ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ
	Цена 45 коп.
	_ Накануне ©
20-летия БССР
	МИНСК. Для  художес
обслуживания трудящихся респуб-
лики в лни празлнования ‘30-летия
БССР создаются концертные брига-
ды. Ряд таких бригад уже выехал в
районы Полоцкой, Молодечненской,
Барановичекой, Полесской и Гомель-
ской областей. Одна из бригад. в спе-
циально оборудованном вагоне-клубе
будет проводить концерты для желез-
нодорожников. В программе празднич-
ных выступлений — литературно-му-
зыкальные монтажи, новые песни бе-
лорусских композиторов; стихи, по-
священные славному празднику бело-

русского народа. -
	Для участия в праздничных кон-
цертах прибывают 10 эстрадных
бригал из Москвы, Ленинграда, Ки-
ева. Они выступят в городах и селах
Белоруесии.
	К 30-летию Белоруссии Госудаюст-
венная филармония полготовила
болыной концерт. в котором примут
участие солисты Белорусского театра
оперы и балета, симфонический op-
кестр филармонии, народный оркестр
цимбал. В клубах новостроек`и пред-
приятий белорусской столицы высту-
пят артисты Ансамбля песни и танцев
БССР, в репертуаре которого — бело-
русские; русские, украинские, литэв-
ские, латышские, эстонские и молдав-
ские песни и танны.
	Смотр сельской театральной
‚самодеятельности
	На-днях начался смотр сельской
театральной самодеятельности Moc-
ковской области. В нем причимают
участие 1250 колхозных . драматиче-
ских кружков.

Кружковцы колхоза «Новый путь»
Кимовского района выступят на смо-
тре с пьесой Б. Горбатова «Юность
отцов». Инеценирсвку романа
Н. Островского «Как  закалг сь
сталь» покажет драмколлектив Ни-
кулинского колхозного клуба (Орехо-
во-Зуевский район). Драмкружок кол-
хоза «Памяти Ильича» Мытищинско-
то района приготовил к смотру пьесу
В. Тихонова «За Камой-рекой».

Лучшие спектакли смотра будут
показаны в районных центрах  обла-
сти.
		Орган Министерства
	кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	948 года
	Суббота, 25 декабря 1

ЧВленум правления 601032
_советеких номиозиторов
	21 декабуя в Болышом зале Мос-
KOBCKOM консерватории ‹ состоялось
открытие второго пленума правления
Союза советских композиторов
СССР, посвященного работе компо-
зиторов и музыковедов после поста-
новления ЦК ВКП(б) «Об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели». Пле-
нум открылея вступительным словом
генерального секретаря ССК СССР
Т. Хренникова. Он напомнил собрав-
шимся о страстных выступлениях по
вопросам. музыки выдающегося дея-
теля болышневистекой партии и Совет-
ского государства, друга советского
искусства ‘Андрея Александровича
	  Жданова, Вместе со всеми трудящи-
	мися нашей страны композиторы с
глубокой скорбью переживают без-
временную кончину товарища А. А.
Жданова и полны стремления вопло-
тить в жизнь его пламенные призывы.
Участники пленума почтили встава-
нием память А..А. Жданова.

_Т. Хренников говорит о том, что
проводимый пленум существенно OT-
личается от происходивших ранее
пленумов и творческих конференций.
В отличие от них он не ставит каких-
либо частных задач, : посвященных
тому или иному жанру творчества,
частным вопросам стиля. Задача пле-
нума проследить, как советские ком-
позиторы воплощают в своих произ-
ведениях указания ЦК ВКП(б) о том,
что советское музыкальное искусство
должно быть правдиво, благородно,
художественно-выразителыно,  орга-
нически связано с жизнью народа.

— Мы должны проверить, — Го-
ворит далее Т. Хренников, — как на-
ши композиторы изучают жизнь, как
прелворяют они в своем. творчестве
‘образы нашей героической действи-
тельности, образы замечательных со-
ветских людей. Мы должны прове-
рить, как наши композиторы OCBO-
бождаются от пут формализма, как
следуют сни в своем творчестве’ ве-
ликим традищиям русского и мирово-
го классического музыкального ис-
`кусства. В задачи пленума входит
‘также выяснить, как пользуются со-
ветские композиторы сокровишницей
‘народного искусства, как отстаивают
они национальный ‘характер совет-
ской музыки от агрессивных идей
буржуазного космополитизма.

Т. Хренников далее указывает, что
время, прошелшее со дня постановле-
ния ПК ВКП(б), позволяет уже сей-
час проследить тенденции развития
советского музыкального творчества,
отметить его успехи и недостатки,
выявить причины, мешающие еще бо-
‘лее успешному фазвитию советской

музыки в направлении, указанном
партией.
Участникам пленума прелстоит
	прослушать болышное количестве про-.
	изведений самых разнообразных жан-
ров, начиная от песен, танцев, раз-
влекательной музыки И кончая <им-
фониями и оратериями. Все эти про-
извеления выдвинуты для исполнения
	‚на пленуме союзами композятовов.
братских республик и городов
‚РСФСР.

` Говоря © критериях, которые

‘ны быть положены в основу крити-
	` ческого ‘обсужления новых `музы-
 `кальных сочинений, Т. Хренников в
` первую очерель указывает на тбебо-
вание высокой идейности. партийно-
сти творчества. Нельзя говорить ©
художествённой полноценности про-
изведения, если оно не содержит в
себе мыслей и чувств, которыми жи-
вет весь народ, если оно не: проник-
  нуто идеями партии Ленина—
Сталина.

— Но для того, чтобы донести эти

идеи и образы ло слушателей, — го
	ворит Т. Хренников, — композиторы
лолжны писать языком простым и до-
ступным для народа. А для этого
нужно высокое реалистическое ма-
стерство. то профессиональное 60-
вершенство, которые нелоступны
		=

-
›-

творчеству формалистов, какими бы

изоирениями они сни прикрывали
убожество своих произведений.
Т. Хренников особенно подчеркнул
неразрывную связь вопросов идейно-
сти и мастерства. Предявляя высо-
кие требования идейному содержа-
нию, участники обсуждения не долж-
ны делать никаких уступок техниче-
скому несовершенству, примитивиз-
му, всему тому, что мешает компози-
тору донести идейный замысел про-
изведения до слушателя в наиболее
совершенной форме.

Свое выступление Т. Хренников

закончил призывом обсудить в ат-
мосфере серьезной и аринципиальной
критики новые произведения совет-
ских композиторов.

_С болыпшим воодушевлением уча-
стники пленума приняли приветствие
товарищу Сталину.

Затем пленум перешел к прослу-
шиванию вовых сочинений. Государ-
ственный симфонический оркестр
УССР пол управлением Н. Рахлина
исполнил концерты для скрипки с
оркестром Рождественского й Каба-
левского, «Героическую поэму» Фи-
липпенко, симфониетту Вайнберга.
Солистами выступили лауреат Все-
союзного конкурса  музыкантов-ис-
полнителей Б. Притыкина и ученик
Центральной детской музыкальной
школы Игорь Ойстрах.

Вечером в концерте, который со-
стоялсея в Центральном ломе компо-
зиторов, были исполнены новые ка-
мерные вокальные и инструменталь-
ные произведения. Участники плену-

ма познакомились с «Монологом ©.

Тане» Данькевича, «Балладой о пар-
тизане Кочуре» Штогаренко, кварте-

том № 7 Шебалина, фортепианными.

вариациями Иванова, романсами Ша-
порина, Волкова и Ракова, сюитой
для скрипки и Фортепиано Глуха,
фортепианным  скерно Муравлева,
квартетом № 2 Филиппевко, вокаль-
ным циклом из шести песен Шварца

и фортепианными прелюдиями Чебо-.

тарян.

22 и 23 декабря были исполнены
2-я симфония Бунина, азербайлжан-
ская симфония Алескерова, 3-й кон.
церт для Фортепиано © оркестром
Ходжа-Эйнатова, новые произведения
композиторов Амирова, Книптера, Ко-
ресаса, Тактакишвили, Бирюкоза, Иор-
дан, Чишко, Калнынын, Муртазина,
Исмагилова, Белого, новые песни и
легкая инструментальная музыка.

Вчера утром в тонфильмах были
прослушаны новые произведения эс-
тонских композиторов — Вырка, Ау-
стер, Кийласпеа, Кырзера и Эрнесак-
са, симфония грузинского композито-
ра Аракишвили. Днем состоялось про-
слушивание новых песен `и_ легкой

`миструментальной музыки. Вечером

участникам пленума были показаны
балет «Берег счастья» (музыка Спа-
давеккиа) и две серии кинокартины
«Мелодая гвардия» (музыка Шоста-
ксвича). Сегодня будут исполнены
новые произвеления композиторов
Дварионаса, `Амирова, Финаровского,
Хачатуряна и новые произведения для
оркестра народных инструментов.

Вечером состоится просмотр оперет-

ты Фельцмана «Воздушный замок». В
течение завтрашнего дня участники
пленума познакомятся с новыми хо-
ровыми произведениями, симфонией
«Юность» Левитина, новыми сочине-
ниями Мелыньша, Рубцова, Устволь-
ской, Гасанова и Шапошникова,
27 декабря будут прослушаны симфо-

ния на русские темы Мясковского и

оратория «Подвиг народа» Юровского.

По окончании прослушиваний ге-
неральный секретарь Союза компози-
товов Т. Хренников выступит с док-
ладом «Творчество композиторов и
музыковелов после постановления
ИК ВКП(б) «Об опере ‚Великая
дружба» В. Мурадели». Прения по
докладу продлятся до 29 декабря
вх лючительно.

ett et

тветственность
перел партией и наролом
	печати, на диспутах. Ничего похожего
в деятельности об`‘единения не было, и
дальнейшее его существование He-
	целесообразно.
	зрителю примитивные водевили, изо-
`бражающие советских людей поверх-
  ностно и упрощенно («Вас вызывает
  Таймыр» К. Исаева и А. Галича, «Не
‘от мира сего» К. Финна, «Не ждали»
В Полякова).
	Что сделали критики-снобы, кича-
щиеся своей «художественной требо-
вательностью», чтобы равоблачить
драматургов-фальсификаторов, спеку-
лирующих советской тематикой, что-
бы положить конец проникновению на
советскую сцену пошлых и безилей-
ных пьес? Они избегали активного
вмешательства в театральную жизнь
из приятельских, групповых ссобра-
жений и нежелания заниматься прак-
тическими нуждами советского те-
атра.

В лучшем случае критики-профес-
сионалы выступают с рецензиями на
отлельные спектакли, судьба кото-
рых спрелелилась, в сущности, и без
их участия. Но ни один из критиков
не выступил © болыной, обобщающей
проблемной статьей, в которой apo-
анализировал бы творческий путь того
или иного драматурга или поставил
перед читателями значительную 0б-
ыественную проблему.

А таких проблем в жизни  совет-
ского театрального искусства немало.
Советские- зрители ‘многого ждут от
своих ираматургов. Они надеются на
то. что более активной станет дея-
тельность Б. Лавречева, Ве. Ивансва,
Б. Чирокова, Be. Вашвювького,
Л. Леонова, А. Крона, В. Катаева,
М. Светлова, В. Шкюваркина и многих
других драматургов, слишком редко
дающих театру новые пьесы. Следует
сказать, что и на пленуме не был за-
тронут вопрос о деятельности самых
крупных дрематургов, писательская
общественность не потрэбовала от
них более активного участия в нашей
  театральной жизни. Комиссия по дра-
матургии ССП фактически не работа-
ла до сих пор, а ведь сна призвана
деятельно влиять на сославие богато-
го и многообразного современного ре-
пертуара драматических театров.

Серьезное беспокойствю вызывает
состоячие репертуара в театрах Уз-
бекской, Казахской, Литовской, Ка-
рело-Финокой ССР и некоторых дру-
гих республик. Драматурги этих рес-
публик еще мало сделали для обога-
щения репертуара местных театров,
малю написали пъес, посвященных
жизни трудящихся братских народов
Совелекого Союза.

А театральная критика в этих рес-
	ре-   публиках влачит жалкое существова-
	` ние, не оказывает никакого влияниз
на развитие национальной драматур-
гии. В таких республиках < высоко-
развитой вациональной культурой, как
&краина, Грузия, Армения, нет актиз-
но действующей театральной крнти-
ки. И это обстоятельство не беспоко-
_ит писательские и театральные орга-

’ низации.
	Ряд ошибок допустили критики, вы-
ступавшие на страницах газеты «Со-
ветское искусство». Редакция газеты
порой примиренчески относилась к ав-
торам, которые дазали неверную оцен-
ку некоторым советским пьесам и
спектаклям.

С защитой аполитичных и эстетских
взглядов не раз выступал в печати и
на диспутах член редколлегии газеты
«Советское искусство» Л. Малюгин.
Он боролся против правильной крити-
KH ю адресу книги В. Сахновского
«Мысли о режиссуре», став тем сз-
мым на позиции защиты идеалистиче.
ских ошибок автора. Он опубликовал
книгу о Н. Хмелеве, в которой дока-
зывает художественную неполноцен-
ность советской драматургии. Между
тем, известно, что такие выдающие-
ся сценические образы, как Пеклева-
нов в «Бронепоезле», Сторожев в
«Земле», Хмелев создал в пвесах 5о-
ветских авторов. Эта позиция Л. Ма:
` люгина нашла отражение и в руко-
_водетве кабинетом советской драма-
тургии ВТО, который он одно время
возглавлял, и в деятельности комис-
сии по драматургии ССГЕ

,
	Внушает беспокойство постановка
дела воспитания будущих критиков в
ГИТИС. На занятиях режиссерского,
театроведческого факультетов зача.
стую пропагандируются те же эстет-
ские, снобистские взгляды.

Ни в какой мере не справилось со
своей задачей об’единение театраль.
ных критиков при ВТО, в котором до
последнего времени председателем
бюро был Г. Бояджиев. Это об’едине-
ние проявило  беспринципность и
трупповшину, полную неспособность
вести активную и плолотворную рабо-
ту в интересах советского театра.
Об’елинение было призвано давать
	критикам марксистско-ленинокую за-
калку, контролировать их работу в

ООО ОНИ EET EEE) =
	изведений грузинских  лраматургов
все еще не соответствует ‘тем высо-
ким требованиям. которые партия
пред`являет к советской драматургии.
В этих произведениях не получила
высокохуложественного отражения
героическая советская  действитель-
	ность, многогранная жизнь нашего
	народа, его непрестанное движение
вперед. В послелнее время Союз пи-
сателей провел ряд мероприятий, на-
правленных к активизации  творче-
ской работы  upamarypros. Чаще
практикуются творческие  команли-
	POBKH писателей, организуются об-
шественные разборы новых пьес
ит. д.

В прениях выступили Г. Бердзе-
нишвили, Д. Джанелидзе, Р. Кор-
кия, Б. Жгенти, С. Чилая, А. Васад-
зе; директор Театра им. Марджани-
твиля И. Гвинчилзе и др.
	Обсудив доклал т. Чиковани, пле-
	нум принял резолюцию, в которой
подчеркивается, что решить  поста-
вленные партией задачи, ° оправдать
	ee AN oe ee ОЕ В ел ee Se
доверие народа драматурги  cMOryT
только тогда, когда будут настойчи-
во вооружаться великими идеями
марксизма-ленинизма, будут неуклон-
		иденно-творческое развитие  <‹о-
ветской драматургии неразрывно свя-
	зано с состоянием нашей театральной
критики. В историческом постановле-
нии ЦК ВКП(б) «О репертуаре дра-
Матических театров и мерах по его
улучшению» было сказано: «Неудов-
летворительное состояние репертуара
драматических театров  об’яеняется
	также отсутствием принципиальной
большевистской театральной  кри-
тики». Та оценка, которую LK
	ВКП (6) дал театральной критике бо-
лее двух лет назад, нисколько He
утратила своей остроты и значения по
сей день. Это полтверлил закончив-
шийся на-днях пленум правления Со-
юза советских писателей. И в докла-
де тов. А. Софронсва‘о состоянии со-
ветской драматургии, и в выступле-
нии тов. А. Фадеева, и в речах лру-
гих оралорсв вопросы развития дра-
	‚ матургии и театралыной критики бы-
	ae ^^
	\и рассмотрены в их тесной взаимо-
“ЗЛА _
	`` Долг театральной критики — со-
действовать илейчо - творческому
‘росту лраматургии. Но ряд критиков
не только не полдерживает  прогрес-
сизные тендезции в драматургии, не
только не способствует творческому
росту. писателей, верно решающих
стоящие перед ними задачи, но и пре-
пятствует, мешает росту coBenicxol
драматической литературы. И об’яс-
вяетоя это тем, что формализм, эстет-
ство все еше находят своих поклон-
ников и глашатаев среди театральных
критиков. :

Вот почему борьба за дальнейший
рост и процветание советского теат-
рального искусства неразрывно сваза-
на с борьбой против суб‘ектизизма и
всех разновидностей формализма
в критике. И то, что Эта борьба раз-

вернулась на пленуме, придает ему
большое зчачение.

В послелние годы в репертуаре
драматических театров Появились
пьесы _Б. Ромашова, Н. Вирты,
	А. Софронова, А. Сурова, А. Якобсо-
на, А. Корнейчука, А. Григулиса и
других передовых советских драма-
тургоз. В этих ньесах зрители уви-
дели героэв современности — сынов
советского народа, отдающих евою
энергию  созидательному труду Ha
колхозных полях. на фабриках и за-
водах, в научно-исследовательских
учрежлениях. Здесь нашла свое CT-
ражение многообразная жизнь совет-
ского нарола, борьба советских лю-
дей против пережитков старого в на-
шей действительности, против ре-
акпионной буржуазной идеологии.
	В какой мере способствовали про:
фессиональные критики пропаганде
зчих переловетх посмсретичияй, као По-

могают они автсрам лучших совет-
ских пьес повышать свое мастерство?
	Значительная часть критиков —
такие, например, как А. ГуфРич,
Ю. Юзовский, вообще обходит мол-
чанием лучшие советские пьесы. Не
чем иным, как эстетоким  апренебре-
жением к передовой советской драма-
тургии, их длительное и красноречи-
вое иолчание об’яснить нельзя.
	‘Что представляло собой до послед-
него времени Всероссчйское теат-
ральное общество, обязанное воспи-
тывать работников театра в духе пере-
довой советской идеологии? Это бы-
ла организация, в работе которой от.
сутствовала какая бы то ни было
идейно - политическая. целеустремлен-
ность и царила атмосфера аполитич-
ности. В составе ВТО есть кабинет
Горького и советской драматургии,
главной задачей которого должна
быть активная борьба за высокую
илейность современного репертуара,
Этот кабинет влачил жалкое суще-
ствование, и его «мероприятия» часто
дезорганизовали театральных  работ-
НИКОВ.
	Известно, что далеко не все важ-
нейшие темы, озязанные < жизнью
советского общества и борьбой про-
тиз буржуазной идеологии, нашли
свое отражение в драматургии. Как
справедливо отмечали многие участ-
ники пленума. написано слишком ма-
ло пьес, посвященных ряловым тру-
женикам нашей страны — рабочим и
колхозникам, созидателям новостроек
послевсенной пятилелки. В то же
время появляются-гъесы, авторы ко-
Торых лишь эксплоатируют важные
темы в своих — ремесленнических,
фальшивых произведениях, искажают
характеры советских людей. Такие
пьесы, как «Сулья» Д. Слепян, «Жи-
ли тои лруга» А. Успенского, «Сту-
ленты» И. Финка. «Бархатный сезон»
	‘Н. Поголина. являются типичными об-
	разцами доамодельчества,  засерятю-
щего репертуар нелпих театров. Комз-
диографы чаше воего предлагают
	. ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Состоял-
ся пленум правления Союза советских
писателей Грузии, посвященный
проблемам современности в грузин-
ской праматургии. С докладом вы-
ступил предселатель правления Сою-
за писателей Грузии С. Чиковани.
— Грузинские советские драматур-
ГИ, — говорит докладчик, — созда-
ли такие значительные произведения,
	как «Из искры» Далиани, «Арсен»
Шанизиаивили, «Дарсиани» Киквид-
зе, «Поколение героев» Клдиашви-
	°ли и др. После опубликования  исто-
	рического постановления партии о ре-
пертуаре драматических театров гру-
винские драматургия написали ряд
пьес, посвященных нашей современ-
ности. К ах числу относятоя  ПЪесы
Шатберашвили «Железная кольчуга»
и Мосашвили «Начальник _ станции»,
рассказывающие о событиях Великой
Отечественной войны.  Отображе-
вию послевоенной  жиани нашей
страны, творческого созидательного
трула советских людей посвящены
пьесы «Простые люди»  Антадзе,
Думбалзе и Чиковани, «Наши
крылья» Чубабрия, «Новый Картли»
Донжашвили, «Встреча на стройке»
Какабалзе. Однако идейный и худо-
жественный уровень фяда новых про-
	У писателей Грузии
	Следует сказать, что воспитанием
критиков не занимаются и Союз со-
ветских писателей и Комитет по делам
искусств. Не  было случая, чтобы в
	секции драматургов и критиков стояя
	вопрос о литературной деятельности
того или иного искусствоведа, являю-
щегося членом союза. Не было слу-
чая, чтобы Комитет по делам ‘искусств
привлекал критиков к обсуждению
важнейших вопросов руководетва т®-
атрами и драматургами. Следователь-
но, и на ССП, и на Комитет по делам
искусств ложится ответственность за
нынешнее состояние театральной кри-
тики. Она была предоставлена самой
себе, и результаты налицо.
	Но это нисколько не снимает ответ--
ственности с каждого критика в от-
дельности за то, как он овладеват
теорией марксизма-ленинизма, как по-
вышал свой идейный уровень. В не-
знании жизни, в равнодушии K тео-
рии, в пренебрежении к основам соци-
алистической эстетики—главная при-
чина того, что некоторые критики ока-
зались ныне в роли людей, тормозя-
ших развитие драматургии и театра.
	Сегодня в «Советском искусстве»
публикуется подробный отчет о про-
исходивших на пленуме прениях, в хо.
де которых были высказаны серьезные
упреки в адрес ряда  критиков-
профессионалов. То значение, кото-
рое имеет сейчас театральная кри-
тика, заставляет серьезно подойти
к обсуждению. деятельности каждого
литератора, искусствоведа, журнали-
ста, работающего в этой важной об.
ласти нашей советекой публицистики.
И в общей и в театральной
печати появлялись статьи, имеющие
серьезвюе  воспитательное — значение
для работников искусств. Интересы
драматургии и критики едины, 4
работу отдельных критиков следует
обсудить с той же принципиальностью
	так же всесторонне, как и деятель-
ность драматургов.

Впервые правление Союза советских
писателей обсудило на своем пленуме
вопросы кинодраматургии и кино-
критики. Этот факт свидетельствует о
том, что наша писательская общест-
венность осознала свою_ ответствеп-
ность за состояние самой молодой от-
расли литературы, от успехов которой
зависит идейно-художественное ка-
чество фильмов.
	Та горячая заинтересованность, KO-
торую участники пленума проявили к
вопросам сценапного тзорчества, TOT
	принципиальный государственный пол-
ход к работе писателей в кино, кото-
рый отличал подавляющее большин-
ство выступлений, дает оснозание
считать, что писательская обществен-
ность правильно оценивает значение
самой молодой отрасли литературыЫ—
драматургии кино. Постановка вопро-
сов кинодраматургии на пленуме прав-
ления ССП должна положить начало
систематической творческой и орга-
низационно-творческой работы Союза
писателей по созданию новых значи-

тельных произведений советского ки-
HOMCKYCCTBa.
	Суровой оценке подвергли участни-
ки пленума современное состояние ки-
нематографической теории и критики:
Кинокритика оставила: неразоблачен-
ными многочисленные формалистиче-
ские ошибки в работах по кинодрама-
тургии, кинорежиссуре и истории
KHHO.

Борьба за высокий идейно-художе-
ственный уровень кинематографии не-
мыслима без разоблачения вредных
тенденций в кинокритике.

На пленуме было положено начало
большой общественной дискуссии по
вопросам критики. Довести дело 20
конца, полностью разоблачить люлей,
чья деятельность направлена протиз
успехов советского искусства, и в то
же время поддержать все здоровые,
прогрессивные тенденции в советской
театральной и кинокритике — вот за-
дача, которая стоит ныне перед на-
шей печатью, художественной обще-
ственностью, перед Союзом созетских
писателей. Комитетом по делам ис-
	кусств и Министерством кинематогра-
	фии. Больнюй долг в этом отношения
за газетой «Советское ‘искусство»,
журналами «Театр». и «Искусство
KHHO». Е

Общая задача советских: драматур-
гов и советских критиков—добиться
того, чтобы. наше искусство еше 60-
лее деятельно и эффективно участво-
вало в коммунистическом воспитании
нарола. В этом—долг драматургоз. и
критиков перед партией, перед на-
родом. - А .
	Повышение квалификации
периферийных
архитекторов
	По решению президиума правления
Союза советских архитекторов СССР
Методический совет Архфонда прово-
дит семинар по повышению Квалифи-
кации периферийных архитекторов.
	_В Москву прибыло более трилиате
	архитекторов из Сталино; Иркутска,
Новосибирска, Днепропетровска, Че-
лябинска, Горького, Ростова-на-Дону,
Ташкента, Фрунзе и других городов
страны. В большинстве своем—это
практики-строители, имеющие по 10—
12 лет стажа проектно-строительной
деятельности. Среди слушателей се-
минара имеются также руководителя
местных органов по делам архитекту-
ры, проектных организаций, отделе-
ний Союза советских архитекторов.
Прибывшие в Москву периферий-
ные архитекторы уже прослушали ряд
лекций по  марксистско-ленинской
эстетике, по творческим вопросам со-
ветской архитектуры, истории русской
архитектуры, планировке поселков,
строительной технике ит. д. Для
слушателей семинара были организо-
ваны экскурсии по новостройкам сто-
лицы, встречи с ведущими мастерами
			Памятник пионеру Павлику Мо-
розову, установленный в дет-
ском парке Краснопресненского

района Москвы.
o> $.
	В МОСКОВСКОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕАТРЕ
	25 и 98 декабря в Московском Ху-
дожественном театре состоятся пер.
вые представления пьесы А. Сурова
«Зеленая улица». Постановка М. Кех-
рова, режиссер А. Карев, оформление
спектакля Б. Волкова.

В настоящее время Театр присту-
пает к работе над, пьесой Н. Вирты
«В одной стране».
	Премьера Государственного
ансамбля народного танца СССР
	Сегодня Государственный ансамоль
народного танца СССР под руковод:
ством И. Моисеева показывает в Кон-
‘цертном зале им. Чайковского новую
программу из двух отделений.
	В первом отделении—танцы Наоо-
дов РСФСР в постановке  балетмей-
стеров И. Моисеева, Г. Тагирова,
О. Князевой и Т. Израйлова. Москов-
ские зрители впервые увидят новые
танцы народов РСФСР—байновскую
кадриль, чувашекий и марийсчин та;
нцы, дагестанскую лезгинку.’ танцы
иозаноиик татар, YPA Mee kee ТОНОМ
«шевцора», танцы из циклоз) «Кар-
тинки прошлого» и «Советские ка„-
тинки».

Во: втором отделении новой нпро-
граммы будет показано хореографиче-
ское действие «Два первомая» в по.
становке И. Моисеева. Художник Н.
Лаков.
	Новый киножурнал
	Вчера, 24 декабря, на экраны столи-
цы вышел новый 62-й по счету и
предпоследний в этом году киножур-
нал «Новости дня».

Его первые кадры посвящены от’-
езду из Москвы Правительственной
делегации Чехословацкой республики.
Далее киножурнал переносит зрителя
в Киев на с езд украинских писателей.

Кинооператоры засняли также ле-
нингралскую обувную фабрику «Ско-
роход», рабочие которой показывают
образцы стахановекого труда.

Киножурнал заканчивается кадрами,
на которых запечатлен Будапешт в
дни, когда там проходил 2-й Между-
народный женский Конгресс.
	SHYTCKA

Обсуждение работы
театра им, Пушкина
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Прав-
ление Ленинградского отделения
ВТО свое послелнее заседание цели-
ком посвятило обсуждению работы
Академического театра им. Пушкина.
Деятельность этого театра, в Чает-
носли его новый спектакль «Крылья»,
нелавню была подвергнута суровой
критике в печати.
	‚Художественный руководитель те-
атра Л. Вивьен признал эту критику
справедливой. Одной из наиболее
серьезных ошибок театра он считает
также скороспелое возобновление ря-
да безидейных спектаклей западных
авторов. ;

Выктупавшие в прениях критикова-
ли перспективный план работы теат-
ра. Отмечалось, что в нем мало со-
ветских пьес.

Начальник Управления по делам
искусств исполкома Ленгорсовета Б.
Загурский заявил, что одной из при-
чин такого положения в театре им.
Пушкина является отсутствие долж-
ной работы < драматургами, порочная
ставка руководителей театра на са-
мотек при планировании репертуара.

В прениях выступили также режис-
серы С. Морщихин, Г. Авлов, крити-
ки Т. Карская; С. Цимбал, С. Осов-
цев, директор театра Г. Коркин и
другие.
	лнои земле —
	_ПЬЕСЫ ДЛЯ КОЛХОЗНО-
СОВХОЗНЫХ ТЕАТРОВ
	‚ АЛМА-АТА. Управление по делам
искусств при Совете Министров. Ка-
захской ССР подвело итоги конкур-
са на лучшую пьесу для колхозно-
совхозных театров.

На конкурс было представлено 23
пьесы на казахском и русском  язы-
ках. Первые. премии присуждены Н.
Баймухамедову за пьзсу «Герой тру-
да», И. Матакову и С. Субхамберли-
ну за пьесу «Я советский врач».

Обе пьесы включены в репертуа
колхозно-совхозных театров респуб-
лики.
		БАКУ. (Наш корр.). Театр оперы
и балета имени Ахундова показал
премьеру — новую оперу «Низами»
композитора А. Бадалбейли — автора
популярного в Азербайджане балета
«Девичья баня». В основе либрет-
то М. Ордубады `— драматические
эпизоды ‘из жизни великого азербай-
джанского. поэта Низами Гянджеви.

‚Поставил оперу художественный
руководитель театра. И. Млдаят-заде.
Дирижировал ‘автор оперы. Оформил
спектакль художник Ф. Гусак.

В роли Низами выступил артист
Бюль-Бюль Мамедов.
Азербайджанский драматический
театр им. Азизбекова познакомил
своих зрителей с новой пьесой Илья-
са Эфендиева — «Вешние воды», по-
священной жизни и труду азербайд-
жанских колхозников.

Театр русской драмы показал 8
этом сезоне три советские пьесы —
«Московский характер», «Закон че-
сти» и «Хождение по мукам».
		НИНГРАД. Исполком  Иен-
горсовета принял решение о сооруже-
нии в Ленинграде памятника великому
русскому  драматургу Александру
Николаевичу Островскому Памятник
намечено установить в горолеком пар-
ке, напротив театра им. Ленинского
комсомола. -

Исполком решил также установить
в новом году мемориальную доску на
доме № 44 по улице Герцена, в Кото-
	ром в дни своего пребывания в Иетер-
	бурте жил А. Н. Островский.
	_ЯКУТСК. (Наш корр.). Якутский
музыкально-драматический театр
нелавно. показал свою нозую работу
— «Молодежь Марыкчана» Н. Якут-
ского: (инсценировка одноименного
романа Эрилик Эристина). Спектакль
поставлен С. Григорьевым, художних
Н. Ефремов, композитор А. Куленюв.
- Хореографическая группа театра
нод руководством балетмейстера И.
Христофорова возобновила спектакль
«Бахчисарайский фонтан» Б. Асафье-
ва’. (постановка: С. Климова, художник
Н. Никольский, дирижер А. Куле-
0B).

-: Ближайшая ‘премьера vreaTpa —
«На дне» А. М. Горького в пефево-
ле Игнатьева. Режиссер С. Григорь-
	CB. Е
Коллектив Русского драматическо-
го TeaTpa показал спектакль «Вели-
кая сила» Б. Ромапшюва в постановке
художественного. руководителя теат^
ра В. Княжича. Художник Н- Рома-
ЯН.
	СМОТР” НАРОДНЫХ
ТАЛАНТОВ
	ПЕТРОЗАВОДСК. Совет Минист-

ров Карело-Финской ССР принял по-
‘становление о проведении четвертого
республиканского осмотра худложест-
венной самодеятельности. В районы
республики выехали режиссеры, арти-
сты, музыканты, хормейстеры, кото-
рые помогут самодеятельным коллек-
тивам. Дом народного творчества ор-
ганизовал семинар для руководителей
самодеятельности.
: Сейчас в Карело-Финской CCP pa-
ботают 670 коллектизов художеет-
венной самолеятельности. Широкой
известностью пользуется финский
драматический коллектив райсна Ка-
левалы. Он уже покавал трудящимся
20 пьес советоких драматургов, рус-
ских и финских классиков.

На смотре выступят  неолнократ-
но участвовавшие в олимпиадах ка-
рельские хоры сегозерских н петров-
ских колхозниц. Новые программы
готовят ансамбль поморской песни и
пляски Беломорского района, кол-
лектив финского танца Кестеньгского
района и др.
	Новый кинотеатр «Победа» на 800 мест в Сталинграде. Автор проекта
— архитектор Е. Левитан. На фото: вверху—внешний вид кинотеатра,
	Фото А. Макленова (ТАСС).
	внизу—концертный зал.
	СПЕКТАКЛИ ` В КИЕВСКОМ МУЗЕЕ
НА КОРАБЛЯХ _ РУССКОГО ИСКУССТВА

АРХАНГЕЛЬСК. (Наш  корр.). КИЕВ. В Киевском музее русского
	искусства. вновь открылись отделы со
ветской живописи и графики, которые
	‘пополнились рядом новых произведе-
	ний. Среди ‘них — картины «И. Б.
Сталин и А. М. Горький» лауреата
Сталинской премии Герасимова,
	«Ленин в Разливе» Рылова, «Челюс-
кинцы» художника Решетникова.

В отделе графики экспонируются
рисунки Васильева, Верейского, фрон-
товые зарисовки Сойфертиса, Пахомо-
ва и других.

За год ‘музей посетило 65 тысяч-че-
ловек_
	Большой драматический театр за по-
следнее время показал ряд премьер:
«Дядя Ваня», «Счастье», «В одном
городе». По заданию театра драма-
тург А. Чирков написал пьесу «Пер-
вый академик», посвященную жизни
и деятельности гениального земляка
архангельцев — М. Ломоносова.
	За последние девять месяцев Ha
спектаклях драматического театра
побывало 180 тысяч зрителей. Co-
	стоялось 79 выездных спектаклей в
	‘клубах лесозаводов. Много спектак-
	лей дано на борту ледоколов и кораб-
лей, прибывающих из различных пор-
тов в Архангельск.