ашрз-
фи, Д. Закирова, Т. Садыкова, С.
Юдакова и др.
	Однако в работе узбекеких компо.
зиторов еще немало ошибок, тормо-
зящих развитие национального музы-
кального искусства. В отрыве нехо-
торых деятелей музыки от народа, в
их чрезмерном увлечении темамя
далекого прошлого кроются  причи-
ны застоя в развитии оперного жанра.
В творчестве отдельных композито-
ров и исполнителей наблюдаются
консервативные тенденции, котооые
выражаются в попытках пропаганди-
ровать примитивные унисонные фор-
мы музыки. ,

Докладчик ознакомил собравшихся
с мероприятиями, которые проводит
оргкомитет по исправлению допу-
щенных ошибок,

В прениях приняло участие свыше
20 делегатов: М. Ашрафи, С. Бабаев,
М. МЛевиев, Т. Джалилов, проф.
Ю. Тюлин, директор Театра оперы и
балета им. Навои Р. Кариев и др.

Выступавшие в прениях подвергли
критике доклад Т. Садыкова, ука-
зав, что в этом докладе не conep-
жалось детального анализа ошибок,
	допущенных руководством оргкоми-
тета.
	С интересом были выслушаны вы-
ступления представителей Союза сэ-
ветских композиторов СССР Н. Пез-
ко, А. Иконникова, А. Лившицпа и
В. Виноградова, давших детальный
разбор творчества отдельных компо-
зиторов и музыковедов Узбекистана.
	Делегаты с’езда единодушно ут-
вердили Устав Союза советских ком-
позиторов Узбекистана. В состав но-
вого правления избраны: Т. Джали-
лов, М. Ашрафи, Г. Мушель, С. Ба-
баев, Б. Гиенко, М. Левиев и А. Пет-
росянц.

С огромным воодушевлением с’езд
принял письмо товарищу Сталину.

Г И «&
	На первом пленуме правления Со-
	юза советских композиторов Узбеки-:
	стана председателем правления еди-
ногласно выбран С. Бабаев, ответст-
венным секретарем — А. Петросянц.
	„НАШИ

В Москву приехали артисты цирков
Украины, Азербайджана, Туркмении,
Узбекистана, Дагестана, Татарии и
Тувинской автономной области. В
ближайшие дни они выступят в Мос-
ковском цирке в представлении под
названием «Наши гости». Представ-
лению будет предшествовать пролог,
написанный М. Светловым.

Перед московскими зрителями вы-
ступят: узбекская наездница Лола
Ходжаева, туркменские наездники-
джигиты под руководством Калгано-
ва, узбекские прыгуны Гисматулины,
азербайджанские акробаты Мирзоев
и Манучаров, тувинские жонглеры
Оскал-Оол, гуцпулы акробаты Ми-
KHTIOK, дагестанский — канатохолей
	ченные недостатки в работе общест-
ва, направив его деятельность на ока-
зание активной творческой помощи

30 октября состоялось расширенное
заседание президиума ВТО, 3acay-
шавшее доклад председателя Коми-
тета по делам искусств при Совете
Министров РСФСР Н. Силантьева ©
постановлении Совета Министров
РСФСР, посвященном работе ВТО. С
критикой деятельности ВТО выступи-
ли Е. Брилль (Свердловск), Н. Мед-
ведев (Казань) и др.
	Президиум ВТО вынес решение ос-
вободить М. Григорьева от обязанно-
стей заместителя председателя Со-
вета ВТО. Первым заместителемо
председателя Совета ВТО избран А.
Покровский. .

В ближайшее время состоятся так-
же перевыборы бюро об’единения те-_
атральных критиков при ВТО. При-.
нимаются меры по укреплению аппа-
рата ВТО.

Руководство Всероссийского = Te-
атрального обшества должно сделать
все необходимые выводы из  поста-
новления Совета Министров РСФСР.
Перед ВТО стоят ответственные и
неотложные задачи. Для того, чтобы
ускорить их выполнение, необходимо
прежде всего обеспечить глубокую _
партийность, принципиальность всей.
деятельности общества, что возможно
лишь при четкой и продуманной ор-
ганизации, при умелом и активном ру-
ководстве.

До сих пор наиболее слабыми
звеньями аппарата общества являют-
ся те его органы, Которые призваны
играть главную, определяющую роль.
Необходимо улучшить работу каби-
нета М. Горького и советской драма-
тургии, фактически безлействующего
уже долгое время. Нуждается в кар-
динальной перестройке редакционно.
издательский аппарат общества, «воз-
главляемый» редакционным советом,
столь же многолюдным, сколь и без-
ответственным. Периферийный отдел.
общества обязан укрепить  творче-
скую связь с театрами.
	Вся деятельность общества должна.
носить живой, творческий характер,
приносить непосредственную пользу
коллективам театров. Добиться эф-
фективности своих мероприятий об-
щество сможет лишь тогда, когда его.
связь с работниками искусетв с

неразрывной, повседневной. ‘Вокруг
общества и его периферийных отде-
лений должен быть создан мощный
актив, который приблизит ВТО к
жизни, не допустит бездушного ака-.
демизма и обывательской самоуспо-_
коенности в работе.
	Живая инициатива — вот что тре-
бустся сейчас от каждого работника
Всероссийского театрального обще-
ства. Эта инициатива должна проя-
виться в прямой, решительной крити-
ке недостатков, мешающих деятель-
ности общества, и в поисках новых
методов работы, способных улучшить
дело, сплотить вокруг ВТО театраль-
ную общественность.
	Всероссийское театральное общест-
	во призвано стать подлинно общест-

сл а
	венной организацией, оказывающей
серьезное воздействие на развитие со-
ветского театрального искусства.
		редакцию
	С кончиной народной артистки
СССР Веры Аркадьевны Мичуриной-
Самойловой завершилась  полутора-
вековая история самойловской ак-
терской династии на  ленинград-
ской сцене. Вера Аркадьевна по-
кинула ее, блистательно  про-
служив ‘родному искусству более
шестидесяти лет, целиком отданных
  работе на подмостках Государствен-
ного Академического театра драмы
им. Пушкина. Из жизни, из советско-
го искусства ушла большая артистка,
взыскательный, умный и тонкий ху-
дожник.  —

Около ста пятидесяти лет тому
назад Василий Михайлович Самойлов,
выдающийся оперный певец своего
времени, положил вачало театральной
самойловской семье, многочисленные
разветвления которой дали русскому
‘сценическому искусству таких арти-
  стов, как В. В. Самойлов, сестры Ма-
  pHa, Надежда и Вера Самойловы, Па-
вел Самойлов, Николай Мичурин и др.
	Вера Аркадьевна представляла Hg
советской сцене третье поколение
самойловской театральной семьи, В
ее артистическом облике нашли свое
выражение самые характерные черты
самойловской сценической школы,
сыгравшей крупную роль в истории
русского сценического реализма.
Вступив на сцену Александринско-
го театра в 1886 г., Вера Аркадьевна
вошла в круг таких корифеев, как
Савина, Варламов, Давыдов, Стрель-
ская, Стрепетова. Соратниками и
коллегами ее были Коммиссаржев-
ская, Далматов, Юрьев. В этой бле-
стящей плеяде молодая актриса бы-
стро и достойно заняла по праву при-
	‘надлежавшее ей видное место. В пер-
	вые десятилетия нашето века оза
была уже давно признанным, блестя-

щим мастером, одной из первых ар-

тисток столь богатой талантами рус-

ской сцены.

Шестьлесят с лишним лет дея-
тельности Веры Аркадьевны — это!
шесть десятилетий пытливого твор-
ческого труда, озаренного блеском,
острого и оригинального дарования.
За долгую творческую жизнь В. А.
Мичурина-Самойлова сыграла около.
трехсот ролей. Среди них такие
		Выступление Карела Анчерл в
Большом зале Консерватории. -
Фото С. Мишина.
	$.
Концерты
Карела Анчерл
	Советская общественность с боль-
шим вниманием и любовью следит за
музыкальной жизнью обновленной Че-
хословакии. После Великой Отечест-
венной войны расширились и укрепи-
лись творческие связи между  совет-
ской и чешской музыкальной культу-
рой. Наши композиторы и исполните-
ли неоднократно и охотно посещали
страну, музыкалыое искусство KOTO-
рой прославлено именами Антонина
Дворжака и Бедржиха Сметаны.

В дни тридцатилетнего юбилея Че-
хословацкой республики с новой ся-
лой проявилась любовь советских слу-
шателей к музыкальному искусству
братской Чехословакии. В Москве,
Ленинграде и других городах Совет-
ского Союза этому юбилею посвяща-
лись специальные концерты, к нему
приурочивались премьеры оперных
спектаклей.

Горячий прием у столичной аудито-
рии встретил гастролировавший в Мо-
скве в юбилейные дни видный чехо-
словацкий дирижер Карел Анчерл. Со-
стоявшиеся под его управлением 8B
Большом зале Консерватории 25 ок-
тября и 3 ноября концерты Государ-
ственного симфонического ‹ оркестра
Союза ССР вызвали большой интерес
у музыкальной обществевности Моск-
вы. Этому способствовали как дири-
жерское мастерство Анчерла, таки
интересно составленная программа
	i +
всеми богатейшими ресурсами своего
исключительного мастерства. За ку:
	лисами и в публике игра ее всегда
именовалась «кружевной». Вера Ар:
кадьевна показала образцы строгой
требовательности к себе, безупреч-
ной дисциплинированности в работе
и ответственности художника, созна-
ния своего высокого общественного
долга.
	Те же качества В. А. Мичурина?
Самойлова обнаружила и в своей
неутомимой, многообразной общест
венной деятельности.

В первые годы революции она сме:
ло и твердо выступает в рядах тех
представителей передовой русской
интеллигенции, которые решительно
становятся на путь безоговорочного
и честного сотрудничества C COBET=
ской властью. Ее моральный` авточ
ритет играет огромную роль в идейз
но-творческой перестройке бывшего
Александринского театра, в ликвида=
ции печального наследия «император
ского» уклада театральной жизни, В
утверждении новых начал работы,
Возглавляемая ею «Школа Русской
Драмы» дает советскому театру це-
	ао: ++ NOI RIE EEE

oN
прославленные роли, как Coppa B «lo-   лую плеяду молодых дарований. Ве-
	ре от ума», трактовка которои вошла
с течением времени в театроведение,
как одно из наиболее проницательных
толкований грибоедовского образа,
роли в репертуаре Чехова, Остров-
ского, Горького, Лопе де Вега, Шил-
лера. И, наконец, великолепные об-
разы в советском репертуаре.

`Наделенная острым аналитическим
умом, Вера’ Аркадъевна с особым
вниманием останавливалась на рас-
крытии замысла сценического обра-
за. Лицемерие буржуазной морали,
фальшь светско-буржуазного быта,
пустота и ничтожество о мещанских
идеалов ‘нашли в творчестве В. А.
Мичуриной-Самойловой умное и бес-
	пощадное разоблачение. Это в ©со-
бенности относится к той серии ро-
лей Веры Аркадьевны, которые бы-
ли созданы ею на советской сне-
не. Изобличение ханжества,  жал-
ности; эгоизма, себялюбия, всех от-
рицательных черт отходящей в прош-
лое старой буржуазно-хищнической
	оказывающеиИ , морали, в последний период творче-
	ской жизни актрисы стало основной
темой ее сценических выступлений.
Прекрасное мастерство  «самойлов-
ской» школы, обогашенное мировоз-
зрением советского художника, ока-
залось в руках В. А. Мичуриной-Са-
мойловой надежным оружием. Вера
Аркадьевна в последние десятилетия
своей творческой деятельности соз-
дала целую галлерею образов-памф-
летов, великолепно завершивших ее
славный сценический путь. История
советского театра никогда не забудет
ee Полины в горьковских «Bpa-
гах», ее Ленчицкой в «Бойцах» Рома-
	ра дркадльевна принимает горячее
участие в работе Всероссийскога
театрального общества, Ленинград-
ского театрального музея. Годы
войны  застают В. А. Мичуринуя
Самойлову на ее общественном Tod
`сту. Выезды на корабли Балтфлота
и на оборонительные рубежи, высту-
пления по радио, помощь жертвам
вражеских обстрелов, моральная
‚ поддержка оставшихся в блокирован-
  HOM городе представителей советской
интеллигенции — таковы славные
` деяния В. А. Мичуриной-Самойловой,
  как участника обороны Ленинграла,
которые не будут забыты ни ее родз
  ным городом, ни историей советского
	‚ театра.
  Мы с горечью расстались с одной
`аз последних представительниц  стаз
рого Александринского театра, с одз
‘ним из крупнейших деятелей и строич
‘телей советской театральной культу+
‘ры. Уместно напомвить в связи с этам
  слова основателей МХАТ — Стани-
  славского и Немировича-Данченко;
которыми они в свое время приветст-
вовали пятидесятилетие сценической

о ай: ЗЕ Е А >
деятельности большюй артистки: «Вы
поддерживали и блестяще пред:
ставляли всю свою жизнь лучшие
’ традиции реалистического искусства
Для нас Вы — живое свидетельство
их силы, заразительности и яркостч;
достойная преемница прославленных
мастеров Александринского театра»:

Жизнь В. А. Мичуриной-Самойло-
вой — пример богато насыщенной,
подлинно творческой и красивой
жизни. Мы навсегда сохраним па-
	зиторов Таджикистана. До сих пор не  концертов. В первом из них были сы-
	ноявились национальные, высокие
по своим идейным и художественным
качествам музыкальные произведения.

На протяжении нескольких лет
молчат такие композиторы, как Кама-
лов, (Саркисов, Муминов и Шахабов.
Союз недостаточно занимается восни-
тательной работой среди своих чле.
Зов. а .
Серьезным недостатком пленума
явилось то, что многие’ выступления
не были самокритичными, не касались
вакнейших проблем развития тад-
жикского музыкального творчества.

Пленум констатировал, что даль-
нейшее развитие таджикской музыки
немыслимо без коренной перестрой-
ки всей деятельности Союза компози-
торов.

В новый состав правления союза
избраны А. Ленский, 3. Шахиди, Ф.
Салиев и др.
	ГОСТИ
	граны симфония Вацлава Боржищека,
вариации на народную тему для орке-
стра Иша Крейчи, концерт для скрип-
ки с оркестром (солистка Г. Баринова)
и «Славянские танцы» Дворжака.
Симфония Воржишека и вариации
Крейчи, мало известные нашим слу-
шателям, лишний раз подтвердили,
  как высок уровень  чешекой  музы-
кальной культуры. Особенно наглялд-
	Воржишека, произведении, которое
ралует яркостью образов, темпера-
ментом, силой мысли.

Программа второго концерта вклю-
чала давно не звучавший полностью в
наших концертных залах монумен-
тальный цикл симфонических поэм
Б. Сметаны «Моя Родина». При ис-
полнении симфонических поэм Смета-
ны наиболее отчетливо выявились ди-
рижерские качества Анчерла: эмоцио-
нальная выразительность, лирическая
теплота, ясность замысла и яркость
	его выполнения.
И. ЕВГЕНЬЕВ.
		Режиссер И. Копалин закончил
полнометражную документальную ки-
нокартину «Новая Албания», постав-
ленную Центральной студией доку-
ментальных фильмов совместно с. Ко-
митетом культуры и искусства На-
родной Республики Албании. Опера-
торы Ю. Монгловский и Р. Халуша-
ков. Текст Б. Агапова. Музыка ал-
банского композитора Кристо Коно.
Фильм «Новая Албания» в ближай-
шее время выходит на экраны Союза.
	от разрушений
заповедник
	архитектуры- УССР правительство
УССР выделило на ремонт крыши
собора 4,5 тонны кровельного желе-
за. На покрытие же крыш памятни-
ков заповедника пошло лишь - 1700 кг.
Почти три тонны железа было ис-
пользовано для других целей.
	Необходимо принять срочные ме-
ры к приведению в порядок зданий
заповедника. ‘Виновные же в. пре-
ступном разбазаривании средств,
отпущенных на реставрацию и ремонт
заповедника, должны получить по за-
	слугам.
Е Н. КУЧМА,
зам. директора заповедника.
Н. ДЬЯЧКОВСКИЙ,
производитель работ по заповед-
нику.
		IE 1 $ =

нова, ее Огудаловой в «Бесприданни-  мять с ней — память 06 истинном
	художнике советской сцены, патрио-
те хвоей страны, большюм человеке
	нашего искусства.
К. ЛЕРЖАВИН.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	© Академия художеств СССР созывает a
декабре Ш сессию, которая посвящается Paar
работке вопросов теории и критики советского
изобразительного искусства. Ha сессии бузут
также проведены выборы действительных членов
и членов-корреспондентов Академии и утвержден
план работ на 1949 гол.

© На-днях в Ленинград направляется боль
шая группа артистов МХАТ СССР им. Горькога»
Мхатовны покажут в Выборгском доме куль
туры четыре спектакля в декорациях и костю-
мах: «Враги», <Мертвые души», «Последняя
жертва», «Глубокая разведка>.

© В конце ноября в Москве будет высту“
пать Ленинградская государственная академиче-
ская капелла. Она примет участие в концерте
Государственного симфонического  оркестрз
СССР под управлением К. Элиасберга в
Большом зале Московской консерватории:
программе: «Весна» Рахманинова, хоры Му-
соргского, «Реквием» Верди. Кроме того, Ле
нинградская капелла даст самостоятельный KOH
перт

< На-днях Государственный хор русской
песни пол руководством А. Свешникова вы-
езжает в большую гастрольную поездку па
республикам Средней Азии. <

В начале декабря в Москву впервые
приезжает на гастролн Государственный симфо-
нический оркестр Украинской ССР во главе ©
его художественным рукозодителем, народным
артистом СССР, дирижером Натаном Рахлинымь
Симфонический оркестр Украинской ССР даст
ряд концертов в залах Московской филармонна.
	————-
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Уважаемый товарищ редактор!

Прошу через вашу газету передать
мою глубокую благодарность. всем
организациям и отдельным лицам,
принесшим свои поздравления в день
50-летия моей сценической деятель-

HOCTH.
О. КНИППЕР-ЧЕХОВА
	це», ее Марии Дмитриевны Калити-
ной в «Дворянском гнезде».

В любой роли В. А. Мичурина-Са-
мойлова была неизменно вооружена
	К пребыванию в Москве
делегации демократических
партий и профсоюзов Польши
	Прибывшая в Москву на праздно-
вание 31-й годовщины Великой Ox-
тябрьской социалистической револю-
ции делегация демократических пар-
тий и профсоюзов Полыни ознакоми-
лась < достопримечательностями сто-
лицы,

Польские гости присутствовали ва
спектаклях в Болышом театре и
МХАТ.

‘Вчера, 12 ноября, во Всесоюзном
обществе культурной связи се загра-
ницей (ВОКС) состоялся прием в
честь делегации польской обществен-
ность

Гостей призимал председатель
правления ВОКС профессор А. И. Де-
нисов. На приеме присутствовал весь
состав делегации во главе с г. Хел-
ховским, ответственные сотрудники
МИД СССР, общественные деятели,
артисты, музыканты, писатели, кино-
режиссеры.

Среди гостей находились: посол
Польши в СССР г-н. М. Нашковский,
посол Чехословакии в CCCP ra
Б. Лаштовичка, посол Болгарии 68
СССР г-н Н. Николов, посол Румы-
нии в СССР г-в Г. Владеску-Ракоаса,
посол Венгрии в СССР г-н Э. Моль-
нар, временный поверенный в ‘делах
Албании в СССР г-н Х. Чаушолы,
представители печати.

Для гостей был лан концерт.

(ТАСС).
	Редакционная коллегия:
	Алихан, татарская акробатка Карачу-
рина. Русский цирк будет представ-
лен акробатами Павловыми, воздунш-
ными гимнастами Мироновыми, экви-
либристом на проволоке К. Резнико-
вым и др.

Заслуженный артист РСФСР Юрий
Дуров покажет «Аллегорическое ше:
ствие» — сатиру, направленную про-
тив зарубежных поджигателей вой-
ны. Номер оформляется по эскизам
Бориса Ефимова. Текст С. Михалкова
и В. Сухаревича. Постановка Б. Ша-
хета. (С новыми репризами высту-
пит Каран д’Аш.

Режиссер представления А. Ар-
нольд, художник М. Арутчьян, ком-
позитор С. Баласанян.
		делю докладов, посвященных «судьбе
коллективного человека». Для того
чтобы можно было судить о «науч-
ном уровне» этих докладов, доста-
точно упомянуть названия хотя бы
некоторых из них; «Нсихоанализ —
введение в . спиритическую жизнь»,
«Действительная роль девы Марии в
католицизме», «Религиозная симво-
лика‘и психоанализ» и т. д.

«Подлинная опасность, — утверж-
дали организаторы недели, — угро-
жающая человечеству полным унич-
тожением, кроется не в атомной бом-
бе. Эта опасность — человек. Насту-
пила пора, когда знания человека
должны помочь ему защитить себя от
самого себя прежде, чем свершится
непоправимое».

Итак, полжигатели войны—не аме-
риканские империалисты, а мистиче-
ские тайные силы внутри человека (1).
Как же нужно презирать человека,
чтобы договориться до такой поллой
клеветы на него!

Только бешеная ненависть к народ-
	ным массам, только страх перед ними
могли породить эти изуверские. тео-
рии.
	В полном соответствии с этими тео-
риями «идеологи» декаданса утверж-
дают, что художник выше массы, а
посему не обязан считаться се ее по-
требностями и вкусами. Не случайно
старый враг демократии Соммерсет
Могем в своей книге «Подводя ито-
ги» пишет, что художник, как и пре-
ступник; может поступать, как ему
вздумается.

Нроповедь аморальности, ницшеан-
ства, анархического своеволия, пол-
ной безответственности человека пе-
ред обществом, отрицание всяких
нравственных норм — такова основа
основ современной эстетики мракобе-
сия и каннибализма. Сартр и Камю,
Эллиот и Хаксли, О’Нейль и Хичкок,
Сальвадор Дали-и Мессиен и десятки
полобных им растлителей душ в лн-
тературе и в. Театре, в кинематогра-
фин, живописи и музыке являются
теоретиками и практиками этой эсте-
ТИКИ.

В борьбе с проповедниками. мрако-
бесия расширяется и крепнет лагерь
передовых сил демократии и про-
гресса, опирающийся на растущую
солидарность народных Macc, Совет-
ская культура, самая передовая куль-
тура в мире, вдохновляет в этой же-
стокой борьбе лучших прогрессивных.
мастеров мирового искусства.
	И третье ‘— маркиз де Сад (Француз-
ский порнографический писатель KOH-
на ХУШ и начала ХХ вв.). В по-
следнее время появились новые моно-
графии об этом кумире современных
мракобесов. прославлявшем в своих
романах самые отвратительные болез-
ненные ‘извращения ‘человеческой
психики. -

С энтузиазмом: пишут 0 де Cane
близкий к Андре Жиду журнал «Фон-
тен» и сартровский «Тан. молерн».
Смысл новейших-высказываний о Са-
де заключается в стремлении «науч-
но» обосновать современную разнуз-
данную порнографическую литерату-
ру типа книг пресловутого Генри
Миллера, а ‘также найти «эстетиче:
ское» оправдание для наволднивших
«маршаллизованные» страны Европы
боевиков Голливуда и изделий аме-
риканской драматургии, живописую-
щих садизм и всяческое скотство. па-
	тологический алкоголизм, гранича-
щий © безумием, и т. п.

«Страсти нашей эпохи. — пишет
«Фонтен». — снова выдвинули Ha
первый план ряд забытых образов,
среди которых образ Сада сверкает
	исключительным блеском...». В своем
неудержимом цинизме журнал дого-
варивается ло того, что об’являет де
Сада «основоположником науки о че-
ловеке» (1).=
	Садизм и Фрейдизм стали самыми
молными течениями - современной
реакционной эстетики. На эту тему в
США написаны уже десятки книг. в
которых вбячески подчеркивается
роль подбознательного и иррацио-
‚нального начала в жизни человека и
в его творчестве. Строго придержи-
_ваясь «теории» Фрейда и де Сада,
Филипп Уайли пишет «Опыт о мора-
ли». некий ‘американец В. Соколов
публикует сенсационную работу «Рев-
ность, психиатрический опыт» (исто-
рия болезни пациентов), фрейдистка
Лолла Ван Сахер выпускает «пеихо-
аналитическое исследование» под за-
тадочным названием «Эхо».

В ряду книжонок фрейдистского
толка «исследование» МЛоллы Ван
Сахер выделяется своей гнусной тен-
денцией — рассматривать с точки
‘зрения «фрейдистского комплекса»
характеры героев голландского со-
противления ‘и тем дискредитировать
все значение наролной освободитель-
вой борьбы.
	Последователи Фрейда и де Сада
недавно организовали в Париже не-
	Эстетика духовного распада
	А ИСБАХ
		«Все силы мракобесия и реакции
поставлены ныне на службу борьбы
против марксизма», — говорил А. ‘A.
Жданов на философской дискуссии.
Одной из таких сил, широко исполь-
зуемых империалистичеекой реакцией
для, борьбы с прогрессивной идеоло-
гией, является обновленный и при-
способленный для нужд текущего
дня фрейдизм с его культом подсо-
знательного и возвеличением патоло-
	гических, низменных инстинктов че-
ловека.

Поборником и пропагандистом
	фрейдизма в искусстве выступает по-
пулярный в декадентских кругах За-
падной Европы и Америки  худож-
ник-сюрреалист Сальвадор Дали,
автор весьма скабрезных мемуаров и
множества психопатологических кар-
Тин.
	«Я регистрирую без выбора и ко
всей возможной точностью диктовку
моего подсознательного, моих снови-
дений, выражение этого темного ми-
ра, открытого Фрейдом», — пишет
Дали. Но этим Дали He доволь-
ств7ется. Галлюцинацию, плод воспа-
ленного воображения безумца он
об’являет основой творчества. Цели-
ком соглашается с Дали автор об-
ширного исследования о сюрреализме
Морис Надо, который видит в пеи-
хической болезни паранойе источ-
ник художественного вдохновения.
	Если разобраться в том, что пред-
ставляют собой на деле «творения»
тех, кто задает тон в современном
буржуазном искусстве, можно прит-
ти-к залючению. что Дали и.Нало в
оценке этих «творцов» не так уж
далеки от истины.
	В нашей прессе писали о. психопа-
тологических скульптурах  англича-
нина Генри Мура, изображающего
людей в виде некиих чудовищ со
змееподобными головами. Нынешним
летом, на двухгодичной выставке в
Венеции, Генри Мур удостоился пре-
мии за свои работы. По этому поводу
газета «Манчестер Гардиен». захле-
бываясь. писала, что нельзя не Радо-
ваться признанию таланта такого вы-
дающегося скульптора. Упомянув о
неодобрительной оценке, . данной
творчеству Генри Мура в советской
печати, «Манчестер Гардиен», скрепя
		искусства. Итальянский журнал
«Омнибус» по-своему комментирует
этот своеобразный симбиоз тем, что
американским колонизаторам нужно
удобное и доступное об’яснение
неудач, которые то и дело постигают
«маленького человека» в его труд-
ной. полной неуверенности в завтраш-
нем дне жизни. «Фрейдистское искус-
ство» непрерывно напоминает этому
«маленькому человеку» о его непол-
ноценности и рекомендует принять
свою участь, как неизбежную.
	Журнал «Сетердей ревю оф лите-
речюр», пытаясь проанализировать
творческие пути американского искус-
ства; резко выступает против крити-
ческого реализма. Обличители теперь
не нужны и даже опасны, утверж-
дает журнал. Давно пора притти к
выводу о бессмысленности дальней-
ших попыток делать предметом ’ис-
кусства безысходную жизнь амери-
канских фермеров и’ безработных.
Распространение психиатрии и психо-
анализа привело к созданию нового
романа, фильма. пьесы. Фрейд и Юнг
со своими учениками и последовате-
лями стали обновителями. искуества...
	И тут же, наряду с Ффрейдизмом,
журнал открыто пропагандирует аме-
риканский ‘империализм, уверяя, буд-
то американцы ‘всегда обладали та-
KHMH чертами‘ характера; которые
свилетельствовали 06 HX колониза-
торских ° способностях. Теперь, ©
удовлетворением отмечает журнал,
мы превращаемся в вастоящую, пол:
ностью оснащенную империалистскую
державу. Тысячи молодых людей
благодаря своему пребыванию в ар-
мии за границей — в. Корее, Герма-
нии, Греции, Турции: и т. д. приобре-
ли опыт в обращении с завоеванны-
ми и покоренными народами. Они вне-
сут новые элементы в американскую
литературу и драматургию. И «Сетер-
дей ревю» предсказывает, что в бли-
жайшем будущем следует ожидать
появления американского Киплинга,
который прославит мощь и величие
американской государственной маши-
НЫ. - :

— Итак. Фрейд плюс Киплинг — та-
кова программа’ идеологов империа-
листической реакции. К этим двум
иузнам можно, пожалуй, прибавить
	сердце, признает, «что большинство
людей не любит и не ценит произве-
дения Мура». Однако мнение «боль-
шинства» не является критерием для
английской газеты. Она предпочитает
быть причисленной к избранным и на
все лады прославляет «утонченное»
человеконенавистническое искусство
Генри Мура.

Профессор школы Лувра Жермен
Базен недавно выступил ¢o статьей
«Сумерки образов», в которой он пи-
сал, что спасение буржуазной куль-
туры надо искать в мистическом
иррационализме. По мысли Базена,
ненормальны не только художники,
но и предметы реального мира. «Каж-
дый предмет, утомленный своей ин:
дивидуальной формой, пылко отдает-
ся паранойическому опьянению, стре-
мясь испробовать в одно мгновение
тысячи возможностей, которые со-
держатся в нем».
	Кликушество Базена имеет пол: <со-
бой весьма определенную социально-
политическую базу. Отнюдь не слу-
чайно от восхищения «безумием лю-
дей и вещей» Базен переходит к про-
славлению мракобеса, фацкиста, пре-
дателя своей родины Луи Селина. В
его пнусных писаниях Базен © востор-
гом обнаруживает полнейший распад
личности. Буржуазному . искусствове-
ду очень яравится, что болезненное
смакование всяких непристойностей у
Селина хоропю уживается с расовым
изуверством. Но все эти рассужде-
ния, так сказать, «эстетического по-
рядка» нужны Базену. лишь как
«пролог» к его центральной идее, уже
не имеющей прямого отношения к
проблемам искусства.
	Жермен Базен довольно недвусмыс-
ленно выступает в роли защитника
«западного блока», утверждает необ-
ходимость борьбы Запада с Востоком,
и под конен заявляет, что только
Соединенные Штаты «сохранили цен-
ность нашей цивилизации». Такое со-
четание Фрейдизма с’ откровенно
империалистической пропаганлой ти-
	пично для современного реакционного
	В. Г. ВАОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ, .
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С.А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л.А. МАЛЮГИН. Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН. 3
	29 ноября 1948 года
	ОБ‘ЯВЛЯЕТ КОНКУРС
В ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА
	бас-кларнет,
валторна,

тромбон,
ры.
	арфа.
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
	1-е скрипки места в группе
альты 2.»
виолончели ъ >
контрабасы » ›» >

АР

гобой,

кларнет, -
		НИЧ
ИННЫ
	Запись производится с 15 октября ежелневно; кроме воскресных диыей, в У
равлении делами Большого театра (пл. Свердлова, д. 2/7; 3-й этаж, комната 23);
Справки по телефонам К 4-85-88 и К 3-25.55. +
	Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР с глубо-
ким прискорбием извещает © безвременной смерти декана режиссер-
ского факультета Ленинградского государственного партал се.
	ститута им. А. Н. Островского
	последовавшей 6 ноября 1948 год
	ПОкоИНоГО и коллективу Ленинградского госу
ного института им. А..Н. Островского.
	БЕЛЬСКОГО Николая Ниловича,
	а, и гыражает соболезнование семее
адского государственноёо театраль-
		Адрес редакции: Москва; Нветной бульвар, 25; Телефоны: ‘сёяретариат, отделы янформации, эстрады и ‘цирка К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусетв, кыно--К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентекой cenm—K 1-48-98.
	ЕТ Е ое а А В У КЕ ЕЕ ГЕ бе Е ВЫ ЕЕК
Типография «Гудок», Москза. ул. Станкевича. 7.

- № -

mem © othe Se Oe Fr Ut