ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	УССТВО
		Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам ‘архитектуры при Совете Министров СССР
	Суббота, 8 янва
	Навстречу XI ¢
	Молодежь театров столицы дея-
тельно готовится к знаменательному
событию — ХГ. Всесоюзному: ‹с’езду
комсомола.

Хорошую инициативу проявила ком-
сомольская организация Большого те-
атра. Она обратилась с призывом ко
всей театральной молодежи Москвы
встретить с’езд новыми творческими
успехами. При этом_молодежь ГАБТ
взяла на себя ряд обязательств.

Решено в нерабочее время подго-
товить отчетный  концерт—творч®-
ский рапорт молодежи Большого те-
атра делегатам ХТ с’езда ВЛКСМ. В
канун открытия с’езда молодежь
Большого театра даст два отчетных
концерта для комсомольского актива
Москвы и один—в Ленинграде. Де-
сять отчетных концертов лучших мо-
лодых исполнителей состоятся на
крупнейших предприятиях столицы.
Решено также провести в дни подго-
товки к С’езду 12 концертов-бесед
‘для учащихся школ столицы. В сере-
дине февраля начнется декада смот-
ра новых молодых исполнительских
сил театра.

Комсомольцы Большого театра
призывают ‘молодежь учреждений
искусств столицы ознаменовать днч
подготовки к с’езду усилением идей-
но-политической и воспитательной
	Наступивший 1949 год является
юбилейным для узбекского народа:
исполняется 25 ‘лет со дня образова-
ния Узбекской Советской Социали-
стической Республики. Эта ‚знамена-
тельная дата обязывает нас к новым
достижениям во всех областях строи-
тельства, экономики и культуры. На-
‘род ждет еще‘более напряженной и
плодотворной ‘работы и от деятелей
искусств.

Исторические постановления’ ЦК
ВКП(б) по идеологическим вопросам
оказали неоценимую помощь Tear-
ральным коллективам, композиторам
и художникам Узбекистана.
`В прошедшем 1948 году репертуар
театров пополнился рядом произведе-
ний советских драматургов . Узбеки-
стана, братских республик Советско-
го Союза, а также классиков русской
и западноевропейской — драматургин.
	Однако’ в репертуаре театров еще не-
	достаточно спектаклей, которые от-
вечали бы возросшим требованиям
народа и достойно отображали много-
гранную жизнь трудящихся респуб-
лики.

Значительны успехи наших худож-
ников. В прошедшем году лучшие
картины Ш. Хасановой, 3. Ковалев-
ской, С. Абдуллаева, У. Тансыкбае-
ва, В. Уфимцева, Л. Абдуллаева и
других экспонировались на вресоюз-
ных и международных выставках.

Ташкентская студия художествен-
ных и документальных фильмов,
вслед за ‚удостоенной Сталинской
премии картиной «Алишер Навои»,
выпустила фильм «Дочь Ферганы»,
рассказывающий о борьбе узбекского
народа за под’ем хлопководства.
	Но еше многое нужно сделать ра-.
	ботникам искусств, чтобы осущест-
вить указания ЦК ВКП(б). ЦК
КП(б)Узбекистана. и правительство
	республики принимают все меры к
тому, чтобы. в юбилейном 1949 году
искусство Узбекистана шагнуло впе-
ред, оправдало надежды и чаяния
своего народа, стало верным его по-
мощником и учителем в борьбе за
построение коммунизма.

Мы намерены значительно расши-
рить репертуар театров Узбекистана
за счет новых пьес узбекских драма-
тургов. В Театре им. Хамза и в об-
ластных театрах пойдут пьесы «Нов-
бахор» («Новая весна») Уйгуна, рас-
сказывающая o борьбе узбекских
колхозников за хлопок, «Комалат»
(«Творцы жизни») молодого  драма-
турга-врача Джумаева, посвященная
новаторам- медицины. В репертуар
драматических театров включена пье:
са Сафарова «арк тангида» («На
заре востока»), повествующая о рево-
	ря 1949 года

зыстрее двигать виерел
	современной русской оперы, ни
русской симфонии, ни русского роман-
са, отвечающих запросам советского
народа. В произведениях большинства
русских композиторов, показанных на
пленуме, слабо отражена русская на-
	циональная тематика и недостаточно
	выявлены связи с совремевным рус
ским фольклором. Известных положи-
тельных результатов достигла лишь
группа композиторов, работающих над
созданием произведений для оркест-
ра русских народных инструментов.
	`Некоторые из них, как, например, Бу-
	AAaWIKHH, достигли весьма эначитель>
ных творческих успехов, и вполне ве-
	_ СОВЕТСКУЮ МУЗЫНУ
	На-днях закончил свою работу
Второй пленум правления Союза co-
BETCKHX композиторов ОССР, обсу-
дивший первые итоги деятельности
советских композиторов и музыкове-
дов после исторического постановле-
ния ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая
дружба» В. Мурадели».

Прошедший пленум со всей яс-
ностью показал ту великую оздорови-
тельную роль, которую сыграли в му-
зыкальной жизни СССР историческое
решение партии и выступления
товарища А. А. Жданова на совеща-
нии деятелей советской музыки в ЦК
ВКП(б).

150 произведений самых различных
жанров, исполненных в концертах
пленума, показывают, что советские
композиторы овладевают ясным, реа-
листическим, доступным широким
массам слушателей музыкальным
	языком. Особенно- радостно то, что в
этом стремлении научиться говорить
	‚этом стремлении научиться товори1ь
языком, понятным народу, больших
успехов достигли наши национальные
музыкальные кадры. Исполненные на
пленуме «Кантата о Родине» А. Ару-
тюняна, скрипичный концерт литов-
ского композитора Дварионаса, кан-
тата о Сталине эстонна Вырка, фор-
тепианный концерт дагестанца Га-
санова, струнный квартет укра-
инца Филиппенко, симфонические
мугамы азербайджанца Амирова, сим-
фониэтта на еврейские темы Вайнбер-
га, фортепианные прелюдии молодого
армянского композитора Гаянэ Чебо-
тарян, романсы Мачавариани и Габич-
вадзе, некоторые песни молдавских и
	грузинских композиторов показали,
что в любом жанре реалистическое
музыкальное. произведение может
	быть создано только тогда, когда
композитор твердо опирается на про-
грессивный народный музыкальный
язык, творчески использует богатей-
шую сокровищницу песенных и инет-
рументальных интонаций, бытующих
в народе, творчески развивает. тради-
ции мировой и в первую очередь рус-.
ской музыкальной классики.

Важнейшим результатом пленума
следует считать то, что на нем ‘была
представлена талантливая композитор-
ская молодежь, стоящая на правиль-
ных реалистических путях и обещаю-
щая дать в ближайшем будущем не-
мало ценного советсёой музыкальной
культуре.

Однако не следует обольщаться
первыми успехами. Формализм еще
живуч и ‘нередко переходит в прямое
наступление. В самом деле, чем иным,
как не вылазкой формализма, можно
назвать состоявшийся недавно в Ле-
нинграде в Академическом театре
им. Кирова конпертный показ новой

- оперы Сёргея Прокофьева «Повесть
	чзведений самых различных   POATHO, что именно работа в этой 00-
исполненных в концертах   ласти, где композиторы говорят Ha-

показнрают что советские  Стоящим русским языком, послужит
	ласти, где композиторы говорят на-
стоящим русским языком, послужит
мощным стимулом к последующему
созданию русских советских музы-
кальных произведений во всех жан-
рах.
Русская музыкальная культура мо-
гла бы быть показана на пленуме
значительно ярче и полнее. В дни
пленума не‘ прозвучали произвеления
многих крупных представителей реа-
листического направления в русской
советской музыке. Сочинения Хрен-
никова, Захарова и Чулаки совсем не
исполнялись на пленуме. Коваль и
Шапорин были представлены далеко
не в полную меру своих творческих
возможностей. Полностью отсутство-
вало в концертах пленума творчество
композиторов среднеазиатских рес-
публик, где настроения самоуспокоен-
ности и отсутствие принципиальной
большевистской критики и самокри-
тики в композиторской среде привели
к недопустимому творческому отста-
ванию.

Пленум показал, что кризис совет.
ского оперного жанра еще ни в коей

‘мере не получил своего разрешения.

Полное отсутствие каких-либо успе-
хов в этом важнейшем виде музы-
кального творчества заставляет CO
всей остротой поставить перед компо-
зиторами и музыковедами вопрос о
том, что все творческие силы нашего
музыкального фронта должны быть
брошены сейчас на создание полно-
ценных советских опер.
	Аналогичное состояние переживает
и программно-симфоническая музыка.
Таким образом наиболее ответствен-
ные задачи, выдвинутые партией пе-
ред советскими композиторами, еще
не выполнены. г

В постановлении ЦК ВКП(б) было
отмечено «совершенно нетерпимое со-
стояние советской музыкальной кри-
тики». едует признать, что наши
критики и музыковеды до сих пор
не перестроились. За И месяцев, про-
телших со дня постановления ЦК
		ee NE OE On чае

о настоящем человеке»? В этой опе-
pe, оперируя приемами мМодернисти-
ческого искусства и грубого натура-
лизма, отказавшись от мелодичности,

С. Прокофьев исказил идейное содер-

жание повести Б. Полевого, рисующей
образы советских воинов-героев. Яв-
ственно ощущались элементы форма-
листического мышления и в некото-
рых произведениях, исполненных в дни
пленума. В частности, это относится
к симфонии «Юность» Левитина—ком-
позитора, до сих пор. к. сожалению,
еще не избавившегося полностью от
своих формалистических увлечений.

На пленуме обнаружилась и другая,
не менее опасная, тенденция части на-
ших композиторов — ретроспектив-

ные настроения, стремление пассивно

подражать классикам, слепо копиро-
вать приемы классической музыки.
Эта линия уводит ‘композиторов от
нашей современности на путь псевдо-
реалистического стилизаторства, и В
результате на свет появляются такие

ничего не сделали. Результаты их ра-
боты трудно заметить на страницах
  нашей общей и даже специальной пе-
чати. Голоса критиков почти не слы-
шно на обсуждениях новых произве-
  дений в Союзе советских  композито-
  ров. Если кто-либо из музыковедов
 и <осмеливается» выступать в печати,
то почти всегда по «нейтральным»,
малозначушим вопросам. В этих усло-
виях не приходится даже и говорить
о воспитательной, орРанизующей и на-
правляющей роли критики.

В этом большая вина музыковедче-
ской комиссии Союза композиторов,
которая все это время фактически
безлействовала и ни в коей мере не

являлась творческим организующим
центром советского  музыкознания.
Неудовлетворительные — выступле-
ния руководителей — музыковедче-
  ской комиссии. на пленуме по-

\казали, что в Союзе советских KOM-
позиторов еще очень плохо постав-
  лена‹ работа: пю идейно-политическо-
	му воспитанию музыковедческих кад-
ров и’ контроль за их деятельно-
стью. Серьезных упрекон заслужива-
ют также’ журнал «Советская Музы-
ка» и газета . «Советское искусство»,
‘которые не сумели сплотить вокруг
‘себя авторский  музыковедческий
актив. 3

Недостатков в работе Союза ком-
	озиторов еще немало; централь
‘периферийные органязации ВЕ  ae
		сумели еще ‘установить должных свя-
	‘зей с общественностью нашей
	ны’ композиторы в своей творческой
	лишенные жизненвой силы произве-
дения, как, например, исполненные на
пленуме романсы на тексты советских
поэтов Ракова, некоторые романсы
Шапорина, фортепианный  конперт
Ходжа-Эйнатова, симфоническая сю-
ита Бирюкова и другие.

Нельзя считать благополучным по-
ложение в области массовых музы-
кальных жанров. Последнее время
композиторы много и активно работа-
ли над созданием новых песен, мар-
шей, произведений танновально-раз-
влекательного характера. Тем не ме-
	а en eee ЕН Е Е OE

ных артистов, режиссеров, театрове-   Зале имени П. И. Чайковского состоя-
дов. лось торжественное заседание, посвя-
щенное 100-летию со дня рождения

Эчо—лалека. нё NOWHNH  mMepedeHb  e даа
	болгарского поэта и революционера
Христо Ботева. Оно было организова-
но Союзом советских писателей
СССР,  Славянским комитетом СССР
и Всесоюзным Обществом культурной
связи с заграницей.

В зале присутствовали представи-
тели общественности столицы, главы
	и динломатический состав посольств
и Миссий стран народной демократии,
студенты и аспиранты из стран Ha-
родной демократии, обучающиеся в
 высших учебных заведениях Москвы.

Во вступительном слове академик
Н. С. Державин заявил:

— Мы собрались сюда, чтобы тор-
жественно отпраздновать 100-летие со
дня рождения великого сына брат-
ского болгарского народа Христо Бо-
тава. Христо Ботев был пламенным
революционером, организатором наци-
бнально-освободительной борьбы,
вдохновенным поэтом революции в
лучшим ее публицистом.

Сегодня вместе с болгарским наро-
дом мы чтим память болгарского поэ-
та-революционера, который для нас,
		c6eC€3008
		мероприятии, которые намечено осу-
ществить для дальнейшего развития
искусства’ узбекского народа. Повсе-
дневная помощь партии и правитель-
ства, благотворное влияние искусст-
ва великого братского русского на-
рода — залог того, что эти планы бу-
	лут полностью осуществлены.
	ТАШКЕНТ. (По телефону от кор-
	респондента «Советского — искус-
ства»).
	ны и обсуждены отчетные доклады
местных профорганизаций Рабис и. из-
брань делегаты на ХИ Всессюзный
с’езд профсоюза работников искусств.

31 января откроется Ленинград-
ская областная конференция профсо-
юза работников искусств, 2 февраля
в Киеве—конференция профсоюза Ра-
бис Украинской ССР и 10 февраля
— Московская областная конферен-
Пия.

езду номебыола

работы среди молодежи, направитв
все ее усилия на дальнейший под’ем
	советского искусства, самого передо:
вого в мире.
	Призыв молодежи ГАБТ` нашел
живеййий отклик в театрах столицы,
	— Достойную встречу Всесоюзно-
му сезду ВЛКСМ готовит молодежь
Театра им. „Ленинского комсомола.
Организуются доклады и лекции, по-
священные истории ленинско-сталин-
ского комсомола, его борьбе на фрон-
тах Отечественной войны, его герои-
ческим трудовым будням. Специаль-
ный вечер молодежь театра’ посвя-
щает теме «Комсомол в искусстве».
Комсомольцы готовят большой теат=
рализованный концерт «Юность ком-
сомольская моя», в котором заняты
все молодые творческие силы. Этот
концерт-спектакль будет ‘показан на
крупнейших. предприятиях Москвы.
	3 Театре драмы’ силами молодежи
готовится новый спектакль «Вей, ве-
терок» латышского классика Я. Рай-
ниса. Спектакль ставит молодой ре-
жиссер Д. Вурос.
	В ряде театров Москвы готовятся
выставки, отображающие роль комсо-
мола в жизни нашей страны. Органи-
зуются также выставки на тему «Ком:
сомол в искусстве».
	сство Узбекистана
юбилейном голу -
		‚Народный художник Урал Тансык-
баев в картине «Обеденный перерыв
в колхозе» покажет изобилие колхоз-
ной жизни. Советскому студенчеству
посвящает свое полотно С. Абдул-
лаев. Х. Абдуллаев готовит галлерею
портретов знатных колхозников, вид-
ных деятелей искусств и литературы.
Скульптор Массонц работает над
портретами Героя Советского Союза
и Героя Социалистического Труда
Трайнина и бывшего бойца партизан-
ских отрядов Белоруссии Героя Со-
ветского Союза М. Тапвалдыева. Но-
вые картины готовят художники
В. Уфимцев, В. Кедрин, Ф. Грищенко
и другие.
	Крупнейшие художники республи-
ки-примут участие в групповых от-
четных выставках, которые намечено
организовать в столице нашей Роди:
ны— Москве,

Благотворное влияние на работу
композиторов Узбекистана сказало’
постановление. ЦК ВКЯ1(б) об опере
«Великая дружба». Выполняя истори:
ческие указания партии, композиторы
‘активизировали свою творческую дея-
тельность. Однако положение в 0б-
ласти музыкального’ творчества еще
явно неудовлетворительно. Komno-
зиторы Узбекистана еще в большом
долгу перед своим народом.
	ЦК Кб) Узбекистана -и прави-
тельство республики приняли реше-
ние провести в честь юбилея Узбеки-
стана третью республиканскую олим-
пиаду художественной самодеятельно-
сти и выставку произведений народ-
ного творчества.
ных и документальных фильмов вы-
пустит полнометражный — докумен-
тальный фильм «Советский Узбеки-
стан», 48 номеров киножурнала «Со-
циалистический Узбекистан» и 2 ко-
роткометражных фильма. Творческий
коллектив студии приступил к с’емке
нового художественного фильма 06
узбекских хлопкоробах.
	Знаменательным событием вкуль-
турной жизни республики явится пер-
вый выпуск студентов  Среднеазиат-
ского института театрального искус-
ства им. Островского. Узбекские и
русские театры республики получат
новый ‘отряд высококвалифицирован-
	„Беседа с зам. председателя
Совета Министров
Узбекской ССР
Р. ГУЛАМОВЫМ
		Репертуар узбекских театров по-
полнится и пьесами писателей брат-
ских республик и классиков. Включе-
ны в репертуар пьесы Ш. Дадиани
«Из искры» и П. Павленко «Счастье»,
«Гамлет», «Без вины — виноватые»,
«Учитель танцев».

Обновится репертуар в театрах му-
зыкальной драмы и комедии. В день
75-летия со дня рождения крупней-
шего узбекского народного шаира
Фазыла Юлдашева Театр им. Мукимя
покажет музыкальную драму «Алпа-
мыш», написанную по мотивам  соб-
ранного Юлдашевым народного эпо-
са. В день выборов народных судов
будет показана пьеса Хамза «Козыха-
на», разоблачающая продажность су-
дебных органов в дореволюционном
‘Узбекистане. В ряде театров намече-
но поставить музыкальную драму
А. Турдыева «Аскадсадо» («Поеди-
нок»)—о помощи узбекского народа
фронту, а также оперетту «Свадьба в

алиновке».
	Государственный театр оперы и ба-
лета им. Навои летом посетит столи-
цы Азербайджана, Грузии и Армении.
К гастролям коллектив подготовит
оперу В. Успенского и Г. Мушеля
«Фархад и Ширин», «Тахир и Зух-
	pa» Т.* Джалилова и ПШ. Бровцина,
	«Иоланту» 11. Чайковского и новую
оперу на современную тему; над ко-
торой сейчас работает группа либрет-
тистов ‘и. композиторов. Балетная
труппа осуществит постановку нового
узбекского балета Г. Мушеля «Бале-
рина» и балета Р. Глиэра «Красный
мак». г

Государственный театр, русской
драмы им. Горького, отмезающий в
этом году свое 15-летие, покажет в
первом полугодии ‘пьесы  «Уриель
Акоста» К. Гуцкова, «Вишневый
сад» А. Чехова, «Укрощение строп:
тивой» В. Шекспира.

В Узбекистане начата подготовка
к 150-летию со дня рождения А. С.
Пушкина. В дни юбилея на сценах
узбекских и русских театров будут
показаны драматические  произведе-
ния великого русского поэта.

Значительно повысилась  творче-
ская активность художников,  гото-
вящих новые произведения для юби-
лейной выставки, посвященной 25-ле-
тию Узбекской ССР. — Живописцы,
графики и скульпторы отобразят в
своих произведениях становление со-
ветской власти в Узбекистане, разви-
тие промышленности и сельского хо-
зяйства, культуры и науки, благо-
устройство городов и колхозов.
	ХИ Всесоюзный с’езд профсоюза  Рабис
	кусств и выборы делегатов на Всесо-
юзный с’езд профсоюзов.

Сейчас проходят областные, крае-
вые и республиканские конференции
профсоюзных организаций работников
искусств. Такие конференции уже со-
стоялись в Баку, Воронеже, Саратове,
Краснодаре, Новосибирске, Казани,
Горьком, Ярославле, Калинине, Уфе,
Смоленске и других городах страны.
На конференциях были заслуша-
	Праздничная декада в театрах Белоруссии
	К. Крапивы, «Последние» М. Горь-
кого, «Московский характер» А. Соф-
ронова и др. В конце декады Театр
им. Янки Купалы покажет премьеру
новой пьесы А. Кучера—<«Это было в
Минске». Спектакль повествует о ге-
	роической борьбе белорусских парти-
зан.
	Премьерой другой’ новой пьесы бе-
лорусского драматурга В. Полесского
«Песня наших сердец» открыл юби-
лейную декаду Драматический театб
им. Якуба Коласа.
	Лучшие оперные и балетные поста-
новки показывает в дни декады Го:
сударственный театр оперы и балета.
	Большой интерес вызвала открыв-
шаяся в столице Белоруссии  юби-
	лейная выставка изобразительного
искусства.
	советских людей, дорог, в частности,
тем, что, получив свое литературно-
художественное и политическое вос-
питание в России, в среде передовой
демократической русской обществен-
ности 60-х голов, он никогда не поры-
вал своих связей с великим русским
народом. Верный заветам Ботева, бол-
гарский народ неустанно  крепит
дружбу. е великим Советским Союзом,
освоболившим Болгарию от фашист-
ского рабства.
	‚ С докладом «Болгарский позт-рево-
люнионёр Христо bores» выступил
писатель А. А. Сурков.

В заключение выступил Чрезвычай-
ный и .Полномочный Посол Болгар-
ской Народной Республики в СССР
г-в Н. Николов, поблагодаривший ‘от
имени болгарского народа инициато-
ров организации чествования 100-ле-
тия со дня рождения Христо Ботева..

Свою речь г. Николов закончил
здравицей в честь советско-болгар-
ской дружбы, в честь Советского Co-
юза и его армии, в честь ра
И. В. Сталина.

Были исполнены Государственные
Гимны Болгарии и СССР. Затем был
дан концерт с участием болгарских и.
советских артистов.
	eI
	Сцена из спектакля «Сын пол-
ка» в постановке Армянского те-
атра юного зрителя имени Ми-
кояна (Ереван). Ваня Солнцев —
Г. Капланян, капитан Енакиев —
	П. Сантросян. Фото „1. Раскнна.
	20-ЛЕТИЕ
СТЕННОЙ ГАЗЕТЫ
	ЛЬВОВ. (Наш корр.). Исполвилось
20 лет со лня выхола в свет первого
	Радостно и торжественно праздну-
ет народ Советской Белоруссии юби-
лей своей республики. Это знамена-
тельное событие белорусские театры
ознаменовали проведением юбилейной
декады.

По ‘телефону из Минска нам сооб-
WHITH:

‚ — В праздничные дни театры рес-
публики переполнены. Юбилейную
декаду открыл старейший в респуб-
лике Белорусский государственный
драматический театр им. Янки Купа
лы. Шел спектакль «Констаптин За-
слонов». В роли Заслонова с большим
успехом выступил Б. Платонов, удо-
стоенный на-днях звания народного
артиста СССР. На. сцене театра идут
в эти дни лучшие постановки. В чи-
сле их—«Павлинка» Я. Купалы, «Кто
смеется последним» и «С народом»
	Памяти великого поэта Болгарии
	6 января, в Москве в концертном
	ee ee ee ee NE De

WX CO дня постановления ЦК   люционных событиях 1917 года. Роль
2}- советекие музыговель почти партии_в. борьбе за выполнение после-

В ЗА К а аь. КАМ.
	военной сталинской пятилетки : отра-
	го узоекского  драматурта
Мухтара.
	Началась подготовка к ХИ Всесо-
юзному с’езду профессионального со-
юза работников искусств. На с’езд,
который откроется 10 марта в Моск-
ве, прибудут 150 делегатов. Они за-
слушают и обсудят отчетный доклад
о работе центрального комитета проф-
союза Рабис и отчет ревизионной ко-
миссии. Затем состоятся выборы цен-
трального комитета и ревизионной ко.
миссии профсоюза работников ис-
	Сцена из спектакля «Бесталанная»
в постановке Украинского госу-
дарственного музыкально-драма-
тического театра имени Ивана
	Франко. Игнатий — Г. Вегера,

Варвара — Н. Ужвий.
Фото Л. Раскина.
		По ролно
	КИЕВ. (Наш корр.). Вместе со все-
ми трудящимися Украины, взявшими
обязательство отметить предстоящий
25 января 1949 г. ХУГ сезд комму-
нистической партии большевиков УК-
раины трудовыми достижениями, к
этому знаменательному событию го-
	товятся и работники искусств. повые.
	произведения пишут КоМПоЗигоры
Киева. Над кантатой на текст изве-
стной поэмы Павло Тычины «Партия
ведет» работает А. Штогаренко. Се-
рию хоров а сарейа на тексты Пуш-
кина, Шевченко и украинских созет-
ских поэтов пишет Б. Лятошинский,
«Торжественный марш» в честь с’ез-
	ТЕАТР, СОЗДАННЫЙ
ПО ИНИЦИАТИВЕ М. В. ФРУНЗЕ
	ШУЯ. (Наш корр.). Драматический
театр им. М. Горького отмечает 30-
летие своёго существования. Создан-
ный в 1918 году по инициативе пер-
вого председателя исполкома ШУй-
ского Совета рабочих, крестьянских и
красноармейских депутатов М. .
Фрунзе, Шуйский городской театр зг
триднать лет осуществил свыше 403
постановок и сыграл около 10.099
спектаклей. На этих спектаклях по-
бывало почти 4 миллиона зрителей. В
репертуаре юбилейного сезона пьесы:
«Зыковы» М. Горького, «Московский
характер» А. Софронова, «Губернатор
провинции» бр. Тур и Л. Шейнина,
«Последняя жертва» А. Островского,
«Комедия ошибок» В. Шекспира.
	АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
ЛАТВИИ
	РИГА. Установлены первые охран-
ные мемориальные доски на памятни-
ках архитектуры, которыми богаты
горола Латвии. Под охрану государ-
ства взято девять памятников союз-
ного значения и около 750 республи-
канского. Район Старой Риги, горола
Цесис и Кулдига об’явлены архитек-
турными заповеднижами.
	Охранными — досками отмечены
ПЦесский, Яунпилсский, Эдольский
и Межотненский средневековые зам-
ки, Даугавпилсская` крепость, поро-
ховая башня в Риге, остатки рижеких
крепостных стен и многие другие па-
MATHHEH.

Сейчас группа архитекторов вачала
разработку технических проектов pe-
ставрации наиболее ценных памятни-

ков старины,
войны.

постралавших A POA
	В честь партийных
	‚да — А. Зноско-Боровскии, новую
‚ песню — А. Рябов.
  Выставку студенческих работ нз
темы из жизни и революционной дея-
тельности В. И. Ленина и. И. В.
Сталина готовит › республиканское
  художественно-промышленное учили-
ще, й о
  Ряд ° тематических киножурналов
посвящает с’езду Украинская студия
хроникально-документальных ‘ филь-
MOB. А
1m :
СТАЛИНАБАД. (Наш корр.). Кол;
лектив Таджикского академического
	ПОЧЕТНЫЕ. ГРАМОТЫ
РАБОТНИКАМ КИНО
	в

КИШИНЕВ. (Наш xopp.). 3a cos-
дание документального фильма «Co-
ветская Молдавия» Президиум Вер-
ховного Совета Молдавской ССР
наградил участников с’емочного кол-
лектива почетными грамотами.

Кинорежиссер М.  Билинскому
присвоено звание заслуженного дея-
теля искусств Молдавской CCP.
	В КИНОСТУДИЯХ
СТРАНЫ
	РИГА. Студия художественных и
хроникальных фильмов выпустила ва
экраны . республики киноочерк «Зо-
лотые руки». Фильм рассказывает ©
творчестве народных мастероз Jlar-
вии — резчиков по дереву, чеканщи-
ков. вышивальщиц.
	ТАШКЕНТ. Студия художествев-
ных фильмов закончила с’емки кино-
очерка о колхозе «Полярная звезда»
Средне-Чирчикского района. В филь-
ме отражены трудовая жизнь, куль-
тура и быт передового в республике
колхоза.

АЛМА-АТА. Алма-Атинская кино-
студия художественных и докумея-
тальных фильмов ‘начала дублирова-
ние на казахский язык фильма «По-
весть о настоящем человека».
	ТЕАТР МОЛОДОГО ГОРОДА

МОЛОТОВСК, {Наш корр.). На бе-
регу Белого моря 12 лет назад воз-
ник город Молотозск. В молодом го-
	  роде успешно работает драматический
	театр, который недавно показал  пре-,
мьеру пьесы Б. Лавренева «Разлом».
Сейчас коллектив театра работает
над пьесой молотовского драматурга
Ю, Грачевского — «В большое пла-
вание».
	театра драмы am. Jlaxyra решил
ознамёновать открытие УП с’езда
КП(б) Таджикистана выпуском премь-
еры пьесы местных драматургов С.
Саид-Мурадова и М. Рабиева  «Сао-
дат». з

Пьеса, рассказывающая о жизни и
труде таджикских хлопкоробов, ©
под’еме ‘культуры, о неустанной борь-
бе партий ‘с остатками феодально-
байских  пережитков в сознании лю-
дей; проявляющихся в отношении &
женщинам, создавалась драматур-
рами в тесном контакте с коллекта-
вом театра. Поставили спектакль
Е. Мительман и С. Рахимов.
			тически связаны с жизнью советско-
го ‘народа; мало практикуются выез-
ды и творческие командировки компо-
зиторов ‘На периферию, на новострой-
ки, в воинские части, а также твор-
ческие отчеты композиторов на пред“
	‘приятиях, фабриках, заводах, колхо-
	зах, живые встречи композиторов ©
широкой аудиторией,

Велики задачи, стоящие сейчас. пе-
рел Союзом советских композиторов.
Острая, непримиримая борьба против
формализма во всех его проявлениях;
решительное усиление работы по по-
вышению идейно-политического уров-
ня композиторов и их профессиональ-
ного мастерства; приближение компо-
зиторов к жизни советского народа,
к его устремлениям и чаяниям; все-
мерное стимулирование создания но-
вых, высокохудожественных и идей-
 но-содержательных музыкальных про-
изведений, в первую очередь в обла-
сти оперного и симфонического Ттвор-
чества, — все это должно быть сей-
час в центре внимания композитор-
ской общественности.

i ee A
	И если все творческие работники
	нашего музыкального фронта дружно.
направят свои усилия на быстрейшее
создание той могучей советской му-
зыки. © которой говорил товариш.
	ЗИ, GF RUPP POR Ee eh a
`Жланюв. нет сомнения в Том, что в
	самое короткое время советские KOM-
позиторы с честью выполнят великие
залачи, которые поставили перед ни-
	ас нет ни !ми наша партия, наш советский народ.
cc re }
	Накануне ленинских дней
		Государственное издательство «Ис-
кусство» выпускает к 25-летию CO
дня смерти В. И. Ленина плакаты
художника И. Тоидзе «Ленин был
	eT

рожден. для революции» (Сталин}»,
	«Под знаменем Ленина, NOR води-
тельством Сталина, вперед к комму-
низму!» и плакат художника И. Се-
ребряного «Ленин жив вечно!».
si

УЛЬЯНОВСК. В Ульяновском об-
ластном Дворце книги имени В. И.
Ленина состоялось восемь ленинских
чтений. На них присутствовало свыше
4 тысяч человек Были прочитаны
	и начало революционной деятельно-
сти В. И. Ленина», «Ленин и Сталин
—великие организаторы Октябрьской
социалистической революции», «Уче-
ние Ленина и Сталина о победе со-
пиализма в СССР» и на другие темы.

Деятельно готовится к ленинским
дням Ульяновский филиал Централь-
ного музея В. И. Ленина. Сюда по-
ступили новые экспонаты. Среди них
— макет дома в селе Шушенском, в
котором жил Владимир Ильич. нахо-
дясь в ссылке. Научные работники
музея читают ‚лекции о биотрафии
В И Ленина, о его оеволючноннай
	достижения в этой области нельзя.
Поэерхностность, штамп, недостаточно.
полное и глубокое отражение совре-
менной действительности, сужение
тематики наблюдаются в работе боль-
шинства песенников. Ряд авторов до
сих пор прололжает декларировать
свою приверженность к узкому кругу
лирических образов,  отгораживаясь
тем самым от насущных задач и мно-
гообразных творческих тем, вылвига-
емых кипучей созидательной деятель-
ностью советских людей.

Это чрезмерное пристрастие компо-
зиторов к лирически пассивным и со-
зерцательно-бесстрастным образам в
своем творчестве ощущается, к со-
жалению, и в других жанрах. Многие
авторы и симфонических, и камер-
ных, а иной раз и кантатно-оратори-
альных произведений чураются ост-
рых, волнующих тем, героических об-
разов, воспевающих нашу прекрасную
действительность, воспевающих на-
пряженный труд советских. людей, их
борьбу за построение . коммунизма.
Именно этим следует об’яснить и от-
сутствие до сих пор в нашем концерт-
ном репертуаре троизвелений, полно-
‘ценно раскрывающих великие образы
Ленина и Сталина.

Нельзя пройти и мимо очень суще-
ственного недостатка в развитии на-
шей музыкальной культуры, выявив-
_шегося на пленуме, — некоторого
творческого отставания современной
русской музыки. Сейчас нет ни
		ЕРЕВАН. (Наш корр.). В Союзе
совелёких композиторов — Армении
	состоялось прослушивание и обсуж-
дение новой детской оперы компози-
тора А. Тер-Гевондяна ` «Берберо».
Автор либретто — драматург Л. Са-
гателян.
‚ Новая опера рассказывает © тяж:
кой жизни чернокожего мальчика
Берберо в колониальной стране -и ©
том, как он нашел свою настоящую
родину в Советском Союзе.
Композитор использовал армянский
		РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

ВОРОНЕЖ. Подведены итоги уче-
бы большой группы работников ис-
кусств, закончивших первый курс
городского университета марксизма-
ленинизма. Артисты Драматического
театра, Областного театра музы-
кальной комедии, филармонии, рус:
ского народного хора, Театра юного
зрителя, художники, педагоги музы-
кального училища и руководители
учреждений искусств сдали экзаме-
ны по истории народов CCCP, диа-
лектическому и историческому ма-
териализму.

Для плодотворной учебы работни-
ков искусств были созданы необхо-
	’димые условия. занятия группы про-
	водились дважды в неделю. На эк-
заменах 90 процентов учащихся по-
лучили отличные и хорошие оценки.

На втором курсе работники ис-
кусств будут изучать историю
ВКП(б). психологию и марксистско-
	`’ленинскую эстетику.
	музыкальный фольклор, включил В  номера.стенной газеты Драматическо-
оперу армянские народные песни   го театра’им: М. Заньковецкой.

танцы. . В начале декабря 1928 гола во
время. гастролей тогда еще молодого

ВЫСТАВКА театра по городам УССР в городе

НА АГИТПУНКТЕ Луганске (теперь  Ворошиловград)}

На   ЗЫ Шел первый номер стенгазеты
КУЙБЫШЕВ. (Наш sopp.). 2   «Заньковчанин». Организатором ее
агитпункте 31-го избирательного   был актер Д. Дударев — ныне ва-
	родный артист УССР.
«Заньковчанин» занял первые ме-
ста на’ республиканских выставках
стенгазет в 1929 и 1930 гг. За 20 лет
вышло 300 номеров стенгазеты.
	ДОМ ХУДОЖНИКА
В СМОЛЕНСКЕ
СМОЛЕНСК (Наш корр.). До вой-
	ны в Смоленске был.Дом художни-
	ка. Фашистские оккупанты разруши=
ли его.

Сейчас горисполком вынес решение
о предоставлении художникам зово-
го помещения; Им ‘выделено большюе
здание на Большой Советской улице.
В 1949 году оно будет восстановле-
но и капитально реконструировано.
Здесь решено оборудовать выставоч-
ный зал, студию, мастерские.

Архитектурный проект Дома ‘хуя
тожника ’ выполвяют ‘архитекторы
	’Орун и Шестопал.
	участка Фрунзенского района по вы-

борам народных судей и народных‘

заседателей Областной дом народ-
ного творчества открыл вторую обла-
стную выставку произведений ху-
дожников-сАмоучек.  Экспонировано
более 150 работ: живопись, графика,
резьба и выжигание по дереву, Че-
канка по металлу и художественная
вышивка.

Участник Отечественной войны А:
Прокопенко из Чапаевска представил
на выставку ряд картин, в’ которых
запечатлены боевые эпизоды Отече-
ственной войны.

Внимание посетителей привлекают.

фронтовые зарисовки студента Куй-
бышевского строительного института
И. Собачкина. Рядом экспонированы
работы учителя Кинель-Черкасской
средней школы № 1 М. Кочеткова,
написанные маслом: «Танковая заса-

да», «После боя» и ряд этюдов ок- дожника
рестностей Кинель-Черкасс.   Орун и
	. MABERGARSvEBaTUR AB BURESSERASsesESSTT
	яв,
	«ВЕСНА В САНЕПЕ»
СУХУМИ. (Наш корр.). Сухумский.
	государственный театр принял к HO-
становке новую пьзсу «Весна в Са-
кене»., Льесу написал драматург А.

Месхи по повести абхазского писате-

ля Георгия Гулиа.
	тя Вары у ея >

лекции’ «Летские и юношеские годы ! деятельности.