СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Пестьлесят Лет слумения   Плоды бездеятельности
		Портрет народной артистки СССР
	VOGHOWY {
	——м—— р ——
	Спектаклем «Евгений Онегин» от-
крылся зимний сезон в Белорусском
театре оперы и балета. Нужно ли го-
ворить, что первый спектакль многое
определяет. Минчане не оставили без
внимания это важное событие в теат-
ральной жизни столицы. Занавес рас-
пахнулся’ при переполненном зале.
Как будто бы, начало хорошее!

Однако эрителей постигло разоча-
ревание. Они оказались обманутыми,
гак как на сцене зыступали не те ак-
теры, которых рекламировала афиша.
Ведущие роли исполняли второсте-
пенные актеры. Но не только это вы-
звало недовольство. После’ второго
акта последовал антракт продолжи-
тельностью в 1 час 15 минут. Спек-
такль закончился далеко за полночь.

На другой день дирекция театра
снова обманула зрителей. Вместо анон.
сируемой оперы «Дубровский» опять
шел «Евгений Онегин», Казалось бы,
эти зрезвычайные происшествия дол-
жны были взволновать партийную
‘организацию театра, вызвать беспю-
KOHCTBO по поводу столь бесцеремон-
ного нарушения производетвенно-ху-
дожественной жизни. Но партийное
бюро. не. заинтересовалось этими воп-
	с тех пар дело к лучшему? Нет. Вме-
сто того чтобы форсировать подго-
товку белорусских опер: «Алеся»,
«Кастусь Калиновский» и балета
«Князь-Озеро», дирекция все внима-
ние уделяет подготовке’ выездных
спектаклей. Кому, как не партбюро,
следовало бы в первую очередь моби-
лизовать коллектив на создание но-
вых споктаклей? Мы ознакомились ©
протоколами заседания партбюро и
партийных собраний. Не пытайтесь ис-
кать здесь основных вопросов твор-
ческой жизни коллектива. Очень
серьезно для театра стоит вопрос о.
повышении качества спектаклей.
Здесь непочатый край работы, и; есте-.
ственно, что партийная организация
обязана была помочь руководству те-.
атра изжить случаи премьерства, заз-
найства, неуважительного отношения
к театру, к зрителю. Такой помощи
коллективу парторганизация не ока-
зывает,

Следует ли после этого удивляться
тому, что в театре на ‘крайне низком
урозне трудовая дисциплина. Нередки
факты, когда’ солисты без всяких па
то оснований отказываются от репе-
тиций, ‘и выступлений в спектаклях.
Из-за недисциплинированности от-
дельных актеров уже в начале <езо-
на пришлось производить неравноцен-
ную замену исполнителей и даже ме-
нять ностановки, Причина в том, что
большая группа` ведущих артистов не
вернулась в срок из отпуска. Ди-
ректор театра А. Теличан оказался °з
полной ‘’растесянности, не решаясь
предать. прогульщиков суду. Партбю-
ро, в свою очередь, заняло выжида-
тельную позицию. А ведь среди опоз-
давших ‘из отпуска артистов есть: и
члены партии. Партбюро обязано бы-
ло обсудить. их Поведение, сделав
необходимые выводы. Это послужило
бы хорошим уроком для других.

На каждом шагу встречаются в те-
атре факты нарушения трудовой дис-
циплины.  Даже в день открытия се-
зона на спектакль не язился заведую-
щий постановочной частью. И этот
беспрецедентный случай остался без-
наказанным.

Вопросы творческой жизни требуют
самого пристального внимания парт-
бюро и всей партарганизации. Но вот
на-днях состоялось очередное засе-
дание партбюро. Можно было предпо-
лагать, что оно: глубоко и серьезно
обсудит. создавшуюся обстановку, по-
может руководителям театра устра-
нить недостатки. Напрасные надежды!
Партбюро- прошло мимо’ всех этих
фактов. Так, день за днем, парторга-
низация Тедтра оперы и балета прохо-
дит мимо жизненно важных вопросов
творческой работы коллектива.

Нетрудно понять, что перечислен-
ные крупные нёдостатки в производ-
ственно-творческой жизни театра яв-
ляются’ следствием  равнодушного
отношения партбюро к массово-по-
литической работе в коллективе, к
вопросам идейно-политического вос-
питания; которые? должны быть в
центре всей работы партийной орга-
низации. —
		Ил. КОРАБЕЛЬНИКОВ.
МИНСК. (Наш корр.):
	классического и советского
	А. А, Яблочкиной. Художник
В. Ефанов.
©
на периферин, куда она выезжала

много раз, выступая в пятидесяти
театрах Белоруссии, Украины, Поль-
ши, Прибалтики, Сибири, Кавказа,
Урала.

Учительница А. А. Яблочкиной—

OMe eee

росами.
В этом факте, как в зеркале, отра-
зился стиль работы партийной органи-

Е Ч тоя, Е

зации театра, Она проходит мимо
многих важных вопросов в жизни.
коллектива,

Несколько месяцев назад ЦК КП(б)
Белоруссия принял специальное реше-
ние о ‘работе оперного театра. В нем
	великая русская артистка Г. Н.. Фе-
дотова по поводу двадцатилетия сце-
нической деятельности А. А. Яблоч-
	киной писала: «Если бы я имела
власть, я бы наградила Вас самой
первой наградой. Вы, мой дорогой
	друг и товарищ в продолжение двад-
цати лет служили примером неустан-
ного труда и любви к искусству и мо-
жете с гордостью сказать... что безо
всякой посторонней помощи приобре-
ли себе славное имя, которым по пра-
ву может гордиться и наш театр,
Ваши товарищи».

В пору расцвета своих творческих
сил, по зову основательницы Всерос-
сийского театрального общества М. Г.
Савиной, приобщилась А. А. Яблоч-
кина к общественной  деятельтости,
принимая. самое активное: участие в
работе ВТО; с 1915 -г., после смерти

М. Г. Савиной, А. А. Яблочкина в
		течение 33 лет бессменно
председателем Совета ВТО.
	Замечательная патриотка. А. А. Яб-
лочкина в дни Великой Отечествон-
ной войны являла собой пример ‘без:
заветной преданности своей Родине.
великого мужества, оптимизма и веры
в победу советских люлей.
	Ведя огромную переписку © бой-
цами. и командирами Советской Ap-
мии и находясь в непосредетвенном
с ними общении, А. А. Яблозчкина
стала дорогим, любимым и высоко
почитаемым человеком в их среде.

Кристально чист и ‘прекрасен, боль-
шой творческий и общественный
путь народной артистки СССР, лау-
реата Сталинской премии, орденонос-
ца Александры Александровны Яб-
ЛОчЧкиИнНОйЙ.
		дана суровая оценка  деятельностн
коллектива и его. партийной организа-
ции. ЦК КП(б)Б вскрыл ряд сущест-
венных ошибок в работе коллектива,

‘наметил конкретные пути к дальней-

‚шей перестройке.

_ От партийной организации театра
требовалось возглавить борьбу за ре-
ализацию производственного плана и
подготовку нового репертуара. Сле-
дозало ожидать, что вместе: с. руко-
водетвом театра парторганизация бу-
дет бороться за улучшение ‘качества
спектаклей текущего репертуара и
создание новых высокоидейных спек-
гаклей. .

- Больше двух месяцев о прошло с
тех пар. как состоялось рашение LIK

`КП(б) Белоруссии. Но партбюро (се-

кретарь т. Никифорович). не сделало
‘для себя никаких выводов. . Попреж-
нему ‘парторганизация стоит В стороне
от главных вопросов, не вникает глу-
боко в жизнь коллектива. Партбюро
до сих. пор не нашло даже времени,
чтобы довести решение ЦК КП(б)Б
до сведения коммунистов, коллектива
театра. Дважды назначались‘ и дваж-
ды откладывались открытые партий-
ные собрания. Два раза около пяти-
сот человек несколько часов тщетно
ждали докладчика и < чувством доса-
ды расходились по домам. ,
	‘Коллектив театра в долгу у зрите-
ля. Он чрезмерно увлекается  поста-
новхами опер западных композиторов
и мало внимания уделяет русским и
особенно национальным белорусским
операм. ЦК КП(б)Б в своем решении
указал на неправильное составление
репертуарного плана. Изменилось ли
		В Московском
‘доме кино
	Просмотром и обсуждением филь-
ма «Повесть о настоящем человеке»
	открылся зимний сезон Московского.
	дома кино.
Начали работу секции Дома кино.
	Секцией теории, критики, режиссуры.
и драматургии руководит С. Гераси-
	мов. Секцию операторов ‘возглавляет
А. Головня, секцию документальных
фильмов — Ф. Киселев. научно-попу-
	лярных фильмов — Б. Сзетозаров. На-
днях состоялось совместное заселание

сэкций, посвященное. фильму «Моло-о

я гвардия».
	16 ноября исполнилось 80 лет со
дня рождения выдающейся русской
артистки и крупной общественной
деятельницы А. А. Яблочкиной. В
этот день зрители Малого  тегтра,
присутствовавитие на спектакле «Горе
	от ума», чествовали замечательную
актрису, выступавшую в роли Хле-
сТовой.
	Первые шаги А, А. Яблочкиной на
сцене связаны с именем великого
русского драматурга А. Н. Остров-
ского, который в 1886 голу на пробе
молодых сил положительно отозвал-
ся об исполнении А. А. Яблочкиной
роли Софьи в «Горе от ума» и решил
взять ее в свой класс в Театральном
училище Малого театра © тем, чтобы
через год зачислить в труппу Малого
театра. :
	Но летом 1886 года А. Н. Остров-
ский скончался и А. А. Яблочкина в
сезоне 1886—87 гг. вступает в тоуп-
пу театра Корша, с успехом высту-
пив в роли Наташи в пьесе Грибое-
дова «Своя семья». Особенный успех
выпал на долю А. А. Яблочкиной в
роли Софьи в «Горе от ума». Эта
роль является общепризнанным круп-
нейшим достижением в огромном
репертуаре А. А. Яблочкиной.
	В 1388 г. А. А. Яблочкина перехо-
лит на сцену Малого театра. которой
отдает 60 лет творческого труда, про-
должая великие реалистические тра-
диции своих учителей и являясь ло-
стойной соратницей великой плеялы
русских актеров: Ермоловой, Лен-
ского, Южина, Садовских, Рыбакова,
Музиля. Правдина, Лешковской, Ни-
кулиной, Давыдова, Медведевой, Го-

рева.
	Благородный талант А. А. Яблоч-
киной проявился в чрезвычайно раз-
нообразном  репертуаре—юот ролей
‚ярко комедийных  (Смельская—<Та-
ланты и поклонники», Коринкина-—
<Без вины виноватые», ^Мамаева—
«Ha всякого мудреца довольно про-
стоты», Анна Андреевна—«Ревизов».
Хлестова—«Горе от ума») до лириче-
ских (Офелия—Гамлет», Корделия—
«Король Лир»), драматических (Не-
гина-— «Таланты и поклонники»; Ва-
силиса Мелентьева, Вышневская —
«Доходное место», Елизавета Тюдор
—«Мария Стюарт», Эсфирь—«Уриэль
 Акоста») и трагических (Дездемона—
«Отелло», леди Анна — «Ричард Ш»
и др.).

За свой долгий спенический путь
А. А. Яблочкина переиграла сотни
велущих ролей, и мастерство ее ста-
новилось более законченным и совер-
шенным. Те, кто в молодости восхи-
щались игрой А. А. Яблочкиной в
роли Софьи, позже видели. ее блестя-
щее исполнение ролей Натальи Дми-
триевны, а теперь-—Хлеестовой в «Го-
ре от ума». Те, кто помнят превос-
холную игру А. А. Яблочкиной в ро-
ли Лилии («Бешеные деньги») с
А. И. Южиным (Телятев), позже ви-
дели замечательное воплощение ею
роли Чебоксаровой.

А. А. Яблочкина широко популярна
	Вечера обмека творческим.
опытом в Малом театре
	В Малом театре устраизаются вече-
ра, посвященные ведушим мастерам.
	15 ноября в театре состоялся пер-
	вый такой вечер. посвященный твор-
честву А. А. Яблочкиной. С докладом
0 ее жизни и сценической деятельно-
сти выступил проф. В. А. Филиппов.
	А. А. Яблочкина поделилась BOCTIO-
	минаниями о своих ветоечах и совуе-
	стной работе на сцене Малого театра

с великими русскими  автерама
М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским,
А.И. Южиным, Е К. Лешковской,
	Г. 9. Федотовой и др.

Ближайшие вечера будут посвя-
щены творчеству Е. Д. Турчаниновой,
В. Н. Рыжовой А А Остужева,
	Комитет по делам искусств СССР
об’явил коллективу благодарность за
проведенную ‚работу. .
	——<_——-
‚ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ
ПИСЕМ
	Группа артистов Каменец-Подоль-
ского областного театра сообщила
редакции о крайне  неудовлетвори-
тельном состоянии работы теётров об-
ласти, (низкий идейно-художествен-
ный уровень репертуара, неупоряло-
ченность хозяйственно-финансовой
деятельности ит д.).

По ‘просьбе редакции Комитет по
делам искусетв при Совете Минист-
ров УССР проверил работу  тватров
области. Факты, сообщавшиеся арти-
стами, подтвердились. Решением Ко-
митета’ по делам искусств УССР’ за-
ведующий Каменец-Полольским 0б-
ластным отделом искусств И. Яхон-
тов отстранен от работы. Приняты
меры: к укреплению театров области
	HOBbIMH квалифицированными руково-
	дящими кадрами.
x £ oe

Группа читателей сообщила редак-
ции о недочетах в организации  пет-
ского музыкального образования в
г. Туле. Детская музыкальная школа,
говорилось в’ письме читателей, ютит-
ся в маленьком домике, где  поме-
шается и музыкальное училище.
Школа’ не укомплектована прелодава-
тельским персоналом; не имеет необ-
холимого оборудования и учебных
пособий. Расписание занятий  состав-
лено так, что для тех, кто олновре-
менно учится в обшеобразовательных
иколах, совмещать музыкальную и
общую учебу затруднительно.

Письмо читателей было направлено
в Тульский обком ВКНб), который
	сообщил редакции, что факты, соод-
	щенные в письме, полностью под
вердились. Обком партии принял ме-
ры для улучшения работы детской
музыкальной ‘школы. Ей пополви-
тельно выделено пять классных ком-
нат в Тульском дворце пионеров. К
началу будущего учебного года в
Туле будет открыта специальная му-
зыкальная школа, где дети олновре-
менно будут обучаться общеобразо-
вательным предметам.
	  позволяющая театру создать увлека-
 `тельный и подлинно актуальный
	В Москву из Ужгорода приех
Государственный Закарпатский хор
составе 665 человек. =
	В июне 1346 года состоялось пер-
вое выступление Закарпатского -ан-
самбля песни и танца. Трудящиеся
Закарпатской области с большим ин-
тересом ожидали этого выступления,
ибо за всю тысячелетнюю историю

Закарпатья это был первый государ-
т ат: ОВО - КОЛ-
	ственный музыкальный хоровой
лектив.

Первые гастрольные поездки
самбля по области покгзали,

ИЯ
	pul
„ОГ
	№
		iyi
				Первые гастрольные поездки de.
самбля по области покгзали, какое
важное значение он имел как пропа-
ганлист не только украинской, pyc-
ской и закарпатской вародной песни
и танна, но ‘и лучших произведений
советской хоровой музыки. “Летом
1947 тола ансамбль- совершил  кон-
пертную поездку по крупнейшим го-
ролам Советской Украины. Трудя-
пзиеся Харькова, Ворошиловграда, Сталино, Днепропетровска, Олдес-
сы и Киева тепло принимали выступления молодого закарпатского
коллектива. В январе 1948 года ансамбль был переименован. в Госу-
дарственный Закарпатский народный хор. Репертуар его постоянно
расширялся — от двухголосных народных KOJOMHeK до сложных

Хор привез в столицу старинные и современные закарпатские пес-
	Свои гастроли в Москве Закарпатский хор начал 17 юября. Сегол-
ня хор выступает во Дворце культуры Метростроя, 23 ноября—в.Зале
	$
На фото: выступление государственного Закарпатского народного
хора; справа — Горный танец в исполнении артистов ансамбля.
	Иностранные театральные деятели
об искусстве МХАТ
	зние Станиславского на театральзое
	искусство во всем мире, рассказал 9
	сзоих впечатлевиял-

«В памяти остались прежде всего ©.
несразненным мастерством исполнен
ные пьесы Толстого. Гоголя, Горько-
	Группа вилнеиних прогрессивных.
леятелей культуры и_-искусетва зару-
бежных стран приняла участие в OOH.
лейных торжествах Московского Ху-
дожественного театра им. Горького.
Известные режиссеры, актеры и руко-
	водители театров стран народной де-   го, Чехова, Островского, Бомарше,
мократии, Скандинавии, стран Цент-” советских писателей — Чирскова и

ральной Европы и Востока в течение   Тренева.. Все желающие  познако-
	юбилейной декады посетили спекта-
кли МХАТ, беседовали < его творче-
ским коллективом, осмотрели теат-
ральные музеи, достопримечательно-
сти и исторические памятники столи-
цы.

B cpoux беседах и выступлениях
иностранные театральные деятели от-
мечали мировую известность и миро-
вое влияние МХАТ.

Художественный руководитель по-
льских театров «Войска польского»,
	 миться < вершинами реалистического
` искусства, — сказал Нильсен, — дол-
_жны приехать в Москву, в чистый и
  светлый храм Художественного теат-
i Dar.
	В странах народной демократич, гле
	сейчас начинает бурно развиваться
	подлинно народное театральное Ht-
кусство, широко используются мето-
ды и система сценического искусства
МХАТ. Народы Польши и Болгарии,
Венгрии и Албании, Чехословакии И
	НОВЫЕ

КНИ

ГИ
		ВСТРЕЧА С КОМПОЗИТОРАМИ УКРАИНЫ.
	  На-днях в Москву из Харькова
приехала группа украинских’ компо-
зиторов в составе: Д.`Клебанова,
Ы. Гайдамаки, В. Нахабина, С. Файн-
туха, Б. Яровинского и музыковеда
Э. Польской. В Доме композиторов
состоялось несколько творческих
встреч украинских и московских ком-
позиторов. Б. Яровинский ознакомил
Москвичей со своей симфонией и кан-
татой, посвященной 30-летию ВЛКСМ,
	5. Нахабин—с. музыкой балета «Дан-
ко› и С. Файнтух — с ораторией
«Слово украинского народа». Солист-
ка Харьковского государственного
оперного театра В. Венецкая испол-
нила песни П. Гайдамаки на слова
Леси Украинки. Артистки В; Венец-
	кая и Г. Журавлева исполнили также
	дуэты и романсы украинских компо-
зиторов И. Польского, Б. Яровинско-
го и М. Тица.
		Всероссийское театральное общество.   репертуара, отзывы критики ит. д.
	36 стр. Цена 5 рублей.
	О СТАНИСЛАВСКОМ. 1863 —
1938. Всероссийское театральное об-
щество. 660 стр. Цена 50 рублей,

Сборник ‘воспоминаний о жизни и
	«Искусство»   деятельновти К. С. Станиславского,
	(Массовая библиотека). 68 стр. Цена   написанных родными, ‘товарищами по
	2 руб. 75 Kon.
	работе в театре и учениками.
	РАБИНОВИЧ А. С. Русская опера
до Глинки. Музгиз. 272 стр. Цена 21
рубль. /

Исследование о ‘русской оперной
музыке последней четвери ХУШ
века и первых десятилетий ХХ века
И © ее основных деятелях— Матин-
ском, Пашкевиче, Фомине, Бортнян-
ском и других русских композиторах
доглинковекого периода,
	СТАНИСЛАВСКИЙ К. С. Работа
актера над‘ собой. Дневник ученика.
Часть 1. Работа над собой в творче-
ском процессе ‘переживания. 3-е из-
дание. «Искусство». 508 стр. Цена
26 рублей. Часть И. Работа над собой
в творческом процессе воплощения.
«Искусство». 348 стр. Цена 19 руб.
	СУРИКОВ В. И. Письма. 1668 —
1916. «Искусство». 228 стр. Цена
15 рублей.
	пьеса «Два театра» Е. Шанявского.
Известный — драматург довоенной
Польши Шанявский затронул важней-
шую для всего искусства проблему:
	«Тур» и «Солдата польского» Леон   Румынии проявляют опромный интерес
Пиллер заявил. «Уже много лет я   к советскому театру и советской дра-
	матургии. Вее постановки советского
	Шиллер заявил: «Уже много лет я
знаю Московский Хуложественный
	Брошюра содержит обзор основных   10
	этапов творческого пути театра.
	ВОЛКОВ Н. Иван Михайлович
Москвин. 1874—1946. «Искусство»
	театр. Мне посчастливилось в свое   репертуара неизменно пользуются 3
	a ee re —
		время присутствовать на празднованин-
30-летия МХАТ. И вот, спустя 20
лет, я с необычайной радостью CMOT-
рю на новые достижения прославлен-
ных актеров. Подкупающая простота
исполнения, глубина раскрытия обра-
зов, правдивость, честность и здохно-_
венность — вот те прекрасные качест-
ва, которые ярко характеризуют этот
театр и которые прогрессивные дея-
тели театральной культуры Запада
стремятся перенять».

«Московский Художественный те-
атр с первых ‘дней своего существо-
вания, — сказал режиссер Националь-
` ного театра Венгрии Томас Мойор, —
стал выразителем прогрессивных идей,
стремясь глубоко и правдиво. отразить
в искусстве протест против насилия и
произвола над человеком. Это с наи-
большей полнотой раскрылось в по-
становке пьес Чехова и Горького, хо-
рошо известных во всем мире».

Норвежский режиссер и артист Ханс
	Якоб Нильсен. отмечая большое вли-
	@ На-днях состоялось торжественное собра-
ние коллектива Болыного театра совместно C
представителями Вооруженных Сил и московской
обществениости. На собрании театру было вру-
чено перехэлящее Красное знамя Вооруженных
Сил СССР за отличную военно-шефскую ‘рз-
боту в частях Советской‘ Армин.

© Сегодня Театр драмы показывает премьеру
ньесы. К. Финна «Не от мира сего». Поста-
новка Ф. Каверина, художник Б. Эрдман.
	9 Камерный театр заканчивает работу над
пьесой Э. Грина и Б. Филиппова «Ветер с
юга». Постановка А. Таирова и Л. Лукьяновз,
художник Е. Коваленко. Премьера состонтся
на-днях.

&3 На творческом собрании молодежной сек-
	нии ЦАРИ 22 ноября состоится прослушивание’
	и обсуждение музыки оперы молодого комно-
зитора К. Молчанова «Каменный цветок» (по
мотивам сказов Бажова).
	$3 Московский Театр юного зрителя показы
	вает 23 ноября премьеру пьесы И. Штужа
«Гастелло». Постановка П. Цетнеровича и
П. Ернюва. Художник В. Талалай.
	$3 Мастер художественного слова Д. Жу-
равлев подготовнл новую работу — «Записки
	зрителеи колоссальным успехом.

Даже в далекой Индии, где в древ-
ние времена процветала театральная
культура, а теперь почти не знают,
что такое театр, деятели культуры
приветствуют гений Станиславского,
создавнего Московский Художест-
венный театр.

Теазральные работники цемократи-
ческой Венгрии, стремясь утвердить,
по словам Томаса Мойора, на сцене
своих театров реалистическое, идей-
ное искусство, обращают <вои взоры
прежде всего к Художественному те-
атру в Москве. «Труды Станиславско-
го, — сказал Мойор, — широко изда-
ются в нашей стране. Они стали ос-
новными учебными пособиями в наших
театральных школах».

`С болышим удовлетворением деле-
гаты вспоминают о своих встречах и
беседах с выдающимися артистами
МХАТ — Книппер-Чеховой. — Келро-
вым, Тарасовой, Топорковым, Добро-
	нравовым, Еланской; Андровской.
	охотника» И. Тургенева. 23 ноября он покажет
ее на вечере в Доме актёра.

© Сагодня в Зале им. Чайковского состоит-
ся концерт Большого духового оркестра Выс-
шего училища военных дирижеров, посвящен-
ный 20-летию высшего  военно-дирижерского
образования в СССР. Оркестром дирижируют
К. Иванов. Ю. Тимофеев, А. Чугунов, В. Цз-
ликовский. И. Петров, Д. Свечков, В. Поли-
шук, А. Зыков, а также слушатеяи Высшаго
училища военных дирижеров В. Петров и В»
Устинов:

3 Завтра Большой театр покажет на enexe
филиала балет «Аистенок» Д. Клебанова. Ре-
жиссеры-постановщикн А, Радунский, JI. Toe
спехин и Н. Попко, художник В. Зимин.

< На экранах Москвы начал демонстриро-
ваться новый документальный пблнометражный
фильм «Советская Якутия», снятый Иркутской
студией кинохроники. Режиссер В. Гейман, сце-
нарий М. Цейтлина и И. Жиги, операторы
А. Агапонов и А. Барковский.

© 23 ноября в Выставочном зале Союза со-
ветских художников СССР состоится обзуж-
дение выставки художников советского плаката.
	Вступительное слово скажет А. Федоров-Да-

- ВЫЛОВ.
	Популярный очерк о жизни и дея-
тельности И. М. Москвина.

‚ Ежегодник Московского Художе.
ственного театра, 1945 год. Том. П.
«Искусство», 490 стр. Цена 35 руб-
лей,
	Книга посвящена памяти народного
артиста ССЕР’ Н. П. Хмелева. В нее
включены письма, статьи, речи и
стенограммы ‘репетиций Н. П. Хме-
лева, статьи о его актерском мастер-
стве, воспоминания ‘и другие мате-
риалы.

И. М. MOCKBHH. Статьи и мате-
риалы. Под редакцией И. Крути.
Всероссийское театральное общест-
во. 384 стр. Цена 96 руб.
	БВ книге собраны печатные. и уст-
ные выступления Москвина, мате-
риалы об его общественной деятель-
ности, монографические статьи Oo
созданных Москвиным образах рус-
	ПОВОЕ ИЗДАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ А. С. ПУШКИНУ
	поэта «Романс». Иззестны 29 лубоч-
ных картин на тему «Романса», вы-
державших 73 издания.
	Большое количество дореволюцион-
ных лубочных картин/ было: посвящено
пушкинским сказкам! и поэме «Кав-
	Из прозаических:
	Ka3CKHY пленник».
	Государственный литературный му-
зей выпустит к 150-летию со дня ро-
ждения А. С. Пушкина книгу С. Кле-
пикова «Пушкин в лубке». В ней да-
ны описания дореволюционных лу-
бочных картин на пушкинскую тема-
тику, хранящихся в крупнейших го-
сударственных собраниях Москвы и
Пенинграда.

Сохранилось свыше 250 таких кар-
тин. Тиражи некоторых из`них дости-
гали 20 тысяч экземпляров. Из лири-
ческих произведений Пушкина наибо-
лее полное отражение в лубке полу-
чило одно из ранних стихотворений
	ll a a ee le
		произведений А, С. Пушкина иесполь-
зованы в лубке «Барышня-крестьян-
ка», «Капитанская дочка» и «Дубров-
ский».
	Книга «Пушкин в лубке» выйдет с
	большим количеством фоторепродук-
	ций лубочных картин,
	ао польского тватоа
	В. ХОГИМСКАЯ
7+
	жиссеру удалось почувствовать свое-
образие стиля ‘пьесы, но прежде все-
го тем, что театр впервые увидел
главную идею пьесы в беспощалном
разоблачении польской шляхты
Х[Х в., дурные традиции которой в
какой-то мере сохранили силу и по-
ныне

Стремление по-новому осмыслить
классику определило успех и другой
премьеры прошедшего сезона —
«Свадьбы» Выспянского, поставлен-
ной одним из самых молодых коллек-
тивов страны — театром «Побере-
жье» в Глыне. Руководитель театра
Иво Галль и его молодые актеры
сыграли пьесу так, что ее романтизм
утратил свойственное старым  поста-
новкам мистическое звучание и обрел
жизненные, героические черты.
	Значительным достижением нового
польского театра был. проведенный в
сезоне 1946—47 г. конкурсе ‘на ‘луч-
ную постановку шекспировской. пье-
сы. Отдельные исполнители и целые
коллективы (знаменательно, что ‘пер-
вую: премию получил названный  вы-
ше, тогда еще только  сформирован-
ный театр «Побережье» за постанов-1
ку <Как вам это понравитея?») впер-
вые показали польскому “зрителю
подлинного Щекспира. В. 1936: г. Сле-.
фав: Ярач с: горечью- писал: «Шекспир!
в наших театрах — ложь с начала до’
конца». После конкурса шекспиров:
ские спектакли ‘стали’ популярными
среди широкой аулитории. —

Таковы несомненные успехи нового
польского театра. Однако слова гене-.
рального секретаря ПС Циранкеви-.
ча о том, что в науке, литературе и
искусстве современной Польши’ часто
проявляет ‘себя’ чуждая’ рабочему

классу идеология, целиком относятся
и к польской драматургии ик =

ру.

Современный польский тёатр: хочет
творить для всего народа, но очень
часто фактически обращается толь-
ко к узкой группе эстетствующей ин-
теллигенции. Ставя перед собой фор-
мальные задачи, театр нередко забы-
вает о классовом характере -искусст-
	ва и о той роли, которую он должен

сыграть в культурном ° строительстве

новой Польши. Так, например, поста-
новка «Орестейи» Эсхила (Государст-
венный польский театр в’ Варшаве)
при всем таланте ее режиссера и ху-
дожника, добившихся того, что каж-

зывает. недоумение: что: общего меж-
ду. безнадежностью автичной темы
фатума и жизнеутверждающей силой
нового общества, в революционных
боях завоевывающего свое право на
существование.

Ориентация на «камерную» публи-

` польского театра проникли произведе-
ния современной западной буржуаз-
ной драматургии; французской преж-
де всего. Экзистенсиализм нашел по-
клонников и последователей в совре-
менной Польше. Произведения Ануй-
ля и Сартра составляли неизменную
часть послевоенного репертуара. Пье-
сы Сартра «Почтительная проститут-
ка» и «При закрытых дверях». стави-
лись одновременно в нескольких те-
_атрах. Как это ни печально, пьесы
‚ современных французских декадентов
оказали явное влияние на некоторых
‚драматургов послевоенной Полыни:
“Влияние это сказалось прежде всего
В пристрастии к древним мифам:
«Орфей» Свирчинской, «Одиссей у
Феаков» Флюковского, «Гомер и Ор-
хидея» Гайцы, «Пенелопа» Морстина,
«Антигона» Малишевского ‘и другие.
‚Античная тема рока, ничтожности че-
‘ловека перед неумолимой властью
судьбы—такова центральная: идея сов-
ременных перелицовок античных ми-
  фов. В. пьесе Свирчинской Орфей
бессилен вернуть Эвридике утрачен-
ную ею по ту сторону Стикса любовь
к жизни. В пьесе Гайцы «Гомер и Ор-
хидея» проблема спора между поэтом
и обществом разрешена в традицион-
ном для реакционных романтиков пла-
не, как трагический конфликт, обре-
кающий поэта на вечное одиночество.

Некоторые польские драматургия
отказываются от принципов реали-
стического искусства, считая его не-
способчым. отразить сложную сущ-
ность событий‘ и переживаний эпохи.
К такого рода литературе относится

дая сцена производит впечатление _
ожившего античного горельефа, вы-

ку, на «утонченный» вкус зрителя
привела к тому, что в репертуар

1ольши Шанявский затровул важней-   спектакль «Инженер Саба» Бирского,
шую для всего искусства проблему:   до. последнего времени не шла ни в
какой стиль вправе занять господет-  одном польском _ театре. :
	вующее положение в современной
Польше. Эту тему он разрешил с по-
зиции эстетствующего интеллигента,
пытающегося навязать народу свой
	взгляд. на взаимоотношения искусетва
	и действительности. «Два театра»
представляют собой драматизирован-
ную` проповедь идеализма в искусст-
ве. Пьеса утверждает порочную кон-
цепцию искусства, призывает к отка-
зу ог реализма во имя романтики и
символизма.

В современном репертуаре польско-
го театра фигурирует пьеса Бранд-
штеттера «Возвращениь блудного сы-
на», посвященная жизни и творчеству
Рембрандта. Мистическая окраска
вьесы, ‘глубоко  нессимистическая
мысль 0 том, что художник может
достичь величия, только  постигнув
предел человеческих страданий и
безысходного одиночества, сближает
идею драмы Брандштеттера с господ-
ствующей B польской _ литературе
ХХ и начала ХХ вз. «теорией жерт-
вы», чуждой и беспочвенной в новых
исторических условиях. Развернув-
шаяся в литературно- театральных
кругах Польши острая полемика по
поводу характера современной драма-
тургии и’ эстетики, идеалистических
заблуждений некоторых авторов сви-
‘детельствует о наличии здоровых
творческих тенденций в современном.
польском. искусстве, _

Будущее в театре’ демократической
Польши принадлежит тем. драматур-
там, которые ощущают ритм общест-
венно-политической жизни страны и
стремятся подчинить ему свое твор-
чество. Советская печать уже упоми:
нала о таких произведениях, как
«Старая усадьба» Важика, «Весна:
1944» Беньковской, «Пасха» Отвинов-
ского и др., авторы которых утверж-
дают принципы реалистического. ис-
кусства в действенном общении ©
новым зрителем и его запросами.

Еше в декабре прошлого года с0-
брание театральных деятелей Варша-
вы, созванное по инициативе ЦК
ППР,; единодушно приняло решение
о возможно более широком  распро-
странении произведений, ставящих на-
сушные вопросы современности. Это
пожелание осталось до сих пор не-
осуществленным. Больше того, одна
из. пьес на живую современную тему,

Насколько велика потребность у
зрителей в актуальных пьесах, мож-
но судить по реакции на постановку
пьесы Т. Голуя «Дом у Освенцима»
(Государственный Польский театр в
Варшаве), ставшей одним из значи-
тельных событий прошедшего сезона.
Пьеса вызвала ожесточенные дискус-
син, многочисленные газетные и жур-
вальные статьи. Участники дискус-
сии, организованной по инициативе
редакции газеты «Глос люду», отме-
чали как положительное явление, что
автор взял жизненный эпизод’ и по-
казал типы, еще и сейчас живые в
Польше. Однако серьезные  проте-
CTH вызвало изображение автором
явного шкурника, эгоиста и труса
в виде положительного героя пье-
сы, в то время как образ истин-
ного героя оказался бледным и не-
убедительным. Брошенный одним из
зрителей упрек: «В пьесе мы хотим
видеть, за какую Польшу мы боро-
лись, а этого драматург не показал»,
может быть адресован. не только

‚автору . «Дома у Освенцима», но и

многим другим польским драматур-
гам.
	В первые послевоенные — сезоны
польский зритель получил. возмож-
ность познакомиться © рядом совет-
ских пьес, Были поставлены ‘<Рус-
ские люди» Симонова, «Беспокойная
старость» Рахманова, «Миссия мисте-
ра Перкинса‘в страну большевиков»
Корнейчука, «Старые. друзья» `Малю-
гина и другие. “Эти пьесы помогали
`польскому народу ближе’и лучше по-
‚знать искусство советского народа —
своего ‘освободителя от немецкого
ига в верного друга в период мирно-
го строительства. В,течение послед-
него сезона советская драматургия
была представлена только «Русским
вопросом» Симонова, поставленным в
нескольких театрах. Очень мало вни-
мания, как нам кажется, польский
театр уделяет и классической pyc-
ской драматургии,

Для буржуазного театра репертуар-
ный кризис был явлелием органичным
и постоянным, но в условиях совре-
менной демократической Польши име-
ются все возможности создать боль-
шое идейное искусство, близкое наро

ду.
	С первых дней существования не-
зависимой демократической Полышни
ее передовые деятели искусства ста-
ли искать путь к созданию подлинно
народного театра. За истекшие четы-
ре сезона им удалось немало еделать
для сближения театра с новым зри-
телем. :

Прежде всего последовательно, из
года в год, сокращалось количество
постановок так называемой развлека-
тельной драматургии. Их место в
жизни послевоенного театра опреде-
лялось Не только силой инерции, но
и, главным образом, финансовыми
трудностями первых лет, когда госу-
дарство или городские власти еще не
могли взять театры на свое попече-
ние и репертуар диктовали кассовые
интересы. Уже к концу прошлого го-
да отошли на второй план пьесы За-
польской,  Риттнера, Пежинского
и др., сыгравшие значительную роль
в изобличении мещанства начала ХХ
века, но в новых социальных усло-
виях почти утратившие свою сатири-
ческую остроту.

Если для первых сезонов был ха-
рактерен  некритический подход к
классическому наследству, то с тече-
нием времени театры стали отбирать
произведения, наиболее‘ близкие со-
временности, и в их сценической ин-
терпретации их подчеркивали жизне-
утверждающие, действенные идеи. В.
этом отношении наглядной иллюстра-
цией может служить драматургия
	Словацкого. Одна из наиболее попу-
лярных в прошлом трагедий Словац-
кого «Лилля Венеда» оказалась чуж-
дой передовым идеям современности.
Ее глубокий пессимизм: и: мистическая
окраска отвечали настроениям правя-
ших классов довоенного польского.
общества, упорно и безналежно цен-
лявшихся за свое место на’ историче-
ской арене. Зато мало известная ши-.
рокому польскому зрителю пьеса’
Словацкого «Фантазы», ранее считав-.
шаяся несценичной, неожиданно. обре-
ла черты поплинной театральности.
Первая постановка ее в Лодзи выз-
вала противоречивые оценки зрителя
и критики, но’ вторая, осуществлен-
ная в минувшем сезоне Государетвен-
ным польским ° театром в ‘Варшаве;

имела безусловный успех. Этот успех
об’ясняется не только тем, Что ре-
		Реланционная коллегия’
	В. Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный редактоо), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	помитет по делам искусств при Совете Министров СССР
ОТДЕЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ. УЧРЕЖДЕНИЙ
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕАТРА И МУЗЫКИ {В г. ЛЕНИНГРАДЕ)
			на SaMemenne вакантных должностей старшего научного

эстетики, истории советского театра,
Заявления с приложением автобног
	исторни советской музыки, теории музыки.
	тики worm at СеНием автобиографии. личного листка по учету кадров, харак-

теристики, копии дскумента с наличин учёной степени. списка научаных ярулов torewred
	еинска научных трудов подаются
Исаакиевская ‘пл..
	Срок конкурса —   месяц со лня опубликования.
	МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭСТРАДА
	О

Б‘ЯВЛЯ

ЕТ

ПРИ
		имя директора института по адресу:  Ленннград,
	В СТУДИЮ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА
				имеющие законченное
	`В студию принимаются лица обоего пола от 20 до- 30 лет,
	тсатральное или’ музыкальное образование.
	Конкурсные испытания состоятся с 1 по 15 декабря 1948 г,
Начало занятий с 1 января 1949 г.
	Прнем заявлений и выдача справок mo 30 ноября 1948 г.
гра. по адресу: г. Москва, Неглинная ул., д. № 6.
	1945 г. от Т час; до 10 час.
№ 6.
			Адрес редакции: Москва,. Цветной. бульвар; 25. Телефоны: секретарнат, отделы: ‘информации, эстрады в цирка К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино —К 5-45-12; ‘Отделы архитектуры и Корреспогдентской сети —К 1-48-98.
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,