ОО
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

искусства
	Праздник
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	Воскресенье, 1 января 1950 года
	-овый гол—новое счастье
	Акакий ХОРАВА
	Народный артист СССР
		тельности посвящена новая пьеса
Г. Нахуцришвили о знаменитой Авла-
барской подтюльной типографии в
Тифлисе, которую  еоздал товарищ
Сталин и которой он руковолил.
	Следующую страницу этой герои-
ческой эпопеи раскрывают два про-
изведения русской советской  дра-
матургии — «Человек с ружьем»
Н. Погодина и «Незабываемый
1919-й» Ве. Вишневекого. Наконец,
достойное место в нашем репертуа-
ре уже заняла поставленная нами
ко дню 70-летия товарища Сталина
пьеса П. Павленко и М. Чиаурели
«Во имя грядущего». В этом произ-
ведении воссоздан 0браз И. В.
Сталина — вождя советского наро-
да, гениального полководца Великой
Отечественной войны, организатора
нашей победы,

С великим волнением принимаем-
ея мы за осуществление этой  эпо-
пеи. Мы отдаем себе отчет в том, как
трудна и ответственна стоящая пе-
ред нами задача. Но мы горим жела-
нием выполнить ее.

Наступаюний год явится для нае,
работников искусств, годом дальней-
шей борьбы за неуклонное повыше-
ние уровня нашей работы над совет-
ской темой. По тому, насколько прав-
диво и глубоко удастся нам показать
жизнь в ее развитии, людей в их ду-
ховном росте, советское общество в
его движении вперед к коммунизму,
по тому, насколько действенным, бое-
вым окажется наше оружие,  пар-
тия и народ будут судить о нашем
	творчестве.

На этом смотре, каким, по су-
шеству, являетея вея Halla - pade-
	та, есть у нае строгий и требова-
тельный критик. Это налг совет-
ский зритель. Нельзя по-настояще-
му творить, не думая о нем ежечасно,
не. видя его мысленно перед собой во
время репетиций, творческих разду-
мий. Наш зритель — это человек пе-
	одового мировоззрения, — большого
духовного богатства. On cam
является творцом, и, как под-
линный творец, он неудержим в’
	CBUCM рюсте и боБершепотровании.
Высокая честь — работать для тако-
го зрителя. Счастье — итти ес ним в
	ноту.
Каждый новый год открывает нам
новые торизонты. Большие — дела
	ждут нас впереди. В канун Нового
года, строя планы на будущее, как
бы останавливаентьея на миг, чтобы
обозреть открывшуюся вершину,
примерить к ней свои силы и поду-
	‘мать: справишьея ли, одолеепть ли!’
	Конечно, да! Впереди горячие ис-
кания, напряженный труд и, besyc-
ловно, — победа. Самые дерзновен-
ные замыслы осуществимы в нашей
стране, самые смелые планы стано-
вятся реальностью. Вот это чувство
уверенности, в высокой степени
свойственное советским людям, этот
смелый и бодрый взгляд,  устрем-
ленный в завтрашний день, и ха-
рактерны. по-моему, для нашего CO-
ветского новогоднего праздника.
Отрадно взглянуть на прожитый год.
Отрадно думать 0 годе наступаю-
шем, годе, который сулит нам новые
радости.

Большой праздник, в который
всякий раз выливается у Нас
встреча Нового года, 2970, если
вдуматься, явление закономерное.
У напгих врагов все новое рождает
страх, неуверенность, тревогу. Мы
же недаром так привержены ко вее-
we новому Тля_ нае новое — это
	веегла хорошее. И новый т0д —
	  =.
‘это веегла счастливый год, год боль-
	ших ожиданий и больших <верше-
ний. р

С Hoss счастливым годом,
друзья!
		Баждый раз в канун Нового года
‘невольно подводишь итог всему, что
‘сделано, увидено, пережито тобой в
истекшем году, и в памяти ветают
лица, ветречи, события. Что же. са-
мое знаменательное в прожитом то-
бою Tory? — спрашиваешь себя. —
Какой день ты можешь назвать са-
мым счастливым THEM гола?
	Самые счастливые дни 1949 гола
и, пожалуй, всей моей жизни —
дни 21 и 22 декабря. Мне поечает-
ливилось быть в числе делегатов,
приехавних со всех концов страны
поздравить товарища Сталина со
славным семилесятилетием.
	Да, это был подлинный праздник
всего народа, дни могучего под’ема,
величайшего вдохновения, когда
‘вся наша большая советская семья,
охваченная единым порывом, при-
ветствовала своего любимого вождя,
друга, учителя. В эти дни яс 060-
‘бенной силой почувствовал, как ве-
лика наша семья, как могуча и еди-
`на в своем порыве, в своих устрем-
лениях. Я видел  предетавителей
свободного Житая и демократической
Польши, доблестного руководителя
‘итальянских коммунистов и послан-
цев новой, миролюбивой Германии.
Я видел обращенные Е товарищу
Сталину восторженные лица корей-
цев и румын, болгар и французов,
представителей многих стран. Все
_ время, пока длилея прием в Кремле,
в сознании моем, в моей душе с новой
‘силой ощущалась всегда волнующая
гордая мысль о могуществе нашей
страны, о величия ее вождя, 0 TOM,
что ныне CO всех концов све-
та тянется к нашей Родине, как к
солнцу, все живое на земле. И здесь,
в Кремле, в этот знаменательный
день я подумал: вот онд «весна че-
 ловечества», о которой писал Мая-
_ковский, прославляя нашу Отчизнут.

Вак значительно то, что сделано
нами в один год, в год 70-летия
товариша Сталина! Счастливым был
	этот год для моей страны, для ее
друзей. во всех ‘частях света.
Да. счастливый гол! Рядом co
	мной сидел слесарь Давид Амирана-
швили. член нашей делегации. Я
смотрел на его сияющее липо и ду-
мал: славен труд. так высоко под-
нявший человека! В 1946 тоду, в
первый год послевоенной  пятилет-
ки, Амиранашвили обязался выпол-
нить сваю пятилетнюю норму К
концу 1949 года. Прошло три’ года
и одиннадцать месяцев, и вот
Амиранашвили рапортует о выпол-
нении двенадцати годовых норм!
Это его вклал в наше общее дело.
Ееть чему радоваться, есть чем
гордиться!
	Другой член нашей  делетации,
22-летняя звенъевая колхоза,
Герой  Социалистического Труда
Зинаида Батателия с гордостью pac-

я

сказывает 00 успехах своего колхо-
	за. Повую пюэму создал поэт
Георгий Леонидзе.  Абхазекий пи-
сатель Георгий  Гулиа написал
	влохновенную повесть о Москве —
«Добрый город».
	До сих пор у меня перед глазами
это величественное зрелище:  Геор-
тиевский зал. сотни восторженных
лип, гром рукоплесканий, слова
любви и привета, обращенные к
вождю. Я думаю о том; сколько же
славных. возвеличивающих челове-
ка лел свершили люди,  присутет-
	вовавшие на этом историческом ве-
	чере в Времле, и вся наша великая
и дружная семья советских народов:

Нет в нашей стране труженика,
которому 1949 год не ‘принес бы
хороших плодов и радостных  пер-
спектив. Каждый из нас, отчитыва-
ясь сеголня перед самим собой, перед
нашим Отечеством, испытывает
чувство законной гордости: ведь
		молдавского народа
	Ванун нового, 1950 года застает
нас, большую группу деятелей мол-
давекого искусства, в столице вели-
кой и могучей советской Родины. Мы
счастливы, что встретим в Москве
новогодние дни, когда народы СССР с
чувством гордости и радости оглялы-
	ваются на истекший год. оценивают.
	свои успехи и достижения, перспек-
тивы дальнейшего роста. В эти дни
мы покажем трудящимся столицы
Советского Союза песенное и танцо-
вальное искусство. молдавского наро-
да, искусство, вдохновленное велики-
ми- победами советских людей в стро-
ительстве коммунизма.

Три века нес на евоих плечах мол-
давский народ тяжелое турецкое иго.
Молдавию грабили и угнетали немец-
кие, венгерские и польские феодалы.
Двадцать два года ‘господствовали в
Бессарабии румынские бояре. Но все
это не могло сломить свободолюбивый
дух молдавского народа, уничтожить
его национальную культуру.

И когда 25 лет назал в составе
Украинской ССР была создана Мол-
давекая автономная социалистиче-
ская республика; творческие силы
народа, получившие возможность сво-
бодного развития, бурно проявились
во всех областях хозяйственного и
культурного строительства.

Мудрая ленинско-сталинская на-
циональная политика. помошь вели-
кого русского народа и братских на-
родов СССР, повседневное внимание
нартии, правительства и лично
товарища Сталина к нуждам и 3a-
просам молдавского народа обеепечи-
ли огромные успехи ‘республики в
преобразовании экономики, в раецве-
те культуры, национальной по фор-
ме, социалистической по . содержа-
НИЮ.

Молдавия покрылась гуетой сетью
школ, клубов, широкое развитие по-
лучила художественная самодеятель-
ность, возникли профессиональные
творческие коллективы.

В 1930 году была создана хоровая
студия, впоследствии превратившаяся
в известную далеко за  прете-
лами республики хоровую капеллу
«Дойна». Возникшая тогда же сим-
фоническая студия вскоре стала го-
сударетвенным симфоническим орке-
стром. Затем был организован ан-
самбль танца. }

Украинский и молдавский музы-
кально-драматические театры, рус-
ский драматический театр были пер-
	венцами профессиональных театраль-_
	ных коллективов, которых не знала
Молдавия за долгие годы своего под-
невольного существования.

1940 год вошел в историю нашего

народа, как знаменательная датч осу-
ществления вековечных чаяний мол-
даван о воссоединении в единое, мо-
нолитное независимое государство.
Бессарабия, насильственно отторгну=
тая от своей матери-Родины, была
освобождена и навсегда восбоединена
с левобережными молдавскими зем-
лями в единой Молдавской Советской
Социалистической Республике.
‚ Население правобережья впервые
уелышало свободную советскую пес-
ню, увидело советские пьесы, свой
родные национальные танцы в ис-
полнении квалифицированных  про-
фессиональных ансамблей.

В первые же месяцы существова-
ния Молдавской ССР были открыты
четыре театра, государственная фи-
лармония, организованы творческие
союзы советских писателей, компози-
торов и художников. Для подготовки
молодых творческих кадров были
созданы Молдавская государственная
консерватория, художественное иму-
зыкальное училища, сеть музыкаль-
ных школ.

Молдавский советский народ созда-
ет свою музыку, свою драматургию,
свое изобразительное искусетво.

На сценах театров наряду с пьеса-
ми русских советских авторов и дра-
матургов братских феспублик идут
пьесы молдавских драматургов:
«Гайдуки» — народная драма о жиз-
ни молдавского народа в период ту-
рецкого ига; «Лумина» («Свет») —
о жизни молдавского колхозного села;
«Луч во тьме» — об историческом
татарбунарском во‘’гании; «Котов-
		данской войны и др.

„За ‘последние годы композиторамн
Молдавии написано свыше 300 про-
изведений. значительны успехи мол-
давских художников. В своих полот-
нах они отображают достижения про-
мышленноети, колхозного крестьян-
ства; лучших передовых людей рес-
публики, ве боратую и р
природу.

Произведения советских мастеров
искусства, сохраняя национальную
форму, насыщены новым, социали-
стическим содержанием. Они отража-
ют радость и счастье новой жизни,
тероику социалистического труда,

славят героев фронта и тыла, труже-

‚НИковВ заводов и полей — патриотов,

множащих славу и богатетво люби-
мой Родины. Они славят партию
большевиков, великого вождя и учи-
теля, организатора всех наших побед
— товарища Сталина.

Новые произведения искусства
создаются в тесной связи с жизнью
народа, отражают образы новой дей-
ствительности, те величественные
изменения, которые произошли в
жизни Советской социалистической
Молдавии.

Наиболее распространенная форма
народного песенного творчества —
«дойны». В них выражал раньше
молдавекий народ свою ненависть к
иноземным и ‘местным поработите-
лям, любовь к родине, веру в луч-
шее будущее. Пэ-новому зазвучали
«дойны» в нани счастливые дни.
Старая мелодия наполнилаеь новым
содержанием.

.B прекраеных «дойнах», в жизне-
радостном танце, в творчестве писа-
телей, поэтов, художников, компози-
торов выражает молдавский народ
ралость свободного труда на благо
	социалистической Отчизны,  славит
свою счастливую жизнь.
Лучшие «лойны». лучшие танцы
	молдавского народа увидят трудящие-
ся столицы нашей великой Родины в
дни декады молдавской музыки и
танца. Эта декада —— ‘радостное собы-
тие в культурной жизни Молдавии,
творческий отчет наших коллективов
в проделанной работе, смотр сил на-
шего искусства.

Готовяеь Е декаде, коллективы те-
атров, филармонии и Радиокомитета
проделали большую работу по отбору
и подротовке. репертуара, по co3qa-
нию новых произведений. Так, под-
готовлена .«Пееня о Сталине» (автора
этой статьи). которой открыла свой
первый концерт хоровая капелла
«Люнна» (руководитель — заелужен-
	тЫ еРеь ROEV COTE 1 VDE MERCR SD oe

‘CUP М. Вононенко). Капелла иепол-
няет также новые произведения:
«Привет Москве» (музыка Д. Герш-
фельда, слова Em: Букова), сюиту
«Дойна» (музыка Е. Кока по мотивам
поэмы Ем. Букова). В программе ка-
пеллы-— народные лиричеекие и шу-
точные песни, произведения русских
и украинских композиторов.

Ансамбль танца показывает народ-
ные танцы: «Жок», «Моллавеняска»,
«Коаез»,  «Букурия»,  «Табакаря-
ска», «Чебаняека» и «Ватануца».

В программе оркестра народных
инструментов (руководитель В. Ba-
рончук)—две музыкальные сюиты на
молдавекие темы. Оркестр сопровож-
хает также исполнение молдавских
народных песен, с которыми высту-
пают перед московекими слушателя-
МИ Солисты.

Сюиту Ш. Аранова исполняет
оркестр ансамбля танца под руковод-
ством автора. Этот же оркестр сопро-
вождает песни в исполнении заслу-
женных артиетов Молдавской  рес-
публики Янины Левицкой, Тамары
Чебан, Евгения Уреке и др.

Радостная песня звучит над про-
сторами Советской Молдавии. От вее-
го сердца поет молдавский народ свои
новые «дойны»:

Прозрачный воздух ясен и

хрустален...

Есть светоч мира — славная

Москва,

Й сердце — Кремль, и вождь

народов — Сталин,

Побелоносной партии глава. -
	Но; показывая москвичам итоги с9-
знлательного творческого труда мол-
давского народа, мы отчетливо еозна-
ем, ‘что еще много ответственных не-
решенных задач стоит перед нами.

Еще не создана национальная
молдавекая опера, еще мало на’ сце-
пах театров пьес молдавских драма-
тургов, еще’ недостаточно высоко-
идейных художественных произведе-
ний создают. наши художники и ком-
позиторы. Итоги декады молдавской
музыки ‘и танца в Москве, оценкз
нашей работы: общественностью сто-
лицы помогут нам быстрее решить
эти задачи, еще выше поднять идей-
но-художественный уровень искусет-
ва свободного советского молдавского
	О
С. НЯГА,

‚ заслуженный деятель я
Молдавской: ССР: Е
	‘ния глубочайптих чувств признатель-  .
	ности и благодарности тому, кто в
имени своем и в своей. великой лея-
тельности олицетворяет мечты н чая-
ния всех, кто трудится на благо 0б-
‘щественного прогресса. кто побелонюс-
	но. борется за самые высокие и благо-
	‘родные иден. Со всех концов земли в
Москву, в Бремль, к Сталину неслись
в эти дни самые душевные и проник-
новенные слова © великом счастье
жить и работать в чудесную сталин-
скую эпоху, под мудрым сталинским
руководством вершить  всемирно-
‘исторические дела, неслись клятвы
‘ло конца быть преданными делу кэм-
	мунизма и пол знаменем Ленина—
	Сталина утвердить новый мир на всем
земном шаре.

Вступая в Новый, тысяча девятьсот
нятидесятый год, мы вновь вспомина-
ем замечательные пророческие слова
Владимира Ильича Ленина, сказан-
ные им почти тридцать лет назад:
«..Жизнь возьмет свое. Пусть буржу-
азия мечетея, злобетвует до умопом-
рачения, пересаливает, делает глуп)-
ети, заранее метит большевикам и
старается перебить... лишние сотни,
тысячи, сотни тысяч завтраиних или
вчерашних большевиков: поступая
так, буржуазия поступает, как носту-
пали все осужденные историей на
гибель клаесы. Коммунисты должны
знать, что будущее во всяком случае
принадлежит им...».

Мы встречаем Новый, тысяча де-
вятьсот пятидесятый год в ту пору,
когда эти ленинские слова в значи-
тельной мере уже стали явью. Мы
встречаем Новый год с огромной ра-
достью и с невиланно возрюешей ве-
рой в торжество нашего великого де-
ла потому, что уже сегодня под зна-
менами социализма ‘и народной демо-
кратии в Европе и Азии, в могучем
и непобехимом антиимпериалиетиче-
ском лагере, возглавляемом Совет-
ским Союзом, об’единено около вось-
мисот миллионов человек. Это те, кто,
вверив свою судьбу испытанным в
боях коммунистам, уже сегодня яв-
ляется обладателем того будущего, ©
котором товорил Владимир Ильич
тридцать лет назад. Это те, кто ведет
за собой все передовое и прогрессив-
ное человечество, кто боретея за еча-
стливую и радостную жизнь для веех
народов мира и вто победит во что бы
то чи етало.

Будущее, прекрасное и светлое,
Бак сама жизнь, уже ощутимо в жи-
РОЙ реальности сегодняшнего дня на-
шей Ротины... В наступившем Новом
году мы сделаем новый большой шат
вперед навстречу этому будущему.
Мы сделаем этот шаг еще более упор-
ным трудом на фабриках и заводах,
в колхозах и совхозах. Мы приблизим
будущее новыми достижениями науки
и техники, литературы и иекуеетва.

Славная армия советеких мастеров
искусств встречает Новый год в 0б-
щей семье всех народов  Советекого
Союза, охваченная одним порывом,
олной мечтой с рабочим классом, кол-
хозным крестьянством, со всей совет-
ской интеллитенцией, — мечтой о
будущем, творимом сегодня. И во имя
скорейшего торжества этого булуще-
го работники драматургии и театра,
кинематографии и музыки, изобрази-
тельных искусств и архитектуры, ©
гордостью оглядываясь на путь, прой-
денный ими в прошлом году, на усте-
хи, достигнутые во всех областях ис-
кусства, обещают своему народу. Ру-
дине, Вождю наступивший Новый год
сделать голом новых смелых творче-
ских дерзаний, годом дальнейшего
неуклонного под’ема идейного и ху-
хожественного уровня создаваемых
FMI произведений, призванных помо-
‘гать партии большевиков BOCTIHTHI-
вать народ в духе коммунизма. приз-
ванных в художественных образах
воплощать величие нашей  сталин-
ской эпохи, величие дел, творимых
советскими людьми, вдохновляемыми
товарищем Сталиным.

Новый, тысяча девятьсот пятидеся-
тый год наступил... Нам, советским
людям, и тем, кто идет одним путем
® нами, нет нужды гадать 0 TOM, Ra-
ким он будет и что он нам принесет.
Мы знаем тверло: это будет год ново-
го счастья и новых радоетей, год но-
вых побел, приближающих нас к коу-
мунизму. Это будет гол дальнейшего
торжества идей сопиализма и демо-
кратии во всем мире.

За этот Новый радостный год мы
подняли наши праздничные бокалы.
За все, что собираемся сделать в Но-
вом голу. За осушествление всех на-
	пгих желаний. За Сталина — велико-
гои мудрого Вождя, чей гений самые
	смелые напги мечты превращает в
тействительность.
	(С Новым голом. зорогие трузь
	Новым голом великой Сталинской
	эпохи!
	В Советской стране есть что-то 0с9-
бо торжественное в том. как отме-
	Зается день смены лет миллионами
людей в городах и селах, на всем не-
обозримом пространетве великой Co-
ветской державы, простирающемся ог
гряды Курил до Закарпатья, от оку-
	танных хололом скал оаполярья ло
	пламенной солнечной Воюлхиды. Top-
жественность эта от того, что смена
лет в условиях советской лействи-
тельности знаменует собой новый шаг
на пути, по которому идет чудесная
наша Отчизна, ведомая партией боль-
шевиков, героической партией Ленина
— Сталина. Торжественноеть эта —
результат неукротимого рвения мил-
лионов советских людей вое дальше,
вперед к коммунизму. Именно пото-
‚му, что дорога нална светла и цель
манит к себе сердца и мысли каждого
советского человека, — именно по-
этому мы, с уважением и благодарно-
стью провожая старый год, торжест-
венно приветствуем наступление Но-
вого года, в котором — мы верим,
мы знаем! — нас ждут новые боль-
шие дела и новые успехи и победы.

Каждый день, каждый месяц ми-
нувшего года был для нашей страны
и для нашего народа замечательным и
знаменательным. Еще выше полня-
лось экономическое могущество Co-
ветекого Союза, еще ярче расцвела
советская социалистическая культу-
ра. Новые заводы и шахты вступили
в строй, новые колхозы, возникшие в
Прибалтийских советеких республи-
вах, собрали первый добрый урожай,
добытый ‘коллективным трудом. Но-
вые километры лесных полезащитных
полос заложены по сталинскому пла-
ну преобразования прироты и ловые
пути железнодорожных магистралей
сталью легли по земле, принеся ве-
ликий стимул активному расцвету но-
вых пространств, где будут завтра. но-
вые промышленные центры и возник-
нут города, прекрасные, как в сказ-
хе. Новыми выдающимися открытия-
ми и изобретениями порадовали Роди-
ну замечательные советские ученые,
деятели передовой советекой науки, и
новый значительный вклад в сокро-
вищницу духовной культуры Совет-
ского государства внесли мастера ис-
кусетв — артисты и писатели, ху-
JORUHAA, комнозиторы, работники
кинематографии, архитекторы. Ho
главное, чем славен год минувиий,
—невиданный дальнейший рост го-
ветских людей, активных и  созна-
тельных строителей коммунизма, вы-
ход на широкую-арену общественной
и трудовой деятельности новых и но-
вых отрядов советских  гражлан,
скромным и героическим трудом сво-
им славящих Родину и умножающих
силы ее, создающих прекрасное зла-
ние коммунизма, которое строит наш
народ по заветам бессмертного Лени-
Ha, по планам гениального зодчего
товарища Сталина.

В историческом соревновании двух
систем — системы социализма ий си-
стемы капитализма-—в прошедшем
голу с новой силой сказалось веля-
цчайшее превосходство социалисти-
ческой системы. Мир капитализм“
тоже прожил свой год—еще один
тод, приблизивший его к неизбежно-
му, и гибель системы, основанной на
волчьих законах капитализма, на
захвате и грабеже, на угнетении
большинства меньшинством, на. им-
нериалистическом разбое и военном
пенхозе, стала еще более реальной if
неотвратимой. Потесниться пришлось
миру капитализма и в минувшем
году: на арену великих битв за луч-
шее будущее человечества, вышла нэ-
вая могучая держава народной демо-
кратии—Китай, в самом центре Ев-
репы возникла новая, демократичв-
ская Германия. А успехи порожден-
ных исходом второй мировой войны
и втохновленных примером  Совет-
ского Союза стран наролной демокоа:
тти в Центральной и Юго-Восточной
Европе, в Менголин и Корее растут и
шноятея день ото дня.

Новый, славный тысяча девятьсот
пятитегятый год—последний год пер-
вой половины века, которому сужде-
Но стать веком превращения мечты ©
светлом будущем человечества В
реальную коммунистическую действи-
тельность. Мы встречаем этот год в
звучании наполняющих весь мир
восторженных и благодарных слов,
обрашенных Е великому и мудрому
учителю и вождю Иосифу Виссарио-
новичу Сталину. Всего лишь десять
тней отлеляют нас от той знаменз-
	тельной латы, когда мы  пПоздра-
вили самого родного и любимого
человека го славным его семилеся-
	тилетием. [0 были дни всенарот-
ной радости, охватившей все н3-
селение нашей страны, все перелб-
вое человечество ‘мира, дни выраже-
	этот гол нашими общими усилиями
еще и еще приблизил нас-к комму-
низму .

_Есть чем гордиться, подводя итог
прожитому голу. Есть со чем поздра-
вить друг друга!

Мне, естественно, особенно знако-
мы радости и волнения моего коллек-
тива — коллектива Тбилисского те-
атра им. Руставели. Истекший год
был для нае ‘годом напряженной
творческой работы нал созданием
спектаклей о советской  действи-
тельности, годом плодотворным, го-
дом роста. Сегодня нам. мастерам
старшего поколения, особенно хочет-
ся поздравить нашу молодежь. Прек-
расный лебют группы молодых акте-
ров — это, пожалуй, самое знамена-
тельное в жизни театра за 1949 гол.

Молодой актер, воспитанник Гру-
зинского театрального института Ге-
оргий Гегечкори создал внечатляю-
щий образ Николоза Бараташвили в
пьесе, посвященной великому 1п09-
ту Грузии. Бараташвили в испол-
нении Г. Гетечкори — вдохновен-
НЫЙ лирик, певец своей родины, ее
горячий патриот, человек  пылкого
сертца и мудрого разума, убежден-
ный борец за освобождение родного
народа. .
^ Удачный дебют молодом актера
— это празлник для театра. Именно
таким празлником был лля Театра
им. Руставели день премьеры спек-
такля «Улыбка победителей», co-
зданного почти всецело силами мэ-
лодежи и тепло принятого зрителем.
В этой пьесе, написанной  драма-
тургом Т. Донжалшвили, перед нами
предстала советекая мололежь, pa-
бочие олного завода. Мы увидели
кипучую, полнокровную жизнь бес-
конечно привлекательных советских
юношей и девушек. Мололые актеры,
в большинстве своем комсомольцы-
активисты, оказались необычайно
сродни по духу тем людям, которых
они играют. Мы увидели спектакль,
исполненный ‘правды и поэзии.
Поистине есть е чем поздравить на-
ших молодых товарищей! Для них
1949 yor — год вступления на
большую. дорогу жизни и творчест-
ва. Пусть же-на этой дороге всегда
сопутствует вам удача, мои молодые
друзья!

С уховлетверением- оглятываешь-
ся на то. как прожит год. Нов но-
воголнюю ночь еще больше думается
о том, что предстоит сделать. Так
уж устроена у нае жизнь, что не
успеешь выполнить одну задачу,
как за ней стоит другая, еще более
величественная и захватывающая.
	Сегодня. в начале Нового года,
мои друзья — артисты Театра им.
Руставели—с радостным волнением
думают о своих обших творческих
планах. В 1950 голу мы решили по-
ставить шесть спектаклей,  поевя-
шенных героической истории нашей
партии, деятельности ее великих
вождей — В. И. Ленина и И. В.
Сталина. Открывает этот HEA
пьеса Г. Нахупришвили «Юность
вождя», рассказывающая о годах,
когда товарищ Сталин, находясь в
стенах тифлиеской духовной  семи-
нарии, вступил на путь профессио-
нального революционера. — Пьеса
нашего ‘старейшего драматурга
Шалвы Дадиани «Из искры» ‚ про-
должает эту линию: как известно,
в ней рассказывается о деятельно-
сти товарища Сталина — организа-
тора и руководителя  большевист-
ских организаций в Закавказье. Од-
ному из славных эпизодов. этой дея-
				открылась декада молдавской ‘музыки и танца.
	28 лекабря в Москве в Концертном
	зале ‘им. Чайковекого открылаеь де-

када молдавской музыки и танца.
Переполнившие зал ‘москвичи —
	работники искусетв, музыканты,. пи-
	сатели, ученые; рабочие,  учалщаяея
мололежь. воины Советской. Армии—
	е болышим интересом

прослушали.
	песни и посмотрели танцы в испол-
нении участников лекады.
	С большим успехом прошли вы-
ступления молдавской хоровой Ka-
неллы -«Дойна», ансамбля народного
танца, оркеетра народных  инетру-
ментов, симфонического оркестра ий
золистов-—вокалистов, танцоров и
музыкантов.
	50 декабря в Пентральном доме
композитора состоялась встреча уча-
	Сегодня участники декады высту“
пают с концертами в.Большом зале
Московской Е и в Доме
ученых.

Завтра в  Вольшюм зале Конеерва-
тории состоится симфонический кон-
церт. Государственный  вимфониче-
ский оркестр СОСР пол управлением
заслуженных = деятелей искусств
Моллавекой ССР Б. Милютина u
С. Няга, при учаетии хобовой канел-
лы «Дойна» и солистов исполнят
произведения молдавских композиту-
	‘ров С. Няга, С. Добеля, 1. Гурова,
Н. Пономаренко, С. Златова, В. Ба-
рончука.
	Концерты декалы молдавской му-
зыки и танца состоятея также в
Центральном доме культуры желез-
нолорожников, во Дворце культуры
им..Горбунова. Пентральном доме-ра-
		В Комитете по Сталинским премиям
	на пленарном заседании 28 декабря.
	‚о художественных и  хронивальне
‘документальных фильмах 1949 гола.
представленных на соискание
‘Сталинской премии.
	Руководитель секции изорази
тельного искусства и архитектуры
академик И. Грабарь на этом же за-
седании доложил комитету о произве-
‘дениях архитектуры, выдвинутых

на премию.
	f = Г A
‘графики и скульптуры сообщил ие
	зидент Академии художеств COCR
	А. Герасимов на заседании комитета.
	30 декабря. Пленум прослушал так-
on TOPEATLED MVALIKAIBHHIX — ПрОВЗ-
	‘велхоний излых форм.
	Комитет по Сталинским премиям в
области искусства и литературы про-
холжает просмотр и обсуждение ра-
бот, представленных к премии.

На пленарном заседании 23 лекаб-
ря рассматривались крупные музы-
кально-сценические, вокальные @
инструментальные произведения, co
чинения малых форм я кандидатуры
концертных исполнителей,  выстав-
ленные на соискание Сталинской
премии.

25 декабря комитет заслушал док-
лад председателя театральной секции
Ю. Завадского о просмотренных 60
с лишних работах в области  теат-
рально-траматического искусства.

Министр кинематографии CCCP
BEB. Рольнаков сделал сообщение
	Декада молдавской музыки и танца в Москве. Выстучление заслуженной артистки Молдавской ССР Гамары
Чебан под аккомпанемент оркестра народных инструментов в Концертном зале им. Чайковского, г
	Фото А. Воротынского.
	CTHUROB декады © московскими. в6м- ue. “LOPOVHSBd, централ
позиторами. :  60THHEOB HCEYCCTB H AD.