- СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО _
	`Комитете по делам искусств
	тов. К преподаванию на вокальные
факультеты привлечены крупнейшие

мастера вокального искусства.
	В то же время в деятельностая Мос-
ковской консерватории очень слабой
остается работа теоретико-компози-
торокого факультета. В классах сочи-
	нения еще не изжиты формалистиче-
	ские тенденции. ‘Студенческие во-
кальные хоровые сочинения обнаружи-
вают слабое мастерство и плохое зна-
ние студентами-композиторами специ-
фики вокального и хорового письма.
Дисциплины теоретических циклов
пренодаются отвлеченно, без связи ©
практикой.

Вокальный факультет до сих пор
полностью не укомплектован. Мед-
ленно развертывается в консерватории
критика и самокритика. Порочные тра-
диции сглаживания и замалчивания
недостатков особенно заметны в рабо-
те вокального и теоретико-компози-
торского факультетов. До сих пор че
	закончена работа кафедр над состав-.
	лением программ историко-теоретиче-
ского цикла.
	Комитет по делам искусств принял
развернутое постановление,  направ-
ленное к устранению недостатков и
дальнейшему улучшению  деятельно-
сти Московской консерватории.
	Главному управлению учебных за-
ведений поручено провести в феерале
1949 г. в Москве смотр студечтов-
вокалистов и лучших произведений
студентов-композиторов всех консер-
ваторий. Состоятся также конферен-
	ции по вокальному образованию и
	подготовке композиторов.
=
	уст» Гуно, балеты «Коппелия» Дели-
ба, «Стрекоза», Ефимова. В первом
квартале 1949 г. театр сверх плана по-
кажет оперу «Чио-Чио-Сан» Пуччини,

В сезоне 1948—49 г. театр прове-
дет проверку всех спектаклей теку-
щего репертуара, заменив исполните-
лей, не отвечающих высоким требова-
ниям. Дирекцией разрабатываются ме-
роприятия по активному выдвижению
молодежи и уточнению ‘творческих
перспектив каждого солиста оперы и
балета. При/художественно-производ-
ственных Мастерских тегтра будет
создана экспериментальная группа,
которая займется вопросами удешев-
ления и рационализации постановоч-
ных средств.

На том же заседании Комитет об-
судил работу Московской консерва-
тории им. П. И. Чайковекого. С до-
кладом выступил лиректор консерва-
тории А. Свешников.

За десять месяцев, прошедших со
времени, постановления ЦК ВКП(б)
«Об опере «Великая дружба» В. Му-
Радели», Московская консерватория
добилась некоторых положительных
результатов.  Учебно-пелагогическая
работа здесь сейчас ведется. по HOBO-
	му плану и значительно переработан-
	ным программам. Основное внимание
обращено на изучение творческого на-
следия классиков русской и западно-
	европейской ‘музыки, на изучение
русского народного музыкального
творчества и  творчеетва народов
	СССР. Идейно-воспитательная работа
и учебный процесс направляются на
борьбу c Фформализмом,  аполитич-
ностью и проявлениями низкопоклон-
ства перед современной буржуазной
наукой. .

От работы в консерватории освобо-
жлена группа педагогов-формалистов,
заменены заведующие кафедрами тео-
рии музыки и сочинения, деканы фор-
тепианного и оркестрового факультэ-
		На очередном заседании Комитета
по делам искусств при Совете Мици-
стров СССР был обсужден вопрос о
работе Государственного академиче-
ского Большого театра Союза ССР. С
докладом выступил директор театра
А. Солодовников.

Деятельность Большого театра за
последнее время оживилась. Выпу-
щенный в октябре спектакль «Про-
данная невеста» получил хорошую
оценку прессы и общественности и
пользуется успехом у зрителей. За-
вершена работа над оперой «Борис
Годунов», причем новая редакция
спектакля устранила ряд коренных
недостатков прошлой постановки.
Развитие социалистического соревчо-
вания и рост инициативы творческо-
го коллектива позволили выпустить
сверх плана в честь 30-летия ВЛКСМ
балетный спектакль «Аистенок». В
театре разработан перспективный
трехлетний репертуарный план, улуч-
шились составы текущих спектаклей
и повысилось выполнение норм у ве-
дущей части труппы.

Вместе с тем в деятельности Боль-
moro TeaTpa имеются крупные нело-
статки: узость и белноеть текущего
репертуара; падение уровня вокально-
исполнительской культуры у значи-
тельного количества певцов; неудо-
влетворительная. работа над создани-
ем и постановкой новых произведений
советских композиторов.

Комитет по делам искусств при-
знал правильной основную линию
трехлетнего  репертуарного плана
Большого театра, включающего лва-
дцать опери пять балетов, и утвердил
его репертуар на 1949 год. На основ-
ной сцене в 1949 году будут постав-
лены оперы «Садко» Римского-Корса-
кова, «Аида» Верди, балеты «Мелный

‚ всадник» Глиэра, «Три толстяка»
Оранекого..На сцене филиала пойдут
	оперы «Мазепа» Чайковского, «Фа-

Театры Киргизии
	сегодня
	== dee el, ie) SS Oe Se Qe ee eS A celle
		‚ИСКУССТВО КИНО*“«
		чества киргизских драматургов, Меж-
ду тем, их произведения до сих пор ни
в количественном. ни-в- качественном
	отношении не‘ удовлетворяют возра-.
	стающих. . потребностей ‘киргизоких
зрителей и киргизского театра.

Русский драматический театр им.
Н. К. Крупской   находится в несколь-
ко ином ‘положении.

Театр показал фрунзенским зрите-
лям наиболее интересные пьесы совет-
ских драматургов: «Русский вопрос»,
«Старые друзья», «За тех, кто в Мо-
ре!». «В одном городе», «Остров ми-
ра», «Под каштанами Праги» и’ др. В
репертуаре театра’ русская классика
— пьесы Островекого, Горького, Че-
хова. : :

К 31-й годовщине Великой Октябрь-
ской социалистической революции
театр показал в постановке М. Мала-
муда «Закон чести» А. Штейна. Спек-
такль получился ярким, остро пу-
блицистичным.

Коллектив театра’ работает с_боль-
шим напряжением. Почти ежедневно
театр дает выездные спектакли в клу-
бах и домах культуры — в самом горо-
де Фрунзе и в пригородах его. И тем
не менее, материального успеха театр
не имеет. Театр, осуществляющий
важнейшие задачи пропаганды вели-
кого русского искусства в Киргизии,
нуждается в более активной поддерж-
ке со стороны местных партийных’ и
советских органов.

В составе Фрунзенского театра ку-
кол две труппы — русская и киргиз-
ская. В их репертуаре произведения
Михалкова, Эшмамбетова, Швенберге-
ра, Туровского и др. В 1948 году те-
атр дал около 500 спектаклей. Выез-
жая в детские дома, школы, театр по
существу превратился в передвижной.
Летом, например, раз’езжая тю аулам,
театр давал два спектакля в день —
утром для ребят, вечером для взро-
слых зрителей. Но киргизская труппа
этого успешно функционирующего
театра страдает из-за отсутствия. пол-
ноценного национального репертуара.

Вопросы репертуара, определяющего
успехи театров, должны постоянно
быть в центре внимания республикан-
ского Управления по делам искусств
и Союза советских писателей Кирги-
3HH.

Управлению по делам искусств при
Совете Министров Киргизии необхо-
димо также продумать вопрос о создзЗ-
нии хотя бы одного передвижного
русского театра, который обслуживал
бы русское население Иссык-Куль-
ской, Джалал-Абадской и других об:
ластей, где много русского населе-
НИЯ.

Киргизский народ в дружной семье
народов СССР доблестно борется за
выполнение сталинского пятилетнего
	плана. Но искусство Киргизии еще в
	долгу перед своим народом. Работники
театров Киргизии должны приложить
все усилия к тому, чтобы создать
спектакли, достойные нашей советской
	Е. ОРЛИКОВА.
г ФРУНЗЕ.
	Помещаемые в журнале критические
статьи находятся порой на низком
теоретическом уровне, оторваны от
живой творческой практики, написа-
ны сухим, невыразительным языком.
Члены редколлегии журнала
Д. Еремин и Р. Юренев, признавая
критику «Искусства кино» во многом
справедливой, указывали на то, что
комиссии Союза писателей не интере-
совались работой журнала. Между
тем редакция журнала остро ощу-
щает необходимость в творческой по-
мощи со стороны критической и пи-
сательской общественности. Прошед-
шее обсуждение «Искусства кино»
(первое за все время существования
журнала) должно положить начало
совместной работе актива журнала с
комиссиями Союза писателей.
	 юстановление ПК ВКП(б) направи-
ло театры Киргизии на, верный путь.
Тезтры начали ставить; больше снек-
таклей на-темы современной. совет-
ской действительности. Увеличилось
количество. постановок пьес ‚русских
советских драматургов в переводе на

` киргизский язык. В репертуаре кир-
тизоких театров- укрепиликь такие
произведения, как «Русский вопрос»,
«Молодая гвардия», «Хлеб-наш на-
сущный», «Старые друзья», «Красный
галстук» и др.

Одновременно стали появляться И
новые киргизекие пьесы. В. киргиз-
ском драматическом театре во Фрунзе
были один за другим показаны два
современных спектакля — agkymayy-
чан» («Песчаная долина») Аблумаму-
вова и «Мой аил» Шукурбекова. .

С драматургом Р. Шукурбековым
театр сохраняет тесную . творческую
связь. Сейчас он закончил новую ко-
медию «Что посеешь, то пожнешь», в
которой показана. работа колхоза в
послевоенный период. Ньеса принята
к постановке и включена в репертуар-
ный план 1949 г.

Киргизский театр работает сейчас
над спектаклем «Тропа героя» Ю. Дос
— oO CTPOHTEAAX HOBO железной доро-
ги, ведущей через горный перевал к
району. До конца года театр планиру-
ет еще один спектакль — «Послед-
ние» М. Горького.

Интенсивная творческая работа
театра затруднена тем, что коллектив
не имеет своего помещения. Труппа
выступает в помещении Оперного те-
атра, где дает ежемесячно всего толь-

ко 4 спектакля. Кроме того, 10 пред-
ставлений в месяц даются на клубных
площадках, а также в кишлаках и
аулах, куда систематически выезжает
группа артистов театра. Театр лишен
необходимых условий для репетици-
OHHOH, ‘учебной и политико-воспита-
тельной работы с актерами.

° В самое последнее время драматурги
Киргизии создали ряд новых пьес.
«Алга» («Вперел») Иманалиева рас-
сказывает о строительстве колхозного
поселка, «Горный поток» Алексеевой и
Высоцкого посвящена событиям Ок-
тябрьской революции в Киргизии. Мо-
лодой драматург Абдумамунов закан-
чивает новую пьесу «Соседи».

Опытные киргизские драматурги до
сих пор не могут избавиться от пПри-
верженности к легендарным, сказоч-
ным сюжетам, к внешней заниматель-
ности. Ведущие писатели республики
не дали за последние два года ни
одной новой пьесы. Они погружены в
процесс переработки своих старых
пьес для оперных и балетных либрет-
то. Так, драматург Эшмамбетов при-
способляет для балета сюжет своей
льесы «Бала Бакыт». Драматург
`Джантошев переделал для оперного

‘спектакля пьесу «Ким кантты», дра-
матург Маликов. — старую пьесу
«Кулипа». .

Правление Союза советских писате-
лей Киргизии не оказывает театрам
никакого содействия в создании ре-
пертуара и фактически ничего не
предпринимает для активизации твор-
	Обсуждению журнала «Искусство
Киро» было посвящено состоявшееся
У хекабря совместное заседание ко-
миссии по теории литературы и кри-
тики и комиссии по кинодраматургии
Союза писателей.

С докладом о материалах, помещен-
ных в журнале «Искусство кино» за
1948 гол, выступил И. Альтман. Уча-
стники совещания подвергли деталь-
ному разбору отдельные статьи и ра-
Gory журнала -в целом.

О необходимости перестройки ра-
боты журнала говорили Е. Коваль-
чик, Н. Соколова, В. Шкловский,
И. Вайсфельд, Ф. Левин, М. Донской.
Журнал «Искусство кино» не сумел
найти свой профиль и не пользуется
поэтому достаточным авторитетом
среди творческих работников кино.
			В ближайшее время на экраны
страны выпускается новый цветной
художественный фильм  «Мичурино,
рассказывающий о жизни и научном
творчестве великого русского пре-
образователя природы.

`Кадр за кадром перед зрителем
проходят основные этапы борьбы Ми-
чурина за создание новой, прогрес-
сивной биологической науки. В кар-
тине подробно показана плодотворная
работа И. Мичурина в голы coner-
		ской власти, когда партия и прави-
тельство создали все условия для
расцвета его научной деятельности.
Достижения Мичурина стали достоя-
нием не только передовой науки, но и
миллионов советских людей.

Автор сценария и постановщик }
фильма А. Довженко. Режиссер Ю.
Солнцева, операторы Л. Косматов и
Ю. Кун. Музыка Д. Шостаковича.

Роль Мичурина исполняет артист
Ярославского областного  драмати-
ческого театра Г. Белов. Это первый
дебют актера в кино. В роли М. И.
Калинина снимался В. Соловьев
Жену Мичурина играет А. Васильева.
В остальных ролях» заняты актеры
Н. Шамин, М. Жаров, В. Хохряков
С. Ценин, 10. Любимов. П. Гайле
буров, Ф. Григорьев и другие.

Картина снималась в Мичуринске
во многих районах страны и павильо-
нах киностудии Мосфильм.

Организованные Министерством кинематографии СССР и Мос.
ковским Домом кино просмотры нового фильма «Мичурин» вызвали.
живой интерес у деятелей науки и искусства. В обсуждении фильма -
приняли участие ученые, писатели, мастера кино, высоко оценившие
художественное и познавательное значение нового фильма А. Дов
женко.

На фото: наверху — Мичурин (арт. Г. Белов); справа — молодой
Мичурин (арт. А. Ларионов) с женой (арт. Н. Садовская).
	Письмо в редакиию
	HABECTH ПОРЯДОК В НОТНОЙ ТОРГОВЛЕ
	Распространение нотной литерату- минимуф через полтора-два. месяца
ры в стране, как известно, поручено   после выпуска их в свет. Легко прел-
	Когизу. Однако работники Когиза ! ставить, сколь труден путь нотной
всеми средствами открещиваются от   литературы на периферию!

выполнения `этой задачи.   Вызывают недоумение’ ‘принципы
	Вот несколько примеров. Музгиз ‚ распределения Когизом нотной про-
выпускает популярный ` «Песенник   дукции по городам периферич. На-
для воинов Советской Армии», тираж   пример, на полках магазина горола
которого предполагался в 200 тысяч.   Хероова, не имеющего музыкальных
Однако Когиз с трудом согласился учреждений, долгое время покрыва-
распространить 60 тысяч ` экземпля-   лись пылью об’емистые ‘партитуры
ров. Когда же само издательство за-  оратории Шапорина «На поле Кули-
просило заинтересованкые в несенни-! ковом». В районных центрах. сельских
	местностей невозможно приобрести
ноты массовых популярных песен. В
	найдешь ни одного экземпляра жур-
нала «Советская музыка». Многочис-
ленны случаи засылки большого ко-
личества нот одного названия в один
город. При распределении тиража <о-
вершенно не учитывается специфика
города и области. В Тбилиси, sanpe-
мер, невозможно приобрести изданноз
Музгизом симфоническое произзеде-
ние видного грузинского композятора.
Ш. Мшвелидзе «Звилаури», красую-
щееся в витринах всех московских
вотных магазинов. Ни один экземпляв
изданных Музфонлом СССР клавиров
киргизских балетов «Анар» и «Чол-
пон» не был послан в город Фрунзе.
Тщетно было бы искать в Москве
произведения композиторов, изданные
республиканскими издательствами.
Нотная торговля в стране совер-
шенно не организована. Руководители
Когиза не заботятся о выращивания
квалифицированных кадров. Матери:
ально незаинтересованные, не знаю:
щие специфики нотной торговли, ра-
ботники магазинов: ни в какой. степени
не являются пропаганлистами нотной
продукции. = Е oF
Пора, давно пора, навести порядок
в нотной торговле! к
`В. Захаров, Р. Глиэр, Д. Каба-
левский, И. Дунаевский, М.
Гнесин, М. Блантер, И. Иванов-
Радкевич, Н. Крюков. А. Но-
виков, В. Фере, Б. Мокроусов.
	следствии  азвествых советских
художников занимался в основан-
ных А. НП. Хотулевым классах живо-
писи, превращенных затем = студию,
которой было присвоено има Репина.
	‚ Послереволюционные голы явились
	особенно плодотворными для А. П.
Хотулева и в творческом отношевти.
. Pag ero работ, полных  ларической
мягкости, связан с Подмосковьем.
Значительное место в творчестве
А. П. Хотулева принадлежит также
` волжским и окским пейзажам.
	В лице Аникаты Петровича от нас

‘ушел крупный художвик-реалист, че-
‚ лозек большой bayTpeunel ВЫ
` и обаяния.
		ке организации, выяснилось, что В   местностей
200-тысячного тиража нехватит. ноты масс
	Недавно выпущена в свет «Школа
коллективной игры на духовых ин-
струментах» В. Блажевича, И эту
книгу Когиз не хотел принять к рас-
пространению, требуя уменьшить ти
раж, установленный издательством.

Классики здесь тоже не в почете.
Тираж «Избранных романсов» Рим-
ского-Корсакова по. требованию Ko-
гиза снижается в 10 раз. Та же участь
постигла и «Избранные романсы»
Глинки. Таких примеров множество.
И это в то время, когда многомилли-
онные массы любителей музыки тщет-
но пытаются достать ноты популяр-
ных музыкальных произведений.
	Не в лучшем положении находится
и практическая реализация тех мини-
мальных тиражей музыкальных про-
изведений, которые поступают в тор
говую сеть Когиза. На склалах Муз-
гиза < 1946—47 г. лежит около по-
лумиллиона экземпляров  хоброка-
чественной музыкальной литературы
на общую сумму 10 миллионов руб-
лей. За исключением Москвы, Ленин-
града, Киева и некоторых крупных
городов страны, ни в одном крупном
Областном центре, даже и в таких,
гле имеются музыкальные школы,
училища и консерватории, нет специа-
лизированных нотных магазинов. Го-
товая продукция поступгет в магази-
ны с большим опозданием. Даже вз
полки московских нотных магазинов
музыкальные произведения попадают

‚решение © продлении конкурса на

‘лучшую советскую комедию. Устано-
влен окончательный срок прелставле-
ния пьес на конкурсе — 15 января
1949 года.
	В Центральном музее
музыкальной культуры

Государственный Центральный му-
зей музыкальной культуры сделал за
последнее время рял новых приобрете-
ний. Наибольший интерес из них пред-

ставляют две рукописи-автографы
А. П. Бородина и М. П. Мусоргского
— эскизы опер «Князь Игорь» и «Хо-
ванщина» и неизданная рукопись
Франца Листа «Мефисто-вальс № 4».

Ценными материалами пополнился
и эпистолярный фонд музея. Приобре-
тены 119 неопубликованных писем
А. П. Бородина к его жене и другим

‘лицам (50—70-е годы проиьлого века)
‘и 14 писем С. В. Рахманинова (1923—
1930 гг.) к своему товаришу по Мо-
	  CKROBCKOH консерватории ВБ. Р. Виль-.
‘nay.
	Реставрация панорамы
„Бородинская битва“
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР приступает
к реставрации известной панорамы
	р а МЕН = а

Рубо «Бородинская битва». `Художе-
	ственно-восстановительные и рестав-
рационные работы по панораме воз-
ложены на Государственную  цен-
тральную художественно - реставра-
ционную мастерскую.

Для общего руководства восста-
новлением панорамы создана специ-
альная комиссия под председатель-
ством академика И. Грабаря. В нее
вошли генерал-лейтенант А. Сухом-
лин, художник М. Авилов, художник-
реставратор П. Корин и др.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	@ 11 декабря в Центральном доме работни-
ков искусств состоится вечер, посвященный
60-летию артистической, режиссерской и педз-
	гогической деятельности старейшего мастера
цирка В. Жанто.
< Для художественного обслуживания со
	ветской администрации и группы советских окку-
пационных войск в Германии выехала бригада
артистов в составе С. Фурера, Л. Ельчаниновой,
Л. Ковальской, В. Гаврюшова, М. Соградовеи,
Т. Птицыной, Л. Маслюкова и Л. Эпштейна.

© Вечер памяти В. И. Качалова устраивают
13 декабря МХАТ СССР им. Горького и Дом
актера ВТО.

© В выставочном зале Союза советских ху-
дожников состоялось открытие выставки произ-
ведений академика А. Степанова и С. Корз-
вина. Выставка организована Оргкомитетом Со-

юза советских художников совместно © Госу-

дарственной Третьяковской галлереей.

© На-днях в Большом зале Консерватории
и в Концертном зале им. Чайковского в трех
концертах исполнялся «Реквием» Верди. Одно
из монументальнейших произведений мировой
музыкальной классики в исполнении Государст-

венного симфонического оркестра Союза ССР.

и Ленинградской академической хоровой капел-
лы под управлением К. Элиасберга встречало
теплый прием у многочисленной аудитории. Наин-
большие симпатии слушателей привлекли солн-
стки — молодые ‘артистки Московской государ-
ственной филармонии Н. Суховицына ни А. Па-
зовская

6 ©) 3 9 <. 2 №

АКСЕЛЬРОД А. И. — Школы.
Издательство Академии  архитек-
туры СССР (Архитектура страны Со-
ветов). 36 cm 20 листов иллюстра-
ций. Цена 5 руб:

Популярный очерк об архитектуре
и строительстве школьных зданий
B Советском Союзе.
	АРАКИШВИЛИ Д. И. — Обзор
народной песни Восточной Грузии.
Госиздат Грузинской ССР. 100 стр.
Цена 6 руб. 60 коп.

БОГАТЫРЕВ С. С. — Двойной
канон. Музгиз. 128 стр. Цена 8 руб.
Учебное пособие к курсу полифонии.

ВЕЙМАРН Б. В. — Архитектурно-
декоративное искусство Узбекиста-
на. Государственное архитектурное
издательство. (Декоративное искус-
	ство народов СССР). 62 стр., 26 ли:
стов иллюстраций. Цена 7 руб.
90 коп.
	Научно-популярный очерк ‘об ос-
новных видах народного архитектур-
но-декоративного искусства дорево-
люционного и советекого \Узбекиста-
на: резьбе по алебастру, декоративной
	росатиси, резьбе по дереву и камню,
художественной керамике и т. д.

ФРЕЙДКИНА Л. — Полвека Ху-
дожественного театра. Издательство
Вохероссийского театрального общест-
ва. Цена 3 р.

Краткий очерк истории театра, со-
держащий анализ его основных спек-
таклей.

Ежегодник Института истории ис-
кусств Академии наук Союза ССР.
Том П. Издательство Академии наук
СССР. 358 ‹тр. Цена 20 руб.

В книгу включены статьи по исто-
рии русского театра, узкий и дра-
матургии.

НОВИЦКИЙ П. — Борис к
«Искусство». 316 стр., 24 листа ил-
люстраций. Цена 2 руб.

Монография о жизни и творчестве
выдающегося советского актера.
	  Пьесы. «Искусство». 280 стр.
  Цена 14 руб. 50 коп.

В сборник включены пьесы Д. Тол-
мачева и А. Голубевой «Начало
пути», Г. Трифонова «Большие o6n-
‘ ды», Е. Мин и А. Миняковского
ее. утро», Е. Люфанова «В са-

ды приходит весна».

СОВЕТСКОЕ КИНОИСНУССТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	работе художественной кинематогра-
фии, автор осветил также и наиболее
значительные фильмы  документаль-
ной и научно-учебной кинематогра:
фии. В приложении дан фильмографи-
ческий указатель всех выпущенных в
годы Великой Отечественной войны
художественных картин, а также ос
новных документальных, научно-по-
пулярных, военно-учебных и инструк-
тивных фильмов.

Гоекинойздат вынустил в свет кни-
гу И. Большакова «Советское кино-
искусство в годы Великой . Отече-
ственной войны». В’ книге подробно
освещена деятельность советского
кино в 1941—1945 гг., его перестрой-
ка на военный лад, труд мастеров
кино по созданию произведений, мо-
билизующих советский народ на борь-
	  бу против немецко-фашистских зах-
	ватчиков. у делив основное внимание
	Московсное
	об‘единение
	театрально -зрелищных касс
	В ближайшее время в Центральном
доме работников искусств будет орга-
низована зрительская конференция.
Художественные руководители теат-
ров расскажут зрителям о реперту-
арных планах. Такие конференции бу-
дут регулярно проводиться в клубах,
дворцах культуры и крупных промыш-
ленных предприятиях столицы.

Во всех районах Москвы создаются
новые театральные кассы. Кроме то-
ro, уполномоченные, выделенные
предприятиями, учреждениями и
учебными заведениями, будут прода-
вать билеты непосредственно на ме-
стах. К  1 января сеть уполномочен-
ных вырастет до 1250 человек.
	Для улучшения работы по реализа-
ции театральных билетов Комитет по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР проводит ряд мероприятий.
Существовавшая до сих пор Цент-
‚ральная театральная касса Управле-
ния по делам искусств Мосгорис-
полкома реорганизована. Создано Мо-
сковское об’единение театрально-зре-
лищных касс.

Сейчас развертывается массовая ра-
бота со зрителем. На предприятиях, в
учреждениях и учебных заведениях
будут проводиться беселы руководи-
телей и режиссеров театров, а также
их ведущих актеров, показы отрывков
йз спектаклей и т. п.
	Гастроли симфонического
оркестра УССР в Москве
	С успехом проходят в Москве га-
строльные концерты Государственно-
го симфонического оркестра Украин-
ской ССР и солистов Государствен-
ного театра оперы и балета УССР им.
Т. Г. Шевченко.

6 декабря в Болыном зале Москов-
ской консерватории оркестр’ под уп-
равлением Н. Рахлина исполнил .ге-
роическую увертюру В. Косенко, кон-
церт Шумана для виолончели с орке-
стром (солист С. Кнушевицкий) 1
фрагменты из опер. Вагнера: «Траур-
ный марш» из оперы «Гибель богов»,
увертюры к операм «Риенци» и «Тан-
гейзер» и антракт из оперы «Лозэн-
грин».

8 декабря в Зале им. Чайковского
украинский оркестр под управлением
дирижера Н. Рахлина исполнил ше-
стую симфонию, «Франческу да Ри-
мини», концерт для скрипки с орке-
стром Чайковского (солистка М. Ко-
золупова). Затем солистка Театра
оперы и балета УССР им. Т. Г. Шев-
ченко Г. Шолина исполнила грию
Иоланты из оперы «Иоланта», ариозо
	Сегодня в Большом зале Москов-
ской консерватории симфонический
оркестр Украинской ССР под управ-
лением дирижера М. Канерштейна
исполнит «Торжественную увертюру»
Глазунова, концерт для голоса с ор-
кестром Р. Глиэра (солистка Д. Пан-
тофель-Нечецкая), «Шехерезаду»
Римского-Корсакова и’ симфониче-
скую поэму К. Данькевича «Тарас
Шевченко».
	Завтра на утреннике в консервато-
рии оркестр под управлением Н. Рах-
лина исполнит шестую симфонию, вто-
рой концерт для фортепиано ¢ opKe-
стром (солистка Т. Николаева) и
«Итальянское каприччио»  Чайков-
ского.

За время пребывания в Москве гр-
	тисты симфонического оркестра YK-
	раинской ССР и солисты посетили
Центральный музей В. И. Ленина,
мавзолей В. И. Ленина и присутство-
вали на генеральной репетиции спек-
такля Большого театра «Борис Году-
	Кумы из оперы «Чародейка» Чайков-   нов». Вчера группа киевских музы-
ского, арию Антониды из оперы   кантов совершила экскурсию в
«Иван Сусанин» Глинки. . Кремль.

o °°
	3 декабря в Большом зале консерватории состоялся первый концерт
	Государственного симфонического оркестра Украинской ССР под
управлением Натана Рахлина. На фото — солисты, принявшие участие
в концерте: И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, И. Козлов-
ский, 3. Гайдай, Б. Притыкина, К. Лаптев и Натан Рахлин.

Фото С. Мишина
	Декоративное искусство Узбекистана
		Среди выставленных образцов выде-
ляются работы известных ташкент.
ских керамистов М. Рахимова и А
Аминова.

Выставка возникла по инициативе
Музея восточных культур, собираю-.
щего и изучающего различные виды
декоративного искусства  Узбеки-
стана.

Экспедиции музея, направленные в
1946—47 гг. в Хиву, Бухару, Самар-_
канд, Коканд и Маргелан, сфотогра-›

и зарисовали многочислен-_
ные образцы архитектурных украше-_
ний Узбекистана с ХУГ в. до совре-
менности. .

Многочисленны представленные на.
выставке цветные копии изразцовых о
украшений хивинских зданий ХХ B.,
отличающихся сложными спиральны-о
ми завитками растительного узора, я)
образцы хивинских стенных росписей
с реалистически трактованными соч-
ными цветами и плодами. Посетитель

В Государственном музее восточных
` культур открылась выставка народно-

го декоративного искусства Узбекской
  CCP.
	Узбекистан облалает богатым насле- -
	дием в области декоративного искус-
‚ ства. Раскопки обнаруживают здесь
` остатки древних дворцов и храмов
°Ш--УШ вв. нашей эры с мвогокра-
‘ сочной монументальной живописью и
‘резьбой по алебастру. Мировой славой
‚пользуются архитектурные памятники
средневековья, украшенные тончайши-
ми геометрическими орнаментами, раз-
нообразными по своей технике.
В условиях феодального и колони-
ального гнета, когда мусульманская
религия запрещала изображать кивые
	существа, яркие Узоры орнамента Ha-
	ряду с песней служили единственным
средством выражения поэтических
представлений народа о природе и его
чаяний о лучшей, счастливой жизни.

Когда смотришь на сияющие, сол-
нечные краски узбекского народного
	’искусства, вспоминаются замечатель-
		ные слова А. М. Горького: «...фольк-
лору совершенно чужд пессимизм, не-
взирая на тот факт, что творцы
фольклора жили тяжело и мучи-
тельно».
	В советскую эпоху, когда мечты
	стали явью и социалистическая дейст.
	вительность воплощается в ярких реа-
листических образах живописцев, гра-
фиков и скульпторов Советского Уз-
бекистана, декоративное искусство в
республике приобретает новое, еще
большее значение. Резьба и роспись
украшают общественные здания. Вы-
шивки и яркие ткани декорируют
улицы в дни всенародных праздников.
Традиционный национальный орнамент
обогащается новыми мотивами, взяты-
ми из советской действительности.
На выставке представлены многочи-
сленные вышитые сюзане. Каждое из
	Г. ЧЕПЕЛЕВЕЦКАЯ
o
	ки техники «ираки» (полукрестик),
очень распространенные в Шахрисяб-
зе. В них заключено бесконечное мно-
гообразие видов оригинального геоме-
трического узора.

В экспозиции включены образцы
излюбленных в Узбекистане вышитых
тюбитеек: черных с белым кружев-
ным узором миндаля — из Чуста и
зеленых C вышивкой на белой сеточ-
ке — из Маргелана.

Знаменитый золотошвейный промы-
сел Бухары, возникший еще при дворе
  бухарского: эмира, представлен тяже-
  лым, сплошь затканным золотом эмир-
  ким халатом и последними работами
мастеров бухарской артели им. Моло-
това, возродивших старинное золото-
швейное искусство.

Традиционные узоры и старинная
техника больших декоративных выши-
вок удачно применяются в ряде быто-
вых вещей (подушках, скатертях, до-
рожках, купонах для платья и т, п.),
исполненных мастерицами самарканд-
ской артели «Труд женщины».
  Своеобразные по технике, пестрые
`и красивые шелка Узбекистана имеют
широкое распространение во всех рес-
‘ публиках нашего Союза. Выделяется
продукция ткацких артелей Бухары,
Ташкента, _Маргелана, Самарканда.
Красивы образцы старинного 6yxap-
ского узорного бархата.

Особый раздел на выставке занима-
ют изделия узбекских мастеров по
обработке металла — медные кувши-

‘Hb и ПОЛНОСЫ с ТОЗКОЙ гравировкой;
	бухарское и хивинское оружие, богато
украшенное цветной эмалью, бирюзой
и чеканкой;: оригинальные по форме
	серьги и ожерелья филигранной рабо-
	Нарядные керамические ` блюда,
	5 лекабря скончался олин из ста-  следствии известных
`рейпих советских хуложников Ани-! художников занималс:
	кита Петрович Хотулев.

А. П. Хотулев родился в 1871 году
ip крестьянской семье. Окончив Мо-
  CKOBCKOe училище живописи, ‘ваяния
я зодчества, молодой художник по-
  CTyaTA в Ачадемию художеств, где
`работал под руководством И. Е. Р=-
пива. В 1906 году за участие в рево-
  THOUBOWHOM движении А. П. Хотулев
‘был посажен в петербургокую тюрь-

и &рестиь
	  После Великой Октябрьской соци
‘алистической революции А. Пг Хоту-
	лев был привлечен к работе по охра-
ве памятников искусства и <таривы.
	видит здесь копии потолочных росии- Много сил отдавал он и педагогиче-
	ской деятельности: целый ряд. Впо-
	CELLS TTUTTLE
		РВеданниовная коллегиз:
	сей Коканда, Бухары и Самарканда,
	образцы богатых узоров на резных о
колоннах и дверях.

Искусство декоративной росписи
находит небывалое по своим масшта-
бам применение в социалистической
стройке Узбекистана. Расписываются
театры, клубы, чайханы в городах и
кишлаках республики.

Не менее широко распространен. и
другой вид архитектурной декорации
— резьба по алебастру. Ею украшен
один из лучших архитектурных памят-
ников нашего времени — новый таш-
кентский Театр оперы и балета. ‚Об-
разцом этого искусства является на-
ходящееся на выставке резное ‚але-
бастровое панно, исполненное лауреа-
том Сталинской премни, народным!
	мастером УзССР Ширин Мурадовым.

Выставка декоративного искусства
в Музее восточных культур показы-
вает многогранность современного. на-_
родного творчества Узбекистана, Она
творчески ‘обогащает хуложников де
коративного искусства братских со:
ветских республик.

В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), &. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л; А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	ИИ

ПРИНИМАЕТСЯ ПОДПИСКА

к
		ПА 1949 ГОД
НА ЕЗНЕМЕСЯЧНЬЙ ЗКУРНАЛ
	„СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА“
	орган Союза советских композиторов н Комитета по делам искусств
now Совете Министров СССР.
	Нодписная цена с нотным приложением (новинки советского музыкального 4вор-
чества) на год — 144 руб., на полгода == 72 руб., на 3- месяца — 36 рублей,  =*

ее аы

Подписная цена на журнал без приложения на гол 120 руб. на полбойа
	60 руб., на 3 месяца -- 30 рублей.
	«Союзпечатях.
	Подннска принимается. повсеместно всеми почтовыми отделениями и отлеленияма
	них — настоящий цветущий сад, где ты местных ювелиров.
	среди свободно изгибающихся  стеб-
лей пазмешены в стройном порядке
	си размещены в стронном порядке   покрытые характерной красочной рос-
крупные яркие цветы. Интересны так-  писью и глазурью шизоко васпоост-
	нисью и глазурью, широко расирост-
ранены в быту узбекского. народа.
	же контрастные по расмветке вышив-
	ИНН И НИИ ИиНИЯ
		> НАТА УВ
НИНЕ
	  Rapes penance: “TT ‚ ® бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, эстрады и цирка К 4-15-68, отделы театра, музыки, изобразнтельных искусств, кино —К 5-45-12; отделы архитектуры и корреспондентской
		«Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.