СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	(СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ
ДНИ ШНОЛЬНЫХ
ИУ
	30 декабря начинаются зимние
школьные каникулы. В театрах, цир-
ке, концертных залах  столищы от-
кроются праздничные елки, кослоят-
ся лнермые новогодние спектакли и
	KOHLLC TBE,
	150 ЛЕТ CO ДНЯ’РОЖДЕНИЯ
АДАМА МИЦКЕВИЧА
	Адам Мицкевич
©
	стоянно укрепляется дружба между
польским и русским народами.

Затем г-н Нашковский провозгласил
здравицу в честь польско-советской
дружбы, в честь вождя всего прогрес-
сивного человечества, великого друга
польского народа и всех свободолю-
бивых народов Генералиссимуса
И. В. Сталина.

В заключение были исполнены го-
сударственные гимны Польской рес.
публики и Советского Союза.

В болыном концерте, состоявшемся
после торжественного заседания, пои-
няли участие В. Давыдова, Н. Шпил.
лер, Л. Оборин, И. Козловский, М.
Астангов, А. Иванов, А. Лукьянов, М.
Царез, Государственный ансамбль на-
родного танца СССР под руководст-
вом И. Моисеева, а также польский
певец Е. Гарда, исполнивший арию
Януша из оперы «Галька» Монюшко
и ромавсы Чайковского, Рахманинова
	и Глиэра,
	Мицкевича в переводе украинских
советских поэтов издавались много
раз. Изданы стихотворения А. Миц-
кевича в ‘переводе П. Тычины,
М. Рыльского, А. Малышко, М. При-
вары, Н. Терещинко, А. Новицкого
и др.

Ко дню юбилея на украинском язы:
ке выпущен большой оборник избран-
ных произведений Мицкевича.
	ХАРЬКОВ. К 150-летию со дня ро,
ждения великого польского поэта
Адама Мицкевича Харьковская цент-
ральная научная библиотека универ-
ситета’ им. Горького открыла выстав.
ку, посвященную памяти поэта. На
выставке представлены редкие изда-
ния его произведений. Экспонируется
журнал «Московский телепраф» за
1827 год, в котором напечатаны пере-
веденные на русский язык сонеты
Мицкевича. Среди редких изданий
имеются произведения Адама Мицке.
вича, вышедшие в начале нынешнего
века на польском языке в Киезе и
Львове, а также книга, изданная в
Петербурге к 100-летию со дня рож-
ления поэта.
	РИГА. В библиотеках Риги откры-
ты выставки, посвященные памяти
Адама Мицкевича. На стендах прив-
лекают внимание литература`‘о Миц-
кевиче, книги и журналы, в которых
на русском, польском, латышском
языках опубликованы произведения
поэта. В лекториях общества по рас-
пространению политических и науч-
ных знаний, в клубах и народных до-
мах организозаны лекции и доклады
с жизни и творчестве поэта.
	Под влиянием поэзии’ Мицкевича
находились многие известные поэты
Латвии. Впервые на латынском языке
произведения Мицкевича появились в
1896 году. Его первым переводчиком
был известный латышский поэт Суд-
раб Эджус. В 1947 году поэма Минц-
кевича «Конрад Валленрод» была
впервые полностью перезедена и из-
дана в Риге массовым тиражом. Пе.
реводчик молодой латышский most
Константин Айзпур и другие поэты
Латвии ознаменовали 150-летие co
дня рождения А. Мицкевича новыми
переводами его произведений.
	’_ А ВНИНГРАД. Литературовед И,
’ Беккер закончил научный трул на те-
му «Мицкевич в России». Новые ма-
териалы, выявленные в архивах Моск-
вы и Ленинграда, помогли осветить
многие стороны жизни и ‘творчества
великого польского поэта,
Монография рассказывает об уни-
верситетских годах Мицкевича, его
участии в национально-революцион-
ном движении среди студентов, аре-
сте и <сылке. Болышое внимание
уделяется связям и дружбе Мицкеви-
  ча с Пушкиным, Жукозским, Гоголем,
  Вяземским, Герценом, Баратынским.
	ПАМЯТИ
М. С. СОРОКИНОЙ
	В ночь на 21 декабря 1948 года поз
сле тяжелой, продолжительной 6o-
лезни скончалась заслуженная артч-
стка РСФСР, лауреат Сталинской
премии Мария Сергеевна Сорокина.

Ушел от нас выдающийся мастер
советского балета, чья жизнь являет-
ся примером беззаветного служевия
  советскому искусству. М. С. Софоказ
‚на была одной из основательниц баз
лета Театра им. К. С. Станиславского
и В. И Немировича-Данченко. Своей
яркой и многогранной артистической
и общественной деятельностью М. С.
Сорокина в течение двух десятилетий
утверждала реалистическое направле-
ние в хореографическом искусстве.

‚Все силы отдавала она на процветание

советского театра. М. С. Сорокина со-
здала ряд незабываемых образов в
произведениях советской хореографии.
Среди них наиболее значительные —
Лиза в балете «Соперницы», Зарема
в балете «Бахчисарайский фонтан»,
Земфира в балете «Цыганы», Conoxa
в балете «Ночь перед Рождеством»,
Гюльнара в балете «Шехеразада», Ло-
ла в одноименном балете.
	Высоко оценив заслуги М. С. Соро-
KHHOH, правительство присвоило ей
звание заслуженной артистки РСФСР
и лауреата Сталинской премии.
	iI. Лебедев, Н. Горяинов, Б. Фля-
гин, П. Тарасов, А. Солодовников,
Е. Гельцер, Г. Уланова, В. Кри-
гер, О. Лепешинская, М. Семено-
ва‚ М. Габович, С. Мессерер, А.
Мессерер, С. Головкина, В. Мосо-
лова, П. Гусев, Н. Холфин,
И. Козловский, Л. Лавровский, Р.
Захаров, В. Барсова, П. Норцов,
Ю. Файер, Н. Дудинская, К. Сер-
геев, В. Чабукиани, И. Шлуглейт,
П. Марков, С. Самосуд, В. Бур-
мейстер, П. Златогоров, Н. Вол-
ков, А. Клейн, Г. Поляков, А,
Аникиенко, М. Гольдина, Н. Ке-
марская, М. Мельтцер, Н.
Панчехин, В. Канделаки, Н. Тим-
ченко, Б. Холфин, В. Эдельман,
А. Соболь, Г. Урусова, И. Кури-
лов. А. Томский, А. Покровский,
А. Тольский, В. Ивинг, Я. Чернов.
	21 декабря, после продолжительной
и тяжелой болезни, скончался глав-
ный художник Киевской киностудии,
лауреат Сталинской премии Мориц
Борисович Уманский.
	М. Б. Уманский отличался большой
взыскательностью и требовательно-
стью к себе и исключительной рабо
тоспособностью. С 1931 года он рз-
  ботал в кинематографии. Будучи
‘главным художником киностулии, он
принимал самое горячее участие в
создании ряда значительных KHHO-
фильмов, завоевавших широкое при-
знание советского народа. Среди вих
были такие замечательные фильмы,
как «Шорс», «Пархоменко», «Под-
виг разведчика».
	Последней работой М. Б. Уманско-
го был один из лучших художествен-
но-документальных фильмов—«Тоетий
улар». Здёсь М. Б. Уманский проя-
вил себя как зрелый мастер и один из
крупнейших художников советской
кинематографии.
	За заслуги в области театрального
искусства М. Б. Уманский был ва-
гражден ‘орденом «Знак почета», а 38
участие в создании кинофильма «Под-
виг разведчика» в 1948 г. ему была

‚присуждена Сталинская премия.
	ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ
		В Москве в: Колонном зале Дома
союзов 23 декабря, состоялось орга-
низованное Союзом советских писате-
лей СССР, Славянским комитетом
СССР и Всесоюзным обществом куль-
турной связи < заграницей торжест-
венное ‘заседание, посвященное 150-
летию CO дня рождения великого
польского поэта Адама Мицкевича.

На вечере памяти великого поэта
присутствовали нисатели, ученые, дея-
тели культуры и искусства, стаханов.
цы московских предприятий, студен-
ты, воины Советской Армии, предста-
вители общественности.

В липломатической ложе — главы
	посольств и миссий стран народной

демократии.

В президиуме — генеральный хекре-
Tapp Союза советских писателей
СССР А. А. Фадеез, профессор Ф. М.
Головенченко, заместитель Министра
иностранных дел СССР В. А. Зорин,
писатели Н. Тихонов, В. Вишневский,
В. Катаев, А. Твардовский, С. Михал-
ков, болгарский писатель Людмил
Стоянов, Чрезвычайный и Полномоч-
ный посол Польской республики г-в
М. Нашковский, члены Славянского
комитета СССР, правления ВОКС и
другие.

Торжественное заседание открыл
А. А. Фадеев. Тов. Фадеев сказал:

— В этот тзримечательный день 150-
летия со дня рождения мирового ге-
ния, национальной гордости польского
народа, Адама Мицкевича разрешите
мне передать братскому народу Поль-
ши и ее интеллигенции, деятелям ли.
тературы, науки, искусства, строящим
новую демократическую Польшу, го-
рячий привет.

Пусть торжества, связанные © этим
великим человеком, послужат делу
дальнейшего укрепления братских
связей между советским и польским
народами в совместной! борьбе за мир,
прогрессе и демократию.

С докладом о творческом и жизнен-
ном пути Адама Мицкевича выступил
Н; Тихонов. Он охарактеризовал ве-
ликого поэта как неукротимого рево-
люционного демократа, народного пев.
ца, ставшего в первом ряду не только
славных поэтических имен братской
польской литературы, но и мировой
литературы.

Выступивший затем Чрезвычайный
и Полномочный посол Польской рес-
публики в СССР г-н М. Нашковский
сказал:

‚ — Польский рабочий класс, веду-

IH под руководством созданной не-

сколько дней назад. Польской Об’еди.
ненной рабочей партии весь польский
народ к лучшему будущему — социа-
лизму, прРемствует многовековую со-
кровишницу национальной культуры,
в котерой неугасимо горит имя. Миц-
кевича. Сбылись мечты Мицкевича,
которые он поверял Пушкину, — по-
	Большой театр с 1 по 19 января
покажет  шжольникам спектакли:
«Снегурочка», «Кармен», «Князь
Игорь», «Евгевий Онегин», «Майская
ночь», балет «Аистенок» (‹Дружные
сердца»).
		МХАТ СССР им. Горького дает
для школьников спектакли «Синяя
птица», «Лес», «Мертвые души», «На
дне», «Двенадцать месяцев», «Школа
злослювия», «Горячее сердце».
	В Малом теапюе c 30 mek
	10 января будут даны спектакли:
«Горе от ума», «Правда хоропю, а
счастье лучше», «Волки и овцы»,
«Московский характер»,  «Беспри-
данница»,

Центральный детский театр с 1 по
10 января покажет школьникам спек-
таюли «Снежная королева», «Город
мастеров», «Сказки», «Снежок»,
«Кошкин дом», «Не было ни гроша,
ия вдруг алтын», «Красный галютук»,
«Лва капитана», «Как закалялась
сталь». В фойе откроется праздеич-
ная елка, у которой будут показаны
интермедии.
	50 спектаклей на стационаре, в
школах и домах пионеров покажет
Московский кукольный теаяр.
	В Т&атре им. К. С. Станиславского
и В. И. Немировича-Данченко со-
стоятся спектакли: «Евгений Оне-
ин», «Севильский цирюльник»,
«Доктор’ Айболит» 7

ute

+

Праздничную программу пол. наз-
ванием «В гостях у ляди Дурова»
подготовил для школьников Мос:
ковский цирк. Здесь, у сверкающей
огнями. елки, булут показаны с
30 декабря по 10 января предетавле-
ния © участием артистов цирков
братских республик и Юрия Дурова,
который покажет детям своих дресси-
рованных животных и птиц. Ю. Дуроз,
клоуны братья Лавровы и коверный
К. Берман примут участие в клоуна-
де, посвященной учебе советских
ШКОЛЬНИКОВ.
		Лекада латышской литературы в Москве. Выступление латышского хора.
		Фото С. Шингарсва.
	Декада латышской литературы в Москве
	22 декабря встречей писателей Мо:
сквы с латышекими писателями в
Центральном доме литераторов OT-
крылась декада латышюкой литерату-
ры. В Москву приехали крупнейшие
писатели Латвии: А. Балод, В. Берце,
А. Бродэлэ, В. Брутан, Ю. Ванаг,
Tl Вилип, Я. Грант, В.  Гревинь,
А. Григулис, Ж. Грива, Я. Грот,
Э. Дамбур, Ц. Динер, А. Имерман,
К. Краулинь, М. Крома, В. Лацие,
И. Леман, В. Луке, И. Муйжниек,
Я. Ниедре, Я. Плаудие, Ф. Рокпел-
ние, М. Рудзит, А. Саксе, Я. Судраб-
калн, А. Талцис, А. Чак.

Союз советских писателей проводит
	К 150-летию
со дня рождения
А. С. Пушкина
	АЛМА-АТА. Общественность   Ka-
захстана готовится отметить 150-ле-
тие со дня рождения великого рус-
ского поэта А. С. Пушкина.

Республиканский юбилейный коми-
тет разработал мероприятия по под-
готовке к знаменательной годовщине.
Намечено издать сборник пушкинских
произведений на казахском языке.

На казахском и русском языках
выйдут книпи о влиянии творчества
Пушкина на развитие казахской ли-

тературы.
	№
	обсуждение творчества латышских
писателей. В Академии -обществен-
ных наук, в клубе. Московского уни-
верситета, на ‘комбинате Трехгорной
мануфактуры и в Зале им. Чайков-
ского прохолят. вечера латынекой ли-
	тературы.: Кроме: того, ‘секции СС
	обсуждают юпыт латышской драма-
тургии; прозы и поэзии.

23: декабря комиссия по. драматур-
гии ССП обсудила пьесы «Глина и
фарфор» А. Григулиса, «Весна в селе
Речном» и «Учитель Страуме» А. Брс-
дэлэ, «Встреча на’берегу» Ю. Ванага.
После доклада А. Крона, подробно
проанализировавщего названные пье-
	сы, © замечаниями по поводу совре-
‚менной латышекой драматургии вы-
ступили В. Залесский, И. Чичеров
И. др: :

Драматурги Латвии рассказали соб.
равшимся о своей творческой работе.
	В ближайшие дни состоятся о экс-
‘курсии латьшнских писателей в Тре-
тьяковскую галлерею и Оружейную
палату Кремля.
	Большое внимание художественной
интеллигенции привлекают организо-
ванные в Доме литераторов выставки
латышской литературы и картин ла-
тышеских художников.
	Советский театр кукол
в Польше
	Недавние гастроли Государственно-
го центрального театра кукол в
Польше прошли < огромным успехом.
	Б Баршаве театр сыграл  тринад-
цать спектаклей, ‘показав пьесы:
«Ночь перед. Рождеством», «Король
	Олень» и «Волшебная лампа Аллади-
на».

Все газеты Варшавы отметили не-
бывалый успех советекого театра
кукол. Они писали, что такого худо-
жественного совершенства, стройно-
сти актерского ансамбля, . блестящей
режиссерской выдумки и превосход-
ного оформления театр смог достичь
в результате огромного внимания к
национальному искусству со стороны
народа и правительства СССР.

Газета «Глос МЛюду», рецензируя
«Ночь перед Рождеством», пишет:
«Спектакль захватывает зрителя с са-
мого начала. Это ошеломляющее зре-
лище, которое мы никогда не видели
в других кукольных театрах. Нас
буквально унесло в необычайно ска-
зочную и увлекательную страну ис-
кусства. Театр кукол, руководимый
С. Образцовым, — единственный B
своем стиле.- Его спектакль-—явление
необыкновенного художественного по-
рядка, явление самого высокого уров.
НЯ. .

Замечательна и выразительна игра
артистов С. Самодура, Е. Синельни-
ковой, И. Дивова, Л. Казьминой, С.
Мей, А. Кусова. _

Восторженные статьи о театре ку-
кол поместили газеты «Житте Варша-
вы», еженедельник  «Одродзенье»
(«Возрождение») и другие. «Одродзе-
нье» подчеркивает: «Театр не разо-
чаровал нас. Зрителя захватывает
дыханье. зрелого, всепокоряющего ис-
кусства».
	С. Образцов. дал несколько концер-
тов в рабочих клубах газового и
тракторного заводов, на  варшав-
ской электростанции и в клубе
Войска Польского для офицеров и
солдат. Вместе с ним в концертах
принимал ‘участие скрипач Б. Сим-
ский. Эти выступления были тепло
приняты рабочими, солдатами и офч-
церами. Обычно после концертов сти-
хийно возникали митинги, свидетель-
ствующие о чувстве глубокой и и?-
кренней любви трудящихся Полыши к
Советскому Союзу.

Большой интерес у писателей, ху-
дожников и артистов Варшавы  выз-
вали доклады С. Образцова о творче-
ском пути театра. Известный поль-
ский поэт Юлиан Тувим от имени пи-
сателей горячо благодарил Образцова
	и воллектив рукозодимого им театра.
«Развитие такого театра, — сказал Ю.
Тувим, — возможно только в Совет-
ском Союзе, где советский строй де-
лает все для раскрытия творческой
индивидуальности каждого художни.
ка». т

В Польском драматическом театре,
где собрались артисты Варшавы, пос-
ле доклада С. Образцова состоялась
волнующая встреча советских арти-
стов с «патриархом» польского театра
—95-летним актером и режиссером
Людовиком Сольским. Горячо  гово-
рил Л. Сольский о своей дружбе и
многолетнем знакомстве с вылаюши-
	‘мися Делтелями русского театра —
	Il. Орленевым, В. Немировичем.Дан-
ченко, В. Качаловым и И. Москви-
ным, чье творчество всегда служило
для него наивысшим примером.
Л. Сольский до сих пор играет на
сцене. Мы видели его в пьесе
А. Фредро «Ян Ковальский».

Все спектакли Театра кукол и не-
сколько концертов С. Образцова в
помещении театра «Скала» и_на заво-
дах Кракова имели такой же огром-
ный успех.

Концерты завершались демонстра-
	циями, в которых неизменно подчер-
	вивались. симпатии трудящихся и ин-
теллигенции Польши к Советскому
Союзу и его великому вождю И. В.
Сталину.
	Писатели, журналисты, артисты
	Кракова в своих выетуплениях гово-о
	рили, что искусство советского наро-
да потому так понятно и доступно
	< Потому зак понятно и достувн
любому народу любой прогрессивной.
	страны, что оно несет в себе здоровог
начало человеческого жиэзнеутвержде-
	ния, оптимизма, веры в еще болез
прекрасную жизнь.
Известный польский литератор и
	депутат сейма Адам Полавка при
встрече с советскими артистами ска-
зал: «Вы привезли нам искусство глу-
бокой и мудрой человеческой души:
бессмертное искусство, близкое и по-
нятное простым людям».

Горняки и металлурги угольных
бассейнов Полыши охвачены сейчас
небывалым трудовым под’емом. В
столярном цехе передовой в стране
шахты Шлензка (Силезия) С. Образ-
цов исполнил несколько своих роман-
сов с куклами. Польские шахтеры
были тронуты этим выступлением со-
ветского артиста. После концерта
провозглашались здравицы в честь ве-
ликого Советского Союза и своболной
	демократической Польши.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ.
	КИЕВ. Общественность столицы
Советской Украины широко отметила
150-летие со дня рождения великого
польского поэта Адама Мицкевича,

Мицкевич является одним из люби-
мых поэтов украинского народа. Его
поэмы и стихи переводили Гулак-
Артемовский, Иван Франко и Михаил
Старицкий. Горячо ‘любил Адама
Мицкевича великий украияский поэт
Тарас Шевченко. Ряд замечательных
романсов на слова Мицкевича нага.
сал классик украинской музыки
Н. Лысенко.

В последние годы произведения
	Новогоднее представление «Клуб
знаменитых капитанов» в постановке
О. Абдулова и оформлении С. Ахвле-
  диани состоится в Концертном
‘зале им. Чайковского. В представле-
‘нии главные роли знаменитых капи-
‘танов будут исполнять артисты: М.
 Назвавов, О. Абдулов,. В. Сперачто-
Ba, Р. Плятт, А; Хованский, Л. “Шах
‘матов, В. Лавров.
	MOCKOBCKAS
ХРОНИКА
	  СК 159-летию со дня рождения А. С. Пуш-
‘кина Болыной театр намечает показать балет
` «Медный всадник», музыка которого написа-
  Ha композитором Р. Глиэром no лабретто
TL Аболимова. Постановщик спектакля балет-
’ мейстер Py Захаров = npuctyiiit к подготови-
‘тельной работе над балетом. Художник спек-
	  $ В Доме культуры Армянской ССР открыта
Е: графики и рисунка художников Арме-
’вни, организованная Управлением по делам ис-
`кусств при Совете Министров Армянской СЕР.
‚© На заводе «Серп и молот» 28 декабря от-
‹ крывается выставка шести молодых художни-
‚ ков: В. Пыплакова, С. Дудвника, А. Грицая,
ГА. Лактионова, К. Максимова, Ю. Кугаз.
	св зыбтавочном зале Союза советских ZY
дожников 98 декабря открывается персопаль.
ная выставка картин н этюдов наредного ху:
дожника Киргизской ССР С. Чуйкова,
	  @ В клубе завода <Каучук» открыта
выставка работ художников-графиков, органи-
` зованная` Управлением по делам искусств Мос
горисполкома и Московским городским ко-
`митетом художников книги и графиков.

© В Доме культуры комбината «Правды» со-
’стоялось вручение почетных грамот ЦК ВЛКСМ
‚и премий Академии художеств CCCP моло-
` дым художникам, скульпторам, графикам, уча-
`стникам Всесоюзной художественной выстав-
KH, посвященной 30-летию ‘комсомола. Грамо-
ты ИК ВЛКСМ получили 62 человека, в том
`числе В. Богаткин, С. Дудник, Л. Кероель,
’К. Максимов, В, Цыплаков и др. Первые пре-
  мии Академии художеств СССР были вручены
‚художникам С. Григорьеву, А.  Грицаю,
т Осеневу, скульпторам И.  Першудчеву,

Н. Белугину, графику В. Петровой и др. Вто
’рые премии. получили художники О. Зардарян.
Т. Яблонская, скульптор В. Цигаль и др.
	<) 28 декабря в Московском союзе совел-

ских художников состоится ‘обсуждение рабо!
художницы Л. Бролской. С докладом высту-
пит искусствовед С. Разумовская.

«3 Скульптурная секция МОССХ зководат

’ просмотр и обсуждение работ скульчторов д

их мастерских. Ближайшее обсуждение, KOTS-
рое состоится 30 декабря, будет посвящено
новым работам Г. Мотовилова.
	*) Московская государственная филармония
и Центральный Дом культуры Министерства
трудовых резервов СССР открывают 92: де-
кабря в помещении Оперной студии им. Чай-
козского городской музыкальный лекторий для
учащихся ремесленных училиш. Первый цикл

лекций-концертов будет посвящен русской му-
зыке.

евере
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Постанов-
лением Совета Министров Армянской
ССР образована республиканская
комиссия по подготовке и проведе-
нию 150-летия со дня рождения
А. С. Пушкина. Председателем ко.
миссии утвержден председатель Сою-
за писателей Армении поэт Аветик
Исаакян_
	Юбилейная комиссия поручила Об-
ществу по распространению политиче-
ских и научных знаний и Комитету
по делам культурно-просветительных
учреждений провести цикл лекций и
бесед © жизни и деятельности поэта.
Республиканский радиокомитет  сов-
местно © Управлением по делам ис-
кусств готовят  литературно-музы-
кальные передачи и вечера, посвя-
шенные творчеству Пушкина.
	В дни юбилея в городах и селах
республики будут демонстрироваться
фильмы на сюжеты произведений
поэта и о его жизни. Театр оперы и
балета им. Спендигрова, армянский.
Драматический театр им. Сундукяна
и русский Драматический театр им.
Станиславского покажут юбилейные
спектакли. В Ереване организуется
большая юбилейная выставка:
	ЦЕННОЕ.
ПРИОБРЕТЕНИЕ

Отдел рукописей Государственной
библиотеки им. В. И. Ленина приоб-
рел 79 неопубликованных писем С. В.
Рахманинова, адресованных родствен-
	никам композитора — сестрам Н. Д.
и Л. Д. Скалон.
	В этих письмах, относящихся к
1890—1903 тг., приводится много ин-
тересных фактов, освещающих ранний
период творчества Рахманинова и, в
частности, его работу над оперой
«Алеко», написанной им незадолго до
окончания Московской консерватории.
Большую ценность для исследовате-
лей жизни и творчества Рахманинова
представляют и те места писем, в
которых говорится о дирижерской
деятельности Рахманинова в оперном
театре Мамонтова в Москве.
	..Самолет летит над горами, над
необ’ятным таежным морем. Под его
крылом появляются широкие извили-
ны многоводной Лены, суровый  се-
верный ландшафт. Диктор в это
время рассказывает нам о старой
Якутии, о том, что раныше путь сюда
занимал целый год, а теперь от Мо-
сквы до Якутии—24 летных часа. И
когда на экране самолет приземляет-
ся в Якутске, зритель уже имеет об-
щее представление о TOM, какова
Якутская автономная социалистиче-
ская республика, столицей которой
является этот город.

Неторопливо, обстоятельно  пока-
зывает нам экран улицы Якутска,
его исторические памятники, учебные

заведения, библиотеки, музеи.. Горо-
	лок на берегу Лены растет и ширит-
	ся. Строятся новые ‘дома, укладыва-
ются торцовые Мёстовые, И так же,
как повсюду в СССР, шумно, весело
и ярко на улицах Якутска в дни все-
народных празднеств.

Умело‘и последовательно авторы
фильма знакомят зрителя © отдель-
ными областями жизни Якутской
АССР. Вот ее молодая промышлен-
ность: мощные эектроцентрали, пер
вый в этой лесной стране большой
лесокомбинат, стэкольный завод, ме-
ханизированный хлебозавод,  судо-
строительная верфь, где строятся со:
временные суда для Ленского паро-
холетва.

Назревшие вопросы
	зодчества
	Большюе место в плане занимают
работы, затрагивающие такие узло-
вые вопросы теории советской архи-
тектуры, како «Идейно-художествен-
ное содержание советской архитекту-
pep, «Социалистический ‘реализм и
проблема архитектурного наследия»,
«Критика буржуазных теорий в архи-
тектуре», «Критика проявлений фор-
мализма в теории и практике совет-
ской архитектуры» и др. В будущем
году должен быть подготовлен к пе-
чати капитальный труд «Осиозы с0-
ветбкого градостроительства» —О5-
ширный. раздел плана занимают ра-
боты. обобщающие  градостроитель-
ную практику Урала и Леничграда,
опыт экосплоюатации жилых зомов за-
водского ° изготовления, районной
планировки крупнейших промышлен-
ных центров страны.

_В 1949 году Академия архитекту-
ры будет работать над создачием ря-
	да учебников и учебных пособий. К
их числу относятся краткий курс
всеобщей истории архитектуры, крат-
кий курс истории советской архитек-
туры, 3-й том всеобщей истории ар-
хитектуры, учебник по инженерным
конструкциям в архитектуре. Подго-
товляется пособие для проектировщи-
ков «Основы планировки и застройки
колхозного села» и другие труды.
	Большое народнохозяйственное зна-
чение имеет разработка ряда раз-
делов. и глав Урочного положения.
Академия должна разработать и
предложения в области улучшения
массового жилищного строительства
городов и поселков Урала, по внел-
рению в строительство новых строн-
тельных и отделочных материалов
итп
	Опыт проведения в текущем году
	научных конференции в Москве иво
	Свердловеке показал ценность этого
метода ознакомления широких архи-
тектурных и строительных кругов с
научными работами академии. На oc-
нове этого опыта намечено провести
в 1949 году конференции по массово-
 у жилищному строительству на
Урале, по вопросам заводского домо-
строения, по обсуждению работы
Академии «Проблемы  социалистиче-
ского реализма», совещания по воп-
росам конструкций и облицовки вы-
сотных зданий и о задачах архитек-
	турно-строительной науки во второй
послевоенной пятилетке.
	ПАТЕФОНЫ
И ПЛАСТИННИ
	— На новом столичном предприятии —
Московском патефонном. заводе, ко-
торый недавно вступил в строй, вчера
закончено изготозление деталей для
первой партии 200 московских патефо-
нов. Сейчас в: цехах предприятия за-
вершается их <борка. -

Московские. патефоны благодаря
модернизированной конструкции отли-
чаются чистотой звука, красивой
внешней отделкой и компактностью.
В 1949 году предприятие будет изго-
товлять ежемесячно 4.500 патефонов.

Вчера, `24 декабря, завершил годо-
вое задание завод граммпластинок
Москворенкого райпромтреета.

Московские пластинки впервые вы-
пускаются < портретами исполните-
лей. Они пользуются большим спро-
сом у покупателей.
		Редакционная КОЛЛЕГИЯ:
	советского
	Совете Министров СССР, обсудив на-
печатанную в газете «Правда» статью
А. Власова «Назревшие вопросы со-
ветского зодчества», принял развер-
нутое решение, направленное к уст-

Комитет по делам архитектуры при’

ранению отмеченных в статье недо-
статков в архитектурной науке и прак-
тике.

‹В: решении указывается на необхо-
димость коренного улучшения руко-
‘водства местными органами по де-
‘лам архитектуры и охазания им по-
вседневной творческой и организаци-
OHHOH помощи. Важнейшей задачей
Комитета и его местных органов яв-
ляется всемерное усиление идеологи-
ческой работы, непримиримая борьба
с проявлениями идеализма и форма-
лизма в советской архитектурной
теории и практике, ваступление на
‚раетленную культуру буржуазного
Запада.

Резкой критике были подвергнуты
в статье архитектурно-художествен-
‚ные качества некоторых типовых про-
ектов, утвержденных комитетом. Для
повышения качества массовой  за-
стройки городов решено подготовить

HHH, пересмотреть действующие ка-
‘Талоги типовых проектов для массо-
вого строительства, исключив из них

‘ющие по своему качеству пред’являе.
мым к ним высоким требозаниям. К
активному участаю в типовом проек-

тировании для массового строительст-

ва решено привлечь Академию архи-
тектуры СССР, ее филиал в Ленингра.
де, Академию архитектуры УССР, а
также крупных мастеров архитекту-
ры:

Комитет по делам архитектуры
принял ряд поактическех мер по
улучшению работы Академии архи-

тектуры СССР, Союза советских ар-)

хитекторов, Государственного архи-
тектурного совета, Московского ар-
хитектурного института.

В статье А. Власова особо отмеча-
лось отставание архитектурной тес-

рии от требований жизни и серьез-

ные идеологические ошибки, . допу-
щенные в научной работе Академии
архитектуры СССР: Эта критика бы-
ла учтена при составлении плана На-
учно-исследовательских фабот Ha

инструкцию по применению типозых“
проектов жилых и гражданских зда-.

отдельные проекты, не удозлетворя:

1349 год, принятого на-днях прези-
диумом Академии архитектуры СССР.
	Повые книги
	КИПЛИК Д. И. Техника живопи-
си. Издание 5-е. «Искусство». Вы-
пуск второй. Акварель, темпера, па-
стель и рисунок. 128 стр. Цена
6 руб. Выпуск третий. Масляная жи-
вопись. 220 стр. Цена 7 руб. Выпуск
пятый. .Монументальная живопись.
168 стр. Цена 6 руб.

Книга рекомендована Главным уп-

равлением учебных заведений Коми-

тета по делам искусств при Совете
Министров СССР в качестве учебно-
го пособия. :

ЛЕБЕДЕВА Л. С. Хоровое пение
как средство воспитания школьника.
Институт художественного воспита-
ния. Академии педагогических наук
РСФСР. 68 стр. Цена 4 р. 50 к.

В книге описан опыт работы хора
мальчиков Центрального дома худо-
жественного воспитания детей.

МРОЗ Е. Василий Иванович Де-
мут-Малиновский. «Искусство» (Мас-
совая библиотека), 32 стр. Цена 1 р.
50 к.

Непулярный очерк о творчестве из-
вестного русского скульптора первой
половины ХГХ века,

САВИНОВ А. Антон Павлович Ло-
сенко. «Искусство». (Массовая биб-
лиотека). 36 стр. Цена 1 р. 50 к.

Очерк жизни и творчества худож-
ника и директора Академии  худо-
жеств конпа ХУП! века.

В КОМИГЕТЕ ПО ДЕЛАМ АРХИТЕКТУРЫ
Й АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР
	Гастроли польского певца Ежи Гарда в Москве
	ится 30 декабря в Болышом зале Мо-
сковской консерватории.

После концертов в Москве гастро.
ли Ежи Гарда будут проведены в Ле-
нинграде и Киеве.
	ском С
	В Москву из Польши приехал из-
вестный певец Ежи Гарда. В Москве
состоится несколько гастрольных кон-
цертов польского артиста.

Первый концерт Ежи Гарда состо-
	Фильм о Совет
	полюсу холода, а посевная площадь
выросла втрое.

На 1350 метрах пленки режиссер
В. Гейман и авторы фильма сумели
выразительно и ярко показать много-
стороннюю жизнь и деятельность лю-
дей Советской Якутии. Фильм радует
обилием материала, обстоятельностью
кинорассказа.

На Крайнем Севере, в низозьях
Лены, в короткий срок вырое шах-
терский поселок Сангары, построены
механизированные шахты, и якутский
уголь пошел в трюмах судов по Лене
к океану.

Замечательны дела якутских лю-
дей — славных патриотов советской
Родины, таких, как знатная трактори-
стка Мария Дидорова, как охотник
Федор Охлопков — снайпер, учичто-
	 жившии в дни войны 429 фашистоь,
	как стахановец  угледобычи Егор
Ципандин, как известный якутский
ученый профессор Габышев, заслу-
женная артистка республики Егорова
и сотни и тысячи других, множащих
богатство и славу социалистической
Якутской республикн.

О людях, создавших новую куль-
турную жизнь, поставивних на служ-
бу социализма суровую природу да-
лекого Севера, говорит фильм «Совет-
ская Якутия». Авторы картины не
подсказывают зрителю выводы, а Be-
дут к ним путем умелого подбора п
сопоставления фактов. За ‘нешней
обыденностью показызаемого они хо.
роню сумели передать внутренний
смысл . явлений — пафос и герочку
нашей повседневной . действительно-

}

сти.
су Мик БЕЛЯВСКИЙ.
	Кадр из. фильма «Советская Якутия». Спектакль первой Якутской
	серы «коргун. Бостур». Туйарыма — Кую (заслуженная артистка
республики Егорова) благодарит Нюргуна за ее спасение. : «
			щена_ отдельным отраслям. хозяйства
республики: рыболовству, ’животно-
водству, землелелию, охоте. Ленё—
одна из величайших рек мира. Сотни
пароходов бороздят ее широкие, бога-
тые рыбой воды. Огромные стада Кс-
ров, табуны оленей, лошадей пасутся
на обширяых лугах по ев берегам.
Есть здесь теперь и’своя пшеница, и
рожь, и огороды, в которых вызре-
вает не только капуста, но и огурцы
и помидоры. Зона земледелия в ре-
зультате упорного труда ученых и
колхозников продвинулась к самому
	Фильм: показывает людей советской!
	Якутии — ее молодых ученых, вра-
чей, педагогов, передовых работников
промышленности, деятелей культуры.
В Советской Якутии на-тысячу- чело-
век насчитывается теперь’ только
7 неграмотных, a 30 ‘лет назад на
тысячу человек населения  приходи-
лось только 7 грамотных. В сегод-
няшней Якутии выходит 34 газеты и
выпущено 12 миллионов. книг, тогда
как старая Якутия не имела своей
письменности,

Значительная часть фильма посвя-
	В. Г. ВДОВИЧЕННО (ответственный редачтер), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ,
	!. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САЗИЦИИЙ. А. И. ШАВЕРДЯН.
	Адрес редакци.л Москва, Цве”чой бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, эстрады в цирк” К 4-15-66,

SS UTES tO ere eer

отделы «TE:

тра, музыки, изобразительных искусств, кино —К 5-45-12.
	отделы архитектуры а корреспондентской сета -—- К 1-48.98.
	Типографья «Гудок», Москва, ул. Станкевича: 7.
			Зак. № 3430.