CORR
	№ 50 4138), Год издания XIX
	ТОКОЕ, ИСКУССТВО
	Цена ДБ коп.
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета ‘по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

Перед. плену
(0032 CORATCKE
	21 ‘декабря в Москве COCTOHTCA
пленум правления Союза советских.
композиторов СССР, на котором Gy:

Tom о рано мда сот noAntrtry
	дут подведены первые итоги работы
композиторов и музыковедов после
постановления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели». С
докладом выступит генеральный се-
кретарь ССК СССР Т. Хревников.

В течение ноября и первых Чисел
декабря представители правления
Союза советских композиторов СССР
знакомились на местах с работой всех
отделений союза, проводили собрания
композиторов, принимали участие в
прослушиваниях нозых произведений.

В программу пленума входит про-
слушивание и обсуждение новых про-
изведений различных жанров, создан-
	ных советскими композиторами B 1948
	году. Секретариатом союза утвержден
список произведений, которые будут
исполнены в дни работы пленума.
их числе крупные симфонические и
ораториальные сочинения — новые
симфонии В. Шербачева, Н. Мясков-
ского, С. Алескерова, Ю. Левитина,
симфониэтта М. Ва’йнберга, «Кантата
о Родине» А, Арутюняна, «Кантата о
Сталине» Н. Финаровского. кантата
«Флаг над сельсоветом» О. Чишко,
оратория «Подвиг народа» В. Юров-
ского, симфонические поэмы и увер-
тюры Д. Клебанова, Л. Ходжа-Эйна-
това, Ф. Амирова и А. Филиппенко.
Будут исполнены также‘ скрипич-
ные концерты Д. Кабалевского и В.
Рождественского, фортепианные кон-
церты Г. Гасанова и Л. Ходжа-Эйна-
това, концерт” для виолончели Ш.
Тактакишвили, концерт для кларне-
та Я. Медыньш. В программу вклю-
чены новые хоровые произведения В.
	Захарова, М. Коваля, Д. Басильева-
	Закончилось
военных
	На-днях закончился первый всеар-
‚ мейский смотр-соревнование образцо-
‚вых оркестров штабов военных окру-
гов и военных академий.

В Концертном зале им. Чайковско-
го состоялея заключительный вечер
`смотра. Председатель жюри, Герой
Советского Союза’ ‘генерал-полковник
И. Гришин, вручил победителям смот-
ра ценные призы и грамоты. Первое
место на смотре занял образцовый во-
енный оркестр штаба Ленингралекого
военного округа (дирижер — подпол”
ковник Сопов). Второе место разде-
лили образновые военные оркестры
	Гастроли rOVSHHCKHX
	В Москву из. гастрольной поездки
по горолам Румынии возвратился Го-
сударственный ‘ансамбль народного
тачца- Грузинской CCP нод руковод-
ством И: Сухишвили и Н. Рамишви-
ли: Коллектив принял участие в про-
ведении недели  румыно-советской
дружбы. За 24 дня ансамбль побывал
в городах Бухарест, Яесы, Плоешти,
Клуж, Бакау, Джурджу, Галац, Бу-
say, Питешты и др., дав 37 концер-
тов, которые посетили около 100 ты-
сяч зрителей.

Ансамбль дал концерты для
работников искусств и литерату-
ры, для металлургов, железнодорож-
ников, трамвайщиков и актива
АРЛЮС в г. Бухаресте. В г. Клуж
артисты возложили цветы на могилы
советских‘ воинов, павших в борьбе с
	Суббота, 11. декабря 1948 rona

Смотр спектаклей.
на современные
темы
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР принял ре-
шение о проведении с 1 апреля по
15 мая 1949 года Всесоюзного смотра
драматических спектаклей ва совре-
менные темы.
	Проводимый смотр должен повы-
сить активность театров в их работе
над пьесами советских драматургов.

В смотре примут участие все лра-
матические театры союзных респуб-
лик, имеющие в текушем репертуаре
не менее трех спектаклей на совре-
менную тему, поставленных после
1 октября 1948 года.
	Для проведения смотра на местах
организуются комиссии в составе
представителей партийных, советских
и общественных организаций, деяте-
лей искусств и литературы. Комитет
по делам искусств обязал руководи-
телей театров подготовить к ©мотру
новые спектакли, заняв в них лучших
актеров, режиссеров и художников.

Лучшие спектакли периферийных
	театров будут показаны в Москве.
	Для участия в работе республикан-
ских и областных комиссий Главное
управление драматических театроз на-
правит ‘на места критиков, режиссе-
ров и театровелов. В порядке подго-
товки к смотру организации  ис-
кусств на местах совместно с союза-
ми советских писателей проведут со-
вещания, посвященные состоянию
современной драматургии и работе
театров с авторами.

Государственному театрельному му-
зею им. Бахрушина поручено органи-
зовать Всесоюзную выставку на тему
«Советские спектакли в 1948—
1949 гг.».

а
	Показ хореографического
искусства Москвы
и Ленинграда
	13 декабря в Москве начинается
показ хореографического искусства
Москвы и Ленинграда, организуемый
Главным управлением музыкальных
театров Комитета по делам вскусств
при Совете Министров СССР и Цен-
тральным домом работников искусств
СССР.

В течение месяца на сценах фи-
лиала Большого театра, Музыкально-
го театра им. Станиславского и Не-
мировича-Данченко и Центрального
дома работников искусств будут вы-
ступать солисты балета Большого
театра, Ленинградского театра опе-
ры и балета им. Кирова, МАЛЕРГОТ,
Музыкального театра им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко, арти-
сты балета Московской и Ленинград-
ской эстрады, Государственный ан-
самбль народного танца под руковод-
ством И. Моисеева, хореографиче-
ское училище Большого театра и хо-
	реографическая художественная Ca-f
	модеятельность профсоюзных А.
и трудовых резервов Москвы.

15 декабря в Центральном доме
работников а состоится вер-
нисаж выставки «Русский балет в
живописи, графике и скультуре».

Показ  хореографического  искус-
ства Москвы и Ленинграда закон»
читея творческой конференцией в
Центральном доме работников  ис-
кусств. Участники ° конференции за-
	слушают доклады — Н. Волкова «О  .
	путях  советского балета» и И. Моин-
сеева «Балет и советская  действи-
тельность».
	МУЗЕЙ УКРАИНСКОГО
ИСКУССТВА
	ХАРЬКОВ. После капитального
ремонта открылся музей украинского
искусства. Здесь впервые экспониру-
ются картины выдающихся русских
художников Поленова, Левитана, Ма-
ковского, Куинджи, Мясоедова и
других.

Советские художники представле-
ны произведениями А. Герасимова,
Н. Ромадина, Н. Никонова. Отдел
графики пополнился работами И. Пав-
лова, Е. Кибрика и Кукрыниксов.
		за высокое идейное и художественное
качество политического плаката
		Комитет по делам искусств при Со-
	вете Министров СССР’ обсудил. поста-
	новление ЦК ВКП(б) «О недостатках
и мерах улучшения издания политиче-
ских плакатов». В решении, принятом
Комитетом, говорится о том, что Ко-
митет по делам искусств СССР, рес-
	публиканские комитеты и управления
	по делам искусств, Оргкомитет Сою-
за советских художников Hey LOBE
творительно руководят изданием по-
литических плакатов. Для устране-
ния недостатков, отмеченных: поста-
новлением ЦК ВКП(б), и для повы-
шения шдейно-политического’ уровня
и художественного’ качества плакатов
Комитетом намечен ряд мероприятий.

В течение декабря в Москве, Ленин-
граде, Ростове, Иванове, Киеве, Тби-
лиси, Ташкенте, Риге, Таллине и
Вильнюсе намечено провести собрания
актива художников, на которых будет
обсуждено постановление ЦК ВКП(б)
«О недостатках и мерах улучшения
издания политических плакатов».

Издательству «Искусство» предло-
жено представлять ‘на рассмотрение
и утверждение Комитета полугодовые
тематические планы выпуска плакатов,
обеспечить ‘художников-плакатистов
консультациями специалистов по всем
отраслям народного хозяйства, науки
и культуры.

В 1949 году будут изданы сборник
статей о современных. задачах совет-
ского‘ плаката, альбомы «Плакат в
Великой Отечественной войне», «Окна
ТАСС», монографии о плакатистах
Л. Голованове, В. Иванове, А. Коко-
рекине, В. Корецком, ИП. Саколове-
`Скаля, И. Тоидзе и Д. Шмаринове.
Совместно с Академией художеств
CCCP издательство «Искусство» под-
готовит к печати иллюстризованную
монографию по истории советского
	плаката.

В 1949 году будут проведены закры-
тые конкурсы на лучшие политические
плакаты с привлечением художников
союзных республик, краев и областей.
	Темы конкурсных плакатов — «Совет-
ский народ в борьбе за досрочное вы-
полнение пятилетнего! плана» и ‘«Борь-
ба Советского Союза за прочный-мир
и безопасность народов, против под-
жигателей войны».

Приняты также решения о подго-
товке новых кадров художников-пла-
катистов и об укреплении редакцион-
ных составов издательств, выпускаю-
щих политические плакаты.

Дирекции выставок и панорам и
Оргкомитету ССХ. СССР поручено по-
сле показа «Выставки художников со-
ветского плаката» в Москве органи-
зовать ее демонстрацию и обсуждение
в Киеве, Львове, Одессе, Харькове,
Сталино, Ворошиловграде, Баку, Тби-
	лиси, Ереване, Риге, Вильнюсе, Кау-
	насе, Тарту и Таллине.

В экспозицию Всесоюзной художе-
ственной выставки 1949 года вклю-
чается специальный раздел политиче-
ского нлаката .

nh

3 декабря в Центральном доме ра-
ботников искусств состоялось  об’е-
диненное общемосковекое собрание
художников, работников издательств
и полиграфии, посвященное постанов-
	лению ИК ВКП(б) «О недостатках и.
	мерах улучшения издания политиче-
ских плакатов». Председательство-
вал А. М. Герасимов.

Председатель Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР П. И. Лебедев в своем докладе:
отметил болышое значение постанов-
ления ЦК ВКП(б) и сообщил, что Ко-
митет по делам искусств разработал
ряд практических мер для окорейше-
го претворения в жизнь этого. поста-
_новления.

Собрание в единодунню принятой
резолюции горячо приветствует и
	одобряет постановление ЦК ВКП(б)
и обращается ко всем художникам,
писателям и поэтам с призывом при-
нять активное участие в работе над
политическим плакатом.
	Упорядочить работу
	NOG elk
	восстанозтления и рековструкщии на-
	ших городов, успешной реализации
гигантской программы массового
гражданского и жилищного строи-
	тельства является правильная Opid-
низация проектного дела в наней
стране. От работы проектных органи-
заций — этого важнейшего звена в
системе органов по делам архитекту-
ры
темпы, качество и экономичность
восстановительного и нового CTPOH-
тельства.

B нашей стране существует много

ТИ -С ЧР +:

крупных проектных _мастераких и ин-
	ститутов, ведущих большую и плодо-
творную работу по типовому и инли-
видуальному проектированию, по <о-
зданию генеральных планов и проек-
тов застройки центров городов, по
	планировке колхозных сел. Мощные
	специализированные проектные орга-
низации созданы при крупных мини-
стерствах и ведомствах.

Ряд важнейших проектных доку-
ментов вышел из стен Государствен-
ных архитектурных мастерских, твор-
ческих мастерских Академии архи-
тектуры СССР, институтов по проек-
тированию городов РСФСР и Украи-
ны, крупных ведомственных  проект-
ных организаций, По этим проектам
восстанавливаются разрушенные го-
рода, осуществляется социалистиче-
ская реконструкция сотен городов во
всех республиках Советской дер-
жавы:

Однако в работе наших проектных
организаций есть еще немало  сушще-
ственных недостатков. Особенно от-
рицательно сказываются эти недостат-
ки в деятельности проектных мастер-
ских министерств и ведомств. Об этом
свидетельствуют, в частности, мате-
риалы обследования, проведенного
Комитетом по делам архитектуры в
одной из крупнейших ведомственных
организаций — Центральной архитек-
турно-проектной мастерской Союз-
транспроекта. Здесь были. широко рас-
пространены такие явления, как «бу-
мажное» проектирование, в проектах
допускались архитектурные излишест-
ва, игнорировались экономика строи-
тельства и прогрессивная строитель-
ная техника, недооценивалось значе-
ние типового проектирования. Доста-
точно сказать, что за 1946—1947 годы
мастерская непроизводительно затра-
тила на «бумажное» проектирование
свыше 2 миллионов рублей. Руково-
дители мастерской не обеспечили не-
обходимого качества проектов для з4-
стройки жилыми и гражданскими зда-
ниями важнейших железнодорожных
магистралей. Почти в полтора раза
превысил архитектор этой мастерской
К. Рагулин стоимость здания желез-
	-водорожного клуба на’ станции Рос=
	сошь ‘из-за допущенных им, функцио-
нально совершенно неоправданных,
архитектурных излишеств.

Недостатки, обнаруженные в рР9-
боте мастерской Союзтранспроекта, в
той или иной мере присущи и мно-
гим другим ведомственным  проект-
ным организациям. Tak, в тресте
Теапроект,  осуществляющем  про-
ектирование почти всех крупнейших
театральных зданий страны, наблю-
дается итампованный подход к разра-
ботке проектов для различных горо-
дов. Недавно Теапроектом был co-
ставлен негодный проект здания цир-
ка в Красноярске (автор--архитектор
Артемьев), который по своей архитек-
туре напоминал культовое. сооруже-
ние. Планировка площади, на которой
должен был быть воздвигнут цирк,
шла в разрез < генеральным планом
города. О наличии крупнейших недо-
статков в работе Теапроекта еще ле-
том нынешнего года писала ` газета
«Советское искусство». Но руководи-
тели треста до сих пор не сделали
для себя серьезных выводов из крити-
ки общественности.

‘Нельзя признать удовлетворитель-
ной и деятельность мастерской Гипро-
кино, не справляющейся с поручен-
ной ей задачей большого государст-
венного значения — разработкой ти-
повых проектов кинотеатров.

Одной из важнейших причин
плохой работы ряда центральных в®-
домственных проектных организаций
в значительной мере является их от-
рыв от мест строительства и, как
результат этого, неспособность полно-
стью учитывать нужды города, для
которого проектируют. Поэтому осо-
бое значение приобретает” вопрос о
приближении проектирования к CTPO-
ительству и укреплении периферий-
ных организаций.   :

За последние годы органами по де-
лам архитектуры была создана на ме-
	стах разветвленная сеть проектных
организаций, призванных обеспечить
развернувшееся в городах страны
	вссстановительное и новое строитель-
ство высококачественной проектной
и технической документацией. Значи-
тсльная часть периферийных мастер-
ских укреплена квалифицированными
кадрами специалистов. В качестве
примера можно привести проектные
мастерские главных с архитекторов
Сталинграда, Севастополя, Челябин-
ска, Орла, Воронежа и ряда других
городов. Многие из этих мастерских
стали гораздо укпешнее справляться
CO стоящими перед ними творческими
залачами, создали на высоком хуло-
жественном и техническом уровне
большое количество проектов круп-
ных общественных и жилых зданий.

Но эти первые успехи не могут. за-
слонить собой трго факта, что мест-
ные проектные мастерские органов по
делам архитектуры в большинстве
своем ‘еще недостаточно укреплены
творчески и организационно. Комитет
по делам архитектуры и его респуб-
ликанские управления еше мало сде-
	оргапизании
	лали для того, чтооы укомплектовать
периферийные проектные организации
достаточным количеством опытных и
`квВалифицированных специалистов.

Но и те архитектурные кадры, кото-
рые работают на периферии, часто бы-
вают распылены по многочисленным
карликовым проектным организациям
различных ведомств. В столице Ли-
товской ССР, например, существует
до десятка проектных организаций, из
’ которых каждая в лучшем случае на-
считывает одного-двух  проектиров-
  щихов. Карликовые организации су-
ществуют при Министерствах про-
  мышленности стройматериалов, мест-
  ной промышленности, мясо-молочной
промышленности, здравоохранения,
  торговли, в системе. промкооперации
	и т. д. Такое «изобилие» проектных
‘’ организаций порождает нездоровую
конкуренцию и халтуру, становится
	фактором, тормозящим строительство.
В марте нынешнего года Совет Ми-
нистров РСФСР вынес постановление
«О мероприятиях по улучшению рабо-
ты проектных организаций», которым
был установлен твердый список про-
ектных организаций и точно опреде-
лен круг их задач. Это постановление
реализовано еще далеко не полно-
стью. В. городах Российской Федера-
ции, кроме 140 проектных организа-
ций, находящихся в ведении Управле-
ния по делам архитектуры   и Мини-
стерства коммунального хозяйства, до
сих пор имеются сотни мастерских и
контор различных министерств и ве-
домств. Зачем нужно, например, Ро-
стову-на-Дону 26 проектных органи-
заций? Какая необходимость была
дробить архитектурные силы по 23
проектным мастерским Свердловска
или 15 проектным организациям Крас-
нодара? Такая практика не только не
способствует повышению качества
проектирования, но ведет к нерацио-
нальному использованию архитектур-
ных кадров и исключает возможность
проведения единой архитектурно-тех-
нической политики в жилищном и
гражданском строительстве.

Не упорядочен до сих пор вопрос о
распределении заказов между проект-
ными организациями. Не урегулирова-
ны также вопросы методологии проек-
тирования, авторского надзора архи-
текторов за строительством. Послед-
нее обстоятельство особенно отрица-
тельно оказывается на архитектурном
качестве воздвигаемых зданий. Суще-
ствующая в проектных мастереких си-
стема оплаты труда не стимулирует
новаторства, применения передовой
техники, снижения стоимости строи-
тельства.

Все большее значение приобретает
строительство по типовым проектам, в
которых заложены принципы индуст-
фриеализащии“и поточно-скоростных ме:
тодов возведения зданий и от успеш-
ного применения которых во многом
зависит выполнение пятилетнего пла-
на жилищно-гражданокого строитель-
ства. Казалось бы, что возрастающий
удельный вес типовых проектов в
массовом строительстве обязывал. ме-
стные проектные организации уделить
особенное внимание правильному ис-
пользованию типовых проектов в
массовом строительстве. Между тем,
отдельные проектные организации на
местах под всякими предлогами стре-
мятся переделывать типовые проекты,
что, как правило, приводит к ухуд-
шению их качества и разбазариванию
государственных средств.

Нередко отсутствует творческий
подход к применению типовых проек-
тов. Разрабатывая проекты планиров-
ки и застройки улиц, кварталов и ра-
бочих поселков, архитектурные ма-
стерские не всегда ищут полноценно-
	го и живописного планировочного ре-
	шения задачи, опорачивая иногда сз-
мую идею типового проектирования.
	Значительная доля ответственности
	за неупорядоченность проектного де-
ла несут Комитет по делам архитек-
туры при Совете Министров СССР,
его республиканские управления, ко-
торые еще слабо руководят проектны-
ми организациями, редко контроли-
руют их деятельность, не обобщают
систематически опыт передовых кол-
‘лективов и не делают его. достоянием
широкой архитектурной общественно-
сти. Ряд серьезных упреков следует
пред’явить и к Союзу советских ар-
хитекторов, который не ведет глубо-
кой систематической идейно-воспита-
тельной работы с кадрами проектиров-
щиков, не принимает мер для повы-
шения их творческой квалификации.
Упорядочение работы проектных ор-
ганизаций является важнейшей госу-
дарственной задачей. Комитет по де-
лам архитектуры, министерства и ве-
домства должны уделять больше вни»
мания центральным и местным про-
ектным организациям и повседневно
контролировать их работу. Необходи-
мо до конца искоренить антигосудар-
ственную практику бросового, бумаж-
ного проектирования, положить конец
всякого рода архитектурным излише-
ствам и гигантомании, быстрее ликви-
	дировать существующий сейчас отрыв.
	проектировщиков от строительства.
Именно оторванность ряда проектных
организаций от реального строитель-
ства создает почву для проявления
чуждых нам формалистических тев-
денций в архитектурном творчестве.
Нужно повысить ответственность ав-
торов проектов и руководителей ма-
стерских за идейное и профессиональ-
ное качество проектно-технической
документации. Одной из неотложных
практических задач является ликвида-
ция параллелизма и всемерное укреп-
ление местных проектных ° организа-
ций. Это позволит об’единить лучигие
архитектурные силы и создаст бла-
гоприятные условия для повышения
квалификации проектировшиков.
	Od. Правленыя
{ КОГтПОЗиТОрОВ.
	`Буглая, В. Мурадели, А. Касьянова,
Г. Попова и др.

Участники пленума  прослушают
‘также новые ‘песни о вождях ‘совет-
‘ского народа Ленине и Сталине, о
Москве, комсомоле, Советской Ар-
мии, Специальная программа посвя-
щается песням и частушкам «Колхоз-
ной свадьбы» В. Захарова. В камер-
ных концертах будут исполнены квар-
теты А. Филиппенко и И. Иордан,
инструментальные ° пьесы А. Мурав-
лева, М. Глуха, Г. Чеботарян, Э. Кап:
па, Яниса Иванова. Камерно-вокаль-
ный раздел представлен новыми со-
‘чинениями Ю. Шапорина, Н. Ракова,

А. Мачавариани, Р. Габичвадзе, “А.
Калныньша. К. Данькевича, А. Што-
	гаренво. -
В числе новых произведений для
оркестров народных — инструментов
	будут исполнены «Русская фантазия»
и «Думка» Н. Будашкина, концерт
для балалайки с оркестром А. Соко-
лова-Камина, «Молодежная увертю-
ра» П. Куликова и др. Значительное
место в концертных программах от-
ведено киномузыке, танцовальным и
эстрадным жанрам.

Новые произведения советских ком-
позиторов будут исполнять Государ-
ственный симфонический оркестр
Союза ССР, Симфонический оркестр
`УССР, симфонические оркестры и-хор
Всесоюзного  радиокомитета, Госу-
дарственный русский народный. ор-
кестр, Республиканская русская хо-
ровая капелла, солисты-музыканты и
‚певцы Москвы, Ленинграда и других
городов.

Работа пленума булет ‘проходить 8
помещении ССК. СССР, в Большом
зале Московской консерватории я
  Колонном зале Дома союзов.
	соревнование
оркестров
	` Киевского военного округа (дириже-
ры — майоры Маркус и Сонич) и Во-
‚ енно-политической “академии им. В. И.
`Ленина (дирижер — старший лейте-
нант Чаркашин). На третьем месте —
образновый юркестр Военно-воздуш-
ной инженерной академии им. Жуков-
ского (дирижер — майор Лысенко).
	На заключительном вечере смотра:
	выступили премированные оркестры:
Кроме того, в концерте приняли уча-
стие образцово-показательный оркестр
Министерства Вооруженных Сил
CCCP и образцовый оркестр Мини-
` отерства внутренних дел СССР.
	артистов в РУМЫНИИ
	немецко-фашисотскими захватчиками. ‚,

Концерты ансамбля всюду прохо-
дили с исключительным успехом,
выливаясь в. демонстрации румыно-
советской. дружбы. Тепло  принима-
лись зрителями четыре народных ру:
мынских танца, специально подготов-
ленные советскими артистами по их
приезде в Бухарест.

Участники ансамбля были приняты
премьер-министром Румынской На-
родной республики г. Петру Гроза’ и
руководством АРЛЮС.

В своем письме на имя ансамбля
Политбюро ЦК румынской рабочей
партии выразило ему благодарность
за содействие, оказанное советскими
артистами делу укрепления дружбы
между СССР и Румынской Народной
республикой.
	СМОТР НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
	МИНСК. (Наш корр.). Большим за-
ключительным концертом закончился
смотр художественной самодеятель-
ности Минской области, посвященный
30-летию советской власти в Бело-

русеии.
В концерте участвовало свыше 400
исполнителей — рабочих, служащих,

колхозников, студентов, домашних
	хозяек. Смотр показал огромный рост
	культуры белорусского народа. Ве-
личественно прозвучали песни о
большевистской партии и великом
Сталине, который вывел белорусский
народ на широкую дорогу счастли-
ВОЙ жизни.

Разнообразные ` жанры искусства
были представлены на смотре — пе-
ние, музыка, акробатика.

—o—

КИНООЧЕРК
«КОЛХОЗНЫЕ ОГНИ»
	АЛМА-АТА. Студия художествен-
ных и документальных фильмов выпу-

_стила киноочерк «Колхозные огни». В

нем рассказывается об ‘электрифика-
ции аула Энбекши Казахского. райо-
на Алма-Атинской области.
			Издательство «Искусство» выпус-
кает массовыми тиражами серию пла-
катов и лозунгов на темы постановле-
ния Совета Министров СССР и ЦК
ВКП(б) о плане полезащитных Лесо-
насаждений.

Будут выпущены плакаты: «Сталин-
ский план защиты полей от засухи —
	претворим в жизнь!» М. Соловьева,
«Сажай лесные полосы в защиту ко-
лоса!» А. Кокорекина, «Навеки побе-

дим засуху!» В. Иванова, «В поход на
засуху!» В. Говоркова, «Пионеры и
школьники! Собирайте семена для
лесонасаждений!» В. Ливановой и др.
		=_—a SS
	«Навеки победим засуху!» Плакат худ. В. Иванова, вып щенный ИзДа-
ова, выпу
тельством «Искусство».
	По ролной земле
	МОЛДАВИИ
	СТАРЕЙШИЙ СОВЕТСКИЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В этом
месяце исполняется 30 лет co дня
основания Ленинградского театраль-
ного института. В беседе с нашим
корреспондентом директор института
Н. Серебряков сообщил:

— В декабре 1918 г. в Петрограде
была создана первая советская теат-
ральная школа, реорганизованная в
дальнейшем в Театральный институт
	имени А. Н. Островского. Из. выпуск».
ников института были сформированы
	труппы тяда русских и национальных
	‚театров. Многие воспитанники инсти-
	тута стали ведущими актерами.

В институте‘открылась молдавская
национальная мастерская, из которой
будет сформирован кишиневский дра-
матический театр. Созданная недавно
удмуртская национальная мастерская
уже в этом году будет показывать в
Ижевоке на удмуртском языке «Ме-
щане» А. М. Горького и «Молодую
гвардию» по роману А. Фадеева.

В нынешнем учебном году cocTo-
ится первый выпуск режиссеров, обу-
чающихся под руководством Л. Вивь-
ена.

В институте впервые открыт на те-
атроведческом факультете экстернат,
на котором обучается большая груп-
па театральных . работников JleHHH-
града. В этом году вновь откроются
курсы по повышению квалификации
работников ‘искусств. Здесь будут
	обучаться 75 руководителей театров,
режиссеров и других театральных
деятелей Союза.
	КОНФЕРЕНЦИЯ HKOMNOSKTOPOB
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
	ДЗАУДЖИКАУ. (Наш корр.). В
столице Северной Осетии — городе
Дзауджикау — состоялась творческая
конференция композиторов aBTOHOM.
ных республик Северного ‘Кавказа.
После вступительного слова компози-
тора Татархан Кокойти участники
конференции заслушали доклад’ пред-
ставителя Союза советских компози-
торов СССР А.. Иконникова: «Зада-
чи советских композиторов в свете’ по-
становления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели».

С сообщениями о работе композито-
ров автономных республик Северного
	Кавказа выступили представители с
	мест.

Во время конференции был испол-
нен ряд новых произведений. Наи-
больший интерес вызвали увертюра
«Хочбар» Гассанова и его же концерт
для фортепиано с оркестром, «Гимн
Октябрю», «Три песни» и «Сюита»
Шейблера, «Песня о Ленине» Хав-
пачова, оркестровые сочинения брать-
ев Кокойти и др.

—-O_.
	ПЬЕСА МОЛОДЫХ
ДРАМАТУРГОВ
	УЖГОРОД. Областной. русский
драматический театр осуществил по-
становку пьесы местных ‘молодых
драматургов М. Дзюбы и М..Тевеле-
ва «Великие будни». Пьеса рассказы-
вает о героях, восстанавливающих
	родной город, разрушенный фашиет-
	оскими захватчиками.
	КИШИНЕВ. (Наш корр.). Театры
республики в новом сезоне показали
ряд премьер. Молдавский театр оперы
и драмы открыл сезон постановкой
ньесы А. Штейна «Закон чеевти». В
этом году коллектив поставит оперы
«Фауст» Гуно и «Русалка» Дарго-
мыжекого и пьесы: «Госпожа мини-
стерша» Нушича, «Слуга двух гос-
под» Гольдони, «Бесприданница» Ост-
ровского, и пьесу молдавского писа-
теля А. Луцана-—«Лумина» («Свет»).
Часть труппы выезжает с гастроль-
ными спектаклями в районы республи-
Ки.

Первыми постановками в Русском
драматическом телтре были «Слава»
	В. Гусева и «Глубокие корни» [оу и
	д к2сео. до вопца года оудуг. нов ®-
заны — «Таня» Арбузова, «Обрыв»
Гончарова, «Снежная королева»
Шварца.

Русский драматический театр
г. Бельцы покажет зрителям в новом
сезоне пьесы: «Глубокие корни» Гоу
и д’Юссо, «Платон Кречет» А. Кор-
нейчука и др.

—o—
	YAMYPTCHHE
НАРОЛНЫЕ ПЕСНИ
	ИЖЕВСК. (Наш корр.). Удмуртское
	государственное издательство выпу-
стило два сборника` удмуртских Ha-
	родных песен в обработке местных.
	композиторов М. ее» и И. Гал-
кина.
	ВЫПУСН МОЛОДЫХ
АРХИТЕКТОРОВ в
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В Средне-
азиатском индустриальном институте
состоялся очередной`выпуск молодых
архитекторов. 14 выпускников успеш-
но защитили дипломные проекты. Вы-
сокую оценку получили проекты зда-
ний Академии наук УзССР — Р: Баи-
шева и В. Бирюкова, Театра им. Му-
кими — Р. Андреевой и до.
		ВЫСТАВКИ РАБОТ МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ
	¥
	САРАТОВ. В Художественном My-
зее имени Радищева ‘открылась вы-
ставка произведений саратовских ху-
дожников. Представлено более 100
работ — живопись, скульптура, пра-
фика. Среди экспонатов — тематиче-
ские полотна: «Великий перелом»
Л. Кулагина, «Фронтовая дружба» и
«Переправа» В. Ткаченко, «Клятва»,
«Бойцы» и «Доярки» А. Бородина,
«Лостали языка» И. Новосельцева и
	др.
	Выставка пользуется большим
успехом.

ЕРЕВАН. В Доме работников ис-
кусотв открылась выставка работ ху-
дожника Х. Есаяна. Более cemu-
десяти экспонатов ‹ представляют
творчество художника за последние
два года. В основном, это. пейзажи,
отражающие социалистическое  пре-
образование городов по плану после-
военной сталинской пятилетки.

ae

YOKTOPOL. Oxono: 100 новых mpo-
извелений прелставлено’ Ha OTKDPBHIB-

„о
	‚изведенийи представлено Ha отёрыв”
шейся четвертой выставке работ ху-
	дожников Закарпатья. Среди экспо-
натов много работ молодых `худож-

HHKOB.
<< *
	КРАСНОЯРСК. — лудожественная
выставка открыта в Красноярском
краеведческом музее.  Демонстри-
руется около ста произведений ху-
		РОВНО. В помещении Музыкаль-
	  но- драматического театра открылась
  первая выставка ‘работ. художников
 Ровенщины: Поедставлены 124 рабо-
	ты. Среди них серия картин о с5-
циалистичеекой индустрии Урала

Hap. - : ео №
	КАЗАНЬ. Здесь открылась вы:
	ставка работ художника-фронтовика
Хариса Якупова. Экспонируются 95
картин, в том числе «Разлив на реке
Казанке», «Солнечный день», «Зима»

и: др...   —
лы жж

`АЛМА-АТА. Выставка зведе-
ний художника Аубакира Исмаилова
открыта в Алма-Ата в связи с 20-ле-
тием его тзорческой деятельности.

А. Исмаилов — сын караганлинско-
го шахтера, получимций образование
‘в Московском художественном ин-
  CTUTYTE.
	На выставке представлено свыше
	[30 работ различных жанров.
	ИТОГИ СМОТРА ТЕАТРАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Президиум ВЦСПС обсудил И
Всесоюзного смотра спектаклей само-

деятельных коллективов на совре-
менные темы.
	В смотре участвовало 260. тысяч
рабочих, инженерно-технических ‘ра-
ботников, служащих и членов их <е-
	Президиум BUCHC предложил
профорганизациям обеспечить `даль-
нейшее массовое развитие театраль-
ной самодеятельности, создавая дра-
матические кружки при всех клубах,
домах и дворцах культуры, красных
wromay — Шентральному комитету

профсоюза работников искусств пору-
чено органйзовать Широкую  шШеф-
скую помощь художественной само-
деятельности со стороны режиссеров,
актеров и ‘художников театров.

С 1 января‘ 1949 года начнут рабо-
тать: постоянно: действующие семина-
ры для повышения квалификации ру-.
ководителей театральной самодея-
тельности. Решено также увеличить
число учащихся на заочных театраль-
ных курсах при Всесоюзном доме на-
родного творчества имени Н. К.
Крупской. Уже в будущем году здесь
должно обучаться до трех тысяч че-
ловек.

ВЛАДИВОСТОК. Здесь открылась
выставка работ художников При-.
морья. Болышинство картин посвяще-
но росту народного хозяйства, знат-
ным людям края.

: x * €

ВЛАДИМИР. В селе Crapgposo, в
районном Доме культуры, открылась
выставка изобразительного искусства.
Представлено более 160 работ мест-
ных художников-—колхозников, YUH-
телей, учащихся районной художест-
		Лауреат. Сталинской премии на-
родный художник СССР скульп-
тор Я. Николадзе на практических
занятиях со стулентами в мастер-.
ских Грузинской Академии худо-
жеств.
		Сцена. из спектакля «Коппелия»
в постановке Армянского театра
оперы и балета им. Спендиарова.
Сванильда—Л. Воинова и Франц—

С. Саркисян.
	Фото Л. Р:

аскина,