4g
						СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ее SRG EP ELI, CMC  выстунаю-
щей против отсталых. косных взгля-
	озмечательные явления проиехо- ницей Астрилой. смело
	хят в латьниекой  советекой трама-
	тургии. Минувший год особенно при- дов отца.
		Вступают в строй шесть новых
станций Московского метрополитена.
Они были закончены строительством
к 21 декабря. Это — величеетвен-
ный подарок ко лню рождения нашего
вождя, учителя, корифея науки,
светлому гению которого обязана е5-
ветская архитектура всеми своими
достижениями.

Самая идея создания Метрополите-
на. как ансамбля подземных дворцов
для народа, принадлежит товарищу
Сталину и является вонлощением его
идеи социалистическом реализма,
как творческого метода  советекого
Художника.

Новые станции предетавляют co-
бой дальнейший шаг вперед в разви-
тии не только архитектуры Метро-
политена, но и всего советского зод-
чества в результате мошного роста
производительных сил Страны социа-
лизма после Великой Отечественной
войны. тех больших преобразующих,
организующих в  влохновляющих
идей, которыми живет нази народ, ру-
ководимый товаришем Сталиным.

С 060бенным блеском  мастеретво
советских зодчих пооявилоеь в двух
новых . станциях Метрополитена —
«Курской» и «Калужекой».

Для архитекторов Г. Захарова и
3. Чернышевой  ответетвеннейшая
работа по созданию подземных ан-
самблей Курской станции была пер-
вым серьезным строительством, и в
этой работе молодые мастера прояви-
ли себя вполне зтелыми зодчими.
Богатая творческая фантазия, глубо-
кое чувство краготы. мастерство” ар-
хитекторов — вее ‘было подчинено
идейному содержанию произведения.

Трехпролетный портик входа, за
которым развернута глубокая лод-
жия, в яеных монументальных фор-
мах выражает триумф побелителей.
Тему народного торжества, которую
гениально умели разрешать русские
зодчие начала ХХ века. мололые
советекие авторы восприняли как
живую творческую традицию.

В кассовом вестибюле привлекает
внимание монументальный портал,
образованный каннелированными Ео-
лоннами и могучими  мраморныма
наличниками (эртами). Колонны не-
сут сильную балку архитрава, на
которой внослелетвии булет раеполо-
жена хрустальная звезда нобеды. Ар-
хитектура портала звучит могучим
аккордом силы, простоты и величия.

За порталом в центре всего назем-
ното вестибюля расположена восъьми-
гранная ротонда оригинальной архи-
тектурной композиции. Восемь кан-
нелированных мраморных колонн
поддерживают архитрав.

Великолепно выполненный купол,
совершенно новой; оригинальной и
вместе с тем классически ясной
формы, напоминает вздутый ветром
парашют.

На постаменте благородной и про-
стой формы стоит классически ясная,
величественная, монументальная и
вместе с тем глубоко человечная
фигура велякого Сталина вождя и
учителя трудящихся. эта скульнтура
— несомненно крупнейшая творче-
ская побела Н. Томското.

Подлинным произведением иекус-
ства являются красные. отделанные
цветным металлом мраморные торше-
ры, несущие хрустальные светяшие-
ся чаши.

Лестницы, облицованные темно-
красным мрамором, епуекают поеети-
теля в промежуточное  эскалаторное
помещение, состоящее из двух залов,
овального и круглого. Овальный зал
поражает своей неожиланноетью. Пол
из черного и красного гранита, ко-
лонны Из сизо-черного уральского
мрамора «каркодиню» на фоне мра-
морных красных стен, облицованных
грузинским мрамором  «салиетти»,
создают необычайно богатое празд-
ничное ощущение. Благородетво ко-
лористического сочетания свидетель-
ствует о большюм вкусе авторов.
Круглый зал окружен 14 колоннама

‚ темвокраеного мрамора на фоне степ

}

золотието-желтого «газгана». В цен-

’тре круглого зала, полобно фонтану

изобилия, взлымаетея огромный  ко-
локол капители на коротком стволе.
		Средний зал станции метро «Калужская». Автор член-корреспондент
	{. Поляков.
o > 6
	Блатородетва, простоты и подлин-
ного изящества форм достигли авто-
ры в архитектуре подземного зала
станции. Благодаря тому, что злевь
применена конструкция металличе-
ских колонн, облицованные мрамором
пилоны занимают мало места, образуя
широкие проемы. Шюстые  прямо-
угольные в плане пилоны заканчи-
ваютея - полукруглыми каннелиро-
ванными полуколоннами, облицован-
ными, как и пилоны, мрамором «ко-
элга» светлых нежных оттенков.

Переход на старую станцию «Кур-
ская» решен по-новому, с большой
изобретательностью и в то же самое
время с реалистическим ощущением
архитектурной формы. Многоцветный
ковер узорчатотго пола интенсивных
красных, черных и желтых тонов,
инкрустации мраморных  облицовок
боковых стен, умелое использование
люминисцентного освещения, как чи-
CTO архитектурного средства, прекрас-
но нарисованные металлические 30-
лотистые решетки — вее это остав-
ляет красочное и яркое впечатление.
Переход заканчивается  беломрамор-
ным портиком, в центре которого в
специальной чише стоит на мрамор-
ном постаменте весь светящийся из-
нутри светильник-ториер, выполнен-
ный из хрустального стекла.

Когла ходишь по подземной анфи-
ладе великоленного дворца, который
представляет собой новая станция
«Курская», вое время остаептьея пол
воздействием начального впечатления
величия победы, вдохновленнюй ге-
нием Сталина, победы, через которую
великий вождь привел народы Совет-
ского Союза к изобилию, к расцвету
нааней социалистической культуры.

Другим несомненно выдаюнетмея
произведением советской архитекту-
ры является станция «Калужекая»,
созданная  членом-корреепондентом
Акалемии архитектуры СССР Л. Но-
ляковым. Это произведение отличают
	необычайный лаконизм. еобранноеть.
	архитектурных средств, нчиненных
одной ведушей идее. Триуфм Совет-
ской Армии, слава советекого Opy-
лигя, оружия борцов за справедливый
мир, за свободу народов — эту идею
Л. Поляков воплотил уверенно, чрез-
вычайно реалистично. убедительно,
с большим темпераментом и художе-
ственным мастерством.

Просто и лаконично решен назем-
ный вестибюль. Его наружный фасад
в виде триумфальной арки с барель-
ефами горниетов, внутреннее про-
странетво, развивающее тему триум-
фальной арки, великолепные барель-
ефы побелных знамен и оружия,
сильная и архитектурно-лаконичная
	добивающимися аплодисментов публи-
КИ.

Конечно,  западноевропейские и
американекие исполнители очень ча-
ето являютея «великими врагами»
	ультрамолерниетекой — музыки TO
вполне естественным и понятным
причинам: — простые. люди веех
	стран света не желают слушать эту
музыку. Но еплошь и рялом ‘иепол-
нители из числа тех, что еще Олоев-
ским были названы  «ярмарочными
фокусниками», добивающимиея эф-
фекта пинццикато у флейты, яваляют-
ся врагами: в^якой музыки вообще.
Это те господа, которые вскоре после
окончания войны устроили в неболь-
пом городке Винфиаде в американ-
ском штате Канзае «гала-концерт»
Ha ста роялях в четыреста рук, это те
виртуозы, что, наподобие американ-
ского пианиета Симона Барера, оргл-
низуют скоростные состязания по
исполнению этюдов Шопена, играют
		тавных переложениях и делают иные
музыкальные непристойности.

Это потаное виртуозничество у нас
исчезло полностью, окончательно
устушив место подлинной виртуюзно-
сти. совершенному влалению всеми
срелетвами художественной вырази-
	тельности. поставленными на елуж-о
	бу елиной и великой художественной
идее. Вот отчего, когла на междуна-
родных конкурсных эетрадах появля-
TCH молодые советские музыканты,
в залах веет горячее дыхание истин-
ного искусетва.

«Члю-т0 новое». так  поразившее
(и, должно быть, сильно налутавигее!)
буржуазных музыкантов. еще на до-
военном третьем конкурсе им. Шоне-
на и конкурсах им. Изаи в Брюсселе,
теперь еще более окрепло и усили-
лось в игре советских исполнителей.
И вполне понятно. Художник, если
только OH действительно является
таковым, как  чуветвительнейшая
мембрана. чутко откликаетея на все
важнейшие жизненные явления, ча
все то, что, по слову Белинекого,
«дает колорит и емыел веей ето эпо-
хё». Тот, KTO пожетал пы разталалть
коренные причины блестящего раз-
вития советекого исполнительского.
	ла и вообше веякото  объетекого нашей страны.
	WAP O

Академии архитектуры СССР
	BHAUM TO же стремление  Упразить
патриотическую илею победы, идею
всенародного торжества.

Особенно красив центральный Ky-
пол, по крутой кривой вздымающий-
ся кверху. Гладкая поверхность это-
го купола, усыпанная звезлами, да-
ет пример замечательной транфор-
мации современной конетрукпии в
классических формах.

В подземной станции привлекает
внимание новая оригинальная форма
пилонов.

По утлам пилоны обработаны ко-
лоннами из цельных кусков мрамора.
Выточенные из мрамора капители,
сильные, упругие базы и общие про-
порции ствола хороню передают ошу-
шепие силы и полного преодоления
лежащей на них нагрузки. С большим
вкусом выполнена инкрустация пило-
нов, которая вносит в строгий стиль
станции теплоту и человечность.

Неудачны, однако, люстры, ©60-
бенно непонятно мехатическое  пе-
ренесение одних и тех же люстр на
перронные проходы, что обедняет а?-
хитектуру центрального нефа.

Архитектор И. Рожин, создавший
станцию «Парк культуры и отдыха»
на Крымской площади, учитывал на-
личие расположенных напротив заме-.
чательных стасовских Провиантеких
складов. Ему удалось в. пластическом
решении архитектуры наземного па-
вильона ренпить  залачу создания
гралостроительного ансамбля.

Очень красиво, сдержанно и бла-
горолно, с большим хуложественным
	SPRL AU вовых  ` 59 время смотра спектаклей на.
Различные по темам, современную тему в Риге и в Валме-._
	ю жанру, по своим качествам, они ре с трибуны зрительских конферен-
т В одном: 910 пьесы O HO- ций выступала молодежь и благола-
	вой. социалиетическюй Датвим.
	Ла- рила театры за эту пьееу и особенно
	тышекая советская драматургия, еще за образ Аетрилы, у которой можно
	сравнительно недавно сделавшая   учиться пламенно любить COBETERY 10
лишь первые свои таги, развивает- жизнь м отдавать Родине все свои
га и крепнет пот влиянием лтчитих   ейлы.
	ся и вреннеог под влиянием лучигих
традиций русской советской  драма-
турпии. Такие темы, как борьба за
новое на производстве и в сельском
хозяйстве, преодоление пережиткав
капитализма в сознании людей, всето
десять лет живущих в советском об-
ществе. заняли основное меето в ра-
ботах латышских драматургов. Мож-
но с полным правом сказать, что е0-
ветская новь стала основным содер-
жанием латышской драматургии. 0
какой бы стороне жизни ни шла речь
в пьесе, это всегда пьеса о невом —
с новых человеческих отношениях, о
новых человеческих качествах, о тех
исторических преобразованиях. кото-
	рые так сказочно изменили наш край.!ру удалось
	...Вчерангние фронтовики верну-
лись к мирному труду. Они нашли на
родных местах руины. На не опу-
стились их руки перед трудностями.
С новыми силами, горячо и влохно-
венно вступают они в борьбу за воз-
рожление и-расцвет своей родины.

Такова тема пьесы Ю. Ваната
«Ветреча на берегу». Действие ее
происходит на бумажной фабрике,
разрушенной и разграбленной нем-
цами. Старые специалиеты пытают-
ся локазать, что фабрику можно вос-
становить не ранее чем через год. Не
тав думают демобилизованные воины.
Они обязуются закончить восетано-
вительные , работы 33 шесть недель.
Они основываются на опыте восста-
новительных работ на других бумаж-
ных фабриках Советекого Союза.

Люля, прожившие болыную ЧАСТЬ
жизни в условиях буржуазной Лат-
	Б Латвии — молодой советской
республике — почти закончена кол-
лективизация: более 90 процентов
крестьяневих хозяйств об’единились
в колхозы. Вполне понятно стремле-
ние драматургов и театров показать
на сцене этот исторический процеес.
Колхозная тема решительно входит в
современную латышекую драматур-
гию. Пьеса А. Рроделе «Весна в селе
Речном» показывает первые шаги
колхозного движения в Латвии, бес-
поворотное  решенме крестьянства
стать на новый путь, беспонгалную
борьбу с кулаками — злейними
врагами ‘советской власти. Авто-
DY Удалось создать красочные 05-
разы, полные динамики и силы.
Это обеспечило спектаклю успех.
«Весна в селе Речном» сыграла, мо-
жно смело сказать, огромную роль В
колхозном строительетве Латвии.

Дальнейший этап в развитии кол-
хозното лвижения показывает пьеса
А. Броделе «Золотая нива».

У молодых латышеких колхозов
нет еще за плечами больного опыта
коллективного трула, но они уже по-
жинают богатые пледы совместной
работы. Люти выросли. изменилиеь
	‘их взглялы. Тепезь очи бельнте вее-
	TO заботятея о благе колхоза, виля в
нем собственное благо.  Широки и
смелы их планы на булущее.
	В новой комедии Элины Залите
«Слово женщинам» (самое название
пьесы достаточно красноречиво гово-
рит © глубочайнеих социальных пре-
образованиях) люди составляют та-
кие же смелые планы на будущее,
	Форма купола небольшого эекалатот-
ного зала, на основании которого в
развевающихеся плащах стоят де-
вушки-горниеты в военной форме, —
все это создает ощущение необычай-
нюй  торжественности ощущение
победного марша нашей славной
сталинской гвардии.

Полземный зал станции решен в
той геометрической ‘форме, которая
установилась в станции «Электроза-
водская» и некоторых других стан-
циях Метрополитена. Облипованные.
светлым мрамором пилоны полдержи-
вают сильные кессонированные арка
с барельефами воинов-победителей.

Темный пол станции, выложенный
из красного гранита и окаймленный
узором лавровых листьев, подчерки-
вает светлость пространства. Блато-
даря тому, что путевые стены 06-
лицованы праненой керамической
плиткой с очень красивыми екульп-
турными деталями звезд и позоло-
ченных лавровых венков, простран-
ство станции как бы разлвигается, и
зрительню увеличивается весь его
масштаб. Забываетшь, что все это на-
холитея ‘под землей. ибо етанция вы-
глядит, как торжественный большой.
дворцовый зал.

Смелое введение  интенеивного
красного цвета в покрывалах боковых
скамей сообщает всему интерьеру.
чрезвычайное ботатетво. Очень кра-
сивы люстры и стенные бра, разви-
вающие тему победных факелов.

Вся работа Л. Полякова в целом
дает пример последовательного един-.
ства художественеого стиля.

Автор станции показал себя блестя-
прим знатоком русского классическо-
го наследия при одновременной свобо-
де творческого отношения к нему,
свободе, рожденной из глубоко волну-
ющей и одухотворенной идеи.

Большой принципиальный интерее
прелставляет работа К. Рыжкова и
А. Медведева — авторов проекта
станции «Таганская».

В наземном вестибюле авторы дол-
HU были ечитаться с его гралообра-
зуюттей ролью на Таганской площа-
ди. Перед ними стояла задача —
создать выразительное и монумен-
тальное сооружение. Эта задача ре-
пена лаконично, выразительно, про-.
сетым приемом красивой аркады, увен-.
чанной карнизом, по фризу которого
протянулись гирлянды увитых  лен-
тами дубовых лиетьев,

Несомненная творческая удача ав-
торов — промежуточный круглый.
зал эскалаторного спуска.

Замечательный, светльх тонов 00-
ктойекий мрамор с необычайно кра-
гивыми прожилками фиолетовых и.

искусства, должен изучать COBET-
екую жизнь и советского человека,
во всей их многогранности и сово-
кунности. Здесь все: и титаническая
поэзия созидательного труда, велн-
кая и в гигантеких наших  етрои-
тельствах, и в генеральных планах
пересозлания заново самой  приро-
ды, и в самых скромных трудовых
делах коллективов и отдельных е9-
ветеких людей. Здесь и грандиозный
эпос Великой Отечественной войны,
здесь и неутомимая, никогда He пре-
крашающаяея исследующая и испы-
тующая, изобретающая и изыскиваю-
Tai мысль, и 10 `060б0е, еше никогда
и нигде доселе невиданное блатород-
ство чуветв, чистота морального 9б-
лика, красота душевного мира со-
ветеком человека, несокрушимая
крепость его воли, безграничная пре-
ланноеть великим идеалам коммуниз-
ма. Вот источник и основание наше-
го художественного творчества! Bor
коренные причины его побед, год от
тода вее более блистательных!
одводя итог нашей музыкально-
творческой деятельности за 1949 тод,
нужню признать, что  полнокровное
реалистическое восприятие воциали-
стической современности, воспевание
ее в простых и понятных каждому
образах решительно восторжествова-
ли в творчестве советских компози-
торов. Недавний пленум правления
Союза советских композиторов мог в
полным основанием констатировать
решительный перелом в развитии со-
ветской музыки, выразивлтийся в том,
что советекая тема стала ведущей в
нашем музыкальном творчестве, ком-
позиторские замыслы приобрели
большую лдейную глубину, хуложе-
ственные достоинства произведений
несомненно усилились в результате
победы мелодического стиля.
Историческое постановление . ЦК
ВКП(б) 0б опере «Великая дружба»
пробулило в советском композиторе
«поэта жизни действительной», чер-
пающего свои творческие импульеы
непоередетвенно в советекой дейетви-
тельности и в той богатейшей инто-
национной реле, в тех непрерывно
звучащих в нароле мотивах, которые

эеленоватьх оттенков облиповывает вкусом решен подземный зал. О= по-
стены. Спаренные пилястры из 06- свяшен мирному труду  советекого
лого прохоро-баланлинского мрамора народа после войны. Эта илея нашла
	выражение в спокойном, светлом,
жизнерадостном колорите станции, в
пересекающихся сволах, в ботатой
орнаментике, больших барельефах,
расположенных по центру пилонов.
Нам представляется, олнако, что са-
МЫЙ размер рельефа этих скульптур-
ных изображений излишне крупен.

Менее удачно решили свою задачу
авторы станции «Серпуховская»
Л. Павлов, М. Ильин и М. Зеленин.
Им удалось во внешнем облике на-
земного вестибюля достигнуть впечат-
ления большого величия и монумен-
Тальности при общей простоте архи-
тектурного приема. Но внутреннее
пространство наземного вестибюля не
получило выразительно  архитек-
турного решения.

В подземном зале станции общее
приятное опущение создается драго-
ценностью материала — газганекого
мрамора розовато-золотистых тонов,
который ласкает взор, чудесно отра-
жаясь в великолепно полированных
полах етанпии. Но пилоны  много-
кратно повторяют форму арки, причем
это многократное повторение одной и
той же формы приводит в нарушению
архитектурного масштаба. Централь-
ная арка пилона, размером чуть вы-
ше человеческого роста, е неудачным
(по пропорциям) расположением ба-
рельефа; искажает архитектурный
маститаб станции, снижая ее мону-
ментальность. Светильники находят-
ся В полном противоречии с арх
турой интерьера:
привкус модерна.

Вот пример, епте раз со’всей остро-
той и убедительностью  показываю-
ий, что главное в искусстве — ©9-
держание, что художник, который
творит, поэтически не пережив
большое илейное содержание, выте-
кающее из организующих и преобра-
зующих идей нашего времени, не ду-.
мает 0 доступности образа для наро-
да, обелняет и свое собственное про-
фесспональное мастерство. р

„Замечательные создания четвертой
очереди метро, из которых кажлое
достойно подробного исследования,
свидетельствуют 0 том, что только
глубокое осознание великих целей
натиего искусства, глубокое проник-
новение в смысл указаний нашей
партии 06 искусстве идейном, пар-
тийном, народном, выеокохудоже-
ственном обеспечивают архитектуре
тот замечательный расцвет, евидете-
Лямл которого являемея мы в на-

стоящее время.
Н. БЫЛИНКИН.
	полдерживают архитрав, на котором‘ выражение
		покоится  кессонированный, очень
красивого рисунка купол. Лаконич-
ные и правдивые формы зала, краси-
вые пропорции, великолепный  под-
бор мрамора оставляет радостное
ощущение.

В решении пространства подземно-
го зала станции авторы применили
смелый прием. органического  ис-
пользования в архитектуре конструк-
тивных очертаний тоннеля. Они по-
ставили перед собой задачу найти
пластические формы, свойственные
сводчатьм  конструклиям, отталки-
ваясъь от замечательных достижений
классической русской архитектуры и
полчиняя образ станции выражению
идеи всенаролного торжества по пово-
ду победы нашей армии.

Очень хорошо тю идее завертение
центрального нефа станции. Поме-
щенная здесь на специальном пъеде-
стале скультгура товарища Сталина
в окружении счастливого советского
катода, смеющтихея летей — отвечает
		свому народному харавтеру архитеа-
туры станции.

Устои зала обработаны майолилой
светлозолотистых оттенков, с голубой
глазурью и золотом. Введение рус-
ChOTO по своему характеру орнамента,
который окружает барельефы героев,
представителей различных родов ору-
жия. показывает новые возможности
развития национальных фору coma
листической архитектуры.

Не все до конца удалось авторам. В
частности, несомненно излишним яв-
ляется введение синего peta по
центру свода станции. Неудачны
также люстры — излинне тяжелые
и невыпазительные по рисунку.

Действительный член Академии
	архитектуры СССР Н. Вюлли и архи-
‘тектор И. Кастель созлали тлачный
	тектор И. цастель созлали удачный
комплекс сооружений станции «Па-
велецкая». Наземный вестибюль,
расположенный в первых этажах
будущего жилого дома, в с<лож-
ных условиях пересечения двух э638-
латорных ходов. предетавляет гобой
	_образец зрелого мастерства архитек-
	турной композиции. В трудных уело-
виях углового расположения здания
авторы сумели создать необычайно
простыми средствами очень красивую
стройную композицию  внутренчего
пространства, благородство архитек-
турных форм которого вместе © вер-
ным и тонким ощущением масштаба
сообщает всему интерьеру черты ве-
личия и празлничноети. Злееь мы
	BHA, He MODYT Hd нервых норах 356   кдк и колхозники «Золотой нивы». и
	овать в новые темпы и смелые пла-
	HEY, HOO HX -RDYTOSOP еще ограничен.   сеонь.
	Вскоре, однако, и маловеры убежла-
ются воочию. что сушествтет  вол-
	столь < уснешно претворяют их В
	Boe это стало возможным только
в условиях Советекой Латвии. 05
	шебная, чулеснля сила. 570 патрио-   этом и говорят новые пъееы латыш-
	братская помошь, которую получает   паково удачно. многие-явления на-
	Советекая Латвия от веех республик
Советского Союза и в первую очередь
or русского народа. Чудесная сила—
это. руковолящая и ортанизующая
роль большевистской партии в строия-
тельстве новой жизни. Поэтому Рига
уже сеголня влвойне превысила ло-

шей действительности еще. ждут 6во-
ето воплошения на сцене. Перед ав-
торами, работающими над колхозной
темой, стоит задача показать процес-
ей происходящие в латышекой де-
ревне, не оторванно. как это сейчас
еше имеет место в наших пьесах. а
	связи е богатым опытом
	военный уровень производетва, став  ъ тесной
	высокоразвитым промьииленным 19-1 старнтих советеких республик.
	родом. ПШюэтому удалось в намечен-
ные сроки восстановить и бумажную
фабрику. На первом листе новой лоб-
ротной бумаги восстановители фабри-
RH пишут письмо TOMY, кто вывел
латынекий народ ‘на светлый  еюл-
нечный берег, — великому Сталину.

Преодоление пережитков капита-
	В работах латытиеких драматургов
пока еще совершенно не затронута и
такая важная тема, как великий
сталинский план преобразования при-
роды, который на одну треть уве-
SHUNT площадь обрабатываемых зе-
мель в республике. Ждет своего пол-
HOrO и яркого раскрытия в нашей
	лизма в сознании людей и воСПиИТа-   траматуррии такая важная тема. как
	ние нового, советского человека ——
эти темы стали по праву одними из
	= __ _ОбНнавных в латышекой драматургии.
	к
	Старый мастер Атвасаз из пьесы
А. Григулиса «Глина и фарфор»,
учитель Страуме из одноименной пье-
сы Анны Броделе, люли, в сознании
которых прошлое оставило свои еле-
ды — индивидуализм, неловерие кв
окружающим, аполитичность, эта
люли, под воздействием всего, что
происходит на их глазах, находят
свое место в жизни.

В пьесе «Учитель Страуме» глав-
ноз внимание автора соеретоточено
на образе старого учителя. Но е не.
меньшим, а пожалуй, и с большим
интересом, с большими симпатиями
следит зритель за молодой учатель-
	Тосударственный театр эстрады
тля детей Министерства  просвеще-
ния РОФСР поставил литературную
композипию Е. Поповой «Сталина
сларим».
	Е
больневистской партий В строитель-
стве-норей жизни. .

Наступающей год особенно знаме-
нателен для латьшнекого народа —
исполняется десять лет со лня его
вступления в доужную семью совет-
ских наролов. Новыми достижениями
встречает этот гол нарол Латвии. Нет
сомнения, что драматургия наша в
тесном содружестве се тватрами от-
фазит эти достижения, что в ней най-
дет свое лостойное воплощение мно-
готранная счастливая, © RAKIM
днем становящаяся все более  пре-
красной чудесная советская HOBE
латышекого нарола. :

Ф. РОКПЕЛНИС.
РИГА.
	Комтозития поставлена заслужен-
	ным артистом. РОФОР М. Лишиным..
	Участвуют в ней заслуженная ар-
тистка РСФСР Е. Тяпвина,  заслу-
женный артист РСФСР М. Лишин и
артист В. Соколов.
	Аомпозиция „Сталина славим“
			азно-декалентской музыки и буржу-
азно-длекадентсеких музыкантов. За-
мечательно, что у нас этого музы-
вального педантически-ворчливого
старчества вовсе нет. Р. Глизр, ©. Ва-
силенко, Артур Вапи, Д. Аракишви-
ли, маститый ленинградский ученый
А. Оссовский — старейшины coper-
ской музыкальной культуры. Но как
же они удивительно творчески моло-
ды!
Есть нечто такое в самой природе
социалистического общества, что го-
храняет творческие силы человека.
У нас есть старость, но старчества
нет. Ето не было в 1949 году. Не
булет ив 1950 году.

Провожая старый, 1949 год в гор-
лом сознании того, что многое еде-
тано к славе, благу, чести и достоин-
ству Советской страны и советского
народа, мы не вправе умалчивать и
© том, что еще должно сделать. В
предстоящем 1950 голу наши компо-
зиторы должны, наконец, реализовать
свои обязательства по части создания
полноценной советской оперы. Этого
нетерпеливо ждет весь советекий на-
род, эстетические запросы которого
возросли и продолжают расти непре-
рывно. Создание советской оперы
есть первоочередная и Первостепен-
ная залача советских композиторов,
решение которой предстоит в новом,
1950 rox.
	Но, конечно, речь илет не только
0б оперном творчестве. Музыкальные
потребности страны огромны и ста-
новятея все более сложными. «Новое
время — новые песни». гласит рус-
ская пословица. В новом, 1950 голу
мы будем так же. но с еше большей
неутомимостью, страстной пытливо-
стью искать эти «новые песни» я
создавать их во всех видах я жанрах
музыкального творчества. Это булут
поиски новых путей музыкального
творчества в том направлении, какое
было указано историческим постано-
влением ЦК ВЕП(б) от 10 февраля
1948 года. ставшем гигантской ве-
хой в музыкальной истории coppe-
менности.

За новую и прекрасную советскую
музыку в наступающем новом году!

В. ГОРОДИНСКИИ. ,
	разности творческих индивидуально-
стей, бесконечном разнообразии ху-
дожественных дарований и творче-
ских интересов для подавляющего
GOIBMIMACTBA новых, появивптихся в
1949 году, музыкальных произведе-
ний характерно постоянное стремле-
		держания советокой народной жизни,
ве героики, осмыелению идей, вооду-
певляющих советского человека.

Разве не обнаруживаем мы эле-
ментов действительно новой музы-
кальной поэзии в оратории Шостажо-
вича «Песнь о лесах», хуложествен-
ная идея которой есть великий ста-
линский план нреобразования приро-
ды? Критика справедливо указывала
на некоторые из’яны этого произве-
дения, но совершенно неоспоримы и
народноеть языка кантаты, и ее pea-
листическая выразительность, и глу-
бочайшая душевная взволнованность,
и светлый оптимизм, столь характер-
ный для советекого человека и oby-
словленный его спокойной  уверен-
ностью в настоящем и непоколебимой
верой в будущее. Но ведь эти же чер-
ты мы обнаруживаем и в симфониче-
ской поэме молодого композитора
А. Муравлева «Азов-гора», и в канта-
те-былине Н. Крюкова «Земля Сибир-
ская», и в вокалыно-симфонической
поэме «Славься, отчизна моя» Г. Жу-
ковского, и в симфонической поэме
А. Свечникова «Шорс», и в произве-
дениях Яниса Иванова, и в творчест-
ве азербайджаниев Д. Джангирюова,
Ниязи и К. Вараева, грузинских ком-
позиторов Ш. Млевелидзе, А. Мачава-
риани иА. Букия—в добрых нолуто-
раста новых произведениях!.. А вель
нам известны далеко не все новые
произвеления, датируемые 1949 го-
дом, необыкновенно урожайным по
части музыкального творчества всех
родов, видов и жанров. Громадно чис-
ло все новых и новых музыкальных
произведений, резлистически-про-
траммных по преимуществу, проник-
нутых духом пламенного советского
патриогизма. Это яркое свидетельет-
во небывалого творческого  под’емаь
напих композиторов, необыкновенно-
го богатства их творческих сил.

Мы говорили выше 06 отсутствии
юности, о ветхом старчестве буржу-

В нашей стране давно оставлено
обыкновение веячееки поносить ухо-
дяшвий в прошлое старый год, изобра-
жать ето злобным старикашкой ге-
	’Уорроидальното вида и В т8 Же время
	льетиво подмазываться & «молодому?
HOBOMY POLY.
	Нримечательно, котати, что в бур-
жуазной печати эти календарные ге-
рой изображаются либо новорождев-
ными младенцами, либо старыми
зрычами, — никакой молодости им
не полагается. Эта каждотодняя еме-
на немощного старчества немощным
уталенчеством полна глубокого емыс-
ла. Представление о могучей, полной
CHE и светлых надежд юности
совершенно утрачено в УПадочном
буржуазном обществе. Его давно
уже нет ни в буржуазной поэзии,
ни в буржуазном искусстве. Не-
ларом поэзия буржуазното декаданса
породила далаизм, это натлядное про-
явление глубочайшего старческого
маразма, провозтлашающее младенче-
ский лепет «лала» величайшей муд-
	снобов одним из самых авторитетных
американских критиков.

О какой молодости можно говорить
там, где даже в балете, в этом искус-
стве юной грамии, появляется хорео-
` трафическая история декадентской
  Золушки — кроткой Лиззи Борлден,
двадцатью ударами топора YROKOMIAB-
Mel cpoero ortia H Mayexy!

Декздентекие музы перовооружа-

ются 600бразно с буржуазно-амери-
канским духом времени: Мельпоме-
на — © автоматическим пистолетом,
	пувельву ве герои гангстеры, а &
трагедии-самоубийцы; Терпеихорл
—=< топором, Евтерпа, еладостная бэ-
гиня музыки, —6 автомобильным
клакооном, железным ломом и медной
заслонкой. Вель, согласно учению
Эрика Сарнетта, скрипки, напримеь,
отжили свой век, и благодаря «женст-
венности» своих звучаний вредят
музыке! :

Гле уж тут творить о молодости,
о будущем! То. что характеризует со-
	временное состояние буржуазной унз-
точной культуры, в нароле метко по-
	буржуазного декаданеа «перешла на
колу». Еще несколько фальшивых ак-
кордов, и она умолкнет навеегла. На-
ступило новое время и зазвучали но-
вые пеени.
	хх

Старый, 1949 год отсчитал свои.
последние часы, и в сумраке зимней
ночи уже приветню вспыхнули огни
нового, 1950 года.

В минувшем 1949 году и говет-
ская музыкальная жизнь была бога-
та творческими событиями, которые
позволяют сделать самые оптимисти-
ческие прогнозы на будущее Блестя-
шие победы советских музыкантов на
междунаролных фестивалях в Буда-
пеште и Праге; новый триумф совет-
ского музыкального исполнительства
Ha первом  послевоенном конкурсе
им. Шопена в Варшаве; триумф,
вновь подтверливиий плолотворность
	  созветекой тралитии исполнения и их-
	толкования мировой музыкальной
классики; великолепные победы C0-
ветского пеенетворчества, ознамено-
вавптиеся тем, что песни советских
композиторов стали звучащими
эмблемами демократического движе-
ния за мир во всем мире — все это
явления огромной принципиальной
важности. м

У нас не существует антатонизма
между музыкальным исполнительет-
BOM и композитсрским творчеством.
Напги композигоры могут только не-
доуменно пожимать плечами, читая,
Бак запалноевропейские композиторы
TOHOCHT «евоих» исполнителей, от-
плачивающих им той же монетой. Два
года тому назад французекий модер-
нист Артур Онеггер, некогда просла-
вивитийся громыхающей и лязтающей
симфонической  позмой «Локомотив
пасифик, модель 231, для тяжелых
поездов е больцюй скоростью», а ны-
не слароеловящий католического 60-
га в «Литургичеекой» 3-й симфонии,
метал на страницах американекого
журнала промы и молнии прогив My-
зыкантов-исполнителей, uMeHya WX
«великими врагами музыки», канато-
	холцами, посредетвом своего каната
	Бостью мира. И точно так же Нес:  на познай она >
чайно декаданс буржуазного мышле- iymee ею а
ния произвел на свет «филосоФИЮ»   .неной буржуазной KyABT sn Ни
семантиков и американского «мысли- oy YABTYD
тем». Отрарта Чейза, воздвигнувте- для кого более не составляет тайны.
ro 8 kavecTBe идеала жионевной муд- Какие бы тосты ни провозглашалиеь
DOTH... COT. в новоголнюю ночь во дворцах бота-
воего чей: какие бы заклинания ни тво-
	всех мертвых и живых Нее
OCBATICHHHREH и архиерей
		>» MOIGTOMY, полному энер-
силы. светлому, прекраено-
	Декадане поролил и такое изобре-  рили на всех мертвых
пбаА пажини. sawanurnenney ТЛэоном   ках пеовосвященники
	Вейлжем музыкальное звучание, ко-
	а Е ЗА

торов прелставляет собой, по опреде-   нопибнет!»

PE EEE I бас кы

J€HHO ANCPHRANCKOTO музыкального   THWCCKOH CHIBI, CBETIOMY, TDOAPAth
сюпрватиета — Вептжитла, Томоона,   му, как майское солнце, новому, коме
	сюрреатиста  Берджила томоона,
«свист летящей пули, который можно
назвать глухим стуком». Не труди-
т6ь отыскивать гмысл в этом «пер-
	мунистическому миру; какие бы ри-
	Не труди-  торические фигуры ни Bhim.
том «пер-  дипломаты катиталистической идео-
	рубадуры предательства, ол9-
`’ подлости, возведенной В
th. экзистенцииалиетекие,
ческие и веякие ные Пев-
ногти и паскудетва; какую
y мертвому п хулу живому
	«буквально! бы хвалу М ean
пя» Уж! ни изрыгали эти непогребенные, Но
	мердящие мертвецы, —— Их 9“
конец их класеового хозяина
этим Какофоническая музыка
	1е искусствоведческой мысли»; здесь   логии, трубадуры пр
(МЫСла нот, как нет его и в оперном   писатели подлости.
едевре самого Верджила Томсона на   добродетель. ЭкЗи
слова Гертруды Олейн, еше 15 лет  прагматические и в
Назад восхитивших американскую   цы гнуености и па
	слова Гертруды Плейн, еще 1:
назад восхитивших  американ
Вритику тем, что они «букв
HOHOC MUR IM ET Для разумения»...
	6 В этом ли причина того, что автор! уже смерлят
оперы «Четыре святых в трех ак-  нец и конец
тах» считаете в среде буржуазных   неотвратим.
	исполнительского,   образуют «музыкальную атмосферу»