‚дисюсся   За реалистическую.
программность в музыке.
	В статье «Двадцать пять лет рус-
ского искусства» В. Стасов. в числе
основных: особенностей русской му-
зыкальной школы назвал «крайнюю
ве наклонность к «ирограммной му-
зыке». <...Что начато было Глинкой,
— писал он; — то продолжали его

наследники и преемники. Пэчти вся,
без исключения, русская симфониче-
ская музыка — программна.^»х.
	Чтобы убедиться в спранелливости
этого утверждения. лостаточно вепом-
нить увертюры Глинки. симфониче-
ские- произвечения: Даргомыжекого,
Балакирева, Мусоргского, многие co-
чинения Римского-Корсакова, Бореди-
на, Чайковского, Глазунова, Лядова,
Рахманинова и других кпупнейних
русских композиторов. Совершенно
очевилно, что реалистическая про-
граммноеть нарялу с ярко выражен-
ной написнальной окрашечностью и
глубокой илейностью являлиеь х1-
рактернейшими чертами русской
классической музыки.
	Создавая програминые произвеле-
ния. наши классики стремились по-
ставить музыку на службу наролу,
слелать ее, по словам Глинки, «рав-
HO «локлалной» знатокам и простой
публике». Отсюда такая любовь их
в темам. взятым из русской истории
и фольклора. отеюла их любовь к
пепользованию  медодий народных
Песен. оеобенно сильно проявивиая-
ся именче в пограминых произзеде-
ниях. Отею4а п такой чрезвычайно
показательный факт: усиленно куль-
тивировавшаяся на Западе глубоко
реакционная формалистическая тео-
рия Ганслака, отрицавшая самый
принцип програминости, утверждав-
шая, чго «красота музыкальной пье-
сы заключается... в соединении тонов
без всяком отношения их к чуждо-
MY им  внемузыкальному кругу
идей» (!), была глубоко чужда полав-
ляющему большинатву русских ком-
позиторов и теоретиков.

Стасов € полным основанием мог
констатировать: «Наша эпоха все
далее и далее отходит в сторону от
«чистой» музыки прежних периодов
и все сильнее и сильнее требует для
	музыкальных создании — действи-
тельного, определенного содержа-
НИЯ».
	Отвергая реализм как метод хуло-
жественного творчества. декаленты
отвергли и реалистическую програму-
HOCTH. Появилась программность на-
туралистическая, мистико-символи-
стекая и. другие архиизепренные
формалиетичеекие «программные
изыскания»  композиторов-формали:
сетов.
	В связи с этим чрезвычайно важ-
но установить отличительные 0с0-
бенности реалистической  програми-
ности, выделить это понятие из\ пю-
нятия программности вообще, ибо с0-
ветская программная музыка может
основываться только на принципе
реалистической: программноети. В
нашем же музыковедении до сих пор
существует  недиференцированчый
подхол к программным произведени-
ям. Иногда приходится сталкиваться
е работами, в которых творчество
Стравинского, например, рагематри-
вается в отношении  програминости
чуть ли не под олним углом зрения
е творчеством Бетховена, «кУчки-
стов» и Чайковского.

Правильно ли это? Можно ли от-
нести «Петрушку» или «Весну свя-
шенную» к числу таких программ-
ных произведений. как «Богатырская
сиуфония». «Ромео и Джульетта» и
«Эгмонт»? Равноценна ли эта про-
граммность? Можно ли забывать. что
творчество Стравинского насквозь
индивилуалиетично. илеалиетично и
	Продолжение дискуссии 0 поо-
граммности советской музыки. См.
«Советское искусство» №№ 26, 34, 40,
46 и 47 за 1949 г.
	В ЧЕСТЬ
BOHM AA
	сугубо формалистично, тогла как про-
изведения Чайковского. Бетховена,
«кучкистов» чрезвычайно 0б’ектив-
ны и реалиетичны? Наличие сюжета
ити названия у того или иного музы-
кального произведения еще не может
служить основанием для отнесения
его к числу программных в высоко“
значении этого слова, иначе придетея
провозгласить «программным» почти
взего Шенберга и уж наверно всего
Дебюсси, придется об’явить образцом
програминоети «Ночь просветления»
и «Послеполуленный отдых фавна».

Никакая программа не сделает му-
зыкальное произвеление реалиетиче-
CRAM, CC.1H OHO тишено определенчо-
сти, оторвано от запросов народа.
наоборот, произведение может быть
глубоко программным, не основываясь
на опрелеленном сюжете и Aste He
имея «раз’ясняющего» ° названия.
Важно ЛИНЬ, чтобы оно было жиз-
ненно конкретна, понятно народу н
нужно ему.

Реалистическая программа, вепло-
щенная в реалистических музыкаль-
ных образах. — вот оенова подлин-
	  ной программности.
	‘при поисках формы исхолит из ков-
_кретных особенностей данной про-
_ГРаммы.
	Но столь же папрасно считает.
‘сонатную форму незыблемой ето про-
ТИВНИК, И столь же напрасно возму-
щзется он «неоправданным прекло-
нением перед этой якобы Rats
«лиалектической»... формой... „ Пое-
клонение это вполне А имен-
но потому, что сонатная форма беско-
нечно гибка и возможности вё далеко.
не исчерначы.
	Реалистичное воплошение —про-
	граммы предпоаагает отнюдь че ло-
тошное  иллюстрирование сюжета
средствами музыки, но раскрытие его
центральных образов, основной ero
HICH.
	На Третьем пленуме правления
Союза советских композиторов испол-
ЕЯЛась  музыкально-драматическая
ноэма В. Ютовского «Зоя». Здесь вы-
совая идейность програмуы была
принижена как раз в результате наив-
ной иллюстративности  симфониче-
CRUX эпизолов.
	В счастью, потобные случам в со-
временной практике советских ком-
позиторов редки, Ряд иеполнявшихеся
н& пленуме программных произвеле-
ний — симфоническая поэма А. Му-
равлева «Азов-Гора», былина Г. Уст-
вольской «Сон Степана Разина» и лр.
— заслужали положительную опен-
БУ в первую очередь потому. что их
авторы. стремясь к наиболее полному
художественному воплощению про-
граммы, добились раскрытия ее
основных образов.

В пелом пленум порадовал как оби-
лием программных произведений, так
и многообразием их тем. Пораловал oH
и еще одной примечательной оеобен-
ностью: введением в некоторые про-
траммные произведения — «Сон
Степана Разина» Уствольекой. сим-
фоничезкие позмы «По ту еторону
Aparea» Лжангирова и «На смерть
тероя» Мачаваризни — певия соль-
ного или хорового. Этот прием несом-
ненно будет способствовать наиболее
полной кристаллизапии пентральной
	илеи прогр

аммного произведения,
	С удовлетворением слелует отме-
тить также и тот факт; что половину
исполненных на пленуме програми-
ных произвелений составляют произ-
ведения на советскую тему. Олнако
доля их должна быть. конечно, зна-
чительно увеличена, особенно еели
принять во внимание, что в чиеле
двух десятков исполненных на пле-
нуме крупных программных произве-
дений не было ни одного. риеуюнего
послевоенные трудовые подвиги со-
ветского народа: Это тем более бро-
сается в глаза, что в жанре оратори-
альном тема, социалистического трула
представлена значительно более пол-
HO.
	Что же. касается отлельных ошибок
наших композиторов ‘в’ облаети ис-
пользования формы, то они без вом-
нения будут преодолены на пути уг-
лубленноге изучения и творческого
совершенствования всех существую-
щих форм, в том чигле и сонатной,
на пути созлания новых форм © 6ез-
уеловным подчинением их особенно-
стям и требованиям социалистически-
го содержания.

Hama erpana возглавляет буоьбу
прогрессивного человечества за демо-
кратию и социализм. В этой борьбе ис-
кусства призвано сыграть огромную
поль. Черпая матернал для нрограмм-
ных сочинений из прекрасной совет-
ской действятельности, из лучших
произведений классической и совет-
ской литературы. творчески развивая
традиции классиков. наши компози-
Торы помогут советскому народу в
этой великой боэьбе.
	Ф. УКРАИНСКИЙ,
инженер-экономист.
	Декада молдавской музыки и танц
	  ЗАСЛУЖЕННЫЙ УСПЕХ
	Молдавский народ на протяжении
многих веков созлавал, хранил и пе-
редавал из поколения в поколение
чулееные песни, красочные и много-
образные танцы Он донес их до на-
цих счастливых, светлых дней, 9 ко-
торых мечтал и пез в евоих «дойнах»
— прекрасных песенных ранпсодиях,
полных то глубокой тоски, жалобы и
боли. то горячей энергии, силы и ог-
НЯ.
	Великая Октябрьская револющия
освободила молдавский натол от веко-
вого рабетва п открыла широкий про-
стер для расцвета его творческих
вил.

Ярко развилось и паепвело молдав-
екое искусство. Страна, в прошлом
не знавшая профеесиональной музы-
ки. танца, театра, переживает сейчас
эпоху поллинном раецвета  искус-
ства, национального по форме, с9-
цизлиетичеекого по’ содержанию.
	Наглядным подтверждением этого
явилась состоявшаяся в Москве те-
вада молдавской музыки и танца,
превратившаяея в событие большого
политического и художественного
значения.

Необычайно талантлив коллектив
Ансамбля танца Молдавекой ССР. по-
казавший  рял чулееных народных
танцев, покоривших своей искренно-
стью. весельем, необыкновенной кра-
еочностью и многообразием, стремя-
тельностью и энергией движения.

Особенно следует отметить превос-
холно поставленные Игорем Моисее-
вым танповальную сюиту «Жок»,
полную молодого залора и жизнеут-
верждающей  ралости. любимую в
молдавском народе. залорную и ве-
селую «Моллавеняеку» и танец «Коа-
сэ» с его мягким юмором.
	Интереены и своеобразны отли-
чающийся юмором и задором мужской
танеп «Табакаряска» (постановщик
Н, Болотов), танцы. «Катануца»,
«Хангу» и «Сырба» в постановке
Л. Леонарди, сохранившей близость к
народному  танповальному.  перво-
источнику.

Торжественно, эффектно и У08-
дительно заключал программы коп-
цертов массовый танец. поставлен-
ный Н. Болотовым, «Букурия» («Ра-
дость») — своеобразный символ изо-
билия, народного счастья и полноты
Жизни,

С большим художественным уепе-
хом прошли все выступления мол-
давекой хоровой капеллы «Дойна»
(художественный руковотитель
М. Кононенко). Значительно попол-
ненная в Последнее время, капелла
сейчае предетавляет собой отличный
хоровой коллектив, пролемонетриро-
вавитий перед московскими. слушате-
лями свои высокие профессиональные
качества: стройность и сллженноеть
звучания, отличную ликцию, вирту-
озную технику. Е

Репертуар капеллы многообразен.
Особенно пиров: в. нем -нредставле-
ны молдавские народные песни в 00-
работках моллавских  комнозиторэв,
отличающиеея высокими хуложест-
венными достоинствами. Сложная х9-
ровая фактура обработок не:нарушает
подлинно народного характера и са-
мобытности уоллавеких песен.

Глубоко народны по етилю и ори-
гинальные хоровые произведения
молдавеких композиторов, › написан-
ные на стихи советских молтавеких
поэтов Ем. Букова, JI. Ropuany,
П. Дариенко и mp. — «Пееня 0
Сталине» C. Hara, хоровая сюита
«Лойна» Е. Кока, «Колхозная рапго-
лия» С. Златова. песня «Героиня Ha-
	стя» Л. Геэифельда, «Песня © Сергее.
		декады © большим успехом был ис-
полнен хор П. И, Чайковевого «Содо-
вушко»,

Однако мы укажем также и на не-
сколько излишнюю форсированность
звучания и некоторое однообразие
нюанеировки, на преодоление кото-
рых должно быть обращено внимание
коллектива в дальнейшем.
	Большой интерес вызвали выступ-
ления оркестра народных инструмен-
тов (руководитель, композитор В. Ба-
рончук), впервые познакохившего мо-
сковских слушателей с интересным и
колоритным молдавским народным и
инструментальным ансамблем.
	Импровизационный . характер ис-
полнения (оркестр играет без дири-
жеря) сочетзетея с большой внутрен-
ней организованностью, ритмической
стройностью и слаженностью звуча-
НИЯ.

Тепло были приняты слушателями
молдавские певцы и инетрументали-
сеты — Т. Чебан, проникновенно, ©
большой выразительностью исполнив.
шая народную «лойну» и народную
песню «Мариора». ставшую уже по-
пулярной у москвичей; Е. Уреке, су-
мевигий донести до слушателя, He
знакомого с молдавским языком, со-
лержание исполняемых им песен;
Я. Левицкая, мягкая лирическая
исполнительская манера которой
прочно завоевала симпатии аудито-
рии: обладательница отличного голо-
са, студентка Молдавской государет-
венной консерватории, с успехом вы-
ступавиая в конпертах Межлунарол-
ного фестиваля лемократической мо-
лолежи и стулентов в Булапетите,
В. Цейтлин: блестящий ‘исполнитель
на флуере Х. Урсаки и певец A. Xa-
рабалжи.

Оркестр ансамбля танца (лирижер
Ш. _Аранов), прекрасно сопровожлав-
ший танповальные номера и акком-
панировавший солистам, показал себя
также и как самостоятельный испол-
нительский коллектив. Им была бле-
стяще исполнен» развернутая, красоч-
ная, с большим мастерством инстру-
ментоваяная сюита на моллавекие
народные темы композитора Ш. Ара-
нова.

К улачным произведениям следует
отнести кантату «25 лет Моллавской
ССР» С. Няга и симфонию молодого
композитора С. Лобеля. Симфония Ло-
беля написана в традициях русских
классиков. В мелодической основе она
связана е молдавской народной пес-
ней. еветлая и оптимистическая, яс-
ная и четкая по фооме.
	Декада молдавской музыки и танца
натлялно продемонстрировала  боль-
шие достижения молтавекого народа
в области искусства, На вместе © тем
нельзя не упомянуте о том, что перел
работниками искусств Молдавии стоит
еще немало важнейших неразрешен-
ных залач. Еше нет молдавской на-
циональной оперы. музыкальной ко-
медии, еще большая работа прелетоит
молдавским композиторам по созла-
нию демократических, подлинно. иа-
родных произведений крупных сим-
фонических, кантатно-ораториальных
форм, камерной музыки, поллинио
массовой советской пеени.

Перел молодой музыкой Моллавии
открыты пути нгирокого и плодотвор-
ного развития, Пути эти ярко осве-
щены историческими = указаниями
партии. И нет сомнения в том, что
моллавсвий нарол при помощи стар-
шего брата — русского народа. pyke-
вохимый великой партией Ленина—
Сталина, сумеет Рще. нгире и’ полнее
использовать богатейшие сокровища
`евоей наролной культуры и созлать
произведения еше более глубокие по
идее и совершенные по мастерству,
отражающие нашу прекрасную социд-
’листичеекую действительность,
			Я9
	Премьера в Ленинградском Малом оперном театре
	Сюжет балета
М. Чулаки «Юность»,
‘Премьера которого со-
стоялась недавно в
Ленингралеком акаде-
мическом Малом опер-
ном театре, навеян
образами одного из
вдохновеннейших про-
извелений советской
литературы — обра-
зами замечательной
книги Н. Островского

сталь».
Главное  достоин-
ство музыки «Юно-
сти» — стремление к
реалистическому pa-
<крытию сюжета, к
созданию ярких ха-
рактериетик дей-
отвующих лип. Rpa-
сочная и полнозвуч-
ная, широко исполь-
зующая звуковую па-
литру — современного
оркестра, музыка BO
многом достигает по-
ставленной цели.
Композитору прекрас-
но улаются комиче-
екие и гротескно- са-
тирические  положе-

«Как закалялась

Сцена из ба
градского а:
атра. Даша

ния и стены. Таковы картины
белогварлейского бала, забавный гим-
назический пикник, игры Петьки и
его друзей. Для послелних композитор
чаето использует мотивы народных
плясок. Хороши и отлельные лириче-
ские места музыки балета, как, на-
пример, тепло и проникновенно зву-
чаптие сцены Петьки и Лены.
	Менее улались М. Чулаки героиче-
ские места партитуры. Это особенно
досадно потому. что в‘ героическом
финале балета именно музыке предо-
ставляется решающее слово.
	Новый спектакль Малегота свиле-
тельствует о творческом росте балет-
мейстера Б. Фенстера. Бесспорчой за-
слугой Фенстера является то, что он
не боится использовать все богатство
театрального танца и не отказывает-
ся ни от одного из его достижений. В
«Юности» постановшик заново пере-
сматривает весь комплексе вырази-
‘тельных средетв балетного искусетва,
так как ему впервые приходится соз-
давать образы наших современников.
Он ищет и находит тот особый. ключ,
в котором должны по-новому звучать
привычные хореогрзфичеекие движе-
ния. Этим ключом становятея ясность,
простота и оправданность танпо-
вальной речи. В тание «Игра в
войну» Б. Фенстер  театрализует
повадки детской игры, в то же время
давая четкие характеристики  дей-
ствующих лиц, впервые предстающих
перед зрителем в этом эпизоде. Фен-
стер также часто пользуется в тание
бытовым жестом. Болытая сцена, гле
впервые знакомятся Лена и Петя. по-
строенная в традициях класеичееко-
го танца, очень действенна и содер.
жательна.

Хореотрафическая - -eropons `спекг
такля «Юность» не лишена и неко-
торых недостатков. Фенстер увлекает-
ся смакозанием буржуазного канка-
на. излишне затягивает в пелом пре-
восходную сцену  гимназического
пикника. Не сумел он избежать и
примитивной пантомимы в прологе,
в сненах схолки рабочих, в сепене до-
проса Матвея.

Не все в работе хуложника Т. Бру-
ни отвечает патетическому : строю
спектакля. Наряду с поэтической кат-
тиной озера и интересно решенной
звонницей некоторые декорации со-
держат элементы натурализма. Зна-

`чительну больше удались Бруни ко-
`стюмы — поетые яч вместе © тем

театрально яркие.
	«Юность» отлично разыграна ак-
	терами Малого оперного театра. В
первую очерель хочется отметить ие-
полнителя главной роли спектакля —
В. Тулубьева. Образ Павла Корчагина
	Сцена из балета «Юность» в постановке Ленина

градского академическоге Малого ‘оперного тез

атра. Даша — Г. Исаева, Петя — В. Тулубьев,
Дима — Ф. Шишкин.
	законно возникает в нашей памяти,
когда на сцене появляется Петя —
Тулубьев, волнующий и трогатель-
ный. Герой Тулубъева очень прост
внешне, и это лелает его особенно
близким зрителю. Это подлинный ге-
рой нашего времени, естественным
качеством луши которого являются
благородство и скромность, герой, для
которого счастье народа есть и его
личное счастье. И в этом Тулубьев
убеждает зрителя танцем, который
является для него естественным
средетвом раскрытия образа, танцем
зрелого мастератва и силы.

Искренне исполняет сложную ролё
Лаши ‹ превосходная танцовщица
Г. Исаева. Смеясь нал шалостями Да-
ши, зритель верит, что она не от-
станет от своих товарищей в трудный
час и превратится в мужественную
девушку -—— достойную дочь своего
народа.
	Несколько олнотонным и наигран»
	Но-наивным предетает Дима в испол-
нении артиста Ф, Шишкина. Его Ди-
ма внутренне беднее своих товарищей
— Пети и Даши.

Хороша С. Шеина в трудной толи
Лены. Веселая гимназистка, избало-
ванная вниманием сверстников, Лена
заинтересовывается курносым и лох-
матым Петькой. внутренне чувствуя
его душевную чистоту и силу. Дет-
ская дружба, превращаяеь в привя-
занность и любовь, заставляет Лену
порвать с тем миром, в котором онд
выросла.

Артист Н. Филипповский по праву
может быть поставлен вряд е луч-
шими мастерами советской балетной
сцены. Образ большевика Семена он
создает чоезвычайно скупыми штри-
	хами, добиваясь предельной вырази-
		В таком понимании программности
Ероются, по нашему мнению, ответы
на все вопроеы, затронутые в вы-
ступлении профессора С. Скребкова.

Отеюла два положения.

Первое: Программность произведе-
ния обусловливает его мелодичность,
ибо вне мелодии немыелима рельеф-
ная характеристика музыкальных
образов; реалистичность же програм-
мы определенным 0бразом влияет на
качественную сторону мелоличности:
ona побужлает композитора ofipa~
щаться к неисчерпаемой сокровищ-
нице народных мелодий. Таким o6-
разом, тезис, что ведущим сред-
ством музыкального выражения яв-
ляется мелодия, действительно игра-
ет в програминой музыке еще боль-
шую роль, чем в других жанрах. Но
нельзя при этом забывать и 9 гзрыо-
нии, ритме, оркестровке. Только уме-
люе сочетание всех элементов музы-
ки, из которых мелодия является на-
иболее выразительным, приводит к
созданию шедеврев программной му-
зыки. Этому учит нас опыт класеи-
ков.

Второе: Что понимать в музыке под
иллюетрированием — только ли Ha-
туралистическое  живописание и
звукоподражание или также и «ею-
жетный музыкальный пересказ лите-
ратурной програмиы», к которому
призывает композиторов П. Апоето-
лов? Иначе, каково соотношение ме-
жду солержанием (программой) и
формой музыкального произведения?

Если задать .этот.вопрос человеку
совершенно не’еведущему в’ музыке,
HO знакомому ›хотя бы с основами
уарксистской философии, он, не заду-
мываясь, ответит, что солержание
всегда определяет форму. Товавиши
же С. Скребкоз и П. Апостолов затея-
ли вокруг элой «нооблемы» схолаети-
ческий диспут. С. Скребков сводит
ее по’ существу в вопросу 0 воотну-
шении програмиы с одной лишь г90-
натной формой. П. Апостолов, ofpy-
шивзясь на ошибочные  положе-
ния оппонента. предлагает вообше
отказаться от сонатного мышления
при сочинений программной МУЗЫКИ,
считая. очевилно. что сонатная thon-
	Ma неспособна передать любое прел-
леженное сохержание. <
	Само еобой разумеется, ‚ сонатная
форма — отнюль не елинствевная
форма воплощения художественпого
замысла. Й напрасно проф Скребков
‚ видит проблему там, где ее вет: в
кажлом частном случае композитор
	Б легкой комедийной игре-танце
раскрывает пустоту и себялюбие ше-
бечущей лташки — гимназистки
Ольги — артистка В. Розенберг.
	«Юность» — значительный ШАР
вперед советокого балетного театра на
пути к овладению современной темой,
В этом спектакле зритель увилел
живые. волнующие образы  совет-
ских людей, горячо любящих свою
прекрасную Родину, пламенно нена-
видящчх ве врагов. EK сожалению,
советская действительность еще ред
ко является основой балетных спек»
	тавлей, и нужно надеяться, что
«Юность» — прекрасная работа кол-
лектива Малегота — послужит хо»
	рошим примером для наших компози-
торов и театров,
В. КРАСОВСКАЯ.
ЛЕНИНГРАД.
	Ловышая свой творческий уровень,
капелла много и успешно работает
	над обогащением репертуара а
ными сокровищами русской хоровой.
классики. В частности, в концертах
	Сейчае на экран выхолят новые
фильмы. недавно законченные произ-
родством на студии «Союзмуль?-
фильм».

Режиссер А. Иванов и художник-
	потановшик Е. Мигунов создали Ин-
	тересный фильм «Полкан и Шавка».
Фабула спенария (автор С. Михалков)
весьма проста. Полкан и Шавка ere-
регут етало. Неожиданно ‘ноявляютея
волки, Шавка принимзет пролложе-
ние Полкана вступить е ними в 59;
Но когла доака завязалась, она тру-
сливо убегает. оставив своето друга
олного, От верной гибели Полвана
спагают его храбрость, упоретво, В
борьбе, бепредельная  преланновть
своему лолгу «гтаросты стала». Под-
кан оказался победителем. Волки,
отступая, палаюг`в овраг. А Шавка,
укрывиаяся ранее в том же овраге,
оказалась перед страшным врагом,
Чтобы епаети гвою шкуру. она. выра-
жает готовность указать волкам .до-
рогу к етаду. Волки воспользовалиеь
ее услугами. но, приблизившись к це-
ли, они пожирают Шавку. ‘ Завилев
возвращающихея волвюв. верный друг
пактуха, израненный Полкан подни-
мает отчаянный лай, Услышав тре-
вогу. прибегает пастух и убивает
волков.

Илейно насыщен сюжет фильма
«Чужой голос» (режисееры А. Ивз-
нов. И. Вано, художники Л. Мильчин,
Н. Строганова). Этот фильм бичует
раболепное пресмыкание перед всем
заграничным, воспевает чуветво гор-
дости. любовь к своему отечеству,
Целеустремленный текст (стихи
CU. Михалкова и М. Вольтина) делает
фильм политически острым, доходчи-
ВЫМ.

‚.Зачарованные птицы слушают
пение соловья. Веожиланно прилета-
ет сорока. только что вернувшаяся
из-за гранипы, и начинает зло кри-
тиковать пение соловья; «Что тут хо-
рошего? Ей-богу, неизвестно, — ста-
ро, неинтересно. Upecno.,. Ах, то ли
дело заграница! Бак там поет любая
птина...». Вончаетея фильм концертом
сороки. «признанной певицы. вернув-
шейся на-днях #3-за гранипы», Свэ-
им пением сорока вызывает иеврен-

нее возмущение, отчаянный  евиет
	птиц. Так на простой фабуле, понят-
		естественно, что в те дни, когда в6-
ликий китайский народ впервые в
истории стал хозяином своей страны,
страителем своего государства, Всево-
лод Аксенов прочитал с эстрады пла-
менные стихи Эми Сяо. В своих про-
изведениях поэт раскрывает мужест-
в9 китайского народа, ето непоколеби»
мую веру в победу, Простым людям
иа нарола. их героизму посвящено
большинство стихотворений Эми Сяо.

С болышой простотой и сдержан-
ноетью, которая еше более полчеряя-
вает всю значимость происходящих
событий, читает Всеволод Аксенов
стихотворение Эми Сяо «Могила от-

па». С глубокой скорбью рассказы-
вает чтец о смерти великого вождя
всех народов мира — Ленина. Могу-
чая мысль великого Сталина, осветив-
шая путь китайскому народу, приве-
дет его к победе,

На мавзолее воегда он стоит

И рукою зовет вперед,

Знаменитый китайский писатель
Чжоу Энь-лай назвал нашу эпох?
«эпохой наротных героев». Именно
этой теме, теме героизма китайскоге
народа. посвящено стихотворение Эми
Сяо «Вставай, поэт!» Творчество
Эми Сяо по тематике во многом пере-
кликается с поэзией Христо Ботева и
Шандора Петефи, но Аксенову уда-
лось найти ту своеобразную манеру
исполнения, которая характерна толь-
ко для китайской поэзии.

Кроме публицистических  стихо-
творений китайского поэта, Акееног
ВЕЛЮЧИЛ В СВОЮ программу ряд лири-
ческих произвелений. Особенно пре-
никновенно и тепло звучит в испол-
нении чтеца стихотворение Эми Ся’
«Сын». И на лирическом материале
поэт решает важные политические
вопросы. Чтеп особенно четко выде:
ляет основную идею послелней части
—-гуманизм, братство народов всех
стран.

Знаю, вместе с маленьким

японцем

В общий сал войлете вы вееной.
	Во всех своих выступлениях Bee
волот Акеенов стремитея откликнут:
ся на самые актуальные. значител
пые явления современности, Hopp
работы талантливого мастера пролол
жают лучшие традиции советского
исполнительского стиля.

М. КВАСНЕЦКАЯ.
	пороки, воспитывает честноеть, ола-
горолетво, храбрость. находчивость.
Ничего этого. к сожалению, He 3a-
	ключает в себе фильм «Лев и заяц».
Г. ПОПОВ.
	ПОВЫЕ. РАБОТЫ
Be. АНОЕНОВА
	  вой любому малышу, paspemena боль-
шая и сложная тему,

Фильм «Чудесный колокольчик»
(режиссеры В.`и 3. Брумберг, худож-
ники А. Сазонов и С. Белковская)
уносит зрителя в мир любиуых рус-
CRUX народных сказок, продолжая
славную традицию советской мульти-
пликации. которая чаето обращается
	& этому неисчерпаемому источнику
занимательных сюжетов и мудрых
нравоучений,

Среди новых фильмов, выпушен-
	ных студией «Союзмультфильм», 0со-
бог внимания заслуживает «Мистер
Уюлк». Этот фильу, созданный по мд-
тивам комедии Е. Петрову «Оетров
упра». еделан в духе оетрой полити-
ческой сатиры с использованием эле-
ментов гротеска, Он показывает
волчьи законы. капиталистичеекого
общества и вредную сушноеть буржу-
aguoro папифизиа. Режиссер В. Гро-
мов и хуложник-постановщик В. Дег-
тярев решили трудную и весьма ин-
терееную задачу создания мультипли-
капионной политической сатиры на
международную тему. В фильме есть
некоторые недостатки — слабо ото-
бражены характерные. черты в обли-
ке главных действующих лии, излиш-
не утрированы некоторые епены,
тем не менее фильм’ убеждает, что
важная залача создания подобных
картин с успехом может быть разре-
пена нашей мультипликационной ки-
неуатографией.

Отрицательную оценку следует
дать фильху «Лев и заяц» (ре-
жиссеры Б. Дежкин. Г. Филиппов).
Фильм лишен идейной направленно-
сти, не вызывает никаких эмоций,
не воспитывает зрителя, являясь, по
сущеетву. рецидивом «развлекатель-
ности». Содержание фильма таково:
Лев. по совету Змеи, об`являет всем
зверям, что больше он не будет за
ними охотиться, а они сами. по жре-
бию, холжны решать, кому быть 0че-
релной жертвой. Неожиданно 33917
оказывается спасителем всех Зверей.
Он обманул льва. убелив его. что на
полвлаетной ему территории появил-
ся тругой лев, который пожирает зве-
рей. Лев. приведенный к кололну и
принявигий свое отражение в нем за
пепропенного пришельца, бросается
в воду и погибает.

Кажлая басня, кажлая народная
сказка бичует те или иные людские
	ИТЕВНИК ИСКУССТВ
	лотические находки, благородный
интонапионный строй. Во всем чув-
ствуется рука зрелото мастера, ка-
ким уже сейчае является Алексей
Муравлев. (лнако — неистребимый
оптимизу матРри-францпуженки, ее
‘мужество и смелоеть вев же не по-
	  лучили достаточно четкого воПл0>

‚щепия вы  прочзвелений, Показа-
тельно. что заканчивается песня
умиротворенными ТИхими звуча-
НИЯМИ,
	Наполно-прсеенный материал ле-
жит в огнове произведений Б. Ву-
лиева («Дотогому Сталину»). Р, Яхи-
	на (‹Жтви и здравствуй, вели-
КИЙ Сталин»). Д, = Овезова
	(«Сталин»). Все они светлы по ко-
лориту, просты и изяшны Tie Me-
лодическому рисунку. В этих пес-
HAX нашыи ярвое воплощение идеи
дружбы народов страны  сопиализ-
ма. Все наролы Советского Союза
едины в своих поздравлениях Be-
ликому учителю: они желают доро-
гому вожлю долгих лет жизни на
благо Родины.
- Показ произведений студентов-ком-
позиторов убеждает в том. что вое-
питание молодых творцов музыки
идет сейчас в основном по верному
ПУТИ.
Это один из чрезвычайно ‘цен-
ных и ралующих итогов  стузен-
ческого концерта. — посвященного
	товарищу Сталину.
Юрий КОРЕВ.
	МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ
ФИЛЬМЫ

а ЕВЕ
	Советекое мультипликационное ки-
но прочно завоевало симпатии юного
зрителя нашей страны. Лучитие наши
мультфильмы пользуютея  отромным
успехом в странах народной демокра-
тии. в Англии. Франпии, Бельгии
ит.д. На всех международных кино-
фестивалях последних лет они He-
изменно улостаивались премий, ди-
пломов, медалей.
	TIPHAUMaeTCH Rak HECROIBRO BHOHI~
ний.

На хорошо известный народный
текст «Два сокола», повествующий
о дружбе двух величайших  люлей
современности — Ленина и Сталина,
написал пеню для ‘хора й симфони-
ческого оркестра стулент [past
Григорян. Песню отличают  етили-
стическая чистота, умелое  исполь-
зование приемов хорового письма,
светлый мажорный колорит, пэд-
линно народная напевность, Она бе-
зусловно войдет в репертуар наших
хоровых коллективов.

Аспирант Московекой  консерва-
тории Степан Григорьев репгает тему
о великом вожде в величаво  слер-
жанных. эпических тонах, Широ-
кой песенностью проникнут запев
его’ пеени «Спасибо, великий учи-
тель». написанной с настоящим
профессиональным мастерством. Ин-
тонапионный материал запева бли-
30K по своему складу народным ве-
личальным и эпическим песням.

На два текста Рублева-—«Окрыля-
ющее слово» и «Письмо из Руана»—
советскими композиторами уже на-
писано несколько  произвелений, В
этих текстах привлекает высокий
илейный замысел, Автор стремился
злесь показать огромную любовь,
которую питают к товарищу Сталину
все‘ прогрегсивные люли мира.

Тексты Рублева привлекли вни-
мание студента В. Семенова и ас-
пиранта А. Муравлева. К сожале-
нию. их произведения нельзя при-
знать полностью удачными.

Мужественный ofpaa испанского
патриота в песне Семенова раскрыт
односторонне в результате наетойчи-
вого стремления автора создать
прежде всего яркий жанрово“танио-
вальный, «испанский» колорит.

Муравлеву улалось правдиво рас-
крыть существенную сторону обра-
за французской героини-матери —
силу ве страдания. искренность и
влохновенноеть чуветва. Музыкаль-
ное развитие его песни убедительно
и органично. В ней есть свежие ме-
	Начга страна пгироко отмечала юби-

лейные даты, величайпгих  Поэтов
‘стран народной демократии — Адама
Мицкевича, Христо Ботева, Шандорз
Цетефи. В торжественные дни впер-
вые поозвучали перед массовой аули-
торией произведения этих поэтов в
исполнении Всеволода Аксенова,

С болышим художественным  так-
том подошел Аксенов к выбору ие-
полняемых произведений. Этих столь
разных па стилю. характеру и манере
авторов объединяет общая идея слу-
жения народу. Всеволод Аксенов по-
казал в своих работах, что темы ети-
хатворений великих поэтов прошлого
близки и созвучны нашей героиче-
ской эпохе. Так, после произведений
болгарского поэта Христо  Ботева
«Символ веры». в котором он кля-
 нется отдать жизнь за освобождение
Родины, чтец произносит полные гне-
ра и обличения строки из речи Геор-
гия Димитрова на лейпцигеком про-
цессе. В страстном творчестве Шан-
дора Петефи чтец подчеркивает ето
великую силу революционера-борпа.
	Не увлекаясь красивостью стиха
вообще, чтен глубоко ‘раскрывает
идейное и змоциональное звучание
текста. Й вместе с тем ему  улаетея
ичдивидуализировать каждое  испол-
няемое произведение. Средствами ху-
дожественного слова он передает на-
водный ритм и широкую удаль стихо-
творений Христо Ботева и Шандора
Петефи, Высокая романтика Мипкеви-
ча в исполнении Аксенова  пеуе-
кликается © тираноборческой поэзией
Пушкина.

`Все работы Аксенова отличаются
чутким отношением к стихотворному
материалу, Оя всегда улавливает и
доносит до слушателей характерные
  черты поэта-—мелодику и ритм его
‘стиха. .

Искусство художественного еловз
всегда отличалось большой — актив-
ностью и злободневностью. Вполне

@
	0 Сталине песня звучит в уе-
тах людей разных профессий, раз-
ных поколений; ее слагают вее ©-
ветские люли; а вмеете с ними —
все прогрессивное человечество.

Создают песни © Сталиве и
композиторы самого младшего поко-
ления — студенты и аспиранты
Московской консерватории. В  ету-
ленчееком концерте, состоявшемся
27 декабря в Большом зале Вюнсер-
ватории, прозвучали посвященные
великому вожлю произведения рус-
ских композиторов; Муравлева. Гри-
торьева. Холминова и др.. сочине-
ния грузина СЦинцалзе, туркмена
Овезова, лагестанца Кулиева, армя-
нина Грягоряна. татарина ЯхинаА.
	Наибольшее впечатление из этих
произведений оставляет «Поэма о
Сталине» одного из одареннейших
прелставителей композиторекой мо-
лоежи-—Сулхана Цинпалзе. Народ-
HOCTh музыкальных ‘образов ©тли-
Чает это яркое, талантливое, празд-
НИЧНое по колориту сочинение.
Знергичные. величественные эпи-
S01 органично и естественно <©ме-
няютея в ней чулееными  лириче-
скими темами и протяжными pac-
певными  нардными мелодиями.
Лишь вю propo половине поэмы
ощущается некоторая растянутость,
Реть в этом произведении и извеет-
Had стилистическая неровность. Но
HEIOCTATKH эти легко устранить.
	Славу Сталину поет и приветст-
венная кантата Александра Холии-
нова. Это. небольшое по размеру 60-
чинение подкупает искренностью И
рельефностью мелодий. Ралуют здесь
и профессиональное мастерство MO-
101070 композитора, ero умение
развивать музыкальную — МЫСЛЬ.
Нехостатком кантаты является из-
вестная механистичность формы, из-
38 Чего заключительный 310феоз. вос-