На одной из центральных улип
	Праги; невдалеке от пражского
кремля — Гралчены, находится ада-
ние Реалистического театра, ныне.
одного из передовых театров Че-
хословакии. Рожденный народно-де-
мократическим строем, этот Театр
	стал театром новой темы, массового
зрителя, театрэм народа. В зритель-
ном зале здесь вообще редко пусту-
ют места... Но в день премьеры мо-
лодого чешского драматурга Зденека
Благи «Стоит жить» поистине было
черосчур _ тесно... Премьера явилась
торжеством HOBOTO демократического
искусства освобожденного чехосло-
вацкого народа. Это был спектакль о
новых людях. Театр страстно расска-
зал о том, что болыше всего сейчас
волнует тружеников Чехословакии —
о послевоенном пути республики, о
борьбе за светлое будущее.
	Быть может, эта театральная пре-
мьера в Праге является ссобечно: ти-
пиччой для XE рахтеристячи Новог.
мололого искусства стран народной
демократии. Исторические события
последних лет изменили вековую
судьбу наролов Чехселовакии, Поль-
щи, Румынии, Венгрии, Болгарии,
Албании... Великие победы советско-
го народа, его доблестных вооружен-
ных сил, разгромиваних фашистскую
Гермаеию, герсизм и легендарная
отвага советских воинов, освободив-
ших народы Восточной Европы, от-
крылн им путь к новой жизни, путь

к социализму. Хозяева своей жизни,

трудящиеся этих стран провели це-
	лый гряд демократических реформ.
Опираясь на могучую поллержку
	великого Советского ‘Союза, с уве-
ренностью и надеждой гляля на ру-
биновые звезды Кремля, наролы Во-
сточной Евроты твердым шагом идут
по широкой дороге к социализму.
	Мюогучие силы демократии и про-
гресса реконструируют и создают
	заново индустрию, изменяют обльк
деревни, созерщают великие со-
циельные  пресбразования. `Естест.
венно, что в этих странах так же
бурно развивается и непреодолимо
растет новое демократическое ис-
кусство. Слуга  аристократяческой
знати, забава буржуазных cHO-
бов, старое искусство этих стран
было принадлежностью изысканных
салонов и развлечением скучающих
	толстосумов. Лишенное связи с на-
родом, далекое от его нужд и чаяний,
хилое буржуазное искусство было
обречено на вымирание. Народная де-
мократия вызвала к жизни новое ис-
кусство, питающееся великими и про-
грессивными идеями, сражающееся за
прогресс, за мир и социализм,

Великие хуложники чехословацко-
го народа — Белржих Сметана. Анто-
нин Дворжак, Иозеф Каэтан Тыл —
были одухотворены мечтой о творче-
стве для трудового люда, об искус-
стве, высоко несущем знамя народ-
ной свободы. Народно-пемократиче-
ский строй открыл новую эпоху в
истории чехословацкого искусства. В
городе Злин, как известно, нахо-
дятся знаменитые обувные фабрики,
принадлежавшие некогда крупней-
шему чешскому миллионеру. Но в
Злине не было театра. Никто об
этом даже и не заговаривал: смешно
было of stom мечтать. (Сейчас в
Злине открылся и действует первый
в республике заводской Театр трудя-
цтихся. Новые театры появились в“

Тьге. Братиславе. Копгице, Преию-
-ио $ Гурчанском Святом Мартине,
карловых Варах, Мосте, во многих
болыших и маленьких городах. Рань-
ше немногочисленные театры Чехо-
словакии приналлежали дельцам-ан-
трепренерам и были источником до-
хода. Теперь они являются принад-
лежностью народа точно так же, как
принадлежат ему заводы и фабрики,
земля и все богатства в ней. Раньше
в Чехословакии существовали «бро-
дячие труппы». Теперь каждый театр
имеет свою постоянную труппу, свое
творческое лицо, свой репертуар. Со
сцены чехословацких театров уходят
драматургические  пустячки, развле-
кательно-салонные трагелии. Театр
становится орудием борьбы. На сто
сцене все прочнее утверждается но-
вый современный репертуар.
	Реалистический театр, о котором
мы говорили выше, первую свою по-
становку посвятил великому русско-
му Apamarypry Островскому —- «Ha
всякого мудреца довольно простоты».
Это обращение молодого чешского
театра к русскому классическому на-
следству и естественно и символич-
но. Искусство русского народа яв-
ляется образцом для мастеров ис-
кусств стран народной демократии. И
неслучайно поэтому среди премьер
Реалистического театра в Праге
был «Русский вопрос» К. Снмоно-
Ba, a затем здесь были сыграны
	и пьесы И. Эренбурга, А. Афиноге-
нова и других. Постановкой ря-

ПОХНОВЕНИЕ НН
	°
М. ФЕДОРОВ
oe
	да пьес молодых чешских драматур-
гов М. Стеглика («Деревня  мла-
да»), Я. Климы («На расстоянии ру-
ки») театр привлек внимание зрителя
к важнейшим проблемам современно-
сти — проблемам борьбы за мир и
демократию.
	В Праге сейчас много театров. Их
можно долго перечислять: Камерный
театр, Театр сатиры. Молодежный
театр, Театр киноактера, «Д-49».. И
на их сценах все прочнее утсерж-
дается новый репертуар, пронизазный
передовыми идеями. В театре-студии
были, например, поставлены инецени-
рогхи «Репортаж с петлей на шее»
Юлиуса Фучика, пльзсы  замученного
гятяерозцамя писателя’ В. Ва:
«В степях Украины» А. Корней
«Машеньха» А. Афиногенова и др.

Передовые художники Чехослова-
кии выступают с яркими. реалисти-

ческими пПолотнами, Однако здесь.
имеют еще место попытки эстетет-
вующих CHOHOB : увести театр от
	острои политической борьбы... И вее
же нет никакого сомнения, что’ пол-
ное сил моледое чехословацкое ис-
кусство справится CO своими ‘про-
тивсречиями, ‘обретет силу под:
линного реализма.
	Мощный рост. нового народного
искусства мы отмечаем и в Польше.
Польский театр, борясь с грузом
прошлого, заговорил языком народ-
ной борьбы и народных чаяний. Прав-
да, лагерь демократических деяте-
лей искусства еше не очень велик,
во он достаточно силен, и за ним
будущее, Об этом свидетельствуют
такие острые ‘актуальные опектакли,
как «Выстрелы‘ на улице Длугой»
Анчы Свиощинской в Варшавском
	театре миниатюр, «Возмездие» Леона
Кручковокого в Государственном
польском театре, поставизшие акту-
альные проблемы современной жиз-
Ни польского народа. Об этом сви-
детельствуют и последние работы
польского кино, как, например, ‘из-
вестный фильм «Последний этап» —
об ужасах гитлеровской оккупации в
Освенциме, премированный на Меж-
дународном фестивале в Чехосло-
	вакии, «Запрещенные песни», «Свет-
лые нивы» и др. Об этом свидетель-
ствуют новые крупные работы в юб-
ласти музыки, изобразительного ис-
кусства, во всех разделах наролного
творчества.

Молодое демократическое Поль-
ское государство делает все, чтобы
национальное искусство. бурно граз-
вивалось. Достаточно здесь ‘указать
на недавно проведенную  реорга-
низацию Министерства культуры и
искусства Полыши, целью которой
являлось усиление творческой дея-
тельности художественеой  интелли-
генции. Этим государственным актом
польский народ сделал еще один шаг
по пути борьбы за новое демократиче-
ское искусство.
	Многие бытописатели Болгарии
отмечают, что’ в глухих болгарских
деревнях издавна. поют. песни рус-
ского народа. Русская культура ока-
зала большое плодотворное. ‘влия-
ние и на национальное болгарское ис-
кусство. Вот. почему после уста-
новления  народно-демократического
строя, после великой победы болгар-
	ОТЧЕТНЫЕ КОНЦЕРТЫ
ПЕРИФЕРИЙНЫХ
КОНСЕРВАТОРИЙ

В МОСКВЕ
	Комитет по делам искусств при
Советб Министров РСФСР провел с
23 по 27 декабря отчетные концерты
республиканских музыкальных учеб-
ных заведений. Цель показа в Москве
работ учащихся периферийных кон-
серваторий и музыкальных Школ —
	ознакомление < сошим состоянием
подготовки музыкальных кадров
РСФСР.
	В Москву для участия в отчетных
концертах приехали свыше 100 сту-
дентбв Саратовской консерватории
им. Собинова, Уральской консервато-
рии им. Мусоргского, Казанской коч-
серватсрии и Свердловской музы-
кальной школы-лесятилетки.
	В отчетных концертах исполнялись
произведения русских и западноевро-
пейских композиторов-классиков, `про-
извеления советских’ композиторов.
	28 декабря в Комитете по делам
искусств при Совете `Министроз
РСФСР состоялось обесужление oT-
	четных концертов периферииных му-
зыкальных учебвых заведений.
	ПРАЗ
ЛАТЫШСКОГО
ИСКУССТВА
	28 декабря закончилась декада лаз
тышекой литературы. Заключительз
ный вечер, состоявшийся в Зале им,
Чайковского, открыл генеральный
секрётарь Союза COBSTCKHX писате-
лей А. Фалеев. Доклад секретаря ЦК
КП(б) Латвии А. Пельше был посвя-
щен вопросам развития латышской
литературы.

Докладчик отметил значение проч
воленной в Москве декалы для даль?
нейшего расцвета латьниской лите
ратуры. Общение с крупнейшими пиз
сателями столицы, детальный анализ
наиболее значительных произведений
писателей Латвии будут способстзо..
зать дальнейшему расцвету латыш-
ской культуры. гы

— Прозеденная в Москве декада
латышской литературы. — говорит А.
	  Пэлыпе, — является наглядным при-
‘мерсм дружеского внимания И повсе:
мновнсй заботы советского прави-
тельства. пафтим и лично товарища

Сталина © судьбах латышской лите-
ратуры.

Тов. Пельше от имени писателей
 Латвми благодарит москвичей за
теплый прием.

Латышюекие писатели Ю. Ванаг, А,
Григулис, А. Чак и В. Лукас на род-
ном языке читали свои произведения.
С чтением переводов латышских
стихотворений выступили поэты
Н. Тихонов, П.  Антокольский, В.
Пержавин и Ap.

В большюм концерте приняли учаз
стие государственный хор Латвий:
ской ССР под управлением Я. Оз6-
линя, Э. Пакуль, А. Вилюмавие, М.
Алексенлюович, В. Попова, Н. Пер-
шин, М. Яннижн и. др.
	В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ
APYHTEHTOPOR
	28 и 29 декабря в Центральном
доме архитектора проходило ‘расши-
ренное заседание президиума правле-
ния Союза советских архитекторов
СССР. посвященное освещению BO
	просов ‘архитектуры в специальной
периодической печати и состоянию
`архитектурной критики. В обоуж-
	дении приняли участие архитекторы,
научные работнихи Академии  архи-
тектуры СССР, критики.
	С докладом выступили член ред-
коллегии газеты «Советекое искус-
ство» Ю. Савицкий, ответственный
редактор журнала «Архитектура и
строительство» В. Кусаков, заме-
ститель редактор. сборника «Афхи-
тектура СССР» Д. Аркин:
	[10 докладам развернулись ожив-
ленные прения, в которых’. приняли
участие П. Абоссимов, Р. Хитер, Д.
Аранович, К. Джус, Ю. Яралов, А:
Мостаков, А. Михайлов, В. Шквэфи-
ков и др. Подвергнув критическому
разбору ряд статей и рецензий, опу-
бликованных в газете «Советское ис-
кусство», журнале «Архитектура и
строительство» и сборнике «Архитек-
тура СССР», участники заседания указ
зали на необходимость шире развер-
нуть в Союзе советских архитекторов
и Академии апхитектуры СССР рабо-
ту по воспитанию критических кадров.

Подводя итоги заседания, ответ“
ственный секретаоь Союза советских
архитекторов СССР К. Алабян ‘npr
звал критиков и работников газеты и
зкурнала шире и глубже освещать
насущные проблемы советского зод-
чества. Болышую помошь печати
должен оказать в этом деле Союз
советских архитекторов и особенно
его комиссия по теории и критгке,
работу которой необходимо  актизи-

зировать.
	в МАЛОМ ТЕАТРЕ
	Малый театр приступил к работе
над. пьесой Н. Вирты «В одной стра-
не». Постановшик К. Зубов, худож?
ник В. Каплуновский. В спектакле
заняты ведущие актеры театра —К.
Зубов. Е. Гоголева, А. Дикий, М.
	трулиз-   Царев, Н. Анненков, Д. Зеркалова 48
		—®Ф—
MOCKOBCKAS
ХРОНИКА
	С 2$ декабря в Центральном доме работников
искусств состоялся второй выпуск. устного
альманаха «Хочу все знать?. Проф. И.. Звавич
сделал сообщение об англо-американских про-
тиворечиях. Главный инженер Метростроя, re-
нерал-директор А, Танкелевич рассказал 0
стронтельстве четвертой очереди метрс- Арти-
сты Театра им.‹ Моссовета О. Внкландт и
Н. Темяков исполнили две сцены из пьесы
А. Софронова «Московский характер». Затем
выступили Участники показа хореографиче кого
искусства Москвы Р. Стручкова и А. Лаваури,
И. Смирнова и Б. Сичкин и др.
	#3 На-днях Государственный ансамбль народ-
ного танца СССР под руководством И. Монс
ева показал в Концертном зале им, Чайковского
свою новую программу — танцы народов РСФСР
и хореографическую картину «Лве маевки».
	В студии «Мосфильм» заканчиваются
с‘емки нового художественного фильма «Бстре-
ча на Эльбе» по сценарию бр. Тур н Л. Ше
нина. Режиссер Г. Александров, главный опе’
ратор Э. Тиссе, композитор Д., Шостакович, ху-
дожник А. Уткин. В главных ролях снимаются
Ю. Юровский, В. Давыдов, Л. Орлова, Ф. Ра-
невская и пругие,
	43 Центральный театр транспорта покажет в
феврале премьеру пьесы Н. Вирты «В одной
стране». Постановка В. Гольдфельда, худож
ник М. Варпех. +
	3 30 декабря в залах Академии художеств
Союза ССР открылась выставка академических
рисунков, этюдов и эскизов пусских хуложни-
Kop XVII — начала XIX века.
	G3 Ha экраны столицы выпущен новый кино-
	’ сборник научно-популярных фильмов (№ 14). В
		киносборник вошли кинокартины «В Москов-
ском зоопарке» (режиссер Н. Агапова), «В пес-
ках древнего Хорезма» (режиссер В. Шредель),
«Кама-река» (режиссер Р: Майман) a журнал
«Наука и техника» № 11 (выпускающий ре-
жиссер Д. Яшин).

ского народа национальное искусство
сделало немало крупных и успешных
шагов. Демократическая Болгария
сейчас имеет большую сеть театров.
Любопытно отметить, что только в
одном государственном театре в Со-
фии в минувшем сезоне из 14 по-
ставленных пьес 6 принадлежат бол-
гарским  драматургам. Это беспре-
цедентный факт в истории болгарохо-
го театра. О чем же болгарский те-
атр говорит сегодня со CBOZM 3puT2-
лем? Большим успехом не столь дав-
dO пользовалась пьеса «Борсановы»
К. Кюлявкова. Драматург и театр. в
ярхом спектакле рассказали о реак-
ционерах, пытающихся остановить
побелную поетупь болгарокого наро-
да. На спене Софийского оперного
театра осуществлена постановка те-
роико-романтической оперы «Мом-
чил», герой которой, прозревая в
борьбе, поднимается от индивидуаль-
ного бунтарства к идее коллективных
действий, коллективной борьбы за
свободное народное государство. Ав-
то> этой оперы Л. Пипков-—сдин 43
ниболее прогрессивных композиторов
  Болгарии. Еще в годы фашистской
	оккупации он писал марити для .пар-
	тизан, создал ряд ценных, идейных
	музыкальных  произьедений. Сейчас
примеру Инткова следуют многие ком-
позиторы Болгарии. Создание в. Бол:
гарии музыкальной’ академин, госу-
	дарственной театральной школы по-
	вперед.
	новых мастеров,
	может восцитанию новых
способных двинуть. дальше
развитие свозго искусства.
	Рост прогрессивных сил в искус-
стве широко ‘отмечается ив сегод-
няшней Румынии. Этому в значитель-
	HOH мере содействовал известный
Вроцлавский конгресс деятелей куль-
туры в зантиту’ мира. Решения этого
конгресса, как заявляют деятели ру-
мынского искусства, напоминают им о
большой ответственности ‘перед че-
ловечеством, перед историей. Румын-
ские драматурги, режиссеры, актеры,
композиторы и художники все реши-
тельнее включаются в борьбу против
империализма, войны, мракобесия, за
мир и лемократию.
	Под этим же знаменем бурно разви-
ваются культура и искусство молодой
демократической  Албании. Следует
напомнить. что до самого последнего
времени, т. е. до победы народной де-
мократии, в ней почти не было теат-
ров. и театральных учебных заведе-
ний. Сейчас Тирана, столица Албании,
имеет народные театры. Здесь открыт
также артистический лицей 2
классами театра, музыки и изобрави-
тельных искусств. Зарождается своя
национальная драматургия. Первые
пьесы албанских драматургов расска-
зывают о героической борьбе албан-
цев против фашизма, об их самоотвер-
женном труде`на пути к социализму.
Республика покрылась сетью киноте-
атров. В минувшем году их посетило
свыше двух миллионов человек, в то
время‘ как в. 1938 году едва лишь
120’тысяч. В Албании зарождается и
национальная кинематография.
	Как известно, в Венгрии до войны,
особенно в живощиси, сильно ошу-
щалось пагубное влияние буржуаз-
ного западного искусства. Перед про-
грессивными деятелями искусства
демократической Венгрии поэтому
стоят серьезные задачи. В Нацио-
вальном театре в Будапеште недавно
была — поставлена драма Дэри
Тибора «На родине», повествующая
о борьбе новых демократических сил
с реакционерами. Этот спектакль
пользовался шумным успехом. Ha
сценах венгерских театров появились
и другие спектакли, разоблачающие
старый порядок, борющиеся за про-
гресс и демократию. Широкой нопу-
лярчостью здесь пользуются совет-
ские пьесы «Русский вопрос», «За тех,
кто в море» и другие, вносящие жи-
вотворную  струю в’ венгерское сцени-
ческое искусство. Как и везде в
странах народной демократии, здесь
очень популярны ‘советские фильмы,
оказывающие‘ серьезное влияние Ha
венгерских кинодеятелей и. в част-
ности, на работы режиссера Р. Геза.
	Вдохновенное искусство народов
стран народной демократии вступает
в новый год борьбы и побед. Нет
никакого сомнения, что в наступив-
шем 1949 году оно еще решительнее
будет бороться с реакционными си-
лами прошлого, за демократию и мир,
за социализм.

— Стоит жить! — восклицает один
из героев пьесы чешского драматур-
га Благи. Жить. чтобы бероться и
победить! Этот торжественный клич,
выражающий оптимизм и непоколе-

Дома Союзов. Дед-Мороз — Г.
		Снегурочка — Людмила
Фото С. Мишина и С. Шингарева,
	Спасский,
	Новогодняя елка в Колонном зале
Пирогова.
		овогоднее слово
		х
ЛЮДИ-НАШИХ ДНЕЙ
	+

Рассказывая O CBOHX творческих
‘планах, я чувствую особую ответст-
`венность. Не выполнишь обещанчого
— стыдно будет не тольхо перед те-
атром, но и перед многочисленными
читателями. А потому мне хочется
говорить не о том, что созрело в за-
`’мыслах, но главным образом о том,
что уже близко к осуществлению. В
1949 году я закончу пьесу, ‘посвя-
  щенную вопросам советской морали. В
ней будут показаны люди двух по-
колений, действие ее происходит в
нани дни И развивается на. злобо-
` дневном материале.
	Я буду счастлив, если’ моя новая
пьеса увлечет актеров и дает им
возможность создать интересный
спектакль -о наших современниках.
		*
НОВЫЕ ПЕСНИ
	Накануне нового гола я закончил
хоровую ‘песню, посвященную, * Вла-
димиру Илыьичу Ленину (на текст
О. Колычева). Эту песню разучива-
ет Краснознаменный им. А. В. Алек-
сандрова ансамбль песни и пляски
Советской Армии и впервые ее
		В. И. Ленина.

Кроме того, я написал для ансамб-
ля «Песню гвардейцев» (на слова
Л. Шилова) и закончил  обработ-
ку ряда народных русских песен:
любимую песню Владимира Ильича
«Замучен тяжелой неволей», песни—
«Липа вековая», «Не слышно шума
городского» и др.

На-днях мною обнаружена случай-
но затерянная отцом — А. В. Алек-
сандровым, написанная им еще ло
войны, доселе неоизвестяая песня,
посвяшенная советской родине и
И. В. Сталину. В наступившем году
я хочу восстановить эту песню и
разучить ее в ансамбле.

Хочу также написать музыкаль-
ную комедию, построенную на рус-
ском песенном фольклоре. Совместно
с П. Вирским работаю над балетом
на современную тему.
	Борис АЛЕКСАНДРОВ,
народный артист РСФСР.
	ПЛАН. ЗОДЧЕГО

В наступающем году я, в сотруд-
ничестве с рядом мастеров. продол-
жу ргботу над новой для совет“ких
зодчих аохитектурно-художественной
проблемой высотных зданий.

В настоящий мбмент закончено
сооружение монументального Лсма
правительства Азербайджанской ССР,
воздвигнутого по моему и архитек-
тора Мунца проекту в Баку, ‘на Ge-
регу Каспийского” ‘моря. В 1949° году
булет закончен ’не менее важный
этап наших работ’— внутренняя ют-
делка помещений’ ’Дома правитель-
ства. Разработка мотивов интерьера
будет вестись нами ‘в сотрудничестве
с лучшими мастерами Азербайлжана.

В Москве мне и Моим сотрудникам
предстоит строить ‘ряд жилых зда-
ний на центральных  мегиствалях,
Центральный. стадион Дема Совет-
ской Армии, здание Гипромеза на
улице Радио и др.

\ Л. РУДНЕВ,
действительный член Академии
архитектуры СССР,
	ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
	НОВЫЙ год должен быть годом на-
пряженного труда и творческих иска-
ний. Предо мной, автором пьес для
детского. театра, стоит залача — за-
кончить в 1949 году пьесу для
взрослых. Моя новая Пьеса’‘повест-
вует © людях, близких мне по про-
фессии, ее центральные герои —
деятели искусств.

Кроме того, в этом году я напишу
  либретто современной комической
` опэры, которую мЕе хотелось бы ви-

Для каждого работника искусств

му = ЗН АРУ мы ао
деть в исполяении ансамбля артистов
Большого театра, зазятых ныче в.
опере «Проданная невестг».
		ПЯТЬ КОНЦЕРТНЫХ
ПРОГРАММ
	В новом. году. я предполагаю вы-
ступить в Москве и в ряде городов
страны с пятью новыми концертными
программами, в которые войдетс ряд
впервые исполняемых мною произве-
дений.

В конце феврале я исполню в. Боль-
шом зале Московской консерватории
три концерта для фортепиано с орке-
стром: концерт Римского-Корсакова,
первый концерт Глазунова и второй
концерт Рахманинова (дирижер О.
Агархоз).

В моей второй программе—первый
и третий концерты и «Фантазия» для
фортепиано © оркестром Бетховена.

Кроме того, в 1949 году я дам три
сольных концерта. В первом концер-
те будут исполнены этюды Шопена и
Листа, во втором — 29-я соната Бет-
ховена и вариации Брамса на тему
Паганини и в третьем концерте —
«Большая соната» Чайковского и
«Картинки с выставки» Мусоргского.

Святослав РИХТЕР,
лауреат Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей;
	ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ
ЖЕНЩИНЫ
	В новом году я буду работать над
серией. картин, посвященных роли
женщины в социалистическом стро-
ительстве, ее боевым подвигам на
фронтах Великой Отечественной вой-
ны, ее доблестному труду в мирных
	условиях.
Из наблюдений, вынесенных мною
с фронтов ‘Великой Отечественной
		воины, у меня возник образ’ молодой
отважной советской патриотки. Ему
я и посвящаю первую из задуманной
серии картину «Связистка». Затем я
буду работать над портретами кол-
хозниц-ударниц социалистических по-
лей, мастеров высоких урожаев.

Т. РЯЖСКИЙ,
	заслуженный деятель искусств
РСФСР.
	СПЕКТАКЛИ
О СОВРЕМЕННИКАХ
	Говорить о моих творческих  пла-
нах на. 1949 год — это значит гово-
рить о планах руководимого мною
театра. О его репертуарном плане и
о людях, осуществляющих этот
план. Об актерской молодежи и о
мастерах театра.

Первой, своей задачей на новый
‚1949 ‘гол я ставлю выпуск пьесы Б.
Липатова «Дремучее. сердце» в по-
становке С. Бирман. Это пьеса о со-
зетоких людях, беззаветно  лтрулиз-
шихся в тылу для победы нашей ар-
мии.

Вторую работу нового года театр
тюсвящает героическому белорусско-
му народу, который сегодня праздну-
ет. 30-летие своей республики. Пьеса
белорусского драматурга А. Кучера
«Это было в Минске» посвящена
борьбе белорусских комсомольцев в
‘дни Великой Отечественной войны.

И, наконец, третий <пехтакль —
«Пезвый лом» Л. Ощшанинаои Е.
	Успенской. Пьеса трактует вопросы
социалистической морали. Действие
ее происходит в наши дни в. гороле,
построенном комсомольцами за- По-
	лярным крутом.
И. БЕРСЕНЕВ,
	народный артист CCCP.
	СИМФОНИЯ-ПОЭМА
«АЗЕРБАЙДЖАН»
	Истекший год ознаменован для мЕ-
ня окончанием работы над балетом по
поэме, Низами «Семь красавиц». Пер-
вой работой нового, 1949 года будет
уже давно задуманная мною хоровая
сюита ‚«Времена“ года». Я хочу в му-
зыкальных образах показать труд и
жизнь азербайджанской колхозной ае-
ревни весной, летом, осенью и зимой.
Второй большой работой будет сим-
	Фония-ПоЭМа с хором «Азербайджан».
	Тема ее — патриотизм советского на-
рода, его любовь к Родине, его сча-
стлизвая жизнь и  самоотверзжанная
	а HM CeMOOT BOD MEHHaS
борьба: за эту жизнь за свое cuacthe.
				Жизнь и деятельность замечатель-
ного киргизского ‘национального’ ноз-
та Токтогула вдохновила меня’ на
создание оперы. Вместе с композито-
ром А. Веприком мы участвовали в ра-
боте над либретто этой оперы, начатой
А. Токомбаевым и продолжаемой К.
Маликовым. В новом году мы начнем
работать над ее музыкой.
	Проба сил в столь сложном и важ-
HOM жанре, как-оперное творчество;
обязывает ко многому. Естественнэ,
что эта работа будет для:меня основ-
ной. Но я намерен также продолжать
создание, массовых песен и хоров, та:
ких, как «Песня победителей», «Пе?-
ня O фолинё», построенных на ис-
пользовании кирцизского националь:
ного мелоса. Песни и романсы будут
построены на текстах киргизских по-
STOR.
	А. МАЛДЫБАЕВ.
народный артист СССР.
	В ОПЕРЕ
И НА ЭСТРАДЕ
	В репертуарчый плав о Большого
театра включены постановки’ двух
советских ‘опер — «Декабристы» Ю.
Шапорина и «Севастопольцы» М.
Коваля. Мне предстоит выступить в
этих. операх.

В «Севастопольцах» М. Коваля я
буду играть роль защитника Cesa-
стополя — матроса  Сибирки. (Я
счастлив. что мне поручено вопло-
тить на оперной сцене образ своего
замечательного современника.
	К 150-летию со’ дня рождения“ А. С.
Пушкина  Болышой театр roroant
оперу П. Чайковского «Мазепа», в
которой я исполняю заглавную пар-
THO.

Олновременно буду работать над
ковым репертуаром для концертной
эстрады. В наступившем голу под-
готовлю программу из лучших песен
советских. композиторов, которые
буду исполнять. в сопровождении
Государственного русского народно-
го оркестра под управлением Д. Оси-
пола, Я выступлю также в ряде соль-
ных концертов в содружестве с пиа-
	HReTOM А. Зыблевым.
	Алексей ИВАНОВ,
народный артист РСФСР.
	ных полей. А ведь именно этот образ
должен был явиться идейным центром
картины. .

Судя по последним работам, А. Буб-
нов стремится к широким обобщеня-
ям. Его успех на этом пути будет за-
висеть от вдумчивого, глубокого изу-
чения, реальной жизни наших дней.

Жизненная убедительность присуща
плакатам А. Бубнова, которые были
выполнены в годы Великой Отечест-
венной. войны. Острая народная сатира
отличает его реалистические иллю-
страции“к сказке «Шемякин суд». В
поисках возвышенного поэтического
содержания и национальных образов
художник обращается к сказочной те-
матике. Само по себе такое обращение
могло бы быть плодотворным, если
бы не полная отвлеченность содержа-
вия и подчас декоративно+бутафорские
приемы живописи в «Сказках» А. Буб-
нова. 7:

Тяготение А. Бубнова-к большому
тематическому полотну сулит худож-
нику серьезные успехи. Но. А. Бубнов
должен быть непримиримым в борьбе
с пережитками ‘импрессионизма. и
эстетской Незаконченности в своих
произнедениях.

Особенное значение. имеет ‘работа
художника над воплощением образа
товарища Сталина. На выставке пока-
заны. два полотна, ` посвященные этой
ответственной: теме нашего‘ искусства:
В более интимном портрете 1946 гола
Бубнов подчеркивает. в облике И. В.
Сталина черты человеческой теплоты,
живое. обаяние его образа. Портрет
1948 года, не утрачивая этих дорогих
советским людям-черт, выдержан в
более монументальном плане. Худож-
ник . создает здесь величественный
образ вождя народов,

Выставка произведений А. Бубнова
должна стать хорошей. школой для
художника. Вместе с тем она вселяет
уверенность, что, твердо стоя на пози-
циях социалистического реализма, А,
Бубнов создаст в будущем еще более
значительные произведения.
	П, НИКИФОРОВ,
В ПОЛЕВОЙ.
	‘a BREMNER a NS aT

бимую стой bi} i
о y кость свободных народе
	3B YY EMT
	стран, народной демократин,
сегодня над миром,
	Зрелость художника
	кизни, неуклонное совершенствование
мастерства. Без подлинно серьезной
школы это невозможно. А именно та:
кой Школы нкехватало А. Бубнову.
	Картина «Яблочко» является в этом
смысле переходным. › произведением.
Художник на основании большого
этюдного материала стремился соз-
дать историческую картину, воскре-
шающую образы героических моряков
и красноармейцев эпохи гражданской
войны В результате настойчивой ра-
боты художнику удалось воплотить
ряд типичных образов советских лю-
	деи времен гражданской войны.
	Одкако и этой картине еще свойст-
венна некоторая поверхностность пси-
хологических характеристик. О TOM,
что Бубнов не до конца понял  стоя-
щие перед ним задачи, говорит и то,
что бравурную манеру живописи он.
пытается превратить в особый худо-
жественный прием,
	Боязнь завершенности, которая яко-
бы убивает непосредственность вос-
приятия и уводит от «современного»
ощущения действительности, свиде-
тельствует о том, что Бубнов в период
создания этой картины был еще не
свободен от влияний формалистиче-
ских взглядов на искусство.

Это не могло не сказаться отрица-
тельно на ‘дальнейшей творческой
работе талантливого художника.
	В годы Великой Отечественной вой-
ны А. Бубнов упорно работал над
произведением, прославляющим боевой
дух русского народа, - картиной
«Утро на Куликовом поле». Картина
была по заслугам высоко оценена со-
ветской общественностью и удостоена
Сталинской премии за 1947 год.
	Сила и героизм русского народа —
вот основное и главное, что привлека-
ет советского зрителя в этой картияе.
Народ показан’в ‘картине’ А. Бубнова
как движущая ‘сила истории, и. это
делает ее произведением глубоко
	А. Бубнов — один из талантливей-
ших советских художников. Он под-
нимает в своем творчестве важные.
темы современности, стремясь отклик-
нуться на запросы нашего народа. Об
этом свидетельствуют показанные на
его персональной выставке картины,
этюды и ряд графических работ ху-
дожника. А. Бубнов — прежде всего
художник большой картины. Только в
больших полотнах удается ему по-
настоящему реализовать свои замыс-
лы.

Уже в 1937 году А. Бубнов зареко-
мендовал себя как передовой совет-
ский художник, показав на выставке
«Индустрия социализма» первое боль-
шое полотно «Октябрины». В обычной
жанровой сцене художник стремился
выявить новые черты быта советских
людей. Праздник рождения нового че-
ловека показан им как большое зна-
чительное событие. Правдиво показы-
вая советского человека, он раскрыва-
ет общественный, народный смысл
события, которому посвящена его кар-
тина.

Вместе с тем, в этой ранней картине
А. Бубнова — много серьезных недо-
статков. Вкетняя эмоциональная при-
поднятость сцены не может скрыть по-
верхностность характеристик персона-
жой картины, некоторую рыхлость и
нарочитость композиции, неряшли-
вость рисунка, сырость ипвета. Эти
недостатки не случайны. Бубнов при-
надлежит к числу тех молодых со-
ветских художников, которые еще
в период засилья формализма -в худо-
жественной школе активно включи-
лись в борьбу за идейную тематиче-
скую картину. Обращение к современ-
ности, реалистическая направленность
творческих устремлений позволили
художнику добиться определенного
успеха. Однако для того, чтобы соз-
давать по-настоящему глубокие

листические произведевия, необходи-
мо постоянное, повседневное изучение
		«Хлеб». Картина художника А. Бубнова.
			}
Тем не менее монументальное no-
	лотно «Утро на Куликовом поле» яз-
ляется: самой серьезной и капитальной
работой художника среди веех, ‘пред-
ставленных на выставке. Но сравне-
нию с более ранними работами А. Буб-
нова, в ней крепче ‘и выразительнее
рисунок, цельнее и и ‚коло-
рит.

В олной из  последних. работ А- Буб.
нова «Встречные» (1948 г.) правдивые
образы советских людей и пюэзия
скромного зимнего пейзажа’ выступа-
ют уже в неразрывном художествен-
ном единстве.

Такую же связь человека и‘пейза:
жа стремится передать художник и в
своем последнем большом произведе-
нии,  носящем ‘название «Хлеб»
(1948 r.).

Картину «Хлеб» следует признать
удачей художника. Это солнечное, ра-
достное произведение рассказывает
об обильном. послевоенном урожае, о
героях колхозных полей. Художник не
ограничивается простым бытовым рас-
сказом: он стремится показать нашу
колхозную жизнь как большюе госу-
дарственное. лело.

Одкако прекрасно написанная’ ва
переднем плане картины высокая сте-
на хлебов подавила собой’ образ со-
ветского человека — хозяина колхоз: 1!

правдивым и патриотическим. Худож-
ника здесь прежде всего интересует
народный характер героического со-
бытия русской истории. Герой его.
картины — простой русский человек.
Его ратник, с топором в ‘руке, —

один из лучших образов советской
исторической живописи.
	Но нельзя не отметить и ряд идей-
но-художественных недостатков ‘кар:
тины. Художник не сумел достаточно.
ярко подчеркнуть организованность.
русского войска, показать образ пол-
ководца. Недостаточно четко опред®-
лены обстоятельства и место действия
знаменитой битвы. Голубовато-серый
туман, скрывающий горизонт и даль-
ние ряды войск, не может оправдать
этих недомолвок произведения.

Этюды Бубнова наглядно показыва-
ют причины этих недостатков. Они по-
добны торопливым ‘заметкам в запис-
ной книжке, куда художник заносит
«для памяти» свои беглые и поверх-
ностные впечатления. Такие этюды.
свидетельствуют о том, что худож-
ник Недостаточно глуоско изучает
натуру. Для этюдов А. Бубнова ти-
пична некоторая шаблонность пей-
зажных мотивов ‘и недостаточно глу-
бокое раскрытие Характеров; схрыва-
	ющееся под OCTPGH, HO подчас по-
верхностной обрисовкой типажа.
	Редакционная коллегия:
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редазтор), А. А. СУРОВ.
OWA. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦНИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
	В. ЖУРАВЛЕВ,
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В.
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКИЙ
БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР
	ОБ’ЯВЛЯЕТ
` ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС
НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТАНОВКИ БАЛЕТА
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»,
	летию Большого
	муз. П. И. Чайковского, приурочиваемой x 1295-
	`Запись участников конкурса произво

Последний срок представления рабо

`Участнихам конкурса высылаются:
ческие сведения о сцене и ‘подробные у

С художником, представньшим, cor
нятую дирекцией  Болыного театра, пос
с оплатой 24 тыс. рублей.

Запросы о конкурсе и выполненнь
г. Москва, плошаль Свердлова, 2/7, Бо
‚Справки о конкурсе можно. поломал

ат ES Ee NS ‘na KD. о ‹едневно от 13 до 15
К 1-84-20, KD 3-76-15, K 1-36-16 и К 65594

Зак. № 3503
	изобразительных искусств—К 1-48-98.
	театра.
нкурса производится до 1 февраля 1949 г,
ставления работ на конкурс — 15 апреля 1949 г.
высылаются: режиссерская экспозиция‘ спектакля, те
и подробные условия конкурса.

тавившим, согласно решению ‘жюри, лучшую работу,
‘о театра, последняя заключает договор на ее заверин
	ср “п < завсршрсние

направлять по адресу;
	выполненные работы о надлежит нап
, 2/7, Большой тсатр Союза ССР,

СИ их

равлять по адр:
Жюри конкурса.

часов по телефонам:

отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино,
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича. 7.
	‚Адрес. редакнии: Москва,. Цветной. бульвар,. 25. Тедефоны: секретариат, _