СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Sa GOBBYID TEONIO
нзобразительных иснусств
	х
А ГЕРАСИМОВ,
	вания мыслей и прак*.
тики буржуазного ис-
кусства эпохи импе-
рйализма было бы
другой ошибкой —
«левапким» заскоком,
	nn и ДНЯ 7
сессии кадемии А
художеств CCCP по- А. ГЕРА

4 президент
ставлены важнейшие художест
вопросы теории и .
критики советского <

изобразительного искусства, без на-
учно-обоснованного решения которых
невозможно далыне двигать развитие
нашей живописи, скульптуры, графи-.
ки и народного искусства,

Причины идеологических ошибок и
все еще имеющегося отставания на-
шего искусства от советекой дейст-
‘вителыьности, от насущных
‘ний советского народа кроются преж-
де всего в недостаточном знании твор-
ческими работниками практики ком-
мунистического строительства, в He
‘умении применить марксистско-ленин-
ское учение в художественно-крити-
ческой деятельности, в неумении ши-
роко использовать критику и самокри*
тику, как важнейшее оружие партии,
	Серьезнейшим препятствием в раз“
витии искусства, в том числе и изо-
бразительного, являются пережитки
	буржуазной идеологии в сознании И>”
	вестной части его деятелей. Эти пе-
режитки проявляются в форме пре-
клонения перед упадочным капитали-
стическим искусством Запада, в кос-
мополитизме и буржуазном национа-
лизме, в буржуазно-об’ективистском и
либеральном отношении ко всем чуж-
дым влияниям в советском изобрази-
тельном искусстве.
	Остатки формализма, натурализма,
эстетства и аполитичности все еще
живут в нашей творческой практике и
художественном образовании. Именно
здесь нужно искать корни всех идео-
логических ошибок советских худож-
ников, первопричину отставания  со-
ветского изобразительного искусства
от насущных требований партии и на-
рода.

Но во всех этих идеологических
ошибках нельзя винить одних только
художников. Несомненно, отставание
изобразительного искусства является
также и результатом отставания на-
шей теории и критики.
	Наши критики и искусствоведы,
если они действительно хотят бороть-
ся за дальнейший расивет изобрази-
тельного искусства, всегда должны
помнить ленинский завет о том, что
искусство должно быть партийным.
Задача нашей критики состоит в том,
чтобы ясно видеть противников этого
ленинского принципа, уметь pacno-
знавать те скрытые формы, приемы и
методы борьбы, которые они выдвя-
гают на каждом новом этапе разви-
тия нашего изобразительного искус-
ства, я не только видеть, но и свое-
временно давать решительный отпор
всем и есяческим противникам ленин-
ского принципа партийности искусст-
ва,

За тридцать один Год ваше изо-
бразительное искусство окрепло, вы-
росло и добилось значительных ус-
пехов. Партия вооружила мастеров
советского искусства знаниями марк-

систско-ленинской науки.
	Ратуя за чистоту «искусства для
искусства», представители формали-
стической упадочной художественной
культуры все еще надеются повер-
нуть вспять развитие советских ху-
ДОЖникКов.

И хотя в нашем изобразительном
искусстве еще не перевелись «деяте-
ли», которые все еще продолжают
вести враждебную политику про-
тив социалистического реализма, но,
конечно, не они решают судьбы на-
шего искусства. У нас найдется до-
статочно сил и возможностей проти-
вопоставить их «деятельности» пар-
тийное творчество и идейную созна-
тельность советских художников.
	В наших искусствоведческих тру-
дах, критических статьях и учебниках
за прошедшие годы формалистами
немало написано враждебного, лже-
‘научного, идейно порочного. Все это
требует не только основательного пе-
ресмотра, но и активного разоблаче-
ния. Многие «труды» и критические
«опусы» до сих пор оне только дезо-
риентируют художников, но, что са-
мое опасное, калечат и развращают
нашу художественную молодежь, сби-
вают ее с пути реалистического ис-
кусства, внушают враждебные совет-
ским людям эстетские вкусы, неверие
в свои творческие силы и пренебре-
жительное отношение к своему на-
циональному искусству. В «трудах»

таких «критиков», как Я. Тугенд-
  хольд; Н. Пунин, А. Эфрос, И. Маца,
и в критических высказываниях их
соратника О. Бескина не только при-
нижается русская национальная
школа живописи, но и отрицается.
ее историческое значение в мировом
искусстве, ее идейность, народность,
высокое художественное  достоин-
ство.

Не только эти явно враждебные
советскому искусству люди, но и ряд
очень добросовестных критиков и ис-
кусствоведов, которых нельзя обви-
нить в неуважении к русской и со-
ветской культуре, нередко допускают
об’ективистское ‘либеральное отноше-
ние к упадочному буржуазному ис-
кусству.

Советский зритель, мастера нашей
живописи, скульптуры, графики и на-
родного творчества, молодежь худо-
жественных институтов и широкая
масса художественной общественно-
сти ждут хороших, научно разрабо-
танных, теоретически обоснованных
трудов по истории русского и совет-
ского искусства, искусства нацио-
нальных республик, по марксистско-
ленинской теории искусства, ждут
монографий о великих мастерах миро-
вого и русского искусства, о совет-
ских художниках.

Нашим институтам и художествен-
ным школам необходимы настоящие
хорошие учебники и пособия по ри-
сунку, живописи, композиции, по. ис-
тории искусства и эстетике, по техно.
логии материалов.

Дать все это, к нашему сожалению,
мы еще не можем. То малое, что мы
даем, оказывается часто недоброкаче-
ственным, а иногда и просто настоя=

] щим «искусствоведческим браком».

Многое из того, что вышло из печа-
ти до Великой Отечественной войны,
страдает большими идеологическими
пороками. Вот конкретный пример.
Был издан  четырехтомный труд
«Мастера. искусства об искусстве»
под редакцией Д. Аркина и Б. Тер-
новца. Для такого труда безуслов-
но необходима не только большая
эрудиция, но и боевая. партийность:
и глубокое марксистское  пони-
мание законов исторического разви-
тия мирового искусства. Самый 0б’е-
мистый из этих четырех томов, тре-
Tuli, посвященный новому западному
искусству, — это сплошная апологе-
тика импрессионизма, постимпрессио-
низма и формализма,

В первом издании (1934 г.) авторы

‚ его заявляют:  «Отвергать  огу-
 лом опыт Запада, отказываться
	  JOM опыт запада, отказываться
  начистую от критического использо-
	ния Союза советских композиторов
			произведений, имеющих касательное
отношение для решения основной за-
дачи, занялись созданием оперных
произведений на советскую тему.
Этим самым они стали бы в аван-
гарде борьбы за решение главной за-
дачи, поставленной перед советскими
композиторами. Многие композиторы,
работающие в оперном жанре, отвле-
кают свое внимание на другие формы
музыкального творчества, замедляя
тем самым процесс создания полно-
ценных произведений для музыкаль-
ных театров.

Значительная группа композиторов,
указывает т. Горяинов, занята пере-
смотром и доделками ранее начатых

‘произведений на советскую тему, но
ведут эту работу крайне медленно. К
этой ‘группе он относит Кабалевского,
который уже год работает над новой
редакцией оперы «Семья Тараса»,
композиторов Чулаки и Баланчивадзе,
которые еще не закончили перзделок
балетов «Юность» и «Жизнь». Этим
композиторам необходимо активизи-
ровать работу. :

На пленуме много говорилось о по-
рочной опере Прокофьева «Повесть о
настоящем человеке» —Но это далеко
	не единственный факт,— говорит т, Го-
ряинов, — проявления формалистиче-
ских рецидивов в оперном творчестве.
Не менее показательна в этом отноше-
нии работа композитора Г. Попова,
	который через шесть месяцев после
постановления ПК ВКП(б) о музыке
сдал свою оперу «Александр Нев-
ский», имеющую все признаки форма-
листического произведения. В опере
«Степная быль», законченной компо-
зитором Шебалиным, тема граждан-
ской войны получила серое, унылое
музыкальное выражение. Вся опера
окрашена  скорбным, напряженным
звучанием, ее музыкальный язык не
‘развит и тускл. Эти примеры лишний
раз свидетельствуют о том, что фор-
малистическое направление еше су-
ществует и с ним надо вести жесто-
кую и непримиримую борьбу.

Говоря о секции музыкального те-
атра, организованной союзами компо-
зиторов.и писателей, т. Горяинов от-
метил, что ‘ее работа не нашла долж-
ного отражения в докладе Т. Хрен-
никова. Докладчик ничего не сказал
и о том, что после постановления ЦК
партии появился балет на советскую
тему — «Берег счастья», написанный
московским композитором Спадавек-
‘киа. Балет этот имеет ряд недостат-
	ков. Но в целом это принципиально.
	удачная попытка решения советской
темы в хореографическом искусстве.
Замалчивание этого произведения, по
мнению тов. Горяинова, не может
быть ничем оправдано.

До сих пор не привлек внимания
общественности и ряд других произ-
ведений советских композиторов. В
частности, не получила надлежащей
оценки ни в печати, ни на пленуме
опера’ Книппера «На Байкале»,
Т. Хренников в своем докладе не упо-
мянул о балете Василенко «Миран-
долина» и о балете Глиэра «Медный
всадник», который готовится к `пуш-
кинским дням в Ленинграде.

Однако’ наряду © ценными критиче-
скими замечаниями, касающимися
оперного творчества, в выступлении
т. Горяинова содержались неверные и
дезориентирующие музыкальную об-
щественность положения. Недоуме-
ние участников пленума вызвала та
часть речи т. Горяинова, в которой
он, основываясь на нескольких заклю-
‘ченных Комитетом по делам искусств
договорах и творческих заявках OT-
‘дельных композиторов, пытался соз-
`дать видимость благополучия в опер-
ном и балетном творчестве.

. ei

В прениях выступили также TT.
Д. Аракишвили, Э. Капп, Г. Веревка,
К. Данькевич, И. Шапошников, М.
Глух и др.

t
“i
	С заключительным словом высту-

пил генеральный секретарь Союза со-
ветских композиторов СССР. Т. Хрен-
HHKOB.
_-—~ Мы пока расчистили путь, —
сказал он, — для появления тех пре-
красных произведений о нашей жиз-
ни, к созданию которых ‘призывает
нас партия. Полное претворение в
жизнь указаний партии еше впере-
ди. Наша задача — всемерно уско-
рить ожидаемый всем нашим народом
расцвет советской музыки. Даже
лучшие ‘произведения, получившие
признание на пленуме, — только зар-
ницы, предвещающие этот расцвет.

У нас нет основания для ослабле-
ния боевого духа. Мы не должны раз-
магничивать себя в борьбе с форма-
лизмом, который вовсе не является
для нас лишь тенью прошлого. Фор-
мализм реально существует еще в на-
шем творчестве. Изредка он прояв-
ляется в откровенной форме, боль-
шей же частью ввыражается самыми
различными замаскированными сред-
‘ствами и приемами, отражая  бес-
страстное, холодное отношение неко-
торых композиторов к нашей дейст-
вительности.

— Само собой разумеется, —говорит
Т. Хренников,—что, несмотря на наше
обшее желание в возможно короткий
срок получить новые оперные и балет-
ные произведения, мы не можем всту-
пить на путь поблажек их недостат-
	С 21 по 29 декабря в Москве проходил пле-
нум правления Союза советских композито-
	HTOrOB TBOPYe-
	ров, посвященный подведению
	Пленум заслушал доклад’ генерального сек-
ретаря Союза советских композиторов
Т. Хренникова (изложение доклада‘ опублико-
вано в предыдущем номере газеты «Советское
искусство»). В прениях по докладу приняло
участие 27 композиторов и музыковедов.
	Ниже публикуется отчет о прениях по
докладу Т. Хренникова.
	римента для правильного творческого
развития композитора, т. Гнесин оста-
вил в тени другую сторону вопроса—
необходимость ясного представления
в каждом отдельном случае конкрет-
ной цели, к которой стремится ком-
позитор. Для того чтобы жадно ис-
кать и экспериментировать, нужно со-
вершенно ‘точно знать, что ты ищешь,
в противном же случае легко ска-
титься к пресловутому «новаторству
для новаторства».
а

От Ю. Келдыша, одного из руково-

дителей музыковедческой комиссии,
	участники пленума ожидали конкрет-
ного и теоретически квалифицирован-
ного выступления. Однако он, по су-
ществу, лишь перечислил несколько
творческих проблем, но ни одну из
	них не развил.

В конце своёй речи т. Келдыш
вдруг заговорил об отсутствии среди.
музыкантов реальной базы для раз-
вертывания критики. Кому другому,
ат. Келдышу следовало бы знать, что
беспочвенные жалобы некоторых крн-
тиков на то, что им якобы негде вы-
сказываться, являются He чем изым,
как желанием прикрыть свою теоре-
тическую беспомощность, трусость и
бездеятельность. Разве во воевозмож-
ных комиссиях, секциях ССК нет для
них трибуны? Разве вся наша пресса
не. испытывает большую потребность
в  музыкально-критических  стать-
ях? Подобного рода  высказыва-
ния способны лишь обезоружить и
дезориентировать советских музыко-
ведов и критиков. .

Я

`Бесцветная речь И. Дзержинского
о проблемах советской оперы не
содержала. ни одного конкретного
предложения, ни одной свежей мысли.
„Видный оперный композитор He
оправдал ‘надежд участников плену-
ма, которые ожидали от него проду-
манного выступления по волнующтему
советскую музыкальную обществен-
ность вопросу. Низкий уровень вы-
	ступления И. Дзержинского отмечали
	многие участники пленума.
в

Порочная по своим установкам речь
В. Соловьева-Седого прозвучала. как
анахронизм, как ‘попытка возродить
давно отброшенные эстетские взгля-
ды на лирику: Он долго рассуждал с
трибуны пленума о том, что для него
неясен термин «гражданская, лири-
ка», развязно высмеивал этот актуаль-
ный жанр советской песни и, в кон-
це концов, нашел только двух ком-
позиторов, которые, по его мнению,
могут писать в этом жанре.

Ряд ораторов — И.  Дунаев-
ский и другие — выразили об-
щее мнение, разоблачив вредный по-
литический смысл выступления Со-
ловьева-Седого. В письме, адресован-
ном пленуму, Соловьев-Седой при-.
знал допущенные им, ошибки,

Е oF] .
	О советской массовой песне гово-
рил в своем выступлении И. Дунаев-
ский. Постановление ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба» отметило
векоторые успехи в’ области песен-
ного творчества, Эти успехи несом-
ненны. .

— Однако, — говорит т. Дунаев-
ский, -- композиторы-песенники, оче-
	видно, успокоились на том, что их ра-
	бота была одобрена. Трудно иначе
об’яснить то положение в нашем пе-
сенном творчестве, которое с особой
силой проявилось на пленуме. Все
песни, которые мы ‘слышали здесь,
по сути дела, ничего нового и прин-
циниального в наше. песенное творче-
ство не вносят. .

Песни, которые исполнялись на пле-
нуме, написаны преимущественно мо-
сквичами.  Одвако очень много инте-
ресных песен пишется также в Гру-
sau, Армении, Узбекистане и в. дру-
гих братских республиках. Их мы, к
сожалению, здесь не слышали. Мы
работаем над песней врозь, не инте-
ресуясь состоянием песнетворчества
во всесоюзном масштабе.

Правильно ‘поставлен на пленуме
важнейший вопрос об отходе компо-
зиторов-песенников от генеральных
тем, о их нежелании или неумепии
отразить в своих песнях образы со-
ветских людей — строителей комму-
нистического общества. Мы почти не
слышали геронческих, военных песен,
маршевых песен, песен-плакатов, пе-
сен злободневных, откликающихся на
каждое яркое событие нашей жизни.
Все это в одинаковой степени отно-
сится и к поэтам-песенникам.

— Слишком частое обращение ком-
‘позиторов к Купидону и его любов-
‘ным стрелам, — продолжает т. Ду-
`наевский, — замыкание композиторов

=
в мирке маленьких чувствовании за-
	Пленум правле
	Выступивший в прениях М. Коваль
напомнил собравшимся о том, какой
огромный вред нанесло русской му-
зыке формалистическое направление,
Он рассказал, как всячески игнорироз.
вались композиторы, любящие рус“
скую песню и идущие в своем твор-
честве от русского мелоса, от инто=
нации русской песнй и ее духа. Му-
зыкальные эстеты и гурманы считали
признаком дурного вкуса творить на
простом, понятном для народа. языке,
Поошрялись только  модернистские,
экзотические стилизации ‘типа’ «Пет-
рушки» Стравинского. ‚

Мы располагаем мощным отрядом
русских советских композиторов. Но
не все из них проявляют должную
творческую активность, не все рабо-
тают в полную силу своего дарова-
ния. Если бы ие это обстоятельство,
на пленуме могло быть исполнено
тораздо больше произведений pyc-
ских композиторов. Так, Б. Мокро-
усов еще задолго до пленума написал
очень интересное камерное. произве-
дение на русские темы, которое. под-
верглось критике на прослушивании
в ССК. Композитор должен был вне-
сти ряд исправлений в свое произве-
	дение, но не удосужился это CHC
лать. Не завершил работу над своим
программным ° симфоническим произ-
ведением «Ермак» И. Дзержинский,
хотя к этому у него были все воз-
	можности. Необходимо усилить. твор-
ческую активность наших KOMMO3H-
торов, построить общественную
жизнь в союзе так, чтобы все компо-
зиторы могли в полной мере выяв-
лять свое дарование.

Говоря о симфонии Н. Мясковского
и квартете В. Шебалина, М. Коваль
указывает, что в этих произведениях
есть серьезные сдвиги в сторону
русского реалистического  направле-
ния. Однако подлинной, горячей жиз-
ни русского мелоса в них еще не чув-
ствуется.

Как отрадный факт отмечает
М. Коваль активную работу многих
композиторов над’ произведениями
для оркестров. русских народных ин-.
струментов. В этом жанре имеются
большие достижения. Композиторы
Будашкин, Носов, Туликов, Иванов,
Камалдинов и ряд других создали
образцы‘ настоящей русской музыки.

Далее М, Коваль останавливается
на вопросе чистоты стиля и его роли
в дальнейшем под’еме нашего музы-
кального творчества. Часто очень ин-
тересно задуманные произведения ос-
тавляют неудовлетворительное  впе-
чатление только потому, что авторы
не заботились о сохранении чистоты
стиля. Например, очень ‘убедитель-
ное в ряде своих лирических страниц
произведение Чишко оставляет не-
удовлетворительное впечатление
именно потому, что вопросы чистоты
стиля в нем разрешены недостаточно
	полноценно. В этом. произведении
есть места, ‘находящиеся в полном
противоречии с ощущением нашей
	эпохи. Неудача, постигшая Рождест-
венского в его скрипичном концерте,
об’ясняется той же причиной — от-
сутствием чистоты стиля.

— За последнее время, = указы“
вает М. Коваль, — советские компо-
зиторы создали ряд произведений,
которые, несомненно, будут пользо-
ваться большим успехом у слушатг-
лей. К их числу относятся симфони-
ческая сюита «Солдатские песни»
Л. Книппера, хоры Д. Буглая, Гр. Ло-
бачева и т. д. Однако приходится
констатировать, что народ все еще
` ждет от русских композиторов Ha-
стоящих, убедительных и ярких рус-
ских опер, симфоний и произведений
других жанров музыки,

Е

С болыпим вниманием участники
пленума выслушали содержательное
выступление П. Апостолова, по-
священное военно-героической и па-
триотической теме в музыке.

— Партия, — говорит т. Апосто-
лов, — поставила на повестку дня
широкую всестороннюю пропаганду
идей патриотизма. Это закономерно,
так как обстановка, в которой мы
живем, творим и строим, вовсе не
располагает к тому, чтобы забывать
© постоянной угрозе вражеского на-
падения. Именно поэтому музыкаль-
ные деятели, композиторы, артисты,
вся художественная интеллигенция
должны повседневно воспитывать со-
ветский народ на темах патрио-
тического и военно-героического со-
	держания,
— Здесь, на пленуме, — продолжа-
вт т. Апостолов, — со всей остротой
	и прямотойи надо поставить вопрос ©
том, что год, прошедший со дня опуб-
ликования постановления ЦК ВКГ(б)
о музыке, пока еще не принес ошу-
тимых творческих ^ результатов, тех,
ярких произведений, на которые ар-
мия и весь советский народ вправе
были рассчитывать, которые они с не-
терпением ожидают от композиторов.
Приходится бить тревогу по ‘поводу
состояния и качества композиторско-
го творчества ва военно-патриотиче-
ские темы, в частности в песенной
и маршевой формах.

В заключение т. Апостолов огласил
выдержку из письма солдат и сержан-
тов воинской части, адресованного дея-
телям культуры и искусства. В этом
письме говорится: «Отгремела война.
Изменились и темы произведений ис-
кусства. Стали болыше писать о лю-
дях пятилеток. Такие произведения,
посвященные мирному труду в нашей
стране; нужны советскому народу, а
значит нужны и нам, солдатам Со-
ветской Армии. Но мы в обиде на на-
ших писателей, поэтов и композито-
роз. Они забыли о нас, солдатах мир-
ного времени. Почему при подборе
материалов для солдатской самодея-
тельности приходится пользоваться
материалами военного времени или ма-
териалами, не имеющими никакого от-.
ношения к воинской службе?

Товарищи писатели, поэты, деятели
искусства! Мы не хотим верить, что
вы забыли тех, кто во имя завтраине-
го охраняет сеголняшний день наше
го народа, Мы ждем от вас хороших,
правдивых произведений о жизни Со-
ветской Армии в мирное время».

М. Чулаки в своем выступлении ос-
тановилсея на предстоящих задачах
Союза советских композиторов.

Главным в работе союза и всех со-
ветских композиторов остается борь-
ба с формализмом. Конечно, сейчас
формализм He проявляется в таких
агрессивных формах, как в. прежнее
время, до постановления Централь-
ного Комитета. Шри отборе и прослу-
пивании сочинений для пленума не
встречались такие чрезмерно сумбур-
ные произведения, звучащие, по сло-
вам товарища А. А. Жданова, как бор-
машина или музыкальная душегубка.
Однако проявления формализма еще
дают себя знать в творчестве совет-
ских композиторов.

—: На пленуме не были показаны
программные произведения симфони-
ческой музыки, — говорит т. Чу-
‘лаки, — к созданию которых при-
зывал в своем постановлении Цент-
ральный Комитет партии. Надо ска-
зать, что и в этой области положе-
яне неблагополучно. Дело не в том,
что композиторы почему-либо не со-
	ства композиторов и музыковедов в Период,
истекший со времени постановления ЦК
ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мура-
дели». В концертах пленума было исполнено
150 новых произведений более 100 советских
	Композиторов.
	вредным перегибом, свидетельствую-
шим © настроениях паникеретва, о
неуверенности в твердости своего
пути; такой отказ в известной мере,
приводил бы к разоружению проле-
тариата: на важном. участке создания
действенно-устремленного, правдиво-

Зо СНЫ
	ЧЩ”. УЕ,

технически высококачественного we
	кусства?.

Это настоящий «символ веры» фор-
малистов в искусствознании. Такое
восхваление основоположников И Ли-
деров формализма вряд ли найти да-
же в их собственной литературе. Во-
обще раболепное преклонение перед
всем чужеродным так в’елось В с0-
знание некоторых наших критиков и
искусствоведов, что AO сих пор они
еше не могут избавиться от этой
рабьей привычки.

Для многих наших искусствоведов
все еще не стали научным руководст-
вом в критической деятельности тру-
ды русских революционеров-демокра-
тов Чернышевского, Белинского, До-
бролюбова и замечательных критиков
искусства Крамского и Стасова. Фи-
лософия марксизма-ленинизма, заме-
чательные образцы большевистской
критики, данные нам в трудах
Ленина и Сталина, в выступлениях
А. А. Жданова, — далеко еще не ста-
ла достоянием многих наших искус-‘
ствоведов.

В области искусствознания, эстети.
ки, теории и критики они предпочита-
ют прислушиваться к голосу «непо-
‘трешимых» буржуазных авторитетов.

Критика, оглядывающаяся на За-
пад, накогда не может раскрыть `под-
линный смысл «событий советской
эпохи», выраженных в произведе.
ниях советских ‘художников. Такая
критика никогда и не поймет ни того
изменения, какое произошло в нашем
искусстве, ни самой его сущности. А
она, по словам товарища Молотова,
заключается в следующем: «Подлин-
ное искусство доходчиво и оставляет
глубокие следы в сознании людей, и
поэтому так велико значение тепе-
решнего под’ема в советском искус-
стве для развития успехов в комму-
нистическом воспитании советского
народа». Между тем у нас часто не-
которые критики в оценке нашего
изобразительного искусства сводят
все дело только к проблеме формы, к
вопросу о том, подошли ли мы к тому
мастерству, которым обладали масте-.
ра прошлого

К освоению наслелия мы должны
относиться так, как нас учит больше-
вистская партия: «Мы, большевики,
не отказываемся от культурного на-
следства. Наоборот, мы критически
осваиваём кулвтурное наследство
всех народов, всех эпох, для того,
чтобы отобрать из него все то, что
может вдохновлять трудящихся CO-
ветского общества на великие дела в
к науке и культуре» (А. А. Жда-
нов).

Критике творчества советских
художников нужно учиться у партии,
у ее славных.руководителей, которые.
видят не только наши недостатки и
наше отставание от запросов жизни,
но и высокое достоинство нашего ис-
кусства, его замечательные успехи. В
этой критике нет ни восхваления, ни
заушательства, а настоящая больше-
вистская партийная забота и помощь,
призыв к самостоятельному, партий-
ному решению вопросов искусства.

Советская художественная крити-
ка должна He только связывать
художника с народом, во и побуждать
его к глубокому изучению жизни
народа, страны и всего мира, Глаз
художника видит больше, чем глаз
зрителя, но -глаз критика должен
быть ве менее зорким, чем у хулож-
ника. Стасов, например, не только
критиковал все пошлое, бездушное,
антинародное, но и понимал каждого
художника, композитора, артиста, по-
могал находить для каждого из них.
близкую его творческому складу тему
и сюжет. Являясь в национальном
искусстве идейным знаменосцем, он
горячо и любил и критиковал русских
художников, композиторов «могучей
кучки», талантливых артистов.

Товарищ Жданов, обращаясь ко всем
мастерам искусства, говорил: «Для то-
го, чтобы вы были сильными, вы дол-
жны отбросить прочь со своего пути
все то, что может вас ослабить, и
отобрать лишь такие средства воору-
жения, которые помогут вам стать
сильными и могучими». Партия воору-
жила нас марксистско-ленинским уче-
нием, великий Сталин указал творче-

лизм, народ питает. нас своими жиз-
ненными силами. Перед нами широкие
творческие горизонты и великая цель
создания искусстта социалистическо-
го реализма. Для выполнения этой за.
дачи мы обязаны преодолеть наше от-
ставание от запросов народа и требо-
ваний большевистской партии, оправ-
дать оказанное народом и партией до-
верие.
Выполнение этих задач требует не
только художников нового типа, но и
критиков ленинско-сталинского скла.
ла. :

ский метод — социалистический реа-..
	Более высокому развитию советско-

го изобразительного искусства меша-
ет отставание нашей критики и ис-
кусствознания. Но было бы далеко не
верным говорить, что советская кпи-
тика и искусствознание ничего не соз-
дали. Наоборот, если взять нашу кри-
тическую мысль, наш научный анализ
искусства и взять буржуазную кри-
тику и науку, то ни о каком сравне-
нии говорить не приходится. Наши
критики, за некоторыми исключения-
ми, твердо встали на партийные по-
зиции и уверенно выступают за ли-
нию партии в искусстве.

Проблемы социалистического peas
лизма, русского и. мирового классиче-
ского наследства, а таже проблемы
формы и профессионального mactep-
ства все чаше и чаще ставятся нашей
критикой. Труды наших искусствове-
дов начинают избавляться от схола-
стики, неверных буржуазных полрже-
ний, в них все больше и больше под-
линных научных обобщений.
	На Академию художеств С@6Р
возложены большие задачи. Они за
ключаются в том, чтобы утвердить
превосходство социалистического ис
кусства и социалистической эстетики
над современным буржуазным искусз
ством. Мы обязаны это сделать и еде:
лаем, потому что мы, советские хуз
дожники, критики и искусствоведы;
владеем такой сокровишницей твор-
ческо-теоретической мысли, какой до
нас не мог иметь ня один из худож:
ников пропилого. Эта сокровищняца—
великая марксистско-ленинская ваука
	о партийности искусства,
	 чиняют симфоническую программную   неполноценных, скучных и безэмоци-
музыку, а в том, что формализм еще   ональных образов. _
довлеет над многими из них, в том, зи
что композиторы еше не освободились М. Ашрафи в своем выступленит
окончательно от абстрактного пред-   сетовал на то, что в программах ков:
ставления о музыкальном искусстве.   пертов пленума отсутствовали произ
	М. Чулаки отметил далее ряд недо-
	статков в организации пленума. Про-
грамма концертов пленума была
слишком обширной, поэтому разо-
браться по-настоящему в произведе-
ниях было очень затруднительно.
	В заключение тов. Чулаки 00-
	ратил внимание пленума на опас-
	ность захваливания отдельных произ“
ведений композиторов. В частности
произведение Арутюняна произвело на
участников пленума, справедливо уви-
девших в нем черты нового реалисти-
ческого искусства, отрадное впечат-
	ление. Но можно ли говорить, что это
произведение — образец социалисти-
ческого реализма? Не вскружим ли
мы этим голову молодому автору? Мы
не должны считать это произведение
«потолком» для нашего музыкального
	искусства, Советские композиторы
должны стремиться к высотам рус-
ской музыкальной классики с точки
зрения ее демократизма, ширины идей-
	ного охвата, мелодической красоты и
совершенства фофм.

сетовал на то, что в программах коч-
цертов пленума отсутетвовали произ-
ведения композиторов  феспублик
Средней Азии. Однако он не назвал
ни одного произведения, заслужива-
ющего, по его мнению, быть показан-
ным на пленуме, ограничивитись липть
перечислением того, что написано
композиторами за последнее время.

О работе композиторов, о развитии
	музыкального искусства в нациоваль-
	ных республиках рассказал пленуму
В. Фере. Он положительно оценил
итоги творчества композиторов При-
балтики и республик Закавказья.
Прошедшие недавно <’езды и пле-
	нумы союзов советских композиторов
	в республиках Средней Азии в своих
решениях констатировали серьезное,
неблагополучие в музыкальном твор-
честве композиторов. К такому же вы-
воду пришло и недавнее трехдневное
совещание в Союзе композиторов
СССР, посвященное проблемам музы-
кального творчества в Средней Азии.
Кроме ряда песен и пьес для орке-
стров народных инструментов, здесь
за 10 месяцев не появилось ни одного
хорошего произведения, заслуживаю-
шего быть показаным Ha нынешвем
пленуме.

В. Фере говорил также о низком
профессиональном уровне творчества
ряда национальных композиторов
Средней Азии,
‚ — В высшей степени огорчителен
тот факт, — указывает он, — что 4
М. Ашрафи в-своем творчестве идет
не вперед, а назад. После первой сим-
фонии, удостоенной Сталинской пре-
мии, после второй симфонии, стоящей
уже намного ниже по своему художе-
ственному уровню, он написал канта-
ту, которая свидетельствует о полной
потере композитором  музыкально-
профессионального мастерства. Повы-
‘шение профессиональнюго мастерства
и высокая требовательность к своему
творчеству — вот главная задача, сто-
ящая перед большинством композито-
ров Средней Азии.

Композитор тов. Караев в своем
выступлении отметил, что в центре
внимания пленума стоят принци-
пиальные творческие вопросы, живо
	волнующие = композиторскую  00-
щественность.
— Мы ясно ощутили свежую
	струю в творчестве композиторов,
— говорит К. Караев. — Это обещает
нам в будущем дать могучий поток
реалистической музыки, достойной
нашей великой эпохи.

Одним из основных недостатков в
развитии. музыкального искусства
К. Караев считает заметное  отста-
вание В области оперы и балета, В
создании новых советских опер боль-
шую помощь должны оказать писа-
тели, которые сейчас считают рабо-
ту над оперным и балетным либрет-
то второстепенным делом.

3)

Разбору исполнявшихся на пленуме
произведений посвятил значительную
часть своего выступления А. Шавер-
	  дян. «Кантата о Родине» А. Арутюня-
	на, — говорит он, — произведение
очень радующее. Оно воплотило в себе
лучшие черты современного этапа раз-
вития советской музыки.

Резко критикует т. Шавердян сим-
фонию Левитина «Юность» и ораторию
О. Чишко «Флаг над  сельсоветом».
«Юность» Левитина — произведение
безликое и идейно пустое. Имеющийся
в нем арсенал средств и образов —
идейный, эмоциональный и Стилисти-
ческий —^отнюдь недостаточен для
большого плавания. Неудачна и ора-
тория О. Чишко, созданная по поэме
Недогонова. В оратории образы поз-
мы, по существу, оказались утерян-
ными, и все свелось к сватовству, к
какому-то лубку, психологически и
идейно примитивному, к жанрово-
бытовым деталям. ,

В своем выступлении т. Шавердян
	признал’ справедливой критику его
	плохой работы, как руководителя му-
зыковедческой комиссии Союза со-
ветских композиторов и члена ред-
коллегии газеты «Советское искус-
ство», но в то же время всячески пы-
тался оправдать свою’ бездеятель-
ность ссыдками на «чрезмерную за-
груженность», на свой уже «немоло-
дой» возраст и на другие «об’ектив-
ные» причины, которые, разумеется,
не могли быть приняты всерьез пле-
нумом.

Судя по всему, т. Шавердян не по-
нял всей важности тех участков иде-
ологической работы, которые он дол-
гое время возглавляет и которыми
он должен дорожить, стремясь оп-
равдать доверие советской музыкаль-
ной общественности, выдвинувшей его
на эти ответственные посты. ‘

i ;

Об огромном интересе, который
проявляет наш народ к советскому
‘музыкальному творчеству, говорил
В. Виноградов.

— Если бы наша музыковедческая
комиссия поставила перед собой за-
дачу собрать и обобщить громадный
материал отзывов печати на. поста-
новление ЦК ВКП(б) об опере «Ве-
ликая дружба», то мы могли бы в ре-
зультате этой работы создать труд
«Эстетические взгляды советского на-
рода на музыкальное искусство». Мы
на эту тему могли и обязаны были на-
писать специальную диссертацию, и
она сыграла бы большую практиче-
скую роль в нашей творческой и ор-
ганизационной деятельности.

’ Оценивая положительно произведе-
‚ ние Ф. Амирова (азербайджанские му-
гамы для симфонического оркестра),
т. Виноградов указывает, TO этот
творческий опыт является лишь од-
ним из каналов популяризации фор-
мы симфонической музыки. Аналогич-
ные опыты с творчеством ашугов,
крестьянской песней будут иметь не
меньшее значение. Недостаток про
изведения Амирова, по мнению т. Ви-
ноградова, состоит в том, что компо-
зитор не извлек урока из аналогич-
ных, имевших место в прошлом обра-
боток мугамов У. Гаджибековым и ар-
мянским композитором Н. Тиграня-

ном.

ом
	Как и в некоторых своих прежних
выступлениях на творческих совеща-
ниях, М, Гнесин утверждал, что
«нужно различать формалистическую
направленность, как таковую, и худо-
жественно ценный эксперимент».

К сожалению, подчеркивая важ-
ность художественно-ценного экспе-
	В выступлении Т.  Ливановой
центральное место занимали вопро-
сы оперного ‘творчества. — Если в
симфонии, в непрограммной музыке —
говорит сна, — композитор может
говорить в болышой степени от свое-
го лица и несколько зашифрованно,
если в программной ‘музыке содер-
жание произведения становится бо-
лее понятным и ясным для слушате-
ля в смысле его конкретного рас-
крытия, то в опере необходимо со-
вершенно четко и вместе с тем до-
ступным языком говорить за мно-
гих, говорить “непосредственно и
прямо от лица народа. И это, пови-
димому, дается композиторам осо-
бенно трудно.
	Сложность создания оперы, по
мнению т. Ливановой, заключается
не в организационных трудностях,
хотя и они еще сильно мешают ком-
позиторам, и не только в том, что
нет еще доброкачественных оперных
либретто. Главная причина отстава-
ния оперного творчества в том, что
творческое сознание композиторов
еще не созрело настолько, чтобы во
весь голос говорить не только за се-
бя, а за многих героев, за советский
народ.® Именно в опере наиболее

сильно проявляется индивидуализм
композиторов.
	Неблагополучно положение и в
ряде других жанров русской совет-
ской музыки. У нас есть азербайджан-
ские, грузинские симфонии, симфонии
на еврейские темы, но нет еще рус-
ской симфонии, которая отвечала бы
всем требованиям. Кризис пережива-
ет сейчас и такой великолепный му-
зыкальный жанр, как романс.

Соглашаясь с докладчиком в оцен-
ке состояния музыкальной критики,
т. Ливанова считает, что многие кри-
тики не пишут сейчас из боязни оши-
биться, из желания ° «переждать»,
ссылаясь на трудности перестройки. ,
Резкой критике подвергла т. Ливано-
ва руководителя музыковедческой
секции союза А. авердяна, не
справляющегося со своими обязанно-
стями. Сейчас” композиторы и музы-
коведы разобщены. Они не проявляют
дружных совместных усилий к дости-
жению единой цели. ° .

. A

Речь В. Захарова была посвящена
преодолению формалистических оши-
бок в творчестве композиторов и уст-
ранению причин возникновения этих
ошибок. ,

— Дело в том, — сказал т. Заха-
ров, — что недостаточно  компо-
зитору освободиться в своем твор-
честве от старых взглядов, осудить
старый метод своего музыкального
мышления. Все это надо заменить но-
вым, потому что без нового метода
музыкального мышления, без нового
процесса формирования музыкальной
мысли творить нельзя. Прежде счи-
талось, что чем сложней язык—тем
лучше, чем сложней прием — тем
лучше. Прием был целью. Это отры-
вало композитора от жизни. И не елу-
чайны были разговоры о том, что ком-
позитору, собственно, не нужно спу-.
экаться «на грешную: землю», что ком-
позитор — это такое «возвьипенное»
существо, которое витает в мире зву-.

ков, что ему незачем разбираться в

тонкостях политики страны. Многие
композиторы, сидя в кабинетах, отор-
вались от жизни, от своего народа, от
интересов, которыми живет народ.

В. Захаров призвал композиторов
быть ближе к народу. Это поможет
им поднять свой идеологический уро-
вень ‘и успешно справиться с теми
задачами, которые перед ними поста-
вила ‘партия, `

ei

Основной темой выступления В.
Кухарского была проблема быстрей-
шего создания полноценных совет-
ских опер. В противоположность И..
Дзержинскому, Л. Ошанину и. другим
участникам прений, либо сводившим
этот важнейший и сложный вопрос к
недостатку хороших либретто, либо
пытавшимся создать видимость благо-
получия в области оперного творчест-
ва, т. Кухарский обратил внимание
пленума на главную причину оперно-
го кризиса — недостаточное знание
композиторами жизни современного
советского человека.
	— Если бы мы заявили сейчас, —
говорит он, — что писатели Симонов
или Бубеннов должны за три-четыре
‚месяца написать роман © людях ка-
кого-либо уральского завода или ук-
раинского колхоза, не выезжая 93
Москвы, нас, очевидно, подняли бы
насмех. Но почему-то сиитается со-
вершенно ‘нормальным, если компози-
тор пишет оперу о советских людях,
не выходя из свбего кабинета.
	Эту евою мысль т. Кухарский про:
иллюстрировал на примере оперы.
Мрокофьева «Повесть ‘о настоящем
человеке», кантатно-ораториального
произведения Чишко «Флаг над сель-
советом» и оперы Дзержинского
«Князь-Озеро». Анализ этих произве-
дений позволяет сделать вывод, что
поверхностное копирование сюжетных
ходов литературного произведения
(что опять-таки является следствием
слабого знания действительности) при
полном игнорировании жизненной
правды приводит к схеме, к выхола-
шиванию содержания и появлению
	В Ом т =
ставляют их прибегать к интонациям   кам. Рыло бы непростительным для

a ay
	городской мешанской музыки прош-
лого, интонациям «жестокого» роман-
са, заставляют их вытаскивать из за-
пыленных вундуков пропахиие нафта-
лином пыганско-салонные перепевы и
	нас, если бы после постановления ЦК
партии о музыке мы занимались бы
тем, что дополняли список безжизнен-
ных, посредственных опер и балетов:
созданных в недавнем прошлом, но-
	вылавать их за свежий товар. Поэто-   выми неполноценными произведения-
	му нельзя согласиться с т. Соловье-
вым-Седым, который пытался специа-
	ми.
Т. Хренников выразил свое. несогла-
	лизировать ‘ песенное творчество, ви-
димо, приравнивая профессию’ компю-
зитора ‘к профессии портных, среди
которых имеются различные специа-
листы: брючники, пиджачники, жилет-
ники. К песне это неприменимо.
ловьеву-Седому, как одному из та-
лантливейших мастеров советской пес-
ни, нельзя забывать © Гражданском
долге советского художника. За про-
поведью узкой специализации, в сущ-
ности говоря, кроется идейная и
творческая пустота, которая приводит
к тому, что композитор перестает ви-
деть огромный мир с его ярчайшими,
интереснейшими НЫЕ
=

С большой речью выступил на пле-
нуме начальник Главного управления
музыкальных театров Комитета по
делам искубств при Совете Минист-
ров СССР т. Горяинов.

— Многие композиторы реалистиче-
ского направления,—отметил он,—до
сих пор не приступили к работе над
советской ‘оперой. В большинстве
своем они работают над завершением

сие с т. Горяиновым, положительно
оценившим балет Спадавеккиа «Берег
счастья». Он считает, что примитив-
ное,. драматургически. беспомощное
либретто не дало возможности компо-
зитофу создать HH выпуклых образов
и характеристик действующих лиц,
ни сколько-нибудь ярко развивающе-
гося действия. У Спадавеккиа есть
достаточно данных для того, чтобы
создать полноценное балетное произ-
ведение на советскую тему, во он
должен требовательнее относиться к
выбору драматургического материала
и не пренебрегать помошью и совета-
ми своей творческой организации.
Мы, — говорит тов. Хренников, —
заканчиваем наш пленум, обогащен-
ные опытом, с сознанием OTBeT-
ственной, большой работы, которую
нам предстоит выполнить. Мы долж-
ны сохранить то единство и ощуще-
ние дружбы в разрешении общих для
всех нас задач, которые проявились
в работе нашего пленума. Мы долж-
ны развивать во всей нашей деятель-
вости дух самокритики, который яв-
	ляется мощным двигателем прогрес-
са в любой области нашей жизни.
Нужно, чтобы атмосфера товарище-
ской, принципиальной, непримиримой
	давно уже начатых произведений, ко-
торые по своей теме не отвечают за-
дачам, поставленным перед компози-
торами партией. Они далеки от сов-
ременности. Т. Хренников работает
над оперой «Фрол Скобеев»; М. Ко-
валь перерабатывает оперу «Волк и
семеро козлят» и продолжает работу
над «Графом Нулиным»; Ю. Шапорин
до сих пор не может завершить свою
оперу «Декабристы».

— Правильней было бы, — продол-
жает т. Горяинов, — если бы эта.
группа композиторов ° вместо того,
	Т. Хренников работает   И нелицеприятнон критики стала за-
	AUHOM во всех композиторских орга-
низациях. Мы должны совершенство-
вать на ходу организационные фор-
мы нашей работы, неразрывно связы-
вая их с общими задачами нашего ис-
KYCCTBA.
		чтобы тратить время на завершение   онным вопросам.
	Пленум принял развернутую резо-.
	люцию по творческим и организаци-