собрании
в издательстве
„Искусство“
	Решение ЦК ВКП(б) подчеркивает
значение плаката в деле коммунисти-
ческого воспитания советских людей.
Оно отражает заботу партии о совет-
ском искусстве.
	°
3. ФЕЛЬДМАН

©
Молодой драматург
	скими и областными издательствами.
Некоторые из местных художников
	занимаются перепевами мотивов и ком-
	позиций ранее выпущенных MOCKOB-
ских плакатов. Так, художник Ю.
Иванов в изданном в 1948 г. в Сверд-
ловске плакате «Урожай  увеличив-
шим — слава!» повторил довоенный
московский плакат А. Скурихина. Ху-
дожник Карповский в плакате, выпу-
щенном в Казахстане к выборам, пе-
рерисовал предвыборный плакат ху-
дожника Корецкого, лишь заменив в
нем фигуру русского юноши пожилым
казахом.
	Чувство успокоенности на достиг-
нутом, потеря взыскательности к се-
бе и к своему творчеству начинает
угрожать некоторым крупным масте-
рам советского плаката, чьи работы
стали иногда страдать шаблонностью,
невыразительностью образов. Широкое
распространение получило изображе-
ние на плакатах стереотипно улыбаю-
щихся девушки и юноши, позирую-
щих в напряженных позах со снопа-
ми или иными привычными аксессуа-
рами в руках. Подобные штампы
встречаются в отдельных работах
В. Иванова, В. Корецкого, П. Голубя,
Н. Ватолиной и многих других пла-
катах.
	Заботясь о непрестанном совершен-
ствовании политического плаката, ©
дальнейшем улучшении этого важно-
го вида советского изобразительного
искусства, Центральный Комитет пар-
тии принял решение, вскрывающее
причины серьезных недостатков, еще
характерных для ряда наших худож-
ников-плакатистов. и указывающее
пути преодоления этих недостатков.
	В своем постановлении «О недо-
статках и мерах улучшения издания
политических плакатов» ЦК ВКП(б)
отметил, что за последние годы идей-
но-политическое/ содержание и худо-
жественное качество многих плака-
тов улучшилось, тематика их раеши-
рилась. Одновременно ЦК подчерки-
вает, что слабо поставлена популяри-
зация соедствами художественного
плаката достижений советского наро-
да в борьбе за досрочное выполнение
послевоенного пятилетнего — плана,
опыта передовиков народного хозяй-
ства, что многие плакаты невырази-
тельны, так как жизнь и труд совет-
ских людей изображаются в них при-
митивно и шаблонно. В ряде алака-
тов, посвященых развитию сельского
хозяйства, задачи дальнейшего под’е-
ма и укрепления колхозного строя
отражаются недостаточно, без знания
дела. Центральный Комитет партии
указывает, что мало выпускается пла-
катов, показывающих борьбу Совет-
скоге Союза за прочный мир и безо-
пасность народов, а также плакатов,
разоблачающих поджигателей новой
‘войны. Справедливой критике подверг
ЦК ВКП(б) низкое качество  поли-
графического исполнения плакатов,
плохую постановку распространения и
популяризации плакатов, значитель-
ная часть тиражей которых оседает в
городах и не доходит до многих сель-
ских районов,

ЦК ВКП(б) полчеркивает, что
крупные недостатки в излании поли-
тических плакатов являются следет-
вием того, что многие обкомы, край-
комы ВКП(б), ЦК компартий союз-
ных республик не осуществляют дол-
жного контроля за работой изда-
тельств по выпуску плакатов, их идей-
но-политическим содержанием, поли-
прафическим исполнением и распро-
странением.

Неудовлетворительно руководят H3-
данием политических плакатов Коми-
тет по делам искусств при Совете
Министров СССР, его республикан-
ские и местные органы, а также Орг-
комитет Союза советских хуложни-
ков СССР.

ЦК ВКП(б) принял ряд конкрет-
ных мер по улучшению руководства
изданием политических плакатов, по-
вышению их идейного уровня и хуло-
жественного качества, привлечению к
их созланию лучших художников, пи-
сателей и искусствоведов, системати-
ческому репензированию плаката в
центральной и местной периодической
печати.
	Установлен определенный порядок
просмотра и утверждения тематиче-
ских планов издания плаката и Ут-
верждения плакатов к печати.

ольшое внимание обрашено на
улучшение дела распространения пла-
катов, особенно в сельских населен-
ных пунктах, отдаленных от желез-
ных дорог.
	Политический плакат давно стал
в нашей стране любимым народом, на-
иболее массовым видом изобразитель-
вого искусства. Ни одно крупное по-
литическое событие,  затрагивающее
интересы Советского государства, He
проходило без того, чтобы советские
художники-плакатисты немедленно не
откликались на него новыми пооизве-
дениями, проникнутыми страстностью,
духом подлинной партийности.
	Каждый современник и участник
гражданской войны помнит велико
лепные работы Владимира Маяков-
ского, олним из первых поднявшего
острое оружие политического плака-
та и поставившего его на службу
идейному вооружению советского на-
рода, произведения Д. Моора, В. Де-
ви, М. Черемных, И: Малютина, рабо-
ты других художников-плакатистов,
вошелиме в золотой фонд нашего ис-
кусства. Раз ясняя задачи советской
власти, художественный плакат звал
народ на защиту молодой республи-
ки, на борьбу с ее врагами. О значе-
нии, которое придавала в те годы ком-
мунистическая партия политическому
плакату, его роли в духовной мобили-
зации советских людей, красноречиво
свидетельствует налпись, Которая
стояла на каждом плакате времен
гражданской войны: «Всякий, срываю-
ший этот плакат, или заклеивающий
его афишей, совершает преступление».
	Столь же велика была мобилизую-
Mad, вдохновляющая роль политиче-
ского плаката в годы первых сталин-
ских пятилеток и в исторические дни
Великой Отечественной войны против
немецко- фашистских захватчиков.
Вспомним плакаты И, Тоидзе «Родина.
мать зовет», В. Иванова «Вперед на
запад!»,  В. Корецкого «Воин Крас-
ной Армии, спаси!», Кукрыниксов
«Бьемся мы здорово, рубим отчаянно,
внуки Суворова, дети Чапаева», пла-
каты Н. Жукова, В. Климашина, Ф.
Автонова, В. Серова, А. Кокорекина,
В. Дени, Д. Шмаринова, Л. Голова-
вова, созлавших обобщенные образы
советского варода — народа-воина,
рассказавших © гневе, силе и мужест-
ве наших людей, поднявшихся по
призыву Сталина на захватчиков. Мно-
гие из этих работ эпохи Великой Оте-
чественной войны войдут в историю
советского изобразительного искусст-
ва, как яркие его странины, вновь yT-
верлившие громадную роль политиче-
ского плаката в духовной жизни на-
шего варода.

Это свое значение политический
плакат, как сильнейшее орудие поли-
тического воспитания масс, как заме-
чательное искусство, уходящее свон-
ми корнями в толщу народа, в полной
мере сохраняет и поныне,

Никогда еще не было так ответет-
венно поприще, на котором выступа-
ют советские художники, MOCBATHB-
шие себя этому искусству, так увле-
кательна, многообразна и важна тема-
тика,  подсказываемая плакатистам
историческими событиями сегодняш-
него дня. Страна ждет от своих ху-
дожников вдохновенных плакатов,
раскрывающих и популяризирующих
достижения советского народа во
всех областях народного хозяйства и
культуры, произведений, показываю-
щих борьбу Советского Союза за мир,
обличительных произведений, клеймя-
щих и высмеивающих поджигателей
Новой войны с выразительной силой
памфлета.

За последние годы илейно-полити-
ческое содержание и художественное
качество политического плаката Не:
бомненно`улуниилисеь: `Растирилась;
стала богаче и тематика, которой по-
свящаются плакаты. В качестве: при-
мера можно назвать хорошие работы

И. Тоилзе, Н. Аввакумова, 7. Голо-
ванова. Н. Денисова и В. Правдина,
	ванова, Ч. Денисова и Б. иравлинз,
избравшие темой свовх произведений
деятельность великой партии Ленина
—— Сталина.
	Успешной оказалась работа ряда
наших художников, раз’яснявиих сво-
ими новыми произведениями зада-
ци пятилетнего плана, звавших
включиться в социалистическое со-
ревнование на заводах и колхозных
полях. Лучшие из этих работ:
«Пятилетку в 4 года выболним» и
	«Слава не разлается, а завозвываег-.
ся». В. Иванова, «Победили в боях,
побелим и в труде» и ‘«Восстановим»о
	В. Корецкого, «Как невесту, Роли-
ну мы любим» Л. Голованова, по-
свяшенные шахтерам плакаты Поно-
марева и Соловьева, плакат о труло-
	вых резервах В. Елкина. 5 перечее
	лучших произведений нельзя Не Ha-
	звать плакаты на тему о колхозном
труде В. Говоркова, М. Соловьева 4
Н. Карповского, выборные плакаты
П. Голубя, Г. Шубиной, В. Лавано-
вой, Б. Мухина, В. Викторова. Заслу-
женным успехом пользуются сатири-
ческие плакаты В. Говоркова «Не ба-
луй!», Б. Ефимова и Н. Долгорукова
«Поджигателям войны следовало бы
помнить» и Кукрыниксов «ХХХ лет
Советской Армии».
	Но как ни радует идейно-полити-
ческий рост нашего плакатного ис-
кусства, как ни отрадна возросшая
	требовательность, которую пред явля-
	ют к своему творчеству лучшае ху-
дожники-плакатисты, остается непре-
ложным факт наличия серьезных не-
достатков в издании политических
плакатов.

Прежде всего сама тематика поли-
тических плакатов еше не охватывает
всех важнейших сторон жизни совет-.
ского народа. Еще очень мало выпу-
скается плакатов, показывающих пя-
тилетку в действии, ее достижения,
воссоздающих образы ее героев-нова-
торов и передовиков ‘производства,
Были ‘интересные замыслы, как, на-
пример, попытка художника В. Елки-
на запечатлеть в плакате замечатель-
ный опыт Николая Российского’ и
Василия Матросова. Но часто оказы:
валось так, что хорошая идея ве на-
ходила глубокого художественного
воплощения. В частности, и значение
работы В. Елкина было резко ениже-
но невысоким художественным уров-
нем его произведения. Показывая луч:
ших людей труда, наши художники
нередко ограничиваются статичным
воспроизведением их портретов. Обра-
зы героев наших, дней, изображенные
не в действии, не в процессе вдохно-
венного труда, обедняются, а сам пла-
кат оказывается лишенным присущих
ему выразительности, активности и
силы производимого им впечатления.
	Многие плакаты, поевяшенные вы-
полнению сталинского пятилетнего
плана, страдают бедностью содержа-
ния, скудостью художественного за-
мысла. Яркий образец такого рода
продукции представляет собой пла-
кат, выпущенный в Грузни (Батуми)
под редакцией Кобулашвили. За над-
писью: «Закон гласит: мы будем 60-
роться за...» (?) следуют мелкие кад-
ры с цифрами пятилетнего плана и
скучными маленькими рисунками. Ху-
дожник, видимо, постыдился поста-
вить евое имя на этом «произведении»;
подписи на плакате нет. Кстати, цена
этого плохого плаката 60 рублей!
	В ряде случаев художники прояв-
ляют непонятное пренебрежительное
отношение к специфике и деталям со-
циалистического производства, изо-
бражаемого на плакате. Это искажает
смысл произведения, вызывая справед-
ливые протесты зрителей. Так, неко-
торые прибалтийские художники B
плакатах, посвященных уборке уро-
жая, изображают крестьян, несущих
снопы вниз колосьями, Извество, что
так переносить снопы нельзя, — это
приводит к потерям урожая. В плака-
те издательства «Искусство» —<«Окру-
жи коня заботой, по-ударному рабо-
тай» художник Пржецелавский, по су-

ществу, изобразил не работу на со-

ветском колхозном поле, а тяжелый
труд единоличника, выехавшего в
поле на заморенной лошаденке. На-
смешки и недоумение KO TXO3HHKOB,
для которых был сделан этот плакат,
вызвало также неправильное распо-
ложение на рисунке упряжи. Не есть
ли это пренебрежение издательства: и
художника к правде искусства и К
своему зрителю?

В нынешнем году в Таллине был.

издан плакат, посвященный овладе-

нию колхозниками советской сельско-
хозяйственной наукой. Если верить
тексту, он должен был изображать
передового колхозника — Героя Со-
циалистического Труда, изучающего
агронауку. На плакате же мы видим
мрачного, нелюдимого вида человека,
с мутным взглядом и лопатообразной
бородой. Болыней лжи в рассказе о
наших людях, в создании обобщенно-
го образа советского человека трудно
придумать, Недопустимым пренебре-
жением к правдивому изображению
человека и социалистической техни-
ки, которой он вооружен, отличают-
ся также плакаты грузинского худож-
ника Мирзоева («Выполним в срок
сдачу хлеба государству») и латвий-
ского художника Гутмана, Невырази-
тельны, шаблонны по своим решени-
ям, скучны и вялы по краскам многие
плакаты, выпускаемые республикан-
	Новая экспозиция советского искусства в Третьяковской галлерее
	Трилиатилетний путь
	В Госуларственной Третьяковской
галлерее открылась вовая экспозиция
советского искусства. Нас свои закон-
ные места, в залы самого популяр-
ного музея страны, свова водворены
многие хороню знакомые наролу про-
извеления нашей живописи, скульпту-
ры. графики. Третьяковская галлерея
теперь уже немыслима без своего со-
ветского отдела, который является
органической частью экспозиций рус-
ского искусства, отражая величайшие
исторические перемены, происшедшие
в жизни и в искусстве нашей страны
поеле Октября 1917. года.
	Правильно рассматривая историю
советской художественной культуры,
как историю борьбы идейного искус-
ства с безилейностью и аполитизмом,
борьбу реалистических направлений с
антиреалистическими, устроители экс-
позиции с полным основанием оста-
вили за ее пределами все те форма-
листические, эстетские и стилизатор-
ские работы, которыми подчас запол-
нялись выставки первого пятнадцати-
летия и которые оказались чужды-
ми наролу, не выдержали испытания
временем, История советского искус-
ства по праву представлена злесь
лишь теми произведениями, которые
способствовали его поступательному
движению, вели его вперед, были на
кажлом новом этапе важными вехама
хуложественного развития. Благодаря
такому отбору материала особенно
рельефно выступают главвое содержа-
ние и существенные черты советского
искусства, как искусства нового типа.

Черты эти намечаются уже в самых

ee recray
	р произведениях, в рисунка»
. Андреева. в картинах С. Малюти-
наи М Грекова, в скульптурах И.
	Шадра. Перел нами первые портреты
Ленина и Сталина, первые батальные
сцены из истории гражданской войны,
первые изображения людей советско-
го времени. Крепкими нитями эти
произведения связаны & искусством
20-х голов. И. Бродский, впервые су-
мевший нарисовать с натуры В.
Ленина в 1919 г. на митинге в Нарол-
ном доме, явился впоследствии авто-
ром такой популярной картины, как
«Ленин в Смольном».
	Глубокий и сильный образ вождя
революции, созданный Н. Андреевым
в его прославленной «Левиниане», во
многом предвосхищает последующую
	© В этой части экспозиции, MOCBA-
ae щенной — творчеству художников
М. НЕЙМАН АХРР, где мы находим также рабо-
® ет ты А. Моравова, Е. Кацмава a te-
	справедливо забытую историками ис-
кусства правливую и поэтичную кар-
тину Н. Терпеихорова «Первый ло-
	зунг», отсутствуют векотовые ценные
	звенья АХРР°’овекой живописи—«При-
каз о наступлении» П. Шухмина, «Та-
манский похол» П. `Соколова-Скаля,
«Стихийная демобилизация» Г. Сз-
вицкого, «Рабфаковцы» Б.  Могансона.
Картины эти существенно дополнили
бы представление зрителей о том на-
правлении живописи двадцатых годов,
которое последовательно боролось за
советскую тему, за сохранение реа-
листических традиций-

Последующие периоды развития
советского ‚искусства соответствуют
процессу дальнейшего расширения ни
накопления социалистического опыта
в нашей стране. Вместе с победами
социализма приходит победа принци-
пов социалистического реализма—«ре-
ализма людей, которые изменяют,
перестраивают мир» (Горький). Про-
изведения советских художников слу-
жат теперь для воплощения больших
идей современности, синтезируют на-
родные представления о великих лю-
	дях сталинской эпохи, способствуют
	утверждению новых этических и эст<-
тических идеалов.
	Мощный подем искусства в три-
дцатые и сороковые годы охватывает
различные его виды и жанры. В со-
ветских залах Третьяковской галле-
реи собраны не все, но многие безус-
ловно важнейшие произведения этого
времени, составляющие узловые пунк-
ты развития: «Допрос коммунистов» и
«На старом уральском заводе» Б. Ио-
гансона, «Сталин и Ворошилов в Крем-
ле» и «Портрет четырех художников»
А. Герасимова, «Незабываемое» В.
Ефанова, портретные работы М. Не-
стерова, картины Кукрыниксоз, кол-
хозные полотна А. Пластова, пейза-
жи А. Рылова, Н, Крымова, С. Гера-
симова, Г. Шегаля, натюрморты И.
Машкова и П. Кончаловского.

К произведениям живописи, проч-
но занявшим свои места в историч
советского искусства, примыкают И
работы других мастеров — Н. Улья-
нова и В. Яковлева, Ф. Модорова и
Bl. Корина, А. Дейнеки и А. Бубнова,
	работу советских художников над
этой темой. «Портрет Фурманова» С.
Малютина, выполненный в 1922 г.,
находит свое прямое продолжение В
таких произведениях, как «Портрет
партизана» Н, Струнникова, портреты
Буденного и Менжинского, — на-
писанные В. Мешковым, «Делегатка»
и «Председательница» Г, Ряжекого.
Новая экспозиция позволяет просле-
дить живую преемственную связь с0-

` ветской живописи с традициями рус-

[Cc вовым типом человека,

ской художественной школы, Залы,
предшествующие советскому отделу,
непосредственно подводят нас к. исто-
кам советской реалистической жи-
вописи, Мы ясно различаем, как Ранние
произведения С. Малютина, Н. Касат-
кина, А. Архипова, В. Бакшеева, В.
Мешкова смыкаются с их полотнами
советского впемеви. Но в вовых усло-
виях работы как этих, так и других
мастеров бтаршего поколения — И.
Грабаря, К. Юона, А. Рылова, Н. Кры-
мова, В. Бялыницкого-Бируля, а позд-

нее М. Нестерова, — обретают новое
социальное содержание. Их образы
становятся более полнокровными,

В 20-е годы развитие советского нс-
кусства было связано прежде всего с
деятельностью Ассоциации художни-
ков революционной России. Именно
в это время складываются основные
жанры советской живописи — HCTO-
рико-революционный, батальный, порт-
ретный, бытовой‘ жанр, пейзаж,

Творчество художников АХРР, стре-
мившихся к документально-точному
изображению «сегодняшнего дня ре-
волюции», было направлено на озна-
комление с новой действительностью,
с новыми
жизненными ситуациями,

Через `батальные картины Грекова,
жанровые полотна Чепцова, Июгансо-
на, портретные работы Малютина A
Ряжского, пейзажи Б. Яковлева про-
ходит магистральная линия искусст-
ва той поры. Лучшие произведения,
созданные художниками АХРР, сохра-
нили свое значение не только, как.
«документ эпохи». Вместе с людьми.
я событиями они воскрешают самый
ег дух — дух борьбы, подвига, реве-
люц энергия.

Владимир Супонев напи-
сал пьесу © летчиках-ис-
пытателях, © строителях
новых  сверхскоростных
самолетов, о жизни и де-
лах олного авиационного
завода и дал ей примеча-
тельное название: «Семья
пилотов». Он стремился
рассказать об отважных
и дерзающих, о творцах
и созидателях, о людях,
полных неустанного го-
рения, неудержимого
стремления вперед.

Конструктор Мурапюв
работает над созданием
самолета особой системы,
Его первую пробную ма-
шину испытывает летчик
Влалимир Журбин. Ис-
пытание оканчивается
неудачей. Ценою собст-
венной гибели Журбин
спасает ценные приборы.
Катастрофа производит
тягостное впечатление
на конструктора, и онот-
казывается от дальней-
ших испытаний; завод Сцена из
переходит на ремонтные новке фи
задания. Молчаливый, по- Е. Велихо
терянный, бродит Мура-
шов по заводу, позволяя
жене своей Доре Нар-
кисовне хлопотать о его переводе
в Ленинград, ва «спокойную» препо-
давательскую работу.

Ho, по инициативе и настояниям
вдовы погибшего летчика Елены
Журбиной и брата ее демобилизован-
ного пилота Острецова, испытания.
новой машины возобновляются. За-
вершая труд Журбина, Острецов про-
водит машину через звуковой барьер,
устанавливая мировой рекорд сверх-
скоростных высотных полетов, Таков
сюжет пьесы «Семья пилотов».

В. Сушонев попыталея рассказать в
ней о том, что он видел, испытывал,
чувствовал сам, что является делом
его жизни. Это придает «Семье пило-
тов» взволнованность и  достовер-
НОСТЬ.

Однако в пьесе есть ряд существен-
ных недостатков. Они в многословии,
в отсутствии четкого действия, в из-
вестной «заданности», иллюстративно-
сти образов и идей. Они в драматур-
гической рыхлости, в разностильно-
сти отдельных эпизодов. Они, нако-
нец, — и это всего серьезнее, — в
примитивности некоторых характеров,
как раз тех, что несут в себе утверж-
дающую идею пьес.

Можно было ожидать, что Н. По-
годин, которому принадлежит редак-
ция пьесы, окажет более серьезную
помощь драматургу-дебютанту.

А. Кричко и М. Гладкову — по:
становщикам «Семьи пилотов» —
за незначительными исключениями
удалось избежать в спектакле, и са-
тирического преувеличения и прямых
  декларативных акцентов. Участники
спектакля передают атмосферу дру-
жеского отношения и требовательно-
го внимания советских людей друг к
другу. Поэтому так естественно в фя-

нале спектакля сближение героев,
охваченных единым волнением за

судьбы общего дела. Поэтому в fo-
	<ледней своей картине спектакль этот,
не всегда сохраняющий четкость рит-
мов, обретает внутреннее напряжение.
Тем досаднее, что некоторые суще-
ственные промахи пьесы так и оста-
лись непреодоленными театром. T2
главные ее герои, которых мы страст-
но хотим полюбить, чьи мечты и дер-
 зания, воля и твердость должны
стать примером для подражания,
оставляют нае и в снектакле спокой-
но-равнодушвыми,
	Это относится прежде всего к об-
разу летчика Острецова в исполнении
А. Ерошенко. В его герое не чув-
ствуется молодой отваги, творческой
страстности, сознания ответственно-
сти и величия дела, которое ему
предстоит совершить. Актер играет
вяло: он и не борется со схематично-
	стью образа, не преодолевает его че-
		Если для любого вида советского

искусства нетерпимо малейшее отста-

вание от жизни советского народа, то

агитационное массовое искусство пла-
ката не терпит его и подавно.
Комитет по делам искусств, респуб-
ликанские комитеты и управления по
делам искусств, а также Оргкомитет
Союза советских художников должны
сделать все необходимые выводы из
резкой и справедливой
критики их неудовлетворительной де-

ятельности по руководству изданием

политического плаката. А ведь имен-
но они в первую голову отвечают за
состояние плакатного искусства. Име-
ются все основания утверждать, что
Комитет по делам искусств до насто-

ящего времени фактически уклонялся!

от руководства художниками: плакати-
стами. Деятельность Комитета выра-
жалась лишь в утверждении ‚реше-

ний жюри конкурсов на лучший пла-,!

‘кат и беглом просмотре продукции,
представленной художниками на кон-
курс. За исключением выставки, по-
священной 30-летию советских Воору-
женных Сил, где демонстрировались
также и некоторые работы художни-
ков-плакатистов, двери выставок ни
разу не открылись для политического
плаката.

Преподавание плакатного искусст-
ва в высших художественных учебных
заведениях фактически давно неё ве-
дется. Вновь организованное в ны-
нешнем учебном году плакатное отде-

ление в Московском  художествен-
ном институте до сих пор не
укомплектовано  преподавательским

составом и студентами, лишено учеб-
ных программ.

1 декабря состоялось открытое со-
  брание партийной организации. изда-
  тельства «Искусство», совместно с
активом московских художников-пла-
катистов, посвященное постановлению
‚ ЦК ВКП(б) «О недостатках и мерах
улучшения издания политических
плакатов». С докладом выступил ди-
‘ректор издательства Н. Кухарков.
1 В прениях, развернувшихся по до-

партийной! кладу, приняли участие художники-

плакатисты В. Корецкий, А. Кокоре-

кин; Н. Карповский, В. Елкин, Н.
Смоляк, художественные и техниче-
ские редакторы отдела плакатов из-
дательства «Искусство».,

В докладе и прениях отмечалось,
Что постановление ЦК ВКП(б) пра-
вильно вскрыло серьезные недостат-
ки в издании политических плакатов.
Участники собрания признавали недо-
пустимым снижение издательством
«Искусство» в 1948 году количества
плакатов по промышленности и осо-
бенно плакатов, призывающих к до-
срочному выполнению пятилетнего
плана. Крайне недостаточен выпуск
плакатов, популяризирующих опыт пе-
редовиков промышленности и сельско-
го хозяйства,

Участники собрания резко критико-
вали ведущих художников-плакати-
  стов, уклоняющихея от поездок в
  колхозы, совхозы, крупные промыш-
  ленные предприятия и на новострой-
  KH, в результате чего появлялись
плакаты, отмеченные незнанием со-
ветской действительности.

Резкой и деловой критике была
подвергнута на собрании работа пляа-
катного отдела издательства. В чает-
ности, указывалось, что редакцион-
ный коллектив плохо продумывает

Такое же невнимание проявляют К  тематику плакатов, художники часто

плакатному искусству и в Оргкомите-

не получают грамотного, детально

те Союза советских хуложников. На разработанного задания. Отдел мало

пленумах Оргкомитета ни разу не об-

привлекает к своей работе специали-

суждалось состояние этого важного   стов народного хозяйства, писателей

вида нашего изобразительного искус-
ства. Только в Москве в Союзе ху-
дожников существует подсекция пла-

и поэтов, полагаясь лишь на собет-
венные силы и знания,

В ряде выступлений указывалось

катистов. В республиках и в областях   также на низкое качество полиграфи-

эти художники не об’единены. Их ра-

ческого исполнения плакатов. Изда-

боты в отделениях союза не получают   тельство «Искусство» устранилось от

необходимого общественного резонан-
са.

Наша художественная критика, по

контроля за сбытом и распростране-
нием плакатов, веледетвие чего пла-
каты подолгу залеживаются. на скла-

существу, не занимается теорией и  дах и в типографиях,

практикой советского плаката. Неко-

торые критики пытаются конкретный 1 ло мероприятия дирекции

Общее партийное собрание одобри-
издатель-
	торые врипиви пызаютоя взабрегный   Ло мероприятия дирекции издатель-
анализ плакатного искусства подме-   ства, направленные к устранению
НИТЬ формалистическими раессужде-   недостатков. отмеченных в постанов-
	ниями 0, ‹ллакате-символе», ‹плакате-
пятне». Живые реалистические обра-
зы советского плаката они пытаются
втиснуть в обветшалые формы уелов-
ных схематических канонов, идущих
от Теории буржуазного рекламного
плаката.

Серьезные обвинения слелует пред’”-
явить издательствам, выпускающим
плакаты.

Издательства не составляют тема-
тических планов. издания плакатов,
не ведут регулярной работы е худож-
никами. Плакаты часто издают от
случая к случаю, от кампании к
кампании, в спешке, без надлежаще-
го контроля и повседневного идейно-

лении ЦК ВКИ(6), и призвало всех
сотрудников издательства и художни-
ков-плакатистов с честью выполнить
указания партии и добиться дальней-
шего улучшения идейно-политическо-
го содержания и художественного
качества плакатов, выпускаемых из-.
дательством «Искусство».

Вручение дипломов
художникам-плакатистам

На заседании секции изобразитель-
ных искусств Всесоюзного общества
культурной связи с заграницей со-
стоялось вручение дипломов первой,
	‚о руководства. Художники-плакати-   второй и третьей степени художчикам, _
	сты и редакторы плакатов мало быва-   плакаты которых были представлены
ют на промышленных предприятиях, в   на международной выставке в Вене.
колхозах и на стройках. Жизнь пере- Дипломы первой степени получили
довых советских людей знакома им   плакаты: «Ты вернул нам жизнь»,
главным образом только поггазетам и   «Пятилетку в четыре года выполним»
фотографиям. М в издательствах, и В  В. Иванова, «Воин Красной Армии,
	союзах художников мало развита. кри-   спаси!», «Воестановим» В. Корец-
тика и самокритика. кого, «Бесславный конец фашист-
Постановление ЦК ВКП(б) «О не-   ских агрессоров» В. Дени, «Да
	достатках и мерах улучшения излания
политических плакатов» важней-
ший политический ий идеологический
документ. Оно представляет собою
конкретную программу действия. Ру-
ководствуясь этой программой, союзы
художников, издательства, партий-
ные и советские организации; на KO-
торых возложена задача выпуска по-
литических плакатов, найдут прочную
базу для своих дальвейших  творче-
ских успехов.

Плакат состоит на моральном во-
оружении нашего народа. Ему долж-
но быть уделено самое серьезное вни-
мание, Нужно создать все условия
для непрестанного роста кадров, для
повышения теоретического уровня и
мастерства художников-плакатистов,
несущих в народ идеи великой комму-
нистической партии, прославляющих
труд и доблесть воветских людей.

здравствует наш победоносный рабо-
чяй классе!» А. Кокорекина, «Пар-
тия непобедима..» И. Тоидзе, плака-
ты художников Кукрыниксы—«30 лет
Советской Армии», «Беспошадно раз-
громим и уничтожим врага», нлакаты
художников Д. Шмаринова, Л. Голо-
ванова и др.

ФИЛЬМ «ПОВЕСТЬ
0 НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ»
НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ `

КИЕВ. (Наш корр.). Студия хуло.
жественных фильмов приступила к
дублированию на украинский язык
фильма «Повесть о настоящем челове-
ке».

Выпускаются также украинские ва.
рианты фильмов «Далекая невеста» а
«Драгоценные зерна».
	П. Котова и Д. Налбандяна, Ю. Пи-
менова и В. Крайнева, А. Куприна и
Н. Ромадина, Я. Ромаса и Г. Нисского.

Из всей массы полотен, запечатле-

вающих природные богатства COBeT-.

ской страны, историю ее хозяйствен-
ного и культурного роста, творческий
труд ее людей, в экспозиции OcoGo
выделены картины, посвященные с03-
дателям Советского государетва, вож-
дям большевистской партии. Произ-
ведения эти только в редких случаях
ограничены собственно портретными
задачами. В работах наших жчвопис-
цев, как, впрочем, в графике и в
скульптуре, портретные изображения
„Ленина и Сталина нередко перера-
стают в композиции большого истори-
ческого значения. Именно это ощуще-
ние больших исторических масштабов
образа можно найти и в Хорошю из-
вестных картинах А, Герасимова и
в статуе «Ленин-трибун», которой за-
вершается «Лениниана» Н. Андреева,

казывает Меркурова, как скульптора-
монументалиста.

Между тем, в других случаях до-
статочно широко демонстрируется ряд
монументальных работ, В экспозицию
включены, в частности, исполненная
В. Мухиной трехметровая фигура М,
Горького, «Серго Орджоникидзе» В.
Ингала и В. Боголюбова, «Часовой»
Л. Шервуда, «Зоя» М. Манизера, «Мо-
лодой рабочий» В. Синайского, «Шах-
тер» Г. Мотовилова и некоторые дру-
гие статуи из обширной галлереи ти-
пических образов, созданных нашей
монументальной скульптурой за по-
следние пятнадцать лет.

Модели и проекты памятников
Ленину, Калинину, Дзержинскому,
Горькому, Чернышевскому, Мичури-
ву, Черняховскому, генералу Ефремо-
ву восполняют понзволе ограничен-
ную в условиях музея картину раз-
вития монументальных форм пласти-

ки, интерес к которым является одной
ВЕ ae
	а ВР: 1

и в недавно отмеченных Сталинской
премией рисунках Е, Кибрика и И.
Васильева, и в портрете И. В.
Сталина, написанном Ф. Решетнико-
вым.

Благодаря ретроспективному  по-
строению экспозиции мы видим, как
эта тема проходит через всю историю

ИЗ отличительных советской

скульптуры.

Впервые в основу отбора и располо-
жения материала в советоких залах
Третьяковской галлереи положен ис-
торический принцип. Он  соблю-
дается в той мере, в какой не
противоречит другим существенным

ге By rs oo nN

черт

Манизера. В’ этом

советского искусства, как широко и
полно она здесь выражена. В этой
связи нельзя не пожалеть, что в экс-
позиции отсутствуют такие капи-
тальные работы, как «Ленин на три-
буне» А. Герасимова или картина Г.
Шегаля «Вождь, учитель, друг».

В залах советского отдела на

‘этот’‘раз успешво преодолена обычная

неравномерность в соотношении
между произведениями живописи и
скульптуры. Размещенная в свобод-
вом пространстве зал, в углах и про-
стенках, скульптура хорошо согласо-
вана с живописью и вместе с тем при-
обретает в экспозиции вполне само-
стоятельное значение. Ясно намечая
линию развития станковой, главным
образом, портретной пластики (В. До-
могацкий, С. Лебедева, Г. Кепинов,
Б. Королев, 3. Виленский, Д. Шварц
и т д.) и отчасти пластики декора-
тивной (И. Ефимов, В. Ватагин, С.

Орлов, И. Фрих-Хар), экспозиция дает

более полное и последовательное
представление об этапах работы Н.
Андреева над «Ленинианой», о вдо-
хновенном творчестве И. Шадра, ©
мужественных образах В. Мухиной, о
строго выверенных произведениях М.
монографическом
ряду только творчество С. Меркуро-
ва показано с неоправданной скупо-
стью. Из-трех его портретных работ
лишь гранитная голова Шаумяна по-

PPC UVR Gn aM музейную DENI AE PER EAE EG Ee
ряде случаев группировка работ под-
чинена задаче монографического пока-
за творчества крупнейших мастеров—
А. Герасимова, Б. Иогансова, М. Не-
стерова, Н. Андреева, И. Шадра, В.
Мухиной и т. д. Порой она опреде-
ляется тематической общностью про-
изведений. Иногда же, как в случае с
плакатом, она диктуется необхо-
димостью особо выделить тот или
иной вид искусства. Неизбежные от-
ступления от хронологии по большей
части являются вполне целесообраз-
ными, отнюдь не нарушая принцип
историзма. Напротив, они способству-
ют верному пониманию крупнейших
явлений советокой художественной
культуры, выделение которых на
первый план уже само по себе заклю
чает в себе момент исторической
оценки.

Именно такую ясную историческую
оценку, наряду с другими видами ис-
кусств, получило в экспозиций AC
кусство плаката. Рожденное в годы
гражданской войны, оно уже в ту по-
ру прославилось превосходными . ра-
бстами Д. Моора и В. Дени. Листы
Моора «Помоги» и «Ты записал-
ся добровольцем?» стали класси-
ческими образцами советского  пла-
ката. В эпоху Великой Отечествен-
ной войны голос плаката вновь зазву:
чал как голос народного гнева и ва-
	Сцена из спектакля «Семья пилотов» в поста-=
ноБке филиала Малого театра. Мурашов —
Е. Велихов и Остренов — А, Ерошенко.
			Актрису М. Прокопович московские
зрители помнят по ee выступлениям
в спектаклях Горьковского  дра-
матического театра, несколько лет
назад гастролировавшего в Москве.
Ее талантливое исполнение роли На-
дежлы в горьковских «Варварах»
было отмечено смелой ‹самостоятель-
ностью решения, ярким драматизмом,
поэтичностью и богатетвом чувств.
Елена Журбина в исполнении М. Про-
копович наделена нежной и светлой
плушой, она проницательно видит лю-
дей. ее окружающих; глубоко и ис-
кренно чувствует, глубоко горюет. Но
И в ее поведевии и отношении к лю-
дям еще недостаточно чувствуется
та внутренняя активность, которая
всегда свидетельствует о натуре дея-
тельной\ творческой.
	Наиболее значительным оказался в
театре образ конструктора Мурашова
(Е. Велихов). В начале спектакля ак-
тер не боится показать Мурашова по-
давленным, замкнутым, отъединенным
от людей. Но за его тяжелым молча-
нием чувствуется неустанная работа
	мысли, страстно ищущая причины
происшедшей аварии. Эта увлечен-
ность ‘ученого свидетельствует ©
	близком возрождении Муранюва.
	Велихов не осложняет нравственч-
ное «выздоровление» Муранюва  не-
решительностью его характера, посто-
янными колебаниями и сомнениями.
Вера в победу приходит к конструк-
тору сразу, и < этого момента от его
замкнутости и подавленности не
остается и следа. Они уступают ме-
сто волевой целеустремленности, со-
бранноети строителя-борца. Так ха-
рактер Мурашова в спектакле Мало-
го театра обретает емкость и глуби-
HY.

Образ Доры  Наркисовны, неза-
дачливой жены Мурашова, наивно
пытающейся уберечь мужа от жиз-
ненных потрясений в «тихой приста-
ни» научно-исследовательского ин»
ститута, таит в себе опасность внеш-
него жанрового комикования. Тем бо-
лее велика была эта опасность для
С. Фадеевой — актрисы  ярко-коме-
дийной манеры. В данном случае Фа-
деева играет мягко, без акцентов и
педалей. Она показывает ограничен-
ность героини и путь к преодолению
этой ограниченности. Финальное по-
явление Доры на аэродроме в каче-
стве равноправного члена «семьи пи-
лотов» — закономерно и радостно.
	В образах второстепенных  дейстз
вующих лиц — Сугака, которого иг-
рает Д. Павлов, старой матеря. лет-
чика Острецова (Л. Орлова), юноши
Веточкина (В. Боголюбов) и других
—также раскрывается главная тема
спектакля — единение, взаимная по“
мощь, высокое товарищество совет-
ских людей. В правдивой разработке
этой темы — ценность и смысл спек-
такля, ‘поставленного в филиале Ма-
лого театра.
		родной доблести. Аудожники, кото-
рык эго создавали — Н. Жуков, Ку-
крыниксы, В. Ивавов, А, Кокорекин,
В. Корецкий, Д. Шмаривов, В. Кли-
машин, И, Тоидзе, Ф Автонов и мно-
гие другие, сделались выразителями
мыслей и чувств миллионов, Главная
заслуга плаката заключалась в том,
что он’ воспитывал в людях великое
чувство патриотизма. Этой его ролью
в гойне определено и его место в
истории советского искусства,

Помимо плаката, экспозиция совет-
ского отдела вобрала в себя с выста-
вок военных и послевоенных лет мно-
гие произведения живописи, графики
и скульптуры, отразивиие жизнь
страны в эпоху тяжелых испытаний и
великой победы.

Картины «Немец пролетел», «Сено-
кос», «Жатва» А. Пластова, «Таня»
и «Конец» . Кукрыникеов, «После
ухода немцев» Т. Гапоненко, «Слава
гавшим героям» Ф. Богоролского, ли-
сты из графических серий «Не забу-
дем, не простим!» Д. Шмаринова, «Ле-
нинград в дни блокады» и «Ленинград
в дни восстановления» А. Пахомова,
сталинградские рисунки К. Финогено-
за, берлинские литографии В. Богат-
кива, севастопольские наброски Л.
Сойфертиса, скульнтурные портреты
героев Отечественной войны, создан-
ные Н. Томским, Е. Вучетичем,
И. Першудчевым, и ряд других про-
изведений с особой отчетливостью
раскрывают патриотический характер
нашего искусства.
	изведения И. Грабаря, К. Юона, А:
Остроумовой-Лебедевой. Никакие со-
ображения о необходимости моногра-
фического показа творчества этих ху-
дожников не могут оправдать такоз
нарушение исторической правды, та-
коз стирание граней между искусст-
вом советского и досоветского перио-
дов:

В экспозиции имеется и более круп-
ный недостаток, имеющий принципи-
альное значение. Она не раскрывает
с необходимой полнотой многонацио-
нальный характер советской художе-
ственной культуры, составляющий
одну из ез важнейших особенностей.

Если по офортам В. Касияна и М.
Дерегуса, по картинам В. Костецко-
го, С. Григорьева и талантливого мо-
лодого художника Г. Мелихова apis
тель еще может составить хотя бы
общее суждение об искусстве Совете
ской Украины, если работы И. Тоид-
зе, Я. Николадзе и С. Какабадзе в
какой-то мере свидетельствуют ©
достижениях грузинского искусства,
то случайные картины М. Сарьяна и
О. Зардаряна лишь напоминают о
существовании армянской живописи,
Все искусство Белоруссии сводится
в экспозиции к скульптурвым порт-
ретам 3. Азгура, а искусство четырех
среднеазиатских республик — к од-
ной картине П. Бенькова. Украинская
скульптура, белорусская живопись,
работы художников Азербайджана,
творчество передовых представятелзй
искусства Латвии, Эстонаи и Литвы
— все это, к сожалению, остается за
рамками экспозиции.

А ведь в советском искусстве вма-
сте с русскими художниками работает
немало художников братских респуб-
лик, развивающих национальную
культуру своих народов, создающих
своеобразие и множественность школ,
форм и творческих течений внутри
единого реалистического стиля.

И все же новая экспозиция являет-
ся убедительнейшим свидетельством
побед нашего искусства, торжества
социалистического реализма, открыв-
шего новую эпоху в художественном
развитии человечества.

Являясь носителем коммунистиче:
ской идеологии, советское искусство
выступает, как самое передовое ис-
кусство в мире. Оно ставит перед со
бой высокие задачи и чувствует свою
ответственность не только перед ва“
стоящим, но и перед будущим. Оно
противостоит потоку упадочных, рез
акционных произведений, которые соз-
даются в капиталистичэской Европе и
Америке, и ведет за собой все самое
прогрессивное и талантливое, что
есть в искусстве других стран.
	Мухиной и т. д. Порой она опреде-  . Оглядываясь на пройденный путь,
	мы уже можем проследить BOSHHAHO-
вение и развитие советской художе-
ственной традиции — традицию жан-
ров, традицию темы, традицию обра-
за. В отличие от прошлых эпох, гда
процесс сложения традиций носил сти-
хийный характер и требовал вековых
сроков, традиции советского искус-
ства вырастают из ясного ‘понимания
законов развития социалистической
художественной культуры. Идейность
советского искусства, его сознатель-
ное служение народным интересам,
присущее ему чувство нового и по-
нимание исторической перспективы,
реализм его. творческого метода, его
большевистская партийность — та-
ковы отличительные черты этой но-
вой художественной традиции.

Тридцатилетняя история советского
искусства предстает таким образом в
ее неразрывной связи с историей стра-
ны, с народной жизнью, с победами
социализма.

Остается непонятным, какимя мо-
тивами руководствовались устроители
экспозиции, помещая: в. залах совет-
ского отдела старые, досоветские про-