ЗА ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО!
	„ВВОДЫ“ п ВЫЕ
	Часто, когла вы собираетесь пойти
в театр посмотреть какого-нибудь
лично знакомого вам актера, он. у3-
нав 0б этом, непритворно оторчается
и просит вас отказаться от этого на-
мерения. «Еели вы ко мне хорошо от-
носитесь  — не ходите. Очень пропгу
вас 0б этом. Ну, поймите, ведь это
же — ввод»; И тогда, если вы ч6е-
ловек театральный, вы сразу же по-
нимаете обоснованноеть его просьбы
и твердо обещаете ему не смотреть
этот спектакль.

Что же это за странное и, несмот-
ря на свою ‘краткость, полное такого
красноречивого емыела слово, часто
заставляющее актера краскеть за то,
что составляет самый смыел его жиз-
ни ——~ 3a ero творческое пребывание
на епене?..

Когла я мното лет тому назад при-
шел в хмелевскую студию, Н. П. Хме-
лев работал нал ролью царя Федора.
	hak извеетно, первым и замечатель-
ным исполнителем этой роли был
И. М. Москвин. Позже ее играл В. И.
Качалов. Я помню, с какой настой-
чироетью, е каким творческим. бест
покойством и волнением Хмелез
	искал «евоего» Федора, как власт-
ное желание раскрыть современно,
о-новому, по-своему историческую
	трагелию «последнего в роде»  сыня
Грозного сочеталееь в нем с отром-
ной ответственностью перед художет
ственной традицией этого классиче-
ского образа МХАТ. Я помню, с ка-
кой, благодарностью рассказывал он
нам о своих беседах с Москвиным,
передававшим ему эстафету своей
любимой роли, е репетициях В. И,
Немировича-Данченко, бережно ^по-
могавшего войти новому  исполни”
телю в этот старый спектакль
и пронести в нем свою, хмелевекую
тему. В результате глубокой, полной
исканий и помощи театра работы
Хмелев пришел к одному из значи-
тельнейнгих своих созданий, по-ново-
му раскрывшему его как  отромного
трагического актера русского театра,
Это был праздник актера, праздник,
театра. «Приходите сегодня на епек-
такль, мне кажется, я еще что-то. но-
вое нашел в Федлоре»,— часто говорил
он нам, продолжая до последних дней
жизни работать над этой ролью. По-
сле него уже в «четвертом составе»
играл эту роль Б. Г. Добронравов, нро-
шедший свой путь нахожленая
	образа Федора, © той же трепетной от-
ветственностью перенявший из рук
своих предшественников знамя этого
этапного для Художественного теат-
ра спектакля.

Блассическим примером подлинно
творческого продолжения жизни ста-
рого спектакля новыми исполнителя-
ми служит работа многих мастеров.
Малото театра. В свое время испол-
нение. В. Массалитиновой роли Хле-
стовой, М. Климовых— Фамусова и
Е. Зубовым-—_Репетилова в «Горе at
ума» явилось образцом артистической
преемственности в этом историческом
спектакле Малого театра. Художест-
венная жизнь Малого театра и МХАТ,
весь наш  ееголняшний театральный
опыт знают немало’ примеров; говоря-
щих ‘о том; как полноценное, творче-
ское, органическое включение нового
исполнителя в старый спектакль ста-
новится: этапным  и- праздничным   60-
бытием в жизни актера и театра.

Почему же все-таки, говоря ю сво-
ем дублерстве, о так называемом ево-
ем «вводе» в старый спектакль, ак-
тер так часто испытывает чуветво
неудовлетвотенноети, горечи, а иног-
да и стыда, котла зритель, посмотрев
программу, где указаны исполнители,
и вепомнив, вероятно. свой печаль-
ный опыт; досздливе моршась, гово-
pur соседу; «А опять мы неудачно
попали, ипрает второй еостав?». По-
тому что очень часто в нангих теат-
pax при введении новых исполните-
лей в старые спектакли грубо на-
рушаются самые элементарные зако-
ны творчества актера, .нарутаетея
художественное единство спектакля,
и вместо полноценного и органичного
для данното актера процесса, пропес-
са поисков себя в роли и в спектакле,
возникает пресловутый, мучительный
“BBOT>.

Актер получает роль во втором со-
ставе. Ем вызывают Ha репетицию.
У него возникает свое, близкое ему,
видение образа. Он живет ролью, фан-
тазирует, наблюдает, думает, ишет.
Ему творчески необходимо что-то по-
пробовать. проверить, ветретиться ©
партнером, ‘получить помощь режие-
серз, который учел бы его актерскую
WHIMBHAYAABHOCTH, его путь создания
роли. Но на репетиции он, актер
«второго состава», только присутет-
вует, только © завистью (да, е хоро-
щей творческой завистью) смотрит,
как репетируют, работают  «ечает-
ливцы» первого состава. Заниматься
с ним, как правило, режиссеру не-
когда. (Короткие сроки. Времени в
0брез на оллтого исполнителя. Дорога
каждая минута). И он все ситит и
жалными глазами смотрит, как рабо-
тают другие. Как личного отолжения,
просит он у режиссера хотя бы часовой
репетипии. Иной раз, когда по какей-
то случайной причине не окажется
‘первого исполнителя, его вызовут на
сцену или к столу и сразу потребуют
от него результата, к которому в ито-
ге большой работы уже пришли уча-
этники спектакля. Но работа актера

«Встр

требует ежедневной тренировки.

«Внать— это значит уметь»,—гову-
рил Станиславский. На песке не на-
учишься плавать, И актер, так мно-
го  намечтавший и, казалось,
нашедший дома интересное  реше-
ние образа, что-то  беспомош-
но «косноязычит» на  репети-
ции, стараяеь совершить претиво-
естественный прыжок и логнать нор-
мально работавших партнеров. He-.
удачная проба часто подрывает веру
в его возможности, и, когда после
сРОоето мучительного «сидения» он,
казалось бы, уже близок к пели, ког-
да после премьеры почему-либо вы-
бывает основной исполнитель и актер.
ждет, что здесь-то, наконец, начнет-
ся работа © ним, его неожиланно за-
меняют другим, внушающим большее
дорерие, «крепким» актером, и тот 38
одну ночь готовит роль, с одной репе-
тиций «вводится» в снектакль. Где
уж тут думать о своем решении, о
своих путях! Здесь уж «не до жиру,
быть бы живу». :

_Во время обсуждения одной из
московских премьер режисер
Ю. Коршун, выступив с заптитой под-.
вергающегося критике исполнителя,
сказал: «Актер был поставлен в очень
трудное положение — он репетировал
полтора часа» (!). Эти «полтора ча-
са». бытующие еще в наших театрах,
— преступление перед актетом. перед
зрителем. перед театром. В каждом
театре есть актеры, из года в гол по-
лучающие роли только в таком ава-
рийном порядке. Они давно уже по-
теряли представление о правильном
творческом самочувствии на сцене. 0
серьезной вдумчивой работе. В резуль-
Tare таких’ подчаг непоправимых
творческих вывихов они, по вине те-
атра, обрекают себя на пожизненное
унылое ремесленничество. Часто. во
втором составе находится молодой ак-
тер, не обладающий опытом и натре-
нированной внутренней техникой,
требующий особенно внимательного
отношения и ‘едатотического такта
для своего раскрытия, но именно ©
ним часто и проделывают такие опас-
ные эксперименты. Замечательный
режиесер и педагог Малого театра
Ленский в свое время предостерегал
от таких губительных опытов: «Этим
можно только приучить человека к
нахальству и отучить от того, чему
учила ето школа, то ееть от добросо-

вестного отношения к делу. У нас
именно новичков, ребят в искусстве,
и заставляют делать то, чего не. мо-
жет и не станет делать опытный ак-
тер. Ему, привыкшему к правильной
подготовке роли, очень легко расте-
ряться, а затем эта растерянность
ставится новичкам на счет как сви-
детельетво его ‘малоспособности»,

Но вот актера решили «вводить»
в роль «по-настоящему», не в пол-
тора часа, а; скажем, в полторы не-
дели. Вот в какие-то © трудом вы-
кроенные в напряженном расписании
работы театра часы собрались уста-
лые от основных репетиций актеры,
уже нотерявшие - репетиционный: ane.
петит к этому спектаклю. Доброеове-
стно, но буднично и неполноценно
проговаривают они слова евоих  р0-
лей. спеша показать установленные
мизанепены вводимому актеру. Вдв
часто на этих репетициях актер ли-
шен живого и полноценното юбще-
ния, взволнованной и праздничной
атмосферы работы и поисков,

— Вот здесь установлено то-то,
здесь переход сюда, здесь вы векаки-
ваете и бросаетесь к окну, — под-
сказывают партнеры установленный
рисунок роли, стремясь к тому, что-
‘бы им было удобно с новым имюлни-
телем.

— Но, позвольте, — пытаетея про-
тестовать «вводимый» актер, — мой
0браз не может вскакивать и бросать-
ся к окну, он у меня человек едер-
жанный и мужественный. ему свой-
ственны вовеем другие проявления.

— Нет, уж, пожалуйста, не меняй-
те, — так установлено, так найдено,
так это было, так это должно быть в
спектакле, — настаивают партнеры,

Ii актер, с болью, естественной у
человека, которого заставляют носить
ботинки не по размеру, подчиняется
этим жестоким законам установлен-
ного рисунка: «бросается к окну»,
неминуемо противореча своему реше-
нию образа, нарушая правду искус-
етва. теряя обаяние своей индивиду-
альности, ветупая на путь мертвя-
щето формализма.

Мне рассказывал один театральный
критик, как в спектакле Театра
им. Моссовета. «Забавный случай» он
впервые увидел одного молодого акте-
ра, исполнявшето роль слуги. Актер
произвел на него удручающее впечат-
ление своим лишенным смысла иепол-
нением роли. Критик жестоко разру-
тал этото актера. Через некоторое вре-
мя тот же рецензент увидел того же
актера в спектакле «Девочки» В. Па-
новой и совершенно не узнал молодого
исполнителя. Естественно, правдиво
и радостно жил он на сцене, раскры-
вая достоверный, увиденный в жиз-
ни образ советского школьника.
«Что случилось, в чем дело? »—епро-
сил он режиссера спектакля. «В
«Девочках» он играет, в «Случае»
он «вводилея», — был ответ.

Сейчас, когда в новых ‘условиях
все наши театры Живут особенно
	напряженной производственной
жизнью, когда значительно увеличи-
лось количество параллельных епек-
таклай казалось бы, старая проб-
	‘тема «вволов» получила новое и 909-
	бенно острое значение. Для того, что-
бы как-нибуль «развести» спектак-
ли, актера сейчаг уже иногда даже не
«вводят», а, просто выталкивают на
сцену, и он, не зная текста, в панике
мечется между партнерами, зачерки-
вая все художественные  ценноети
спектакля. Так безответетвенность В
этом вопросе приволит полчае проето
	е ПОСТыЫлЛНОЙ халтуре, несовместимой  , .
	с лостоинетвом каждого советекото Te-
aTpa. ~
	А, между тем, все хоропю понима-
ют, что правильно организованная
творческая система дублеретва, BO-
первых, полноценно и бескомпромие-
сено разрешает требования производ-
ственной жизни театра и, во-вторых,
способствует тверческому роету акте-
раз и подчае чрезвычайно интереено-
му, неожиданному открытию новых
сторон его дарования. Эта система при
влумчивом и хоропю организованном
ее применении ‘является отличной
колой тля мололото актера, одним из
	важнейших путей его становления В
театре.
	Я думаю, что одним из наиболее
кардинальных ©10с0бов решения это-
го вопроса будет давне обсуждаемая,
но очень редко лсуществляемая в Те-
атрах, замена второго состава на те
или иные роли двойным, парал-
лельным составом всей пьесы. Та-
кой состав (особенно в компактной
по количеству исполнителей пьесе)
мог бы параллельно работать, идя
своим путем к общей цели под руко-
BOACTBOM второго режиссера, органи-
чески связанного с постановщиком
спектакля и ето замыслами. Вместо
того, чтобы молчаливо и безинициа-
тивно присутствовать на репетициях
мастера (как часта бывает в практи-
ке наших театров), он, не теряя < ним
творческой связи, искал бы единого
идейно-художественного решения
спектакля в оркестре других индиви-
‘дхуальностей своей группы. На по-
слелнем этапе работы этот «второй
спектакль» должен выпускаться и
корректироваться основные постанюв-
шиком. В этом случае можно наде-
яться, что театр получит полноцен-
ных исполнителей, а актеры в нор-
мальной и радостной атмосфете общей
заинтересованноети и поисков CMO-
тут притти к серьезным художествен-
ным достижениям, Такой путь твор-
чески верен еще и потому, что пюето-
янное присутетвие дублера на ре-
петинпии основного ‹<остава иногда
весьма ошутимо мешает нормальному
творческому самочуветвию некоторых
актеров, часто сложно и, я бы ска-
зал, стыдливо переживающих процессе
рождения своего образа. Старая си-
стема вредит и дублеру, на которого,
помимо ето воли. влияет чужой рису-
нок, затрудняя путь: в самостоятель-
ному решению образа. Если же: в том
	или ином случае. возникает 366 HE]
	необходимость -отдельноге «ввода», TH
театр обязан обеспечить нормальный
творческий режим новому исполни-
телю. С ремесленничеством, небреж-
ностью и спешкой должне быть по-
кончено раз и навеегла. Работа нового
	исполнителя должна, как правило, HO
этапам приниматьея главным режис-
сером, и успешное завершение ее дол-
жно стать внутренней и праздничной
премъерой театра, Я никогла не забу-
ду, как в свое время в студии Хмеле-
ва, когда в наши спектакли входил
новый исполнитель, даже еели он иг-
рал маленький эпизод в  маесовой
сцене, Хмелев создавал в студии под-
линный праздник для этого актера. И
день этот оставалея в жиэни иепол-
нителя как большое и значительное
событие, как день рождения но-
вой роли. Уверен, что хорошие сту-
дийные традиции, вытекзющие из са-
мой радостной природы творчётва и
любви к своему искусству, лолжны
быть сохранены в профа?сеионзльном
театре. Необходимо также, чтобы ра-
ботз актера в старом спектак:е была
окружена общественным вниманием,
чтобы за актером следила прееса, от-
мечая его удачи и поражения. Нало,
чтобы статьи о вторых исполиятелях
не эпизодически и случайно мелька-
ли в нашей печати, а стали слетемой
и традицией, скажем, в «Лневнике
исвусетв» тазеты «Советское искус-
ство» и в журнале «Театр», Целесооб-
разно, чтобы творческие площалки
Дома актера и ПДРИ периодически
предоставлялись для вечеров новых
исполнителей старых спектаклей, что-
бы эти таботы обсуждались и посто-
янно находились в атмосфере внимз-
ния и принципиальной  товарище-
ской критики и самокоитики.
	Тотда ведущие актеры театров че
булут птарахаться от второго состава,
как от четш-то  второгортно и
обидного в их творческой жизни,
тогла молодые исполнители не будут
«срывать» на дублерстве свои He-
окрешшие еще голоса, тотда не будет
раз’едаться ржавчиной «вводов» ху-
дожественное богатство наших спек-
таклей, тогда и зритель не будет се-
товать, что он попал на второй co-
став.
		Выставка живониси, графики,
скульптуры и прикладного искус-
ства Румынской народной рес-
	публики в Москве. Скульптура
Бориса Караджа «Встреча».
	Фото Э. Евзерихина.

$ <>
	ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР
КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1Р0Ф6 00308
	ПДРИ получил первую
премию ВИСПС
	Закончился Всесоюзный смотр клу-
бов, домов и дворцов культуры, биб-
лиотек и красных уголков, который
проводился по решению президиума
ВЦСПС.

Секретариат ВЦСПС за достигну-
тые успехи в культурно-массовой ра-
боте среди рабочих и служащих по-
становил наградить грамотой ВЦСПС
и премировать лучшие культурные
учреждения, председателей правле-
ний, директоров и художественных
руководителей клубов И домов куль-
туры, заведующих красными уголками
и библиотеками.
	Первую премию и грамоту ВЦОИС
получил Центральный дом работников
искусств (председатель правления —
народная артистка СССР В. Барсова;
директор — Б. Филиппов). Библиоте-
ка ЦДРИ (заведующая—Г. Поршне-
ва) награждена почетной грамотой
ВИСПС.
	Грамотой ВЦСИС награждены так-
же Грузинский дом работников ис-
кусств (председатель правления —
народный артист Грузинской ССР
Э. Абхаидзе; директор—Б. Бебуцид-
зе) и Армянский дом работников ис-
заслуженный деятель искусств Ар-
мянской ССР А. Тер-Гевондян; дирек-
тор — А. Барсегян)!
		`История развития кино  свидетель-
ствует о том, что наша отечествен-
ная наука и киноискусство сыграли
огромную роль в развитии мировой
кинематографии. Torre благодаря
работам русских ученых и изобрета-
телей оказалось возможным  скон-
струировать первый кинематографи-
ческий аппарат.

Более того: новейшие  исследова-
ния материалов по истории развития
фото и кино в России  свидетельет-
ВУЮТ 0 том, что именно наша страна
является родиной кинематографа.
Первыми изобретателями отечествен-
ного кинематографа являются запае-
ный каптенармуе Иван Акимов. с03-
давший аппарат «для снимания фо-
тографий и проектирования их на
экран в виде оживленных фотогра-
фий», и Алексей Самарский, скон-
струировавший «аппарат для oto.
трафирования», названный им «хро-
номототраф».

Труды знаменитых русских уче-
ных В. Петрова, А. Лодыгина и
Il. Яблочкова подтотовили для кине-
матографии необходимую светотехни-
ческую базу. И. Болдырев первым в
мире создал кинопленку — четалив-
ную и позитивную. М. Доливо-Добро-
Вольский -—— изобретатель трехфаз-
ного тока— обеспечил развитие элек-
трических сетей, без которых было
бы невозможно питание энергией ду“
товых источников света,  необходи-
мых лля проекции.

Исключительную толь сыграли
русские ученые и изобретатели
CI. Менделеев, В. Тимирязев, Н. Ши-
лов, В. Оврезневский, Г.’ Скамоня,
ПН. Поеображенский, А, Поповицкий,
А; Прилежаев и др.) в области фото:

„—_ТРАФии. > полным правом можно Ут”
вержлать. что в этой области ру®-
	екие ученые намного опередили за-
рубежных.

Руеским же ученым и изобретате-
лям М. Макоимовичу и С. Про-
кундину-Горекому принадлежит
приоритет ив изобретении цветно\
кино. По их метолу еще в 1914 rosy.
в России был создан цветной хронл-
кальный фильм.

В области механической записи и
воспроизведения звука первыми изо-
бретателями были также русские
ученые (А. Викспемекий, И. Поля-
ков, П. Лебелев, С. Лифшиц, Я. Гизе,
В. Боваленков).

„Исключительное значение для раз-
вития кинематографии имели иссле-
доРАания выдающегося русского физи-
кз А. Столетова, особенно изобрете-
ние им фотоэлемента — основы зву-
кового кино. Много дало для развя-
тия киноискусства также радио, изо-
бретенное А. Поповым. Открытие
Попова сделало возможным сущеет-
вование ЗВуЕОвото кинематографа в
его современном виде.

Кинолельцы зарубежных стран,
видя в русской дореволюционной ки-
нематопрафии возможного сильного
конкурента, приложили все средетва,
к тому, чтобы ° колонизировать ее,
подчинить своим интересам, ограни-
чить ее обслуживанием запросов
только местного кинорынка. Но уже
первые лучшие руеские фильмы про-
гремели на весь мир, завоевав не
только любовь кинозрителей, но и
признание крупнейших мастеров за-
рубежного. кино и овазав серьезное
влияние на их творчеетво.

Уже на заре развития отечествен-
ного кино передовые русские режис-
серы, актеры и операторы проявили
себя, как оригинальные художники,
намного опередившие в своем тво’-
честве виднейших зарубежных мз-
стеров. Так, например, среди первых
«боевиков» дореволюционной миро-
вой кинематографии была картина
«Оборона Севастополя»,  енятая в
России мастерами русекого кино в
1911 году. В ней впервые был при-
менен крупный план, а также прин-
ции монтажного построения фильма.
С тех пор в кинематографии широко
используются крупные планы, как
оно из сильнейших выразительных
средств киноискусства.

Как известно, космополиты немало
потрудились над тем, чтобы дока-
зать, что американекому режиесеру
Гриффиту принадлежит * «отцовство»
в зарождении идеи. монтажной ene-
цифики. киноискусства. На самом же
деле Гриффит впервые применил
крупный план в олном из своих KO-
роткометражных фильмов лишь E
1912 году.

В 1911 году оператор А. Левии-
кий применил новый прием кино-
семки — «наплыв», который потом
был широко использован и в зару-
бежном кино. Другой русекий опера-
тор, Е. Славинекий, и режиссер
Я. Протазанов в картине «Пиковая

СТАВРОПОЛЬ. (Наш корр.). 12 но-
вых стационарных кинотеатров откры-
ты в станинах Ставропольского края.
Всего сейчас в крае насчитывается
379 киноустановок, из них 77 сель-
ских. Это почти на 60 процентов боль-
	творческое влияние на развитие пр
грессивного киноискусства во всем
мире.

Если русская дореволюционная: ви-
нематография и советское кино в
свои первые годы снимали, размножа-
ли и показывали фильмы на’ загра-
ничной пленке, пользуясь иностран-
ными киноаппаратами, то в течение
сталинских пятилеток советокая ки-
нематография создала свою крупную
материально-техническую базу. Бы-
ли Построены мощные киностудии,
кинопленочные и кинокопироваль-
ные фабрики, киномеханические за-
воды, производящие вее виды перво-
классной киноаппаратуры.

Советская кинематография береж-
но сохранила и развила все то луч-
Mee, что было сделано пионерами
отечественного кино, отбросив все
чуждое, мешавшее дальнейшему ве
развитию.

Прюдолжая лучшие традиции руз-
ской науки и тэхники в области вя-
но, советские изобретатели А. Шорин
и [. Тагер уже в 1929—1930 годах
самостоятельно решили проблему с0з-
дания советского звукового кино. В
1935 году режиссер А. Птушко впер-
вые в практике мирового кино по-
	ставил художественный — полноме-
тражный 0б’емный  мультиплика-
ционный фильм «Новый  Гулля-
	вер». В те же годы советекие изо-
бретатели и режиссеры приступили
к работе в области цветного кино, а
изобретатель С. Иванов начал свои
успешные экспериментальные. рабо-
ты в области безочкового стереокино.
родиной которого является наша
страна. Только в ССОР имеетея сте-
реокинотеатр, в котором зрители в
нормальных ‘Уеловиях обычного ки-
нозала; смотрят программы стереоско-
пических фильмов.

Советские инженеры и техники
разработали и` осуществили новую,
более совершенную систему воспроиз-
ведения звука, обеспечивающую вы-
сокое качество звучания. Авторы ее
были удостоены Сталинекой премии
в области науки и изобретательетва,
3a 1948 тюд. Разработана и оевоену
производством новая конетрукция
кинос’емочной аппаратуры.

Особенно велик под’ем нашего ки-
ноискусства в послевоенные годы.
Он характеризуется, во чаетноетя,
бурным развитием цветного- кино;
Советская кинематография не только
полностью оевоила самые совершен-
ные в мире методы цветных кино-
с’емок, но и наладила маесовое про:
изводетво различных видов и еортов
цветной кинопленки, по своему каче-
CTBY значительно превосходящих за-
граничные.

Лучшим свидетельством огромных
успехов, которых добилась наша ки-
нематография, являются итоги  ме-
ждународных ‹ кинофестивалей во
Франции, Италии и Чехословакии,
где советские фильмы неизменно’ 33-

}

воевывали: большинство премий. В ча-
стноети, выешими премиями за цвет-
ные фильмы были отмечены вовет-
ские кинокартины «Сказание о земле
Сибирской», «Мичурин», «Каменный
цветок», «Молодость нашей етраны»
и другие.

Расцвет советского киноискусства
повлек за вобой и широкую разра-
ботку его теории. Без преувеличения
можно сказать, что при всей еще от-
носительной слабости нашей кина-
теории все то новое и прогреесив-

‘ное, что сделано в этой области, идет

из Советского Союза.

В противовее резкционным, идез-
листическим теориям имманентности
развития кинематографии советекзя
кинотеория всесторонне рассмотрела
искусство кино прежде всего как 20-
циальное явление, установила зако-
ны его развития и историческую пре-
емственность в ряду других ие-
кусетв. Она научно обоеновала появ-
ление новых форм кинодраматургни,
опирающейся на реальное отображе-
ние жизни’ и отвергающей все кано-
ны и стандарты голливудеких драмо-
делов.

Новизна и непреоборимая сила е0-
ветското киноискусства, начиная ©
ранней хроники, лучших фильмов
немого периода и кончая выдающи-
мися произведениями различных
жанров, созданными за последние
годы, определяется отнюдь не «фор-
мальными» приемами маетеретва нз-
ших художников, а прежде всего вы-
сокой коммунистической идейноетью
и широтой тематических устремле-
ний, своеобразием новых обществен-
ных отношений, высоким морально-
политическим уровнем людей, пол-

виги и труд которых оно изображает
	правдивю и вдохновенно.
В. СМИРНОВ.
	Петровского района в крае разверну-
лось соревнование в Честь 30-летия
советской кинематографии за высо-
кое качествс кинообслуживания на-
селения.
	К 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ

КИНЕМАТОГРАФИИ
rod
	дама» не только широко и смело при-
менили крупные и средние планы,
Но и по-новому решили проблему оз-
вещения дальних сцен.

Несомненен приоритет русских
кинорежиесеров и художников и В
создании первых в истории: кино
00’емных мультипликационных KH-
нокартин. Поставленный на кина-
фабрике Ханжонкова в 1912 голу
фильм «Прекрасная Люканида» был
пёрвым в мировой кинематографии
опытом ю0б’емно-мультипликационной
<’емки.

Русской дореволюционной кин?з-
матографией впервые создан (под ру-
ководетвом Н. Баклина). ряд науч-
ных фильмов из области электриче-
	ства, термодинамики, биологии и
других отраслей знаний.

Передовые работники русской до-
революционной кинематографии —
режиссеры Я. Протазанов, В. Гардин,
операторы А. Левицкий, Е. Сла-
Винский, 9. Тиссе, художники
В. Егоров, С. Козловский, А. Уткин,
сценаристы В. Туркин, Л. Hury-
лин и др——уделяли большое внима-
ние выпуску картин, пропатанлиру-
ющих лучшие произведения руеской
классической литературы.

Уже на заре развития кино рус-
ские зрители увидели на экране хо-
рошо знакомые имена таких выдаю-
щихся деятелей русской сцены, как
К. Варламов, В. Давылов, П. Орле-
нев; Ю. Юрьев, В. Пашенная,
М. Нароков, В. Хохлов, И. `Пев>
nos, dd. Леонидов:” И: ` Москвин,
В. Качалов, и многих других, поло-
живших начало тому высокому ак-
терскому мастерству, которое харак-
терно для. советекой кинематографии.

Взаимоотношения театра и RHO
имеют свою любопытную историю.
Их содружество установилось не
сразу. В пору своей юности кине-
матограф во всем мире, за исключе-
нием России, встретил резкую не-
приязнь и активное сопротивление
со стороны театральных деятелей.

Творческие и профессиональные
организация, в частности немецких и
французских драматургов и теат-
ральных деятелей, решили даже с03-
дать международную организацию
для борьбы с кинематографом. Более
того, союз драматических деятельй
Термании строжайше запретил дра-
матургам воспроизводить евои пройз-
ведения на экране и писать кино-
сценарии, а артистам предложил ни
в коем случае не выступать в кино.

Русская театральная обществеп-
ность, в отличие от зарубежной, от-
неслась весьма вдумчиво к новому
виду искусства. Передовые театраль-
ные деятели-и критики ‘призывали
драматургов и актеров взять это дело
в свои руки, обогатить его своими
творческими идеями, своим мастер-
CTBOM.

Уже в 1913 — 1914 годах В. С.
Станиславский, касаясь развития
кинематографа, говорил: «Вее, что
взято из живой настоящей жизни, —
BEB OTO в кинематографе HAarn-
	BCG это в кинематографе неез-
мненно очень желательно. И ни-
какой сценический леятель. если
	это действительно сценический лея-
тель, не станет препятствовать та-
ким воспроизведениям на экране, Не
с кинематографом надо боротьея, не <
актерами, участвующими в нем. а е
	безвкусием ‘и безграмотноетью».
(Журнал  «Сине-фото», № 16,
1914 г.).

Русская прогрессивная критика
	уже тогда понимала, что если кина-
матограф, свяжет свою судьбу с лите-
ратурой, будет следовать прогрессив-
ным реалистическим традициям руз-
ского искусетва, то он «займет меетз
	звангарде мирового  киноисвуз-
ства».

Великая Октябрьская сонизлиети-
ческая революция сделала кино под-
линно нафодным искусством, поста-
вила перед ним важную и благород-
ную задачу — воспитывать народ в
духе коммунизма.

Великие вожди нашего народа, 0е-
нователи большевистской партии и
Советского государетва — Ленин и
Сталин подняли значение кино на
огромную высоту:

Иля своими особыми путями, окру-
женная неустанной заботой  боль-
шевистекой партии, правительства” и
лично Ленина и Сталина, советекля
кинематография за голы своего cy-
ществования выросла в одну из ве-
	дущих отраслей социалистической
Культуры, оказала огромное идейно-
		РОСТ СЕЛЬСКОЙ КИНОСЕТИ
	пе, чем было ло войны. В сельские
	раионы направляются. передвижные
электростанции, мощные усилители
итд .
	[о почину работников кинофикации
	„Свадьба с приданым“
в Театре сатиры
	Театр сатиры готовит к постановке
комедию «Свадьба с приданым», на-
писанную народным артистом Коми
АССР Н. Дьяконовым. Перевод
Ан. Глебова, Действие происходит в
колхозах советского Севера в наши
дни. Пьесу ставит Б. Ровенских,
оформляет В. Рындин. Премьера бу-
дет показана в феврале.
		ПЕРЕДВИЖНОЙ ТЕАТР
НЕФТЯНИКОВ
	В Москву возвратился из первой
гастрольной поездки в Казахстан,
Туркменистан и Узбекистан пере-
движной театр Министерства нефтя-
ной промышленности,
	Молодой театр создан для обслу-
живания нефтяников, работающих в
дальних районах страны.
	За пять месяцев своей поездки он
дал свыше 150 ‚спектаклей на нефтя-
ных промыслах’ Эмбы, Небит-Дага,
Палванташа, Андижана и других во-
сточных районов.
	Спектакли, на которых побывало
свыше 70 тысяч человек, проходили
с большим успехом.

Сейчас коллектив театра работает
над пьесой драматургов И, Осипова
и В. Кедрова «Новый горизонт», Темз
пьесы — сталинская дружба народов,
социалистическая взаимопомошь неф-
	тяников в деле внедрения новой тех-
НИКИ.
	Премьера пьесы состоится в Моск-
ве в конце января.
	_ Новые приобретения
Музея музыкальной
культуры
	Фонды Центрального музея музы-
кальной культуры пополнились  но-
выми приобретениями. Среди них:
неопубликованная рукопись  Дарго-
мыжского «Алжирская  мелодиял,
предетавляющая гармонизацию одной
из алжирских народных песен; руко-
пись сборника русских народных пе-
сен, записанных известными- соби-
рателями песенного фольклора В.
Прокуниным и Н. Лопатиным.
	Музей приобрел большую коллек-
цию фонографических валиков (206
штук), записи на которых отражают
Ню жизнь Москвы конца

[Х и начала ХХ веков. Большой ин-
терес представляют шесть валиков
с самыми ранлтимм из известных нам
записей выступлений Ф. И. Шаляпина
(песня Варяжского гостя из оперы
	«Canko» Римекого-Корсакова, ария
Владимира Галицкого из оперы
«Князь _ Игорь» Бородина, романс
	«Узник» Рубинштейна и лдр.). В кол-
лекцию входят также валики с запи-
сями выступлений теноров Л. В. Со-
бинова и А. В. Секар-Рожанского,
баритонов М. К. Максакова и Н. А.
Шевелева, скрипачей Иосифа Гофм--
на и Сарасате и других выдающихся
деятелей музыкальной культуры.
		етим вас по русским обычаям »
	>
Письмо колхозников
артистам Большого театра
}
	тия животноводства. В 1952 году бу-
дет закончено облесение полей. Ра-
стет зажиточность и культура жите-
лей колхозного села.
	В колхозе есть клуб и радиоузел,
колхозники по вечерам, после работы,
слушают голос Москвы. Они органи-
зовали коллективное радиослушание
таких замечательных русских опер,
как «Иван Сусанин», «Борис Гопу-
нов», «Садко», «Снегурочка», «Руслан
и Людмила», Большой популярностью
и уважением среди колхозников поль-
зуются имена крупнейших мастеоов
оперного искусства — Голованова,
Михайлова, Козловского, “Пирогова,
	хочется поблагодарить Bac, крепко
пожать ваши рукн за творческие ус-
пехи в сценическом искусстве, — пи-
шут колхозники, — Мы горячо любим
свое родное искусство, глубоко ува-
жаем своих, родных советских арти-
стов. Мы просим вас навестить кол-
хоз имени Каманина. Приезжайте в
нашу новую, советскую Каменную
степь! Как дорогих гостей матушки-
столицы, мы встретим вас  хлебом-
солью, по всем нашим русским обы-
чаям! Пусть эта встреча работников
искусств Москвы с хлеборобами Ка-
менной степи станет началом тесной
дружбы тружеников полей Воронеж-
ской области с художественной йн-
теллигенцией столицы»,

Письмо колхозников нашло живой
отклик у творческих работников
Большого театра. В ближайшее время
в Таловский район направляется пер-
вая бригада артиетов, Разрабатывает.
	Рейзена, Лемешева; Шумской, Орфе ао cancun
чова и мнорих прогых   Я план систематического художест-
	«От чистого сердца, от всей души
	венного обелуживания колхоза. именя
	` Каманина.
	Перед Новым годом коллектив
Большого театра получил письмо из
колхоза имени Каманина, Таловского
района, Воронежской области.
	«Мы живем в Каменной степи, —
пишут колхозники.——До Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции от Каменной степи веяло обре-
ченностью и. безнадежностью. Ве<-
правные, безлошадные, задавленные
нуждой, мы влачили горькую, как по-
лынь, жизнь; пропитанную солью соб-
ственного пота».
	Колхозники с радостью сообщают
артистам об огромных преобразовани-
ях, осуществленных в Каменной сте-
пи после Великого Октября. Внедряя
научные достижения в свое колхозное
производство, каманинцы добились в
1949 году 100-пудового урожая зер-
новых культур. 200-пудового урожая
проса, 132-пудового урожая подсол-
нечника и по 1200 пудов сахарной
свеклы с каждого гектара. Колхоз
превысил довоенный уровень разви-
	СПЕНТАКЛИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ

Московский tearn warn
	театр юного зрителя
	выпустил новый спектакль «Девочка
	детей «Нищий и принц» С, Михатко:
ва (по М. Твэну) осуществил Москов-
ский драматический театр.