ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Цена 45 ко
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Мивистров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.

Суббот
	а, 4 декабр
					Ye 49 (1937),

В Tpy3
	пеиссякаемая сила
советского строя
		Завтра вся наша страна ‘отмечает
День Сталинской Конституции, под
знаменем которой народы Советского
Союза ведут героическую борьбу за
претворение в жизнь великих планов
постепенного перехода от социализма
к коммунизму. В Конституции СССР
записаны всемирно-исторические побе-
ды советского нгрола. Сознание этих
побед вооружает духовно наш рабо-
чий класс, наше крестьянство, нашу
интеллигенцию, поднимает в них чув-
ство законной: гордости, укрепляет
веру в свои силы.
	Славные победы третьего решающе-
го года послевоенной пятилетки яв-
ляются ярким подтверждением не-
прерывно крепнущей дружбы народов
СССР, проникнутой безграничным  до-
верием и любовью к большевистской“
партии, к своему вождю и учителю—
великому Сталину. ее

Морально-политическое: единство
советского ‘народа, эта’ могучая си-
ла социалистического общества, про-

‚явила себя в Великой Отечественной
войне против немецко-фашистских
захватчиков и’в мирный период хо-
зяйственного развития. В-отличие от
стран капиталистической Европы, вос-
становление которых‘находится в.пря-
мой экономической и политической
зависимости от’ капиталистических
монополий США, в Советском- Союзе
под’ем хозяйства основан’ на-внутрен-
них ресурсах, трудовых усилиях со-
ветских людей и всецело служит
удовлетворению нужд своего народа.

Двенадцать лет назад. товарищ
Сталин на Чрезвычайном  УШВеесо-
josHoM c’e3ne Советов охарактеризо-
вал новую Конституцию СССР, как
«..документ, свидетельствующий о
том, что то, © чем мечтали и продол-
жают мечтать миллионы честных лю-
дей в капиталистических странах, —
уже осуществлено в: СССР». Консти-
тупия СССР служит моральной’ по-
мощью и реальным подспорьем” для
всех тех, кто ведет ныне за рубежом
борьбу за мир и демократию против
сил реакции и агрессии.

Под знаменем Сталинской Консти-
туции, на началах развернутого соци-
алистического демократизма много-
национальный советский народ © каж-
дым днем поднимается все выше и
выше в своем хозяйственном и куль-
турном развитии, умножая силы и
международный авторитет СССР. —
главного оплота демократического и
антиимпериалистического лагеря.

‘Вместе с восстановлением: и рос-
том промышленности и сельского хо-
зяйства идет под’ем материального
благосостояния и культуры советских
людей. 730 тысяч учащихся в высших
учебных заведениях и свыше 34 мил-
лионов учащихся в средних и началь-

HBX школах и техникумах — таков
размах народного образования в стра-
He победившего социализма. «Пусть
об’явится такое капиталистическое
тосударство, — ` говорил товарищ
В. М. Молотов в докладе о 31-й го-
довшине Великой Октябрьской социа-
‘листической революции, — которое
захотело бы потягаться с Советеким
Союзом в области под’ема культуры
страны!».

Под руководством большевистской
партии все шире развиваются совет-
ское искусство и советская литера-
тура, все выше поднимается уровень
мастерства советских художников.
Раснвет культуры и искусства всех
народов нашей страны свидетельст-
вует о неиссякаемой силе советского
строя, о торжестве ленинско-сталин-
ской национальной политики Совет-
ского государства.

Национальное киноискусство, кото-
фого не знала и не знает ни одна стра-
на в мире, в Советском Союзе полу-
чило значительное развитие. Только
за последние годы созданы новые
студии художественных фильмов в
Алма-Ата и Риге и студии кинохро-
ники в Вильнюсе, Таллине, Риге,
Фрунзе и Дзауджикау. Национальные
киностудии выпустили ряд вылающих-
ся произведений киноискусства, ко-
торыми может гордиться советский
народ: «Георгий Саакалзе», «Клятва»,
«Шорс», «Богдан Хмельницкий»,
«Третий удар», «Тахир и Зухра», «Али-
шер Навои», «Аршин мал алан»,
«Абай», «Далекая невеста», «Марите»,
«Жизнь в цитадели», «Возвращение.
с победой», «Советская Украина»,
«Советская Киргизия» и многие дру-
гие. Лучшие советские кинофильмы
дублируются на языки братских наро-
дов и становятся культурным достоя-
нием многонациональных масс нашей
страны.

Из года в год увеличивается идей-
но-политический и художественный
рост наших национальных театров, в

`° подавляющем большинстве возникших
и сформировавшихся в советское
время. Под солнцем Сталинской Кон-
ституции выросло целое поколение
талантливых драматургов, артистов,
режиссеров—выхолцев из нарола. Вос-
питаннина ташкентского детского до-
ма Сара Ишантураева стала народной
артисткой Узбекской ССР, бывший
пастух Гомбо Цыденжапов вырос в
художественного руководителя Бу-
рят-Монгольского театра. Народ из-
брал его депутатом Верховного Сове-
та СССР. На смену старшему поко-
лению идет молодое племя мастеров
искусств, которое воспитывается в
художественных училищах своих рес-
публик и в вузах Москвы и Ленин-
трала. Ежегодно национальные рес-
публики пополняются высококвалифи-
цированными кадрами режиссеров,
артистов, композиторов, художников,
операторов, архитекторов и других
специалистов, обученных ий воспитан-
ных в высших советских школах.

_Яркой демонстрацией расцвета на-
ционального по форме и социалисти-
ческого по содержанию искусства
были декады театрального, музыкаль-
ного и изобразительного искусств ©0-
юзных республик в предвоенные го-
ды. Это был подлинный праздник ва-

родной культуры, которая могла рас-
цвести таким нышным цветом только
в стране, где созданы условия для

ыы ми. се»,

am

a

ig mm
		На заводах, фабриках, в учрежде
ниях и учебных заведениях столицы
1 декабря состоялись торжественно-
траурные собрания, посвященные 14-й
годовщине со дня злодейского убий-
ства С. М, Кирова. На предприятиях
и в учреждениях проведены бесепы и
	тов, окруженных бережной заботой
партии и правительства.

На художественных выставках в
Москве в течение нескольких послед-
них лет участвовало 939 художников
национальных республик, _

широкого развития народных 7

1847 своих произведений.

‚ Особенно разительны успехи совет-
ской архитектуры в ранее отсталых
наниональных республиках. Здесь ис-
ключительно ‘ярко раскрывается все
‘богатство идей и практических воз-
можностей, которые. принесла совет-
	ская деиствительность в самые отда-
ленные уголки страны: Неузнаваемы
стали старые города Армении, Грузии,
Азербайджана, Узбекистана, Казах-
стана, Киргизии и всех остальных рес-
публик и областей. Выросли новые го-
рода с проспектами, садами и парка-
ми, домами культуры, театрами, yHU-
верситетами и т. п. В любом “районе
нашей  многонациональной страны
‘идет гигантская стройка... В процессе.
этой стройки растут и закаляются за-.
мечательные национальные кадры ар-
хитекторов.
	Самое широкое развитие самое мас-
ROG распространение. ‘которого не’
	совое распространение, BOTOPOTO ве
знала и незнает ни одна страна в ми-
ре, получила у нас художественная.
самодеятельность. В’ самодеятельных
коллективах насчитывается ‘около. че-
тырех ‘миллионов ‘участников. Наряду
с мастерами профессионального искус-
ства’ они` знакомят широкие массы
зрителей с лучшими творениями клас-
‘сического искусства и произведения-
ми современной литературы, театра,
музыки. В песне, танце, в прекрасных
произведениях устного народного.
творчества, в национальных формах.
изобразительного искусства трудящие-
ся Советского Союза выражают свои
думы и чаяния, свою  беззаветную
преданность социалистической Родине
и партии  МЛенина—Сталина, свое
стремление быстрее. притти к оконча-
тельной победе коммунизма.
	ee
	Раскрывая идейный смыел событий и
	труда наших людей, советское искус-

ство проникает далеко за рубежи.

страны, освещая дела и дни социали-
стической Родины, которые капитали-
стическая печать стремится очернить
в глазах трудящихся.
	Товарищ Сталин в одной из своих
	бесед с киноработниками указывал,
что значение советского киноискус-
ства очень велико не только для нас,
но и для народов других стран, что
советские фильмы все смотрят с инте-
ресом и все понимают. «Вы-—кинора-
ботники — даже сами не представ-
ляете, какое ответственное дело на
вас возложено. Относитесь серьезно
к каждому поступку, к каждому ›сло-
ву вашего героя. Помните, что его бу-
дут судить миллионы людей», — на-
поминал товарищ Сталин («Искусство
Kuno», Ne 12, 1939 r.).
	Влияние советского кино на зри-
	телей зарубежных стран огромно. Па
экранах Полыши, Болгарии, Чехосло-
вакии, Румынии, Венгрии, Албании и
	ряда других стран с исключительным
успехом идут советокие художествен-
ные и документальные фильмы. На
первом кинофестивале, проходившем
	В ЭТОМ ГОДУ В Чехословакии, проемот-
	ры советских фильмов превращались в
демонстрацию любви и дружбы к Со-
	ветскому Союзу. По сведениям венгер-
	ского «Фильм-бюро», . посещаемость
советских фильмов в Венгрии в сен-
тябре 1947 года за весь месяц соста-
вила около 140 тысяч человек, а за
одну неделю сентября 1948 года —
180 тысяч!

В различных странах Европы и
Азии только в этом сезоне поставле-
но 28 современных советских пьес
и 15 русских классических. Среди них:
«Молодая гвардия» А. Фадеева,
«Русский вопрос», «Русские люди»,
«Парень из нашего города» К. Симо-
нова, «В степях Украины», «Платон
Кречет», «Макар Дубрава» А. Кор-
нейчука, «За тех, кто‘в море!» Б. Ла-
	вренева, «Губернатор провинции» Op.
Тур и Л. Шейнина, «Остров мира»
Е. Петрова и др.
	Выступление советских певцов, му-
	зыкантов, танцоров на международных
фестивалях и конкурсах проходили с
	неизменным успехом. Выставки про-
изведений советских художников в
Италии, Венгрии, Чехословакии И
Болгарии, выставки наней графики в
	Англии. Австрии, Польше и Финлян-
	дии привлекали внимание огромного
	количества зрителей. Они видели, как
	советское реалистическое искусство,
PAO UKPHHOeC HICHMH сопиалистичес-
	вооруженное идеями CUlnai eee
кой революции, резко противостоит
	упадочному буржуазному искусству
Запала. Каждое выступление наших
художников за рубежом было насто-
ящим праздником для демократиче-
	ских прогрессивных кругов.
	Высоким уровнем развития совет”
ского искусства и все большим уси-
	лением его ведущей, революционизи-
	рующей роли для всех прогрессивных
народов мира мы обязаны направля-
ющему руководству большевистской
партии, нашему мудрому учителю и
вождю, создателю самой демократи-
ческой в мире Конституции товарищу
Сталину.

У советского искусства нет и не
может быть других интересов, кроме
интересов народа, интересов госулар-
ства. Создавать искусство реалисти-
ческое, идейное, воспитывающее В
советских людях лучшие качества
борнов за торжество идей Ленина-—
Сталина — великая и почетная зала-
ча советского художника.

Партия призывает работников лите-
ратуры, искусства, кинематографии
повышать уровень своего мастерства,
создавать высокоидейные художест-
венные произведения, достойные
великого советского народа.

Озаряемое лучами Сталинской Кон:
ституции, наше  многонациональное,
подлинно народное искусство, искус-
ство социалистического реализма, бу-
дет еще болыше расти, расцветать
и умножать свои ‘успехи во Имя окон:
чательной победы коммунизма.
			гад посвящена опера KC
В. Цагарейшвили «Друзья».
	Оперы «‹Азра», «Хевисбери   оча» и
«Непобэдимый» будут поставлены
Театром им. Палиашвили в этом се-
зоне.
	Из симфонического и камерного
	цикла в первую очередь следует от-
метить героическую ©имфонию KOM-
	позитора И. Гокиели, посвященную
всемирно-историческим победам  со-
ветокого народа в Великой Отечест-
венной войне. Симфония состоит из
четырех частей,

Автор Государственного Гимна
Грузии композитор О. Тактакишвили
написал концерт для виолончели с
	папиюал концерт для виолончели ©
оркестром и кантату для солистов,
	хора и оркестра, посвященные героям
обороны Кавказа.

Новые оркестровые и инструмен-
тальные произведения написали ком-
позиторы А. Шаверзашвили, Мкрты-
usu, А. Кереселидзе, Н. Гудиашвили,
	В. Цагерейшвили, М. Давиташвили,
	/1. Крутиков и др.

Многие песни, представленные на
состоявшемся в Грузии конкурсе лй-
рических песен, были премированы;
среди них песни композиторов А. Ма-
чавариани, Р. Габичвадзе, Ш. _Мило-
рава и Ш Тактакишвили. Заслужен-
ным успехом пользуются песни, на-
писанные композиторами Д. Аракиш-
вили, Д. Торадзе, О. Тактакишвили
и др. к 100-летию со дня рождения
классика грузинской литературы
А. Казбеги, массовая комсомольская
песня О. Тактакишвили, написанная к
30-летию ленинско-сталинского ком-
сомола. Много песен и маршей напи-
<али композиторы Грузии для Совет-
ской Армии.
	ПЬЕСА «ИЗ ИСКРЫ»
В СУХУМСКОМ ТЕАТРЕ
	В Сухумском драматическом теат-
ре поставлена историко-революцион-
ная ньеса Ш. Дадиани «Из искоы»,
посвященная зарождению  большеви-
отекой организации и росту рабочего
движения в Грузии.

Спектакль поставлен С. Челидзе.
В роли Ленина выступил Р. Агрба, в
роли молодого Сталина — артист
С. Гамрекели.
	В Белорусской ССР
	оборудованием. Начался серийный вы-
пуск музыкальных инструментов.

Белорусские пианино отличаются
изящной отделкой и хорошим звуча-
нием.
	КОНКУРС

НА ПЛАКАТЫ ^
	Союз советских художников Бело-
руссии и белорусское отделение Ху-
дожественного фонда провели. кон-
курс на серию плакатов, посвящен
ных 30-летию республики.

Представленные авторами плакаты
отражают роль В. И. Ленина и И. В.
Сталина в создании республики, успе-
хи белорусского народа в‘ социаля-
стическом строительстве и участие
трудящихся Белозуссии в Великой
Отечественной войне.

Жюри признало лучшим плакат,
выполненный  художником-графиком
Е. Тарасом.
	1000-й КОНЦЕРТ.
НАРОДНОГО ХОРА
	Афиши, вывешенные в селе Озер-
щины, Речицкого района, Гомельской
области, и в соседних деревнях, изве-
щали крестьян, что в Клубе села со-
стоится юбилейный — тысячный —
концерт хора под управлением кол-
хознины Лопатиной.
	Каких-нибудь восемь лет назад
Молдавия была еще под властью ка-
	питалистов а помещиков. Мы видим
на экране, как батрак Илья Запоро-
жан получает землю, на которой OH
всю жизнь трудился, но урожай с
которой всегда забирал барин. Толь-
ко восемь лет назад трудящиеся
Молдавии сбросили тунеялцев и па-
разитов со своих плеч, обрели ^вою
государственность и нащиональную
независимость. И тот быстрый все-
сторонний под’ем жизни народа, ко-
торый запечатлен на экране, служит
еще одной прекрасной документа-
цией к словам В. М. Молотова:
	«В нашей стране все — трудящие-
ся, Y нас нет и не должно быть ту-
неядцев, паразитов. Иногда за рубе-
жом говорят, что мы, ‘сбросив этих
господ с насиженных мест, поступи-
ли не совсем демократично. Резуль-
таты, однако, оказались неплохими.

Именно потому, что мы — государ-
ство ‘трудящихся, где нет места ни
тунеядцам, ни паразитам, — мы се-

годня составляем дружную, много-
национальную трудовую семью и,
вместе с тем. крепко организован-
		инской

щена опера композитора
	СЛЕТ АЩУГОВ
АБХАЗИИ
В Сухуми, в концертном зале Ффи-
лармонии состоялся заключительный
коннерт участников слета ашугов Аб-
		ТБИЛИССКИЕ
ПРЕМЬЕРЫ

Театры столицы Грузии осуществи-
ли в последнее время новые  поста-
новки произведений советской и
классической драматургии. Театр им.
Руставели показал пьесу  созетских
драматургов Чубабрия и Чавчанидзе
«Первый шаг» по одноименному ро-
ману известного грузинского писате-
ля Георгия Церетели.

Театр им. Марджанишвили пока-
зал премьеру—пьесу Шатберашзили
«Железный панцырь», рассказываю-
щую о героических подвигах славных
сынов грузинского народа во время
обороны Кавказа в период Великой
Отечественной войны.

Театр оперы и балета им. 3. Пали-
ашвили подготовил балет Крейна
«Лауренсия» в постановке В. Чабу-
кигни. Театр русской драмы им. [pi-
боедова поставил комедию Остров:
ского и Соловьева «Женитьба Белу-
гина». Театр. армянской драмы пока-
зал пьесу Авчияна «<Кер Оглы».
	НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
} ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Председатель Союза  советекчх
композиторов Грузии Ш, Мшвелидзе
рассказал нашему корреспонденту о
новых работах грузинских компози-
	— Со времени опубликования по-
становления ПК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» композиторы pec-
публики создали пять оперных про-
изведений. Композитор А. Балаччи-
вадзе написал. лирическую оперу в
трех актах: «Азра». В основу ее сю-
жета положена борьба за торже-
ство мичуринского учения. Оперу
«Хевисбери Гоча» написал Ш. Азмай-
парашвили по сюжету одноименной
повести классика грузинской литера-
туры А. Казбеги. Композитор А. Бу-
кия создал первую грузинскую дет.
скую оперу «Непобедимый». Т. Ша-
верзашвили написал оперу «Мая» по
туры Я. Гогебашвили «Что сделала
колыбельная».

Грандиозным фаботам по осушению
Колхидской низменности и превраще-
нию ве в цветущий субтропический
	В И ЛЕНИНУ
	Фигуру Владимира Ильича Ленина
во весь рост вылепил о скульптор
А. Бембель.

Памятники В. И. Ленину по проек-
ту А. Бембеля установлены и торже-
ственно открыты в Орше вблизи
вокзала, в Бобруйске на территории
городского парка.и в районном цен-
тре Ушачи.
	ПРЕМЬЕРЫ
В ТЕАТРАХ
	Первым выступил 130-летний Хасан
Палба из селения Джирхва, Гудаут-
ского района. Его сменил Мустафа
Ашуба. Он прожил 103 года. Однако
в своих песнях старый ашуг считает
себя ровесником советской . власти.
Годы, прожитые под гнетом местных
князей и царских чиновников, ‘быля
для него не жизнью, а прозябанием.
Убеленный сединами Костандел Ада-
мия поет о победах, одержанных в
Отечественной войне. Ашуг Килисо-
ния сложил новую песню, посвящен-
ную обороне Кавказа и воспевающую
великих богатырей нашего времени—
Сталина и его сподвижника и учени.
ка Берия, родившегося в Абхазии.

Восхищение зрителей вызвали на-
ролные танцы столетних  ашугов.
120-летний Лука Шария ‘из селения
Тагалони, Гальского района, высту-
пил в грузинском танце «Лекури»,
изумляя своей энергией, живостью и
ловкостью движений. С ним вместе
танновал его 18-летний правнук,

Слет ашугов в Сухуми явился зна-
менательным событием в культурной
жизни Абхазии.
	ВЫСТАВКА РАБОТ
УЧА ДЛЖАПАРИЛЗЕ
	В ознаменование  двадцатилетия
творческой деятельности народного
художника Грузии, лауреата Сталин-
ской премии Уча Джапаридзе в двух
залах Тбилисского дома работников
искусств открылась выставка его ра-
бот. Представлене около 150 произ-
ведений. Экспонируются больной
портрет И. В. Сталина, портреты ар-
тиста Вано Сараджишвили, компози-
тора Захария Палиашвили, писателя
Ильи Чавчавадзе,

Внимание привлекает эскиз стен-
ной росписи «Первомайская  демон-
страция в Тбилиси в 1901 году пол
	«За социалистическую законность, за государственную дисциплину.»
	Плакат худ. М. Соловьева, выпу
	щенный издательством «Искусствох.
	руководством И. В. Сталина». Эта
работа воспроизведена на стене зала
заселаний Грузинского филиала
ИМЭЛ.

УКРАИНСКАЯ
ВЫСТАВКА НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КАРЕЛО-ФИНСНИХ
КОМПОЗИТОРОВ
	МИЛЛИОН СЛУШАТЕЛЕЙ
	Зрители тепло встретили руковоця-
тельницу хора Татьяну Корнеевну Ло-
патину. Двенадцать лет назад создала
она в родном селе хор. Он неодно-
кратно выступал на областных и все-
белорусских олимпиадах, трижды со-
вершал поездки в Москву. За выдаю-
	шиеся успехи в развитии народного
искусства правительство наградило
	искусства правительство неградило
колхозницу Лопагину орденом «Знак
Почета».

Концерт начался песней «Слава
великому Сталину». Затем исполня-
лись песни, созданные белорусским
народом в годы Великой Отечествен

ной войны и в Период послевоенной
	сталинской пятилетки. Во втором от-
делении концерта были ‘исполнены
старинные песни. Крестьяне горячо
аплодировали исполнителям,
	МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ЛЕКТОРИЙ
	Для ознакомления трудящихся с
достижениями белорусской музыки за
	30 лет существования БССР в столи-
це республики организован музыкаль-
ный лекторий. Он начал свою работу
с показа несенного искусства бело-
русских композиторов. Лекции сопро-
вождаются выступлением ведущих
артистов оперного театра и филармо-
НИИ.
	<
И. БАЧЕЛИС
>

ную, могучую и непобедимую ар-
Ию».
	ли елиноличниками. земля наша хХо-
	ропая, но как мы ни работали, мы не
	могли получить хороший ‘урожаи.
Нужно сделать, товарищи, колхоз и
войти всем в Колхоз.

С нескрываемой завистью он пере-
числяет:

— В колхозе земли’ пашутся трак-
порами, обрабатываются машинами и
  дают хороший урожай и большую
  пользу государству.

Заканчивает свою речь Барбулат
знаменательными словами:
’ — В Советском Союзе 200 мил:
`лионов, и все работают _ в социалив-
ме а чтобы наше село Погорное oc-
		КИЕВ. (Наш корр.). В декабре в
   залах Музея украинского искусет-
ва откроется республиканская выстав-
ка народного искусства и художест-
венной промышленности.

Для экспонирования отобраны мно-
гочисленные произведения народного
декоративного искусства — вышивка,
керамика, роспись, резьба по дереву,
изделия художественной промышлен-
НОСТИ.

Специальный зал отведен для тема-
тических ковров — гобеленов. Среди
них выделяются гобелены с нортрета-
ми В. И. Ленина и И. В. Сталина, об-
рамленные народными орнаментами;
они вышиты мастером т. Кулик по
эскизу художника т. Лившиц. Ужго-
родокий резчик по дереву В. Свида
представил на выставку декоративное
блюдо с барельефом В. И. Ленина и
И. В. Сталина. Две декоративные ке-
рамические вазы с портретами В. И.
Ленина и И. В. Сталина изготовил
ужгородский мастер А. Бучинч. С
прекрасными образцами вышитых
тканей выступят артели «Укрхудож-
промеоюза».
	ТАЛЛИН. Четыре года назад, в
1944 году. в Таллине была создана
Государственная филармония. За это
время она дала свьише 4.000 концер-
тов, которые посетили более 1 мил-
лиона слушателей Артисты филар-
монии часто бывали в колхозах, COB-
	тавалось в капитализме, — нет, то-
варищи, это не годится!..

Так зародился в селе колхоз им.
Сталина.

Наиболыная удача режиссера и
операторов — в ярком, убедитель-
ном показе горячего патриотического
труда молдавских крестьян «в со-
циализме». В первых же кадрах
фильма нам представляют его геро-
ев: председателя колхоза им. Кирова
Ирину Пустику и председателя кол-
хоза «Социалистическая Молдавия»
Федора Шубина, звеньевых Федору
Стадник и Доминику Якимову. Дело
в том, что оба председателя работа-
ют в одном селе Гедерим, обе звень-
евые — подруги. Но между ними
идет горячее социалистическое со-
ревнование. Начало картины засжает
их в тот момент, котда тридцати
двум гражданам села Гедерим  вру-
чаютоя ордена и медали за успехи,
достигнутые в 1947 году. И тут же,
давая клятву товарищу Сталину ра-
ботать еще лучше и плодотворнее,
они вызывают друг друга на соревно-
вание в 1948 году.

Следующее ‘утро «застало Домин-
нику Якимову, которая уже готови-
лась к первому выезду в поле; и
Стадник, еще раз проверяющую ото-
 бранные семена; и Шубина, который
торопился выехать на сев раньше
своей соседки; и Пустику, доволь-
 ную тем, что соседу не удалось вы-
` ехать раньше нее...»

На протяжении всей картины мы
 время ‘от времени встречаемся C
этими героями, пока вместе с ними
не снимем ‘урожай с полей. Hanps-
жение соревнования передается  зри-
 телю и говорит ему о том новом со-
‘держании, которое вошло в жизнь
‘молдавского народа.

Слремление крестьянина ЖИТЬ `«в
социализме», то-есть пользоваться
всеми преимуществами социалистиче-
‘ского хозяйства и общества, меняет
‘коренным образом весь строй и поря-
док труда и быта деревни.’ Это по-
казано наглядно, рассказано точным
и умным текстом в картине. Веф при-
ходит в движение. Появляются пере-
‘товики-стахановцы, их опыт подхва-
 тывается массами, закладываются
‘новые виноградники, наука приходит
‚в помощь сельскому хозяину, техни-
ка вооружает его для борьбы.

Меняются масштабы дел. Молодая
республика поднимается He борьбу
‘против засухи. В старинной молдав-

НЕТРОЗАВОДСК. Программы ан-
самбля песни и пляски «Кантеле» и
симфонического оркестра‘ республя-
канского радиокомитета обновились
произведениями карело-финских ком-
позиторов.

Исполняется увертюра из балета
«Похищение кюллики» молодого ком-
позитора Г. Синисгло. Сюжет балета
взят из. «Калевалы». Успехом у слу*
шателей. пользуется большая симфо-
ническая поэма «Айно», написанная
по мотивам одноименного эпоса заслу-
женным деятелем искусств респуб-
лики Р. Пергаментом.

Композитор К. Раутио представлен
циклом обработанных им лирических.
финских народных песен. Он написал
также музыку к постановке’ респуб-

ликанского национального театра
«Ветер с юга» Э. Грина и «Молодой
мельник» М. Лассила. Сейчас компо-
зитор работает над музыкой к «Виш-
невому саду» А. П. Чехова и увер-
тюрой для национального оркестра
кантелистов. Новые массовые песни
написаны и другими композиторами
республики.
	хозах и на шахтах Эстонского слан-
цевого бассейна.

` Окрепла связь филармонии е ра-
ботниками искусств братских респуб-
лик. Эстонские артисты выступали на
сценах Москвы, Ленинграда, городов
Латвийской и Литовской ССР.
	ской народной песне — доине — поет-
ся: «Мы молились и плакали — а
`дождя не было... Что еще дано чело-
веку, кроме молитвы и слез?». И вот
оказалось, что человеку дано еще
многое. Большевики подняли народ
на строительство большюй ороеи-
‘тельной системы. Карагашекий ka-
‘нал привел воду на тысячи гектаров
земли, в сады. Появились водопро-
воды, дождевальные установки, новые
плантации...

Интересно показана и жизнь горо-
па, его новые начинания, вновь со-
зданная промышленность Молдавии,
‘подготовка первых ее рабочих кад-
ров для булущего. И вся картина
одушевлена этим предошущением и
подготовкой прекрасного будущего,
‘которое жиет молдавский народ на
социалистическом пути.

Знаменательным этапом ва этом
пути стал рапорт трудящихся Мол-
давии товарищу Сталину: «Доклалы-
ваем Вам, дорогой Иосиф Виссарио-
нович..» Колхозы и крестьянские
хозяйства Молдавской ССР досрочно
выполнили государственный план
хлебозаготовок и дали стране на 6
миллионов пудов больше, чем за
‘весь прошлый год...

Этим итогом. усилий молдавских
трудящихся заканчивается картина.
Снова вышли победителями ее герой,
с которыми -мы познакомились в са-
MOM начале  ‘фильма.. Труженики
Молдавии, преодолевая свою преж-
нюю отсталость-и последствия вой+
ны, быстро догоняют братские наро-
men. Уже прочно «в социализме» жиз
вет молдавский народ, уже пользует-
‘ся. он всеми благами и . преимущест*
вами социалистического строя, тво-
PHT свою национальную культуру я
под- живительными лучами Сталин-
ской Конституции строит для себя и
для всей Советской Родины богатет-
во.-и благосостояние.

На большом  под’еме находится
молдавский народ, самая молодая
Молдавская Советская Социалисти-
ческая Республика. На большом
пол’еме — как и вся необ’ятная
многонациональная Советская держач
ва. .
Документальные свидетельства
этого пол’ема, созданные советской
кинематографией, служат великому
делу. дружбы советских народов,
воепитанию -натриотической  --гордо-
сти всех советских людей, é
	В театрах Белоруссии состоялся
рял премьер. Белорусский драматиче-
ский театр им. Я Купалы показал на
белорусском языке пьесу А. Софроно-
ва «Московский характер». Русский
драматический театр БССР показал
комедию В. Масс и М. Червинского
«О друзьях-товарищах». Театр им.
Ленинского комсомола БССР поста-
вил пьесу «Как закалялась сталь» по
роману Н. Островского.

БЕЛОРУССКИЕ
ПИАНИНО
В городе Борисов, на месте, где

четыре года назад были груды разва-
лин, вновь выросли просторные KOp-
	пуса фабрики AH AHO HM. Молотова.
Основные пехи оснашены новейшим
		Праздник Дня Конституции мы
	встречаем, когда еще звучат для нас
недавние . возвышающие слова
товарища Молотова: «На боль-
пюм под’еме находится наша. стра-
на, где семья советских народов
спаяна дружбой и совместным  тру-
лом на пользу Родины,. показывая
невиданный в истории пример сот-
рудничества и братских отношений
между наролами многонационально-
го Советского Союза».

За последние годы создана боль-
шая серия документальных Фильмов,
посвяшенных жизни союзных респуб-
лик. Перед зрителем прошли фильмы
об Украине и Белоруссии, с Латвии,
Эстонии и Литве, о Таджикистане и
Карело-Финской ССР и т. д.

Эта серия принадлежит к числу
значительных и монументальных по
свойм масштабам произведений со-
ветского искусства (недаром ряд
картин из этой серии отмечен Сталин-
скими премиями). Злесь с особен-
ной яркостью запечатлена именно
конституция нашей жизни, показан
в жизни каждого народа. тот внут-
ренний под’ем, та огромная светлая
вера в свое дело, которые сплотили
все народы многонащионального Со-
ветского Союза в общем _ полвиге
строительства коммунистического
общества под руководством“ партии
Ленина — Сталина. 5 ‚

Сейчас вышел новый фильм. из
	этой серии «Советская  Молдавия»`,
	въитущенный Украинской студией ки-
	нохроники. Это — живая, интерес--
ная, серьезная работа режиссера’
М. Билинского. Она с повествует.
о самой молодой из советских
	республик: лишь в августе 1940 года
Молдавия вошла в состав Советоко-
го Союза. Война обрушилась Ha Co-
ветскую Молдавию буквально © пер-
вых же дней ее существования. ТЯя-
желые последствия войны усугубля-
ла засуха, поражавшая молдавские
поля. И если республика смогла Of-
равиться, уверенно и твердо. встать на
ноги и быстро выйти на путь бэль-
шого под’ема, то в этом и сказалась
прежде всего сила Сталинской Кои-
ституции, живительная сила совет-
ского строя жизни. :
	1 Автор-режиссер М. Билинский- Сненарный

план Е. Букова, М. Билинского, М. Большия:
	цова. Операторы И. Гольдштейн, М. %рязнов,
С. Эпштейн. Текст М. Большиниова читает

Л. Хмара. Композитор С» Няга.
	доклады © жизни и деятельвоете
С. М. Кирова.

Во Дворце культуры автозавола им.
Сталина и в Московском городском
доме пионеров 1 декабря были орга-
низованы ‘литературно-художествен-
ные вечера.
	Кадр из фильма «Советская Молдавия». Звеньевые Ломиника Якимова
‚и Федора Стадник подписывают договор на социалистическое соревноч