ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Цена 45 оп,
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитёта по делам архитектуры при Совете Министров СССР

*
ДРАМКРУЖНУ —
10 ЛЕТ
	Суббота, 27 ноября 1948 ron
	Ло родной земле
		В ТЕАТРАХ ОДЕССЫ
	ОДЕССА. (Наш корр.). В новом се-
зоне театры Одессы показали не-
сколько премьер. Украинский драма-
тический театр им. Октябрьской ре-
волюции поставил «Овод» Войнич,
режиссер Е. Купченко. Возобновле-
ны капитально переделанные спектак-
ли «Гибель эскадры» А. Корнейчука
и «Вий» по Гоголю. Оба спектакля
идут в постановке режиссера П. Ки-
селевича.

Русский драматический театр им.
А. Иванова показал «Закон чести»
А. Штейна в постановке А. Сало-
MapeKoro.
	В Государственном академическом
театре оперы и балета состоялись две
премьеры оперы «Дубровский» (ре-
жиссер Н. Боголюбов) и балета «Коп-
пелия». Театр музыкальной комедии
показал «Граф Люксембург» Легара —
режиссер С. Макарченко. Театр юного
зрителя — «Три мушкетера» ло Дюма
и «Осень на озере» Н. Чуковского.
Оба спектакля поставлены М. Тиль-
кером.
	ТВОРЧЕСНАЯ ДРУЖБА
ТЕАТРОВ
	КЛАЙПЕДА. (Наш корр.). Недавно
	здесь гоетил Театр музыкальной дра-
	мы города Лиепая, который дал пять
	спектаклей на русском и латышском
языках. Шла опера Пуччини «Тоска» и
музыкальная пьеса «Вей, ветерок» (по
Я. Райнису).

В <вою очередь Клайпедекий те-
атр в скором времени направится на
гастроли в г. Лиепая, где покажет
свои постановки — народную <казку
«Эгле — королева ужей» и оперетту
И. Дунаевского «Вольный ветер».
	ПОПОЛНЕНИЕ ЭСТОНСКИХх.
МУЗЕЕВ
	ЛЛиИН. (Наш корр.). Коллекции
Художественного музея Эстонской
CCP пополнены приобретенными. в
этом году 29 картинами и гравюрами
эстонских художников. Срели них —
портрет известного эстонского про-
светителя и общественного деятеля
Крейцвальда работы художника Лайк-
ма, «Зимний пейзаж» старейшего эс-
TOHCKOTO художника Егорова и др.

Государственный театральный му-
зей приобрел серию эскизов декора-
‚ций работы художника Р. Нимана, вы-
полненных им для театра «Эстония».
	ИРАНА КОЧЕРГИ
	КИЕВ, (Наш корр.). Пьесу во сти-
хах «Пророк» закончил драматуре
Ив. Кочерга. В ней отображено по-
следний период жизни и творчества
великого поэта _Т. Г. Шевченко.

Ньесу намечает поставить- Украин-
ский драматический театр им. Ив.
	Франко.
			РИГА. (Наш корр.). Рижский дом
работников искусств проводит‘ цикл
тематических вечеров, посвященных
культуре народов СССР.

Нервый вечер был посвящен Уз-
бекистану. Артисты Художественного
театра Латвийской CCP прочитали
стихи латышского поэта И. Вилипа об
Узбекистане, артисты: Театра оперы и
балета исполнили арии из опер компо-
	 ‘зиторов-Глиэра и Садыкова. В фойе
	‘была открыта выставка «Старый и чо-
вый Узбекистан».

_ Следующие‘ вечера’ посвящаются
Грузии, Армении, Казахстану, ‘Beno-
	руссии, Украине, а также Ленингра-
		КИНОЖУРНАЛЬ
	МЕСТНОЙ СТУДИИ

ВЛАДИВОСТОК. Дальневосточная

студия кинохроники выпустила на
экраны Приморья четыре новых  жур-
нала. Два из них посвящены празлно-
ванию 31-й годовщины Великого Октя-
бря во Владивостоке и Хабаровске,
	ПЬЕСЫ! УДМУРТСКИХ
АВТОРОВ

ИЖЕВСК. (Наш xopp.). Yamypr-
‘ский государственный . национальный
` театр открыл зимний сезон премьерой
’ пьесы удмуртских драматургов И. Га-
врилова и Л. Перевозчикова «Даниил
Маноров». В репертуар театра вклю-
чена также новая пьеса местного пи-
сателя М. Петрова «Разведчики»:
		ТБИЛИСИ (Наш корр.). В Тбилис-
ском театральном институте им. РУу-
	ставели начались занятия на новом
факультете, готовящем кадры кино-
актеров. На вновь ‘организованный
	факультет зачислено более трилцати
слушателей.
	ду и Москве.
	_* .
ВЫПОЛНЕНА ПЯТИЛЕТНКА
КИНОФИКАЦИИ
	ВИННИЦА. (Наш корр.). В теле-
грамме на имя. секретаря ЦК КП(б)У
тов. Н. С. Хрущева и председателя
Совета Министров УССР тов. Д. С.
Коротченко секретарь обкома КП(б)У
тов. Стахурский и председатель обл-
исполкома тов. Дементьев сообщают
о досрочиом выполнении Винницкой
областью пятилетнего плана развития
киносети. В области сейчас работают
343 киноустанозки. Это ‘на 190 кино-
установок больше, нежели на   янва-
ря 1941 г. 186 киноустановок работа-
	ют в колхозных кинотеатрах.
	ДУБЛИРОВАНИЕ ФИЛЬМА
	«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

АЛМА-АТА. Алмаатинская cry-
дия художественных фильмов присту-
пила к дублированию кинофильма
«Молодая гвардия» на казахском язы-
ке.

a

МИНСК. В киностудии : «Беларус-
фильм» будет дублирован на белорус-
ском языке фильм «Молодая гвар-
дия». К участию в дубляже привле-
каются лучшие артисты белорусских
театров. .
	ПРЕМЬЕРА В НУЙБЫШЕВЕ
	КУИБЫШЕВ. (Наш корр.). В Теат-
ре оперы и балета состоялась премье-
ра оперы А. Бородина «Князь Игорь»
в ‘постановке режиссера Б. Кушнир.
Дирижировал спектаклем А. Шмор-
	гонер. Главные партии исполняли ар-
	гисты: Ястребов, Белоусов, Шевцов-
Пронский, Ктиторов, Ярошенко.
	КИНОФИЛЬМЫ
ПЕМОНСТРИРУЮТСЯ НА ДОМУ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). По
инициативе коллектива кинотеатра
«Молодежный», начата демонстрация
кинофильмов в рабочих общежитиях.
«Домашние» сеансы состоялись в ©б-
шежитиях заводов «Светлана», «Боль-
шевик», мельничного комбината им.
Ленина и других предприятий.

Киносеансы на дому завоевывают
популярность среди ленинградцев. На
учете отделения Главкинопроката со-
стоят десятки владельцев. узкопле-
ночных аппаратов. Среди них рабочие,
инженеры, профессора. Ежемесячно
Главкинопрокат выдает им до 800 эк-
земпляров узкопленочных кинолент.
В фильмотеке отделения уже имеется
130 названий фильмов на узкой пленке.
		ЛЬВОВ. Здесь открылся  музны-
кальный лекторий, организованный
львовским отделением Украинского
общества по распространению полиги-
ческих и научных знаний. В течение
	года в лектории будет проведено 20
	лекций - концертов, посвященных
творчеству классиков и лучших со-
ветских композиторов.

С большим интересом была прослу-
шана первая лекция-концерт. (С до-
кладом «Реализм и народность в му-
зыне» выступила кандидат искусство-
ведческих наук М. Крохмаль. Op-
кестр Львовской филармонии испол-

нил произведения Мусоргского, Бо-
родина, Глинки, Глиэра.
		№ 48 9136), Год издания XIX
		ИОНУМЕНТАЛЬНЫЕ И ПАУЧНО-
и ИЛЬ МАССЫ!
	другие короткометражные фильмы,
содержание которых не сзязано с ка-
кой-нибудь определенной датой, за-
держиваются на целые месяцы, пока
их не начинают печатать. массовым ти-
ражом. Колхозники села Сабаево, про-
читав в «Советском искусстве» отзыв
о картине, посвященной их знатной
односельчанке учительнице Лавюов-
ской, написали в редакцию, что им до
сих пор не удалось увидеть этот
фильм. В этом нет ничего удивитель-
ного. Фильм «Учительница Лавров-
ская», принятый Министерством кине-
матографии и хоропю встреченный об-
щественностью, до сих пор не напе-
чатан массовым тиражом. Больше то-
ro, Главкинопрокат все еще не пере-
дал копировальным фабрикам заказ
на печатание этой удачной картины.
	Широко известен интерес советских
людей к спорту, к достижениям на-
шей физической культуры. Кинемато-
прафом создано немало ярких картич,
посвященных советскому спорту. Но
Главкинопрокат выпустил картину
«Зимний спорт в Москве» в начале
лета, а к моменту окончания соревно-
ваний на первенство СССР 1948 года:
по футболу на экранах демонстриро-
вались хроникальные с’емки первых
встреч.
	Запозлание в изготовлении тиражей
язляется далеко не единственным
препятствием на пути документаль-
ных и научно-популярных картин К
зрителю, к своей аудитории. Работни-
ки кинофикации считают для себя
	более простым и удобным ограничи-
ваться демонстрацией художествен-
ных картин. Обо всем этом «Советское
искусство» неоднократно писало и
Министерство кинематографии в свое
время обязало все кинотеатры демон-
стрировать в каждом сеансе на-
ряду с художественными докумен-
тальные или научно-популярные кар-
тины. Это требование более или ме-
нее аккуратно выполняется киносетью,
и одночастные картины документаль-
ного и научно-популярного кино, таким
образом, на экран попадают. Что же
касается картин большего метража, то
увидеть их на экране почти невозмож-
но, так как руководители кинотеатров
не хотят удлинять время сеансоз. Ме-
жду тем, если кинотеатры столицы и
больших городов действительно не
могут пойти на увеличение длитель-
ности сеансов, так как они должны
давать до восьми сеансов в день,
чтобы обслужить ‘своих зрителей,
то во всей остальной киносети, рабо-
тающей на значительно менее напря-
женном режиме, это не только воз-
можно, но и необходимо. Районный
кинотеатр, дающий обычно не более
двух сеансов в вечер, имеет все осно-
вания включать в свою пропрамму,
кроме художественной картины и
очередного выпуска киножурнала,
также-и- состоящий из двух, трех-или
Четырех. частей документальный
или научно-популярный фильм. Показ
разнообразной по своей тематике сбор-
ной кинопрограммы, включающей и
художественную, и научно-популяр-
ную или документальную картины, и
очередной выпуск кинохроники, не-
сомненно, повысит интерес масс К ки-
но, привлечет в кинотеатры новые
контингенты зрителей и позтОоЛИТ пол-
нее и глубже использовать возможно-
сти кинематографа в политико-воспи-
тательной и просветительной работе.

Министерство кинематографии дол-
жно вновь заняться вопросами про-
движения документальных и научно-
популярных картин.

Документальными и’ научно-попу-_
	лярными фильмами необходимо заин-\
	тересоваться и Всесоюзному обществу
по распространению политических и
научных знаний. Широкое использова-
ние кинофильмов в качестве иллюст-
раций к лекциям и докладам,
без сомнения, значительно повысит.
эффективность лекционной работы.
Заслуживает серьезного внимания и
вопросе об организации постоянных
стационарных и передвижных KHHO-
лектазиев, работающих по заранее
разработанной программе.

Вопрос о формах продвижения К
зрителю документальных и научно-
популярных картин не может быть ре-
шен по шаблону. Опыт лучших ра-
ботников киносети подскажет эти
формы, которые вовсе не обязательно
лолжны быть. одинаковыми в боль-
	ших городах, районных центрах
и сельских местностях. Во вся-
	ком случае, бесспорно одно: идей-
но-воспитательное значение этих кар-
тин и любовь к ним самых широких
слоев советских зрителей создают
все условия для того, чтобы они по-
лучили ту большую, всенародную ау-
диторию, на которую они и рассчита-
ны. Успехи нашей документальной и
научно-популярной кинематографии,
завоевавшей себе всемирное призна-
ние и создавшей ряд глубоких по с<о-
держанию и увлекательных по форме
кинокартин, общеизвестны. Эти успе-
хи должны стать достоянием много-
миллионного советского зрителя, рас-
ширяя его кругозор, вооружая его
опытом передовиков  социалистиче-
ского строительства, лучшими дости-
жениями нашей культуры и науки.
	‚ Партия и ее вожди Ленин и Сталин
неоднократно указывали на роль ки-
нематографа, как могущественного
средства коммунистического воспита-
ния и просзещения масс. Кинемато-
граф — это не только искусство.
Фильмы созетского кичо. докумен-
тальные и научно-популярные, знакомя
с важнейшими ‘политическими собы-
тниями, рассказывая о достижениях
нашего многонанионального государ-
ства, прививая основы материалисти-
ческого мировоззрения,  пропагачли-
руя достижения социалистической
экономики, культуры, науки и техни-
ки, расширяют кругозор советских
зрителей. Заботами партии  й созэт-
ского правительства у нас создаты
специализированные документальная
и научно-популярная кинематогоаяфая,
располагающие рядом собственных
студий и кадрами высококвалифици-
рованных работников.

Мы имеем богатый и разнооб-
разный фонд короткометражных и
неполнометражных документальных и
научно-популярных картин. Из года в
год, из месяца в месяц этот фонд все
больше понолняется и расширяется.
Подходит к концу работа над циклом
картин, посвященных нашим братским
союзным республикам, и начата уже
работа по созданию подобного же ки-
ноцикла об автономных республиках
нашей Родины. Выходят в свет киноэ-
произведения о важнейших стройках
послевоенной сталинской пятилетки,
об успехах социалистической промыш-
	ленности, достижениях колхозного
строительства. Большой любовью зри-
телей пользуется географическая <е-
рия «Путешествия по СССР». Мы име-
ем хорошие популярные картины по
биологии; медицине, точным наукам,
технике, истории, искусству, спорту.
Огромное GoraTcTso идейных и
культурных ценностей, накопленных
нашей Родиной, может с помощью
кинематографа стать достоянием всех
советских людей. Исключительные
популяризаторские возможности кино,
та наглядность и конкретность, с ко-
Торой здесь может быть изложен са-
мый сложный научный материал, де-
лают его незаменимым средством мас-
совой просветительной работы. Oco-
бенно велико значение кинематографа
в-распространении политических и на-
учных знаний, в поопагандистской и
просветительной работе в сельских
местностях и районных центрах.
	За последний год в

3 этом OT-
ношении достигнуты некоторые ус-
пехи. Выпуск а экран  боль-

шим тиражом  киносборников на-
	учно-популярных картин сделал ряд
фильмов достоянием широкого зрите-
ля. Но все же до сих пор основная
масса пропагандистских и просвети-
тельных картин все еще не находит
дороги к широкому зрителю.

Что же мешает проникновению на-
учно-популярных и документальных
фильмов на всёсоюзный экран? При-
Чин много, и одна из них— отношение
организаций кинопроката и кино-
фикации к научно-популярным и до-
кументальным картинам, как карти-
нам «второго сорта». Тиражи таких
фильмов в последнюю очередь печа-
таются и рассылаются по стране. Пло-
хо организован выпуск всесоюзного
журнала кинохроники «Новости
дня». В Москве «Новости дня» посту-
пают на экраны в два приема. Немно-
гие специализированные театры кино-
хроники. получают очередные журна-
лы на следующий день после их вы-
пуска-киностудией. Вся же остальная
киносеть, где журналы демонстриру-
ются вместе < художественными KaD-
тинами, показывает те же самые но-
мера спустя две недели. Но если мо-
сковский зритель видит «Новости
дня», хоть и < двухнедельным запоз-
даннем, то на периферии. дело обстоит
значительно хуже. Трудно `предста-
вить себе, чтобы типография растяну-
ла сроки печатания газеты на две не-
дели, а почта рассылала тиражи пери-
одических изданий «малой  скоро-
стью». Почему же это могут себе поз-
волить копировальные фабрики и
Главкинорокат?

‚ Пример «Новостей дня» не случаен.

Так же обстоит дело и с многими дру-
THMH специальными выпусками акту-
альных документальных картин.

Созданный ко «Дню шахтера»
фильм о труде горняков Подмосков-
Horo бассейна появился В Москве
своевременно, но в количестве двух
экземпляров. Что же касается самих
горняков, то они его так и не увидели.
	Невнимание 1Главкинопроката и
Главкопарфильма к выпуску доку-
ментальных и  научно-популярных
	картин самым губительным образом
сказывается на работе имеющихся в

Москве и других больших городах
специализированных театров  хрони-
кальных и научных картин. В то вре-
мя как студии выпускают одну за
другой ‘новые картины, эти театры
вынуждены показывать своим зрите-
лям одни и те же давно и хорошо
известные старые фильмы.

„Само собой разумеется, что если
даже актуальные киножурналы и
спецвыпуски хроники, представляю-
щие злободневный интерес, доходят
до зрителя с большим запозданием, то
	Перед пленумом. правления Союза. советских писателей
		06 энтирности
	Не существует в наши дни теат-
рального коллектива, . который не
понимал бы значения современного-ре-
пертуара для своего идейно-творче-
ского роста.

Правда, есть еще среди руководи-
телей театров люди с деляческими на-
строениями, подыскивающие  развле-
кательный, легковесный ‘репертуар,
люди беспринцинные и ограниченные,-
не понимающие великих воспитатель-
ных задач советского ‘театрального
искусства. Но не они, разумеется, оп-
ределяют характер нашей театральней
жизни. Подавляющее большинство
советских театральных работников
искренне стремится создать полноцен-
ный в идейном и художественном  от-
ношении репертуар и уже достигло в
этом направлении определенных pe-—
зультатов.

Наше театральное искусство созда-
ло в последние два года’ ряд спек-
таклей, которыми оно вправе гордить-
ся. Пьесы и спектакли «Молодая гвар-
дия», «Великая сила», «Победители»,
«Хлеб наш насущный», «За тех, кто
в море!», «Глина и фарфор», «Kou-
стантин `Заслонов», «Генерал Вату-
тин» и другие лучшие произведения
современного репертуара раскрывают
смысл событий нашего времени —
военных и послевоенных лет; в обра-
зах, созданных нашими передовыми
праматургами и актерами, живет стра-
стная партийная мысль, обнажаются
мотивы благородных поступков со-

ветских людей, самоотверженно O0-
рющихся за коммунизм.

“Но театр добился за последнее вре-
мя все же меньших успехов, чем, ска-
жем, советская литература. Чем это
об’яснить? Неужели же драматургам.
и театральным работникам приходит-.
ся работать в менее благоприятных
условиях, чем прозаикам, или творче-
ские возможности их более ограниче-
ны? Нет, это не так. Перед советеки-
ми драматургами, актерами и режис-
серами — самые увлекательные пер-
спективы, самые широкие возможно-
сти. И если наш театр еще. дает ма-
ло новых ярких произведений, то при-
чины здесь следует искать только
суб’ективные.

В самом деле, обратимея‘к фактам,
к репертуару нынешнего сезона. Мос-
ковские театры показали: в этом се-
зоне лишь несколько’ новых для
столичного зрителя пьес, весьма
неравноценных ‹ по идейно-художест-

венному уровню: «Московский
характер» А. Софронова и «Семью пи-
лотов» В. Супонева, «Счастье»

П. Павленко и С. Радзинского, «На
той стороне» А. Барянова, «Не жда-
ли» В. Полякова, «Не. от мира сего»
К. Финна, <Гастелло» И. Штока,
«Студенты» И. Финка.
Обращает на себя внимание такое
обстоятельство: из авторов этих пьее
	только А. Софронова, К. Финна,
	И. Штока можно отнести к активу
драматургов-профебоионалов. Осталь-
ные—новые в драматургии люди. Ко-
нечно, приток новых литературных
сил в драматургию—совершенно за-
кономерное, необходимое и отрадное
явление. Особо следует отметить дра-
матургический дебют П. Павленко, со-
здавшего совместно с С. Радзинским
сценическую композицию по своему
популярному роману. Но почему так
незначительно представлены в этом
сезоне драматурги-профессионалы,
для которых театральная жизнь —
кровное, самое близкое дело?
Репертуарные планы театров гово-
рят о том, что готовятся к постановке
пьесы В. Соловьева («Совесть»),
`Н. Погодина («Бархатный сезон»),
И. Прута («Мирное время»), С. Ми-
халкова («Я хочу домой»), Н. Вирты
- («В одной стране»), А. Сурова («3e-
‹леная улица») — и это почти все, что
_известно о новых работах наших наи-
более деятельных драматургов. А
ведь драматурги-профессионалы на-
‚ считываются в нашей стране не еди-
’ницами, а десятками. И на них в пер-
	вую очередь лежит ответственность
	за репертуар советского театра, за его
‘идейную  содержательность и: худо-
‘жественный уровень.

_ Почему же так незначительна твор-
ческая активность наших «кадровых»
драматургов, которым предоставлены
все условия для плодотворной рабо-
‘ты? Театральная общественность
‚ждет ответа на этот вопрос от. пред-
‚стоящего в декабре пленума правле-
‘ния Союза советских писателей. Пле-
 нум заслушает доклад о состоянии
советской драматургии в последние
два года. Главной проблемой для на-
  шей драматургии была и остается
проблема создания полноценных об-
разов советских людей, строителей
коммунизма. Пленум даст оценку. пье-
сам, созданным советскими драматур-
гами. И столь же необходима требо-
вательная товарищеская критика по
адресу тех драматургов, которые ук-
лоняются в последнее время от ак-
тивной творческой работы, от дея-
тельной помощи театрам, к которой
их обязывает историческое постанов-
ление Центрального Комитета
BKTI(6).

Показателен перечень премьер, под-
готовленных в этом году к Октябрь-
ским дням театрами Российской фе-
дерации. 17 театров поставили «За-
кон чести», 11 театров—«Московский
характер». 2 театра — «Большую
судьбу». Это — сравнительно новые
произведения советской драматургии.
Другие театры ставили пьесы, идущие
уже многие годы: «Беспокойную ста-
рость», «Интервенцию», «Оптимисти-
ческую трагедию», «Разлом», «Славу»
и некоторые другие. Мы стремимся к
тому, чтобы лучшие произведения со-
ветской драматургии жили на сце-
не долгие годы, Чтобы они составили
«золотой фонд» нашего репертуара.
Но в этом году многие театры вы-
нуждены возобновлять постановки
старых пьес потому, что появилось
‘слишком мало новых интересных про-
изведений, потому, что они ограни-
_чены в выборе достойного»репертуара.

Творческая активность ‘советских
драматургов — вот один из основных

праматувров`

моментов, определяющих характер-и`
содержание нашей ‘театральной жиз--®
ни. Требования к драматургам, mpen’= *
являемые советской общественностью, ©
бесспорно сложны, HO STO He TOABK?
не должно останавливать советских
художников, во еще больше повысить
их ответственность и инициативу. На-
ша общественность’ не только требо-.
вательна к художникам, но и в выс-
шей степени доброжелательна к ним,
она всегда чутко и заботливо поддер-`
живает писателя опытного и начина-
ющего, старого и молодого, когда он
выступает с произведением, способ-
ным помочь партии в идеологическом.
воспитании народа. Но именно иници-,
ативы нехватает некоторым - нашим
драматургам, предпочитающим отмал-
чиваться тогда, когда театры и зрите-
ли ждут от них нового слова, активз.
ного вмешательства в жизнь.
	Конечно, деиественное «вмешатель:
	ство» в жизнь — самая благородная
задача искусства, доступная только
тому художнику, который глубоко
	знает своих современников, их духов-
ный мир, их общественные и личные”
	интересы. Пет никакого сомнения. в.
	том, что пассивность ряда наших дра- —
матургов, хоропю знающих технику,
«ремесло» драматургии, об’ясняется
тем, что они в известной мере исчер-
пали старый жизненный опыт и не
приобрели нового, тем, что они зам-
кнулись в кругу узко-профессиональ-
ных интересов и не знают непрерыв-
но ‘обновляющуюся, быстро идущую
вперед жизнь современников.
	`Выше мы говорили о том, что на
московских сценах дебютировали в
этом сезоне несколько новых драма-
тургов. Но таких дебютов могло
бы быть много больше — не меньше,
чем в прозе и поэзии. Театры совер:
шенно недостаточно использовали ре-
зультаты прошлогоднего конкурса на
лучнгую пьесу. Мы имеем в виду не
пятерку премированных пьес, а’те
многочисленные произведения, кото-
рые не получили никаких наград и
поощрений, и тем не менее свидётель-
ствовали о несомненной одаренности
их авторов: Можно смело утверждать,
что таких пьесе в портфелях завлитов
— десятки. Но завлиты и художест-
венные руководители театров обычно
предпочитают иметь дело хоть со
«средними», но «апробированными»
драматургами и невнимательны к но-
вичкам, приходящим в театр впервые.
	Всесоюзвый Комитет по делам ис-
кусств предпринял за последнее вре-,
мя некоторые меры для создания но-
вого полноценного репертуара. Заз
ключены договоры с Б. Ромашовым,
В. Кожевниковым, А. Корнейчуком
и другими видными драматургами на
пьесы, посвященные актуальным со-:
временным проблемам. Оживилась ра-
бота -е- писателями. в. некоторых -рес-
публиканских управлениях, ‹ В _Бело-
руссии, Армении, Киргизии, Азербайд-
жане, Эстонии появились в этом году
интересные пьесы, посвященные со:
временной жизни. Зато Управления по
делам искусств Узбекистана и Ка-
захстана совершенно равнодушны к
тому, что драматургия в этих рес-
публиках не развивается.
	Работники комитетов и управлений
по делам искусств нерешительно, не-
охотно вступают в деловые, практи-
ческие отношения с молодыми авто-
рами. Об этом свидетельствует тот
факт, что из участников прошлогод-
‘него драматического конкурса, выя-
вившего десятки бесспорно одарен-
ных и хдропю знающих жизнь людей,
«потенциальных» драматургов, —
успели добиться практических резуль-
татов буквально единицы, как, ска-
жем, тов. Рогозинская- Николаенко,
чья Пьеса «Двадцатилетие» недавно
поставлена в Новосибирске и ста-
	вится в Москве.

Большая ответственность за состо-
яние современной драматургии лежит
на Союзе советских писателей. Ко-
миссия по драматургии имеет некото-
рые достижения в работе с начинаю-
щими авторами. Творческую помошь
получили в Союзе писателей дебю-
танты тов. Барянов — автор пьесы «На.
той стороне», тов. Винников, пьеса ко-
торого «Степь широкая» репетируется
в ЦТКА. Ряд профессиональных дра-
матургов прикреплен к начинающим
авторам, выявленным конкурсом на
лучшую пьесу. В нынешнем году про-
ведена творческая конференция-семи-
нар молодых драматургов. Но ни ко-
миссия по драматургии, ни московская
драмсекция еще не сумели завоевать
творческий авторитет среди профес-
сиональных драматургов, не стали ме
стом творческих дискуссий, не суме-
ли пробудить в наших ведущих дра-
матургах чувство персональной ответ:
ственности за состояние современноз
го советского ‘репертуара.

В постановлении ЦК ВКП(б) приз
знано необходимым, ‹...чтобы все пи?
сатели, способные создавать произве-
дения драматургии, активно. творчез
ски включились в насущное дело со=
здания репертуара театров; достойно-
го по своему качеству современного
зрителя». Все писательские организа-
ции, все драматурги должны почувз
ствовать свою ответственность за вы-
полнение этого постановления, долж-
ны всю свою работу направить на
удовлетворение насущных нужд на-
шего театра, на удовлетворение за-
просов советского зритёля.

Новый под’ем советской. драматур-.
гии требует деятельного . участия. в
театральной жизни опытных, зрелых
мастеров и непрерывного притока све-
жих сил, одаренных дебютантов, ко-
торым их старшие товарищи должны:
помочь советом, содействием, `приме:
ром и дружеским участием в их` пер-
вых начинаниях.

Чем больше драматургов всех по-
колений будет леятельно участвовать
в создании современного репертуара,
тем шире булут перепективы  совет-
ского театра, стремящегося отразить
все многообразие сложной, напря-
	женной и героической жизни . совет-
ских людей.
	ИВАНОВО. (Ham kopp.). B cene
Парском, Родниковского ‘района ке=
сять лет работает драматический кол-
лектив. За это время члены. его вы-
ступали с постановками: и-концертами
не только на сцене своего колхозно-
го клуба, но часто выезжали и в
другие сельсоветы района.

Большим успехом пользовались У
колхозников = спектакли; «Гроза»,
и «Бедность не порок» Островского,
«Юбилей» и «Медвель» Чехова. Сей-
	час кружок подготовил «Женитьбу»
Гоголя.
Вместе с молодежью в работе
	кружка активно участвует старшее по-
коление колхозников: сестры Анна и
Елизавета  Муратовы, лучший колхоз-
ный машинист молотильной машины
Л .Волков и др. Декорации для спек-
таклей пишет художник-любитель
преподаватель географии С. Столетов.
	КНИГА 0 ХУДОЖНИКАХ

‘СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Ме-
стное отделение Государственного из-
дательства выпустило книгу Б. Пав-
ловского «Художники на Урале». Это
первый искусствоведческий — обзор,
рассказывающий о творчестве худож-
ников и скульпторов ‘Свердловекой
области за годы советской власти.

Книга снабжена альбомом репро-
дукций лучших произведений ураль-
ских художников и скульпторов.
	ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА
	БРЯНСК. Здесь открылась вторая
областная выставка изобразительного.
искусства. В трех отделах выставки—
графики, живописи и прикладного ис-
кусства — размещено 166 работ про-
фессиональных и самодеятельных ‘ху-
дожников и мастеров прикладного
искусства.

Интересны полотна художника В.
Федотова: «Разгром немецкого. эше-
лона бригадой Ромашина» и «Высту-
пление Игната Фокина у брянеких
железнодорожников»; привлекают вни-
мание картины художника В. Андре-
ева «Молотьба» и В. Михалева «У мо-
гилы воина».

В отделе прикладного искусства
выделяются «Бюст колхозницы», сде-
ланный служащим мглинского отделе-
ния банка И. Малашенко из куска
дерева, и художественно расписанные
скатерти инвалида Отечественной
войны К. Демкина.

В день открытия выставку посети-
ло более 1500 человек.
	ЛУЧШИЙ КИНОМЕХАНИН
РЕСПУБЛИКИ
	АЛМА-АТА. (Наш корр.). Киноме-
ханика Станислава Борткевича хоро-
шо-знают во ‘всех колхозах Энбекши,
Казахского района, Алма-Атинской
области. Здесь он Частый и желанный
гость. На полевых станах, в селах и
аулах, на участках отгонного живот-
новодства — повсюду бывает он со
своей звуковой — кинопередвижкой.
Ежемесячно он дает 28—30 сеансов.

Опыт. лучшего киномеханика рес-
публики обобщен в брошюре «Об
опыте и методах работы киномехани-
ка Станислава Борткевича», выпу-
щенной Министерством кинематогра-
фии Казахской. ССР.
	Сцена из спектакля. «Счастье» в
постановке; Ленинградского дра-
матического театра. Справа на-
	лево: Боропаев — И. Дмитриев,
Корытов — С. Поначевный и Ва-
сютин — В. Чесноков.
	Фото ИП. Федотова (ТАСС). _
	Навстречу Дню
Сталинской
Нонституции
	Концертные организации, дворцы
культуры и клубы столицы отмечают
День Сталинской Конституции орга-
низацией вечеров-концертов с участи-
ем лучших. мастеров искусств и кол-
лективов художественной  самодея-
тельности.

Центральный дом работников — ис-
кусств и Дом актера организуют для
работников искусств столицы торже-
ственные вечера. Днем 5 декабря в
ЦДРИ придут дети; для них булет
дан концерт на тему—«Искусство на-
родов СССР».

Московская эстрада и московская
филармония организуют в своих кон-
цертных залах, во дворцах культуры
и клубах предприятий, учреждений и
вузов торжественные вечера-концзр-
ты, посвященные Дню Сталинской
Конституции.

ыы

Артисты ленинградских TeaTpos A
эстрады будут исполнять 5 лекабря
произведения советских  писа7елей
и композиторов, посвященные Кон-
ституции СССР и ее великому творцу
— товарищу Сталину. В программу
праздничных концертов включены
оцены из пьес Лавренева, Катаева,
Арбузова, песни Дунаевского, Блан:
тера, Соловьева-Седова, отрывки 43

манов Фадеева, Шолохова, Павлен-
‚ко, Гончара и других советских

\ писателей,
	В оперной студии Ленинградской
консерватории имени Римского-=
Корсакова состоялась ‘премьера
оперы Монюшко «Галька». Все
роли в опере исполняют молодые
артисты студии — выпускники
консерватории, студенты и аспи-
ранты. На снимке: сцена из по-
следнего акта оперы. В. Иванов-
ский в роли Ионтека и аспирантка
Л. Борисова в роли Гальки.

Фото И. Фетисова (ТАСС).
		обретаются новые музыкальные ив-
струменты, ноты, учебные принадлеж-
ности и наглядные пособия. В. 1948—
1950 гг. будут построены новые зда-
ния этих учебных заведений.

В фонд помощи учебным заведени-
ям г. Ашхабада Московская консер-
ватория, Институт им. Гнесиных, Ин-
ститут прикладного- ‘и декоративного
искусства, Московский художествен-
ный институт, училище и школ. при
Московской консерватории выделяют
музыкальные инструменты, книги; но-
ты, натюрмортный фонд. и др.

Для оказания материальной помощи
работникам искусств Ашхабада вылз-
лены средства Союзом советских
композиторов СССР, Оргкомитетом
Союза советских художников СССР,
Всероссийским театральным общест-
вом и ЦК Рабис.
	Комитетом по делам искусств пря
Совете Министров СССР разработан
план оказания помощи пострадавшим
от землетрясения организациям и
учреждениям искусств г. Ашхабала.
	Для возобновления постановок Те-
атру оперы и балета, Туркменскому
драматическому театру им. Сталина и
Русскому драматическому театру им,
Пушкина выделяются специальные
средства. В. 1949 году увеличивается
дотация, получаемая этими театрами.
В течение 1949—1952 гг. будут по-
строены новые здания театров опеоы
и балета — на 800 мест и Драматиче-
ского театра — на 600 мест.
	Выделяются также средства для
создания необходимых условий рабо-
ты музыкального и художественного
учили и музыкальной школы. При-
	Успех фильма
„Повесть о настоящем человеке“
	ром, главным оператором М. Магид-
соном, артистами П. Кадочниковым,
Б. Добронравовым, Л. Свердлиным,
Л. Целиковской. В обсуждении филь-
ма, состоявшемся в кинотеатре
«Центральный», принял участие три:
жды Герой Советского Союза полкэв-
ник А. Покрышкин, отметивший яр-
кость и правдивость образов  кино-
картины,

Фильм «Повесть о настоящем чело-
веке» печатается тиражом в 1200 ко-
пий на широкой пленке и 300 копий—
на узкой. Сотни копий этого фильма
уже лемонстрируются на киноэкра-
нах Союза.
	_ © большим успехом демонстрирует-
ся на экранах столицы новый худо-
жественный фильм «Повесть о насто-
Яшем человеке».
	За первые 5 дней свыше 700.000
зрителей просмотрели эту картчну,
идущую в Москве, в 22 кинотеатрах,
клубах и домах культуры. По-
ступает большое количество заявок
от предприятий, учебных заведений
и общественных организаций на кол-
лективные просмотры фильма.
	_ Интересно проходят встречи зрите-
лей с творческим коллективом кино-
картины — режиссером А. Столпе-
	Плакаты к выборам народных судов
	А. Кокорекина «Все на выборы на-
родных судей и народных  заседате-
лей!» и Л. Голованова «Выберем лдо-
стойных народных судей и народных
заседателей».
	Издательством выпущены также
плакаты «Народный суд на. страже
социалистического порядка» Б. Ефи-
мова и Н. Долгорукова и «За социа-
	листическую законность, за госудат-
ственную дисциплину!» М. Солозье-
ва,
	Издательство «Искусство» — выпу-
стило массовым тиражом ряд красоч-
ных плакатов к выборам народных
судов.

О лемократическом характере со-
ветского наролного суда, коренным
образом отличающегося от суда вкя-
питалистических странах,  рассказы-
вает плакат хуложника В. Корецкого
«Буржуазный суд — суд богачей! Со-
	ветский суд — суд народа:».
К активному участию в выборах на-
родных судов призывают плакаты
		Пленум обсудит также вопросы:
советская драматургия после поста-
новления ЦК ВКП(б) «О репертуаре
драматических театров и мерах по его
улучшению» (локлал А. Софронюва),
тематический план Министерства
кинематографии на 1949 год и работа
писателей над сценариями (доклад
В.. Шербины).` :

На пленуме будут ` рассмотрены
офганизационные вопросы,
	15 декабря состоится пленум прав-
ления Союза советских писателей
CCCP,

Пленум обсудит доклалы о раз.
витии армянской, латышской и казах-
ской литературы после постановления
ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и
«Ленинград». С докладами выступят
А. Сирас, И. Муйжниек, С. Муканов,
с содокладами — К. Симонов, А. Сур-
ков, Б, Горбатов.  __
	Пленум правления Союза воветских композиторов СССР
	‘21 декабря нынешнего года созы-
вается пленум правления Союза со-
ветских композиторов СССР. Он под-
вёлет первые итоги ваботы компози-
торов и музыковедов после постанов-
ления ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба» В. Мураделн.

`В холе работы пленума будут ис-
полнены произведения различных
жанров, созданные за этот период
	композиторами Москвы, Ленинграда,
союзных республик. Исполнителями
этих произведений выступят симфони-
ческие оркестры, хоровые коллекти-
вы, солисты Москвы и других музы-_
кальных центров страны.

Пленум, который продлится 6—7
	дней, закончится большим втоговым о
концертом.