Преодолеть ив
	` Поступательный рост советского
	изобразительного искусства, его. идей-.
ность и мастерство во многом зави-.
	сят. от успешной работы творческих
союзов художников. Деятельность
союзов художников должна-быть пол»
чинена- тем великим задачам, кото-
рые определены историческими реше-
ниями ЦК ВКП(б) по вопросам лите-
ратуры и искусства.

_ Оргкомитет ССХ СССР, созданный
более 9 лет назад, провел эначитель-.
ную работу по укреплению‘ союзов
художников, по усилению их роли в
развитии изобразительного искусства.
Идейно-творческая направленность в
работе Оргкомитета помогала’ совет-
ским художникам создавать высоко-
художественные и глубокоидейные
произведения. Опираясь на Aye
реалистические традиции искусства
народов СССР и русской реалистиче-
ской школы, Оргкомитет вел борьбу

$ проявлениями формализма, примити-

визма, безидлейности и эстетства в на-
шем искусстве.

Сейчас уместно поставить ‘вопрос,
$ достаточной ли мере Оргкомитет и
руководители крупнейших союзов ху-
дожников развернули борьбу, ю пере-
житками и влияниями упадочной бур-
жуазной культуры в советском искус-
стве? К сожалению, на этот вопрос
приходится ответить отрицательно.
Творческие союзы все еще недоста-
точно энергично боролись против
влияний формалистического искусства
буржуазного Запада. В «воей повсе-
дневной практике союзы зачастую
проявляют либерализм в оценке отри-
цательных явлений искусства. Имеют
еще место факты примиренческого от-
ношения К крайне воедным тенденци-
ям в нашем изобразительном. искус-
стве.

Длительное время Оргкомитет ССХ
занимал позицию невмешательства в
дела Московского союза художни-
ков, хотя ошибочная идейная направ-
ленность в работе этой крупнейшей
творческой организации была ему хо-
рошо известна. Правление МОССХ,
в лице С. Герасимова, Г, Рублева,
О. Бескина и других, устраивало вы-
ставки произведений художников фор-
малистического толка. На обсужде-
ниях этих выставок творчество ху-
дожников-формалистов, как правило,
подвергалось безудержному восхвале-
Вию. .

На обсуждениях всесоюзных
выставок и на организованной в
МОССХ дискуссии о натурализме в
живописи, а также в ряде от-
дельных выступлений художников
и критиков в печати существова-
ла тенденция дискредитировать це-
лый ряд реалистических произведе-
ний, Некоторые художники-реалисты
необоснованно обвинялись в натура-
лизме. На это указывала и статья «К
новым успехам советского изобрази-
тельного искусства» в газете «Куль-
тура и жизнь»,

Руководители Московского союза
художников пропагандировали прие-

мы импрессионистической и сезан-

нистокой живописности. Они не вели
борьбы < незавершенностью и рыхло-
стью формы в произведениях живопи-
си, скульптуры и графики, видя в
этом проявление настоящего художе-
ственного вкуса.

Многие годы в Оргкомитете ив
среде наших критиков наблюдалось
снисходительное отношение к тому,
что в армянском изобразительном ис-
кусстве получило широкое. распрост-
ранение безидейное декоративно-им-
прессионистическое влияние школы
Сарьяна.

До последнего времени эта школа
почти не подвергалась критике.

В течение последних 10 лет наблю-

дается замедленность развития изо-

бразительного искусства Прузии. В
Союзе художников Грузии царит ат-
мосфера самоуспокоенности, `отсутет-
вуют критика и самокритика. Грузин-
ское изобразительное искусство, про-
демонстрировавшее замечательные ус-
пехи на республиканской выставке
1987 года, сейчас отстает от общего
развития советского изобразительного
искусства. Художники слабо участ-
вуют на всесоюзных выставках. Имен-
но по причине этого творческого от-
ставания был сорван предполагавший-
ся в нынешнем году смотр грузинско-
го искусства в Москве. Деятельность
Грузинского союза художников необ-
ходимо подвергнуть самой резкой
критике и наметить ряд практических
мероприятий по улучшению его ра-
боты.

Неблагополучно положение и < ху-
дожественной критикой. Оргкомитет
и большинство его местных организа-
ций явно недооценивают ее роли. На-
до прямо сказать, что художественная
критика сильно отстает от практики
нашего изоискусства. Некоторые кри-
тики еще стоят на позициях идеализ-
ма и формализма. Многие критические
статьи в газетах и журналах не отлн-
чаются боевым характером и идейной
большевистской направленностью. А
ведь у нас есть люди, располагающие
всеми данными для боевой партийной
критической деятельности. Эти кад-

es kh ke OF

on um he le ee
		хипозчиннов { ражный жаер
	1. БОЛЬШЕВИКИ
ПЕРЕДЕЛЫВАЮТ ПРИРОДУ
	«..Осенью, когда урожай на полях
был убран, в Ново-Анненск — центр
передового района Сталинградской об-
ласти, с’ехались колхозные агрономы.
Они собрались на очередную конфе-
ренцию, которые регулярно проводит
главный агроном района Герой Социа-
листического Труда Павел Никаноро-
вич Сергеев»,

Спустя минуту, мы видим, что сде-
лали эти люди. Мы словно ошущаем
горячее дыхание суховея, перекатыва-
ющшего по окаменевшей от жажды зем-
ле жесткие, как проволока, стебли
каких-то растений Легкими завитка-
ми передвигается раскаленный песок,
но в этом безобидном движении чув-
ствуется крадущаяся поступь  ©ухо-
вея, который вот-вот обрушится на все
живое. Притихнут деревни, в домах
будут наглухо закрыты окна и двери,
чабаны поспепно угонят стада в ов-
раги. С тоской будут смотреть люди
на пожелтевшие листья садов, на ис-
тошщенные буйным’эноем колосья...
	Но этого не будет в Ново-Аннен-
ском районе! Об’ектив киноаппафата
приглашает нас полюбоваться очеред-
ной победой большевиков над стихи-
ей. Люди выслали навстречу суховею
зеленые авангарды лесных массивов,
возвели лесные крепости, вырыли
окопы и траншеи, наполненные водой.
Эти надежные заслоны уже в тече-
ние нескольких лет решают исход га-
мых ожесточенных схваток в пользу
человека, советского человека! — Ka-
ждый калр фильма подчеркивает это,
ибо воспроизведенное на экране воз-
моэкно только в Советской стране.
	Фильм «Агроном Сергеев» (произ-
водства Нижне-Волжекой студии) сни-
мал автор-оператор А. Булдаков без
сценария, как обычный репортаж.
этом и достоинство и недостаток
этой картины. Фактических материалов
оказалось так много, они настолько
ярки, что репортаж сам по себе пре-
вратился в увлекательный рассказ 0
труде и подвиге, о блестящей победе
советских людей, переделывающих
природу. Но недостаток фильма в том,
что он не показывает, как большеви-
ки одного из районов нашей страны
побеждали суховеи. А ведь я наши
дни, когда советский народ, воору-
женный гениальным сталинским
планом, приступает к переделке при-
роды всей европейской части страны,
это и представляет наибольший инте-
рес для зрителя.
	Фильм «Агроном Сергеев» мог быть
снабжен подзаголовком «Будущее в
настоящем», ибо то, что сделали лю-
ди Ново-Анненского района, есть от-
ражение плана предстоящих великих
работ. Они победили суховеи, они за-
щшитили свои поля, сады и пастбища
от засухи. Но, добившись обильных
урожаев даже в засушливые годы, лю-
ди He успокоились. Вот колхоз
«Путь Ильича» возводит на реке Бу-
зулук плотину по плану агронома Сер-
геева — воды этой реки оросят кол-
хозные поля, превратятся в электри-
ческую энергию; вот большевик-агро-
ном учит трактористов вести вспанку
так, чтобы повысилось плодородие
почвы; вот сооружаются новые зеле-
ные крепости; вот агрономы района
вместе с колхозниками обсуждают
план лальнейшего наступления.
	Фильм коротко рассказывает только
о том. что делается в Ново-Аннен-
ском районе Сталинградской области,
HO, когда видишь происходящее Ha
экране, невольно представляешь бли-
жайшее будущее нашей страны — ив
этом его бесспорное достоинство. *
	2. ГЕРОЙ НАШИХ
ДНЕЙ
	В этом маленьком киноочерке мио-
го света. Он весь проникнут радостью
борьбы, в нем с удивительным мастер-
ством передано, обаяние молодости —
веселой. смелой, пелеустремленной.
	Фильм называется «Новатор» (<це-
нарист В. Лесин, режиссер М. Добро-
ва, оператор Я. Гринберг, производет-
во Ленинградской студии кинохроня-
	ки). Картина, посвященная токарю
ленинградского завода им. Сверд-
лова, Г.  Борткевичу, — не толь-
	ко «человеческий портрет», воспромз-
водящий одного из выдающихся <та-
хановцев послевоенной пятилетки. Это
яркая публицистическая киноновелла,
рассказывающая о новаторском, твор-
ческом труде советских людей.

Не случайно, зритель в первых ка-
драх видит токаря Борткевича не у
станка, а за письменным столом, в ок-
ружении книг, чертежей, тетрадей.
«Кто он, — спрашивает диктор, — ин-
женер, писатель, ученый?». И отвеча-
ет: «Он — рядовой ленинградец, по-

том, что его тема исчерпывается толь-
ко архитектурой жилых зданий. Не-
обходимо, чтобы каталог не ограничи-
вался только сериями жилых домоз.
Он должен включать и школы, и дет-
сады, и клубы, и другие общественные
здания. Это значительно расширит па-
литру архитектора и позволит ему со-
здавать более выразительные ансамб-
ли.

Каждая серия каталога включает в
себя одноэтажный, одноквартирный
«дом-особняк», двухквартирный, так
называемый «блочный» дом, четырех-
квартирный и т. д. Эти здания в пре-
делах одной серии ясно отличаются
друг от друга внутренней планиров-
кой, протяженностью,  этажностью.
Но внешняя архитектурная компози-
ция и детали этих домов весьма схо-
жи: каких-либо существенных, прин-
ципиальных изменений здесь нет. Так,
например, одноквартирный «дом-особ-
няк» наделен тем же архитектурным
образом, что и — двухквартирный
«блочный» дом и т. п. (серия 114—ав-
тор А. Борецкий, серия 105 — автор
И. Рожин, серия 107—автор П. Вол-
YOK).

Каталог следует снабдить стандарт-
ными архитектурными деталями, поз-
воляющими создавать разнообразную
архитектуру фасадов. В этом отноше-
нии особый интерес могут представить
результаты конкурса,  об’явленного
еще в 1944 году Комитетом по делам
архитектуры при Совете Министров
СССР. Задачей конкурса было архи-
тектурное оформление стандартных
сборных домов стандартными же ар-
хитектурными деталями. Изучение
итогов. конкурса свидетельствует, что.
при хорошо продуманной системе про-
ектирования и строительства можно.
из весьма ограниченных наборов де-
талей получить многообразную архи-
тектурную форму.

К недостаткам каталога относится и
однообразие запроектированных 06’.
емов зданий. Архитектура их не
получила интересного об’емно-про-
странственного выражения. Усилия
проектировщиков были, видимо, в OC-
новном сосредоточены на украшении
плоскости фасада. Таким образом нни-
	только в его сегодняшний день, но и
	заглянуть в его`завтрашний день, по-
мочь осветить _ прожектором путь
вперед»,

Наша критика уже отмечала элемен-
ты натурализма в творчестве ряда
художников, в частности в некоторых
произведениях таких крупных масте-
ров, как В. Яковлев и М. Манизер.
Однако глубокой ‘ошибкой’ следует
считать огульное их отрицание, как
это делают не в меру ретивые кри-
тики. Отдельные произведения этих
художников занимают в советском
изобразительном искусстве значитель-
ное место. У В. Яковлева, например,
есть хорошие реалистические произ-
ведения. Но в некоторых его работах
не трудно обнаружить внешнюю трак-
товку явлений и поверхностную ха-
рактеристику советских людей. За
последние 7 лет В. Яковлев в числе

целого ряда других произведений со-

здал два капитальных (по размерам и

по тщательности работы) полотна:

«Беседа об искусстве», где изображе-

на натурщица с группой художников,
и картина, посвященная духовенству.
Нельзя признать нормальным, что оба
фундаментальных произведения круп-
ного советского художника, созданные
в годы Великой Отечественной войны,
являлись либо  безидейными По
содержанию, либо вообще чуждыми
марксистскому мировоззрению. Мы не
имеем права пройти мимо таких суще-
ственных срывов в творчестве В.
Яковлева. Мы должны критиковать
художника и тем самым помочь ему
занять более значительное место в
нашем искусстве. В. Яковлев уже дав-
но нашел свой настоящий и верный
путь. Он должен продолжать в своем
творчестве ту линию, которая привела
его к созданию группового портрета
командиров Советской Армии, картины
«Старатели пишут письмо товарищу
Сталину», портрета Героя Социалисти-
ческого Труда Яковлева, портрета
партизана и подобных им произведе-
‘ний. В. Яковлев представляет собой
крупное явление в советском искусст-
ве, и поэтому критика недостатков его
творчества особенно необходима.

По своей идейной направленности и
по своему содержанию творчество М.
Манизера в основном актуально и
значительно. За годы советской власти
ов создал ряд крупных реалистических
произведений, особенно в области мо-
нументального искусства. Но в твор:
честве Манизера также есть серьезные
срывы. В ряде его работ, как, напри-
мер, «Физкультурники», наблюдаются
проявления натурализма. В этих рабо-
тах скульптора болыше интересовала
форма, как таковая. Он настолько
увлекся внешней, формальной сторо-
	ной, что забыл. про душу и характер
	человека. Эти произведения, К
счастью, немногочисленны.

Справедливо отмечались натурали-
стические тенденции и в творчестве
Г. Горелова. В своей работе над кар-
тиной «Минин» художник в первую
очерель руководствовался, как он
сам заявлял, не общественно-патрио-
тической ролью Минина в нашей ис-
тории, а соображениями мелкого бы-
тового характера. Такой ложный, ва-
туралистический подход не позволил
крупному художнику Г. Горелову со-
здать значительное историческое по-
JIOTHO.
	Ложная ‘установка. — исходить OT
несущественного и частного — приве-
ла и П. Кончаловского к созданию
натуралистического, порочного по
своей идейной сущности портрета со-
ветского писателя А. Толстого.

Приведенные примеры далеко не
исчерпывают всех фактов проявлений
натурализма, которые наблюдаются
даже в творчестве наших крупней-
ших художников-реалистов. Cepbe3-
ные недостатки в развитии советского
изобразительного искусства диктуют
необходимость усиления борьбы за
утверждение метода социалистичес-
кого реализма. В этой борьбе одно из
первых мест должно принадлежать
творческим союзам художников.

Исторические решения партии по
вопросам литературы и искусства
идейно обогатили нас, они дают воз-
можность еще быстрей и решительней
ликвидировать чуждые социалистиче-
скому реализму тенденции в творче-
стве художников, преодолеть имею-
щееся еще отставание изобразитель-
ного искусства от бурных темпов со-
циалистическогс строительства в на-
шей стране.

Необходимо неуклонно повышать
идейный уровень работы художников
и всех деятелей изобразительного ис-
кусства, Следует также ликвидиро-
вать имеющиеся еще в нашей работе
организационные неполадки. Это по-
может быстрее устранить и идейно-
творческие ошибки в нашей работе.
Мы должны постоянно чувствовать
себя подлинными бойцами самого пе-
релового в мире советского изобра-
зительного искусства. К Всесоюзной
выставке 1949 года советские худож-
ники должны притти с новыми боль-
шими творческими успехами.
	ково богаты украшениями. все они
	имеют одно художественное выраже-
ние. Здесь нет ни «спокойных», ни
«взволнованных» архитектурных
форм, нет контрастного их сопостав-
ления (например, серия 225 — автор
Л. Поляков, серия 24  — авторы
Аир-Бабамян и И. Федосеев и др.).
Следует признать, что стремление к
нивелировке — характерная особен-
ность и многих прежних типовых про-
ектов. Порождено оно, в частности,
своеобразным штампом, бытующим
среди некоторых экспертов. Ими при-
нято рассматривать типовой дом не
как часть ансамбля, не как его компо-
нент, а как изолированное явление. В
результате в равной мере осуждают-
ся такими экспертами и простые по
архитектуре фасады домов и богатая
архитектура. В первом случае архи-
тектора обвиняют в упрощенчестве,
во втором — выдвигается обвинение в
архитектурных излишествах. Так воз-
никает тенденция проектировать об’-
екты массозого строительства с неко-
ей «средней», снивелированной архи-
тектурой.

Такие, как мы уже говорили, ниве-
лированные проекты слишком часто
встречаются в каталоге. Фасады до-
мов одной серии очень похожи друг
на друга. На основе приема сходства
разработана основная масса серий (се-
рия 227 — автор Н. Гайгаров, серия
302 — автор И. Иванов, серия 243 —
автор А. Великанов, серия 283 — ав-
тор Р. Маркарян и лр.). Конечно,
нельзя отрицать этот прием, способ-
ствующий единству застройки. Но
прием этот односторонен, не всегда
действенен и порой может привести к
обратным результатам — однообра-
зию, разрушающему ансамбль.

Очевидно, что в типовых ансамблях,
как и в создаваемых по индивидуаль-
ным проектам, различные сооружения
должны приобретать и различное ар-
хитектурное выражение. Это зависит
от их назначения и художественной
роли в общем комплексе зланий. В
каталоге такое сложное понимание ан:
самбля отсутствует. Оно упрощено и
сведено лишь к тождеству.

Серьезный недостаток каталога и в
	советского ки

Е

AQ
		Вот другой цветной киноочерк про-
изволства этой же студии—<В мире
	кристаллов» (режиссер А. Сардан,
оператор Г. Троянский). Он приводит
нас в тайники богатейших недр, в ла-
боратории ученых, помогает с по-
мошью сильных микроскопов увидеть
процессы искусственного выращива-
ния кристаллов. Ученые и кинемато-
графисты, создавшие этот фильм, ши-
роко открыли завесу в неведомый боль-
шинству зрителей мир, показали, как
человек спорит с природой и создает
в течение нескольких часов. то, что
формировалось многими веками, Цен-
ность ‘этой картины и в ее высоком
художественном качестве ий в

дельной популярности, не снижаю-
щей однако, научного значения.
	Другой фильм, «Теплое озеро»,
снятый режиссером Н. Тихоновым,
переносит нас в седые горы Тянь-
Шаня, в вечные льды, на высокогор:
ные пастбища, на берега красивого
горного озера Иссык-Куль. Но это ва
только путешествие по красивым ме-
стам — это глубокое знакомство е
одним из уголков нашей родины, 6
великими преобразованиями,  лобтиг-
нутыми за послелние годы. Мы ви;
дим, как советский человек умело ие-
пользует особенности климата Теп-
лого озера для приумножения обще-
народных богатств, видим, Kak STH
богатства служат человеку. Еще вче-
ра в эти горы вела единственная INC.
сейная дорога, а сегодня по стальным
путям послевоенной пятилетки мчатея
поезда. Авторы фильма не любуются
красотами природы глазами  бесстра-
стных путешественников, а чувствуют
себя исследователями, участниками
великой стройки, которая проникла и
в эти горы. Вот почему короткий «ви-
довой» фильм глубоко волнует.
	Наконец, с помощью еще одного
короткометражного очерка мы прониз
каем в творческую лабораторию вез
лнкого русского художника. Иветной
фильм «Василий Иванович Суриков»
(производство Московской студии,
режиссер Ю. Желябужский) воспро-
изводит для миллионов зрителей луч-
шие образцы суриковского творчесте
ва — картины «Утро стрелецкой каз-
ни», «Меншиков в Березове», «Бояры.
ня Морозова», «Взятие снежного го-
родка», «Покорение Сибири», «Пере
ход Суворова через Альпы», а также
некоторые этюды, акварели и  гвто-
портреты. На экране как бы ожива:
ют образы, созданные гениальной
	кистью, и это придает картине боль,
шую эмопиональную силу.
			таких крупных живопис-
ОЕВ цев, как С. Герасимов и
° П. Кончаловский, скуль-
пторов — С. Лебедева,
; В. Исаева, В. Кепинов и
другие. Довольно широко распростра-
нены импрессионистические влияния
и в советской графике.
Импрессиониста не интересует за-
вершенность, законченность в изобра-
жении предметного мира. Его не инте-
ресует изучение человека и окружаю-
щей его действительности. Для него
главное— передача мгновенного, слу-
чайного впечатления. Один из Круп-
нейших представителей импрессиониз-
ма Ренуар олнажды сказал: «Помень-
ше литературы, поменьше думающих
фигур. Старик Коро говорил: «Когда я
пишу, я хочу быть, как животное!»
Я немного принадлежу к школе ста-
рика Коро». Эта животная эстетика
упадочной буржуазной культуры вра-
ждебна всему духу нашего советского
искусства.
	Сторонники импрессионизма и дру-
	гих формалистических методов всегда
	выступали против освоения здоровых
реалистических традиций прошлого.
Украинский художник Л. Каплан
публично заявил: «Если в области ра-
дио мы двинулись вперед, то стыдно
художникам сражаться оружием кон-
ца прошлого столетия». Формалиет
Каплан, очевидно, не хочет учиться у
Репина, Сурикова и других классиков
русской живописи, потому что ему
чужд творческий метод этих реали-
стов. ,
Пренебрежительное отношение к
нашему классическому наследию мы
встречаем в высказываниях Бескина,

Ростовцева, Гончарова, ленинградско-
го критика Пастернака.
	В лице советского художника и
критика наш народ хочет видеть
истинного и благородного выразителя
своих чувств и мыслей. Народ видит
в художнике подлинного борща за
утверждение коммунистического ми-
ровоззрения. Он отворачивается от
всех художников и критиков, которые
подражают  упадочной буржуазной
культуре.

Уже в прошлом веке передовые
русские художники-реалисты распоз-
нали гибельный путь, на который
стало буржуазное искусство Запада.
В 1884 году по поводу всемирной
выставки в Ницце Крамской писал:
«Отражаются ли на этой выставке
общие, родовые черты современного
западного искусства? Я думаю, что
отражаются, и если мое предположе-
ние верно, то, говоря вообще, я дол-
жен заключить, что искусство пласти-
ческое в Европе идет к вымиранию;
написать такое слово страшно, но еще
страшнее взрослому человеку (пони-
мая, что делаешь) отвечать за такое
слово, и, однако ж, я повторяю свое:
вымирает!»
	Некоторые руководители  COKSOS
художников в своей практической
деятельности не придавали серьезного
значения борьбе с влияниями упадоч-
ного буржуазного. искусства. Особен-
но это проявилось в деятельности ру-
ководителей Московского союза, кото--
рые последовательно и настойчиво
проволили свою ошибочную линию.

Наряду с рецидивами формализма в
творчестве определенной части наших
художников имеют место натуралисти-
ческие тенденции. Натуралистическое
произведение при всей своей внешней
реальности искаженно показывает
нашу действительность. Художник
натуралистического склада не умеет
отделить существенные стороны раз-
вития от случайных и чисто внешних
черт, не умеет нодметить прогрессив-
ные тенденции в нашей действитель-
ности, не способен выявить типические
стороны образа положительного героя.
В силу этого художник-натуралист
скатывается к показу поверхностных,
мелких явлений действительности, а
порою и просто к фиксации уродливых
ее сторон, взятых изолированно. Пей-
зажист, тяготеющий к натурализму,
очень часто ограничивается показом
красивого кустика или деревца и че
отражает в своем произведении вели-
кие изменения в облике нашей Роди-
ны, являющиеся результатом ее со-
циалистического преобразования.

Метод социалистического реализма
требует от советского художника
правдивого отображения нашей дейст-
вительности в ее революционном раз-
витии, показа современного героя —
строителя коммунистического общест-
ва, раскрытия его высоких моральных
качеств, его новаторского отношения
к труду Советский художник, созда-
вая правдивые образы современности,
утверждает тем самым  социалисти-
ческую действительность. Наше со-
циалистическое искусство партийно,
оно поставлено на службу советскому
народу и является могучим оружием
в его великой революционной борьбе
за построение коммунистического об-
щества. А. А. Жданов говорил, что
советский писатель и художник дол-
жен уметь «..показать наш народ не

пированы в серии, об’единенные 00-
щим архитектурным и строительным
замыслом, позволяющим вести ансам-
блевую застройку поселков, кварта-
лов и отдельных улиц, а также приме-
нять поточно-скоростные методы стро-
ительства».

В этой характеристике осталось не-
ясным самое главное: как же: елс-
дует пользоваться сериями, чтобы до-
стичь в самом строительстве единст-
ва ансамбля, какие архитектурные
возможности таит каждая из этих се-
рий. А между тем не случайно, что в
каждую серию включена определен-
ная группа проектов. Очевидно, что
возможности различны. Но они не
раскрыты авторами каталога, не про-
иллюстрированы соответствующими
схемами композиции. Это упущение
тем более досадно, что подобные
композиционные варианты разработа-
ны Комитетом по делам архитектуры
и уже находят евое конкретное при-
менение в ряде проектных  организа-
ций, например, в Гипрогоре. Теперь
же из-за недоработанности каталога
каждому архитектору придется вся-
кий раз заново «открывать» для себя
эти возможности. Уже сейчас в про-
ектных мастерских раздаются недоу-
менные. вопросы о том, как же имен-
но следует пользоваться той или
иной серией с тем, чтобы создать на-
иболее выразительные ансамбли  по-
селков, улиц, кварталов.

Таким образом, полезное дело Ко-
митета по делам архитектуры не. до-
ведено до конца. Перед основной мас-
сой проектировщиков еще не раскры-
ты с достаточной наглядностью бота-
тейшие возможности, которые дает
новый каталог.

Недостаток. каталога, впрочем, не
только в этом, В нем слабо использо-
ван новый важный принцип серийного
комплексного проектирования для <о-
злания разнообразных -и красивых ан-
самблей. Проекты серий получили не-
	кую нивелировку: все здания одччА-
	рабо
	Олбани.

ры критиков необходимо
было собрать и об’еди-
нить вокруг Оргкомите= Tl. сы
та. Но. этого сделано не
было. Неблагополучие в
области критики привело к тому, что
дискуссии, проводимые союзами ху-
дожников, проходят: на низком теоре-
тическом уровне и мало помогают
творческому росту художников.
Все эти факты овидетельствуют
ос наличии серьезных недостатков в
Оргкомитета ССХ и его мест-
ных организаций. В союзах художни-
ков еще слабо проводится принцип
критики и самокритики — этот основ-
ной закон развития советского обще-
ства. Следует признать, что и Главное
управление учреждениями  изобрази-
тельных искусств недостаточно
помогало союзу художников, не
принимало действенных мер к улуч-
шению его работы. Комитет по делам
искусств при Совете Министров
Р, комитеты и управления
по делам искусств союзных рес-
публик также не уделяли  до-
статочного внимания союзам ху-
дожников, недооценивая их огромно-
го значения в развитии советского
изобразительного искусства. За все
годы своего существования Комитет
по делам искусств при Совете Миня-
стров СССР только недавно впервые
широко поставил на обсуждение воп-
рос о работе и задачах творческих
союзов художников. А, между тем,
государственные органы искусств
могут добиться максимальных успе-
	XOB, только опираясь на союзы
художников.
Наше изобразительное искусство
	переживает сейчас несомненный
под’ем. Советские художники доби-
лись значительных успехов в. воспро.
изведении образов передовых людей
нашей страны. Созданы крупные
произведения, посвященные историко-
революционным темам, жизни и быту
советских людей. За последние годы
выдвинулись кадры молодых худож-
ников, с большим успехом выступив-
ших на республиканских и всесоюз-
ных художественных выставках.
	Однако эти успехи не должны з2-
слонять собой значительных недо-
статков в изобразительном искусстве.
От общего уровня развития советской
живописи явно отстает работа по
созданию картин индустриального
жанра, портретов передовых людей
промышленности и сельского хозяй-
ства и т. д. На Первом с’езде кол-
	хозников-ударников И. В. Сталин
говорил: «Рабочие и крестьяне,
без шума и треска строящие за-
	воды и фабрики, шахты и железные
дороги, колхозы и совхозы, созлаю-
	щие все блага жизни, кормящие и
одевающие весь мир, — вот кто
настоящие герои и творцы новой
	жизни». Руководствуясь этими мул-
рыми словами великого вожля народов
товарища Сталина, советские худож-
ники должны добиться решительного
перелома в тематическом и’ идейном
содержании изобразительного искус-
ства, в частности в области портрет.
ного жанра. В пейзаже также еще не
нашел яркого отражения облик на-
шей Родины, столь изменивитийся за
голы сталинских пятилеток.
	В своей деятельности Оргкомитет
и союзы художников почти не каса-
лись вопросов художественного обра-
зования. Это во многом способетвова-
ло довольно широкому  распростра-
нению в наших художественных учеб-
ных заведениях различных влияний
упадочного ‘буржуазного искусства.
Особенно глубокие корни пустил в
наших вузах импрессионистический
метод, который ведет молодых ху-
дожников к безидейности и аполитич-
ности, к пассивному отражению дей-
ствительности, к  незавершенности
формы, к самодовлеющей этюдности
и, в конечном счете, — к «искусству
для искусства» Эти влияния импрес-
сионизма особенно сильны были в
Московском и Ленинградском худо-
жественных институтах, а также в
Московском институте художествен-
ной промышленности.
	Одним из примеров отрицательного
влияния некоторых педагогов на мо-
лодежь могут служить серьезные не-
достатки, наблюдающиеся в творче-
стве таких способных молодых Xy-
дожников, как Цыплаков (Москва),
Яблонская (Киев) и ряд других. Ав-
тор хорошей картины «В. И. Ленин в
Смольном» Цыплакоз в нынешнем го-
ду показал целую серию безидейных,
написанных в импрессионистической
манере этюдов, где утрачена четкая
предметная передача реального мира.
	‚ Импрессионистическая SCKHSHOCTD,
неопределенность формы, самодовлею-
щая декоративность и живописность
мешают правдивому воспроизведению
действительности, ведут к извраше-
нию образа советского человека, K
	его  примитивизации и обеднению.
Импрессионистический метод является
	тормозом и в творческом развитии
		ИСКУССТВ
	Г. БОРИСОВСКИИ
oO
	метод проектирования. Разработаны
не отдельные, друг с другом не свя-
занные проекты, а их серии, об’еди-
ненные общим архитектурным и кон-
структивным замыслом. Реализуемая
каталогом архитектурная и градостро-
ительная идея, несомненно. открыва-
ет новую страницу в проектировании
массовых сооружений и таит в себе
огромные потенциальные возможно-
сти. Серийное, комплексное проекти-
рование создает возможность постро-
ения массовых, повторяемых архитек-
турных ансамблей и предусматривает
повторность конструкций, а следова-
тельно, полную возможность завод-
ского, т. е. массозого и дешевого их
изготовления.

Комплексное проектирование — это
то новое в массовом строительстве,
что вносит в него сегодня советская
прадостроительная мысль. Поэтому
важно проанализировать, какие задачи
проектирования уже решены новым
принципом, и над чем необходимо
еще работать.

Следует напомнить, что еще задол-
го до выпуска новых проектов в на-
шей печати появились статьи, осве-
шающие вопросы комплексного про-
ектирования (статья Н. Смирнова в
журнале «Архитектура и строительст-
во» № 1 за 1946 г., статья Н. Смирно-
ва и Б. Плессейна в газете «Совет-
ское искусство» № 30. за 1947 г. и
др.).

Однако авторы этих статей, ограни-
чившись изложением общих положе-
ний, связанных с новым принципом
массового строительства, не конкрети-
зировали свои предложения, Той же
недоговоренностью отличается и вы-
пущенный каталог. Его составители
ограничились в предисловии лишь об-
шей характеристикой. нового метода
проектирования; «Все проекты егруп-
		томственный рабочий, токарь шестого
разряда. Три года назад в рядах по-
бедителей он вернулся с берегов Эль-
бы на ролную Выборгекую сторону».

Токарь Борткевич склонился над
чертежами, рука открывает книгу
А. Н. Оглоблина «Основы токарного
дела», и первый запоминающийся
набросок портрета готов. На протя:
жении всей картины ‘мы чувствуем
организующую ее велущую тему: со-
дружество науки и практики, стира-
ние грани между умственным и физи-
ческим трудом—явление, возможное
лишь в стране, победоносно идущей к
коммунизму.

Зрителю передается волнение, ко-
торое испытывают Борткевич и его
друзья, когда стахановец решает оче-
редную техническую задачу. На об-
работку сложной детали токарю дано
два часа сорок минут. Как ускорить
процесс? Он ищет ответа на этот во-
прое в книгах, чертежах, у станка.
Резцы не выдерживают высоких ско-
ростей, и сверхтвердые сплавы кро-
шатся, горят. Неудача за неудачей.
Но Борткевич не сдается. Может быть,
нужно изменить форму резца. Долгие
месяны поисков, анализов, учебы.

Борткевич у станка. за два часа —
три дневных нормы. Весть разносится
по всему заводу. За спиной токаря
стоят ученики-ремесленники, пожилые
рабочие. Рука выводит мелом на дос-
ке: семь норм! Подходит тележка с
новыми заготовками — недельный за-
пас исчерпан. «Малу! Смена еще ве
кончена!» Звуковая пленка ловит го-
лос начальника цеха: «Возьмите за-
готовки CO склада, быстрее!» Взволно-
ванные лица рабочих, юношей-ремес-
ленников. Лицо Борткевича спокойно,
движения уверенны. Подходит полу-
пустая тележка: на складе болыше
нет заготовок. Уже десять норм!
Скорость достигла семисот метров в
минуту — это в десять раз выше вче-
рашней скорости, казавшейся  пре-
дельной. Вот уже последняя загогов-
ка обработана. Все детали отличные.
1300 процентов нормы! Вместо 160
минут — 6 минут 49 секунд расходует
Борткевич на обработку каждой дета-
ли.

Фильм показывает под микроскопом
резец, с помощью которого токарь до-
стиг этой небывалой скорости. «В ге-
ометрии этого резца — мысль изобре-
тателя, искусство мастера, смелость
`’болышевика», — говорит диктор, и мы
верим ему, ибо видели только что,
как готовилась и осуществилась нобе-
да.

Ученые приходят к токарю, чтобы
вместе с ним, на равных началах, про-
анализировать очередную победу со-
дружества науки и практики, стахано-
вец выступает с докладом на заседа-
нии коллегии министерства, централь-
ные газеты пишут о нем, как о герое
нашего времени.

Этот фильм рассказывает о творче-
ском труде одного токаря-стахановца,
но в портрете ленинградского рабоче-
го Г. Борткевича мы узнаем типичные
черты людей сталинской закалки, опе-
режающих время, людей, для кото-
рых каждый отдельный успех после-
военной пятилетки — это продвиже-
ние вперед к коммунизму.
	3. В МИРЕ НАУКИ
И ИСКУССТВА
	Мы просмотрели несколько корот-
кометражных новинок чаучно-попу-
лярной кинематографии, и словно по-
бывали в мире природы, науки, искус-
ства. Некоторые из этих фильмов
можно смело назвать образповыми.
Прежде всего это относится к филь-
му «Тайна куриного яйца» (режиссе-
ры В. Астафьев, А. Кудрявцев, про-
изводство Московской студии вауч-
но-популярных фильмов).

С части куриного яйца снята скор-
лупа, обнажена нежная оболочка.
Яйцо помещено в специальный лабо-
раторный инкубатор. Установлено
длительное дежурство кинооб’ектива,
который автоматически, через опре-
деленные промежутки времени, `фик-
сирует все процессы формирования
цыпленка, происходящие на протяже-
нии 21 суток. То, что снято за три
недели, проходит перед зрителем за
	несколько минут — возникновение
жизни, начиная от образования кро-
веносных сосудов, сердца, первых
	мускульных движений до полного
оформления живого существа. Все
	это, CHATOeC в цвете, производит неиЗ- о
	гладимое впечатление. Фильм CMOT-
рится с неослабевающим интересом
от начала до финала, когда новорож-
денный цыпленок делает первые роб-
кие шаги по скользкому стеклу лабо-
раторного стола. Этот фильм, проник-
ший в тысячелетнюю тайну приролы,
воспроизводящий путь возникновения
всех многоклетчатых существ, одина-
ково полезен и интересен и для уче-
вого, и для школьника.
	Все чаще радует нас и докумев-
тальная, и научно-популярная  кине-
матография появлением  отлизных
очерков, лишний фаз подтверждаю-
щих, что «короткометражка»— полно:
ценный и важный жанр нашей совет.
ской кинематографии.
	Документалисты и работника на:
учно-популярной кинематографии, по.
святившие себя короткому фильму,
продолжают совершенствовать CBOE
мастерство. Удачи многих картин от
крыли перед этим ‘жанром широкие
перспективы: кинопортрет, докумен-
тальная новелла, производственный
и научно-популярный очерк, событий-
ный рассказ. Правда, еше не асполь-
зованы все. средства кино для созда-
ния полноценного короткометражного
фильма. Тематические планы посвя-
щены, главным образом, «событиям
дня», запечатлеть которые должзы
лишь «чисто хроникальные» ленты,
лишенные больших публицистических
обобщений. Несмотря на явные удачи
отдельных произведений, работники
документальной кинематографии не
стремятся к жанровому разнообразию.
	Происходит все это потому, что до

сих пор наблюдается пренебрежитель-
ное отношение к короткометражной
кинокартине. — Многие «болыпие»
мастера считают для себя недостой-
ным заняться  «короткометражкой»,
либо относятся к ней как к явлению
случайному в своей творческой био-
`‘графии. Руководители студий, в свою
очередь, считают, что «короткомет.
‘ражку» можно поручить любому ре-
`жиссеру и оператору — эта работа
каждому, мол, по плечу. В итоге
большинство киноочерков не идет
‘дальше «местного» экрана. Прфодук-
ция многочисленных областных Яя
‘республиканских студий печатается в
нескольких экземплярах только для
«местных нужд», хотя многие из KO-
роткометражных фильмов периферий-
  вых студий интересны для большого
` всесоюзного экрана. Равнодушное, а
‘порой и пренебрежительное отноше-
  BH органов проката и кинофика-
‘ции к короткометражным картинзм
  создает дополнительные трудности
для мастеров кино, работающих в
этом полноценном и нужном жанре.
		циаторы важного назинания — выпу-
ска сарий проектов, позволяющих
строить целые ансамбли типовых ло-
мов, повторили, к сожалению, вело-
статок, свойственный многим преж-
ним типозым проектам. В этом сказа-
лось и непреодоленное влияние чисто
ренессансного восприятия архитекту-
ры, при котором основной мерой со-
вершенетва архитектурного решения
служит выразительность декоративю-
го убранства фасада.

В том, что об’емы зданий, представ-
ленных в каталоге, оказались, в
большинстве своем, мало интересны-
ми, сыграла свою роль сама жилая
ячейка, положенная в основу внутрен-
ней планировки типовых жилых зда-
ний. Из однообразных тиловых ячеек
трудно получить интересные в худо-
жественном отношении здания. Дома
получаются похожими на вытянутые
параллелепипелы. Улица, застроенвая
такими. домами, скучна н одчообразна.
Архитектор, стремящийся нейтрали-
зовать такой недостаток, подчае хта-
новится на путь декоративзаого укра-
шения фасада. [> это далеко не луч-
шее решение. Большее разнообразие
типовых ячеек, использование ман-
сард, усложнение силуэта злания и
	т. д, несомненно, обогатят всю архи-
тектуру гапового дома, поселчз, ули-
цы. Мы убеждены, что это одновре-
менно и удешевит строительство.

К вопросу об экономике строитель-
ства мы нередко подходим весьма уп-
рощенно. Мерой служит экономия,
достигаемая и строительстве од-
ного дома. между тем и при
рещении этой чисто  экономиче-
ской, проблемы советские архитек-
	торы обязаны мыелить не категорией _
	дома, а целого ансамбля.
Мы ‘позволяем ‘себе  штукатурить
каждое кирпичное здание, что созсем
не обязательно, позволяем себе «вы-
тягивать» на каждом здании длинней-
шие карнизы, делать другие дорого-
стоящие украшения. Затраты на та-
кую дорогую отделку каждого, без
исключения, дома достигают иногда
огромных цифр. Гораздо реже проду-
мывается нашими архитекторами воп-
рое о выразительчостя ансамбля в це-
	решения. При таком, подлинно градо-
строительном подходе (а именно, он
присущ советскому зодчему), мы OC-
вободим себя от необходимости деко-
рировать каждое здание. Экономить
надо. исходя из интересов ансамбля.
При таком отношении к экономаче-
ской стороне проектирования и строи-
телоства выиграет не только художе-
ственное качество новостройки, но 4
сумма экономии будет бесспорно вы-
ше. В полноценных ансамблях, как
  правило, основная масса рядовых зда-
ний получает весьма скромную архи-
тектуру, и только на наиболее ответ-
ственные сооружения щедро расхо-
дуется палитра художественных и ма-
териальных средств. Такой принцип
не только соответствует требованиям
советского зодчества, как высокого
искусства, но и находится в полном
соответствии с требованиями 3KQHO-
мии. Гораздо правильнее и выгоднее
поставить в наиболее ответственных
  местах ансамбля два-три богатых до-
ма, чем все здания декорировать де-
шевыми украшениями.

Комитет по делам архитектуры при
Совете Министров СССР встал ныне
на многообещающий путь. проектиро-
вания .об’ектов массового строительст-
ва в виде серии проектов, обеспечи-
вающих ансамблевое решение. В этой
связи открываются новые возможно-
сти не только художественно-вырази-
тельного решения комплексов жилых
и общественных зданий, но и полно-
ценного экономического решения 3а-
дачи. Эти возможности должны быть
претворены в жизнь.

Следует отметить в заключение. что,
несмотря на допущенные в каталоге
недочеты, отражаемая им работа яв-
ляется большим лостижением и от-
крывает новую страницу в советской
массовой архитектуре. Многого еще
в каталоге нехватает, многое еще из-
ложено здесь слишком лаконично, но
заложенная в серийном комплексном
  проектировании идея  прогрессивна,
она смотрит в будущее. А это-—глав-
ное. Задача теперь сводится к непре-
ставному улучшению этого  нозого
важного дела.

Стандарт
	у

Когда заходит разговор о застройка
тородов и поселков так называемыми
стандартными типовыми домами, во-
ображению невольно рисуется улица
или квартал, состоящие из однотип-
ных, похожих, как близнецы, зданий.

И в самом деле, типовая застройка
зачастую велась либо по одному ка-
кому-либо проекту, а это автомати-
чески приводило к скудости, однооб-
разию архитектурного облика улицы
или квартала, либо проводилась по
различным типовым проектам, но. не
связанным. между собой ни единой
художественной идеей, ни единством
конструктивного решения. Так, поня-
тие «стандартный», «типовой» в архи-
тектуре стало синонимом однообраз-
ного, безликого.

А между тем вопросы типового про-
ектирования, правильного использова-
ния стандарта в массовом строитель-
стве приобрели большое государст-
венное значение. От верного, глубоко-
FO решения этой проблемы во многом
зависит дальнейший под’ем жизнем-
‘ного уровня миллионов трудящихся.
От этого зависит рост художествен-
но-технического качества массового
строительства, проводимого в СССР
в громадных масштабах,
	Нелавно Комитет по делам архи-
тектуры при Совете Министров
СССР выпустил каталог типовых про-
ектов одноэтажного, двухэтажного и
трехэтажного жилых домов и обще-
житий. Каталог пропагандирует но-
вую методологию ‘и новые приемы
массового строительства. Скромно на-
именование этого издания, но задачи,
которые оно ставит перед советскими
архитекторами и строителями, исклю-
чительно важны. Смысл издания этого
каталога прежде всего в том, что в
корне меняется существо и характер
типовой застройки, а ее проектирова-
ние переводится на новые,  прогрес-
сивные рельсы. Впервые применен так
называемый серийный комплексный