Тридцат!
	Советской
	in JLET
		COWMaRHETHYCCHOH Культурый
	1938 год был решающим годом до-
срочного выполнения ‘плана  после-
военной сталинской пятилетки, годом
выдающихся успехов во всех областях
хозяйства и культуры, голом  даль-
нейшего неуклонного пол’ема благо-.
состояния народных масс. Начавшееся.
в 1948 году по инициативе трудяших--
ся Москвы новое патриотическое дви-
жение за мобилизацию внутренних
резервов. за повышение рентабельно-
сти предприятий, за сверхпланозые на-
копления приобрело общенародный
размах и уже в конце гола дало ог-
ромные результаты. р
	Бместе с ростом промышленности и
сельского хозяйства идет пол’ем Ma-
териального благосостояния и куль-
турного уровня рабочего класса, кол-
хозного крестьянства и советской ин-
теллигечнции.
	Только наш народ с законным чув-
ством патрнотической гордости может
подводить столь радостные итоги про-
шедшего года. столь уверенно ©мо-
треть в будущее.

Капиталистические страны пережи-
вают все усиливающийся упадок
культуры. В Соединенных Штатах
Америки, где. как известно, широко
распространена лемагогическая и лжи
вая пропаганла о «прелестях» амери-.
канского «сбраза жизни», расходы на
военные нужды в 72 раза превыша
ют расходы на школу! Если накану
не войны в США насчитывалось сре-
ди взрослого населения 10 милляонов
неграмотных, то в настоящее время их
значительно больше. Американская
интеллигенция систематически попол-
няет многомиллионную армию 0ез-
работных, не имея возможности найти
применение своим силам и знаниям.
Безработица, кризисы, чудовищные
барыши монополий, обнищание масс
капиталисты прикрывают и оправды-
вают лицемерными криками о своей
«демократии». Но никакая демагогия
не в состоянии спасти отжившую свой
век систему капитализма с ее частной
собственностью и анархией производ-
ства. с раздирающими ее. социальны-
ми и политическими антагонизмами
и кризисами, неизбежно обрекающими
капиталистические страны на неустой-
чивость, катастрофические провалы и
революционные потрясения.
	И только в Советском Союзе, един-
ственной стране, где окрен социали-
стический общественный строй, яв-
ляющийся неиссякаемым источником
трудового энтузиазма и духовного
под’ема всего народа, нет кризисов,
нет безработицы, все. богатства
страны и опыт людей используются
не ради наживы кучки капиталистов,
а в интересах всех’ трудящихся, жи-
вущих в дружной семье братских
народов.

Основой наших нарастающих из го.
да в год успехов является руковод-
ство большевистской партии, ее на-
правляющая и мобилизующая воля,
которая не знает непреодолимых пре-
град в борьбе за победу коммунизма.
° 1948 гол прошел под знаком вы-
полнения великих исторических ре-
шений партии по вопросам искусства
и литературы,

Советская кинематография в 1948
голу показала зрителям ряд значи-
тельных произведений киноискусства
и кинопублицистики. Такие фильмы.
как «Мололая гвардия», «Русский
вопрос», «Сказание о земле _ Сибир-
СКОЙ». «Повесть о настоящем челове.
ке», «Мичурин», <Далекая невеста»,
«Третий удар» и другие, имеют боль-
шое идейно-воспитательное значение
для народа и прочно вошли в совет-
ский кинорепертуар.

Рял значительных произведений
дали и мастера документального и
научно-популярного кино. Созланные
ими фильмы правдиво и ярко расска-
зывают о достижениях наролов Со-
ветекего Союза, о нашей Советской
Армии, стоящей на страже мирного
Труда, о странах новой демократии,
0 советокой науке, служащей трудо-
вому народу.

В 1949 году советские зрители
увилят рял новых значительных ху-
дожественных и художественно-доку-
ментальных фильмов, рассказываю-
щих о настоящем и прошлом народов
нашей Ролины.
	Преобладаюшее место в репертуаре
драматических театров в 1948 голу
заняли пьесы на современные темы.
Только в Москве и Ленинграде в те-
чение истекшего года’ было показано
138 новых постановок, из них 82
пьесы советских авторов. Ряд значи-
тельных пьес о советских людях с2-
здан праматургами союзных  респу5-
лик. Благодаря постановлению прави-
тельства о переходе театров ва без-
дотационную работу усилилась ак-
ТИВНОСТЬ театров. Количество спек-
таклей в 1948 году намного превы-
Maer показателя 1947 гола.
	В 1949 голу булут проведены смотр
спектаклей ва современные темы,
конкурс на лучшую советскую кКоме-
дию, Всесоюзный смотр театральной
молодежи и ряд других мероприятий,
способствующих лальнейшему разви-
тию советского театрального искус-
ства.

Несмотря на появление за послел-
Bee время ряда новых ‘талантливых
	пьзс.о наших современниках, таких,
как «Великая сила» Б. Ромашова,
«Русский вопрос» К. `Симонова, «Хлеб
‘ваш насущный» и. <В одной стране»
Н. Вирты, «Макар Дубрава» А. Кор-
нейчука,` «Московский характео»
А. Софронсва, «Большая судьба»
A. Gypona, «Константин Заслонов»
А. Мовзона и ряд других, созетская
драматургия в целом еще отстает от
тех требований, которые пред’являют
к ней партия и народ. :
В 1949 голу должна быть провеле-
	на большая ‘работа по мобилизации.
	писателей на выполнение постановле-
	ния ЦК ВКП(б) о. репертуаре. драмё-.
тических театров, работа, ‘которая
	TEOCKHX театров, работа, которая
обеспечила бы действительное ‘уча:
стие лучших. советских писателей в
создании драматургических произвз-
дений о людях совАтской эпохи.

В решительной борьбе с эстетской,
формалистической критикой, тормозя-
щей развитие советской драматургии,
и утверждая принципы ^ большевист-
ской партийности в театральной кри-
тике, поддерживая все самое передо-
вое, что есть в современных драмати-
ческих произведениях, ‘мы создадим:
	ческих произведениях, мы создадим:
условия для подлинного, высокого и
	быстрого роста нашей советской дра-
матургии и театра;

Постановление ЦК ВКН(б) «Об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли» от 10 февраля 1948 года поло-
жило начало новому историческому
этапу в развитии всей советской му-
зыки. .
		большинство советских  композито-
ров заняло правильные реалисти-
ческие позиции в своем творчестве.
	Советские ком позиторы уже созда-
ли ряд новых удачных пооиз-
	ведений в различных жанрах. B TT
	же время следует со всей резкостью
подчеркнуть совершенно недопусти-
мое отставание в области оперного
творчества — высшей синтетической
формы музыкального искусства.

Закончившийся на-днях Второй пле-
нум Союза советских. композиторов
обсудил первые итоги ‚работы совет-
ских композиторов над созданием
новых музыкальных произведений и
`наметал пути быстрейшего претворе-
‘ния в жизнь исторического постанов-
ления ЦК ВКП(б) о развитии совет-
ского музыкального искусства.

Булем надеяться, что в 1949 году
советские композиторы создадут пол-
ноценные, высококачественные му-
зыкальные произведения, которых за-
конно требует и ждет наш нарол.

1948 год отмечен значительными
событиями в изобразительном искус-
стве. Крупные достижения проде-
монстрировали советские  художни-
ки на выставках, посзященных 30-
летию Вооруженных Сил СССР, 30-
летию комсомола, советскому плака-
ту, на ряде персональных выставок.
Одним из самых примечательных
итогов 1948 гола является присуж-
дение Сталинских премий 25 худож-
никам, скульпторам и графикам.

В 1949 году предстоит первый
Всесоюзный c est художников, кото-
рый должен будет подвести итоги
развития: изобразительного  искусст-
ва за годы советской власти и наме-
тить дальнейшие пути его роста на
основе метода социалистического.. ре-
ализма.

Истекший гол был ознаменован не-
виданным развитием массового жи-
лищного и гражданского  строитель-
ства в нашей стране, Успехи совет-
ской архитектуры наиболее полно
сказываются в практике социалясти-
ческой реконструкции старых городов
‚и строительства новых. Крупвых ус-
пехов достигли советские архитекто-
ры и строители в деле восстановле-
ния разрушенных врагом горолов.

План ваучно-исследовательских
работ на 1949 ‘год, принятый нелав-
но Академией архитектуры CCCP,
предусматривает ‚ разработку ряда
важнейших теоретических проблем,
призванных освещать путь архитек-
турной практике Предметом особого
внимания научных учреждений долж-
ны стать вопросы  андустриализация
массового жилищного строительства,
широкого применения ‘новой строи-
тельной техники и заволеких мето-
	лов домостроения, внедрения новых
строительных материалов.
В свете тех высоких требований,
	какие пред’являются партией к CO-
ветскому искусству, огромное значе-
ние имеет широкое развитие больше-
вистской партийной критики и само-
критики во всех областях искусства.
1949 год лолжен стать годом даль-
нейшей борьбы всей советской худо-
жественной интеллигенции за выпол-
нение решений ЦК ВКП(б) по идео-
логическим вопросам, за дальнейшее
утверждение принципов социалисти-
ческого реализма в искусстве, за ре-
шительное выкорчевывание форма-
лизма, модернизма и прочих вредных
влияний буржуазной идеологии как в
художественном творчестве, Так и в
критике.

Под руководством большевистской
партии и великого Сталина многоты-
сячная армия творческих работников
пойдет к новым вершинам иркусства
сопиалистического реализма.

С новым годсм, товарищи!

С новыми творческими успехами!
	В братском содружестве
		>
В. КОЗЛОВ
	Председатель Президиума
Везховного Совета БССР
		щих послевоенную жизнь республики,
героический труд белорусского наро-
да По восстановлению родного края,
показывающих лучших людей Совет-
ской Белоруссии. Нет пьес и о новой
жизни молодых созетеких граждан из
западных областей республики. Какое
изобилие животрепещущих тем, какой
замечательный материал для произве-
дений искусства дает наша сегодняш-
няя жизнь! К сожалению, и театр и
драматурги проходят мимо многих
зажнейпих явлений нашей жизни.
	Пебывалого расцвета достигло в
республике музыкальное искусство.
Достаточно вспомнить, что до Вели:
кого Октября профессионального му-
зыкального искусства в Белоруссии не
существовало, а всякое явление само-
деятельного народного музыкального
творчества клеймилось правящими
классами царской России как вульгар-
ное, «мужицкое».
	Растет и профессиональная музы-
кальная культура Советской Белорус-
сии. У нас есть теперь свои нацио-
нальные кадры композиторов, создав-
ших много произведений различных
жанров, в том числе и опер, балетов,
симфоний. Исключительную роль я
под’еме творческой деятельности на-
ших композиторов сыграло историче-
ское постановление ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба». Белорусские
композиторы активно трудятся сейчас
над созданием новых произведений,
отвечающих требованию народа. Но-
вая опера «Кастусь Калиновский»
Д. Лукаса, посвященная легендарно-
му герою белорусского народа, отдав
шему свою короткую, но яркую жизнь
за светлые идеалы человечества, бу-
дет показана в юбилейные дни в Го-
сударственном театре оперы и балета,
Симфонию, посвященную тридцатиле-
тию Белоруссия, написал Е. Тикоц-
кий. Новые произведения создали А.
Богатырев, Г. Пукст, Н. Аладов и
другие композиторы.
	Советское правительство, советский
народ высоко оценили успехи деяте-
лей белорусской литературы, белорус-
ского искусства, 17 мастерам литера-
туры, театра, изобразительного ис-
кусства присуждены Сталинские пре-
мии.

В счастливом содружестве братских
народов Советского Союза Белоерус-
сия, как равная среди равных, под
знаменем Ленина, под водительством
Сталина уверенно идет вперед, к Ком-
мунизму.
	созданы ими. Их произвелечих восие-.
вают радостный трул свободного. на-
рода, его верных сынов — Заслонова,
Гастелло, батьку Миная и др., чьи
имена бережно хранит в своем сердие
советский народ. Композитор Н. Ала-
дов создал оперу «Андрей Кастеня»—
о Константине Заслонове; оперу: «Ма-
шека» написал Г. Пукст.
	Особенно плодотворно развернулась
деятельность композиторов после ис-
торического постановления ~ LIK
ВКП(б) об опере «Великая дружба».

К 30-летию БССР созданы: тре-
тья симфония Тикоцкого,  торже-
ственная увертюра П. Полковырова,
кантата А. Богатырева, праздничная
увертюра Н. Алалова, концерт для
скрипки с оркестром и концерт для
двух цимбал с народным оркестром
Д. Каминского, «Колхозная сюита»
для народного оркестра П. Полковы-
рова, квартет № 2 В. Оловникова и
ряд вокальных произведений малых
форм.

Окруженные ` отеческой заботой и
вниманием партии и правительства, ве-.
устанно овладевая марксистско-ленин-
ской эстетикой, оттачивая свое про-
фессиональное мастерство, компози-
торы Советской Белоруссии с боль,
шим творческим энтузиазмом оабота-
ют над созданием новых произведений
на темы нашей замечательной дейст-
вительности.
	Ф. Модорова.
	Тридцать лет тому назад в резуль-
тате победы Великой Октябрьской
социалистической революции возник-
ла Белсрусская ССР. Ее создателями
были Ленин и. Сталин, из рук которых
белорусский народ`впервые за многие
века своего существования получил
свою  государственность. Благодаря
мудрому руководству партии Ленина
— Сталина, с помощью всех народов
СССР, и прежде всего великого рус-
ского народа, Белоруссия за корот-
кий срок из отсталой в прошлом ок-
раины Российской империй преврати-
лась в цветущую индустриально-кол-
хозную республику с высокой куль-
турой, национальной по форме, со-
цпалистической по содержанию.

С гордостью оглядывается белорус-
ский нарэд на славный путь борьбы я
побед, пройденный за годы советской
власти под руководством партии боль-
	итевиков, под водительством великого
	Сталина.

Советская Белоруссия, как и все
советские республики, покрылась се:
тью фабрик и заводов, школ, специ-
альных ‘средних и высших учебных за-
ведений, культурно-просветительных
учреждений, театров, музеев, клубов.
Больших успехов достигли наши дея-
тели литературы и искусства. Насту-
пил золотой век расцвета националь-
ной белорусской ‘культуры.

Много талантов вышло за годы со-
ветской власти из недр белорусского
народа. Вот один из многочисленных
примеров роста культуры нашего нё-
	рода. Речь идет о рядовой белорус-
ской деревне Кривичи Бобруйского
района. Из этой деревни, насчитызаю-
	щей 270 хозяйств, за двалиать пять
	лет вышло 30 учителей, 80 инженеров,
	if врачей, 23 летчика и несколько ра-
	ботников искусства. Так под солнпем
	Сталинской Конституции расцветают
	таланты белорусского народа, растет
	сего культура
Гитлеровские варвары прервали мир
	ный труд нашего народа. Воеменно
	оккупировав территорию республикм.
	они сожгли и уничтожили десятки ты-
	я школ, культурно-просветительных о
	учреждении, театров, музеев, высших
учебных заведений, Академию наук с
	ее лабораториями и институтами.
	Четыре года прошло со дня освобо-
ждения Белоруссии от немецко-фаши-
	<тских захватчиков. паш народ про:
	делал колоссальную работу по ликвя-
дацни тяжелейших последствий вой:
ны. Из руин и пепла поднялись го-
рода и села, заводы, школы, театры н
музеи. Сейчас у нас уже больше
	Мудрая ленинско-сталинская на-
циональная политика, дружба ‘и по-
мошь братских народов CCCP во гла-
ве ссвеликим русским наролом по-
могли трудящимся ‘Белоруссии бысто
развивать не только свое хозяйство,
но и свою национальную культуру.

Еще в 20-х годах композитор
Н. Чуркин написал оперу «Освобож-
денный труд». За нею послеловали
	одноактная опера НП. Аладова «Гарае_
			на Парнасе» и музыкальная комелья
Е. Тикоцкого «Кухня святости». Од-
нако первые два десятилетия станоз-
ления белорусской — нациовальной
культуры шли в основном под знаком
глубокого изучения народного мело-
са, проникновения в творческие 60-
гатства народной песни и танца. Это
был период накопления творческих
сил и профессионального опыта.
предвоенные. годы (1937—
1941) композиторы Белоруссни со-
здали уже ряд больших и значитель-
ных произведений. В эти годы были
написаны, в частности, оперы «Ми-
хась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В
пущах Полесья»  А. Богатырева и ба-
лет «Соловей» М. Крошнера. Бурно
развивалось симфоническое творче-
ство, к лучшим образцам которого
можно отнести: первую и вторую сим-
фонии Е. Тикоцкого; первую и вторую
симфонии Г. Пукста, симфониэтту
Н. Чуркина, вокально-симфоническую
поэму «Сказ о медведихе» А. Бога-
тырева, симфонические произвеления
В. Золотарева, Н: Аладсва, М. Крош-
нера, 1. Подковырова. Камерное твор-
чество было представлено рядом
квартетов  Аладова, Полкозырова,
	школьников ин студентов, чем было до
войны. Полностью’ восстановлены все
культурные учреждения.
Многогранна и полнокровна куль-
турная жизнь белорусского народа. .
Окреп, возмужал и активизировался
B последние годы коллектив белорус-
ских деятелей литературы, изобрази:
тельного, музыкального и театрально-
го искусств. Писатели Белоруссии
сейчас являются одним из велущих
отрядов советских литераторов. 88 че-
ловек насчитлвает Союз писателей
БССР. Имена многих из них широко
известны и за пределами Белоруссии.
	Театральное искусство Белоруссчн
— детище советской. власти. До рево-
люции в Белоруссии не было ци оц-
ного профессионального театра. Сей:
час в БССР работает 12 театров, в
том числе такие первоклассные кол-
лективы, как ордевоносный Драмати-
ческий театр им. Янки Купалы и
Государственный театр оперы и бале-
та. Кроме столицы республики —
Минска, театры существуют в Витеб-
ске, Бресте, Гомеле, Могилеве, Пия-
ске, Гродно, Баранотичах. В этих те-
атрах плодотворно трудятся свыше
600 творческих работников. Сре-
ди них — десятки талантливых
актеров, известных всему Советскому
Союзу, как, например, народные арти-
сты СССР Л. Александрозская, Г.
Глебов, народные ‘артисты БССРЬ
И. Жданович, Б. Платонов, Л. Ржец-
кая, Л. Рахленко, Р. Млодек, И. Бо-
лотин и другие.

За время» прошелиее после поста:
новления прёззительства о переходе
на бездотационную работу, наши тэ-
атры окрепли, улучшился их реперту-
ар, систематически пополняющийся
новыми- произвел ениями русских и бе-
лорусских совётких драматургов. По-
высилось и качество спектаклей, уве.
личилось число мремьер. Вот несколь-
ко цифр, иллюстрирующих успехи бе-
лорусских TeaTpos, Flo сравнению с
1947 голом в нынешнем году театры
БССР показали ‘Почти в два раза

оольше - новых. постановок, дали на
	13600 спектаклей больше, обслужиля
на 400.000 больше зрителей.

Однако белорусским театрам может
быть брошен упрек. Мало еще
на нашей сцене спектаклей, отражаю-
	Песни, кантаты, симфонии, оперы
	$
Д. ЛУКАС
		Плакат художника П. Островского, выпущенный
		59-летию БССР.
	Театр на службе народа
	Белорусский Государственный дра-
матический театр им. Янки Купалы
	родился вместе с Советской Белорус»
	сней и к 30-летию ‘республики вырос
в коллектив, зрелый по мастерству и
	интересный”. по. творческим: -устремде-.
	ниям. Театр носит имя народного
поэта Белоруссии Янки Купалы,
сочетавшего в своем творчестве
истинно-народную мудрость‘с искус-
ством и Страстностью художника-
гражданина. На драматургии Янки
Купалы выросли лучшие актеры теат-
ра Ирина Жданович, Глеб ’ Глебов,
Борис Платонов, Генрих ‘Григонис,
Владимир Влаломирокий,“ Лидия
Ржецкая и др. Комедия Янки Купалы
«Павлинка», которой театр открылся
в сентябре 1920 г. идет в театре по
сей день и покоряет своей искрен-
ностью, свежестью, острым народным
юмором, яркостью социальных харак-
теров. , :

Старейший белорусский рёжиссер
и театральный педагог, первый худо-
жественный руководитель театра
Е. Мирович на протяжении многих
лет заботливо растил молодых акте-
ров, воспитывая их в живой связи с
современностью, прививая им чувство
глубокой ответственности перед зои-
‘телями.

Е Е Та УЕ ЕЕ aaa
	В памяти белорусского зрителя до
сих пор живут замечательные образы
легендарного национального «героя
Мащеки, вождя крестьянского: вос-
стания 1863 г. Кастуся Калиновско-
го, созданные одним из лучших акте-
ров театра В. Крыловичем. Яркое
творчество Крыловича было большим
вкладом в создание реалистического,
творчески страстного стиля театра.
	На сцене театра’ появляются fiep-
вые спектакли классического репер-
туара: «На дне» Горького, «Мещанин
во дворянстве» Мольера и постановки
пьес советских драматургов — «Ma-
теж» Фурманова, «Бронепоезд 14-69»
Ве. Иванова.
	Устремленность театра к освоению

и-
г. классики, к творческой связи с рус-

ской советской театральной культу-
га- рой вызвала оголтелую атаку нацио-
ий   налистической критики. Спекулятив-
`т-  Н0е использование понятия «самобыт-

ности» белорусского искусства было
тем демагогическим щитом, которым
прикрывались белорусские нацяонали-
CTH, чтобы подчинить молодое искус-
ство республики влиянию буржуазной
реакционной культуры и привить те-
атру уродливые черты  модернизиро-
ванного немецкого экспрессионизма.
Коммунистическая партия большеви-
ков Белоруссии вскрыла эти чуждые
советскому искусству теории,  разо-
`блачила перед народом в. известной в
Белоруссии «Театральной дискуссий
1927 г.» реакционную сущность бело-
русских националистов. Театру уда-
‘лось изжить ряд ошибочных тенден-
ций в своей творческой практике.
Театр обратился к тематике социали-
стического строительства страны, до-
биваясь яркой правды подлинного
сценического реализма.

В начале 30-х годов театр трижды
выступает в Москве, гастролирует во
многих городах Украины и приобре-
‘тает большую популярность у себя в
Белоруссии.

В эти же годы создается и при:
обретает черты большой. илейной.
принщипиальности и творческой  зре-
лости новая белорусская драматургия,
которая и становится ведущей в рэ-
‘пертуаре театра.

Театр вместе с  драматургами
К. Крапивой, — Кузьмой Чорным,
3. Бядулей, Э. Самуйленком создает
ряд интереснейших современных спек-
таклей. «Партизаны» К. Крапивы,
«Гибель волка» Самуйленка, «Бать-
ковщина» Чорного, «Соловей» Бядули
были настолько плодотворны для те-
атра, что в них по-новому раскпы-
„лись яркие актерские дарования Гле-
„бова, Рахленко и мчогих других.

‚‚ Освоение совоеменного , репертуара.
было для тватра’ серьезным фунда-
ментом в его дальнейшем развитии. С
этим фундаментом -театр пришел к
	осуществлению в 1940 году горькоз-
ского спектакля «Последние». Спек-
такль этот хорошю известен моекоз-
скому зрителю и театральной обще-
`ственности. Он был подготовлен. к
декаде fesopycckoro  incuseersa ghee
Москве в 1940 г. и поставлен режие-
сером. М. Зоровым, трагически погиб
шим во время Отечественной войны.
После войны спектакль был возобнов:
лен. под руководством режиссера” Ху-
дожественного театра И. Раевского и
показан москвичам на последних га-
стролях театра летом этого ‘года.
Спектакль этот был школой  совер-
	шенствования актерского мастерства
замечательных артистов Владомир-
ского, Жданович, Платонова, Koe

шельниковои.
	Белгосиздатом к
	Комедия Кондрата Крапивы «Кто
смеется последним», показанная так-
же на декаде 1940 г., по своей сати-
рической остроте и художественной
законченности может быть зачислена
в актив советской комедиографии и
сегодня. Сатирическое — мастерство
К. Крапивы, дарование исполнителя
главной роли Туляги Г. Глебова, без-
ошибочно-меткая направленность все-
го спектакля против приспособленча.
ства в науке—все это было залогом
большого успеха постановки. В 1941 г.
автор комедии К. Кранива и артист
Г. Глебов были удостоены звания
лауреатов Сталинской премии.
	Годы Великой Отечественной войны
были суровым испытанием для театра.
В трудных условиях эвакуации театр
сохранил и свое масгерство, и устрем-
ленность к его развитию. Деятель-
ность театра не прекращалась. Был
создан ряд спектаклей, посвященных.
героической тематике Великой Отв-
чественной войны. Коллектив театра
выезжал на фронт и в освобожден-
ные от оккупантов районы БССР:
Вернушись на родину, в разрушен-
ный немецким нашествием Минск,
Театр, вопреки большим трудностям,
в короткий срок восстановил свой
прекрасный репертуар и создал ряд
новых спектаклей. -

Поставленный к 25-летнему юбилею
театра спектакль «Ромео и Джульет-
та» (постановщик Л: Литвинов) был
показан в Москве летом 1948 г. Шек-
спир впервые зазвучал на белорус-
ском языке (перевод К. Крапивы).
Это была очень серьезная заявка те-
атра ча самостоятельное решение
шекспировской трагедии. :
	В ответ на призыв ЦК партии театр
создает спектакль «Константин За-
слонов» А. Мовзона. Этот спектакль
еще раз подтвердил прогрессивность
и верную направленность творческих
поисков театра. Спектакль рассказы-
вает о легендарном герое белорусско-
го народа Константине Заслонове, о
его большевистской скромности и ге-
роизме, о его железной воле и нена-
висти к врагу, о’ его большом челове-
ческом ‘сердце. Строгими, суровыми
и скупыми средствами театр раскрыл
пафос героизма простых советских
людей—инженера Заслонова, желёз-
нодорожного рабочего Кропли, юно-
шей и девушек, начавших сознатель-
‘ную жизнь с подвига. Режиссер снек-
_Такля К. Санников, артисты Б. Плаз
тонов, Г. Глебов, И. Жданович в 1948
году удостоены Сталинской премии.
В репертуаре театра с большим успе-
хом прошли «За тех, кто в море!» Лав-
ренева, «Молодая гвардия» Фадеева,
«Московский характер» А. Софронова.
К 30-летнему юбнлею своей оеспубли-
ки театр поставил пьесу А. Кучера
«Это было в Минске», рассказываю-
щую ‘о героических делах подпольной
организации. советских патриотов в
оккупированном Минске, спектакль
«Свет с Востока» П. Глебко, посвя-
щенный событиям Октябрьской рево-
люции в Белоруссин, и «Враги» М.
Горького в постановке Л. Рахленко.

Перед театром открыты  большиу
творческие возможности, и дело теат-
ра реализапия этих возможностей.

}

воспитание новых молодых  дарова--
ний, которыми так богата Белоруссня.
	Е. РОМАНОВИЧ.
	Ефимова, Фортепианным  квинтетом
Аладова и фортепианными трио Ти-
коцкого и Богатырева. Значительны
были успехи и в области малых форм,
вокального и — инструментального
жанров.
	Предательское нападение немецко-
фашистских полчищ прервало созидя-
	‚тельный труд нашего народа. Но бе-
	лорусские композиторы, как и все тру-
дящиеся республики, отдавали все
свои силы делу победы. Многие из
них защищали Родину с оружием в
руках, многие активно участвовали в
художественном обслуживании совет-
ских бойцов, многие продолжали рабо-
ту над новыми произведениями на пат-
риотические и оборонные темы. В го-
ды Отечественной войны были созла-
ны такие монументальные проязвеле-
ния, как опера «Алеся» Тикоцкого,
прославляющая героические дела бе-
лорусских партизан, кантаты А. Бо:
гатырева «Белорусские партизаны» в
«Ленинградцы». В годы войны было
создано также множество песен и

других произведений малых форм на

актуальные темы дня.

После  победоносного окончания
войны композиторы Советской Бело-
руссии приняли активное участие в
восстановлении и строительстве свсей
республики. Новые радостные пес-
ни, песни победы, песни, проеславля-
ющие‘ героев войны и героев тру-

дового фронта в городе и дефевне, 1
		y K A 3
Президиума Верховного Совета СССР
	@ присвоении званий арти
	За выдающиеся заслуги в разв
	в связи с тридцатилетием Белорусск‹
Звание Народно

Платонову Борису Викторовичу —
Белорусского драматического театра

ВИ. Рака (CrmanauAnuuy =
	стам белорусских театров
	итии советского театрального искусства,
	народному артисту БССР, артисту
имени Янки Купалы.
	АЛЛЕЕ Км ЧАК

Молчанову Павлу Степановичу — народному артисту БССР, артисту
	имени Якуба Коласа.
	Белорусского- драматического театра
	Председатель Президиума Верхо
		Секретарь Президиума Верховного
	-. Москва, Кремль. 30 декабря 1948 г.
	вного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
ковного Совета СССР А. ГОРКИН.
	партизан». Картина художника