ДОБРОЕ
		АСЛЕДСТВО СТАРОГО ГОДА

«В окнах горит свет», «Успех», «Мо-
сква слезам не верит»   («Положение
обязывает»), «Новый год». Они у6е-
тительно докззали, Что конфликты,
	лишенные жизненной основы, БоН-
фликты, рожденные в кабинетной ти-
пги. не приведут к должным резуль-
	специалистам, работникам искуеств,   ным воплошением замысла, взы-
в них заключена программа борьбы скательность к своему труду, чув-
за актуальное, современное, публини-   ство ответетвенности, поиски инте-
стически-страстное исклество, влох- рееного, совершенного образного вы-
	новляющее писателей, драматургов.  ражения идеи обязательны для ху”
режиссеров и актеров на новые. дожника нашего времени, и Только
		является одним из наиболее убеди-
тельных и прекрасных произведений
на эту тему.

Художники всех национальностей,
всех поколений вносят свой вклад в
создание образа вождя. Скульшторы
Я. Николадзе и №. Мерабишвили
воссоздали в мраморе образ молодого
Сталина и сообщили своим произве-
дениям черты романтики, большюто
внутреннего обаяния, одухотворен-
ности.

Такого рода произведения  свите-
тельствуют о богатетве исканий со-
	ветских скультторов, возродивших
монументальный язык в скульптуре,
призванной решать задачи  государ-
ственного размаха и значения.

Олна из. существенных черт на-
стоящей. выставки заключаетея п
том, что скульпторы  раздвинули
рамки привычных им хуложествен-
пых форм и восстановили в своем
значении искусство рельефа, кото-
рый имел применение в последние
годы исключительно для декоратив-
ного оформления,

Принцип рельефа позволил скульп-
торам развернуть сложные MHOTO-
фигурные композиции-картины, ге-
роическое повествование монумен-
тального характера. Принции релье-
фа позволил екульпторам передать в
доходчивой и впечатляющей ‘форме
идею глубокой внутренней связи на-
рода и вождя, ввести в скульитуру
мошные народные массы.

Если раньше сюжеты, раскрывз-
ющие роль партии в ее историческом
творчестве, были темами живописи
и графики по преимуществу, то в
настоящее время скульптура завое-
	вала новые нозиции. Боллективы на-

ших скульитТоров сумели выполнить
ряд развернутых композиций. Брига-
да скульшторов (М. Бабурин, П. Бон-
даренко, 1. `Кербель, Г. Мотовилов,
A. Файдыш-Крандиевекий, В. Ця-
галь, Д. Шварц) под руководством
Н. Томского исполнила ряд рельефов
на тему «В. И. Ленин, И. В. Сталин
— основатели и руководители Совет-
ского государства». Бригала под ру-
коволством Е. Вучетича (П. Фридман.
II. Яцыно, Г. Постников) исполнила
горельеф на тему великой клятвы
товарища Сталина. .

В сходных по теме, но различных
по художественному — претворению
вельефах с большой экспрессией во-
площен один из самых волнующих и
величественных эпизодов в ибтории
нашей партии великая клятва
Сталина. Речь Сталина прозвучала
как гимн во славу Ленина, во славу
могучей партии большевиков, к0то-
рая стояла и стоит «...как утес, от-
ражая бесчисленные удары врагов и
ведя рабочий клаее вперед, к побе-
де».

Композинии Н.. Томского и Е. Ву-
четича построены так, что движение
народной толпы и оюсеняющих ее
‘знамен направлено в центру, к
величественной фигуре. вождя.
И. В. Сталин выдвинут самим наро-
дом, ик нему, любимому вождю
который вместе с В. И. Лениным 603-
дал партию большевиков и построил
Советское — государство, обращены
взоры людей в торжественный чае
БЛЯТВЫ.

Скульшторы отвлеклиеь OT кон-
кретно-бытовой обстановки и пере-
несли действие на, Красную плошаль,
под сень кремлевских стен и башен.
Этю придало рельефам необходимый
размах и, что особенно важно, уса-
лило обобщающий  емыел великого
исторического события.

По своему характеру, по методу
разрешения  скульштурного 0б’емл
оба рельефа совершенно различны:
более плоекостной у Томекого; более
глубокий, переходящий в круглую
скульштуру, у Вучетича, Разница,
однако, не исчерпывается техниче-
ской и пластической особенноетями
обоих произведений.

Рельеф Н. Томекото тонов и оду-
хотворен по рисунку каждого образа
и прежде всего образа вождя Сталина,
находящегося в центре композиции.

Глубокий, приближающийся Е
круглой скульптуре, рельеф (горель-
еф) Е. Вучетича дает дополнительные
возможности скульшторам,  развива-
ющим свои мыели в образах  боль-
шой индивидуальной выразительно-
CTH, эпических по характеру и раз-
‚маху композиции. Большой масштаб
рельефа Вучетича вполне соответег-
вует насыщенному замыслу, требую -
щему величия композиции, крупных
пластических форм. Энергичная леп-
ка каждой фигуры сообщает  веему
‘произведению приподнятость, пеихо-
логическую характерность.

Рельеф бригады Томекого покюря-
ет тонкой лирикой, композиция
бригады Вучетича производит вне-
чатаение величавостью целото. Рель-
ефы можно рассматривать как зна-
чительные вехи на пути создания
монументальной скульштуры, глубо-
`ко содержательной по замыелу, ор-
ганичееки связанной с архитектурой
общественных зданий.

С позиций высоких требований,
которые пред’являет наша партия Е
идейно-художественному качеству
произведений, следует сказать, что
художники, несмотря на все CBO
успехи, еще далеко не осветили 60-
гатетва нашей — действительности,
еще далеко не раскрыли веех граней
великой личности вождя народов—
И. В. Сталина.

«Ныне не толькю в Советском Сою-
зе говорят: «Наш родной отец», но и
венгерские рабочие и крестьяне на-
зывают товарища Сталина своим
родным отцом». Это говорил 21 дека-
бря, в день 70-летия  товариша
Сталина, руководитель - вентерекой
партии трудящихея Матиае Ракоши.
Это говорят трудящиеся всего земно-
то шара. Имя Сталина не знает ру-
бежей. Образ Сталина раскроет новые
редники творчества налиих хуложни-
ков. обеспечит новый взлет  творче-
ской мысли, ответит душевной пот-
ребности миллионов людей, обрашаю-
щих свои взоры, свою любовь. свои
надежлы к самому дорогому. самому
великому человеку наз земле —
® нашему Сталину.
		Указанный товарищем Сталиным
метод социалистического реализма,
явилея тем компаеем, который напра-
внл творческую мысль художников
по елинственно верному пути вопло-
шения коренных, жизненно важных
для народа тем, праздивого изображе-
ния в искусстве народа, ето дум, его
исторического творчеетва, его побел.

Работа хуложников нал  произ-
ведениями о В. И. енине и
И. В. Сталине. возвышает искусство
в сознании народа и способствует
собственному творческому росту ав-
торов произведений.

Кажлый поллинный советский
художник лелеет мечту воссоздать в
своем творчестве геннальные образы
В. И. Ленина и И. В. Сталина, каж”
дый подлинный художник  лелеёт
мечту отразить в своем творчестве
тлубовую  всенаролную любовь OR
вождям Великой социалистической
революции. В золотом фонде со-
ветекого изобразительного аскус-
ства сотни произведений, Bocco3-
дающих знакомые и лорогие черты
И. В. Сталина, разные периюды его
замечательной жизни и деятельно-
сти, которые освешают алмазные
трани его титанической личности.

Лучшие художественные произве-
ления. посвященные товаришу
Сталину, отразив народную любовь
в вождю, народные представления о
нем, являются крупнейшими вехами
в истории советского искусства. Они
определяют уровень понимания и ху-
дожественного претворения нашими
мастерами советской жизни в 66
основных достижениях, в ее револю-
пионном развитии на пути к Екомму-
низму.

Выетазвка, посвященная Иосифу
Виссарионовичу Сталину, открытгя
в Третьяковской галлерее, есть вме-
сте с ‘тем детория советской жи-
вописи, скульптуры, графики: онз
освещает в той или иной мере основ-
ные проблемы  социалистического
реализма, дает возможность проеле-
дить развитие всех жанров изобрази-
тельного искусства—исторического,
бытового, портретного, & также пей-
зажа, ибо советскому человеку доро-
ГИ И 16 исторические места, где ро-
дилея и жил, где работает HEHE
великий Сталин, и потому что пей-
заж преображенной большевиками
Родины, естественно, входит в као-
тины на исторические, бытовые те-
мы, включается в композицию пор-
трета. ©

Время, как известно, отличный
сулья в определении роли того или
иного произведения, прочности завое-
ванных им позиций.

Ё таким работам, значение кото-
рых со временем выросло, принадле-
жат портреты товарища Сталина
кисти И. Бродского. Портреты
И. В. Сталина, исполненные Брод-
ским в 1928—1935 гг.—художе-
ственные документы в высоком зна-
чении слова: они правливы и содер-
жательны. Обладая крепкой школой
рисунка, лепки формы, художник, б0-
лее всего заботилея о бережной и
точной передаче неповторимых, до-
	_ РоГИх черт вождя.
	_ При всей видимой скромности,
слержанноети живописного `решеняя
портреты эти приковывают внима-
ние, захватывают зрителей силою
правды и глубокой внутренней вы-
	Вазительноети.
Написанная в теплом красивом
колорите, картина А. Герасимова
	«Й. В. Сталин на ХУТГ везде ВЫ 6)»
определяла собой особенности, пути
развития советекого портретного ие-
кусства, решавшего большие темы
эпохи в характере развернутой т2-
	матической композиции. Аудожник
запечатлел исторический момент вы-
ступления товарища Сталина aa
	в’езде, который вошел в историю паь-
тии, как «в’езд развернутого насту-
пления социализма по всему фрон-
TY...9. .

Реалиетические традиции портре-
та-каотины А. Герасимов развил за-
тем в ряде произведений. Это прежле
веего больное полотно «И. В. Сталин
и К. Е. Ворошилов в Ёремле», раз-
решенное в виде сложной компози-
ции, куда включается и пейзаж co-
ветской столицы-—— Москвы, а также
превосходный, насыщенный энерги-
ей, оптимизмом акварельный портрет
вождя на трибуне.

Уже в предвоенные годы созда-
лась, а затем упрочилась целая шку-
ла советских мастеров, которые раз-
вивали реалистические традиции
портрета-картины, как основные тра-
диции социалистического реализма.

В. Ефанов, Г. Шегаль сумели пе-
редать в своих произведениях ту ат-
мосферу доверия, дружбы, любви,
что связывает вождя е его соратни-
ками, © народом. Эта атмосфера
товарищеской дружбы, глубочайшей
сталинской заботы о человеке mp0-
низывает картины «И. В. Сталан,
В. М. Молотов, В. Е. Ворошилов У
постели больното Горького», «Hesa-
бываемое» (В. Ефанова), картину
«Вождь, учитель и друг» (Г. Шега-
ля).

ЗВизнь народа, его история и биэ-
графия товарища Сталина неотдели-
мы. В предвоенные годы портреты
вождя н скульптурные монументы
были по преимуществу изображени-
ями И. В. Оталина— народного три-
буна, творца Конетитуции. Этот 0605-
щенный образ передает широко по-
пулярная, монументальная CRYAbI-
тура «И. В. @талин» работы С. Мер-
курова. В годы Великой Отечествен-
ной войны, когда с таким невидан-
ным размахом просиял над миром
сталинский гений полководца, оБры-
ляя победоносную Советскую Армию.
творческие устремления художников
направились к тому, ‘чтобы запечат-
леть в картинах, в мраморе, в серии
рисунков образ  Генералиссимуса
Сталина.

Картина Ф. Решетникова перено-
сит нас в те тревожные дни и ночи,
когда над Москвой реяли аэростаты
воздупеного заграждения. Как 662-
сменный часовой советекой земли, в
тений которого так верил народ, оте-
ческой заботой которого был храним
в тягаайшие толы испытаний и в7-
	В  Гилиси организована вы-
ставкз «Образ И. В. Сталина в те-
атральном искусстве Грузии». На
выставке представлены макеты,
	Мы прожили очень хороший год.
И теперь, когла отлетел последний
листок старого календаря 1949 гола,
мы с полным правом вепоминаем
истеклтий год добрым словом. Он за-
служил нашу благодарность.

На пороге нового года весь совет-
екий народ, вее прогрессивное чело-
вечество, все простые и честные лю-
ди мира праздновали славный день
семидесятилетия вождя и учителя
И. В. Сталина. В день 21 декабря наш.
нарол, посылая слова любви и благо-
дарности великому кормчему комму-
низма, C гордостью озирал величе-

ственный, побелоноеный нуть, прой-
	денный Ролиной, советским народом
пох руководством своего вождя.

Наш народ выполняет  величе-
ственные планы етроительства ком-
мунизма — это дело Сталина; на-
роды етран чаролвюй демократии
успешно осуществляют сопиалиети-
ческие преобразования — и это дело
Сталина, ибо под его водительством
Советекая Армия принеела им 0©в9-
бождение, и наша, странь помогает им
строить новую жизнь. Много радости
принес нам старый год! Многое  co-
вершил он, 0 чем мы мечтали, в че-
му етремились!

Истекший год — TOK неустанной
борьбы большевистекой партии за
высокую илейность, подлинную Ha-
родность, совершенное художествен-
ное мастерство в советском искус-
стве.

Истекший год был тодом новых
творческих исканий лраматургов и
	атров, год  неутомимых поисков
наилучието выражения образа, чело-
века нашего времени, строителя ком-
мунистичеекого общества. 1949 год
оботатил советскую драматургию и
советский театр рядом значительных
По своим идейным и хуложеественным
качествам произведений, в которых
убелительно. смело раскрыт характер
	человека наших героических дней,
ярко показаны вдохновенные черты
новатора, поэт» труда. 1949 тод —
год непримиримой борьбы е проявле-
ниями антипатриотизма, коемополи-
тизма, жалкого и гнусното преклоне-
ния перед затнивающей ` кульгурой
буржуазного Запада, год борьбы с фор-
мализмом, SCTETCTBOM, холодным pe-
мееленничеством.
	1949 год трудно переоценить. №го
значение для дальнейшето развития
советского театра чрезвычайно вели-
КЮ.
	В этом году вышли в свет 11-й и
12-й томы Сочинений И. В. Сталана,
в которых помещены материалы,
имеющие огромное значение для раз-
вития советского илекусства. Письма
товарища Сталина к А. М. Горькому,
Феликсу Кон,  Билль-Белоцерков-
скому, Безыменскому — программа
нашей дальнейшей работы. В них
заключены положения, которые оп-
ределяля и надолго определяют путь
развития советского искусства. В
них мы черпаем вдохновение, в них
мы ищем ответов на самые волную-
щие вопросы.
	Товарищ Сталин учит нае нахо-
дить в искусстве новое, революци-
онное, нужное сегодняшнему дню.
Великий учитель учит нас не устю-
каиваться на достигнутом, смелее
развертывать критику и самокрити-
ку, ибо в этом залог. нашего даль-
нейшего развития и успеха. В этих
письмах раскрыто бережное, забот-
ливое отношение вождя в Молодым
	ТРИБУНА
ЗРИТЕЛЯ
	De AVS eee Ее:

великие победы. Задача  состолт   такой стиль работы может привести Uh, Be sewer
в том. чтобы тшательно изучить его к творческому успеху. татам. .
эти бесценные исторические  до- Олна из важнейших задач совет-
кументы и положить их в OCHO- 3. спого театра — борьба за мир, раз-
ву всей работы. Наряду со етать- : ; облачение идеологии  людоедов C
а wan. Инженер Московского  машино-  Уолл-стрита. поджигателей войны,
	ями товарища, Сталина другие пар-
тийные ДокУМанты в области искуе-
ства. опубликованные в иетэкием
	полу. нзтолго булут определяющими.
	14H пзэотников тезтра.
		строительного завода Н. Гиндин. че
продумав до конца вопроса, отверг
рационализаторекое предложение р4-
бочего, считая, что оно нерентабель-
но. Довелось Н. Гиндину побывать на
спектакле Малого театра, «Московский
характер». Спектакль не только ло-
ставил ему утловлетворение, он заста-
вил его задуматься © своем произвол-
стве, о своем отношении Ев делу.
История старого °рабочетго-изобрета-
теля Гринева заставила забеспокоить-
ся честного, ‚принципиального совет-
ского человека, советекото ‘инжене-
ра. Он внимательнее рассмотрел пред-
ложение рабочего, и в результате оно
было внедрено в производетво и дало
блестящий эффект.

Машиниет депо Лозовая Б. Егоров
написал письмо драматургу А. Су00-
ву о том. что герой пьесы‘ «зеленая
улипа» Сибиряков помог ему победить
предельшиков и рутинеров и добить-
сея применения новых, более эффек-
тивных методов труда. «Макар Дуб-
рава» А. Корнейчука вызвал массу
производственных совешаний на
угольных шахтах. и в итоге были
найлены многие способы повышения
производятельности труда.

Tan емыкаетея искусетво с жиз-
нью, так герои сценичееких произве-
дений сходят с подмоетков и стано-
вятея рядом, плечом к плечу со зри-
‘телем, помогая ему в труде. подлержи-
вая его, оболряя, поучая, призывая к
неустанным поискам совершенного,
нового. -

Лучигие пьесы, опрелеливигие pe-
пертуар 1949 года, «Московский
характер», «Зеленая улица», «Макар
Hvufinaray аЧт-жаа пон» — ССТеЩЬ
	стремящихся в мировому господству.
На наших сценах должно громко
звучать гневное слово, обличающее
звериную мораль империалистов.
Ни «Леди и джентльмены», где
под видом мнимого разоблачения Ma-
фазма буржуазного общества см-
куетея «экзотика» быта, ни другие
пьесы, в которых острая социальная
тема служит поводом для еногепгиба-
тельных мелодраматических, детев-
THBHEIX трюков, не выполняют этой
залачи. И не таких спектаклей ждет
зритель в наступающем году.
	Полноценная современная COBET-
ская пьеса стала основой репертуара
напгих театров. Опыт показывает, что
те театры, которые со веей  ответ-
стренностью подходят к воплощению
пБес современной темы, юдерживают
наибольший творческий и материзль-
ный успех.

В прошелшем году в театрах стра-
ны был проведен смотр спектаклей
на современную тему. Это была вее-
союзная демонстрация успехов, до-
етигнутых советским театром, выпол-
няющим решение партии о перестрой-
ке работы. Это говорит 0 том, чм
советский театр становится высокой
общественной трибуной, что его 0г-
новой стали спектакли на партий-
ную тему, о большевиках, о совет-
ских людях. Советский человек, ге-
рой наншгих дней, завладел сценой.
		Большевиетекая партия, нартииная
печать не раз приходили на помопть
деятелям советской литературы и
искуества. В решениях Центрального
Комитета по идеолотическим  вопро-
сам, в статьях, опубликованных В
«Правде», «Культуре и жизни», е0-
держалиеь важнейнгие указания 0
генеральном пути развития советеко-
го искусства и, в частности, театра
и драматургии. Партия большевиков,
Kak заботливый друг и наставник,
внимательно следила и следит за ро-
стом нашего искусства, оберегает его
от вредных влияний, вскрывает не-
достатки, указывает пути к их пре-
одолению.

Начало прошлого года было озна-
меновано разгромом антипатриотиче-
ской группы театральных критиков,
носителей враждебной советекому че-
повеку идеологии космополитизма.
Долгие годы буржуазные ‘эстеты, ли-
шенные чуветва национальной гор-
дости, окопавшиеь в театральной
критике, стремились привить 3140ро-
вому, сильному организму советекого
театра вредоносные бапиллы форма-
лизма. эстететва, стремились  внед-
рить в нашей театральной среде чуж-
дые нравы, заиметвованные из аресе-
нала  разлатающегося  упадочного
буржуазного искусетва.

Разгром группы театральных кри-
тиков-космополитов — важнейшее со-
бытие в жизни советекого искусетва
истекшего года. Статьи «Правлы» и
«Культуры и жизни» © огромным
удовлетворением были восприняты
работниками театра, всеми, кому до-
рога судьба советского театрального
искусства.

1949 тод был годом дальнейшей
непримиримой борьбы с антинарод-
ными рециливами формализма, апо-
литичноети, эстететва.

Истекитий roy был голом борьбы
за высокое  идейно-хуложественное
качество драматургических и теат-
ральных произведений. Партия веетда
учила тому, что без художеетвенного
совершенства не может быть пБесы
или спектакля, выполняющего свою
высокую миссию. Партия указывала,
что вкуе советского зрителя непре-
станно растет, что ето тфебования к
произведениям искусства становятся
с каждым днем вее более высокими.

Резкая критика ньее «Ёарьера Бе-
кетова» и «Огненная река» как раз
и свидетельствует о борьбе за выеу-
кую требовательность; принципиаль-
ность, высокую’ хуложественность,
образный литературный язык. Борь-
ба за высокое качество произведений
литературы и искусства — это не
только борьба за тему. Произвеление,
в котором правильные, интересные
мысли выражены  коеноязычно,
примитивно, не  взволнует Ha-
шего зрителя. Тщательная, упор-
ная работа над  художествен-

И. В. Сталин
Работа скульптора Н. Томского.
Художественная выставка «Иосиф
Виссарионович Сталин в изобра-
зительном искусстве».

< ©
	енных невзтод, стоит Сталин HW
картой Родины (Ф. Решетников—
«Генералиесимуе Советского Союза
И. В. Сталин»).

Радость победы особенно ярко пе-
редал в большой картине М. Хмель-
ко. Окруженный своими соратника?
ми, пПолководцами сталинской шко-
лы,  нарэдом-победителем, Сталин
провозглашает тост за великий рус-
ский народ—таков сюжет картины.
Молодой живопиеец справился 6
труднейшей задачей исторической
композиции.

Чем выше взлымаются в сознании
веего человечества мировая совет-
	ская держава и ее гениальный
вождь, чем сложнее и глубже peti
емые Советской страной задачи, тем
больше новых мыслей, чувств нарол-
ных уетремляется в Сталину, тем
	величественнее, многограннее — дол-
жен быть образ вождя, отражаемый в
искусстве.

Эта кровная связь вождя с жизнью
страны и ее победами определяет
тот душевный жар, ту нежность, с
какой советские художники воспро-
изводят образ Сталина среди проето-
ров Советской земли.

Особенно полно и душевно отража-
ет этот новый этап в развитии co-
ветского изобразительного искусетвз,
в развитии образа Сталина в живо-
писи картина ©. Шурпина «Утро
нашей родины». В картине этой об-
	243 ВОЖДЯ ЕН воплощает
образ социалистической Ролины,
	преображенной его гением,  творче-
ским трудом многомиллионного наро-
да, партийных и непартийных боль-
шевиков.

В углублении и раепгирении трак-
товки великого образа заключаютея
принципиально важные,  новатор-
ские черты в современных исканиях
наших художников на новом этапе
развития изобразительного искусст-
Ba.

Характерно, что живописцы и гра-
фики разных поколений, разных на-
циональностей стремятся раскрыть
образ вождя в напряженной  обетз-
новке работы на благо народа. Так,
Д. Налбандян изображает товариша
Сталина на заседании Политбюро,
обсужлающем сталинский  гениаль-
ный план преобразования природы.
Ф. Молоров пишет беседу товарища
	Сталина c партизанами в Времле,
И. Тоидзе посвящает свое большое
полотню выступлению товарища
	Сталина в торжественный день ХМУ
годовшины Великого Октября.

Художники Вукрыникы и ЦП.
Соколов-Скаля изобразили товарища
Сталина в период его ссылки (1914
—1916 тг.). Подход  хуложников
к сюжету различен. Кукрыниксы
стремились раскрыть душевный мир
великого революционера в моменты
сосредоточенной думы. Н. Соколов-
Скаля развернул аналогичный сю-
жет в большое полотно, изобразив
момент, когда в избу, где жи-
вет и работает в далекой есылке
И. В. Сталин, вламывается жандарм.

Когда художник подходит к приро-
де, вооруженный большой патриоти-
ческой идеей, пейзаж  возвышаетея
до содержательного поэтического 0б-
раза Родины. Такова серия  пейза-
жей «Гори», е большой любовью и
мастерством написанных  хуложни-
ками В. Мешковым, Ю. Дудовым,
А. Гиневеким и др. ^

Сталин и народ — это тема жи-
вописи и графики по преимуществу.
Скульпторы в своих лучших пронз-
ведениях до последнего времени огра-
ничивались созданием обобщенного
образа великой и многогранной ллч-
ности вождя, утверждаемой в поето-
янном мощном напряжений сил го-
сударетвенного деятеля, полководца
(С. Меркуров, Н. Томский, В. Интал
и В. Боголюбов и др.).

В лы Великой Отечественной
войны советские скульпторы заложи-
ли основание галлерее образов Гене-
ралиесимуса Оталина и воспитанных
им полководцев. Для многих екульн-
торов эти величественные темы стз-
ли центральной темой их творческой
жизни, многолетних исканий. Нуж-
но было достигнуть в отном образе
сочетания величия и проетоты, суро-
вости и человечности, неповторимого
сочетания лучших чер’ советского
человека, его высшего выражения в
лице Ленина и Сталина. Простая и
строгая, скромная и величественная
фигура в мраморе «Генералиесимуе
И. В. Сталин» работы Н. Томекого
	В ЧЕСТЬ СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ ВОЖД
	эскизы, фотоснимки эпизодов пьес,
в которых показан образ вожля.

В Казанском музее им. А. М.
Горького развернута — выставка
	1950 гол будет годом дальнейших
побед советското искусства, годом но-
вых творческих успехов. Накануне
нового гола театры Москвы Показали
	Е < РО: IEEE

убрава», «Чужа нь».  «отепь ° Be

Ayop , ean Te 9. . спектакли, достойно — подводящие

широкая», «Кто виноват?» —трама-

пибеокие Мими“ а мукодтве, Kpacore,   TROPTECRHE BTOTH weTeRMETO РА
,   «Чужая тень», «Незабываемый
	силе советского человека, о его тр5-
JOBOM героизме во имя победы комму-
низма. В героях этих произведений
явственно проступают зримые черты
будущего, рали которого не поклалля
рук трудится советский народ. Мы
видим людей, которые мыслью CBO-
ей, моралью, отношением к делу от-
вечают высоким требованиям челове-
ва эпохи коммунизма.

Ирина Гринева, Максим  Рубпов,
Макар Дубрава, Андрей Макеев, Ви-
рилл СОтрепет — всех их роднит стра-
етное желание приблизить эру комму-
низма, самим жить в нем.

В истекшем году драматурпи и те-
атр шире стали показывать человека
в его труде, начали смело ломать тес-
ный, душный мирок комнатных кон-
фликтов и выходить на жизненный
простор, на простор богатой и вели-
чественной тействительности. Имен-
HO труд, дело обогашают советского
человека, наполняют его жизнь вы-
соким, поэтическим содержанием.

Те авторы, котодые пытались В
обветшалые рамки драматургических
канонов втиснуть новое содержание,
те, кто пыталея, наскоро припудрив
и нарядив свои бутафорские переона-
жи, выдать их за советских людей,
потерпели жестокое поражение. По-
учительный урок — неудачи пьес
		1919-й», «Семья». Так пуеть эти
епектакли будут хорошей эстафетой
старого года новому.

Советскому театральному искусет-
ву есть что воюмнить навануне гря-
дущего года. Слеланю было “многое. Но
людям нашей страны не к лицу почи-
вать на лаврах. Достигнутые успехи
—это стимул будущих побед. Жизнь
стремительно идет вперед. Возникают
новые задачи, растут затеросы совет-
ского зрителя.

Новый год должен быть годом даль-
нейшего совершенетвования художе-
ственного мастерства и драматургов,
и режиссеров, и актеров. Высоков
мастеретво— стиль сталинекой эпохи.
Выеюкое мастерство приближает на-
ступление коммунизма. -

Старый год оставил нам доброе, хо-
роштее наследство. Новому году есть
что взять из прошлого года, есть что
прололжать и развивать.
	Прощай, старый год! Ты прине_
	нам много радостных дней, прин
вам множество побед, достигнутых
героическим советским народом.

Здравствуй, Новый год — гол но-
вых побед, новых успехов, новых до-
стижений, прославляющих великую
эпоху — эпоху Сталина!
		Ко ла!
			есколько пожеланий
	нравится Попову в этих спектаклях?
То, что нравится и всем нам, его
товарищам по работе: подлинная
правда жизни, воплощенная в ©це-
нических образах, вдохновенная игра
актеров, зовущая нае к новым побе-
дам в борьбе за построение коммуниз-
	ма. эти постановки помогают нам
работать. строить, жить.
Но вот весьма примечательный
	факт: А. Попов был завсегдатаем Мо-
сковекого театра сатиры. Он и сейчас
любит артистов. этого театоа —
В. Хенкина, Ф. Курихина и многих
других. Однако А. Попов перестал хо-
дить в Театр сатиры после того, как
побывал на снектаклях «Человек с
того света» М. Слободекого и В. Ды-
ховичного и «Вас вызывает Таймыр»
К. Исаева и А. Галича.

—- Потерял ловерие к этому тват-
	ру, — говорит А. Попов. — Просто
неловко чувствуешь себя, когда
смотришь на этого «революционера»
Недро («Человех с того света»). меч-
тающего уедичиться на тихом острове,
когда видинть этого нелепого Дюжи-
Ебва («Вас вызывает Таймыр»), вою-
ющего с телефонным аппаратом. Вид-
но, в Театре сатиры  пробавляютея
пошловальии волевилями потому, что
потеряли вкус к злоровому, свежему
юмору, к подлинному остроумию.

Так чутко реагируют рабочие на
всякое искажение жизненной правды
на спене. .

И вот мы думаем: отчего же так
получилось? И почему вообще так
мизерно мало пьес и спектаклей, во-
спевающих доблестный труд, огром-
ный духовный рост советских произ-
водственников? Отчего и на выстав-
ках произведений советской живопи-
си, которые мы видели в Третьяков-
ской галлерее и в нашем заводском

клубе, так мало работ, ‘посвященных

тероическому и вдохновенному завол-
скому труду?

молодой художник А. Грицай.
Он порадовал нае несколькими удач-
ными полотнами. В ето картинах
«Электропечи», — «Кузнечно-пресзо-
вой цех» мы чувствовали ту горячую
любовь к делу металлурга, которая
живет в кажлом из нае. Мы видели
за этими картинами их автора, по-

нимзющего волнующую поэзию на-

шего влохновенного труда. Мо-
жно назвать еще несколько произве-
дений, например картину Г. Горело-
ва. написавшего удачный портрет

сталевара нашего завота. М. Гусарова.
	и BeeH его by ригалы, и MOOV XVIOR-
	ницу 1. Нефетову, которая  неодно-
кратно приезжала на завот, побыва-
ла в цехах. беседовала с металлурга-
ми, встрочавшимиея е М. И. Взалн-
ниным. В итоге этой подготовитель-
ной работы художница написала ин-
	тересную картину «М. И. Валинин
на заводе «Серп и молот». Но что же
сказать ю картине К. Финогенова
«Сталь пошла», 0 полотнах Б. Щер-
бакова «Разливка стали», «Литей-
ный цех», Н. Дормидонтова «Ленин-
традекий завод»? Хорошие фото-
графии больше говорят уму ‘и сердцу,
чем эти картины — темные, серые,
туманные, просто сказать — некра-
сивые.

Мы невольно задумываемся нах
простым, но немаловажным вопросом:
почему мы так редко видим на заво-
де наших писателей и художников?

х визиты в нам, увы, немногочис-
ленны. Насколько известно, автор
пьесы © металлургах В. Кожевников
— москвич. Но и он не смог преоло-
леть расстояние до завода «Серп и
молот» и отважилея писать свою
пьесу, не зная и не изучив жизни. А
это никогда к добру не приводит.

Мы можем сослаться и на пример
талантливого драматурга Н. Погоди-
на. В свое время он пришел в драма-
тургню во всеоружии своего жизнен-
ного опыта. Мы до сих пор помним
такие замечательные его произведе-
ния, Бак «Поэма о топоре», «Мой
друг», где он правдиво и ярко пока-
зал жизнь советских рабочих. Но
зрители удивлялись надуманности и
неестественнюсти поведения героев
погодинекой пьесы «Сотворение ми-
ра». Мы огорчаемея, не виля пого-
динеких пьес © советских рабочих, о
которых он раньше так вдохновенно
писал. Е

Это произошло, на наш взгляд, по-
тому, что драматург отстал от евоих
героев. Они ушли далеко вперед,
они уже смотрят в коммунизм, &
Н. Погодин все еще использует своя
старые наблюдения.

Пусть нап любимый драматург
Н. Погодин не обижается на нас за
эти упреки. Мы говорим так откро-
венно потому, что верим в него. Мы
говорим так начистоту потому, что
ждем появления Николая Федоровича
Погодина на нашем заводе.

С большим интерееом смотрим мы
на, сценах напгих театров пьесы, по-
священные борьбе за дело мира, пье-
сы,  разоблачающие поджигателей
войны, реставраторов фашизма. Это
тема, волнующая каждого из нас,
и мы горячо блатодаюны В. Симоно-
ву, автору msec «Под каштанами
Праги» и «Русский вопрос», Н. Вир-
те. написавшему «Заговор обоечен-

Но, как это ни странно, быть мо-
жет, на первый взгляд, авторам це-
лого ряда пьес, написанных на меж-
дународные темы, мы также хотим
бросить упрек в неуважении к зри-
телю, в непонимании его запросов.
Взгляните на афиши некоторых те-
атров, и вы сразу увидите, до чего
доходит увлечение жанром детектив-
ной пьесы. «Мадлен Годар» А. Спеш-
нева, «Опасный перекресток»
А. Спешнева и М. Маклярекого —
Что собой представляют эти пьесы;
поставленные в последнее время мос-
ковекими театрами? Это ловко
построенные детективные, развлека-
тельные мелодрамы, где важные по-
литические вопросы служат лишь
обязательным гарниром к ложной в
пуетой интриге.

Нет, не таких пьес и спектаклей
ждет зритель от драматургов и теат-
ров. Он хочет видеть более  серьез-
ные, более глубокие, острые произ-
ведения. :

В связи ¢ этим — несколько слов
© работе творческих союзов и орга-
низаций. Мы внаем. что в Москве
существует Всероссийское театраль-
ное общество. До нас дохолят слухи
© том, что в кабинетах этого общеет-
ва обсуждаются советские пьесы, но-
вые спектакли. Мы знаем, что в До-
ме кино обсуждаются новые фильмы,
в Доме литераторов — новые романы
и повести, в Союзе композиторов —
новые музыкальные произвеления, в

© художников — новые карти-
ны ит. д. Но мы не перестаем улив-
тяться, почему на этих обсуждениях
почти не видать рабочего зрителя,
читателя, слушателя. Нельзя ли 33-
менить эти уютные обсуждения в
тихом приятельском кругу серьез-
ным крупным разговором на рабочей
зудитории?

У нас есть деловое предложение к
этим организациям. Товариши, при-
ходите в просторный зал нашего 33-
водското клуба! Приглашаем nuca-
телей, артистов, режиссеров, ху-
доЖников, критиков. Мы будем ралы
вас видеть. Мы охотно вас послуша-
ем, а вы послушайте, что говорят

рабочие, техники, инженеры нашего
завода.

Дорогие друзья — драматурти, ре-
жиссеры, артисты, композиторы, ху-
дожники! Мы ждем вас в новом году
на заводе для дружеского откровен-
ror разговора о советском иекусст-
ве! ;
	ных». Мы чувствуем в этих цьеечх aupexrop sanona a ИЛЬИН,
Симонова п Вирты подлинную, нарол- да «Серп и молот».
ную ненавиеть к  империзлиетиче- И. ПАШКО,
	заместитель директора завода
«Серп и молот».
		ской агрессии. Их произведения ак-
тивно участвуют в борьбе за дело
мира.
	Новогодняя ветреча располагает к
сткровенности. В день, когда  полво-
дятся радостные итоги целого года ра-
боты, в день, когда выверяются вдох-
новенные планы предстоялких трудов,
хечетея высказаться от всего сердца,
поговорить пачистоту. Потребноеть
Б таком откровенном разговоре между
работниками промышленности и
деятелями искусств, как нам кажет-
ся, давно уже назрела.

Советский рабочий, чей вдохновен-
ный труд приобретает все более от-
четливые черты подлинного творче-
ства, — это человек, которому до-
ступны все богатства социалиетиче-
ской культуры. Он страстный люби-
тель’ книг, постоянный посетитель
заводского Дворца культуры; он
часто бывает в леклориях. в музеях.
	театрах, концертных залах столицы,
он систематически занимаетея изу-
чением истории партии, маркеизма-
ленинизма.

Вот мастер прокатного цеха Иван
Ильич Туртанов. Четверть века рабо-
тает он на заводе «Серп и молот».
В обтасти техники © ним советуются
й наши инженеры. Что же касается
разнообразия его интересов, то еме-
ло можно сказать, что он вполне стоит
В этом омыюсле на уровне передового
советского интеллигента. Вы можете
встретить Ивана Ильича на театраль-
ной премьере, на просмотре нового
кинофильма, на лекции по филоео-
фии. С огромной жадностью впитывает
Туртанов в себя все новое. Туртанов
лалеко не одинок. Овчинников, Попов,
Михайлов, Чесноков. Романов... Мож-
59 долго рассказывать о каждом из
них. А ведь такие люди составляют
основное ядро нашего заволекого кол-
лектива. Их запросы в области кхль-
туры и, в частности, в области ис-
кусства растут © каждым днем.

Это одна из характернейших черт
нашего советского образа жизни. Че-
ловок, овладевающий большевист-
ской теорией, уверенно управляющий
техникой, перешатнувший грань, or-
делявшую ранее рабочего от интелли-
гента, вполне закономерно проявляет
	огромный интерес к искусству. В ис-
	вусстве ищет он ответа на многие и
многие волнующие его вопросы нашей
действительности. В искусетве он х0-
чет найти и духовную пищу, и радо-.
стный отдых, и отклик /на собствен-
ные мысли.

Один из кадровых  произволствен-
	НИКОВ Нашего завода мастер электри-.
ческого цеха Андрей Андреевич Пог
пов, —страетный тватрал. Оне боль-
им удовлетворением смотрел в Мос-
ковских театрах такие спектакаи,.
как «Великая еила», иен
характер», «Чужая тень», «Хлеб наш!
насущный». «Зеленая улина» Uno

«Оталин и Горький». Экспонаты отэ-
бражают многолетнюю дружбу вели-
	вого вождя трудящихся с великим
пролетареким писателем.