ХУДОЖНИКИ
БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК
: В МОСКВЕ
	В течение нынешнего года около
700 художников из всех республик,
краев и областей Советского Союза
побывали в творческих командиров-
ках в Москве. Они ознакомились с
жизнью изобразительного искусства
столицы, посетили музеи, выставки,
мастерские ведущих художников и
скульпторов.

1 декабря в Москву в творческую
командировку приехали 25 украин-
ских художников — из Киева, Одес-
сы, Львова, Ужгорода, Чернигова и
других городов: В Москве они про-
ведут 10 дней. Украинские художни-
ки познакомятся с фондами Третья-
ковской галлереи и Музея изобрази-
тельных искусств им. Пушкина, архи-
тектурными памятниками Кремля, по-
бывают в Музее Ленина, на выстав-
ке, посвященной 30-летию ВЛКСМ, и
в мастерских А. Герасимова и В:
Яковлева. 10 декабря состоится твор-
ческая встреча украинских художни-
ков с руководителями Оргкомитета
ССХ и правлением Художественного
фонда СССР.

Вслед за украинцами в Москву
приедут художники Белоруссии.

Во время зимних вузовских кани-
кул в Москве побывает группа педа-
гогов художественных вузов перифе-
рии. Они познакомятся о постановкой
учебно-педагогического процесса в
московских художественных учебных
заведениях и работой Института ис-
тории и теории искусств Академии
художеств СССР.
		Двадиать лет высшего —
Вовнно-музыкального образования
	граммы училища сходны C `учебными
	программами консерваторий и отли-
чаются от них более углубленным
прохождением курса инструментовки,
детальным изучением ряда специаль-
ных и военно-строевых дисциплин.
Слушатели училища изучают о’ще-
политические и музыкальные пред-
меты в равной мере, как и студенты
консерваторий. Военные дирижеры,
окончившие ВУВД, являются в Пол-
ном смысле этого слова и высокооб-
разованными людьми и музыкантами
высшей квалификацаи,
Подготовка солистов-исполнителей
на духовых инструментах учебным
планом училища не предусмотрена. И,
однако, немало выпускников училиша
показывают такое блестящее овладе-
ние техникой игры на каком-либо. ду-
ховом инструменте, что их нередко
приглашают на работу в лучшие ор-
кестровые коллективы нашей страны.
Высшее училище военных дириже-
ров постепенно становится одним из
виднейших музыкальных вузов и на-
чинает играть заметную роль в му-
зыкальной жизни нашей страны.
		В 1928 г. в Московской консерва-
тории был основан военно-капельмей-
стерский класс, реорганизованный В
1930 году в  военно-капельмейстер-
ское отделение, а в 1932 году—в во-
енно - капельмейстерскую кафедру.
Этот начальный период выешего во-
енно-дирижерского образования сыг-
P21 значительную роль в подготовке
квалифицированных специалистов для
военно-оркестровой службы Совет-
ской Армии.

Следующим важным этапом в под-
готовке военно-капельмейстерских
кадров явилось создание в 1935 году
при Московской консерватории воен-
ного факультета. Ha базе этого ‘фа-
культета в 1944 г. был учрежден. са-
мостоятельный — военно-дирижерский
вуз — Высшее училище. военных ка-
пельмейстеров (ныне — Высшее учи-.
ляще военных дирижероз).

ров является сейчас крупным учеб-
ным заведением с прекрасно постав-
ленной системой воспитания и обра-
зования военно-музыкальных кадров
высшей квалификации. Учебные про-

Новые произведения
советских композиторов
	#3.
	«Зоя» В. Юровского и ряд камерных
инструментальных произведений;
«Русское скерцо» и струнный кваъ-
тет молодого композитора А. Мураз-
лева, сюнта для скрипки белорусско-
го композитора А. Богатырева, форте-
пианные транскринции романсов Рим-
ского-Корсакова и Шапорина, испол-
ненные И. Михновским.

В числе принятых новых произве-
дений для оркестров народных инст-
рументов и духового оркестра сочи-
нения Г. Тихомирова, В. Власова,
В. Хватова и П. Куликова. Новые хо-
ровые. и сольные вокальные сочине-
‘ния представлены М. Ковалем, А, Но-
виковым, В. Кручининым, Н. Бого-
словским, В. Сорокиным, Е. Жарков-
ским, В Макаровым и др.
	ные комедии. На ‘либретто В. Винни-
кова О. Фельцман пишет оперетту из.
жизни московсхого студенчества.
Жизни и работе советских людей в
Закарпатье посвящена оперетта.
«Трембита», над которой работает Ю..
Милютин (авторы либретто В. Масс и.
М. Червинский).

В Комитете по делам искусств про-
слушиваются и обсуждаются новые
произведения для музыкального теат-.
ра, созданные композиторами брат-
ских республик. Так, были прослу-
шаны произведения латвийских ком-
позиторов—балет «Лелда» А. Скуль-
те и опера «Болотные огни» Н. Грюн-
фельда. В числе прослушанных произ-
ведений украинских композиторбв —
балет «Данко» по Горькому В. Наха-
бина и оперетта А. Рябова (либретто
Л. Юхвида) — о послевоенном кол-
хозном строительслве на Украине,
Текст оперетты переведен на русский
язык, она включена в репертуарный
план Свердловского театра музыкаль.
ной комедии.

Были прослушаны также произведе-
ния татарских композиторов — наци-
ональная музыкальная комедия «Баш-
мачки» Д.  Файзи и балет Ф. Яруллина
«Шурале», включенный в репертуар-
ный план Ленинградского театра опе-
ры и балета им. Кирова.
	Главное. Управление музыкальных
учреждений Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
регулярно проводит прослушивания
новых музыкальных произведений.

За. последнее время Комитетом был
принят ряд симфонических произведе-
ний. В их числе: симфония «Юность»
Ю. Левитина, дивертисмент для CHM-
фонического оркестра Н. Мясковско-
го, праздничная танцовальная сюита
композитора С. Юдакова, детская
симфоническая сюита «Юные музы-
канты» М. Раухвергера, фантазия для
фортепиано © оркестром Г. Крейтне-

Приняты также кантата «Родина»
армянского композитора Э. Мирзоя-
на, музыкально-драматическая поэма
	В беседе” наитим корреспондентом
начальник Главного управления музы-
кальных театров Комитета по делам
искусств. при Совете Министров
СССР Н. Горяинов сообщил о том,
что Комитетом по. делам искусств
привлечена большая пруппа компози-
торов и либреттистов к работе над
новыми операми, балетами и музы-
кальными  комедиями. Композитор
В. Дехтерев в содружестве © Л. Лео-
новым и О. Леонидовым работают над
оперой «Нашествие» на сюжет одно-
именной пьесы Л. Леонова. События
пьесы «Разлом» положены в основу
сюжета оперы, которую пишут компо-
зитор В. Крюков и драматург Б. Ла-
вренев. Оперу по повести Г. Гулиа
«Весна в Сакене» пишут композитор
В. Мурадели и либреттист Ф. Кнорре.
Над оперой «Корень жизни» работает
Л. Книппер (авторы либретто А. Але-
ксандоов и А. Машистов). -

К. Паустовский пишет оперное либ-
ретто по своей повести «Настя-кру-
жевница». П. Вирский закончил рабо-
ту над либретто балета «Сказка о 30-
лотой.рыбке». Молодым. ленинграл-
ским композитором Ю. Ефимовым за-
кончен балет «Стрекоза и муравей»
(либретто Л. Якобсона). Балет принят
к постановке Большим театром.

Создаются также новые музыкаль.
	1 декабря в Центральном доме
«Красной Армии открылся первый
		Красной Армии открылся п
смотр-соревнование образцовых
кестров штабов военных окру
военных академий. Его аро
	кестров штабов военных округов и
военных академий. Ero проводит
командование Главного Штаба сухо-
путных войск и Инспекция военных

естров Вооруженных Сил Союза
ССР. Для участия в смотре в Мос-
кву приехали коллективы оркестров

Киевского, Ленинградского, _Закав-
кавокого, Приволжского и Прикар-
патского военных округов. С этими
коллективами соревнуются оркестры
Военной академии им. Фрунзе, Bure-
шей военной академии им.
ва  КВоенна-политической академии
		ва, DOCH BIA PCA AE Ce
им. Ленина, Военно-воздушной
	женерной академии им. Жуковского.

Участников смотра военных оркест-
ров от имени Главнокоманлующего
сухопутными войсками Вооруженных
Сил СССР Маршала Советского
		Сил СССР — Маршала Фовет
Союза И. Конева приветствовал
нерал-пюлковник И. Гришин.
	С творческим отчетом
	Государственный симфонический
оркестр УССР, существующий с
1926 гола, воспитал и содействовал
росту целой плеяды молодых совет-
ских дирижеров: Трофименко,
Фельдмана, Шабалтина, — Цебенко,
Пани, Симеонова и др. В его составе
много первоклассных артистов, лау-
реатов и дипломантов всесоюзных и
всеукраиноких конкурсов: Б. Гель-
бергер, Я. Морейно, А. Паскевич,
Б. и Н. Басовы, 3. и Г. Дыновы, В.
Ципорин, А. Борщаевский, П. Херсов-
ский, М. Форман, К; `Станкевич, К.
Самохвалов, Б. Харченко, А. Литви-
нов, М. Войнаренко и друтие. о

Нан коллектив хоропю известен
на Украине. Он не ограничивает свое
поле деятельности только Киевом.
Пропагандируя ‘симфоническую му-
зыку, мы выезжали в Запорожье,
Житомир, Днепропетровск, Запорож-
сталь, Ровно, Станислав, Львов, Тер-
нополь, Проскуров. Оркестр тесно
связан с Союзом композиторов Ук-
раичы и является своеобразной ла-
бораторией, в которой проигрывается
и анализируется каждое новое про-
	изведение. Значительно  оживилась
творческая ‘деятельность оркестра
после постановления ИК ВКП(б)
	«Об опере «Великая дружба» В. Му-
ралели» и ЦК КП(б)У о музыке.
Введены в практику творческие само-
отчеты групп и отдельных артистов
оркестра, а также детальная прора-
	Оркестр Украинской ССР с 3 по
20 декабря даст 10 концертов в
Большом зале Московской консерва-
тории, Зале им. Чайковского, Колон-
ном зале. Дома союзов и в Доме уче-
ных. В концертах выступят народные
артисты СССР М. Литвиненко-Воль-
remyt, 3. Гайдай, И. Паторжинский,
А. Иванов, народный артист УССР
К Лаптев, заслуженные артисты
УССР Б. Гмыря и Л. Руденко, лау-
реат Всесоюзного конкурса- музыкан-
тов-исполнителей Б. НПритыкина, со-
листы Киевского ордена Ленина те-
атра оперы и балета им. Т. Шевчен-
ко — Е Чавдарь, Г. Шолина, дири-
		жер М. Канерштейн.
	ботка новых произведений с поеле-
дующим прослушиванием и обсужде-
нием их до показа слушателю.

— Начиная с 1936 г. каждое лето в
Киеве при огромном стечении слуша-
‘телей проходят концерты под управ-
лением местных дирижеров и гастро-
леров. В этом году оркестр в полном
составе провел ряд выездов в колхо-
зы, выступая перед тружениками по-
лей с серьезным и разнообразным ре-
пертуаром. Эта новая политически
важная форма концертной деятельно-
сти принесла всему ‘коллективу боль-
шое удовлетворение. ^ ое

С большюй любовью оркестр си-
стематически дает концерты для де-
тей.

Сейчас Государственный симфони-
ческий оркестр УССР в полном со-
ставе-прибыл в Москву. Это‘ пер-
вый наш творческий рапорт: столице.:
Внимание партий ‘и правительства
СССР к искусству братской Украи-
ны, всегда чувствующей -отеческую
заботу великого фусского народа, ко
многому нас обязывает. Участники
оркестра приложат все усилия K TO-
му, чтобы оправдать это высокое до-
верие:

НАТАН РАХЛИН.
Художественный ° руководитель
Государственного симфониче-
ского оркестра УССР, народный
артист СССР.

a)

Вчера. в Большом зале Консервато-
рии состоялся. первый концерт. Госу-
дарственного симфонического орке-
стра Украинской ССР под управлени-
ем Н. Рахлина. Впервые в Москве бы-
ли исполнены симфония М. Колачез-
ского, арии из оперы Ю. Мейтуса
«Молодая гвардия» (солисты И. Па-
торжинский, 3. Гайдай: и К. Лаптев),
концерт для скрипки с оркестром
С. ‘Рождественского _- (солистка _Б.
Нритыкина), а также увертюра «Та-
рае Бульба» Лысенко (солисты .
Литвиненко-Вольгемут и И. Патор-
жинский), арии из оперы М. Вериков-
ского «Наймычка» (солистка 3. Гай-
дай) и «Приветственная увертюра» Д.
Клебанова.

живописи в основных этапах ее раз-
вития.

ОРЛОВА Е. Романсы Чайковского.
Музгиз. 165 стр. Цена 13 руб.

Книга содержит хронологический
обзор романсного творчества KOMTIO-
зитора и. характеристику стилистиче-
ских черт романсов Чайковского. От-
дельный раздел посвящен исполнн-
тельской трактовке вокальной лирики
Чайковского.

ПОЖАРСКИЙ А. Е. Сталинград.
Издательство Академии ит
СССР (Архитектура городов СССР).
40 стр., 16 листов иллюстраций. Це-
на 3 руб.

Краткий очерк истории Сталингра-
да и описание генерального плана
восстановления города-героя.

ТУРКОВСКИЙ С. Я. Метрический
анализ картины. Издание Института
‚живописи, архитектуры и <скульшту-
ры им. Репина. 22 стр:, 20 листов чер-
тежей. Цена 8 р. 50 к

Книга содержит практические ука-
зания художникам, как исправить я
развить перспективный. рисунок кар-
тины, как определить размер изобра-
женных на картине предметов, их
расположение и расстояние между
ними, как установить натуру в -ма-
стерской ит. п.
	Вевроссийская конференция
педагогов-художников
	Первого декабря в Москве откры-
лась конференция  педагогов-худож-
ников, организованная Комитетом по
делам искусств при Совете Минист-
ров РСФСР.

Доклад на тему «Путё развития
советского изобразительного  искус-
ства» сделал М. Манизер, доклад
«О преподавании живописи» — Б
Иогансон. П. Соколов-Скаля фасска-
зал в своем выступлении о препода-
вании композиции в художествен-
ных учебных заведениях. :

Участники конференции. заслуша-
ли также доклад А. Живиова о CO-
стоянии учебно-воспитательной работы
в художественных учебных завелени-
ях РСФСР и доклад проф. А. Рыбни-
кова на тему «Техника и технология
живописи». В прениях по докладам
выступили профессора и преподавате-
ли художественных учебных заведе-
НИЙ.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	$3 На экранах столицы начал демонстриро=

ene arate Trib Ae
	-_ ee
--ться новый киносборник цветных мультипляк а“
	ционных фильмов. В сборник вошли мульт-
фильмы «Сказка о солдате» (режиссеры В. и
3. Брумберг), «Чемпион» (режиссер А. Ива-
нов), «Слон и муравей» — по басне народного
поэта Лагестана Гамзата Цадасса (режиссеры
Б. Дежкина и Г. Филиппова) и «Кем быть?» по
стихотворению В. Маяковского (режиссер
Д. Бабиченко).

© Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР и Оргкомитет Союза совет-
ских художников проводят 8 декабря обсуж-
дение юбилейной художественной выставки,
посвященной 30-летию ВЛКСМ. С докладами
выступят Б. Иогансон и Е. Меликадзе.

$ Камерный театр показал 1 декабря пьесу
«Ветер © юга» — сценическую композицию
одноименного романа Эльмара_ Грина. Авторы
композиции — Э. Грин и Б. Филиппов, Пьеса
поставлена А. Таировым и’Л. Лукьяновым, де-
корации написаны художниками В. Кривошен-
ной и Е. Коваленко, .

© 2% ноября в  Драматическом театре
им. К. С. Станиславского состоялось 400-е
прелставление пьесы «Три сестры».

© В Театре им. Вахтангова сегодня состоит»
ся премьера спектакля «Накануне» по И. Турге-

неву (инсценировка А Арбузова). Руководитель
постановки Р. Симонов, постановщик А, Габо-
вич. В роли Елены дебютирует молодая актри-
са А. Гунченко,

СВ Оргкомитете Союза советских худож
ников СССР создана комиссия по’ работе ©
молодыми художниками под председательством
В. Ефанова.

© Исполнилось 25 слет концертной деятель“
ности зяслуженного коллектива РСФСР квар-
тета им. Бетховена в составе Д. Цыганова,
В. Ширинского, В. Борисовского, С. Ширин”
ского. За четверть века работы квартет про-
вел по стране около 2000 концертов. В Большом
зале Московской ‘консерватории 30 ноября
состоялся творческий вечер квартета.

&® ЦДРИ приступил к выпуску устного альма-
наха «Хочу все знать». Альманах ставит. своей

задачей ознакомление работников искусств с

вопросами международных отношений, наиболее
интересными явлениями в области науки и тех-
ники, литературы исискусства, физкультуры и
спорта, с достижениями новаторов производет-
ва, с выполнением плана Сталинской пятилетки,

< Организованная при Московской эстраде,
студия эстрадного искусства проводит прчем
студентов, имеющих театральное или музыкаль-
ное образование. С 15 по 25 декабря состоятся
конкурсные испытания. Занятия начнутся с но-
вого года,

Закончена кладка фундамента нового зда-
ния кинотеатра им. Моссовета, строящегося
на Лужниковской улице, по проекту архитекто-
ров Б. Виленского, Э. Браславского ‘и Я. Ост-
ровского. Зрительный зал кинотеатра рассчитая
на 600 мест. В просторном фойе оборудуется
сцена для концертных выступлений.

< На-днях состоялось совещание руководи-
телей музыкальных и театральных музеев, со-
званнсе Отделом научно-исслеловательских yr
реждений Комитета по делам искусств при ©о-
sete Министров СССР. Совещание обсудило
задачи музеев в области театрального и му-
зыкального иекусства.
		призпание получил также и докумев-
тальный цветной советский фильм
«Молодость нашей страны».

Триумф фильма «Клятва» встрево-
жил реакционные круги Сиама. Пос-
ледовало категорическое требование
запретить показ советских фильмов и
привлечь к ответственности всех про-
грессивных деятелей страны, способ-
ствовавших ‹ их прокату. Требование
это возымело свое действие.

Гоминдановская газета «Чжунян-
жибао» в связи с этим отме-
чала: «Полицейские власти Бангко-
ка, - тщательно  расследовав  об-
стоятельства демонстрации советско-
го фильма «Клятва», запретили чтение
пояснительного текста к фильму».

Демонстрация фильма. «Клятва»
была в конце концов запрещена. За-
прещение «Клятвы», показалось, одна-
ко, сиамским реакционерам  недоста-
точно радикальной мерой. Они доби-
лись запрета ввоза советских фильмов
на территорию Сиама.

Для иллюстрации того, чью имен-
но волю выполняет сейчас сиамская
реакция, запрещая прокат советских
фильмов, можно привести следую-
щий весьма характерный пример. В
городе Чиенгмайе (Сиам) в нынешнем.
году шли советские цветные фильмы
«Молодость нашей страны» и «Ста.
ринный водевиль». Интерес к обоим
фильмам был так велик, что, пока они.
демонстрировались, другие кинотеат-
ры, показывавшие американскую про-
дукцию, пустовали. Усмотревшие в
этом прямую опасность для престижа
США местные а’ериканские дельцы
выступили в печати с весьма настой-
чивым и решительным призывом не-
медленно запретить показ советских
фильмов. Однозременно с этим, анг-
лнйское консульство сделало специ.
альное представление полиции Ha!
предмет снятия с экрана фильма «Мо-
лодость нашей страны». На оба филь-.
ма был тотчас наложен запрет.

Однако ни цензурные ограничения,
ни полицейские репрессии не могут
убить у передовой части <иамского
народа интерее к жизни и культуре.

великой страны социализма. _ т
М. МАКЛЯРСКИИ.
	— Первый всеармейский <мотр-со-
ревнование, — сказал он, — покажет,
что сделано военными оркестрами
ля ‘улучшения идейного качества .
репертуара и исполнительского мастерства. Смотр будет способство-
вать улучшению пропаганды в Советской Армии лучших произведе-
ний классиков и советских композиторов.

`В жюри смотра входят. генерал-полковник И. Гришин (предсеха-
тель), генерал-лейтенант К. Синилов, генерал-майор С. Чернецкий,
композитор А. Новиков, проф. В. Целиковский, дирижер C, Topsa-

полковник Петров и др.
	1, 2 иЗ декабря на смотре выступили оркестры штабов — 3a-
кавказского. Приволжского, Московского, Прикарпатского, Ленин-
	им. Ленина.
	и Военно-политической академин
	et -= «= =. —=4“ ЗЫ ——— = ——————————
	Дискуссия
о современном репертуаре
	В течение двух дней (29 и 39 ноя-
бря)` происходила творческая конфе-
ренция московских драматургов, кри-
тиков-и деятелей театров, организо-
ванная Союзом советских писателей,
Комитетом по делам искусств и Все-
российским театральным обществом.
Конференция ‘была посвящена состоя-
нию: современного репертуара драма-
тических театров.

С` докладом о новых пьесах совет-
ских драматургов, поставленных 38
театрах столицы, выступил А. Бор-
щаговский. Характеризуя общее co-
стояние драматургии последних двух
лет, докладчик отметил относитель-
ное увеличение количества новых со-
ветоких пьес, их растущий ‘идейный
уровень и подверг анализу наиболее
типичные недостатки этих произведе-
ний.

:Выступавшие в прениях драматурги,
	работники театров и критики затро-.
	нули ряд насущно важных проблем,
связанных с развитием советской дра-
матургии. Ораторы взволнованно го-
	ворили о том, что театральное искус-
ство в последнее время далеко не в
полной мере отвечает задачам, поста-
вленным перед ним партией и наро-
ДОМ.

”Н. Погодин видит причину отстава-
ния театрального искусства в фор-
мальном, казенном отношении к со-
ставлению современного репертуара.

— У нас была хорошая традиция,
—говорит Н. Погодин, каждый те-
атр боролся за пьесу, которую. считал
необходимым поставить; теперь же
руководители театров часто включа-
ют в репертуарный план любую пье-
су; лишь бы заполнить рубрику, над
которой ‘значится «советская пьеса».

Многие ‘из’ выступавших в прениях
говорили о необходимости вниматель-
ного отношения к начинающим  дра-
матургам, об обязанности театров са-
мым тщательным образом работать
над их пьесами. А. Понов напомнил
собравшимся о проведенных недавно
конкурсах. Несмотря на значительную
затрату средств, они не дали ожидае-
мых” результатов; премированных пьес
было немного, и далеко не все они
удовлетворяли требованиям театров.
требованиям зрителей. Но значение
конкурсов заключается, главным об-
разом, в том, чтобы ‘привлечь: в дра-
матургию новых людей. С писателя-
ми, доказавшими своими первыми
пьесами, что они способны написать
хорошее драматургическое произвеле-
ние, необходимо продолжать работу.
И. Крути также говорил о сульбена-
	чинающих драматургов, он вазвая
имена Некрасова, Малых, Нагорного
и др., зарекомендовавших себя спо-
собными людьми, но не получивших
должного внимания со стороны теат-
ров и театральной общественности.
Для того, чтобы театр Mor дать
полноценный современный репертуар,
— говорит И. Крути,—в нем должно
осуществляться истинное литератур-.
ное руководство начинающими и
опытными драматургами.

И. Берсенев в своем выступлении
подчеркнул. плодотворность  творче-
ского содружества театра и драма-
турга, рассказав о творческом пути
К. Симонова, начавшего свою драмз-
тургическую. деятельность в Театре
им. Ленинского. комсомола.

Р. Симонов, Ф. Каверин, В. Ко-
миссаржевский и др. говорили о не-
умении драматургов и театров  отра-
зить многообразие и богатство жиз-
ненных явлений.

Л. Малюгин подчеркивает значение
личной ответственности каждого дра-
матурга за.выполнение постановления
ЦК партии, о репертуаре драматиче-
ских театров. Отмечая несомненные»
успехи, достигнутые за последний
гол в облаети театрального искусства

(увеличение количества премьер, при-
ток новых имен в драматургию
и т. д.), Л. Малюгин считает, что со-
временная ‚драматургия отстает He
только от.жизни, но и от нашей про-
заической ‚литературы, Причину этого
он видит. в. сглаживании  драматиче-
скими писателями жизненных KOH-
фликтов,. в. лакировке действительно-
сти.

В. Пименов, говоря о значительно-
сти показанных театрами октябрьских
премьер «Счастье», «Два капитана»,
«Мать» и др. указывает на стсут-
ствие среди авторов, определяющих
ныне репертуар, наших ведущих дра-
матургов. Некоторое снижение худо-
жественного уровня современной дра-
‘матургии В. Пименов. об’ясняет тем,
что основа репертуара строится пре-
имущественно на. пьесах дебютантов,
не озладевших еще в полной мерз
своим искусством. Напоминая о необ-
ходимости: четкого планирования ре-
пертуарных планов на 1949 г., В. Пи-
менов призывает театральных деяте-
лей активизировать свою работу с
крупнейшими драматургами столицы,
не прекрашая в то же воемя работы с
молодыми театральными писателями.

В прениях приняли участие также
	К. Зубов, И. Чичеров, А. Шапсе, В..
	Млечин и др.
	В программах оркестров — произведения Глинки, Чайковского, Бо-
родина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Глазунова, Аренского,
Бетховена, Моцарта, Вагнера, Грига. Листа, Дворжака, Глизэра, А. В.
Александрова, Кручинина, Аракишвили, Лысенко, Ревуцкого, Лято-
	6 декабря в Зале им. Чайковского состоится заключительный кон-
церт смотра. Выступят лучшие премированные военные оркестры и
сводный духовой оркестр в составе образцовых оркестров Министер-
ства`Вооруженных Сил СССР и Министерства внутренних дел СССР.

На фото: вверху — выступление в ЦДКА оркестра штаба При-
	волжского военного округа, внизу
ренко.
	— дирижер оркестра майор Несте-
Фото А Глалштейна.
	Народное искусство Польши
	Выставка польского народного ис-
кусства и художественного ремесла,
организованная ВОКС и Комитетом
по делам искусств при` Совете Мини-
стров CCCP в залах Акаде-
мии художеств, свидетельствует ©
творческом пол’еме широких демокра-
тических народных массе Польши.
Здесь представлены ткани, одежда,
живопись и прикладное искусство по-
слевоенного времени и последних
предвоенных лет. Национальное свое-
образие и ‹амобытность народного
творчества отличают все экспонаты
этой выставки.

«Советские люди считают, — гово-
рил И. В. Сталин, — что каждая на-
ция, — все равно — большая или ма-
	лая. имеет свои качественные особен--
	ности, свою специфику, которая при-
надлежит только ей и которой нет у
других наций. Эти особенности явля-
ются тем вкладом, который вносит
каждая ‘нация в обикую <окровицни-
цу мировой культуры и дополняет ее,
обогащает ее».

Польское` народное искусство внес-
ло большой вклад з общую сокро-
вищницу мировой культуры. Об этом
наглядно свидетельствует материал
выставки. Яркость национального ко-
лорита и высокое художественное
мастерство — вот что характеризует
образцы польского искусства.

Особенно интересен- и поучителен
отдел польской народной живописи.
В первую очередь поражает своим де-
коративным мастерством стенная жи-
вопись польских хат.
	В хатах сел, главным образом Дом-
бровского района ‘раковского
воеводства, Местные ^`художницы-
	крестьянки < болыпим мастерством
покрывают печи и стены изб изобра-
жениями растений. цветов, людей и
животных; не искажая действительно-
сти, художницы ритмически перерабз-
тывают взятые из природы раститель-
ные и цветочные мотивы, создавая жи-
вописное художественное единство В
оформлении избы. Здесь можно гово-
рить об удачно решенной проблеме
синтеза бытовой архитектуры и деко-
ративной живописи. Польская стен-
ная крестьянская живопись близко на-
поминает живопись украннских хат.
Кроме стенной живописи, украшением
стен избы служат вырезки из олно-
цветной и разноцветной бумаги. Мно-
гоцветные вырезки близки по свое-
му характеру крестьянским «станко-
вым картинам», которые в свою оче-
рель очень напоминают народный лу-
бок. Характерным образцом такой
станковой живописи может служить
	относящееся к 1948 году акварельное
	После тяжелой болезни скончалась
Лина Михайловна По. Советская
скульптура потеряла талантливого
художника.‘ Чуткий, - обаятельный,
	‚ потерей зрения, Л. М. Но’была бале--
	риной, выступала ‘на «цене, препода-
вала ‘в студий. Одновременно ^ раз-
вивалось и другое ее’ дарование —
она зарисовывала на репетициях’ лва-
жения танцовщиц. Тяжелая болезнь,
постигшая 3.‘ М. `двенадпать‘ лет то-
му назад, не сломила ее творческих
сил, лишь направила их в новое рус-
ло. a ее oe

Работая наощупь, Л. М. По_ со3-
дает немало прекрасных скульптур.

Начиная © 1937 г.. работы Л. М.
	[19 появляются на выставках, приоб-
	фетаются: музеями: Известность —лэ-
	изображение свадьбы в окрестностях
Кадзидла. Ее автор— крестьянин Вар-
шавокого воеводства Ставислав
Беднарчик. Другой художник, из де:
резни Bax, Марцинчик, также сделал
акварельный фисунок свадебного ше-
CTBHA, Хорошим народным юмором ве
ет от этой картинки, где покезано, как
возница вываливает из повозки полз
гулявшую компанию, едущую co
свадьбы. Разнообразные живописные
произведения свидетельствуют о больз
пюм декоративном таланте польского
народа, а также о том, что реалисти-
ческая польская живопись в лучших
своих достижениях имеет глубоко наз
родные основы.

На выставке представлена в боль:
пом количестве народная керамика.
Наиболее древний и обширный по
количеству выдлелываемой глиняной
посуды-—это Келецкий район (с. Ил
жа). Еще в ХУП веке глиняные из-
делия оттуда экспортировались за
границу. Теперь здесь выделываются
главным образом игрушки, фигурки
животных, людей, птиц и даже целые
жанровые сценки.

Польская народная  деревявная
скульптура представлена на выставке
фигурами «Жнеца» и «Жницых ис
та Драка Войцех из с. Вержбна Рже?
шувского воеводства, 1948 г.). Если в
старой Полыне изображались главным
образом фигуры святых, то в совре-
менной, демократической Польше на
смену им пришли резные изображения
из жизни трудового народа.

Целый большой раздел выставки
занимает коллекция образцов и моде-
лей, созданных художниками тю зада-
нию Бюро эстетического над
зора над продукцией при Министерст-
ве культуры и искусства Польской
республики. Это бюро организовано
3 года назад. с целью повышения ху-
дожественного качества промышлен-
ной продукнии и изделий крестьян-
ского художественного ремесла. :

Работа этих художников представ-
лена на выставке тканями художест-
венного коллектива г. Закопане, вы-
шивками и кружевами, деревянными
игрушками и прочими изделиями, ко-
торые в значительной. степени следуют
лучним традициям старинного. худо-
жественного ремесла польской дерез-
HH. .

Выставка. польского народного ис-
кусства, привлекшая внимание широ-
KOH .COBETCKOH общественности, <по-
собствует. укреплению - культурных
связей между народами лемократиче-
ской Полыни и _Советского-Союза.
	Проф. Н. КОЖИН
	Памяти Лины По
	БЕРИДЗЕ В. В. Архитектура Гру-
зии. Издательство Академии архитек-
туры СССР. (Очерки по истории ар-
хитектуры народов СССР). 96 cTp.
Цена 8 руб.

Очерк истории грузинской архитек-
туры с древнейших времен до
ХУШ века.

ЕЛИСЕЕВА В. Ярославский театр
имени Ф. Г. Волкова. Ярославское об-
ластное издательство. 56 стр. Hene
1 p. 70 «x,

Сборник очерков об-основателе пер-
вого русского национального театра
Федоре Григорьевиче Волкове и ак
терах Ярославского государственного
Театра, заслуженных артистах РСФСР
А. Чудиновой, С. Ромоданове, С. Ко-
миссарове и С. Аверичевой.

ЛЕОНИДОВ Л. М. Прошлое и на-
	стоящее. Издание Музея МХАГ.
(Библиотека «Ежегодника Москоз-
ского Художественного театра»).
136 стр. Цена 8 руб.

Воспоминания народного артиста
	CCCP Л. М. Леонидова о дореволю-
ционном русском театре и первых го-
дах МХАТ.

НИКИФОРОВ Б. М. Живопись.
«Искусство» (Советское искусство.
Книга 1). 176 стр. Цена 7 р. 50 к.

Краткий очерк истории советской
	олливуд наступает...
			«Лэтр франсэз», 03 проц. выручки
касс французских кинотеатров идет
в карман некоронованных королей
Голливуда. Из государственного
бюджета Франции .урезается до по-
лутора миллиарда франков. чтобы за
счет уменьшения скудного пайка ку-
курузного хлеба, за счет молока для
детей угощать. французский народ
чарами американских  кинозвезд
Джинджер Роджерс и Франка Синат-
ра.

‚ — Куда ни взглянешь, — пишет
«Ви увриер», — в глаза бросаются
крикливые рекламы американских
фильмов. Соблазнительные кадры,
заманчивые, щекочущие нервы назва-
ния приковывают к себе жадные взо-
ры главным образом _ впечатлительной
мололежи.
	Услужливый экран открывает. пе-
	ред публикой целую галлерею поро-
ков.и преступлений. Все средства ки.
нопропаганды пущены в ход.для рас-
пространения в народе низменных ин-
стинктов. Лавина голливудской про-
дукции становится для Франции по-
истине народным. бедствием.
	— Красотки и гангстеры американ-
ских фильмов крадут у Франции ее
деньги и ее культуру, — гневно вос-
клицает «Ви увриер». — Смертельная
угроза, которую несет французскому
киноискусству американская экспан-
сия, заключается не только в том, что
галльский юмор и. изящество. усту-
пают место принудительному ассор-
тименту американской дешевки. Глав-
ное зло в том, что огромный количе-
ственный перевес американских филь.
мов отнимает у: французской. кинема-
‘тографии основной. источник * ‘художе-
ственного творчества — связь с вл
родными- массами.
	Недаром, создавая свои комитеты
защиты, деятели французской кине-
матографии призывают зрителя бой-
котировать американские фильмы и
этим помочь спасению агонизирующе-
го французского кино. Они велут
борьбу не только за свое право на
жизнь и на работу. Они защищают
независимость и самое существование
своего искусства. Они защищают его
священное право быть национальным
искусством, быть голосом и оружием
своего народа. -

— Позволите ли Вы, — негодующе
выражают <вой протест виднейшие
работники кинематографии в коллек-
тивном письме, адресованном  презя-
денту и правительству, — позволите
ли вы, чтобы французские авторы, по-
становщики, техники... увидели в
своей собственной стране свое. место
занятым иностранцами?
	Передовые- деятели литературы. и
искусства стараются защитить фран-
цузское кино не только от нажима
извне, но и от внутреннего заражения
голливудским ядом. В критических
статьях с тревогой отмечается ос-
кудение и упалок художественного
качества французских фильмов. Хозя:
eBa французской киноиндустрии,
крупнейшие компании Пате и Гомон,
тесно связанные с банками Моргана
и Ротшильда, считают  нерентабель-
ным вкладывать капиталы в отечест-
венное. производство. Ограничиваясь
выпуском в течение года нескольких
посредственных ‚ французских филь-
мов, они предпочитают дублировать
американскую ‹продукцию или даже
тратить огромные средства на амери-
канские постановки. Но если паша,
‘кинематография. хочет. существовать.
`— заяваяет о «Летр франсэз», — она’
‘должна, «несмотря Ha отсутствие.
финансовой, поддержки, победить аме-
риканский импорт своим высоким

идейным и художественным  качест-
вом». а oo
	Французская прогрессивная критя-
ка призывает работников кинемато-
графии посвятить свое творчество
боевым темам современности, быть
вместе © народом, с его демократиче-
скими силами, воспитывать у зрителя

вкус к жизни, к борьбе.
: E. KAH.
		Услужливый экран
	Среди различных отраслей народ-
ного хозяйства Франции, удушенных
петлей американского империализма,
печальное первенство принадлежит
кинематографии — самому доступно-
Му и самому народному из искусств.

Вопрос о катастрофическом упалке
французского ‘кино под натиском
Голливуда не сходит со страниц про-
грессивной печати. Об: этом пишут
«Ви увриер», «Лэтр франсэз», «Ак-
съон», «Франс нувэль».

Еженедельник «Ви увриер» в крас-
норечивой диаграмме показывает, что
в течение этого года импорт американ-
ских фильмов во Франщии вырос в
10 раз, между тем как удельный pec
французской продукции за это же
время сократился впятеро. Запас
дублированных американских филь-
мов во Франции так велик, что если
бы ввоз их неожиданно вовсе пре-
кратилея. то и топда французский
экран был бы заполнен ими_до 1950
года.

Неудивительно, что безработица в
кивопромышленности ° Франции 10-
стигла невероятных размеров. Уже В
начале текущего года было выбро-
шено на улицу 70 проц. ‘работников
кинематографии.

— Быть может, это последний
фильм, который я ставлю, — с гру-
стью сказал корреспонденту «Ви
увриер» постановщик одной® из круп-
нейших парижеких киностудий—Ноэ.
—Y меня здесь уволено 30 парней, ра-
ботавших под моим руководством, —
сообщает главный механик той `же
студии, — теперь все они без работы.

Парижские студии. закрываются
олна за другой. Тысячи; рабочих, .сот-
	ни творческих работников лишаются
куска хлеба. По. статистическим дан-

вым, приводилым в статье. газеты
	Сиамские лакеи Голливуда
	До прошлого года советские филь-
мы не демонстрировались на террито-
рии Сиамского королевства, и кино-
театры страны были наводнены преи-
мущественно бросовой ` американской
продукцией. В 1947 году на экранах
Сиама впервые появились советские
фильмы, вызвавшие огромный  инте-
рес у местного населения. Ряд <овет-
ских фильмов, показанных в течение

1947 года, в том числе «Петр 1», «Ка-
менный цветок», «Радуга», «Волга-
Волга», «Берлин», «Сталинград» и др.,
собрали рекордное в условиях Снама
количество` кинозрителей — 250 тыс.

Успех советских фильмов пришелся
не по вкусу американеким кинопрокат-
чикам. Но ‘их прямому заданию реак-
ционная часть сиамекой прессы, под-
держанная рядом китайских гоминда-
‘новских газет, издающихся в Сиаме,
подняла  оголтелую антисоветскую
кампанию. В результате этой кампа-
нии в 1948 году значительно сократи-
лось количество демонстрируемых ‹о-
ветских кинокартин. В то же время
американские и китайские дельцы со
все возрастающей энергией стали за-
‘брасывать Сиам своей . демпинговой
кинопродукцией. Однако американ-
ские боевики не смогли ослабить ин-
терес сиамских зрителей к советскому
искусству.

В «Плаза» — одном из лучших пер-.
воэкранных кинотеатров Бангкока —
столицы Сиама — минувшим летсм
шел советский фильм «Клятва». Ус-
пех его был из ряда вон выходящим.
Только за семь дней демонстрации
фильм «Клятва» поосмотрело 15.000

‘челозек. Гакое количество зрителей.
	никогда не собирал ни один америкач
	ский или китайский боевик. Широкое
	щиц, полные жизни и огня. B них
метко и артистично запечатлены ха-
рактерные особенности классического
балета и национальных плясок: Г

Л..М. По — художник общирнога
диапазона, многообразных замыслов.
Прекрасны ее работы эпохи Великой
Отечественной войны: «Партизав Ао-
хипыч», «Юный снайпер», «Женшича
с биркой», «Танен победы».

Лина Михайловна ушла`от нае на
самом под’еме творчества. Память ©
ней, о ее творческом подвиге неиз-
тладима. : Е
	А. Герасимов, С. Герасимов, С.
Коненков, Г. Кепинов, А. Ле-
бедев, С. Лебедева, С. Мерку-
-ров, В. Мухина, Н. Соколова,
П. Сысоев, Н. Томский. Е. Та-
гер, И. Фрих-Хар, Б. Федотов,
И. Чайков, Д. Шварц.
		Редакциенная коллегия:
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЯЕВ,
-Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦНИЙ, А; И. ШАВЕРДЯВ.
		и

Е

_ 5.
	Зак. № 3224.
	Москва, Цветной Чульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы информации, эстрады и цирка К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кичо—К 5-45-12; отделы“ архитектуры в Корреспонден ской

< вг; уд. Станкевича, 7.
		`Типография «Гуд