я
	x nm ^

Наше будущее, наша ‘надежда
	метод мы совершенствуем из гола в
год, и практика школы-стулии Хуло-
жестээнного театра впитывает в се-
ся достижения нашей — актерской
культуры, мастерства ‘акторов,
	Школа-студия за последнее время
лала Худсжественному театру до
дпадцатя молодых ^ актеров. Кроме
TOTO, несхояько человек пришли ка
нашу сцену из периферийных  теат
ров, из Государственного а
театрального искусства им. Лунача
ского итп
	Премьеры прошедшего года позна-
комилн зрителей со многими молоды:
ми артистами. Еще в 1947 году в
спектакле «Дни и ночи» в роли лей-
тенанта Масленникова дебютировал
В. Трошин. Ныне оз известен посети-
телям нашего театра уже по спектак-
лям «Хлеб наш насущный», «Школа
злословия», «Платон Кречет». Премь-
ера пьесы Н. Вирты открыла публи-
ке способности К. Ростовиевой. Co-
	ке способности K. POCTOBUCBOH. Cao-
стоявшаяся На-днях премьера — «Зэ-
	леная улица» А. Сурова, в которой
внозь заняты К. Ростозцева, Д. По-
кровокий, П. Чернов (недавчие сту-
дийць» также была богата дебютами.

В прошедшем году Л. Пушкарева
участвовала. уже в нескольких спзк-
таклях. В «Последних днях» М. Бул-
гакова она играла роль Воронцозой,
в «Офицере флота»х—Екатерану Иса-
новну. Недолго она дебютировала в
большой и трудной роли Катюши
Масловой в спектакле «Воскросене».
Роль. князя Нехлюлоза в этом епех-
такле впервые исполнил артист Ю.
Леонидов. Прежде чем  доверзть
ему эту ответственную задачу, мы
испытали Леонидова в таких ролях,
как роль  Дантеса («Последние
дни»), Федора Басманова. («Трудные
	годы» А. . Голстого),. Васи. Шустрого
	(«Горячее . сердце» А. Островского)
и др. т

Выпускница нашей студии Е. Xpo-
мова дебютировала в спектакле «Дя-
дя Ваня» в роли Сони. 3. Баталова
сыграла центральную роль Падчези-
цы в «Двенадцати месяцах» С. Мар-
шака. В. Давыдоп ‘исполнил в этом
спектакле роль Апреля, В. Мурэвьез
— роль Декабря. В нескольких спек-
таклях заняты TT. Чеэнов (Горячее
сердце», «Глубокая лв «Труд-
ные годы», «/1ес»), В. Туманоз («По-
‘бедители, «Трудные годы», «Платон
Кречет», «Пикквикский клуб»). Все
чаше появляются в программах теат-
ра емена Ханаевой, Градополовг, Вя-
земского и Щербининой.   - Е

Мы работаем; сейчас над. спектак-
лем: «Домби и. сын» по -Диккечеу. И
в этом спектакле также . покажутся
зрителям молодые. актеры — Вербиц-
кий, Ханаера, Анастасьева, Юрге.
	Кроме того, в скором времени. мы. да-
	ем Ha сцене филиала премьеру «Ме-
щан» М. Горького. Этот снектахль
почти полностью-подготовлен силамя
студийцев. На сцену выходят Кошу-
кова, Ростовцева, Покровекий, Тар-
ханов, Хромова, Bepounkutl, Ханаева,
Анастасьева.

Так в жизчь театра входит новое
поколение артистов — молодых лю-
дей, родившихся ., в. советские . годы,
выпестованных большевистекой . пар-
тией. И мы надеемся,  что они вневут
ценный вклад в наше искусство, ко-
торому предетоят еще большие зада-
чи и, надо думать, большие. победы.
	_ М; КЕДРОВ;
народныйх артист СССР, художе-
ственный ‘руководитель МХАТ
СССР им. Говького,
	Пушкарева в роли Катюши в спектак-
«Хлеб наш насущный» и В. Трошин-в
	а p> Fer

Maile Oye

Художественный tearp — mocros-
ние советского народа, неот’емлемая

аа азы

часть великой советской ‘культуры.
Мы никогда не забываем об этом и
знаем, что долг всего нашего кол-
лектиза — постоянно совершенотоь
ваться, укреплять свои силы, черпать
эти силы в прекрасной жизни, окру-
жающей нас, полной мерой ‘возвра-
щать народу то, Что взято: нами. У
Езго—талант и ваохнюзение, красоту
й могущество созидателького творче.
crea. Беть такт: побассяца: «Поби-
лая слеза новую любит»: Дла: того,
чтобы всегда быть ка высоте огосм:
ных требований, которые ‘пред’
являет к нам советский народ, наш

театр должен постоянно обтаваться
Молодым твепром. Это значит че

только сохранять верность заветам
К. С. Станиславекого и Вл: И. He-
мирозича-Данченко, но и постоянно
иття в ногу с. передсвыми - людьми
советской страны, вместе.с ними уве-
ревчо и зорко смотреть. вабудущее.
Молодежь — надежда и опора на-
шего искусства не только. потому,
что она ндет на смечу старшему по-
коленню артистов МХАТ, но и пото-
му, что она приносит в стены ‘театра
живое дыхание современности, новые
мысли, новые, почеринутые в жизни
образы; новые, подмеченные острым
молодым взглядом, черты советских’
людей. Художественный театр счита-
ет воспитание молодых. артистов -де-
лом первобчередчым, важнейшим. Мы
твердо ‘придерживаемся в работе с
молодым поколением ‘труппы соснозо-
полёгающих пригцилов МХАТ. Эти
принцияы — стремление к хорошо
организованному коллективу, к ан-

самблю, сб’единенному ‚одной идеей,

общим стилем. общими задачами в
исхусстве, ансамблю; обладающему
единым твобческнм метолом. Этот
	Л. Масленникова — Маженка в
	ленская — Наташа в опере «Русалка»
	слан и Людмила»,
	опере «Проданная невеста», Е. Смо-
» и И. Петров — Руслан в опере «Ру-
	Е. Солодова в роли К
	Тост=за молодость!
	дуальном порядке проходить курс
вокального и сценического искус-
	сгва.

Еще более важно — открыть пе-
ред каждым молодым и дарозитым
артистом перспективы его  далыьней-
	шего роста. Этот рост не может и не
должен быть результатом «счаетли=
вых случаев». Мы имеем в виду серь-
еэную и заблаговременную подготов-
ку каждым исполнителем новых пар-
тий. В Большюм театре разработан
график, где до конца сезона рассчи-
тако, чем и когда будет заниматься
каждый солист.

Так, например, В. Фирсова до кон:
ца сезоча разучит партии Снегуроч-
ки и Джульетты, а № конца года
еще и партяю Вмолетты  (<«Тразиа-
та»). Три таких партии за год —
огромная перспектива для молодой
певицы. Трудолюбие, строгое отно-
шение к себе и скромность позволят
ей успешно справиться © этой большой
работой.

Скоро в партии Джильды («Риго-
летто») будет дебютировать и не-
давно поступившая в тезтр М. Звез-
дина, которую ожидает затем пгртия
Розины.

У нас появятся мололые Лизы в
«Пикозой даме» (Е. Смоленская и
Н. Соколова), мололая Татьята в
«Евгении Онегиче» (Л. Масленнико-
ва), молодая Кончаковна в «Князе
Игобе» (В. Бозисенко), новая Hatama
в «Русалке» (Н. Покрозская), моло-
лой Мефистофель в «Фаусте» (И.
Петров) и т. д.

Такие же перспективы ожидают ий
балетную молодежь. У Р. Стручко-
вой на очереди партии Джульетты,
Жизели и Маши в «Шелкунчика».
У М. Плисецкой — Китри («Дон-
Кихот») ин Парь- Девицы {«Конек
Горбунох»).

Хочется отметить, что большинет-
во молодых талантов, пришедших
за последние годы в Большой театр,
вышло ‘из самой гущи народной.

Е. Смоленская — дочь кузйеца из
шахтерского поселка Стенки в Дон-
бассе. Первоначально пела в шах:
терском ансамбле. В. Борисенко вы-
пла иэ семьи белорусского  ксесть-
янина. Л. Масленникова — дочь ра-
бочего-слесаря и в нелавчем прош:
лом самая работница. Н. Соколова—
воспитанница детского дома. И.
Петров — из семьи железнопосож-
ного рабочего. Дочерью рабочего яв-
ляется и Р. Стручкова. В. Фирсова-
крестьянская лочь, училась быт ~~.
блуотекарем: Хороший голос” отерыл
ей путь в Болыной театр.

Можно считать, что в лице этой
замечательной молодежи, родившей-
ся и выросшей уже при созетской
власти, на бывшую  императозскую
сцену пришел петь и ен сам
народ,

Наш новогодний тост — за моло?
дость, за созвучный и слаженный ор-
кестр мастеров со стажем и мастеров
без стажа!
	А. СОЛОЛОВНИКОВ. 7
	В нозом году Большой театр нач-
нет свой` 125-й сезон. Нихогда, пожа-
луй, в старых” сленах ке веяло та-
ким духом молодости. У корифеев
театра открывонотоя новые запасы
творческой энергии, у молодежи —
страстное желание работать и расти.
	Глядя на молодежь. все чаше, все
смелее выходящую на сцену, моло-
деет весь театр. Ей изкренне рады
	SPE DON EL

В истекшем году многие спектачли
помолодели. «В опере «Князь Игорь»
свльно и широко прозвучал голос Н.
`Покъоеской в роли Ярославны. Мо-
лодоя артистка владеет трудчой
поотией удивительно свободно и
уже зазоевала прочное призновие
зрителей. Таким же пояятным  себы+
THOM явился лебют В. Физсовой.-В
	ечение года сна рыступила в пар-
тии Розены из «Севильского  ци-
рюльника», ° а затем — Джильды
(«Риголетто»). Молодостью, природ-
ной грацией пленяют Золушка, Ma-
рия («Бахчисарайский фонтан») в
  исполнении - молодой балерины. Р.
	Стручковой. Она в театре всего‹ че-
тыре года, но мы уже рассчитываем
на` не. как на балеризу первого’ по-
ложения.

Еще болышне «открытий» дали но-
вые спектакли полготозленчые в

еще оольше «открытии» дали HO-
вые спектакли,  подготозленчные в
1948 голу. 28-летний бас И. Пет-
ров “весьма. удачно дебютировал в
такой труднейшей партии, ках, Рус-
лан з нозой постановке оперы Глин-
ки.

«Проданная невеста», хорошо. оце-
ненная прессой 4 зрителями, не
только помогла раскрылию ‹: ичте:
ресного дарования Леокадии Маслен.
никовой, но и значительно подняла
творческий престиж молодого! дири:
жера К. Кондрашина и режиссера
Б. Покровского. т

Что касается такой премьеры, как
балет «Аистенок», то сна возникла по
инициативе молодежи, слелана в ос:
HOBHOM молодым составом балета и
толготовлена в поласок комсомолу в
		{° Bee. aTn факты имеют чрезвычайно
	‘большое значение для дальнейпюего
развития Большого театра. 1948 год
Дал’ почувствовать, что в!” старых
‘стенах растег достойчея смена тем
мастерам оперы и балета, - ксторые
два поолелних десятилетия укоашали
подмостки театра, укрепляли ero
слеви. ‘

B Bolbiurom treatpe cefivac crooKH-
лось убеждение, что нельзя отграни-
чизаться достигнутыми, но все же
эпизедическими, успехами в деле вы-
движения молодежи. Её надо вы:
двигать смелее, снотематичиее, пред’-
являя в т0 же время к молодежи
академического театра самые серь-
езные требования:

Для этого прежде всего Молодежь
ноло учить и еще раз учить, озгани-
зованно и вдумчиво передавая ей
опыт. мастеров старшего поколения.
С этой целью в новом оду мы на-
мечаем, создать опермую студию при
театре, гле поимерно тридцать моло-
дых певцов и певиц будут в индиви+
		ружковой в. спектакле «Московский ` характер»,

св в роли Карандышева в спектакле
Фото С. Шингарева-и А; ЧГладштёйна
	ее. © ВР

К. Рбек в роли. “Ларисы и Н. Афанась
«Бесприданница».
	Светлые перспективы.
	грала роль Семеновны, простой совет-
ской женщины,  сохранившей ‘поелс
всех потрясений войны ясную веру в
свой народ, в его светлое будущее.
Сейчас Панкова готовит роль Кукуш-
иной в «Доходном. месте», Л. -Гой-
ликовская играет Манефу в комедии
«На всякого мудреца довольно про-
стоты». Это— задача нелегкая, особен-
но если учесть, что публика каша
еще хорошо помнит в роли Манефы
В: Массалитинову, непреззойзенную
в комедийных ролях репертуара Ост-
ровского.

Недавно закончившие школу им.
Щепкина молодые актеры и актрисы
быстро зазозвывают признание И лю-
Gosh зрителей, оправдывают  надеж-
ды, которые возлагают, на них учи-
теля.

Сейчас на сцену выходят совсем
уже молодые—выпускники последних
лёт. }

В спектаклях Малого театра уже
заняты П. Садовский (представитель
	четвертого похоления славного арти-_
	стического рода Садовских), В. Бого-
любов, Э. Федоренко и многие дру-
гие. Пока они делают лишь герзые
шаги своего сценического пути. Но
уже ясно, что`их ждет интересное, бо-
гатое будущее. Это смело можно ска-
зать и о многих участниках спектак-
лей выпускного курса школы им.
Щепкина — А. Климовой, М. Ново-
хижиной, Н. Окоробогатове, С. Хар-
ченко и др. Они испытали свои силы
в таких трудных работах, как «Егор
Булычев» М. Горького и пушкинский
спёктакль («Цыгане» и «Сцены из
рыцарских времен»).
	Недавно поступившая в трубпу Ма-
	лото театра молодая актриса Е. Со-
лодова. с большим успехом сыграла
роль Кружковой в пьесе А. Софроно-
ва «Московский характер».
Перспективы молодежи Малого те-
атра- перспективы счастливые, ясные.
Молодых ждет интереснейшая рабо-
та, которая поможет HM совершенст-
воваться, учиться у мастеров, повсед-
невно развивать свои дарования.
Молодое поколение Малого тватоз
об руку сб своими опытными учителя-
ми уверенно смотрит вперед; уверен-
но добизается новых уснехов, лостой-
ных славных традиций нашей сцены,
достойных наших прекрасных зрите-
	eH, oe г
В. ПАШЕННАЯ,
‚народная артистка СССР.

удожника
	Традиции Малого театра включают
в себя требование бережного, вдумчи-
вого, повседневного воснитания моло-
дых творческих сил. Великолепнымя
воспитателями артистов были Шеш-
кин, Садовский, Ленский и многие
другие корнфеи Малого театра. Лен-
ский говорил: «Надо давать сво-
бодно развиваться дарованиям моло.
	‚дежи, и незаметно. на. смену нам явят*
ся наши заместители». Старшее поко-
‚ление артистов Малого театра с чув-
	ством глубокой ответственности вы.
полняет ныне заветы своего учителя
и друга.
	Каждый. год, мы видим ‚результаты
	<. ПЕРИ Че

нашей педагогической деятельности.
Новые и новые артисты появляются
	на подмостках, где играли Мочалов
-И Щепкин, Ермолова и Южин. Фело-
	това и Ленский и многие другие, чьи
‘имена навсегда остались в историй
	_ русской сцены. Уже прочно завоевали
саба MecTO FR Nnenentruans = raatna
	ее. мсето в репертуаре театра
Д. Павлов, Б. Телегин, И. Ликсо,
О. Хорькова, Н. Афанасьев и др. В
прошедшем году они снова полным
голосом заявили о себе. Д. Павлов с
успехом выступал в спектаклях «На
белом свете», «Южный узел», Б. Те-
	_легин сыграл роль Паратова в «Бес-
	приданнице»—одну из очень трудных
	‚ ролей классического русского репер-
Туара. И. Ликсо исполимла роль Луи-
	зы в спектакле «Коварство и любовь»
	и роль Вышневской в комедии Ост-
	ровского «Доходное место». О. Хорь-
кова отлично справилась ›с трудной
задачей сценического воплощения об-
раза Полины в этом же спектакле.
	_Н. Афанасьев, недавно с успехом вы-
	ступавший в «Мещанах», оригиналь-
но и смело сыграл Карандышева в
«Бёсприданнице».

«Бесприданница» вообще оказалась
спектаклем, по-новому осветившим не-
которые, ранее ПОЧТИ неиззестные
широкой. публеке актерские имена.
Главную роль—фоль Ларисы Огуда-
	_ЛовОЙй-—исполнила одна из самых мо-
	лодых актрис нашей труппы К. Роек
Неоспоримсе дарование открыло этой
артистке путь к новым большим ро-
ЛЯМ.

Бесспорно дарование молелой ак-
трисы И. Ивениной, ичтересно дебю-
тировавшей в спектакле «Великая
сила» в роли Олимпиады. Сейзас мд-
лодая актриса готовит роль Юличь:
КЙй в «Доходном месте».

‚ Т. Панкова в «Сотворении Мира» сы-
	Юность х
	А. Покровский в роли Матвеича в спектакле «Зелёная улица», Л.
	ле «Боскресение», К. Ростовцева в роли Елены Озеровой в спектакле
	роли Масленникова в спектакле «Д ни и ночи». .
	Я хочу рассказать здесь, в этой
небольшой статье; ‘0 юности, осе-
ненной. счастьем; ‘0 творчестве, ‚оза-
ренном ‘прекрасным  с=етом нашего
великого советского! времени, озмо-
лодом грузинском  ‘окульйторе Нота
МикалалЗе;  seyrrévie, * котозый He
столь давно вьишел на широкий путь
творческих поисково.
	Ученик грузинского ` скульптора
Канделаки, Шота Микатадзе отдал
свою музу народу». Преображенная
социзлизмом его родная ‚Грузия, „ее
чудесные. обновленные пейзажи -и ее
‚гордые песни, ее. новый .. прекрасный
	лик —- все волновало, молодого „ва-.
ятеля. Но прежде всего. его. плечил,
	идущий ©
He зная
	нозый . советский человек,
высоко полнятой головой,
	Почетная задача
	как ‘и другие ° скульпторы, o6-!
	ратилея к Руставели и вылепил его

яюнозидящим  гуманистом, плени-
тельно TOOBETHBIM A ecTecTBeHHO

: героичн ым

В годы минувшей войны Микатадзе
был в сражении. Святая ненависть к
-врагу и неизмеримая. сычовняя  лю-
бовь-к Отчизнеснаполняли его душщу.
Молодой скульптор не просто жаж-
дал победы, ко’ иг неутомимо трулил-
on mma нее Он: видел мужество сво-
	его .напола изпопыталоя воплотить
	его в самых искренних и волнующих
‚образах. Тогда, мы. увидели Монумен-
тальную,/. скульблуру . «Родина. 30.
вет». Простая Грузинская  колхозни-
‚ца-мать прозожает своего - единст-
венного сына на священный бой за
‘Родину, за Сталина, за счастье че-
ловечества.... Скульптура дышит гне-
	BOM и любовью, самоотвержен-
ностью и великим гёроизмом матери.

В дни ноябрьских тобжеств ми-
	нузиего года На новон щентральчой
площади города Кутоиси состоялось
большое народное торжество откры-
тия большого монумента. Это была но-
вая работа Шоты Микатадзе. Уже
много лет он мечтал достойно вопло-
тить образ великого вождя, мечтал и
упорно работал. В советской скульп-
туре есть много прекрасных . работ,
посвященных этой величествонной тг-
‚ме. И тем не менее, как мне думается,
 Микатадзе создал новое большюе про-
	Яркие дарования
	пускном студийном спектакле роль
Любови Яровой в известной пьесе
К. Тренева. Уже тогда ев дарование
сказалось с большой силой, Ужё то-
гда внимание привлекала на только
очевидная талантлизость выпускни:
цы, но и ее умение выделить, ясно
акцентировать социальную тему об-

раза.
	Эта четкость социального анализа
роли свойственна всему молодому
поколению актеров латышекой сцены.
Именно эта принципиально Новая
черта отличает творчество молодых.
`Оналощутима и в работе над. ролями
- классического репертуара.
	Первой крупной ролью Лидии
Фрейман, принятой в труппу Драмз-
тического театра, была роль Кристи-
ны в пьесе классика латышской дра-
матургии Р. Блаумениса «В огне».
Эту роль актриса-дебютантка провела
He только с большим пониманием
психологии  своёй героини, HO HC
глубокой ясностью социальной трак-
товки. Ее Кристина стала любимицей
рижских зрителей.
	Совсем недавно Лидия Фрейман
выступила в современном спектакле.
Она сыграла роль Астриды, дочери
сельского учителя в пьесе Анны, Бро-
дэлэ «Учитель Страуме». Астрида —
ровесница актрисы, и, может быть,
именйо потому роль эта особенно
удалась Лидии Фрейман. Оза жизо
передала наплыв радостных Чувств,
охвативших Астриду в чае освобож:
дения ев родины, огромную энергию,
с которой она приступила к. делу
вОСПИтания подрастающей латышской
молодежи и ее влияние на отца, пер-
воначально воспринязшего новое ©
недоверием, но вскоре сумевшего
оценить те блага, которые принёс на-
роду новый стоб Жизни.
	Beata Лине также начала свою
сценическую жизнь ‘в современной
пьесе. Автор этих строк обязан ей
талантливым воплощением роли ху:
дожницы Кайвы в пьесе «Глина и.
фарфор». Молодая артистка внесла в
эту роль много собственных жианен-.
ных наблюдений, создала образ, ра
дующий богатством крабок.

Вскоре после этого Велта „Лине
сыграла роль Негиной в «Талантах и
	утомления; к своей голлюй цели. На---Роличу, за Сталина,
	род; его труд. и. счастье, ero соррз-
менность. и истодия. гс, неукроти-
мый порыв в будущее — вот. генв-
ральная тема творчества Horst Ми-
катаязе. я
	о Первыми работами  Шоты ‘были
скульптурные портреты рядёвых со-
ветских лющей. Он лепил Wx такими,
какими вндел: простыми, скромными,
с ярким блеском в глазах, ваволно-
ванными счастьем, ° обретенным в
свободнюм труде. Он’ неплохо’: знает
сторию своего ‘народа A © юноше-
ской темпераментностью любит ‘его
дрезнее искусство. Поэтому  saxto
не был удивлен, когда Микатадзе,
	Л. Фрейман в роли Кристины В
спектакле «В огне». -
Фото Л. Раскииа.
	атышекое советсков искусство
молодо, и молодость его радостна,
полна свежих жизненных сил. Под
солнцем Сталинской Конституции яр*
ко расцветают народные таланты. Ка-
ждый год приноеит новые имена тТа-
лантливых людей, каждый год на
выставках живописцев, на концертах,
в театральных залах мы. е восхише-
нием убеждаемся в том, что эти та-
ланты неразрывно связаны © совре*
менностью. Мне хочется рассказать
сегодня о двух актрисах, с которыми
зрители Риги познакомились в про-
шеднем году. Их имена прозвучали
по всей республике, их голоса радио
донесло до всех латышеких городов
и селений.

Обе дебютантки — Велта Лине и
Лилия Фрейман — закончили обуче:
ние в студии Драматического театра.
	Обе они начали свой сценический
путь с ролей современного реперту-
apa, Лидия Фрейман, окончившая
		изведение искусства. Скульптор ИЗО.
бразил вождя в’очень простой ‘позе,
глядящего ‘вдаль... Дайекие” проёторы
открываются‘ взору Сталина: И епоз-
но он стоит. на’высоком’ канитанеком
мостике, уверенно ведя корабль к це-
ли! Несокрушимая ‘воля ‘и’ высокая
человечность, яеновидящая  презор-
ливость и могучая’: мысль—060 вом
этом ‘мололюй ‘скульнтор сумел! рас-
сказать! ярком взволнованно И
поэтому нам  хочетая.: отмелить; это
произведению, : ‚ваконченное в: 1948
голу ‘как ‘GouTbury 0 победу: MONEAOTO
скульгтора: :

Нобеды. даются, в. труде, .. Труд
рождает. упорство. Упорство и scr.
цель приносят удачи. (Сейчаю.- Шота
Микаталзе увлечен, нозой темой, ‚Его
родная Грузия по.. сталиискомупла-
ну создает могучую. ‚тяжелую: «изду-
стрию, собственную металлургию,
сгремчый завод. в-Рустазя, „Шота
бывал на строительстве, ‘Они корешо
знает людей порлессенного. созида-
ния. Им оз, решил посвятить свою
новую работу «Металлург». Е
	Так счастье’ радостного творчества
	осогяет меле тоесть. Под’ счастливой
звездой начай Микаталее свой путь.

Будем верить, что впереди его‘ ждут
новые успехи и:победы, »
	Мосе ТОИДЗЕ, народный а
ник Грузинской ССР
		* Уже первые работы молодого ху-
дожника С. Григорьева, показанные
в Москве на выставке украинского
искусства, — «Музыкальная школа»,
«Мой знакомый», — привлекли к <е-
бе всеобщее внимание.

Появившиеся затем картины С.
Григорьева «На собрании» и «Порт:
- рет маршала Конева» вызвали ожив-
‚. ленные. споры.

Картина «На собрании» написана
как бы без всякой композиции. Ка-
жется, что люди, изображенные в
первом ряду, застигнуты художником
врасплох, и вся сцена — непосредст-
венная, живая зарисовка с натуры.
Но натуру художник запечатлел в
мягкой и точной реалистической ма-
нере. Он дал’ тонкие и глубокие ха-

‚ рактеристики персонажам своей кар-
‚ТИНЫ.

«Портрет маршала Конева» выле-
лялся на выставке из ряда аналогич-
ных портретов подлинно творческим

‚ подходом к решению героического
образа. Но портрет по мастерству сле+
дует признать ниже жанровых кар-
Тин С. Григорьева. Именно в этом
портрете отчетливо проявились неко-
торые недостатки, намечавигиеся в бо-

_ лее ранних произведениях художника.

Портрет хорошо нарисован, с большим

вкусом сгармонировано цветовое ве-
ликолепие маршальского мундира. Но

в этой картине выступают и самодов:

леющий «артистизм» мозаичных Маз-
ков, и боязнь полной об’емной мо:
	Впервые
	И. Киселева в роли Лены Журиной в
	спектакле «Счастье»,
	делировки, и отсутствие концентри-
розанного внимания зрителя на глав-
ном — лаце портретируемого.

Картива «В родной семье», нахо-
дящаяся сейчас в Государстеэнной
Третьяковской галлерее, = наиболее
Крупное полотно художника. В ней
также. обнаруживаются некоторые не-
достатки, свойственные художнику.
Не совсем угадан самый размер. кар-
тины, камерный смысл которой не ну-
ждался в почти двухметрозом полот-
не.

Этис. недостатки, ‘несмотря на Ма-
стерство живописи и обычный у С.
Григорьева точный и изящный рису-
нок, замечаешь именно потому; что до
сих пор в его вещах композиция ни-
когда не была надуманной,
	У дачей художника является новая
картина. «Юные натуралисты», пока-
занная на выставке ВЛКСМ и заслу-
живщая первую премию Академии
художеств.

Картины С. Григорьева говорят ©
TOM, что этот талантливый худож.
ник находится в стадии окончатель-.
нога формирозания своей творческой
индивидуальности. Несомненно, что
новые произведения художника еще
не раз обрадуют советского зрителя,
полюбившего С. Григорьева за мяг-
кий лиризм, за тонкую наблюдатель:
ность, за хороший вкус, а главнов —
за живоё ощущение современности.
		Про@. Г. ШЕГАЛЬ.
	на сцене
	учебном отрывкё. Это был инсцёниро-
венный рассказ одного молодого со.
вётского писателя о наших солдатах,
вернувшихся с ВОЙНЫ, и о простой рус-
ской женщине — солдатской вдове,
так и не дождазшейся мужа с фрон-
та. Образ этой молчализой, сдержан-
НОЙ в с806М Горе И тоске, солдаткч
был удизительно проёто, органично и
как-то по-человечески красиво pac.
крыт начинающей актрисой.

Мы вспомнили об этом школьном
эскизе, когда в тва; началась рабо.
та над «Счастьем»  Fasnenno, В цен-
тральной роли Лены Журиной мы ре-
шили попробовать нашу ‘молодую ак:
трису. Исполненный чистоты и силы
образ русской женщины, стойкой 4
мужественной в жизни, в труде и лю-
бви, оказался близок и понятен моло:
ной советской актрисе. В нем, кач
мнё кажется, раскрылись лучшиз
свойства ее дарования. Как бывает от
природы поставленный голос или аб:
солютный слух, так у Киселевой вроз
ждленное чувство правлы. Тезтраль:
ная ложь штампа, искусствённость
оТживающих сценических приемов ей
органически чужды.

Роль Лены Журиной — первая роль
молодой актрисы—была испытанием
ее воли и настойчивости, ибо, . рабо-
тая над этой ролью, она должна была
в короткие ‘сроки пройти «полный
путь театральной школы», преодолеть
многие свой недостатки. Целеустрем:
ленность и воля, без которых немыс:
лимо становление Молодого советёко:
го актера в театре, принесли ей побе:
ay.

Я верю, что Киселева понимает,
что она только в Начале пути, Что ее
«театральная школа», которую она
не успела кончить, будет продолжать:
ся всю жизнь, что каждая новая роль
будет для нев ответственным экзаме:
ном на зрелость.
	В. КОМИССАРЖЕВСКИЙ.
	Многообещающьий талант
	стности, «Торжественную одух и
«Триумфальный марш» для симфони-
ческого оркестра, посвященные 30-
летию Октября.
	Одно Из последних произведений
А. Арутюняна — «Кантата о Родине»
на слова армянских поэтов Сармена
и Ашота Граши (в русском переводе
Гаямова). Это — пятичастное во-
Кально-симфоническое произведение
для двух солистов; хора и симфони-
ческого оркестра. Глубоко патриоти-
цеское содержание, яркие, вырази-
тельные мелодии, родственные на-
родным песням солнечной Армении,
красочная оркестровка, классическая
‘уравновешенность формы наряду с
бьющим ключом темпераментом Mo-
HOSOCTH — таковы отличительные
черты этого сочинения, вызвавшего
всеобщее одобрение участников не-
давно закончившегося пленума Союза
советских композиторов.

az Nec nty7? UU Y tate
			Одним из ярких представителей
талантливой композитарской ‘моло-
‚дежи Советской Армении является
Александр Афутюнян — автор Нс-
полнявшейся на пленуме ССК. «Кан-
	таты о Родине».

`Арутюняну — двадцать Восемь
лет. Окончив в 1941 году. Ереван-
скую консерваторию, он работал в
	армейских ансамблях, участвовал в
республиканском конкурсе на‘ сим-
фонические произведения, посвящен-
ные 95-Й годовщине Октября, где по-
лучил премию за увертюру «Наше
дело правое».

Занимаясь в студии при Доме
культуры Армении под руководством
профессоров Литинского, Веприка,
Цуккермана и других, молодой ком-

позитор написал ряд произведений;
свидетельствовавших о возмужаний
	  его таланта. Следует отметить, в ча.

Начал
	Ряды московеких скульпторов в
1948 году пополнились новым отрядом
молодых талантливых мастеров,
окончивших о Московский художест:
венный институт им. Сурикова. Самый
молодой из них — Андрей Файдыш-
Крандиевский, выступивший с рядом
работ на выставке 30-летия ленин-
ского комсомола. обещает стать уве-
ренным и интересным мастером
CK YJIbITYDH.
	Защищая диплом. молодой скульп-
тор выступил с большой и серьезной
работой «Богдан Хмельнищкий». В
этом произведении ему удалось соз-
дать глубоко содержательный, реа-
листический образ политического
длвятеля и полковолиа.
	Богдан Амельницкии с высоко
поднятой булавой показан скульп-
тором в. момент, обращения К войску,
перед оглашением унии о присоеди:
нении Украины к Москве.
	Эта работа скульптора, показанная
на — Всесоюзной выставке, имела
вполне заслуженный успех,
	Две последующие ero работы =
«Герой Великой Отечественной войны
Александр Матросов» и жанровая
	композиция «Комсомольны МТО»,
показанные ча выставке ВЛКСМ,
получили хобошую оценку. Молодой
	скульптор был награжден за них по
четной грамотой ЦК ВЛКСМ и по-
лучил. премию Академии художеств
СССР...С болыной силой показал
скульптор в этих работах духовную
‘красоту, советекого. воина и любовь
К трулу молодых рабочих.
	Еще в 1945 году Андрею Файдыш-
Крандиевскому, тогда еще студен-
ту, Комитет по делам физкультуры
й влорта поручил выполнить fing
	me а оо обоин бы ль Е
	ВБелта Лине в роли Негиной в спекз
такле «Таланты и поклонники»,

Фото Л. Раскина,
	поклонниках» Островского, затем
Ларису в «Бесприданнице». Обе эти
крупнейшие роли в пьесах великого
py cckoro драматурга были воплощены

той Линё с большим талантом,
глубоко и проникновенно. Рано было
бы гозорить, что актриса исчерпала
до дна богатейший материал этих
ролей, Но талант ее проявился в 0б-
разах Островского с новой убеждаю-
шей силой. Велта Лине, таким обра:
зом, немало сделала для приобщения
латышских зрителей к великой рус:
ской культуре.
	Опьйный глаз заметит, что Мастер-
ство Велты Лине и Лидии Фрейман
еще не вполне‘ отилифовёно. Моло-
дыв артистки должны продолжать
аботу над собой; должны вовершен-
ствоваться изо дня в День. К этому
обязывает их горячая счмпатия риж-
ских, зрителей, ‘по достоинству оце:
нивших свежие ий сильные таланты
юных артисток.

Арвяд ГРИГУЛИС,
	«Комсомельцы МТС». Работа скульп-
тора А. Файдыш.
	призов по разным видам спорта. Соз-
данные ИМ в бронзе, они и сейчас
широко распространяются Комитетом.

Недавно молодой ваятель закончил
порученный ему Комитетом по дёлам
искусств проект памятника  погиб-
шим героям гражданской войны для
г. Хабаровска. Этот проэкт был одоб-
рен,
	Все творчество молодого талант-
ливого скульптора серьезно и вдум-
Чиво, глубоко реалистично. по-наето-
ящему современно. Его талант обе-
щает новые. значительные работы.
	Н. ТОМСКИИ,
заслуженный деятель искусств,
	Около двух лет тому назад, в фев»
рале 1947 года, на приемные экзамены
в ее театр пришла # зевуш-
ка. История ее жизни укладывалась в
одну `короткую строчку. Недавно
окончив десятилетку, она пряшла &
Театр, мечтая стать актрисой. Вот и
все. Ей было 19 лет. Она прочла Нам
рассказ Чехова «Длинный язык». Вет-
реная и грешная барынька из чехоз-
ского рассказа была, прямо скажем,
явно чужла и непонятна молодой ис:
полнительнице и, пожалуй, только
еще больше подчеркивала ее моло-
дость И безискусственную простоту.
Этот февральский вечер стал началом
ве театральной жизни. Она была при-
и

ILO иен время, и я увя-
сел Ивелту Киселезу в ее первом