СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	КРИТИКА М БИБЛИОГРАФИЯ
	НЕУПЛАВШИЙСЯ «ОПЫТ»
	®

В прошлюм голу вышла в свет кни-
га «Опыт проектирования драматиче-
ских театров» =— описание проектов
театральных зданий, разработанных
трестом «Теапроектетроймонтаж», го-
ставленное В. А. Меллер, Б. В. Ще-
петовым под редакцией А. Я. Круг-
OBA.
	Нет нужды доказывать полезность
подобного начинания. Имеющаяся
крайне скудная литература по вопро-
сам технологии, архитектуры и тех-
нического оснащения театрального
здания в значительной мере устарела
и не может служить практическим
пособием для проектировщиков. етро-
ителей и работников театра. У н1е
нет еще полноценной книги, обобта-
ющей в свете марксистеко-ленин-
ской науки веть многовековый опыт
отечественного и мирового театро-
строения. Совершенно недостаточно.
сделано и в области изучения и ши-
рокой популяризации опыта  гран-
диозного по своему размаху строи-
тельетва театров в. СССР.
	Выпущенная книга, по замыслу
ee составителей и редакции, не прел-
назначалась ДлЯ широкого круга чи-
тателей. Излание этой книги поееле-
	довало цель обобщения многолетнего
опыта треста «Теапроектстроймон-
Tax» по комплексному проектирова-
нию театров.
	И поскольку составители сборника
сосретоточили внимание лишь на од-
ной категории театральных зданий—-
театров драматических, естественно
было бы ожидать глубокой, научной
рагработки этой частной темы. Такая
книга; содержащая ботатый факти-
деский материал, явилась бы для
проектировщиков и экеплоатацион-
ников театра ценным пособием в их
практической работе.
	Но уже первое знакометво е кни-
той убеждает, что передо нами не
обобщенный опыт, где на основании
тщательного изучения  воставных
элементов театра — его архитекту-
ры, технологии и оборудования —
еформулированы ясные выводы, чет-
ко определены законы построения
театрального здания, а сборник от-
дельных обезличенных статей, напи-
санных. видимо, несколькими авто-
рами. Материал в еборнике подобран
случайно, во многом он значительно
устарел и содержит. ряд ошибочных
утверждений. В то же время тщетно
было бы искать здесь решения. наи-
более актуальных проблем театраль-
ной. архитектуры и техники.
	Bor несколько примеров. ‘Авторы
типовых проектов драматических те-
атров приняли заниженные габариты
ецены, основываясь на «Временных
нормах», во многом не отвечающих
минимальным требованиям театраль-
ной технологии. Составителям сбор-
ника должна была быть известна хо-
рошо аргументированная критика фя-
да неверных положений норм; но они
уБклонилиеБ: 0 обсуждения этих важ:
нейших ‘вопросов и, сославшись на
отеутствие единства” мнений срели
театральных технолотов, потроету
перепечатали ° цифровые данные
«Временных. норм». Составители
сборника, так же как и авторы
«Временных норм», находилиеь в
плену ложной концепции, согласно
которой основным критерием при оп-
ределении размеров ецены является
не значимость данного здания и кол-
лектива, для которого оно предназн+-
чаетея в общей гистеме театрально-
го искусства страны, & число мест в
зрительном зале.
	Не менее серьезную оттибку copep-
ити составители еборника, сообщив
без всяких комментариев и тем са-
мым солиларизировавшиеь © автора-
	Трест ‚«Теапроектстроймонтаж».
Опыт проектирования драматических
театров. Государственное издатель-
ство «Искусство», тираж 1200 экз.
	ми типовых проектов и «Временны- крупного промышленного центра? Па
ми нормами» что «BO всех проэк-  все эти вопросы может быть 438
	ми нормами», что «BO BOTA р
тах диаметр круга принят равным
нгирине портала». Другими словами,
составители сборника’ выступили
пропагандиетами вреднейшей, ничего
общего не имеющей се требованиями
реалистического искусства теорий
построения вцены е небольшой глу-
биней и врашающимея кругом, не
превышающим по своему диаметру
ширины портала.
	Многолетний опыт в корне опро-!
	вергает эту «теорию». Нрактика 10-
казала, что диаметр вращающегося
крута должен быть значительно боль-
ше ширины портала сцены. И не
случайно первые построенные в Ро?-
сии круги — в Малом и Xysome-
ственном театрах — имели макеи-
мально возможный для относительно
стесненных габаритов этих сцен
диаметр, равный в обоих случаях 17
метрам, при ширине портала сцены
около 12 метров. :
	В сборнике много говорится об эко-
номичности театрального здания. В
стремлении снизить кубатуру авто-
ры типовых’ проектов нередко пере-
ступали- пределы допустимого CORDt-
	щения размеров сцены и воличества
служебных помещений. В то же вре-
мя они бессмыеленно расточали пь-
лезную ‘кубатуру здания, запроекти-
ровав во веех проектах нодвесные
колосники, вместо’ того чтобы уло-
жить их по нижнему поясу стропиль-
ных ферм, как этои раньше практи-
ковалось в’ ряде театров. В. результа-
те только по одному театру (на 1000
мест) мы теряем 500 кубических
метров.
	Влюч к снижению стоимости те-
атрального здания надо было искать
прежде всего в отказе от излишнего
украшательства, в предельно скром-
	ной отделке. Хорошо построенное зда-
ние можно и в дальнейшем обога-
Hats, He прибегая к ето перестрой-
ке. Но неправильно спланированные
сцены переделать будет уже невоз-
можно. Стены ведь не передвинешь!
И так и останутея стоять на столетие
неполноценные театральные здания,
служа немым укором ограниченности
Г близорукости людей, которым было
норучено почетное дело — cTPoHu-
‘тельствю новых театров.
		Тлава, посвященная вопросам про-
ектирования специальных. устройств
—<анитарной: технике, механообору-
дованию, электротехнике и противо-
пожарному ‘оборудованию, написана
лучше других, но и в ней встречз-
ются существенные ошибки и слиш-
ком много’ меета уделено элементяр-
ным схемам и описаниям прэетей-
ших, зачабтую устаревших и хороню
всем‘ известных, систем. Возникает
вопрос: для кого написана эта гла-
ва? Специалист не найдет здесь ни
одной новой мыели, & неспециалиет
ничему не научится.

Дать Ha основе имеющегося мате=
риала. сколько-нибудь  подребный
анализ архитектуры помещенных в
сборнике ‘проектов театральных зд1-
ний не представляется возможным.
Типовые проекты предетавлены толь-
ко Поэтажными планами и продоль-
ными разрезами. Не на много лучше
GOCTOHT дело с индивидуальными
проектами; где, правла, приложения
перспективы зданий и несколько иб-
терьеров, “HO MX явно недостаточно
для того, чтобы воставить себе яензе
представление об архитектуре.
	мает проект театра; в Муроме, разрз-
ботанный архитектором Н. Rypen-
ным. Графически этот проект выпол-
  нен эффектно. Но может ли такая а1-
 хитектура. служить образцом совет-
ското театрального здания? Отвечает
ли она идейной направленности рва-
листического искусства? Созвучна ли
‘она вековым тратициям древнего рус-
  exoro города Mypoma—coppemennoro

Центральное. место. в книге занп-

все эти вопросы может быть дзн
лишь отрицательный ответ. ПШодоб-
ный фаеад с колоннадой и римекиии
фигурами или зал-фойе, напомина-
ющий декорацию старого балетного
спектакля, мог бы быть нарисован и
пятьдесят и сто лет наззд и у нас в
России и за границей. Это архитекту-
ра без рода и племени, вне времени и
пространства:
	Возникает вопрос: неужели пред-
ставленные в книге проекты — луз-
шее из того, что создано Тезпроектом
за время его многолетней деятельно-
ети? Конечно, нет. В работе Теапрю-
екта было много опгибок, были про-
екты посредетвенные и проето пло-
хие. Но. нееомненно, много в работе
этого треста было положительного,
прогрессивного. Составители еборни-
ка не сумели это положительное раз-
тлядеть, оценить по доетоинству и
обобщить в своем «опыте». В то же
время, вместо того чтобы OC YTS
		Проповедь реакции и милитаризиа
_ На западноберлинской сцене
	Создание Германской демократи-
ческой республики показало веему
миру, что планы реакции свернуть
немецкий народ с пути мира и про-
	гресса терпят полный провал.
Западному Берлину в этих планах.
была отведена особая роль — очага.
	теакционных влияний в Восточной.
Германии. Западноберлинские peak- ,
ционеры и их заморские покровите-
ли ведут крестовый поход против.
всего «восточного», T.-e,,  иопросту.
говоря, против всего прогрессивного.
Опасными «восточными»  веяниями
об’являются даже издания немецких
классиков, даже празднование юби-.
лея Гете в Веймаре.
Естественно. что вовоявленные
крестоносцы не забыли и о театре,
превратив запалноберлинскую  сце-
ну в рассалник реакции.
Общеизвестно, что Советская’
военная администрация в Германии
оказывала берлинским театрам все-
стороннюю  полдлержку. Благодаря
этому в Восточном Берлине  созлан
ряд полноценных театральных кол-
лективов. Злесь в настоящее время
работают четыре. музыкальных и
пять драматических театров. в pe-
пертуаре которых основное меето за-
нимают произведения  прогрессив-.
ных немецких драматургов и клас-
сические пьесы. Придавая большое
	значение == идейно-воспитательной о
роли сценического  искусетва. (o-
ветекая администрация = стреми-
	лась укрепить театры, поставить во.
главе их передовых, опытных ре-
жиессеров.
	`В то же время французские вла-.
сти за четыре года ° разрешили от-.
крыть в свозм секторе только один.
театр. — низкопробную оперетту.
Англо-змериканцы, правда, раздают.
лицензии на открытие зрелищных
предприятий десятками. Но они
рассматривают театры, как увесели-
тельные коммерческие  завеления,
отвлекающие зрителей от общест-
венно-политических проблем. Нвуди-
вительно. поэтому. что в западных
	секторах Берлина появилось  мно-
жество театров кафешантанного

типа.
. Все эти тватрики лепятся к хлеб-
ным. местам — Курфюрстендамм,

Вайзераллее, Run,  Хахлптштраеге.
	Именно здесь расположились офи-
церские и солдатские клубы  пред-
ставителей «западной цивилиза-
ции», быстро превративигих приле-
тающие районы в центр спекуляции
и черного рынка.

‚ Театральных антрепренеров по-
тнала сюда, конечно, не любовь К
искусству, а жажда легкой наживы.

сли какой-нибудь пошлый спек-
такль имеет успех у обывателей,
знтрепренер заставляет = артистов
повторять его каждый вечер, без пе-
рерыва, неделями и месяцами. На-
пример, пустейнгий волевиль. «Пети
	—__ богов», шел больнее rola в dyer-
	изНилЬха уз WCC
столько же шли
	Вестене. . Примерно
_ «Аобейня» в Во-
	нациета Якоба, когда-то устраивав-
шего на этой же сцене демонстрации
верности Гитлеру. В 0б0их случаях
актерам шхишлось долго терпеть
произвол этих самодуров. Лишь ак-
тивная поддержка общественности
Восточного Берлина помогла в конце
концов лобиться удаления Фелинга
и Якоба.
	вГеатры Запатного Берлина стали
потчевать зрителя пьесами англий-
ских, американских и французских
авторов, воспевающих  мещанское
счастье на «обетованном» Западе.
Поток этих лживых пьес, искажаю-
ших факты, призван убедить немец-
	кого зрителя в том, что счастливую
жизнь оч может обрести, только оти-
ентируясь на Запад, который якобы
несет Германии процветание.

Наряту с полобными пьесами в За-
палном Берлине показывается  мно-
жество спектаклей с явным  оттен-
ком порнографии. Не стоило бы
	утрхждать читателей их перечиеле-
	нием. если бы в неклторых из этих
спектаклей порнография не возводи-
лась в «философию» и не использо-.
валагь для  натлого  излеватель-
ства над важнейшими  социально-
политическими проблемами. Такова
получившая скандальную w3BeCT~
ность пъеека Вайееа «Возвращение»
(ТИлосепак-тезтр). Это  пошлей-
mand етояпня се претензией на поли-
тик. Герой пьесы (дело проиесхотит
после войны), хлюпик-интеллигент,
хочет иметь «истинно арийское по-
тометво». Для этого он сводит CBO
жену с другом-фронтовиком, еимво-
лизирующим  «нетронутую мощь»
терманской расы и «освежающее»
влияние фронта на немецкую интел-
лигенцию. Лруг и жена сначала шо-
кирэваны, но муж. раз’яеняет им
	«величие» своих расовых - идеалов.

Возникает «идиллия» семьи втроем,
причем муж восклицает: ° «Немного
азума и терпимости, и всюду най-
дется выход. Вот как надо бы раз-
решать международные проблемы».
Таким образом гнуеные идеи ра-
сизма снова пропатанлируютея с нв-
мепкой сцены, wa ce раз © блатм-
Словения заменивших = Геббельс
антло-змориканеких «покровителей
искусства». Спектакль явно призван
способетвоврать разжиганию повиниз-
ма и стремится самым наглым обра-
зом лизкредитировать идею междуна-
родного сотрудничества. - :

Не меньший «шедевр» — ньега
Шарля Ролана «Симона и мир»
(Трибюне ам Run). Этот жалкий
пасквиль пытается проповедывать
бессмысленность мирных  перегово-
ров между великими державами и
неизбежность войны.

Если театр Трибюне ам Ани yen-
ленно занимается  дискоелитацией
идеи борьбы за мир, то Геббель-те-
атр специализируетея на постанов-
ке мистико-лекатентеких пьес, про-
поведующих неверие в человека, &
Шлосепарк-театр’ — на пропаганде
милитаризма. Театры стремятся про-
тащить свои илейки Jacke mod haa
том обращения к классике. Шлогс-
парк-театр поставил «Минну фон
Барнхельм» Лессинга таким образом;
что спектакль был  поеврашен в
	а19йе03 немецкой военщины.

Совеоем недаэно, вскоре после Tpo-
возглашения Германгкой  демократи-
ческой республики, Шлесспаок-теато
поставил натлую пьесу  «Затовор»
Шофера, открыто  призываюртую к
реабилитации эсесовцев и сотрудни-
ков гестапо.

Takum образом, с каждым днем
театры Западного Берлина под «по-
кровительством» англо-американ-
цев все больше становятся рупором
самой оголтелой реакции, раегадни-
ком неофапгистеких идей, направ-
ленных на развязывание новой
войны.

А. ЧЛЕНОВ, Ю. ШАТОВ.
		Большой Мосфильм. Общий вид. киностудия после расширения и ре-
конструкции. (Вариант проекта).
			Большой Мосфильм
	Советская  кинопромышленность
создавалась в годы первых еталин-
ских пятилеток. В этот период наря-

стулии простая и четкая. В отличие
от старого Мосфильма помещения бу-
дут расположены в соответствии ©
последовательностью технологиче-
ских процессов. Все это, вместе с со-
вершенной производственной сигнз-
лизацией, четкой диспетчерской и
транспортной связью внутри студии,
обеспечит удобство в работе и значи-
тельную экономию времени.

На большом участке, прилегаю-
щем в студии, создаются разнообраз-
ные по характеру натурные нложад-
ки для с’емки летних и зимних пей-
зажй и проведения натурных
е’емок. .

Проектное задание Большого Мос-
фильма, выполненное Государствен-
ным институтом по проектированию
кинопредириятий и кинотеатров
(Гипрокино), разработано и его оенов-
ные показатели утверждены. Рабрты
первой очереди уже проводятся. Они
предусматривают реконструкцию еу-
шествующего главного Kopilyca,
строительство новом павильонного
корпуса, тонстудии, лаборатории,
вспомогательных цехов, а также бл3-
гоустройство ‘и озеленение террито-
рии.

В первую очерель осуществляетея
звукоизоляция и акустическая обра-
ботка павильонов старого здания.
С’емку и подготовку декораций MoMA
булет производить во всех павильонах
одновременно. Среди первоочередных
‘работ — строительство  тонстулии
для записи музыки, озвучания и пе-
резапиеи звука, реконструкция и рас-
`ширение электроподетанции и кино-
лабораторий и ряд друтих. /

В проекте Большого Мосфильма
значительное внимание уделено жи-
лишному строительству, а также
благоустройству и озеленению терри-
тории.

В юго-запалном районе Москвы,
невлалеке от строящегося нового зла-
ния Государственного университета.
вскоре возникнет стройный архитек-
турный ансамбль огромного киного-
	родка.
С. КУЗНЕЦОВ,
директор киностудии Мосфильм.
	матурги внесли много интересных
предложений, направленных к улуч-
пению плана. В числе дополнитель-
	ных тем. названных на совещании,—
	сценарии о  Советской: Армии, о рабо-
чих о Московского автозавода HM.
Сталина, о. деятельности крупнейших
новаторов производства — Борткеви-
ча, Российского, Чутких, Быкова и др.,
а также сценарий фильма о выдаю-
шемся русском ученом академике
Вильямсе. `

Для рассмотрения внесенных пред-
ложений созлана комиссия.
		приятиями возводились и новые БИ-
ностудии. Тогда же была построена
самая большая в СССР киностудия—
Мосфильм.

Но огромное здание на’ Потылихе,
рассчитанное на постановку - немых
черно-белых фильмов, уже в предво-
енные годы перестало удовлетворять
потребностям современного кино-
производства. -Назрела необходимость
в коренной ‘реконструкции и расши-
	рении киностудии. lak родилась
идея создания Большого Мосфиль-
ма. На базе Мосфильма сейчас ре-
	шено создать, по существу, новую
киностудию, рассчитанную на произ-
водство 40 цветных художественных
полнометражных кинокартин в год.
Вее постановочные процессы в но-
	вой киностудии широко механизиру-.
	ются. Применение новейших усовер-
шенствований в технике постановки,
с ‘емки. звукозаписи, монтажа и фото-
обработки позволит: сократить сроки
выпуска фильмов любой постановоч-
ной сложности и еще более повысить
их качество.

Генеральный план студии преду-
сматривает чёткое отделение подго-
товительных процессов от собетвен-
но производственных. Создаетея 0со-
бый комплекс помещений для твор-
ческих работников, административ-
но-производственного аппарата, 0об-
служивающих отделов и т. л.
	Произволетвенно-техническая база.
	студии будет состоять из ряда само-
стоятельных павильонов, связанных
в блоки. В каждый блок входит один
или несколько навильонов е полсоб-
	денции некоторых архитекторов, на-
саждавших в советском театроетрое-
нии’ эпигонекую, ‘псевлокласеиче-
скую архитектуру, они занялись
пропагандой чуждых говетекому на-
роду произведений, популяризируя в
своей книге, в качестве положитель-
ного опыта, проект театра в Муроме
и храмоподобный театр в городе Шах-
ТЫ.

Качество графического оформления
книги чрезвычайно низко. Чертежи
поэтажных планов одного и того же
театра, размещенные фялом, имеют
во многих случаях разный масштаб
и смещены по отношению друг к
другу. Чертежи и схемы выполнены
недопустимо небрежно, в них много
кривых линий, неясностей и просто
ошибок. Особенно неряшливо сдела-
ны налпиеи и проставлены размеры.
	Ha тисунке 56 масштаб напиези
вверх ногами!
	Но рекордом пренебрежения. к чч-
тателю, граничащим © издеватель-
ством, являетея то; что фасады и
интерьеры ряда театров не воответ-
ствуют планам. Например, если су-
дить по планам театра в городе
Фрунзе, то портик по фронтону имеет
восемь колонн, & на чертеже фасада
их изображено только шесть. Здезь
же, на планах, карманы сцены не-
значительно выетунают за пределы
основного массива здания, а на фз-
саде они изображены в виде мош-
ных крыльев. На перепективе зда-
ния театра в Муроме боковые фаеа-
ды имеют колонналяу или пилястры.
	на планах же мы видим гладкие ете-! ными помещениями. Трунпе, сенима-
ны. На интерьере главного фойе этаго   ющей фильм, предоставляется от-
Же театра. центральная арка. опирает-   дельный блок. по площади и обору-
	ся на колонны, котерых нет на пада-
	дованию соответствующий сложности
	не. На интерьере три двери ведут на   снимаемой картины. Это даст BO3-
балкон, который вилен и на фасале,   можность строить декорации потоз-
а на плане балкон отсутствует, и вме-   ным метолом и обеспечит непрерыв-
	сто дверей изображены окна.
	ность с’емок кинокартин важдой
	Планировка новых зданий кино-
		Her возможности в газетной ста-  ! постановочной группой.
	тье перечиелить все содержащиеся в
этой. книге ошибки и дефекты. Сле-
дует, олнако, добавить, что книга
написана тяжелым, неуклюжим язы-
ком, с налуманной терминологией в
вульгарной ° иностранщиной  вроте
«вариабельна», «транепортабельна»,
или, еще того лучше. «променуа-
	ры» (?!}. Слово «оптимальный» ча   по подготовке сценариев в 1950. году.
	протяжении нескольких страниц на-
вязчиво повторяется более десяги
раз.

Читатель, незнакомый е выхаю-
щимиея театральными новоствойка-
	Участники совещания отмечали, что
в тематическом плане, который дол-
жен лечь в основу работы советских
кинодраматургов в 1950 году, недоста-
точно отражены некоторые коренные
темы нашей действительности.

Выступавшие отмечали, что в плане
	ми нашей страны, прочтя эту путА-   ряд сценариез дублирует друг друга.
	Выступавшие на собрании кинодра-
	ную и врелную внигу, составит прг-
вратное представление о советской
театральной архитектуре. Плохую y2-
лугу оказали ‘составители ‘сборника
Теапроекту. «Опыт» явно не удался.
Получилась макулатура.
		инокомиссии ССП
	меди ин дер. Вайзераллее и «Моя
племянница Сюзанна» в Комети
	ам Вурфюретендамм. Актеры в этих
представлениях низводятея ^ ло роли
плошадных фигляров. Во они вы-
	нуждены покориться воле антренре-
нера, чтобы не потерять работу.

Но не только антрепренер ис-
пользует тяжелое материальное  по-
ложение актера. Заморские «куль-
туртрегеры» не прочь привнести в
Германию свои колониальные нравы
и, считая, что им вее` позволено, на-
тло ведут себя в театрах, преследуя
актрие грубыми  домогательствами.
В тватрах процветают  фаворитизм,
интриги, произвол режиесеров.

“Tax, в Геббель-театре режисегр
Юрген Фелинг, протёже американ-
цев, систематически третировал ак-
теров. Руководителем Городской опе-
ры англичане назначили старого
	На-днях Комиссия. по. кинодрама-
тургии Союза советских писателей
СССР обсудила тематический план
Министерства кинематографии СССР
	О пьесах местных авторов
	Комитет по делам искусств при Со-
	вете Министров РСФСР обсудил воп-
	рос о работе театров с местными ав-
торами. В. республиканских, област-
ных и краевых театрах в течение года
	важное дело самотеку. Как справед-
’ливо указывали выступавшие на засе-
дании, репертуарный сектор ограни-
чился ролью бесстрастного регистр.

туарный сектор не ‘предоставляли это
	было поставлено 35 пьес, создавных  тора фактов. Отсутствовал системати-
авторами при участии творческих ра-  ческий контроль над работой театров
	ботников театров. Таковы пьесы «Чи-  с авторами, не было консультативной

‚ЛАеняется лицо болгарских городов Eersoer? Fseronmres “Cape rpm tesnoo Vssoranser у Зе ее mies Met м

дома, сооружаются новые. Одна. строитея на центральной  пло-  бышеве, «Дорога первых» Салынского   рианты произведений. Живое общение
	значительное меето в пятилетнем
	ного хозяйства и  благоустройетва
	линь налетройка старых домов . B
центре города даст трудящимея Со-
фии около тоехеот тысяч квадратных
метров новой жилой плошади.
	Болыное внимание уделяет на-
родное правительство Болгарии озе-
ленению Софии. Возникают новые
бульвары. ‘Налчаловь строительство
огромного парка: Свободы, который
булет богато’ украшен _ монумен-
тальной скульптурой и фонтанами.
Парк займет площаль в 360 гаи
сможет вместить одновременно около
80.000 человек. На его территории
будет построен летний театр на
5.000 зрителей, а также  физкуль-
турный комбинат, состоящий из
большого: стадиона и волной стан-
ции. е закрытыми и открытыми
басгейнами. Е 5
„ Неузнавазмо изменится в бли-
жайшем будущем второй по величи-
не гэрод в стране — Нловдив. Еше
совеем недавно жители этого боль-
пюго города Болгарии, ичут-
THRO расположенного на  много-
численных ‘холмах, не имели эле-
ментарных удобств, утопали в грязи
немощеных улиц.

Разработанный болгарскими архи-
текторами план реконструкции
Пловлива находится в полном соот-
ветствии е естественным расположе-
нием города на холмах берега реки
Марины. Уже сейчае в Пловдиве раз-
биваютсея три новых бульвара. Двум
из них присвоены имена вели-
чайших вождей человечества —
	на плановая реконструкция бюлгар-
ской столицы, которая позволит   из-
менить весь ее облик. «Столица на-
шей родины, — писала газета «Ра-
ботничееко хело», — должна быть
построена в-стиле, который соответ-
ствовал бы задачам  социалистиче-
ского строительства: современные,
красивые, со всеми удобствами. зда-
ния. парки и сады, широкие буль-
вары и площади».

В результате реконструкции Co-
фия приобоетет совершенно новый
облик, облик города  сопиалиети-
ческой эпохи. Иечезнут узкие кри-
вые улицы и переулки — следы
многовекового турецкого господетва.
В центре города будут воздвигнуты
монументальные злания Центрально-
те Комитета Болтгатекой комиуниети-
ческой партий, Cosera Министров,
Напотнего Совота Софии.

Злееь же, межлу улицами Донду-
ков. Раковска. и Врабча, - етроитгя
величественное здание — Народной
оперы, занимающее почти — ПРЛЫЙ
квартал. Белгареким архитекторам
улалоеь  созлать замечательный
проект театрального злания, корен-
ным образом отличающегося от веех
существующих в Софии театральных
помещений. По своим размерам. от-
делке. оборудованию. здание Нарол-
ной оперы не будет иметь себе рав-
ных не только в Софии, но и на
Балканах. ;

Зрительный зал оперы, опоясан-
ный тремя широкими балконами,
	с авторами помогло бы созданию зна-
чительно более полноценных, идейно-
насыщенных произведений.

На заседании было констатировано
совершенно недостаточное внимание,
к драматургии автономных республик.
В ближайшее время Комитет по де-
лам искусств созывает совещание дра-
матургов этих республик..
	щади города. Напротив него вырас- в Свердловске, «Заре навстречу»
тет здание Народного Совета. На   Бочдаревой в Курске и др. Значи-
холмах Джамбазтее и Джендемтене тельная часть пьесе написана драма-
разбиваются большие парки. В Тургами Башкирии, Дагестана, Ка-

пронглом году злесь было высажено ее о .
свыше двадцати тысяч деревгев. В  ми дала бы более auauntemnuue pe.

ближайшее время начнетея а
	MURA GREAR ERASE ERP SEE SETTAB л Ad pst зультаты, если бы Комитет по делам
тельство величественного памятника искусств и, в частности, его репер-

бойнам Советской Арупи.

Цлан теконструкнии  бюлгарекого
rnoia Варна, ныне названного
Сталин в честь великого друга 60:

а IIA IEE EE REE о В Nes

: В выставочном зале Московского
гарекого нарола И. В. Сталина. а

RAIA NR RR о ЛАВЫ: ATL
сматривает рост населения этого
черноморского порта до 125 тысяч
человек. Наряду е большим жилищ-
ным строительством сооружаются
злания Народной оперы. концертного
зала, библиотеки; музея, музыкаль-
ного училища. школ и др. С широ-
кого 60-метрового проепекта  от-
кроется великолепный вид на море.
Вдоль пляжа выраетут здания но-
вых санаториев и домов отдыха,
принадлежащих заводам и фабри-

товарищества художников открылся.
фнлиал Всесоюзной художественной.
выставки, в котором экспонируется
эскиз панорамы «Героическая оборо-
на Сталинграда». Автор панорамы—/
художник Н. Котов. В ее создании.

>
ПО СЛЕДАМ НАШ
„ПОРОЧНЫЙ СТИ)

Под таким заголовком в № 44!

Бам.

Особое место среди разработанных
болгарекими архитекторами  градо-
строительных планов занимает при-
HATH в июле текущего года план
HOBOTO

города — Димитровграда.   Театр в г.

Под таким заголовком в № 44
«Советского искусства» была опубли-
кована статья А. Юдина, в которой
подвергалась резкой критике работа
театров Кемеровской области.

В частности, статья отмечала, что
Сталинске, имеющий в

Димитровград призван етать поллии- СВоем составе хороших актеров, си-

но сопиалистическим городом. пуек-

стематически не

выполняет произ-

gq
	ThIW Tawapuuraw povweauy actay   DOACTBEHHO~PHHaHCOBOTO nana. Ди-
расным памятником великому СЫНУ рекцией театра был допущен ряд
болгарского народа Георгию  Димит- ‘нарушений финансовой и штатной
рову. План строительства,  разта-   паспиплине
	АИ В А. ML PUTER HE 1D, Paopa™ AMCIATL
ботанный коллективом. болгареких
	архитекторов под руководством - про-
	пязне развития народного хозяйства была создана. специальная проектная
		са короткий период ве существо-
вания разработаны и одобрены пла-
ны реконструкции. и строительства
одиннадцати : городов Болгарии, в
том чиеле Димитровграда, Бургага,
Плевны. Ловеча, Стара-Заторы, Само-
кова и др. Ведетея составление пла-
нов реконетрукции городов Pyre,
Габрово, Шумен. Попово, Сливен,
большие работы пговедены по есстав-
лению генерального плана  рекон-
ствуктии Софии.

Korja  побелонаеные — советские
войска, неся освобождение болгар-
скому народу. вошли в Софию. город
нахолилея в развалинах. Непосред-
ственным виновником разрушения
болгарской столипы была англо-
американская авиация, подвергшая
Софию ожесточенной и бессмыслен-
ной = двухдневной бомбардировке
незадолго до освобожления Болгарии
Созетекой Армией. Объектами англо-
	американских 00мб были, В эенов-
ном. жилые лома. школы. больницы.
	С освобождением города  тотчае
начались восстановительные рабо-
ты. Болгарский народ. опираясь на.
дружескую помошь Советского (за,
на деле доказал, что город может
быть восстановлен в кратчайший
срок.

_ Вюгда в 1948 году закончилось вы-
полнение двухлетнего  народнохо-
зяйственного плана, согласно кото-
	Болгарской народной республики на.
1949—1953 гг. занимают BOTEDO AT
‘реконструкции и перепланировки.
‚тородов.
< Ролгария строится. В Стр
ных лесах новый промышленный.
центр страны-—тород Димитровград.
Возникают и растут рабочие посел-
ки при новых заводах и шахтах,
Возлвигаются новые общественные
ий жилые здания, реконструируются
улицы, возникают парки, сады,
бульвары. :

`° Огромный размах строительных
работ в народной Болгарии вызвал
насущную необходимость строгой
организации строительства, создания
единых планов застройки. и рекон-
струкции болгарских горотов. А глав-
 ное—создания таких планов рекен-
струкции, которые отвечали бы на-
сущным требованиям широких Ha-
олных масе.

- Вэпрос о планировании строитель-

ных работ поднимался и раньше.
Еще князь Баттенберг пытался пе-
рестроить Софию no «aMepiikan-
скому» образцу, отводя для трудя-
щихся худшие районы столицы, рас-
положенные полальше от центра. На
емену «американскому» плану при-
шел памятный жителям Софии
мусеманов план» реконструкции
столицы 1935—1938 гг., названный
так по имени немецкого архитекто-
ра Мусемана. пытавшегося  переде-

ПАНОРАМА „ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА“
	принимали также участие художники
В. Яковлев, Б. Котов, В. Рыбин,
Б. Беляев, Н. Фирсов и В. Фоминский.

Панорама изображает один из ос-
новных моментов героических боев за
Сталинград — штурм Мамаева кур-
гана.
	fot o-—~_-_-—-—
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	„ПОРОЧНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА*
	Коллектив Сталинского- драмати-
ческого театра им. С. Орджоникид-
зе обсудил статью тов. Юдина и
признал критику работы театра и
его бывшего директора Л. Ко-
ган правильной. Дело помощника
бухгалтера Мальцевсй и кассира
Черниковой, преступная ‘деятельность
которых была осуждена газетой,
передано в прокуратуру.
	Коллектив принял ряд: конкретных
решений для ликвидации  недостат-
ков в работе театра.
	„ПРЕДПРИИМЧИВЫЕ КОНЦЕРТАНТЫ“
	дать Софию на прусекий лад.

- Xaoruanocra застройки вела к не-
рациональному использованию 3е-
мельных площадей, в результате че-
то плотность населения в городах
составляла всего лишь 40—100 че-
товек на гектар. Это в свою оче-
редь вызывало непомерное. раенги-
тение границ города, создавая труд-
япбти тля перетвиткения наооления.

рому на восстановление Софии былое
ассигновано 2 миллиарда  левов,:
большинство разрушенных зданий
было уже восетановлено. — София
украсилась новыми жилыми домами,
школами. поликлиниками.  Труля-
шиеся столицы получили за это вре-
MA около тысячи квартир в новых
благоустроенных домах. Заверши-
THER PTHOVUTOTESTPRe эланий Пеантралр-

Полностью
механизированная ецена Позволит
осущеетвлять постановки е учаети-
ем большото количеетва исполните-
лей. Кроме. главного зрительного
зала, запроектирован и малый зал
для концертных выступлений, В
проекте предусмотрено также coopy-
жение трех  репетиционных залов
тла хора fiaterea wo onreema. 12 ar

Ленина и Сталина. Эти бульвары бу-
дут красивейлгими в Пловдиве. Тре-
тий бульвар — бульвар Димитрова—
пересечет город из одного конца в
другой, проходя через тоннель пол ка-
менной громалой Джамбазтепе —
одного из холмов, на которых раепо-
ложился Пловлив.

Берега Марицы одеваются камнем.

Doanmarnman ese nts A TAA NEA Е Вы

7$ +

фессора Любена Тонева, основывает-  -
ся на опыте строительства новых
городов в Советеком Союзе и TUHPORO
использует выдающиеея ‘достижения
советских градостроителей.

Реконструкция . болгарских Topo-  .
дов, предпринятая По инициативе  .
коимунистической партии Болгарии,  :
——яркое свидетельство огромной 3a-

fame oe

SPE ANID EEE IIIA А.с АВЕ ET APLI DIY

Под таким заголовком в № 50 газе

‹ 9 --‚ ли его по существу правил .

bHBIM:

ты «Советское искусство» было вапе- Миронову и Менакера а, > na
чатано письмо группы wmeHos Lleat-  циплинарное взыскание um
рального дома журналиста, в котором  . Местный комитет Mocser a
осуждалось. поведение артистов эст-  местно с активом обсуд: а
рады М. Мироновой ‘и А. Менакера,   также о. а
не явившихся на конперт. ТР эсудил проступок Мироновой
р и общественные органи: ра нарушивших взятые ‘на
зации  Московской -государственной Себя ^ обязательства
ЗАЦИИ арх те ? по выпо
эстрады. обсупив это пнисемо пананНа_ . лнению

Е
	дневного концертного плана

ON ROMANE Alana,
ER 5+ ое о МЕ ее, № ION Nt SASF EIA EAE

-` Паановое строительство, реконет-   ного телеграфа, Народной библиоте-  дельных репетиционных комнат,   русло реки отвельно на один Кило-  го строя о широчайних трудящихея —ы=—„«——:— tenet
рукция городов и сел Болгария на-   ки, новых корпусов университета,   удобных  артиетических  уборных,   метр в сторону. На освободившейся   массах, етроящих
a A  es! № 4 * >:

> О COnnaINaM  B Редакционная коллегия:
чалиеь только поеле установления   теплоэлектроцентрали «Надежда».   театральных мастереких — коетю- площади начинается о Бан свободной _ и независимой “BL B. CYTOUMMA (penanrop), A. A. cyPos. MB. и
режима народной демократии. В  Но это только первые шаги. По мерных, бутафорских и др. молодежного ртадиона. i ToL у He. Ban. JIELHER Е р
1948 г при Министерстве коммуналь-   новому пятилетнему плану намече-  Жизиищное строительство развер- началось сооружение здания Народно- . . Ю. САВИЦКИЙ.

Адрес редакции: Москва; Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы ннформацин, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сетн — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-48-88,

-- = ны aE
500607. Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
= *

—ы‚
Зак. № 46.