HOPEIE KHHTH
	АРКИН Д. Монументальная скуль-
птура’ Ленинграда. — Издательство
Академии архитеклуры СССР. 108
стр. Цена 6 руб.

Популярный очерк о памятниках и
статуях, установленных на площадях
и улицах, в парках, на мостах. и
набережных Ленинграда, и о Наибо-
лее примечательных барельефах и
фигурах на ленингралских зданиях.
Книга богато иллюстрирована. _

БЕРКОВ В, Гармония Глинки. Муз-
гиз. 256 стр. Цена 19 руб.

Исследование, посвященное одному
из элементов ‘музыкального языка
великого русского композитора — его
гармонии.

ЛЮХИН А. Русский оркестр.
Е - 128 стр. Цена
руб.
	Практическое руководство для ру-
	ководителей и участников самодея-
	тельных оркестров русских народных
инструментов. Книга содержит осно-
	вы нотной азбуки, советы по технике
дирижирования, партитуры учебного
характера и т. п.

Киргизский национальный узор.
Материалы собраны и обработаны
М. В. Рындиным. Под общей редак-
цией И. А. бели. Издание Госу-
дарственного Эрмитажа и Киргизско-
го филиала Академии наук СССР. 40
стр., 70 листов иллюстраций. Цена 60
	руб.

КИПЛИК Д. И. Техника живопи-
си. Издание 5-е. «Искусство». Вып. 1.
Красочные — материалы живописи.
164 стр. Цена 6 руб. Вып. ГУ. Техни-
ка живописи старых мастеров. 120
стр. Цена 6 руб.

Книга рекомендована Главным уп-
равлением учебных заведений Коми-
тета по делам искусств при Совете
Министров СССР в качестве учебно-
го побобия для художественных учеб-
ных заведений.

МАЛЮГИН Л. Хмелев. «Искусст-
во». 94 стр., 17 листов иллюстраций.
Цена 8 руб.

Монография о сценической деятель-
ности народного артиста СССР Нико-
лая Павловича Хмелева,

НЕЗНАМОВ М. Старейший рус-
ский театр на Урале. Огиз. Чкалов-
	ское издательство. 130 стр. Цена
6 руб.

Книга рассказывает 06 астории
русского провинциального  т?атра
	г. Оренбурга (ныне Чкалова), его твор-
ческой жизни в наше время.
	ПО ГОРОДАМ ПОЛЬШИ
И ЧЕХОСЛОВАКИИ
	В Москву из гастрольной поездки
по городам Польши и Чехословакии
вернулся ансамбль, руководимый на-
родной артисткой Узбекской ССР
Тамарой Ханум. В Польше ансамбль
выступал в Варшаве, Познани, Гдань-
ска, Кракове, Каттовицах, Вроцлаве,
Лодзи, Люблине и других городах
На’концертах присутствовало свыше
35 тысяч человек. На все время га-
стролей ансамблю был предоставлен
специальный салон-вагон, в котором
коллектив передвигалея по стране.
Мивистр культуры и искусства Поль-
ши преподнес Тамаре Ханум нацио-
нальный польский костюм, в котором
артистка исполняла специально пол-
готовленные ею польские народные
песни.

В Чехословакии ансамбль Тамары
Ханум за 18 дней выступал в Праге,
Пильзене, ‚Брно, Злине, Братиславе,
Оломоуце и Остраве. Несколько но-
меров в исполнении Тамары. Ханум
были засняты кинохроникой и демон-
стрировались на экранах,

В промышленных центрах. Польши и
Чехословакии выступления ансамбля
зыливались в яркую демонстрацию
братской дружбы Советского Союза
и народов стран новой демократии,
		Е ИР. ГАДЖИБЕ! КОВ.
ПАЮМЕГОСЯ КОМПОЗИТОРА   вееный
	Узеир Гаджибеков
	Композитор с полным основанием ут-
верждает, что в трех музыкальных
комедиях, написанных им в дореволю-
ционное время (включая сюда «О ол-
масун бу олсун» и «Аршин мал алан»),
он стремился отразить идеи, волно-
вовшие передовые слои тогдашней
азербайджанской интеллигенции.
	«Идея раскрепощения азербайджан-
ки, идея борьбы с шариатом и ре-
акционными традициями была отра-
жена—в замаскированной,  кснечко,
форме—во всех трех музыкальных
комедиях», пишет автор. И с полным
основанием три музыкальные комедии
	Гаджибекова, так же как три комедии.
	Ахундова, составляют эпоху в азер-
байджанской  комедиографии. Они
бьют по тем же целям и с такой
же ошеломляющей силой, но уже с
новых позиций и выдвигают новые
мишени для сатирического обстрела.
	В брызжущих весельем и непод-
дельным юмором песенных мотивах
«Аршин мал алан», сочиненных Гад-
жибековым в манере и ладах народ-
ной песни и быстро превратившихся в
самые настоящие народные мотивы,
таилась все та же взрывчатая сила,
что наводила такюй страх на реакци-
онеров всех оттенков и мастей. Но в
«Аршин мал алан», до сих пор не
удостоившейся серьезного внимания
наших  музыковедов-критиков, . про-
явилась и другая чрезвычайно важная
сторона творчества Гаджибекова.
Здесь Гаджибеков впервые от фазра-
ботки уже бытующих народных ме-
лолий перешел к самостоятельному
сочинению новых мелодий, народных
по языку в внутреннему содержанию.
Эта линия, правда, намечалась так-
же в операх «Асли и Керем» и «Шах
Аббас», но значение этих произве-
дений неизмеримо меньше, нежели
значение «Аршин мал алан»,
	В «Аршин мал алан» художник со-
знательно ставит перед собой и осу-
ществляет задачу очистки народного
музыкального языка от искусственно
привитых арабизмов в иранской тран-
скрипции и наносит первый удар ира-
нофильским концепциям, в немалой
степени навеянным английскими и не-
мецщкими иранистами, чуть ли не всю
культуру азербайджанцев числящими
по ведомству персидской литературы
и искусства. В «Аршин мал алан»
воскрешается к жизни живая музы-
кальная речь азербайджанского горо-
да, иона оказывается богатой, полной
изящества, отличающейся редкой пла-
стической гибкостью. Блестящий зна-
ток, а впоследствии и выдающийся
теоретик классических форм азербайл-
жанской музыки; У. Гаджибеков чер-
пает свои музыкальные идеи и в Ка-
нонических ладах — мугамах — и не-
посредственно в народно-песенной
стихии, в импровизациях ашугов и в
строгих традициях виртуозной игры
на таре и кеманче — главнейших ин-
струментах народного музицирования.
	Везде композитор отыскивает чис-
тую струю народного мелоса и при-
ходит к тому выводу, который легко
читается в главном произведении
Гаджибекова  «Кер-Оглы»,  появив-
шейся уже в советское время настоя-
щей опере большой формы, по сути
дела, в отношении молодого азер-
байджанского симфонизма играющей
ролоначальническую роль. Истоки
азербайджанской национальной сим-
фонической школы следует отыски-
	‚ Казбеги
	А. ФЕВРАЛЬСКИЙ
Oo
	циональное самосознание своего на-
рода. И в наши дни проходяшая че-
рез драму тема самоотверженной
борьбы за родину’ встречает у зри-
телей живейший отклик. Искренность
и пылкость, вложенные ‘автором в
воплощение этой темы, смягчают не-
достатки: пьесы: излишнюю прямо-
линейность, избыток: ‘эффектных фраз,
клятв и монологов, примитивность не-
которых образов. и. положений.

Мошному и страстному искусству
Театра им, Руставели: оказались блаз-
кими не только идейные ‘устремлечия
пьесы Казбеги, но и ее напряженный
драматизм: и отличающие ее-столкзо-
вения сильных характеров. Режиссер
С. Челидзе целиком донес до зрителя
эти свойства творчества Казбеги =
так же; как он сделал это в постаноз-
ке «Хевисбери Гоча». Вместе с тем
C. а и ‘исполнители сумели на-
полнить ‹ живыми чувствами текст
многих сцен. С большой: остротой‘ и
силой звучит диалог Кетеван и Кон-
стантина, тайком прониктнего в. храм,
где молится Кетеван. Глубоко. вол-
нует сцена прощания Кетеван с сы-
ном и с близкими в картине, `изобра-
жающей ее от’езд-к шаху. В -преды-
дущей сцене. режиссер подчеркнул
народный характер’ борьбы с ‘иранца-
ми и мастерски поставил ряд эпизо-
дов боевых схваток; искусно приме-

няя различные способы освещения.
	Декорации не отличаются тем 60-
raTCTBOM и той монументальностью,:
	которые свойственны многим поста-
новкам Театра им. Руставели, одна-
ко и в скромных рамках молодой ху-
дожник Ф. Лапиашвили проявил пра-
	ского

Ко-
	вать в партитуре «Кер-Оглы», и для
нас это тем более очевидно, что весь
процессе возникновения и развития
этой школы протекал на наших гла-
зах, в сроки, невиданные во всей ми-
ровой истории искусства и возможные
только в социалистическом общест-
ве, .

Для тото, чтобы приступить к ре-
шению поставленной Гаджибековым
задачи оздания национальной азер-
байджанской оперы на народном язы-
ке, но в общеевропейских формах, с
симфоническим оркестром, многоголо-
сием, законченной партитурой и пр.,
надо было многому учиться. И Га-
джибеков учился: музыкальному твор-
честву именно там. где оно достигло
наивыспего расцвета, — в народно-
песенных традициях русских класси-
ков. Он учился музыкальному  реа-
лизму у великих русских композито-
ров, и это опять-таки очень люнятно:
подлинный, не парфюмерно-слаща-
вый, настоящий художественный Вос-
ток впервые появился в творчестве
Глинки, Балакирева, Бородина, Рим:
ского-Корсакова, и он до настоящего
времени не появился ни в одной за-
падноевропейской школе. . 5

„Нет ничего. удивительного в TOM,
что три крупнейших композитора. на-
родов Закавказья—Палиашвили, Спен-
диаров и Гаджибеков—явились учени-
ками и последователями великих рус-
ских композиторов. Здесь, в этой. все-
мирно-исторической школе музыкаль-
ного реализма, они овладели всем
грандиозным комплексом технического
мастерства, но здесь же они изучили
искусство лепки живого драмаГиче-
ского образа, словно выхваченного из
кипящей народной массы, великое ис-
кусство живой, народной музыкаль-
ной: речи. Этому научиться можно
было только в русской реалистиче-
ской школе и нигде более, —обстоя-
тельство, не оспариваемое ныне ни-
кем! г} :
	В «Кер-Оглы» совершенно . ясно
ощущаются влияния Римского: -Корса-
кова, традициям которого следует
У. Гаджибеков, в частности в пре-
восходном оркестровом письме. 1 ак-
та. Для нас несомненно также, что
эпически суровый колорит некоторых
сцен третьего акта, великолепная кар-
тина повстанческого лагеря богатыря
Кер-Оглы по своим стилевым особен-
ностям примыкает к гигантским эпи-
ческим полотнам Глинки, а отчасти и
Бородина.
	Изучая партитуры великих русских
художников, Гаджибеков еще больше
укрепил. евою творческую самостоя-
тельность. Вот пример дерзнозенной
смелости композитора: У. Гаджибе-
ков, наперекор всем. привычным пред-
ставлениям о составе оперного оркз-
стра, ввел в партитуру «Кер-Оглы»
азербайджанский тар (преимущества
которого в отношении персидского
тара обоснованы, кстати сказать, все
тем же Гаджибековым). И что же?
Победа оказалась полной, и критика
указывала в дни декады азербайджан-
ского искусства в Москве, что, может
быть, появление тара в симфоническом
оркестре является  провозвестником
победоносного возврата щинковых ин-
струментов. в «болыную музыку», от-
куда они были вытеснены без малого
два столетия назад. у
	Богатая фактами и творческими
победами, -насышенная плодотворней-
шим трудом, жизнь Гаджибекова и
его поистине огромные заслуги перед
советским искусством, разумеется, не
могут получить в одной статье сколь-
ко-нибудь полную оценку. Но, ду-
мается нам,-священным долгом совет-
ских музыковедов является создание
монографии об Узеире Гаджибекове,
знаменитом  композиторе, проложив-
шем новые пути музыкальному искус-
ству Азербайджана.
	Нам, советским музыкантам, и всей
советской музыке, сильно будет не-
доставать Узеира Гаджибекова в на-
ши дни, когда идет решающая борь-
ба за осуществление указаний, изло-
женных в историческом постановлении
ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 гола
об опере «Великая дружба» В. Мура-
дели. На плечи наших азербайджан-
ских товарищей ложится обязанность
напрячь все силы для того, чтобы ус-
пешно решить задачи, поставлонные
перед нами ЦК ВКП(б). Это и будет
лучшим из всего, что мы можем гле-
лать в память, в честь старого на-
ставника азербайджанских музыкан-
тов, ставшего одним из любимых ком-
позиторов советского народа. ~
	В. ГОРОДИНСКИИЙ.
	ОСТИ»
	программа «Наши гости».
	«НАШИ
	Московский цирк показал новую
программу под названием «Наши го-
сти» В представлении приняли уча-
	стие артисты цирков Украины и Азер-
	байджана, Узбекистана и Гуркмении,
Татарии и Дагестана, Все участники
программы — по преимуществу моло-
`дые артисты, многие из которых впер-
вые приехали в Москву.

Представление начинается выступ-
лением группы узбекских акробатов-
прыгунов под руководством М Гис-
матулина. Перед зрителем проходят
туркменские джигиты под руководст-
`вом А. Калганова, татарская акробат-
ка Б. Карачурина, дагестанский кана-
тохолен Рза Алихан, тувинские жон-
глеры под руководством В. Оскал-
Оол, гуцульские эквилибристы Ф. и
А. Микитюк, воздушные гимнасты
Мироновы, семья акробатов Павловых
и другие. С новыми  комическимя
сценками и репризами выступил Ка-
ран д’Аш.

Заключительная часть программы
посвящена выступлению заслуженно-
го артиста РСФСР. Юрия Дурова:
Ю. Дуров показал обозрение —
«Аллегорическое шествие» на совре-
менные международные темы. Затем
артист  продемонстрировал группу
дрессированных животных.

декабря коллектив Московского
цирка во главе с Ю. Дуровым выез-
жает на гастроли в Орехово-Зуево.
	В течение трех дней орехово-зуевским
	текстильщикам будет показана новая
				Сошел в могилу один из самых за-
мечательных советских художников,
одновременно выдающийся компози-
тор, крупнейший общественный дея-
тель, основоположник нового азер-
байджанского искусства, воспитатель
и наставник целой плеяды молодых
азербайджанских музыкантов, органи-
затор народного искусства Советско-
го Азербайджана — Узеир Гаджибе-
ков. Единственный в своем роде зна-
ток и исследователь национальной
азербайджанской музыки, он сумел в
предельно-лаконической работе об ос-
новах азербайджанской народной му-
зыки исследовать эстетические осно-
вания древней музыкальной культуры.

В любой сфере своей деятельности
Узеир Гаджибеков неизменно предста-
ет перед нами; как смелый «почина-
тель» (употребляя известное выраже-
ние Стасова), новатор в самом полном
и благородном смысле этого слова.
	Узеир Гаджибеков начал свою ком-
позиторскую деятельность в глухую
полночь царской реакции, и для то-
го чтобы верно оценить подвиг это-
го народного художника,  необхо-
димо знать, что его первая опера
«Лейли и Меджнун»,  знамену-
ющая возникновение  азербайлжан-
ского оперного искукства и азербайд-
жанского музыкального театра, была
поставлена в самом начале 1908 г.,
когда против композитора и малень-
кой группы его сподвижников «еди-
ным фронтом» выступала’ и царская
полиция, и осатанелые  мусульман-
ские клерикалы, и азербайджанская
буржуазия.

В неболыпой  автобиографической
заметке «От «Лейли и Меджнун» до
<«Кер-Оглы» Узеир Галжибеков рас-
сказывал о том, что враги нового азер-
байджанского искусства умели дейст-
вовать по известному методу—«не
мытьем, так катаньем». Просвещен-
ные нефтепромышленные тузы, об-
разовавшие  -благотворительное об-
щество «Ниджет», беззастенчиво экс-
плоатировали крайнюю нужду‘ ком-
позитора, откупив у него за грошевое
вознаграждение авторское право на
оперу «Лейлии Меджнун». Нельзя не
оденить по достоинству проницатель-
ность этих господ: они очень рано
поняли, какая опасная, взрывчатая
сила таится в творчестве молодого
композитора, и делали не одну по-
пытку укротить его творческую
энергию. Но безуспешно.
	Роль Узеира Гаджибекова в азер-
байджанской музыке была во многих
отношениях сходна с ролью великого
демократа-просветителя  Мирза-Фата:
ли Ахундова в литературе, с той, од-
нако, огромной разницей, что классик
новой азербайджанской литературы
только мечтал о золотом веке нацио-
нальной культуры, а Узеир Гаджибе-
ков был счастливее своего предшест-
венника в истории ` азербайджанской
общественной мысли: он своими гла-
зами увидел наступление золотого
века азербайджанского искусства и
сам явился его крупнейшим предста-
вителем.

Покойный композитор это понимал
лучше, чем кто-либо другой, когда в
уже упомянутой автобиографической
заметке писал: «Чувством величайшей
благодарности нашей партии, нашему
родному Сталину наполняется сердне,
когла думаешь о том, что сейчас Азер-
байджан имеет свой оперный театр...
Как не творить в такую эпоху, как
Сталинская! Как не считать себя
обязанным перед народом, великолеп-
ное искусство которого столетиями
держалось под спудом!». Но он знал
также, как должно служить народу
своим искусством. В 1944г. У. Гаджи-
беков в предисловии к «Основам
азербайджанской народной музыки»
писал: «Наш великий вождь Иосиф
Виссарионович Сталин учит нае не
отрываться от народа, чтобы не ока-
заться в положении Антея, оторван-
вого от матери-земли. Это указание
относится также и к тем композито-
рам, которые, к сожалению, иногда
суб’ективно подходят К своей TBOD-
ческой задаче и забывают о народе,
которому они должны служить».
	Выше мы провели параллель Узеир
	Гаджибеков — Мирза-Фатали Ахун-
лов. Она вполне закономерна. Музы-
кальные комедии Гаджибекова от-
нюдь не принадлежат к жанру раз-
влекательных пустячков. Напротив,
они полны общественного значения и
прямо продолжают комедиографиче-
скую линию Мирза-Фатали Ахундова.
Недаром уже первая музыкальная
комедия Гаджибекова, поставленная
в 1909 г., «Эр ве-арват» вызвала такую
ярость мусульманского духовенства.

бразы
	В историю грузинской культуры
Александр Казбеги вошел не только
как замечательный мастер художест-
венной прозы, но также как драма-
тург и актер. Для него и для других
деятелей грузинской сцены работа в
театре, по его же словам, была «слу-
жением общественному делу». Прав-
да, пьесы Казбеги не достигали той
силы выразительности, которой про-
HHKHYTH его повести, но и они вол-
нуют зрителя идеями патриотизма и
свободолюбия. Герои повестей и драм
Казбеги — цельные натуры, люди, от-
личающиеся отвагой, благородством,
высокими моральными качествами, си-
лой духа.

Естественно, что в нынешний юби-
лейный год (столетие со дня рожде-
ния А. Казбеги) два крупнейших
грузинских драматических театра об-
ратились к творчеству Казбеги.

Театр им. Руставели, прежнюю ра-
боту которого над инсценировкой по-
вести Казбеги «Хевисбери Гоча» по
заслугам высоко оценили зрители и
Тбилиси и Москвы, теперь поставил
драму Казбеги «Царица Кетеван».
	Подвиг кахетинской царицы Кегз-
ван, отказавшейся склониться“ перед
иранским завоевателем и героически
принявшей смерть за родину, был вос-
пет в драматической поэзии еще сов-
	ременником Кетеван — ` драматургом
XVII века Андреасом Грифиусом
(трагедия «Екатерина Грузинская»).
	В отличие от Грифиуса Казбеги про-
тивопоставил своей героине не толь-
ко шаха Аббаса, но и кахетинского
паревича Константина, предавиего
отечество, убившего своего отна 4
брата (мужа Кетеван), домогавшего-
ся трона и руки Кетеван.
Морально-патриотическая  направ-
ленность пьесы была очень актуаль-
ной в восьмидесятые годы прошлого
века, когда передовая грузинская ич-
	теллигенция стремилась укрепить ча-
	Советская музыка понесла THAMC-
лую утрату. После продолжительной
болезни в возрасте 63 лет скончался
один из виднейших деятелей’ совет-
ского музыкального искусства — ком-
позитор, лауреат Сталинской премии
Узеир Гаджибеков.

С именем Гаджибекова связаны
возникновение и расцвет азербайлжан-
ского оперного искусства. В текущем
году исполнилось сорок лет со дня
постановки в: Баку оперы Гаджибе-
кова «Лейли и Меджнун» — первой
азербайджанской оперы. В течение
‘почти полувека. Гаджибеков оставал-
ся ведущей фигурой в развитии азер-
байджанского — музыкально-сцзниче-
ского искусства.

Из написанных Гаджибековым му-
зыкально-сценических произведений
наиболее выдающимися и популярны-
ми являются опера «Кер-Оглы», по-
казанная с большим успехом на де-
Kane азербайджанского искусства В
Москвев 1938 году и завоевавшая себе
одно из первых мест в репертуаре
азербайджанского оперного театра, и
музыкальная комедия «Аршин мал
алан», быстро привлекшая к себе
симпатии широких народных масс, в
короткий срок обошедшая все театры
Закавказья и Средней Азии, постав-
ленная в крупнейших городах союз-
ных республик и в зарубежных цент-
‘рах (Тегеран, Каир, Париж, Лонлон,
Берлин, Нью-Морк и др.) и трижды
воспроизведенная в кино.

Деятельность У. Гаджибекова бы-
ла исключительно широкой. Он был
литератором-публицистом, борцом за
передовые ‘идеи культурного воспи-
тания масс своего народа. Он был та-
лантливым `- ‘драматургом, писавшим
либретто для своих опер и музыжаль-
ных комедий; Им были созданы пер-
вый азербайджанский  государствен-
ный нотный оркестр народных инет-
рументов и первый азербайджанский
государственный хор, - художествен-
ным руководителем которых он CO-
	стоял в течение ряда лет. У. Гаджи-
бековым была основана первая азер-
байджанская музыкальная = школа,
преобразованная затем. в музыкаль-
ный техникум и слившаяся с госу-
дарственной ‘консерваторией. Им был
написан ‘ряд учебных пособий. Он
воспитал ‘большую группу талантли-
вых азербайджанских музыкантов. за-
служенных деятелей Азербайджан-
ской ССР,‚‘как Ниязи, Ашраф Гасанов,
Сеид Рустамов, Афрасиаб Бадалбей-
ли и др.

При учреждении Академии наук
Азербайджанской ССР в 1945 голу
У. Гаджибеков был избран ее дей-
ствительным. членом и директором
Института азербайджанского искус-
ства, которому было присвоено его
имя. Узеир Гаджибеков — автор Го-
сударственного гимна Азербайджан-
ской ССР.

У. Гаджибеков был крупным 06-
щественным и государственным дея-
телем, пользовавшимся большой лю-
бовью и доверием трудящихся Macc
Азербайджанской республики, избрав-
их его депутатом Верховного Сове-
	та Союза СЕР. С 19538 года он яв-
лялся членом ВКП(б).

Узеир Гаджибеков был верным сы-
ном своего Народа, жил интересами
народных масс, неустанно работал
для развития музыкальной культуры,
национальной по форме и социалисти-
ческой По содержанию. Советское
правительство высоко оценило вы-
дающиеся заслуги Узеира Гаджибе-
кова перед Родиной. Ему было при-
своено звание народного артиста Азер-
байджанской ССР, народного артиста
Союза ССР и лауреата Сталинской
премии. Он был награжден орденом
Ленина и орденом Трудового Красно-
го Знамени. ^

Чувство глубокой скорби испыты-
ваем мы при известии о Смерти вы-
дающегося советского художника, че-
ловека и общественного деятеля, ка-
ким был Узеир Гаджибеков. Память
© нем надолго сохранится среди со-
ветских композиторов и деятелей
	культуры и искусства нашей великой
советской Родины.
	М. Багиров, Г. Кулиев, -Б.
Асафьев, Т. Хренников, А. Куз-
нецов, П. Лебедев, И. Больша-
Kos, Ибрагимов, Самед Вургун,
К. Кара-Караев, М. Алиев, В.
Захаров, М. Чулаки, М. Коваль,
А. Штогаренко, Р. Глиер, Ю.
Шапорин, И. Дунаевский, В.
Соловьев-Седой, И. Дзержин-
ский, С. Василенко, Б. Ярустов-
ский, Д. Аракишвили, Tep-
Гевондян, Л. Ревуцкий, Г. Ху-
бов.
	торый, олнако, кое-где злоупотреб-
ляет звучноетью своего сильного го-
лоса. В совсем маленькой роли юной
Мариам, воспитанницы царицы, М:
Чахава выделяется своим умением
непрерывно «жить в образе». С. Ис-
нели с яркой характерностью изобра-
жает искушенного в тонкостях вВо-
сточной дипломатии иранского воена-
чальника Мустафа Али.

Перед режиссером  [еатра им.
Марджанишвили — В. Таблиашвили,
взявшим на себя не только постанов-
ку, но и переработку для сцены по-
вести Казбеги «Пастырь». стояла
сложная. задача — передать в дра-
матической форме и своеобразные. ха-
рактеры героев Казбеги, и тягостный
жизненный путь этих героев, и оча-
рование горной природы, < которой
так тесно связано действие повесгч.
Решение задачи в части драматурги-
ческой трудно признать удачным. Но
это не значит, что содержание пове-
сти Казбеги не укладывается в сце-
нические. рамки. Ведь живут полно-
ценной еценической жизнью образы
другой. его- повести «Хевисбери Гоча»
{во многем близкой к «Пастырю»)
благодаря тому, чтоб. Шаншиашаи-
ли создал целостную пьесу на. мат®-
риале. повести. Таблиашвили же,
стремясь быть ближе к Казбеги,
раздробил свою сценическую KOMMO-
зицию на 19 картин, в результате че-
го исполнители не успевают развер-
нуться в пределах коротеньких эпи-
3008. :
	В инсценировке не сохранено един-
еотво двух частей сюжета — ‘истории
молодой женниины Маквалы, пережи»в-
шей длительную внутреннюю борьбу
между- верностью нелюбимому мужу
и влечением к возлюбленному, ч3з-
гнанной из общины горцев вместе со
своим возлюбленным и убитой им,
и истории отшельника, «радетеля за
благо мирах! «настыря» Онуфрия, при-
ютившего Маквалу и облыжно обви-
ненного в-ёе убийстве. Притом роль
«пастыря» написана так бледно, что
артисту почти нечего играть, и если
образ Онуфрия тем не менее впечат-
	На фото: вверху — Г. Лебедев (Крокодил), Ю. Дуров и Каран д’Аш;
справа — выступление трупны прыгунов Узбекского цирка.
	Фото С.

ШЧингарева.
	[10 следам неопубликованных
материалов
	Актер  Ворошиловградекого театра   В тезтре создалась нездоровая `атмос-
музкомедии В. Серов сообщил редак-   фера, которая привела к уходу ряда
ции о том, что по вине директоре   талантливых Молодых актеров.
	По просьбе редакции. с положени-
ем театра ознакомилось Главное уп-
равление театров Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР. Факты, сообщенные т. Боло-
товым, полностью подтвердились.
Главное управление театров сообщи»
ло редакции:

«Серьезные ошибки, допущенные
бывшим художественным руковопите=
лем театра т. Циплухиным и дирев-
тором т. Струкач, привели к значи
тельному снижению  идейно-хуложе-
ственного уровня спектаклей в Нсво-
черкасском театре. Группа воснитан-
ников Театрального ‘училища им.
Щепкина, не удовлетворенная` состоя-
нием творческой работы и руковолсте
вом, вынуждена была уйти из театра».
	Главное управление драматических;
театров предложило Управлению теат-
ров Комитета по делам искусств при
Совете Министров РСФСР принять
необходимые меры к улучшению дея-
тельности Нювочеркасского театра я
укреплению его творческими кадрами.
	Билдер» («Примерный семьянин»),
изобличающая лицемерие английской
буржуазной семьи. Пьеса идет в пе-
реводе Н. Константиновой. Постанов-
ка В. Дудина, оформление В. Коз-
линского. Заглавную роль исполняет
С. Межинский.

До конца года на этой сцене театр
осуществит также постановку «Рюи
Блаз» В. Гюго в новом переводе
Т. Шепкиной-Куперник. Постановка
В. Бебутова, художник В. Кэозлин-
ский. В главных ролях заняты:
Н. Анненков, М. Ленин, К. Зубов,
Д. Зеркалова, М. Царев, Е. Велихов
и др.
	3 Московский театр юного 3) :
«Хижину дяди Томаз па Бичер Стоу ву
нировке Александры Бруштейн. Постановка
П. Цетнеровича, художник П. Коваленко, “KOM?
позитор Н. Рахманов.

© Театр сатиры репетирует Komen Hk Ба-
зилевского н В. Нейштадта «Мешок соблазнов»
(по Марку Твену). Мостановка Н. Петрова, ху-
дожники Е. Коваленко и‘ В. Kpxcowenna,
Премьера булет показана в декабре.

© В Центральном детском Театре начались ne.
петиции пьесы И. Ирсшниковой «Где-то. в+Си-
бири». Постановка Г. Товстоногова, художник
В. Татлин.

© Театр им. Моссовета’ репетирует пьесу
С. Колкова «Митенька?. Постановка А; ance
и Б. Оленина, художник М. Виноградов. 3a-
главную роль исполняет Т; Лопаткина. `Парал-
лельно театр работает над постановкой пьесы

Чодороффа «Преступление директора: Риггса>.
Авторы русского текста. —- М. „Левина я
С. Дольский. Постановка’ М. ее. xy:
дожник М. Виноградов.

“3 В декабре драматический театр им. К. С.
Станиславского покажет пъесу’Н. Зелеранскогв
и Р. Хигеровича «Две сульбы» в постановке
Б. Флягина, художник А. Васильев, -

© В Московском драматическом театре идут
репетиции -пьесы ` Е.  Рогозинской-Николаенке
«Дзадцатилетие». Постановка С. Майорова, ху-
дожник С. Шевалдышева, Премъера_ будет по
казана в. декабре. - - woe

С. Мокульский освобожден от. обязаниея
стей директора Государственного института тезт4
рального нскусства им. Луначарского. Днреке
тором института назначен М. Горбунов,:

© 25 ноября в Доме культуры газеты «Прав
да» состоялся творческий отчет народного ху
дожника РСФСР Ивана Николаевича. Павлова,
организованный Оргкомитетом Союза совётскях
художников СССР, Доклад «Творческий- зуть
И. Н. Павлова» сделал М. Сокольников..

© В назале декабря в Москву поблё гастре?
лей возвращается Государственный ` эстрадный
оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова,
В середине декабря в Зале нм. Чайковского
состоится ряд концертов оркестра.
	и 60-летием Моей: pees 3° Tocynep-
ственном ордена Ленина академиче:
ском Малом. театре:
A. AL’ `ЯБЛОЧКИНА,
народная артистка. СССР, лау-
реат. Сталинской ` премии.
	т. Журавлева театр оказался в тяже-
лом положении. Неумелое руковод-
ство, бездушное отношение т. Жу-
равлева к актерам мешали творческой
жизни коллектива.

По просьбе редакции Ворошилов-
градский горком  КП(б)У пил
ante изложенные в письме В.

за. Все они подтвердились. Область:
ной отдел по делам искусств освобо-
дил т. Журавлева от работы в. каче-
стве директора Театра. Как сообщает
секретарь Ворошиловградекого горко-
ма КП(б)У В. Шепилов, городские
партийные и советские организаций
принимают сейчас меры для’ улучше-
ния деятельности театра.

# **

В корреспонденции Ю. Болотова,
присланной им в редакцию,  сообща-
лось о серьезных недостатках, имею-
ших место в работе Новочеркасского
драматического театра. Не ведя борь-
бы за качество постановок, здесь ув-
леклись погоней за количеством но-
вых спектаклей Идейно-художест-
‘венный уровень репертуара снизился.
		ЧЕСТВОВАНИЕ .
АА ЯЕЛОЧНИНОЙ
	На-днях театральная обществен-
ность столицы отметила 80-летие со
дня ‘рождения А. А. Яблочкиной.

В Доме актера Всероссийского те-
атрального общества состоялся тор-
жественный вечер. Деятели искусств
Москвы тепло встретили старейшую
русскую актрису. С приветственным
словом к А. А. Яблочкиной обрати-
лись А. Таиров, Н. Литовцева и Ю.
Завадский. От имени старейших чле-
нов ВТО юбиляршу  приветствозала
Н. Смирнова.

С театрализованными приветствия-
ми на вечере выступили ведущие
мастера Большюго театра, театров им.
Вахтангова и им. Ленинского комсо-
мола, Центрального театра Красной
Армии, Камерного театра, Централь-
ного детского театра, Театра сатиры,
артисты эстрады и цирка, учащиеся
детских музыкальных школ.

В фойе была организована выстав-
ка, посвященная творчеству А. А. Яб-
лочкиной.

В МАЛОМ ТЕАТРЕ
	eee ee Le

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
		Малый театр работает над поста-
новкой «Ревизора», которую покажет
на основной сцене в этом году. Спек-
такль ставят К. Зубов и В. Цыгач-
ков. Оформление по э@изам JI, Kap-
довского. Главные роли исполняют:
М. Жаров (Городничий), В. Пашенная
и А. Сальникова (Анна Андреевна),
О. Хорькова (Мария Антоновна),
И. Ильинский и Н. Афанасьев (Хле-
стаков), Н. Шамин (Осип), П. Оленев
(Добчинокий), Н.  Светловилов и
А. Коротков (Бобчинский).

Ближайшая премьера, которая бу-
дет показана на сцене филиала, —са-
тирическая пьеса Д. Голеуорси «Джон
	9 В связи с Э)-летием ленинско-сталинского
комсомола ИК ВЛКСМ наградил почетными
	грамотами за успехи в творческой работе более
	120 молодых художников Москвы, Украины,
Белоруссии, Азербайджана, Армении, Эстонии,
Туркмении и других республик Советского Сою-
за.

© Над оформлением юбилейных изданий со-
чинений А. С. Пушкина, выходящих в Гослит-
излате, работают крупнейшие художники-иллю-
страторы. Графические рисунки и многокрасоя-
ные ‘иллюстрании к произведениям поэта гото-
вят В. Серов, В. Милашевский Н. Ильин,
Ф. Константинов и другие.

На-днях в залах Московского товарище-
ства художников откроется персональная вы-
ставка произведений А. Бубнова. На выставке
будут представлены работы художника, храня-
щиеся в музеях Москвы, Ульяновска, Ковровз,
созданные им за 20 лет творческой деятельно-
сти.

© Издательство «Советский художник» до-
срочно выполнило годовой план 1948 г. К 1 но-
	ября издательство выпустило 6.331.000 экземгля-
ров (107 проп. плана) художественных репро-
дукций картин советских художников.

Союз советских писателей совместно е
Комитетом по делам искусств и ВТО. устрли-
вает 23 ноября обсуждение октябрьских премь-
ер московских театров. С докладом выступит
А. Борщаговский.

© Открылась постоянная экспозиция музея
Большого театра Союза ССР. Здесь пред-
ставлены `иконографические и литературные
материалы, повествующие об историческом пу-
ти театра, его спектаклях и выдающихся арти-
стах. _

© Центральный театр транспорта готовит к
постановке‘ пьесу Н. Вирты «Заговор обречен-
ных». Спектакль ставит 3. Гольдфельл, ху-
дожник М. Варпех.

В первых числах. декабря в Москве прово-
	дится. десятидневный ›семинар директоров об-.
ластных и республиканских домов народного-

ас: 4 яр

творчества. Шо окончании семинара состоится
совещание, ‘на. котором будут обсуждены во-
просы .твозческой и методической помощи са-
мсдеятельным коллективам.
	. ПИСЬМО B
Уважаемый товарищ -редактор!-
Прошу передать Через Вашу газету

мою- сердечную благодарность всем
организациям и’ лицам, почтившим
меня евоими поздравлениями в связи
с 80-летием со дня- моего. ‘рождения
	ланционная. коллегия:
		ляет своим благородетвом, моральной
силой и внутренней цельностью, то
это полностью заслуга выступающе-
го в этой роли Ш. Гамбашидзе.
	Автор инсценировки, желая сохоз-
нить хотя ‘бы часть великолепного
описательного текста классика “py-
зинской прозы, ввел на сцену «позз-
ствователя» в облике Алексанпра
Казбеги. Этрывки из повести, вкрап-

ленные между картинами, выразитель- !
	но читаются В. Годзиашвили, но OHH
лишь усугубляют дробность действия.
тем более, что иной раз картина оха-
зывается едва ли не короче вступи-
тельного отрывка.
	Многим. обязан спектакль участию
замечательной трагедийной артистки
Верико Анджапаридзе. Ее Маквала,
молчаливая, сосредоточенная в себе,
вначале; как бы замерла под гнетом
тяжелых переживаний, но потом
сдерживаемая страстность прорывает-
ся наружу. Великолепно проводит
В. Анджанаридзе сцены в пещере
«пастыря»; ее рыдания и тревога пол
влиянием  умиротворяющих = речей
спасшего Маквалу от смерти Онуф-
рия постепенно сменяются внутрен-
ним нокоем. С большой силой. играет
П. Кобахидзе роль Онисе, возлюблен-
ного Маквалы. Хоропю оттеняет И.
Трипольский в Гела — муже Макза-
лы — его душевную грубость. Mo-
лодой актер Ш. Кочорадзе обращает
на себя внимание. превосходным обра-
зом стремительного, пламенного юно-
ши — пастуха Бежия.
	Наряду с исполнением сильной
стороной спектакля являются деко-
рации. Художник И. Сумбаташвили
создал, романтические картины пол-
ной суровой красоты природы Кав-
казского хребта. Музыка А. Кересе-
лидзе, несколько неровная, интерес-
на разнообразием выразительных
средств и звучит особенно мощно 8
финале спектакля. :
	Постановки произведений Казбеги
приближают к ‘грузинокому’ `зрите-
	лю ‚сокровища. национальной: класси-
ческой литературы.
	на сцене
	лорита, хороший вкус и чувство ху-
дожественной формы. Музыка Р._Га-
бичвадзе — то торжественная, то.ли-
рическая — сильна своей  эмоцио-
нальностью. :

-Тамара Чавчавадзе играет роль- Ке-
теван в сдержанной и мягкой мане-
ре. Но большая внутренняя сила ге-
роини недостаточно ощущается в ее
исполнении. Молодой актер В. До-
лидзе изображает Константина . чз-
ловеком, одержимым  властолюбием,
страстью; эта одержимость и делает
царевича преступником. Способному
артисту Долидзе следует освободить-
ся от увлечения внешней позой, ска-
зывающегося в.этой и некоторых дру-
гих его ролях.
	В спектакле «Царица Кетеван» от-
разилось явление, во многом харак-
теризующее пути Театра им. Руста:
вели в нынешний период. В театре
быстро заняла очень видное положе-
ние молодежь, вступившая в его кол-
лектив в годы Отечественной войны.
Это молодые артистки Т. Тетрадзе,
М. Чахава,. В.’Николайшвили, арти-
сты Г. Гегечкори, В. Квачадзе, Т.
Татишвили, Н. Чхеидзе, Н. Андрони-
	кашвили и другие. Молодые силы. ®
	которых идет здесь речь, — BOOTTH-
танники А. Хорава, как руководите-
ля Театрального института (откуда
они пришли в театр), и А. Васадзе,
как художественного руководителя
театра. Они во многих спектаклях по-
казали себя вдумчивыми художника:
ми, умеющими углубленно раскры-
вать внутренний мир героев и совер-
	пенствующими свое искусство.
	- Один из актеров этого поколения—
В. Квачадзе — создает обаятельный
образ мужественного патриота, моло-
дого полководца Кайхосро Омани-
вили, тайно влюбленного р-Кетеван.
Живой темперамент, ясная речь, чет-
кие движения, ‘широкие жесты — все
это способствует удаче артиста, ко-
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	mee = ва
ен А
— Зак, № 55.
	вирка К 4-15-66, отделы ‘qearpa, инь изобразительных искусств, кнние — К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентской сети — К 1-48-98,
	Типогра^дя «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	Адрес редакции: Москва, Мветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы информация, эстрады &

503340.